Почему ивану 4 нужны были нравственные уроки митрополита – Почему Ивану IV нужны были нравственные уроки митрополита Макария и священника

Власть и пастыри: Иван Грозный и митрополит Макарий

В нынешних условиях особо остро стоит вопрос, без ответа на который власть просто изнемогает. Нет, она типа как бы всё знает. И вроде бы обо всём осведомлена и ресурс имеет немереный. Но это знание какое-то не то. Не освящённое и слишком приземлённое. Нет в нём сакральности. И власть чувствует это. И понимает, что какие возможности перед ней бы ни открывались, освятить себя она не может без пастырей.
А пастыри они такие. Непокорные. У них другой судья. И другие возможности. Они пророчествуют и благословляют.
Таким пастырем Земли Русской был Сергий Радонежский. И сказавший о Третьем Риме старец Филофей. Или воззвавший к освободительной борьбе против польской интервенции эпохи Смуты патриарх Гермоген.

Почему же острота восприятия данного вопроса столь сильная? А потому, что чем масштабней исторические Вызовы, тем важней мировоззренческий Ответ. А его могут дать только пастыри. Как сделал когда-то митрополит Макарий, освятивший начало царской власти на Руси в эпоху Ивана Грозного.

Иван Грозный принадлежал к тем редким правителям, которые не только внедряют новую политическую практику, но и приносят на престол новые политические идеи. Об одном из таких идеологических новшеств, изменивших лицо московского самодержавия, и пойдет речь.

Дело касалось царского титула московских государей. Первый из великих московских князей, который стал именовать себя царем, был дед Ивана Грозного, Иван III. Он же впервые в российской истории венчал на царство своего внука Дмитрия, которого, впрочем, вскоре отстранил от престолонаследия в пользу своего сына Василия III, отца Грозного. Однако ни Иван III, ни Василий III еще не дерзали называться царями перед иноземными государями. Их царский титул предназначался только для внутреннего, домашнего обихода: его упоминали в правительственных актах, имевших хождение исключительно внутри Московского государства.

16-летний Иван Васильевич смело отбросил эту ложную скромность.

Юному государю повезло, что при дворе был человек, в котором воплотились лучшие черты образованности и морали того времени, — митрополит Макарий. Современники единодушно признают за его незаурядной личностью поистине всенародный пастырский авторитет. Уже в Новгороде, во времена своего архиепископства, Макарий был необыкновенно популярен — его почитали «учительным» и «святым» человеком. Он обладал даром простого, проникновенного слова и замечательным талантом проповедника, — «беседовал с народом повестями многими» так доступно и понятно, что все «удивлялись, какая от Бога дана ему была дана мудрость в Божественном писании — просто всем разъяснять (Слово Божие)». Красноречие и образованность сочетались в нем с житейским умом и практической сноровкой.

Переехав из Новгорода в Москву на митрополию, Макарий с сердечным сокрушением обнаружил здесь не только государственные неурядицы, но и отрока-гocyдaря, одичалого и замкнутого, всеми покинутого и всецело предоставленного самому себе. Вероятно, он был первый, кто попытался серьезно восполнить недостатки в образовании и воспитании Ивана. Появление рядом с Иваном Макария, знакомого со всем кругом тогдашнего чтения, не могло не pасширить литературные интересы юноши, одаренного от природы умом и любознательностью. Иван с жадностью набросился на книги, читая все без разбора — Библию и церковную историю, русские летописи и византийские хронографы — тогдашние учебники истории.

Поучения Макария не срослись, однако, с духовной сущностью Ивана, кроме тех бесед, в которых митрополит мог касаться исключительности религиозно-политического положения московской державы, как наследницы Византии (эти идеи созрели прежде всего в образованной церковной среде), и священного, мистического значения самодержавной власти. Ибо вокруг этих двух вопросов и кружилась неотступно мысль Ивана, завороженная и поглощенная их величием. Он нашел свой собственный метод прочтения Священного Писания, ища в священных текстах тайнопись своей судьбы и толкуя слово Божие под диктовку раздраженного чувства.

Книга была для него предметом напряженных размышлений и острых переживаний. В древних текстах Иван искал и находил примеры, поучения, предсказания и пророчества, касающиеся своего времени и себя лично. «Несть власти, аще не от Бога»; «всяка душа властям предержащим да повинуется»; «горе граду, которым многие обладают» — Иван понимал эти библейские афоризмы и поучения по-своему, примеривал их к себе, прилагал к своему положению. Они давали ему освященное Божиим именем подтверждение его собственных наблюдений и выводов, вынесенных им из придворных мятежей, позволяли найти нравственное оправдание переполнявшей его ненависти к людям, похитившим у него достоинство человека и государя. Величественные образы ветхозаветных избранников и помазанников Божиих — Моисея, Саула, Давида, Соломона — завораживали его воображение; всматриваясь в них, как в зеркало, он видел на своем лице отблеск их славы и величия. С детства создав себе свой идеал государя, Царя Царей, наследника всемирной государственно-религиозной традиции — римского цезаризма и греческого православия, он почерпнул в книгах уверенность в том, что прежде было только догадкой: этот государь — он сам.

В этом мнении его могло укрепить и чтение русских летописей, где говорилось о множестве предзнаменований, отметивших его рождение. Он мог прочитать о себе, что еще «когда отрок во чреве матери возрастал, то печаль от сердца человекам отступала»; что один юродивый, по имени Дементий, на вопрос беременной Елены, кого она родит, отвечал: «Родится сын Тит, то есть широкий ум»; наконец, что 25 августа 1530 года по всей русской земле внезапно прокатился страшный гром, блеснула молния и земля поколебалась! После узнали, что в этот час родился государь Иван Васильевич. Ни одному княжескому рождению летописцы не придавали такого значения. Было от чего закружиться голове!..

И вот, постепенно, из чтения самых разнообразных источников, у Ивана возникло и окрепло сознание своего высокого избранничества. Он первый из московских государей почувствовал в себе царя в настоящем библейском смысле, помазанника Божия. Это политическое откровение о себе самом оказалось для него роковым. Земной прах возомнил себя Богом в своих владениях.

14 января 1547 года, после молебна в Успенском соборе, духовенство и все бояре были приглашены к великому князю, который заявил им о своем намерении «поискать прародительских чинов, как наши прародители, цари и великие князья, на царство и великое княжение садились, — и я также этот чин хочу исполнить и на царство и великое княжение сесть».

Венчание на царство состоялось спустя два дня, в воскресенье. В Успенском соборе митрополит Макарий благословил его и возложил на великого князя крест, бармы и венец. Весь этот обряд, с некоторыми вариациями, был повторением церемонии венчания великого князя Дмитрия, внука Ивана III, состоявшейся полвека назад. Однако именно 16 января 1547 года можно считать подлинным днем рождения царской власти в России. Иван Грозный стал первым русским царем не потому, что над ним исполнили те или иные обряды, а потому, что он первый понял все политическое и мистическое значение царской власти. Его венчанию на царство было придано значение вселенского церковного деяния. В соборном постановлении 1561 года, изданном по этому случаю, Грозный был назван «государем всех христиан от Востока до Запада». Иными словами, отныне московский царь открыто заявлял всему свету, что он является вселенским царем православия, хранителем истинной веры и защитником всех православных христиан. Именно такое сакральное значение царская власть имела в Византии, которая послужила для Ивана Грозного политическим образцом.

Русские книжники и вообще все образованные русские люди того времени придавали огромное значение венчанию Ивана царским венцом — в его сиянии они видели отблеск возросшей мощи и славы России. Всеобщее воодушевление было неподдельным. Даже новгородская летопись, которую не заподозришь в избытке симпатий к Москве, отозвалась на это событие восторженным панегириком: «И нарекся царь и великий князь, всея великия России caмодержец великий… И держал в страхе все языческие страны… Прежде же его никого из прадедов его царем не славили в России, никто из них не смел поставиться цaрем и зваться тем новым именем, опасаясь зависти и восстания на них поганых царей».

Вот так, в непомерном самомнении 16-летнего юноши Россия обрела национальную идею и впервые осознала величественную исключительность своего государственного бытия. Своим венчанием на царство Иван Грозный превратил Россию в мировую державу с той «особенной статью», о которой говорится в известном тютчевском четверостишии. И эта держава очень скоро заставила считаться с собой как азиатский Восток, так и европейский Запад.

Источник

skeptimist.livejournal.com

Trojden | Начало реформ. Избранная рада: Андреев И. Л.

«Царя бойся и служи ему с верою, и всегда о нём Бога моли, и тем паче не лги ему, но кротко правду ему говори, как самому Богу, и во всём повинуйся ему».

«Домострой»

● венчание на царство

● Избранная рада

● Земский собор

● Иван IV

● митрополит Макарий

● протопоп Сильвестр

Мог ли царь-реформатор отказаться от политической, экономической и духовной поддержки общества?

Митрополит Макарий

1. Венчание Ивана IV на царство.

К середине 1540-х гг. слабость власти достигла опасной черты. Это могло привести к взрыву народного возмущения. Ситуация начала меняться с избранием в марте 1542 г. новгородского архиепископа Макария митрополитом. Вокруг него стали собираться дальновидные политики, возлагавшие надежды на великого князя-подростка.

Иван IV (1533—1584) торжественно венчался на царство 16 января 1547 г. Инициатором венчания великого князя на царство выступил митрополит Макарий, видевший в этом торжественном акте средство преодоления разногласий в обществе.

Принятие великим князем царского титула закрепляло представление о том, что московские государи — наследники и преемники византийских кесарей (императоров). Царский сан поднимал Ивана на недосягаемую высоту, ставил его над всеми подданными, в том числе и над потомками удельных князей. Ведь церковь учила чтить царя «яко Бога». По чину — порядку венчания, составленному Макарием, Иван Васильевич венчался «шапкою Мономаха», будто бы присланной византийским императором Константином IX Мономахом своему внуку, киевскому князю Владимиру Мономаху.

Историки доказали, что знаменитая шапка была сделана много позднее княжения Владимира Мономаха. Но участников венчания волновало совсем иное — символический смысл ритуала, призванного подчеркнуть связь московского царя с византийскими кесарями и киевскими князьями. После венчания Иван IV стал титуловаться царём и великим князем всея Руси. Однако на Руси царями принято было называть не только византийских императоров, но и ордынских ханов. Поэтому принятие царского титула воспринималось современниками как наследование неограниченной власти золотоордынских правителей.

3 февраля 1547 г. молодой государь женился на Анастасии Романовне Захарьиной (Анастасии Романовой), принадлежавшей к старому московскому боярскому роду. Этот брак имел важные последствия: с пресечением династии Рюриковичей представители рода Романовых, опираясь на родство с угасшей династией, взойдут на царский престол.

Царский трон Ивана IV

1. Какой смысл вложил митрополит Макарий в обряд венчания на царство?

2. Почему венчание Ивана IV с Анастасией Романовой состоялось позже венчания на царство?

2. Восстание в Москве. 21—29 июня 1547 г. в столице бушевало восстание. Поводом для него послужил пожар. Пожары в деревянной Москве происходили часто — не случайно сложилась поговорка о копеечной свечке, от которой сгорела Москва. Но бывали пожары катастрофические по своим последствиям. Таким стало июньское бедствие 1547 г. Сильный ветер раздул огонь, который охватил большую часть города и Кремль. Жара от огня была такая, что в каменных церквях плавились оклады икон. По летописным известиям, сгорело около 25 тыс. дворов.

Отчаяние, давно копившееся недовольство, потребность найти виновного — всё подталкивало народ к действию. Тогда-то и начали распространяться слухи о родственниках царя Глинских, которые якобы подожгли столицу. Возможно, эти слухи подогревались противниками Глинских при дворе.

Возмущение вылилось в восстание. Дядя царя, князь Юрий Глинский, был убит. Возбуждённая толпа пришла в подмосковное село Воробьёво, куда уехал после пожара царь, и потребовала наказать всех Глинских. Вид восставших подданных привёл царя в ужас. Позднее он так вспоминал эти события: «Вниде страх в душу мою и трепет в кости моя».

Обещаниями, уговорами и угрозами удалось сбить накал выступления. Но события в Москве ещё раз напомнили, насколько сильным было недовольство властью, её неспособностью навести порядок в стране.

Царь Иоанн Грозный и иерей Сильвестр во время большого Московского пожара 24 июня 1547 года. Художник П. Ф. Плешаков

1. Почему гнев москвичей-погорельцев был направлен на родственников царя Глинских?

2. Какой урок получил молодой царь Иван IV во время московского пожара и восстания 1547 г.?

«Домострой». Лист с заставкой

3. Избранная рада. В окружении Ивана IV в конце 1540-х гг. в сложился кружок единомышленников, который вошёл в историю под названием Избранная рада. Поскольку некоторые члены этого кружка оказывали большое влияние на царя и входили в состав Боярской думы, т. е. обладали реальной властью, кружок можно назвать правительственным. Наряду с людьми родовитыми в нём состояли и незнатные дворяне.

Близки к Избранной раде были митрополит Макарий и священник придворного Благовещенского собора в Кремле Сильвестр.

Протопоп Сильвестр принадлежал к натурам фанатичным. Ему часто являлись видения, слышались голоса. Впечатлительный Иван первое время верил, что Сильвестр вещает волю Бога. И хотя при дворе исподволь злословили о новоявленном пророке, царь боялся его ослушаться, а сам Сильвестр искренне верил в своё право поучать и наставлять молодого государя.

Именно Сильвестр после июньского пожара 1547 г. объявил, что это Бог наказывает землю за грехи государя, не способного творить «суд и правду». Его речь произвела большое впечатление на царя и, по мнению историков, подтолкнула к проведению реформ. Сильвестр в качестве поучения молодому царю переписал и обновил известное литературное произведение «Домострой» — свод житейских и нравственных правил.

Позднее Иван IV будет обвинять «проклятого попа» в том, что тот его запугивал. Трудно проверить подлинность таких обвинений. Сила Сильвестра была в нравственном влиянии на монарха. Он, несомненно, сдерживал «неистовый нрав» Ивана IV, напоминая об ответственности за совершённые грехи и об обязанности жить в страхе Божьем.

Члены Избранной рады стали идеологами и инициаторами реформ, необходимость которых давно ощущалась в обществе.

1. Что отличало Избранную раду от совета знати при правителе — Боярской думы?

2. Почему Ивану IV нужны были нравственные уроки митрополита Макария и священника Сильвестра?

4. Земский собор. Реформы, к которым приступило правительство Ивана IV, в первую очередь коснулись управления и суда. Это и понятно: именно в этих областях более всего ощущались негативные последствия боярского правления.

В 1549 г. молодой царь собрал первый Земский собор. В него вошли представители знати, служилых людей и духовенства. На Соборе Иван IV обличал неправды боярского правления. Царь объявил, что отныне сам будет «судьёю и обороною» для подданных, и обвинил бояр в злоупотреблениях, которые они совершали в прежние годы. Бояре покаялись, обещали «служити ему государю… вправду, безо всякия хитрости».

Так впервые в Московском государстве появился высший сословно-представительный орган власти при царе. Сословный — потому что именно от духовенства, дворянства и посада звучали голоса на соборе. Представленные в этом органе, они оказывались теми разрядами населения, с которыми власть изъявила готовность сотрудничать — выслушивать их мнение, советы, опираться на них. Первый Земский собор 1549 г. получил название «Собор примирения».

Постепенно сформировалась структура Земского собора. В него вошли Боярская дума, представители высшего духовенства и выборные от служилых и посадских людей. Появление Земского собора свидетельствовало о важных изменениях в понимании того, как должна действовать высшая власть. С усложнением структуры общества прежние способы связи с его различными слоями уже не годились. Возникла потребность в созыве представителей от сословий, выборных лиц от «земли».

Решения Земских соборов были вовсе не обязательны для царя. Участники этих собраний лишь советовали и доносили до верховной власти мнения основных слоёв общества. Однако власть, если она желала быть сильной, должна была считаться с представленными на Соборе сословиями, так как нуждалась в их поддержке.

Бояре. Художник Б. В. Зворыкин

1. Почему на первом Земском соборе главными темами были осуждение боярского правления и примирение общества?

2. Что заставляло царя считаться с мнением Земского собора, ведь его решения были необязательными для московского правителя?

Площадь перед Земской избой. Художник А. Д. Виноградов

Вопросы и задания

1. Прочитайте эпиграф (с. 25) и ответьте на вопросы.

1) В «Домострое» сказано об ответственности подданных перед царём. А что говорил протопоп Сильвестр Ивану IV о его ответственности перед Богом за заботу о народе? 2) Может ли государство развиваться без нравственного фундамента, без общей правды, которой в равной мере служат и царь, и народ?

2. Рассмотрите иллюстрацию (с. 26), выполните задание и ответьте на вопросы.

1) Опишите изображение трона — одного из символов самодержавной власти. 2) Какие знаки царской власти обладали одинаковой с троном значимостью? 3) Новый титул московского правителя, новые символы власти сплачивали государство и общество или разобщали их?

3. Соотнесите даты, указанные на ленте времени, и следующие события:

1) созыв первого Земского собора; 2) венчание на царство Ивана IV; 3) пожар и восстание в Москве; 4) венчание Ивана IV и Анастасии Романовой.

4. Выберите ответ на главный вопрос урока. Обоснуйте свой выбор.

Мог ли царь-реформатор отказаться от политической, экономической и духовной поддержки общества?

А. Только слабый правитель ищет поддержку общества в период проведения реформ; царский титул позволял Ивану IV действовать самостоятельно.

Б. Опора на общество, на многообразие взглядов внутри Избранной рады была для царя единственной возможностью провести реформы без социальных взрывов.

В. Ордынская и византийская традиции власти предполагали, что государство должно подавлять общество и во время войны, и во время реформ.

МНЕНИЕ ИСТОРИКА

О царской власти

Принятие царского титула было очень важно. Само слово «царь» происходит от латинского термина «цезарь», который из личного имени Кая Юлия Цезаря постепенно превратился в составную часть императорского титула. Потому-то на Руси и называли царями императоров Византии, называли так и ханов Золотой Орды, а затем и выделившихся из её состава ханств. Естественно, «великий князь» казался стоящим ненамного выше просто князя, тем более что среди служивших Ивану IV бояр-князей было немало сыновей и внуков великих князей же (ярославских, суздальских и т. п.). Великий князь мог ещё восприниматься как первый среди равных. Царь — резкое выделение из ряда, принципиально иной титул…

Важную роль играл царский титул в международных отношениях. Ведя переговоры с Казанским, Крымским или Астраханским ханствами, русский государь выступал теперь с тем же титулом, что и его партнёры. В сношениях с Западной Европой титул царя был не менее важен.

Из книги историка В. Б. Кобрина «Иван Грозный»

1. Каково происхождение титула «царь»? Имеет ли он отношение только к византийским императорам?

2. Что не устраивало московских правителей в титуле «великий князь»?

РАБОТА С ИСТОЧНИКАМИ

Иностранный посол об Иване IV

«Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своём государе, получив это установление из рук предков, что чаще всего на ваш вопрос отвечают так: «Один Бог и великий государь это ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словом может распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой он бы не знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, всё это мы имеем по милости великого государя».

Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором. Самой своей одеждой, окружением и всем прочим он старается выказать величие даже не королевское, но почти папское. Можно сказать, что всё это заимствовано от греческих патриархов и императоров, и то, что относилось к почитанию Бога, он перенёс на прославление себя самого.

<…> Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются, куда бы их ни послали, и желают этого не столько для себя, сколько ради детей. Ведь если те проявят какие-нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им или всё имущество или часть его. Таким образом, он хочет быть полным господином имущества, тела, души и даже как бы мыслей подданных. И так как он хочет знать, что они между собой говорят, получается, что никто не смеет рта раскрыть. Каждое высказанное слово может в такой же мере снискать милость государя, как и стать причиной наказания. <…>

Из книги А. Поссевино «Исторические сочинения о России XV в.»

1. Как оценил иностранный посол статус московского правителя по сравнению с европейскими монархами?

2. Что заставляло служилых людей безропотно подчиняться царю, служить без жалованья?



trojden.com

Одно из течений в христианстве IV-VI вв., названное по имени священника, отрицавшего божественную природу Христа и считавшего

Максимальная одухотворенность художественного произведения, характеризующаяся уменьшением значения реалистических подробностей, называется
(*ответ*) спиритуализмом
Миметическое изображение – это изображение
(*ответ*) подражательное
 мимики
 портретное
 скульптурное
Мозаика – это вид
(*ответ*) монументальной живописи
 цветных храмовых витражей, непропускающих цвет
 декоративной живописи с использованием драгоценных камней и металлов
 цветной монументальной живописи, зародившейся в III веке до н.э. в Мозамбике
На понятии «внутренний эйдос» строил свою теорию
(*ответ*) Иоанн Дамаскин
 Никифор Константинопольский
 Феодор Студит
 Плотин
Наиболее известными христианскими катакомбами являются катакомбы
(*ответ*) Домициллы
Накидка, покрывающей спину, плечи и голову Богоматери, называется
(*ответ*) мафорий
Находясь в упадке, и Запад, и Восток, набирались сил, переосмысливали свое прошлое и настоящее, чтобы
(*ответ*) обрести силы
(*ответ*) создавать новое будущее
 понимать ошибки прошлого
 сделать передышку перед серьезным шагом
 не повторять ошибки прошлого
Наша жизнь, – пишет Феодор Студит, – есть не что иное, как подготовка к
(*ответ*) празднику
 смерти
 загробной жизни
 рождению новой жизни
Нашивное полотнище в виде миндалевидного щита с шестиконечным крестом —
(*ответ*) форакий
Небольшая базилика в Киликии называется
(*ответ*) мериамлык
Никейский собор 787 г. – это Вселенский Собор
(*ответ*) христианской церкви, отменивший запрет на изображение Бога и святых в человеческом облике
 христианской церкви, запретивший изображать Бога и святых в человеческом облике
 на котором произошел раскол христианской церкви на Восточную и Западную
 на котором произошло объединение Западной и Восточной христианской церквей
Никейский Собор состоялся в _ г.
(*ответ*) 787
 843
 858
 867
Никифор Константинопольский утверждал, что _ – лишь общая схема распятого тела
(*ответ*) крест
Никифор улавливает важную тенденцию творчества художника
(*ответ*) передавая внешний вид оригинала выразить в нем его невидимую глазом сущность
(*ответ*) не разделять внешний вид и внутреннее содержание первообраза, но стремиться показать их в единстве
 разделить, не соединить внешнее и внутреннее
 делать акцент на внешний вид, а не на внутреннюю сущность
Однако византийских религиозных мыслителей периода иконоборчества совершенно не волнует
(*ответ*) красота человеческого тела
 человеческая душа
 глубина человеческого познания
 внутренний мир человека
Одно из течений в христианстве IV-VI вв., названное по имени священника, отрицавшего божественную природу Христа и считавшего его «превосходнейшим творением» бога-отца, – это
(*ответ*) арианство
 грегорианство
 протестанство
 монофизитство

www.soloby.ru

Г. В. Вернадский. IV. Московское царство. История России. Библиотека.

Московский пожар и восстание в июне 1547 г. глубоко потряс и правительство и народ. Молодой царь Иван IV был в состоянии, близком к нервному срыву.
Митрополит Макарий, священник Сильвестр и Алексей Адашев чувствовали, что ситуация требует немедленных и последовательных реформ. Чтобы приступить к их осуществлению нужно была получить одобрение царя. В подходящий момент Сильвестр посетил Ивана IV и убедил его, что несчастье было божьей карой за его грехи. Сильвестр побуждал его к покаянию и смирению для спасения его души.74 Доводы священника серьезно повлияли на Ивана IV. Он испытывал нечто похожее на религиозное возрождение. Психологически это было началом влияния Сильвестра на Ивана IV, которое продолжалось несколько лет.
План реформ, задуманный Макарием, Сильвестром и Адашевым, базировался на тесном взаимодействии церкви и государства – митрополита и царя. К этим двум элементам власти теперь добавился третий – нация, представляющая землю. Взаимодействие этих трех элементов власти стало возможным через созыв царем и митрополитом церковно-земского Собора.75
Хотя до этого все важные государственные дела рассматривались как государево дело, возникло новое понятие – земское дело. Когда в апреле 1546 г. Иван IV (еще не коронованный царем) повел войска в Коломну, чтобы быть готовым к возможному нападению татар, считалось, что он отправился «на свое дело».76 Но в июне 1547 г., когда Иван IV организовал аналогичный поход, источники уже отмечали, что царь отправился в Коломну «на свое дело и земское».77 Адашев сопровождал царя в этом походе в должности рынды (оруженосца).
Земские дела, конечно же, были в плохом состоянии. Наследство боярского правления в годы детства Ивана угрожало стабильности правительства, а армия никак не могла справиться с набегами татар. Военная проблема была тесно связана с важным социально-политическим вопросом – подъемом дворянства и столкновением его интересов с интересами князей и бояр. В свое время великий князь Иван III положил начало системе обеспечения дворянства поместьями за службу государю.78 С этого времени дворянство стало потенциальной опорой армии московитов.
С увеличением численности этой армии требовались все большие земельные фонды для обеспечения воинов-дворян поместьями. Для удовлетворения этой потребности правительство было вынуждено обратить в поместья часть государственных владений. Они включали в себя земельные наделы крестьян, живших на этой части государственных владений, и права этих крестьян должны были быть гарантированы.
В поисках большего количества поместных земель Иван III конфисковал значительную часть церковных и монастырских земель в Новгороде и планировал широкую программу общей секуляризации монастырских владений в Московии. Его поддерживала идеалистически настроенная группа монахов, которые в принципе возражали против того, чтобы монастыри владели земельными угодьями. Эта группа была известна как нестяжатели. Однако церковный Собор 1503 г. провозгласил Церковь и монастырские земельные наделы неприкосновенными.79
Одержавшие победу стяжатели, известные как иосифляне (последователи настоятеля Волоколамского монастыря Иосифа), вошли. после этого в церковную администрацию.
В свете намечавшихся реформ, в особенности в связи с потребностями дворянской армии, проблема секуляризации церковных и монастырских земель возникла вновь. Сильвестр и Адашев были на стороне нестяжателей. Будучи государственным деятелем, Адашев поддерживал план превращения монастырских земель в поместный фонд. Царь Иван IV, как ранее его дед, также был за секуляризацию земель.
Им следовало, однако, действовать постепенно, учитывая, что большинство высших церковных чинов было иосифлянами. Следует вспомнить, что предшественник Макария, митрополит Иоасаф также склонялся к позиции нестяжателей. Он все еще жил в Троицком монастыре, но более не участвовал в церковных делах.
В соответствии с московской политической традицией, царь должен был вместе с боярами принимать решения по введению новых законов или любому важному государственному делу. Насущные проблемы рассматривались высшей боярской группой – ближней думой или синклитом.80 Особенно важные решения принимались на заседании Боярской Думы.
Реформаторы могли ожидать, что большинству бояр их планы не придутся по вкусу. Они рассчитывали преодолеть это сопротивление и предотвратить задержки в реализации своих проектов с помощью царя Ивана IV. Сильвестр и Адашев, молодые наиболее близкие советники царя, сыграли значительную роль в этой закулисной борьбе.
Вскоре сформировался круг последователей Сильвестра и Адашева. Как говорит князь Андрей Курбский в своей «Истории Ивана IV», Сильвестр и Адашев «собрали вокруг него (царя Ивана) советников, людей знающих и совершенных… и все они были всецело знакомы с военными и земскими делами… и они приблизили их непосредствен к нему (царю) в добрых отношениях и дружбе, так что без их совета ничего не предпринимается и не планируется… и в это время эти его советники были названы избранной радой».81
Состав и историческая роль избранной рады были и остаются до сих пор достаточно спорными вопросами русской историографии.82 Некоторые историки, включая Ключевского и Бахрушина, пытались отождествить избранную раду с ближней думой. По моему мнению подобное отождествление неверно по многим причинам, хотя бы потому, что Сильвестр как священник не мог быть членом думы. Адашев же стал членом ближней Думы только в 1553 г.
Я полагаю, что избранная рада не была формальным политическим институтом, а являлась влиятельной группой людей, бывших единомышленниками Сильвестра и Адашева (конфедератами, в переводе Феннела). Некоторые члены этого кружка благодаря влиянию Сильвестра и Адашева на царя стали членами ближней Думы (как князь Дмитрий Курлятьев), другое получили важные посты в армии и администрации.
Если мы будем искать исторические параллели с избранной радой, то можем с достаточной мерой условности сказать, что она была по сути близка к так называемому «ближнему комитету», который сформировался 250 лет спустя вокруг молодого императора Александра I в начале его правления.83
Правила ли в действительности избранная рада в годы ее существования Россией? Как Курбский, так и Иван IV утверждали, что да. Во втором письме к Курбскому (1577 г.) царь жаловался: «Вы (Сильвестр, Адашев и их последователи, включая Курбского) не только не хотели быть послушными и подчиненными мне, но даже управляли мною и забрали у меня всю мою власть, и правили сами как желали и забрали всю мою суверенность у меня: на словах я был государем, но фактически ничем не управлял’.84
Второе письмо Ивана Курбскому, подобно первому, отразило его настроение в течение второго периода его правления. Возможно, что еще до этого Иван IV чувствовал себя психологически подавленным властью Сильвестра и Адашева, но скрывал свои чувства. Однако поначалу он разделял планы Сильвестра и Адашева и с готовностью им следовал.
Позднее, когда Иван IV освободился от влияния Сильвестра и Адашева, его затаенное чувство униженности, заглушенное вражескими демаршами, продолжало расти и становилось все более горьким.
Каково бы ни было личное отношение Ивана IV к избранной раде, существовало два фактора, которые ограничивали ее власть с самого начала. Во-первых, хотя Адашев и Сильвестр работали совместно с Митрополитом Макарием, между ними существовали расхождения во мнениях. Во-вторых, ближняя Дума состояла не только из последователей Сильвестра и Адашева, но также из людей, которые не хотели принимать их лидерство, либо были настроены по отношению к ним открыто враждебно.
Дьяк Иван Михайлович Висковатай, человек высокоодаренный, один из выдающихся деятелей русского государства в XVI в., был готов сотрудничать с Адашевым, но ненавидел Сильвестра. В своей саркастической (хотя и несколько размытой) характеристике Сильвестра, написанной в 1569 г. или в начале 1570 г., Висковатый говорил, что «этот священник находился в великой чести у государя и был его советником и советником в духовных делах, был всемогущим… Он отдавал приказы митрополитам и епископам… боярам и дьякам… военным командирам и дворянам, всем иным. Короче говоря, он направлял как духовные, так и мирские дела… и он владел совершенно обеими сферами, духовной и мирской, как будто бы он был •царем, и митрополитам».85
Несмотря на заявление Висковатого, ближняя рада, хотя и была движущей силой в политике этого периода, диктаторской властью не обладала.
Проводя реформы, московское правительство испытывало нужду в поддержке нации в целом. Чтобы обеспечить эту поддержку, правительство обратилось к политически наиболее значимым сословиям царства – духовенству, аристократии и дворянству – и предложило им рассмотреть и одобрить свои проекты.
Это было осуществлено путем сбора «национальной ассамблеи» этих трех сословий. В доступных нам источниках нет свидетельств того, что российское «третье сословие» (купцы и горожане) были допущены на заседания этой «ассамблеи». Они, равно как и некоторые другие группы населения, выражали свое недовольство и вносили предложения относительно реформ в форме челобитных. Работать с купцами и горожанами выпало по приказу царя на долю Алексея Адашева. Он действовал вместе с Сильвестром.
Все епископы имели право участвовать в «ассамблее». Другие представители духовенства выбирались митрополитом. Духовенство было представлено освященным Собором, В решении чисто религиозных дел (как, например, канонизация святых) совет духовенства действовал самостоятельно. В «национальной ассамблее» участвовали и бояре и высшая знать. Придворные и государственные служащие меньшего ранга выбирались царем. Среди дворянства (детей боярских) на Собор 1549-1551 гг. были вызваны лишь те, что жили в московском регионе. В отличие от земских Соборов конца XVI и XVII веков, на «ассамблее» не было представителей, избранных на местах.
Сословия заседали либо группами, либо вместе, для выработки специфических юридических установлении существовали специальные комитеты. Первый Собор состоялся в 1549 г. Он, вероятно, продолжил свою работу в следующем году. Второй собор (известный как Стоглавый Собор) был созван в 1551 г. Точное количество участников этих двух Соборов, неизвестно, но едва ли их было более полутораста.
Наиболее важным делом Собора 1549 г. в религиозной сфере было завершение деятельности совета епископов 1547 г. по канонизации русских святых. К перечню тех, кто был канонизирован в 1547 г., в это время были добавлены еще и другие.
27 февраля на открытии общего заседания Собора 1549г. царь Иван обратился к совету епископов и Боярской Думе, а затем к воеводам и княжатам (младшим князьям), т.е. к армейским руководителям, дворянскому офицерству (сынам боярским и дворянам).86
В своей речи перед епископами и боярами царь обвинил бояр и их приспешников во многих обидах, учиненных ими в годы его бесправия дворянам (детям боярским) и крестьянам.87 Царь потребовал прекратить притеснение дворян и крестьян. Тем же, кто не подчинится его приказам, грозила его немилость и наказание. Бояре обещали выполнять царские требования. Жалобы бояр, обиженных дворянами и крестьянами, подлежали рассмотрению в судах.88
На следующий день, 28 февраля, Боярская Дума одобрила закон, согласно которому дети боярские по всей Руси освобождались от рассмотрения провинциальными и районными наместниками их тяжб, за исключением случаев убийства и грабежа.89 Это было первым шагом к отмене системы кормления провинциальной администрации и замещению местных органов власти самоуправлением.
Одним из ведущих защитников прав дворянства в армии и администрации был Иван Пересветов. В сентябре 1549 г. он направил царю две петиции, в которых ратовал за создание стационарной дворянской хорошо оплачиваемой и дисциплинированной армии; за назначение и продвижение военачальников согласно их способностям, а не положению; активное участие дворян в местном управлении и судопроизводстве. В защиту своих предложений Пересветов сослался на пример военных институтов Османской империи, с которыми °н познакомился во время службы в Польше.90
В ноябре 1549 г. был издан указ, целью которого было усиление царской власти с помощью новых правил назначения армейских командующих. Аристократическая традиция предполагала, что назначение высших армейских офицеров и чиновников администрации регулируется системой местничества. Лестница официальных лиц должна была соответствовать лестнице знатности княжеских и боярских родов. Это вызывало постоянные ссоры и снижало эффективность армейского руководства, особенно в ходе больших кампаний. Местническая иерархия в распределении чинов оказалась причиной неудачи кампании против Казани в 1547-1548 гг.
Новая регламентация запрещала всякие местнические тяжбы среди армейских командиров в ходе кампании.91
Основные усилия реформаторов были направлены не на подавление ведущей роли боярства в армии и провинциальной администрации, а на объединение дворянства и попытку сделать его опорой армейской организации под властью царя. 3 октября 1550 г. царь и Боярская Дума постановили, что тысяча лучших детей боярских из провинциальных районов должна быть поселена в местности вокруг Москвы в радиусе семидесяти верст от центра, с тем чтобы усилить детей боярских, уже живущих в этой местности. Эта «избранная тысяча» должна была составить специальное армейское подразделение, которое можно было бы легко мобилизовать в случае опасности. В определенном смысле, она должна была стать расширенным царским двором.92

   Вперёд>>  

Просмотров: 5653

statehistory.ru

Нравственные уроки преподобного Сергия Радонежского в современном воспитании

Ольга 

Розина 

Время жизни преподобного Сергия Радонежского – ХIV век – один из драматических периодов российской истории. Монголо-татарская оккупация сопровождалась не только физическим уничтожением населения, его обнищанием, разорением культурных и ремесленных центров, но и самое главное – нравственной деградацией и упадком духовной жизни. Иго разрушило духовный фундамент общества, состояние которого было, пожалуй, хуже, чем до крещения Руси. Совершенный в этих условиях духовный подвиг преп. Сергия Радонежского вряд ли может быть осмыслен и оценен со всей его полноте и величии. Однако его последствия останутся в истории и памяти потомков. 


Преподобный Сергий Радонежский, с житием. Конец XV века.
Икона Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры. Вклад царя Ивана IV

Это и благословение князя Дмитрия на воинский подвиг в защиту земли Русской на поле Куликовом. Это и то, что непосредственными учениками великого старца было множество иноков, которые основали в целом около 40 монастырей, что дало основание назвать ХIV век – «золотым веком русского монашества». Это и возрождение патриотических чувств русского народа, его духовное просвещение. И многое иное.  

Из многообразного духовного и исторического наследия преподобного Сергия хотелось бы выделить те нравственные уроки, которые могут быть использованы в современном воспитании. 

Состояние современного общества по-прежнему остается кризисным. В условиях краха известных идеологических схем попытки насаждения чуждых для российской цивилизации ценностей в межличностных отношениях и культуре привели к нравственной деградации. Несколько лет назад школу закончили дети, которые родились в постсоветском обществе в условиях отсутствия единой государственной мобилизующей идеи. Под красивыми лозунгами свободы и демократии, несмотря на определенные экономические успехи и внутриполитическую стабилизацию Россия в Европе и СНГ занимает 2-е место по числу самоубийств (после Казахстана), 2-е место по числу детей, оставшихся без попечения родителей (после Литвы), 1-е место по количеству разводов и 1-е место по числу абортов [1]. Печальная статистика может быть продолжена, так как моральная деградация современного российского общества констатируется представителями самых различных наук. 


В Московской духовной академии
Изменение духовно-психологического климата в обществе привело к изменению внутреннего мира человека. В психолого-педагогических исследованиях появились термины «мировоззренческая катастрофа» и «антропологический кризис». Не останавливаясь подробно на сущности этих явлений, отметим главное. Первое из них связано с релятивизмом, который нивелирует зло в индивидуальном сознании, что приводит к относительности понятий о нравственном и безнравственном, второе – с потерей «человеческого в человеке». В обществе отчетливо прослеживаются моральные девиации и дефицит не столько социальных, экономических и политических, сколько нравственных ориентиров, ценностей и образцов поведения. Так, по итогам социологического исследования ВЦИОМ, опубликованного в июне 2013 года, большинство россиян не могут назвать имена тех, кем они могли бы гордиться. Причем 57% респондентов заявили, что в России нет людей, которыми можно гордиться или не смогли вспомнить таковых [2]. Более того, на основе релятивистской философии делается попытка организации духовно-нравственного воспитания в школе. Так, в обязательную часть новых Федеральных государственных образовательных стандартов включен комплексный 6-ти модульный курс «Основы религиозных культур и светской этики». Учебник для школьников по модулю «Основы светской этики» предлагает образец поведения: им «могут быть родители, учитель, друг, космонавты, полярники, военные, спортсмены, артисты, литературные персонажи (богатыри, мушкетеры, рыцари). Стараясь быть похожим на эти моральные образцы, человек учится быть добродетельным» [3]. Но в данном случае – лишь перечисление профессий, а не нравственных идеалов, и высокие профессиональные достижения не есть гарантия высокой нравственности их обладателя. Вместе с тем в 2012 году в 77 субъектах РФ — стране, где православие является культурообразующей религией — модуль «Основы светской этики» выбрали 47% учащихся и их родителей, в то время как «Основы православной культуры» — лишь 28,7% [4]. На 1 сентября 2012 г. в Московской области «светскую этику» стали изучать 50,9% учащихся [5]. Любое воспитание, прежде всего духовно-нравственное, не может существовать без идеала, поэтому его понимание является основанием и сердцевиной всякой воспитательной системы. Идеал предполагает сознательное следование за выбранным образцом, сравнение с которым определяет цель деятельности, способ и характер поведения человека.

Педагогическая значимость идеала велика — это и цель воспитания, и средство воспитания, и критерий воспитанности личности, и основной мотив самовоспитания и необходимый регулятор поведения, деятельности, источник всех видов активности — познавательной, трудовой, эмоциональной и т.п. Идеал призван сохранять устойчивость внутреннего мира к изменяющимся, неблагоприятным обстоятельствам, помогать в преодолении трудностей, ошибок, решать сложные жизненные проблемы, обеспечивать сознательную нравственную позицию в обществе. Он необходим как критерий для самопознания, самоопределения, оценки себя и других, так как формирует убеждения, которые выступают руководством к действию. Нравственный идеал есть источник понятий о красоте, добре и зле, дружбе и любви, он — ключ к пониманию смысла человеческой жизни.

В православной культуре нравственный идеал обладает абсолютной ценностью и абсолютной святостью, так как Иисус Христос явил миру совершенного Бога и совершенного человека. Самоопределение человека по отношению к Нему и есть внутренне признание или отрицание высшей ценности православной культуры.

Идеал становится нравственным эталоном, по которому формируется позитивная программа самовоспитания, если он внутренне принимается человеком, то есть приобретает личностно значимый смысл. Поэтому одна из главных воспитательных задач — формирование личностно значимых идеалов, которые вызывают активное желание действовать, проявляя устойчивость волевых усилий. Они формируют нравственное сознание и поведение. Только наличие абсолютных, вечных ценностей, соответствующих природе человека, может обеспечить сохранение традиций и преемственность поколений.

В этой связи велико значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского для нравственного воспитания современного человека.

Удивительно, но слова, сказанные им 700 лет назад – «Любовью и единением спасемся» — являются как никогда актуальными и в наши дни. Единение людей – в семье, обществе, государстве – невозможно вне милосердия, терпения, прощения, сострадания, любви. Но именно дефицит любви является главным дефицитом нашего времени. Ведь любовь – это не только то, что отличает человека от животного, но и огромный труд, так как истинная любовь, по слову апостола, «долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает» (1 Кор. 13, 4-8)

Воспитание жертвенной любви в потребительском обществе – сложная педагогическая проблема, но подходы к ее решению можно найти, изучая жизненный путь святых, как путь стяжания (приобретения) добродетелей и восхождения к абсолютному нравственному идеалу. Они и сами становятся идеалом, так своей жизнью свидетельствую об истине христианства и плодах христианской любви.

Так какие же уроки нравственности, противостоящие релятивизму и антропологическому кризису, дает современному человеку преподобный Сергий Радонежский?


Преподобный Сергий Радонежский.
Фрагмент житийной иконы работы преподобного Андрея Рублева

Прежде всего, знакомство с путем восхождения отрока Варфоломея к преподобию Сергия Радонежского – это познание пути святости простого человека, раскрытие замысла Божия о цели и смысла человеческой жизни. Это восхождение имело ступени – смирение, послушание, терпение, верность, трудолюбие, скромность, любовь к земному Отечеству. Святоотеческий смысл названных добродетелей не ясен современным школьникам, в сознании которых превалирует искаженное представление о смирении, терпении, как о личностных слабостях, слова «верность» и «скромность» отсутствуют в их лексиконе, а трудолюбие и патриотизм без личной выгоды подвергаются насмешкам. Урок смирения преподобного Сергия — это понимание того, что если даже такое простое дело, как чтение, невозможно без помощи Божией, то что говорить о более серьезных и важных делах и заботах. Поэтому каждое дело следует начинать и заканчивать молитвой к Богу. Урок послушания – это урок сыновней любви к родителям — праведным Кириллу и Марии, лишь только после упокоения которых Варфоломей считает возможным приятие монашества и давно задуманное уединение. Урок терпения и верности мы видим в преодолении всех скорбных и трудных обстоятельств пустынножительства во имя желания послужить Богу. Урок трудолюбия – во всей жизни преподобного, как в период пребывания с братом Стефаном в лесу, так и в последующее время – будучи уже игуменом основанного им монастыря. Урок скромности проявлялся также во всем – одежде, голосе, терпении, просьбах не рассказывать о чудесных случаях, совершенных по его молитвам и т.д. Урок любви к Отечеству – не только в широки известном благословении великому князю Дмитрию на Куликовскую битву, но и в молитвах об упокоении душ погибших. Преподобный Сергий фактически стал невидимым полководцем русского войска в этой жестокой сечи. Урок миротворчества преподает он нам, когда своей любовью и терпением смиряет гордость непримиримо восстающих друг на друга князей, неся мир и покой в различные уголки земли Русской. Жизнь преподобного Сергия раскрывает перед учащимися особенности христианского подвига: это не столько героический поступок во время битвы с врагом видимым, а подвиг внутреннего делания, «невидимая брань» и построение своей жизни в соответствии с замыслом Бога о человеке, Его заповедями, в непрерывной устремленности к горнему, к небесному. Результат такого восхождения очевиден в жизненных плодах – как деятельности самого подвижника, так и в духовной атмосфере вокруг него.

Обращение к нравственным урокам преподобного Сергия позволяет решить важную и актуальную педагогическую проблему — восстановление ценности абсолютного нравственного идеала, в противоположность господствующему в воспитательной системе относительному, релятивистскому его аналогу. Это есть путь восстановления цельности личности и ценности жизни каждого человека в условиях современного антропологического кризиса.

Розина Ольга Владимировна, доцент Московского государственного областного университета и Академии социального управления, канд. ист. наук, член Российского философского общества, автор пособия для учителей «Духовные основы русской культуры» 

Источник: Храм Преображения Господня на Песках. Приходской вестник, выпуск № 7 (34) Июль 2014 г.

Примечания

Юревич А.В. Нравственное состояние современного российского общества 

ВЦИОМ: Россияне не знают, кем и чем гордиться. // http://www.zaks.ru/new/archive/view/111118


[3] Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. 4-5 классы: учебное пособие для общеобразовательных учреждений. М., 2010, с.17 


[4] Заявление Московского бюро по правам человека в связи с включением предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в обязательную часть школьного образования // http://newcpi.wmtest.ru/2012/03/22/20286 


[5] Проект выступления министра образования Московской области Л.Н. Антоновой на традиционной встрече руководителей образовательных учреждений Московской области с Управляющим Московской епархией Русской Православной Церкви митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием на тему: «Организация введения цикла предметов духовно-нравственного воспитания в образовательных учреждениях Московской области». Коломенская Православная духовная семинария, 10.09.2012 // http://mo.mosreg.ru/userdata/191323.doc


27 Ноября 2018

www.stsl.ru

Уроки нравственности

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Классное руководство


Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений

  • к родителям
  • к коллективу
  • к окружающим
  • к обществу
  • к Родине
  • отношений к труду
  • к своим близким
  • к самому себе

Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, элементарные навыки нравственного поведения. Перед учителем стоит задача проводить эту работу систематически и целенаправленно.

Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм; он отличается бескомпромиссностью в нравственных требованиях к другим, непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости младших школьников.

Нравственное воспитание младшего школьника происходит, прежде всего, в процессе обучения – главном виде деятельности в школе.

Учение ребенка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле урок — место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопления опыта нравственных взаимоотношений. В воспитательном отношении все предметы, которые изучаются в школе, одинаково важны.

Но в образовательном отношении особая важность отводиться урокам нравственности.

Уроки нравственности – новое направление в содержании школьного образования. На уроках я использую учебно-методический комплект, в который входит:

  • книга для чтения “Азбука нравственности”, автор Э.П. Козлов и др.
  • рабочая тетрадь
  • методическое пособие для учителя.

Основное содержание учебной работы по курсу “Азбука нравственности” cводится к направлению “Нравственные правила и поведение”. Это направление предусматривает работу по следующим разделам:

  1. Правила поведения в школе
  2. Как быть аккуратным
  3. Правила вежливости
  4. Как быть трудолюбивым
  5. Базовые моральные представления
  6. Общение с окружающими
  7. Школьный этикет
  8. Культура поведения

Процесс нравственного образования предполагает преемственность определенных общих положений, которые проходят единой нитью через все классы, все уроки и, так или иначе, раскрывают содержание этих уроков. Одновременно содержание не просто повторяется, но и обогащается новыми чертами, новым уровнем обобщений и связями с другими явлениями действительности.

Материал для уроков стараюсь подбирать с учетом его как позитивного, так и негативного воздействия на сознание ребенка. Но при этом стараюсь не отступать от народной традиции, что добро побеждает зло. Уже в первом классе основное внимание уделяется ознакомлению детей с правилами культуры поведения:

  • на уроке — в столовой
  • на перемене — в библиотеке
  • в раздевалке — в общественном месте

Мы начинаем с правил вежливости, которую дети проявляют в ограниченном числе ситуаций, хорошо знакомым им, с форм проявления вежливости, которые также ограничены (например, “волшебные слова”), с ряда действий (встать при приветствии, ответе и пр.).

Постепенно курс от отдельных правил поведения переходит к обобщенным положениям, включающим ряд правил объединяющих их устойчивое выполнение каждой личностью, в нравственные качества, а позднее в группу взаимосвязанных качеств: (например, группу качеств, связанных с преобладанием волевых качеств (решительность) или с эмоциями (нетерпеливость). Объединение качеств может быть связано с местом, обстоятельствами, в которых проявляются те или иные качества (содержание и форма поведения).

Дети постепенно подводятся к мысли, что именно правила нравственного поведения определяют отношения с другими людьми.

Если правила соблюдаются, то отношения между людьми складываются хорошие, доброжелательные, если же не соблюдаются, то отношения складываются неблагоприятные.

От класса к классу усиливается переход к самосознанию, самоизучению, самовоспитанию. Постепенно, шаг за шагом создаётся основа для создания “образ-Я”.

Выполнение правил является тем показателем, по которому можно судить о воспитанности детей. При построении уроков нравственности надо учитывать психологические особенности младших школьников:

  • эмоциональность
  • преобладание наглядно – образного мышления
  • конкретность

Поэтому часто уроки нравственности выходят за свои традиционные рамки и проводятся в самых разнообразных формах:

этические беседы (основная форма работы)

  • ролевые игры
  • утренники
  • работа в малых группах
  • инсценировки
  • конкурсы
  • читательские конференции
  • викторины и т.д.

Безусловно, главной формой работы на уроке является этическая беседа. Коллективное обсуждение важных для детей вопросов, как бы объединяет их в общем мнении, совместном принятии и одобрении тех или иных норм. Беседы способствуют уточнению нравственных представлений, обогащению и оценке имеющегося у детей опыта, приобретению знаний “впрок” для новых впечатлений, готовит их к действию, выбору поведения в новых условиях.

Очень интересно прошли беседы на уроках по темам:

  • Друзья Мойдодыра
  • Что такое взаимопомощь
  • Что такое справедливость
  • Надо быть бескорыстными
  • Добро и зло
  • и другие

В конце урока ребята, как правило, получают домашнее задание:

  • нарисовать картинку
  • прочитать книжку
  • выполнить любую творческую работу по желанию.

Если ребята, по началу, задания выполняли не все, то, конечно же, никаких порицаний они не получали, главное – мы обязательно отмечали тех, кто принес работу. В результате работы, мы пришли к выводу, что нам необходим урок- отчет по домашним работам. И такие уроки мы стали проводить один раз в четверть. На них ребята выступали со своей творческой работой. В классе практически не осталось учеников, кто не выполнял домашнее задание. И раз от разу работы и выступления детей становились всё интереснее и интереснее.

Хочется рассказать и о других формах работы, где дети могут применить свои полученные знания. Остановимся на некоторых из них.

4-й класс. Раздел: Школьный этикет. Тема: Как встретить и отметить праздник.

Это занятие прошло у нас как урок-праздник “Моя мама самая, самая…”

Цель: необходимо, чтобы ребенок понял, что праздник только тогда становится праздником, если его ждёшь, готовишься к нему, зовёшь друзей и близких, чтобы они разделили с тобой веселье.

При подготовке к этому занятию, мы разослали всем мамам приглашение на праздник с просьбой рассказать что-нибудь интересное о своем увлечении, любимом занятии. Сами ребята писали сочинения о своих мамах, делали поздравительные открытки, украшали класс к приходу гостей. На празднике мамочки представляли свои таланты:

  • рассказывали, как можно красиво украсить праздничный стол,
  • читали стихи своего собственного сочинения,
  • представляли свое рукоделие (вязание, вышивку, шитьё, лепку)
  • некоторые родители принесли свои рисунки и фотографии и рассказали об истории этих работ,
  • были у нас и чудо – кулинары со своими национальными блюдами.

Нам очень повезло, что одна мамочка работает в нашей школе учителем химии. И мы все отправились в её кабинет, знакомиться не только с ней, но и с чудесами химии. Ирина Николаевна демонстрировала ребятам опыты:

  • “извержение вулкана”
  • “выращивание большой змеи”, которая появлялась при сгорании смеси веществ. Ребята словно побывали в стране чудес.

Были и такие мамы, которые не смогли присутствовать на празднике сами, тогда ребята проявили чудеса смекалки. Мы слушали кассету с записью песни мамы Озембловского Лени. Демин Максим принес видеозапись, где они с мамой вместе танцевали (Максим несколько лет занимается бальными танцами).

Восторг, удивление и гордость светились в глазах ребят на протяжении всего праздника.

Не забыли мы и тех мам, которые, к сожалению, не очень серьёзно отнеслись к нашей идеи, не пришли на праздник сами и ничего не подготовили. Всем таким ребятам мы предоставили слово, и они прочитали свои сочинения, которые были подготовлены заранее. В конце праздника наши мамы получили грамоты – награды: Умелые руки”, “Звонкий голос”, “Чудеса в решете”, “Садовод-волшебник”, “Классный” поэт”, “Лучший танцор” и т.д.

Каждый ребенок вручил своей маме золотую медаль (шоколадную). А учитель получил медаль в номинации “Самая “классная” мама”.

Не менее интересно прошло другое занятие в 4-м классе. Раздел: Как быть трудолюбивым. Тема: Почему человек становится лучше, когда трудится

Это занятие прошло в виде защиты проекта: “Что за прелесть эта шляпка”.

Цель: показать значение труда для развития способностей человека, его взаимоотношений с другими людьми.

Класс был разделён на две группы (участники – девочки и жюри – мальчики). Все девочки готовили и представляли свои шляпки, рассказывали, как они их сделали, из чего, какой образ хотели передать, подбирали музыку для демонстрации.

Мальчики были у нас в жюри, выбирали лучшие работы, старались мотивировать свой выбор, быть справедливыми. Надо сказать, что жюри было на “высоте”. Никто не остался без внимания. Ребята придумали столько номинаций, сколько было участниц проекта:

  • “Самая элегантная шляпка”
  • “Самая поэтичная шляпка”
  • “Самая экзотичная шляпка”
  • “Самая неземная шляпка”
  • “Самая деловая шляпка”
  • “Самая женственная шляпка” и т.д.

Хочется рассказать о занятии в 3-м классе. Раздел: Культура поведения. Тема: Слово лечит, слово и ранит.

Цель: показать детям значение слова в общении, отношениях людей, объяснив, что слово может быть и поступком.

На этом занятии все ребята изготовили из цветной бумаги цветок “вежливости”. На каждом лепестке они записали “вежливые” слова. Затем весь класс разделился на четыре команды, и каждая команда выбрала один из лепестков цветка. Перед ребятами стояла задача: подготовить миниинсценировку, в которой они спрячут свое “вежливое” слово, а другие команды должны это слово отгадать.

Сценки для инсценирования могут быть такими:

  • ученик опоздал в класс, ему надо войти на урок
  • ребята обедают в столовой, им надо поблагодарить повара
  • ученик заболел, его пришёл навестить друг, ему надо подбодрить своего товарища, и т.д.

Несколько слов о работе в 3-м классе. Раздел: Поведение в школе. Тема: Общее дело — забота каждого.

Цель: для выполнения общих дел нужна взаимопомощь.

В нашей школе находится музей боевой славы 17 стрелковой дивизии народного ополчения. Наш класс получил задание восстановить альбом, отражающий героический путь 17 стрелковой дивизии.

Для выполнения этого задания:

  1. ребята распределил между собой всю работу
  2. продумали её выполнение по времени
  3. провели работу по сбору дополнительного материала
  4. выполнили общее намеченное дело
  5. подвели итоги (что сделано, как)

Для выполнения этого задания, ребята неоднократно побывали в школьном музее, встретились с ветеранами Великой Отечественной войны, активистами нашего музея. Результат работы ребят – восстановленный альбом – хранится в музее на почетном месте.

В продолжение военно-патриотического воспитания, хочется сказать о работе в 4-м классе. Раздел: Школьный этикет. Тема: Подарки к торжествам и праздникам.

Цель: отношение к подаркам, которые ты даришь и получаешь. Научить дарить то, что может порадовать. Научить правильно преподносить подарки.

На уроках труда и изобразительного искусства дети готовили подарки ко “Дню Защитника Отечества” — рисунки, открытки, аппликации.

На урок нравственности дети принесли свои поделки, мы с ними обсудили, почему родителям (папам) будет гораздо приятнее получить подарок, который изготовлен своими руками, нежели куплен в магазине.

Ребята разделились на группы и разыгрывали сценки, как подарить подарок и как его получать.

На этом же занятии прошла работа в группах по изготовлению подарка для Совета Ветеранов Войны. Из приготовленных заранее фигурок и заготовок, ребята выполнили работу-коллаж на военную тему.

Не менее интересна работа, где используется преемственность поколений.

В прошлом году я выпустила ребят из начальной школы в 5-й класс. Ребята много узнали на наших уроках нравственности, многому научились. И теперь они могут стать моими помощниками.

1-й класс. Раздел: Общение с окружающими. Тема: Твои старшие товарищи.

Это занятие-праздник под названием “Посвящение в ученики”. Пятиклассники вместе с первоклассниками подбирали стихи к нашему занятию. Помогали малышам учить клятву ученика, проверяли их. Готовили совместные сценки и рисунки.

На праздник пришёл весь пятый класс. А как были довольны первоклассники, и какая гордость звучала в их словах: “У нас появились старшие друзья!” А старшие друзья рады почувствовать себя взрослыми и поделиться тем, что уже умеют сами. И теперь слова клятвы первоклассника:

“Мы в большом и малом деле
С другом радости разделим,
Дружбою не поступлюсь,
В этом тоже я клянусь!”

очень часто повторяются в нашем классе.

Пятый класс идет вперед и осваивает новые нравственные нормы, а первоклассники только в самом начале своего пути. Но тех и других ждёт много новых интересных открытий на уроках нравственности.

26.06.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Сочинение на тему «Нравственные уроки истории»

  1. Главная
  2. Сочинения
  3. Сочинения по роизведениям Толстого
  4. Сочинения по роизведению Война и Мир
  5. Нравственные уроки истории

Лев Николаевич Толстой – один из самых известных представителей русской литературы второй половины XIX века – в своем романе «Война и мир» обращается к проблемам, которые можно назвать вечными, и это, прежде всего, нравственные проблемы.

Действие романа и судьбы его героев разворачиваются на фоне трагических событий Отечественной войны 1812 года. Почему именно это сложное для России время заинтересовало писателя? Какие нравственные уроки преподает нам история борьбы русского народа с французскими захватчиками?

События войны 1812 года, описанные Л. Н. Толстым в романе «Война и мир», ярчайшим образом демонстрируют нам самые лучшие качества русского национального характера. Самоотверженность, беззаветная любовь к Родине и особая, «скрытая… теплота патриотизма», как назвал это качество Пьер Безухов.

Это то, что объединяет все сословия Российской империи, всех честных и преданных Родине людей. Русский народ, объединенный общей бедой и общей великой целью, мы видим глазами героев романа. Так, во время Бородинского сражения Пьера Безухова поражает спокойное мужество солдат на батарее Раевского. Они не думают о своей судьбе, сливаясь в единое целое со всем народом.

А князь Андрей Болконский предельно четко и ясно выразил то чувство, которым были охвачены все честные люди: «Французы разорили мой дом и идут разорить Москву, и оскорбили и оскорбляют меня всякую секунду. Они враги мои, они преступники все, по моим понятиям… Надо их казнить»

И в то же время в романе нет любования войной, превознесения воинских подвигов, восторженного отношения к сражениям. Свое отношение к войне Л. Н. Толстой выразил словами князя Андрея: «Война — не любезность, а самое гадкое дело в жизни, и надо понимать это, а не играть в войну. Надо принимать строго и серьезно эту страшную необходимость».

Пожалуй, стремление людей к единению перед лицом опасности, невзирая на сословные различия и прошлые обиды, является важнейшим нравственным уроком той далекой от нас войны. И в ней русские одержали, в первую очередь, именно нравственную победу. «Не та победа, которая определяется подхваченными кусками материи на палках, называемых знаменами, и тем пространством, на котором стояли и стоят войска, — а победа нравственная, та, которая убеждает противника в нравственном превосходстве своего врага и в своем бессилии, была одержана русскими под Бородиным», — пишет Л. Н. Толстой.

Другой не менее значимый урок – это понимание истинного патриотизма. Лев Николаевич в своем романе показывает, как в условиях войны и опасности общество разделяется на истинных патриотов, доказывающих делами свою преданность Родине, и патриотов ложных, которые просто прикрываются красивыми фразами. Таких людей мы видим на примере графа Растопчина, который расклеивает никому не нужные листовки, или Берга, которого в критические для Родины дни интересуют поиски «шифоньерки» для Верушки.

Истинный патриотизм в поступках Наташи Ростовой, отдающей свои подводы раненым, Пьера Безухова, который, несмотря на свою неприспособленность к военному делу, хочет быть в гуще сражения, в самоотверженности тысяч простых людей, сжигающих свое имущество, чтобы оно не досталось врагу, и сражающихся в партизанских отрядах.

Толстой показывает, как война обнажает душу человека, срывая с нее всю шелуху привычек и традиций. И душа эта может засверкать чистейшим бриллиантом или оказаться никчемной гнилушкой.

Именно истинный патриотизм превратил войну 1812 года в поистине народную. «Благо тому народу, который в минуту испытания, не спрашивая о том, как по правилам поступали другие в подобных случаях, с простотою и легкостью поднимает первую попавшуюся дубину и гвоздит ею до тех пор, пока в душе его чувство оскорбления и мести не заменяется презрением и жалостью».

best-language.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *