Ревизор гоголь основные герои – Главные герои «Ревизор» характеристика персонажей комедии Гоголя, описания списком

Содержание

«Ревизор» главные герои | KtoiKak.com

«Ревизор» главные герои пьесы Н. Гоголя

Городничий (Антон Антонович Сквозник-Дмухановский), уже постаревший на службе и очень неглупый по-своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен; несколько даже резонер; говорит ни громко, ни тихо, ни много, ни мало. Его каждое слово значительно. Черты лица его грубы и жестки, как у всякого начавшего службу с низших чинов. Переход от страха к радости, от грубости к высокомерию довольно быстр, как у человека с грубо развитыми склонностями души. Он одет, по обыкновению, в своем мундире с петлицами и в ботфортах со шпорами. Волоса на нем стриженые, с проседью.

Анна Андреевна, жена городничего, провинциальная кокетка, еще не совсем не пожилых лет, воспитанная вполовину на романах и альбомах, вполовину на хлопотах в своей кладовой и девичьей. Очень любопытна и при случае выказывает тщеславие. Берет иногда власть над мужем потому только, что тот не находится, что отвечать ей; но власть эта распространяется только на мелочи и состоит только в выговорах и насмешках.

Иван Александрович Хлестаков — чиновник из Петербурга, молодой человек лет двадцати трех, тоненький, худенький; несколько приглуповат и, как говорят, без царя в голове, — один из тех людей которых в канцеляриях называют пустейшими. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно.

Осип, слуга, таков, как обыкновенно бывают слуги несколько пожилых лет. Говорит сурьезно, смотрит несколько вниз, резонер и любит себе самому читать нравоучения для своего барина. Голос его всегда почти ровен, в разговоре с барином принимает суровое, отрывистое и несколько даже грубое выражение. Он умнее своего барина и потому скорее догадывается, но не любит много говорить.

Бобчинский и Добчинский — городские помещики, оба низенькие, коротенькие, очень любопытные; чрезвычайно похожи друг на друга; оба с небольшими брюшками; оба говорят скороговоркою и чрезвычайно много помогают жестами и руками. Добчинский немножко выше и сурьезнее Бобчинского, но Бобчинский развязнее и живее Добчинского.

Ляпкин-Тяпкин, судья, человек, прочитавший пять или шесть книг и потому несколько вольнодумен. Охотник большой на догадки, и потому каждому слову своему дает вес.

Артемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив.

  • Марья Антоновна, дочь городничего.
  • Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ.
  • Иван Кузьмич Шпекин, почтмейстер.
  • Христиан Иванович Гибнер, уездный лекарь.
  • Федор Иванович Люлюков, Иван Лазаревич Растаковский, Степан Иванович Коробкин — отставные чиновники, почетные лица в городе.
  • Степан Ильич Уховертов, частный пристав.
  • Свистунов, Пуговицын, Держиморда — полицейские.
  • Абдулин, купец.
  • Февронья Петровна Пошлепкина, слесарша.
  • Мишка, слуга городничего.

ktoikak.com

Характеристика героев комедии Ревизор Гоголя

Известная комедия Н.В.Гоголя была создана им в начале XIX века.  Читатели были удивлены и потрясены характеристикой героев комедии «Ревизор». Гоголь описал все те негативные черты, которые наблюдал среди чиновников в то время. Описание героев вызывает смех и в то же время грусть.

Иван Александрович Хлестаков – глупый, пустой, рассеянный юноша лет двадцати трех, который работает чиновником в Петербурге. Он любит похвастаться, слова его необдуманные. Но, несмотря на это, Хлестаков очень хитрый. Как-то раз он был в городе N, государственные деятели которого приняли его за ревизора. Хлестаков отлично справляется со своей ролью. Иван одновременно ухаживает за женой городничего и его дочкой. Воспользовавшись положением, он берет в долг деньги у чиновников, а сам уезжает, обманув всех и оставив ни с чем. (Подробнее)

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский – мужчина в возрасте, солидный, грубый взяточник, работает городничим. Одет он так, как подобает настоящему чиновнику: во фрак и ботфорты. Он абсолютно не боится ревизоров, так как легко с ними умеет договариваться. Но в этот раз он опасается проверяющего, потому что ревизора никто в глаза не видел. Постоянно скрывает свое неудачное управление с помощью обмана и взяток. (Подробнее)

Анна Андреевна – супруга городничего, провинциальная красавица, женщина в расцвете сил. Любопытная, немного глуповатая барышня, но зато хорошо управляет мужем.

Марья Антоновна – дочь Антона Антоновича, миленькая девушка 18 лет, красива и наивна. Она неравнодушна к Хлестакову, который так же проявляет к ней чувства и даже делает предложение. После сватовства он раз и навсегда покидает город и оставляет девушку «у разбитого корыта».

Осип – мужчина в возрасте, служит Хлестакову. Он уравновешенный и сообразительнее своего юного господина.

Бобчинский и Добчинский – помещики, невысокого роста, с небольшими животиками. Они не пользуются авторитетом среди горожан, все их призирают, так как они вечно разносят сплетни. Приятели очень быстро разговаривают, при этом постоянно жестикулируя.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья-неудачник, некачественно работает, делает все «тяп-ляп», поэтому его так и прозвали. Около 15 лет он занимает данную должность, но при этом ничего толкового не сделал. Любит охоту, поэтому предпочитает брать взятки щенками, а не грошами, как делают все высокопоставленные чиновники.

Артемий Филиппович Земляника – управляющий больницами. В больницах грязно, не убрано. Пациенты курят прямо в палатах, при этом одеты они в грязные вещи. Медперсонал может поставить не тот диагноз и назначить не то лечение. «На все воля Бога» так они считают.

Христиан Иванович Гибнер – главврач города N, немец по происхождению, он абсолютно не владеет русским языком и поэтому не может выполнять свои должностные обязанности.

Иван Кузьмич Шпекин – почтальон. У него имеется одна плохая привычка, он получает удовольствие от прочтения чужих писем.

Комедия актуальна и по сей день, так как и в современное время можно встретить людей, занимающих высокие должности, напоминающих героев произведения.

Другие сочинения:

Характеристика героев комедии Ревизор

Несколько интересных сочинений

  • Образ и характеристика Алексея Каренина в романе Анна Каренина Толстого сочинение

    Алексей Александрович Каренин — персонаж из романа Анна Каренина Л.Н. Толстого. Каренин родился в небогатой семье. У него также был брат.

  • Описание города Глупов в Истории одного города Салтыкова-Щедрина

    Это небольшой городок с кучей кое-как прилепившихся хижин, теснящихся на асимметричных улицах, разбегающихся вкривь и вкось, которые после дождей становятся непроходимыми

  • Сочинение Зачем человеку нужен язык 5 класс

    Ежедневно общаемся с другими людьми, делимся мыслями, чувствами и событиями, произошедшим в нашей жизни. Мы с самого от начала и до конца дня используем слова практически без перерыва

  • Сочинение Описание картины Ужин трактористов Пластова

    Интересной особенностью является довольно схематичное изображение неба и фонового ландшафта, которые практически не имеют никаких деталей. В частности небо практически однотонно и ровной полоской отделяется синий

  • Сочинение на тему Слово Мир рассуждение

    Понятие слова «мир» обширно и многозначно. Мир – это и вся наша земля, и космос. Это и внутренний, душевный мир человека. Мир – это и образ бытия и всего человечества, и каждой отдельной личности.

sochinite.ru

Герои комедии Гоголя «Ревизор» (Ревизор Гоголь)

Комедия «Ревизор» была написана в 1835 году. Она писалась два месяца. Сюжет комедии подсказал А. С. Пушкин. В 1836 году комедия была поставлена в Александрийском театре. Действие комедии происходит в мрачную эпоху правления Николая I, когда действовала система доноса и сыска. В комедии были вскрыты общественные пороки: взяточничество, казнокрадство, и т. д. Гоголь писал так: «В „Ревизоре“ я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое я тогда знал… и за один раз посмеяться над всеми». События разворачиваются в уездном городе Саратовской губернии в 1831 году. В этом маленьком городе как в любом государстве есть своя юстиция, здравоохранение, просвещение. Во главе каждого учреждения свои чиновники. Самый главный — городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — начальник уездного города. Свою карьеру он начал молодым, с самых низов, и, к старости дослужился до начальника уездного города. Из письма друга городничего мы узнаем, что Антон Антонович — взяточник. Он не считает взяточничество преступлением, а думает, что взятки берут все, только «Чем выше чин, тем больше взятка.» Ревизорская проверка для него не страшна. На своем веку он повидал их много. Но его настораживает, что ревизор едет «инкогнито». Когда городничий узнает, что «ревизор» уже живет в городе вторую неделю, он хватается за голову. В эти две недели была высечена унтер-офицерская жена, на улица грязь. Церковь, на строительство которой были выделены деньги, строиться не начиналась.

Лука Лукич Хлопов — Смотритель училищ. По натуре он очень трусливый. Про себя говорит: «Заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завянул». В училище преподают учителя. Один учитель свое преподавание сопровождал постоянными гримасами. А учитель истории, от избытка чувств ломал стулья.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — судья. Считает себя очень умным человеком, так как за всю свою жизнь прочитал пять или шесть книг. Он заядлый охотник. В его кабинете, над Шкафом с бумагами, висит охотничий арапник. Взятки берет борзыми щенками. Уголовные дела, которые он рассматривал, в таком состоянии, что он сам не мог разобраться, где правда, а где ложь.

Артемий Филиппович Земляника — попечитель богоугодных заведений. В больницах царит грязь и беспорядок. У поваров грязные колпаки, а у больных одежда такая, как будто они работали в кузнице. Кроме того больные постоянно курят. Артемий Филиппович не утруждает себя определением диагноза заболевания пациента и его лечением. Он на этот счет говорит: «Человек простой: если умрет, то и так умрет; если выздоровит, то и так выздоровит». К тому же лекарь Христиан Иванович Гибнер — немец и не говорит по-русски.

Иван Кузьмич Шпекин — почместер. У него есть одна слабость, он любит читать чужие письма. Особо понравившиеся он коллекционирует.

Комедия Гоголя «Ревизор» актуальна и сегодня, так как и в наше время встречаются чиновники чем-то похожие на героев комедии.

www.allsoch.ru

Характеристика героев комедии «Ревизор» Гоголя

Сюжетом для написания комедии послужила история, рассказанная Гоголю А.С. Пушкиным. В ней говорилось об одном господине, оказавшемуся проездом в одном из небольших городов и сумевшему выдать себя за высокого чиновника таким образом, что никто не смог заметить подвоха. Краткое описание и характеристика героев комедии «Ревизор» позволит читателю понять, как выглядели чиновники того времени. С тех пор прошло немало лет, но мало что изменилось. В наших госструктурах довольно часто встречаются чиновники, подобные Хлестакову или городничему, не брезгующие взятками и решающие служебные вопросы в обход закона.

Иван Александрович Хлестаков


Чиновник. Прибыл из Петербурга. Молодой человек приблизительно 23 лет. Недурен собой. Глуп. Умеет приспосабливаться под обстоятельства. Фантазер, витающий в облаках. Завистлив. Врет на ходу, придумывая разнообразные истории. Способен заинтересовать и очаровать. Работа не для него. Хлестаков убежден, что все в жизни зависит от случая. Выпал счастливый билет, воспользуйся им, что полностью подтверждает история, случившаяся с ним в городе, где его ошибочно приняли за ревизора. Насобирав в долг приличную кучу денег, наобещав золотые горы дочери городничего, лже-ревизор успевает вовремя ретироваться из города, оставив чиновников с пустым кошельком, юную леди с разбитым сердцем.

Осип


Прислуживает Хлестакову. Его правая рука. Мужчина в возрасте. Из крепостных. Отличается сообразительностью. Мудр. Умен и хитер. По интеллекту превышает в разы уровень хозяина.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский


Городничий. Мужчина среднего возраста. Женат. Имеет дочь. Солидный. Носит фрак и высокие ботфорты. Привык решать проблемы с помощью взяток и жульничества. Не брезгует азартными играми.

Анна Андреевна


Супруга городничего. Миловидная женщина средних лет. Не прочь пофлиртовать и пококетничать с противоположным полом. Чересчур любопытна. Любит совать нос куда не следует и манипулировать собственным мужем.

Марья Антоновна


Дочь городничего. Юная, наивная девушка, витающая в облаках. Начитанна и образованна. Хорошо воспитана. Совсем неопытна в любовном плане, потому и повелась на сладкие речи Хлестакова, который наобещал ей золотые горы и блестящее будущее, но слова так и остались словами, а жених благополучно уехал из города, бросив несостоявшуюся невесту у разбитого корыта.

Бобчинский и Добчинский


Мелкие помещики. Упитанные мужчины среднего возраста. Болтливы. Разговаривают довольно быстро. Речь дополняют усиленной жестикуляцией. Постоянно сплетничают о горожанах. Стараются держаться друг друга.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин


Судья. Недобросовестно относится к работе. Взяточник. Предпочитает брать взятки не в денежном эквиваленте, а борзыми щенками. Охота его слабость.

Иван Кузьмич Шпекин


Почтальон. Любитель вскрывать на почте письма и прочитывать их вперед адресата.

Артемий Филиппович Земляника


Попечитель богоугодных заведений. Хитрый, плутоватый человек. Неповоротливый толстяк. Безответственно относится к работе. Запустил больницы до ужасного состояния. Всюду бардак и грязь.

Христиан Иванович Гибнер


Главврач. Немец. С русской речью совсем не дружит. Следовательно, не в состоянии нормально лечить пациентов.

Держиморда, Свистунов, Пуговицын


Полицейские. По работе должны следить за порядком в городе, но эта троица любит сама нарушать закон, и если бы не погоны могли запросто оказаться за решеткой из-за многочисленных административных нарушений.

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ…

frigato.ru

Характеристика героев Ревизора — комедии Гоголя сочинение

Хлестаков — главный персонаж комедии Н.В.Гоголя “Ревизор”. Это очень хитрый человек, склонный к жульничеству. Он искусный врун, который получает удовольствие от своих выдуманных историй. В то же время Хлестаков легкомысленен, легко может менять тему разговора, при этом не задумываясь ни о чем. Ему кажется, чтобы добиться чего-то не нужны усилия, достаточно лишь обладать талантом. С каждым днем становится всё больше людей, которых он обманул. При этом герой не испытывает угрызения совести. Ему потребовался короткий срок времени, чтобы с помощью лжи подняться в глазах людей и использовать это себе во благо.

Сквозник-Дмухановский — образ городничего, который хоть и стар, но неглуп и солиден. Несмотря на свои грехи, он пытается замолить свои грехи в церкви. Но при это он не стесняется брать взятки. Убежденный, что Хлестаков является ревизором, герой готов пойти на всё, чтобы угодить. Городничий совершенно не замечает лжи, настолько им овладел страх опростоволоситься. Когда Хлестаков решает жениться на Марии, Сквозник-Дмухановский думает только о том, какая выгода может быть для него. Разоблачение ревизора становится для городничего страшным ударом. Он не может поверить, что кто-то смог его обмануть.

Анна Андреевна — супруга городничего и мать Марии. Она заинтересована только тем, как выглядит её супруг. Женщина очень любопытна и суетлива, много времени проводит в своей комнате, делая всё, чтобы выглядеть лучше. Анна Андреевна имеет власть над мужем и часто насмехается над ним. Когда в доме появляется ревизор, она начинает соперничать со своей дочерью за внимание Хлестакова, ведомая корыстью. За на первый взгляд красивой и образованной женщиной, скрывается лживая натура. Даже в отношении к дочери её характер проявляется не лучшим образом. Она готова пойти на всё, чтобы выглядеть в чужих глазах не тем человеком, которым является.

Марья Антоновна — дочь Анны Андреевны и городничего. Она так же кокетлива, как и её мать. В то же время девушка всего лишь тень чиновницы. Образ Марии немногословен, всё чем она увлечена это наряды людей. Девушка чаще молчит, но при этом начитана. Она замечает ложь Хлестакова, когда тот говорит, что написал «Юрия Милославского». Девушка яркий пример того, как семья готова была пойти на всё, чтобы удачно устроить жизнь дочери. Чтобы убедиться в словах ревизора, она просит посвятить ей стихи. Девушка больше всех переживает душевные страдания, когда выдумка Хлестакова открывается народу.

Осип — слуга Хлестакова, обладающий умом и смекалистостью. Он может высказать критику о легкомысленности хозяина, так как не является преданным. Порой даже осмеливается нравственно учить своего барина. Это не только показывает отношение Осипа к Хлестакову, но открывает истинную сущность героя. Деревенская натура иногда побеждает всё, чему научился герой за время жизни в Петербурге. Осип понимает, что в случае раскрытия обмана ревизора, ему тоже грозит опасность. Именно он дает совет Хлестакову, чтобы тот уехал из города. Так же Осип помогает господину извлечь выгоду из временных привилегий.

Бобчинский и Добчинский — городские помещики. Оба не являются чиновниками. Услышав какую-либо новость, они первым делом бегут о ней доносить каждому жителю. Для них главным удовольствием является всеобщее внимание. Они чувствуют себя героями, ведь всё остальное время к ним не проявляют уважения. Каждый из них пуст душой, что проявляется и в их речи. Для них очень обидно, что они не входят в число чиновников. И Бобчинский, И Добчинский всеми силами пытаются соответствовать обществу чиновников. Они даже несут взятку ревизору вместе со всеми, хотя для них нет никакого толку в этом действии.

Артемий Земляника — попечитель богоугодных заведений, ещё один представитель общества чиновников. У него большая семья, воспитывает пятерых детей. Земляника без угрызений совести может донести на своих коллег вышестоящим людям. Он выдает всех своих коллег, когда приезжает Хлестаков, в надежде занять их место. Желание высоко подняться по карьерной лестнице делает его услужливым. Герой утверждает, что делает всё только из благих намерений. Для больных он старается закупить лекарства подешевле, а если они умирают, то Земляника говорит, что обычному человеку свойственно умирать.

Амос Ляпкин-Тяпкин — судья, который не стесняется брать взятки. Он типичный представитель чиновников города N. Это человек, чья фамилия описывает всю его работу. Он считает себя очень образованным, хотя за всю жизнь им было прочитано не больше шести книг. Амос не испытывает страха перед городничим и даже вступает с ним в споры. Вместо выполнения своей работы, он предпочитает охоту. В его делах сплошной беспорядок, за годы службы Ляпкин-Тяпкин не научился отличать виновного от невиновного. Все построено на удачных знакомствах и взятках. Он очень самоуверенный и может подолгу излагать свои мысли. Амос готов доносить на своих коллег ради выгоды.

Иван Шпекин — начальник почтовый службы, любимым занятием которого является вскрытие чужих писем. Он без угрызения совести читает чужие письма, оправдывая это любопытством и желанием знать, что нового произошло. Он первым узнает о лжи Хлестакова, так как вскрывает его письмо, отправленное другу. Перед ревизором Шпекин появляется в парадном мундире, отвечает кратко и по делу. Иван ведет себя приятно и услужливо. Когда Шпекин давал взятку, то без нахальства интересовался о замечаниях к работе почты. Он играет в комедии роль сыщика, ведь именно благодаря ему все жители города узнали, что Хлестаков простой мелкий чиновник, а не ревизор.

Христиан Гибнер — лекарь, родом из Германии, который не знает русского языка. Незнание языка приводило к тому, что доктор не мог вылечить больных и они умирали. Земляника покрывал деятельность Гибнера, говорил, что простому человеку свойственно умирать. Он утверждал, что они с лекарем делают всё возможное, хотя Гибнер не понимал ничего из того, что говорит Земляника. Он практически не произносит ни слова на протяжении всей комедии, лишь иногда издавая слабый писк. Через образ Гибнера показано, что во всех жителях города N умерла христианская совесть, что каждый увяз во лжи, грехах и взятках.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика героев комедии Ревизор

Популярные сегодня темы

sochinimka.ru

Характеристика героев комедии «Ревизор» Гоголя: описание характера и внешности героев, отношение автора |LITERATURUS: Мир русской литературы

Городничий, его жена и дочь.
Художник П. Боклевский

Гоголь очень старался, чтобы и актеры, и зрители правильно поняли его комедию «Ревизор. 

Для этого автор составил пояснительные материалы к «Ревизору», в которых он разъяснил поведение, характер и внешность героев, а также высказал свое отношение к персонажам.
Ниже представлена характеристика героев «Ревизора», данная самим Гоголем в помощь актерам и читателям.

Цитаты взяты из статей Гоголя «Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору» и «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»».

Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»

Характеристика героев комедии «Ревизор» Гоголя


Хлестаков


«…Хлестаков вовсе не надувает; он не лгун по ремеслу; он сам позабывает, что лжет, и уже сам почти верит тому, что говорит. Он развернулся, он в духе, видит, что все идет хорошо, его слушают — и по тому одному он говорит плавнее, развязнее, говорит от души, говорит совершенно откровенно и, говоря ложь, выказывает именно в ней себя таким, как есть…» «…Хлестаков лжет вовсе не холодно или фанфаронски-театрально; он лжет с чувством; в глазах его выражается наслаждение, получаемое им от этого…» «…У Хлестакова ничего не должно быть означено резко. Он принадлежит к тому кругу, который, по-видимому, ничем не отличается от прочих молодых людей. Он даже хорошо иногда держится, даже говорит иногда с весом, и только в случаях, где требуется или присутствие духа, или характер, выказывается его отчасти подленькая, ничтожная натура. Черты роли какого-нибудь городничего более неподвижны и ясны. Его уже обозначает резко собственная, неизменяемая, черствая наружность и отчасти утверждает собою его характер. Черты роли Хлестакова слишком подвижны, более тонки, и потому труднее уловимы.

Что такое, если разобрать в самом деле, Хлестаков? Молодой человек, чиновник, и пустой, как называют, но заключающий в себе много качеств, принадлежащих людям, которых свет не называет пустыми. Выставить эти качества в людях, которые не лишены, между прочим, хороших достоинств, было бы грехом со стороны писателя, ибо он тем поднял бы их на всеобщий смех. Лучше пусть всякий отыщет частицу себя в этой роли и в то же время осмотрится вокруг без боязни и страха, чтобы не указал кто-нибудь на него пальцем и не назвал бы его по имени. Словом, это лицо должно быть тип многого разбросанного в разных русских характерах, но которое здесь соединилось случайно в одном лице, как весьма часто попадается и в натуре. Всякий хоть на минуту, если не на несколько минут, делался или делается Хлестаковым, но, натурально, в этом не хочет только признаться; он любит даже и посмеяться над этим фактом, но только, конечно, в коже другого, а не в собственной. И ловкий гвардейский офицер окажется иногда Хлестаковым, и государственный муж окажется иногда Хлестаковым, и наш брат, грешный литератор, окажется подчас Хлестаковым. Словом, редко кто им не будет хоть раз в жизни, — дело только в том, что вслед за тем очень ловко повернется, и как будто бы и не он…»
(«Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору», Н. В. Гоголь) 

«…Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора. Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного обратить чье-нибудь внимание. Но сила всеобщего страха создала из него замечательное комическое лицо. Страх, отуманивши глаза всех, дал ему поприще для комической роли. Обрываемый и обрезываемый доселе во всем, даже и в замашке пройтись козырем по Невскому проспекту, он почувствовал простор и вдруг развернулся неожиданно для самого себя. В нем всё сюрприз и неожиданность. Он даже весьма долго не в силах догадаться, отчего к нему такое внимание, уважение. Он почувствовал только приятность и удовольствие, видя, что его слушают, угождают, исполняют все, что он хочет, ловят с жадностью все, что ни произносит он. Он разговорился, никак не зная с начала разговора, куда поведет его речь. Темы для разговоров ему дают выведывающие. Они сами как бы кладут ему всё в рот и создают разговор. Он чувствует только то, что везде можно хорошо порисоваться, если ничто не мешает. Он чувствует, что он в литературе господин, и на балах не последний, и сам дает балы и, наконец, что он — государственный человек. Он ни от чего не прочь, о чем бы ему ни лгать. Обед со всякими лабарданами и винами дал изобразительную словоохотливость и красноречие его языку. Чем далее, тем более входит всеми чувствами в то, что говорит, и потому выражает многое почти с жаром. Не имея никакого желанья надувать, он позабывает сам, что лжет. Ему уже кажется, что он действительно все это производил. Поэтому сцена, когда он говорит о себе как о государственном человеке, способна, точно, смутить чиновника. Особенно в то время, когда он рассказывает, как распекал всех до единого в Петербурге, является в лице важность и все атрибуты и все что угодно. Будучи сам неоднократно распекаем, он это должен мастерски изобразить в речах: он почувствовал в это время особенное удовольствие распечь наконец и самому других, хотя в рассказах. Он бы и подальше добрался в речах своих, но язык его уже не оказался больше годным, по какой причине чиновники нашлись принужденными отвести его с почтеньем и страхом на отведенный ночлег. Проснувшись, он тот же Хлестаков, каким и был прежде. Он даже не помнит, чем напугал всех. В нем по-прежнему никакого соображения и глупость во всех поступках. Влюбляется он и в мать и в дочь почти в одно время. Просит денег, потому что это как-то само собой срывается с языка и потому, что уже у первого он попросил и тот с готовностью предложил. Только к концу акта он догадывается, что его принимают за кого-то повыше. Но если бы не Осип, которому кое-как удалось ему несколько растолковать, что такой обман не долго может продолжаться, он бы преспокойно дождался толчков и проводов со двора не с честью. Хотя это лицо фантасмагорическое, лицо, которое, как лживый олицетворенный обман, унеслось вместе с тройкой Бог весть куда, но тем не менее нужно, чтоб эта роль досталась лучшему актеру, какой ни есть, потому что она всех труднее. Этот пустой человек и ничтожный характер заключает в себе собрание многих тех качеств, которые водятся и не за ничтожными людьми. Актер особенно не должен упустить из виду это желанье порисоваться, которым более или менее заражены все люди и которое больше всего отразилось в Хлестакове, — желанье ребяческое, но оно бывает у многих умных и старых людей, так что редкому на веку своем не случалось в каком-либо деле отыскать его. Словом, актер для этой роли должен иметь очень многосторонний талант, который бы умел выражать разные черты человека, а не какие-нибудь постоянные, одни и те же. Он должен быть очень ловким светским человеком, иначе не будет в силах выразить наивно и простодушно ту пустую светскую ветреность, которая несет человека во все стороны поверх всего, которая в таком значительном количестве досталась Хлестакову…»

«…пустейшим, ничтожнейшим мальчишкой, который даже видом и фигурой не взял, будучи похож на спичку (Хлестаков, как известно, тоненький, прочие все толсты), — быть им обманутым — это не шуточное. Обмануться так грубо тому, который умел проводить умных людей и даже искуснейших плутов!..»

(отрывки из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Городничий Скозник-Дмухановский


«…Одна из главных ролей есть городничий. Человек этот более всего озабочен тем, чтобы не пропускать того, что плывет в руки. Из-за этой заботы ему некогда было взглянуть построже на жизнь или же осмотреться получше на себя. Из-за этой заботы он стал притеснителем, не чувствуя сам, что он притеснитель, потому что злобного желанья притеснять в нем нет; есть только желанье прибирать все, что ни видят глаза. Просто он позабыл, что это в тягость другому и что от этого трещит у иного спина. Он вдруг простил купцов, замышлявших погубить его, когда те предложили заманчивое предложение, потому что эти заманчивые блага жизни обуяли им и сделали то, что в нем очерствело и огрубело чутье слышать положенье и страданье другого. Он чувствует, что грешен; он ходит в церковь, думает даже, что в вере тверд, даже помышляет когда-нибудь потом покаяться. Но велик соблазн всего того, что плывет в руки, и заманчивы блага жизни, и хватать все, не пропуская ничего, сделалось у него уже как бы просто привычкой. Его поразил распространившийся слух о ревизоре, еще более поразило то, что этот ревизор — incognito, неизвестно когда будет, с которой стороны подступит. Он находится от начала до конца пьесы в положениях свыше тех, в которых ему случалось бывать в другие дни жизни. Нервы его напряжены. Переходя от страха к надежде и радости, взгляд его несколько распален оттого, и он стал податливее на обман, и его, которого в другое время не скоро удалось бы обмануть, становится возможным. Увидевши, что ревизор в его руках, не страшен и даже с ним вступил в родню, он предается буйной радости при одной мысли о том, как понесется отныне его жизнь среди пирований, попоек; как будет он раздавать места, требовать на станциях лошадей и заставлять ждать в передних городничих, важничать, задавать тон. Поэтому-то внезапное объявление о приезде настоящего ревизора для него больше, чем для всех других, громовой удар, и положенье становится истинно трагическим…» (отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Судья Ляпкин-Тяпкин


«…Судья — человек, меньше грешный в взятках. Он даже не охотник творить неправду, но велика страсть ко псовой охоте…Что ж делать! у всякого человека есть какая-нибудь страсть; из-за нее он наделает множество разных неправд, не подозревая сам того. Он занят собой и умом своим, и безбожник, только потому, что на этом поприще есть простор ему выказать себя. Для него всякое событие, даже и то, которое навело страх для других, есть находка, потому что дает пишу его догадкам и соображениям, которыми он доволен, как артист своим трудом. Это самоуслажденье должно выражаться на лице актера. Он говорит и в то же время смотрит, какой эффект производят на других его слова. Он ищет выражений…» 

(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Попечитель богоугодных заведений Земляника

«…Земляника — человек толстый, но плут тонкий, несмотря на необъятную толщину свою, который имеет много увертливого и льстивого в оборотах поступков. На вопрос Хлестакова, как называлась съеденная рыба, он подбегает с легкостью двадцатидвухлетнего франта, затем чтобы у самого его носа сказать: «Лабардан-с». Он принадлежит к числу тех людей, которые, только для того, чтобы вывернуться сами, не находят другого средства, как чтобы топить других, и торопливы на всякие каверзничества и доносы, не принимая в строку ни кумовства, ни дружбы, помышляя только о том, как бы вынести себя. Несмотря на неповоротливость и толщину, всегда поворотлив. А потому умный актер никак не пропустит всех тех случаев, где услуга толстого человека будет особенно смешна в глазах зрителей, без всякого желанья сделать из этого карикатуру…»
(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Лука Лукич Хлопов, смотритель училищ


«…Смотритель училищ — ничего более, как только напуганный человек частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что; а потому боится, как огня, всяких посещений и трепещет, как лист, при вести о ревизоре, хотя и не знает сам, в чем грешен. Играющему это лицо актеру нетрудно, ему остается только выразить один постоянный страх…»
(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Почтмейстер Шпекин


«…Почтмейстер — простодушный до наивности человек, глядящий на жизнь как на собрание интересных историй для препровождения времени, которые он начитывает в распечатываемых письмах. Ничего больше не остается делать актеру, как быть простодушну сколько возможно…»
(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Бобчинский и Добчинский


«…создавая этих двух маленьких человечков, я воображал в их коже Щепкина и Рязанцева…»
«…Эти два человечка, в существе своем довольно опрятные, толстенькие, с прилично приглаженными волосами…»
(«Отрывок из письма, писанного автором вскоре после первого представления «Ревизора» к одному литератору», Н. В. Гоголь)

«…два городские болтуна Бобчинский и Добчинский требуют особенно, чтобы были сыграны хорошо. Их должен себе очень хорошо определить актер. Это люди, которых жизнь заключилась вся в беганьях по городу с засвидетельствованием почтенья и в размене вестей. Все у них стало визит. Страсть рассказать поглотила всякое другое занятие, и эта страсть стала их движущею страстью и стремлением жизни. Словом, это люди, выброшенные судьбой для чужих надобностей, а не для своих собственных. Нужно, чтобы видно было то удовольствие, когда наконец добьется того, что ему позволят о чем-нибудь рассказать. Торопливость и суетливость у них единственно от боязни, чтобы кто-нибудь не перебил и не помешал ему рассказать. Любопытны — от желанья иметь о чем рассказать. От этого Бобчинский даже немножко заикается. 


Они оба низенькие, коротенькие, чрезвычайно похожи друг на друга, оба с небольшими брюшками. Оба круглолицы, одеты чистенько, с приглаженными волосами. Добчинский даже снабжен небольшой лысинкой на середине головы; видно, что он не холостой человек, как Бобчинский, но уже женатый. Но при всем том Бобчинский берет верх над ним по причине большей живости и даже несколько управляет его умом. Словом, актеру нужно заболеть сапом любопытства и чесоткой языка, если хочет хорошо исполнить эту роль, и представлять себе должен, что сам заболел чесоткой языка. Он должен позабыть, что он совсем ничтожный человек, как оказывается, и бросить в сторону все мелкие атрибуты; иначе он попадет как раз в карикатуры…» 

(отрывки из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)


Слуга Осип

«…и о слуге, несмотря на то что эта роль значительнее прочих. Русский слуга пожилых лет, который смотрит несколько вниз, грубит барину, смекнувши, что барин щелкопер и дрянцо, который любит себе самому читать нравоученье для барина, который молча плут, однако очень умеет воспользоваться в таких случаях, когда можно мимоходом поживиться,— известен всякому. Потому эта роль игралась всегда хорошо. Равномерно всякий может почувствовать степень того впечатления, какое приезд ревизора способен произвести на каждое из этих лиц…»

(отрывок из статьи «Предуведомление для тех, которые пожелали бы сыграть как следует «Ревизора»» Н. В. Гоголя)

Это была характеристика героев комедии «Ревизор» Гоголя: описание характера и внешности героев, отношение Гоголя к своим персонажам.

Смотрите: Все материалы по комедии «Ревизор»

www.literaturus.ru

Главный герой комедии Н. В. Гоголя «Ревизор» (Ревизор Гоголь)

Вместе с незадачливыми государственными чиновниками — героями комедии, автор представляет нам в «Ревизоре» заезжего хитреца из Петербурга Хлестакова. Именно этот пройдоха сумел нарушить спокойную жизнь в городе и одурачить всех чиновников. Лжеревизору отведено центральное место в этом сатирическом произведении.

Хлестаков занимает в Петербурге низший гражданский чин коллежского регистратора. Это ветреный и легкомысленный человек, раскидывающий направо и налево отцовские деньги. Проигравшись в дороге и оставшись без средств, Хлестаков вместе со своим слугой вынужден задержаться в городе.

Именно в это время среди городских чиновников разносится слух о возможном прибытии ревизора. По счастливой случайности и благодаря глупости служащих все принимают Хлестакова за того самого проверяющего.

Несмотря на то, что он занимает невысокий чин, в своих мечтах и тайных стремлениях Хлестаков воображает себя человеком высокого звания. Он не обладает ни трудолюбием, ни бережливостью, ни порядочностью. Даже слуга Осип так говорит о своем барине: «…делом не занимается: вместо того, чтобы в должность, а он гулять по прешпекту, в картишки играет. Батюшка пришлет денежки, чем бы их попридержать — и куды… пошел кутить: ездит на извозчике, каждый день — в кеятр, а там, через неделю, продает новый фрак».

Хлестаков обладает необычайными способностями лгать и обманывать. Это ему и пригодились во время вынужденного пребывания в городе. Он так виртуозно врет и сочиняет всякие небылицы о себе, что городские чиновники раскрывают рты от изумления. Хлестаков даже представил себя как управляющего департаментом, человеком очень известным в светских кругах.

Жене и дочери городничего он беззастенчиво врет о дружбе с Пушкиным, о «своих» известных произведениях, которых он никогда не писал. Дело дошло даже до будущей женитьбы Хлестакова на дочери городничего Марье Антоновне.

Воображая себя в мечтах значительным и важным, наш герой постоянно требует к себе уважительного отношения: «Ты привык там обращаться с другими: я, брат, не такого рода! Со мной не советую… Я шутить не люблю».

Мы смеемся над Хлестаковым и удивляемся ему. А то, над чем смеемся, совсем не хочется повторять самим.

Своей комедией Н. В. Гоголь сделал бессмертным главного героя, и с тех пор всех лгунов мы называем именем Хлестакова.

www.allsoch.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *