Преступление и наказание итог – Чем заканчивается роман Достоевского «Преступление и наказание»?

Содержание

чем закончился рассказ Преступление и наказание?

Как же Вы не смогли понять, что изучали на уроках (или будете изучать) огромный роман, а не маленький рассказ? А закончилось тем, что Раскольников сделал явку с повинной, причём именно тогда, когда в убийстве признался совсем другой человек. После суда Раскольников отправлен по этапу, с ним в путь-дорогу отправляется и Сонечка. В эпилоге мы видим Раскольникова к Евангелию. Вот последние 4 абзаца романа.

Под подушкой его лежало Евангелие. Он взял его машинально. Эта книга принадлежала ей, была та самая, из которой она читала ему о воскресении Лазаря. В начале каторги он думал, что она замучит его религией, будет заговаривать о Евангелии и навязывать ему книги. Но, к величайшему его удивлению, она ни разу не заговаривала об этом, ни разу даже не предложила ему Евангелия. Он сам попросил его у ней незадолго до своей болезни, и она молча принесла ему книгу. До сих пор он ее и не раскрывал.

Он не раскрыл ее и теперь, но одна мысль промелькнула в нем: «Разве могут ее убеждения не быть теперь и моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления, по крайней мере… »

Она тоже весь этот день была в волнении, а в ночь даже опять захворала. Но она была до того счастлива, что почти испугалась своего счастия. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастия, в иные мгновения, они оба готовы были смотреть на эти семь лет, как на семь дней. Он даже и не знал того, что новая жизнь не даром же ему достается, что ее надо еще дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом.. .

Но тут уж начинается новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью. Это могло бы составить тему нового рассказа, —но теперешний рассказ наш окончен

.

Но ведь Вам это ни о чём не говорит, раз Вы роман так и не прочитали.
Прочтите хотя бы краткое содержание.

otvet.mail.ru

Анализ романа «Преступление и наказание»

Известно, что Фёдор Достоевский какое-то время провел в ссылке на каторжных работах. И вот, находясь там, писатель столкнулся с самыми разными людьми. А кто обычно отбывает срок на каторге — политические преступники, уголовники, воры и убийцы. Этот факт очень важно учитывать, говоря об анализе романа «Преступление и наказание», потому что именно там, вдали от дома на каторге Достоевский самым тщательным образом изучал и исследовал судьбы этих людей. И не только их истории жизни интересовали Фёдора Достоевского, но и мотивы, толкнувшие того или иного человека совершить преступление.

Какие же важные выводы сделал Достоевский? Эти умозаключения нам очень помогут в анализе романа «Преступление и наказание» и раскрытии образа Раскольникова. Оказывается, чаще всего преступники в то время действовали, движимые недовольством социального положения людей в России. Действительно, о равенстве говорить было нельзя, крестьянам отменили крепостное право, и многие из них, если не большинство, оказались за гранью нищеты. Чем же могли заниматься такие озлобленные бедные люди? Кажется, вывод напрашивается сам собой — крестьяне пьянствовали, шли на крайность и, уезжая жить в город, кормили себя и свои семьи тем, что грабили и убивали.

Делая анализ романа «Преступление и наказание», становится понятно, что Фёдор Достоевский предложил свое виденье, как можно решить эту глобальную проблему в России. Кто-то подумает, что речь идет о революционном движении и свержении самодержавия, однако писатель видел другое развитие — необходимо совершенствование духовной жизни народа путем внедрения в массы христианской морали. По сути, именно христианские принципы могли повлиять на сердце человека и перестроить его ум и душу. Однако причина роста преступности была не только в ужасном финансовом состоянии народа, важной составляющей этого роста стали также новые философии.

Анализ Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Поскольку Родион Раскольников — это главный образ романа «Преступление и наказание», поговорим о нем, в конце концов даже краткий анализ «Преступления и наказания» был бы невозможен без обсуждения этого персонажа, то есть образа Раскольникова.

Итак, Родион Раскольников действительно был беден, но решится на убийство старухи-ростовщицы его побудила не только нищета, а главным образом идейные соображения. Его теория состояла в том, что каждый человек относится к одной из двух категорий — «обыкновенные люди» и «необыкновенные люди».

По мнению Раскольникова к первой категории, то есть обыкновенным людям, имеют отношение те, кто живет в согласии с общественными устоями, подчиняются закону, не нарушают порядков и ничего не хотят менять — такая серая масса. А вот вторая категория людей действительно необыкновенная — они нарушают закон, пытаются изменить ход истории и даже распоряжаются чужими жизнями. Если первые — это серая масса, то с необыкновенными людьми все обстоит иначе, потому что такой человек силен, смел и не течет по течению, на таких людях, пожалуй, и держится свет.

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Надо отметить, что особенно ярко образ Родиона Раскольникова раскрывается в тот момент, когда он решает посмотреть, в какую группу людей входит он сам, и поэтому убивает старуху. Раскольников, несомненно, весьма талантлив, умен и вместе с тем горд, однако его мечтания и стремления к лучшей жизни остаются лишь в его голове — бедность мешает воплотить их.

Нищета преследует Раскольникова повсюду — его сестра выходит замуж совсем не за того из-за нищеты, отец Сонечки (Мармеладов), титулярный советник, попавший под сокращение, становится алкоголиком и окончательно опускается, а сама Сонечка Мармеладова вынуждена была стать проституткой. Вот в каких обстоятельствах формируется образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Другие детали анализа романа

Раскольников рассуждал так, что убитое сильной личностью ничтожество не оказалось никому полезным, однако помогло стать другим счастливыми. И в этом смысле Раскольников не считал свое преступное деяние грехом. Убивая старуху-ростовщицу, Раскольников хотел взять ее деньги, чтобы помочь другим. В конце концов старуха нажилась на чужих бедах, так почему не взять нажитое таким мерзким путем и не отдать бедным, которые нуждаются? Да, делая анализ романа «Преступление и наказание», невольно задумываешься об этих проблемах.

Но образ Раскольникова раскрывается еще глубже, когда после совершения преступления главный герой романа осознает жуткие вещи — он стал убийцей, кровь на его руках мешает даже заключить в объятия своих близких, а совесть гложет его. Тут Раскольников понимает, что у Сонечки Мармеладовой положение ничуть не лучше, чем у него, однако она не позволила своему сердцу ожесточиться и озлобиться на людей, зато она сохранила веру в Бога. Примечательно, что именно Сонечке, от которой Раскольников ожидал сочувствия и помощи, он первой рассказал о своем преступлении.

Анализ «Преступления и наказания» — выводы

Услышал ли Родион Раскольников от Сонечки то, что хотел услышать? Соня посоветовала ему раскаяться и открыть свою душу людям, однако Раскольников сделал по-другому: он сознался в преступлении правоохранителям и в итоге был сослан отбывать наказание на каторге. Оба эти персонажи Достоевского  — Раскольников и Соня Мармеладова погубили свою душу, но только Сонечкой руководили глубокие нравственные убеждения, а Родионом идея.

Но что меняется в Раскольникове пока он отбывает наказание? Соня способствует тому, что он духовно возрождается и его моральные устои преобразуются.

Фёдор Достоевский раскрывает в своем романе, что счастье в жизни человека возможно лишь, если человек следует христианским принципам, имеет веру в Бога и творит добро. Именно это наполнит жизнь смыслом, а вовсе не борьба за власть и жестокосердие.

Вы прочитали краткий анализ романа «Преступление и наказание» и узнали об образе Раскольникова. Можете также ознакомиться с кратким содержанием «Преступление и наказание».

reedcafe.ru

Философские итоги романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание. Автор и его герой в романе

Урок литературы в 10 классе на тему:

Философские итоги романа Ф.М. Достоевского

«Преступление и наказание».

Автор и его герой в романе.

Цель урока: помочь учащимся осмыслить философскую концепцию писателя, разобраться в трудных философских вопросах, которые поднял в романе автор.

Задачи:

обучающие: обобщить знания учащихся об образе главного героя, сравнить позиции героя и автора;

развивающие: развивать умение анализировать, систематизировать и обобщать материал, выделять главное и делать выводы; развивать монологическую и диалогическую речь;

воспитательные: воспитывать нравственные качества учащихся, заинтересовать творчеством Ф.М. Достоевского.

Оформление доски

1. Запись темы урока.

2. По обеим сторонам доски портреты автора и героя романа, под ними сделать записи, прикрыв листом бумаги (открывать по ходу урока):

Достоевский

Раскольников

Проблема выбора

«Надо стать солнцем, чтобы вас все заметили»

«…хотел Наполеоном сделаться»

Проблема добра и зла

«Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердце человека».

«Одна смерть и сто жизней взамен»

3.На обратной стороне откидной доски запись:

«Построить человеческое общество на всем том. О чем рассказал Достоевский невозможно. Но общество, которое забудет то, о чем он рассказал, недостойно называться человеческим». (У.Оден)

Опережающее задание

1. Индивидуальное задание: — характеристика Раскольникова от 1 лица;

— символика имени главного героя;

2. Домашним заданием предыдущего урока был анализ эпизода «Последний сон Раскольникова» из эпилога романа.

Ход урока

Оргмомент – 1 мин.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы заканчиваем изучение удивительного произведения – романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», в котором автор поставил вопросы, заставившие задуматься над очень важными для человечества проблемами. Темой нашего урока я выбрала наиболее трудные проблемы – философские, не перестающие волновать человечество, лучшие его умы. Но мудрому писателю мало поднять проблему, ему нужно предложить своим читателям решение этой проблемы, показать свое видение выхода из многих проблем. Но если в романе И.С.Тургенева мы слышали голос автора, то в романе Ф.М.Достоевского это сделать нелегко, поэтому цель нашего урока – определить позицию автора произведения, услышать его советы, читателям ХХI века.

II. Репродуктивная беседа по образу главного героя – 15 мин

Мы не раз отмечали тот факт, что человек у Достоевского – центр познания, исследования. Тонкий психолог, писатель исследует душу Р.Р. Раскольникова (РРР)

— Кто же он, главный герой романа?

(слушаем индивидуальное дом. Задание – характеристика РРР от 1 лица).

Но ведь сколько таких, как РРР, страдающих от нищеты, унижений, безысходности было вокруг, тех, кто страдал, но не совершал преступления. РРР – убийца. Почему именно убийцу выбирает в свои герои писатель? Давайте обратимся к автору.

— Вспомните жизненный путь самого автора романа. Что довелось пережить ему?

(Приговор к смерти, каторгу)

Достоевский, по признанию многих, никогда бы не написал своих романов, если бы не пробыл «у смерти три четверти часа», «не был у последнего мгновения».

— За что был вынесен приговор Достоевскому?

(Участие в кружке Петрашевского. Проше искушение идеей насильственного изменения общества, желанием переделать мир).

— Что общего у Достоевского и РРР?

(Идея изменения мира насильственным путем).

Помните, говоря о психологизме Достоевского, мы отмечали. Что его герои – это герои-идеи. Вот почему не случайно РРР тоже носитель идеи, его теории о праве сильной личности.

— Что в теории РРР привлекательно, особенно для молодых людей?

(Желание стать одним из немногих, стать право имеющим)

— Что неприемлемо, отвратительно в ней?

(Отступничество от Бога, вседозволенность, возможность оправдывать преступления против простых людей)

Итак. Теория РРР как будто предлагает всем стать хозяином своей судьбы, властелином, а если не станешь, то будешь отнесен к разряду «материала», «тварей дрожащих».

Вот мы и вышли на первую труднейшую философскую проблему – проблему выбора.

(открываю первую запись на доске под портретами).

III. Аналитическая беседа по теме урока – 20 — 23 мин

Два пути – стать палачом или жертвой. Можно эту проблему поставить и по другому: что для тебя важнее – ты сам или окружающие? Твоя жизнь или жизнь чужая? Третьего не дано.

— Что выбираете вы?

(слушаем ответы учащихся)

— Что выбрал РРР?

(свою жизнь – хотел Наполеоном сделаться) – открываю вторую запись под портретом РРР.

— Почему в руки РРР Достоевский вложил топор? Встречали ли вы где-нибудь в русской литературе образ топора?

(Чернышевский, Пушкин – «Пока свой топор заткни за пояс» — Пугачев, Некрасов – «наши топоры лежат до поры).

Топор – символ борьбы с несправедливостью. Значит, образ РРР – это тоже образ-символл Давайте послушаем сообщение о символике имени главного героя.

(Слушаем ученика с опережающим заданием) и делаем вывод:

Образ РРР – это символический образ народа, молодежи, в среде которой происходит раскол: по какому пути идти_- смирения или бунта? РР выбирает протест против существующего порядка, против мира, созданного Богом.

— Кем был подсказан РРР этот путь?

(Разговор в трактире офицера и студента) – открываю запись под портретом РРР.

— Какой путь предлагает автор романа тем, кто протестует против несправедливого устройства общества?

(Автор создает образ, через который выражает свою позицию. В романе это образ Сони Мармеладовой и следователя Порфирия Петровича)

— Какой путь предлагает Соня?

(Вера, покаяние и смирение)

— Какой путь предлагает Порфирий Петрович? Читаем отрывок из разговора РРР со следователем – ч. 6, гл. 2 (от слов: «Раскольников даже вздрогнул…») –

открываю запись на доске под портретом писателя.

— Как вы понимаете фразу: «Надо стать солнцем?

(Слушаем ответы учащихся и выходим на проблему добра и зла.

— Есть ли в системе образов романа четкое деление на положительных и отрицательных персонажей?

(Слушаем ответы учащихся. Как правило, большинство выделяет в качестве положительных героев Соню Мармеладову0.

— Но разве занятие проституцией это добро?

— А каким героем является Свидригайлов? Дуня Раскольникова?

(В результате дискуссии учащиеся придут к выводу, что каждый человек может совершить как добрые, так и дурные поступки. Посмотрим, что по этому поводу сказал сам писатель в романе «Братья Карамазовы» —

открываю последнюю запись под портретом Достоевского.

— Так ли это? Что об этом говорит автор в романе «Преступление и наказание»? Расскажите о том, как вы поняли последний сон РРР, описанный автором в эпилоге.

(Анализируя эпизод, учащиеся приходят к выводу:

Проведя своего героя через жесточайшие душевные испытания, автор открывает ему путь к новой жизни. Веруя в искупительную, очищающую силу страдания, мудрый писатель предлагает человечеству путь добра. Зло не победит добро – только добром можно победить зло.

IV. Подведение итогов урока — 3 мин.

Завершая наш урок, я хочу обратиться к словам английского писателя Уильяма Одена: «Построить человеческое общество на всем том, о чем рассказал Достоевский, невозможно. Но общество, которое забудет то, о чем он рассказал, недостойно называться человеческим».

— Как вы понимаете эти слова?

(Слушаем ответы учащихся)

V. Домашнее задание – письменный ответ на вопрос: «Усвоило ли человечество уроки Достоевского? – 1 мин

VI. Оценка работы учащихся на уроке — 1-2 мин.

infourok.ru

«Преступление и наказание», анализ романа

«Преступление и наказание», анализ романа

Когда Ф.М. Достоевский находился на каторге, он сталкивался там не только с политическими преступниками, но и с уголовниками – ворами и убийцами. Писатель внимательно изучал их истории и обоснования своих преступлений, в связи, с чем Достоевский пришел к выводу, что в большинстве своем преступления были совершены на почве недовольства людей социальным устройством России. Люди были недовольны социальным неравенством, крестьяне после отмены крепостного права в большинстве своем остались нищими и обездоленными, они шли в большие города, где начинали пьянствовать, грабить и убивать. Выход из этого положения Достоевский видел не в революции свергающей самодержавие России, а в развитии и совершенствовании духовного мира русского народа через христианскую мораль. Но преступность росла не только на почве экономического упадка, новые философские учения также способствовали этому.

Ф. Ницше стал основателем одного из таких молодых учений в Европе, он выдвигал идею «сильной личности и ее роли в истории», это люди завоеватели, они управляют толпой, распоряжаются чужими жизнями и будущим мира.

Эти идеи не оставили равнодушной и Россию. Герой романа «Преступление и наказание», Родион Раскольников, убил старуху ростовщицу, не только по причине своей нищеты, но и по идейным соображениям. Он придумал свою теорию мира, в котором люди поделены на обыкновенных и необыкновенных. Обыкновенными он называл серую массу, которая должна жить в соответствии с установленными обществом и государством законами и порядками. Необыкновенные – это люди, поступки которых направлены на достижение идей меняющих историю и устройство мира в удобную для них сторону, к тому же необыкновенные люди имеют право преступать закон и распоряжаться чужой жизнью. Это сильные, смелые и сильные личности.

Своим решением об убийстве старухи Родион пытается проверить, к какой группе людей он относится. Раскольников был довольно таки талантливым, умным и гордым молодым человеком, но, к сожалению, он не мог реализовать свои честолюбивые мечты из-за бедности. Бедность отражается на всей его жизни. Сестра Родиона, из-за бедности вышла замуж за ужасного человека. Бедность завела Мармеладова, отца Сонечки, титулярного советника, которого сократили, в пьянство и полное падение, как личности и в итоге привело к смерти. Бедность заставила Сонечку Мармеладову пойти на панель, что бы прокормить себя и семью.

Но к философским суждениям Ницше Родион добавил и свое мировоззрение. Он считал, что если сильная личность убила ничтожество, которое не несло никому пользы, она тем самым сделала всех счастливыми. Такое убийство в восприятии Раскольникова не есть ни преступление, ни грех, тем более. Так он рассуждал, когда убивал старуху процентщицу, собирался помочь ее деньгами, которые были нажиты на чужом горе, таким же обездоленным, как и он. Однако, когда преступление было совершено и руки Родиона оказались «в крови», он не смог использовать награбленные деньги, не только его совесть была настолько чувствительной, что он не мог руками «убийцы» обнять мать и сестру. Его снедает совесть, она ассоциируется у Раскольникова с Сонечкой Мармеладовой. Сонечка находиться в таком же тяжелом положении, как и он, но сердце ее не ожесточилось, не очерствело, не озлобилось на мир. Девушка живет благодаря своей непоколебимой вере в Бога и надежде на Его справедливость. Соня была первой, кому Родион признался в преступлении, и от кого он ждал моральной поддержки и понимания.

Сонечка советовала Родиону покаяться, что бы облегчить свои страдания, рассказать всем людям о том, что он совершил, но он ее не послушал и пошел сознаваться о содеянном властям и попал на каторгу. Соню и Раскольникова объединяло то, что оба они были глубоко несчастны, они загубили свои души, но если Соня руководствовалась глубоко моральными побуждениями, она хотела помочь своим близким выжить, то Родион совершил преступление ради идеи.
На каторге постепенно, благодаря Соне, с Родионом происходит духовное возрождение – меняются его жизненные принципы.

Этим роман Достоевский показывает, что счастья можно достичь лишь благодаря доброте и всепрощению. Здесь четко можно проследить приверженность автора христианской морали, вера, добро и любовь должны править в мире, а не жестокость и борьбы за власть.

Кроме анализа «Преступление и наказание» также смотрите:

  • Анализ образов главных героев в романе «Преступление и наказание»
  • «Преступление и наказание», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Идиот», анализ романа
  • «Братья Карамазовы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Белые ночи», краткое содержание по главам повести Достоевского
  • «Белые ночи», анализ повести Достоевского
  • «Бедные люди», анализ романа Достоевского
  • «Братья Карамазовы», анализ романа Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», анализ романа Достоевского
  • «Бедные люди», краткое содержание романа Достоевского
  • «Идиот», краткое содержание по частям романа Достоевского
  • «Бесы», краткое содержание по главам романа Достоевского
  • «Мальчик у Христа на елке», анализ рассказа Достоевского
  • «Бесы», анализ романа Федора Достоевского
  • «Униженные и оскорбленные», краткое содержание по частям романа Достоевского

 

По произведению: «Преступление и наказание»

По писателю: Достоевский Федор Михайлович


goldlit.ru

«Значимость романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

Роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского явился итогом мучительных раздумий писателя о противоборстве двух начал, доброго и злого, свойственных природе каждого человека. В своем произведении Достоевский скрупулезно анализирует духовный мир главного героя романа, Родиона Раскольникова, и те побудительные мотивы, как внешние, очевидные, так и скрытые, глубинные, которые привели его к злодеянию. Адекватно оценить личность героя, проникнуть в тайники его души читателю помогают психологические двойники Раскольникова. Находясь в крайней нужде, мучительно переживая бедственное положение матери и сестры, жертвующих собой ради него, нравственно страдая за всех «униженных и оскорбленных», Раскольников вынашивает в своей голове план преступления, под которое подводит теоретическое обоснование.

По теории Раскольникова, все люди от рождения делятся на два разряда: «на низших (обыкновенных), так сказать, на материал… и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». При этом «необыкновенные» люди ради какой-то высокой дели не только могут, но и должны переступить через жизни одного, десяти или ста человек «обыкновенных», которые «обязаны быть послушными, потому что это их назначение». Не замечая всей губительности и жестокости своей теории, Раскольников хочет проверить на деле, к какой категории относится он сам. «Вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею?» — вот вопросы, мучительно терзающие его душу. Будучи человеком гордым, ощущая свою интеллектуальную неординарность, Раскольников не желает относить себя к «материалу», служащему «единственно для зарождения себе подобных», поэтому он, якобы для блага всех нищих и обездоленных, разрешает себе совершить «справедливое убийство» старухи-процентщицы, называя ее «гадкой, зловредной вошью».

Теория Раскольникова не оригинальна — сходные мысли тогда «витали в воздухе» и приходили в голову многим разочаровавшимся молодым людям. Незнакомый студент, разговор которого с молодым офицером случайно подслушал Раскольников в трактире, горячо доказывал своему собеседнику, что «одно крошечное преступленьице» с лихвой оправдается «тысячами добрых дел». Этот студент — духовный двойник Раскольникова. Более того, он своими высказываниями дал дополнительный импульс идее убийства «глупой и злой старушонки».

Порфирий Петрович, ведущий дело об убийстве, легко вычисляет Раскольникова, главным образом основываясь на психологическом анализе преступления. Помогает ему в расследовании тот факт, что в молодости он сам переболел «бонапартизмом». «Мне все эти ощущения знакомы, и статейку вашу я прочел как знакомую», — признается он подозреваемому. Пережив в прошлом сходные ощущения, осознав губительность аналогичных идей, возвысившись над ними, Порфирий Петрович говорит: «Статья ваша нелепа и фантастична, но в ней мелькает такая искренность, в ней гордость юная и неподкупная, в ней смелость отчаяния…» Он называет Раскольникова «наиблагороднейшим человеком», а в преступлении его видит «книжные мечты», «теоретически раздраженное сердце».

Одним из психологических двойников Раскольникова в романе является также расчетливый делец Лужин. У него тоже имеется своя жизненная теория — «теория целого кафтана». Лужин убежден, что благосостояние общества держится на устроенных частных делах и «целых кафтанах». Он открыто проповедует эгоизм и индивидуализм: «Возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано». Ради собственных интересов, считает Лужин, можно переступить через любые преграды, например, совершить подлог или оклеветать невинного. Как и Раскольников, Лужин желает считать себя человеком высшего разряда, которому многое дозволено. Но если для Раскольникова преступление -способ добывания средств, необходимых для служения человечеству, то мотивы Лужина гораздо приземленные и пошлее: им движет исключительно корысть. Образ Лужина в романе интеллектуально снижает идею Раскольникова.

Еще более сложен другой духовный двойник Раскольникова — Аркадий Иванович Свидригайлов, человек глубоко порочный и безнравственный. Не без основания он говорит Раскольникову: «Мы с вами одного поля ягоды», — ведь на его совести лежит целый ряд злодеяний. Он виноват в смерти своего лакея и пятнадцатилетней глухонемой девочки, он отравил свою жену и благодетельницу Марфу Петровну, он домогался Дуни, не гнушаясь никакими средствами. Недаром подслушанная им исповедь Раскольникова не удивила и не возмутила его. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова, не видит в нем никакой трагедии. Более того, он признает и его теорию, считая, что «единичное злодейство позволительно, если главная цель хороша». Но «хорошая» цель Свидригайлова — сладострастие. Ради своих гнусных, похотливых стремлений он ни перед чем не останавливается.

Свидригайлов не раскаивается в совершенных злодеяниях, его не угнетают муки совести, но он сам становится жертвой собственных преступлений, они приводят его к неизбежному психологическому тупику, из которого он видит один выход — самоубийство.

Но почему же Раскольников, оказавшийся в сходной ситуации, не пошел по этому пути? Его уберегла от непоправимого шага любовь к нему
близких людей: матери, сестры, Разумихина, а больше всего — Сони.

Сонечка Мармеладова — самый светлый духовный двойник Раскольникова. Она тоже, по нормам общественной морали, преступница. Но «пойти по желтому билету» девушку вынудили жестокие обстоятельства. Жертвуя собой, Соня спасала от голодной смерти пьяницу-отца, чахоточную мачеху и ее малолетних детей. Но этими гуманными целями Соня не пытается оправдаться, она испытывает чувство вины, сознает собственную греховность. Именно ей признается Раскольников в содеянном. Соня пытается понять и простить этого человека, страдает вместе с ним, но не может принять его губительную теорию. Соня призывает Раскольникова к покаянию, она убеждена, что только искреннее раскаяние может очистить душу, возродить ее к новой жизни.

Анализируя образы двойников Раскольникова, можно заметить, что каждый из них несет определенную смысловую нагрузку. В совокупности же они служат всесторонней оценке личности героя и помогают осмыслению одной из основных идей романа, что никакие, даже самые благородные, цели не могут служить оправданием безнравственных, преступных средств.

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Когда я его читал, то чувствовал, что на душе у меня так же нехорошо, как и у героев романа. Проблемы, поднятые писателем, очень современны. Сейчас, как и во времена Достоевского, человек заброшен и одинок в мире людей. По-прежнему царит равнодушное отношение людей друг к другу. Атмосфера безысходности, окружающая моих современников, как и тогда способна зародить и зарождает любые, самые преступные идеи, теории.
Значимость романа Ф. М. Достоевского я увидел в том, что он убеждает нас, своих читателей, в невозможности построить жизнь по каким-то теориям, пусть даже очень внушительным.

Достоевский раскрыл в романе опасность любой теории в овладении умами: человек превращается в фанатика идеи и начинает действовать вопреки своей человеческой природе. И тогда не идея становится орудием человека, а он сам становится кровавым орудием в руках своей идеи.
Как безобразно и отвратительно выглядит в жизни все то, что так складно выстраивалось в уме и на бумаге! Достоевский показывает нам и главному герою романа Родиону Раскольникову, каково практическое воплощение этой идеи на примере психологических «двойников» героя. Таковыми в романе являются Лужин, Лебезятников, Свидригайлов, студент в трактире, в какой-то мере Соня Мармеладова и Дуня Раскольникова.
Достоевский поочередно сталкивает Раскольникова с ънЦщ, доказывая антигуманность, античеловечность теории, делящей всех людей на два разряда: «тварей дрожащих» и «право имеющих».

Писатель на примере Лужина показывает, что происходит, если такая «теория» попадает в руки настоящего эгоиста, человека, лишенного чести и совести. Она становится обоснованным оправданием и прикрытием собственной подлости.

Лужин — приверженец «экономической правды». Он отвергает жертвенность ради общего блага, утверждает бесполезность «единичных щедрот». Он считает, что забота о собственном благосостоянии есть забота о «всеобщем преуспеянии». В расчетах Лужина вполне уловимы интонации голоса Раскольникова, который, как и его двойник, не удовлетворен «единичной» и ничего не решающей помощью. Оба они «разумно» находят жертву для достижения своих целей, теоретически обосновывая свой выбор так: никчемная старуха, как считает Раскольников, все равно умрет, а падшая Соня, по мнению Лужина, все равно — рано или поздно украдет.

Лужин так же, как и Раскольников, оставляет за собой право решать участь другой личности, например, Сони. Он очищает «арифметику» Раскольникова от «деятельного сострадания».

Двойник Лебезятников — «прогрессист». Он выступает против таких предрассудков, как «целомудрие и женская стыдливость», взывает к созданию коммун, ратует за уничтожение брачных уз. Лебезятников видит смысл демократического движения в том, чтобы «огреть протестом» русскую жизнь: «Мы пошли дальше в своих убеждениях. Мы больше отрицаем!»

Восстающая против несправедливого устройства мира, бунтарская стихия Раскольникова превращается у Лебезятникова в поток бессмысленных и пошлых отрицаний.
Карикатурной тенью этот двойник «пристраивается» к главному герою, желающему «взять просто-напросто все за хвост и стряхнуть к черту». Культ протеста, принимающий у этого двойника форму воинствующей глупости, компрометирует избранный Раскольниковым бунтарский путь переустройства мира, в котором он видит и возможность самоутверждения.

Свидригайлов не случайно появляется после двух своих предшественников, которые в силу своей ничтожности не смогли уничтожить ядро идеи Раскольникова. Для этого нужна была личность незаурядная, «выламывающаяся» из ряда людей «обыкновенных» («Свидригайлов -загадка», — думает о нем Раскольников). Этот герой идет дальше всех: переступая через чужие жизни, он переступает и через собственную совесть, то есть полностью соответствует представлению Раскольникова о сильных личностях. Но вместо ожидаемого, с его точки зрения, торжества идеи в вывихнутом мире Свидригайлова она терпит полное крушение.

«Арифметика», согласно которой можно убить одну «вредную» старуху, а затем, сделав сотню добрых дел, искупить этот грех, опровергается «опытами» Свидригайлова: на его счету добрых поступков больше, чем у всех других героев романа, но, во-первых, добро, совершенное им, никоим образом не может оправдать преступления минувшего, а, во-вторых, оно не способно возродить его больную душу.

Свидригайлов — это тот избранный, который «переступил», и «переступил» не единожды, и без нравственных мучений (казалось бы, вот он идеал Раскольникова!). Но при этом Наполеоном не стал. Жизненный итог Свидригайлова — это не только его самоубийство, но и гибель идеи Раскольникова, раскрывающая чудовищный самообман главного героя. Таким образом мы видим, что, вводя явных и неявных двойников Раскольникова, автор развенчивает бесчеловечную теорию Раскольникова, показывая, как она может подействовать на людей. Достоевский показывает путь духовного возрождения человека, и метод двойников помогает ему.

www.allsoch.ru

Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» Преступление и наказание Достоевский Ф.М. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

    В центре романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» находится личность Родиона Раскольникова – идейного преступника. Понять истоки его характера, его поступка и его теории – такова основная цель автора в данном произведении.
    Главный герой «Преступления и наказания» — человек мыслящий, критически относящийся к жизни. Отрицая традиционные нравственные ценности, он испытывает потребность в вере, в новой морали. Поэтому Раскольников и создает теорию, в которой пытается не только объяснить мир, но и выработать для себя новую мораль. Но его теория не способна объяснить истинные причины возникновения и сущность зла, не может дать герою твердых основ жизни.
    После долгих размышлений Раскольников приходит к выводу, что человечество делится на два «разряда». Первый разряд — большинство, «твари дрожащие», составляющие «материал» истории; второй же — меньшинство, «сильные личности», «имеющие право» совершать любые деяния. Главный критерий разграничения этих двух типов для героя — их отношение к нравственности. По мнению Родиона, сильные люди не ограничивают себя моральными и нравственными рамками, именно это и позволяет им совершать великое.
    Герой романа решает проверить себя – сможет ли он преступить нравственный закон и, таким образом, понять, принадлежит ли он к «избранным». Именно ради этого Раскольников убивает старуху-процентщицу.
    Достоевский показывает, что герой, отвергнув идею равенства всех людей перед моральным законом, порывает и с человечеством, и с Богом. Мы помним, что после своего преступления он не мог общаться с людьми, разве лишь для Сонечки делая исключение.
    Философский смысл преступления героя заключается в том, что Раскольников убеждается в ошибочности своей гипотезы. Его предположение о том, что он относится к разряду «избранных», оказалось ложным. Испытав сомнения и нравственные муки — признаки «обычного» преступника, — герой приходит к выводу, что он — «тварь дрожащая». Раскольников так подводит итог своего преступления: «… Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался…».
    Преступление Раскольникова не имело и социальных результатов, ведь мысль принести пользу людям за счет богатства старухи осталась нереализованной. Раскольников даже ограбить по-настоящему не смог, а те вещи и деньги, которые он взял у Алены Ивановны, так и пролежали под камнем.
    Единственным социальным «результатом» убийства стало то, что Раскольников поставил себя вне общества. С нравственной же точки зрения он «преступил» гораздо раньше: разрыв с Богом произошел в его душе еще до убийства.
    Таким образом, автор показывает нам философские, социальные и нравственные результаты преступления Раскольникова. Они показали, что теория героя – трагическое заблуждение, порождение зла, которое, в первую очередь, уничтожает самого «изобретателя».
    Для того чтобы глубже и тоньше показать характер Раскольникова, писатель вводит в свой роман систему его двойников и антиподов.
    У духовных «двойников» Раскольникова — Лужина и Свидригайлова — много общего с главным героем. В частности, их объединяет принцип вседозволенности, который они исповедуют. Но сходство Раскольникова и его «двойников» — чисто внешнее. Так, Родиону не свойственны лужинские расчетливость и эгоизм. Если Раскольников признает существование нравственных законов, хотя и преступает их, то Лужин не имеет ни малейшего представления о нравственности. Все его переживания носят глубоко эгоистический характер.
    Раскольникову чужда любая расчетливость, его первое душевное движение — помочь тем, кто нуждается в помощи, даже если он делает это в ущерб себе и вопреки «здравому смыслу». Более того, Раскольников абсолютно непрактичен — даже не может уладить денежные дела со своей квартирной хозяйкой. Петр Петрович же ни на минуту не отступает от «здравого смысла» не только в своих рассуждениях, но и в повседневной жизни.
    Во «вседозволенности» Раскольников идет до конца, совершая поступок, сопряженный для него с огромным риском и не сулящий ему никакой конкретной выгоды. Кроме того, решиться на этот поступок Раскольникову было чрезвычайно тяжело. Лужин же, не задумываясь, совершил подлость — оклеветал беззащитную девушку, которая ничего плохого ему не сделала, — только для того, чтобы «поправить дело» со своей женитьбой.
    Свидригайлов — второй духовный «двойник» Раскольникова. Внешне они, по замечанию этого героя, «одного поля ягоды», но между ними существуют глубокие внутренние различия.
    Свидригайлов — порочный, развратный человек. Он не скрывает, что большинство его поступков — результат его патологического сладострастия. Кроме того, этот человек глумится над нравственностью — Свидригайлов одинаково равнодушен к добру и злу.
    Этот герой показывает Раскольникову, к чему может привести его теория – к полной деградации человека, превращению в ходячего мертвеца.
    Соня Мармеладова — нравственный антипод Раскольникова. Но у них есть и общее: оба они — изгои, оба очень одиноки. Раскольников чувствует это, говоря Соне: «Мы вместе прокляты, вместе и «пойдем». Его тянет к этой несчастной девушке, ведь она — единственный человек, который может его понять. Поэтому Раскольников признается в убийстве именно Соне, и именно она идет за ним «в каторгу».
    Соня сердцем поняла в исповеди Раскольникова самое главное: он несчастен, он страдает. В его теории «ничего она… не понимала», но почувствовала ее несправедливость. Героиня не верит в «право убивать», возражает Раскольникову: «Убивать-то право имеете?» Таким образом, Соня сохранила веру в Бога, несмотря на все несчастья, которые пережила.
    Эта героиня избрала иной путь, чем Раскольников, — смирение перед Богом. Сделав это, по мнению автора, героиня спасает не только себя, но и Родиона. Именно любовь к Соне открыла перед Раскольниковым возможность примирения с людьми, с жизнью, открыла возможность воскрешения.
    Таким образом, роман «Преступление и наказание » — это яркий документ эпохи, роман-предупреждение, в котором Достоевский выразил свое убеждение в том, что безнравственные нигилистические идеи, проповедующие вседозволенность, — опасная и «заразная» болезнь: они калечат души людей, ведут их к нравственной гибели.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»


Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Анализ романа Преступление и наказание

 

В центре романа  — бывший студент Родион Романович Раскольников. Ему хронически не хватает денег, он живет в маленькой («похожей на гроб») комнатке и вынужден пользоваться услугами старухи-процентщицы.

Однако он создает весьма интересную теорию «крови по совести», согласно которой все люди делятся на две категории: твари дрожащие и право имеющие. Последние обязаны устранять препятствия, которые мешают человечеству обрести счатье. При этом не важно, что именно является препятствием – живой человек или просто палка. Когда на одной чаше весов всего лишь жизнь, а на другой – «тысячи добрых дел», то выбор здесь однозначен.

Уверовав в теорию, Раскольников решает, что он сам – «право имеет», и проверяет это, т.е. решает убить никому не нужную старушку-процентщицу. Ведь тогда он сможет забрать ее деньги и раздать их страждущим… «Одна никчемная старушонка и тысячи добрых дел» – выбор очевиден. Он убивает ее, а заодно – невовремя оказавшуюся в доме ее сестру, проститутку Лизавету.

Однако после убийства Раскольников чувствует не удовлетворение, а раскаяние. Он мучается, понимая, что вовсе он не «право имеет» – выходит, что он такая же тварь дрожащая, как и все остальные. Осознав это, Раскольников не выдерживает и идет сдаваться в полицию.

Очевидно, что на самом деле Раскольников – человек хороший и добрый, просто сознание его было затуманено придуманной теорией. К тому же, обстановка, в которой он живет, вполне способствует и умопомешательству, и самому совершению преступления. В этом романе Достоевский показывает Петербург 1860-х годов, причем не величественный имперский город, а самое его дно – доходные дома, трущобы, малоизвестную Сенную площадь вместо торжественной Сенатской… Человек, живущий в столь мрачной среде, вряд ли может оставаться здоровым.

Образы героев романа Преступление и наказание

Что касается образов героев, то роман построен на системе двойников: у каждого персонажа есть своего рода зеркальное отражение:

1) Раскольников – Лужин. У них у обоих есть своя теория: «крови по совести» у Раскольникова и «целого кафтана» у Лужина. Они сразу чувствуют это, поэтому ненавидят друг друга. Но Лужин (он собирается жениться на сестре Раскольникова Дуне) довольно гнусный персонаж, он способен на подлость.  

2) Раскольников – Лебезятников. Этот персонаж – целиком и полностью карикатура на принципы, которые озвучивал в своих романах Н.Г. Чернышевский. Создается насмешливый образ.

3) Раскольников – Свидригайлов. Он двойник, поскольку тоже вынужденный убийца, на его совести несколько смертей. Но еще они сходятся в том, что оба понимают свои действия, то, что это нехорошо. В итоге, Расколькников сдается полиции, а Свидригайлов кончает с собой.

4) Раскольников – Соня Мармеладова: самое резкое противопоставление двух позиций. Сравнение их основано на том, что Раскольников живет разумом, а Соня – верой. И если мораль Раскольникова оказывается больной из-за теории, то Соня, несмотря на торговлю своим телом, чиста духовно. 

Соня – вторая главная героиня романа. Она не понимает теорию Раскольникова, не понимает, как можно жертвовать другими ради своего блага – ей свойственно приносить в жертву себя, ее душа приспособлена к страданиям. И в этой черте характера у нее тоже есть двойники:

1) Соня – Лизавета. Они обе проститутки, обе безропотно принимают страдания, которые на них обрушиваются. Лизавете кротко принимает свою смерть, но Соня, наоборот, помогает спастись Раскольникову.

2) Соня – Дуня. Внешне эти девушки похожи мало: Дуня – решительный человек, она социально активна и благополучна. Однако Дуня тоже жертвует собой ради брата и матери (например, работает на Свидригайлова и соглашается на брак с Лужиным), тоже живет верой, а не рассудком.

3) Соня – Миколка. Оба они желают страдать. Миколка признает в том, что совершил преступление Раскольникова, даже не зная, кто виноват на самом деле. Он все время живет с мыслью о боге, стремится очистить душу через страдания.

Таким образом, в романе сталкиваются два мира: правда рассудка и правда веры. До самого эпилога не ясно, чем закончится их борьба. Но все-таки побеждает вера: когда Соня приезжает к Раскольникову на каторгу и привозит ему Евангелие, он читает и понимает, что действительно необходимо раскаиваться и старадать.

Однако некоторые герои не участвуют в этой борьбе. Например, Порфирий Петрович и Разумихин – они простые обыватели, они не думают о «правде». Принимают теорию Раскольникова, но не торопятся использовать ее в жизни.

У Порфирия Петровича, следователя, своя правда – гражданская. Он хочет, чтобы в государстве был порядок, а не хаос; по его мнению, одному человеку непозволительно распоряжаться судьбами других.

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: «Сверхчеловек» в литературе: байронические мотивы у Пушкина и Лермонтова
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbspГорький «Старуха Изергиль»: композиция рассказа, образы героев

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *