План византийская культура – Византийская культура План 1 Имперская идея в

ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА План 1 Раннехристианская художественная культура



ВИЗАНТИЙСКАЯ КУЛЬТУРА



План: 1. Раннехристианская художественная культура. 2. Культура Македонского возрождения. 3. Культура эпохи правления Палеологов.



Особенности византийской художественной культуры. 1. Византийская художественная культура представляет собой синтез западных и восточных типов художественного видения мира при особом положении греко-римских художественных традиций. 2. Византийская художественная культура в значительной степени сохранила и развила художественные традиции античной цивилизации. 3. Несмотря на господствующее положение христианства в Византии никогда не угасало светское художественное творчество.



1. Раннехристианская художественная культура. В это время появляются новые художественные направления: 1. Искусство книги 2. Культовая архитектура 3. Изобразительное искусство 4. Литература



Раскрытый Амиатинский кодекс (начало VIII века). Рукопись включает 1029 пергаментных листов, имеет толщину более 20 см и весит около 30 кг.



Деревянный переплёт Амиатинского кодекса с застёжками. VIII век.



Хлудовская псалтырь. ок. 850 пергамент



Церкви строились двух основных типов: — базиликальные храмы; — крестово-купольные храмы.



Крестово-купольный храм обладает следующими свойствами: — он прямоугольный или крестообразный в плане — внутри храма установлены четыре, шесть или восемь столбов-опор — столбы связаны подпружными арками — подпружные арки с каждого столба перекинуты на стены — система столбов-опор делит храм внутри на несколько продольных и несколько поперечных проходов, называемых нефами — количество продольных нефов всегда нечетное — количество поперечных нефов (называемых еще трансептами) может быть любое — из поперечных нефов самый широкий – чаще предалтарный, из продольных – всегда центральный, пересечение этих нефов определяет местонахождение купола — нефы перекрыты системой цилиндрических сводов — своды над самыми широкими нефами в плане образуют крест — на пересечении этих нефов в средокрестии расположен купол — купол покоится на подпружных арках, связывающих столбы — пространства между ребрами арок заполнили вставками, по форме напоминающими надутые ветром треугольные паруса – отсюда название этой части свода – парус — купол открыт внутрь зала



Подпружная арка — арка, поддерживающая свод. В средокрестии храма крестовокупольного типа кольцо барабана купола поддерживают четыре подпружные арки.



В дальнейшем на основе этих типов храмов сложился новый тип – купольная базилика. Данный тип отличается менее вытянутым главным нефом, перекрытым куполом без трансепта. Боковые нефы той же длины, что и главный, и имеют второй ярус для женщин. Наиболее классическим примером здания данного типа является собор св. Софии в Константинополе. Храм, в котором размеры главного нефа существенно выросли, создавал идеальные условия для богослужения.



Внутренний вид сводов собора



Центральный неф собора, алтарная часть и главный купол



В Византии получили развитие разные виды и жанры ИЗО – мозаика, фреска, иконопись. В храме фрески и иконы размещались согласно требованиям канона. В самой верхней точке храма на своде купола помещалось изображение Пантократора – Христа Вседержителя – Творца и Главы Вселенной. Мозаика «Христос Вседержитель» (Христос-Пантократор. Мозаичное изображение). Главный купол Софийского собора в Киеве



Роспись купола Корамского собора, предместья Анатолии, Турция



На барабане купола, в простенках между окнами, изображали фигуры двенадцати апостолов, учеников Христа. В простенках между окнами барабана изображены двенадцать апостолов, из них мозаичной сохранилась лишь верхняя часть фигуры Павла. Вокруг Христа-Вседержителя — четыре архангела, из которых только один (в голубом наряде) — мозаичный, а другие в 1884 году пририсовал маслом М. А. Врубель. Собор св. Софии в Киеве.



На парусах изображали четырех евангелистов либо их символы: Матфей – ангел, Марк – лев, Лука – телец, Иоанн – орел. Считалось что подобно тому как купол храма опирается на столбы посредством четырех парусов, так вселенская церковь опирается на четыре евангелия. Слева Мозаика «Евангелист Марк». Фрагмент. Юго-западный парус Софийского собора в Киеве Справа евангелист Матфей , Церковь Вознесения в Павловском Посаде.



В верхней части апсиды изображалась Дева Мария, Богоматерь – земная женщина чаще в образе Оранты (один из основных типов изображения Богоматери, представляющий Её с поднятыми и раскинутыми в стороны руками, раскрытыми ладонями наружу, то есть в традиционном жесте заступнической молитвы) Мозаика «Оранта». Главный алтарь Софии Киевской



Мозаичное изображение Богородицы в апсиде собор св. Софии в Константинополе



В среднем регистре на стенах храма – сцены, поясняющие догматы веры, а также сцены из земной жизни Христа; в нижнем регистре – изображения людей, постигших божью благодать. Литература этого периода заложила фундамент средневекового христианского богословия. В это время работали Иоанн Златоуст, Григорий Назианзин, Василий Кесарийский и др. Святой Иоанн Златоуст. Византийская мозаика



2. Культура Македонского возрождения. После смерти в 565 г. императора Юстиниана Великого Византию сотрясали непрерывные социальные волнения, гражданская война, в результате которых империя потеряла часть своих владений на западе и востоке. Значительным событием этого периода явилось иконоборчество. В 730 году император Лев 3 Исавр издал эдикт (предписание), запрещавший иконы. Эдикт действовал более 100 лет, и в соответствии с ним во всех церквах Константинополя уничтожались изображения святых, Христа, Богоматери, сбивалась мозаика, счищались фрески. На месте святых появлялись орнаменты, цветы, растения, птицы. Иконоборцы (картина Доменико Морелли, XIX век)



Характерное для иконоборческого периода украшение храмов (Церковь Святой Ирины в Стамбуле)



После длительного периода внутренних смут и внешних поражений Византия вновь переживает экономический и культурный подъем. Это время принято называть македонским возрождением (867— 1056) (период правления македонской династии Комнинов). Главной чертой художественной культуры этого периода стал спиритуализм (объективно-идеалистическое философское воззрение, рассматривающее дух в качестве первоосновы действительности, как особую бестелесную субстанцию, существующую независимо от материи). Предметом художественного творчества стала духовная сфера, которая описывалась с помощью таких эстетических категорий, как прекрасное, цвет, свет, образ, знак, символ. В это время было восстановлено иконопочитание, складываются основные иконографические изображения Богоматери, Иисуса Христа, святых. Большого развития достигли художественные ремесла: резьба по кости, инкрустации из драгоценных камней, книжная миниатюра, мозаичная икона, перегородчатые эмали.



3. Культура эпохи правления Палеологов. В 1204 году рыцари-крестоносцы штурмом взяли Константинополь. Византийская империя как самостоятельная держава прекратила свое существование, на ее месте возникла Латинская империя крестоносцев и зависимые от нее мелкие феодальные государства. Византийский император и его приближенные бежали в город Никею, где за 60 -летний период изгнания был сформирован огромный духовный потенциал и заложены основы нового культурного подъема, получившего название палеологовского ренессанса (правление династии Палеологов). Этот период продолжался с 1261 года (изгнание латинян из Константинополя) до 1453 года (захват Константинополя турками).



В это время происходит ряд изменений в художественной культуре Византии. Усиливается роль светского начала в искусстве. Наряду с религиозными сценами изображаются реальные исторические события. Появляется архитектурный и пейзажный фон в композициях. В живописи возрастает личностное, эмоциональное начало. Фигуры становятся удлиненными, отличаются мягкостью линий, пластичностью, лиризмом. При изображении используется светотеневая моделировка ликов и одежд, благодаря чему создается объем и ощущение материальности. Например Икона «Двенадцать апостолов» . Византия. 1 -я четверть XIV века.



Фреска «Белый ангел» , монастырь Милешева, Сербия



Во времена палеолговского возрождения постройки создавались уже гораздо менее масштабные, чем в предшествующие эпохи. И если раньше храмы отличались внешней скромностью и внутренним роскошным убранством, теперь именно внешняя красота должна быть притягательной для верующих, она была предназначена предвосхищать духовную красоту молитвы. Убранство же храма не должно было отвлекать молящихся от постижения света незримого. Поэтому интерьеры храмов делались нарочито мрачными и мало освещенными. . Декоративность отделки храма достигалась пластической разделкой стен, барабанов, куполов, а также разнообразием формы и цвета кирпичной и каменной кладки. Церковь Святых Феодоров, 13 в.



Монастырь Пантанасса в Мистре, 15 в.



В 1453 году под натиском турок Византия пала. Византийские мастера разъехались по другим странам, поэтому художественная культура Византии не была уничтожена, а получила свое продолжение в культурах других народов.

present5.com

Культура Византии План урока n n n



Культура Византии



План урока n n n 1. Развитие образования. 2. Научные знания. 3. Архитектура. 4. Живопись. 5. Культурные связи Византии.



Вступление В начале Средних веков Византия не пережила такого упадка культуры, как Западная Европа. Она стала наследницей культурных достижений античного мира и стран Востока.



1. Развитие образования. Ученики в школе Византийский алфавит В VII—VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания, вести переписку и судебные дела, отвечать просителям, копировать документы. Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство. Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.



1. Развитие образования. В высшей школе Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали чтению, письму, счету и церковному пению. Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи. В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали религию, мифологию, историю, географию, литературу.



2. Рукопись. Научные знания. Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе. В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в. ) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.



2. Научные знания. Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе). Хирургические инструменты Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовления стекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше. Греческий огонь



2. Научные знания. Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов. Представление о мире Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений. Византийский историк



3. Архитектура. Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений. Алтарь



3. Архитектура. Христианский храм в плане разделялся на три части: притвор — помещение у западного, главного входа; неф (пофранцузски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы; алтарь, куда могли входить только духовные лица. Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре. неф апсиды алтарь притвор



3. Архитектура. Реконструкция и внутренний вид Айя. Софии Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники. Храм Святой Софии называли «чудом из чудес» , воспевали в стихах. Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.



3. Архитектура. В X—XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм. В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане. Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.



4. Живопись. Мозаика Фреска В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшать мозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке. В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме.



4. Живопись. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека. В 4 -столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.



4. Живопись. Мученики и мученицы Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.



4. Живопись. В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых. Благословляющий Спаситель.



4. Живопись. В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.



4. Живопись. Владимирская икона Богоматери. Начало XII века. Константинополь. В храмах и жилищах помещали иконы — живописные изображения Бога, Богоматери, сцен из Библии на гладких деревянных досках. В отличие от мозаики и фрески икону можно переносить с места на место, посылать в подарок, брать с собой в поход. Одна из наиболее почитаемых икон — «Владимирская Богоматерь» — была привезена на Русь из Византии. Роспись, иконы и фрески, скульптуры церквей не случайно называли «Библией для неграмотных» : ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. В еще большей степени это относится к Западной Европе, где Библию переписывали и зачитывали на латинском, а не на местных языках, на которых говорил народ. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.



5. Культурные связи Византии. В начале Средних веков Византия была самой культурной страной Европы. Короли, князья, епископы других стран и более всего Италии приглашали из Византии архитекторов, художников и ювелиров. В Константинополь отправлялись любознательные юноши для изучения математики, медицины, римских законов. У византийских мастеров учились архитекторы и художники европейских стран. Храм византийского стиля в Грузии



5. Культурные связи Византии. Кирилл и Мефодий Особенно сильно повлияла византийская культура на культуру славян. Болгария, Сербия и Русь приняли христианскую веру из Византии. Славянскую азбуку на Русь принесли учившиеся у греков болгары. С греческого языка на славянские было переведено много книг. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Культура Армении и Грузии, где христианство утвердилось в конце IV века, также испытала на себе сильное влияние Византии. В Византии сохранились и благодаря этому дошли до нас многие рукописи греческих, римских и восточных ученых и писателей. Глаголица и кириллица



Влияние культуры Византии Восточные славяне Русь Грузия, Армения Балканы Константинополь Италия Вернуться

present5.com

Лекиия 17 Византийская культура

14

Лекция
17

ВИЗАНТИЙСКАЯ
КУ
ЛЬТУРА

План

  1. Особенности
    византийской культуры.

  2. Рождение
    новой идеологии:
    от язычества к христианству.

  3. Расцвет
    культуры в XI—XII вв. Зарождение
    рационализма.

  4. Последний взлет
    византийской культуры: гуманизм против
    исихазма.

  5. Быт и нравы
    Византии.

  6. Наследие византийской
    культуры.

Византийская
империя возникла на рубеже двух эпох —
крушения поздней античности и рождения
средневекового общества
в результате разделения Римской
империи на восточную
и западную части. После падения Западной
Римской империи концепция всемирного
римского владычества, титул императора
и сама идея мировой монархии, а также
традиции античной образованности
уцелели только на востоке — в Византийской
империи. В
ранний
период наивысшего расцвета она достигла
в правление императора Юстиниана
1 (527—565). Увеличение территории Византийской
империи почти вдвое, широкие законодательные
и административные реформы, развитие
ремесла и торговли, расцвет науки и
других сфер культуры — все это знаменовало
превращение Византии при Юстиниане
вновь в самое могущественное государство
Средиземноморья.

Географическое
положение Византии, раскинувшей свои
владения на двух континентах — в Европе
и Азии, а порою простиравшей
свою власть и на области Африки, делало
эту империю как бы
связующим
звеном
между Востоком
и Западом.
Постоянное раздвоение между восточным
и западным миром, скрещение азиатских
и европейских влияний
(с преобладанием в отдельные эпохи то
одних,
то других)
стали историческим уделом Византии.
Смешение греко-римских и восточных
традиции наложило отпечаток на
общественную
жизнь, государственность,
религиозно-философские
идеи, культуру
и искусство византийского
общества. Однако,
Византия
пошла своим историческим путем,
во многом отличным от судеб стран как
Востока,
так и Запада, что определило и особенности
ее культуры.

(В истории
европейской,
да и всей
мировой культуры византийской
цивилизации принадлежит особое место,
для нее характерны торжественная
пышность, внутреннее благородство,
изящество формы и глубина мысли. В
течение всего тысячелетнего существования
Византийская империя, впитавшая в себя
наследие греко-римского мира и
эллинистического Востока, представляла
собой центр своеобразной и поистине
блестящей культуры. Кроме того, вплоть
до XIII в. Византия
по уровню развития образованности, по
напряженности духовной жизни и красочному
сверканию предметных форм культуры,
несомненно, находилась впереди всех
стран средневековой Европы.

Особенности
византийской культуры состоят в
следующем: 1) синтез западных и восточных
элементов в различных
сферах материальной и духовной жизни
общества при господствующем положении
греко-римских традиций; 2) сохранение в
значительной степени традиций античной
цивилизации, послуживших основой
развития в Византии
гуманистических идей и оплодотворивших
европейскую культуру эпохи Ренессанса;
3) Византийская
империя в отличие от раздробленной
средневековой Европы сохранила
государственные политические доктрины,
что наложило отпечаток на различные
сферы культуры, а именно: при все
возрастающем влиянии христианства
никогда не затухало светское художественное
творчество; 4) отличие православия от
католичества, что проявлялось в
своеобразии философско-богословских
воззрений православных теологов и
философов Востока, в догматике, литургике,
обрядности православной церкви, в
системе христианских этических и
эстетических ценностей Византии.
Становление
византийской культуры происходило в
обстановке глубоко противоречивой
идейной жизни ранней Византии. Это было
время складывания идеологии византийского
общества, оформления системы христианского
миросозерцания, утверждавшегося в
острой борьбе с философскими, этическими,
эстетическими и естественнонаучными
воззрениями античного мира. Первые
столетия существования византийской
империи можно рассматривать как важный
этап мировоззренческого переворота,
когда не только формировались основные
тенденции мышления византийского
общества, но и складывалась его образная
система, опирающаяся на традиции
языческого эллинизма и обретшего
официальный статус христианства.

В патриотической
литературе ранневизантийской
эпохи, в трудах Василия Кесарийского,
Григория Назианзина
и Григория Нисского, в речах Иоанна
Златоуста, где закладывался фундамент
средневекового христианского богословия,
мы видим сочетание идей раннего
христианства с неоплатонической
философией, парадоксальное переплетение
античных риторических форм с новым
идейным содержанием. Каппадокийские
мыслители Василий Кесарийский,
Григорий Нисский и Григорий Назианзин
закладывают фундамент византийской
философии. Их философские построения
уходят корнями в древнюю историю
эллинского мышления. В центре патриотической
философии находится понимание бытия
как блага, что дает своеобразное
оправдание космоса, а следовательно,
мира и человека. У Григория Нисского
эта концепция порой приближается к
пантеизму.

В IV—V вв. в Империи
развернулись ожесточенные философские
богословские споры: христологические
— о природе Христа и тринитарные
— о его месте в Троице. Суть этих
чрезвычайно остро протекавших дискуссий
заключалась не только в выработке и
систематизации христианской догматики.
Философским содержанием их была
антропологическая проблема: в
теологизированной
форме ставился вопрос о смысле
человеческого существования, месте
человека во вселенной, пределе его
возможностей. В этих спорах выразилась
идейная борьба между антропологическим
максимализмом, считавшим возможным
растворение человеческой природы в
божественной и тем самым поднимавшим
человека до невиданных в античном мире
высот, и антропологическим минимализмом,
всецело подчинявшим человека божеству
и низводящим
человечество до крайних степеней
самоуничижения.

В реформирующейся
христианской идеологии в этот период
можно выделить две ступени: аристократическую,
связанную с господствующей церковью и
императорским двором, и плебейско-народную,
выросшую из ересей и корнями уходящую
в толщу религиозно-этических представлений
народных масс и широких слоев беднейшего
монашества. Придворная аристократия,
высшее духовенство, образованная
интеллигенция
крупных городов энергично выступают
за использование всего лучшего, что
было дано человечеству античной
культурой. Христианские богословы,
писатели, проповедники все чаще и чаще
заимствуют из сокровищницы греко-римской
культуры импонирующую простоту и
пластичность
философской прозы, филигранные методы
неоплатонической диалектики, логику
Аристотеля, практический психологизм
и искристое красноречие античной
риторики. В ранневизантийский
период христианская ученая литература
достигает высокой степени утонченности,
соединяя изысканное изящество формы с
глубоким спиритуализмом содержания.
Вся духовная
жизнь общества отличается драматической
напряженностью:
во всех сферах знания, в литературе,
искусстве наблюдается удивительное
смешение языческой мифологии и
христианской мистики. В художественное
творчество все сильнее проникают
искренность и эмоциональность, народная
наивность и цельность восприятия мира,
резкость нравственных оценок, неожиданное
соединение мистицизма с жизненностью
бытового колорита, набожной легенды с
деловым практицизмом. Усиливается
дидактический элемент во всех сферах
культуры; слово и книга, знак и символ,
пронизанные
религиозными
мотивами, занимают большое место в жизни
человека ранневизантийской
эпохи.

Затем Империя
вступила в новый период своего развития
— становления и победы феодального
строя. Неудивительно, что императоры
Исаврийской
династии (Лев III, Константин V и др.) не
только вели войны с арабским халифатом,
но и осуществили важные реформы в сфере
права, общественных отношений и церковной
политики. При Льве III был издан краткий
законодательный сборник «Эклоги»,
основными задачами которого были
укрепление центральной власти и защита
интересов военно-служилой знати — опоры
династии. В «Эклогах» есть ряд новых
моментов, в том числе усилены репрессии
против ересей.

Особенно широкий
политический и идеологический резонанс
в Византии
вызвали церковные реформы первых
Исавров.
Впервые в истории Византии
произошло открытое столкновение
государства и церкви, когда был нанесен
сильный удар по почитанию икон, культ
которых давал церкви мощное идеологическое
воздействие на широкие слои населения
страны и приносил немалые доходы.
Иконоборчество — это борьба военной
землевладельческой знати и части
торгово-ремесленных кругов Константинополя
за ограничение могущества церкви и
раздел ее имущества. В итоге борьба
завершилась идейной победой
иконопочитателей,
однако фактически был достигнут
компромисс между государством и церковью.
Церковно-монастырское землевладение
было сильно ограничено, многие церковные
сокровища конфискованы, а церковные
иерархи как в столице, так и на местах
фактически подчинены императорской
власти. Византийский император стал
признанным главой православной церкви.

В ходе этой борьбы
иконоборцы, как и иконопочитатели,
причинили заметный вред культурному
развитию Византии VIII—IX вв. уничтожением
памятников человеческой мысли и
произведений искусства. Но вместе с тем
нельзя отрицать, что иконоборческая
доктрина и эстетическое мышление
иконоборцев внесли новую свежую струю
в образное видение мира византийцев —
изысканную абстрактную символику в
сочетании с рафинированной и эстетически
привлекательной декоративной орнаментикой.
Ведь на формирование иконоборческой
доктрины и эстетики, в основу которой
было положено представление о
неописуемости,
невыразимости единого верховного
божества, оказали известное влияние
идеи иудаизма и ислама. В развитии
художественного творчества Византии
оставила заметный след и борьба
иконоборцев против чувственного,
воспевавшего человеческую плоть
эллинистического искусства с его
иллюзионистской техникой и красочной
цветовой гаммой. Возможно, именно
иконоборческие художественные искания
во многом открыли дорогу к созданию
глубоко спиритуалистического искусства
Византии X—XI вв. и подготовили победу
возвышенной духовности и отвлеченного
символизма во всех сферах общественного
сознания последующих веков.

Необходимо отметить
и тот существенный момент, что
иконоборческое движение послужило
стимулом к новому взлету светского
изобразительного
искусства и архитектуры Византии. При
иконоборческих императорах в архитектуру
проникло влияние мусульманского
зодчества. Так, один из константинопольских
дворцов — Вриас
— был построен по плану дворцов Багдада.
Все дворцы окружали парки с фонтанами,
экзотическими цветами и деревьями. В
Константинополе, Никее
и других городах Греции и Малой Азии
возводились городские стены, общественные
здания, частные строения. В светском
искусстве иконоборческого периода
победили принципы репрезентативной
торжественности, архитектурной
монументальности и красочной многофигурной
декоративности, послужившие в дальнейшем
основой развития светского художественного
творчества.

В период развития
феодализма серьезные изменения происходят
в структуре государственной власти и
в административном управлении империи.
Именно в это время произошла отчетливая
кристаллизация всех форм государственности.
Империей ныне управляли из императорской
канцелярии, а провинциальные наместники,
получая жалованье из казны, зависели
от центра. Огромную роль в жизни
византийского общества играл
централизованный бюрократический
аппарат; государственные чиновники
объединялись в замкнутую касту, в которой
царила строгая иерархия в соответствии
с табелью о рангах.

Правление императоров
македонской династии часто называют
золотым веком византийской государственности.
Действительно, при них оформляется
пышный этикет византийского двора,
строгий церемониал приема иностранных
послов, упрочивается принцип легитимности
власти через институт соправителей.
Как правило, император делал своего
сына соправителем и тем самым закреплял
свою власть, полученную в результате
дворцового переворота или мятежа.

В течение всего
этого периода социальная опора центральной
власти нередко значительно менялась.
На престоле сменялись императоры —
ставленники то могущественной столичной
придворной аристократии
и высшего чиновничества, то провинциальной
феодальной знати. Недаром вся политическая
история Византии
наполнена постоянными столкновениями
константинопольской чиновной знати с
местными феодальными землевладельцами.
Соперничество этих социальных группировок,
их смена у власти — зерно всей борьбы
внутри господствующего класса империи,
зачастую принимавшей форму дворцовых
переворотов, бунтов провинциальных
феодалов или династических заговоров.
Это была, по сути дела, постоянная борьба
центробежных и центростремительных
сил в Византийской империи, все
усиливавшаяся по мере феодализации
страны.

После одного из
длительных периодов внутренних смут и
внешних неудач вновь происходит
консолидация всех сил Империи вокруг
новой династии Комнинов.
Благодаря деятельности трех способных
императоров этой династии (Алексея 1,
Иоанна II и Мануила
1), нашедших поддержку в провинциях,
Византия
XI—XII вв. вновь выступила на международной
арене великой европейской
державой. Правление Комнинов было
блестящим периодом в истории Византии,
когда империя в последний раз не только
возвратила себе былое величие, но и
возвратила прежнюю централизацию
византийского государства. Здание новой
централизации Комнины,
однако, строили, как это ни парадоксально,
опираясь на силы децентрализации —
военно-феодальную знать и расцветшие
провинциальные города. В XI—XII вв.
происходит экономическое усиление и
политическая консолидация феодальной
знати. Интенсивно идет процесс формирования
наследственной родовитой аристократии,
сознающей свою исключительность и
благородное происхождение. Высшая
военная знать консолидируется в замкнутую
группу правящей элиты, связанную
родственными узами.

В этот период все
яснее кристаллизовались
основные различия между православной
и католической церквями. Эти расхождения
социально-экономического, политического
и религиозно-догматического характера
во многом отражали различия в общественной
структуре и культуре Византии и Запада.
Наряду с этими расхождениями Восточную
и Западную церкви разделяли укоренившиеся
в широких кругах средневекового общества
Запада и Востока устойчивые
социально-психологические различия.
Западной религиозности была свойственна
глубокая эмоциональная напряженность,
граничащая с религиозной экзальтацией.
Для верований греков была характерна
отвлеченная философская рассудочность,
приверженность к трансцендентным идеям.
Взволнованное воображение латинян
постоянно устремлялось к крестным
страданиям Христа, страшным мукам
грешников в аду. В православной церкви
на первый план выдвигались
радостно-просветленные моменты жизни
Христа, его воплощение и воскрешение;
души верующих устремлялись к божественному
свету, к победе добра над злом. Это
различие нашло отражение в византийской
и западноевропейской культурах.

С Х
в. наступает новый этап истории
Византийской культуры — происходит
обобщение и классификация всего
достигнутого в науке, богословии,
философии, литературе. В византийской
культуре этот век связан с созданием
произведений обобщающего характера —
составлены энциклопедии по истории,
сельскому хозяйству, медицине. Трактаты
императора Константина Багрянородного
(913—959) «Об управлении государством»,
«О фемах»,
«О церемониях византийского двора» —
обширная энциклопедия ценнейших сведений
о политической и административной
структуре Византийского
государства. В то же время здесь собран
красочный материал этнографического
и историко-географического
характера о сопредельных с Империей
странах и народах, в том числе и о
славянах.

В культуре полностью
торжествуют обобщенно-спиритуалистические
принципы; общественная мысль, литература
и искусство как бы отрываются от реальной
действительности и замыкаются в кругу
высших, абстрактных идей. Окончательно
складываются и основные принципы
византийской эстетики. Идеальный
эстетический объект переносится в
духовную сферу, и она теперь описывается
с помощью таких эстетических категорий,
как прекрасное, свет, цвет, образ, знак,
символ. Эти категории помогают освещению
глобальных проблем искусства и других
сфер культуры. В художественном творчестве
получают преобладание традиционализм,
каноничность; искусство теперь не
противоречит догматам официальной
религии, но активно служит им. Однако
двойственность византийской культуры,
противоборство в ней аристократического
и народного направлений не исчезают
даже в периоды наиболее полного господства
догматизированной церковной идеологии.

В XI—XII вв. в
византийской культуре происходят
серьезные мировоззренческие сдвиги.
Рост провинциальных городов, подъем
ремесла и торговли, кристаллизация
политического и интеллектуального
самосознания горожан, феодальная
консолидация господствующего класса
при сохранении централизованного
государства, сближение с Западом при
Комнинах
не могли не отразиться и на культуре.
Значительное накопление позитивных
знаний, рост естественных наук, расширение
представлений человека о Земле и
вселенной, потребности мореплавания,
торговли, дипломатии, юриспруденции,
развитие культурного общения со странами
Европы и арабским миром — все это
приводит к обогащению византийской
культуры и крупным переменам в
мировоззрении византийского общества.
Это было время подъема научных знаний
и зарождения
рационализма в философской мысли
Византии.

Рационалистические
тенденции у византийских философов и
богословов так же, как и у западноевропейских
схоластов XI—XII вв., проявлялись
прежде всего в стремлении сочетать
веру с разумом, а порою и поставить разум
выше веры. Важнейшей предпосылкой
развития рационализма в Византии
был новый этап возрождения античной
культуры, осмысление античного наследия
как единой, целостной философско-эстетической
системы. Византийские мыслители XI—XII
вв. воспринимают от античных философов
уважение к разуму; на смену слепой вере,
основанной на авторитете, приходит
исследование причинности явлений в
природе и обществе. Но в отличие от
западноевропейской схоластики
византийская философия XI—XII вв. строилась
на основе античных философских учений
разных школ, а не только на трудах
Аристотеля, как это было на Западе.
Выразителями рационалистических веяний
в византийской философии были ‘Михаил
Пселл,
Иоанн Итал
и их последователи. Однако все эти
представители рационализма и религиозного
свободомыслия были осуждены церковью,
а их труды преданы сожжению. Но их
деятельность не пропала даром — она
подготовила почву для появления
гуманистических идей в Византии.

Подводя итоги
развития византийской культуры в XI—XII
вв., мы можем отметить некоторые важные
новые черты. Безусловно, культура
Византийской империи в это время еще
оставалась средневековой, традиционной,
во многом каноничной. Но в художественной
жизни общества, несмотря на его
каноничность и унификацию эстетических
ценностей, пробиваются ростки новых
предренессансных
веяний, нашедших дальнейшее развитие
в византийском искусстве эпохи Палеологов.
Они сказываются не только и не столько
на возвращении интереса к античности,
который в Византии никогда не умирал,
а в появлении ростков рационализма и
свободомыслия, в усилении борьбы
различных общественных группировок в
сфере культуры, в росте социального
недовольства. В литературе обнаруживаются
тенденции к демократизации языка и
сюжета, к индивидуализации авторского
лица, к проявлению авторской позиции;
в ней зарождается критическое отношение
к аскетическому монашескому идеалу и
проскальзывают религиозные сомнения.
Литературная жизнь становится более
интенсивной, возникают литературные
кружки. Значительного расцвета достигает
в этот период и византийское искусство.

Захват Константинополя
крестоносцами в 1204 г. привел к распаду
византийской империи и кратковременному
существованию латинской империи
(1204—1261) и владений латинских баронов
на земле Византии. В сфере культуры этот
эпизод знаменует культурное взаимодействие
греческой и западной цивилизаций.
Католическая церковь прилагала большие
усилия для распространения среди греков
латинской культуры и католического
вероучения. Уже в 1205 г. была сделана
попытка основать в Константинополе
католический университет, а центром
распространения католицизма в Латинской
империи стал монастырь св. Доминика
в Константинополе, где в 1252 г. монахом
Бартоломеем
было составлено полемическое произведение
«Против ошибок греков». Одновременно
византийская культура стала оказывать
влияние и на просвещенных людей,
прибывающих с Запада. Так, католический
архиепископ Коринара
Гийом
де
Мэрбеке,
человек широко образованный, сведущий
в латинской и греческой философии,
переводил на латынь труды Аристотеля,
Гиппократа,
Архимеда и Прокла.
Эти переводы, по-видимому, оказали
влияние на формирование философских
взглядов Фомы Аквинского.

При дворе латинских
императоров, князей и баронов
распространялись западные обычаи и
развлечения, турниры, песни трубадуров,
праздники и театральные представления.
Заметным явлением в культуре Латинской
империи было творчество трубадуров,
многие из которых были участниками
четвертого Крестового похода. Так, Конон
де Бетюн
достиг зенита своей славы именно в
Константинополе. Красноречие, поэтический
дар, твердость и мужество сделали его
вторым лицом в государстве после
императора, в отсутствие которого он
нередко управлял Константинополем.
Труверами империи были знатные рыцари
Робер
де Блуа,
Гуго
де Сен-Кантон,
граф Жан де Бриен
и менее знатные типа Гуго де Брежиля.
Все они обогатились после захвата
Константинополя и, как повествует в
ритмических стихах Гуго де Брежиль,
из бедности погрузились в богатство, в
изумруды, рубины, парчу, оказались в
сказочных садах и мраморных дворцах
вместе со знатными дамами и
красавицами-девами. Разумеется, попытки
введения католического вероисповедания
и распространения западной культуры в
Латинской империи наталкивались на
постоянное упорное сопротивление как
православного духовенства, так и широких
слоев населения. Среди интеллектуалов
росли и крепли идеи эллинского патриотизма
и эллинского самосознания. Но встреча
и взаимное влияние западной и Византийской
культур в этот период подготовили их
сближение в поздней Византии.

Византийские
императоры из династии Палеологов
восстановили в ходе ряда войн империю,
последние столетия существования
которой характеризовались нестабильностью
экономики, территориальными потерями,
нескончаемыми феодальными усобицами
и возрастающей турецкой угрозой. И в
этих условиях продолжали развиваться
прогрессивные тенденции византийской
культуры XI—XII вв. Вместе с тем они
постоянно встречали отчаянное
сопротивление со стороны идеологов
господствующей церкви. В обстановке
трагического умирания некогда
могущественней империи, ныне зажатой
в кольцо внешних врагов и сотрясаемой
внутренними социальными конфликтами,
происходит четкая поляризация двух
основных течений в византийской
идеологии: прогрессивно-предренессансного,
связанного с зарождением идей гуманизма,
и религиозно-мистического, нашедшего
воплощение в учении исихастов.

Для культуры
поздней Византии
характерно идейное общение византийских
эрудитов
с итальянскими учеными, писателями,
поэтами, что оказало влияние на
формирование раннеитальянского
гуманизма. Именно византийским эрудитам
суждено было открыть западным гуманистам
прекрасный мир греко-римской древности,
познакомить их с классической античной
литературой, с подлинной философией
Платона
и Аристотеля. Необходимо отметить,
что понятие «византийский гуманизм»
обозначает тот культурный,
духовно-интеллектуальный психологический
и эстетический комплекс, который
характерен для мировоззрения слоя
эрудитов XIV—XV вв., и который по своим
признакам может считаться аналогом
итальянского гуманизма. Речь при этом
идет не столько о завершенной и
сформировавшейся культуре гуманизма,
сколько о гуманистических тенденциях,
не столько о возрождении античности,
сколько об известном переосмыслении
античного наследия, язычества как
системы взглядов, о превращении его в
фактор мировоззрения.

Широчайшие познания
таких прославленных византийских
философов, богословов, филологов,
риторов, как Георгий Гемист
Плифон,
Дмитрий
Кидонис,
Мануил
Хрисолор,
Виссарион Никейский
и др., вызывали безграничное восхищение
итальянских гуманистов, многие из
которых стали учениками и последователями
византийских ученых. Однако противоречивость
общественных отношений поздней Византии,
слабость ростков предкапиталистических
отношений, натиск турок и острая идейная
борьба, завершившаяся победой мистических
течений, привели к тому, что возникшее
там новое направление в художественном
творчестве, родственное раннеитальянскому
Ренессансу, не получило завершения.

Одновременно с
развитием гуманистических идей в поздней
Византии происходит необычайный взлет
мистицизма. Как будто все временно
притаившиеся силы спиритуализма и
мистики, аскетизма и отрешенности от
жизни консолидировались теперь в
исихастском
движении, в учении Григория Паламы
и начали наступление на идеалы Ренессанса.
В атмосфере безнадежности, порожденной
смертельной военной опасностью,
феодальными усобицами и разгромом
народных движений, в частности восстания
зелотов, среди византийского духовенства
и монашества крепло убеждение, что
спасение от земных бед можно найти лишь
в мире пассивной созерцательности,
полного успокоения — исихии,
в самоуглубленном экстазе, якобы дарующем
мистическое слияние с божеством и
озарение божественным светом.
Поддерживаемое господствующей церковью
и феодальной знатью,
учение исихастов одержало победу,
заворожив мистическим идеями широкие
народные массы империи. Победа
исихазма
во многом была роковой. Исихазм
задушил
ростки
гуманистических
идей в литературе
и искусстве, ослабил волю к сопротивлению
народных масс
в борьбе
с внешними
силами

Представляет
интерес образ жизни и нравы поздневизантийской
знати, для
которых наиболее характерным является
стремление к роскоши и комфорту.
Угодничество и лесть нижестоящих по
отношению к тем, кто достиг социальных
вершин, выделяются как черты, определяющие
характер морали придворных кругов. Один
из авторов этого времени писал, что дома
богачей полны слуг, на улице же они
появляются в окружении свиты льстецов.
По Георгию Пахимеру,
льстецы «могут слышать гармонию даже
в кашле больного царственного дитяти».
Очень выразительно отражен образ жизни
и нравы тех, кто принадлежит к знатным
или состоятельным кругам, Алексеем
Макреливолитом:
Вы восседаете
всегда на конях в окружении прихлебателей
и льстецов; что ни день — вы в ослепительных
одеждах; вы устраиваете празднества и
увеселения: у вас постоянна роскошный
стол; вы имеете богатые спальни,
привлекающие глаз;
в них заморские ткани, шитые золотом и
серебром, иноземные цветные ковры, вас
окружают толпы друзей, восхваляющие
вас, и свита слуг. Вы имеете дорогие
купальни; о вашей жизни заботятся лучшие
врачи, для вас — лучшие лекарства,
благовонные мази и душистые коренья из
Египта… У вас — первые места в собраниях,
изобилие вещей и связанные с ними
наслаждения, всеобщее благоговение и
почитание, немедленное исполнение ваших
желаний и множество всякого добра со
всех концов земли и моря.

studfiles.net

Культура Византии. Всеобщая история. История Средних веков. 6 класс. — Культура Византии.

Комментарии преподавателя

1. Развитие образования.



Древний Константинополь.


В VII-VIII веках, когда владения Византии сократились, греческий язык стал государственным языком империи. Государство нуждалось в хорошо обученных чиновниках. Они должны были

  • грамотно составлять законы, указы, договоры, завещания,
  • вести переписку и судебные дела,
  • отвечать просителям,
  • копировать документы.

Нередко образованные люди достигали высоких должностей, а с ними приходили власть и богатство.

Не только в столице, но и в маленьких городах и крупных селениях в начальных школах могли учиться дети простых людей, способных платить за обучение. Поэтому даже среди крестьян и ремесленников встречались грамотные люди.

Наряду с церковными в городах открывались государственные и частные школы. В них обучали

  • церковному пению.

Кроме Библии и других религиозных книг, в школах изучали труды древних ученых, поэмы Гомера, трагедии Эсхила и Софокла, сочинения византийских ученых и писателей; решали довольно сложные арифметические задачи.

В IX веке в Константинополе, при императорском дворце, была открыта высшая школа. В ней преподавали

2. Научные знания.

Византийцы сохранили античные знания по математике и применяли их для исчисления размеров налога, в астрономии, в строительстве. Они также широко использовали изобретения и сочинения великих арабских ученых — медиков, философов и других. Через греков об этих трудах узнали ив Западной Европе.



Греческий огонь.

В самой Византии было немало ученых и творческих людей. Лев Математик (IX в.) изобрел звуковую сигнализацию для передачи сообщений на расстояние, автоматические устройства в тронном зале императорского дворца, приводимые в движение водой, — они должны были поражать воображение иноземных послов.


Составлялись учебные пособия по медицине. Для обучения врачебному искусству в XI веке при больнице одного из монастырей в Константинополе было создано медицинское училище (первое в Европе).

Развитие ремесел и медицины дало толчок изучению химии; сохранялись древние рецепты изготовлениястекла, красок, лекарств. Был изобретен «греческий огонь» — зажигательная смесь из нефти и смолы, которую нельзя погасить водой. С помощью «греческого огня» византийцы одержали немало побед в сражениях на море и на суше.

Византийцы накопили много знаний по географии. Они умели чертить карты и планы городов. Купцы и путешественники составляли описания разных стран и народов.

Особенно успешно в Византии развивалась история. Яркие, интересные сочинения историков создавались на основе документов, рассказов очевидцев, личных наблюдений.

3. Архитектура.



Храм Святой Софии в Константинополе.

Христианская религия изменила назначение и устройство храма. В древнегреческом храме статую бога помещали внутри, а религиозные церемонии проводили снаружи, на площади. Поэтому внешний вид храма стремились сделать особенно нарядным. Христиане же собирались для общей молитвы внутри церкви, и архитекторы заботились о красоте не только внешних, но и ее внутренних помещений.

Христианский храм в плане разделялся на три части:

  • притвор — помещение у западного, главного входа;
  • неф (по-французски корабль) — вытянутая основная часть храма, где собирались верующие для молитвы;
  • алтарь, куда могли входить только духовные лица.

Своими апсидами — полукруглыми сводчатыми нишами, которые выступали наружу, алтарь был обращен на восток, где, по христианским представлениям, расположен центр земли Иерусалим с горой Голгофой — местом распятия Христа. В больших храмах ряды колонн отделяли более широкий и высокий главный неф от боковых нефов, которых могло быть два или четыре.

Замечательным произведением византийской архитектуры был храм Святой Софии в Константинополе. Юстиниан не скупился на расходы: он хотел сделать этот храм главной и самой большой церковью всего христианского мира. Храм сооружали 10 тысяч человек в течение пяти лет. Его строительством руководили прославленные архитекторы, а украшали лучшие ремесленники.



Храм Святой Софии в Константинополе.

Храм Святой Софии называли «чудом из чудес», воспевали в стихах.

Внутри он поражал размерами и красотой. Гигантский купол диаметром 31 м как бы вырастает из двух полукуполов; каждый из них опирается, в свою очередь, на три малых полукупола. Вдоль основания купол окружен венком из 40 окон. Кажется, что купол, подобно небесному своду, парит в воздухе.

В X-XI веках вместо вытянутого прямоугольного здания утвердился крестово-купольный храм.

В плане он имел вид креста с куполом посередине, установленным на круглом возвышении — барабане.

Церквей стало много, и они стали меньше по размерам: в них собирались обитатели городского квартала, деревни, монастыря. Храм выглядел более легким, устремленным ввысь. Для его украшения снаружи применяли разноцветный камень, кирпичные узоры, чередовали слои красного кирпича и белого раствора.



Храм Святой Ирины в Константинополе.

4. Живопись.

В Византии раньше, чем в Западной Европе, стены храмов и дворцов стали украшатьмозаикой — изображениями из разноцветных камешков или кусочков цветного непрозрачного стекла — смальты. Смальту укрепляли с различным наклоном в сырой штукатурке. Мозаика, отражая свет, вспыхивала, искрилась, мерцала яркими многоцветными красками. Позже стены стали украшать фресками — картинами, написанными водяными красками по сырой штукатурке.

В оформлении храмов сложился канон — строгие правила изображения и размещения библейских сцен. Храм был моделью мира. Чем важнее было изображение, тем выше его помещали в храме. Глаза и мысли входящего в церковь обращались прежде всего к куполу: его представляли как небесный свод — обитель божества. Поэтому часто в куполе помещали мозаику или фреску с изображением Христа в окружении ангелов. От купола взор переходил к верхней части стены над алтарем, где фигура Богоматеринапоминала о связи Бога и человека. В 4-столпных храмах на парусах — треугольниках, образуемых большими арками, часто помещали фрески с изображениями четырех авторов Евангелий: святых Матфея, Марка, Луки и Иоанна.


Передвигаясь по церкви, верующий, любуясь красотой ее убранства, как бы совершал путешествие по Святой земле — Палестине. На верхних частях стен художники развертывали эпизоды из земной жизни Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях. Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки (посланцы Бога), предсказавшие его пришествие; апостолы — его ученики и последователи; мученики, пострадавшие ради веры; святители, распространявшие учение Христа; цари как его земные наместники. В западной части храма над входом нередко помещали картины ада или Страшного суда после второго пришествия Христа.

В изображении лиц внимание привлекалось к выражению душевных переживаний: огромные глаза, большой лоб, тонкие губы, удлиненный овал лица — все говорило о высоких помыслах, духовности, чистоте, святости. Фигуры помещали на золотом или голубом фоне. Они кажутся плоскими и застывшими, а выражения лиц — торжественными и сосредоточенными. Плоскостное изображение создавалось для церкви специально: куда бы ни шел человек, он всюду встречал обращенные к нему лики святых.

В средневековом искусстве существовало особое представление о перспективе. Мастера старались размерами привлечь внимание к наиболее важному в изображении. Фигуру Христа рисовали более крупной, чем остальные, а башни, деревья, здания — меньшими по размеру, чем стоящих рядом людей.

www.kursoteka.ru

Византийская империя Византия при Юстиниане Культура Византии



Византийская империя Византия при Юстиниане. Культура Византии



ПЛАН УРОКА 1. Особенности развития Византии 2. Юстиниан: реформы и войны 3. Научные знания 4. Архитектура и живопись 5. Культурные связи Византии Вспомните, в каком году и на какие части распалась Римская империя?



Византия – Восточная Римская империя. Столица – Константинополь. Причины сохранения Византии Слабее развито рабство, чем на Западе • Сохранился обмен между городом и деревней • В городах сохранились ремесло и торговля План Константинополя



Причины сохранения Византии • Император мог содержать огромную армию и флот • Византия отбивала нападения внешних врагов • Выгодное географическое расположение Константинополя (стр. 55)



Император Юстиниан: 527565 г. г Византия особенно расширила границы в правление Юстиниана. Император был блестяще образован, трудолюбив, решителен, жесток. Надеялся возродить могущество Римской империи. Основное правило: «единое государство, единый закон, единая религия» . Император Юстиниан



Реформы Юстиниана • Для укрепления императорской власти Юстиниан поддерживал христианскую церковь, а церковь – его. • Христианство – единая государственная религия Византии • Юстиниан ввёл единые для империи законы: совокупность законов римских императоров и «Кодекса Юстиниана» легли в основу европейской юридической науки (Римское право) Стены Константинополя



Войны Юстиниана • Юстиниан поставил себе задачей восстановить империю в её бывших границах и был близок к цели. Для её достижения он привлекал талантливых людей, как, например его полководец Велизарий. Армия Велизария захватила Северную Африку, о. Сицилию, Италию.



Направления внешней политики Юстиниана и её итоги Борьба с вестготами Захват Южной Испании Борьба с вандалами Захват Северной Африки Борьба с остготами Отвоевание Италии Борьба с персами Персы не допущены к берегам морей, но Византия платила дань Ирану Прочтите текст стр. 59 1 -3 абз.



Образование и наука в Византии • Государство нуждалось в грамотных людях: по всей стране открывались государственные и частные школы • В IX веке в Константинополе открыта высшая школа (религия, история, литература, география)



Научные знания • Учёный Византии -Лев Математик ввёл буквенные обозначения в алгебре, изобрёл звуковую сигнализацию • В Византии развивались механика, медицина, химия • Изобретён «греческий огонь» — нефть+смола нельзя погасить водой



АРХИТЕКТУРА • В Византии велось строительство христианских храмов. Их особенностью было богатое убранство и красота внутренних помещений. Самым замечательным памятником архитектуры является храм Святой Софии в Константинополе. Строительство шло в течение 5 лет Иоанн Златоуст. Патриарх Константинополя



Храм Святой Софии • Храм Святой Софии называли «чудом из чудес» , воспевали в стихах. Гигантский купол диаметром 31, 5 м окружён венком из 40 окон. Прекрасные мозаики – изображения из разноцветных камешков и кусочков стекла – украшали стены храма. Собор Святой Софии. Реконструкция



Устройство христианского храма Христианский храм в плане разделялся на 3 части: 1. Притвор – помещение у главного входа на Западе 2. Неф –основная часть храма, где собирались для молитвы 3. Алтарь – помещение для духовных лиц. Алтарь был обращён на восток полукруглыми нишами – апсидами. В храмах и жилищах помещали иконы – живописные изображения Бога, Богоматери, Святых на гладких деревянных досках



Каноны оформления храмов Храм был одновременно моделью мира и обителью бога. В оформлении храмов сложился строгий канонправила изображения Иисуса Христа, Богоматери, святых и сцен из Библии. Под куполом помещали изображение Христа и ангелов, ниже – Богоматерь, авторы Евангелий: Матфей, Лука, Марк и Иоанн. Над входом помещали картины ада или Страшного суда. Интерьер храма Св. Софии



Культурные связи Византии • Византийские мастера, художники, архитекторы приглашались в другие страны • В Константинополь приезжали молодые люди из разных уголков Земли для изучения права, математики, медицины • Русь приняла христианскую веру от Византии. Первые храмы на Руси были возведены и украшены византийскими мастерами.



Домашнее задание • Параграф 6: пункты 3 и 4 • Параграф 7, вопросы 3 и 4 Желаю удачи! записи в тетр. повтор.

present5.com

Византийская культура

Содержание

Введение. 3

1. Философия и образование. 4

2. Архитектура и музыка. 5

3. Литература в Византии. 7

4. Фресковая живопись Византии.. 9

5. Декоративно-прикладное искусство Византии.. 9

6. Иконопись в Византии.. 11

7. Развитие художественной культуры.. 12

Заключение. 16

Список использованной литературы.. 17

Введение

Рождение византийской цивилизации историки связывают с основанием ее столицы города Константинополя. Город Константинополь был заложен императором Константином в 324 году. И основан был на месте римского поселения Византии.

Фактически история Византии как самостоятельного государства начинается в 395 году. Лишь в эпоху Возрождения придумали название «византийская цивилизация».

Константинополь, явившийся центром основания византийской цивилизации, был удачно расположен.

Цель данной работы состоит в анализе основных направлений культуры Византии.

Информационной базой работы послужили учебники по культурологи, истории и пр.

1. Философия и образование

Философия

Философская мысль Византии формировалась в период, когда в Восточной Римской империи была создана религиозно-философская доктрина, объединяющая учение Платона и понятие о Логосе как об одной из ипостасей Троицы и о Христе-богочеловеке, примиряющем земное и небесное. Победа официального православия повлекла за собой закрытие Александрийской и Афинской школ императором Юстинианом I в 1529 г. и означала фактически конец светской философии. С конца IV в. в Византии прочно утвердилась церковная литература. На базе церковных канонов и Священного писания основывается христианское учение.

Наиболее известные отцы восточной церкви — Иоанн Златоуст, Григорий Богослов, Василий Великий, феодорит Критский. Этот период характеризуется неоплатонизмом как самым распространенным философским учением, в котором сочетаются стоическое, эпикурейское, скептическое учение с примесью элементов философии Платона и Аристотеля. В V-VI вв. в неоплатонизме появляются два ответвления: дохристианское и более позднее, в котором неоплатонизм является основой идеологической христианской доктрины. Выдающимся представителем этой школы был Псевдо-Дионисий Ареопагит. Его учение было усовершенствовано Максимом Исповедником и прочно вошло в духовную жизнь византийского общества.

Второй период византийской философии — это иконоборчество, идеологами которого были иконопочитатели Иоанн Дамаскин и Федор Студит.

В третьем периоде развиваются рационалистические философские концепции, философия объявляется наукой, которая должна исследовать природу вещей, приводить эти знания в систему (XI в.).

Последний период византийской философии характеризуется развитием религиозно-мистического направления как реакции на рационализм. Наиболее известен исихазм (Григорий Палама). Имеет сходство с Йогой: очищение сердца слезами, психофизический контроль для достижения единения с Богом, самососредоточение сознания.

Образование

В IV-VI вв. сохранялись старые научные центры (Афины, Александрия, Бейрут, Газа) и возникали новые (Константинополь). В 1045 г. был основан Константинопольский университет с двумя факультетами — юридическим и философским. Книги переписывались в основном на пергаментах и были очень дороги. Хранилищами книг были монастыри и частные библиотеки.

С конца VII в. по IX в. высшее образование практически исчезло и возродилось лишь в конце века.

Архитектура

В искусстве Византии неразрывно связаны утонченная декоративность, стремление к пышной зрелищности, условность художественного языка, резко отличающая его от античности, и глубокая религиозность. Византийцы создали художественную систему, в которой господствуют строгие нормы и каноны, а красота материального мира рассматривается лишь как отблеск неземной, божественной красоты. Эти особенности ярко проявились как в архитектуре, так и в изобразительном искусстве.

Тип античного храма был переосмыслен в соответствии с новыми религиозными требованиями. Теперь он служил не местом хранения статуи божества, как это было в античную эпоху, а местом собрания верующих для участия в таинстве приобщения к божеству и слушания «слова божьего». Поэтому главное внимание уделялось организации внутреннего пространства.

Происхождение византийского церковного здания следует искать в античности: римские базилики, служившие в древнем Риме судебными и торговыми зданиями, стали использоваться как церкви, а затем стали строиться христианские храмы-базилики. Византийские базилики отличаются простотой плана: к основному прямоугольному объему с восточной стороны примыкает полукруглая алтарная апсида, перекрытая полукуполом (конхой), которой предшествует поперечный нефтрансепт. Часто к западной стороне базилики примыкает прямоугольный двор, окруженный галереей с аркадами и имеющий в центре фонтан для омовения. Арочные перекрытия опираются не на антаблемент, как в античности, а на подушки-пульваны, лежащие на капителях и распределяющие равномерно нагрузку арок на капители колонн.

Внутри помимо главного, более высокого, нефа имеются боковые нефы (их может быть и три, и пять). Позднее наибольшее распространение получил тип крестово-купольной церкви: квадратное в плане здание, в центральной части которого находилось четыре столба, поддерживающих купол. От центра расходились четыре сводчатых рукава, образуя равноконечный, так называемый греческий крест. Иногда базилика соединялась с крестово-купольной церковью.

Главным храмом всей Византийской империи стала церковь Святой Софии в Константинополе. Она была построена в 632-537 гг. зодчими Анфимием из Траля и Исидором из Милета во времена императора Юстиниана. Гигантский купол храма имеет диаметр 30 м. Благодаря особенностям конструкции здания и прорезанным у основания купола окнам, он как бы парит в воздухе. Купол опирается на 40 радиальных арок.
Внутреннее убранство собора пострадало во время крестовых походов и нашествия турков. После разгрома Константинополя он стал мечетью Айя-София. Вместо креста теперь на нем полумесяц, знак языческих богинь Гекаты и Дианы.

Музыка

До нас дошла только церковная музыка. Светская музыка сохранилась лишь в виде «декламации» дворцового церемониала и нескольких мелодий. Пели «а капелла» (без аккомпанемента). Три способа вокала: торжественное чтение евангельских текстов с подпеванием, исполнение псалмов и гимнов, аллилуйное пение. Старейший документ литургического пения датируется IV веком. Византийское пение достигает расцвета в эпоху Раннего средневековья. С увеличением пышности церковных служб в XIII-XIV вв. наступает расцвет музыкального искусства.

В это время различают «простое» и «богатое» пение, в котором один слог протягивался целой нотной группой или фразой. Византийские богослужения, литургические мелодии и гимны оказали большое влияние и на католическую, и на русскую церковную службы, легли в основу русской церковной музыки. Древнейшее русское церковное пение было византийского происхождения. Вместе с принятием христианства на Руси появились византийские исполнители церковной службы (болгары и греки).

Влияние византийской литературы на европейскую очень велико, неоспоримо ее влияние и на славянскую литературу. До XIII в. в византийских библиотеках можно было встретить не только греческие рукописи, но и их славянские переводы. Некоторые произведения сохранились лишь в славянском переводе, оригиналы утрачены. Собственно византийская литература появляется в VI-VII вв., когда греческий язык становится господствующим. Памятники народного творчества до нашего времени почти не сохранились. По мнению западноевропейских ученых, византийская литература считалась «архивом эллинизма», недооценивался ее свободный характер, между тем византийская литература самобытна, и можно говорить об эллинизме как о литературном влиянии наравне с влиянием арабской, сирийской, персидской, коптской литератур, хотя эллинизм проявлялся более отчетливо. Наиболее известна нам поэзия гимнов: Роман-Сладкопевец (VI в.), император Юстиниан, патриарх Константинопольский Сергий, патриарх Иерусалимский Софроний. Гимны Романа Сладкопевца характеризуются близостью к псалмам в музыкальном и смысловом отношении (темы Ветхого завета, глубина и аскетичность музыки). Из тысячи написанных им гимнов сохранилось около 80. По форме это повествование с элементами диалога, по стилю — сочетание учености и назидательности с поэзией.

В византийской литературе популярно историческое повествование в стиле Геродота. В VI в. это Прокопий, Петр Патрикий, Агафия, Менандр, Протиктор и др. Лучшие писатели, воспитанные в античных школах на языческих традициях, — Афанасий Александрийский, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст. Влияние Востока наблюдается в патериках V-VI вв. (рассказах о пустынниках-аскетах). В период иконоборчества возникают жития святых и их двенадцатимесячные сборники «Четьи-Минеи».

Начиная с IX в., после иконоборчества, появляются исторические хроники с церковной направленностью. Особенно интересна хроника Георгия Амартола (конец IX в.) от Адама до 842 г. (монашеская хроника с нетерпимостью к иконоборчеству и пристрастием к богословию).
Среди литературных деятелей следует отметить патриарха Фотия и императора Константина VII Багрянородного. Фотий был высокообразованным человеком, а его дом — ученым салоном. Его ученики занимались составлением словаря-лексикона. Самое выдающееся произведение Фотия — его «Библиотека» или «Многокнижие» (880 глав). В них содержатся сведения о греческих грамматиках, ораторах, философах, естествоиспытателях и врачах, о романах, агиографических произведениях (апокрифы, сказания и т. д.).

mirznanii.com

Культура Византии План урока 1 Архитектура Византии



Культура Византии



План урока 1. Архитектура Византии: — Базилика — Софийский собор — Крестово-купольный храм 2. Живопись: мозаика, фреска, икона 3. Культурные связи Византии.



Архитектура. Базилика • Во времена Константина Великого храмы начали строить в форме базилики. • Базилика ( лат. basilica гр. basilikё- царский дом)-здание прямоугольной формы, разделенное на несколько продольных нефов рядами столбов или колонн.



• Неф (лат. navis-корабль)продольная часть христианского храма, обычно расчененного коллонадой или аркой на главный, более широкий и высокий неф и боковые нефы. • В восточной части базилики, заканчивающейся полукруглым выступомапсидой, находилась наиболее почитаемая часть храма-алтарь.



Софийский собор • Самым выдающимся памятником византийской храмовой архитектуры тех лет является Храм Божественной Премудрости (Святой Софии) в Константинополе.



• Он был построен в 532 -537 годах Исидором из Милета и Анфимием из Тралл.



• Внешне он отличался простотой и массивностью форм.



• Интерьер Собора представляет собой грандиозное подкупольное пространство с кольцом купола, поднятым на высоту 55 метров, и диаметром кольца 31, 5 метра. • Длина храма 77 метров



• В основу здания зодчими был положен план трехнефной базилики.



Крестово-купольный храм • В IX –X вв восторжествовал другой тип храмакрестовокупольный



Живопись: мозаика, фреска, икона • Стены храмов и дворцов украшали мозаики.



• Мозаика- изображения из разноцветных камешков или кусочков непрозрачного стекла – смальты.



• Фрескиживопись водяными красками по сырой штукатурке.



• В храмах и жилищах помещали иконы. • Икона- объект почитания, каноническое и символическое изображение Бога, девы Марии, святых, выполненное на гладкой деревянной доске.



Владимирская богоматерь Три святителя



Культурные связи Византии • Византийская культура особенно сильно повлияла на культуру южных и восточных славян. Первые каменные храмы на Руси были построены и украшены приглашенными из Византии мастерами. Киевский Софийский собор



Задание для Учащихся 1. Чем архитектура христианских храмов отличалась от античных? 2. Проанализируйте стихотворение О. Мандельштама « Айя- София» : Айя – София – здесь остановиться Судил господь народам и царям! Ведь купол твой, по слову очевидца, Как на цепи, подвешен к небесам. Но что же думал твой строитель щедрый, Когда, душой и помыслом высок, Расположил апсиды и аксерды, Им указав на запад и восток? Прекрасен храм, купающийся в мире, И сорок окон – света торжество На парусах, под куполом четыре Архангела прекраснее всего. И мудрое сферическое зданье. Народы и века переживет, И серафимов гулкое рыданье Не покоробит темных позолот. А) Какие архитектурные термины упоминает автор? Объясните их значение, воспользовавшись словарем. Б) Какие особенности Софийского собора описывает автор? В) Кого имеет в виду автор под словами «строитель щедрый» ?



Домашнее задание: 1. Прочитать параграф 7. 2. Выявить особенности византийского образования и найти отличия от западного образования.

present5.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о