Образ и характеристика Отца художника в Портрете Гоголя сочинение
Одним из второстепенных персонажей произведения является отец живописца, описанного в повести, живущий в подмосковном городке Коломна и занимающийся росписью церквей и храмов.
Писатель представляет героя в образе пожилого старца, прожившего непростую судьбу, которую отец рассказывает своему сыну, художнику.
Сюжетная линия произведения построена на появлении в жизни героев повести мистического портрета, нарисованного отцом художника.
Когда-то давно иконописец задумывает нарисовать картину, изображающую лик духа тьмы, и он решает нарисовать портрет соседа, занимающегося ростовщичеством. Сосед выражает желание быть увековеченным на картине, поскольку желает оставаться на земле и после собственной смерти.
Ростовщик является хитрым и непорядочным человеком, обманывающим клиентов, берущих у него в долг деньги, и предъявляющим грабительские проценты по долгу. Кроме этого, ростовщик имеет уникальную способность возвращать долги клиентов, несмотря на их социальный статус, выбивая деньги любым возможным способом. После встреч с ростовщиком у людей, бравших у него взаймы, возникают тяжелые жизненные ситуации в виде помутнения рассудка, одержимости, ревности, злости, совершения преступлений либо самоубийств.
Начав работу над портретом, отец художника не может довести ее до финального результата, поскольку нарисованные глаза ростовщика, смотрящие на него с рисунка, кажутся художнику живыми и устрашающими. Спустя время старый ростовщик умирает, а его портрет отец художника отдает своему другу, поскольку в его жизни наступает череда жизненных неурядиц, связанная с потерей близких и родных людей. Отец художника решает принять монашеский сан с целью искупления грехов и создания картины о божественном рождестве.
Отец завещает своему сыну, обучающемуся мастерству художника, разыскать портрет, приносящий людям беды и горести, и уничтожить картину. Художник выполняет просьбу отца лишь спустя пятнадцать лет, отыскав портрет на одном из столичных аукционов, но уничтожить его не может, так как картины таинственным способом исчезает из помещения, где хранилась.
Повествуя о мистических событиях, происходящих с героями повести, писатель раскрывает смысл произведения, заключающийся в приобретении счастья путем использования внутренней силы человека, а не с помощью материальных благ.
Характеристика 2
В повести Николая Гоголя «Портрет»выделяется персонаж, который является отцом художника. Он приходится отцом одному художнику из приведённых автором в произведении. Данный персонаж живет в городе под названием Коломна. Его основной работой является роспись храмов. Но в один момент в его голову прокралась совсем не хорошая мысль. Её суть заключалась в том, что он захотел изобразить духа тьмы.
Спустя некоторое время к отцу художника явился один ростовщик, который приносил всем одни лишь несчастья. Он выдавал денежные средства в долг под определённый процент. Людям казалось, что сделка была довольно выгодной. Однако, когда подходило время возвращения долга с процентами, оказывалось, что он разорял людей. Ещё более худшим обстоятельством являлось то, что с людьми, бравшими средства под проценты, происходили странные вещи. Кого-то одолевала зависть, кого ревность, кто-то становился ненормальным, а кое-кто был одержимым. Некоторые даже заканчивали свою жизнь самоубийством.
В процессе работы над портретом процентщика отцу художника казалось, что на него взирали живые глаза. Из-за этого обстоятельства он не мог далее плодотворно работать. Когда старик увидел этот портрет, он стал говорить отцу художника, что собирается жить в портрете после собственной смерти. Через некоторое время старик на самом деле скончался. Ужасный портрет автор подарил своему другу, а сам удалился в монастырь. Также отец художника пережил смерть своих родственников и родных людей. Находясь в монастыре он стал писать картину «Рождество Иисуса», дабы его грех был искуплен и прощён.
Всю эту жуткую историю с портретом и его злодеяниями отец художника пересказал старшему сыну. Его он передал на обучение в Художественную Академию. После этого отец настоятельно просил сына отыскать и сжечь злосчастный портрет. Либо уничтожить его другим способом. Но отцовское поручение сыну удалось исполнить выполнить не скоро. Лишь по прошествии продолжительных пятнадцати лет сын смог его отыскать. Он находился в Петербурге, на одном аукционе, коих тогда было множество. Однако у сына ничего не вышло. Ему не удалось достать и уничтожить портрет, потому как того на стене вдруг не оказалось. Но как это произошло, никто не знает.
Другие сочинения:Образ и характеристика Отца художника в Портрете
Несколько интересных сочинений
характеристика или образ Чарткова в повести «Портрет»
В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете. Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину. После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года. Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете. Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: «У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…» . Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу. Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…» . После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…» . Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает
touch.otvet.mail.ru
Образ Ростовщика в повести Портрет Гоголя и го характеристика сочинение
Портрет — одна из повестей Николая Васильевича Гоголя, входящая в цикл «Петербургские повести». На мой взгляд «Портрет» выделяется на фоне остальных повестей не только оригинальным сюжетом, но и необычными героями.
Одним из таких героев является ростовщик, чей портрет лежит в основе сюжета этой повести, но его тайна в большей степени остаётся загадкой, и лишь во второй части произведения Н. В. Гоголь описывает нам историю возникновения этого портрета, который является необычайно живым.
Ростовщик – загадочный, уже довольно немолодой мужчина. О его происхождении известно очень мало, никто даже не знает откуда он родом и какое его имя. Он высокого роста, крепкий и смуглый: похож на грека или на индуса. Весь его образ овеян некой аурой, покрыт оболочкой, которая мешает добраться до его сущности. На том самом портрете, где художник-самоучка изобразил ростовщика, тот одет в азиатскую одежду, а его глаза вызывали не только восхищение, но и дрожь по всему телу. Ростовщик не имел ни жены, ни детей. Он жил только с одной служанкой в маленьком доме в Коломне, где в то время жили либо отставные генералы, либо их родственники, либо простые крестьяне. Но он не относился ни к одному из этих типов людей: во-первых, он был необычайно богат, а во-вторых он не имел родственников в Коломне.
Про ростовщика ходили легенды: все люди, которые брали у него деньги взаймы в скором времени умирали либо обезумевали. Например, один государственный служащий навлек на себя гнев самой Императрицы. Если верить слухам, то ростовщик давал деньги под немыслимые проценты, которые мог умело завуалировать буквально в двух условиях, которые с виду кажутся совершенно приемлемыми.
Ростовщик хотел увековечить себя, свою душу и свои несметные богатства, попросив местного художника нарисовать его портрет. Как вам уже известно, художник изобразил на портрете глаза, которые вселяли ужас и вгоняли в ступор почти всех людей, которые смотрели на этот портрет.
Загадочная история, не полностью раскрытый образ и события, происходящие в книге делают ростовщика главным героем произведения и одним из самых загадочных персонажей, созданных Николаем Васильевичем Гоголем.
Другие сочинения:Образ Ростовщика в повести Портрет
Несколько интересных сочинений
sochinite.ru
Психология портрета героя в произведениях Гоголя
Некоторые критики и историки литературы утверждали, что Гоголь, будучи творцом юмористических и сатирических портретов, мало проявлял интереса к изображению психологии человека. Взгляд этот, несомненно, ошибочен. Комическое и сатирическое изображение героев у Гоголя отнюдь не противопоставлено раскрытию их психологии. Напротив, юмористический и сатирический образы возникали на основе глубокого воплощения обыденных мыслей и чувств героев, их стремлений. Воссозданию душевного мира изображаемых им людей Гоголь уделял живейшее внимание. Сам он неоднократно отмечал свою способность верно “угадывать” человека. В одном из писем ОН заявлял: “Из всего того, что мною написано, несмотря На все несовершенство написанного, молено, однако же, видеть, что автор знает, что такое люди, и умеет слышать, что такое душа человека” (XIII, 168). Правдиво очертить существо героя для Гоголя и означало верно изобразить его внутренний мир. Изображая черты его духовного облика в связи с реальным миром, писатель раскрывал широкое обобщающее значение нарисованного характера.
Одним из художественных
Во многих исследованиях повторяется мысль, что обрисовка внутреннего мира действующих лиц в произведениях Гоголя непохожа на то, как это делали Пушкин, Толстой, Достоевский, и что они шли более верным путем в этой области и достигли более значительных результатов. То, что Гоголь не похож на Пушкина, также как и на Толстого, Достоевского, совершенно очевидно. И это хорошо. Что же касается верных путей и более значимых результатов, то по отношению к литературе и искусству такого рода умозаключения представляются весьма поспешными, лишенными реального содержания. Каждый крупный художник слова идет своим путем и добивается своих творческих завоеваний, отличающихся неповторимым своеобразием. Завоевания Гоголя и в сфере раскрытия психологии человека поистине огромны, и об этом ясно’ свидетельствует великая обобщающая сила созданных им образов, типов, ставших нарицательными наименованиями различных человеческих характеров. Разве могло бы это произойти, если бы изображение Гоголем людей не отличалось глубоким проникновением в их внутренний мир?
Те способы обрисовки юмористических и сатирических образов, о которых сейчас шла речь, лишь частично используются в произведениях, посвященных “маленьким” людям, и почти совсем отсутствуют в “Тарасе Бульбе”. Вместо них или в сочетании с ними реализованы другие средства и способы изображения.
Сатирическое освещение в повестях о “маленьких” людях распространяется прежде всего на социальное окружение основных героев, на тех лиц, которым они противопоставлены или с которыми вступают в конфликт. Социальным окружением в этих сочинениях выступает большой город, департамент, чиновный мир с его сановным начальством. Подобно некоторым сатирическим образам, в “Невском проспекте” в двух планах изображен Петербург – в своем внешнем парадно-величественном виде и том мрачном его облике, который вырисовывается при более близком с ним знакомстве. Парадная сторона жизни Петербурга резко контрастирует с его внутренним реальным бытием. Развенчивается не Пискарев, а чуждый ему социальный мир, развенчивается процветающая пошлость в облике Пирогова.
Многих своих героев Гоголь изображал в их обособлением существовании, в эгоистической изолированности. Сильный отпечаток замкнутости лежит и на внутреннем “я” “маленьких” людей, но это обособление “тех, кто находится в положении париев. Одновременно с тем “маленькие” люди вступают в острое Столкновение с мрачной социальной действительностью. Не конфликты властно вторгаются в повседневное бытие миленького” человека, независимо от его воли и желания, оказывают неустранимое воздействие на его судьбу. Изображение различных связей и столкновений “маленьких” людей с социальным окружением в широком смысле и составляет основной способ их обрисовки.
Но способ этот получает свое неоднозначное выражение в освещении внутреннего мира отдельных героев – “маленьких” людей. По своему психологическому складу Поприщин существенно отличается от Башмачкина, так же как последний от Писка рева. Каждый из них соприкасается с общими и со “своими” конфликтами. И круг интересов, переживаний у каждого свой, что и определяет специфику изобразительных и выразительных средств.
В отличие от повседневных “раздробленных” характеров “Мертвых душ” и овеянных сочувственным юмором образов “маленьких” людей, в исторической эпопее изображены люди смелых порывов, высоких и благородных стремлений. Рисуя Тараса Бульбу и его боевых товарищей, Гоголь отказался от использования принципов сопоставления мнимого и реального, ложного и истинного. Это совершенно естественно; суть героико-эпического характера заключалась в другом. Гоголь отошел здесь от двупланового построения образа, но в нем и не было необходимости, ибо снятие покровов уступало место утверждению героя, изображению величия человека.
В цельных и могучих характерах писатель подчеркивал силу и глубину патриотических стремлений. Свои подлинные чувства и стремления героям “Тараса Бульбы” нет надобности как-либо вуалировать. Они носят открытый и ясный характер, в отличие от обычной мимикрии, к которой прибегает низменная пошлость. В то же время проявление этих чувств лишено какой-либо нарочитой внешней аффектации. Патриотические стремления вошли в плоть м кровь Тараса, Остапа и их товарищей. Защита родины, борьба за ее освобождение для них составляет то, с чем связаны их лучшие помыслы.
Если при обрисовке мелочных характеров на первый план выступали обособленность их друг от друга, вечная подозрительность и недоверие, то в “Тарасе Бульбе” Гоголь показывает те широкие порывы и стремления, которые создают тесные связи между людьми, объединяют их в общем движении.
Так же как и в других реалистических произведениях, в исторической эпопее Гоголь выявляет условия формирования характеров. Однако, рисуя новую сферу жизни, народную среду в ее историческом прошлом, писатель по-иному подходит к решению этой творческой задачи. Внимание его сосредоточено в данном случае не на характеристике бытового уклада, социального “окружения”, а прежде всего на изображении общих исторических условий возникновения и развития казачества, на описании особенностей его жизни в целом.
Широкие и вольные характеры сложились тогда, “когда вся южная первобытная Россия, оставленная своими князьями, была выжжена дотла неукротимыми набегами монгольских хищников; когда, лишившись дома и кровли, стал здесь отважен человек; когда на пожарищах, ввиду грозных соседей и вечной опасности, селился он и привыкал глядеть им прямо в очи, разучившись знать, существует ли какая боязнь на свете”. Рядом с национальными чертами и особенностями казачества Гоголь вскрывает социальные истоки образования того общественного организма, который выдвинул смелых и сильных героев. В описании Сечи выпукло оттенено, что там среди других “были те, у которых уже моталась около шеи веревка и которые вместо бледной смерти увидели жизнь”; там “были те, которые дотоле червонец считали богатством”.
rus-lit.com
Сочинение на тему Два художника в повести Портрет, Гоголь читать бесплатно
Два художника
Повесть «Портрет» была написана Н. В. Гоголем в 1835 году, а затем отредактирована в 1842 году. Общественность восприняла ее неоднозначно, так как произведение было мистическим. В нем автор рассказал историю жизни двух художников, столкнувшихся с одним и тем же портретом, обладающим сверхъестественной силой. Мотив был использован традиционный: богатство в обмен на душу. В произведении затронуты такие социально-значимые темы, как борьба добра со злом, проблема назначения искусства, власть денег над человеком.
С главным героем мы знакомимся в первой части. Его зовут Чартков Андрей Петрович. Он молодой и талантливый художник, которому, однако, не везет в финансовом вопросе. Какими бы хорошими не были его картины, много заработать на них он не может. Более того, он настолько беден, что с трудом может себе позволить комнатку в неухоженном доме и свечи для работы в вечерний час. Однажды судьба ему преподносит неожиданный сюрприз. Купив на последний двугривенный картину, художник обнаруживает в рамке мешочек с деньгами, после чего у него начинается новая жизнь.
Картина эта, однако, необычная. На ней изображен старик азиатской внешности с пронзительными, будто живыми глазами. Он настолько живо выглядит, что, кажется, натурщик вот-вот выскочит из картины и заговорит. Собственно, именно это и привлекло внимание Чарткова. Все, что происходило с ним потом, было уже последствиями покупки этой картины. Художник разбогател, перебрался из бедного жилища в роскошные апартаменты, купил новые кисти, краски, холсты, а заодно и дал объявление в газету. К нему стали обращаться влиятельные заказчики.
Их портреты он теперь рисовал, не прикладывая никаких усилий. Всего два дежурных штриха и портрет был готов. Так он зарабатывал гораздо больше денег, чем усердным трудом, поэтому он предпочел материальное благополучие. При этом он перестал совершенствовать свой талант, поэтому вскоре стал посредственностью. Он жутко завидовал другим более талантливым художникам. Характер у него стал скверный. Чартков дошел до того, что сжигал свои и чужие картины. В результате он стал безумным и быстро умер.
На это обстоятельство пролил свет второй художник, о котором мы узнаем из второй главы. Его имя остается для нас загадкой, так как автор его не упоминает. Портрет старика-азиата, который обогатил Чарткова, был нарисован отцом этого художника — талантливым живописцем. Когда-то к нему с просьбой нарисовать портрет обратился сосед-ростовщик, у которого была дурная слава. Все, занимавшие у него деньги, становились несчастливыми. Но дело художника рисовать, а не копаться в жизненных обстоятельствах своих натурщиков, поэтому он с удовольствием взялся за работу.
Вскоре, однако, отец художника пожалел об этом. Чем дольше он рисовал портрет соседа, тем больше ему казалось, что глаза на картине живые. Он так и не окончил свое произведение, а после заявления ростовщика о том, что тот хотел жить вечно в портрете, художник просто ушел в монастырь. Ростовщик вскоре умер, но портрет продолжал его дело. Он приносил людям материальное благополучие взамен на гибель души. Сын художника, которого автор упоминает во второй части, мечтает найти неоконченную работу отца и уничтожить ее, чтобы портрет больше не приносил людям несчастья.
Таким образом, мы видим двух художников из разных городов и с разными судьбами. Однако оба, так или иначе, связаны с портретом ростовщика. В случае с первым художником А. П. Чартковым, мы видим, как он проходит путь от таланта к гибели, а в случае со вторым художником — путь от совершения греха к искуплению добром.
см. также:
Другие сочинения по произведению Портрет, Гоголь
Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь
Краткое содержание Портрет, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
www.sdamna5.ru
Сочинение на тему Анализ повести Портрет, Гоголь читать бесплатно
Анализ повести
Николай Васильевич Гоголь любил описывать мистические истории, а после выхода в свет «Пиковой дамы» Пушкина в 1834 году, решил написать что-то аналогичное, в то же время уникальное. Повесть «Портрет» впервые была опубликована в 1835 году в книге «Арабески. Разные сочинения Н. В. Гоголя», а после второй авторской редакции еще раз в 1842 году в журнале «Современник». История, безусловно, привлекла к себе внимание критиков, благодаря своей сюжетной и стилистической основе.
В ней сложно выделить одного главного героя, так как в каждой части свой персонаж, вокруг которого выстроен сюжет. Однако по внешней канве событий главным действующим лицом все же является молодой и талантливый художник Андрей Чартков, который выкупил портрет неизвестного ему старика на одном из петербургских аукционов. Его внимание привлекла живость портрета и проникающие вглубь души глаза натурщика. Он глядел с неоконченного портрета, словно живой и казалось вот-вот выйдет из рамы и заговорит.
Но опытный Чартков понимал, что этот эффект на картине сохранился благодаря мастерской работе художника, кем бы он ни был. Интересно, что автор выбрал такую странную фамилию для своего героя. Она не просто режет слух, а указывает на то, что художник пребывает во власти злых чар, чреватых чертовщиной. Ни один другой персонаж в повести не наделен именем и фамилией. Во второй части автор вводит еще двух художников, сына и отца, которые напрямую связаны с ростовщиком, изображенным на портрете. В ней мы узнаем истинную историю возникновения роковой картины.
На самом деле, ростовщик еще при жизни имел плохую репутацию. Все, кто когда-либо занимали у него деньги, сталкивались с чередой несчастий. Одни сходили с ума, другие кончали жизнь самоубийством, третьи становились жуткими завистниками или ревнивцами. Когда он обратился к соседу-живописцу с просьбой нарисовать его портрет, тот и заподозрить не мог, чем обернется эта история. Не в силах довести портрет до конца, он сбежал в монастырь. При этом он потерял всех родных, кроме старшего сына, который учился вдалеке от дома.
Он давно пытался найти и уничтожить этот портрет, так как понимал, что совершил грех, запечатлев злого духа на нем, который мог приносить вред людям и после своей смерти. Одной из жертв злого ростовщика стал художник Чартков, которого портрет сначала обогатил, сделал знаменитым и преуспевающим в высших кругах человеком, а затем безумцем. В конце концов, от зависти к работам других художников, Чартков сошел с ума. Он скупал лучшие картины и сжигал их. Сам он вскоре умер от чахотки.
Во второй части повести мы видим, как сын коломенского живописца пытается выкупить портрет ростовщика на аукционе. Он рассказывает присутствующим ужасную историю картины, чтобы те позволили ему выкупить ее и уничтожить. Но как только он завершает рассказ, оказывается, что картина каким-то загадочным образом исчезла, испарилась с того места, где висела. Кто-то предположил, что она была украдена, но художник в этом сильно сомневался. Страшный портрет так никому уничтожить не удалось.
см. также:
Другие сочинения по произведению Портрет, Гоголь
Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь
Краткое содержание Портрет, Гоголь
Краткая биография Николая Гоголя
www.sdamna5.ru