Лермонтов — Смерть поэта: Читать стих, текст стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова, 1837
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.
Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Анализ стихотворения «Смерть поэта» Лермонтова
Стихотворение «Смерть поэта» было написано Лермонтовым спустя несколько часов после первого известия о смертельном ранении Пушкина на дуэли. Оно очень быстро распространилось в обществе. В творческих кругах произведение вызвало бурю сочувственных откликов, в высшем свете – яростное негодование. В ответ Лермонтов пишет вторую часть («А вы, надменные потомки…»), обращаясь напрямую к тем, кого он считает виновными в смерти поэта. Это продолжение было невероятно дерзким и смелым поступком. Оно было расценено императором как прямое воззвание к революции. Незамедлительно последовала ссылка Лермонтова на Кавказ.
Стихотворение «Смерть поэта» стало переломным этапом в творчестве Лермонтова. Его потрясла нелепая и трагическая гибель человека, которого он считал своим учителем и наставником. За убийством на дуэли скрываются тайные причины. Лермонтов развивает тему противостояния поэта и толпы. Только на этот раз в образе толпы он усматривает не рядовую чернь, а высшее общество. Известно, с каким пренебрежением относились к великому таланту Пушкина сам император и его окружение. Поэт постоянно подвергался насмешкам и унижениям. Человек, значение которого для русской литературы трудно переоценить, был намеренно вовлечен в грязную сплетню.
Лермонтов с презрением описывает убийцу Пушкина, который не представлял себе «на что он руку поднимал!…». По крайней мере, Дантес был иностранцем. Ему действительно не было никакого дела до русского гения. Лермонтов считает его слепым орудием в руках настоящих убийц. На них он обрушивает всю свою ярость и негодование.
Преклонение перед Пушкиным особенно заметно в конце первой части стиха. Лермонтов проводит прямую аналогию между поэтом и Христом, принявшим мучительную и несправедливую смерть («венец терновый… надели на него»).
Вторая часть значительно эмоциональнее первой. Лермонтова буквально распирает от переизбытка чувств. Он переходит к прямому обращению к виновникам смерти Пушкина и называет их своими именами («Вы, жадною толпой стоящие у трона»). Лермонтов перечисляют и другие преступления «наперсников разврата»: обман для достижения богатства и высокого положения, подавление всех проявлений свободы и правды, использование власти в личных интересах.
Поэт вновь прибегает к религиозной символике. Он считает, что ничто не окажется безнаказанным перед лицом «грозного Судии». Преступники рано или поздно получат по заслугам.
Очень эффектна концовка произведения, основанная на резком противопоставлении: «черная кровь» преступников — «праведная кровь» гения и мученика.
Читать стих поэта Михаил Лермонтов — Смерть поэта на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
rustih.ru
«Смерть поэта» — Стихотворение Михаила Лермонтова
Отмщенье, государь, отмщенье! Паду к ногам твоим: Будь справедлив и накажи убийцу, Чтоб казнь его в позднейшие века Твой правый суд потомству возвестила, Чтоб видел злодеи в ней пример. Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой, С свинцом в груди и жаждой мести, Поникнув гордой головой!.. Не вынесла душа поэта Позора мелочных обид, Восстал он против мнений света Один, как прежде… и убит! Убит!.. К чему теперь рыданья, Пустых похвал ненужный хор И жалкий лепет оправданья? Судьбы свершился приговор! Не вы ль сперва так злобно гнали Его свободный, смелый дар И для потехи раздували Чуть затаившийся пожар? Что ж? веселитесь… Он мучений Последних вынести не мог: Угас, как светоч, дивный гений, Увял торжественный венок. Его убийца хладнокровно Навел удар… спасенья нет: Пустое сердце бьется ровно, В руке не дрогнул пистолет. И что за диво?… издалека, Подобный сотням беглецов, На ловлю счастья и чинов Заброшен к нам по воле рока; Смеясь, он дерзко презирал Земли чужой язык и нравы; Не мог щадить он нашей славы; Не мог понять в сей миг кровавый, На чт
Михаил Лермонтов. Избранное. Всемирная библиотека поэзии. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.
rupoem.ru
М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Смерть поэта». Текст, анализ, слушать
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.
Погиб поэт!- невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
_____________________
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли, и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
Стихотворение «Смерть поэта» Читает Николай Бурляев. Давайте послушаем это стихотворение.
Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Смерть поэта»
Под влиянием какого события написано стихотворение?
Стихотворение написано под влиянием известия о неожиданной и нелепой смерти А.С. Пушкина. Событие настолько потрясло молодого Лермонтова, что сразу же была написана первая часть стиха, которая быстро разошлась среди знакомых.
Произведение читали, заучивали наизусть, несмотря на неодобрение официальных властей. Потому что простой слог и животрепещущая тема, всколыхнувшая высший свет, делали его незабываемым. Чуть позже появилась последняя часть стиха, высмеивающая надменных потомков.
Стих осуждает позицию высокопоставленных особ, оправдывавших действия убийцы Пушкина, также клеймит позором общество, оставившее в одиночестве талантливого поэта, игнорировавшее его позицию. В произведении приближенные императора усмотрели призыв к революционным волнениям, поэтому молодой поэт был сослан на Кавказ.
«Смерть поэта» остается самым первым бессмертным осмыслением великой роли творчества Пушкина для России и ее народа, обратившим внимание на исконно русский язык в противовес модному в свете увлечению иностранными языками. Именно пушкинский язык стал основой и образцом для поэтов последующих столетий.
Композиция и жанр
Стихотворение четко разделяется на две части. В первой автор описывает трагическую смерть талантливого поэта. Лермонтов, считавший Пушкина своим учителем, очень эмоционально отзывается о толпе, в которой видит высшее общество. Молодой поэт осуждает клеветников, вовлекших Пушкина в мерзкую сплетню, осыпающих его градом мелких обид. Именно из-за недостойных слухов, на которые среагировал Пушкин дуэлью, появляется выражение «невольник чести».
Лермонтов горячо осуждает убийцу, который даже не понимал, на кого поднимает руку. Отдельная строфа посвящена мотивации Дантеса и его роли в этой трагедии. В качестве убийц он обличает и высший свет, оградившийся от Пушкина насмешками, надменностью и равнодушием, выставившим напоказ его личную жизнь, которую талантливый поэт вынужден был защищать с честью на дуэли.
Лермонтов, глубоко уважавший талант А.С. Пушкина, проводит параллель между трагическим событием и смертью Христа. Настолько возвеличивает автор погибшего поэта, подчеркивая его чистоту и честь, многогранный талант и горячее сердце.
Вторая половина стихотворения посвящена обращению к потомкам, не способным оценить гений погибшего поэта. Молодой Лермонтов обращается к приближенным государя, называя их палачами гения. Автор грозит убийцам Божьим судом, который беспристрастен и неподкупен. Даже он не поможет клеветникам смыть кровью праведную кровь поэта.
Образы и тропы
Центральный образ произведения – погибший поэт. Его автор изображает в трагических, светлых красках. Героическая сущность Пушкина – в его смелости противостоять всему обществу, в его чистой душе и горячем сердце. В строках о Пушкине сквозит глубокое уважение к лирическому гению и большая скорбь об утрате таланта такой величины. В глазах Лермонтова поэт – дивный гений, мученик и чистой души человек.
В противовес погибшему поэту высший свет изображен в кроваво-черных тонах. Автор произведения применяет насмешки и сарказм в изображении толпы клеветников, льстивых придворных, относившихся пренебрежительно и насмешливо к позиции Александра Сергеевича, равнодушно наблюдавших его смерть. Лермонтов обличает и осуждает их восклицаниями, риторическими вопросами.
Произведение наполнено хлесткими саркастическими эпитетами: иглы тайные, насмешливые невежды, пятою рабскою, досадой тайною, черной кровью, праведною кровью.
Выразительные метафоры позволяют передать трагическую суть события: с свинцом в груди, на ловлю счастья и чинов, на устах его печать.
Также Лермонтов часто использует в произведении гиперболы, высмеивая клеветников, сравнения и запоминающиеся перифразы (жадною толпою стоящие у трона, Свободы, Гения и Славы палачи!)
Поделиться новостью в соцсетях Метки: Михаил Лермонтов
aromatyschastya.ru
Воспевая гения. Как смерть Пушкина сделала популярным Лермонтова | Персона | КУЛЬТУРА
«Не имел права на любовь»
Впервые Михаил Юрьевич Лермонтов попал в ссылку на Кавказ из-за стихотворения, вызвавшего широкий резонанс в светских кругах столичного Петербурга. Его писатель создал в день, когда узнал об обстоятельствах гибели Александра Сергеевича Пушкина. Стихотворение автор назвал «Смерть поэта» («На смерть Пушкина»).
В те дни, когда Пушкин умирал в своей постели после фатального ранения, нанесенного Дантесом, слухи о дуэли по городу расползлись быстро. О поединке на Черной речке стало известно и Лермонтову. По некоторым данным, сведения о кончине Пушкина автор «Смерти поэта» получил ещё за день до его гибели. Именно тогда он и набросал первые 56 строк стихотворения, вызвавшего бурю в обществе. Сам Лермонтов вспоминал, что получил известие, «обезображенным разными исправлениями».
«Одни — приверженцы нашего лучшего поэта — рассказывали с живейшей печалью, какими мелкими мучениями, насмешками он долго был преследуем и, наконец, принужден сделать шаг, противный законам земным и небесным, защищая честь своей жены в глазах строгого света. Другие, особенно дамы, оправдывали противника Пушкина, называли его благороднейшим человеком, говорили, что Пушкин не имел права требовать любви от жены своей, потому что был ревнив, дурен собою, — они говорили также, что Пушкин негодный человек, и прочее», — написал в своей объяснительной в 1837 году корнет лейб-гвардии Гусарского полка Лермонтов.
Картина Военно-Грузинская дорога близ Мцхеты (Кавказский вид с саклей). 1837. Картина М. Ю. Лермонтова. Картон, масло. Фото: Commons.wikimedia.orgПроизведение «Смерть поэта» быстро распространилось — его учили наизусть сотни людей, переписывались тысячи экземпляров. Дошло оно и до круга друзей Александра Сергеевича. Соседка поэта по имению Михайловское Прасковья Осипова тогда так отреагировала на стихи Лермонтова: «Только такой человек, который хорошо знал поэта, мог их написать».
Действительное же знакомство двух писателей никак документально не подтверждено. Свидетельства встречи Лермонтова и Пушкина есть в некоторых мемуарах, которые, впрочем, достоверным источником считать нельзя.
«А вы, надменные потомки…»
Будущий автор «Героя нашего времени» в дни, последовавшие за дуэлью, боролся с недугом. Его лечил врач Николай Арендт, облегчавший тогда муки Пушкина. Он рассказывал Лермонтову подробности поединка, состоявшегося под Петербургом, неосознанно подталкивая писателя продолжить стихотворение.
Окончательное же решение написать ещё несколько строк Лермонтов принял после общения со своим родственником. Последний начал порицать поэта за его горячность по отношению к Дантесу, которого считал джентльменом. Тогда писатель вышел из себя, выставил за дверь гостя и в порыве гнева набросал заключительные 16 строк «А вы, надменные потомки…»
Лермонтов писал свои знаменитые строки о Пушкине, когда поэт умирал в своей постели. Фото: Commons.wikimedia.orgДо февраля 1837 года поэтический талант будущего автора «Героя нашего времени» был известен лишь в офицерских и светских кругах. Лермонтов даже не знал о том, что его первое произведение «Хаджи Абрек», первым из всех попавших в печать, было опубликовано в «Библиотеке для чтения». Дебют был удачен, но писатель долго не хотел работать над стихами.
Ссылка для творчества
Стихотворение «Смерть поэта» дошло и до императора. Он наложил на нем следующую резолюцию: «Приятные стихи, нечего сказать… Я велел старшему медику гвардейского корпуса посетить этого господина и удостовериться, не помешан ли он; а затем мы поступим с ним согласно закону».
В дальнейшем последовал арест и судебное разбирательство. За всем этим император наблюдал лично. Дело в том, что Николай I увидел в стихах претензии к царю, а, следовательно, грубое нарушение субординации.
Лермонтова поддержал круг друзей Пушкина. Хлопотала за своего единственного внука и бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева, желавшая смягчить его участь, однако ссылки избежать не удалось.
2 марта 1837 года корнета Лермонтова арестовали, а затем перевели прапорщиком в Нижегородский драгунский полк, действовавший на Кавказе. В изгнание писатель направлялся, сопровождаемый общим вниманием: кто-то выражал ему страстное сочувствие, а некоторые и вражду.
Самого же Лермонтова «Смерть поэта» сделала одним из самых популярных писателей в стране, а ссылка на Кавказ позволила написать ему бессмертные произведения, ставшие классикой отечественной литературы.
«Смерть поэта»
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит!.. к чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор,
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что́ он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шопотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
*
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждет;
Он не доступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперед.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей черной кровью
Поэта праведную кровь!
1837
www.spb.aif.ru
«Погиб поэт…» Стих Лермонтова «Смерть поэта». Кому посвятил Лермонтов «Смерть поэта»?
Пушкин и Лермонтов – два имени, которые имеют право находиться рядом по нескольким причинам. Во-первых, они равновелики в искусстве. Более того, сама История распорядилась так, что гибель одного стала трамплином ко всероссийской популярности другого.
Два Гения
Когда в 1837 году, узнав о роковой дуэли, смертельном ранении, а затем и кончине Пушкина, Лермонтов написал скорбное «Погиб поэт…», он уже сам был довольно знаменит в литературных кругах. Творческая биография Михаила Юрьевича начинается рано, его романтические поэмы датируются 1828-1829 годами. Стремительно растёт он как лирик-бунтарь, трагического, байронического склада. Особенно замечательны его любовные стихи – «Нищий», «У ног твоих…» и многие другие, раскрывающие перед читателем глубокий драматизм переживаний Лермонтова. Да и гражданская, революционного толка, поэзия заслуживает большого внимания. Пора ученичества для Михаила Юрьевича оказалась короткой. Маститые литераторы отзываются о нём с уважением и предрекают большое будущее. А кумиром своим, духовным Учителем и Наставником Лермонтов считает Пушкина. Потому с такой болью, как о потере личной, он пишет: «Погиб поэт…»
Легенды и слухи
Лично знакомы они не были – не довелось. Хотя историкам и биографам, по крупицам собирающим сведения о великих людях, многое всё равно остаётся неизвестным. Вот и в нашем случае – кто знает – может, откроются когда-нибудь неведомые ранее факты, и окажется, что погиб поэт, т. е. Пушкин, всё же хоть однажды успев пожать руку Лермонтову или перекинуться с ним приятельским словом. По крайней мере, общих друзей у них было много. Гоголь и семейство Карамзиных, Жуковский и Смирнова-Россет, Одоевский. Даже младший брат Александра Сергеевича, неугомонный повеса Лёвушка, раскланивался с Лермонтовым в Пятигорске и был свидетелем ссоры Мишеля с «Мартышкой» — заклятым «другом» и будущим его убийцею Мартыновым. Существуют косвенные слухи, что оба гения всё же виделись – на небольшой светской вечеринке у Всеволжского. Однако подойти к своему кумиру Михаил Юрьевич не осмелился, смутился, а Пушкина всё время кто-то отвлекал… Так и погиб Поэт, не поговорив со своим будущим преемником о главном, о том, что составляло смысл жизни для обоих: о Творчестве. Зато доподлинно известно, что Пушкин не раз отмечал силу и глубину, блестящие признаки высокого лермонтовского таланта.
История создания
Итак, начало февраля 1837 года потрясло Петербург, Москву, а затем и всю Россию двумя событиями, пожалуй, равной значимости. Первое – о том, что «Солнце русской поэзии закатилось», что Пушкин умер. А второе – распространившееся в списках и заучиваемое наизусть, молнией облетевшее северную столицу, произведение «Смерть поэта». Стих Лермонтова, ставший обвинительным приговором светской черни и возвестивший о том, что на поэтический престол взошёл новый, некоронованный король. Работать над произведением, по-видимому, Лермонтов начал, как только до него дошли слухи о роковом поединке и ранении. Первая редакция датируется 9 февраля (28 января), когда ещё теплилась надежда, что Пушкин выживет. Хотя, предчувствуя трагическую развязку, Михаил Юрьевич заканчивает фразой «И на устах его печать…».
«Смерть поэта» (стих Лермонтова) дополняется следующими 16 строками 10 февраля, когда становится известно, что Пушкина больше нет. Именно тогда, как впоследствии отмечал журналист Панаев, лермонтовское произведение стало переписываться десятки тысяч раз, заучиваться наизусть.
«Поэт в России – больше, чем поэт!»
Популярность стихотворения достигла такого уровня, что о нём было донесено «величайшим особам». Реакция императора последовала незамедлительно – арест домашний, а затем очередная ссылка в «горячие точки», на Кавказ. Лермонтов был в это время болен, потому на гауптвахту не отправлен. Зато его друга Раевского, у которого при обыске нашли текст, таки действительно арестовали и отправили в Олонецкую губернию. За что столь жестокая немилость? За принципиальную человеческую и общественно-политическую позицию. Ведь кому посвятил Лермонтов «Смерть поэта»? Не просто удивительно талантливому литератору Александру Сергеевичу Пушкину, нет! Русское искусство талантами всегда одарено было щедро, и земля российская не скудеет ими по сей день. Для Лермонтова творчество Пушкина – вызов бездуховности и рабству, глоток свежего, чистого воздуха, вольного, не загрязнённого раболепием, низостью и подлостью. А сам Пушкин назван парадоксально точно: «Погиб поэт! — невольник чести пал…» У Лермонтова эти два слова являются синонимами. Истинный поэт, от Бога, по природе своей не имеет возможности лгать, поступать гадко, вопреки совести и высоким моральным понятиям. Как отзывались о произведении друзья покойного, «стихи г-на Лермонтова прекрасны; написать их мог тот, кто сам хорошо знал и любил нашего Пушкина».
Историческое значение
Стихотворение «Погиб поэт» Лермонтова занимает в отечественной литературе место особое. По сути, это самая ранняя и самая сильная с точки зрения произведения искусства, поэтического обобщения оценка Пушкина – его «дивного гения», всенародного значения для России. В то же время сам факт его написания – показатель и национального самосознания Лермонтова лично, его гражданской, нравственной и политической позиции. Как писал критик Дружинин, Михаил Лермонтов не только первым оплакал поэта, но и первым осмелился кинуть «железный стих» в лицо тем, кто радостно потирал руки и глумился над свершившейся трагедией. «Король умер – да здравствует король!» — именно так можно было бы обозначить общественный резонанс по поводу великой мистерии истории, связанной с гибелью Александра Пушкина и тем, что «Погиб поэт» (стих Лермонтова) выдвинул его в число первых литераторов России.
Жанр стихотворения
«Смерть поэта» — одновременно торжественная ода и жесткая сатира. Стихотворение содержит, с одной стороны, восторженные отзывы о личности великого Пушкина. С другой — гневную и нелицеприятную критику в адрес его недоброжелателей, светского общества во главе с императором и ближайшими сановниками, шефом полиции Бенкендорфом, сонмом критиков и цензоров, не желавших, чтобы живые и искренние, свободолюбивые и мудрые, гуманные и просветительские мысли и идеалы проникали в общество. Чтобы они занимали умы и души молодёжи, находящейся под гнётом политической реакции. Император Николай никогда не забывал о событиях 14 декабря 1825 года, когда пошатнулся трон российских государей. Недаром «Смерть поэта» он оценил однозначно, как воззвание к революции. Одические строки написаны торжественным, «высоким» стилем и содержат соответствующую лексику. Сатирические тоже выдержаны в строгих эстетических канонах. Таким образом, Лермонтов добился удивительно гармоничного единства при жанровом разнообразии.
Композиция стихотворения
«Смерть поэта» — стихотворение с достаточно сложной и в то же время чёткой, тщательно продуманной и организованной композицией. По содержанию в нём явственно выделяются несколько фрагментов. Каждый логически закончен, отличается своей стилистикой, присущим ему пафосом и идеей. но все они являются единым целым и подчинены общему смыслу произведения. Анализируя композицию, можно выявить тему и идею произведения.
Тема, идея, проблематика
Первая часть состоит из 33 строчек, энергичных, гневных, подчёркивающих, что смерть Пушкина – не следствие естественного хода событий, но целенаправленное и преднамеренное убийство человека, одиноко восставшего против мнения «света». Смерть – возмездие за попытку Поэта быть самим собой, остаться верным своему таланту и кодексу чести. Лермонтов лаконичен и точен. За конкретным бездушным убийцей с «холодным сердцем», ловцом «счастья и чинов», стоит сама Судьба («судьбы свершился приговор»). В этом Михаил Юрьевич видит смысл трагедии: «надменные потомки» прославленных подлостью родов не прощают обличительных речей в свой адрес. Они свято чтят традиции самодержавия и крепостничества, ведь они – основа благополучия их прошлого, настоящего и будущего. И каждый, кто осмелится покуситься на них, должен быть уничтожен! Неважно, рукою французского Дантеса или кого другого. Ведь и сам Лермонтов погиб спустя несколько лет от «Дантеса русского» — Мартынова. Вторая часть стихотворения (23 строчки) приравнивается к лирическому отступлению. Михаил Юрьевич не сдерживает душевной боли своей, рисуя глубоко личный и дорогой ему образ Пушкина. Стихи насыщены поэтическими фигурами: антитезами, риторическими вопросами, восклицаниями и т. д. Последняя же часть (16 строк) – вновь сатира, грозное предупреждение о Высшем, Божественном суде, суде Времени и Истории, который накажет преступников и оправдает невинных. Строки пророческие, ибо так всё и случилось…
fb.ru
Михаил Лермонтов «Смерть поэта»
Погиб поэт! — невольник чести —
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой!..
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один как прежде… и убит!
Убит!.. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? Веселитесь… — он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навёл удар… спасенья нет.
Пустое сердце бьётся ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?.. издалёка,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал!..
И он убит — и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сражённый, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
И прежний сняв венок, — они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шёпотом насмешливых невежд,
И умер он — с напрасной жаждой мщенья,
С досадой тайною обманутых надежд.
Замолкли звуки чудных песен,
Не раздаваться им опять:
Приют певца угрюм и тесен,
И на устах его печать.
А вы, надменные потомки
Известной подлостью прославленных отцов,
Пятою рабскою поправшие обломки
Игрою счастия обиженных родов!
Вы, жадною толпой стоящие у трона,
Свободы, Гения и Славы палачи!
Таитесь вы под сению закона,
Пред вами суд и правда — всё молчи!..
Но есть и божий суд, наперсники разврата!
Есть грозный суд: он ждёт;
Он недоступен звону злата,
И мысли и дела он знает наперёд.
Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:
Оно вам не поможет вновь,
И вы не смоете всей вашей чёрной кровью
Поэта праведную кровь!
www.askbooka.ru
Смерть поэта — Есенин
Текст стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» был написан в 1837 году. Посвящен он А. Пушкину. Всем известно, что Михаил Юрьевич в свое время был одним из тех людей, кому очень нравилось творчество Александра Сергеевича. Он читал многие его произведения, восхищался ими. Внезапная гибель поэта сильно потрясла Лермонтова, поэтому все его мысли и переживания по этому поводу, в конце концов, «вылились» на бумагу. Он написал сильное стихотворение, в котором он обличил не только прямого убийцу Пушкина, но и косвенных. Тех, кто поспособствовал разгоранию конфликта между двумя людьми.
Начинается произведение с небольшого эпиграфа, в котором Лермонтов обращается к царю. Он просит его наказать виновников смерти Пушкина. Затем идет само стихотворение. Оно состоит из 2 разных по объему частей. В первой он пишет о причинах, по которым погиб поэт. По его мнению, настоящий виновник смерти Александра Сергеевича не Дантес, а светское общество. Оно постоянно высмеивало поэта при жизни, а после смерти же начало притворно о нем горевать. В первой части мы встречаем строчку о том, что свершился приговор судьбы. Лермонтов пишет так неспроста. Он, таким образом, отсылает нас к биографии Пушкина, из которой мы узнаем, что смерть на дуэли ему еще была предсказана в детстве. Вторая часть отличается от первой. В ней он обращается непосредственно к светскому обществу. Он пишет, что рано или поздно им придется ответить за гибель поэта. Вряд ли это произойдет на земле, так как их от наказания уберегают деньги предков. Но вот на небе они их не спасут. Именно там свершится над ними настоящий суд.
Отмщенье, государь, отмщенье!
Паду к ногам твоим:
Будь справедлив и накажи убийцу,
Чтоб казнь его в позднейшие века
Твой правый суд потомству возвестила,
Чтоб видел злодеи в ней пример.
Погиб поэт!- невольник чести –
Пал, оклеветанный молвой,
С свинцом в груди и жаждой мести,
Поникнув гордой головой.
Не вынесла душа поэта
Позора мелочных обид,
Восстал он против мнений света
Один, как прежде… и убит!
Убит. К чему теперь рыданья,
Пустых похвал ненужный хор
И жалкий лепет оправданья?
Судьбы свершился приговор!
Не вы ль сперва так злобно гнали
Его свободный, смелый дар
И для потехи раздували
Чуть затаившийся пожар?
Что ж? веселитесь… Он мучений
Последних вынести не мог:
Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок.
Его убийца хладнокровно
Навел удар… спасенья нет:
Пустое сердце бьется ровно,
В руке не дрогнул пистолет.
И что за диво?… издалека,
Подобный сотням беглецов,
На ловлю счастья и чинов
Заброшен к нам по воле рока;
Смеясь, он дерзко презирал
Земли чужой язык и нравы;
Не мог щадить он нашей славы;
Не мог понять в сей миг кровавый,
На что он руку поднимал.
И он убит – и взят могилой,
Как тот певец, неведомый, но милый,
Добыча ревности глухой,
Воспетый им с такою чудной силой,
Сраженный, как и он, безжалостной рукой.
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей.
И прежний сняв венок – они венец терновый,
Увитый лаврами, надели на него:
Но иглы тайные сурово
Язвили славное чело;
Отравлены его последние мгновенья
Коварным шепотом насмешливых невежд,
И умер он – с напрасной жаждой мщенья,
esenin-s.ru