План по оде на день восшествия на престол елизаветы петровны 1747 – Конспект урока литературы на тему:M.B. Ломоносов. «Ода на день восшествия на всероссийский престол её Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»

ПОМОГИТЕ!!!!ломоносов ода на день восшествия на престол елизаветы петровны, нужен план(

ПЛАН

I. Вступление. Мир — основа блага государства.

2 Главная часть. Величие России, ее процветание:
хвала щедротам Елизаветы;
заслуги Петра перед народами России;
неисчерпаемые богатства ж красота России;
призыв к российской молодежи овладевать науками;
наука и ее роль в российском обществе.

3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.

****Одическая поэзия в русской литературе XVIII в.
М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. »
ПЛАН

1. Жанр оды в русской классицистической литературе. Своеобразие и особенности развития русской оды XVIII века, ее место в системе жанров.

2. Одическая поэзия М. В. Ломоносова. Особенности содержания од М. Ломоносова (развитие тем Родины, мира, науки, просвещенного монарха и т. д.) . Поясните, почему принято говорить о программном характе¬ре одической поэзии М. Ломоносова?

3. «Ода на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. » и эстетический идеал поэта. Образ «просвещенной монархини» и приемы его создания (зачитайте необходимые фрагменты текста) .

4. Композиция «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. » Укажите на специфику построения оды, определите значение и место каждой из выделенных частей.

5. Художественное пространство и время в «Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. «. Обратите внимание на особенности художественного пространства (панорамность) и времени в оде (переплетение времени исторического и художественного, временные «переключения» и т. д. )

6. Стих и поэтико-стилистическое своеобразие «Оды на день восшествия на престол Елизаветы Петровны 1747 г. «. Черты «высокого» жанра: высокое «парение» стиля, гиперболизм и метафоризм, символическая образность, активное использование риторических фигур, излюбленных синтаксических конструкций и др. (приведите примеры из текста).

otvet.mail.ru

Конспект урока по литературе. «М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»

Пояснительная записка

Урок литературы по программе В.Я.Коровиной

М. В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»

Теоретическое обоснование:

Личностно ориентированная технология.

Психолого-дидактические характеристики урока, направленного на личностное развитие учащихся: формирование субъектной позиции учащихся, развитие мотивов учения, формирование эмоционально-ценностного отношения к миру.

Новизна опыта:

Активизация познавательной деятельности учащихся через организацию разрешения проблемных ситуаций, разнообразие используемых методов и приемов деятельности. Развитие мотивов учения: обучение целеполаганию, рефлексии.

Сущность опыта:

Совместный поиск решения учебной проблемы, обучение в содружестве, поисковые методы работы, способствуют активизации мыслительной деятельности учащихся. Формирование ценностных ориентаций детей на примере места и роли личности в мире

Отличительной чертой гуманистической парадигмы образования является признание ценности своеобразия достоинства человеческой личности, ее права на свободное развитие, то есть признание ее уникальности.

Основные требования к личностно ориентированному уроку — создание условий для проявления познавательной активности учеников.

В процессе изучения литературы рассматривается роль личности в исторической жизни общества, раскрываются основные факты и события через преломление их в биографии конкретных людей.

Представляются живые образы людей, их эмоциональность, индивидуальность. Основой личностно ориентированных ситуаций на уроке литературы является обращение к мнению учащихся по поводу оценки событий и характера деятельности исторических личностей.

В начале изучения темы «Русская литература 18 века» в 9 классе кратко освещается круг смежных вопросов: историческая, общественно – политическая обстановка, развитие науки, философской мысли, искусства.

Даются знания по теории литературы. На первом уроке этой темы начинается знакомство с литературными направлениями. Составляется таблица, которая заполняется совместно в течение года по мере изучения темы. Сравнительный анализ и подготовка сообщений по ней развивают мыслительную деятельность, актуализирует знания учащихся.

Второй урок по творчеству М. В. Ломоносова.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»

Первый этап урока – оргмомент – задаёт тон учебного занятия, настраивает на эмоциональное восприятия материала. Эмоциональный поиск ответа создаётся проблемной ситуацией. Определение темы и целей урока идет методом побуждающего от проблемной ситуации диалога.

На втором этапе проверяется домашнее задание. Актуализация знаний происходит через групповую работу по таблице, составление сообщений по изучаемой теме.

В основе третьего этапа – диалоговые методы сотрудничества и сотворчества всех субъектов урока. В этой части урока содержится слово учителя, сообщение учащегося, диалог.

На уроке создаются условия для формирования мыслительных операций: умение выразить словами мысль, подчинять рассказ главной мысли, выражать свое отношение к излагаемому. Процессы мышления проявляются в последовательной работе над текстом оды: внимание к слову, анализ содержания, способность выделять главное в произведении, составить план, соответствующий логической структуре текста.

Четвёртый этап содержит обобщение темы – формулировка идеи произведения Ломоносова, актуализация знаний.

Пятый этап – информация о домашнем задании, инструкция выполнения.

Предполагается составление цитатного плана – найти ключевые слова в каждой части оды. Межпредметная связь, связь с жизнью – вспомнить имена учёных. На этапе рефлексии дети высказывают свои впечатления от урока. Подведение итогов деятельности, самооценка.

На данном уроке использовались различные формы работы: фронтальная, групповая, дифференцированная.

Применялись следующие методы обучения: словесно-репродуктивные, наглядный, частично-поисковый, практический. Выбранные методы работы способствовали увеличению мотивации к учению, познавательной активности детей.

Психолого — дидактические характеристики, обеспечивающие личностно ориентированную направленность данного урока.

Ориентация на развитие познавательных способностей:

постановка и организация разрешения проблемных ситуаций, задания творческого характера, поощрение творческой активности уч-ся, анализ ситуаций, разнообразие используемых методов и приёмов деятельности.

Формирование субъектной позиции уч-ся:

создание ситуации выбора, организация индивидуальной деятельности.

Знание и учёт психофизиологических особенностей уч-ся:

использование приёмов дифференциации, проблемных заданий.

Развитие мотивов учения:

обучение целеполаганию; создание условий нравственного выбора.

Организация равноправного общения в ходе учебного взаимодействия: приоритет диалогических форм учебной деятельности,

организация сотрудничества учителя и учеников, доброжелательность в общение.

Обеспечение обратной связи в педагогическом процессе:

подробные инструкции к выполнению д/з; обучение учеников рефлексии, самооценке действий, результатов.

Формирование эмоционально-ценностного отношения к миру, познанию, окружающим, себе:

создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока; формирование опыта и стремления определять собственное отношение к явлениям, событиям, людям; создание ситуации успеха, доброжелательности, благоприятный психологический климат.

Тема.

Михаил Васильевич Ломоносов –

поэт — мыслитель,

поэт – гражданин.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года».

Учёный, поэт, реформатор

русского литературного языка.

Цели:

1. Расширить представление учащихся о жизни и творчестве М. В. Ломоносова, как поэта – гражданина.

Раскрыть особенности жанра оды: патриотический пафос, лиричность, торжественность.

2. Создавать условия для формирования мыслительных операций учащихся: умение правильно формулировать свои мысли в процессе сообщений по таблицам, составлять план, находить пути решения проблем, делать выводы на основе анализа учебного материала.

3. Создать условия для развития коммуникативных умений в ходе урока через подготовку сообщений, ведение учебного диалога, через работу в парах.

4. Воспитание патриотизма на примере жизни и творчества Ломоносова.

Оформление доски:

1) Цитата А. С. Пушкина.

2) Портрет М. В. Ломоносова.

3) Портрет Петра 1.

I. Оргмомент.

Постановка проблемы.

Определение темы урока.

Учитель: А.С. Пушкин сказал: « Ломоносов был великий человек. Между Петром I и Екатериной II он один является самобытным сподвижником просвещения. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым университетом».

Как вы думаете, почему в приведённом суждении Пушкина о Ломоносове определены такие временные рамки его деятельности (между Петром I и Екатериной II)?

Только ли временный смысл имеет это определение?

Обращение к имеющимся знаниям детей.

(Краткие высказывания уч-ся о Ломоносове, как об учёном, поэте, гражданине.)

Учитель. Всё творчество Ломоносова — и поэтическое, и научное – явилось своеобразным «культурным откликом » на грандиозные государственные преобразования России начала 18 столетия. Его художественные открытия не канут в Лету, эстафету примет Державин, а спустя столетье – Жуковский, Пушкин, Лермонтов.

Определите тему урока и цель.

(Ломоносов — поэт-мыслитель, поэт- гражданин. Цель урока – рассмотреть особенности стихотворения поэта.)

II. Проверка д/з.

1) Индивидуальное сообщение на тему «Судьба М.В. Ломоносова».

2) Какова роль Ломоносова в разработке русского литературного языка? Вспомните из курса лит-ры 7 класса.

В 16-17 веках церковнославянский язык существовал в качестве языка книжного, но разговорно-народная речь вторгается в него. Ломоносов предложил упорядочить и ограничить использование старославянских слов в русском литературном языке.

Составьте таблицу « Теория трёх штилей»

Групповая работа.

Один уч-ся рассказывает, 3-е у доски.

Теория «трёх штилей».

Стили

Высокий

Средний

Низкий

Преобладают слова

Церковнославянские

+

Русские

Русские

+

Церковнославянские

Разговорные, простонародные

+

церковнославянские

Жанры

Поэма, ода, трагедия

Драма, сатира, элегия

Комедия, песня, басня

Учитель: Имеет ли теория трех стилей связь с классицизмом, с его правилами?

(Имеет. Деление литературы на жанры произведений.)

3. Расскажите о классицизме как о литературном направлении

Актуализация знаний.

(Высказывание ученика по конспекту и таблице в тетради.)

(Таблица заполняется по мере изучения литературных направлений.)

Ш. Новая тема

1. Слово учителя.

Давайте вспомним об исторических условиях развития русской экономики и культуры начала 18 века. Это эпоха петровских реформ.

2. Доклад уч-ся « Эпоха петровских реформ».

Пётр I, создавал Российскую империю – государство помещиков и купцов, — применял крутые меры в борьбе с экономической и культурной отсталостью. Бросок вперёд осуществляется за счёт самоотверженного труда народа, который нес всю тяжесть преобразований на своих плечах.

Как писал Белинский, «при Петре все завертелось, все закружилось, все помчалось стремглав. Казалось, Русь в тридцать лет хотела вознаградить себя за целые столетия неподвижности. Будто по манию волшебного жезла, маленький ботик царя Алексея превратился в грозный флот императора Петра, непокорные дружины стрельцов в стройные полки».

Сторонниками прогрессивных преобразований Петра I были многие из числа младших его современников. К ним относился и Михаил Васильевич Ломоносов.

Когда Петр I умер (1725 г.), Ломоносову было всего 14 лет, и он еще жил в глухом поморском селе Денисовка Архангельской губернии.

Трудным, тернистым путем «архангельский мужик» восходил к вершинам науки и искусства. Он стал одним из крупнейших ученых 18 века и замечательным поэтом. Он стремился распространять просвещение. Ломоносов был преемником Петра I, высоко ценил его реформаторскую и просветительскую деятельность.

3. Слово учителя.

В русской поэзии Ломоносов, прежде всего, утвердился своими одами.

Научные рассуждения писались по-латыни, с ними знакомились немногие; публицистика в русской печати лишь начинала делать первые шаги, поэзия общественных тем не затрагивала.

4. Диалог

а) Что такое Ода? Вспомните определение из 7 класса.

(Ода – торжественное стихотворение, посвящённое какому – то историческому событию или герою).

б) Сейчас мы прочитаем «Оду на день восшествия на Всероссийский престол её Величества государыни императрицы Елизаветы Петровны 1747 года»

Целеполагание.

Почему именно этот жанр выбран для написания произведения?

Как объяснить, что ода стала главным жанром Ломоносова (автора двадцати од)?

5. Комментированное чтение оды.

(Обращаем внимание на то, что поэт связывает процветание государства с « возлюбленной тишиной», то есть с миром. Он прославляет мирную тишину и Елизавету. Имя «Елизавета» по – древнееврейски означает «божья благодать», то есть тишина, покой. В «поучении царям», обращённом к Елизавете, автор ожидает заботы о благе народа.

Славянизмы в языке произведения для придания стилю особой торжественности.

Использование мифологических образов для олицетворения сил природы).

6. Беседа по вопросам. Анализ.

1. Почему в начале оды звучит тема мира?

(Мир является главным условием процветания страны.)

2.Как процветание страны зависит от характера государственного правления и, прежде всего, от личности монарха?

( Надежды автора связаны не только с правлением Елизаветы, но и с внутренними силами народа российского.)

3. О каких деяниях Петра I говорит Ломоносов?

(Петр I первым призвал науки на русскую землю, это национальный герой, утверждающий славу России на суше и на море.)

4. Почему в оде, посвящённой Елизавете, так много внимания уделяется Петру I?

(В ней Ломоносов хочет видеть преемницу дел великого отца).

5. Почему Ломоносов воспевает обширность России, её природные богатства, трудолюбие и одаренность народа?

(Россия в ожидании умудрённого науками хозяина).

6.Найдите страстное обращение поэта к российской молодёжи. В чём его смысл?

( Подлинную славу России добудут её сыны, овладевшие науками).

  1. Самостоятельная работа.

Составление плана оды (работа в парах).

1.Вступление. (Тишина-мир)

2. Елизавета Петровна

3. Воспоминание об отце её – Петре I.

(Идеальный царь, национальный герой).

4. Образ России.

( Пейзаж, богатства – труд, знания).

5. Гимн в честь науки.

IY. Обобщение темы.

1).Определите движение главных поэтических тем в оде Ломоносова. Сформулируйте тему и идею произведения.

Движение поэтических тем в оде:

Мир – Елизавета – Петр – Россия.

(Ода Ломоносова – это гимн Родине, утверждение безграничных возможностей

России, ее творческих сил; прорицание будущего Родины.)

2.Насколько эти темы актуальны в наше время? Докажите.

(Тема патриотизма, вера в будущее просвещённой Родины будет всегда актуальна, во все времена).

Y. Домашнее задание.

Подробная инструкция выполнения.

1) Составить цитатный план оды. (Найти ключевые слова в каждой части.)

2) Выучить две последние строфы для выразительного чтения.

3) Вспомните имена «собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов», рождённых Российской землёй.

YI. Рефлексия.

Подведите итоги своей деятельности на уроке.

Чему каждый из вас научился?

Что запомнилось?

Что было самым интересным?

Оцените свои ответы.

Литератур-ное

направле-ние

Объект –

образ мира

Предмет – человек

Основной аспект изображения

Основная задача

Основные конфликты

Основной идеал

Общее понимание человека

Ведущее начало в человеке

Факторы, опреде-ляющие человечес-кую личность

Классицизм

начало 18 века

Мир как разумная норма

Человек вообще; отдельные качества его.

Ум, рассудок

Воспитание

Отвлечённые пороки и добродетели

Воспитание ума и чувства человека; воспитание идеального гражданина

Порок – добродетель, разум – чувство, долг – чувство

Всеобщее благо в разумно устроенном обществе

Сентимен-тализм

середина 18 века

Идеи нравствен-ного равенства

Частная жизнь человека

Чувство

Искренность поведения

Чувства, переживания человека, индивидуаль-ность, естественность, близкая к природе

Прославить неповторимую

индивидуальность

Личность – общество,

разум – чувства

Добродетель, счастье личности

Романтизм

конец 18 века,

начало19в

(в России)

Мир как мечта и тайна

Человек – неповторимая индивидуальность

Душа, страсти

Природа

Таинства души

Самовыражение

Человек – общество;

мечта – действительность

Абсолютная свобода личности

Реализм

начало 19 века, середина 19 века

Мир как объективная данность (человек, природа, общество)

Человек – личность (о человеке вообще, об индивидуаль-ности, о социально-исторической принадлежности)

Ум, чувства, воля – всё в совокуп-ности

Природа, общество, воспитание

Человек во всей полноте своего бытия

Исследование и объяснение человека и мира, в котором он живёт

Человек – общество, (человек как часть общества) классовые, национально-

исторические отношения

Счастье человека и челове-

чества


infourok.ru

Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны 1747 года

Ломоносов Михаил Васильевич был не только великим учёным, он сделал огромный вклад в русскую литературу, в частности в поэзию. При этом Ломоносов писал свои стихотворения не ради развлечения, чтобы отвлечься от научных трудов, вовсе нет. Он считал, что поэзия должна играть свою роль – гражданскую, патриотическую. И чаще всего в своём творчестве великий гений выбирал именно оду. Одной из самых известных од, написанных поэтом, стала “Ода на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года”

рисовал в этом произведении прекрасный мир, благодать, радость и счастье, которые во время своего царствования принесла императрица Елизавета Петровна. При ней страна вышла из многочисленных войн, начала обогащаться материально и духовно. Автор “Оды” сравнивает её с Петром Первым, который сделал очень много хорошего для развития Российской Империи.

Когда Ломоносов описывал Государя Петра, он проводил параллель с античным искусством – мифологией, сопоставляя образу императора Марса и Нептуна. Это помогло придать его произведению некую торжественность, без которой очень сложно представить какую-либо “Оду”.

В своей “Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года” Ломоносов оставил и определённое напутствие, наставление. Он мечтает о процветании России, хочет, чтобы Государыня

избавила страну от войн, развивала её духовно. Автор намекает на то, что Елизавета Петровна должна продолжить великое дело своего отца – Петра Первого, помогать развитию науки и просвещению общества. В “Оде на день восшествия на всероссийский престол Елизаветы Петровны, 1747 года” Ломоносов оставил послание не только императрице, но и нам – своим потомкам.

Глоссарий:

    • план оды на день восшествия на всероссийский престол
    • анализ оды на день восшествия на всероссийский престол
    • ода на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны анализ
    • ода на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны план
    • план оды на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны

.

ege-essay.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *