Анализ поэзии «Ода надень восшествия на престол Елизаветы Петровны»
Жизнь и творчество Ломоносова продолжают привлекать к себе внимание, мы снова и снова обращаемся к личности Ломоносова; понять его — значит понять и кое-что в самом себе, в судьбе своего народа, своей страны. Его биография, деятельность в различных областях знания, вклад в культурно-исторический процесс созвучны нашему времени. Русский классицизм органично связан с именем Михаила Васильевича Ломоносова — гениального ученого и замечательного поэта.
Реформатор и просветитель, Ломоносов был кровно заинтересован в развитии русской литературы, в доступности ее для возможно более широкого круга читателей. Он поставил перед собой задачу очищения и упорядочения русского литературного языка.
Ломоносов продолжил и углубил реформу стиха, начатую Тредиаковским, разработал систему силлабо-тонического, или слогоударного, стихосложения. Она характеризуется правильным чередованием ударных и безударных слогов в стихотворной строке. Плодотворность новой системы стихосложения заключалась в том, что она основывалась на изучении особенностей русского языка, а также на опыте нашего народно-песенного творчества. Стих Ломоносова и его последователей приобрел напевность и гармоничность звучания. Как известно, в силлабо-тоническом стихосложении имеются пять основных стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. В русской поэзии они ведут свое начало от Ломоносова.
В поэтических произведениях Михаил Васильевич размышлял о людях, достойных быть примером для подражания. Основные темы его поэтического творчества — это родина, мир на Земле как основа процветания человечества; это деяния выдающихся людей, чья слава вечна; наука, познающая природу. Ломоносов, согласно своим теоретическим взглядам, писал стихи преимущественно высоким штилем. Излюбленным жанром его была ода.
Особенности поэзии Ломоносова ясно выступают в «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны», 1747 года. Ода начинается прославлением «тишины», то есть мира — главного условия для созидательного труда и творчества:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов отрада,
Коль ты полезна и красна…
Поэт хвалит Елизавету за то, что в начале ее царствования прекратились войны. Затем автор переходит к воспоминаниям об отце Елизаветы, Петре I, которого он считал идеальным монархом и национальным героем. Прибегая к олицетворениям, Ломоносов говорит о внешней политике Петра, укрепившей могущество русского государства:
В полях Марс страшился,
Свои меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на российский флаг.
С чувством особого восхищения поэт вспоминает о том, что при Петре «… божественны науки через горы, реки и моря в Россию простирали руки». Он выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и покровительствовать наукам.
Постепенно парадное изображение Елизаветы в оде Ломоносова тускнеет и на первый план выступает величественный образ России. Развертывается грандиозный пейзаж — мы видим гигантскую страну, омываемую морями и океанами. Ломоносов призывает русское юношество к разработке природных богатств страны на благо народа.
Идея этих стихов остается живой, актуальной и для нашего времени. Ода завершается гимном в честь наук. Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль вытекает из предыдущей.
Глубине и значительности содержания оды соответствует ее возвышенный язык. Торжественность речи достигается употреблением наряду с коренными русскими словами старославянских слов: «кроткий глас», «сей день», «воззри на горы превысоки».
В оде много олицетворений, связанных с греко-римскими мифами. Мифологические образы олицетворяют собой понятия разума и науки (Минерва), войны и морской стихии (Марс, Нептун). Поэт часто прибегает к метафоре, то есть употребляет слова в переносном значении. Так, солнце у Ломоносова «во все страны свой взор возводит». Рядом с точными эпитетами (например, «пространная держава») в оде встречается много разнообразных метафорических эпитетов: «пламенныезвуки», «наглы вихри», «сладчайший глас», «праведная печаль», «звучащая слава». Ода насыщена также гиперболами (приветствия Елизавете несутся «до звезд»; «Лена … бреги наконец теряет, сравнившись морю шириной»).
Ломоносов в «Оде на день восшествия…» прославлял величие Родины такими художественными средствами, которые представлялись ему наиболее убедительными. Построение и язык оды органически связаны с теми задачами, которые ставил перед собой поэт, с его взглядами на искусство. Патриотические размышления Ломоносова, выраженные, по словам одного из его современников, «с пышностью, остротой и великолепием», наполняли русскую поэзию XVIII века глубоким содержанием. Главная идея его творчества — быть гражданином, служить отечеству — вдохновляла передовых русских поэтов и писателей последующих эпох.
Ученый-энциклопедист — это не только и не столько человек разносторонних знаний и интересов. Это, в первую очередь, пропагандист передового мировоззрения и новых направлений в науке. Совершенно ясно, что успех такой пропаганды, ее значимость и эффективность зависят не только от публицистического таланта ученого-мыслителя. Они в значительной мере определяются его научным авторитетом, завоеванным в результате выдающихся достижений в каких-либо определенных отраслях знания. Такой авторитет привлекает к словам и высказываниям ученого внимание многих, быть может, близко и не знакомых с его научными работами. Именно таким авторитетом обладал Ломоносов благодаря работам в области естественных наук, а также поэтическим произведениям и трудам в области языкознания.
Поэзия великого ученого глубоко патриотична. Несмотря на исторически объяснимую ограниченность политических взглядов (приверженность просвещенному абсолютизму), он всегда чувствовал свою кровную связь с народом, ради народа трудился и совершал свои научные открытия.
Мне кажется, что деятельность Ломоносова — великого русского ученого, патриота и просветителя — сыграла громадную роль в развитии отечественной науки и культуры. Ломоносов был основателем целого ряда наук в России. Патриотизм, стремление к благу и процветанию отчизны лежали в основе поразительной широты его научных интересов, достижений в различных отраслях знания, были движущей силой его поэзии.
www.rlspace.com
Вопросы и ответы к оде М. В. Ломоносова «На день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны» | сочинение, краткое содержание, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн
Ломоносов отдавал предпочтение в художественных произведениях героической тематике, утверждал славу и мощь Российского государства, воспевал победы русского оружия, видел будущее своей страны в просвещении, распространении наук, отечественного образования. Задачам прославления державы и достойнейших ее государственных и военных деятелей в наибольшей степени отвечала ода. В стихотворении «Разговор с Анакреоном» Ломоносов объяснил это свое литературное пристрастие следующими словами:
Хотя в молодые годы Ломоносов любил писать любовные песни, две из которых дошли до нашего времени, главной задачей для него стало на примерах отечественных героев воспитывать в своих согражданах чувство долга и стремление к общественно полезной деятельности. Жанр оды тогда позволял в большом произведении сочетать лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим государственное значение, и сделать это, по словам известного исследователя русской литературы XVIII века А. В. Западова, сильно, образно, красиво.
Ведущая темы «Оды на день восшествия на всероссийский престол…» — тема России, ее настоящего и будущего, восхваление ее величия, богатства, т. е. тема патриотическая. Она раскрывается через ряд подчиненных ей тем, конкретизирующих отношение автора к родине и ее народу. Среди них — образы Петра I и императрицы Елисаветы Петровны, олицетворяющих Россию и проводящих прогрессивные преобразования, тема войны и мира (возлюбленная тишина), тема науки и искусства, красота и огромные природные богатства России, а также тема молодого поколения, символизирующего ее будущее процветание.
Прославление монарха — одна из отличительных особенностей классицистической оды, так как его образ символизирует силу и единство державы, для русских классицистов — это просвещенный монарх, покровительствующий закону, наукам, видящий целью своей деятельности благо подданных. Такой в оде изображена Елисавета Петровна. Ее изображение носит парадный, торжественный характер. Как классицист, Ломоносов в образе монархини запечатлел свое видение власти и стоящего на ее вершине. Императрица в оде Ломоносова красива и величественна (зрак прекраснее рая), она прекращает войны во имя спокойствия россов. Словесное описание императриц в одах Ломоносова (Екатерины I, Елизаветы Петровны и Екатерины II) вполне соотносилось с художественным изображением их на портретах классицистов. Создавая образ российской монархини, деятели искусства придерживались формулы «Елизавета — это Петр сегодня», имея в виду возобновление и продолжение петровских преобразований после десятилетия бироновщины во времена правления Анны Иоанновны. Передовая часть русского общества надеялась на дальнейшее развитие дела Петра в условиях мирного времени.
В долинах раздаются клики:
«Великая Петрова дщерьЩедроты отчи превышает,Довольство муз усугубляетИ к счастью отверзает дверь».Известен портрет Елизаветы Петровны И. Вишнякова (1743), который выставлен в Третьяковской галерее. Императрица величественно возвышается над миром, уподобляясь незыблемой пирамиде. Она царственно неподвижна, что подчеркивается коронационным одеянием, мантией. Образ самодержицы дополняется такими атрибутами власти, как корона, скипетр и держава. На неподвижном лице выражение величия и благожелательная улыбка, обращенная к подданным. Похоже, что к такому облику Елисаветы обращены слова Ломоносова:
И обращение, характерное для торжественного одического стиля:
Воззри на горы превысоки,Воззри в поля твои широки…Как уже было сказано, Петр I для русских классицистов — идеальный просвещенный государь, заботящийся об укреплении Российского государства, его военной мощи, развития наук и искусств. Таким он изображен и в оде «На день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». В его изображении просматривается явная ориентация на античность, свойственная созданию образа героя. Автор для показа силы и величия Петра I и его деяний использует сравнение с богом войны Мар- сом, который «страшился, свой меч в Петровых зря руках»; Нептун испытывает удивление, глядя на созданный Петром флот («российский флаг»). Вообще же в оде часто упоминаются античные реалии — имена богов, музы, Парнас, с которым он сравнивает собрание муз на российской земле, философа Платона. Вместе с тем Ломоносов видит в появлении Петра Великого божественную волю, волю «зиждителя мира», которая прославляет создателя, пославшего в Россию человека:
Каков неслыхан был от века.Сквозь все препятства он вознесГлаву, победами венчанну,Россию, грубостью попранну,С собой возвысил до небес.Конечно, в одах Ломоносова выражено искреннее восторженное отношение к Петру, хотя и идеализированное. Поэт как бы забывает, какой ценой достигались его преобразования. Материал с сайта //iEssay.ru
Россия, прежде всего, любимая автором родина, красотами которой он любуется, богатствами которой он гордится, находя для выражения своих чувств нужную лексику. И это чувства патриотизма, гордости.
Сравнивая Россию с другими странами, их достоянием, Ломоносов России отдает преимущество. Это горы превысоки, поля широки, это великие реки Волга, Днепр, Обь, Лена, равные по ширине морям, огромное пространство земель, богатства, какими хвалится Индия. К богатствам России относятся глубокие леса, разнообразный животный мир. Как бы представляя императрице ее необъятные владения, Ломоносов прославляет Россию. И здесь порой бывает трудно отличить объект восхваления в оде — Елисавета Петровна или находящаяся в ее подданстве необъятная страна. Эти два образа иногда в восприятии читателей сливаются в один, что свидетельствует о приоритете для поэта образа великой родной державы и ее блага.
Мы дар твой до небес прославим,И знак щедрот твоих поставим,Где солнца всход и где АмурВ зеленых берегах крутится,Желая паки возвратитьсяВ твою державу от Манчжур.iessay.ru
цитаты из оды » Ода на день восшествия на всероссийский престол её величества государыни императрицы Елисаветы Петровны»
Великая Петрова дщерь Щедроты отчи превышает, Довольство муз усугубляет И к счастью отверзает дверь. Сия тебе единой слава, Монархиня, принадлежит, Пространная твоя держава, О как тебе благодарит! И обращение, характерное для торжественного одического стиля: ….Воззри на горы превысоки, Воззри в поля твои широки…
вот… Взирая на дела Петровы, \ На град, на флот и на полки\ И купно на свои оковы, \ На сильну власть чужой руки, \ Россия ревностно вздыхала\ И сердцем всякий час взывала\ К Тебе, Защитнице своей: \ «Избавь, низвергни наше бремя, \ Воздвигни нам Петрово Племя, \ Утешь, утешь Твоих людей, Михаил Ломоносов 1746 ОДА на день восшествия на Всероссийский престол Ея Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны, Самодержицы Всероссийский, 1746 года Елизавета Веселая царица\Была Елисавет: \Поет и веселится, \Порядка только нет. Алексей Толстой 1868 ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО ОТ ГОСТОМЫСЛА ДО ТИМАШЕВА и бонус ЕЛИЗАВЕТА Всяк с стремлением бежит в радостном сем стоне \ посмотреть Елисавет в лаврах и короне. \ Старость, ни болезнь, ни пол, ни рост не мешают, \ обще с удовольством зреть въезд ее желают. Михаил Собакин 1742 Радость столичного града Санктпетербурга… при торжественном, победоносном въезде ее императорского величества, всемилостивейшия, державнейшия, великия государыни Елисаветы Петровны… Елизавета играла с огнем\Елизавета играла с огнем\пускала огонь по спине\пускала огонь по спине\Петр Палыч смотрел в восхищеньи кругом\Петр Палыч смотрел в восхищеньи кругом\и дышал тяжело\и дышал тяжело\и за сердце держался рукой. Даниил Хармс 1933 Елизавета играла с огнем ЕЛИЗАВЕТА ЦАР Внемлите все пределы света\ И ведайте, что может Бог! \ Воскресла нам Елисавета: \ Ликует церьковь и чертог. \ Она! или Екатерина! \ Она из обоих едина! \ Ее и бодрость и восход\ Златой наукам век восставит\ И от презрения избавит\ Возлюбленный Российский род. Михаил Ломоносов 1762 ОДА торжественная Ея Императорскому Величеству Всепресветлейшей Державнейшей великой Государыне Императрице Екатерине Алексеевне, самодержице всероссийской на преславное Ея восшествие на Всероссийский Императорский престол июня 28 дня 1762 года. ЕЛИЗАВЕТА ЦАР Однако ты и тем счастлива, \ Что тщишься имя воспевать\ Всея земли красы и дива\ И тем красу себе снискать. \ Ты твердь оставь, о древня Лира, \ Взнесенна басньми к верьху мира: \ Моя число умножит звезд, \ Возвысившись до горних мест\ Парящей славой вознесена\ И новым блеском освещенна. Михаил Ломоносов 1742 ОДА на прибытие Ея Величества великия Государыни Императрицы Елисаветы Петровны из Москвы в Санктпетербург 1742 года по коронации ЕЛИЗАВЕТА ЦАР К ПОРТРЕТУ ЕЕ ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ АЛЕКСЕЕВНЫ \\ Корона на главе, а в сердце добродетель; \ Душой пленяет ум, умом душе мила; \ В благотворениях ей только бог свидетель; \ Хвалима… но пред ней безмолвствует хвала. Николай Карамзин 1819 ЕЛИЗАВЕТА Это было в придворной карете\С князем Павлом в былые года. \Это было при Елизавете\И не будет уж вновь — никогда! Николай Агнивцев. сборник Блистательный Санкт-Петербург 1923КНЯЗЬ ПАВЕЛ. ЕлизаветаВеселая царица\Была Елисавет-\Поет и веселится, \Порядка только нет. Алексей Толстой Елизаветы и Анны\крик: — Это ель! Это ель! Это ель! Белла Ахмадулина
touch.otvet.mail.ru
Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА»
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА»
Поэтическое творчество было для М. В. Ломоносова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его многосторонне одаренной натуры. Особенно ярко талант поэта проявился в одах. Именно Ломоносову принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового жанра литературы — жанра оды. Он же впервые предложил и широко использовал в своих произведениях десятистишную строфу с повторяющейся рифмовкой. Перу поэта принадлежит большое количество од, в основном хвалебных, посвященных русским правителям и Российскому государству. Но наиболее яркой, лучше всего отражающей своеобразие поэтического стиля Ломоносова, является его «Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года». Она была написана в связи с шестой годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол.
Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта, облеченный в стихотворную форму. Своеобразие нового поэтического жанра, которым написано произведение, становится заметным уже с первой строфы. Автор обильно вводит в свою речь типично ораторские приемы — восторженные фразы, восклицания:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют.
«Возлюбленная тишина» — эпитет, использующийся поэтом во многих одах, — характеризует здесь не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, пресечение наступления реакции, сплоченность всех слоев населения в их стремлении добиться процветания России. По глубокому убеждению Ломоносова, наступление этого мира и сплоченности зависело непосредственно от характера государственного правления и, прежде всего, от личности монарха. На Елизавету Петровну в этом отношении автором возлагались особенно большие надежды.
Для «Оды на день восшествия…», как и для многих других од поэта, характерно стремление выдавать желаемое за действительное, показывать события, которые еще не произошли, так, будто это уже свершившийся факт. Именно такой прием прослеживается в строках, в которых говорится о вкладе императрицы в развитие наук:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет:
Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.
Ломоносов не только восхваляет науки, он также призывает, указывая на пример Петра, крепить национальную мощь России, развивать промышленность, искусство, образование. Он воспевает также «вечную славу» героических предков, рисует развернутые картины величия, могущества, неисчерпаемых природных богатств страны, славит героический характер русского человека.
В своей оде автор пишет о прекращении войн с легкой руки Елизаветы, о том, что новая императрица «довольство муз усугубляет», «отверзая» двери к счастью.
Ломоносов намеренно восхваляет деяния монархини в надежде на то, что, услышав «глас народа» и уже получив похвалу, государыня сделает все возможное для того, чтобы претворить мечты русских людей в жизнь.
Новаторство поэта проявляется также в том, что, посвящая свою оду императрице, он в то же время восхваляет просторы Русской земли, ее богатство и красоту, ее величие и славу:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.
Характер патетически-взволнованной речи придают оде Ломоносова и многочисленные обращения к лире, к музам, к пламенным звукам, к «Невтонам» и «Платонам», которых в великом множестве может «Российская земля рождать». Важное место отводит автор и многочисленным олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. С помощью этих олицетворений и метафор явления и отвлеченные понятия становятся у поэта участниками большого всеобщего торжества:
Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря…
С торжественным призывом обращается Ломоносов и к молодому поколению, пробуждая в нем стремление посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых.
При этом автор проникновенно заявляет о пользе науки для всех возрастов в самых различных обстоятельствах:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут…
По глубокому убеждению поэта, высокий слог служит единственной и важнейшей цели: пробудить умы и души людей — не только государственных деятелей, но и простого народа, привлечь их внимание к наиглавнейшим вопросам и проблемам современности.
Для создания такого торжественного, высокого слога автор широко использует славянизмы: «бряцает», «зиждитель», «паства», «лик», «зрак» и т. д. Он также вводит усеченные формы прилагательных: «божественны науки», «небесну дщерь». Мифологические образы, необычные рифмы, восклицания, риторические вопросы, различные виды тропов — все эти приемы призваны усилить эмоциональное воздействие на читателя.
«Ода на день восшествия…» стала ярким примером использования поэтом разработанной им же силлабо-тонической формы стиха, в которой, как и раньше, соблюдается равное количество слогов, но ударения расположены упорядоченно, то есть в соответствии с принятым автором размером.
Введенная М. В. Ломоносовым, эта форма впоследствии станет одной из самых распространенных в русской литературе, так же как и избранный им стихотворный размер. Большинство од поэта написано ямбом, поскольку именно его Ломоносов считал самым звучным и придающим стиху наибольшую силу и энергию.
Таким образом, художественное своеобразие «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» очень велико. Оно заключается в том, что, во-первых, с ее помощью автор превратил похвальную оду в средство просветительской пропаганды достижений научной мысли и общественно-политических идей, прославил свою родину, ее природу, ее народ, ее правителей.
Во-вторых, в своем произведении поэт мастерски использовал все существовавшие ранее и созданные вновь художественные формы языка, стихотворной речи, применил оригинальные образные конструкции, придавшие стихотворению совершенно новое, торжественное звучание и усилившие воздействие на читателя. Приведенные в оде средства и формы Ломоносов продолжал совершенствовать и широко использовать в своем последующем творчестве, доведя жанр похвальной оды до наивысших вершин художественного мастерства.
Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ «ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА»
5 (100%) 1 voteНа этой странице искали :
- сочинение на тему науки юношей питают
- план ода на день восшествия на всероссийский престол
- метафоры в оде на день восшествия
- метафоры в оде ломоносова на день восшествия
- ода на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны краткое содержание
Сохрани к себе на стену!
vsesochineniya.ru
Сочинение на тему: ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ “ОДЫ НА ДЕНЬ ВОСШЕСТВИЯ НА ВСЕРОССИЙСКИЙ ПРЕСТОЛ ЕЕ ВЕЛИЧЕСТВА ГОСУДАРЫНИ ИМПЕРАТРИЦЫ ЕЛИСАВЕТЫ ПЕТРОВНЫ, 1747 ГОДА”
Поэтическое творчество было для М. В. Ломоносова областью смелых теоретических открытий и одним из проявлений его многосторонне одаренной натуры. Особенно ярко талант поэта проявился в одах. Именно Ломоносову принадлежит основная заслуга в окончательном формировании нового жанра литературы — жанра оды. Он же впервые предложил и широко использовал в своих произведениях десятистишную строфу с повторяющейся рифмовкой. Перу поэта принадлежит большое количество од, в основном хвалебных, посвященных русским правителям и Российскому государству. Но наиболее яркой, лучше всего отражающей своеобразие поэтического стиля Ломоносова, является его “Ода на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года”. Она была написана в связи с шестой годовщиной вступления Елизаветы Петровны на престол.
Ода представляет собой вдохновенный монолог поэта, облеченный в стихотворную форму. Своеобразие нового поэтического жанра, которым написано произведение, становится заметным уже с первой строфы. Автор обильно вводит в свою речь типично ораторские приемы — восторженные фразы, восклицания:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Вокруг тебя цветы пестреют И класы на полях желтеют.
“Возлюбленная
тишина” — эпитет, использующийся поэтом во многих одах, — характеризует здесь не только установление мира между народами, но и прекращение внутренних раздоров, пресечение наступления реакции, сплоченность всех слоев населения в их стремлении добиться процветания России. По глубокому убеждению Ломоносова, наступление этого мира и сплоченности зависело непосредственно от характера государственного правления и, прежде всего, от личности монарха. На Елизавету Петровну в этом отношении автором возлагались особенно большие надежды.
Для “Оды на день восшествия…”, как и для многих других од поэта, характерно стремление выдавать желаемое за действительное, показывать события, которые еще не произошли, так, будто это уже свершившийся факт. Именно такой прием прослеживается в строках, в которых говорится о вкладе императрицы в развитие наук:
Молчите, пламенные звуки,
И колебать престаньте свет:
Здесь в мире расширять науки Изволила Елисавет.
Ломоносов не только восхваляет науки, он также призывает, указывая на пример Петра, крепить национальную мощь России, развивать промышленность, искусство, образование. Он воспевает также “вечную славу” героических предков, рисует развернутые картины величия, могущества, неисчерпаемых природных богатств страны, славит героический характер русского человека.
В своей оде автор пишет о прекращении войн с легкой руки Елизаветы, о том, что новая императрица “довольство муз усугубляет”, “отверзая” двери к счастью.
Ломоносов намеренно восхваляет деяния монархини в надежде на то, что, услышав “глас народа” и уже получив похвалу, государыня сделает все возможное для того, чтобы претворить мечты русских людей в жизнь.
Новаторство поэта проявляется также в том, что, посвящая свою оду императрице, он в то же время восхваляет просторы Русской земли, ее богатство и красоту, ее величие и славу:
Там Лена чистой быстриной,
Как Нил, народы напояет И бреги наконец теряет,
Сравнившись морю шириной.
Характер патетически-взволнованной речи придают оде Ломоносова и многочисленные обращения к лире, к музам, к пламенным звукам, к “Невтонам” и “Платонам”, которых в великом множестве может “Российская земля рождать”. Важное место отводит автор и многочисленным олицетворениям, метафорам, аллегориям и гиперболам. С помощью этих олицетворений и метафор явления и отвлеченные понятия становятся у поэта участниками большого всеобщего торжества:
Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки,
К сему монарху говоря…
С торжественным призывом обращается Ломоносов и к молодому поколению, пробуждая в нем стремление посвятить себя служению науке, сменив чужеземных ученых.
При этом автор проникновенно заявляет о пользе науки для всех возрастов в самых различных обстоятельствах:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастной случай берегут…
По глубокому убеждению поэта, высокий слог служит единственной и важнейшей цели: пробудить умы и души людей — не только государственных деятелей, но и простого народа, привлечь их внимание к наиглавнейшим вопросам и проблемам современности.
Для создания такого торжественного, высокого слога автор широко использует славянизмы: “бряцает”, “зиждитель”, “паства”, “лик”, “зрак” и т. д. Он также вводит усеченные формы прилагательных: “божественны науки”, “небесну дщерь”. Мифологические образы, необычные рифмы, восклицания, риторические вопросы, различные виды тропов — все эти приемы призваны усилить эмоциональное воздействие на читателя.
“Ода на день восшествия…” стала ярким примером использования поэтом разработанной им же силлабо-тонической формы стиха, в которой, как и раньше, соблюдается равное количество слогов, но ударения расположены упорядоченно, то есть в соответствии с принятым автором размером.
Введенная М. В. Ломоносовым, эта форма впоследствии станет одной из самых распространенных в русской литературе, так же как и избранный им стихотворный размер. Большинство од поэта написано ямбом, поскольку именно его Ломоносов считал самым звучным и придающим стиху наибольшую силу и энергию.
Таким образом, художественное своеобразие “Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года” очень велико. Оно заключается в том, что, во-первых, с ее помощью автор превратил похвальную оду в средство просветительской пропаганды достижений научной мысли и общественно-политических идей, прославил свою родину, ее природу, ее народ, ее правителей.
Во-вторых, в своем произведении поэт мастерски использовал все существовавшие ранее и созданные вновь художественные формы языка, стихотворной речи, применил оригинальные образные конструкции, придавшие стихотворению совершенно новое, торжественное звучание и усилившие воздействие на читателя. Приведенные в оде средства и формы Ломоносов продолжал совершенствовать и широко использовать в своем последующем творчестве, доведя жанр похвальной оды до наивысших вершин художественного мастерства.
Глоссарий:
– сочинение на тему науки юношей питают
– план ода на день восшествия на всероссийский престол
– метафоры в оде на день восшествия
– метафоры в оде ломоносова на день восшествия
– ода на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны краткое содержание
.
ege-essay.ru
«Ода “На день восшествия Елизаветы Петровны”»
«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», — так определил В.Г. Белинский место и значение творчества выдающегося русского просветителя, ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова в истории отечественной литературы. Он стал не только реформатором русского стихосложения, но и автором замечательных поэтических творений, составивших особую страницу русской поэзии.Может быть, сейчас мы не очень интересуемся теми государственными деятелями, которым адресованы стихи Ломоносова, а для кого-то и вовсе незнакомо имя Елизаветы Петровны, которой посвящена его ода, написанная в 1747 году Но мысли и чувства великого человека, гражданина и патриота, неутомимого ее исследователя и первооткрывателя неизведанного в природном мире, — это то, что не утратило своей ценности и по сей день и, наверное, останется таковым навсегда.
О чем же пишет Ломоносов в своей оде, названной, как это было принято в поэзии XVIII века, очень витиевато: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, ноября 25 дня, 1747 года»?
Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.
Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир — ведь в ее царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия:
Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее отце — Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу:
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, варварством попранну,
С собой возвысил до небес.
Петра I Ломоносов, как впоследствии и Пушкин, считал великим реформатором, просвещенным монархом и гениальным военачальником — подлинным национальным героем. Рассказывая о нем, поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии. Так, например, Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии. Такая образность, наряду с широким употреблением славянизмов, риторических вопросов, восклицаний и обращений, создает особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий предмету ее изображения Это очень хорошо видно в описании Петра I, его военных побед, укрепивших могущество России:
В полях кровавых марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на Российский флаг.
Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I- это и великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития:
В стенах внезапно укрепленна
И зданьями окружения,
Сомненная Нева река:
«Или я ныне позабылась
И с онаго пути склонилась,
Которым прежде я текла?»
Вполне логично после этого описания развивается мысль о том, что при Петре I
…божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…
Завершая рассказа о Петре I описанием его трагической кончины, Ломоносов переходит к следующей части стихотворения: он вновь обращается к современности и выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и станет покровительствовать наукам, содействовать укреплению и процветанию России. Елизавету он хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества, и далее в своей оде представляет ей своеобразную «программу действий», которая должна обеспечить дальнейшее развитие страны.
Призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля твои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Дальнейшая логика развития мысли вполне очевидна: развертывая перед глазами читателя грандиозный пейзаж гигантской страны, омываемой морями и океанами, простирающейся от далекого Севера, через горы Урала («верьхи Рифейски»), просторы сибирской тайги к Дальнему Востоку и Амуру, который «в зеленых берегах крутится», поэт утверждает, что такую страну нельзя оставить во тьме невежества. Для освоения ее природных богатств требуются образованные люди, а потому далее он призывает:
О, вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободренны,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Такая логика развития поэтической мысли дает возможность автору завершить свою оду не только традиционным восхвалением Елизаветы, но и подлинным гимном в честь науки.
Науки юношей питают.
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегу!,
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, —
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Эти слова о науке известным всем, даже тем, кто не очень хорошо знаком с творчеством Ломоносова-поэта. Они отражают позицию современного общества и человека как нельзя лучше, и потому могут служить своего рода эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие. Можно сказать, что сбилась мечта великого ученого и поэта: Россия доказала, что действительно способна давать всему миру «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». А занимающий одно из первых мест в мире Московский Государственный университет по праву носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
www.allsoch.ru
Ода На день восшествия Елизаветы Петровны
Ода На день восшествия Елизаветы Петровны
«С Ломоносова начинается наша литература… он был ее отцом, ее Петром Великим», – так определил В.Г. Белинский место и значение творчества выдающегося русского просветителя, ученого, естествоиспытателя Михаила Васильевича Ломоносова в истории отечественной литературы. Он стал не только реформатором русского стихосложения, но и автором замечательных поэтических творений, составивших особую страницу русской поэзии.
Может быть, сейчас мы не очень интересуемся теми государственными деятелями, которым адресованы стихи Ломоносова, а для кого-то и вовсе незнакомо имя Елизаветы Петровны, которой посвящена его ода, написанная в 1747 году. Но мысли и чувства великого человека, гражданина и патриота, неутомимого ее исследователя и первооткрывателя неизведанного в природном мире, – это то, что не утратило своей ценности и по сей день и, наверное, останется таковым навсегда.
О чем же пишет Ломоносов в своей оде, названной, как это было принято в поэзии XVIII века, очень витиевато: «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны, ноября 25 дня, 1747 года»?
Композиция оды, в соответствии с требованиями классицизма, отличается логической стройностью. Каждая из основных тем получает свое обоснование и подробное развитие, каждая новая мысль логически вытекает из предыдущей.
Как и всякая торжественная ода, в соответствии с правилами классицизма, это стихотворение начинается величественным прославлением мира:
Царей и царств земных отрада,
Возлюбленная тишина,
Блаженство сел, градов ограда,
Коль ты полезна и красна!
Естественным продолжением этой величавой картины служит восхваление Елизаветы, которая обеспечила процветание страны прежде всего тем, что принесла ей мир – ведь в ее царствование действительно прекратились войны, которые долго вела Россия:
Когда на трон она вступила,
Как Высший подал ей венец,
Тебя в Россию возвратила,
Войне поставила конец.
Славные дела Елизаветы наводят автора оды на воспоминания об ее отце – Петре I, продолжательницей которого поэт мыслил новую царицу:
Послал в Россию Человека,
Каков неслыхан был от века.
Сквозь все препятства он вознес
Главу, победами венчанну,
Россию, варварством попранну,
С собой возвысил до небес.
Петра I Ломоносов, как впоследствии и Пушкин, считал великим реформатором, просвещенным монархом и гениальным военачальником – подлинным национальным героем. Рассказывая о нем, поэт прибегает к олицетворениям, связанным с образами античной мифологии. Так, например, Марс и Нептун служат обозначениями понятий войны и морской стихии. Такая образность, наряду с широким употреблением славянизмов, риторических вопросов, восклицаний и обращений, создает особо торжественный «высокий» стиль оды, соответствующий предмету ее изображения. Это очень хорошо видно в описании Петра I, его военных побед, укрепивших могущество России:
В полях кровавых марс страшился,
Свой меч в Петровых зря руках,
И с трепетом Нептун чудился,
Взирая на Российский флаг.
Для Ломоносова, как и для Пушкина, Петр I – это и великий строитель северной столицы, которая открыла для России новые пути развития:
В стенах внезапно укрепленна
И зданьями окруженна,
Сомненная Нева рекла:
«Или я ныне позабылась
И с онаго пути склонилась,
Которым прежде я текла?»
Вполне логично после этого описания развивается мысль о том, что при Петре I
…божественны науки
Чрез горы, реки и моря,
В Россию простирали руки…
Завершая рассказа о Петре I описанием его трагической кончины, Ломоносов переходит к следующей части стихотворения: он вновь обращается к современности и выражает надежду, что Елизавета будет следовать примеру отца и станет покровительствовать наукам, содействовать укреплению и процветанию России. Елизавету он хочет видеть просвещенной царицей, заботящейся о благе отечества, и далее в своей оде представляет ей своеобразную «программу действий», которая должна обеспечить дальнейшее развитие страны.
Призывая Елизавету быть покровительницей просвещения, наук и ремесел, Ломоносов показывает, что страна, где она царствует, изумительно прекрасна и обладает неисчерпаемыми природными богатствами:
Воззри на горы превысоки,
Воззри в поля твои широки,
Где Волга, Днепр, где Обь течет;
Богатство, в оных потаенно,
Наукой будет откровенно,
Что щедростью твоей цветет.
Дальнейшая логика развития мысли вполне очевидна: развертывая перед глазами читателя грандиозный пейзаж гигантской страны, омываемой морями и океанами, простирающейся от далекого Севера, через горы Урала («верьхи Рифейски»), просторы сибирской тайги к Дальнему Востоку и Амуру, который «в зеленых берегах крутится», поэт утверждает, что такую страну нельзя оставить во тьме невежества. Для освоения ее природных богатств требуются образованные люди, а потому далее он призывает:
О, вы, которых ожидает
Отечество от недр своих,
И видеть таковых желает,
Каких зовет от стран чужих!
Дерзайте, ныне ободренны,
Реченьем вашим показать,
Что может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Такая логика развития поэтической мысли дает возможность автору завершить свою оду не только традиционным восхвалением Елизаветы, но и подлинным гимном в честь науки:
Науки юношей питают,
Отраду старым подают,
В счастливой жизни украшают,
В несчастный случай берегут;
В домашних трудностях утеха
И в дальних странствах не помеха.
Науки пользуют везде, –
Среди народов и в пустыне,
В градском шуму и наедине,
В покое сладки и в труде.
Эти слова о науке известным всем, даже тем, кто не очень хорошо знаком с творчеством Ломоносова-поэта. Они отражают позицию современного общества и человека как нельзя лучше, и потому могут служить своего рода эмблемой нашего времени, когда наука получила небывалое доселе развитие. Можно сказать, что сбилась мечта великого ученого и поэта: Россия доказала, что действительно способна давать всему миру «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов». А занимающий одно из первых мест в мире Московский Государственный университет по праву носит имя Михаила Васильевича Ломоносова.
coolreferat.com