Правление ивана 3 в москве кратко – Москва при Иване 3 — Иван Третий Великий — Правители России — Каталог статей

Москва при Иване 3 - Иван Третий Великий - Правители России - Каталог статей

Царствование Ивана 3 берет свое официальное начало после смерти отца князя Василия в марте 1462 года. Как старший сын Иван получил по заранее оставленному отцом завещанию часть великокняжеских земель, включающих в себя 16 главных городов. При нем началось возрождение Успенского собора в Москве. Князь решил создать жилье по своему рангу и положению. Работы по строительству Успенского собора велись в 1472-1479 годы. Внешними данными собор должен был напоминать Владимирский собор 12 века. Также князь решил создать жилье по своему рангу и положению. В 1485 году началось строительство стен кремля, вместо деревянных и каменных были возведены кирпичные. Молодой кремль воплотил в себе стремление молодого государства к величию. Итальянские зодчие такие как: Марко Руффо, Антонио Солари и др. соорудили из бывшего кремля строение весьма крепкое и неприступное для своего времени. Мастера из Пскова выстроили Благовещенский и Архангельский соборы, великокняжеский дворец частью, которой и стала Гранитовая палата. По сообщению летописцев с 1479-1505 годы было возведено не менее 25 церквей. Московская армия отличалась от других княжеств и земель, мощью, количеством и качеством военной подготовки. Войско Москвы в течение долгого периода воевало с Литвой, татарским войском, где и приобрело необходимую сноровку. Образование в Москве при Иване 3 можно было получить частным образом в маленьких школах, руководителями которых были «учителя» или «мастера» из среды духовенства. Главными предметами московских школ были чтение, письмо, пение. Азбуки, по которым обучались дети, были рукописные, и приобрести их можно было на рынке. В 15 веке в Москве активно меняется экономическое положение. Москва становится крупным ремесленным городом, в состав которой входили Китай город, территория Кремля, Заяузье, Занеглименье и др. территории. Сельское хозяйство переходит на «трехполье» позволяющее собирать большее количество урожая. Улучшение производительности труда в близлежащих окрестностях содействовало росту населения в городе, что увеличило число ремесленников и торговли в Москве при Иване 3. Археологические раскопки показали, что направление работы московских ремесленников было разнообразным. Самое распространенное ремесло того времени «гончарное». Посуда изготавливалась из глины: горшки, миски, кастрюли, игрушки, свистульки. Московские мастера добывали железо из руды, такие умельцы по металлу назывались кричниками и серебряниками. Топливом служил древесный уголь. Мастера изготавливали как украшения в виде булавок, подвесок так и колокола, пушки. Впоследствии в Москве появляется «Пушечная изба» на реке Неглинной, современных улицах Неглинная и Пушечная. Московские мастера отличились в изготовлении кожаной обуви, ремней, подошв для лаптей. Раскопки подтвердили, что на протяжении многих веков процесс изготовления обуви остается неизменным. Косторезное производство и резьба по дереву также имела свое развитие в Москве. Из кости вырезали ложки, пуговицы, шахматные фигуры и печати. Ремесло развивалось от ручной работы к станку. Успешно развивались плотницкое и бондарное ремесло, портняжное и оружейное ремесло. Новые технологии задели только оружейное ремесло, в производстве огнестрельного оружия. При Иване 3 Москва становится центром русской письменности, оставив в наследие немало рукописей. К сожалению, многие труды сгорели при пожарах и разорении.

rhistory.ucoz.ru

Москва в правлении Ивана 3, история

Peratca

17 февр. 2014 г., 20:49:45 (4 года назад)

Москва при Иване 3Царствование Ивана 3 берет свое официальное начало после смерти отца князя Василия в марте 1462 года. Как старший сын Иван получил по заранее оставленному отцом завещанию часть великокняжеских земель, включающих в себя 16 главных городов. При нем началось возрождение Успенского собора в Москве. Князь решил создать жилье по своему рангу и положению. Работы по строительству Успенского собора велись в 1472-1479 годы. Внешними данными собор должен был напоминать Владимирский собор 12 века. Также князь решил создать жилье по своему рангу и положению. В 1485 году началось строительство стен кремля, вместо деревянных и каменных были возведены кирпичные. Молодой кремль воплотил в себе стремление молодого государства к величию. Итальянские зодчие такие как: Марко Руффо, Антонио Солари и др. соорудили из бывшего кремля строение весьма крепкое и неприступное для своего времени. Мастера из Пскова выстроили Благовещенский и Архангельский соборы, великокняжеский дворец частью, которой и стала Гранитовая палата. По сообщению летописцев с 1479-1505 годы было возведено не менее 25 церквей. Московская армия отличалась от других княжеств и земель, мощью, количеством и качеством военной подготовки. Войско Москвы в течение долгого периода воевало с Литвой, татарским войском, где и приобрело необходимую сноровку. Образование в Москве при Иване 3 можно было получить частным образом в маленьких школах, руководителями которых были «учителя» или «мастера» из среды духовенства. Главными предметами московских школ были чтение, письмо, пение. Азбуки, по которым обучались дети, были рукописные, и приобрести их можно было на рынке. В 15 веке в Москве активно меняется экономическое положение. Москва становится крупным ремесленным городом, в состав которой входили Китай город, территория Кремля, Заяузье, Занеглименье и др. территории. Сельское хозяйство переходит на «трехполье» позволяющее собирать большее количество урожая. Улучшение производительности труда в близлежащих окрестностях содействовало росту населения в городе, что увеличило число ремесленников и торговли в Москве при Иване 3. Археологические раскопки показали, что направление работы московских ремесленников было разнообразным. Самое распространенное ремесло того времени «гончарное». Посуда изготавливалась из глины: горшки, миски, кастрюли, игрушки, свистульки. Московские мастера добывали железо из руды, такие умельцы по металлу назывались кричниками и серебряниками. Топливом служил древесный уголь. Мастера изготавливали как украшения в виде булавок, подвесок так и колокола, пушки. Впоследствии в Москве появляется «Пушечная изба» на реке Неглинной, современных улицах Неглинная и Пушечная. Московские мастера отличились в изготовлении кожаной обуви, ремней, подошв для лаптей. Раскопки подтвердили, что на протяжении многих веков процесс изготовления обуви остается неизменным. Косторезное производство и резьба по дереву также имела свое развитие в Москве. Из кости вырезали ложки, пуговицы, шахматные фигуры и печати. Ремесло развивалось от ручной работы к станку. Успешно развивались плотницкое и бондарное ремесло, портняжное и оружейное ремесло. Новые технологии задели только оружейное ремесло, в производстве огнестрельного оружия. При Иване 3 Москва становится центром русской письменности, оставив в наследие немало рукописей. К сожалению, многие труды сгорели при пожарах и разорении.

istoria.neznaka.ru

Усиление роли Москвы при Иване III

Москва превратилась в столицу централизованного Российского государства. Вокруг Кремля были сооружены каменные стены с мощными башнями. На кремлевской территории приглашенный из Италии архитектор Аристотель Фиораванти возвел каменный пятиглавый Успенский собор. Кроме того, в Кремле построили Грановитую палату и Большой Каменный дворец.

Московский Кремль при Иване III. Художник А.М. Васнецов

Марфа Посадница. Уничтожение новгородской вольности при Иване III (1478).

Художник К.В. Лебедев

Иван III приобрел оставшуюся часть Ростовского княжества. Под начало Москвы перешел Новгород, а затем Тверь и Вятская земля. Многие западные русские области, принадлежавшие Литве, приняли покровительство московского князя. То, что в состав России вошли земли с проживавшими на них нерусскими народностями, привело к созданию многонационального государства. В своем завещании Иван III сыну Василию отдал старшинство и бб городов, четверых других наделил незначительным количеством волостей. При этом запретил им чеканить собственную монету и иметь дипломатические отношения с иностранными государствами. Н.М. Карамзин писал: «Иоанн оставил государство, удивительное пространством, сильное народами, еще сильнейшее духом правления...».

Стояние при Угре. Это событие, произошедшее в 1480 году, положило конец татаро-монгольскому игу.

Назад

Далее

russkie-tsari.ru

Вопрос 1. Правление Ивана III

На протяжении сорока трех лет Москвой правил великий князь Иван Васильевич или Иван III (1462–1505 гг.).

Основные заслуги Ивана Третьего:

  1. Присоединение обширных земель.

  2. Укрепление государственного аппарата.

  3. Повышение международного престижа Москвы.

К Москве были присоединены Ярославское княжество (1463 г), Тверское княжество 1485 г., Ростовское княжество 1474 г. Новгород и его владения 1478 г. Пермский край 1472 г.

Иван Третий вел успешные войны с Великим княжество Литовским. По договору 1494 года Иван III получил Вязьму, иные земли, его дочь, княжна Елена Ивановна, вышла замуж на нового великого князя литовского Александра Ягеллона. Однако родственные связи, протянувшиеся между Москвой и Вильно (столицей Литвы), не предотвратили новой войны. Она обернулась для зятя Ивана III настоящей военной катастрофой.

В 1500 г. войска Ивана III разгромили литовцев на реке Ведроше, а в 1501 г. вновь нанесли поражение под Мстиславлем. Пока Александр Ягеллон метался по своей стране, пытаясь наладить оборону, московские воеводы занимали все новые и новые города. В результате, Москва поставила под контроль огромную территорию. По перемирию 1503 года Великое княжество литовское отдало Торопец, Путивль, Брянск, Дорогобуж, Мосальск, Мценск, Новгород-Северский, Гомель, Стародуб и множество других городов. Это был самый крупный военный успех за всю жизнь Ивана III.

По мнению В.О.Ключевского после объединения земель Московское княжество стало национальным, теперь вся великорусская народность проживала в его пределах. При этом Иван именовал себя в дипломатической переписке как государь всея Руси, т.е. высказывал свои претензии вообще на все земли, которые когда-то входили в состав киевского государства.

В 1476 г. Иван Третий отказался выплачивать дань правителям Орды. В 1480 г. после стояния на Угре владычество татарских ханов закончилось уже и формально.

Иван Третий успешно заключал династические браки. Его первой супругой была дочь Тверского князя. Этот брак позволил Ивану Васильевичу претендовать на Тверское княжение. В 1472 г. вторым браком он женился на племяннице последнего византийского императора Софье Палеолог. Московский князь становился как бы преемником византийского императора. В геральдике Московского княжества стал использоваться не только образ Георгия Победоносца, но и византийский двуглавый орел. В начале 16 в. стали развиваться идеологическая концепция, которая должна была обосновать величие нового государства (Москва – 3 Рим).

При Иване III на Руси, особенно в Москве, много строили. В частности, воздвигли новые стены Кремля, новые храмы. К инженерной и другим службам широко привлекались европейцы, прежде всего, итальянцы.

В конце своего правления Иван Третий втянулся в острый конфликт с православной церковью. Князь стремился ограничить экономическое могущество церкви, лишить ее налоговых льгот. Однако этого ему сделать не удалось.

В конце 15-начале 16 вв. стал формироваться государственный аппарата Московского княжества. Князья в присоединенных землях становилась боярами московского государя. Эти княжества теперь назывались уездами и управлялись наместниками-кормленщиками из Москвы.

Присоединенные земли Иван 3 использовал для создания системы поместий. Дворяне-помещики во владение (не в собственность) участки земли, которые должны были обрабатывать крестьяне. В обмен дворяне несли военную службу. Поместная конница стала ядром армии Московского княжества.

Аристократический совет при князе назывался Боярской думой. В нее входили бояре и окольничие. Возникли 2 общегосударственных ведомства 1. Дворец. Управлял землями великого князя. 2. Казна. Ведала финансами, государственной печатью, архивами.

В 1497 г. был издан первый общегосударственный судебник.

Личная власть великого князя резко усилилась, что видно из завещания Ивана. Преимущества великого князя Василия 3 перед другими членами княжеской семьи.

  1. Теперь только великий князь собирал налоги в Москве и вел уголовный суд по важнейшим делам. До этого князья наследники владели участками в Москве и могли собирать там налоги.

  2. Исключительное право чеканить монету. До этого и великий и удельные князья имели такие права.

  3. Если братья великого князя умирали, не оставив сыновей, то их уделы переходили к великому князю. До этого удельные князья могли распоряжаться своими вотчинами по своему усмотрению.

Также по договорным грамотам со своими братьями Василий 3 присвоил себе единоличное право вести переговоры с иностранными державами.

Василий III (1505—1533 гг.), унаследовавший престол от Ивана III, продолжил его курс на строительство единой русской державы. При нем потеряли независимость Псков (1510), а также Рязань (1521). В 1514 г. в результате новой войны с Литвой был захвачен Смоленск.

Противостояние Московского государства и Великого княжества Литовского

Великое княжество Литовское.

Данное государство усилилось в середине 13 в. поскольку его правители сумели успешно противостоять отрядам немецких крестоносцев. Уже в середине 13 в. литовские правители стали присоединять русские княжества к своим владениям.

Важной особенностью Литовского государства была его двуэтничность. Меньшую часть населения составляли собственно литовцы, в то время как большинство населения были славянами-русинами. Необходимо отметить, что процесс расширения Литовского государства был относительно мирным. Причины:

  1. Присоединение часто происходило в форме династических союзов.

  2. Доброжелательная политика литовских князей по отношению к православной церкви.

  3. Русский (русинский) язык стал официальным языком великого княжества Литовского и использовался в делопроизводстве.

  4. Развитая правовая культура Литовского княжества. Существовала практика заключения письменных договоров (рядов), когда местные элиты договаривались о своем праве участвовать в выборе наместников для своих земель.

К середине 14 в. Великое княжество Литовское объединило все западные русские земли кроме Галиции (входила на тот момент в состав Польского королевства).

В 1385 г. литовский князь Ягайло вступил в династический брак с польской принцессой Ядвигой и подписал в Крево соглашение, которое во многом определило судьбу литовского государства. Согласно Кревской унии Ягайло брал на себя обязательство обратить все население Литовского княжества в истинную католическую веру, а также отбить захваченные Тевтонским орденом польские земли. Соглашение было выгодно для обеих сторон. Поляки получали мощного союзника для борьбы с Тевтонским орденом, а Литовский князь помощь в династической борьбе.

Заключение Кревской унии помогло Польскому и Литовскому государству в военном отношении. В 1410 г. соединённые войска двух государств нанесли решающее поражение армии Тевтонского ордена в битве под Грюнвальдом.

В то же время вплоть до конца 1430-х гг. Литовское княжество переживало период напряжённой династической борьбы. В 1398-1430 гг. великим князем Литовским был Витовт. Он сумел консолидировать разрозненные литовские земли, вступил в династический союз с Московским княжеством. Тем самым Витовт фактически дезавуировал Кревскую унию.

В 1430-е гг. князь Свидригайло сумел объединить вокруг себя знать Киевских, Черниговских и Волынских земель, которые были недовольны политикой католизации и централизации и начал борьбу за власть во всем Литовском государстве. После напряженной войны 1432-1438 гг. он потерпел поражение.

В социально-экономическом отношении Литовское княжество развивалось весьма успешно на протяжении 15-16 вв. В 15 в. многие города перешли на так называемое Магдебургское право, которое гарантировало самоуправление и независимость от княжеской власти. С другой стороны, громадную роль в жизни Литовского государства играла знать, которая фактически делила государство на зоны влияния. Каждый князь имел собственную систему законодательства и налогообложения, свои военные отряды, контролировал органы государственной власти в своих землях. 15 из 40 городов, которые располагались на территории современной Беларуси находились на магнатских землях, что зачастую ограничивало их развитие.

Постепенно Литовское государство все больше интегрировалось с Польским. В 1447 г. польский король и литовский князь Казимир издал общеземельный привилей, который гарантировал права шляхты (дворянства) как в Польше, так и в Литве. В 1529 и 1566 гг. Панская рада (совет аристократов, высший орган управления Литовского государства) инициировал создание 2 Литовских статутов. Первый кодифицировал нормы гражданского и уголовного права. Второй статут регулировал взаимоотношения шляхты и аристократов. Шляхта получала гарантированные права на участие в органах местного и государственного управления (сеймики и вальные сеймы). В то же время была проведена административная реформа, по примеру Польши страна была разделена на воеводства.

В сравнении с Московским государством Литовское княжество отличалось большей религиозной терпимостью. На территории княжества сосуществовали и конкурировали православная и католическая церкви, в середине 16 в. достаточно большое распространение получил протестантизм.

Отношения Литвы и Москвы на протяжении второй половины 15-16 вв. были по большей части напряженными. Государства конкурировали между собой за контроль над русскими землями. После серии успешных войн Иван 3 и его сын Василий третий суме=ли присоединить пограничные земли в верховьях Оки и Днепра, важнейшим успехом Василия 3 стало присоединение после долгой борьбы стратегически важного Смоленского княжества в 1514 г.

В ходе Ливонской войны 1558-1583 гг. Литовская армия на первом этапе боевых действий потерпела серьезные поражения от войск московского царя. В результате в 1569 г. между Польшей и Литвой была заключена Люблинская уния. Причины заключения: 1. Военная угроза со стороны московского царя. 2. Экономическая ситуация. В 16 в. Польша была одним из крупнейших торговцев зерном в Европе. Литовская знать желала получить свободный доступ к такой выгодной торговле. 3. Привлекательность польской шляхетской культуры, большие правовые гарантии которые были у польской шляхты. 4. Для поляков важно было получить доступ к очень плодородным, но плохо освоенным землям Литовского княжества. Согласно унии в составе единого государства Литва сохраняла свое судопроизводство, администрацию и русский язык в делопроизводстве. Особо была отмечена свобода веры и сохранение местных обычаев. При этом Волынские, Киевские земли передавались в состав Польского королевства.

Последствия унии: 1. Увеличение военного потенциала. Польский король Стефан Баторий сумел нанести тяжелые поражения войскам Ивана Грозного, московское царство в итоге утратило все свои завоевания в Прибалтике. 2. Мощная миграция польского населения и населения Галиции на восток Литовского государства.3. Рецепция польской культуры в первую очередь местной русской знатью. 4. Оживление духовной жизни, поскольку православной церкви было необходимо конкурировать в борьбе за умы с католиками и протестантами. Это способствовало развитию системы образования.

В 1596 г. по инициативе католической церкви в Бресте была заключена церковная уния между католической и православной церквями Речи Посполитой. Унию активно поддерживали польские короли, которые рассчитывали на консолидацию своего государства.

Согласно унии православная церковь признавала верховенство римского папы и ряд католических догматов (filioque, концепция чистилища). При этом сохранялась в неизменности православная обрядность.

Уния не только не способствовала консолидации общества, но наоборот расколола его. Только часть православных епископов признала унию. Новая церковь получила наименование греко-католической или униатской (с 18 в.). Другие епископы сохранили верность православной церкви. В этом их поддержала значительная часть населения Литовских земель.

Дополнительное напряжение вносила деятельность запорожского и украинского казачества. Отряды вольных людей-христиан отправлялись за добычей в Дикое поле еще в 13 в (бродники). Однако консолидация казачества в серьезную и признанную силу происходит в 15-16 вв. из-за постоянных набегов Крымского ханства. В ответ на набеги возникла Запорожская Сечь как профессиональное воинское объединение. Польские короли активно использовали запорожских казаков в своих войнах, однако казаки оставались источником смут, поскольку к ним присоединялись все недовольные текущей ситуацией.

studfiles.net

Новый облик стольного града | Историк

Правление Ивана III изменило статус Москвы: она стала центром уже не одного из государств Руси (пусть и имевшего существенные размеры и влияние), а общерусской столицей. Конечно, это не могло не повлиять на ее облик

Московский Кремль при Иване III. Худ. А.М. Васнецов

Великий князь сыграл решающую роль в формировании внешнего вида своей столицы. Сооружения эпохи Ивана III до сих пор являются визитной карточкой Москвы.

Пожарная безопасность

В XV веке Москве, бывшей в целом деревянным городом, постоянно грозило полное уничтожение огнем, причиной которого мог стать малейший случай. Отсюда и возникла знаменитая столичная пословица «От копеечной свечки вся Москва сгорела» – во времена Ивана III это отнюдь не было метафорой.

Чтобы надежно защитить Кремль от пожаров, нужно было создать вокруг крепости специальную зону, свободную от деревянной застройки. В 1493 году великий князь своим указом очистил от построек район, примыкавший к реке Неглинной (сегодня на этом месте раскинулся Александровский сад), и запретил в дальнейшем возводить здесь деревянные строения. Также на реке соорудили плотину, благодаря которой возник пруд – дополнительная водная защита от огня. Впрочем, этих мер оказалось недостаточно.

В том же году пожар вспыхнул к югу от Кремля, на другом берегу реки Москвы – в Замоскворечье. Никакого чуда не произошло: сильный ветер перенес огонь в крепость, отчего пострадали Житный двор у Благовещенской башни, великокняжеские владения, выгорели многие церкви и частные дворы, погибло несколько сотен москвичей. Иван III даже покинул Кремль на несколько месяцев и во время восстановления его двора был вынужден жить за пределами города в обычном крестьянском доме: «…а стоял тогды после пожара у Николы у Подкопаева под Конюшнею в хрестианскых дворех». И конюшня, и дворы те давно исчезли, а вот церковь Святителя Николая Чудотворца в Подкопаеве стоит и поныне: она находится неподалеку от улицы Солянки, на углу Подкопаевского и Подколокольного переулков.

От намеченного плана Иван III не отступил: теперь «барьер» от огня создавался уже в Замоскворечье. Все частные владения, включая церковные дворы, вывели с кромки противоположного берега Москвы-реки и разбили на их месте обширный Государев сад, поставлявший овощи и фрукты к великокняжескому, а затем к царскому столу вплоть до начала XVIII века. При Петре I сад был ликвидирован, а память о нем осталась в наименовании Садовнической улицы. Кроме того, незастроенная территория появилась с восточной стороны Кремля: ее, расчищенную от руин, так и назвали – Пожар. Пройдет немного времени, и сформировавшаяся здесь площадь получит название Красная.

Лубянка, Сретенка, Спасская обитель

Другим своим знаменитым названием Первопрестольная также косвенно обязана Ивану III. Высланная в Москву после покорения Великого Новгорода тамошняя знать поселилась к востоку от Кремля. Именно новгородцы и нарекли этот район Лубянкой, в память об одной из исторических частей родного города – Лубяниц.

Схема развития Московского Кремля к 1914 году. Военная энциклопедия Сытина

После Стояния на Угре в 1480 году и окончания ордынского владычества на Руси по указу Ивана III началось строительство каменного собора Сретенского монастыря. Эта обитель была основана на месте встречи Владимирской иконы Божией Матери в 1395 году, которая, как считается, явила чудо и защитила Москву, когда той угрожало разорение полчищами Тамерлана. Налицо попытка великого князя связать два события, отделенные друг от друга 85 годами, – избавление от нашествия Тамерлана и предотвращение похода хана Ахмата на Русь. Новый собор Сретенской обители должен был символизировать преемственность политики московских правителей – со времен Василия I до эпохи Ивана III.

Москва, столичный город страны того же имени, вдвое больший, чем Прага в Богемии… Гравированный план Москвы. Civitates Orbis Terrarum. Köln, 1572–1618

Обустройство еще одного монастыря было связано с необходимостью расширения великокняжеского дворца в Кремле. В XIV веке Иван I Калита перенес в Московский Кремль древнюю Спасскую обитель, ставшую «комнатным» (то есть придворным) монастырем с небольшой братией, для которой возвели каменный собор Спаса Преображения на Бору. Но к 1490 году старый дворец стал слишком тесен, и расширить его без ликвидации монастыря оказалось невозможно. Иван III пошел на такой нелегкий шаг, не встретив, разумеется, поддержки со стороны духовенства. В качестве компромисса он не упразднил монастырь, а перевел его на иное место – за три версты от Кремля, на берег Москвы-реки, именовавшийся Крутицами. Вскоре там вырос новый каменный Спасо-Преображенский собор. Уже в 1497 году (по другим данным, в 1498-м) в его подклете был погребен Василий Юрьевич Захарьин-Юрьев, с захоронения которого берет свое начало фамильная усыпальница рода Романовых. И хотя собор Новоспасского монастыря (так теперь называлась обитель) подвергся серьезной перестройке в середине XVII века, его подцерковье осталось нетронутым. С западной стороны здания и сегодня можно увидеть небольшие капители колонн и другие детали собора эпохи Ивана III.

Сначала духовное, а потом земное

Перенос Спасского монастыря за пределы Кремля был лишь частью широкомасштабного плана реновации крепости. Обретение Москвой статуса столицы единого Русского государства повлекло за собой и необходимость изменения ее облика, придания Кремлю подобающего вида. Ветхие здания этому вовсе не способствовали, а потому Иван III начал радикальную перестройку всего кремлевского ансамбля.

Логика проведения работ прослеживается достаточно отчетливо: в первую очередь создается новый кафедральный собор, потом обустраивается митрополичий двор, после приходит время великокняжеского двора, обновляется усыпальница предков, то есть сначала – небесное и церковное, а затем – земное и светское. Тем более что прежде всего старый каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, выстроенный Иваном Калитой за полтора века до этого, теперь не соответствовал новому положению Москвы, да к тому же он сильно обветшал. Справиться с задачей удалось далеко не сразу. Так, приглашенные митрополитом Филиппом I зодчие Кривцов и Мышкин, работавшие с 1471 года, уже возвели собор до сводов, но их труды были уничтожены 20 мая 1474 года, когда в результате землетрясения здание рухнуло.

Строительство в Кремле Успенского собора. Лицевой летописный свод XVI века

Не отчаиваясь, Иван III начал все заново, и на сей раз заказчиком нового собора выступал он сам. Зодчий, Аристотель Фиораванти, был приглашен из Италии. Труд ему предстоял нелегкий: строить с использованием европейских технологий, но на русский «мотив». Для выполнения последнего условия итальянцу организовали специальную поездку во Владимир, к возведенному там Успенскому собору. Его Фиораванти взял за образец, однако стремился не просто повторить, а превзойти собор во Владимире. В этом и заключался символизм, заложенный Иваном III при постановке задачи архитектору: показать преемственность по отношению к Владимиру, историческую связь двух городов и в то же время подчеркнуть более высокое значение Москвы как единственного центра объединения русских земель. Шестистолпный белокаменный собор с пятью мощными главами был завершен в 1479-м.

Тогда же рядом с великокняжеским двором перестраивалась и резиденция главы церкви – митрополита Геронтия. Чуть позже, в 1484–1486 годах, псковские мастера, чьи имена до нас не дошли, возвели домовый храм митрополита, получивший название Ризположенского (он сохранился до наших дней практически в первозданном виде). По-видимому, работой псковичей Иван III остался доволен, потому что им же доверил строить первую часть своего дворца. Впрочем, и здесь духовное ставилось выше светского: начали возведение комплекса с домовой церкви во имя Благовещения. Существовавший с конца XIV века и отмеченный мастерством таких знаменитых иконописцев, как Андрей Рублев и Феофан Грек, Благовещенский собор, подклеты которого использовались для хранения государевой казны, не раз перестраивался. В эпоху Ивана III казна настолько разрослась, что возникла необходимость создания отдельной Казенной палаты, которая вместе с церковными подклетами выполняла бы функции хранилища ценностей. Соответствующее двухэтажное здание, спроектированное итальянцем Марко Руффо, появилось между Архангельским и Благовещенским соборами. Последний, таким образом, сохранил свое древнее основание, а верхняя его часть в 1484–1489 годах была построена заново.

«Замок великого князя»

Гордостью Ивана III стала следующая часть Государева двора – тронный зал, более известный как Грановитая палата, именовавшаяся первоначально Большой палатой. Одно из самых парадных сооружений своей эпохи, она была построена в 1487–1491 годах итальянскими зодчими Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари, использовавшими ряд западноевропейских мотивов в оформлении восточного фасада, в частности «бриллиантовый руст» – каменные блоки с гранями на четыре стороны, что и дало впоследствии название всему зданию. Согласно историческим архитектурным изысканиям, исконно здание имело более суровый облик, близкий к крепостному, – без дверей в нижней части и с контрфорсом в цоколе. Иноземные послы, которых принимали в Грановитой палате, называли дворец «замком великого князя», поскольку двор с трех сторон был огорожен собственной зубчатой стеной, а с восточной стороны был доступен лишь избранным, поднимающимся на верхнюю террасу маршами парадных лестниц с золочеными решетками (сейчас осталось только Красное крыльцо, примыкающее к Грановитой палате с юга).

Сооружения эпохи Ивана III до сих пор являются визитной карточкой Москвы

Основная часть великокняжеского дворца была возведена в 1492–1493 годах в дереве. По счастливому стечению обстоятельств во время московского пожара 1493 года она не сильно пострадала. И все же Иван III желал создать новый двор в камне, чтобы он гармонировал с новыми соборами и зданиями в Кремле. В 1499-м мастер Алевиз Фрязин Старый (Алоизио да Карезано) «от града Медиолама» (из Милана) на пространстве между Благовещенским собором и Боровицкими воротами начал грандиозное строительство, окончания которого Иван III, к сожалению, не увидел: работы завершились только в 1508 году, после смерти великого князя. В новом дворце поселился его наследник – Василий III, который, очевидно, был удовлетворен результатом, так как в дальнейшем итальянец Алевиз Старый принимал участие в возведении кремлевских стен.

Грановитая палата – тронный зал великого князя Ивана III. Фотография 1896 года

Впоследствии комплекс великокняжеского дворца многократно перестраивался, почти каждый правитель вносил в его облик свои коррективы. Самые масштабные работы проводились в 1838–1849 годах архитектором Константином Тоном по указу императора Николая I: появился существующий и поныне Большой Кремлевский дворец, а многие старые здания разобрали «по ветхости». Большинство построек рубежа XV–XVI веков оказались серьезно переделаны или утрачены вовсе. И тем не менее нельзя сказать, что дворец Ивана III исчез полностью, его фрагменты и сейчас видны с Соборной площади. К примеру, частично сохранились Святые сени, связывающие Грановитую палату с остальным комплексом дворца, уцелели Постельные хоромы, расположенные под Теремным дворцом.

«Иван Великий»

Всего за полгода до смерти, по-видимому предчувствуя скорую кончину, Иван III занялся возведением нового Архангельского собора, поручив работу еще одному итальянцу – Алевизу Новому. Как и Успенский, Архангельский собор стоял в камне со времен Ивана Калиты, будучи усыпальницей московских князей. Символична дата закладки нового собора – 21 мая 1505 года, день памяти святых равноапостольных царя Константина и матери его царицы Елены, благодаря которым христианство стало официальной религией Римской империи, а в Иерусалиме был построен храм Гроба Господня. Преемственность Москвы Второму Риму уже прослеживалась довольно отчетливо: Византийской империи с центром в Константинополе после захвата того турками более не существовало, а племянница последнего императора Константина XI, известная как Софья (Зоя) Палеолог, стала супругой Ивана III. Пройдет немного времени, и эта идея получит окончательное оформление в доктрине «Москва – Третий Рим».

Параллельно с закладкой нового Архангельского собора началось возведение новой церкви Святого Иоанна Лествичника – с массивной колокольней, призванной служить звонницей для всех кремлевских храмов. Строительство под руководством архитектора Бона Фрязина будет завершено уже после смерти великого князя, в 1508 году, но имя Иван Великий закрепится за ней навсегда. Вполне естественно, что имя это не только обозначало посвящение церкви, находившейся при колокольне, но и подчеркивало ее мемориальный характер – в честь основателя Ивана III. Колокольня задумывалась как самый значительный памятник московскому правителю, практически завершившему объединение русских земель вокруг Москвы, перечеркнувшему власть Орды на Руси и открывшему путь к будущей империи. Символично и то, что, пережив немало страшных событий, колокольня Ивана Великого осталась целой и невредимой, устояв даже перед пытавшимися ее взорвать в 1812 году наполеоновскими солдатами. Сам император Франции хотел вывезти крест с нее, полагая, что он сделан из чистого золота, однако бросил его неподалеку, убедившись, что это не так.

Вид на Московский Кремль в XIX веке

СТРОИТЕЛЬСТВО КОЛОКОЛЬНИ ПОД РУКОВОДСТВОМ АРХИТЕКТОРА БОНА ФРЯЗИНА будет завершено уже после смерти великого князя, в 1508 году, но имя Иван Великий закрепится за ней навсегда

Интересно, что колокольня долгое время была не только главной звонницей города (с нее начинался столичный перезвон на Пасху и другие церковные праздники), но и его высотным ограничителем. Существовал особый закон, согласно которому запрещалось строить здания, превосходящие по высоте кремлевскую колокольню, ослушавшиеся же могли подвергнуться суровому наказанию. Нарушившего это правило Александра Меншикова, чья Меншикова башня (храм Архангела Гавриила возле Чистых прудов) получилась на полторы сажени выше, покарало само небо, причем в прямом смысле: в шпиль башни ударила молния. Даже Екатерина II, в конце XVIII века одобрившая строительство новой колокольни Новоспасского монастыря, приказала сделать ее на один ярус ниже, чтобы не превысить уровень «Ивана Великого». Лишь в XIX столетии, после возведения храма Христа Спасителя, запрет постепенно был забыт.

Стены с «ласточкиным хвостом»

В массовом же сознании самым известным и наиболее заметным памятником Ивану III стали кремлевские стены и башни. При их возведении великий князь думал в первую очередь не об облике столицы, а о безопасности: прежняя белокаменная крепость, построенная еще Дмитрием Донским, обветшала и была буквально усеяна деревянными «заплатками». В случае атаки врага – татар, литовцев и других – такие стены не могли быть надежной защитой. В то же время заменить старые укрепления «в один момент», не ослабив оборону города, было физически невозможно. В связи с этим работы изрядно растянулись и велись параллельно с остальным строительством в Кремле. По мере разборки стен и башен из белого камня сооружались новые – из крупного кирпича (вес каждого составлял около 8 килограммов).

Для создания оборонительной системы Иван III вновь обратился к итальянским зодчим, отлично зарекомендовавшим себя при возведении кремлевских соборов и Грановитой палаты: Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алевизу Фрязину Старому, Антону Фрязину. Строительство началось в 1485 году с Тайницкой башни на берегу Москвы-реки, получившей название по тайному выходу к реке (благодаря ему при осаде горожане могли пополнять запасы воды), и в целом было завершено в начале XVI века. Финальная же точка была поставлена в 1516-м, уже при Василии III. Первым делом выстроили стены вдоль берега Москвы-реки, далее перешли к участку вдоль нынешней Красной площади, после чего работы перенеслись на берег Неглинной (вдоль современного Александровского сада). С появлением рва вдоль восточной части стены Кремль окончательно превратился в остров, окруженный водой.

Разумеется, стены и башни Кремля еще не раз претерпевали изменения. Сначала это было продиктовано необходимостью повышения обороноспособности крепости, затем, напротив, снижением ее военной роли, а кроме того, изменившимися эстетическими вкусами: так, в конце XVII века суровый вид приземистых башен показался слишком угрюмым, и тогда большинство из них увенчали декоративными шатрами. Некоторые участки разбирались, чтобы потом быть собранными заново, как это было при Екатерине II. Но основа кремлевских стен и их общие очертания сохранились со времен Ивана III. Неизменной оказалась и главная, самая узнаваемая деталь – зубцы формы «ласточкин хвост», перекочевавшие на стены Московского Кремля с североитальянских крепостей (наиболее известный пример – замок Сфорца). Так новый Кремль стал достойной «оправой» и защитой для величественных сооружений, построенных великим князем Иваном III.

Никита БРУСИЛОВСКИЙ

xn--h1aagokeh.xn--p1ai

Москва и Литва в правление Ивана III

Собирая во время своего правления Русскую землю, мог ли Иван Васильевич забыть, что западные и юго-западные русские волости были в руках литовских князей, постоянных врагов Москвы? Мог ли он забыть, что Казимир Литовский поддерживал восстание в Новгороде и подбивал Ахмата напасть на Москву? Лишь только миновала татарская гроза, Иван III задумал силою добывать от Литвы русские земли. Дальновидный и осторожный, он стал готовиться исподволь к борьбе, искал себе союзников между соседями Литвы: породнился с молдавским господарем Стефаном – на его дочери женил своего сына; вступил в дружбу с венгерским королем; искал союза и с германским императором; скрепил дружбу с Менгли-Гиреем договорами; обещал помощь против кипчацких ханов ему только в том случае, если он будет постоянно беспокоить своими набегами Казимира. Наконец, и в самой Литве Иван III нашел союзников. В западной Руси никогда не умирала мысль о родстве с Москвой и Восточной Русью: язык да одна и та же православная вера поддерживали связь между ними. Притом Иван Васильевич во время своего правления постоянно выставлял себя защитником православия не только в своих владениях, но и в литовских. Когда рушилось ненавистное татарское иго над Москвой, и она окрепла в могучее государство, многие в западной Руси стали смотреть на Ивана III, о тонком уме которого и дальновидности шла повсюду слава, как на природного государя всей Русской земли. Мелкие пограничные князья (по большей части потомки черниговских), из которых одни были в подданстве у Литвы, а другие служили Москве, ссорились между собою, вели старые родовые усобицы. Некоторые из этих князей, зависевших от Литвы, недовольные литовским правительством, у которого нельзя было часто найти ни суда, ни управы, переходили из литовского подданства в московское. Так перешел на службу к Ивану III князь Белевский, затем князья Одоевские, Воротынские и др. С переходом этих князей и вотчины их отделялись от Литвы и попадали под ведение Москвы. Напрасно литовское правительство доказывало, что многие земли этих князей, как пожалованные литовскими князьями за верную службу предкам отъезжавших князей, должны остаться в руках литовского правительства: Иван III ни на что не обращал внимания. Мало того. Князья, новые подданные Москвы, нападали на земли своих родичей, оставшихся в подданстве у Казимира, захватывали их волости и присоединяли к своим. Эта мелкая пограничная война шла беспрерывно. Поводов к большой войне было всегда вдоволь. На границе владений Литвы и Москвы с той и с другой стороны развелось много разбойничьих шаек, – купцам тут и проезду не было. Житье здесь было совсем плохое. От московских подданных шли бесконечные жалобы на литовских разбойников, а литовские подданные жаловались на московских. Казимир сильно злобился на Ивана III за то, что он принимал к себе изменников литовских, щедро жаловал их и вотчины их присоединял к Москве; но до самой смерти Казимира войны Литвы с Москвою не было.

Умер он в 1492 г., Польша и Литва разделились между его сыновьями: Яну Альбрехту досталась Польша, Александру – Литва.

Иван Васильевич немедленно послал своих воевод на Литву; Менгли-Гирей должен был ударить на нее со своей ордой. Трудно было Литве отбиваться от двух врагов. Литовское правительство добивалось мира; предложено было Ивану III выдать за литовского князя его дочь – думали таким образом склонить его к уступкам и вечному миру; но он и слышать не хотел об этом браке и о мире, пока Литва не уступит Москве все завоеванные им земли. С каждым днем эти завоевания увеличивались: московская рать подвигалась вперед, забирала один литовский город за другим: служилые князья не переставали переходить из литовского подданства в московское, – пришлось поспешить исполнить требования Ивана Васильевича.

В Москву явилось посольство из Литвы; старший посол от имени Александра сказал Ивану III на торжественном приеме:

– Дал Бог, что мы приняли с тобой любовь, братство и докончание (договор), как отцы наши имели его; но мы хотим еще лучших отношений с тобою. Если то Богу угодно, дал бы ты за нас свою дочь, чтобы мы были с тобою в вечной дружбе и родственной связи теперь и навеки.

– Слышали мы ваши речи, – отвечал великий князь, – и с Божьею помощью хотим такого сближения с вашим государем. Как Бог захочет, так и дело будет.

Прежде свадьбы Иван III уладил государственные дела. Город Вязьма, князья Одоевские, Воротынские, Новосильские и Белевские отошли от Литвы к Москве со своими вотчинами. В грамоте титул государя был так написан: «Божиею милостию, государь всея Руси и великий князь владимирский, московский, новгородский, псковский, тверской, югорский, пермский, болгарский и иных». Иван Васильевич первый стал писать при сношениях с Литвою в своем титуле слова: всея Руси. Это очень не нравилось литовскому князю, под властию которого было много русских земель; но делать было нечего – пришлось уступить и заключить мир на всей воле московского государя.

В 1495 году совершилось бракосочетание Александра и Елены, дочери Ивана III. Литовский великий князь дал тестю обещание не понуждать жены к католичеству. Отпуская дочь из Москвы в Литву, Иван Васильевич строго-настрого наказывал: «К латинской божнице ей не ходити, а ходити ей к своей церкви». Литовский князь не добился браком с Еленой «вечной дружбы» тестя, но тот своих выгод не упустил. Начал он с того, что постоянно жаловался, будто бы дочь его в Литве нудят к перемене веры. Никакие доводы, ни даже письма дочери не могли разуверить его в этом. Затем он стал жаловаться на притеснения в Литве вообще православных русских,

«Дошел до нас слух, – писал Иван III дочери, – что муж твой нудит тебя и иных людей отступить от закона греческого. Ты в этом мужа не слушай, до крови и до смерти в этом деле пострадай, к римскому закону не приступай, чтобы от Бога душою не погибнуть, а от нас и от всего православного христианства не быть в проклятии, и сраму от иных вер православию не делай. Ответь нам обо всем этом, правда ли то, и мы тогда к мужу твоему пошлем, зачем он делает против своего слова и обещания».

Не дожидаясь ответа, Иван III начал враждебные действия против Литвы; завел опять переговоры с крымским ханом о нападении на нее. В это время князья Василий Шемячич (внук Шемяки) и Семен Можайский переходили от Литвы в подданство Москвы. Они отдавали под верховную власть московского государя все земли, пожалованные им дедом и отцом (Стародуб, Чернигов, Любеч, Новгород-Северск и др.). Перешли на сторону Ивана и еще несколько мелких князей и бояр (князья Масальские, бояре Мценские, Серпейские и др.). Причиною перехода выставлялись притеснения православия в Литве. (Католическому духовенству здесь позволялось обращать православных в католичество). Принимая этих отъездчиков к себе на службу, Москва нарушала мирный договор с Литвою. Но могла ли она отказаться от таких крупных «примыслов» к Русской земле? Иван III больше не медлил и послал разметную грамоту (объявление войны) своему зятю. Вслед за грамотой была послана и большая военная сила.

Эта шедшая в конце правления Ивана Васильевича война шла очень удачно для Москвы. Московская большая рать под начальством князя Даниила Щени встретила литовское войско на речке Ведроше, у Дорогобужа, 14 июля 1500 г. и нанесла литовцам решительное поражение благодаря ловко устроенной засаде. Сам гетман, князь Острожский, и другие литовские воеводы попались в плен. Затем под Мстиславлем рати Ивана III снова победили литовцев. Два с лишком года еще продолжалась война. В нее вмешались ливонские рыцари. Магистр их Вальтер фон Плеттенберг одержал, благодаря своим пушкам, две победы над русскими, но все же большой пользы своим союзникам не принес; наконец, несмотря на все свое мужество, должен был отступить. Александр запросил мира. Литовские послы прибыли в Москву 4 марта 1503 г. для заключения мира. Они привезли между прочим письма от Елены к отцу, матери и братьям.

Житье Елены было незавидно в Литве: она не могла удержать своего отца от войны с мужем, между тем этого от нее требовали; ее даже подозревали в том, что она сносится с Иваном III и Москвой во вред Литве.

В своем любопытном письме к отцу Елена писала между прочим:

«Дочь твоя челом бьет. Государь мой муж послал к тебе великих послов о тех обидных делах, которые от твоих людей, с Божия попущения, начались. Вся вселенная вопиет, и ни на кого, как только на меня, что будто я к тебе, государю, пишу, приводя тебя на то дело, и говорят, какой отец бывает враг детям своим. Господин государь-батюшка! Вспомни, что я служебница твоя и ты отдал меня за такого же брата своего, как и ты сам. Ведаешь и сам, что ты дал ему за мною и что я ему потом принесла; однако государь и муж мой, король и великий князь Александр, взял меня с доброю волею и держал меня в чести и жалованье и в той любви, какая прилична мужу к своей подруге; и теперь держит в той же мере, нисколько не нарушая первой ласки и жалованья, позволяет мне сохранять греческую веру, ходить по своим церквам, держать на своем дворе священников, дьяконов и певцов для совершения литургии и другой службы Божией, как в литовской земле, так и в Польше, и в Кракове, и по всем городам. Мой государь-муж не только в этом, да и в других делах, ни в чем перед тобою не отступил от своего договора и крестного целования... Король, его мать, братья, зятья, сестры, паны-рада – вся земля – все надеялись, что со мною из Москвы в Литву пришло все доброе, вечный мир, кровная любовь, дружба и помощь на поганство; но теперь видят, что со мною пришло всевозможное зло: война, рать, осада, сожжение городов и волостей; проливается христианская кровь; жены остаются вдовами, дети сиротами, плен, плач, крик, вопль. Вот каково жалованье, какова любовь твоя ко мне... Вся вселенная, государь, ни на что, а только на меня вопиет, что это кровопролитие сталось от моего прихода в Литву, будто я государю моему пишу и тебя на это привожу; если б, говорят, она хотела, никогда того лиха не было бы! Мило отцу дитя; какой отец враг детям своим? И сама разумею и вижу по миру, что всякий печалуется детками своими, только одну меня по моим грехам Бог забыл. Слуги наши чрез силу свою, трудно поверить какую, казну дают за дочерьми своими, и не только дают, но потом каждый месяц навещают, и посылают, и дарят, и тешат, и нё одни паны, все простые люди деток своих утешают; только на одну меня Господь Бог разгневался, что пришло такое нежалование. Я, господин государь, служебница твоя, ничем тебе не согрубила, ничем перед тобою не согрешила и из слова своего не выступила. А если кто иное скажет, – пошли, господин, послов своих, кому веришь: пусть обо всем испытно доведаются и тебе скажут... За напрасную нелюбовь твою нельзя мне и лица своего показать перед родными государя моего мужа, и потому с плачем тебе, государю моему, челом бью: смилуйся над убогою девкою своею; не дай недругам моим радоваться о беде моей и веселиться о плаче моем. Когда увидят твое жалованье ко мне, то я всем буду и грозна, и честна, а не будет твоей ласки – сам, государь-отец, можешь разуметь, что все родные и подданные государя моего покинут меня... Служебница и девка твоя, королева польская и великая княгиня литовская, Олена, со слезами тебе, государю-отцу своему, низко челом бьет».

Почти то же писала Елена и матери своей и братьям. Иван III отвечал из Москвы на письмо дочери так:

«Что ты, дочка, к нам писала, то тебе непригоже было писать... Нам гораздо ведомо, что муж твой посылал к тебе отступника греческого закона, владыку смоленского и бискупа виленского и чернецов-бернардинов, чтобы ты приступила к римскому закону; да не к тебе одной посылал, а ко всей Руси посылал, которая держит греческий закон, чтобы приступали к римскому закону. А ты бы, дочка, помнила Бога и наше родство и наш наказ и держала бы греческий закон крепко, и к римскому закону не приступала бы, и римской церкви и папе не была бы послушна ни в чем, и не ходила бы к римской церкви, и не норовила бы никому душой, и мне, и себе, и всему роду нашему не чинила бы бесчестия. Хотя бы тебе, дочка, пришлось за это и до крови пострадать – пострадай!.. Бей челом нашему зятю, а своему мужу, чтобы тебе церковь греческого закону поставил да чтобы и панов, и паней дал бы тебе греческого закона, а панов и паней римского закона от тебя отвел. А если ты приступишь к римскому закону волею или неволей, погибнет душа твоя от Бога и быть тебе от нас в неблагословении, и я тебя не благословлю, и мать тебя не благословит, а зятю своему мы того не спустим; будет у нас с ним непрерывная рать».

Венгерский король и папа со своей стороны просили также Ивана III о примирении с Литвою, Польские послы добивались того, чтобы заключить «вечный» мир и чтобы Москва отдала обратно Литве завоеванные земли. Иван Васильевич не согласился. Было заключено лишь перемирие. За Москвою оставались земли князей, перешедших к Ивану III; притом он открыто заявил, что будет добывать от Литвы древние русские земли, захваченные ею.

– Отчина королевская, – говорил он, – земля польская и литовская, а Русская земля – наша отчина. Киев, Смоленск и многие другие города – давнее наше достояние. Мы их будем добывать. Хотите вечного мира, – сказал он в заключение литовским послам, – отдайте Смоленск и Киев.

Перемирие было заключено, по воле Ивана Васильевича, на шесть лет (с 1503 по 1509 год). Таким образом, в правление Ивана III граница московских земель отодвинулась далеко на запад.

rushist.com

Иван 3 | Фонд творческих проектов

Биография Ивана 3 (кратко)

Родился Иван Васильевич в семье Великого Московского князя Василия Васильевича. Накануне своей смерти отец Ивана составил завещание, согласно которому земли распределяются между своими сынами. Так старший сын Иван получает в свои владения 16 центральных городов, включая и Москву.
 Вступив во владения, после смерти отца, он издает указ, согласно которому чеканятся золотые монеты с именами царя и его сына. Первая жена Ивана 3 рано умирает. В целях породнится с Византией царь вступает в повторный брак с Софьей Палеолог. В браке у них рождается сын Василий. Однако царь на престол назначает не его, а своего внука Дмитрия, отцом которого являлся Иван Молодой- сын от первого брака, который рано скончался. В смерти Ивана Молодого царь обвинил вторую жену, которая была враждебно настроена против пасынка, но впоследствии была прощена. Объявленный ранее наследником престола внук Дмитрий вместе со своей матерью Еленой оказались в опале, их заточили в тюрьму, где впоследствии убили Елену. Чуть раньше умирает и Софья. Не смотря на обоюдную ненависть при жизни, их обеих хоронят рядом в церкви Вознесения.
 После смерти второй жены царь тяжело болеет, он слепнет на один глаз и у него перестает двигаться рука, что говорит о поражении головного мозга. 27 октября 1505 года царь Иван 3 умирает. Согласно его завещания власть переходит к его сыну от второго брака Василию 3.
Внешняя политика Ивана 3

 За времена царствования Ивана 3 прекращается многолетняя зависимость от Орды, более того он яро поддерживает противников Орды. Происходит окончательное становление Российского независимого государства.
 Внешняя политика имела успех и в восточном направлении, благодаря правильному сочетанию военной силы и дипломатических переговоров царю удалось присоединить к московской политике Казанское ханство.
В период правления Ивана 3 небывалого подъема достигло архитектурное строительство. В страну были приглашены итальянские мастера, которые привнесли новое течение в архитектуре - Возрождение. Развивается новый виток идеологии, появляется герб, с изображенным на нем двуглавым орлом.
Судебник Ивана 3

 Одним из важных моментов правления стал Судебник Ивана 3, принятый в 1497 году. Судебник представлял собой свод законов, которые применялись в то время на Руси. В этом , своего рода, муниципальном акте фиксировались: перечень повинностей должностных лиц, право крестьян на переход к другому феодалу, только накануне или после Юрьева дня, с обязательной уплатой налога за проживание. Это были первые предпосылки к дальнейшему укоренению крепостного права. Согласно Судебника самосуд не допускался ни при каких обстоятельствах, происходил контроль и корректирование торговых сделок. Была введена новая форма землевладения - поместная, согласно которой землевладельцы работают и покоряются царю.
Внутренняя политика Ивана 3

 Во времена царствования Ивана Васильевича большинство земель вокруг самой Москвы объединились, а сама Москва стала центром государства. В состав вошли: Новгородская земля, Тверское, Ярославское, Ростовское княжество. После победы над Великим Литовским княжеством были присоединены: Чернигов, Брянск и Новгород-Северский. Благодаря политике и завоеваниям, Россия получила право самостоятельно принимать решение. Появились приказная и поместная система управления. Во внутренней политике был взят курс на централизацию страны. В период управления Ивана Васильевича культура достигла небывалого подъема: был возведен Успенский собор, стремительно развивалась летопись.
 Правление Ивана 3 было успешным и сам царь был назван "Великим".

Источник: http://rhistory.ucoz.ru/

ftp-culture.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *