В хороводе муз | Музыкальная Фантазия
Саркофаг муз (II в. н. э. Лувр, Париж). Слева направо Клио (со свитком), Талия (с маской в руке), Эрато, Эвтерпа (с духовым музыкальным инструментом), Полигимния, Каллиопа, Терпсихора (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена.
Музы, молю — из толпы многогрешного рода людского
Вечно влеките к священному свету скиталицу-душу.
Из античного гимна
Испокон веков с приходом музы связывались самые прекрасные и самые светлые моменты в жизни — моменты озарения и вдохновения, появления чего-то нового, встречи с мечтой. Почему говорят, что встреча с музой может полностью изменить жизнь? Почему древние поэты и сказители, начиная исполнять свои песни, обращались к музам с просьбой о благословении? Почему древние греки, провожая друзей в дальнюю дорогу или благословляя их на какое-то великое дело или новый шаг, часто говорили: «Иди, и да пребудут с тобой музы!»? И в центре Афин, в Акрополе, всегда существовал храм, посвященный музам, — Мусейон. А первый известный нам историк Геродот называл свои труды именами муз (Клио, Эвтерпа, Каллиопа, Талия) и посвящал им свои документальные записи. Почему поэты эпохи Возрождения давали музам обет верности и служения, а художники XVII, XVIII и XIX веков часто изображали себя рядом с музой? Почему и сейчас мы часто слышим: «если будет вдохновение», «если придет муза»? Кто же они эти таинственные и прекрасные незнакомки, девять сестер, одетые в белоснежные одежды? Только ли ушедший в далекое прошлое красивый миф?
Парнас — обиталище муз. Андреа Аппиани.
«Парнаса жительницы, девы несравненны…»
Музы (в переводе с греческого — «мыслящие») — дочери Зевса «могучегремящего», которому подчиняются все божества Олимпа, все главные принципы во Вселенной, и Мнемосины, богини памяти, покровительницы поэзии, искусств и наук, — олицетворяют все то, что позволяет человеку вспомнить о важном и подлинном, о Вечном.
Муза Каллиопа.
Так, Каллиопа, муза эпической поэзии, изображалась с навощенной дощечкой и стилем — палочкой для писания. Эта муза вызывала в человеке чувство жертвенности, побуждала его преодолеть страх перед судьбой, вдохновляла воинов на подвиги.
Муза Клио.
Клио — муза истории, ее атрибуты — свиток пергамента или скрижаль (доска с письменами). Клио напоминает о том, чего может достичь человек, помогает найти свое предназначение.
Статуя Мельпомены (Эрмитаж)
Муза Талия.
Мельпомена
Муза Полигимния.
Полигимния — муза священных гимнов, веры, обращенной в музыку. Полигимния — это скромность и молитва, обращение ко всему самому дорогому и священному, ее атрибут — лира.
Муза Терпсихора.
Терпсихора, муза танца, открывает людям гармонию между внешним и внутренним, душой и телом. Изображалась она либо с лирой, либо танцующей.
Муза Урания.
Муза астрономии и звездного неба Урания держит в руках небесную сферу и олицетворяет принцип познания, священной тяги ко всему высокому и прекрасному, к небу и звездам.
Муза Эвтерпа.
Атрибут Эвтерпы — флейта, это муза музыки, подсказанной самой Природой, дарующей людям очищение.
Муза Эрато.
И, наконец, у музы любви и любовной лирики Эрато— в руках лира или плектр*. Эрато связана с принципом Великой Любви, дарующей крылья.
Пробуждая в человеке его скрытые силы, музы разными путями ведут его к гармонии и внутреннему порядку.
«Сквозь время пронеся огонь священный…»
Являя собой источник самых прекрасных и возвышенных состояний, музы всегда были связаны с горами и источниками. Они обитали на горе Парнас, у подножия которой бил Кастальский** ключ, и на горе Геликон*** около источника Иппокрены.
Место истечения Кастальского ключа.
Испившего волшебных вод Кастальского ключа музы наделяли вдохновением. Считалось, что они покровительствуют всем тем, кто стремится к прекрасному, но тех, кто осмеливается состязаться с ними, сурово наказывают. Так, Фамирида, сына нимфы Аргиопы, музы наказали за дерзость и гордыню, лишив глаз и голоса. Являясь покровительницами всех служителей искусства, даруя способность пения, игры на музыкальных инструментах и стихосложения, музы не прощают тщеславия. Поэтому одним из главных качеств поэтов и художников древности была чистота помыслов и устремлений, и они всегда просили помощи, благословения и вдохновения у муз, чтобы суметь передать в своих произведениях священные божественные образы. И поэтому музы связаны с принципом очищения души, они являются связующей нитью между божественным и людьми.
Первые литературные упоминания о музах встречаются в произведениях Гомера и Гесиода. Причем не сразу их было девять: Гомер говорит то об одной, то о нескольких музах, но имена их еще неизвестны. В более поздних источниках речь идет о трех музах, которых часто путают с харитами, богинями плодородия, а позднее красоты и радости. Постепенно число муз увеличивается до девяти, становятся известны их имена: Клио, Эвтерпа, Талия, Мельпомена, Терпсихора, Эрато, Полигимния, Урания, Каллиопа.
«Теогония» Гесиода — классический текст о музах. Танцующим хороводом обойдя прекраснейшие горы Греции, омывшись в чистых водах священных источников, своими нежными голосами музы воспевают Зевса и его героические деяния, «песни поют о законах, которые всем управляют, добрые нравы богов голосами прелестными славят». Гесиод благодарит муз за то, что они внушили ему «сладостный дар песнопения», перечисляет их имена и говорит об их благодетельном влиянии на людей:
Блажен человек, если музы любят его:
Как приятен из уст его льющийся голос!
Если нежданное горе внезапно душой овладеет,
Если кто сохнет, печалью терзаясь, то стоит ему лишь
Песнь услышать служителя муз, песнопевца о славных
Подвигах древних людей, о блаженных богах олимпийских,
И забывает он тотчас о горе своем и заботах
Больше не помнит: совсем он от дара богинь изменился.
В «Илиаде» Гомера музы уже связываются с Аполлоном, богом гармонии, божественного порядка и искусства. Они уже поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах и олицетворяют все самое прекрасное, светлое, мудрое, включая искусства, науки и мораль.
Аполлон. Бог искусств и предсказаний.
Перейдя из Пиерии в Дельфы и обосновавшись на Геликоне, музы уже навсегда становятся ближайшими спутницами Аполлона. Поэтому его называют Мусагетом, то есть Музоводителем. На пирах у Олимпийцев он играет на лире в окружении поющих муз, его вдохновительниц. Они символизируют силы, которые сопровождают душу на пути к солнцу, к свету и к истине.
Муз называли также кормилицами и спутницами Диониса, в празднествах которого они участвовали. И поэтому они связаны со священной силой мистического энтузиазма, внутреннего огня и вдохновения, которая позволяет преодолеть все преграды на пути к осуществлению живущей в сердце мечты и рождает способность зажигать все вокруг ее светом.
Сохранились свидетельства о том, что храм, посвященный музам, существовал в Пифагорейской школе. В нем были девять мраморных статуй, а посередине стояла закутанная в покрывало Гестия, хранительница божественного огня; левой рукой она защищала пламя очага, другой указывала на небо. В святилище Пифагора она олицетворяла божественную науку, или Теософию. Окружавшие ее музы носили имена тех наук и искусств, которым покровительствовали. Урания наблюдала за астрономией и астрологией. Полигимния владела наукой потусторонней жизни души и искусством прорицания. Мельпомена представляла науку жизни и смерти. Эти три музы вместе олицетворяли всю космогонию, или небесную физику. Каллиопа, Клио, Эвтерпа символизировали психологические науки — медицину, магию и мораль. Терпсихора, Эрато и Талия заведовали земной физикой, наукой элементов, камней, растений и животных. Так в образах муз перед учениками появлялись все науки, существующие во Вселенной. В этом храме Пифагор давал наставления своим ученикам.
Сафо. Фреска в Помпеях.
Говоря о музах, невозможно не вспомнить Сафо, самую известную поэтессу древней Эллады, жившую во второй половине VII века до н.э. На острове Лесбос, одном из семи священных островов Греции, посвященном Аполлону и Дионису, Сафо основала школу, куда стекались девушки для получения музыкального и поэтического образования со всей Греции, из Малой Азии, с островов Архипелага. Они обучались игре на лире, пению, стихосложению, танцам.
В школе Аристотеля Перипатос тоже был алтарь со статуями муз. Знаменитый Александрийский музей, основанный Птоломеем I, был также посвящен музам.
Мусейоны были еще во многих местах Греции: в Олимпии, Коринфе, Трезене. У римлян соответствующими музам богинями-покровительницами стали Камены («поющие», «предсказывающие»).
На протяжении всей истории Древней Греции, а затем и Древнего Рима, в эпоху средневековья и особенно Возрождения, в последующие времена лучами яркого солнечного света отмечены моменты, когда люди снова и снова обращались к великим принципам девяти муз.
Апполон и музы. Симон Вуэ.
«Вы, о пестуньи Души…»
Музы сопровождали человека во все важные моменты жизни, такие как рождение, смерть, любовь и брак, творчество, выбор пути и предназначения — в моменты, когда решалась его судьба. Они всегда отмечают своим присутствием священные моменты рождения нового.
Представляя собой все науки и искусства, музы символизируют те силы, сокровенные потенциалы, которые сокрыты в человеке и должны пробудиться в течение его жизни. Они связаны со способностью души прикоснуться к Вечности и принести с собой воспоминание о ней, придав ей форму стихов, музыки, гимнов, священных танцев.
Впереди — долгая дорога.
А мы — встречались ли мы в своей жизни с этими таинственными и прекрасными гостьями? И если встречались, то когда?
Может быть, той весной, когда к нам пришла первая любовь, и казалось, что все вокруг расцвело прекрасными цветами, хотя землю еще покрывал снег? Или тогда, когда мы решили, что нашли, наконец-то любимое дело, которым хотели бы заниматься всю жизнь? Тот благословенный момент, когда в нашем сознании возникает первый, еще нечеткий, образ того, о чем или о ком мечтаем, древние греки называли посещением музы. С этого мгновения мечта поселяется в нашем сердце, и мы уже понимаем, что не можем жить без нее. И начинается долгий путь к мечте, путь проб и ошибок, но это и путь к гармонии и свету Аполлона, к встрече с самыми дорогими людьми. И с того самого первого мгновения вдохновения спутницы Аполлона и Диониса не оставляют того, кто эту дорогу выбрал.
Что ж — в добрый путь, и да пребудут с вами музы!
Смотреть на YouTube: Музы
* Плектр — пластинка с заостренным углом, посредством которого извлекаются звуки при игре на некоторых щипковых инструментах.
** Касталия (греч.) — нимфа, дочь речного бога Ахелоя. Спасаясь от преследований Аполлона, Касталия превратилась в источник у горы Парнас — Кастальский ключ, в водах которого очищались паломники, направлявшиеся в Дельфы. Кастальский ключ — источник вдохновения.
*** Геликон— гора в средней Греции (на юге Беотии), где, согласно греческим мифам, обитали музы. На Геликоне находился источник Иппокрены, или Гиппокрены, возникший от удара копыта крылатого коня Пегаса. Поэтому Геликон — это место поэтического вдохновения.
music-fantasy.ru
Хтонические божества | |
---|---|
Земля | |
Категории: Религия и мифология · Боги и богини · Герои и героини · Мифические народы · Мифические существа Портал |
dic.academic.ru
Римские саркофаги. — История красоты
В 101, 102 и 106 залах Нового Эрмитажа также представлены римские саркофаги. В этом посте я покажу не только эти саркофаги, но еще немного расскажу о римских саркофагах, представленных в других музеях.Саркофаг — от греч.sarkophágos, буквально — пожиратель мяса, плотоядный; первоначально – название породы известняка, который добывался близ Accoca, в Троаде, и имел свойство в течение, не более как сорока дней, уничтожать без остатка заключенное в нем тело мертвеца, даже его кости, за исключением зубов. Этот «телопожирающий» камень в древние времена употреблялся в большом количестве для изготовления гробов в тех случаях, когда трупы покойников не сжигались, а хоронились.
Стенка саркофага. Девять муз — покровительниц искусств и наук. Древний Рим. 2 в.
Мрамор. Источник поступления в Эрмитаж: куплена в Риме в 1853 г. Рельеф саркофага, фон которого заполняют пальмы и лавровые деревья, украшен изображениями муз — покровительниц поэзии, искусства и наук. Все девять муз представлены в разных позах, одеты в хитоны и плащи, на головах венки. Образы муз не отличаются от аналогичных женских изображений того времени, но легко узнаваемы по изображенным у них у руках атрибутам.
Впоследствии, в позднейшую эпоху древнегреческой и римской культуры, название «саркофаг» перешло вообще ко всяким гробницам, из какого материала ни были бы они сделаны. Когда распространился обычай погребать покойников, не предавая их огню, римские саркофаги заимствовали свою форму от греческих, а именно получили вид мраморных реже порфировых и др.) ящиков со сходящимися под прямым углом или скругленными вертикальными стенками, с рельефными изображениями на передней и боковых сторонах, относящимися к жизни и деятельности усопшего, или представляющими мифологические сюжеты: эротов, нереид, вакхические сцены, эпизоды из сказаний о богах и героях, преимущественно такие, которые выражают идеи о скоротечности человеческой жизни и о загробном существовании. Саркофаги помещались у стен или в нишах гробниц. Крышка саркофага имела горизонтальную или наклонную поверхность, и выполнялась в форме ложа триклиния, на котором возлежала статуя покойного.
Стенка саркофага. Сцена из мифа о Фаэтоне Древний Рим. 2 в. Мрамор. В Эрмитаж поступил
из управления Петергофского дворца-музея в 1929 г. Фаэтон, сын бога солнца Гелиоса, с разрешения отца взялся управлять колесницей солнца, но не справился с огнедышащими конями, уклонился с обычного пути и зажег небо и землю. Юпитер, чтобы спасти мир от гибели, поразил Фаэтона молнией, и тот упал с неба в реку Эридан (современный По).
Вот еще стенка саркофага, повествующего о Фаэтоне Мрамор. III в. Находится в Музее-лапидарии Маффеи в Вероне. На саркофаге справа вверху изображен бог Солнце в короне из лучей; рядом с ним — крылатые мальчики (персонификация ветров), дующие в витые раковины. В средней части справа Юпитер сбрасывает Фаэтона, чье тело устремляется к лежащей мужской фигуре с поднятой рукой (река Эридан), справа от которой сидят плачущие сестры юноши, которые, согласно мифу, были превращены Юпитером в тополя на берегу реки; их слезы, упавшие в реку, стали каплями янтаря. В этом поэтичном завершении мифа отразилась история реки По, по которой до конца I тысячелетия до н. э. балтийский янтарь перевозили в Адриатику.
Рим чрезвычайно богат древнехристианскими мраморными гробницами, лицевые стороны которых носят на себе следы некогда бывшей на них раскраски или позолоты. Главная сторона римских саркофагов, как правило, подразделена на компартименты и украшена рельефами таким образом, что все свободное пространство занято симметричными изображениями. В середине часто помещаются главные изображения или же поясные портреты умерших в круглом обрамлении, по углам — соответствующие друг другу здания, деревья, парадные седалища или декоративные фигуры. Изображения нередко следуют одно за другим без перерыва, так что границы отдельных сюжетов определяешь скорее умом, чем глазом. Но часто рельеф расчленен в вертикальном направлении, обычно по средством аркад, а иногда деревьев; нередко встречается и горизонтальное расчленение, дающее два яруса изображений. В выполненных высоким рельефом украшениях послеконстантиновских саркофагов все еще заметны отголоски античного искусства. Крылатые маленькие гении держат круглые рамы портретов; Амур обнимается с Психеей; «Соль» и «Луна» (солнце и месяц) царят на небе.
Римские саркофаги в поздней античности и Средневековье использовали вторично для христианских захоронений. Этим объясняется их многочисленность — они избежали участи античных статуй, которые пережигали на известь для строительства церквей и дворцов. Рельефный декор римских саркофагов, состоящий из языческих мотивов, переосмысливали согласно христианской символике: шишка пинии выражала надежду на продолжение жизни в загробном мире, изображение крылатой богини победы Виктории посчитали фигурой Ангела-хранителя, эротов — гениями, воплощениями души покойного.
Среди римских саркофагов, дошедших до нас в значительном количестве, встречаются замечательные по художественности своего исполнения, но есть немало и таких, которые интересны единственно по содержанию своих рельефов.
Посмотрим подобные саркофаги из других музеев.
Саркофаг с портретом умершей в медальоне, поддерживаемом летящими Викториями.
Желтовато-белый мрамор. Вторая четверть III в. н. э. находится в Москве, ГМИИ имени А. С. Пушкина. Поступил в 1927 году из имения Барятинских Ивановское. Небольшой прямоугольный саркофаг с рельефными изображениями на лицевой и боковых сторонах. В центре лицевой стороны — медальон с портретным изображением умершей, поддерживаемый двумя летящими Викториями. Под медальоном изображена ваза с фруктами, по сторонам от нее — богиня земли Теллус с рогом изобилия и змеей у ног и бог морей Океан с рулем и морским драконом. Фланкируют композицию два эрота: слева эрот перед цилиндрическим алтарем с женской трагической маской, играющий на двойной флейте, справа эрот с факелом на плече и фонарем в руке. Умершая — молодая девушка со свитком в руке. Ее простая прическа с гладко зачесанными волосами, ниспадающими на плечи и приподнятыми на затылке. Черты лица переданы небрежно, уши и глаза посажены несоразмерно высоко: очевидно, портрет был исполнен другим, менее умелым мастером, чем остальной декор.
Передняя стенка саркофага с портретом покойного мальчика в круглом медальоне. Лунский (каррарский) мрамор. III в. н. э. Рим, Национальный музей дворца Венеции. Из коллекции Маттеи. С 1933 г. — в палаццо Венеция. Портрет покойного мальчика в круглом медальоне, имеющем форму щита, поддерживают крылатые богини победы (Ники или Виктории). Под медальоном — Зевс в облике орла и Ганимед. По краям — четыре эрота (сохранились три), символизирующие времена года. В правом нижнем углу — лежащая фигура Океана. Противоположный угол не сохранился.
Этот саркофаг я уже показывала в посте, в котором рассказывала о саркофаге «Гробница Гомера». Сейчас рассмотрим саркофаг подробнее. Портрет умершего в щите в окружении гениев смерти, Океана, Теллус, Ахилла и Хирона. Белый крупнозернистый мрамор. 2-я пол. III в. Рим, Национальный Римский музей, Термы Диоклетиана. Найден в Риме, на виа Казилина в местечке Торрача в 1946г. Обнаружен во время дорожных работ. Прямоугольный саркофаг, декорированный рельефной сценой, заключенной между двумя горизонтальными листелями. В центре фронтальной стороны расположен щит с бюстом покойного, поддерживаемый двумя летящими крылатыми Гениями с развевающимися одеждами. Их тела удлинены, волосы собраны в мелкие и крупные завитки, проработанные буравом. Орел с раскрытыми крыльями располагается под щитом, будто поддерживая его; рядом полулежат фигуры Океана (слева), бородатого и полуобнаженного, с рулем в правой руке и якорем в левой, и Теллус (справа), полуобнаженной, в венке из колосьев, с рогом изобилия в руках. Композицию ограничивают по сторонам зеркально расположенные группы кентавра Хирона и молодого Ахилла, которого тот обучает игре на лире. Изображенный в профиль Хирон, сидящий на задних ногах (частично перекрытых ногами крылатого Гения), правую руку положил на плечо юноши, а левой указывает на лиру, которую держит Ахилл. Фигура героя обращена к зрителю, голова его слегка повернута в сторону учителя. У него на плечах лишь короткая накидка.
Саркофаг с портретом умершего в раковине, поддерживаемой морскими кентаврами. Белый мрамор. Рим. II в. н. э. Рим, Церковь Сан-Крисогоно. Обнаружен во время раскопок палеохристианской базилики под церковью Сан-Крисогоно в Трастевере (Рим).
Снова — саркофаг из Эрмитажа. Саркофаг-стригилато. Древние римляне украшали свои саркофаги рельефами и очень часто — изогнутыми резными украшениями, которые называются strigilato от strigil — стригиль, дважды изогнутый инструмент, которым с тела счищалось масло или пот.
Еще один саркофаг-стригилато. Мрамор. 2-я пол. III в. Рим, Капитолийские музеи, Новый дворец, Внутренний двор. Найден в Риме, катакомбы Св. Себастьяна, 1744. Дар папы Бенедикта XIV, 1745.
Битва амазонок. Мрамор. Стенка саркофага. III в. Рим, Ватиканские музеи, Музей Пия—Климента, Октагональный двор. В центре — Ахилл в шлеме, умирающая Пенфесилея
Саркофаг с дионисийскими сценами. Мрамор белый, желтоватый на поверхности. Ок. 210 г. н. э. Москва, ГМИИ имени А. С. Пушкина. Поступил в 1925 году из имения Уваровых Поречье под Можайском; куплен графом С. С. Уваровым в 1843 году во Флоренции; ранее принадлежал роду Альтемпс. Зафиксирован в Риме в начале XVII века; вероятно, был найден в раскопках.
Саркофаг овальной формы, несколько расширяющийся кверху. Украшен рельефами со всех сторон, фигуры переднего плана на уровне голов приобретают характер круглой скульптуры, фигуры второго плана исполнены в низком рельефе. Львиными масками-протомами композиция членится на четыре части — две прямые продольные и две скругленные боковые. В центре одной из продольных сторон представлен миф о нахождении Дионисом брошенной Тесеем Ариадны. Молодой обнаженный Дионис, или Вакх, в плаще, ниспадающем со спины, в виноградном венке, с тирсом остановился перед спящей Ариадной (лицо ее осталось незаконченным), на которую ему указывают сатир, козлоногий пан и эрот с факелом. С другой стороны Ариадну пытается разбудить маленький сатиренок. За Вакхом-Дионисом помещены фигуры пантеры, сатира в гирлянде из фруктов, и под львиной маской — сцена извлечения занозы сатиром из ноги пана.
В центре противоположной стороны — Вакх в длинном хитоне с рукавами, в шкуре пантеры, с виноградным венком и канфаром в руке. Справа от него — опьяненный Геракл, которого пытается приподнять с ложа, застланного львиной шкурой, пан, на Геракла указывает рукой сатиренок. Слева от Диониса стоит пожилой задумчивый силен в гиматии с пустым канфаром в руке. Рядом с ним сидит на земле женщина, протягивающая руку к канфару Диониса. Это, очевидно, изображение Ариадны, соединяющей в себе также и черты матери Диониса Семелы.
На скругленных сторонах саркофага представлены пляшущие менады и сатиры с дионисийскими атрибутами. Среди них со стороны Геракла выделяется фигура обнаженного пожилого силена в венке, с головной повязкой, с жезлом, аналогичным жезлу Диониса, с пустым канфаром в руке. Выражение его лица задумчиво и сосредоточенно. Это переживший дионисийскую метаморфозу Геракл. Рядом с ним — Ариадна-Семела.
На последок два рисунка Пиранези, на которых изображены саркофаги.
http://slovari.yandex.ru/~книги/Словарь%20изобразительного%20искусства/Римская%20скульптура,
http://www.wikiznanie.ru/ru-wz/index.php
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=3757
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=3769
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1286
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1621
http://ancientrome.ru/art/artwork/img.htm?id=1399
http://www.verman-art.ru/rimskie-sarkofagi-5.html
bellezza-storia.livejournal.com
Девять муз и их атрибуты
Пока есть время, буду делать посты из серии «напишу, чтобы самой лучше запомнить». Первый пост будет на возвышенную тему — Музы и их атрибуты.Для начала — замечательная цитаты из Ломоносова: «Музы не такие девки, которых всегда изнасильничать можно. Они кого хотят, того и полюбят» (прочитала у Е.Анисимова в «Императорской России»).
Римская мозаика с изображением девяти муз с их атрибутами
Calliope / Каллиопа — муза героической поэзии, с греч. «прекрасноголосая»
Атрибуты – золотая корона как знак главенства над другими музами, дощечка или свиток, грифельная палочка, с 17 века – книга, на ней может быть написано «Илиада», «Одиссея» или «Энеида».
Дж.Фаньяни
Дж.Бальоне
римская мозаика
Clio / Клио — муза истории, с греч. «делающая знаменитым»
Атрибуты – лавровый венок, папирусный свиток и грифель, иногда – шкатулка для свитков, иногда книга, с 17 века – на книге может быть написано «Геродот» или «Фукидид»
Фрагмент картины Вермеера «Искусство живописи», модель в образе Клио.
Erato / Эрато — муза лирической поэзии, любовных песен, с греч. «любимая»
Атрибуты – тамбурин, лира, виола, реже — треугольник.
правда тут шар в руках только отдаленно напоминает тамбурин
Портрет Марии-Антуанетты в образе Эрато, Я.Гуттенбрюнн
Melpomene / Мельпомена — муза трагедии, «прославляющая песнями»
Атрибуты – венок из плюща, трагическая маска, в руках может держать палицу или меч как символ неотвратимости наказания человека, нарущающего волю богов.
а вот тут ни меча, ни маски
Urania / Урания — муза астрономии и звездного неба, с греч. «небесная». Ее узнать проще всего, ее атрибуты – небесная сфера и циркуль, с 17 века может быть изображена в полумесяце из звезд.
Polyhymnia / Полигимния — муза священных гимнов, с греч. «много гимнов»
Атрибуты – свиток в руках, часто с музыкальными инструментами – чаще портативный орган, иногда лютня или другой инструмент.
Дж.Бальоне
Euterpe / Эвтерпа — муза лирической песни, с греч. «дающая наслаждение»
Атрибут – флейта.
Terpsichore / Терпсихора — муза танца, с греч. «удовольствие в танце»
Атрибуты – изображалась увенчанной венком, с виолой, лирой или с другим струнным инструментом, с 17 века часто изображали с арфой;
Жан-Марк Натье, «Терпсихора»
Thalia /Талия — муза комедии и легкой поэзии, с греч. «праздничная, цветущая»
Атрибуты — комическая маска, венок из плюща на голове.
Жан-Марк Натье, «Талия»
Дж.Бальоне, «Талия»
nle2004.livejournal.com
Музы — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Музы (др.-греч. μοῦσα, мн.ч. μοῦσαι — «мыслящие») — богини в древнегреческой мифологии[1], дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери богини Гармонии[3], живущие на Парнасе — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»).
Одно из первых упоминаний муз в большой литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV: 60).
Девять покровительниц-муз
Видео по теме
Эпитеты муз
- Аониды[4]. Топоним, указывающий на беотийское происхождение трёх (или четырёх) муз искусства.
- Пиериды[5]. По одной версии, топоним, от местечка Пиерия вблизи Олимпа, где музам впервые начали поклоняться фракийцы. По другой версии, эпитет происходит от имени легендарного царя Пиера, фракийца, поселившегося в Беотии и установившего культ муз в Феспиях (город не сохранился).
- Эагри́ды (греч. Οιαγρίδες). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром. Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина. У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом[6].
- Пермесские сестры[7]. См. Вергилий. Буколики VI 64 (река Пермес)
- Илисиады. По жертвеннику на берегу Илиса[8].
- Пимплеиды[9].
Старшие музы
Иногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11].
Музы Алоадов
Согласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.
Дельфийская версия
По изложению у Плутарха представлений жителей Дельф[19], три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:
- Гипата (англ.) («Верхняя», то есть верхняя струна, чей звук был самый низкий), покровительствует сфере неподвижных звёзд (звёздного неба).
- Меса (англ.) («Средняя»), покровительствует сфере планет.
- Нета, или Нэта (англ.) («Крайняя», самый высокий звук), покровительствует подлунному миру.
Дочери Аполлона
По Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].
- Либо старшие музы — дочери Зевса второго: Телксиопа, Аэда, Арха, Мелета[21]. Названия Аэде и Архе носят XLI и XLIII спутники Юпитера.
- О старших музах, рождённых от Крона, говорит Мусей[22].
Списки муз по другим вариантам
Согласно Кратету, муз было восемь[11], по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло).
Согласно Цецу
Цец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а ещё семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа[23]. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера.
Согласно Эпихарму
Согласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера[24].
Девять Пиерид
Девять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение синонима слова «Музы» — Пиериды.
От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые.
Другие имена муз
Музы в литературе
Им посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты).
В астрономии
В честь муз назван астероид (600) Муза, открытый в 1906 году.
Примечания
- ↑ Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.177-179, Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.2. С.417-418
- ↑ Евмел, фр.16 Кинкель = Климент. Строматы VI 11, 1; Климент. Протрептик 31, 1, из Алкмана; Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека I 3, 1 далее; Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
- ↑ Еврипид. Медея 832
- ↑ Овидий. Метаморфозы V 333
- ↑ Пиндар. Олимпийские песни X 96; Пиф. I 14; X 65; Еврипид. Медея 831
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 4, 3
- ↑ Комментарий Н. Старостиной в кн. Вергилий. Собрание сочинений. СПб, 1994. С.423
- ↑ Павсаний. Описание Эллады I 19, 5
- ↑ Любкер Ф. Реальный словарь классических древностей. М., 2001. В 3 т. Т.3. С.92
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 2
- ↑ 1 2 3 Арнобий. Против язычников III 37
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 7, 1
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 4
- ↑ Схолии к Парфению Алкмана // Фрагменты ранних греческих философов. Ч.1. М., 1989. С.80
- ↑ 1 2 Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
- ↑ Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2; Цицерон. О природе богов III 54
- ↑ Цицерон. О природе богов III 54; Павсаний. Описание Эллады IX 29, 2
- ↑ Орфика, фр.203 Керн
- ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 4, см. также примечания И. И. Ковалёвой в книге: Плутарх. Застольные беседы. Л., 1990. С. 473
- ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.194
- ↑ Цицерон. О природе богов III 54
- ↑ Мусей, фр.2 Керн = Схолии к Аполлонию Родосскому. Аргонавтика III 1
- ↑ Цец. Комментарий к Гесиоду. Труды и дни 23 // Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
- ↑ MUSES : Greek goddesses of music poetry & the arts; mythology; pictures : MOUSAI, MUSAE, MUSE
- ↑ 1 2 3 4 Примечания И. И. Ковалевой в кн. Плутарх. Застольные беседы. М., 1990. С.472
- ↑ Плутарх. Застольные беседы IX 14, 7
См. также
Ссылки
wiki2.red
Опубликовать | скачать Реферат на тему: План:
ВведениеСаркофаг муз (II в. н.э. Лувр, Париж). Слева направо: Каллиопа (со свитком), Талия (с маской в руке), Терпсихора, Евтерпа (с духовым музыкальным инструментом, Полигимния, Клио, Эрато (с кифарой), Урания (с жезлом и глобусом), Мельпомена (с театральной маской на голове) Му́зы (греч. Μοῦσα — мыслящие) — в древнегреческой мифологии[1] дочери бога Зевса и титаниды Мнемосины[2], либо дочери Гармонии[3], живущие на Парнасе богини — покровительницы искусств и наук. От муз происходит слово «музыка» (греч. прилагательное μουσική, подразумевается τέχνη или ἐπιστήμη), первоначально обозначавшее не только музыку в нынешнем смысле, но любое искусство или науку, связанные с деятельностью муз. Музам посвящались храмы, которые назывались мусейонами (от этого слова и произошел «музей»). Одно из первых упоминаний муз в литературе находится в «Илиаде» и «Одиссее» (XXIV 60). 1. Девять муз2. Эпитеты музЭагри́ды (греч. Οιαγρίδες). Эпитет, указывающий на их связь с фракийским царём Эагром. Последний, по одной из версий, был супругом Каллиопы и отцом Орфея и Лина. У латинских поэтов прилагательное «эагрийский» (Oeāgrius) — это и орфический и фракийский. Они странствовали вместе с Дионисом[4].
3. Старшие музыИногда говорят, что муз было три[10] (таково мнение Эфора[11]). Алкман называет муз дочерьми Урана и Геи[12]. Согласно Мимнерму, дочери Урана[13] и Геи[14]. Мнасей из Патр также указывал, что музы были дочерьми Урана и Геи, и их было четыре[11]. 3.1. Музы АлоадовСогласно Павсанию, старшие музы: Мелета, Мнема и Аэда, поклонение которым установили Алоады[15]. У Аполлодора нет старших муз.
3.2. Дельфийская версияПо изложению у Плутарха представлений жителей Дельф[19], три музы связаны с тремя частями космоса, которые находятся в гармоничном соотношении между собой. Назывались именами (струнами) Полной системы (полного звукоряда) греков:
3.3. Дочери АполлонаПо Евмелу Коринфскому, дочери Аполлона: Кефисо, Аполлонида и Борисфенида[20].
4. Списки муз по другим вариантамМуза на оригинальной марке России, 1993 Согласно Кратету, муз было восемь[11], по Миртилу из Мефимны — семь либо девять (см. Мифы островов Эгейского моря, про Мегакло). 4.1. Согласно ЦецуЦец называет девять муз: Терпсихора и Эвтерпа совпадают с Гесиодом, а еще семь носили имена Гелика, Дия, Евника, Каллихора, Фелксиноя, Энкелада, Энопа[23]. Именем Фелксинои назван XLII спутник Юпитера. 4.2. Согласно ЭпихармуСогласно Эпихарму, их было семь, и звали их Нейло (Нило), Тритона, Асопо, Гептапора, Ахелоида, Типопло и Родия. Это дочери Пиера[24]. 4.3. Девять ПиеридДевять дочерей Пиера состязались с музами, проиграли и были превращены в птиц. Этот миф объяснял происхождение антонима слова «Музы» — Пиериды. От этого слова происходит название рода красивоцветущих кустарников Пиерис (Pieris) из семейства Вересковые. 4.4. Другие имена муз
5. Музы в литературеИм посвящены XXV гимн Гомера и LXXVI орфический гимн. Им посвящена пьеса Софокла «Музы» (не дошло ни одной строки). Гимн «Музе» написал Месомед Критский (сохранились его ноты). 6. Музы в изобразительном искусствеПарнас — место обиталища муз. (Станца Рафаэля)Примечания
Данный реферат составлен на основе статьи из русской Википедии. Синхронизация выполнена 10.07.11 19:46:02 Похожие рефераты: Музы (альбом). Категории: Боги по алфавиту, Древнегреческие богини, Музы. Текст доступен по лицензии Creative Commons Attribution-ShareAlike. |
wreferat.baza-referat.ru
Мифология — Мифы о музах | Мельпомена | Терпсихора | Эрато | Урания | Клио | Полигимния | Каллиопа | Талия | Евтерпа | Сирены
МУЗЫ
Зевс и Мнемозина. — Отличительные признаки Муз. — Место пребывания Муз. — Дочери Пиэра. — Музы — победительницы Сирен.
Зевс и Мнемозина
Музы первоначально были не что иное, как воодушевляющие нимфы источников. Музы одаряли людей поэтическим талантом и научали их ритмическому размеру в стихах.
Число Муз также подвергалось изменениям. Вначале упоминается только о трех Музах: Мелета — размышление, Мнема — память и Аэда — песня. По древнегреческому поэту Гесиоду, их девять сестер, все Музы — дочери Зевса и Мнемозины (богини памяти).
Музы родились у подножия Олимпа, это прекрасные девы, сердца их чисты и девственны. У Муз дивные голоса, и они поют на пирах богов гармоничные песни, увеселяя богов. Музы поют также о божественных обязанностях обитателей Олимпа и о великих, непреодолимых законах природы. Музы вдохновляют поэта и влагают песни в его душу.
«Когда эти дочери великого Зевса хотят наделить смертного талантами, они, лишь только избранник их родится, начинают кормить его нежной небесной росой, и из уст его льются слова сладкие, как мед» (Гесиод).
Музы любят и покровительствуют поэтам и певцам, которые признают, что только Музам они обязаны своими талантами, и наказывают дерзких, воображающих, что могут состязаться с Музами в пении.
Музам воздавались большие почести, и культ их был распространен повсюду. Для того чтобы понять, почему Муз так почитали, надо вспомнить, что в древние века поэзия являлась могущественным фактором цивилизации.
Отличительные признаки Муз
Впоследствии распространили влияние Муз на все отрасли искусства и наук; каждой из Муз отвели определенный круг деятельности и каждой придали особенные отличительные атрибуты.
- Клио, Муза истории, изображалась со свертком пергамена в руке.
- Каллиопа, Муза эпоса, в мечтательной позе держит в руках навощенные дощечки и острую палочку (stylos, стиль).
- Трагическая маска, вакхический венок, котурны — вот отличительные признаки Мельпомены, Музы трагедии. Иногда Мельпомене придают атрибуты Геракла для выражения ужаса, а вакхический венок должен напоминать, что трагедии разыгрывались впервые на празднествах Вакха (Диониса). В Лувре находится прекрасная античная статуя Мельпомены.
- Терпсихора — Муза танцев. Терпсихора увенчана лаврами и ударяет по струнам большой лиры вроде арфы, оживляя и вдохновляя этими звуками танцующих.
- Комическая маска, венок из плюща, пастуший посох, тимпан (род гуслей) — обычные атрибуты Талии, Музы комедии и буколической поэзии.
- Эрато — Муза любовной поэзии. Эрато держит в руках легкую, небольшую лиру. Очень часто рядом с Эрато изображали Эрота (Амура).
- Эвтерпа изображалась всегда с флейтой. Эвтерпа — Муза лирической поэзии и музыки.
- Полимния, или Полигимния, — Муза красноречия и гимнов. У Полимнии нет никаких атрибутов, но ее легко узнать среди ее сестер по задумчивому взгляду и по тому, что Полимния опирается о скалу.
- Наконец, Урания — Муза звездоведения (астрономии). У ног Урании находится глобус, а в руках палка-радиус, который употреблялся древними астрологами для указывания звезд, видимых на небесном своде.
Место пребывания Муз
Первоначальный культ Муз явился у древнего племени фракийских певцов, которые жили в Пиэрии, у Олимпа, а затем переселились в Беотию, близ горы Геликон. Эта гора, как и Парнас, была любимым местом пребывания Муз. Там находились прекрасные тенистые рощи, прохладные пещеры и прозрачные источники Аганиппа и Гиппокрена, посвященные Музам.
На многих античных памятниках искусства Аполлон изображается в сопровождении девяти Муз. Этот же сюжет часто воспроизводится художниками эпохи Возрождения. В Лувре находится известная картина Мантеньи «Парнас», на ней изображен Аполлон, заставляющий танцевать Муз под звуки своей лиры в присутствии Марса, Венеры и Амура.
Рафаэль в своей знаменитой фреске в Ватикане представил Аполлона среди Муз. На картине Джулио Романо бог поэзии сам танцует с Музами.
На римских саркофагах очень часто изображались Музы, так же как и театральные маски, потому что древние смотрели на жизнь как на роль, которую люди играли как бы мимоходом на земле, и тот, кто исполнял хорошо свою роль, попадал на острова Блаженства (Праведных).
Прекрасный саркофаг, известный под названием саркофага Муз, находящийся теперь в Лувре, был открыт в XVIII веке при раскопках вблизи Рима. На нижнем барельефе находится прекрасное изображение девяти Муз с их атрибутами.
Дочери Пиэра
Музы так же, как и Аполлон, не оставляли безнаказанными тех, кто осмеливался с ними состязаться.
У царя македонского Пиэра было девять дочерей, которые так гордились своими музыкальными способностями, что решились вызвать Муз на состязание. Они стали воспевать бой богов с великанами, осмеивая первых за то, что многие из них превратились в зверей, чтобы спастись от страшного Тифаона.
Слыша это, Музы и их спутницы пришли в негодование, но так как нимфы всей страны были приглашены на это состязание, то пришлось и Музам петь. Каллиопа, настроив свою лиру, запела о таинственном похищении Персефоны и о горе Деметры.
|
Нимфы единогласно признали Каллиопу победительницей, но Пиэриды не захотели признавать решения тех самых нимф, которых они же избрали своими судьями, и забылись до того, что пытались ударить божественных Муз.
Кара не замедлила воспоследовать: Пиэриды были превращены в сорок. Сохранив и в этом виде их врожденную болтливость и тщеславие, они стали оглашать леса и поля своими резкими криками.
Этот древнегреческий миф прекрасно характеризует страстность и озлобление соперничавших между собой художественных школ древней Греции.
Музы — победительницы Сирен
У Муз явились также и другие соперницы — Сирены, их называли Музами смерти. На примитивных памятниках искусства Сирены изображались с головой и руками женщины и с туловищем птицы. В последующих же изображениях Сирен представляли в виде женщин с крыльями и лапами птиц. Боги дали Сиренам крылья и факел, когда они отправились разыскивать Персефону.
Сирены славились нежностью и мягкостью голоса, их пение привлекало всех. Сирены проводили большую часть своей жизни, лежа на скалах и принося гибель мореплавателям, которых заманивали своими песнями к подножию этих скал.
Гомер называет Сирен очаровательницами, прельщающими всех мужчин, которые отваживались послушать их пение. «Кто по неосторожности остановится и будет прислушиваться к пению Сирен, тот не увидит больше ни жены, ни возлюбленных детей: Сирены очаруют его своими гармоничными голосами и погубят. Вокруг этих очаровательниц валяются кости и высохшие остовы их жертв» («Одиссея»).
|
Сирены осмелились состязаться с Музами, но были ими побеждены и безжалостно ощипаны. В воспоминание этой победы Музы часто изображались с перьями на голове. Несчастные, ощипанные Сирены кинулись в воду от стыда и горя, — вот, быть может, та причина, почему новейшие художники смешивают их с Тритонидами и изображают их в виде женщин с рыбьими хвостами.
© ЗАУМНИК.РУ, Егор А. Поликарпов — научная редактура, ученая корректура, оформление, подбор иллюстраций, добавления, пояснения, переводы с латинского и древнегреческого; все права сохранены.
zaumnik.ru