1. Образование Древнерусского государства — Киевская Русь
Государство Киевская Русь было создано в конце 9 века.
О возникновении государства у восточных славян сообщает летопись «Повесть временных лет» (XII в.). В ней рассказывается, что славяне платили дань варягам. Затем изгнали варягов за море и встал вопрос: кто будет править в Новгороде? Ни одно из племен не желало установления власти представителя соседнего племени. Тогда решили пригласить чужеземца и обратились к варягам. На приглашение откликнулись три брата: Рюрик, Трувор и Синеус. Рюрик стал княжить в Новгороде, Синеус на Белоозере, а Трувор — в г. Изборске. Через два года Синеус и Трувор умерли, и вся власть перешла к Рюрику. Двое из дружины Рюрика – Аскольд и Дир отправились на юг и стали княжить в Киеве. Они убили правивших там Кия, Щека, Хорива и их сестру Лыбедь. В 879 году Рюрик умер. Править стал его сородич Олег, так как сын Рюрика — Игорь был пока еще малолетним. Через 3 года (в 882 г.) Олег с дружиной захватывает власть в Киеве. Таким образом, под властью одного князя объединились Киев и Новгород. Так рассказывается в летописи. Были ли два брата — Синеус и Трувор на самом деле? Сегодня историки считают, что их не было. «Рюрик сине хус трувор» означает в переводе с древнешведского языка «Рюрик с домом и дружиной». Летописец принял непонятно звучавшие слова за личные имена, и написал, что Рюрик приехал с двумя братьями.
Существует две теории происхождения древнерусского государства: норманнская и антинорманнская. Обе эти теории появились в XYIII веке, через 900 лет после образования Киевской Руси. Дело в том, что Петр I — из династии Романовых, очень интересовался откуда появилась предыдущая династия – Рюриковичей, кто создавал государство Киевская Русь и откуда произошло это название. Петр I подписал указ о создании в Петербурге Академии наук. Для работы в Академии наук были приглашены немецкие ученые.
Норманнская теория. Основоположниками ее являются немецкие ученые Байер, Миллер, Шлецер, приглашенные еще при Петре I для работы в Петербургской Академии наук. Они подтвердили призвание варягов и сделали предположение, что имя Российской империи скандинавского происхождения, и что само государство Киевская Русь создано варягами. «Русь» с древнешведского переводится как глагол «грести», русы – гребцы. Возможно «русь» – это название варяжского племени, из которого происходил Рюрик. Сначала русами называли варягов-дружинников, а затем это слово постепенно перешло на славян.
Призвание варягов подтвердилось в более позднее время данными археологических раскопок курганов под Ярославлем, близ Смоленска. Там обнаружены скандинавские погребения в ладье. Многие скандинавские предметы были изготовлены явно местными – славянскими мастерами. Значит, варяги жили среди местных жителей.
Но немецкие ученые преувеличили роль варягов в становлении древнерусского государства. В итоге эти ученые договорились до такой степени, что якобы, варяги – это выходцы с Запада, а значит — это они — немцы — создали государство Киевская Русь.
Антинорманнская теория. Она появилась также в XYIII веке, при дочери Петра I — Елизавете Петровне. Ей не понравилось заявление немецких ученых о том, что российское государство было создано выходцами с Запада. К тому же при ней была 7-летняя война с Пруссией. Она попросила Ломоносова разобраться в этом вопросе. Ломоносов М.В. не стал отрицать факт существования Рюрика, но стал отрицать его скандинавское происхождение.
Антинорманнская теория усилилась в 30-е годы ХХ века. Когда в Германии в 1933 году к власти пришли фашисты, они пытались доказать неполноценность восточных славян (русских, украинцев, белорусов, поляков, чехов, словаков), что они не способны были создать государства, что варяги – это немцы. Сталин дал задание опровергнуть норманнскую теорию. Так появилась теория, по которой южнее Киева на реке Рось проживало племя рось (россы). Река Рось впадает в Днепр и именно отсюда происходит название Руси, так как якобы россы занимали ведущее место среди славянских племен. Полностью отвергалась возможность скандинавского происхождения названия Руси. Антинорманнская теория пытается доказать то, что государство Киевская Русь было создано самими славянами. Эта теория проникла в учебники по истории СССР, и была там преобладающей до конца «перестройки».
Государство появляется там и тогда, когда в обществе появляются противоположные, враждебные друг другу интересы, классы. Государство регулирует отношения между людьми, опираясь на вооруженную силу. Варягов пригласили на княжение, следовательно, эта форма власти (княжение) славянам была уже известна.
Древнерусское государство называлось Киевская Русь.
2. Социально-экономический и политический строй Киевской Руси
Киевская Русь – это было раннефеодальное государство. Просуществовало с конца 9 до начала 12 века (примерно 250 лет).
Главой государства был великий князь. Он был высшим военачальником, судьей, законодателем, адресатом дани. Вел внешнюю политику, объявлял войну, заключал мир. Назначал чиновников. Власть великого князя ограничивалась:
Советом при князе, в который входили военная знать, старейшины городов, духовенство (с 988 г.)
Вече – народным собранием, в котором могли принимать участие все свободные. Вече могло обсуждать и решать любой вопрос, его интересовавший.
Удельными князьями — местной родовой знатью.
Первыми правителями Киевской Руси были: Олег (882-912), Игорь (913-945), Ольга — жена Игоря (945-964).
Главным содержанием деятельности первых киевских князей было:
Объединение всех восточнославянских и части финских племен под властью великого киевского князя.
Приобретение заморских рынков для русской торговли и охрана торговых путей, которые вели к этим рынкам.
Защита границ русской земли от нападений степных кочевников (хазар, печенегов, половцев).
Важнейшим источником доходов князя и дружины была дань, выплачиваемая покоренными племенами. Ольга упорядочила сбор дани и установила ее размер.
Сын Игоря и Ольги – князь Святослав (964-972) совершил походы на дунайскую Булгарию и Византию, а также разгромил Хазарский каганат.
При сыне Святослава – Владимире Святом (980-1015) в 988 году было принято христианство на Руси.
Социально-экономический строй :
Главная отрасль хозяйства — пашенное земледелие, скотоводство. Дополнительные отрасли: рыболовство, охота. Русь была страной городов (более 300) – в XII веке.
Своего расцвета Киевская Русь достигла при Ярославе Мудром (1019-1054). Он породнился и дружил с виднейшими государствами Европы. В 1036 г. он разгромил печенегов под Киевом и надолго обеспечил безопасность восточных и южных границ государства. В Прибалтике он основал г. Юрьев (Тарту) и утвердил там позиции Руси. При нем на Руси распространяется письменность и грамотность, открываются школы для детей бояр. Высшая школа располагалась в Киево-Печерском монастыре. Самая крупная библиотека была в Софийском соборе, построенном также при Ярославе Мудром.
При Ярославе Мудром появился первый свод законов на Руси – «Русская Правда», который действовал на протяжении XI-XIII вв. Известны 3 редакции «Русской Правды»:
1. Краткая правда Ярослава Мудрого
2. Пространная (внуков Яр.Мудрого – Вл.Мономаха)
3. Сокращенная
«Русская Правда» закрепляла складывающуюся на Руси феодальную собственность, устанавливала жесткие наказания за попытки посягательства на нее, защищала жизнь и привилегии членов господствующего класса. По «Русской Правде» можно проследить противоречия в обществе и классовую борьбу. «Русская Правда» Ярослава Мудрого допускала кровную месть, но статья о кровной мести ограничивалась определением точного круга близких родственников, имеющих право мстить: отец, сын, брат, двоюродный брат, племянник. Тем самым ставился предел бесконечной цепи убийств, истребляющих целые семьи.
В Правде Ярославичей (при детях Яр.Мудрого) кровная месть уже запрещена, а взамен введен денежный штраф за убийство в зависимости от социального положения убитого от 5 до 80 гривен.
studfiles.net
2.Киевская Русь: возникновение и развитие.
Первые поселения на территории современного Киева возникли от 1500 до 2000 лет тому назад. Согласно легенде, в конце V — начале VI в. нашей эры братья Кий, Щек и Хорив и их сестра Лыбедь облюбовали место на склонах Днепра и основали на крутом правом берегу город и назвали его, в честь старшего брата, Киевом.
Место для города было выбрано удачно — высокие склоны Днепра служили хорошей зашитой от набегов кочевых племен. Киевские князья, для большей безопасности, возводили свои дворцы и церкви на высокой Старокиевской горе. Купцы же и ремесленники жили возле Днепра, где находится нынешний Подол.
В конце IX в. н. э., когда киевским князьям удалось, наконец, объединить под своей властью разбросанные и разрозненные племена, Киев становится политическим и культурным центром восточных славян, столицей Киевской Руси — древнеславянского феодального государства. В силу своего расположения на торговых путях «из варяг в греки», Киев долгое время поддерживал прочные политические и экономические связи со странами Центральной и Западной Европы.
Киев начинает особенно бурно развиваться во времена правления Владимира Великого (980 — 1015). В целях укрепления единства Киевской Руси и увеличения её влияния на международной арене, князь Владимир в 988 г. крестил Русь. Христианство принесло Киевской Руси значительные политические выгоды и послужило импульсом для дальнейшего развития письменности и культуры. При Владимире Великом в Киеве был сооружен первый каменный храм — Десятинная церковь.
В XI в., под правлением Ярослава Мудрого, Киев становится одним из крупнейших очагов цивилизации в христианском мире. Были построены Софиевский собор и первая на Руси библиотека. Кроме того, в те времена город насчитывал около 400 церквей, 8 рынков и более 50 000 жителей. (Для сравнения: в это же время в Новгороде, втором по величине городе Руси, было 30 000 жителей; в Лондоне, Гамбурге и Гданьске — по 20 000). Киев был в числе наиболее процветавших ремесленных и торговых центров Европы.
Однако после смерти князя Владимира Мономаха (1125) начинается процесс дробления более или менее единого Киевского государства. К середине XII в. Киевская Русь распадается на множество самостоятельных княжеств. Ситуацией не замедлили воспользоваться внешние враги. Осенью 1240 г. бесчисленные полчища Батыя, внука Чингизхана, показались под киевскими стенами.
Монголо-татарам удалось взять город после затяжной и кровопролитной битвы. Тысячи киевлян были убиты, большая часть города сровнена с землёй. В истории Киева наступил долгий и мрачный период упадка. Почти сто лет монголо-татары господствовали на украинских землях. И всё же Киеву удалось сохранить свои древние , ремесленные, купеческие и культурные традиции и остаться важным политическим, торговым и экономическим центром. В XIV столетии Киевщина становится оплотом зарождавшейся украинской народности.
В XV в. Киеву было даровано магдебургское право, обеспечивавшее гораздо большую независимость города в вопросах международной торговли и значительно расширявшее права городских сословий — ремесленников, купцов и мещан. В 1569 г., после подписания Люблинской унии, Польша и Литва объединились в одно государство, известное в истории как Речь Посполита, и постепенно утвердили своё господство в Украине. Жестокость и произвол иноземцев привели к многочисленным восстаниям украинского народа.
studfiles.net
История образования древнерусского государства Киевская Русь
Образование на территории Восточной Европы первого государства, получившего в девятнадцатом веке название Киевская Русь, оказало сильное влияние на дальнейший ход истории региона. Просуществовав несколько столетий, пройдя период расцвета и упадка, оно исчезло, заложив основание для возникновения в будущем нескольких государств, играющих не последнюю роль в современности.
Появление восточных славян
Историю образования Киевского государства можно условно разделить на три этапа:
- возникновение племенных союзов;
- зарождение правящей элиты;
- зачатки государственности, Киев.
Происхождение термина Киевская Русь относится к девятнадцатому веку. Так Русь назвали учёные-историки, обозначая огромное государство в Восточной Европе, преемниками которого стали нескольких современных стран.
Не существует и точной даты создания Руси. Образованию Киевского государства предшествовало несколько веков формирования на его территории славянских родоплеменных союзов на основе постепенно распадавшегося славянского этноса. Отдельные племена славян к началу восьмого столетия создали здесь семь племенных союзов. На землях полян, одного из этих союзов, располагавшихся вдоль среднего течения Днепра, и произошло рождение государства Киевская Русь.
Становление военно-племенных союзов сопровождалось распадом первобытной демократии внутри племён, когда возникла правящая военная элита, князья и их дружинники, присваивающие себе большую часть военной добычи. Образование правящей прослойки способствовало появлению зачатков государства. В местах будущих ключевых городов древней Руси начали зарождаться большие поселения. В их число входил и древнерусский Киев, возникший в шестом столетии, первым правителем которого считается князь полян Кий. Этот процесс особенно усилился на рубеже восьмого и девятого веков.
Становление Киевской государственности
История Киевской Руси как государственного образования началась в 9 веке, когда племенные союзы начали между собой борьбу за лидерство в регионе. В результате этого на протяжении 9 и 10 веков было сначала образовано военно-торговое объединение племенных союзов, которое постепенно переросло в Киевское государство.
- Начало княжения Рюриковичей в Новгороде.
- Княжение великого князя Олега.
- Игорь, Ольга, Святослав.
- Владимир Святославович.
- Крещение Руси.
Княжение Рюрика в Новгороде
Постепенный переход родоплеменных отношений внутри племён к феодальным требовал и новых способов управления. Новые общественные отношения требовали других, более централизованных форм власти, которая была бы способна удерживать меняющийся баланс интересов. Самым известным результатом такого поиска и стало, согласно «Повести временных лет», призвание в 862 году на княжеский престол Новгорода, в то время наиболее развитого города будущей Руси, нормандского конунга Рюрика, который и явился основателем будущей династии киевских князей.
Великий князь киевский Олег
Укрепившись на Новгородском столе, Рюрик с помощью дружинников Аскольда и Дира захватывает власть в Киеве, который был важным торговым пунктом на пути «из варяг в греки». После смерти Рюрика его воевода Олег, убив Аскольда и Дира, объявляет себя Великим князем киевским, сделав Киев центром объединённых северных и южных славянских земель. Он совершил множество военных походов, среди которых два — на Византию, итогом чего было заключение выгодных для Руси торгово-политических договоров 907 и 911 годов. А также результатом войн, которые проводил Олег, прозванный Вещим, стало почти двукратное увеличение территории страны.
Княжение Игоря, Ольги и Святослава
Сын Рюрика Игорь, по прозвищу Старый, так как поздно получил власть, занял великокняжеский стол после смерти Олега в 912 году. Княжение его было менее удачным, чем у предшественника. Попытка в союзе с Византией разбить Хазарский каганат окончилась поражением, перешедшим в неудачный военный конфликт с бывшим союзником. Результатом следующего похода в 944 году на Византию было подписание нового, менее выгодного для Руси договора, снова вводившего торговые пошлины.
Игорь Старый был убит древлянами во время сбора с них дани в 945 году, оставив после себя малолетнего сына Святослава. В результате реальную власть в княжестве получила его вдова княгиня Ольга.
Ольга упорядочила многие законы Древнерусской земли, в том числе провела налоговую реформу, толчком для проведения которой стало восстание древлян. Было отменено полюдье и установлены чёткие размеры дани, «уроки». Дань должна была доставляться в специальные крепости, именовавшиеся «погосты», и приниматься назначенными князем управляющими. Такая дань и порядок её приёма назывался «повоз». Уплатив дань, плательщик получал глиняную печать со знаком князя, что гарантировало от повторной уплаты налога.
Реформы княгини Ольги способствовали укреплению власти киевских князей, её централизации, уменьшению самостоятельности племён.
В 962 году Ольга передала власть своему сыну Святославу. Княжение Святослава не было отмечено заметными реформами, сам князь, будучи прежде всего прирождённым воином, предпочитал государственной деятельности военные походы. Сначала он подчинил племя вятичей, включив его в состав Русской земли, а в 965 году провёл успешный поход на Хазарское государство.
Разгром Хазарского каганата открыл для Руси торговый путь на восток, а два последующих болгарских похода обеспечили Древнерусскому государству господство над всем северным побережьем Чёрного моря. Русь продвинула свои границы на юг, утвердившись в Тмутаракани. Сам Святослав собирался основать на Дунае своё государство, но был убит печенегами, возвращаясь из неудачного похода на Византию в 872 году.
Правление Владимира Святославовича
Внезапная смерть Святослава вызвала на Руси междоусобную борьбу за киевский стол между его сыновьями. Ярополк, по старшинству имеющий изначальное право на великокняжеский престол, сначала отстоял его в борьбе с княжившим в древлян Олегом, который погиб в 977 году. Правивший в Новгороде Владимир бежал за пределы Руси, но позже возвратился с варяжской дружиной в 980 году и, убив Ярополка, занял место киевского князя.
Княжение Владимира Святославовича, позже названного Великим или Крестителем, знаменовало собой формирования Руси как государства. При нём были окончательно определены границы территории Древнерусского государства, присоединены Червенская и Карпатская Русь. Усилившаяся угроза нападений печенегов вынудила его создать пограничную оборонительную линию из крепостей, гарнизоны которых состояли из отборных воинов. Но главным событием княжения Владимира Крестителя является принятие Русью православного христианства как официальной государственной религии.
Крещение древней Руси
Причина принятия религии, исповедующую веру в единого бога, была чисто практической. Окончательно образовавшееся к концу десятого века феодальное общество с его монархической формой правления уже не удовлетворяла религия, основанная на многобожии. Религиозные верования в средневековье лежали в основе мироощущения человека, являлись государственной идеологией любой страны. Поэтому язычество, в котором отражалась первобытная племенная демократия, изжило себя. Появилась необходимость замены старой религии на монотеистическую, более подходящую для монархического феодального государства.
Князь Владимир Великий не сразу определился, какое из доминировавших тогда религиозных верований принять за основу идеологии государства. По свидетельству летописей на Руси мог бы утвердиться ислам, иудаизм, католицизм… Но выбор пал на православие византийского образца. Свою роль тут сыграли как личные пристрастия князя, так и политическая целесообразность.
Официальной религией христианство в Киевской Руси стало в 988 году.
Период расцвета Киевской Руси
Время перед правлением князя Владимира Мономаха историки условно делят на несколько этапов.
- Святополк и Ярослав.
- Княжение Ярослава Мудрого.
- Одиннадцатый век. Триумвират Ярославичей.
- Киевская Русь.12 век. Владимир Мономах.
Каждый этап выделяется благодаря важным для развития и становления государственности событиям.
Соперничество Святополка и Ярослава
Владимир Креститель умер в 1015 году, сразу в стране началась новая междоусобная борьба за власть между его сыновьями. Святополк Окаянный убивает своих братьев Бориса и Глеба, позже причисленных к лику святых, и захватывает киевский стол. После чего вступает в борьбу с Ярославом, правившим в Новгороде.
Борьба идёт с переменным успехом несколько лет и едва не заканчивается полной победой Святополка-Ярослав, который, в очередной раз изгнанный из Киева, отказывается от дальнейшей борьбы и собирается бежать «за море». Но по настоянию новгородцев за собранные ими деньги снова набирает наёмное войско и окончательно изгоняет Святополка, позже пропавшего без вести «между чехи и ляхи», из Киева
Княжение Ярослава Мудрого
После устранения Святополка в 1019 году борьба Ярослава за власть не была окончена. Сначала, по истечении полутора лет, произошла битва с племянником, полоцким князем Брячиславом, разграбившим Новгород. Позже он вступил в схватку с князем Тмутаракани Мстиславом. Пока Ярослав на севере подавлял восстание племён язычников, Мстислав попытался неудачно захватить Киев, после чего остановился в Чернигове. Произошедшее позже на берегу Днепра сражение с подоспевшим Ярославом окончилось для последнего сокрушительным поражением и бегством.
Несмотря на победу, Мстислав не имел сил для дальнейшей борьбы, поэтому инициировал подписание мирного договора, который разделил Русь по Днепру между двумя столицами, Киевом и Черниговом, в 1026 году. Договор оказался крепким, «дуумвират» братьев успешно просуществовал до 1036 года, когда после смерти не оставившего наследников Мстислава его земли перешли во владение киевского князя. Таким образом, Ярославом было завершено новое «собирание земель» бывших владений Владимира Великого.
На время правления Ярослава Мудрого приходится максимальный расцвет Руси. Были разгромлены печенеги. Русь была признана влиятельным государством в Европе, о чём свидетельствуют многочисленные династические браки. Был написан сборник законов «Русская правда», построены первые каменные памятники архитектуры, резко поднялся уровень грамотности. Расширилась география торговли, которая велась со многими странами от Средней Азии до Западной Европы.
После смерти Ярослава в 1054 году власть разделили трое его старших сыновей, правивших в Киеве, Чернигове и Переяславе. На это время приходится ряд русско-половецких войн, неудачных для русских князей. Состоявшийся в 1097 году съезд в Любече, разделив Рюриковичей на отдельные династии, стимулировал дальнейшую феодальную раздробленность, одновременно прекратив усобицы для борьбы с половцами.
Владимир Мономах и Мстислав Владимирович
В 1113 году начался киевский период правления Владимира Мономаха. Будучи тонким политиком, он с помощью компромиссов сумел на время своего правления приостановить неизбежный распад государства на отдельные княжества. Полностью распоряжаясь военным силами страны, он сумел добиться повиновения своевольных вассалов, на некоторое время ликвидировать опасность половецкого вторжения.
После смерти Мономаха в 1125 году его сын Мстислав продолжил политику отца. Годы правления Мстислава Великого были последними, когда Русь ещё оставалась единой.
Исчезновение государства
Смерть Мстислава в 1132 году знаменовала собой конец эпохи древнерусского государства. Распавшись на полтора десятка фактически самостоятельных княжеств, она окончательно прекратила своё существование как цельное государственное образование. При этом Киев всё же продолжал ещё некоторое время представлять собой символ престижа княжеской власти, постепенно теряя реальное влияние. Но даже в таком качестве существовать Древней Руси осталось всего лишь столетие. Нашествие монголов в средине тринадцатого века привело к потере самостоятельности древнерусских земель на несколько столетий.
1001student.ru
образование и развитие древнерусского государства :: SYL.ru
В конце IX века н. э. разрозненные племена восточных славян объединяются в мощный союз, который позже будут называть Киевская Русь. Древнее государство обхватило огромные территории центральной и южной части Европы, соединило абсолютно разные в культурном отношении народы.
Название
Вопрос об истории возникновения русской государственности уже десятки лет вызывает множество разногласий среди историков и археологов. Очень долго рукопись «Повесть временных лет», один из основных задокументированных источников информации об этом периоде, считалась фальсификацией, потому и ставились под сомнение данные о том, когда и как появилась Киевская Русь. Образование единого центра у восточных славян предположительно относиться к одиннадцатому столетию.
Привычное для нас название государство русичей получило только в ХХ веке, когда вышли в свет хрестоматийные исследования советских ученых. В них уточнялось, что это понятие включает в себя не отдельную область современной Украины, а всю империю Рюриковичей, располагающуюся на огромной территории. Древнерусским государство называется условно, для более удобного разграничения периодов до монгольского нашествия и после.
Предпосылки для возникновения государственности
В эпоху раннего Средневековья практически на всей территории Европы наблюдалась тенденция к объединению разрозненных племен и княжеств. Это было связано с завоевательными походами какого-нибудь короля или рыцаря, а также с созданием союзов богатых семей. Предпосылки образования Киевской Руси были отличны и имели свою специфику.
К концу IX несколько крупных племен, таких как кривичи, поляне, древляне, дреговичи, вятичи, северяне, радимичи постепенно объединялись в одно княжество. Основными причинами этого процесса стали следующие факторы:
- Все союзы сплотились для противостояния общим врагам – степным кочевникам, которые часто совершали разорительные набеги на города и села.
- А также эти племена объединяло общее географическое расположение, все они обитали вблизи торгового пути «из варяг в греки».
- Первые известные нам киевские князья – Аскольд, Дир, а позже Олег, Владимир и Ярослав совершали завоевательные походы на Север и Юго-Восток Европы с целью установления своего правления и обложения данью местного населения.
Так, постепенно происходило образование Киевской Руси. Кратко об этом периоде говорить трудно, много событий и кровопролитных битв предшествовали окончательному закреплению власти в одном центре, под руководством всесильного князя. С самого начала русское государство складывалось как полиэтническое, народы отличались в плане верований, уклада жизни и культуры.
«Норманнская» и «антинорманнская» теория
В историографии до сих пор окончательно не решен вопрос о том, кто и как создал государство под названием Киевская Русь. Образование единого центра у славян долгие десятилетия связывали с приходом на эти земли лидеров извне – варягов или нормандцев, которых местные жители сами и призвали.
Теория имеет много недочетов, основным достоверным источником ее подтверждения является упоминание некой легенды летописцев «Повести временных лет» о приходе князей из варягов и установления ими государственности, каких-либо археологических или исторических доказательств до сих пор не существует. Такой трактовки придерживались немецкие ученные Г. Миллер и И. Байер.
Теория образования Киевской Руси иностранными князьями была оспорена еще М. Ломоносовым, он и его последователи считали, что государственность на этой территории возникла путем постепенного становления власти одного центра над другими, а не была привнесена извне. До сих пор ученые не пришли к единому мнению, а этот вопрос уже давно политизирован и используется как рычаг давления на восприятие истории России.
Первые князья
Какие бы ни существовали разногласия в плане вопроса о происхождении государственности, официальная история говорит о приходе на славянские земли трех братьев – Синиуса, Трувора и Рюрика. Первые два вскоре умерли, а Рюрик становится единым правителем крупных в то время городов Ладоги, Изборска и Белоозера. После его смерти сын Игорь ввиду малолетства не смог принять управления, поэтому регентом при наследнике стал князь Олег.
Именно с его именем связывают образование восточного государства Киевская Русь, в конце девятого века он совершил поход на стольный город и объявил эти земли «колыбелью земли русской». Олег проявил себя не только как сильный лидер и великий завоеватель, но и как хороший управленец. В каждом городе он создал особую систему подчинения, судопроизводства и правила сбора податей.
Несколько разрушительных походов на греческие земли, которые совершал Олег и его предшественник Игорь, способствовали укреплению авторитета Руси как сильного и независимого государства, а также привели к установлению более широкой и выгодной торговли с Византией.
Князь Владимир
Сын Игоря Святослав продолжал завоевательные походы на отдаленные территории, присоединил к своим владениям Крым, Таманский полуостров, вернул города, ранее завоеванные хазарами. Однако, управление столь разными в экономическом и культурном плане территорий было весьма сложно осуществлять из Киева. Поэтому Святослав провел важную административную реформу, посадив на управление во все крупные города своих сыновей.
Образование и развитие Киевской Руси успешно продолжил его незаконнорожденный сын Владимир, этот человек стал выдающейся фигурой отечественной истории, именно в его правление окончательно сформировалась русская государственность, а также и было принято новое вероисповедание – христианство. Он продолжил консолидацию всех подконтрольных земель, убрав единоличных правителей и назначив князьями своих сыновей.
Расцвет государства
Владимир часто называют первым русским реформатором, за время правления он создал четкую систему административного деления и подчинения, а также установил единое правило сбора налогов. К тому же он реорганизовал судебное право, теперь закон от его имени вершили наместники в каждом регионе. В первый период правления Владимир уделял много сил борьбе с набегами степных кочевников и укреплению границ страны.
Именно в его княжение окончательно сформировалась Киевская Русь. Образование нового государства невозможно без установления единой религии и мировоззрения у народа, поэтому Владимир, будучи умным стратегом, решает принять православие. Благодаря сближению с сильной и просвещённой Византией государство уже очень скоро становится культурным центром Европы. Благодаря христианской вере укрепляется авторитет главы страны, а также открываются школы, строятся монастыри и печатаются книги.
Междоусобные войны, распад
Изначально система правления на Руси складывалась на основе родоплеменных традиций наследования – от отца к сыну. При Владимире, а потом и Ярославе такой обычай сыграл ключевую роль в объединении разрозненных земель, князь назначал наместниками своих сыновей в разных городах, тем самым поддерживая единую власть. Но уже в XVII веке внуки Владимира Мономаха погрязли в междоусобных войнах между собой.
Централизованное государство, с таким усердием создаваемое на протяжении двухсот лет, вскоре распалось на множество удельных княжеств. Отсутствие сильного лидера и согласия между детьми Мстислава Владимировича привело к тому, что некогда мощная страна оказалась совершенно незащищенной перед силами разгромных орд Батыя.
Уклад жизни
Ко времени нашествия монголо-татар на Руси насчитывалось около трехсот городов, хотя большинство населения жили в сельской местности, где занимались обработкой земли и разведением скота. Образование государства восточных славян Киевской Руси способствовало массовому строительству и укреплению поселений, часть налогов шла как на создание инфраструктуры, так и на возведение мощных оборонительных систем. Для утверждения христианства среди населения в каждом городе обязательно возводили церкви и монастыри.
Классовое разделение в Киевской Руси складывалось на протяжении долгого времени. Одна из первых выделяется группа вожаков, обычно она состояла из представителей отдельной семьи, социальное неравенство между лидерами и остальным население было разительным. Постепенно из княжеской дружины складывается будущая феодальная знать. Несмотря на активную работорговлю с Византией другими восточными странами, рабов в Древней Руси было не так много. Среди подвластных людей историки выделяют смердов, подчиняющихся воле князя, и холопов, не имеющих практически никаких прав.
Экономика
Становление денежной системы в Древней Руси происходит в первой половине IX века и связана с началом активной торговли с крупными государствами Европы и Востока. Долгое время на территории страны использовались монеты, отчеканенные в центрах Халифата или в Западной Европе, для изготовления собственных денежных знаков у славянских князей не было ни опыта, ни необходимого сырья.
Образование государства Киевская Русь стало возможно во многом благодаря налаживанию экономических связей с Германией, Византией, Польшей. Русские князья всегда ставили в приоритет защиту интересов купцов за границей. Традиционными товарами торговли на Руси была пушнина, мед, воск, лен, серебро, украшения, замки, оружие и многое другое. Сообщение происходило по знаменитому пути «из варяг в греки», когда корабли поднимались по реке Днепр к Черному морю, а также по Волжскому пути через Ладогу на Каспий.
Значение
Общественные и культурные процессы, происходившие в период образования и расцвета Киевской Руси, стали основой формирования русской национальности. С принятием христианства страна навсегда изменила свой облик, последующие века православие станет объединяющим фактором для всех народов, проживающих на этой территории, несмотря на то, что в культуре и образе жизни до сих пор остались языческие обычаи и обряды наших предков.
Огромное влияние на русскую литературу и мировоззрение людей оказало фольклорное творчество, которым славилась Киевская Русь. Образование единого центра способствовало появлению общих легенд и сказок, прославляющих великих князей и их подвиги.
С принятием христианства на Руси начинается повсеместное возведение монументальных каменных сооружений. Некоторые памятники зодчества сохранились и поныне, например, церковь Покрова на Нерли, которая относится к IIX веку. Не меньшую историческую ценность имеют и примеры живописи древних мастеров, оставшиеся в виде фресок и мозаики в православных храмах и церквях.
www.syl.ru
Возникновение и развитие государства Киевская Русь
ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ
Предками украинцев являются славяне. Откуда же пошли славяне и как они появились в украинских землях?
Славяне являются автохтонным (коренным) населением Европы индоевропейского происхождения. Индоевропейцы, широко расселившись по Европе и Азии, дали начало многим народам, в том числе и славянам.
Как отдельная этническая общность, славяне сформировались в начале нашей эры. Ряд историков отождествляет славян с венедами. Первые письменные упоминания о славянах (венедах) встречаются у римских авторов 1-11 ст. н.э. — Плиния, Тацита, Птолемея. По мнению большинства ученых, родина славян охватывала территорию от среднего течения Днепра до Вислы.
Отсюда, в II-VII ст. н.э. — в период Великого переселения народов — славяне широко расселились во всех направлениях. В результате славянский этнос распался на три ветви: западных славян, южных и восточных славян. Восточные славяне расселились на территории современной Украины, Беларуси, частично России (Ока, верхнее течение Волги).
Западные славяне дали начало полякам, чехам, словакам, лужицким сербам.
Южные славяне — болгарам, сербам, хорватам, словенцам, боснийцам, македонцам, черногорцам.
Восточные славяне — украинцам, русским, белорусам.
С IV ст. н.э. на территории Украины между Днестром и Северским Донцем расселились племена антов, которые создали государственное объединение (Союз антов) с наследственным вождем, организованным войском и участием населения в политической жизни (вече). Аптский союз имел характер военной демократии. Просуществовал до VII в. н.э. и распался под ударами аваров.
После его распада на территории Украины, где расселились восточные славяне, образовались отдельные племенные объединения, расселение и названия которых известны из летописи «Повесть прошлых лет»: поляне жили около Киева, на Среднем Поднепровье их соседями были северяне; в глухих лесах жили древляне; между Припятью и Западной Двиной — дреговичи; в Прикарпатье — белые хорваты; вдоль реки Западный Буг были земли волыняни дулебов. В междуречье Днестра и Дуная и Западном Причерноморье жили тиверцы, их соседями были уличи. Северную группу славянских племен составили кривичи, половчане, словены (Верхнее Поволжье, побережье Западной Двины, бассейны озера Ильмень, Чудского озера).
Главным занятием славян было земледелие. Землю обрабатывали плугом с железным лемехом, но чаще деревянной сохой. Наряду с земледелием славяне занимались скотоводством, разводили лошадей, коров, свиней. Занимались сбором меда диких пчел — бортничеством, охотой, рыболовством. Высокого уровня достигли ремесла: кузнечное, ювелирное, обработка камня, ткачество, гончарство.
Важную роль в жизни славян играла торговля. Торговали славяне со своими соседями, с городами Северного Причерноморья (Керчь, Херсон), арабскими странами. Главной торговой артерией был так называемый «путь из варяг в греки», т. е. из Скандинавии до Днепра и по Днепру дальше на юг, через Черное море к Константинополю. Торговали славяне хлебом, скотом, мехами, медом, воском.
В VII—VIII вв. у славян происходит распад первобытнообщинных отношений. Появляется соседская община. Хотя землей владели сообща всем племенем, возникает частная собственность, что привело к возникновению неравенства. Выделяется знать (старейшины родов, вожди с дружинами). Во главе племени стоял князь. У славян были рабы, но рабство было домашнее, патриархальное, так как сфера применения рабского труда была ограниченной. Восточные славяне вели тяжелую, долгую борьбу с кочевыми племенами аваров, печенегов, совершавшими набеги на их земли. Воевали также с хазарами, облагавшими данью покоренные племена славян.
Славяне были язычниками, т. е. обожествляли силы природы. Главными богами были Перун — бог грома — покровитель воинов, Ярило — бог солнца, Велес — бог скота, Мокоша — богиня плодородия.
Самый древний город восточных славян — Киев — был основан в V в. Вокруг него сформировался самый крупный племенной союз — Полянский. Из древних источников известно о трех государственных группах восточных славян: Куявия_ (Киевская земля, «Куяба»), Славия (обычно здесь называют славянские земли вокруг Новгорода), Артания (возможно, территория северо-восточной Руси ).
Восточные славяне стали крупным народообразованием. Они закрепились на определенной территории, достигли истоков государственности, имели свою политическую организацию, хозяйственную жизнь и культурно-бытовые традиции. На этой основе впоследствии формировалась единая древнерусская народность. Со временем занятые восточными славянами территории стали называть Русью, а их — русами. В начале VIII в. поляне и северяне попали в зависимость от Хазарского каганата. В середине IX в. на землях восточнославянских племен появились воинственные скандинавские племена (норманны варяги). Начался новый период истории восточных славян. Предстояла длительная борьба за становление, развитие и сохранение своей государственности.
Киевская Русь
В отечественной научной литературе политическая история Киевской Руси делится на три периода. Первый период — быстрое расширение земель и укрепление государственной деятельности оxватывает 90 лет – с 882 г., когда на престол в Киеве сел Олег, до смерти Святослава в 972 г. Второй период – расцвет Киевской Руси — годы, когда у власти находились Владимир Великий (980-1015) и Ярослав Мудрый (1019-1054). Третий период — раздробленность и гибель Киевской Руси в 1240г. в результате нашествия монголо-татар.
Возникновение Киевской Руси и ее первые шаги тесно связаны с деятельностью первого киевского князя Олега (882 – 912гг.). В 879 г. умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря, которого отдал на воспитание своему родственнику Олегу. Последний, как старший в роду, получил всю власть Рюрика, собрал большую дружину и пошел походом из Новгорода в направлении Киева. Будучи талантливым и решительным человеком, Олег на всем пути своего следования подчинял и закреплял за собой территории, которые ранее не принадлежали Новгородскому княжеству. В 882г. он захватил Киев, сделав его своей столицей. В течение ряда лет после покорения Киева его властелин подчинил своему влиянию почти все восточные, северные и южные племена, посадил там своих наместников, закрепил за собой право ежегодных сборов (дани). Часть покоренных племен (северяне, радимичи) раньше платили дань хазарам, теперь они стали платить ее Олегу. Это втянуло его в войну с хазарами, которая закончилась тем, что Олег разрушил все хазарские порты на Каспии.
В 907 г., находясь в зените славы и могущества, Олег во главе большого войска пошел пешим, конным строем и на 2000 кораблях (по 40 воинов на каждом корабле) походом на Византию и вскоре приступил к осаде Константинополя. Предложив мирное решение конфликта, греки согласились выплатить Киевской Руси большую контрибуцию и подписали с Олегом выгодный для него торговый договор. Договором были установлены беспошлинные торговые отношения Руси с Византией. Русские купцы, прибывая в Константинополь, имели право оставаться там в течение 6 месяцев, получать в это время и на обратный путь съестные припасы и необходимое снаряжение для кораблей. В нем указывалось даже на то, что русским купцам предоставлялось право «мыться в банях сколько хотят». После заключения договора князь Олег и его воины повесили свои боевые щиты на воротах Константинополя и вернулись в Киев с золотом, дорогими тканями, винами и многими другими трофеями. Народ настолько удивился такому успеху Олега, что прозвал его вещим, т.е. кудесником, волхвом.
Второй договор с Византией был заключен в 911 г. посланником Олега как продолжение первого. Этим договором определялись правовые нормы поведения русинов и греков в их взаимоотношениях. Во втором пункте договора, например, было записано, что «если русин убьет христианина, т.е. грека, или христианин — русина, то преступник пусть умрет на месте». Четвертый пункт договора определял меру наказания за воровство. Хозяину украденной вещи разрешалось в случае сопротивления вора «убить его безнаказанно и взять свое назад». Шестой статьей определялась линия поведения сторон в случае кораблекрушения русского или греческого корабля. Договором устанавливался порядок решения проблем, связанных с наследственностью умерших на византийской территории русских купцов, разрешалось русским людям служить в императорском войске. В восьмой статье так было и записано: «Те из русских, которые захотят служить императору греческому, вольны это сделать». Ряд статей касался отношения греческих властей к тем рабам, преступникам, которые бежали из Руси и проживали на греческой территории.
Как и в первом случае, византийский император одарил русских послов золотом, дорогими тканями, организовал для них экскурсии по константинопольским церквам, где им показывали различные богатства и украшения, мощи святых, проповедовали суть христианской веры, прокладывая тем самым ее путь в Киевскую Русь.
Действия князя Олега не были и не могли быть определяющими в исторических процессах того времени. Но как незаурядная личность князь внес существенный вклад в создание, становление и укрепление Киевской Руси. В многочисленных преданиях, дошедших до наших дней, Олег — храбрый воин, хитрый, мудрый государственный деятель. Он распределяет дани, строит города, собирает под одно знамя почти все племена по восточному днепровскому водному пути, впервые соединенными силами совершает дальние походы, не поддается на провокации и хитрости как внешних, так и внутренних своих врагов.
Преемник Олега князь Игорь, сын Рюрика, княжил, как и Олег, более 30 лет (912-945), но его правление было не столь удачным, как у его предшественника. По традициям правителей Киева, с начала своей деятельности Игорь утверждал свою власть над подчиненными племенами. Первыми против него восстали древляне. Он с дружиной пошел на древлян, и наложил на них дань больше той, которую они платили раньше. Несколько лет ушло у Игоря на присоединение территорий уличей и тиверцев, которые простирались между Днестром и Дунаем. Вел войну с печенегами, защищая свои юго-восточные границы. И только после установления власти в своих землях Игорь смог приступить к широкомасштабным далеким походам, торговым или грабительским, по образцу тех, которые проводил князь Олег.
Когда в 941 г. прекратил действие мирный договор с Византией, Игорь начал морской поход на Константинополь. Для Игоря он закончился катастрофой. С помощью горючей смеси — «греческого огня» — византийцы сожгли русский флот, вынудив киевскую дружину к поспешному бегству. В результате во время переговоров с Византией в 944 г. послы Киева подписали с византийским императором невыгодный для Руси договор, который она должна была безукоризненно выполнять.
После неудачи с Византией князь Игорь попытал счастья на востоке, и здесь ему повезло больше. Многочисленное русское войско, спустившись по Волге вниз, ограбило богатые мусульманские города на Каспии и возвратилось в Киев не с пустыми руками.
Время пребывания князя Игоря у власти — это уже полная консолидация Киевского государства. Под его властью было около 20 «светлых князей русских», возможно, его наместников. Правление Игоря окончилось, как и начиналось, восстанием древлян. Обозленные частыми походами за данью, древляне устроили засаду, в которой и погиб князь со всей своей небольшой дружиной.
Внутренняя и внешняя политика Олега и Игоря способствовали укреплению Киевского государства. Наиболее характерными чертами такой политики стало присоединение новых земель, покорение других славянских племён, защита внешнеторговых интересов, военные походы против соседних государств.
Восстание древлян жестоко подавила вдова Игоря Ольга, которая в связи с несовершеннолетием их сына Святослава, фактически стала великой княгиней (945-964 ). Для предупреждения новых народных выступлений, она была вынуждена усовершенствовать нормы феодальных повинностей и провела с этой целью некоторые реформы: определила размеры и время сбора налогов, закрепила за государственной казной исключительное право на владение богатым пушным зверем. Во всех отношениях Ольга предпочитала дипломатию войне. В 957 году она посетила Константинополь, приняла там обряд крещения, установила дипломатические отношения с Византией. Она установила связи с германским императором Оттоном Великим. В 961 г. от Оттона I прибыла миссия с целью приобщить Русь к римско-католическому миру, но успеха не имела. Русь находилась в сфере влияния православной Византии.
В 964 г. новым князем Руси стал Святослав (964—972 гг.). Святослав был больше воином, чем государственным деятелем и политиком. Он с блеском осуществлял тактические операции и разрабатывал продолжительные военные кампании. Святослав присоединил союз племен вятичей, проживавших в междуречье Оки и Волги. Была проведенная реформа управления государством: в крупных городах Руси вместо племенных вождей были посажены для управления сыновья Святослава. Это должно было укрепить княжескую власть и предотвратить процесс обособления территорий бывших союзов племен.
Укрепление государства Святослав усматривал в активной внешней политике. С 965 по 968 гг. князь осуществил успешные походы против Хазарского каганата, вследствие которых покорил волжских булгар, окончательно расправился с хазарами, завоевал черкесов на Северном Кавказе, укрепил господство на Таманском полуострове (Тмутаракань). Угроза с Востока и Юго-Востока была снята, а русские купцы могли свободно торговать на Дону и Волге.
В течение 968—971 гг. войска Святослава успешно воевали с Византийской империей и присоединили к своему государству часть земель Придунавья. Однако византийская армия выступила против Святослава и окружила русичей под Доростолом. В конце июля 971 г. они заключили мир
Активная политика Святослава на юге и востоке учитывала и борьбу с кочевыми ордами печенегов. Но в 968 г. печенеги внезапно напали на Киев. Поспешное возвращение князя позволило отогнать кочевников. Беспрерывно воюя, Святослав забросил государственные дела, что стало основанием для утверждений: «Ты, княже, ищешь чужую землю и о ней заботишься, а свою оставил на произвол».
Святослав погиб от рук печенегов, когда возвращался домой после битвы с византийцами в Болгарии. Произошло это весной 972 г. возле днепровских порогов. Заслуги княгини Ольги в укреплении государства были оценены по достоинству. Ольга была в дальнейшем канонизирована православной церковью как равноапостольная (равная по своим деяниям ученикам Иисуса Христа), причислена к лику святых. При Святославе укрепилось военное могущество Руси, вырос ее международный авторитет.
Наибольшего расцвета Киевская Русь достигла во времена правления Владимира Великого и Ярослава Мудрого
Владимир Великий (980-1015), сосредоточив в своих руках единоличную власть, начал новую эру в истории Киевской Руси. Он внедрил более конструктивную систему управления государством. В отличие от предшественников, в центр внимания он поставил не захват земель и сбор дани, а благополучие своих владений. В годы его правления Русь начала подниматься как целостное общество и государство. И в то же время, в начале правления Владимир, казалось, мало чем отличался от предшественников. Он одаривал и всячески поощрял свою многочисленную дружину, поддерживал традиционные языческие культы, ходил на непослушных вятичей и распространял свою власть на радимичей. Как и отец, Владимир назначил собственных сыновей наместниками больших городов и земель в своих владениях. То есть он устранил от власти местных князей и сосредоточил ее исключительно в руках своей династии. Владимиром была проведена военная реформа, в результате которой «племенные» военные формирования заменялись наёмными, которые набирались в южных, пограничных со степью районах.
Вместо далеких походов Владимир сосредоточился на защите собственных границ. Чтобы противостоять угрозе со стороны печенегов, он построил разветвленную сеть укреплений и ряд новых городов южнее Киева. Нарушая традицию предшественников, он обратил внимание на запад и присоединил к своим владениям земли современной Западной Украины, положив тем самым начало длительному соперничеству Руси с Польшей за этот регион. В целом Владимир установил дружественные отношения с поляками, венграми и чехами. В основе этой новой западной ориентации лежало его стремление подчинить себе основные торговые пути. В результате этих приобретений владения Владимира значительно расширились. Площадь государства достигала 800 тыс. кв. км.
Владимир был заметной политической фигурой и на международной арене. Его брак с сестрой византийского императора принцессой Анной, заключённый под давлением Владимира (военный поход на Корсунь), сделал его равным императору.
Однако самым большим достижением в деятельности Владимира Великого было принятие христианства в 988г. В «Повести временных лет» рассказывается, как посланники русичей, прибывшие из Константинополя, отбросили ислам за то, что он запрещал употребление алкогольных напитков и остановили свой выбор на христианстве из Византии, которое своими богатыми обрядами вызывало всеобщий восторг. У Владимира была альтернатива — христианство и ислам — две высокоразвитые на то время системы религий. Он выбирал и выбрал христианскую религию, которая по сравнению с исламом имела более утонченные способы выражения духовной, общественной и политической жизни славянского народа. С помощью христианской идеологии Владимир предполагал достичь новых, более значительных результатов в политическом и социально-экономическом развитии Киевской Руси. Поэтому он спешил с принятием христианства, о чем свидетельствует сам факт крещения. В 988 году, стремясь побыстрее окрестить свой народ, Владимир приказал загнать толпы киевлян в приток Днепра реку Почайну и там всех одновременно окрестить. Вопреки сопротивлению части людей старой веры, разрушались языческие идолы, быстро строились христианские церкви. Христианской церкви предоставлялись широкие привилегии, на ее потребности направлялась часть княжеской прибыли.
В результате значительно
возрос престиж династии князя Владимира среди государств, исповедующих
христианскую религию. В самом Киевском государстве нововведения оказывали огромное влияние на дальнейшее развитие культурной и экономической жизни страны. Христианство способствовало развитию
образования, обогащению русской культуры лучшими достижениями христианского мира. Оно способствовало появлению новых обычаев и более гуманных моральных норм в отношениях между людьми, укреплению
семейных ценностей. Трудно переоценить и то, что христианство пришло в Киев не из Рима, а из Византии. Со временем, когда произошел раскол между этими двумя центрами, Киев стал на сторону
Константинополя, полностью отбросив католицизм.
После смерти князя Владимира между его сыновьями разгорелась борьба за великокняжеский престол. Длилась она почти 20
лет. Победителем в этой затянувшейся схватке оказался Ярослав Мудрый (1019-1054). Его правление в истории принято считать апогеем! могущества Киевской Руси. Он развил и
усовершенствовал многое из того, что взял у своего отца. Как и Владимир, Ярослав продолжал расширять границы своего государства за счет западных и северных славянских, а частью и не славянских
земель. Он разбил печенегов (1036г.) и совершил поход (правда, неудачный) на Византию. Границы Руси были расширены до предела.
Военные походы Ярослава Мудрого, внешнеполитическая деятельность привела к еще большему укреплению международного авторитета Киевской Руси. Этому способствовали также широкие брачные связи династии Ярослава с ведущими европейскими династиями. Жена самого Ярослава была шведской принцессой, на одной из его сестер женился польский король, на другой — византийский царевич, трое сыновей Ярослава связали свою судьбу с европейскими принцессам и три дочери вышли замуж за французского, норвежского и венгерского королей. Не удивительно, что историки часто называют Ярослава «тестем Европы».
Но громкая слава Ярослава Мудрого связана, прежде всего, с его внутриполитической деятельностью.
Во-первых, благодаря энергичной деятельности Ярослава повсеместно стала внедряться и расширяться христианская религия: строились и превращались в ячейки культуры монастыри, возводилось множество церквей. За время его правления Киев превратился в «златоверхий» город, построено было более 400 церквей. В 1051 году князем впервые в истории Руси был назначен «русин» Илларион митрополитом киевским.
Большое внимание уделялось развитию образования, науки и искусства. Центрами образования были церкви и монастыри. Так у Софии Киевской находилась библиотека Ярослава Мудрого, кстати, крупнейшая тогда в Европе, действовала школа для детей из знатных семей; тут же находились специальные помещения, где переводились сочинения с иностранных языков, создавались оригинальные произведения древнерусской литературы, велось летоисчисление.
Второе направление внутренней деятельности Ярослава связано с появлением «Русской Правды» — правового юридического кодекса всей Киевской Руси. «Правда» воедино соединила вес общепринятые в то время юридические законы. Внесено было много изменений и дополнений, большая часть которых свидетельствовала о заботе княжеской династии о ее подчиненных. Кровная месть, например, заменялась денежной компенсацией. Прежние «удары плетью» заменялись денежными штрафами. За составление «РусскойПравды» князя Ярослава стали называть Мудрым.
Следовательно, при Ярославе Мудром Киевская Русь достигла зенита своего расцвета и могущества. Она стала в один ряд с передовыми странами средневекового мира. Однако на склоне жизни своей Ярослав положил начало удельному строю, внедрив совместное управление государством всем княжеским родом. Это был неосторожный ход, который лишал власть великого князя экономической основы и усиливал его зависимость от уделов. Во второй половине XI ст. на Руси сформировался порядок престолонаследования по установленной очереди согласно иерархии уделов. Такая система привела к многочисленным конфликтам, решать которые приходилось с помощью оружия.
Характеризуя правление Владимира Мономаха (1113-1125), следует отметить, что еще будучи князем в Переяславе, он постоянно делал походы против половцев. Исторические факты утверждают, что он 83 раза объединял силы других князей Руси в борьбе против врагов, уничтожив 200 половецких ханов. Утвердившись в Киеве, дополнил статьи «Русской правды», за которыми ограничивалось ростовщичество, несколько облегчалось положение крестьян. Мономах был чрезвычайно добросовестным и преданным долгу князем. Он возобновил единовластную монархию времен Ярослава Мудрого, был инициатором проведения Любецкого съезда (1097 г.). Главными постановлениями этого съезда были:
— каждый князь владеет своей «вотчиной» и обязуется не покушаться на владения другого;
— устанавливался союз князей для обороны от внешних врагов;
— запрещались частные отношения князей с половцами.
Однако постановления съезда носили декларативный характер и были быстро нарушены. Следовательно, Владимир Мономах сумел временно задержать процесс раздробления Киевского государства. Но последующее развитие феодальных отношений и усиление отдельных княжеств делали это раздробление неминуемым, что состоялось после смерти князя. Хоть он своей деятельностью берег единство государства, однако в конце своей жизни — так же, как и Ярослав Мудрый — согласился на ее разделение, чтобы успокоить амбиции князей. Во внешних отношениях он действовал дипломатическими путями, заключая династические браки. Владимир Мономах был величайшим писателем своего времени. Ему принадлежит высокохудожественное «Поучение детям», в котором он описывает эпизоды своей жизни, дает практические советы своим детям, как эффективно руководить княжеским двором и государством, успешно защищая ее от врага. В этом «завещании» князь выступает против злоупотребления властью, нанесения обиды сиротам и убогим.
Таким образом, с IX в. до середины XII в. Киевская Русь являлась крупным средневековым Европейским государством, сыгравшим большую роль как в истории нашего народа, так и в мировой истории. Образование единого централизованного государства ускорило экономическое, политическое и культурное развитие восточных славян и предоставило им возможность отстоять свои земли от многочисленных внешних врагов: на востоке и юге — печенегов и половцев, на севере — норманнов, на западе — поляков и венгров. Период существования Древнерусского государства и древнерусской народности — это важнейший совместный период в развитии Украины, России и Белоруссии.
history-of-ukraine.jimdo.com
Основные теории происхождения древнерусского государства
Невозможно точно сказать, когда именно появилось Древнерусское государство, в наше время ученые не могут назвать точную дату. Разные группы историков называют несколько дат, но многие из них сходятся к одному — появление Древней Руси можно датировать IX веком. По этой причине известно несколько разнообразных теорий происхождения древнерусского государства, каждая теория по своему уникальная и старается привести доказательства о своей версии возникновения великого государства.
Происхождение древнерусского государства кратко
В знаменитой «Повести временных лет» написано, что Рюрика с братьями затребовали на княжение в Новгород в 862 году. Поэтому эта дата стала для многих ученых началом возникновения Древней Руси. На престолы сели варяжские князи:
- Синеус — в Белозере;
- Трувор — в Изборске;
- Рюрик — в Новгороде.
Через некоторое время князю Рюрику удалось соединить все земли воедино.
Князь Олег в 882 году захватил Киев, с его помощью он смог объединить важнейшие группы земель, а в будущем присоединил и остальные главные территории. В этот период по причине объединения земель восточных славян они смогли превратиться в большое государство. Поэтому, по мнению большинства ученых, формирование древнерусского государства относится к IX веку.
Самые известные теории происхождения древнерусского государства
Норманская теория
Ученые Байер и Миллер утверждали, что Древнерусское государство было основано выходцами из Скандинавии, то есть норманнами, на Руси их еще называли варягами. Эта теория возникла в «Повести временных лет». Основные аргументы норманнистов были в том, что все первые правители Руси назывались скандинавскими именами (Олег, Рюрик, Ольга, Игорь).
Антинорманская теория
Антинорманская теория утверждает, что государство Древней Руси возникло совершенно из других объективных причин. Большинство историчных источников говорят о том, что правительство восточных славян было первым, чем у варягов. Известный ученый М.Ломоносов является родоначальником этой теории. Теория гласит о том, что на период исторического развития славяны находились выше норманн по уровню политического развития. Варяжские княжества, по его мнению стали второй местной политической формой.
Компромиссная теория
Теория также имеет название славянско-варяжской. Первый кто попробовал связать эти 2 теории предпринял русский историк В. Ключевский. Он считал, что «городовая область» была наиболее ранней местной политической формой, которая образовалась на Руси. Городовая область — торговый округ, которым управлял укрепленный город. После сохранения самостоятельности городовых областей, а также объединения варяжских княжеств смогла выйти еще одна политическая форма, она имела название княжество Киевское.
Ирано-славянская теория
Согласно этой теории существовало 2 вида русов — руги (жители Рюгена) и причерноморские русы. Словенами ильменскими было приглашено русов-ободритов (ругов). Поэтому сближение руссов произошло по причине объединения восточнославянских племен в одно государство.
Индо-иранская теория
Теория гласит о том, что этноним «рос» имеет иное чем «рус» происхождение, оно является более древним. Некоторые сторонники этого мнения, отмечают, что народ «рос» был, упомянут еще в шестом веке в «Церковной Истории».
pristor.ru
Образование Киевской Руси
Датой образования Киевской Руси, хотя и совершенно условно, считают дату соединения Новгородских и Киевских земель. Кто кого присоединял сказать сложно. Фактически Рюрик, который был призван в Новгород, послал в 861 г. в Киев своих подчиненнных Аскольда и Дира. Но захватив Киев они тут же про Рюрика забыли. Пришлось ему через годик с помощью князя Олега призвать своих посланничков к ответу.
А было это в 862. Её и считают за дату возникновения Киевской Руси.
Описывая образование Киевской Руси кратко, многие историки определяют, что это произошло в 862 году, хотя на самом деле эта дата ознаменовала лишь начало этого процесса. К этому времени различные племена, населявшие будущую Киевскую Русь, основали несколько крупных городов. Однако все они были разрозненными, и не имели власти друг над другом. Становление единого государства Киевская Русь началось во второй половине девятого века. Знаменательным событием стало воцарение князя Рюрика и его дружины в Новгороде, согласно летописям об этом его попросили сами жители города.
Рюриковичи и их дружина смешались с населением Новгорода, после чего при помощи войны и дипломатии они начали объединять соседние славянские племена.
В 879 году Рюрик умер, и его наследником стал его сын, Игорь. Однако в это время он был лишь мальчишкой, поэтому реальную власть в новом государстве взял полководец князь Олег, продолживший завоевательную деятельность. В 882 году Олег взял Киев, уничтожив правивших в нем князей Аскольда и Дира, выходцев из племени полян. Посчитав Киев более пригодным для княжения городом, Олег перенес в него столицу. С этим событием период становления Киевской Руси был завершен.
Образование Киевской Руси, кратко описанное в данном разделе, до сих пор является предметом споров. Существует две основные теории, согласно первой из них государственность в Киевскую Русь принесли именно варяги , с которыми славяне были в дружеских отношениях. Они навели порядок, и сумели взять под свою руку обширную территорию. Другая теория предполагает, что государственность на Древней Руси была и до прихода варягов, а сам Рюрик был славянином.
Само название Русь также является предметом для споров. Возможно, название произошло от названия реки Рось, протекающей под Киевом, или же оно пришло от самих варягов. Многие племена шведских викингов, а также их высокопоставленные члены их общества называли себя Рус или Русса. Поэтому вполне логичной можно считать версию, согласно которой именно варяги, захватив власть в Киеве, начали называть так свою высшую номенклатуру, а затем и все государство Киевская Русь.
Причина образования государства.
1. Экономические причины – большое влияние на возникновение единого государства Киевская Русь оказали экономические факторы. К этому времени увеличилась производительность труда, т.к. в земледелие использовались система перелога, усовершенствовались сельскохозяйственные орудия труда, появляется семена, дающие больше урожая – все это привело к тому, что у крестьян появляются излишки, т.е. прибавочный продукт. Совершенствование орудий труда привело к тому, что в славянских племенах наступает разделение труда. Теперь занятие ремеслом требовали больше времени. Появляется слой населения, занимающийся исключительно ремеслом. Излишки сельскохозяйственных продуктов, появление слоя ремесленников привели к развитию меновой торговли, что постепенно привело к денежной торговле. У славян начинает налаживаться внутренний рынок. Все это сказывалось на становлении государственного образования.
2. Военные причины. К 9 веку продолжалось постепенное укрепление княжеской власти, огосударствление. Этот процесс ускорился под воздействием внешних факторов. На севере постоянным явлением стали набеги варягов, на юге обострилась вражда славян и тюркских племен, власть хазарского кагана ослабла, и подчинение ей стало не выгодным. Племена южных славян начинают оказывать сопротивление хазарскому влиянию, кроме того, славянам пришлось отражать набеги хазарских орд, не подвластных кагану — все это приводило к объединению славян.
3. Культурные причины. Важной причиной объединения славянских племен является культура и быт славян. Все славяне независимо от места обитания говорили на одном языке, поклонялись одним богам и силам природы. Они одинаково обустраивали свой быт: жилье, одежда, посуда, стиль жизни и поведения. На всей территории славянского мира действовали одни законы — не дошедший до нас Закон Русский, основанный на нормах обычного / родо — племенного / права.
Об Истории Карамзина исчерпывающе сказал ещё Пушкин. Со времён классических трудов С.М.Соловьёва и В.О.Ключевского прошло уже слишком много лет, и хотя в отношении части их приемников хочется сказать товарищ не читатель, товарищ — писатель, тем не менее, объём фактов, которыми оперирует наука, за прошедший век существенно вырос. Кроме того, возросло и число принимаемых во внимание исторических концепций. Самые значительные из них – это теория исторического материализма, идеи евразийства, концепция вызов — ответов.
Здесь не случайно в одном ряду с фактами названы и концепции. История, как любая другая наука, занимается постижением мира, точнее — построением модели мира, в её случае — исторической модели. И, будучи наукой, подчиняется неким общенаучным принципам, кажется никем ещё целиком отчётливо не сформулированным, но для самих учёных вполне осознаваемым. К таким принципам, в частности, относятся требования учёта всех известных фактов, устойчивости при обнаружении новых фактов, внутренней логической непротиворечивости, совместимости с данными смежных дисциплин и т.п. хотя ни одно из указанных правил не следует доводить до абсурда. Ещё Гейзенбергу принадлежит высказывание: Абсолютное выполнение требований строгой логической ясности, вероятно, не имеет места ни в одной науке.
Норманнская теория. Историки, придерживавшиеся этой версии, считали, что древнерусское государство было создано норманнами . Ее суть заключается в следующем: русское государство было создано выходцами из Скандинавии, варягами. В 862 г. славяне пригласили варяжского князя Рюрика с дружиной, он и стал основателем первой русской княжеской династии.
Теория была широко распространена в XVIII–XIX вв. Авторами ее были ученые: Г. Байер, Г. Миллер и А. Шле-цер. Придерживались данной теории М.М. Щербатов и Н.М.Карамзин.
Антинорманнская теория. Хотя сам факт пребывания варягов в IX–X вв. на территории Киевского княжества не подлежит сомнению, это не доказывает, что датой образования государства можно считать 862 г. Раннеклассовое государство рождалось всегда в кровопролитной борьбе за власть, поэтому в мировой истории нередкими были случаи «приглашения» какой-то третьей силы. Государственность не является предметом импорта или экспорта. Это закономерный процесс, результат исторического развития. Когда славяне приглашали Рюрика на княжение, они уже имели у себя данную форму власти. Этой теории придерживались и развивали ее: М.В. Ломоносов, И.Е. Забелин, Д.И. Иловайский, М.С. Грушевский, Б.А. Рыбаков.
Несомненно, первым главой государства историки однозначно признают Рюрика . Он передал власть своему родственнику Олегу, оставив его править при своем малолетнем сыне Игоре.
В 882 г. Олег завоевал Киев, сделав его столицей государства, объединив под своей властью Новгород и Киев. Именно с этого времени можно говорить о существовании на Руси не просто государственности, а древнерусского государства. Затем он покорил древлян, северян, радимичей. Князь установил размер дани, приказал построить оборонительные крепости в степи.
Олег вел активную внешнюю политику. В 907 г. он подписал договор с Византией о привилегиях для русских купцов. Договор 911 г. регламентировал отношения двух стран по политическим и правовым вопросам.
В 912 г. к власти пришел сын Рюрика, Игорь. В 945 г. Игоря убивают древляне из-за возложенной на них очень тяжелой дани. Правление Ольги характеризуется установлением политических отношений с Византией. Ее сын Святослав предпочитает громкую славу воина четкой политической линии правителя, он разгромил Хазарский каганат. Конфликтовал с Византией. Погиб в бою при внезапном нападении печенегов на его лагерь.
Источники: otvet.mail.ru, antiquehistory.ru, testent.ru, nashol.com, www.redov.ru
Это интересно
Ракета Воевода
Российская ракета Р-36 Воевода, она же Сатана, по мнению издателей Книги рекордов Гиннеса — самая мощная …
Святой Конвойон – первый аббат Редона. Часть2
Конвойон, услышав о фактах коррупции в церкви, очень расстроился и был очень возмущен. На собранном в 837 году …
Мебель в доме — главный атрибут интерьера
Для дома и сада декор является отличным способом, чтобы сделать свой дом и сад привлекательным, обаятельным …
Татуировка китайский дракон
Значение татуировки китайский дракон восходит к старым повериям китайского народа, что все живое разделено на две половины. Добрую …
Азурит и лазурит
Разнообразие цветов и оттенков и игра света на гранях — вот, что делает драгоценные камни привлекательными на протяжении …
Атомная подводная станция
ЦКБ МТ “Рубин” выполнена проработка технического облика подводной автономной атомной газоперекачивающей станции для подводных магистральных газопроводов, проложенных от …
Оформление спальни в загородном доме
Кто не хотел бы иметь загородный домик, где можно было бы в любое время отдохнуть от повседневной рутины …
objective-news.ru