Распад ссср итоги – Итоги распада СССР

Итоги распада СССР

Распад СССР стал главным геополитическим событием 20 века на мировой арене. Детально разбирая итоги распада СССР до сих пор трудно сказать, с какой целью республики практически дотла сожгли экономические и политические связи между собой.

Причины распада Советского государства
Среди основных причин распада СССР выделяют следующие:
1. Идеологический кризис.
2. Желание республик восстановить свою утраченную национальность, закрепленную на государственном уровне.
3. Наличие у каждой из республик суверенитета, что обуславливалось их конституционным правом на выход из состава Советского Союза.
4. Ослабленное влияние государственного аппарата.
5. Ориентированность республик на вхождение в состав других стран.
6. Неутолимое желание элиты держать контроль над своими территориями, всячески препятствуя контролю со стороны органов государственного аппарата.
7. Не увенчавшиеся попытки реформирования советской системы.

Итоги распада СССР
Главным итогом распада СССР является сложившаяся геополитическая ситуация, которая привела к наиболее впечатляющему со времен ВОВ положению государств. По факту ее смело можно назвать настоящей геополитической катастрофой. Итоги этой катастрофы до сих пор отражаются на всех странах, входивших в состав Советского Союза.

С распадом СССР были разорваны традиционные экономические связи между республиками. На Российской Федерации подорванная экономическая система отразилась менее всего.
Кроме того, с распадом советского государства активизировался процесс изменения мировых и региональных сил, в том числе политических и военных. По сравнению с СССР заметно уменьшился потенциал России на мировой политической арене.
Феномен распада социалистического государства до сих пор не подвергался тщательному изучению. Единственное, что историки заявляют с полной уверенностью, так это то, что причиной распада СССР стал его унитарный характер. Последнему лидеру государства не удалось качественно справиться с внедрением реформ в политику некогда великой и могучей державы.
На «простых смертных» развал союза отразился, прежде всего, на формировании комплекса «разделенной нации». Также стала актуальной проблема национальных меньшинств, проживающих за пределами своих национальных центров. Все чаще люди сталкиваются с грубыми проявлениями национализма и расовой дискриминации.
Пагубно сказалась на государствах и техническая отсталость. Если раньше Советский союз был одной из стран-лидеров в сфере новейших изобретений и открытий, то сейчас уровень технической активности стал в три с половиной раза меньше.

Топ-4 интересных фактов об СССР
1. Хрущев – советское лицо Пепси.
В 1959 году на Американской выставке в Москве Хрущев был запечатлен журналистами, пьющим Пепси. На следующий день это фото появилось во всех газетах. Таким образом, Хрущев стал настоящим рекламным лицом американского напитка, открыв его для советского народа.
Еще один интересный факт об СССР также связан с Хрущевым. Его выражение про «Кузькину мать» было неправильно понято американцами. Они решили, что речь идет о секретном оружии. Впоследствии это выражение использовалось для обозначения атомных бомб.
2. Владикавказ – столица сразу двух республик.
В период с 1924 по 1934 года город Владикавказ был столицей сразу двух автономных республик (Северо-Осетинской и Ингушской), входящих в состав СССР. Притом сам город был вполне самостоятельной единицей и без вхождения в их состав.

3. Спасительная сцена ядерного взрыва в комедии «Брильянтовая рука».
Полюбившаяся многим советская комедия «Брильянтовая рука» могла стать запрещенным фильмом в СССР. Цензорам не пришлись по вкусу сцены проституции, пьянство главного героя и работа таможенников, показанная не в самом лучше свете. Тогда режиссер фильма Леонид Гайдай придумал небольшую уловку. Добавив в конце фильма сцену ядерного взрыва, он сказал, чтобы вырезали все что угодно, но представленную сцену ни в коем случае не трогали. Естественно, что цензоры поступили ровным счетом наоборот.
4. «Спортлото-82».
За всю историю существования популярной в СССР лотереи «Спортлото» все 6 чисел были правильно угаданы всего лишь три раза.


www.istmira.com

Итоги распада Советского Союза | JoinFor

Геополитической катастрофой стало крушение СССР. Крах СССР привел к образованию однополярного мира, в котором американцы стали лидирующей нацией, взяв в свои руки всю мировую политику. Экономические просчеты перестройки привели к дестабилизации всей политической системы, к уменьшению авторитета центральной власти, что привело к национализму и сепаратизму.

Ленинград. Дворцовая площадь «Демократизация, перестройка, гласность» 1988 год

Период перестройки – так называемый революционный реформаторский курс, который во многом был, не сопоставим с коммунистической идеологией. Во многом это касается перехода к рыночной экономике, что катастрофично в социалистическом государстве. Горбачев разрешил гласность, свободу печати, политический плюрализм, тем самым дав больше свободы каждому гражданину. Проблема в том, что Горбачев видимо, не совсем понимал народ СССР, поскольку никто не требовал свободы и перестройки.

Михаил Горбачев на XXVIII съезде КПСС. 1990 год

После распада СССР прошло уже более двадцати лет, но до сих пор существует много мнений по этому поводу.

Некоторые считают, что распад государства был предрешен исторически, другие же наоборот придерживаются мнения о том, что СССР мог существовать всегда, если бы во власти не появился Горбачев.

Не малую роль в крахе СССР сыграли Соединенные Штаты Америки, которые стремились стать единственной сверхдержавой в мире, чтобы диктовать свои условия. Действия США ударили по экономики СССР. Саудовская Аравия увеличила добычу нефти по просьбе США, что привело падению нефтяных цен. Низкая цена на нефть не позволила советской экономике получать достаточную прибыль для своего развития.
За время своего правления Михаил Горбачев показал себя не профессиональным политиком, который не способен принять правильного решения. После вооруженных конфликтов в Грузии, Прибалтике, Горбачев отказался брать на себя ответственность за гибель мирного населения, сказав, что ничего не знал о действиях силовых структур на этих территориях.

Михаил Горбачев и Борис Ельцин во время вечернего заседания внеочередной сессии ВС РСФСР. 1991 год

После распада СССР у людей, заставших советскую эпоху, сложилась ностальгия по тому времени, которое, по их мнению, было гораздо лучше и спокойнее, чем сейчас.

Ельцина, сыгравшего весомую роль в распаде СССР, многие до сих пор считают прозападным политиком, который во многом прислушивался к США. Руслан Хасбулатов вспоминал, что во время августовского путча в случае штурма Белого дома Ельцин предлагал спасаться в посольстве США. В мемуарах бывшего американского лидера Джорджа Буша старшего рассказывается, что Ельцин поставил его в известность о желании втайне от Горбачева подписать Беловежские соглашения, после которых СССР прекратит свое существование.

Похожее

joinfor.ru

Причины и итоги распада СССР

   19 августа исполняется ровно двадцать лет событиям, приведшим к распаду Советского Союза. Многие до сих пор считают создание ГКЧП спусковым механизмом крушения СССР. Другие полагают, что главной причиной этого стало крушение КПСС. Существует мнение, что к развалу союзного государства привела борьба за власть между Горбачёвым и Ельциным. Есть люди, убежденные в том, что перестройка осуществлялась с грубыми ошибками, которые и привели к гибели СССР. Распад Советского Союза объясняют также обострением национальных проблем и парадом суверенитетов. Наконец, некоторые объясняют причины обвала советской сверхдержавы гонкой вооружений и подрывной деятельностью США. Однако всё это - слишком поверхностные суждения, чтобы можно было их принять.

   На мой взгляд, следует рассматривать цепь событий и ситуаций, приведших, в конечном счёте, к распаду Советского Союза, во взаимосвязи процессов загнивания политической элиты страны и советской системы в целом и  крушения социалистической модели развития. При этом СССР просуществовал почти 70 лет, поэтому важно понять за счёт каких ресурсов он и советская социалистическая система функционировали.

   Необходимо также принимать во внимание, что обвал СССР - не случайность, а запланированная акция - сговор представителей правящей партийно-хозяйственной элиты с целью приватизации государственной собственности и снятия с себя ответственности за полный провал внутренней политики и абсолютно неэффективную экономику.

   В этой связи представляют интерес ответы на следующие вопросы. Что дал распад Советского Союза российскому народу и России в целом? И насколько результативно правящая элита использовала возможности, открывшиеся в результате крушения коммунистических догм и СССР, для эффективного развития России? Попытаемся во всём этом разобраться.

Причины краха советской социалистической системы

   Главными причинами крушения светской социалистической модели развития - фундамента СССР - были, во-первых, попытка реализации утопических догм коммунистической доктрины, обусловившая ликвидацию у населения мотивации к росту производительности труда. Во-вторых, моральная деградация, безответственность, некомпетентность и неэффективность партийно-хозяйственной  «вертикали власти», выстроенной в социалистической системе общественно-государственных и политико-экономических отношений. 

   Коммунистическая доктрина и все главные принципы построения первого в мире социалистического общества и государства были основаны не только на вере и убеждениях; они нуждались и в доказательствах. Главным доказательством верности коммунистической доктрины, и об этом достаточно определённо говорили и Маркс, и Энгельс, и Ленин, были два фактора.

   Первый – достижение более высокой, чем при капитализме, производительности труда. Второй – достижение более высокого, чем при капитализме уровня жизни рабочих и крестьян. За 1917 - 1991 гг. в стране не были достигнуты ни первого, ни тем более второго доказательств. Во многом, это было предопределено ущербностью и утопичностью коммунистической идеи - ликвидации частной собственности.

   В СССР государство лишило людей права на частную собственность, точнее, правящая коммунистическо-социалистическая элита присвоила себе право распоряжаться всей общегосударственной, общенародной собственностью, причём распоряжаться бесконтрольно, некомпетентно и безответственно. А это привело к  подавлению любых форм гражданской и частной инициативы, к практическому исчезновению у людей свободы выбора и мотивации к производительному труду.

   Утрата людьми внутренних стимулов к росту производительности труда, в конечном итоге, и предопределило одну из главных причин краха советской социалистической модели развития. Потерявшие свободу выбора в решении своей судьбы, люди лишились и ответственности за свой выбор, так как за них всё определяло государство. Именно в ликвидации свободы выбора, мотивации к производительному труду, ответственности за свою судьбу граждан страны было основное преступление правящей коммунистическо-социалистической элиты.

   Второй главной причиной краха советской социалистической модели развития, как уже говорилось выше, были полные моральная деградация, безответственность, некомпетентность и неэффективность партийно-хозяйственной  «вертикали власти» - выстроенной при социализме в системе общественно-государственных и политико-экономических отношений. 

   Причинами крушения советской социалистической модели развития стали также тоталитарная политика власти, подавившая народ, коммунистическая идеология, основанная на классовых догмах и лжи. Так, политика, исключающая гласность в деятельности власти, политическую конкуренцию партий, свободу слова, свободные выборы в органы государственной и местной власти утратила обратную связь общества с властью, а, следовательно, и ответственность власти перед народом.

   Коммунистическая идеология, основанная на классовых догмах и лжи, характеризовалась тем, что государство с её помощью командовало мышлением десятков миллионов людей. Коммунистическая идеология провозглашала себя незыблемой и в тоже время изо всех сил стремилась подавить даже объективную истину.

   Тоталитарная идеология, основанная на лжи, лишённая плюрализма и состязательности, выражавшаяся в социальной нетерпимости, оправдывала любое насилие над народом, моралью, человеком. Кроме того, она прикрывала абсолютную неэффективность экономической политики и беспомощность партийной элиты.

   Таким образом, с самого начала своего создания советская социалистическая модель развития, являвшаяся фундаментом и несущей конструкцией СССР, была обречена. Рухнув в конце 1980-х – начале 1990-х гг., она обрекла на распад и Советский Союз.

Ресурсы советской социалистической системы и СССР

   Вместе с тем, советская социалистическая модель развития просуществовала семь десятилетий. В чём состояли её ресурсы? Прежде всего, в создании правящей элитой насильственно-мобилизационной системы социалистических преобразований. Эта система включала в себя идейные основы, инструменты и методы, имевшие, в свою очередь, свои составные части.

   Так, идейные основы состояли из: военной угрозы, позволившей элите милитаризировать не только экономические, но и политические, и общественные отношения в целом; мировой революции, позволявшей руководству страны финансировать коммунистические партии для подготовки социалистических революций в капиталистических странах и оказания помощи так называемому международному рабочему движению; беспощадной классовой борьбы с врагами социализма. 

   Инструменты насильственно-мобилизационной системы модернизации заключались: в монополии и диктатуре коммунистической партии, ставшей государством в государстве; в милитаризации государственного аппарата; в органах террора.

   Методы насильственно-мобилизационной системы реформ основывались:  на лжи и демагогии; на ликвидации частной собственности, свободы предпринимательства и рыночной конкуренции; внедрении методов внеэкономического принуждения; на командовании мышлением людей, ликвидации условий для политической конкуренции, борьбе с инакомыслием и подавлении общества в целом; на милитаризации политико-экономических и общественных отношений.

   Сочетая принуждение и моральные стимулы, используя репрессии, страх и энтузиазм, насильственно-мобилизационная система модернизации СССР позволила в 1928-1940-е гг. осуществить мощный прорыв в развитии производительных сил. Аграрная, фактически неграмотная страна была превращена в одну из самых влиятельных по тем временам индустриальных держав. Наибольшую результативность насильственно-мобилизационная модель социалистических преобразований продемонстрировала  во Вторую мировую войну.

   Быстрое послевоенное восстановление экономики и её стремительный подъём способствовали обеспечению значительных достижений в образовании, здравоохранении, науке, культуре, социальной защите. СССР лидировала в создании ряда передовых технологий того времени: космических, ракетных, ядерных. Однако эффект социалистической модернизации был скоротечен.

   К середине 1950-х гг. насильственно-мобилизационная модель преобразований полностью исчерпала свои возможности. Ушли в историю репрессии, ГУЛАГ и насилие, однако, диктат партии, милитаризация политико-экономических отношений, коммунистические догмы и ложь, интернациональная помощь, опустошавшая бюджет страны, остались.

   С  конца 50-х до начала - 70-х гг. правящая элита пыталась добиться повышения производительности труда в стране с помощью экономических реформ. Но все её попытки создать мотивацию к росту производительности труда в рамках социалистического пути развития были неэффективны.

   Планово-распределительная экономика, не создающая внутренних стимулов и побуждений людей к повышению производительности труда, использованию высоких технологий в гражданских отраслях промышленности, внедрению в производство новых изобретений и научных открытий, могла функционировать только за счет продажи природных ресурсов страны.

   В итоге, она оказалась неэффективной и неконкурентоспособной по сравнению с интенсивно развивающимися рыночными экономиками передовых стран. Это предопределило низкий уровень жизни народа в Советском Союзе, отставание в развитии научно-технического прогресса, здравоохранения, сферы услуг, социальной защите инвалидов и других социальных групп, не имеющих возможности обеспечить себя.

   Застой в развитии советской социалистической системы  перерос в загнивание и глубокий кризис политико-экономических и общественных отношений, приведших к распаду СССР. Ответственность за это несёт правящая элита.

Сговор элит  как механизм распада СССР

   В поисках выхода из глубокого кризиса советской социалистической системы правящая элита СССР пришла в середине 1980-х гг. к перестройке. Но поскольку обещанный элитой коммунизм к 1980 г. оказался мифом, а советский социалистический строй завёл страну в тупик и исчерпал свою историческую миссию задолго до перестройки, постольку она объективно не могла спасти Советский Союз, да и, как показал исторический опыт, не имела такой цели.

   Правящая элита СССР решила: «Графа Монте-Кристо из меня не вышло – придётся переквалифицироваться в управдомы». Все её помыслы были связаны с овладением государственной собственности и богатства страны. Чтобы осуществить этот процесс, правящие элиты Союзного Центра и союзных республик с лозунгами: «Лучше жить в отдельных коттеджах, чем в одной коммунальной квартире», пошли на сговор.

   Перестройка, предполагавшая вначале реформирование существовавшей экономической и политико-общественной системы, постепенно превратилась в механизм ненасильственного демонтажа СССР.

   При этом цель партийно-хозяйственной элиты Союзного Центра состояла в снятии с себя ответственности за полный провал внутренней политики и абсолютно неэффективную экономику. В свою очередь, цель правящих элит союзных республик состояла в приобретении государственного суверенитета, овладении собственностью, которая им никогда не принадлежала, и контролю над природными ресурсами. Инициаторами  этого процесса выступили элиты прибалтийских республик. Однако ведущую роль в овладении государственным суверенитетом играла элита Российской Федерации.

   Для решения собственных задач и целей правящие элиты союзных республик искусственно обостряли национальный вопрос. При этом национальные движения финансировались из Союзного центра. Правящими элитами республик тщательно организовывались и провоцировались определённые социальные группы на протестные выступления.

   Сговор правящих элит, во многом, предопределил мирный характер распада СССР. Между тем, определённые международные силы в целях  захвата природных ресурсов и территорий России, готовили сценарий распада Советского Союза по Югославскому варианту – с Гражданской войной и большими человеческими жертвами. Конечно, в ряде регионов кровь всё-таки пролилась, но масштабной Гражданской войны удалось избежать. 

   Итак, для правящей элиты крушение Советского Союза было механизмом, во-первых, решения кризиса советской социалистической системы и, тем самым, снятия с себя ответственности за совершённые ошибки и преступления, за полный провал внутренней политики и абсолютно неэффективную экономику.

   Во-вторых, приобретения крупной собственности и значительных финансовых активов, контроля над природными ресурсами. В-третьих, овладения суверенной государственной властью, к тому же, неподконтрольной ни партии, ни обществу.

   Таким образом, кажущийся случайно-хаотичным процесс распада СССР оказывается не более чем тщательно спланированным механизмом реализации заранее намеченных правящей элитой целей. В этом механизме и крушение КПСС, и борьба за власть между Горбачёвым и Ельциным, и обострение национальных проблем, и парад суверенитетов, и, наконец, ГКЧП  – лишь инструменты.  

Что дал распад СССР российскому народу?

   Обвал СССР в 1991 г., дал новый мощный импульс для развития России. Во-первых, российский народ освободился от крайне обременительного имперского наследия, подорвавшего его силы. Все 1917-1991 гг. - с Ленина и до Горбачева - на российский народ был взвален весь груз ответственности за развитие Советского Союза. Именно за счёт его собственных сил обеспечивалось экономическое благополучие и процветание других народов, входящих в состав СССР.

   Сегодня у России есть значительные природные ресурсы, богатый научный и образовательный потенциал, необходимые для самостоятельного благополучного развития российского народа и создания сильной страны.

   Во-вторых, российский народ освободился от бессмысленной помощи международному рабочему, коммунистическому и национально-освободительному движениям, стоившей огромных финансовых затрат и материальных ресурсов.

   В-третьих, Россия освободилась от милитаристского вектора развития, постоянно втягивавшего её в военные конфликты, уносящих тысячи жизней наших граждан, формировавшего неподъёмные военные заказы, опустошавшие государственный бюджет. Сегодня Россия может не дать позволить втянуть себя в затратную конфронтацию, разрушительную для нашей экономики новую гонку вооружений, пагубную для внутреннего развития страны.

   В-четвёртых, Россия сбросила с себя иго догм коммунистических идей и приступила к созданию правового демократического государства, рыночной экономики и гражданского общества. Впервые за всю свою многовековую историю наша страна получила, наконец, возможности раскрепостить производительные силы и приступить к формированию свободного общества, свободных и ответственных людей.

   В-пятых, наша страна обрела свою идентичность и восстановила связь времён - с более чем тысячелетней историей России.

   Однако все эти новые возможности за 1992-2011 гг. не были реализованы. Во многом, это обусловлено тем, что правящая элита безответственна и некомпетентна, а часть её работает против своего народа и в любой момент готова предать национальные интересы России.

Неиспользованные возможности 

   Несмотря на то, что за двадцать лет прошедших после распада СССР, в стране были заложены основы правового государства, сегодня в России функционирует неэффективное государство, пронизанное всеобщей коррупцией, монополизмом и мафиозными связями. В результате, в Российской Федерации не обеспечивается соблюдение закона всеми субъектами общественных отношений.

   Это обусловливает в стране социальную несправедливость; препятствует становлению рыночной конкуренции, формирующей мотивацию к росту производительности труда; не позволяет развитию демократических традиций, создающих эффективные инструменты самоорганизации гражданского общества.

   Реформы 90-х гг., направленные на создание рыночной экономики не привели к её полноценному развитию. Все попытки правящей элиты в 2000 – 2011 гг. создать эффективную экономику были лишь имитацией реформ. Поэтому сегодня в стране функционирует малопроизводительная, государственно-бюрократическая, сырьевая, монополизированная и неконкурентоспособная экономика.

   Данная экономика не позволяет сформировать у народа мотивацию к производительному труду, обеспечить подъём массового малого и среднего бизнеса - среднего класса и, как следствие, рост уровня жизни. Во многом, поэтому население в подавляющей массе нищее или бедное. Всё это препятствует становлению сильного гражданского общества.

   В результате, в стране обременённой беззаконием, коррупцией, социально-экономическими проблемами, отсутствием у людей равных возможностей в реализации своих способностей, назревают серьёзные социальные протесты и выступления, которые могут снести современную правящую элиту с политической сцены.

   Итак, обвал Советского Союза дал шанс правящей элите России построить в 1992-2011 гг. сильную страну, имеющую высокопроизводительную экономику, эффективное государство и активное гражданское общество. Но правящая элита, занятая своими личными проблемами – накоплением и вывозом из страны капиталов, приватизацией государственной и общенародной собственности, этих целей не достигла, хотя в 2000-е гг. и ставила их.

Неусвоенные уроки – угроза элите

   Между тем, партийно-хозяйственная элита России, сговорившаяся в середине 1980-х гг. о распаде Советского Союза с элитами других союзных республик, к настоящему времени в абсолютном своём большинстве не сумела сохранить власть и богатства. Сегодня государственной властью, крупной собственностью и значительными финансовыми активами владеют и распоряжаются другие. И перед ними стоит такая же задача – модернизация страны.

   Казалось бы, для тех, кто на рубеже 2000-х гг. сменил партийно-хозяйственную элиту, забрав власть, собственность и капиталы должно быть уроком, что если своевременно и компетентно не проводить преобразований в стране, то можно всё потерять, также как потеряла советская, а до неё и царская элита. Однако, не усвоив исторических уроков, современная правящая элита в 2000-2011 гг. так и не навела порядок во власти и в стране, не создала мотивации у российских граждан к производительному труду.  

   О том, почему элита плохо занималась реформами в 2000-2008 гг., а также, почему она имитирует и забалтывает модернизацию России в 2009-2011 гг. речь пойдёт в следующих - второй и третьей частях статьи.

 

Вторая часть

Третья часть

lawinrussia.ru

причины и итоги — Мегаобучалка

 

К 1990 г. идея перестройки исчерпала себя. Верховный Совет СССР принял постановление «О концепции перехода к регулируемой рыночной экономике». Предусматривалось разгосударствление собственности, учреждение акционерных обществ, развитие частного предпринимательства. Идея реформирования социализма была похоронена. В 1991 г. была отменена 6-я статья Конституции СССР о руководящей роли КПСС. Начался процесс формирования новых партий, в основном антикоммунистического толка. Кризис, охвативший КПСС в 1989-1990 гг. и ослабление ее влияния позволил отделиться компартиям Литвы, Латвии, Эстонии.

С весны 1990 г. идет процесс потери власти центра над регионами и союзными республиками.

Горбачевская администрация как факт принимает произошедшие изменения, и ей остается только законодательно фиксировать свои фактические провалы. В марте 1990 г. состоялся III съезд народных депутатов СССР, на котором президентом СССР избрали М.С. Горбачева.

Горбачев поднял вопрос перед руководителями республик о необходимости заключения нового Союзного договора. В марте 1991 г. был проведен референдум о сохранении СССР, на котором 76% граждан высказались за его сохранение. В апреле 1991 г. в Ново-Огареве состоялись переговоры Президента СССР с главами союзных республик. Однако из 15 республик участие приняли лишь 9, и почти все они отвергли инициативу Горбачева о сохранении многонационального государства на основе федерации субъектов.

К августу 1991 г. благодаря усилиям Горбачева удалось подготовить проект договора об образовании Содружества Суверенных Государств. ССГ представлялось конфедерацией с ограниченной президентской властью. Это была последняя попытка сохранить СССР хоть в каком-либо виде. Перспектива утраты власти над республиками не устраивала многих функционеров.

19 августа 1991 г. группа высокопоставленных чиновников (вице-прези-дент СССР Г. Янаев, премьер-министр В. Павлов, министр обороны Д. Язов), воспользовавшись пребыванием Горбачева на отдыхе, учредили Государственный комитет по чрезвычайному положению (ГКЧП). В Москву были введены войска. Однако путчистам был дан отпор, прошли митинги протеста, у здания Верховного Совета РСФСР были построены баррикады.



Президент РСФСР Б. Ельцин и его команда охарактеризовали действия ГКЧП как антиконституционный переворот, а его указы – не имеющими юридической силы на территории РСФСР. Ельцина поддержала созванная 21 августа Чрезвычайная сессия Верховного Совета республики. Путчисты не получили поддержки со стороны ряда военачальников и воинских частей. Члены ГКЧП были арестованы по обвинению в попытке государственного переворота. Горбачев вернулся в Москву.

В сентябре V внеочередной съезд народных депутатов принял решение о прекращении своих полномочий и самороспуске.

В ноябре 1991 г. Б. Ельцин подписал указ о приостановлении деятельности КПСС на территории РСФСР. Эти события ускорили процесс распада СССР. Еще в августе из его состава вышли Латвия, Литва, Эстония. Горбачев вынужден был законодательно признать решение прибалтийских республик.

В декабря 1991 г. в Беловежской Пуще лидеры трех славянских республик: России (Б. Ельцин), Украины (Л. Кравчук) и Белоруссии (С. Шушкевич) - заявили о прекращении действия договора об образовании СССР. Этими государствами было сделано предложение о создании Содружества Независимых Государств – СНГ. Во второй половине декабря к трем славянским республикам присоединились другие союзные республики, кроме прибалтийских республик и Грузии. 21 декабря в Алма-Ате стороны признали нерушимость границ и гарантировали выполнение международных обязательств СССР.

Палата общественного призрения
Уездный лекарь
Больницы и госпитали
Работные дома
Народные школы
Последствия распада СССР имели тяжелый характер для всех бывших союзных республик. Выход из Союза отрицательно сказался на социально-экономическом положении вновь образованных государств: тормозилось их развитие, наблюдался спад производства, политическая нестабильность и социальная напряженность, в некоторых из них не утихали вооруженные конфликты. Нарушились политические и экономические, имевшие многовековые исторические и культурные традиционные связи между республиками. Большую часть трудностей следует отнести за счет разрыва кооперационных связей. Последствиями распада СССР стало сокращение экономического потенциала России на 1/3. Страна потеряла половину морских портов и торговый флот, прямой выход к морским путям на Западе и Юге.

Еще одним следствием распада многонационального государства стало обострение межнациональных отношений на территории постсоветских республик, приведшее к возникновению территориальных конфликтов. Практически одновременно возникли, сразу перейдя в вооруженную стадию, грузино-абхазский, осетино-ингушский, приднестровский, армяно-азербайджанский конфликты, началась гражданская война в Таджикистане. Обострилась ситуация на таджико-афганской границе. Появилась проблема беженцев.

В республиках на всем пространстве бывшего СССР были приняты дискриминационные законы о языке, о гражданстве. Начался процесс насильственного вытеснения представителей некоренных наций и строительство моноэтнических государств. Новой острой проблемой стало положение русскоязычного населения в национальных республиках.

Распад СССР изменил систему международных отношений. Наша страна растеряла своих союзников, лишилась большого экономического пространства. По безопасности России был нанесен удар, ее статус великой державы серьезно поколеблен, а границы уже не являлись укрепленными границами СССР. За пределами России оказались 25 млн русских. Мир перестал быть биполярным и стал монополярным.

 

 

megaobuchalka.ru

Распад СССР причины

На данный момент единого мнения о том, каковы предпосылки распада СССР не существует. Однако, большинство ученых едины в том, что зачатки их были заложены в самой идеологии большевиков, которые, пусть и во многом формально, признавали право наций на самоопределение. Ослабление центральной власти спровоцировало формирование новых властных центрах на окраинах государства. Стоит отметить, что похожие процессы происходили и в самом начале 20 века, в период, революций и краха Российской империи.

Если говорить кратко причины распада СССР следующие:

  • кризис, спровоцированный плановым характером экономики и приведший к дефициту многих товаров народного потребления;
  • неудачные, во многом непродуманные, реформы, приведшие к резкому ухудшению уровня жизни;
  • массовое недовольство населения перебоям поставок продуктов питания;
  • все усиливающийся разрыв уровня жизни между гражданами СССР и гражданами стран капиталистического лагеря;
  • обострение национальных противоречий;
  • ослабление центральной власти;
  • авторитарный характер советского общества, в том числе жесткая цензура, запрет церкви и так далее.

Процессы, приведшие в результате к распаду СССР, обозначились уже в 80-е годы. На фоне общего кризиса, который к началу 90-х только углубился, отмечается рост националистических тенденций практически во всех союзных республиках. Первыми из состава СССР выходят: Литва, Эстония и Латвия. За ними следуют Грузия, Азербайджан, Молдавия и Украина.

Распад СССР стал результатом событий августа – декабря 1991 г. После августовского путча деятельность в стране партии КПСС была приостановлена. Утратил власть Верховный Совет СССР и Съезд народных депутатов. Последний в истории Съезд состоялся в сентябре 1991 г. и заявил о самороспуске. В этот период высшим властным органом стал Государственный Совет СССР который возглавил Горбачев, первый и единственный президент СССР. Предпринятые им осенью-зимой попытки предотвращения как экономического, так и политического развала СССР успеха не принесли. В итоге 8 декабря 1991 года, после подписания Беловежского соглашения главами Украины, Беларуси и России, Советский Союз прекратил свое существование. В тоже время, произошло образование СНГ – Содружества Независимых Государств. Распад Советского Союза стал крупнейшей геополитической катастрофой 20 века, повлекшей глобальные последствия.

Вот только основные последствия распада СССР:

• резкое сокращение производства во всех странах бывшего СССР и падение уровня жизни населения;

• территория России сократилась на четверть;

• доступ к морским портам вновь осложнился;

• уменьшилось население России – фактически на половину;

• возникновение многочисленных национальных конфликтов и появление территориальных претензий между бывшими республиками СССР;

• началась глобализация – постепенно набирали ход процессы, превратившие мир в единую политическую, информационную, экономическую систему;

• мир стал однополярным, а единственной сверхдержавой остались Соединенные Штаты.

Распад СССР: причины и последствия

С исчезновением Советского Союза облик всего мира кардинально изменился. Распад СССР унес целую эпоху, знаменовавшую надежды части населения планеты на построение социально справедливого общества. С другой стороны, эта самая эпоха отметилась беспрецедентной военной напряженностью, угрозой применения ядерного оружия и начала новой мировой войны, принесшей бы колоссальный ущерб планетарный масштабов. Впрочем, к вопросу о том, что мир получил взамен, мы вернемся позже.

Распад СССР. Причины

Современные исследователи вопроса выделяют целый ряд причин, приведших к краху всего социалистического лагеря и Союза в частности. Распад СССР провоцировало следующее:

1. Громоздкая и недостаточно эффективная система управления, базировавшаяся на жесткой централизации власти. В последние десятилетия социалистическое управление привело к длительному экономическому застою, который в свою очередь способствовал развалу политической системы.

2. Непропорциональное экономическое развитие, когда львиная доля бюджета уходила в тяжелую и оборонную промышленность, а необходимые потребительские товары были в недостатке. В восьмидесятых это вылилось в масштабный дефицит повседневной продукции, вызвавший недовольство населения.

3. Централизация политической власти в Москве и доминантное положение русскоязычной культуры также стимулировало недовольство национальных республик и их руководство. В итоге при первых послаблениях руками этих республик и был осуществлен распад СССР.

4. Подрывная работа западных спецслужб, а так же поражение СССР в войне за престиж. Советские граждане в решающий момент отнеслись с симпатией к капиталистическим ценностям и проявили желание их перенять.

5. Неудачная афганская война, ряд техногенных катастроф и провальные реформы пошатнули народное доверие к советской власти. Совсем уж опустил уровень доверия тот факт, что подобные инциденты замалчивались. Свой вклад внесли открытые в восьмидесятых ранее неизвестные факты о так называемом голодоморе и некоторых других действиях власти.

Распад СССР и его последствия

Для республик Союза и большинства стран соцлагеря его крах означал крушение государственных экономик, зачастую сопровождаемое гиперинфляцией, стремительным падением уровня жизни, развалом государственных структур, в том числе образовательной, промышленной, военной. Кроме того, эти государства теперь были втянуты с новой силой в процесс глобализации, то есть здесь открылись масштабные рынки сбыта в первую очередь для западных корпораций. В дальнейшей перспективе распад СССР для бывших союзных республик означал необходимость искать новый политический курс, а также новых геополитических партнеров. В более глобальном масштабе окончание Холодной войны означало, что остается лишь одна сверхдержава, способная навязывать свои интересы остальному миру во всех его регионах, диктовать собственные условия в отношении местных правительств и политических режимов.

Источники: historykratko.com, www.syl.ru, osemta.ru


Это интересно

Повышаем энергоэффективность стеклопакетов

Плохо установленные окна будут провоцировать утечку тепла, впускать прохладный воздух или наоборот увеличивать количество энергии, необходимое для нагрева ...


Китайские пирамиды

Долгое время китайские пирамиды находились за семью печатями для мировой общественности. Первое упоминание о них относится к 1912 ...


Почему важно знать английским язык даже программистам

Как известно английский язык – международный язык, это язык переговоров, язык большинства периодических изданий, газет, всемирно ...


Религия Древней Греции

При всем множестве греческих богов можно выделить 12 главных. Пантеон общегреческих богов сложился в эпоху классики. Каждое божество в ...


Философия и философы Нового времени

Начиная с XVII в. бурно развиваются естествознание, астрономия, математика, механика; развитие науки не могло не оказать влияния ...


Приводим в порядок нишу на кухне

Ниши под окном на кухне, предназначавшиеся как альтернатива холодильнику, используются и по сей день. Разве что ...


История Мексики

Задолго до того, как европейцы прибыли на территорию современной Мексики, страну населяли коренные жители развитых цивилизаций, включая ...


objective-news.ru

Итоги распада СССР - Политическое образование

Реформы 2000 - 2008 гг.: восстановление и провалы

После распада СССР прошло двадцать лет - пришло время «собирать камни» - подвести итоги. Об этом речь шла в первой части статьи. Вторая часть посвящена ответу на принципиальный вопрос: «Почему правящая элита плохо использовала открывшиеся возможности после обвала Советского Союза для становления сильной России в 2000 - 2008 годы?»

Под сильной Россией следует понимать страну, имеющую эффективное государство; высокопроизводительную экономику; армию, способную дать сокрушительный отпор любому агрессору; массовый средний класс; развитые демократические институты; высокое качество жизни; активное гражданское общество. После 1990-х гг., посвящённых демонтажу советской социалистической модели, началу формирования основ рыночной экономики, правового государства и гражданского общества, 2000-е гг. должны были стать для правящей элиты временем для строительства сильной страны.

Однако, несмотря на осуществлённые в 2000-2008 гг. реформы, этого не произошло. Как результат, только 33 % россиян,  опрошенных социологами Левада-центра в 2008 г. считали, что  Россия после распада СССР пошла в правильном направлении, а большинство – 40 % по неверному пути. И виной тому – безответственная, некомпетентная, игнорирующая национальные интересы России правящая элита.

Характер реформ

Преобразования, проводившиеся правящей элитой в годы президентства В. В. Путина, могут быть условно разделены на четыре группы. К первой относятся реформы, характеризующиеся достижением своих целей. К ним относятся: создание федеральных округов, реформа Совета Федерации, принуждение субъектов Российской Федерации к приведению своих законодательных актов, противоречащих Конституции России, в соответствие с ней.

Ко второй группе можно отнести реформы, о проведении которых элита заявила, но затем отказалась от их исполнения. Это создание эффективного государства, призванного обеспечить соблюдение закона всеми субъектами общественных отношений, защитить права и свободы граждан, своевременно и качественно решать возникающие проблемы.

Третья группа состоит из реформ, которые при своём осуществлении закончились провалом. К ним относятся пенсионная, административная и судебная реформы, а также реформа РАО ЕЭС России и преобразования в системе правоохранительных органов.

Четвёртая группа преобразований характеризуется тем, что они были начаты в 2000-е гг., но не завершены до сих пор и осуществляются крайне неэффективно. Речь идёт о реформах ЖКХ, образования, здравоохранения и ряде других.

Попытаемся разобраться: почему часть из реформ достигла своих целей, а большинство нет, и каковы их последствия?

Мотивация элиты как условие проведения реформ

Реформы, достигшие своих целей, были обусловлены совпадением интересов элитных групп с национальными интересами страны - восстановлением конституционно-правового единства, территориальной целостности Российской Федерации и стабилизацией социально-экономического и общественно-политического состояния России.

Благоприятное для России состояние дел в экономике и социальной сфере во многом было связано с благоприятной ситуацией на внешнем рынке – с высокими ценами на нефть. Их постоянный рост в 2002 – первой половине 2008 гг. способствовал подъёму экономики, решению ряда социальных проблем, восстановлению страны и притушил остроту основной политической повестки дня - задачи создания в России эффективного государства как главного инструмента модернизации страны.

За 2000-2008 годы правящая элита не раз громогласно заявляла о своих намерениях провести преобразования, связанные с построением в России эффективного государства, но фактически так и не приступила к этому. В первой половине 2000-х гг. президент страны много раз высказывался о необходимости наведения порядка во власти и искоренения коррупции, о проведении судебной реформы и осуществлении преобразований в системе правоохранительных органов.

Однако у правящей элиты не оказалось для этого достаточной политической воли. В результате, она отказалась от провозглашённых ранее целей и ничего реально в 2000-2008 гг. не сделала.

Отказ от заявленных реформ не позволил провести в стране назревшие преобразования по строительству эффективного государства. Между тем, о необходимости создания эффективного государства Путин впервые заявил во время избирательной компании Президента России в 2000 г. В своём «Открытом письме к российским избирателям» он, в частности, писал: «Жить по правилам (читай – по закону) может позволить только эффективное, сильное государство.

И только оно должно гарантировать свободу – предпринимательскую, личную, общественную». Но чтобы обеспечить соблюдение закона, «государству придётся начать с себя. Оно должно не только устанавливать равные правила, но и соблюдать их. Только так мы добьёмся от каждого выполнения единых, определённых законом норм поведения».

Победив на выборах президента страны, Путин 10 июля 2000 г. в первом же Послании Федеральному Собранию Российской Федерации в качестве приоритетной задачи поставил «наведение порядка в органах власти. Но это - не конечная  цель, а лишь самый первый этап государственной модернизации». В дальнейшем главной задачей, по мнению Путина,  должно было стать «строительство эффективного государства как гаранта стабильного общественного развития, гаранта соблюдения прав личности».

Президентом страны была создана «вертикаль власти», которая в 2000-2004 годы позволила  решить проблему восстановления конституционно-правовой целостности Российской Федерации и стабилизации социально-экономического и политического положения страны. Однако при этом, прежде всего, решалась задача замены в органах власти «чужих» представителей элиты на «своих», и в гораздо меньшей степени имелось в виду возрастание эффективности государства.

Поэтому созданная «вертикаль власти» не обеспечила, да и не способна была обеспечить в стране соблюдение закона, защиту прав и свобод граждан, повышение ответственности и компетентности государственных служащих, удовлетворительное разрешение возникающих проблем.

На протяжении 2000-2008 гг. правящая элита постоянно заявляла о борьбе с коррупцией, однако очень мало в этом направлении сделала, не решившись что-либо менять по существу в сложившейся системе теневых политико-экономических отношений. Фактически, элита подменяла борьбу с коррупцией её имитацией и пустыми разговорами. Это оказалось связано с отсутствием у высших её представителей мотивации,  желания и политической воли для наведения в стране и органах власти элементарного порядка.

Все намерения президента Путина бороться с коррупцией, построить неподкупный, правый и справедливый суд, провести реформы в правоохранительных органах власти, о чём он постоянно говорил в Посланиях Федеральному Собранию в 2000 - 2003 гг., остались нереализованными. По сути, эти реформы оказались проваленными, ибо почти сразу же после заявления об этих преобразованиях происходил фактический отказ от них.

Попытка провести административную реформу, направленную на создание эффективной исполнительной власти в 2004-2006 г,. закончилась полным провалом. Это было обусловлено, в первую очередь, отсутствием мотивации у элиты, её некомпетентностью, а также невосприимчивостью «вертикали власти» к исполнению и защите Закона, созданию ответственных государственно-властных отношений. 

Чтобы результативно провести необходимые реформы правящей элите следовало начать реальную борьбу с коррупцией, а также создать механизмы прозрачности и ответственности в структуре государственного управления, единственно позволяющие повысить компетентность чиновников и эффективность государства в целом. Вместо этого элита забалтывала реформы, по существу, отказавшись от их проведения.

Конкуренция и противоречия как движущая сила мотивации

Как известно, мотивация и политическая воля, требуемые для проведения в стране необходимых преобразований, появляются у представителей властной элиты только вследствие обострения конкуренции и непримиримых противоречий интересов, существующих внутри элитарных групп и кланов, роста протестных выступлений населения и внешних угроз со стороны иностранных государств.

В 2000-2008 гг., в результате построения в стране «властной вертикали», правящей элите удалось сгладить внутренние противоречия между различными элитарными группами и кланами, в том числе, за счёт устранения с политической арены олигархов и ряда известных фигур, а также серьёзного передела собственности и сфер экономического и финансового влияния. Как следствие, исчезла и мотивация к осуществлению глубоких преобразований: правящую элиту, обладавшую властью, большими деньгами и собственностью, в стране всё устраивало.

Тем более что данный период совпал с резким ростом мировых цен на энергоносители; у российского государства неожиданно появились большие доходы, позволившие ему, наконец-то, свободно тратить деньги (хотя и возник вопрос, как ими правильно распорядиться), а социально-экономическое положение страны стабилизировалось. Это, в свою очередь, привело к относительной консолидации элитарных групп и кланов, так как бюджетных средств стало хватать на всех.

Одни представители элиты продолжали выжимать доходы из остатков советской промышленности, другие - снимать ренту с природных богатств и ресурсов страны, а наиболее близкие к президенту стали пользоваться преимуществами и привилегиями, полученными благодаря личным связям с Путиным.

При этом интересы правящих кланов во многом совпадали, поскольку всех их объединяло стремление добиваться своих эгоистичных целей в условиях внутренней стабильности, без серьёзных перемен в установившейся структуре политико-экономических отношений, и желание по-прежнему оставаться вне какого-либо контроля гражданского общества. А это неизбежно ведет представителей элит к безответственности и некомпетентности.

Властная элита, старающаяся сохранить «стабильность» сложившихся в стране политико-экономических отношений и отделённая от народа (по сути, противостоящая ему, несмотря на некоторые «подачки» пенсионерам и некоторым другим социальным группам населения), но при этом нуждающаяся в определённой социально-общественной опоре, вынуждена была опереться на чиновников.

Но при этом правящая элита ничего не сделала, чтобы повысить их ответственность и, как следствие, компетентность, ликвидировать условия для коррупции и разворовывания ими государственного бюджета. В результате,  вся система бюрократического управления Россией достигла крайней степени неэффективности, а закон, фактически, прекратил работать. Именно поэтому выстроенная в годы президентства Путина «вертикаль власти» оказалась совершенно неэффективной, а в стране отсутствует государство как таковое.

Отсутствие государства как такового – нарушение Закона в стране, безответственность и некомпетентность представителей «вертикали власти», масштабные коррупция и разворовывание государственного бюджета, предопределило беспомощность чиновников в проведении реформ ЖКХ, образования, здравоохранения и ряда других, начатых в 2000-е гг., но не завершённых до сих пор.

Давление народа на правящую элиту - ресурс реформ

У российской правящей элиты не возникло мотивации к построению эффективного государства и не нашлось политической воли для наведения порядка в стране и борьбы с коррупцией, в том числе, и из-за отсутствия требований и давления на неё со стороны народа. Народ оказался пассивен в защите и отстаивании своих экономических интересов, а среди политических партий не нашлось лидеров, которым люди доверяли бы, – способных представить актуальные идеи развития общества и государства и возглавить массовое оппозиционное движение.

Также и российское гражданское общество, в лице общественных организаций, СМИ, профсоюзов и партий, как социальный институт обратной связи народа и элиты, довольствующееся  подачками государственной власти, получаемыми той от рентной экономики, не требовало от правящей элиты наведения порядка в стране и не предпринимало решительных действий для активизации борьбы с коррупцией. А в тех случаях, когда СМИ поднимали эти проблемы, властная элита старалась «не замечать» общественное мнение.

Следует иметь в виду, что правящая элита и народ – взаимосвязаны. Если народ безмолвствует и не требует соблюдения закона и защиты своих интересов, то и элита ничего не будет делать. Это ведёт, с одной стороны, к пассивности народа, а с другой, – к загниванию элиты, лишённой стимулов и побудительных мотивов к развитию государства и совершенствованию общественных отношений.

Вместе с тем, политическая и протестная активность народа зависит от существующих внутри страны условий, способствующих или препятствующих выдвижению гражданами своих требований к власти. Таким образом, элита и народ оказались взаимосвязаны неким общественным договором невмешательства в дела друг друга.

Вывод

Итак, за время, прошедшее после распада СССР, новая правящая элита не сумела использовать открывшиеся благоприятные возможности для становления сильной России, а именно: эффективного государства, высокопроизводительной экономики, современной боеспособной армии, массового среднего класса, развитых демократических институтов и традиций, высокого качества жизни, активного гражданского общества.

Причиной тому стало отсутствие политической воли у президента Путина и правящей элиты в деле обеспечения и неукоснительного исполнения Закона всеми без исключения гражданами, в том числе, представителями правящей элиты. Данные препятствия становлению сильной, благополучной и процветающей России остаётся до настоящего времени, несмотря на заявленную модернизацию страны в годы президентства Д. А. Медведева.

В результате, российские граждане пересматривают свои взгляды на распад СССР и, в частности, на ГКЧП. Так, 22 августа по пятому каналу Санкт-Петербургского телевидения прошёл телемост о событиях 19-22 августа 1991 г., во время которого было проведено голосование телезрителей, показавшее, что сегодня 82,9 % россиян поддержали бы ГКЧП. Данный итог общественного мнения должен стать серьёзным предупреждением правящей элите.

 

Продолжение следует

lawinrussia.ru

Распад СССР: позитивные и негативные последствия


В конце 1991 года самая большая страна мира — СССР распалась на 15 суверенных государств. С распадом Советского Союза закончилась целая эпоха в международной истории под названием «Холодная война».

Данное событие предопределило развитие России в будущем и сказалось на экономическом положении многих держав. Несмотря на то, что распад СССР многие историки воспринимают как негативное событие, у данного момента истории были и позитивные стороны.

Позитивные и негативные последствия распада СССР

Позитивные последствия распада СССР

Негативные последствия распада СССР

1. Из-за существовавшего в СССР «железного занавеса», путешествия были недоступны большинству жителей государства. В современной России подобных проблем не существует, а значит, распад СССР положительно повлиял на развитие туристической сферы бизнеса.

1. Сразу после распада Советского Союза страна начала переживать серьезный экономический кризис. Два дефолта, потрясших страну в начале 90-х привели к тому, что сбережения у большинства граждан навсегда пропали, а экономика государства оказалась в критическом положении.

2. Для коммунистической партии был характерен регулярный надзор над деятелями искусства. Выходившие фильмы, книги и даже музыкальные альбомы подвергались жесткому контролю, а из-за отсутствия свободы творчества страдала советская интеллигенция. После распада Советского союза, представители творческой интеллигенции получили полную свободу слова, которой активно пользуются в современном мире.

2. Несмотря на то, что СССР многими иностранными государствами воспринималась как агрессивная страна, авторитет ее был очень велик. Неспроста Советский Союз получил титул «сверхдержава», от которого сейчас не осталось и следа. По всем показателям, включая успешность экономической сферы, отсутствие коррупции и уровень жизни населения, современная Россия сильно проигрывает Европейским странам и США.

3. Для Советского Союза всегда было актуально такое понятие как «дефицит товаров». Из-за наличия «железного занавеса», на рынке присутствовали лишь отечественные товары, что сказывалось на всеобщем дефиците. Пустые полки остались в далеком прошлом, и современное разнообразие продукции в магазинах — несомненный плюс распада СССР.

3. Увеличение уровня безработицы — главная проблема, с которой столкнулись политики после распада СССР. Прежний режим был сломлен, а новая страна еще не выбрала путь развития, в результате, чего в 90-е годы большинство взрослого населения государства страдало из-за отсутствия рабочих мест. Нестабильная экономическая ситуация сказывалась на работе предприятий, и в результате в России до сих пор проблема безработицы остается очень острой и актуальной.

4. Репрессии были еще одной неприятной чертой Советского государства. Полное отсутствие свободы слова становилось причиной того, что те, кто не был согласен с советским режимом, подвергались бесконечным травлям. В современной России репрессии уже не актуальны, что является несомненным плюсом распада Советского Союза. Для современного общества характерна свобода слова, чем привыкли пользоваться как политики, так и простые жители России.

4. Многим жителям страны в период перестройки пришлось столкнуться с расцветом бандитизма и коррупции. После того, как годы криминального террора закончились, бандиты все равно сумели сохранить свои позиции в стране. Борьба с коррупцией и криминальными единицами ведется до сих пор, и расцвет преступности является, пожалуй, одним из самых трагичных последствий распада Советского Союза.

5. После того, как Советский Союз распался, в страну пришло неведомое доселе явление, называемое «свободой слова и печати». Теперь в стране издавались многочисленные газеты и журналы, посвященные событиям в России и в мире. Стало популярным рассуждать о судьбе страны без купюр, обсуждая недостатки современного правительства. Разумеется, в СССР подобное было просто невозможно.

5. Еще одно негативное последствие распада Советского Союза — это падение авторитета местной валюты. Если во времена нахождения коммунистической партии у власти, советский рубль считался прочной и надежной валютой, то в современном мире отношение к рублю куда более скептическое. После резкого скачка на валютном рынке в конце 2014 года, даже самые патриотичные граждане предпочли перевести свои средства в доллары и евро.

6. Несмотря на все перечисленные плюсы распада Советского Союза, главным преимуществом этого события стало снижение угрозы Третьей Мировой Войны. С середины 50-х годов и вплоть до 90-х, США и СССР были непримиримыми врагами, и неоднократно стояли на пороге ядерной войны. Тот факт, что Советский Союз распался, сделал США единственной сверхдержавой мира. Угроза Третьей Мировой войны заметно упала во многом из-за грамотных внешнеполитических действий Горбачева.

6. Значительное классовое расслоение современных жителей страны — пожалуй, главный недостаток распада Советского Союза. Закончились те времена, когда большинство жителей страны были равны по уровню дохода. Сейчас разрыв между зажиточными слоями населения и теми, кто получает минимальную заработную плату просто огромен. Большой классовый разрыв характерен скорее для стран Третьего мира, ведь в Европе средняя прослойка куда больше и шире. Следовательно, проблема классового расслоения напрямую демонстрирует то место, где находится современная Россия в плане международного экономического и социального расположения.

У столь глобального мирового события как распад СССР обязательно должны были быть и свои преимущества, и свои вопиющие недостатки. Сейчас, когда времена Советского Союза остались в прошлом, политики пытаются внедрить демократические устои общества на территории страны, но с таким уровнем коррупции и классового расслоения, это просто невозможно

histerl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *