Российское общество xvi в служилые и тяглые 7 класс – Trojden | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»: Арсентьев Н. М. — 7 класс

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в. СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ 7 класс

Просмотр содержимого документа
«РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в. СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ 7 класс»

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»

7класс

(§ 9)

ПЛАН.

1) На государевой службе.

2) Крестьянский «мир».

3) Посадские и «гости»

Основные понятия и термины

  • «Служилое» и «тяглое» население.
  • Жалованные грамоты.
  • Община (мир).
  • Заповедные лета.
  • Крепостное право.
  • Урочные лета.
  • Холопы.
  • Слободы.
  • Посад
  • Тягло

Основные даты

  • 1581 г. — введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права
  • 1597 г. — введение урочных лет (пятилетний срок сыска беглых крестьян)

Персоналии

  • Иван III,
  • Василий III,
  • Иван IV

Основной вопрос темы

  • Как формировалось сословное общество в России?
  • Какие факторы влияли на этот процесс?

Что такое сословие?

  • Социальная группа, обладающая правами и обязанностями закрепленными в обычае или законе и передающимися по наследству.

1) На государевой службе.

В XVI веке российское общество делилось на знатные (привилегированные) и незнатные (тяглые/податные) сословия.

1) На государевой службе.

2) Крестьянский «мир».

В XVI в. 95% населения России составляли крестьяне.

2) Крестьянский «мир».

  • Черносошные крестьяне – лично свободные (государственные)
  • дворцовые – принадлежавшие лично государю
  • Владельческие – проживавшие на землях вотчинников и помещиков

2) Крестьянский «мир».

2) Крестьянский «мир».

1581 г. — введение заповедных лет , начало становления в России крепостного права

1597 г. — введение урочных лет .

5-летний срок сыска беглых крестьян

ХОЛОПЫ (полностью зависимые):

  • Кабальные – прислуга вотчинника (челядь, дворовые)
  • Страдники – работавшие на хозяйской пашне
  • Служилые – управлявшие барским хозяйством (тиуны, ключники)
  • Военные – боевые холопы, ходившие вместе с господином в походы.

3) Посадские и «гости».

  • Гости (Купцы) – крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы.
  • Посад — торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города, которое иногда делилось на слободы и сотни.

Купцы и ремесленники проживали в посадах. Среди городского купечества выделились гости. Наиболее известными были Сырковы, Хозниковы,Таракановы, Строгановы.

платят налоги и таможенные пошлины государству

предпринимательство – торговля, организация мануфактур

Прочие «чёрные люди» занимались ремёслами и торговлей, держали мастерские и лавки, платили подати и совместно «тянули» повинности. Вместе с гостями они составляли посадскую общину, выбирали «купеческих старост», заседали в суде у наместников.

Основное податное население города

( платили налоги и несли повинности).

Население города делилось на :

белые черные

Слободы слободы

Черные посадские люди

3) Посадские и «гости»

  • Иван IV практиковал массовые «своды» горожан в Москву.
  • В столицу стягивались купцы и искусные мастера из Великого Новгорода, Твери, Торжка, Великих Лук, Коломны, Ярославля и других городов.
  • В результате этого богатый и предприимчивый слой горожан в провинциальных посадах был ликвидирован, а вместе с ним пришло в упадок и прежнее городское устройство.

Хоромы Строгановых в Сольвычегодске. Рисунок XVII в.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:

В России XVI в. формировалось сословное общество. Но права разных сословий («чинов») не закреплялись юридически; внутри их не было корпоративной сплочённости, как это было в Западной Европе.

В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязанностями по отношению к государству.

Домашнее задание

  • § 9 учебника.
  • Вопросы стр. 75
  • Выучить новые термины стр.75-76

multiurok.ru

Российское общество XVI века. «Служилые» и «тяглые»

В народе встречается поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день». Существует версия, что её корни уходят во времена правления Ивана Грозного, когда существовало право перехода крестьян от одного хозяина к другому. Сделать это можно было за неделю до Юрьева дня, который праздновался 26 ноября, и неделю после него. Юрьев день ассоциировался у многих крестьян с надеждой на светлое будущее. В конце XVI века право перехода отменили. Разочарование крестьян нашло своё отражение в поговорке.

В ходе урока вы узнаете о «служилых чинах» Российского государства, крестьянском мире, жизни посадских людей.

В XVI веке общество Российского государства делилось на знатные и незнатные сословия.

К верхушке знати в начале XVI века относились удельные и «служилые» князья. «Служилыми» называли тех, кто перешёл к русскому царю на службу.

Удельные князья были родственниками государя и владели собственными княжествами. У их были свои бояре, слуги, войско, казна и администрация. Удельные князья могли выдавать жалованные грамоты, которые предоставляли права и льготы монастырям и частным лицам.

По договору с государем удельные князья были лишены права вести самостоятельную внешнюю политику и чеканить монету. В то же время они были представителями московского княжеского дома и могли претендовать на престол. Московские правители прикладывали все усилия, чтобы не допустить удельных князей к власти.

На нижней ступени лестницы «служилых чинов» стояли «дети боярские» или «дворяне городовые». Они создавали свои объединения – служилые «города». Например, «тверичи» или «смоляне». Всем «городом» дворяне отправлялись в военные походы, получив перед этим жалованье. Численность городовых дворян в Российском государстве составляла около двадцати пяти – тридцати тысяч человек.

В случае если дворянин не являлся на смотр войск, у него могли забрать поместье и подвергнуть телесному наказанию. За полученные во время сражения раны или попадание в плен дворянину повышали жалованье, а иногда и увеличивали размер поместья.

Случалось, что дворяне из провинции оказывались на службе в Москве. Однако чины окольничьих и бояр оставались для них недоступными.

Отношения между представителями «государева двора» регулировались местничеством. Например, если боярин Иванов подчинялся боярину Петрову, то дети и внуки Иванова будут находится в подчинении потомков Петрова.

Своё положение постоянно нужно было поддерживать. Если дворянин бежал с поля боя или переходил на службу к правителю другого государства, то этим поступком он ухудшал положение всего своего рода.

В местнических спорах главным судьёй выступал лично государь.

Почти 95 % населения Российского государства составляли крестьяне. Они делились на три категории: черносошные – лично свободные, которые трудились на государство; дворцовые – принадлежали лично государю; владельческие – проживали на вотчинных и помещичьих землях.

Центром крестьянской общины являлось село. В среднем в него входило десять – тридцать дворов. Для сравнения: в деревне было всего около пяти дворов.

Жили крестьяне в избах. Из мебели здесь можно было увидеть в основном лавки и столы.  Посуда была деревянной или глиняной. Высоко ценились металлические изделия. Их даже включали в «духовные грамоты». Так назывались крестьянские завещания.

Крестьянские семьи в среднем состояли из шести – восьми человек. Физическим трудом занимались все члены семьи, включая детей. Мужчины и мальчики работали в поле, занимались починкой дома, заготавливали дрова на зиму.

Женщины и девочки вели домашнее хозяйство, ухаживали за скотом, шили одежду для всей семьи.

Как правило, юноши и девушки рано вступали в брак. Происходило это как только юноша мог сам нести повинности. Холостяков в деревнях не было, так как вести хозяйство в одиночку было невозможно.

Вся жизнь крестьян протекала в соседской общине – миру. До XVII века община включала в себя крупное село и прилегающие к нему деревни. Позднее стали возникать общины, в которые входили жители только одного села.

Община выполняла следующие функции: распределение пахотных земель, пастбищ, лесов и лугов; контроль уплаты податей членами общины.

Старосты решали все возникающие вопросы с местной администрацией и распределяли повинности.

Крестьяне могли перейти от одного хозяина к другому. С землевладельцами они заключали «порядные грамоты» – договоры, в которых определялись основные повинности и обязанности крестьян. Обычный размер оброка составлял четвёртую или пятую часть крестьянского урожая.

Владелец мог на несколько лет освободить крестьянина от оброка или барщины, а также помочь ему деньгами или зерном.

В конце XVI века рост налогов и неурожаи привели к запустению владений дворян. Государству необходимо было сохранить налогоплательщиков и обеспечить рабочими руками поместья. Поэтому в 1581 году ввели заповедные лета – годы, в течение которых в некоторых районах Российского государства запрещался переход крестьян в Юрьев день. Это продолжило процесс законодательного оформления крепостного права.

Были введены урочные лета – срок давности, до истечения которого владельцы крепостных крестьян могли обратиться в суд для возвращения им ушедших крестьян. В 1597 году этот срок составлял пять лет.

Полностью зависимой категорией населения были холопы. К ним относились челядь и дворовые, которые были прислугой вотчинника; страдники, работавшие на хозяйской пашне; тиуны и ключники, управлявшие хозяйством.

В военные походы вместе с хозяином ходили боевые холопы.

Срок работы на господина у холопов был разным. Одни служили пожизненно. Других отпускали после смерти хозяина. А с некоторыми на определённое время заключали договор – ряд.

К концу XVI века в Российском государстве было около двухсот городов. Самым большим из них являлась Москва, в которой проживало сто тысяч человек. Вторым по величине городом был Великий Новгород с населением тридцать тысяч человек.

Для управления городом государь назначал наместников и воевод.

Центром города являлась крепость. Внутри неё находились собор, дворянские усадьбы и хоромы наместника.

Города были разделены на районы – «концы» – которые состояли из улиц и «сотен». Знатные люди и духовенство владели белыми дворами и слободами, освобождёнными от повинностей и уплаты налогов.

В городских посадах жили ремесленники и купцы. Посад – это торгово-ремесленное поселение вне городских стен, которое позднее стало частью города.

Особое место среди купечества занимали гости – крупные купцы, которые вели торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы. Гости платили отдельные от обычных горожан налоги, владели вотчинами, могли выезжать за границу.

Простых жителей городов называли «чёрными людьми». Они занимались ремеслом, держали лавки. Все горожане входили в посадскую общину, которая избирала купеческих старост. Представители посадской общины участвовали в наместническом суде.

Во времена правления Ивана IV в Москву часто переезжали купцы и мастера из других городов. В результате этого богатые и предприимчивые люди оседали в столице, а провинциальные города приходили в упадок.

Давайте подведём итоги.

В XVI веке в России формировалось сословное общество.

Права разных сословий не были законодательно закреплены.

Большое влияние на формирование сословий оказывала государственная власть.

videouroki.net

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в. СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ 7 класс

Просмотр содержимого документа
«РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в. СЛУЖИЛЫЕ И ТЯГЛЫЕ 7 класс»

РОССИЙСКОЕ ОБЩЕСТВО XVI в.: «СЛУЖИЛЫЕ» И «ТЯГЛЫЕ»

7класс

(§ 9)

ПЛАН.

1) На государевой службе.

2) Крестьянский «мир».

3) Посадские и «гости»

Основные понятия и термины

  • «Служилое» и «тяглое» население.
  • Жалованные грамоты.
  • Община (мир).
  • Заповедные лета.
  • Крепостное право.
  • Урочные лета.
  • Холопы.
  • Слободы.
  • Посад
  • Тягло

Основные даты

  • 1581 г. — введение заповедных лет, начало становления в России крепостного права
  • 1597 г. — введение урочных лет (пятилетний срок сыска беглых крестьян)

Персоналии

  • Иван III,
  • Василий III,
  • Иван IV

Основной вопрос темы

  • Как формировалось сословное общество в России?
  • Какие факторы влияли на этот процесс?

Что такое сословие?

  • Социальная группа, обладающая правами и обязанностями закрепленными в обычае или законе и передающимися по наследству.

1) На государевой службе.

В XVI веке российское общество делилось на знатные (привилегированные) и незнатные (тяглые/податные) сословия.

1) На государевой службе.

2) Крестьянский «мир».

В XVI в. 95% населения России составляли крестьяне.

2) Крестьянский «мир».

  • Черносошные крестьяне – лично свободные (государственные)
  • дворцовые – принадлежавшие лично государю
  • Владельческие – проживавшие на землях вотчинников и помещиков

2) Крестьянский «мир».

2) Крестьянский «мир».

1581 г. — введение заповедных лет , начало становления в России крепостного права

1597 г. — введение урочных лет .

5-летний срок сыска беглых крестьян

ХОЛОПЫ (полностью зависимые):

  • Кабальные – прислуга вотчинника (челядь, дворовые)
  • Страдники – работавшие на хозяйской пашне
  • Служилые – управлявшие барским хозяйством (тиуны, ключники)
  • Военные – боевые холопы, ходившие вместе с господином в походы.

3) Посадские и «гости».

  • Гости (Купцы) – крупные купцы, ведущие торговлю с иностранными государствами, а также иноземные купцы.
  • Посад — торгово-ремесленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города, которое иногда делилось на слободы и сотни.

Купцы и ремесленники проживали в посадах. Среди городского купечества выделились гости. Наиболее известными были Сырковы, Хозниковы,Таракановы, Строгановы.

платят налоги и таможенные пошлины государству

предпринимательство – торговля, организация мануфактур

Прочие «чёрные люди» занимались ремёслами и торговлей, держали мастерские и лавки, платили подати и совместно «тянули» повинности. Вместе с гостями они составляли посадскую общину, выбирали «купеческих старост», заседали в суде у наместников.

Основное податное население города

( платили налоги и несли повинности).

Население города делилось на :

белые черные

Слободы слободы

Черные посадские люди

3) Посадские и «гости»

  • Иван IV практиковал массовые «своды» горожан в Москву.
  • В столицу стягивались купцы и искусные мастера из Великого Новгорода, Твери, Торжка, Великих Лук, Коломны, Ярославля и других городов.
  • В результате этого богатый и предприимчивый слой горожан в провинциальных посадах был ликвидирован, а вместе с ним пришло в упадок и прежнее городское устройство.

Хоромы Строгановых в Сольвычегодске. Рисунок XVII в.

ПОДВЕДЁМ ИТОГИ:

В России XVI в. формировалось сословное общество. Но права разных сословий («чинов») не закреплялись юридически; внутри их не было корпоративной сплочённости, как это было в Западной Европе.

В России на формирование сословий решающее влияние оказала государственная власть, поэтому они различались не столько правами, сколько обязанностями по отношению к государству.

Домашнее задание

  • § 9 учебника.
  • Вопросы стр. 75
  • Выучить новые термины стр.75-76

multiurok.ru

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

  • ГДЗ
  • 1 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
  • 2 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Природоведение
    • Основы здоровья
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Человек и мир
    • Технология
  • 3 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык
    • Информатика
    • Музыка
    • Литература
    • Окружающий мир
    • Испанский язык
  • 4 Класс
    • Математика
    • Английский язык
    • Русский язык
    • Немецкий язык
    • Белорусский язык
    • Украинский язык

resheba.me

Trojden | Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

Цели и задачи: познакомить с положением различных представителей российского общества в XVI в., особенностями состава населения российского государства; характеризовать занятия, права и обязанности «служилых» и «тяглых».

Планируемые результаты: предметные: давать определения понятий: гости, «государев иноземец», заповедные лета, посад, тягло, урочные лета; применять приемы исторического анализа для раскрытия сущности и особенностей положения представителей различных сословий в России XVI в.; определять исторические процессы и события во времени; использовать знания о территории и границах, месте и роли России во всемирно-историческом процессе; высказывать суждения о причинах введения крепостного права в России; описывать порядок несения «тягла» в XVI в.; метапредметные УУД — I) коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работая индивидуально и в группе, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов сторон; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 2) регулятивные: формировать целевые установки учебной деятельности; выполнять задания по предложенному алгоритму и делать выводы о качестве проделанной работы; осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач; осуществлять рефлексию своей деятельности; 3) познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи; выделять объекты и процессы с точки зрения целого и частей; строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России; уважительно относиться к людям труда, к культурному и историческому наследию через понимание исторической обусловленности и мотивации поступков людей предшествующих эпох; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах.

Тип урока: урок рефлексии.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний

(Комментированный разбор домашнего задания.)

III. Мотивационно-целевой этап

«Исторические» действия совершаются немногими личностями. Но разве судьба огромной страны может быть понята путем изучения истории только этих людей? Разумеется, нет. Исторические знания будут полными лишь тогда, когда жизнь всякого сословия и людей любой национальности будет известна до мелочей: во что верили, каким законам подчинялись и т. д.

Тема урюка: «Российское общество XVI в.: “служилые” и “тяглые”».

— Как вы думаете, о чем мы будем говорить?

— На какие вопросы нам предстоит ответить?

(Ученики высказывают свои предположения.)

План урока

1. На государевой службе.

2. Крестьянский мир.

3. Посадские и гости.

Проблемные вопросы

— Почему права разных сословий («чинов») не закреплялись юридически?

— Почему в России (по сравнению с Западной Европой) отсутствовала сословная корпоративная сплоченность?

IV. Введение в новый материал

Сегодня нам предстоит познакомиться с положением представителей различных сословий российского общества в XVI в. Как формировалось сословное общество в России? Какие факторы влияли на этот процесс? Эти и другие вопросы мы обсудим с вами на нашем уроке.

V. Работа по теме урока

1. На государевой службе

— Ответьте на вопросы, представленные в начале п. 1 § 9 учебника.

(Ответы учеников.)

— Работая с п. 1 § 9 учебника, графически представьте иерархию «служилых» людей.

(В ходе выполнения задания при консультативной помощи учителя составляется схема.)

(Комментированный разбор задания.)

Вывод. В XVI в. знатные люди должны были свое положение и положение своего рода поддерживать государственной службой.

2. Крестьянский мир

— Какие ассоциации вызывает у вас слово «мир»?

(Ученики называют ассоциации.)

Миром называют какую-либо область жизни. Мы будем характеризовать крестьянский мир XVI в.

(Изучив п. 2 § 9 учебника, ученики отвечают на вопросы.)

— Кто составлял большинство населения России в XVI в.? (Крестьяне. 95% населения России.)

— На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.? (На лично свободных черносошных крестьян, принадлежавших государю дворцовых крестьян и владельческих крестьян, проживавших на землях вотчинников и помещиков.)

— Что являлось центром крестьянской общины? (Село.)

— Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.? (Основное жилище — изба (от 10 до 30м2).)

— Почему крестьянские жилища разных районов страны отличались по конструкции? (В лесных районах избы строили из дерева, в степных, где леса не было, — глинобитные и саманные. На севере избы были с небольшими окнами для сохранения тепла зимой. В центральных районах, где была развита резьба по дереву, окна украшались резными наличниками.)

— Каковы были обязанности крестьянина? (Сельскохозяйственные работы, строительство и ремонт собственного дома, заготовка дров и т.д.)

— Почему крестьяне имели большие семьи? (Большие семьи были необходимы на сельскохозяйственных работах.)

— Чем можно объяснить столь малую продолжительность жизни крестьян в XVI в.? (Тяжелым трудом, отсутствием медицинской помощи.)

— Какие повинности несли крестьяне? (Владельческие крестьяне платили в пользу своего господина натуральный оброк, работали на барской запашке; дворцовые крестьяне обслуживали нужды царского двора; черносошные крестьяне выплачивали подати и выполняли повинности в пользу государства.)

— Какие шаги по закрепощению крестьян предприняло государство? (1581 г. — введение заповедных лет; 1585 г. — введение урочных лет.)

— Чем можно объяснить введение заповедных лет? (Желанием государства сохранить рабочие руки для помещиков.)

— Кто такие холопы? (Полностью зависимый слой населения — прислуга вотчинников.)

(Возможно проведение мини-дискуссии.)

Вопросы для дискуссии

— В чем вы видите достоинства сельской общины?

— В чем вы видите недостатки сельской общины?

Правовое положение крестьян в XVI в.:

— наравне с детьми боярскими могли выступать в суде свидетелями по некоторым делам;

— могли подавать иск о защите своих земельных угодий;

— представители общины присутствовали на суде великокняжеских наместников.

Вывод: К XVI в. крестьяне являются сложившейся социальной группой населения.

3. Посадские и гости

(Изучив п. 3 § 9 учебника, ученики выполняют задания и отвечают на вопросы.)

— Сколько городов насчитывалось в России к концу XVI в.? (Около 200.)

— Кто ими управлял? (Назначаемые царем наместники и воеводы.)

— Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в. (Москва, Тверь, Новгород, Псков, Смоленск и т.д.)

— Опишите правовой статус посадских людей. (Гости платили налоги, владели вотчинами, могли свободно передвигаться. «Черные люди» платили подати и «тянули» повинности. Посадские люди выбирали старост и заседали в суде у наместников, но не имели своего городского суда.)

VI. Подведение итогов урока. Рефлексия

Проверим, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

— Ответьте на вопросы 2—6 к тексту параграфа на с. 75 учебника.

— Составьте предложения со словами рубрики «Запоминаем новые слова» на с. 75, 76 учебника.

(Проверка выполнения заданий.)

Подведем итоги нашей работы. Предлагаю вам оценить изученный материал, используя знаки:

✓ — новая и интересная информация;

! — я думал (думала) иначе;

? — эта информация меня удивила;

x — мне было скучно.

Домашнее задание

1. Прочитать § 9.

2. Выполнить задания 2—5 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем» на с. 75 учебника (на выбор).



trojden.com

Презентация к уроку истории по ФГОС 7 класс (учебник Н.М. Арсентьева)

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку истории по ФГОС 7 класс (учебник Н.М. Арсентьева)»

Вспомните!

  • Сословия — группы людей, которые отличаются по своему правовому положению: их состав, привилегии и обязанности определяются законом.
  • Принадлежность к  сословиям , как правило, передаётся по наследству.

Российское общество XVI в.: «служилые» и «тяглые»

СОШ №12 им. П.Ф. Дерунова

г. Рыбинск

Учитель истории и обществознания

Зеленцова С.В.

План урока:

  • «Служилые» люди.
  • «Тяглые» люди.
  • Оформление крепостного права

Проблемный вопрос

Действительно ли в Российском обществе XVI в. происходило формирование сословий?

Заполните таблицу: «Служилые люди»

Категория служилых людей

Место службы

Служилые по отечеству

Порядок поступления на службу

Служилые по прибору

Вознаграждение

за службу

«Служилые люди»

Категория людей в Русском государстве XV-XVII вв., состоявших на государевой службе. К ним относились члены Боярской думы, дворяне, главы приказов. Это были «служилые люди по отечеству», т.к. их служба передавалась по наследству, а в качестве вознаграждения за службу они получали земельные владения. Кроме них, были «служилые люди по прибору», т.е. по набору из различных слоёв населения. К ним относились стрельцы, пушкари, городская стража и т.д. За свою службу они получали жалованье.

«Служилые» люди

«служилые по отечеству»

«служилые по прибору»

  • Стрельцы
  • Пушкари
  • Городская стража
  • По набору
  • Члены Боярской думы
  • Главы приказов
  • Дворяне
  • Служба по наследству
  • Земельные владения

Сформулируйте определения понятий:

  • Служилые люди по отечеству –
  • Служилые люди по прибору –

Сформулируйте определения понятий:

  • Служилые люди по отечеству – категория людей в Русском государстве XV-XVII вв, чья служба передавалась по наследству. К ним относились члены Боярской думы, дворяне, главы приказов, получавшие в качестве вознаграждения за службу от государства земельные владения.
  • Служилые люди по прибору – категория людей в Русском государстве XV-XVII вв, состоявших на государственной службе по набору из различных слоёв населения и получавших жалованье. К ним относились стрельцы, пушкари, городская стража.

XVI век – деление общества

Знатные

Незнатные

  • Купцы
  • Ремесленники
  • Крестьяне
  • Удельные князья
  • «Служилые» князья

Жители

посадов

Служилые чины

Государев двор

(бояре, окольничие, думные дворяне)

Дворяне московские (служившие в столице)

«Дети боярские» или «дворяне городовые»

(основная масса дворян- помещиков)

Крестьянский мир

Черносошные

Лично свободные,

государственные

Владельческие

Проживали на землях

вотчинников и помещиков

Дворцовые

Лично государю

Холопы

Полностью

зависимые

Тягло

Этапы закрепощения крестьян

  • 1497 г – Судебник Ивана III ( «Юрьев день»)
  • 1550 г. – судебник Ивана IV
  • 1581 г — указ Ивана IV о «Заповедных летах» (заповедь – запрет)
  • 1597 г. – «Урочные лета» – введен 5-летний срок сыска беглых крестьян.

Посадские и гости

  • К концу XVI в. – 200 городов ( Москва, Великий Новгород, Ярославль, Устюг, Вологда)
  • Города районы- «концы» улицы и «сотни»
  • В посадах проживали купцы и ремесленники, среди купцов выделялись гости .
  • Посад — торгово-промышленное поселение вне городских стен, ставшее позднее частью города

Тягло

Повторим

  • Работа в р.т. на печатной основе с. 34.

Домашнее задание:

  • §9
  • Р.т. — задания №1,3,5.
  • Составить рассказ о жизни крестьян в XVI в.
  • Подготовить презентацию «Москва и ее жители в XVI в.» или «Избы русских крестьян».

multiurok.ru

Конспект урока Российское общество в 16 веке:служилые и тяглые


Конспект урока истории 7 класс
урока: «Российское общество XVI в.: “служилые” и “тяглые”».
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование УУД:
Предметные: называть и характеризовать сословия в России.
Личностные: давать оценку местничеству, как феномену, выразить свое отношение к сословному обществу в России в XVI веке.
Метапредметные:
Познавательные УУД: осуществление поиска и выделение информации, структурирование информации, развитие приемов смыслового чтения, выбор критериев для классификации групп населения в России, установление причинно-следственных связей в становлении крепостничества в России.
Коммуникативные УУД: умение взаимодействовать в парах, с учителем,
Регулятивные УУД: формулировать проблему и ставить учебные задачи, осуществление самоконтроля при выполнении поставленных целей.
Личностные УУД: определение своего отношения к сословному обществу и местничеству, ответственного отношения к деятельности на уроке.
Как вы думаете, о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
(Ученики высказывают свои предположения.)
План урока
1. На государевой службе.
2.Крестьянский мир.
3. Посадские и гости.
Проблемные вопросы
— Почему права разных сословий («чинов») не закреплялись юридически?
— Почему в России (по сравнению с Западной Европой) отсутствовала сословная корпоративная сплоченность?
Работа по теме урока в группах
1группа
Работая с п. 1 § 9 учебника, графически представьте иерархию «служилых» людей.
2 группа
Изучив п.2 параграфа 9 ответьте на вопросы
Кто составлял большинство населения России в XVI вНа какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.?
Что являлось центром крестьянской общины?
— Что собой представляло крестьянское жилище в XVI в.?
-Каковы были обязанности крестьянина?
Почему крестьяне имели большие семьи?
-Чем можно объяснить столь малую продолжительность жизни крестьян в XVIв ?—Какие повинности несли крестьяне?
— Какие шаги предприняло государство по закрепощению крестьян?
-Кто такие холопы?
-Какие права были у крестьян?
3 группа
Изучив п. 3 § 9 учебника, ученики выполняют задания и отвечают на вопросы.)Сколько городов насчитывалось в России к концу XVI в.?
Кто ими управлял?
Работая с картой, назовите самые крупные города России XVI в.
Опишите правовой статус посадских людей.
-Что тогда называли белыми слободами?
Выступление групп и подведение итогов
1 группа На государевой службе.
-8705852775585
2група
Крестьянский мир
Кто составлял большинство населения России в XVI в.? (Крестьяне. 95% населения России.)
На какие категории делилось российское крестьянство в XVI в.? (На лично свободных черносошных крестьян, трудившихся на государство, дворцовых(принадлежав

univerfiles.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *