Михаил Васильевич Ломоносов в литературе 18 века
Ломоносов в литературе 18 века был одной из самых видных фигур. Впрочем, как и во многих других сферах. Удивительной личностью по силе дарования и его универсализму является Ломоносов. В литературе, физике, механике, металлургии, химии, географии, астрономии, языковедении — везде он оставил свой след, сделал множество открытий. Предлагаем познакомиться со вкладом, который он внес в словесное творчество.
Образованность Ломоносова, особенность творчества
Его образованность носила энциклопедический характер. Ломоносов знал греческий и латынь, различные европейские языки, был знаком с античным наследием и мировой литературой. Михаил Васильевич, кроме того, был силен в естественнонаучных трудах и церковнославянской книжности. Все это делает его причастным почти ко всем культурным сферам своего времени. Примечательно и то, что его творчество, являясь синтезом достижений российского, европейского и античного обществ, глубоко национально.
Борьба с «иностранщиной»
Ломоносов в литературе и русском языке осуществил множество реформ и преобразований. Одной из них была борьба с «иностранщиной». Михаил Васильевич заметил, что русский язык сильно засорен различными иностранными словами, а также обветшалыми, устаревшими церковнославянскими выражениями. Он решил очистить его, раскрыть его богатства. Ломоносов задумал развить на народной основе литературный язык. Он пошел по пути сочетания ценного в русском и славянском языках.
Борьба Михаила Васильевича с «иностранщиной» сыграла большую роль. Благодаря ей укрепился русский национальный язык. Ломоносов был знатоком множества языков и гениальным ученым. Он смог найти подходящие русские слова для научных понятий. Так Михаил Васильевич заложил основу научного и технического словаря. Многие научные выражения, составленные им, прочно вошли в обиход и используются и сегодня.
«Витиеватый слог» Ломоносова
«Витиеватый слог», который использовал Ломоносов в литературе, — это не результат «античных прививок» родному языку, как в писаниях Тредиаковского. Это естественная попытка переосмыслить достижения древнерусской литературы в непростые для нее переломные периоды. Речь идет о конце 14 — начале 15 века, а также о второй половине 17 века. Для этих времен свойственно стремление возродить культуру литературно-поэтического творчества. В эти периоды появляется стиль «плетения словес», усложняющий слог. Ломоносов в литературе фактически предпринимает попытки продолжить то, что когда-то пробовал осуществить Епифаний Премудрый, а через некоторое время — Евфимий Чудовский, Епифаний Славинецкий и другие его предшественники.
О том, что Михаил Васильевич очень уважительно относился к древнерусской литературе, свидетельствует его замысел создать словарь, в который должны войти слова, почерпнутые из новгородских летописей и летописи Нестора. Кроме того, он задумал написать специальный труд, посвященный словенскому языку и тому, что можно взять из него и использовать в письме.
Теория стилей Ломоносова
Ломоносов в литературе предпринял попытку реформировать принятую в то время «классическую» теорию трех стилей. Она его не удовлетворяла. Он хотел разобраться в старинных стилях по древним документам и произведениям. Ломоносов ввел понятия следующих стилей: пиитического, риторического, простого, дидаскалического и исторического. Нередко они взаимодополняли друг друга. Михаил Васильевич обращался и к «витиеватому стилю». Его сочинение «Риторика», изданное в 1748 году, содержит главу, посвященную именно ему. В ней говорится о том, что витиеватые речи — предложения, в которых сказуемое и подлежащее сопрягаются «необыкновенным» образом и составляют тем самым что-то «приятное» и «важное». Итак, велеречивость и пышность языка Ломоносова понимается как продолжение древнерусских литературных традиций.
Значение поэтических творений Ломоносова
Очень многое для русской словесности сделал Ломоносов. Вклад в литературу его настолько велик, что можно говорить о том, что именно с него начинается русская литература. Это отметил Белинский Виссарион Григорьевич, знаменитый критик. В своей статье под названием «Литературные мечтания» он дал такую оценку его творчеству. И с этим мнением нельзя не согласиться. Не только работой по созданию русского национального художественного языка, но и своими поэтическими творениями открыл новую страницу М. В. Ломоносов в литературе. И не только в ней.
Можно говорить о том, что Ломоносов, вклад в литературу которого был бесценным, открыл новый этап и в истории всей русской культуры. Он стремился в своей деятельности к освобождению культуры от сословной ограниченности. Ломоносов стремился и к тому, чтобы она не была связана с церковью. Михаил Ломоносов хотел построить общенациональную культуру.
Классицизм в творчестве Михаила Васильевича
В русской литературе 2-я половина 18 века является эпохой классицизма. Литература, созданная в рамках данного направления, призвана отражать жизнь не такой, какая она есть, а в идеальных проявлениях. Она должна давать образцы для подражания. Все творения классицизма делились на 3 стиля. Свой язык, темы и жанры соответствовали каждому из них.
Литературное наследие Ломоносова
Имя Михаила Васильевича тесно связано с развитием данного направления в нашей стране. Каковы же заслуги такого поэта, как Ломоносов, в литературе? Кратко опишем внесенный им вклад. Поэт за свою творческую жизнь создал много произведений в различных жанрах. Его перу принадлежат и эпиграммы, и надписи, и послания, и идиллии, и басни. Кроме того, Михаил Васильевич обращался к сатире. Что еще сделал Ломоносов в литературе? Кратко характеризуя его вклад, можно сказать, что он создал 2 трагедии и попробовал себя в «легкой поэзии». Однако именно ода была его излюбленным жанром.
Ода как жанр
Этот жанр в классицизме относится к высокому стилю. Ода должна воспевать какое-либо важное государственное лицо или мероприятие, возвеличивать то или иное событие, произошедшее в жизни страны. Этот жанр должен быть написан «торжественным» языком. В оде встречается множество риторических фигур и разнообразных тропов.
К этому жанру особенно часто обращался Михаил Васильевич Ломоносов в литературе. Содержание од в творчестве Ломоносова определяется теми общественно-политическими взглядами, которые исповедовал поэт. В большинстве своем тематика произведений Михаила Васильевича была героико-патриотической.
Основные темы од Ломоносова
Тема родины — центральная в одах Ломоносова. Поэт не устает воспевать величие России, необозримость и обширность ее просторов, обилие ее богатств. Например, в оде 1748 года создан величественный образ природы. Это произведение, посвященное восшествию на престол Елизаветы Петровны, — большой вклад Ломоносова в литературу. Краткое содержание ее сводится к описанию щедрот монарха.
Автор отмечает, что при Елизавете «тишина» нерушима. В произведении мы находим олицетворенный образ природы, которая простирает ноги на степь, обращает свой веселый взор и исчисляет «вкруг довольства», локтем своим возлегши на Кавказ.
Для того чтобы Отечество стало процветающим, нужно, чтобы все слои населения напряженно и упорно трудились. Одной из главных тем в одах Михаила Васильевича становится тема труда. Ему непременно должны сопутствовать просвещение и наука. Следует позаботиться о создании кадров российских ученых, как утверждал Михаил Ломоносов в литературе.
Михаил Васильевич считал, что для процветания наук и просвещения необходим мир. Во многих его одах звучит требование прекратить войны. Он призывает установить «возлюбленную тишину». Так Михаил Васильевич называет мир между народами, пресечение реакции, прекращение раздоров внутри страны.
Таким образом, он воспевает в своих произведениях величие природы и русского народа, выступает за развитие науки и просвещения, призывает к прогрессу в промышленности, торговли и ремеслах. Михаил Васильевич убеждает читателя, что нужно осваивать природные ресурсы России. Он славит победы отечества на полях сражений.
Пропагандистская направленность од
Содержания од обуславливаются и тем, что они имеют пропагандистскую направленность. Ломоносов выступал за просвещенный абсолютизм. Он был уверен в том, что осуществить программу преобразований в стране может лишь просвещенный монарх. Поэтому в творчестве Ломоносова важную роль играет тема государственных деятелей страны. Поэт вкладывает в уста мудрых правителей, заботящихся об интересах нации, свои сокровенные мысли по поводу того, как следует обустроить Россию.
Идеал «просвещенного монарха»
Идеал «просвещенного монарха» наиболее полно выразился в его творчестве в образе Петра I. Ломоносов считал, что его деятельность является примером для подражания. Он призывал преемников Петра I продолжить его начинания.
Особенности од Ломоносова
Ломоносов строил свои оды по принципу произведений ораторского искусства. Характерно для них обилие гипербол, метафор, восклицаний, аллегорий, неожиданных сравнений и др. Поэт также использует славянские и древнегреческие мифологические образы.
Все вышеперечисленные особенности придают торжественно-монументальный и вместе с тем глубоко лирический характер его одам. Они являются выдающимися образцами классицизма.
Итак, мы охарактеризовали вклад Ломоносова в литературу и русский язык кратко. Однако это лишь небольшая часть его наследия. Как мы говорили, он оставил свой след во многих науках. Это был человек с разносторонними интересами и талантами. Его наследие изучается и по сей день, в том числе и то, что сделал Ломоносов в литературе. Биография его входит в учебный курс по целому ряду предметов.
fb.ru
Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича
Ломоносов и его биография известна многим жителям России, ведь этот человек сделал большой вклад не только в литературу, но и в науку.
Ломоносов биография
Биография жизни Ломоносова начинается с 1711 года. Именно в этот год родился в деревне Денисовка будущий физик, химик, естествознанец, художник, поэт. Очень сильно нравилось Михаилу ходить с отцом на рыбалку, где он любил наблюдать за природой и где закалился его характер. Мальчик уже с детства интересовался учебой, поэтому быстро обучился грамоте, а продолжил свое обучение в Москве, поступив в Славяно-греко-латинскую академию. Вот здесь имеются интересные факты из биографии Ломоносова. Как известно, в Москву Михаил сбежал, ведь отец хотел его женить, но парень еще не булл готовь связать себя узами брака, поэтому он решил лучше отправиться в Москву пешком. Что он и сделал. А чтобы поступить в академию, Ломоносов идет на обман. Он поступает в ВУЗ под выдуманным дворянским именем, и становится лучшим учеником, которого сначала направили дальше грызть науку в Петербург, а затем направили на обучение в Германию. Там он совершенствует такие области, как физика, химия, металлургия. За границей увлекся стихотворением, там и женился.
В 34 года Ломоносов становится академиком, который специализировался на естествознании. Когда он вернулся из-за границы, он стал адъюнктом физики в Академии. Он подает прошение стать профессором химии, которое удовлетворили. При Академии открывает химическую лабораторию.
Интересные факты биографии Ломоносова
В своей жизни Ломоносов больше всего интересовался физикой и химией, однако не только этими науками он занимал свое время. Ломоносов и факты его биографии рассказывают нам о большом вкладе в другие области. Так им были изобретены оптические приборы, он разъяснил происхождение многих минералов, рассказал о строении земли, открыл наличие атмосферы на Венере, выдвинул учение о свете, возродил искусство мозаики. Ломоносов в биографии создал химические производства, изобрел фарфоровую массу, работал над созданием цветных стекол.
В 1754 году стал работать над проектом по созданию университета в Москве, который спустя годы откроется и станет лучшим и престижным ВУЗом города. Университет носит имя Ломоносова.
1757 году выходит его собрание сочинений.
Забрала жизнь этого великого человека банальная простуда, которая перерастет в воспаление легких. Умер Ломоносов в 1765 году в Санкт-Петербурге.
Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича
4.6 (91.58%) 19 votessochinyshka.ru
Краткая биография Ломоносова Михаила Васильевича История России.
Михаил Васильевич Ломоносов (1711 — 1765) — первый русский учёный-естествоиспытатель мирового значения, энциклопедист, химик и физик. Астроном, приборостроитель, географ, металлург, геолог, поэт, утвердил основания современного русского литературного языка, художник, историк, поборник развития отечественного просвещения, науки и экономики. Разработал проект Московского университета, впоследствии названного в его честь. Открыл наличие атмосферы у планеты Венера.Михаил Васильевич Ломоносов, великий русский учёный-энциклопедист, родился 19 ноября 1711 г. в деревне Мишанинской Холмогорского уезда Архангельской губернии в семье свободного зажиточного крестьянина-помора Василия Дорофеевича и Елены Ивановны Ломоносовых.
Начало начал: детство и юность
Отец М. В. Ломоносова хотел видеть в сыне надежного помощника и единомышленника и с малых лет привлекал мальчика к участию в морском промысле. С десяти лет он вместе с отцом ходил на промысел трески и палтуса к берегам Мурмана, Соловецким островам, Шпицбергену и Новой Земле. Скромная и суровая природа русского севера пробуждала в пытливой голове мальчика сотни вопросов, на которые он пока не находил ответа.
Первыми его учителями стали дьячок Дмитровской церкви Сабельников и крестьянин И. Шубной. Всё свое свободное время юноша проводил с книгами, полученными в дар от сыновей соседа Х. Дудина. Всего несколько книг, «Арифметика» Магницкого и «Грамматика» М. Смотрицкого, очаровали мальчика и открыли ему мир науки. Тяга к знаниям юного помора часто сталкивалась с непониманием со стороны отца и враждебным отношением мачехи И. С. Корельской. Тем не менее к четырнадцати годам Михаил полностью овладел грамотой и мог свободно разъяснять старшим непонятные для них тексты.
Впечатленный успехами своего ученика дьячок Сабельников не раз говорил Михаилу, что продолжить обучение он может только в больших городах: Москве, Киеве и Санкт-Петербурге. Уставший от бесконечных конфликтов с отцом, нападок мачехи и чтобы избежать нежеланной свадьбы, М. В. Ломоносов 15 декабря 1730 г. тайком уходит с рыбным обозом в Москву.
Азы учёности: странствие по России
Тяжелое путешествие в Москву продолжалось три недели. Выдав себя за «сына холмогорского дворянина», М. В. Ломоносов поступает в Славяно-Греко-Латинскую академию (Спасские школы). В её стенах он изучал древние языки и гуманитарные науки. Быстро оказавшись в числе самых прилежных студентов, молодой помор за один год освоил два курса обучения.
В 1734 г. желание совершенствовать своё знание древнегреческого языка, философии, физики и математике подвигло обратиться прилежного студента с просьбой к архимандриту Стефану о переводе в Киево-Могилянскую академию на один год. Получив согласие руководства и финансовую помощь, М. В. Ломоносов отправляется в Киев. Однако здесь его ожидания оправдались только частично. Его мало привлекали богословские вопросы, которым отводилась львиная доля в программе обучения, зато он получил возможность самостоятельно работать с литературой в обширной библиотеке академии. Несколько разочарованный, он вернулся в Москву раньше срока.
Вполне вероятно, что в итоге М. В. Ломоносова ждала карьера священнослужителя, если бы не счастливое для него стечение обстоятельств. В 1735 г. президент Академии наук барон И. А. Корф, обеспокоенный сокращением числа студентов, обратился в Сенат с просьбой прислать для обучения в университет при академии самых одарённых учеников из других учебных заведений страны. Получил такое письмо и архимандрит Стефан. В числе отобранных им двенадцати учеников оказался и М. В. Ломоносов.
В начале 1736 г. он уже был зачислен студентом Санкт-Петербургского академического университета. В петербургской академии он изучал немецкий язык у Х. Германа, физику и математику у профессора Крафта. К первому петербургскому периоду относятся и начальные опыты в стихосложении. Особую склонность молодой помор проявил к изучению химии и минералогии.
Германские университеты
Весной 1736 г. Академия наук направила своих лучших учеников в Марбург к знаменитому учёному-энциклопедисту Х. Вульфу для дальнейшего изучения естественных наук, горного дела и металлургии. Годы учёбы в Марбурге Михаил Васильевич впоследствии всегда вспоминал с теплотой и постоянно добрым словом отзывался о своём учителе, Х Вульфе. Здесь же он познакомился со своей будущей женой, Елизаветой Цильх, дочерью домохозяйки. В 1740 г. в этом городе он обвенчался с ней по лютеранскому обряду.
Изучение естественных наук М. В. Ломоносов вполне успешно сочетал с литературными занятиями. К этому периоду относится его первое крупное произведение, «Оду на взятие Хотина», посвящённое победе русской армии в войне с Турцией в 1739 г.
В 1739 г. время пребывания в Марбурге подошло к концу. Вместе с ним завершился и период относительно независимой и свободной жизни в Германии. Продолжить учёбу предстояло во Фрайбурге, у педантичного и сурового Й. Ф. Генкеля. Обучение строилось в основном на практических занятиях по горному делу и металлургии. Рутинные и малосодержательные занятия раздражали М. В. Ломоносова, что выливалось в бесконечные конфликты с преподавателем. Весной 1740 г. он решает прервать обучение и вернуться в Россию.
Снова в Санкт-Петербурге: в стенах Академии
По возвращению в столицу М. В. Ломоносов первоначально занимался систематизацией коллекции минералов и окаменелостей Кунсткамеры под руководством профессора естественной истории И. Аммана. В 1742 г. молодой учёный получил должность адъюнкта Физического класса, что позволило ему перейти к самостоятельным научным исследованиям. Несмотря на свои разносторонние интересы М. В. Ломоносов, всегда считал для себя приоритетным направлением изучение химических процессов. Вскоре он представил проект о создании химической лаборатории при Академии, но осуществить его удалось только через шесть лет.
В начале научной деятельности в российской Академии наук М. В. Ломоносову не раз пришлось противостоять посредственным учёным, сплотившимся вокруг библиотекаря И. Д. Шумахера. В 1743 г. из-за интриг недоброжелателей он даже был заключен на 8 месяцев в тюрьму за дерзкое поведение».
В 1745 г. особым указом по материалам диссертации «О металлическом блеске» учёному было присвоено звание профессора химии. Вместе с ним он получил и дворянский статус.
К 1752 г. финансовое положение настолько улучшилось, что Михаил Васильевич смог позволить себе приобрести собственное жильё и построить химическую лабораторию (1757), а также небольшую астрономическую обсерваторию. Наблюдение за «небесными телами» позволило ему сделать ещё одного громкое открытие. В 1761 г. он опубликовал труд «Явление Венеры на Солнце», в котором высказал предположение о существовании у Венеры собственной атмосферы.
В подаренной императрицей Елизаветой в 1753 г. деревне Усть-Рудица М. В. Ломоносов создал фабрику цветного художественного стекла, проявив себя незаурядным предпринимателем. Начав производство с простейших бисера, смальты и стекляруса через несколько лет его фабрика выпускала подвески, броши, столовые сервизы, письменные и туалетные приборы. Однако главной его целью было изучение свойств стекла, света и цвета, а также создание разнообразных красителей.
«Побочным» результатом экспериментов М. В. Ломоносова с цветом и стеклом стало возрождение монументального мозаичного искусства. Он не ограничился созданием материала для художников, а опробовал его в собственном творчестве. Совершенно не умея рисовать, учёный использовал картоны специально приглашенного художника Л. З. Кристинека, а также других живописцев и на их основе создал свои мозаичные картины. Среди наиболее интересных мозаичных работ учёного «Полтавская баталия» (Академия наук, 1762–1764) и «Портрет Петра I» (Эрмитаж, 1754).
В 1758–1764 гг. М. В. Ломоносов возглавлял Географический департамент, Историческое собрание, университет и академическую гимназию при Академии наук. В эти годы одним из основных направлений его научной деятельности было составление «Атласа Российского» и демографические проблемы страны. В своей работе «О сохранении и размножении российского народа» (1761) учёный предлагал пути повышения рождаемости и привлечения иностранных граждан в русское подданство.
Многолетняя научная деятельность М. В. Ломоносова получила в 60-х годах XVIII в. признание коллег. В 1760 г. он был избран почётным членом Шведской академии наук, а в 1764 г. получил такой же статус Болонской академии наук.
Несмотря на выдающийся вклад в российскую науку и культуру, и международное признание, положение Михаила Васильевича в Академии наук оставалось очень сложным. Его инициативность по многим вопросам часто сталкивалась с непониманием или враждебным отношением коллег и вельмож. В 1762 г. из-за обострившейся болезни и противоречий в Академии он подаёт прошение об отставке, которая сначала была принята, но вскоре это решение было отменено. М. В. Ломоносов до последних дней принимал деятельное участие в научной и общественной жизни страны.
Выдающийся русский ученый-энциклопедист с мировым именем скончался в своем доме в Санкт-Петербурге от воспаления лёгких 4 апреля 1765 г. Похоронен М. В. Ломоносов в Александро-Невской лавре.
Педагогическая и общественная деятельность
Будучи ещё только адъюнктом Академии наук, М. В. Ломоносов активно выступал в 1742–1746 гг. с публичными лекциями по химии, естественной истории и физике, предпочитая говорить со слушателями на русском языке.
При поддержке графа И. И. Шувалова, М. В. Ломоносов предложил создать в России классический университет. Он тщательно разработал структуру нового учебного заведения, доступного для всех сословий. В проекте было предусмотрена организация трёх факультетов: философского, медицинского и юридического. Он считал крайне важным сделать образование свободным от влияния церковных властей. Первый российский университет был открыт 5 мая 1755 г. в Москве.
Другим заветным его желанием было создание независимого университета в Санкт-Петербурге. Им был разработан полный перечень документов для его организации, пересмотрена и расширена образовательная программа, но все предпринятые усилия оказались недостаточными. В столице университет открылся только спустя 54 г. после смерти ученого.
Вклад М. В. Ломоносова в развитие российской науки
К выдающимся достижениям научной мысли М. В. Ломоносова относится его молекулярно-кинетическая теория тепла. В свое работе «Элементы математической химии» (1741) он обосновывал взаимосвязь температуры материи с внутренним «коловратным» движением мельчайших частиц материи – элементов (атомов), образующих корпускулы (молекулы). В этой и более поздней работе 1748 г. он предвосхитил многие научные гипотезы, касающиеся атомистики и теории развития материи.
Учёный заложил основы физической химии, сделав попытку объяснения химических явлений на основе законов физики в работах «Начала физической химии» и «Введение в истинную физическую химию» (1752).
В 1752–1753 гг. М. В. Ломоносов детально занимается проблемой атмосферного электричества. В работах, посвящённых этому явлению, он заложил основы теории электричества, соответствующей и современным взглядам. Результат своих исследований он изложил в докладе «Слово о явлениях воздушных, от электрических сил происходящих» (1753).
Началом отечественной геологии принято называть труд «О слоях земных». В нём научному миру была предложена гипотеза о существовании зон с различной скоростью вертикального перемещения земных слоёв в зависимости от силы «внутреннего огня» и их значении при формировании гор.
М. В. Ломоносов был талантливым изобретателем, стремящимся использовать теоретические знания в практических целях. Хорошо знакомый с законами оптики он предложил ряд совершенно новых оптических приборов: ночезрительную трубу и батоскоп, «которым можно видеть дно в реках и морях». Значительный интерес представляет созданная учёным конструкция горизонтоскопа — своеобразного перископа для горизонтального наблюдения за местностью. Усовершенствовал он и телескопы И. Ньютона и Д. Грегори.
В 1754 г. он предложил использовать в метеорологических исследованиях сконструированный им летательный аппарат вертикального взлёта – аэродромическую машину. Летать на ней не предполагалось, только поднимать метеоприборы для отслеживания состояния воздуха на заданной высоте.
Научная деятельность М. В. Ломоносова в Академии не ограничивалась только занятиями естественными науками. В меньшей степени, но и состояние гуманитарных наук не оставляло энциклопедически образованного ученого равнодушным. В 1748 г. он вступил в полемику с историком Г. Ф. Миллером, сторонником норманнской теории в русской истории. Ломоносов придерживался сарматской теории образования русского государства и считал глубоко ошибочным мнение о решающей роли скандинавов в процессе становления Руси.
Своими работами «Краткое руководство к риторике» (1743) и «Риторика» (1748) великий учёный заложил основы научно обоснованного обучения красноречию. В структуре науки владения словом он выделил три основных раздела: об изобретении, украшении и расположении текста.
Новый, современный ему взгляд на нормы и основы русского языка ученый изложил в своих работах по грамматике. Свой вклад он внёс и в развитие стилистики родного языка, разработав теорию «трёх штилей». Из научных трудов М. В. Ломоносова в повседневную современную русскую речь прочно вошли такие слова, как горизонт, эфир, оптика, полюс, атмосфера и многие другие.
Вместе с литератором В. К. Тредиаковским талантливый учёный осуществил силлабо-тоническую реформу стихосложения. Результатом его литературного творчества стало создание классического четырёхстопного ямба. М. В. Ломоносов внёс вклад в развитие русской сатиры, написав «Гимн бороде», его перу принадлежит множество произведений в жанре торжественной и философской оды.
Не обошел своим вниманием М. В. Ломоносов и проблемы педагогической теории и практики. Всю свою жизнь он оставался ярым сторонником бессословного общедоступного образования и соблюдения принципов природосообразности в воспитании детей.
Значение научных изысканий, предпринятых великим русским учёным-энциклопедистом, для развития отечественной науки и культуры переоценить совершенно невозможно. Кажется, что вся жизнь М. В. Ломоносова была посвящена одной-единственной утопической задаче: объять необъятное. И, тем не менее, это ему удалось.
Просмотров: 97269
statehistory.ru в ЖЖ:
statehistory.ru
«М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. Жанр оды». 9-й класс
Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.
Цель урока:
- познакомить учащихся с фактами биографии Ломоносова;
- обобщить и углубить знания о филологической деятельности М.В.Ломоносова,
- показать Ломоносова как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.
- развивать умения выразительного чтения одической поэзии,
- формировать активную гражданскую позицию учащихся;
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, работа с учебником, просмотр презентаций..
1. Орг. момент. Определение целей урока. Запись эпиграфа к уроку.
С Ломоносова начинается наша литература. Он был ее отцом и пестуном, он был ее Петром Великим. (В.Г. Белинский)
2. Вступительное слово учителя.
Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей.
3. Биография Ломоносова. Просмотр презентации о биографии М. В. Ломоносова. (Презентация 1)
Слайд № 2
М. В. Ломоносов родился 8 ноября 1711 г., в селе Денисовке, Архангельской губернии, Холмогорского уезда, в крестьянской семье.
Слайд № 3
В зимние месяцы, когда отцовские суда стояли на приколе и работы было меньше, Ломоносов учился читать и писать. Первыми учителями его были сосед Иван Шубной и дьячок приходской церкви С. Н. Сабельников.
Слайд № 4
В 19 лет тайком от отца М.В.Ломоносов отправляется из деревни Холмогоры в Москву
Слайд № 6
В Москве в 1731 г. он поступает учиться в Славяно-греко-латинскую академию, выдав себя за дворянского сына, поскольку крепостных в академию не принимали. Ломоносов становится одним из лучших учеников.
Слайд № 7
В 1735 г. он был послан в Петербург в академический университет
Слайд № 8
В 1736 г. трое студентов, в том числе и Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, философии, химии и металлургии.
Слайд № 9
За границей Ломоносов пробыл пять лет: около 3 лет в Марбурге, под руководством знаменитого Вольфа, и около года в Фрейберге, у Геннеля.
Слайд № 10
X. Вольф был доволен успехами Ломоносова, выделяя его из других студентов. В 1738 г. он сообщал в Петербург: “У г. Ломоносова, по-видимому, самая светлая голова между ними, при хорошем прилежании он мог бы и научиться многому, выказывая большую охоту и желание учиться”.
Слайд № 11
В 1740 Ломоносов, обладая пылким темпераментом, поссорился с наставником и ушел из Фрейберга без дозволения Академии.
По дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости Везеля.
Слайд № 12
В июне 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию и вскоре назначен был в академию адъюнктом химии.
В 1745 г. он хлопочет о разрешении читать публичные лекции на русском языке;
в 1746 г. — о наборе студентов из семинарий, об умножении переводных книг, о практическом приложении естественных наук.
Слайд № 13
С 1748 г. Ломоносов работал в учреждённой по его инициативе Химической лаборатории академии; химическими исследованиями он занимался также в домашней лаборатории.
Слайд № 15
В 1753 г., Ломоносову, при помощи Шувалова, удается устроить фабрику мозаики.
В «Письме о пользе Стекла» он, обращаясь к Шувалову, пишет:
- Неправо о вещах те думают, Шувалов,
- Которые Стекло чтут ниже Минералов,
- Приманчивым лучом блистающих в глаза.
- Не меньше польза в нем, не меньше в нем краса.
Слайд № 17
Ломоносов создал ряд мозаичных портретов (например, портрет Петра I) и монументальную (4,8х6,44 м) мозаику “Полтавская баталия” (1762-1764).
Слайд № 18
В это же время учёный организует домашнюю химическую лабораторию и мастерскую оптических приборов, работает над созданием «ночезрительной трубы».
Слайд № 19
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, “открытый для всех лиц, способных к наукам”, а не только для дворян.
Слайд № 20
Ученые люди, — доказывает Ломоносов, — нужны «для Сибири, для горных дел, фабрик, сохранения народа, архитектуры, правосудия, исправления нравов, купечества, единства чистые веры, земледельства и предзнания погод, военного дела, хода севером и сообщения с ориентом».
Слайд № 21
Весной 1765 Ломоносов простудился. Умер 15 апреля 1765. Незадолго до смерти его посетила императрица Екатерина, «чем подать благоволила новое Высочайшее уверение о истинном люблении и попечении своем о науках и художествах в отечестве» («Санкт-Петербургские Ведомости», 1764). Похоронен на Лазаревском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге.
Слайд № 22
“Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник”, — так говорил о нём А. С. Пушкин
Ломоносов как реформатора русского языка, стихосложения, системы жанров.
4. Слово учителя.
Ломоносов бел не только талантливым физиком, химиком, астрономом и художником. Велика его роль в реформировании русского языка. Просмотр презентации 2. (Презентация 2)
Слайд № 1
Михаил Васильевич Ломоносов сыграл важную роль в укреплении и распространении русского языка в период XVIII века. Он создатель русской оды, автор поэм, поэтических посланий, научной грамматики русского языка.
Слайд № 2
«С Ломоносова начинается наша литература; он был её отцом… он был её Петром Великим», писал о нём В. Г Белинский.
Слайд № 3
Первым сочинением Ломоносова о языке было написанное в 1738 году в Германии «Письмо о правилах российского стихотворства. В нём он пишет: «Российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить».
Слайд № 4
Страстно желая изменить отношение к русскому языку не только иностранцев, но и русских, он создаёт первую на русском языке “Российскую грамматику”, в которой впервые представляет научную систему русского языка.
Слайд № 5
Подчёркивая огромное значение грамматики, он писал: “Тупа оратория, косноязычна поэзия, неосновательна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики”.
Слайд № 6
Что же он сделал?
1) Ломоносов отделял звуки от букв. «Первые действительно голосу сопрягаются, и по справедливости гласными называются. Второго рода прилично согласными именованы.»
Слайд № 7
2) Создал классификацию частей речи.
Слово дано для того человеку, чтобы свои понятия сообщать другому
Слайд № 8
Посему слово человеческое имеет осмь частей знаменательных: 1) имя для названия вещей; 2) местоимение для сокращения именований; 3) глагол для названия деяний; 4) причастие для сокращения соединением имени и глагола в одно речение; 5) наречие для краткого изображения обстоятельств; б) предлог для показания принадлежности обстоятельств к вещам или деяниям; 7) союз для изображения взаимности наших понятий; 8) междуметие для краткого изъявления движений духа.
Слайд № 9
Ломоносов выделил основные знаки препинания:
- запятая ,
- вопросительный знак ?
- точка.
- удивительный !
- две точки :
- единительный —
- точка с запятою ;
- вместительный ( )
Слайд № 10
В 1742 году Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции на русском языке в Академии наук, большое внимание уделяя риторике – науке хорошо говорить.
В «Кратком руководстве к красноречию…» 1748 года учёный пишет: «Красноречие есть искусство о всякой данной материи красно говорить и тем самым приклонять других к своему об оной мнением”.
Слайд № 11
В этой же работе он высказал идеи о стилях русского языка. Позднее в сочинении «О пользе книг церковных в российском языке» 1758 года Ломоносов создает получившую широкую известность теорию «трех штилей» русского языка
Слайд № 12
До Ломоносова русский литературный язык отличала беспорядочная смесь самых различных языковых элементов.
Слайд № 13
Все слова, какими может располагать русский язык, Ломоносов делит на три основных группы. К первому он относит слова, общие для языка церковных книг и для простого русского языка
Ко второму относятся в основном общеупотребительные слова и лишь некоторые слова церковных книг
Наконец, третий разряд составляют только слова общеупотребительные.
Слайд № 14
Высоким стилем «составляться должны героические поэмы, оды, праздничные речи о важных материях»
Как просто написан знаменитый отрывок из “Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны, 1747 г.”:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут:
Слайд № 15
Средним стилем писать «все театральные сочинения, в которых требуется обыкновенное человеческое слово», также стихотворные дружеские письма, элегии.
Слайд № 16
Низким же стилем пишутся комедии, увеселительные эпиграммы, песни, басни. В этом стиле можно употреблять и просторечные слова, но не вульгарные.
Слайд № 17
Теория «трех штилей» имела демократический характер:
- она ограничила употребление старославянских слов,
- приблизила литературный язык к разговорному.
- художественные и научные произведения, написанные в соответствии с требованиями этой теории, были доступны более широкому кругу читателей.
Слайд № 18
Ломоносов рассматривал свою стилистическую теорию также как средство борьбы со злоупотреблением иностранными словами.
Ломоносов говорит: «Таким старательным и осторожным употреблением … отвратятся дикие и странные слова нелепости, входящие к нам из чужих языков….»
Слайд № 19
Великий ученый земли русской положил начало нашему точному научному языку, без которого теперь никто не может обходиться. Он говорил, что иностранные слова нужно переводить на русский язык, а если это невозможно, то стараться придавать форму, близкую русскому языку.
Слайд № 20
“В геометрии должно сказать: этот угол прямой, а не прям”.
Ломоносов предложил
- вместо “бергверк” говорить рудник,
- вместо “дак” – кровля,
- “перпендикулы” – маятник.
Слайд № 21
Ему принадлежат и такие нововведения, как “упругость тел”, “земная ось”, “удельный вес”, “преломление лучей”, “магнитная стрелка”, “опыт”, “наблюдение”.
Слайд № 22
Обладая прекрасным фонетическим чутьем, Ломоносов удачно переделал “оризонт” на горизонт, “квадратуум” на квадрат, “ваторпас” на ватерпас и т. д.
В итоге ломоносовские научные и технические слова и выражения мало-помалу заменили собой прежние неуклюжие термины.
Слайд № 23
Ломоносов закончил реформу русского стихосложения и подкрепил ее своими поэтическими произведениями. Он содействовал созданию русского классицизма в литературе. Поэтическое наследие Ломоносова включает в себя торжественные и философские оды-размышления
Слайд № 24
Как поэт Ломоносов воспевал то, над чем работал как ученый. Вот так он описывал солнце, очень ясно представляя себе, что оно похоже на расплавленный океан, в котором огненные вихри налетают друг нa друга, словно они борются один с другим…
Там огненные валы стремятся
И не находят берегов;
Там вихри пламенны крутятся,
Борющись множество веков,
Там камни, как вода, кипят,
Горящи там дожди шумят
Слайд № 25
Ломоносов удивительно тонко передает живое дыхание, безграничность мира, его тайную невидимую связь с каждой клеточкой земного бытия:
Лицо свое скрывает день,
Поля покрыла мрачна ночь,
Взошла на горы черна тень,
Лучи от нас склонились прочь.
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.
Ломоносов – великий сын земли русской, сделал всё, чтобы прославить её в веках.
Слайд № 26
“Карл Пятый, римский император, говаривал, что
ишпанским языком с богом, французским с друзьями,
немецким с неприятелем, итальянским с женским
полом говорить прилично. Но если бы он
российскому языку был искусен, то конечно к тому
присовокупил бы, что им со всеми оными говорить
пристойно, ибо нашел бы в нем великолепие
ишпанского, живость французского, крепость
немецкого, нежность итальянского, сверх того
богатство и сильную в изображениях краткость
греческого и латинского языка”.
Михайло Васильевич Ломоносов
5. Работа с учебником. Чтение с. 42-49. Составление таблицы (работа с учебником), представление “штилей”. Запись, пользуясь словарём определения оды.
Штиль | Лексика | Жанры |
Высокий | ||
Средний | ||
Низкий |
6. Работа с “Одой на день восшествия на всероссийский престол ея величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года.
“Ода написана после того, Елисавета Петровна утвердила новый устав Академии Наук. С этим уставом Ломоносов связывал надежды на успешное развитие наук в России.
— Какова ведущая тема оды “На день восшествия…”? Как с ней связаны другие, свободно развивающиеся темы?
— Попробуйте охарактеризовать образ императрицы, созданный в оде.
— Какое отношение выразил Ломоносов к Петру? Какие художественные приёмы, свойственные классицизму, использованы в обрисовке Петра? Как они воздействуют на восприятие читателя?
— Как изображена в оде Россия? Что привлекает внимание поэта? Какие эпитеты и сравнения использует он, чтобы воссоздать образ Родины?
— Что, по мнению автора, необходимо для процветания и благоденствия Родины?
Вывод: Мечтая о преобразовании жизни Родины, Ломоносов выступал за “утверждение наук в Отечестве”, которое одухотворит человека, наполнит высокими помыслами и благородными порывами. Таким пафосом проникнута филологическая деятельность учёного, стремившегося проникнуть и в тайны языка, и в загадки стихосложения.
Д. з. С.58, вопрос № 1-5. Выразительное чтение.
urok.1sept.ru
Презентация по литературе в 6 классе по теме МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ
ЛОМОНОСОВ
(1711 – 1765)
(Урок литературы 6 класс)
Историк, ритор, механик, минералог, художник и c тихотворец, он всё испытал и всё прошёл.
А.С.Пушкин
ДЕТСТВО
Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора.
В МОСКВУ
Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву.
Холмогоры
Москва
ГОДЫ УЧЁБЫ
В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами.
В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
МАРБУРГ
А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии.
Студент немецкого
университета
НАУКА
В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии.
Диплом профессора химии
В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751.
Ломоносов в своей
химической лаборатории.
МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ
М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице
М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765.
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
«Случились вместе два астронома в пиру»
Случились вместе – встретились вместе.
Спорили в жару – жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит .
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь,
что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное.
Гелиоцентрическая система мира
Никола́й Копе́рник (1473 -1543) — польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира.
Геоцентрическая система мира
Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87—165) — древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения.
ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ
Какова тема стихотворения? В чём его необычность?
Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?
Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
В чём противоположность взглядов учёных?
К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?
Какова идея стихотворения?
multiurok.ru
Урок литературы «Биография и творческий путь Ломоносова»
ЛИТЕРАТУРА ЛОМОНОСОВ
«Случились вместе 2 астронома в пиру..»
Оргмомент
— О чем говорили на прошлом уроке?
— Какая лит-ра называется ДР?
— С каким событием связано появление ДРЛ?
— Какие жанры выделяют в ДРЛ?
— Какой жанр самый распр?
— В чем заключается смысл жанра летописи? (запись по годам)
— Назовите 2 самых известных летописцев 10-12 веков ( Никон и Нестор)
3) Проверка домашнего задания
— Дома вы должны были прочитать рассказ из «Повести временных лет» «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича» и ответить на вопросы
— Итак, кто может сказать вкратце, о чем этот текст? (как на русскую землю напали печенеги и люди не могли выйти из города. Тогда один подросток-отрок решился выйти из Киева и пройти мимо печенегов за помощью. Он знал печенежский язык, поэтому печенеги его не тронули. Отрок перебрался на другую сторону Днепра и позвал на помощь воеводу. Воевода Претич приблизился к Киеву и сказал печенегам, что он их друг, что позади идет со своей дружиной Святослав, чтобы разгромить печенегов. Печенеги отступили, а Святослав, вернувшись в город, прогнал окончательно врагов)
— Скажите, поучителен ли этот рассказ Повести? (да)
— Чему он нас учит? (быть патриотом своей страны, уметь защитить себя и свой народ)
5) Новая тема
— Сегодня мы с вами начинаем знакомство с произведениями, у которых есть автор в лице одного какого-то человека. И первым представителем среди писателей является Михаил Васильевич Ломоносов (171101765). Запишем тему урока …..
— Что вы знаете об этом человеке? Кто он такой? (ответы детей)
— Ребята, М.В.Ломоносов – не только писатель, но и ученый в области химии, физики, ин.языков, математики, геометрии и многих других наук. Внимание на слайд
У М. В. Ломоносова необычная биография. Родился он в 1711 г. в деревушке Денисовка рядом с большим селением Холмогоры Архангельской губернии в семье крестьянина Василия Дорофеевича Ломоносова и его жены Елены Ивановны Сивковой.
Отец его занимался рыбным промыслом и земледелием. Мать умерла, когда мальчику было около 8–9 лет. (Людей, живших в этой местности, называли поморами.) С малых лет помогал отцу юный Ломоносов ходить в океан на небольшом суденышке. Рано выучился грамоте: умел читать, писать и считать по книгам «Арифметика» и «Грамматика» Магницкого, которые давали сведения об астрономии, физике, навигации, географии.
Страстное желание учиться, знать больше подтолкнуло юношу уйти без ведома отца в Москву с рыбным обозом по санному пути, имея за щекой гривенник.
В 19 лет Михаил Ломоносов попал в Москву. Обстоятельства сложились так, что ему удалось поступить в Славяно-греко-латинскую академию, куда не принимали крестьянских сыновей из-за их незнатного происхождения.
В академии курс обучения составлял 8 лет, Ломоносов же прошел этот курс за 5 лет, овладев знаниями во многих науках, и в 1736 г. был направлен в Германию для изучения точных наук: физики, химии, механики, горного дела, языков. В 1741 г. обучение было закончено, и Ломоносов вернулся в Петербург.
С этого момента начинается стремительная академическая деятельность. Научные открытия следуют одно за другим, академический талант ученого проникает в различные области знаний. В 1755 г. в Москве по инициативе профессора Ломоносова открывается Московский университет.
Позже М. В. Ломоносов за свой колоссальный вклад в науки будет достоен звания академика. Девизом жизни этого гениального человека до последнего дня было «утверждение наук в отечестве». Ушел из жизни М. В. Ломоносов в 1765 г., он простудился и умер. Погребен на кладбище Александро-Невской лавры.
II. Знакомство со статьей о великом русском ученом в учебнике.
III. Словарная работа.
Астрóном – астроном (ученый).
Весьма – очень сильно.
В жару – в пылу спора (сильно).
Слыл – все его знали.
Коперник – польский астроном.
Птолемей – древнегреческий астроном.
Очаг – место, где разводят огонь, для приготовления пищи.
6) Знакомство с произведением
— Сегодня мы познакомимся с его произведением «Случились вместе 2 астронома в пиру…» (читает учитель)
— Что значит «случились 2 астронома»? (встретились)
«спорили в жару»? (вели жаркий спор, громкий, серьезный)
“Круг Солнца ходит» (вокруг Солнца ходит)
«Как ты о сем сомненье рассуждаешь»? (Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?)
«Такова» (прил.) (такого)
«Жаркова» (сущ.) — жаркóго (жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).
— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру?
Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца
— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
— В чем противоположность взглядов ученых?
— К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
7) Итог урока
— О чем сегодня узнали?
— Что понравилось на уроке?
— Кто такие Коперник и Птолемей?
— О чем говорил Коперник?А Птолемей?
— Чья теория в настоящее время вернее?
8) Инструктаж домашнего задания
— стр 53 – выразительное чтение
infourok.ru
Презентация на тему Биография Ломоносова
Слайд 1МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ (1711 – 1765)
Слайд 2Историк, ритор, механик,химик, минеролог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё проник. А.С.Пушкин
Слайд 3ДЕТСТВО
Родился 8(19)ноября 1711 года в Архангельской губернии Холмогорского уезда в д.Мишанинская (ныне село- Ломоносова) в семье крестьянина — помора Василия Дорофеевича (занимался морским рыбным промыслом на паруснике-галиоте «Чайка») и дочери дьякона — Елены Ивановны Сивковой(умерла, когда Михаилу было 9 лет)
Слайд 4Грамоте обучил Михаила (в 11-12лет) дьячок местной церкви. Первые учебники: славянская «Грамматика» Мелетия Смотрицкого,«Арифметика» Леонтия Магницкого и «Стихотворная Псалтырь Симеона Полоцкого.Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение — оставить родной дом и отправиться в Москву. В декабре 1730 года с рыбным обозом девятнадцатилетний Ломоносов отправился в Москву
В МОСКВУ Холмогоры Москва
Слайд 5ГОДЫ УЧЁБЫ
В январе 1731 года Михаил Ломоносов, скрыв крестьянское происхождение и назвавшись сыном холмогорского дворянина, поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве(в настоящее время сохранилось одно из старейших зданий академии – училищный корпус, палаты, построенные в 17 веке). Несмотря на свой немалый возраст (19лет), Ломоносову пришлось начать обучение в младшем классе, т.к. он не знал латыни. В академии Ломоносов изучал латинский язык, русский, математику, риторику, пиитику(стихосложение), политику и философию. В 1735 году Ломоносов перешёл в последний класс.
Слайд 6В ноябре 1735 года в числе 12 лучших учеников Михаила отправили для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам.
Слайд 7Россия в то время остро нуждалась в специалистах горного дела. И в сентябре 1736 года Михаил Ломоносов в числе трёх лучших студентов (с Дмитрием Виноградовым и Густавом Райзером) был направлен на учёбу в Германию в Марбург для изучения химии, физике, математике, философии, и металлургии. В Марбургском университете он занимался у известного немецкого учёного Христиана Вольфа (он стал для Ломоносова Учителем с большой буквы) В 1738 году Ломоносов написал своё первое научное сочинение по физике. В 1739 году Ломоносов написал первую оду «На взятие Хотина»(когда русские войска одержали победу над турками) и «Письмо о правилах российского стихотворства» . В 1739 году Ломоносов из Марбурга направляется во Фрейберг, где посещает университетские лекции по металлургии известного немецкого химика Фридриха Генкеля. Здесь он прожил с 1739 по 1741 гг.
МАРБУРГ
Студент немецкого университета
Слайд 8В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Он работает в Петербургской Академии наук. Создаёт там хорошие физическую и химическую лаборатории. С января 1743 года Ломоносов был определён в Академию адъюктом физики. Это было низшее учёное звание в Академии, которое давало право на самостоятельную научную работу и возможность участия в заседаниях Академического собрания. В июле 1745 года он получает должность профессора химии.
НАУКА
Диплом профессора химии
Слайд 9В 1747 году Ломоносов написал книгу «Краткое руководство к красноречию», которую чаще всего называли просто «Риторика» Ломоносов считал химию своей основной специальностью и, как никто другой, понимал, что без лаборатории, без возможности химических экспериментов химическая наука развиваться не может. В 1746 году Елизавета подписала указ о постройке химической лаборатории. Но только в 1748 Ломоносов создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. В 1751 году Ломоносов получил чин коллежского советника, дающий право на потомственное дворянство. Главным орудием химика начала 18 века был огонь, потому в Ломоносовской лаборатории имелось 9 печей различного назначения. Период с 1748 по 1757 год можно назвать «химическим» по главному предмету, которым занимался учёный.
Ломоносов в своей химической лаборатории.
Слайд 10МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ
Ломоносов показывает свои работы императрице. Первым в России автором многих мозаик стал сам М.В.Ломоносов. «Образ Божией Матери»-над которым он трудился пять с половиной месяцев- он приподнёс императрице Елизавете Петровне. После смерти Ломоносова мозаичное дело надолго пресеклось, а мозаичное полотно «Полтавская баталия» после длительных злоключений в 1925 году украсило парадную лестницу здания Академии наук в Ленинграде (СПб)
Слайд 11М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика.
Слайд 12Одной из своих главных жизненных задач Ломоносов считал распространение просвещения в русском народе. По предложению Ломоносова с января 1755 года Академия наук стала выпускать научно-литературный журнал «Ежемесячные сочинения, к пользе и увеселению служащих». 12 января 1755 года был подписан «Указ об учреждении в Москве университета» В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян.
МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Слайд 13Михаил Васильевич Ломоносов
В 1763 году произведён в статские советники. В октябре 1763 года Ломоносов за свои мозаичные работы был избран почётным членом Академии художеств. В мае 1760 года он избран почётным членом Шведской Академии наук. В 1764 году – почётным членом Болонской Академии.
Слайд 14Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Его похоронили при большом стечении народа на Лазаревском кладбище Александро- Невской лавры.
Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре
Слайд 15КНИГИ Михаила Васильевича ЛОМОНОСОВА
Автор трудов по русской истории Крупнейший русский поэт – просветитель 18 века. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. Автор поэм, поэтических посланий, трагедий, научной грамматики русского языка. Возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины. Член Академии художеств.
Слайд 16ОТКРЫТИЯ ЛОМОНОСОВА
Организовал первую в России химическую лабораторию . /ХИМИЯ/ Развивал атомно – молекулярные представления о строении вещества. / ФИЗИКА/ Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли. Объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Опубликовал руководство по металлургии. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути и освоения Сибири. Автор трудов по русской истории. По инициативе Ломоносова основан Московский университет (в 1755 году)
Слайд 17МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ ЛОМОНОСОВ
Разработал правила написания и произношения слов в русском языке. Создал «теорию трёх штилей»(стилей), где подробно разбирал, какие слова и выражения стоит употреблять в трагедии или речи оратора, а какие в комедии и в обычном письме. Написал «Риторику» — учебник для желающих говорить красиво и вместе с поэтом Кирилловичем Тредиаковским открыл для нас «ямб» — лёгкий стихотворный ритм, который с тех пор так любят все русские поэты. А ещё он придумал множество слов, которые мы все сегодня произносим, даже не догадываясь, что их автор – Ломоносов. Дело в том, что все научные термины в молодой отечественной науке были иностранного происхождения. Для русского слуха они звучали очень непривычно. Ну, например, как вам понравится слово «оксигениум»? По гречески это значит буквально- «кислоту рождающий». Ломоносов задумался: а почему не перевести на русский язык? И придумал новое слово – «КИСЛОРОД». Горизонт, квадрат, атмосфера, градусник, термометр, формула, микроскоп, преломление, равновесие, диаметр, кислота, минус, чертёж, автограф, нелепый- все эти известные нам слова были придуманы и введены в состав русского языка Михаилом Васильевичем!
Слайд 19Обращение М.В.Ломоносова к потомкам
«О вы, которых ожидает Отечество от недр своих И видеть таковых желает, Каких зовёт из стран чужих, О, ваши дни благословенны! Дерзайте ныне ободренны Раченьем вашим показать, Что может собственных Платонов И быстрых разумов Невтонов Российская земля рождать».
Слайд 20НАГРАДЫ – ОРДЕН ЛОМОНОСОВА
Орденом Ломоносова награждаются граждане за высокие достижения в государственной, производственной, научно- исследовательской, социальной, культурной, общественной и благотворительной деятельности, в области науки, литературы и искусства.
prezentacii.org