Презентация крещение руси 10 класс история россии – «Крещение Руси.. Крещение Руси – одно из важнейших культурных событий в истории Древней Руси. Крещение Руси произошло в конце IX века, усилиями, которые.». Скачать бесплатно и без регистрации.

План урока для 10 класса Крещение Руси

10 класс. Урок истории по теме

«Русь во времена Владимира. Крещение Руси»

Цели урока:

1. Образовательные:

  • Расширить представление обучающихся о личности князя Владимира, решившегося на принятие христианства всей страной.

  • Обозначить основные последствия принятия на Руси новой веры.

2. Развивающие:

  • Создать условия для понимания основных направлений деятельности князя Владимира.

  • Раскрыть значение и причины принятия христианской веры.

  • Создать условия для формирования умений анализировать исторические факты, поиска причинно-следственных связей.

  • Создать условия для самостоятельной работы с текстом учебника, картами, иллюстрациями, тестами.

3. Воспитательные:

  • Прививать интерес к изучению истории своей страны.

  • Прививать уважение к богатой истории своего государства.

  • Создать условия для формирования идеи «Вера – основа единения людей, проживающих в одной стране»

Основные даты:

980 год – приход к власти Владимира.

980 год – первая религиозная реформа.

987 год – восстание в войске Василия III

988 год – крещение Руси.

Оборудование урока:

1. Учебник «История. Россия и мир» для 10 класса.

(авторы О.В.Волобуев, В.А.Клоков)

2. Карта «Древнерусское государство в IX – XI вв.»

3. портрет князя Владимира.

4. Схема «Сыновья князя Станислава»

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Сообщение темы урока. Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.

4. Усвоение новых знаний.

5. Закрепление изученного материала.

6. Информация о домашнем задании.

Ход урока:

1. Организационный момент:

Приветствие учащихся. Выявление отсутствующих на уроке. Обозначение плана работы на занятии.

2. Проверка домашнего задания:

Проверка домашнего задания проходит в виде устного опроса по ключевым вопросам ранее изученного материала:

Вопросы устного опроса:

1) Назовите причины призвание варягов в древнерусское государство. Как звали первого князя. В каких территориях он правил + показать на карте + обозначить племена, проживающие на территории Восточно-европейской равнины.

2) Обозначьте 2 главных центра Руси из слияния которых образовалась Киевская Русь + покажите на карте.

+ кто провел слияние этих центров? В каком году?

3) Расскажите о вкладе Олега в установление внешнеполитических отношений. С какими странами он устанавливал отношения? Зачем?

4) Ольга и Игорь – каков их вклад в развитие Киевской Руси.

5) Чем знаменита личность князя Святослава? Какие территории он присоединил за время своего правления + показать на карте.

+ 1 ученик работает у доски с карточкой, расставляя даты.

Карточка для работы у доски:

Вставьте недостающие имена и даты:

+ идет совместная проверка и подведение итогов проверки домашнего задания.

3. Сообщение темы урока. Актуализация знаний: подготовка к основному этапу.

В ходе комплексной проверки домашнего задания ученики повторяют основные даты, термины, личности из истории Киевской Руси

+ при работе с картой идет визуализация и актуализация полученных знаний.

Таким образом, ученики повторили необходимый материал для более успешного изучения новой темы.

4. Изучение новой темы:

Еще при жизни князь Святослав разделил Русскую землю между своими сыновьями.

Схема:

СВЯТОСЛАВ

Ярополк

(Киев)

Олег

(Древлянская земля)

Владимир

(Новогород)

После смерти Святослава мир между братьями закончился, и начались усобицы – борьба за власть между братьями. Эта война продолжалась с 972 по 980 год.

В 980 году Владимир овладел Киевом и стал единственным правителем Руси.

+ идет показ изображения князя Владимира.

В момент прихода к власти Владимира на территории Древнерусского государства проживало большое количество различных племен (глядя на карту еще раз их назвать).

Владимир понял, что удержать под своей властью все эти племена, т.е. все славянские народы, опираясь лишь на военную силу невозможно. Нужна была другая сила, и эту силу он увидел в вере.

Еще в 980 году, заняв Киевский престол, он попытался приспособить язычество к потребностям государства. Это была первая религиозная реформа. На высоком холме были поставлены деревянные идолы 6 богов во главе с Перуном.

(Перун – бог грома и молнии).

Тем не менее! Нововведение не достигло поставленной цели. Многие племена были недовольны тем, что были принижены их главные божества, а возвышен Перун.

Киевский князь был вынужден обратиться к опыту соседних стран.

Самостоятельная работа с учебником:

Страница 60: ответить на вопрос: Какие еще религии предлагались Владимиру?

Почему он выбрал именно христианство?

В итоге, Владимир решил принять христианство по византийскому (греческому) образцу.

Причины принятия христианства (записать в тетради):

1. Византия не посягала на территорию Руси.

2. Русь поддерживала тесные торговые отношения с Византией.

3. Часть жителей Руси уже исповедовали христианство (дружинники и купцы)

4. Киевский князь нуждался в религии, которая бы сплотила все племена и укрепила княжескую власть. Христианство отвечало этим требованиям.

5. Нужно было укрепить международный авторитет Руси, так как Русь воспринимали как варваров.

Крещение Руси.

987 год – в войске Византийского императора Василия III разгорелся бунт. Василий III обращается за помощью к Владимиру. Тот соглашается помочь но с условием, что император отдаст ему в жены свою сестру Анну. Этот брак поднял бы международный авторитет Руси.

Василий соглашается. Русский отряд разгромил мятежников. Но, византийский император не спешит выполнять обещание. В итоге, Владимир захватывает Херсонес – очень удобное для наступлений место (+ показать на карте). Император Василий III был вынужден согласиться, но с условием, что Владимир крестится сам и окрестит свою страну.

988 год – Владимир принимает крещение, женится на Анне, а Херсонес отдает как выкуп за невесту.

Вернувшись домой, Владимир устроил массовое крещение жителей Киева.

В Днепр были сброшены идолы языческих богов во главе с Перуном. Новая религия начинает распространяться по стране, частью мирно, но кое-где в ожесточенных схватках язычников с дружинниками.

После крещения Владимир сильно изменился:

  • Стал раздавать людям одежду и еду

  • Анна – становится его единственной женой.

  • Начинает строительство на Руси храмов и церквей.

Значение принятия христианства (записать в тетради):

1. Укрепление связей с Византией

2. Укрепление международного авторитета Руси.

3. На Русь пришли церковное искусство, письменность, образование.

4. Изменились быт и нравы людей.

5. Консолидация общества: объединение русского народа.

Тем не менее, сохранились некоторые языческие праздники (какие?)

5. Закрепление изученного материала:

Закрепление изученного материала происходит в виде теста, в ходе которого ученики отвечают на вопросы изученного материала и ранее прошедших уроков. Ученики решают тест в своих тетрадях.

Проверка теста идет совместно. Разбираются и комментируются ошибки, совершенные при решении теста.

6. Домашнее задание:

1) § 8.

2) работа с картой.

3) выучить термины.

4) работа с датами.

infourok.ru

Презентация на тему «Крещение Руси»

Презентация на тему «Крещение Руси» — презентации по Истории скачать бесплатно

53335531463039513235404944384142294843374734365045565452

X

Скопируйте код и вставьте его на свой сайт.

Крещение Руси

Описание презентации по отдельным слайдам:

2 слайд

Осветить процесс Крещения Руси и его итоги Выяснить причины принятия Русью христианства и мотивы выбора православия; Осветить процесс Крещения Руси; Проанализировать итоги Крещения Руси

3 слайд

ОБОЖЕСТВЛЯЛИ землю, солнце, реки

7 слайд

Купец чтил Велеса

9 слайд

Язычество тормозило развитие ремесла, торговли; Языческие обряды не способствовали: объединению племён; укреплению власти князя; заключению международных, военных и династических союзов.

10 слайд

Проповедь византийской церкви произвела на него самое благоприятное впечатление иудаизм — из-за того, что евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле Ислам был отвергнут князем, т.к. скучная и суровая религия

11 слайд

С решением Владимира перейти в христианскую веру тесно связана в летописи история его женитьбы на византийской принцессе Анне, сестре императоров-соправителей Василия и Константина.

12 слайд

Как когда-то Иоанн Креститель крестил древних иудеев, погружая их в воды Иордана, так теперь пришедшие из Царьграда и Корсуня священники крестили жителей Киева в Днепре (или, по другим сведениям, в его притоке — реке Почайне

14 слайд

Новгородцы встретили дружину князя с оружием в руках, заявляя: «Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание». Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костёр. Новгородцы запросили мира.

18 слайд

www.zakazdiplom.ru www.tatural.ru rusfederation.narod.ru festival.1september.ru www.pravoslavie.ru

Чтобы скачать материал, введите свой email, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку

Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас email-рассылку

Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз «Скачать материал».

7330767289209285945195701003130149

343023432234335343483438634391344083441334421344273442934436

У вас есть презентация, загружайте:

Для того чтобы загрузить презентацию на сайт, необходимо зарегистрироваться.


uslide.ru

Урок истории по теме «Принятие христианства на Руси». 10-й класс

Разделы:
История и обществознание


Методы и технологии:


Репродуктивный, наглядно-иллюстративный;
частичного поиска; работа в группах; элементы
игровых технологий; технология интенсификации
обучения на основе схемных и знаковых моделей,
технология саморазвивающегося обучения с
элементами проектной деятельности,
коммуникативное обучение на основе
сотрудничества; частичного поиска;
проблемно-поисковое обучение на основе работы с
первоисточниками




Оборудование урока:

  • тексты с лекцией-гипертекстом на тему
    «Крещение Руси»,
  • набор опорных сигналов,
  • компьютер,
  • мультимедийный проектор,
  • мультимедийная презентация
    «Крещение Руси» с иллюстративным материалом,
  • карта «Древнерусское государство в IX — X вв.»

Цели урока:


Когнитивные (познавательные): определить
причины и оценить значение принятия
христианства для социально-политического
развития государства, проанализировать
особенности процесса выбора веры князем
Владимиром, выяснить последствия принятия
христианства, выделить специфику христианства у
славян.


Операционные (развивающие): развивать широкий
спектр аналитических умений: умения применять
картографические знания; умения формулировать и
конкретизировать ответы на вопросы; умения
анализировать и обобщать данные, сопоставлять
факты; коллективное обсуждения результатов
самостоятельной предварительной работы,
личностных оценок и суждений; способствовать
развитию творческих способностей в частично
поисково — исследовательских видах учебной
деятельности; изложение учебного материала при
помощи новых информационных технологий.


Ценностные (воспитательные): учащиеся должны
уметь оценивать происходящие события с точки
зрения их значения для дальнейшей судьбы нашей
страны.


Основные понятия и термины: религия, язычество,
пантеон, жертва, капище, волхвы, идол, монотеизм,
мировые религии, христианство, ислам, иудаизм,
крещение, молитва, митрополит, монастыри,
летописи.


Ход урока


Эпиграфы урока:


И на берег вышел, душой возрожден,

Владимир для новой державы,

И в Русь милосердия внес он закон —

Дела стародавних, далеких времен,

Преданья невянущей славы!..

(А.К. Толстой)


Крещение Святой Руси идёт,

Во славу Бога и милости народа

Святой род в православии живёт,

И будет жить вечно как природа :


I. Орг. момент.


Приветствие.


Подготовка к восприятию темы и организация
работы класса.


II. Актуализация знаний.


В начале урока звучат колокола.


Слова учителя. Звонят на Руси колокола.
Колокольный звон возрождает Россию. Россию со
своими традициями и многострадальной историей.


Неоспорим вклад церкви в возрождение
духовности, единства, усиление
государственности, а значит и в возрождении
страны.


Китайский мудрец Конфуций говорил: «Вера
объединяет людей сильнее, чем самая хорошая
власть».


Я предлагаю вам сформулировать тему
сегодняшнего урока.


Ученики говорят тему урока.


«Принятие христианства на Руси» Слайд 1


(Переход к следующему слайду по щелчку)


Актуализация знаний. Повторяем понятия




Политеизм: многобожие, почитание нескольких
или многих богов.




Генотеизм: переплетение политеизма и
монотеизма. Эта вера допускает существование
множества богов, но вместе с тем
сосредоточивается на почитании избранного бога.


Пантеон — храм или место, посвященное всем
богам


Прозелитизм — горячая преданность вновь
принятому учению, новым убеждениям, религии,
догме.


Решаем кроссворд Слайд 2


Вопросы: Слайд 3


— Имя князя, крестившего Русь.


— В каком состоянии досталось государство князю
Владимиру?


— Какие преобразования были проведены во
внутренней политике князя Владимира?


— Что такое «языческая реформа князя
Владимира»?


— Какую цель преследовала первая религиозная
реформа?


— Какое отношение было у европейских стран к
Киевской Руси?


— Какое ещё прозвище получил Владимир в народе?
(Великий, Креститель, Святой, Красное Солнышко)


Правление Владимира I ознаменовалось очень
важным событием — крещение Руси. Оно кардинально
изменило внутреннюю ситуацию в стране и на
международной арене. Этому значимому событию и
посвящен наш урок.


Проведём мы его в несколько необычной форме, и я
надеюсь, что этот способ изучения исторического
материала поможет вам прочно запомнить всю
информацию и проявить себя с творческой стороны,
рассматривая и обсуждая основные вопросы темы.
Но для того, чтобы это всё произошло, необходимо
внимательно слушать учителя и строго соблюдать
последовательность работы.


III. Целеполагание.


Слайд 4


— Что вы знаете о христианстве?


— Как происходит принятие христианства? (через
обряд крещения)


— Давайте попробуем сформулировать вопросы,
которые помогут нам понять это событие.


Вам предстоит узнать, как наша Русь стала
христианской. Определить причины принятия
христианства на Руси и значения этого события в
жизни страны. Выяснить роль личности в истории,
как эта личность влияет на ход событий.
Определить главные духовные ценности
христианства, имеющие значения для вас.


Постановка проблемного задания.


Высказывания историков о князе Владимире:
Слайд 5


«Владимир имел широкую душу:, которая,
особенно под влиянием христианским, сделала его
красным солнцем для народа». С. М. Соловьёв.


«Был он (Владимир) в язычестве мстителем
свирепым, гнусным:, воином кровожадным и — всего
ужаснее — братоубийцею:» Н.М. Карамзин


«:Главное право его (Владимира) на вечную
славу и благодарность потомства состоит в том,
что он поставил россиян на путь истинной веры; но
имя великого принадлежит ему и за дела его
государственные:». Н.М. Карамзин.


— Почему жестокий, нравственно распущенный
человек, убивший своего родного брата, стал
святым?


— Принятие монотеистической веры — это процесс
случайный или закономерный?


Слайд 6


IV. Работа с гипертекстом на компьютере.


Учитель предлагает ребятам открыть текс на
компьютере


Гипертекст на тему «Крещение Руси» (Приложение 1)




(Создаются условия для первичного
запоминания информации)

V. Структурирование гипертекста.


(После прочтения текста)


Задание:


А) Работа с текстом (Приложение 1)

  • разделить его на части,
  • найти границы между ними,
  • выделить главные мысли,
  • дать название разделам.

Эта работа сопровождается записью плана на
доске и в тетрадях учеников.


План Слайд 7


1. Предпосылки и причины крещения Руси


2. Выбор веры


3. Историческое значение и последствия крещения
Руси


Б) Работа с опорным конспектом


Необходимо использовать опорные сигналы для
обозначения главных мыслей.


(Продолжают механическизапоминатьтекст,
начинают понимать логику изложения и подключают
ассоциативное мышление, проявляя творчество и
подключая фантазию).


VI. Групповая работа над вопросами к тексту (Приложение 2)


(Организация групп проходит просто — делим
класс по рядам)


Задание:


За 3-5 минут подготовить 5-7 вопросов к тексту,
причем таких, на которые в тексте есть прямой
ответ


Например, когда Владимир задумался о
единобожии?


Затем происходит обмен вопросами и поиск
ответов в тексте.


Дополнительные вопросы формулирует учитель
(при необходимости):


— Куда и зачем направил князь Владимир послов?


— Где и как крестили киевлян?


— Как князь поступил с кумирами?


— Как принятие христианства отразилось на
нравственных основах народной жизни?


— В чем заключается значение принятия
христианства для Руси? :..


VII. Групповая работа над вопросами к тексту
(Приложение 3)


Задание:


Подготовить 3-5 вопросов по тексту, на которые в
тексте прямого ответа нет, однако понимая
материал, на них можно ответить.


Например, принятие христианства было
закономерным или это была прихоть Владимира?


Группы обмениваются вопросами, но ответ
находят уже не в тексте, а предлагают свои.


Эта работа помогает запоминанию и создаёт
условия для понимания и присвоения смысла
информации.


2. Дополнительные вопросы формулирует учитель
(при необходимости):


— Чем руководствовался князь Владимир при
выборе веры — личными или государственными
соображениями?


— Почему язычество к концу X века перестало
соответствовать уровню общественного,
политического и культурного развития Руси?


— Когда и кем совершено крещение князя
Владимира?


— Каков был характер крещения Руси?


— Почему именно с принятием христианства
связывают приобщение наших предков к мировой
культуре?


— Чем можно объяснить живучесть языческих
верований на Руси?


VIII. Работа с материалом учебника параграф 8
и тетрадью. Слайд 8


— Каковы факторы, повлиявшие на принятие
христианства?


— Что такое христианство? Запись в тетрадях


Христианство — одна из мировых религий (наряду
с буддизмом и исламом). Возникла в I в. н.э. в Иудее.
Имеет три основных направления: католицизм,
православие и протестантизм. Общий признак
объединяющий христианские вероисповедания -
вера в Иисуса Христа как бога -человека,
спасителя мира.


IX. Работа с классом по опорным схемам.


01 — Каковы причины монотеизма? Слайд 9


(Кликнуть на управляющие кнопки, появляется на
слайде тест)


Выбор веры


Учитель:


— Как схематически изобразить выбор князем
Владимиром веры?


— Какие религиозные верования были отвергнуты
Владимиром и почему?


Слайд 10, 11


По слайду 11 — работать следующим образом: после
анимации слайда, кликнуть на слово «Херсонес»


Вопросы:


— Что изображено?


— Когда это происходило?


— Где?


«Корсунская легенда».


Владимир оказал помощь византийскому
императору в подавлении восстания против его
власти и должен был получить в жены сестру
императора. Император не спешил выполнять
обещание. Великому князю киевскому пришлось
осадить и взять центр византийских владений в
Крыму — Херсонес (Корсунь). Сюда прибыла и
византийская принцесса Анна.


Кликнуть на слово «Византия». Прочитать,
обсудить текст.


Истоки восточного христианства Слайд 12


— Почему религиозный выбор Руси оказался именно
таким?


Вывод: организация православной церкви больше
подходила Руси (возможность использовать свой
язык в богослужении, подчинение церкви
государству)


Запись в тетрадях:


Князь Владимир решил принять православие, т. к.:

  • во-первых, православные храмы — красочны;
  • во- вторых, не противоречила русским обычаям;
  • в-третьих, на Руси были христиане — княгиня
    Ольга (бабка Владимира
    )

Десятинная церковь.


Слайд 13


Согласно летописи, над храмом высились 25
глав.Десятинная церковь простояла до 1240 года,
когда была разрушена при взятии Киева войсками
Батыя: рухнула — то ли нападающие постарались, то
ли спасающегося народу набилось столько, что его
тяжести храм не выдержал.


Здесь же в 988 году князь с дружиной крестился.


Крещение в Киеве и в Новгороде Слайд 14


Считается, что крещение Руси началось в Киеве. И
послал?Владимир со словами:?»»Если не придёт
кто завтра на реку — будь то богатый или бедный,
нищий или раб — да будет мне враг. Услышав это, с
радостью пошли люди, ликуя и говоря: «Если не
было это хорошим, не приняли бы это князь наш, и
бояре».?


— Где и как крестили киевлян?


— Что произошло в Новгороде?


Работа со слайдом — кликнуть на слово «Киев»
(всплывает несколько иллюстраций -3)


Затем на слово «Новгород» (иллюстраций -2)


Выводы о методах крещения Руси методы крещения:
насильственный и мирный (строить церкви,
приглашать священников, распространять
церковную литературу).


Переход на следующий слайд по управляющей
кнопке


Последствия крещения. Работа с опорными
фреймами. Слайд 15


Учащиеся самостоятельно пробуют составить
опорный конспект на компьютере. Затем идет
обсуждение слайда, высвеченного на экране.


Последствия крещения. Самостоятельно
записывают в тетрадь. Слайд 16

  • Для экономического развития страны.
  • Для политического развития страны.
  • Для культурного развития страны.
  • Для международного положения государства.
  • Для обороны страны.

Церковная организация Слайд 17


После принятия христианства сложилась четкая
церковная организация.


Церковь быстро стала одной из важнейших
общественно-политических сил Руси, по сути,
частью самого государства. Она влияла на
культуру, быт и мораль, стимулировала
распространение письменности и создание
летописей, способствовала развитию связей с
другими христианскими странами. (Приложение
4)


Феномен двоеверия. Слайд 18


Крещение не могло перечеркнуть предшествующую
традицию язычества, господствовавшую в течение
многих столетий. Поэтому христианство приобрело
на русской почве свои специфические черты. Это
объяснялось не только силой традиции, но и тем,
что христианство не имело корней в укладе
народной жизни и долгое время оставалось чем-то
чужеродным. Феномен слияния христианства и
языческих вероучений получил название
двоеверия. Двоеверие означает, что человек
совершенно искренне верит в Бога, ходит в
церковь, крестится и молится, в доме вешает иконы.
Но так же искренне он почитает и языческих богов,
и может поклоняться им, приносить жертвы,
отмечать языческие праздники, верить в языческие
суеверия, защищать себя языческими оберегами.


X. Закрепление и систематизация полученных
знаний в процессе обучения их практическому
применению. Слайд 19


Выводы:

  • Взаимоотношения Древней Руси с Византией в
    течение двух столетий — IX и веков,
    способствовали проникновению христианства на
    Русь;
  • Крещение Руси содействовало развитию ее
    экономики, права,просвещения и культуры;
  • Образование Древнерусского государства
    явилось итогом длительного процецесса
    социально-политической и территориальной
    консолидации восточнославянских племен;
  • В конце X века Древнерусское государство
    превратилосьв крупнейшую державу Европы;
  • Принятие восточного варианта христианства
    сделало Русьчастью православного мира.

XI. Итог урока.


Основные направления деятельности Владимира
Святославича.


Слайд 19


Слайд 20


Слайд 21


Время княжения Владимира является периодом
подъёма Киевского государства: усиления
феодальной власти внутри, успешных
завоевательных походов, развития культуры,
земледелия и ремёсел. Народная память сохранила
образ Великого князя в былинах и легендах. Именно
в это время появился ряд былин, героем которых,
наряду с Ильей Муромцем, Добрыней Никитичем,
Путятой и Кожемякой был и Владимир Красное
Солнышко.


Контрольные вопросы для проверки:


1-й уровень.


Почему именно в период правления Владимира
была проведена религиозная реформа?


В чем отличие христианства от язычества?


2-й уровень.


Перестали ли киевляне почитать языческих богов
после 988 года?


Что означает поговорка «Путята огнём. Добрыня
— мечом»?


3-й уровень.


Какие ещё религии соперничали с православием в
986 году?


Что дало христианство Киевской Руси?


Почему именно с принятием христианства
связывают приобщение наших предков к мировой
культуре?


XI. Подведение итогов. Рефлексия.


Оценки выставляются с учётом степени
активности и того, какой уровень сложности
выбрали ученики.


— Что вы ожидали от урока и что получилось?


-Какие этапы урока вы считаете наиболее
удачными и почему?


— Была ли польза от такого рода работы?


— В чем вы видите собственное приращение?


X. Домашнее задание. Слайд 23


Параграф 8, повторить термины и записи в
тетрадях.


Заполнить таблицу.


Древняя Русь: до и после крещения.


Благодарю за урок!




Литература:

  1. Васильев М. Языческая реформа князя
    Владимира//Преподавание истории в школе, №6, 1993.
  2. Вернадский Г.В Киевская Русь. — Тверь: ЛЕАН,
    Москва: АГРАФ, 1996г.
  3. Головатенко А. История России: спорные проблемы.
    — М., 1989.
  4. Карамзин Н.М. История государства Российского.
    — М., 1993.
  5. Крещение Руси в трудах русских и советских
    историков. — М., 1988.
  6. Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки истории
    русской культуры IX — XVII вв. — М.: Просвещение, 1984.
  7. Руднев В. Слово о князе Владимире. — М., 1989.
  8. Русское православие: вехи истории. — М., 1988.
  9. Рыбаков Б.А. Мир истории: Начальные века русской
    истории. — М.: Молодая гвардия, 1984.
  10. Сахаров А.Н, БугановВ.И.. История России с
    древнейших времен до конца XVII века.: учеб. для 10
    кл. общеобразоват. Учреждений /Под ред. А.Н.
    Сахарова/. (любое издание).
  11. Скрынников Р.Г. Русь X-ХVII века. — СПб.:
    Издательство «Питер»- 1999г.
  12. Тайкова Е.В., Степанова Л.А. и др. История 5-11
    классы. Инновационные формы уроков.
  13. Интеллектуальные командные игры,
    литературно-исторические вечера. — Волгоград:
    «Учитель», 2010.
  14. Хрестоматия по истории России. — М.:
    Просвещение, 1991.
  15. Хрестоматия по истории России: В 4-х тт. — Т.1. С
    древнейших времен до конца XVII в. — М.: МИРОС -
    Международные отношения, 1994.

8.07.2014

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Конспект урока «Крещение Руси», 10 класс. К сожалению, не удается прикрепить материал одним архивом. Кроме того, видео к презентации вообще невозможно прикрепить.

План – конспект урока «Крещение Руси»

Предмет: история

Класс: 10

Тип урока: изучение нового материала

Форма урока: урок – исследование

Цели урока:

Образовательные – познакомить учащихся с причинами и ходом принятия христианства по византийскому образцу на Руси, выявить последствия крещения.

Развивающие — продолжить формирование аналитического мышления, навыков работы с различными источниками и литературой: извлекать информацию, анализировать; обобщать полученный материал, самостоятельно делать выводы; формировать умение составлять аналитические таблицы и схемы; развитие умения аргументировать свою точку зрения

Воспитательные — развитие навыков работы в группе, коммуникативной культуры, умения слушать, воспитывать терпимость к другим взглядам, мнению.

Оборудование: визуальные источники – видео «Крещение Руси», картины «Крещение князя Владимира», «Крещение Руси», фрагменты из исторических источников и литературы, карта «Походы князя Владимира», проектор, экран, раздаточный материал, презентация.

План урока:

1.     Выбор веры князем Владимиром.

2.     Обстоятельства принятия Крещения.

3.     Последствия Крещения для Руси.

Ход урока:

·        Актуализация знаний. Постановка проблемы – 5 мин.

·        Изучение нового материала – 18 мин.

·        Подведение итогов – 5 мин.

·        Постановка д/з – 2 мин.

 

 

 

Ход урока:

Организационный момент:

  1. Актуализация знаний. Постановка проблемы – 5 мин.

Слайд 1. Постановка проблемы.

Давайте начнем работу. Посмотрите, пожалуйста, на слайд. Вам представлены 2 картины:

Картина 1. Васнецов В.М. «Крещение Владимира»,

Картина 2. Лебедев К.В. «Крещение киевлян».

Ответьте, пожалуйста, на вопросы:

Какие события изображены на картине?

Что объединяет данные картины?

Ответ учащихся: Крещение Руси.

Слайд 2: 

Учитель: Молодцы! Это будет темой нашего урока сегодня.

Слайд 3. По плану мы рассмотрим следующие пункты:

  1. Выбор веры князем Владимиром.
  2. Обстоятельства принятия Крещения.
  3. Последствия Крещения для Руси.

Актуализация знаний (фронтальный опрос)

На прошлом уроке Вы прошли I религиозную реформу князя Владимира.

Слайд 4.  Учитель: Давайте вспомним ее основные положения. Вы должны быть внимательны, так как в одном из положений есть ошибка.

В зависимости от цвета правильного ответа на слайде поднимите, пожалуйста, стикеры того цвета, который указывает на ошибочное положение.

Молодцы! Это действительно неправильное утверждение.

Давайте, его поправим. Как оно будет правильно звучать?

Ответ учащихся: Реформа государственность и власть киевского князя не укрепила.

Учитель: Следовательно, нужно было выбрать монотеистическую религию.

II. Изучение нового материала – 18 мин.

Слайд 5. Учитель: Обратимся к карте.

В каких соседних государствах была уже принята монотеистическая религия и какая?.

Ответы учащихся: Королевство Польша – католичество

Болгарское царство и Византия – православие

Хазарский каганат – иудаизм

Волжская Булгария – ислам.

Учитель: Следовательно, перед  Владимиром  стоял выбор?

Для того что бы ответить на это вопрос предлагаю Вам поработать с историческими источниками и литературой.

Групповая работа – 5 мин. Вы будете работать в группах по 4 человека. Нечетные парты поворачиваются к своим соседям.

У Вас на столах листочки с текстами и заданиями. Можно работать прямо там: подчеркивать, выделять, делать пометки.

Слайд 6-7. В ходе Ваших ответов мы заполним аналитическую таблицу, которую Вы видите  на экране.

Вам отводится на работу 5 минут.

1-2 группа: «Повесть временных лет» Нестор.

3 группа: «Память и похвала князю русскому Владимиру» Иаков Мних.

4 группа: «Сага об Олаве Трюггвасоне» Снорри Стурлусон.

5 группа: «История государства Российского» Н.М. Карамзин.

6 группа: И.Н. Данилевский «История России с древнейших времен до конца XIX в.». Учебник для 10 классов.

Выступление учащихся – 5 мин.

 

 

 

 

 

Группа 1

 «Повесть временных лет»

Нестор (XII в.)

В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:

— Вот, приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответите?

И сказали бояре и старцы:

-Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба.

Избрали мужей славных и умных и сказали:

 -Идите к болгарам, немцам и к грекам и испытайте их веру.

Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев… и обратился к послам:

 — Говорите перед дружиною.

 Они же сказали:

-Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиров – одних велел изрубить, а других предать огню…Затем послал Владимир по всему городу сказать:

-Если не придет кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом.  Услышав это, с радостью пошли люди…

 

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какие религии в качестве возможного выбора называет автор?

 

 

 

 

 

Группа 2

«Повесть временных лет»

Нестор (XII в.)

В лето 987. Созвал Владимир бояр своих и старцев градских и сказал им:

— Вот, приходили ко мне болгары, говоря: «Прими закон наш». Затем приходили немцы от папы и хвалили закон свой. За ними пришли евреи. После же всех пришли греки, браня все законы, а свой восхваляя. Что же вы посоветуете, что ответите?

И сказали бояре и старцы:

-Если хочешь в самом деле разузнать, то пошли своих мужей, пусть разузнают, у кого какая служба.

Избрали мужей славных и умных и сказали:

 -Идите к болгарам, немцам и к грекам и испытайте их веру.

Когда они вернулись, созвал князь бояр своих и старцев… и обратился к послам:

 — Говорите перед дружиною.

 Они же сказали:

-Ходили мы к болгарам, смотрели, как они молятся в мечети, и нет в них веселья, только печаль великая. Не добр закон их. И пришли мы к немцам и видели в храмах различную службу, но красоты не видели никакой. И пришли мы в Греки, и ввели нас туда, где служат они богу своему, и не знали – на небе мы или на земле: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как лучше рассказать об этом. Знаем мы только, что служба их лучше, чем во всех других странах. Не можем мы забыть красоты той.

Когда Владимир пришел в Киев, он повелел опрокинуть кумиров – одних велел изрубить, а других предать огню…Затем послал Владимир по всему городу сказать:

-Если не придет кто завтра на реку креститься – будь то богатый или бедный, или нищий, или раб, — будет мне врагом.  Услышав это, с радостью пошли люди…

 

Задание:

По каким причинам различные монотеистические религии были отвергнуты князем?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

 

 

 

Группа 3

«Память и похвала князю русскому Владимиру»

Иаков Мних (XI в.)

Когда князь Владимир добрые дела совершал, то Божья благодать освещала сердце его и рука Господня помогала ему, и побеждал всех врагов своих, и боялись его все. На кого шел, одолевал: радимичей победил и дань на них положил, вятичей победил и дань на них положил, ятвягов взял, и серебряных болгар победил; и хазар, пойдя на них, победил и дань на них положил.

Замыслив поход на город греческий Корсунь, так молился князь Владимир Богу: «Господи Боже, Владыка всех, одного у тебя прошу: дай мне город, чтобы взял и привел людей христиан и попов на всю землю, и пусть учат людей закону христианскому». И услышал Бог молитву его, и взял он город Корсунь, и сосуды церковные, и иконы, и мощи священномученика Климента и других святых.

И в те дни были два царя в Царьграде: Константин и Василий. И послал к ним Владимир, прося у них сестру себе в жены — да бы укрепиться еще больше в законе христианском. И дали они ему сестру свою, и дары многие прислали ему, и мощи святых дали ему.

После святого крещения прожил блаженный князь Владимир двадцать восемь лет. На другой год после крещения к порогам ходил, на третий год Корсунь город взял, на четвертый год церковь каменную святой Богородицы заложил, а на пятый год Переяславль заложил, в девятый год десятину блаженный христолюбивый князь Владимир дал церкви святой Богородицы из достояния своего. 

 

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

 

Группа 4

«Сага об Олаве Трюггвасоне» Снорри Стурлусон

(исландский историк конца XII – первой половины XIII вв.)

Олав Трюггвасон – король Норвегии в 995 – 1000 гг., который проводил христианизацию.

После этого велел Олав своему войску собираться в путь оттуда. «И хочу я теперь плыть в Гиркланд». И встретил там славных проповедников и хорошо верующих, которые открыли ему имя господа Иисуса Христа. И затем просил он епископа отправиться с ним на Русию и провозгласить там имя Божие языческим народам.

Затем уехал Олав прочь и назад на Русию, и был он теперь, как и раньше, очень хорошо принят. Находится он теперь там некоторое время. Он часто говорит конунгу [князь Владимир] и княгине, чтобы они поступили в соответствии с тем, что им подобает. И много прекраснее вера, когда веруешь в истинного бога и творца своего, который сделал небо и землю, и все, что им сопутствует. Он говорит также, как мало приличествует тем людям, которые являются могущественными, заблуждаться в таком великом мраке, чтобы верить в тех богов, которые не могут оказать никакой помощи, и отдавать этому все время и силы. «Можете Вы также понять, благодаря Вашей мудрости, что истинно то, что мы провозглашаем. И я никогда не перестану проповедовать Вам истинную веру и слово Божие, чтобы Вы могли дать плоды для истинного Бога». И хотя конунг долго сопротивлялся и говорил против того, чтобы оставить свою веру и тех идолов, но все же понял он благодаря Божьей милости, что многое отличало ту веру, которая была у него, от той, которую проповедовал Олав. Также ему часто прекрасно напоминали, что все то было языческим заблуждением и суеверием, с чем они прежде имели дело, а христиане веруют лучше и прекраснее. И при помощи милости Божьей, согласился тогда конунг и все его мужи принять святое крещение и правую веру, и был там крещен весь народ.

И когда это было сделано, то собрался Олав в путь прочь оттуда, и пошла тогда великая слава об Олаве, где бы он ни появлялся, и не только в Гардавельди, но и во всей северной части мира. И тогда пришла слава об Олаве на самый север в Норег и о превосходных делах, которые он совершал каждый день

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

Группа 5

Из «Истории государства Российского»

Н.М. Карамзина, XIX в.

Древний летописец наш повествует, что не только христианские проповедники, но и магометане, вместе с иудеями, обитавшими в Земле Хозарской… присылали в Киев мудрых законников склонять Владимира к принятию веры своей и что великий князь охотно выслушивал их учение… Наконец безымянный философ, присланный греками, опровергнув  в немногих слова другие веры, рассказал Владимиру все содержание Библии…

Владимир… собрал бояр и градских старцев; объявил им предложения магометан, иудеев, католиков, греков и требовал их совета. «Государь! – сказали бояре и старцы. — Ежели хочешь избрать лучшую, то пошли умных людей в разные земли – испытать, который народ достойнее поклоняется Божеству». И великий князь отправил десять благоразумных мужей для сего испытания. Послы видели в стране болгаров храмы скудные, моление унылое, лица печальные; в земле немецких католиков богослужения с обрядами… без всякого величия и красоты; наконец прибыли в Константинополь… Император… приказал вести послов в Софийскую церковь, где сам патриарх, облаченный в святительские ризы, совершал литургию. Великолепие храма, присутствие всего знаменитого духовенства греческого, богатые одежды служебные, убранство алтарей, красота живописи, благоухание фимиама, сладостное пение клироса, безмолвие народа, священная важность  и таинственность обрядов изумили россиян… Возвратясь в Киев, послы говорили князю с презрением о богослужении магометан, с неуважением о католическом и с восторгом о византийском.

Владимир мог бы креститься и в собственной столице, где уже давно находились церкви и священники христианские; но князь хотел блеска и величия при сем важном действии: одни цари греческие и патриарх казались ему достойными сообщить целому его народу уставы нового богослужения. Гордость могущества и славы не позволяла Владимиру унизиться… Он вздумал… завоевать веру христианскую и принять ее святыню рукою победителя.

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

 

 

Группа 6

Данилевский И.Н.

История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М., 2007.

 

Знакомство восточных славян с христианским вероучением началось, судя по всему, довольно рано. Но история распорядилась так, что восточная ветвь славянства крестилась позднее других. Естественно, постоянные контакты с западными и южными соседями (прежде всего с Болгарией и Византией) не могли не затронуть самую сокровенную сферу жизни общества – духовную. Однако вплоть до последних десятилетий X в. Ни одна из мировых религий так и не получила широкого распространения на Руси.

Причины, заставившие Владимира Святославича избрать в качестве государственного вероисповедания именно христианство восточного толка (впрочем, формально отделившегося от западного христианства только в 1054 г.), были достаточно вескими. Для этого имелись политические, экономические и культурные основания. Очевидно, принятие христианства давало возможность киевским и прочим князьям общаться с государствами Центральной и Западной Европы «на равных»: заключать взаимовыгодные политические, экономические и брачные договоры. Такой шаг опирался как на восточнославянские традиции, так и на культурное взаимодействие с ближайшими соседями.

Задание:

Назовите документ, вид источника, кем и в каком веке создан?

Какое обоснование выбора веры приводит автор источника?

 

 







Источник

Автор, время создания

Вид

Обоснование выбора веры

«Повесть


временных лет»

Монах Нестор, XII в.

Летопись

Представители четырех вероисповеданий —  иудеи Хазарского каганата, мусульмане Волжской Булгарии, православные из Византии и католики из Рима, предлагая Владимиру принять свою веру.

«Память и похвала князю русскому Владимиру»

Монах Иаков,


XI в.

Житийная литература

Возможно, решение самого князя.

«Сага об Олаве Трюггвасоне»

Историк Снорри Стурлусон,


XII – XIII в.

Героический эпос

Влияние на выбор веры и само крещение оказал Олав Трюггвасон – крещенный конунг Норвегии, находящейся некоторое время на службе у князя Владимира.

«История государства Российского»

Карамзин Н.М.


Историк XIX в.

Историческая литература

Из рассказа посланников, Владимира впечатлили великолепие храма, красота  и таинственность обрядов.

История России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

Данилевский И.Н.


Современный историк

Учебник

Постоянные контакты с западными и южными соседями (прежде всего с Болгарией и Византией). Желание общаться с государствами Европы на равных.

 

 

 

Вопрос учащимся: Мы посмотрели, что говорят источники и историки об обосновании выбора князя Владимира.

Теперь Вы почувствуйте себя историками и на основании полученной информации, выскажите собственную точку зрения о причинах выбора князем Владимиром христианства византийского образца?

Слайд 8. Причины:

  • Тесная экономическая связь с Византией,
  • Византия – крупнейшее государство X века,
  • Стремление Руси приобщиться к духовным и культурным ценностям.
  • Стать частью единого христианского мира.

 

Итак, князь принял решение. Давайте посмотрим, как проходил процесс самого крещения. Предлагаю Вам небольшое видео, после чего будут заданы вопросы.

2. Обстоятельства принятия Крещения.

Слайд 9. Видеофрагмент «Крещение Руси» из «Истории государства Российского» Н.М. Карамзина.

Вопросы учащимся:

Где и когда князь Владимир принял христианство?

При каких условиях?

Как проходило крещение киевлян?

Слайд 10. Ответы учеников:

988 г. В результате завоевания князем Владимиром византийского города Корсунь — Херсонес.

По возвращении в Киев кумиры были изрублены, сожжены, свергнуты в реку. Киевляне крещены в реке Днепр.

  1. Последствия крещения для Руси – 5 мин.

Каждое событие имеет свои последствия.

Давайте поразмышляем на эту тему и подведем итог нашему уроку. Для этого мы сейчас выполним мини-проект в виде схемы, образец которой находится на слайде.

Вы снова разделитесь на группы:

I группа – вспомнит историческое событие, которое мы изучили на уроке. Назовет дату и князя, с чьим именем оно связано.

II группа – еще раз вспомнит причины.

III группа – обдумает политические последствия Крещения Руси

IV группа – обдумает международные последствия

V группа – культурные последствия.

VI группа – выступит в роли экспертов, и заполнит на своем листе схему полностью.

Остальные  размещают свои  ответы на цветном листе маркером.

Вам дается 3 минуты на эту работу. Если какая-то группа будет готова, то может один представитель выйти к доске и с помощью магнитов прикрепить ответы.

Молодцы. Теперь экспертная группа озвучит свои положения и сравнит с работой одноклассников.

Слайд 11-12. Теперь давайте сопоставим ваши ответы со слайдом.

IV. Домашнее задание.

Как вы считаете, все ли последствия представлены в нашей схеме? Подумайте дома, какие еще можно назвать последствия, привлекая  различные источники.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

Большое спасибо за урок. Вы работали очень хорошо. Надеюсь, остались довольны уроком. Давайте попробуем оценить свою работу с помощью цветных стикеров, которые соответствуют положениям на экране и вашим ощущениям. Уходя, пожалуйста, приклейте к доске тот стикер, который характеризует ваше участие в работе на уроке.

Слайд 13.

Принял активное участие  – голубой стикер;

Открыл что-то новое для себя – розовый стикер;

Захотелось  узнать больше – зеленый.

 

 

 

multiurok.ru

Презентация на тему «Крещение Руси»


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Князь Владимир – Креститель Руси Годы жизни — около 960 – 1015 гг

2 слайд

Описание слайда:

Русь, древнерусское государство – так называлось наше Отечество, когда только зарождалось.

3 слайд

Описание слайда:

Древние славяне, русичи – наши предки, жители Руси.

4 слайд

Описание слайда:

Православие – правая вера. Основано на правильной и спасительной вере в Бога.

5 слайд

Описание слайда:

Христианство – религия основанная на учении Иисуса Христа.

6 слайд

Описание слайда:

Язычество – ранняя форма религии, основывалась на вере в добрых и злых духов, которые управляют миром, окружающим человека.

7 слайд

Описание слайда:

Язычники – люди, которые поклонялись языческим богам

8 слайд

Описание слайда:

Идол – деревянное или каменное изваяние, которым приносили жертвы ( могли быть животные и даже люди)

9 слайд

Описание слайда:

Византия — древнее государство. Империя. Главным городом византийской империи был Константинополь

10 слайд

Описание слайда:

Князь Святослав Игоревич Ярополк Олег Владимир

11 слайд

Описание слайда:

В 977 году разгорелась междоусобная война между Ярополком и его братьями

12 слайд

Описание слайда:

Убийство Ярополка

13 слайд

Описание слайда:

Князь – язычник Владимир и «Гора богов»

14 слайд

Описание слайда:

Выбор веры князем Владимиром

15 слайд

Описание слайда:

В таинстве Крещения великий князь Владимир получил имя Василий, что в переводе обозначает «царственный». После Крещения великий князь обручился со своей невестой, а спустя несколько дней состоялось венчание.

16 слайд

Описание слайда:

988 год – Крещение Руси.

17 слайд

Описание слайда:

Священники читали положенные молитвы и нарекали всем христианские имена. «И была видна радость на небе и на земле о стольких спасаемых душах», — записал летописец.

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

20 слайд

Описание слайда:

Святой Равноапостольный князь Владимир

21 слайд

Описание слайда:

Икона князя Владимира

22 слайд

Описание слайда:

Как называлось наше Отечество в начале своей истории? Назовите наших предков, жителей Руси. Какую веру они исповедовали первоначально? Кто из великих князей утвердил на Руси христианскую веру? Когда это произошло? Почему князя Владимира называют Крестителем Руси?

23 слайд

Описание слайда:

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-240266

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Презентация «Язычество и христианство на Руси» и видеоролик » Крещение Руси»


ЯЗЫЧЕСТВО И ХРИСТИАНСТВО НА РУСИ

10 КЛАСС

Подготовила учитель истории и обществознания ФГОУ сош №4 МО РФ Латыпова О.Ш.


Язычество восточных славян

Первоначальными формами религии были фетишизм — вера в сверхъестественные возможности какого-либо материального предмета и анимизм — одухотворение явлений природы. В северных районах Руси существовал культ берёзы, в Приднепровье — дуба.

Были у славян священные животные — кабан-вепрь, конь, медведь, козёл, змея, утка, кукушка, ворон и др. Так зарождается тотемизм — вера в происхождение людей от какого-либо вида животных. Человек искал у священных животных помощи и покровительства.

Славянские идолы


Язычество восточных славян

Наряду с тотемизмом появляется культ предков — обожествление мёртвых. Он основан на убеждении в существовании неразрывной связи умерших и живущих людей. Особо почитались ближайшие предки — прародители и родители. Они являлись заступниками и покровителями. Родоначальник именовался Чуром или Щуром. прародительницы рода — Рожаницы.

Чур


Язычество восточных славян

Полидемонизм — вера в существование многих демонов — духов, божеств, регулирующих определённые природные процессы и сферы жизнедеятельности людей. ( домовые, лешие, берегини)

Водяной. Домовой. Берегини


Язычество восточных славян

Политеизм — вера в различных богов. Особым почтением у большинства восточнославянских племён (а не только у княжеских дружинников) пользовался Перун — бог- громовержец, Велес (Волос)- покровитель скотоводства, Сварог — бог неба и огня небесного. Сварожичем, или сыном Сварога, считали Даждъбога, являвшегося богом солнца

Перун


Язычество восточных славян

Сварог

Велес (Волос

Даждьбог


Язычество восточных славян

В лице Стрибога восточные славяне поклонялись богу ветров, Мокошь — это богиня плодородия, прядения и ткачества.

Стрибог

Мокошь


Язычество восточных славян

Збручский идол представляет собой четырёхгранный известняковый столб высотой 2,7 м.Верхняя часть идола представляет собой четыре фигуры, имеющие общую шапку. Центральной фигурой является женщина, держащая в правой руке рог .По левую сторону от неё — мужская фигура на коне и с саблей у пояса. По правую сторону — женская фигура с кольцом в правой руке. На четвёртой стороне верхней части — мужская фигура с солнечным знаком. В средней части столба, на каждой его стороне расположены человеческие фигуры, взявшиеся за руки, как будто в хороводе. Нижняя часть содержит изображения трёх мужчин с усами, которые поддерживают руками среднюю часть .


Язычество восточных славян

Капище


Принятие христианства на Руси

Первые приверженцы христианской веры стали появляться на Руси после договоров с Византией. Новая вера затронула прежде всего торговый люд — «гостей», посещавших Константинополь

«Гости» прибыли


Принятие христианства на Руси

Следующий этап в истории русского христианства связан с крещением княгини Ольги. Вместе с ней крещение приняла и часть (но не вся) её дружины

Княгиня Ольга .


Принятие христианства на Руси

В 980 г. Владимир, провел первую религиозную реформу: «И стал Владимир княжить в Киеве один, и поставил кумиры на холме за теремным двором: деревянного Перуна с серебряной головой и золотыми усами, затем Хорса, Даждьбога, Стрибога, Симаргла и Мокошь…»

Религиозная реформа князя Владимира


Принятие христианства на Руси

Выбор веры


Принятие христианства на Руси

Крещение князя Владимира. Миниатюра из Радзивилловской летописи


Принятие христианства на Руси

В «Повести временных лет» содержится рассказ о походе князя на греческий город Корсунь (Херсонес) в Крыму, где он и его дружина приняли крещение.

В. Васнецов. Крещение князя Владимира


Принятие христианства на Руси

Согласно «Повести временных лет», вернувшись в Киев из Корсуня, Владимир «повелел ниспровергнуть идолов: одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил 12 мужей колотить его жезлами… И притащив, кинули его в Днепр…».

Свержение идолов


Принятие христианства на Руси


Литература

История России. 10 класс. Под ред. А.А. Данилова. М. « Просвещение» 2013 г.

. http://vk.com/http://skr.su/

http://fb.ru/article/57209/bog-plodorodiya-perun-veles-ili-mokosh http://znauka.ru/81805/kto-takaya-mokashj?show=81813 http://slavyamif.diary.ru/?tag=123281

http://myaclass.clan.su/publ/metodicheskaja_kopilka/slavjanskie_bogi_i_prazdniki/3-1-0-14

http://www.evraziyskiy.ru/contest/682

http://www.zapolni-probel.ru/lastnews/page/7/hystoryrus/russia17/

kopilkaurokov.ru

Презентация по истории России на тему:»Крещение Руси». (6 класс)


ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Тема :”Крещение Руси” Выполнила: Пиун Светлана Петровна

2 слайд

Описание слайда:

До середины 10 века на Руси господствовало язычество. Ментальность славян — язычников основывалась на идее равнозначности и вечности противоположных начал («добра» и «зла»). И мир воспринимался ими на основе парных понятий. Символом защиты от злых сил считался круг. Отсюда появление таких украшений, как венки, цепи, кольца. У славян существовал собственный пантеон, в который входили Перун, Семаргл, Стрибог, Велес, Даждьбог, Мокошь.

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Но укрепление государства требовало принятия единой веры. Именно это стало одной из важнейших причин крещения Руси. Подробно выбор Владимиром веры описывается в «Повести временных лет». Согласно летописям, князя покорила красота византийских храмов и обрядов. К тому же, еще до 988 г, года крещения Руси, многие жители Киева уже приняли христианство по византийскому образцу.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

Датой крещения Киевской Руси считается именно 988 г

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

В этом году в Корсуни принял новую веру князь Владимир Красно Солнышко.

9 слайд

Описание слайда:

Вернувшись в Киев, он начал процесс христианизации страны, крестив приближенных дружинников, бояр, купцов. Серьезной причиной, повлиявшей на выбор Владимира, стали политические амбиции римской церкви. Ее возвышение над властью светской для киевских князей было абсолютно неприемлемым. Восточное христианство, напротив, привлекло настроем на взаимодействие власти религиозной и светской.

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

Массовое крещение на Руси начавшееся при князе Владимире далеко не всегда было добровольным и процесс христианизации страны растянулся на долгое время. Многие летописи сохранили скупые сведенья о насильственном крещении Руси. Стоит отметить, что в народе языческие верования и обряды сохранялись в течение многих веков.

12 слайд

Описание слайда:

Историческое значение крещения Руси для развития государства переоценить сложно. После 988 г. Русь, как христианское государство, смогла претендовать на более высокий статус в отношениях с другими странами Европы, что упрочило международные связи. Одним из важнейших последствий крещения Руси стало постепенное сплочение общества, смягчение нравов. Для развития культуры э то событие, так же, стало эпохальным.

13 слайд

Описание слайда:

14 слайд

Описание слайда:

Провозглашение в качестве государственной религии христианства (по византийскому образцу) является одной из важнейших вех в истории нашей страны. В честь этого события отмечается ежегодно праздник 28 июля День крещения Руси.

15 слайд

Описание слайда:

16 слайд

Описание слайда:

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Курс профессиональной переподготовки

Учитель истории и обществознания

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию:
Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс:
Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник:
Все учебники

Выберите тему:
Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-308195

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о