Почему многие положения конституции 1977 носили условный характер – можно ли согласиться с утверждением, что первая Конституция РСФСР носила демократический характер?

Почему в СССР многие положения в Конституции существовали только на словах?

Поскольку СССР — это коммунистический эксперимент, то следует обратиться к Марксу. Ответ на этот вопрос позволяет увидеть одно из многочисленных противоречий марксизма, непонимание Марксом природы человеческого общества и путей его развития, обречённость попыток создать искусственную справедливость, основанную к тому же на насилии. Это из теоретической плоскости. Но ответ на этот вопрос очень показательно обнаруживает и лживую природу практического коммунизма, его неспособность изобрести новые основания для государства, которые бы соответствовали масштабному и радикальному образу «светлого будущего», обрисованному Марксом в его «сочинениях». Коммунисты-практики, — а им оказался товарищи Ленин и Сталин, — оказались без ключей к пониманию того, как государство победившего рабочего класса будет устроено. Им пришлось импровизировать, но за неимением лучшего они почему-то вернулись всё-таки к буржуазному опыту. Как, впрочем, они это сделали и в экономике с НЭПом. В связи с поставленным вопросом вглядимся во всю эту ситуацию пристальнее.

Ни в одной из своих работ Маркс не излагает не то что целостно, но хотя бы даже схематично своего видения организации государства после захвата власти рабочими. Остаётся неясным, как практически такое государство должно быть устроено, какие его органы должны существовать, как они будут взаимодействовать, кто будет приходить во власть и каким образом властные полномочия будут передаваться от одного человека или одних людей другим, сохранится ли, например, разделение властей. Ведь такое разделение создало логичный и вполне работоспособный механизм сдержек и противовесов, контроля. А кто кого и с какой целью будет контролировать в «новом» государстве рабочих? Отсутствие идей на этот счёт более, чем странно для человека, взявшего на себя труд обосновать видение будущего. Это странно и потому, что Маркс жил в эпоху расцвета национальных государств. Более 40 лет он прожил в либеральной Англии, где воочию имел возможность наблюдать за тем, как функционирует парламентская демократия. Но нет, он молчит насчёт выборов, законотворчества, формирования бюджета и много чего другого. Как он себе представлял вот это всё будет выглядеть в государстве рабочих? А если эти формы и инструменты государства должны отмереть или быть разрушены, то что тогда? Почему Маркс не задаётся этими вопросами? Когда он предрекает появление коммунизма, он же ведь говорит не о далёком будущем – по его собственным словам, «призрак коммунизма» уже бродит по Европе, то есть в обозримой перспективе новое государство должно появиться. Маркс ведь видел, какое – с его точки зрения – непонимание принципов коммунизма демонстрируют немецкие социал-демократы под влиянием Лассаля, много высказывавшегося на тему государства.

В «Манифесте Коммунистической партии» Маркс ориентирует своих последователей на насильственный захват власти и разрушение всего, что связано с буржуазным обществом, всех принципов и основ его организации. В появившейся почти полвека спустя «Критике Готской программы» Маркс уже признаёт, что «между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и политический переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме как революционной диктатурой пролетариата».

Всё ясно – диктатура. И Ленин и Сталин открыто это признавали и говорили, что партия большевиков именно такое государство и создала. Что ж, честно и откровенно. Но уже в 1918 г. принимается конституция, коих на коротком советском веку окажется аж целых 4! Зачем? Зачем диктатуре конституция? Вполне ведь достаточно некоего свода законов, регулирующих конкретные аспекты жизни. Сам термин (конституция), сама концепция (конституционализм) – всё из только что свергнутой и разрушенной буржуазной действительности, которую необходимо теперь преодолеть. Какое же это преодоление, когда воспроизводится отвергнутое? Но мы увидим, что воспроизводится только форма.

Что такое конституция? Оставляя здесь для краткости в стороне идеи греков и в особенности Аристотеля, отметим, что теоретические основы конституционализма (нам же конституция интересна не как документ, а как концепция) были изложены Гоббсом, Локком и Руссо в контексте идеи общественного договора и которые в дальнейшем были существенно развиты авторами конституций США и Франции. В совокупности идеи конституционализма уже в XIX в. формулировали идеи представительства, разделения властей, подотчётности и – что очень важно – процедурной стабильности (чего никогда не было ни в России, ни в СССР), а также индивидуальных прав и свобод.

Советская конституция 1918 г. ещё полуискренняя – признавая диктатуру и логичные на этом фоне ограничения для бывших «эксплуататоров», она гарантирует остальным свободу мнений, митингов, собраний и объединений, а также право выбирать и быть избранным в органы власти. Не говоря ни слова о разделении властей и оставляя где-то за скобками судебную систему, которая уже функционировала, конституция 1918 г. наделяет высшей властью Съезд Советов и учреждает ЦИК в качестве высшего законодательного, распорядительного и контролирующего органа.

И вот здесь возникает проблема: ни Съезд, ни ЦИК никакой реальной властью не обладают. Ею не обладает в полной мере даже правительство – Совнарком, который возглавляет Ленин. Нет, высшая государственная власть принадлежит партийному ареопагу – Политбюро ЦК партии большевиков. Очень много власти принадлежит Пленуму ЦК и съезду партии. Практически все вопросы государственной жизни решаются в этих партийных структурах. И эта конструкция вполне адекватна диктатуре, поскольку партия является боевым отрядом её лидеров, объединённых в Политбюро. Именно Политбюро непосредственно подчиняются, например, органы госбезопасности – ЧК (затем ОГПУ-НКВД-МГБ-КГБ).

Что интереснее – последующие конституции вычищают остатки «диктатуры», забывают про эксплуататоров. Конституция 1936 г. расширяет круг прав и свобод, говорит о неприкосновенности личности, делает избирательное право всеобщим и вообще высшей властью делает всех трудящихся, а в конституции 1977 г. – весь советский народ. Конституция 1936 г., когда сталинские репрессии обретают размах Большого террора, выглядит вообще как добротная европейская конституция. Но с ней та же проблема — она не соответствует реальной жизни. Государственная власть сосредоточена в руках уже даже не Политбюро, а лично Сталина, а носителей высшей власти – граждан-трудящихся – расстреливают и арестовывают в упрощённом порядке по идеологическим соображениям.

Лишь конституция 1977 г. «вегетарианского» позднесоветского периода в условиях начавшегося системного кризиса признаёт, наконец, роль партии (но не роль Политбюро как фактического верховного законодателя, распорядителя и судью), но всего через 14 лет коммунистический эксперимент рушится.

За конституциями советская коммунистическая система тщательно пыталась скрыть свою диктаторскую природу. Советские конституции никак не защищали человека, его права и свободы, не обеспечивали они даже стабильности политической и государственной системы — это всё противоречило природе коммунизма. Конституции были абсолютно декоративными и декларативными. По мере осознания того, что никакой мировой революции не будет, что в реальном мире надо как-то вертеться и встраиваться в него, эта система предпринимала всё больше усилий выглядеть лучше, чем она есть. Понимая, что по своей природе она исповедует насилие, она рядилась в единственную приличную одежду, которая была под рукой, – буржуазную. Тем самым коммунизм признавал, что ничего кроме насилия он миру не принёс и предложить не в состоянии.

Опыт советского коммунизма показывает, что наличие конституции недостаточно для того, чтобы форма правления была конституционной по своей сути. 

thequestion.ru

можно ли согласиться с утверждением, что первая Конституция РСФСР носила демократический характер?

1. По сравнению со всеми последующими советскими конституциями, она как первая Конституция не опиралась на принцип преемственности конституционного развития, определяла основы устройства общества на конституционном уровне впервые, руководствуясь при этом лозунгами, под которыми шли к власти большевики во главе с Лениным, и опираясь на первые декреты советской власти, принятые до середины 1918 года. Данная Конституция полностью зачеркнула весь предшествующий государственно-правовой опыт России, не оставила камня на камне от дореволюционных государственных институтов и структур.

2. Из всех советских конституций она была в наибольшей степени идеологизирована, имела открыто классовый характер. В ней полностью отрицалась общедемократическая концепция о народе как носителе и источнике суверенитета государства. Она утверждала власть за Советами, за рабочим населением страны, объединенным в городских и сельских Советах. В Конституции прямо закреплялось установление диктатуры пролетариата. Руководствуясь интересами рабочего класса в целом, РСФСР лишала отдельных лиц и отдельные группы лиц прав, которые эти лица или группы лиц использовали в ущерб интересам социалистической революции (ст. 23 Конституции).

3. Конституция 1918года отличалась от последующих конституций РСФСР также значительным числом программных положений, определяя во многих своих статьях цели, на достижение которых будет направлена Конституция. Это относится к положениям о федеративном устройстве России, учрежденном при фактическом отсутствии ее субъектов, к фиксированию некоторых прав граждан, нацеленных на возможность их реализации в будущем. В Конституции – большое число «целевых» норм.

4. К специфическим чертам Конституции 1918 года относится то, что ее нормы и положения выходят за рамки внутригосударственного регулирования. Она включает установления, ориентированные на все мировое сообщество, причем установления чисто политического характера. Так, в ст. 3 закреплялось: «Ставя своей основной задачей уничтожение всякой эксплуатации человека человеком, полное устранение деления общества на классы, беспощадное подавление эксплуататоров, установление социалистической организации общества и победы социализма во всех странах…». В ст. 4 выражена непреклонная решимость вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма.

5. Следует указать и на такую особенность Конституции 1918 года, как открытое признание применения насилия для утверждения принципов нового, социалистического строя. Эта черта не характерна для последующих советских конституций. Так, в ст. 3 Конституции говорилось об уничтожении паразитических слоев общества, о беспощадном подавлении эксплуататоров. Конституция закрепляла насильственное уничтожение частной собственности, допускала ее принудительное безвозмездное изъятие.

6. С точки зрения юридической техники, относящейся к оформлению государственно-правовых институтов, обычно четко выделяемых в конституциях, Конституция 1918 года была в значительной своей власти несовершенной, что объяснялось и объективными факторами. Отсутствие субъектов Федерации не позволяло выделить соответствующий раздел в Конституции. Не мог быть в обобщенном виде представлен и раздел об основах общественного строя, поскольку последний еще только закладывался.

Все отмеченные особенности Конституции 1918 года характеризуют ее как конституцию революционного типа, принимаемую в результате насильственного изменения общественного и государственного строя, отвергающую все прежние правовые установления, существовавшие до переворота или революции.

Причиной замены Конституции 1918 года Конституцией РСФСР 1925 года явились объединение РСФСР с другими независимыми республиками в Союз ССР и принятие первой Конституции СССР 1924 года. Последняя закрепляла, что «союзные республи

otvet.mail.ru

Общая характеристика – Сдал на 10! Ответы на вопросы по учёбе

По своей структуре новая Конституция отличалась от предшествующих ей (1918,1924,1936гг.).

Она состояла из преамбулы, которая содержала некоторые положения политического, научного и практического значения, и 174-х статей. В преамбуле Конституции констатировалось построение “развитого социалистического общества” и создание “общенародного государства”, а в качестве цели указывалось построение “бесклассового коммунистического общества”, базирующегося на общественном самоуправлении.

Конституция состояла из следующих разделов: 1) Основы общественного строя и политики; 2) Государство и личность; 3) Национально-государственное устройство; 4) Советы народных депутатов и порядок их избрания; 5) Высшие органы власти и управления; 6) Основы построения органов государственной власти и управления в союзных республиках; 7) Правосудия, арбитражи и прокурорский надзор; 8) Герб, флаг, гимн и столица; 9) Действие Конституции и порядок ее применения.

Конституция СССР 1977 года подчеркивала свою преемственность (1918,1924,1936гг.), но имела и определенные отличия. Впервые в Кон-ции появился специальный раздел об основах общественного строя и политики СССР. Термин “общественное устройство” был заменен понятием “основы общественного строя”. К общественному строю Конституция относила политическую и экономическую системы. Кон-ция 77г. определяла СССР как социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны.

В Конституции впервые была дана характеристика политической системы и составляющих ее компонентов. Подчеркивалось, что в СССР вся власть принадлежит народу. Политической основой СССР выступили Советы народных депутатов, что соответствовало сложившимся в СССР общественным отношениям. Подчеркивалась роль КПСС как руководящей и направляющей силы советского общества. Высшим органом государственной власти СССР являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей.

Высшим судебным органом в СССР яв-ся Верховный Суд. Все судьи и народные заседатели должны быть независимы и подчиняться только закону. Впервые вводится понятие “презумпции невиновности”, т. е. никто не может быть призван виновным в совершении преступления иначе как по приговору судьи.

Новая Конституция значительно расширила полномочия профсоюзных и других общественных организаций.

Для Конституции СССР 1977г. характерна преемственность положений об экономической системе социалистического общества. Важное значение имело указание на то, что никто не вправе использовать социалистическую собственность в целях личной наживы и в других корыстных интересах.

Новый раздел в К-ции “Государство и личность”. Существенные изменения общественных отношений обусловили необходимость выдвижения на одно из первых мест в Основном Законе регулирование взаимоотношений государства и личности.

Конституция закрепляла новые формы “непосредственной демократии”: всенародное обсуждение и референдум; новые гражданские права; право на обжалование действий должностных лиц; на судебную защиту от посягательства на честь и достоинство гражданина; критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Впервые были закреплены права на охрану здоровья, на жилище, на пользование достижениями культуры, свободу творчества. В законе подчеркивалась “неразрывная связь” прав и обязанностей. Конституция закрепляла за каждой союзной республикой право выхода из состава СССР, а также право законодательной инициативы в высших органах власти Союза. Конституция с большой определенностью подчеркивала значение личности, декларируя уважение и охрану ее прав и свобод.

sdalna10.com

Сравним три конституции 1936, 1977, 1993

 

При виде исправной амуниции

Как презренны все конституции

( Козьма Прутков. Военныe афоризмы )

 

Право на труд

Из конституции 1936 года.

Статья 118. Граждане СССР имеют право на труд, то есть право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством.

Право на труд обеспечивается социалистической организацией народного хозяйства, неуклонным ростом производительных сил советского общества, устранением возможности хозяйственных кризисов и ликвидацией безработицы.

 

Из конституции 1977 года

Статья 40. Граждане СССР имеют право на труд, — то есть на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера, — включая право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, профессиональной подготовкой, образованием и с учетом общественных потребностей.

Это право обеспечивается социалистической системой хозяйства, неуклонным ростом производительных сил, бесплатным профессиональным обучением, повышением трудовой квалификации и обучением новым специальностям, развитием систем профессиональной ориентации и трудоустройства.

 

Из конституции 1993 года

Статья 37

1. Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

2. Принудительный труд запрещен.

3. Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

4. Признается право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.

 

Как можно видеть, в сталинской конституции труд был гарантирован, хотя есть упоминание о безработице, с которой обещают бороться. В брежневской конституции уже нет слов о безработице, и гарантируется не только труд, но и труд по той специальности, которая есть у человека. А в ельцинской конституции много красивых слов про труд, но он не гарантируется. Разрешены забастовки, но их потом запретили для ряда профессий отдельными законами.

 

Право на получение медицинской помощи.

Конституция 1977 года

Статья 42. Граждане СССР имеют право на охрану здоровья.

Это право обеспечивается бесплатной квалифицированной медицинской помощью, оказываемой государственными учреждениями здравоохранения; расширением сети учреждений для лечения и укрепления здоровья граждан; развитием и совершенствованием техники безопасности и производственной санитарии; проведением широких профилактических мероприятий; мерами по оздоровлению окружающей среды; особой заботой о здоровье подрастающего поколения, включая запрещение детского труда, не связанного с обучением и трудовым воспитанием; развертыванием научных исследований, направленных на предупреждение и снижение заболеваемости, на обеспечение долголетней активной жизни граждан.

 

 

Конституция 1993 года

Статья 41

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

 

Как видим, статья о медицинской помощи в целом хуже не стала, хотя акценты расставлены разные. Так исчезли слова о бесплатной квалифицированной медицинской помощи, о научных исследованиях, зато появились угрозы для должностных лиц, что-то скрывающих от общественности.

 

Право на образование.

Конституция 1936 года.

Статья 121. Граждане СССР имеют право на образование.

 

Это право обеспечивается всеобще-обязательным начальным образованием, бесплатностью образования, включая высшее образование, системой государственных стипендий подавляющему большинству учащихся в высшей школе, обучением в школах на родном языке, организацией на заводах, в совхозах, машинотракторных станциях и колхозах бесплатного производственного, технического и агрономического обучения трудящихся.

 

Конституция 1977 года.

Статья 45. Граждане СССР имеют право на образование.

Это право обеспечивается бесплатностью всех видов образования, осуществлением всеобщего обязательного среднего образования молодежи, широким развитием профессионально-технического, среднего специального и высшего образования на основе связи обучения с жизнью, с производством; развитием заочного и вечернего образования; предоставлением государственных стипендий и льгот учащимся и студентам, бесплатной выдачей школьных учебников; возможностью обучения в школе на родном языке; созданием условий для самообразования.

 

Конституция 1993 года.

Статья 43

1. Каждый имеет право на образование.

2. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

3. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.

4. Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования.

5. Российская Федерация устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования.

 

Как можно видеть бесплатность высшего образования не гарантирована. Сказано только о праве на него.

 

Право на жилище

Конституция 1977 года.

Статья 44. Граждане СССР имеют право на жилище. Это право обеспечивается развитием и охраной государственного и общественного жилищного фонда, содействием кооперативному и индивидуальному жилищному строительству, справедливым распределением под общественным контролем жилой площади, предоставляемой по мере осуществления программы строительства благоустроенных жилищ, а также невысокой платой за квартиру и коммунальные услуги. Граждане СССР должны бережно относиться к предоставленному им жилищу.

 

Конституция 1993 года

Статья 40

1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

3. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

 

Бесплатное жилье – тю-тю! Но хоть оставили то, что нельзя его лишать, хотя слово «произвольно» дает возможность лишать жилья по суду.

 

Право на отдых и на обеспечение в старости.

Конституция 1936 года.

Статья 119. Граждане СССР имеют право на отдых.

Право на отдых обеспечивается сокращением рабочего дня для подавляющего большинства рабочих до 7 часов, установлением ежегодных отпусков рабочим и служащим с сохранением заработной платы, предоставлением для обслуживания трудящихся широкой сети санаториев, домов отдыха, клубов.

 

Статья 120. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, а также — в случае болезни и потери трудоспособности.

Это право обеспечивается широким развитием социального страхования рабочих и служащих за счет государства, бесплатной медицинской помощью трудящимся, предоставлением в пользование трудящимся широкой сети курортов.

 

Конституция 1977 года

Статья 41. Граждане СССР имеют право на отдых.

Это право обеспечивается установлением для рабочих и служащих рабочей недели, не превышающей 41 часа, сокращенным рабочим днем для ряда профессий и производств, сокращенной продолжительностью работы в ночное время; предоставлением ежегодных оплачиваемых отпусков, дней еженедельного отдыха, а также расширением сети культурно-просветительных и оздоровительных учреждений, развитием массового спорта, физической культуры и туризма; созданием благоприятных возможностей для отдыха по месту жительства и других условий рационального использования свободного времени. Продолжительность рабочего времени и отдыха колхозников регулируется колхозами.

Статья 43. Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, а также потери кормильца.

Это право гарантируется социальным страхованием рабочих, служащих и колхозников, пособиями по временной нетрудоспособности; выплатой за счет государства и колхозов пенсий по возрасту, инвалидности и по случаю потери кормильца; трудоустройством граждан, частично утративших трудоспособность; заботой о престарелых гражданах и об инвалидах; другими формами социального обеспечения.

 

Конституция 1993 года.

Ст.37. 5. Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому договору гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.

Статья 39

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

 

Если в конституции 1936 года сказано Граждане СССР имеют право на материальное обеспечение в старости, но не было слов о пенсиях, но были слова о курортах, то в конституции 1977 года право на отдых расписано гораздо подробнее и есть статья о пенсиях по старости и инвалидности. Конституция 1993 года не гарантирует даже 8 часовой рабочий день – главное достижение начала 20 века, а говорит о законе. Про курорты, спорт и туризм там не слова. Но пенсия по старости, инвалидности и потери кормильца гарантируется. Ни в одной из конституций не было сказано, что пенсия даст людям возможность не только выжить, но и жить не хуже среднего работающего человека, что, на мой взгляд, было бы не лишним.

 

 

Итак можно видеть, что из трех конституций самая социальная – 1977 года.

 

 

 

Хотя ее надо было улучшать в ряде статей, например, про пенсии. Но вместо этого допустили новую конституцию, в целом ухудшающую социальные права. Хорошо бы удержать хоть то, что оставили. А то оставят только право на жизнь, гордо сформулированное в новой конституции:

 

Статья 20

1. Каждый имеет право на жизнь.

То есть, не убиваем вас – и скажите спасибо. Хотя и то неверно, потому что пункт №1 нужен только для пункта №2

2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

 

Фактически право на жизнь гарантировано только преступникам, сидящим в тюрьме, А остальным придется заработать его самим.

maxpark.com

51. Общая характеристика Конституции ссср 1977 г.

Принята Верховным Советом Союза ССР 7 октября 1977 г. Являлась в основном продуктом кодификации, нежели новым источником права, и отразила изменения в общественном и государственном строе, произошедшие в СССР.

По Конституции СССР – социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян и интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны. Конституция закрепляла руководящую роль КПСС, которая являлась ядром политической системы, государственных и общественных организаций. Вся власть в СССР принадлежала народу, политическую основу народовластия составляли Советы народных депутатов. Конституция устанавливала систему и принципы деятельности Советов народных депутатов и порядок их избрания.

СССР провозглашался единым союзным государством, образованным на основе принципа федерализма в результате свободного самоопределения наций и добровольного объединения 15 равноправных республик, при этом за республиками сохранялось право свободного выхода из Союза. Конституция закрепляла компетенцию Союза, вне которой республики могли осуществлять государственную власть на своей территории.

Основу экономической системы СССР составляла социалистическая собственность на средства производства в форме государственной (общенародной) и колхозно-кооперативной собственности. Конституция предусматривала личную собственность граждан, в которой могли находиться предметы обихода, личного потребления, удобства и подсобного домашнего хозяйства, жилой дом и трудовые сбережения. В пользовании граждан могли находиться участки земли, предоставляемые для ведения подсобного хозяйства, садоводства и огородничества, а также для индивидуального жилищного строительства.

Высшим органом государственной власти являлся Верховный Совет СССР, состоявший из двух равноправных палат: Совета Союза и Совета Национальностей, высшим исполнительным и распорядительным органом – Совет министров СССР, высшим судебным органом – Верховный суд СССР. Конституция устанавливала также структуру органов власти союзных и автономных республик, предусматривалось существование автономных округов и областей.

Конституция устанавливала организацию судебной системы в СССР, основанную на принципах выборности судей, коллегиальности рассмотрения дел с участием народных заседателей. Устанавливались также законодательные основы формирования органов прокуратуры СССР.

Конституция провозгласила равноправие граждан независимо от их пола, национальности, расы, религии. Провозглашались основные социальные и политические права и свободы граждан, устанавливались также основные обязанности: обязанность трудиться, беречь социалистическую собственность, защищать Отечество, уважать права и интересы других граждан, заботиться о воспитании детей.

52. Распад ссср. Становление государственности Российской Федерации

Распад СССР. Политика перестройки в вопросе о форме государственного единства в целом сводилась в поддержке идеи децентрализации СССР: предполагалось, что союзным республикам будут предоставлены более широкие экономические и политические права. Однако политика предоставления на местах «столько суверенитета, сколько нужно» привела к размаху сепаратизма и национализма. В итоге Закон «О разграничении полномочий между Союзом ССР и субъектами Федерации» был принят «вдогонку» решениям ряда республик об их суверенных правах, то же самое произошло и с Законом о выходе из состава СССР, принятым после того, как Литва заявила о своем выходе из Союза.

Единство СССР с одной стороны, в большой мере опиралось на единство правящей партии, а с другой – на плановую экономику и централизованное распределение ресурсов. Кризис КПСС и ее раскол, переход к рыночным принципам организации экономики на фоне надвигающегося социального краха предрешили судьбу СССР.

Пытаясь остановить распад, руководство СССР предпринимает попытки заключения нового союзного договора, проводится референдум по сохранению единого Союза, однако руководство СССР уже потеряло механизмы воздействия на республики и процесс распада СССР продолжался. В этих условиях ряд руководителей страны пытались в августе 1991 г. путем введения чрезвычайных мер восстановить прежнюю форму государственного единства. Поражение ГКЧП способствовало дальнейшему развалу СССР: большинство союзных республик заявили о независимости.

8 декабря 1991 г. Россией, Украиной и Белоруссией было подписано Соглашение о создании СНГ, предусматривавшее роспуск Союза ССР. Окончательно СССР прекратил существование после встречи президентов 11 республик в Алма-Ате 21 декабря 1991 г.

Становление государственности РФ. 12 июня 1990 г. Первый Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию «О государственном суверенитете РСФСР», где говорилось о решимости создать демократическое правовое государство в составе обновленного Союза ССР. При этом некоторые положения противоречили Конституции СССР и ставили под сомнение возможность существования Союза вообще: провозглашались верховенство Конституции РСФСР и возможность приостанавливать действие актов Союза ССР. Реализации положений Декларации были изложены в Постановлении Съезда народных депутатов РСФСР «О разграничении функций управления организациями на территории РСФСР» от 22 июня 1990 г. Внесены изменения в Конституцию РСФСР. Позднее Верховный Совет РСФСР принял несколько законов для реализации норм, содержащихся в Декларации и постановлении, в частности Закон РСФСР «Об обеспечении экономической основы суверенитета РСФСР».

В августе 1991 г. в процессе противостояния ГКЧП в РСФСР был принят ряд документов, по которым некоторые союзные полномочия переходили к республиканским органам. Фактически Российская Федерация стала суверенным государством на своей территории. После создания СНГ Российская Федерация стала правопреемницей СССР.

studfiles.net

Конституция СССР 1977 г. (Справочная статья)

КОНСТИТУЦИЯ СССР 1977 г. утверждена внеочередной (седьмой) сессией Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября.

По сравнению с Конституцией СССР 1936 г. новый Основной Закон имел иную структуру. Он состоял из Преамбулы и девяти разделов, включавших 21 главу. Новые разделы касались основ общественного строя и политики, социального развития и культуры, статуса народного депутата. Не имела аналогов и отдельная глава о принципах, направлениях и целях внешней политики СССР — обеспечение благоприятных международных условий «для построения коммунизма в СССР»; «укрепление позиций мирового социализма; поддержка борьбы народов за национальное освобождение и социальный прогресс».

В Преамбуле причины принятия новой Конституции объяснялись произошедшими в СССР к середине 1970-х гг. социально-политическими изменениями — достижение «развитого социализма» и создание «общенародного государства» (вместо государства диктатуры пролетариата). Провозглашалась высшая цель государства — построение «бесклассового коммунистического общества».

В основных разделах Советский Союз по-прежнему определялся как социалистическое государство, политической основой которого являлись Советы народных депутатов, экономической — социалистическая собственность на средства производства, социальной — союз рабочих, крестьянства и интеллигенции. Основой организации и деятельности государственных органов закреплялся принцип демократического централизма. Высшим органом государственной власти оставался Верховный Совет СССР из двух палат: Совета Союза и Совета Национальностей. Советы всех уровней избирались на основе всеобщего, равного, прямого и тайного голосования.

Конституция 1977 г. декларировала не только нрава, указанные в Конституции 1936 г. (на труд, отдых, образование, материальное обеспечение в старости, в случае болезни и утраты трудоспособности или кормильца), но и на: жилище; охрану здоровья; пользование достижениями культуры и свободу творчества; обжалование действий должностных лиц; судебную защиту от посягательств на честь и достоинство; критику действий государственных и общественных организаций, внесение своих предложений об улучшении их деятельности. Конституция гарантировала гражданам СССР ряд демократических свобод: совести, слова, печати, собраний, митингов, шествий и демонстраций, образование общественных организаций, неприкосновенность личности и жилища, охрану личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Однако реализация этих прав и сво-бод часто наталкивалась на действовавшие законы и нормативные акты, а также деятельность органов государственной безопасности (КГБ).

Основной Закон закреплял обязанности гражданина СССР — соблюдение Конституции и других советских законов, добросовестный труд, укрепление социалистической собственности, могущества и авторитета государства. Священным долгом каждого гражданина была защита социалистического Отечества, а воинская служба в рядах Вооруженных Сил СССР — почетной обязанностью.

Сохранились положения Конституции 1936 г. о национально-государственном устройстве, о суверенитете республик и их «праве свободного выхода из СССР». Однако определение Советского Союза как единого государства свидетельствовало о стремлении усилить централистские начала. Предложения руководства ряда республик, направленные на устранение иерархии национальной государственности и выравнивание статуса республик (в частности, перевода некоторых из автономных в союзные), в Конституции не были учтены. Несмотря на декларированное в Основном Законе формирование «новой исторической общности» народов, якобы спаянных «совместным строительством коммунизма», в реальности в ряде республик росло глухое недовольство деятельностью союзных органов власти.

Особая статья 6 Конституции утверждала роль КПСС как ядра политической системы СССР, руководящей и направляющей силы советского общества, определяющей генеральную перспективу его развития. Фактически эта статья законодательно подтверждала идейно-политическую и властную монополию партийных органов во всех государственных учреждениях и общественных организациях. Не случайно эта статья стала первоочередным объектом борьбы антикоммунистических сил в годы перестройки.

В Конституции 1977 г. и принятых вслед за нею конституциях союзных республик (в РСФСР в 1978 г.) отразились многие черты усиливавшегося консерватизма во внутренней и внешней политике СССР: федеральные нейтралистские начала, жесткий идеологический контроль КПСС общественной жизни страны. Преувеличенное представление о единстве народов, игнорирование реалий духовной жизни общества и сложности национальных отношений создавало взрывоопасную почву для внутриполитического положения в СССР, приведшую к «параду суверенитетов» и распаду Советского Союза.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 241-242.

 

doc20vek.ru

Конституция ссср 1977 г – Сдал на 10! Ответы на вопросы по учёбе

Самым ярким проявлением этой противоречивости в развитии государственного строя СССР стала Конституция СССР 1977 г. Она подчеркивала преемственность с советскими конституциями 1918, 1924 и 1936 гг. Констатировалось построение в СССР «развитого социалистического общества» и создание «общенародного государства»; указывалась цель развития советского общества – построение «бесклассового коммунистического общества», основанного на общественном самоуправлении. Основой экономической системы СССР объявлялась социалистическая собственность, основой политической системы – советы народных депутатов (в 1936-1977 гг. – советы депутатов трудящихся). В отдельной ст. 6 закреплялась «руководящая роль» КПСС. Впервые положение о «руководящей роли» партии появилось еще в ст. 126 Конституции СССР 1936 г., где после декларации права граждан СССР на объединение в общественные организации говорилось, что «наиболее активные и сознательные граждане…объединяются во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков), являющуюся передовым отрядом трудящихся и представляющую руководящее ядро всех организаций трудящихся». Однако в новой Конституции этот важнейший политический вывод был сделан более тщательно и юридически точно.

В Конституции впервые появились преамбула и ряд новых разделов (о политической системе общества, социальном развитии и культуре, внешней политике, статусе народного депутата). Закреплялись новые формы «непосредственной демократии»: всенародное обсуждение и референдум, новые гражданские права – право на обжалование действий должностных лиц, на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, на критику действий государственных и общественных организаций и т. д. Впервые были закреплены новые социальные права советских граждан – на охрану здоровья, жилище, пользования достижениями культуры, свободу творчества.

Принятие Конституции СССР 1977 г. имело большое положительное значение:

1. Была дана расширенная трактовка социальной базы СССР, в которую впервые была включена интеллигенция (ст. 19).

2. Несколько расширилась советская «демократия» (в связи с включением в Конституцию ст. 5 о всенародном обсуждении и всенародном голосовании).

3. Была расширена статья о личной собственности (ст.13).

4. В главу о внешней политики были включены 10 хельсинкских принципов (ст.29).

5. Расширена декларация социальных прав граждан СССР (всеобщее среднее образование, право на жилище, расширенная формулировка права на труд, свобода научного, технического и художественного творчества).

6. Декларирован ряд новых политических прав: право на судебную защиту (ст.57), право обжалования действий должностных лиц, государственных органов и общественных организаций (ст.58).

7. Более точно и четко определены полномочия ССР, АССР, автономных областей и округов.

8. Появилась статья о наказах избирателей (ст. 102).

9. Снижен на два года возрастной ценз для депутатов Верховного Совета СССР.

10. Обсуждение новой Конституции (шло в апреле-сентябре 1977 г.) повысило политическую активность советского общества.

В то же время принятие «брежневской» Конституции имело ряд отрицательных последствий:

1. Была усилена политизация и идеологизация Конституции (за счет преамбулы).

2. Был юридически закреплен антинаучный вывод о «развитом социализме».

3. Более жестко по сравнению со «сталинской» Конституцией закреплялась «руководящая роль» коммунистической партии.

4. Новая Конституция не затронула власти и собственности номенклатуры.

5. Политические права советских граждан и право выхода союзных республик из СССР остались фикцией.

6. Для значительной части населения осталось фикцией право на жилище.

7. Закрепленная этой Конституцией политическая система СССР отвергала основные принципы демократии – многопартийность, альтернативные выборы, разделение властей, профессиональный парламент и др.

8. Сохранялось неравенство народов СССР.

9. Исключение формулировки Конституций 1924 и 1936гг. об избрании в Совет Национальностей только представителей титульной национальности (от УССР – украинцев, от Грузинской ССР – грузин и т. д.) ущемляло право нерусских народов.

10. Советы остались ширмой для господства партийной и хозяйственной номенклатуры.

11. «Непосредственная демократия» образца 1977 г. не работала. «Всенародное обсуждение» создавало широкие возможности для фабрикации советской элитой любого нужного ей результата. «Всенародное голосование» за 14 лет действия Конституции было проведено только один раз (17 марта 1991 г.).

12. Ряд демократических предложений, внесенных при обсуждение Конституции (об альтернативных выборах, ликвидации привилегий номенклатуры, борьбе с коррупцией и др.), был отвергнут.

sdalna10.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *