Портрет 1 часть – . . . .

ЧАСТЬ I Нигде не останавливалось столько народа

ЧАСТЬ I

Нигде не останавливалось столько народа, как перед картинною лавочкою на Щукином дворе. Эта лавочка представляла, точно, самое разнородное собрание диковинок: картины большею частью были писаны масляными красками, покрыты темнозеленым лаком, в темножелтых мишурных рамах. Зима с белыми деревьями, совершенно красный вечер, похожий на зарево пожара, фламандский мужик с трубкою и выломанною рукою, похожий более на индейского петуха в манжетах, нежели на человека – вот их обыкновенные сюжеты. К этому нужно присовокупить несколько гравированных изображений: портрет Хозрева-Мирзы в бараньей шапке, портреты каких-то генералов в треугольных шляпах, с кривыми носами. Сверх того, двери такой лавочки обыкновенно бывают увешаны связками произведений, отпечатанных лубками на больших листах, которые свидетельствуют самородное дарованье русского человека. На одном была царевна Миликтриса Кирбитьевна, на другом город Иерусалим, по домам и церквам которого без церемонии прокатилась красная краска, захватившая часть земли и двух молящихся русских мужиков в рукавицах. Покупателей этих произведений обыкновенно немного, но зато зрителей-куча. Какой-нибудь забулдыга-лакей уже, верно, зевает перед ними, держа в руке судки с обедом из трактира для своего барина, который, без сомнения, будет хлебать суп не слишком горячий. Перед ним уже, верно, стоит в шинели солдат, этот кавалер толкучего рынка, продающий два перочинные ножика; торговка-охтенка с коробкою, наполненною башмаками. Всякой восхищается по-своему: мужики обыкновенно тыкают пальцами; кавалеры рассматривают серьёзно; лакеи-мальчики и мальчишки-мастеровые смеются и дразнят друг друга нарисованными карикатурами; старые лакеи во фризовых шинелях смотрят потому только, чтобы где-нибудь позевать; а торговки, молодые русские бабы, спешат по инстинкту, чтобы послушать, о чем калякает народ, и посмотреть, на что он смотрит. В это время невольно остановился перед лавкою проходивший мимо молодой художник Чартков. Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем того человека, который с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости. Он остановился перед лавкою и сперва внутренно смеялся над этими уродливыми картинами. Наконец, овладело им невольное размышление: он стал думать о том, кому бы нужны были эти произведения. Что русской народ заглядывается на Ерусланов Лазаревичей, на объедал и обпивал, на Фому и Ерему, это не казалось ему удивительным: изображенные предметы были очень доступны и понятны народу; но где покупатели этих пестрых, грязных, масляных малеваний? кому нужны эти фламандские мужики, эти красные и голубые пейзажи, которые показывают какое-то притязание на несколько уже высший шаг искусства, но в котором выразилось всё глубокое его унижение? Это, казалось, не были вовсе труды ребенка-самоучки. Иначе в них бы, при всей бесчувственной карикатурности целого, вырывался острый порыв. Но здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоуправно стала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесл, бездарность, которая была верна однакож своему призванию и внесла в самое искусство свое ремесло. Те же краски, та же манера, та же набившаяся, приобыкшая рука, принадлежавшая скорее грубо сделанному автомату, нежели человеку!.. Долго стоял он пред этими грязными картинами, уже наконец не думая вовсе о них, а между тем хозяин лавки, серенький человечек, во

rulibrary.ru

НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ "ПОРТРЕТ", НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ "ПОРТРЕТ", Ч...

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ «ПОРТРЕТ», ГЛАВА 1, ЧАСТЬ 5

- Слава богу, черт их унес! - сказал Чартков,  когда  услышал

затворившуюся в передней дверь.

Он выглянул в переднюю, услал за чем-то Никиту, чтобы быть совершенно

одному, запер за ним дверь и, возвратившись к себе в комнату, принялся с

сильным сердечным трепетаньем разворачивать сверток. В нем были червонцы,

все до одного новые, жаркие, как огонь. Почти обезумев, сидел он за золотою

кучею, все еще спрашивая себя, не во сне ли все это. В свертке было ровно их

тысяча; наружность его была совершенно такая, в какой они виделись ему во

сне. Несколько минут он перебирал их, пересматривал, и все еще не мог прийти

в себя. В воображении его воскресли вдруг все истории о кладах, шкатулках с

потаенными ящиками, оставляемых предками для своих разорившихся внуков, в

твердой уверенности на будущее их промотавшееся положение. Он мыслил так:

"Не придумал ли и теперь какой-нибудь дедушка оставить своему внуку подарок,

заключив его в рамку фамильного портрета?" Полный романического бреда, он

стал даже думать, нет ли здесь какой-нибудь тайной связи с его судьбою: не

связано ли существованье портрета с его собственным существованьем, и самое

приобретение его не есть ли уже какое-то предопределение? Он принялся с

любопытством рассматривать рамку портрета. В одном боку ее был выдолбленный

желобок, задвинутый дощечкой так ловко и неприметно, что если бы капитальная

рука квартального надзирателя не произвела пролома, червонцы остались бы до

скончания века в покое. Рассматривая портрет, он подивился вновь высокой

работе, необыкновенной отделке глаз; они уже не казались ему страшными, но

все еще в душе оставалось всякий раз невольно неприятное чувство. "Нет, -

сказал он сам в себе, - чей бы ты ни был дедушка, а я тебя поставлю за

стекло и сделаю тебе за это золотые рамки". Здесь он набросил руку на

золотую кучу, лежавшую пред ним, и сердце забилось сильно от такого

прикосновенья. "Что с ними сделать? - думал он, уставив на них глаза. -

Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату,

работать. На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на

квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе

отличный манекен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру,

накуплю гравюр с первых картин. И если поработаю три года для себя, не

торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником".

Так говорил он заодно с подсказывавшим ему рассудком; но извнутри

раздавался другой голос, слышнее и звонче. И как взглянул он еще раз на

золото, не то

www.lingq.com

Портрет. Часть I | Литературное обозрение

The portrait painter — Карл Шпицвег

Во все времена главным предметом искусства был человек. Искусство не может существовать без положительного героя, образца для подражания. В мировой живописи мы постоянно встречаемся с воплощением представлений о главных достоинствах личности. Только искусство в состоянии наглядно показать, каким может быть и должен быть человек. Не случайно ещё со времён античности в женских образах подчеркивалась, прежде всего, физическая красота, а в мужских интеллект и сила. Отражая уровень материальной, художественной и духовной культуры общества, искусство оказывает мощное влияние на развитие духовности, формирует господствующее представление об идеале человека. Яркие запоминающиеся образы героев своего времени оставила нам русская живопись. Художник всегда смотрит вперёд и видит дальше, чем его современности. Так искусство проецирует будущее в настоящее.

Искусство в целом, и портретное искусство в частности не только отражает развитие общества, оно помогает появлению нового человека и рассматривает его точки зрения идеала данной эпохи.

Портрет является, пожалуй, одним из наиболее привлекательных жанров живописи и вместе с тем самым неоднозначным. Именно портрет предоставляет возможность рассуждать об образе человека, позволяет подобраться к мироощущению личности в различные эпохи.

Портрет (от французского portrait) — это жанр изобразительного искусства, а также произведения этого жанра, показывающие внешний облик конкретного человека.

Портрет передает индивидуальные особенности, неповторимые черты, присущие только одной модели (моделью называют человека, позирующего мастеру при работе над художественным произведением).

Существуют многие разновидности портрета. К жанру портрета относятся: поясной портрет, бюст (в скульптуре), портрет в рост, групповой портрет, портрет в интерьере, портрет на фоне пейзажа. По характеру изображения выделяются две основные группы: парадные и камерные портреты. Как правило, парадный портрет предполагает изображение человека в полный рост (на коне, стоящим или сидящим).

По числу изображений на одном холсте помимо обычного, индивидуального, выделяют двойной и групповой портреты. Парными называют портреты, написанные на разных холстах, если они согласованы между собой по композиции, формату и колориту. Чаще всего это портреты супругов. Нередко портреты образуют целые ансамбли — портретные галереи.

Портреты различают и по размеру, например миниатюрный. Можно выделить еще автопортрет — изображение художником самого себя. Портрет передает не только индивидуальные черты портретируемого или, как говорят художники, модели, но и отражает эпоху, в которую жил изображаемый человек.

Искусство портрета насчитывает несколько тысячелетий. Уже в Древнем Египте скульпторы создавали довольно точное подобие внешнего облика человека. Статуе придавали портретное сходство для того, чтобы после смерти человека его душа могла в нее вселиться, легко отыскать своего владельца. Этим же целям служили и живописные файюмские портреты, выполненные в технике энкаустики (восковой живописи) в I— IV вв. Идеализированные портреты поэтов, философов, общественных деятелей были распространены в скульптуре Древней Греции. Правдивостью и точной психологической характеристикой отличались древнеримские скульптурные портретные бюсты. Они отражали характер и индивидуальность конкретного человека

Изображение лица человека в скульптуре или живописи во все времена привлекало художников. Особенно расцвел жанр портрета в эпоху Возрождения, когда главной ценностью была признана гуманистическая, действенная человеческая личность Мастера Возрождения углубляют содержание портретных образов, наделяют их интеллектом, душевной гармонией, а иногда и внутренним драматизмом.

В XVII веке в европейской живописи на первый план выдвигается камерный, интимный портрет в противоположность портрету парадному, официальному, возвеличивающему. Выдающиеся мастера этой эпохи — Рембрандт, Д. Веласкес — создали галерею замечательных образов простых, ничем не знаменитых людей, открыли в них величайшие богатства доброты и человечности.

В России портретный жанр активно начал развиваться с начала XVIII в. Ф. Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский создали серию великолепных портретов знатных людей. Особенно прелестны и очаровательны, пронизаны лиризмом и духовностью были женские образы, написанные этими художниками. В первой половине XIX в. главным героем портретного искусства становится мечтательная и одновременно склонная к героическому порыву романтическая личность (на картинах О. Кипренского, К. Брюллова). Становление реализма в искусстве передвижников отразилось и на искусстве портрета. Художники В. Перов, И. Крамской, И. Репин создали целую портретную галерею выдающихся современников. Индивидуальные и типичные черты портретируемых, их духовные особенности художники передают с помощью характерных выражений лиц, поз, жестов.

Человек изображался во всей своей психологической сложности, оценивалась еще и его роль в обществе. В XX в. портрет сочетает самые противоречивые тенденции — яркие реалистические индивидуальные характеристики и абстрактные экспрессивные деформации моделей

Портреты доносят до нас не только образы людей разных эпох, отражают часть истории, но и говорят о том, каким видел мир художник, как он относился к своей модели.

Первая попытка изображения портрета насчитывает уже, по мнению ученых, ни много ни мало 27 тысяч лет. Обнаруженный во Франции, в пещере Вильоннер «Портрет» сделан мелом, но совершенно четко видны очертания лица: глаза, нос, рот.

«Портрет», возраст которого 27 тысяч лет

Но внешнее сходство — не единственное и, пожалуй, не самое главное свойство, присущее портрету. Настоящий портретист не ограничивается воспроизведением внешних черт своей модели, он стремится передать свойства ее характера, раскрыть ее внутренний, духовный мир. Очень важно также показать социальное положение портретируемого, создать типический образ представителя определенной эпохи.
Как жанр портрет появился несколько тысячелетий назад в античном искусстве. Среди фресок знаменитого Кносского дворца, найденных археологами при раскопках на острове Крит, есть целый ряд живописн

litobozrenie.com

ЭВОЛЮЦИЯ ПОРТРЕТА. Часть 1. Портретная живопись от возникновения до Раннего Ренессанса.

"Любите живопись, поэты!
Лишь ей, единственной, дано
Души изменчивой приметы
Переносить на полотно."

Николай Заболоцкий. "Портрет"

Портретная живопись - очень обширная тема, портретный жанр в исторической ретроспективе является самым ранним, самым значимым проявлением в искусстве. Уже ранние наскальные рисунки первобытного человека, представляющие собой обведенные теневые силуэты профиля, можно считать портретами эпохи. А уж "фаюмские портреты", погребальные портреты, созданные в I-III веках в Египте и продолжающие видоизмененную под греко-римским влиянием местную традицию посмертных масок на мумии, поражают воображение своей выразительностью и реалистичностью.

Ранние фаюмские портреты выполнены в технике энкаустики (восковая живопись расплавленными красками) с обильным использованием сусального золота на древесной основе. Позже стали использовать загрунтованное полотно и темперную технику, с применение яичного желтка или животного клея.

По этим погребальным маскам (а их обнаружено в разных местах более 900) мы можем судить о том, как выглядели люди той эпохи, какой была мода, что они носили, какие у них были прически и украшения...
Следующим этапом в развитии портретной живописи было раннее средневековье, когда художник был скован строгими религиозными правилами и надуманными церковными канонами. Живопись как таковая была ограничена религиозными сюжетами и изображениями всевозможных святых. Средневековое искусство не знало портрета в современном значении этого понятия, художники не преследовали цели создать живое сходство с образом оригинала. Материальный мир с его индивидуальными формами не обладал важностью и оставался всего лишь отражением, тенью мира духовного, поэтому художественную форму можно определить как "символический портрет" в иконографии и скульптуре.

Зарождение настоящего портретного жанра в живописи происходит в период поздней готики благодаря духовному пробуждению Европы, достигая своего расцвета в эпоху, именуемую Северным Ренессансом (об этом периоде поговорим отдельно позже).
Постепенно художники начали придавать святым черты лица реально существовавших людей, иногда используя даже автопортреты.

Этот период и стиль в живописи принято называть "Проторенессансом" (дученто и треченто - 1200-1300 годы), возникшим в Италии, представителями которого были такие художники, как Томазо да Модена, Симоне Мартини, Тадео ди Бартотло, но самым известным его представителем считается Джотто ди Бондоне (1266- 1337).

Джотто можно назвать основателем итальянской школы живописи, сумевшим преодолеть иконописный стиль, использовать трехмерное пространство, светотень и иллюзию глубины. Основоположник современного искусствознания и художник Джо́рджо Ваза́ри (1511 - 1574) писал о Джотто: "И поистине чудом величайшим было то, что век тот, и грубый, и неумелый, возымел силу проявить себя через Джотто столь мудро, что рисунок, о котором люди того времени имели немного или вовсе никакого понятия, благодаря ему полностью вернулся к жизни."

"Интерес Джотто к сложным пространственным и оптическим эффектам изменил историю живописи больше, чем какие-либо живописные приобретения его современников."
Можно сказать, что он был провозвестником взлета итальянской живописи вообще и портретной в частности, выразившегося уже в эпоху Раннего Возрождения (Кватроченто: 1420-1500). В этот период создавали свои шедевры Гирландайо, Гоццоли, Козимо Роселли , Мантенья, Бальдовинетти, Филиппино Липпи, Перуджино, Пьеро делла Франческа и Мазаччо. Реалистический портрет, родившийся в эпоху Ренессанса, обязан своим появлением зарождению гуманистической философии, признанию ценности внутреннего мира отдельного человека и распространению станковой живописи. Портрет очень быстро завоевывает популярность в придворной среде, где становится средством прославления государей и приближенных ко двору, великих людей страны или города.

В этот период часто можно видеть проникновение портрета в монументальную живопись на религиозную тему в качестве "скрытого" портрета, где в образе святых и библейских персонажей, изображались разные известные люди, так например, в "донаторских" портретах можно видеть лица донаторов (донатор -заказчик произведений изобразительного искусства или архитектурного сооружения), которые хотели быть запечатленными на память о своих благодеяниях, изображались они обычно коленопреклоненными и молящимися, чаще - строго в профиль.

Обычно портретные изображения располагались по краям картины или фрески, и их прототипами были выдающиеся современники, родственники правителей или сами художники, как на этом портрете Мазаччо.

Постепенно в "ренессансный"метод внедряется портретирование с натуры, и благодаря схожести с оригиналом все сильнее проявляется индивидуальность образа в произведении на религиозную тему. Савонарола (итальянский монах и реформатор 1494—1498 годов) в одной проповеди упрекал художников, за то, что они в храмах изображают святых с лицами реальных людей, а молодые люди, видя тех на улицах, говорят: «эта — Магдалина, тот — Сан Джованни, вон та — Дева Мария».

Иногда, как например, в росписи Беноццо Гоццоли в капелле волхвов в Палаццо Медичи, можно увидеть мастерство в натуралистичной передаче лица, так как каждая голова на этой фреске соответствует кому-либо из членов семьи Медичи.

Еще одним важным новшеством в станковой портретной живописи стало появление пейзажного или интерьерного фона, в отличие от более ранних портретов на одноцветном, обычно черном, фоне. Этот прием особенно ярко проявился в период Высокого Возрождения, но впервые использовался именно в Раннем.

Наряду с появлением живописного фона меняется и положение фигуры или лица - привычное профильное изображение все чаще уступает место полуобороту и полному фронтальному положению, со взглядом, устремленным вдаль или на смотрящего.

Период Раннего Возрождения имеет решающее значения для развития портретной живописи, хотя и считается, что портреты эпохи Высокого Возрождения являются более важным этапом в развитии европейского портретного искусства. "Позже портретный образ будет богаче, сложнее и тоньше, иметь больше остроты и драматизма, но в нём будет не доставать радостного и сильного чувства первого открытия ценности человеческой личности, выражение в ней безмятежной гармонии индивидуального начала и типических черт". ( Гращенков В. Н.). Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения.)

Продолжение следует. Ссылки:
1. https://gallerix.ru/lib/portretnaya-zhivopis/
2. https://paintingromanti.jimdo.com/%D0%B6%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C-%D1%8D%D0%BF%D0%BE%D1%85%D0%B8-
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1327392
4.https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BE%D1%80%D1%82%D1%80%D0%B5%D1%82_%D0%9F%D1%80%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%81%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B0
5. http://smallbay.ru/protorenessans.html
6. https://en.wikipedia.org/wiki/Renaissance.

vanatik05.livejournal.com

Портрет жены художника. Часть первая

Итак, как я и обещала, начинаю рассказы для друзей (по большей части не москвичей) о выставке Жёны, проходящей в Музее русского импрессионизма, на которой представлены портреты возлюбленных, жён и спутниц жизни русских художников конца XIX – начала ХХ веков. К сожалению, не обо всех предложенных на вернисаже художниках, а уж тем более их жёнах, можно найти достаточно информации. Я предпочитаю, чтобы работы располагались в хронологическом порядке, в данном случае по дате их создания, поэтому так случилось, что начать придётся с портрета незнакомки...


Портрет жены, 1880 год. Симферопольский художественный музей
Николай МАТВЕЕВ

Кто эта прелестная незнакомка? Об этой чаровнице, изображенной на фоне моря, в алой шляпке с белым шлейфом и полосатой шали поверх пальто, я не нашла ничего, даже имени... Только то, что она жена художника Николая Матвеева, достаточно известного живописца, ученика Евграфа Сорокина и Василия Перова, автора исторических, батальных, жанровых картин, а также портретов и пейзажей.


У окна. Портрет О.Ф. Трубниковой, 1885 год. ГТГ
Валентин СЕРОВ

На картине изображена будущая жена художника Ольга Трубникова. Их знакомство состоялось в доме тёти Серова Аделаиды Семёновны Симонович, в котором после смерти безнадежно больной матери воспитывалась Лёля. Чистяков, учитель Серова, познакомившись с молодой супругой Валентина, сказал: Ну, с такого лица только ангелов писать... Она, скромная, преданная, и стала настоящим добрым, нежным и любящим ангелом-хранителем своей семьи, гениального мужа, шестерых детей, требующих постоянного внимания, самоотдачи и немалого мужества. Ею восхищался друг Серова жизнелюб Константин Коровин, бранивший Валентина Александровича за то, что тот не баловал супругу, не дарил ей украшений (сам же Константин Алексеевич при случае компенсировал этот пробел). Миниатюрная, с мелкими чертами лица, большими серыми глазами около маленького остренького носика была похожа на голландку, что муж ей неоднократно и говорил. Не имея никаких запросов к своей собственной жизни, она служила Серову, как отклик всех его художественных желаний и обставила его жизнь во вкусе, который ему подходил, – писала её подруга Маша Симонович. Внезапно овдовев в 1911 году, Ольга Фёдоровна заболела тяжелой формой базедовой болезни, которая чуть не унесла её в могилу. Она пережила мужа на 16 лет, и все оставшиеся годы жизни посвятила творчеству Серова, его детям и внукам.


Девушка в венке, 1899–1900 годы. Музей-заповедник Абрамцево
Михаил ВРУБЕЛЬ

С выпускницей Киевского института благородных девиц и Петербургской консерватории, русской певицей, сопрано, Надеждой Ивановной Забелой Михаил Врубель познакомился на одной из репетиций оперы Энгельберта Хумпердинка Гензель и Гретель на сцене столичного Панаевского театра. И едва ли не в первый день художник сделал предложение обладательнице очаровавшего его голоса. Впоследствии он говорил её сестре, что, если бы она ему отказала, он бы покончил с собой. Но Наталья Забела практически не колебалась и 28 июля 1896 года в Швейцарии состоялась их свадьба, а затем длительное свадебное путешествие. Как писал Савва Мамонтов: Врубель благоговел перед женщинами, и всегда одна из них гостила в его сердце. Во всех изображенных им в известный период жизни женских фигурах сквозят черты той, которой он увлекался в тот момент. Но после 1896 года его сердце безраздельно принадлежало его Надежде Ивановне. Она не оставила сцену, Врубель активно участвовал в её карьере: ездил на все репетиции и спектакли, придумывал и собственноручно мастерил ей наряды для сцены и жизни и бесконечно писал свою Музу: в обычных портретах и сказочно-мифологических женских персонажах его картин (Царевны Волхова, Лебедя, Маргариты, Снегурочки, Весны и так далее). Их единственный сын, Савва, родившийся в 1901 году, не прожил и двух лет. В 1910 году Врубель, страдавший душевным заболеванием и ослепший, скончался от скоротечной чахотки. Наталья Ивановна Забела пережила мужа на три года и ушла в возрасте 45 лет.


Портрет Александры Эмильевны Визель, начало 1900-х годов
Эмиль ВИЗЕЛЬ

Жена живописца-портретиста и графика барона Эмиля Оскаровича Визеля Александра Эмильевна Штраус с медалью окончила отделение прикладного искусства школы Общества поощрения художеств, став специалистом по росписи фарфора и резьбе по дереву. У них родилось трое детей, обе дочери (Александра и Татьяна) стали художниками. Таким образом в семье царила творческая атмосфера, дом стал наполняться работами различных жанров и стилей. После убийства Кирова художник с женой и семьёй сына были высланы в Казахстан, но через год смогли вернуться в Ленинград. После смерти Александры Эмильевны в 1939 году, художник жил с дочерью, в войну остался в блокадном Ленинграде, где и скончался от истощения в 1943 году.


Портрет Лидии Сычковой, жены художника. 1903 год. Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи
Федот СЫЧКОВ

На мой вкус этот портрет стал настоящим украшением выставки Жёны... Изящная, хрупкая петербургская барышня Лида Анкудинова в 1903 году вышла замуж за подающего надежды живописца Фёдора Сычкова, сына бурлака, нищеброда, как сейчас бы сказали, вольнослушателя и выпускника Высшего художественного училища при Академии художеств Санкт-Петербурга. И в тот же год отправилась с ним на его родину в селе Кочелаево, Пензенской губернии. Здесь, в мордовской глубинке, она стала настоящей музой художника, писавшего не только очень позитивные, жизнерадостные картины из жизни, быта и отдыха местных крестьян, но и их портреты. Лидия Васильевна прожила счастливую жизнь, разделив с Федотом Сычковым все радости, удачи и печали.


Портрет в черном. Портрет Лидии Васильевны Сычковой, жены художника, 1904 год. Мордовский музей имени С.Д. Эрьзи
Этого портрета Лидии Васильевны нет на выставке, но всё же я вам решила его показать. Вряд ли ещё представится случай.


Портрет жены, 1906 год. Таллин, музей Кадриорг
Кузьма ПЕТРОВ-ВОДКИН

Свою будущую жену Марию-Жозефину художник Кузьма Петров-Водкин приглядел во время пребывания в Франции. На три месяца он поселился в недорогом, но очень уютном пансионе под Парижем. Дом был увит цветущими розами, хозяйка отвела художнику из России очень светлую комнату с окнами в сад. Тосковавшего по уюту, одинокого Петрова-Водкина привлекли домашняя обстановка, доброжелательное отношение, царившие здесь. Он был очарован дочерью хозяйки пансиона, для начала попросил разрешения написать её портрет, а затем уже на третьем сеансе осмелился сделать ей предложение: Мадемуазель Мари, не согласитесь ли вы стать моей женой? Взволнованная барышня, ничего не сказав, убежала в сад. Но уже в ноябре 1906 года молодые люди отпраздновали гражданскую свадьбу, расписавшись в мэрии, и переехали жить в Париж. Через год художник писал: Я нашел на Земле женщину.... Супруги прожили около тридцати лет в согласии, любви и нежности. Мара всегда оставалась в тени, полностью подчинила свою жизнь служению таланту мужа. Дочь Петровых-Водкиных Елена Кузьминична Дунаева вспоминала: Мама близко и остро чувствовала искусство отца, его творческие и повседневные заботы. Часто она была камертоном, к которому отец очень внимательно и доверительно прислушивался Они прожили более тридцати лет, после смерти супруга Мара издала книгу воспоминаний Мой великий русский муж, в которой, описывая своё стремление сохранить наследие художника, констатировала: С чистым сердцем я могу сказать, что сдержала клятву, данную мужу. Я нашла возможность жить для него и после смерти...


Портрет жены Е.П. Нестеровой, 1906 год. Башкирский государственный художественный музей им. М.В. Нестерова, Уфа
Михаил НЕСТЕРОВ

Если оставить за скобками достаточно бурную личную жизнь художника Михаила Нестерова до его встречи со второй женой, то можно сказать, что с супругой ему повезло... Екатерина Петровна Васильева была классной дамой его дочери Ольги в киевской гимназии. Она напросилась к художнику посмотреть одну из его картин, а тот влюбился в неё как мальчишка: Она действительно прекрасна, высока, изящна, очень умна и по общим отзывам дивный, надежный, самоотверженный человек, – писал он товарищу. Михаил Васильевич ценил в ней необычное, сердечное и умное внимание к его искусству, то, что она любит все, что ему самому дорого, ограждая его при этом от бытовых забот: Жена у плиты, варит, жарит, штопает разный хлам – я пишу-пишу... В браке у них родилось трое детей. Как и супруга, дети Нестерова позировали для многочисленных портретов, а сын Алексей стал прообразом мальчика, увидевшего Христа, на картине На Руси (Душа народа). Екатерина Петровна была верной спутницей художника на протяжении 40 лет, до самой его смерти.

У Роберта Фалька было несколько жён, поэтому разрывать их портреты по датам не буду, а покажу вместе.


Лиза на солнце, 1907 год. ГМИИ Республики Татарстан, Казань
Роберт ФАЛЬК

В анонсе я немного рассказала о Роберте Фальке. Но на выставке представлены потреты трёх жён художника, поэтому продолжу.
Елизавета Сергеевна Потехина была сокурсницей Роберта Фалька по Московском училищу живописи, ваяния и зодчества, поженились они в 1910 году несмотря на протесты родителей, происходивших из старой дворянской семьи. Ради неё Фальк перед венчанием крестился и поменял имя на Роман. Они прожили вместе одиннадцать лет, художник написал за это время полтора десятка её портретов. Супруги рисовали одни и те же пейзажи, и даже сегодня их картины того, бубнововалетского периода, нередко путают.


Девушка у окна (Раиса Идельсон), 1926 год. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А. Коваленка
Роберт ФАЛЬК

С семилетнего возраста витебская девочка Рая Идельсон писала стихи и продолжала писать (и прозу тоже) всю жизнь, в стол. Позже эта возвышенная и утончённая натура училась в местном Училище живописи и рисования у знаменитого Иегуди Пэна, который влюбился в свою ученицу и написал её портрет с кошкой на коленях, назвав его Две кошечки. Учёбу Раиса продолжила в Петербурге, став студенткой ВХУТЕМАСа, где и произошла встреча юной художницы и поэтессы с деканом живописного факультета профессором Робертом Фальком. Они полюбили друг друга и вскоре после знакомства Раиса стала третьей супругой Фалька. В 1928 году она приехала к нему в Париж. Почему распался их брак точно не скажу, но по одной из версий первая жена Фалька Лиза Потехина терпеть не могла Раису и была против того, чтобы их сын Валерий приехал к отцу во Францию, пока она рядом. Ради того, чтобы сын и отец были вместе, Раиса и ушла от него. После отъезда в Москву она постоянно переписывалась с Фальком, тон их писем не изменился даже после её повторного замужества и рождением сына. Раиса была способной художницей, однако ей не удалось в полной мере реализовать свой талант. Уже с начала тридцатых годов она была поглощена семейными проблемами и с тех пор фактически не выставлялась.


Дама в белой шали. Портрет жены Фалька А.В. Щекин-Кротовой, 1946–1947 годы. ГРМ
Роберт ФАЛЬК

Последняя, четвёртая, официальная жена Фалька экскурсовод-переводчик Ангелина Щекин-Кротова познакомилась с художником весной 1939 года на его персональной выставке в Доме писателей. Ей очень понравились его работы и она стала почти ежедневно после работы посещать её. Это заметил Фальк и незадолго до конца выставки спросил: Я часто вижу Вас здесь. Вам нравятся мои картины? и пригласил к себе в мастерскую. В том же году Ангелина вышла за него замуж. Она не была избалована прежней жизнью, поэтому аскетизм Фалька, ограничивавшего себя во всех житейских потребностях, тратившего деньги на холсты, краски, бумагу или же помощь тем, кому это нужнее, её не шокировал. Она самоотверженно помогала мужу в трудные для него периоды. Во время создания именно этого прелестного жемчужно-серебристого портрета в кружевной шали, Фальк был в опале, картины не выставлялись и не продавались, семья остро нуждалась в средствах. И Ангелина, позируя зимой у окна, после длительных сеансов слегла с воспалением легких, но держалась до последнего, понимая, насколько важно это было мужу. Когда же у Роберта Рафаиловича появилась новая возлюбленная, художница Майя Левидова, Ангелина Васильевна отнеслась к этому философски. Она страдала сердечным заболеванием и Фальк не решился расторгнуть с ней брак. Жизнь втроём: Фалька, его фактической жены Майи и официальной – Щекин-Кротовой, вызывала, мягко скажем, недоумение... Выйдя на пенсию, Ангелина Васильевна посвятила себя сохранению и популяризации творческого наследия художника, организации ряда персональных выставок Роберта Фалька, публикации статей о его творчестве.


Портрет жены, 1907 год. Музей изобразительных искусств Республики Карелии, Петрозаводск
Иосиф БРАЗ

Женой известного портретиста Осипа Браза стала подруга Любови Менделеевой-Блок художница Лола Ландсгоф. Она была приёмной дочерью крупного немецкого предпринимателя Эдуарда Ландсгофа, нажившего свои капиталы в России, но остававшегося германским подданным. Каких-то достоверных данных о дореволюционной жизни супругов Браз я не нашла. После революции Осип Эммануилович работал в Эрмитаже, где занимался реставрацией старой живописи. Но в 1924 году был арестован по ряду ложных обвинений в скупке картин для вывоза за границу и отправлен на Соловки, а затем по ходатайству Грабаря переведён в Новгород. Лола с сыновьями уехала к родственникам в Германию. Один из сыновей страдал туберкулёзом, который обострился вследствие недоедания в России. Помочь мальчику врачи не смогли и он скончался во время пребывания Браза в лагере. Затем заболел и второй сын, был госпитализирован в швейцарскую клинику. Осип Эммануилович, освобождённый к этому времени из заключения, едва успел приехать к его кончине. Вскоре супруги уехали во Францию, но там всё от того же туберкулёза скончалась и Лола. А вскоре ушёл и сам Браз...


Портрет Ванды Монастырской, 1907 год. Частная коллекция
Александр БОГОМАЗОВ

Художник с говорящей фамилией Александр Богомазов называл свою верную жену, соратницу, Музу и коллегу Ванду Монастырскую Голубкой Диной. Они познакомились во время учебы в Киевском Художественном Училище, встречались пять лет и всё это время вели трогательную переписку, в которой делились впечатлениями об искусстве, теории живописи, роли и предназначении художника. Спустя год после венчания, в 1914 году Богомазов написал трактат Живопись и элементы, посвятив его моей чуткой спутнице по жизни В.В. Богомазовой-Монастырской. Эволюцию поисков художественного стиля Богомазова легко отследить по портретам Ванды. Момент их знакомства пришелся на период увлечения художника импрессионизмом и тогда появился этот, представленный на выставке, волнующий портрет возлюбленной, напоминающий впечатление от вечерних сумерек в уютной гостиной. По мере углубления в недра авангарда, черты лица супруги становились всё более угловатыми и геометрическими, что позволило писателяю-сатирику Якову Ядову заметить:

Вот портрет жены,
Поэт вскрикнул:
Что за мода!
Ведь такой жены портрет –
Повод для развода...

Богомазов скончался от туберкулёза в 50 лет. Во время оккупации

pro100-mica.livejournal.com

Н. В. Гоголь. «Портрет». Часть I



Урок в 8-м классе

Эпиграфом к уроку служит изречение Т. Драйзера: “Искусство — это нектар души, собранный в трудах и муках”. К нему мы обратимся в конце занятия, подводя итог собственным размышлениям. В начале урока стоит вспомнить о времени, когда создавалась повесть (1834). В те годы в обществе велись споры о сущности искусства. Героями романтических произведений становились ранимые люди искусства, нередко презираемые и не понятые окружающими. Да и сама жизнь многих известных талантливых художников XIX века складывалась отнюдь не благополучно. Примерами тому могут служить судьбы Левитана, Ван Гога, Иванова, нравственная чистота и преданность высоким идеалам искусства которого восхищала Гоголя.

“Без горького, постоянного труда не бывает художников”, — замечает И. Тургенев. Жертвовать собой ради искусства или довольствоваться сытой жизнью, поставив своё искусство в услужение толпе обывателей? Какой осуществить выбор? Легко ли его сделать? На чаше весов с одной стороны — Труд, служение искусству, бедность, с другой — Деньги, богатство, слава.

Что же происходит с художником, поддавшимся искушению и изменившим искусству? Ответ на этот вопрос мы найдём в первой части гоголевского «Портрета».

Каким мы видим молодого художника в начале повести? Найдите описание его внешнего вида, квартиры, где он живёт.

Перед нами нищий художник, который “с самоотвержением предан своему труду”.

Какие перспективы открываются перед ним? О чём предупреждает его профессор?

(Чтение сцены беседы Чарткова с профессором.)

Несомненно, Чартков — “художник с талантом, пророчившим многое”. Профессор предупреждает его о том, что данный Богом дар можно погубить, завоёвывая славу и богатство рисованием “модных картинок за деньги”. “Терпи”, — даёт он совет.

А ведь трудно не поддаться искушению. И молодой художник, страдая от холода и голода, задумывается над несправедливостями жизни. Найдите в тексте его размышления. Какие слова, с вашей точки зрения, являются важными, ключевыми для понимания его натуры?

“...Иногда становилось ему Досадно, когда... даже вовсе не живописец по призванию одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг капитал... Завидно Рисовалась в голодном его воображении участь богача-живописца... бросить всё и Закутить С горя Назло всему”.

С одной стороны, можно понять по-человечески тяготы жизни молодого художника, а с другой — на нём печать таланта, бремя которого он обязан нести с достоинством. Служа высоким целям искусства, Чартков должен быть сам чист душой.

Вспомните, где мы впервые встречаемся с художником? Почему именно в Щукином дворе? Какую художественную ценность, с точки зрения автора, представляют собой картины, выставленные там?

Гоголь очень ироничен в описании шедевров, пользующихся популярностью у народа: “мишурные рамы”, “фламандский мужик с трубкою и выломанною рукой, похожий... на индейского петуха в манжетах” и тому подобное.

Какого же мнения об этих работах художник?

“Одни и те же краски, та же манера... принадлежит грубо сделанному автомату, нежели человеку...”

Чем же поразил его портрет старика?

Глядя на портрет, каждый ощущал реальность изображённого человека. Но особенно притягательны глаза старика, обладающие страшной разрушительной силой.

Какую фантастическую силу таит в себе этот портрет? Расскажите о странном сне художника.

Сон художника — фантастическая реальность. Старик оживает. Он, как дьявол, манит блеском золота несчастного Чарткова, искушая его. И художник оказывается в руках злого существа.

Проследите за чувствами и движениями Чарткова, увидевшего свёрток с деньгами, откатившийся чуть дальше остальных. Учащиеся работают с текстом, находят ключевые слова: “...вперился весь в золото, глядя неподвижно...”, “Судорожно схватил, полный Страха...” и так далее.

Сон оборачивается явью. Деньги случайно обнаруживаются в рамке портрета. Как распоряжается этими деньгами художник? На что решает их потратить?

Проследим за его действиями: сначала он зашёл к портному, затем, Не торгуясь, нанял Первую попавшуюся Великолепную квартиру, Нечаянно Купил Дорогой Лорнет, Нечаянно Купил Бездну Галстуков, Без всякой причины Прокатился в коляске и так далее.

Чартков заботится о своих удовольствиях. В нём начинает торжествовать дурная сторона натуры. Мы чувствуем разительную перемену в художнике. Став богатым, Чартков не замечает своего учителя, заказывает статьи о необыкновенных талантах новоиспечённого живописца, любуется собой, разглядывая своё отражение в зеркалах.

Как изменилось его отношение к искусству?

Считая себя непревзойдённым мастером, он низвергает авторитеты, критикует Рафаэля и Микеланджело. Чартков заявляет, что “прежним художникам уже чересчур много приписано”, а “гений творит смело, быстро”. Вспомним: над первым портретом молодой девушки он работал, как показалось даме-заказчице, уж слишком долго, но “скоро он... сам начал дивиться чудной быстроте... своей кисти”. Теперь он пишет картины всего два дня.

Приносит ли прежнюю радость и удовлетворение процесс творчества?

“Уже стали ему надоедать одни и те же портреты и лица...”, “...кисть его хладела и тупела, и он... заключился в однообразные, определённые, давно изношенные формы...” Пусть учащиеся сопоставят эти ощущения художника с теми, которые он испытывал на Щукином дворе.

Вывод неутешителен: он стал модным, известным художником, но постепенно приходит осознание того, что его картины — бездарная мазня, совершенно далёкая от настоящего искусства.

Что же произошло с художником? Как автор относится к этому перерождению?

Гоголь выносит суровый приговор: “Слава не может дать наслаждение тому, кто украл её, а не заслужил”. Художник перерождается в скрягу “с мертвецом вместо сердца”.

Почему, увидев картину своего бывшего однокурсника, герой не сумел вынести о ней “пошлое суждение зачерствелых художников”? Какое впечатление произвела на него картина?

Товарищ Чарткова, “как отшельник, погрузился в труд”. Он достойно прошёл жизненные испытания, сохранив чистоту своей души. Его духовная сила воплотилась в “чистое, непорочное, прекрасное, как невеста”, произведение искусства.

Что погубило Чарткова?

Им овладела ужасная зависть, зависть до бешенства.

Каковы ужасные последствия его гибели как художника?

Чартков стал вандалом. Он покупал и уничтожал всё “лучшее, что только производило художество”. “Никогда ни одно чудовище невежества не истребило столько, сколько истребил этот свирепый мститель”. Ужасает полная деградация личности художника.

Чем же стал этот дьявольский портрет в жизни художника?

Искушением, серьёзным жизненным испытанием, которого он не сумел пройти. (Желательно обратиться к словарю и разъяснить лексическое толкование слов “искушение”, “искус”.)

Кто же в этом виноват?

Сам человек виноват в том, что с ним происходит.

Каким, по мысли Гоголя, должен быть настоящий художник?

(Подведение итогов сказанному на уроке, обращение к эпиграфу, в котором и отражается главная мысль рассуждений.)

Домашнее задание. Прочитать вторую часть повести, подумать над ответами на вопросы с. 334 (по учебнику-хрестоматии «В мире литературы. 8-й класс»).

www.sochuroki.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о