Петрарка франческо краткая биография – Франческо Петрарка : краткая биография

Краткая биография Петрарка Франческо самое главное

Родился поэт в 1304 году в Ареццо. Его отцу, из — за принадлежности к определенной не популярной партии, часто приходилось менять место жительства в местности провинции Тосканы. Так, в конце концов, его родители осталились во Франции. В 1319 году Петрарка закончил обучение в школе, где изучал латынь, римскую литературу. По настоянию отца, он дальнейшее обучение продолжил на юридическом факультете. Но не лежала его душа к юриспруденции. По окончанию обучения, он принял решение, стать священником при папском дворце. Ему нравилась придворная жизнь. Там он познакомился с Лаурой. И именно она стала его главной музой для стихов. Не выдержав неразделенной любви, он перебрался в другую местность Франции. В 1348 году Лаура скончалась, но настолько сильна была любовь Петрарка, что он о ней писал еще лет 10. Но, к сожалению, так до сих пор и неизвестно, знала Лаура о чувствах или нет.

Интересный тот факт, что к своим стихам он не серьёзно относился, но, напротив, у других это вызывало восторг. Кроме стихов Петрарка написал несколько автобиографий на латинском языке. Одна была написана в виде писем, другая в виде диалога. Стоить отметить, что Петрарка был глубоко верующим человеком, и ему не нравилось развратное поведение некоторых людей, пусть даже это и влиятельные люди. Свою позицию он откровенно описывает в произведении « Письма без адреса». Но тут же парадокс, сам Петрарка имел двоих незаконнорождённых детей.

Он был первый, кто совершил восхождение на гору Мон – Ванту. Это событие произошло в 1336 году. Связи в католичестве и успех в поэзии, посодействовали некоторым изменениям в его жизни. Он смог приобрести небольшой дом, где и прожил больше 10 лет. Из Парижа, Неаполя и Рима пришли приглашения на коронацию лавровым венком. Петрарка из предоставленного списка городов, выбрал Рим.

Далее, он некоторое время путешествовал по городам Италии, заводя все новые и новые дружеские отношения с известными людьми. Ему удалось побывать также в Праге, с дипломатическим визитом.

В 1374 году поэт умер за столом вовремя своей работы. Он писал о подвигах Цезаря. Он был первый, кто писал о простых человеческих чувствах, до этого тематика была божественная. Петрарка за годы своей жизни интересовался всем, и соответственно о многом писал. Даже есть трактат о выборе жены. Спустя годы его стихи были положены на музыку.

Бытует также факт, что однажды стихотворец заболел и впал в литургический сон. Напротив друзья решили, что он скончался. Его спасла традиция, хоронить только через день. Пробудившись, Петрарка напугал до смерти своих близких. После этого он прожил не один десяток лет.

Творчество

Интересные факты и даты из жизни

uchim-klass.ru

Доклад — Франческо Петрарка — Биографии

Я – пока еще один из многих, хоть и всеми силами стараюсь стать одним из немногих.

Франческо Петрарка

Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии нотариус, в свое время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо было восемь лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский двор. В Авиньоне Петрарка провел все свое детство.

Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями Цицерона, музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле да Прато. Позже он говорил об этом: “Такая ладность и звучность слов сама собой захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал, казалось мне грубым и далеко не таким стройным”. Несомненно, сочинения Цицерона запомнились ему на всю жизнь.

В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям которых он неотступно следовал в религиозном деле, были только древние авторы и основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда же, в 1326 году Петрарка поступает на юридический факультет в Болоньи, где посещал занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.

Пожалуй, один день – 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни Франческо Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю жизнь. В историю она вошла под именем Лауры. Кто она была – до сих пор достоверно не известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои первые сонеты, которые не только вошли в золотой фонд “поэтической науки любви”, но и стали великолепным образцом для последователей и подражателей Петрарки и остаются ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был не только гениальным мыслителем и философом, но и поэтом; он считается родоначальником итальянской национальной поэзии.

В 1330 году Петрарка заканчивает учебу и поступает на службу к кардиналу Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определенное общественное положение, и возможность играть заметную роль в жизни современного ему мира.

В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об этом так: “Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал, особенно великими мне показались его развалины”. Можно подумать, что мыслитель говорил так шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом прошлом тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке Воклюзе, близ Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества. Поэтические творения Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340 года он получил сразу два предложения венчаться лаврами первого поэта: первое поступило от Парижского университета, второе – из Рима. Петрарка, поразмыслив, отдал предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был увенчан лаврами на Капитолии.

Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла жизни более чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене и Пизе умерло больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла стороной.

В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни Боккаччо (известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда были изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять это предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию, он поселился не во Флоренции, а в Милане.

Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV от государя Милана Галеаццо Висконти.

Весной 1362 года Франческо Петрарка, “уставший от мира, от людей, от дел, уставший до крайности от самого себя”, отправился из Милана в Прагу, следуя троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан хозяйничавшими в Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и поселился.

В Венеции Петрарка был почетным гостем. В решении Большого совета Венеции от 4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план устроения публичной библиотеки, говорилось, что “на человеческой памяти не было в христианском мире философа или поэта, которого можно было сравнить с ним”. В своем завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской республике с условием, что они станут основой публичной библиотеки, устроенной по его плану.

По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей судьбе он говорил так: “Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю свои блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым, его странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих… мне легче пересчитать морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие ставила завидующая моим трудам фортуна”.

Петрарка как-то обмолвился: “Я хочу, чтобы смерть застала меня или молящимся, или пишущим”. Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в Аркве в ночь на 19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь одного дня.

Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных сочинений: комедия “Филология”, “Канцоньере”, то есть книга стихов и песен, героическая поэма “Африка”, “Лекарства от превратностей судьбы”, сборники сонетов “На жизнь Лауры” и “На смерть Лауры”, “Книга достопамятных вещей” и неоконченная поэма “Триумфы”.

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание — пусть не всегда четкое, но такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и вдохновении для них.

Петрарка — родоначальник новой современной поэзии. Его “Канцоньере” надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым образцом. Если на первых порах для современников и ближайших последователей у себя на родине Петрарка являлся великим реставратором классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и литературе, то, начиная с 1501 года, когда стараниями типографщика Альдо Мануцио Ватиканский кодекс “Канцоньере” был предан широкой гласности, началась эпоха т. н. петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому – творчество таких известных поэтов, как Гонгора (в Испании), Камоэнс в (Португалии), Шекспир (в Англии), Кохановский (в Польше). Без Петрарки их лирика была бы не только непонятной для нас, но и попросту невозможной.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского призвания поэта.

В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главному предмету сонетов и других стихотворений, составляющих “Канцоньере”. Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество ученых произведений. Лаура — фигура вполне реальная. Любовь к ней, как это часто бывает в настоящей поэзии, романтическая и стремительная, концу жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о любви райской, идеальной.

Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой (особенно на склоне лет) себя бичевал – это любовь к славе. Не в смысле, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала умеряться. Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В своем “Письме к потомкам” он с грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед смертью даже готов признать триумф Времени над Славой.

Начало знакомству русской общественности с Петраркой положил русский поэт Константин Батюшков, едва ли не первый в России приверженец так называемого итальянизма, автор статей о Петрарке. Батюшков также перевел один из самых его известных сонетов – 269-й, и написал переложение его I канцоны, названной им “Вечер”. Огромнейшая заслуга в ознакомлении с творчеством Петрарки принадлежит поэту Вячеславу Иванову. Пожалуй, основная заслуга Иванова как переводчика Петрарки в том, что он, первый из крупных русских литераторов подошел к Петрарке не “вдруг”, а во всеоружии основательнейших филологических и историко-культурных познаний, оставаясь при этом изрядным стихотворцем.

Несомненно, Франческо Петрарка внес огромный вклад в развитие философии и литературы в целом, прежде всего – как основоположник истинного гуманизма, который, возможно, и оказался тем, что привлекало последователей и подражателей Петрарки в его творчестве.

Франческо Петрарка. LXI сонет (перевод В. Иванова)

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, —

Дум золотых о ней, единой, сплав!

Мысли и изречения Франческо Петрарки

Жизнь человеческая на земле – не просто воинское служение, а бой.

Личное присутствие вредит славе.

У всех одно правило: гнушаться читать что бы то ни было, если хоть раз в жизни видел автора.

Любовь великолепно умеет побеждать.

Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души — оказывать помощь слабым.

Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает искренне и вполне – такое желание не может быть безуспешным.

Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда верилось в настоящее и ближайшее будущее.

Часто зло известнее добра, и страшный ураган знаменитее ясной погоды.

Убогие и темные люди почти все делают в тайне – для счастливых нет укрытия, нет умолчания.

Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок.

Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать.

Вообще обычное прискучивает, а редкостное захватывает.

Все становится весомей, тяготея к концу, самая гибельная ошибка последняя, и один смертный час выносит приговор всем годам жизни.

Многословие спорщика обычно сродни гневу.

Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.

Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее утешит другого, чем себя.

Всякий век должен довольствоваться своими талантами.

Мир гибнет, и осталось утешаться только тем, что не пришлось родиться позже, когда его состояние будет хуже.

Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних мнений и с трудом отрываемся от них.

Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него, как птица для полета и рыба для плавания.

www.ronl.ru

18 — Петрарка — краткая биография

Родоначальником гуманизма справедливо называют Франческо Петрарку, родом флорентинца, проведшего большую часть своей жизни при авиньонской курии, а в конце жизни переселившегося в Италию. Вместе с Данте, скончавшимся, когда Петрарка только что выступил из отроческого возраста, и с Боккаччо, старше которого он был лишь на девять лет, он заслужил славу одного из создателей итальянского литературного языка (именно сонетами, воспевавшими Лауру), но неизмеримо выше его значение как первого гуманиста, «первого человека нового времени». Главный интерес личности Петрарки – в его неудовлетворенности схоластическим и аскетическим миросозерцанием средних веков, в искании нового мировоззрения, в стремлении создать его путем примирения христианства и стоицизма.

Франческо Петрарка. Художник Андреа дель Кастаньо. Ок. 1450

 

Современники гораздо больше ценили его латинские произведения (моральные трактаты и т. п.), чем итальянские стихи, а слава, которою Петрарка пользовался далеко за пределами своей родины, свидетельствует нам о том значении, какое впервые получил частный человек благодаря лишь своей умственной силе. Папа и итальянские государи оказывали ему свое покровительство; его приглашал в Прагу император Карл IV; одновременно и Парижский университет и римский сенат постановили увенчать его лаврами, и венчание Петрарки на Капитолии (1341) было первою классическою сценою в истории итальянского гуманизма. Флоренция учредила кафедру классической литературы, на которую его призывала, а венецианский сенат даже издал декрет, объявлявший Петрарку величайшим писателем. К числу поклонников первого гуманиста принадлежал знаменитый Кола ди Риенци, восторженный почитатель древнего Рима, который в середине XIV в. (1347) произвел с согласия авиньонской курии демократический переворот в Вечном городе, приняв титул трибуна восстановленной Римской республики. (Попытка эта кончилась неудачею, и сам трибун был убит в одной уличной схватке).

 

rushist.com

Биография на тему Франческо Петрарка

Я – пока еще один из многих, хоть и всеми силами стараюсь стать одним из немногих.

Франческо Петрарка

Итальянский мыслитель и поэт Франческо Петрарка родился 20 июля 1304 года в городе Ареццо, где некоторое время жил его отец, по профессии нотариус, в свое время изгнанный из Флоренции. В 1312 году, когда Франческо было восемь лет, его семья переехала в Авиньон, где тогда находился папский двор. В Авиньоне Петрарка провел все свое детство.

Будучи девятилетним мальчиком, Петрарка заинтересовался изречениями Цицерона, музыкой его слова, с которым его познакомил учитель, Конвеневоле да Прато. Позже он говорил об этом: “Такая ладность и звучность слов сама собой захватывала меня, так что все другое, что я читал или слышал, казалось мне грубым и далеко не таким стройным”. Несомненно, сочинения Цицерона запомнились ему на всю жизнь.

В 1326 году Петрарка принимает духовный сан. Его учителями, мыслям которых он неотступно следовал в религиозном деле, были только древние авторы и основатели ранней церкви (больше всего Иероним и Августин). Тогда же, в 1326 году Петрарка поступает на юридический факультет в Болоньи, где посещал занятия вместе со своим младшим братом, Герардо Петраркой.

Пожалуй, один день – 6 апреля 1327 года стал переломным в жизни Франческо Петрарки. Тогда он встретил женщину, которую он полюбил на всю жизнь. В историю она вошла под именем Лауры. Кто она была – до сих пор достоверно не известно. Вдохновленный своим чувством, Петрарка написал свои первые сонеты, которые не только вошли в золотой фонд “поэтической науки любви”, но и стали великолепным образцом для последователей и подражателей Петрарки и остаются ими по сей день. Известно, что Франческо Петрарка был не только гениальным мыслителем и философом, но и поэтом; он считается родоначальником итальянской национальной поэзии.

В 1330 году Петрарка заканчивает учебу и поступает на службу к кардиналу Джованни Колонне, что дало ему, сыну изгнанника, и определенное общественное положение, и возможность играть заметную роль в жизни современного ему мира.

В начале 1337 года Петрарка впервые посетил Рим. Позже он писал об этом так: “Рим показался мне еще более великим, чем я предполагал, особенно великими мне показались его развалины”. Можно подумать, что мыслитель говорил так шутя, но это совсем не так. Скорее, Петрарка говорил о великом прошлом тогдашней Римской империи. Затем философ поселился в городке Воклюзе, близ Авиньона, где фактически начался расцвет его творчества. Поэтические творения Петрарки приносили свои плоды, и уже 1 сентября 1340 года он получил сразу два предложения венчаться лаврами первого поэта: первое поступило от Парижского университета, второе – из Рима. Петрарка, поразмыслив, отдал предпочтение Риму. В апреле 1341 года Петрарка был увенчан лаврами на Капитолии.

Петрарка был свидетелем страшной чумы, которая в XIV веке унесла жизни более чем трети населения Европы. Только в итальянских городах Сиене и Пизе умерло больше половины жителей. Однако самого Петрарку чума обошла стороной.

В 1351 году флорентийская коммуна направила к Петрарке Джованни Боккаччо (известного мыслителя, впоследствии ставшего близким другом Петрарки) с официальным посланием, приглашавшим поэта вернуться во Флоренцию, откуда были изгнаны его родители, и возглавить созданную специально для него университетскую кафедру. Петрарка сделал вид, что польщен и готов принять это предложение, однако, покинув в 1353 году Воклюз и вернувшись в Италию, он поселился не во Флоренции, а в Милане.

Летом 1356 года Петрарка был с посольством к чешскому королю Карлу IV от государя Милана Галеаццо Висконти.

Весной 1362 года Франческо Петрарка, “уставший от мира, от людей, от дел, уставший до крайности от самого себя”, отправился из Милана в Прагу, следуя троекратному приглашению Карла IV, но по дороге был задержан хозяйничавшими в Ломбардии отрядами наемников и повернул в Венецию, где и поселился.

В Венеции Петрарка был почетным гостем. В решении Большого совета Венеции от 4 сентября 1362 года, когда Республика приняла его план устроения публичной библиотеки, говорилось, что “на человеческой памяти не было в христианском мире философа или поэта, которого можно было сравнить с ним”. В своем завещании Петрарка дарил все свои книги Венецианской республике с условием, что они станут основой публичной библиотеки, устроенной по его плану.

По словам самого Петрарки, его жизнь складывалась нелегко. О своей судьбе он говорил так: “Почти вся моя жизнь прошла в скитаниях. Я сравниваю свои блуждания с Одиссеевыми; будь блеск его имени и подвигов одинаковым, его странствия не оказались бы ни дольше, ни длиннее моих… мне легче пересчитать морской песок и небесные звезды, чем все препятствия, какие ставила завидующая моим трудам фортуна”.

Петрарка как-то обмолвился: “Я хочу, чтобы смерть застала меня или молящимся, или пишущим”. Так оно и случилось. Франческо Петрарка умер в Аркве в ночь на 19 июля 1374 года, не дожив до своего семидесятилетия лишь одного дня.

Все сочинения Петрарки были пропитаны необыкновенным романтизмом и гуманизмом, любовью к окружающему миру. Среди его самых известных сочинений: комедия “Филология”, “Канцоньере”, то есть книга стихов и песен, героическая поэма “Африка”, “Лекарства от превратностей судьбы”, сборники сонетов “На жизнь Лауры” и “На смерть Лауры”, “Книга достопамятных вещей” и неоконченная поэма “Триумфы”.

Франческо Петрарка был первым великим гуманистом, поэтом и гражданином, который сумел прозреть цельность предвозрожденческих течений мысли и объединить их в поэтическом синтезе, ставшей программой грядущих европейских поколений. Своим творчеством он сумел привить этим грядущим разноплеменным поколениям Западной и Восточной Европы сознание — пусть не всегда четкое, но такое, которое стало как бы верховодящим в разуме и вдохновении для них.

Петрарка — родоначальник новой современной поэзии. Его “Канцоньере” надолго определила пути развития европейской лирики, став своего рода непререкаемым образцом. Если на первых порах для современников и ближайших последователей у себя на родине Петрарка являлся великим реставратором классической древности, провозвестником новых путей в искусстве и литературе, то, начиная с 1501 года, когда стараниями типографщика Альдо Мануцио Ватиканский кодекс “Канцоньере” был предан широкой гласности, началась эпоха т. н. петраркизма, причем не только в поэзии, но и в области эстетической и критической мысли. Петраркизм вышел за пределы Италии. Свидетельством тому – творчество таких известных поэтов, как Гонгора (в Испании), Камоэнс в (Португалии), Шекспир (в Англии), Кохановский (в Польше). Без Петрарки их лирика была бы не только непонятной для нас, но и попросту невозможной.

Мало того, Петрарка проторил своим поэтическим наследникам путь к познанию задач и сущности поэзии, познанию нравственного и гражданского призвания поэта.

В невольно возникающем при чтении Петрарки автопортрете бросается в глаза черта: потребность в любви. Это и желание любить, и потребность быть любимым. Предельно четкое выражение эта черта нашла в любви поэта к Лауре, главному предмету сонетов и других стихотворений, составляющих “Канцоньере”. Любви Петрарки к Лауре посвящено неисчислимое количество ученых произведений. Лаура — фигура вполне реальная. Любовь к ней, как это часто бывает в настоящей поэзии, романтическая и стремительная, концу жизни поэта несколько приутихшая и едва ли не слившаяся с представлением о любви райской, идеальной.

Еще одна черта, которую обнажил в себе сам поэт, за которую порой (особенно на склоне лет) себя бичевал – это любовь к славе. Не в смысле, однако, простого тщеславия. Желание славы у Петрарки было теснейшим образом связано с творческим импульсом. Оно-то в большей степени и побудило Петрарку заняться писательством. С годами и эта любовь, любовь к славе, стала умеряться. Достигнув славы беспримерной, Петрарка понял, что она вызывает в окружающих куда больше зависти, чем добрых чувств. В своем “Письме к потомкам” он с грустью пишет о своем увенчании в Риме, а перед смертью даже готов признать триумф Времени над Славой.

Начало знакомству русской общественности с Петраркой положил русский поэт Константин Батюшков, едва ли не первый в России приверженец так называемого итальянизма, автор статей о Петрарке. Батюшков также перевел один из самых его известных сонетов – 269-й, и написал переложение его I канцоны, названной им “Вечер”. Огромнейшая заслуга в ознакомлении с творчеством Петрарки принадлежит поэту Вячеславу Иванову. Пожалуй, основная заслуга Иванова как переводчика Петрарки в том, что он, первый из крупных русских литераторов подошел к Петрарке не “вдруг”, а во всеоружии основательнейших филологических и историко-культурных познаний, оставаясь при этом изрядным стихотворцем.

Несомненно, Франческо Петрарка внес огромный вклад в развитие философии и литературы в целом, прежде всего – как основоположник истинного гуманизма, который, возможно, и оказался тем, что привлекало последователей и подражателей Петрарки в его творчестве.

Франческо Петрарка. LXI сонет (перевод В. Иванова)

Благословен тот край, и дол тот светел,

Где пленником я стал прекрасных глаз!

Благословенна боль, что в первый раз

Я ощутил, когда и не приметил,

Как глубоко пронзен стрелой, что метил

Мне в сердце бог, тайком разящий нас!

Благословенны жалобы и стоны,

Какими оглашал я сон дубрав,

Будя отзвучья именем Мадонны!

Благословенны вы, что столько слав

Стяжали ей, певучие канцоны, —

Дум золотых о ней, единой, сплав!

Мысли и изречения Франческо Петрарки

Жизнь человеческая на земле – не просто воинское служение, а бой.

Личное присутствие вредит славе.

У всех одно правило: гнушаться читать что бы то ни было, если хоть раз в жизни видел автора.

Любовь великолепно умеет побеждать.

Чтить сильных – дешевая услуга, настоящее величие души — оказывать помощь слабым.

Раз человек желает избавиться от своего жалкого состояния, желает искренне и вполне – такое желание не может быть безуспешным.

Природа установила неопределенный конец жизни, чтобы всегда верилось в настоящее и ближайшее будущее.

Часто зло известнее добра, и страшный ураган знаменитее ясной погоды.

Убогие и темные люди почти все делают в тайне – для счастливых нет укрытия, нет умолчания.

Нет ничего настолько исправного, чтобы в нем не было ошибок.

Раз нельзя быть внешне тем, кем хочешь быть, стань внутренне таким, каким должен стать.

Вообще обычное прискучивает, а редкостное захватывает.

Все становится весомей, тяготея к концу, самая гибельная ошибка последняя, и один смертный час выносит приговор всем годам жизни.

Многословие спорщика обычно сродни гневу.

Я понял, что не только людям, но и писаниям выдающаяся форма иногда вредит и надо во всех вещах стремиться к умеренности.

Всякий скорее извинит себя, чем другого, и, наоборот, каждый скорее утешит другого, чем себя.

Всякий век должен довольствоваться своими талантами.

Мир гибнет, и осталось утешаться только тем, что не пришлось родиться позже, когда его состояние будет хуже.

Нас сбивает с пути то, что мы упрямо держимся стародавних мнений и с трудом отрываемся от них.

Для человека нет ничего естественней труда, человек рожден для него, как птица для полета и рыба для плавания.

bukvasha.ru

Франческо Петрарка — Биография

ФРАНЧЕСКО ПЕТРАРКА
(1304-1374)

Эра Ренессанса в сознании наших современников обычно ассоциируется с именами Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Микеланджело, Дюрера, Брейгеля, Рабле, Сервантеса, Шекспира, Боккаччо, Эразма Роттердамского, Монтеня. Но своим культурным возрождением Европа, может быть, сначала, должна величавому итальянцу, Франческо Петрарки. Это был 1-ый выдающийся гуманист, поэт, которому удалось узреть целостность течения мыслей, которые предшествовали Возрождению, и соединить их в поэтическом синтезе, который стал программкой последующих европейских поколений.

Петрарка — основоположник новейшей современной поэзии, человек, решившейся во мраке средневековья зажечь пламя не сколько божественного, как земного, людского чувства.

Родился Франческо Петрарка в городке Ареццо в семье нотариуса, который в 1302 году был вкупе с Данте изгнан из Флоренции за принадлежность к партии белоснежных гвельфов. В 1312 году семья переехала в город Авиньон на юге Франции, где в то время находилась резиденция папы. С пяти-шести лет Петрарка уже занимался грамматикой, риторикой и логикой.

По настоянию отца Франческо изучает право поначалу в Монпелье, потом в Болонье, но испытывает к этому неприязнь, отдавая предпочтение юридическим наукам, занятиям по старой литературы, серьезно увлекается поэтами-классиками. Отец не одобрял увлечение отпрыска и как-то даже бросил в огонь сочинения Цицерона, Вергилия и других традиционных создателей. В 1318 году погибает мама Франческо. В 1320 году отец отсылает Петрарку в Болонье, известного центра исследования римского права. Юноше приглянулись жизнерадостность и пышность Болонье. Бессчетные знакомые уже читали стихи поэта, но отец не лицезрел в этом будущей славы отпрыска. Но Франческо продолжал потаенно писать, так как ощущал омерзение к юриспруденции. В юношеские годы происходит становление личности Петрарки: любовь к свободе, к природе, спокойствия, рвение к познаниям, активная актуальная позиция. Он всей душой терпеть не может феодальные междоусобицы, братоубийственные войны, деспотию правителей. В это время у юноши появилось желание к моральной философии. Смерть отца (1326) сходу всё изменила.
Став вскоре лирическим поэтом, Петрарка не растерял энтузиазма к традиционной древности. Наоборот, этот энтузиазм всё рос, пока не перевоплотился в реальную страсть. Петрарка увлеченно изучал заслуги древних создателей, открывавших перед ним новый и красивый мир, таковой непохожий на мир средневекового религиозного фанатизма, церковных догм и аскетического изуверства. Древняя культура с того времени для него уже не виделась служанкой богословия. Он 1-ый с замечательной ясностью увидел, что в ней было вправду самым основным: живой энтузиазм к человеку и окружающему миру; в его руках традиционная древность стала боевым знаменем ренессансного гуманизма.

Жгучая любовь Петрарки к старому миру была неизменной. Он писал на языке традиционного Рима; с редчайшим энтузиазмом разыскивал и изучал античные рукописи и радовался, если ему удавалось отыскать некий потерянный смысл произведения Цицерона либо Квинтилиана. У него была уникальная библиотека традиционных текстов. Его умопомрачительная эрудиция вызывала заслуженное почтение и экстаз современников. Деянием древней-римского предводителя Сципиона Африканского Старшего он предназначил свою поэму «Африка», написанную в подражание «Энеиде» Вергилия. Цицерона и Вергилия он считал величайшими писателями мира, а их произведения — непревзойденными эталонами литературного мастерства. Петрарка так сроднился со старым миром, так вошел в него, что этот мир перестал быть старым, мертвым. Он всегда чувствовал его живое дыхание, слышал его глас.

Выдающиеся римские писатели стали его близкими друзьями и наставниками. Цицерона он почтительно называл папой, а Вергилия — братом. Он писал им всем дружественные письма, как будто они жили с ним. Он даже признался, что мемуары о древних и их деяния возбуждают в нем «красивое чувство радости» в то время, как конкретно только созерцание современников вызывает омерзение.
Но на основании схожих признаний не нужно представлять для себя Петрарку таким педантом, что растерял всякую связь с реальностью. Ведь античные создатели учили его, как писать, как жить. В их он находил ответы на актуальные вопросы, волновавшие его. Так, увлекаясь, величием Старого Рима, он в то же время горько пенял по поводу политического кавардака в современной ему Италии. Государственным бедствием, как и Данте, считал политическую раздробленность, что порождала нескончаемые распри и междоусобные войны, но не знал, ну и не мог в тогдашних исторических критериях указать пути, которые привели страну до муниципального единства. Потому Петрарка то жарко приветствовал антифеодальное восстание в Риме 1347 года, во главе которого стоял народный трибун Кола ди Риенци, который назначил в Риме республику и объявил политическое объединение Италии, то возлагал свои надежды на пап Бенедикта XII и Климента VI, то на неаполитанского короля Роберта Анжуйского, то на правителя Карла IV. Его политические эталоны не отличались четкостью и последовательностью. Было в их много доверчивого и утопического, но одно не вызывает колебаний — это искренняя любовь Петрарки к родине, желание узреть ее окрепшей и освеженной, достойной былого римского величия. В известной канцоне «Моя Италия» он с большой страстью вылил свои патриотические чувства.

У Петрарки был любознательный дух, на который в средние века смотрели как на один из самых тяжких грехов. Он объездил ряд государств, побывал в Риме и Париже, Германии и Фландрии, везде внимательно изучал характер людей, услаждался созерцанием незнакомых мест и ассоциировал увиденное с тем, что было ему отлично понятно. Круг его интересов очень велико: он филолог и историк, этнограф, географ, философ и моралист. Все, что имеет отношение к человеку, его разуму, деяний, ее культуры завлекает пристальное внимание Петрарки. Книжка «О именитых парней» содержит биографии именитых римлян от Ромула до Цезаря, также Александра Македонского и Ганнибала. С обилием исторических анекдотов, выражений и острот, взятых у Цицерона. Трактат «О средствах против счастья и несчастья» касается самых различных актуальных ситуаций, проводит читателя всеми степенями тогдашних соц лестниц. Меж иным, в нареченном трактате Петрарка бросил вызов вековым феодальным представлениям, согласно которым реальная благородство заключается в авторитетном происхождении, в «голубой крови».

Если в средние века путь от человека, ну и все другие пути и вели обязательно к Богу, то в Петрарки все пути ведут к человеку. При всем этом человек для Петрарки — это сначала он сам. И он анализирует, взвешивает, оценивает свои поступки и внутренние побуждения. Церковь добивалась от человека смирении и мудрости, прославляя И тех, кто отрекался от себя во имя Бога. Петрарка осмелился заглянуть в себя и преисполнился гордостью за человека. В самом для себя он отыскал неистощимые богатства людского мозга и духа. С ним, отпрыском умеренного нотариуса, говорили как с ровней знатные вельможи, венценосцы и князья церкви. Его слава была славой Италии. Но средневековья оказало упрямое сопротивление напору гуманизма. Оно надвигалось на Петрарку в видах статуи, живописи и архитектуры, напористо напоминало о для себя с церковных и институтских кафедр, иногда оно звучно откликалось в нем самом. Тогда выдающемуся гуманисту, экзальтированному фанату языческой древности начинало казаться, что он идет греховным и небезопасным методом. В нем оживал средневековый аскет, который отстраненно увидел земные искушения.

Он откладывал в сторону произведения Вергилия и Цицерона, чтоб углубиться в Библию и писания отцов церкви. Эти внутренние противоречия Петрарки коренилися в глубочайших противоречиях того переходного времени, у него они только резче были выражены. При всем этом он с опаской следил за своим «внутренним расстройством» и даже попробовал выложить его в книжке «О презрении к миру» (1343), этом интересном исповеди волнующей души.
Вескую роль в судьбе Петрарки не много знакомство с семьей Колонна. После погибели отца он остался без средств. Решение принять духовный сан сделало Петрарку капелланом домашней церкви авиньонского кардинала Джованни Колонна. У Петрарки появилась возможность заняться творчеством.

Авиньонский период» (1327-1337) был плодотворным для поэта. Конкретно в это время он начинает усиленно учить древних классиков; готовит научное издание узнаваемых «Декады» Тита Ливия, а в Льеже в монастырской библиотеке он находит две речи Цицерона «В защиту поэта Архия». А в конце 1336 году по приглашению семьи Колонная он в первый раз оказался в Риме, который полюбил всем сердечком. Петрарка с радостью принял в 1341 году почтенное звание римского гражданина, но считал собственной Родиной всю Италию.
Последующий период в жизни Петрарки исследователи именуют «Первой остановкой в Воклюзи» (1337-1341). Петрарка неприспособился к жизни в Авиньоне и потому оказался в Воклюзи. Тут он пишет много сонетов, удачно продвигается поэма «Африка» на латинском языке, которая ведает о геройском прошедшем Италии и про известную личность Сципиона. Тут он берется За трактат «О выдающихся парней»: в 1343 году было написано 23 биографии древних деятелей.

В Воклюзи у Петрарки родился отпрыск Джованни, который погиб еще в юности. Потом родилась дочь Франческа, благодаря которой сохранилось много черновиков и личных вещей поэта.
Результатом всех творческих усилий было коронование Петрарки на Капитолии 8 апреля 1341 года. Это был личный триумф поэта и попытка поставить поэзию на тот уровень, который она занимала в старом Риме. Ему был вручен диплом, он получил звание магистра, доктора поэтических искусств и истории.
Очень увлекателен тот факт, что неаполитанский повелитель Роберт не считал себе унизительным попросить Петрарку стать его наставником в поэзии, но поэт отказался от такового знатного долга. На этом короновании Петрарка произнес «Слово», в каком выложил свое осознание поэзии и ее задач.

В 40-е годы началось формирование нового миропонимания. В «Моей тайне», раскрывается вся сложность борьбы нового со старым в сознании поэта. Декабрь 1343-начало 1345 лет — «Остановка в Парме». 1-ые девять месяцев были периодом творческой активности: он продолжал работать над поэмой «Африка», над сонетами, окончил одну из книжек трактата «О памятных дела». Но когда город окружили войска маркиза Ferrari, Петрарка обязан был бежать из Пармы и возвратиться к Воклюза.

Начинается «2-ая остановка в Воклюзи», в эти годы Петрарка пишет трактат «О уединенную жизнь» (1346), «Буколическую песнь» (1346-1348), «О монашеское досуге» (1347).

Когда в 1350 году Петрарка приезжает в Рим, Боккаччо предлагает ему должность доктора поэзии и истории во Флорентийском институте, но гуманист отказался, видимо, чтоб не растрачивать времени, так как впереди были новые творческие планы.

Лето 1351 — май 1353 лет — 3-я остановка в Воклюзи», где Петрарка кончает свои произведения. Пишет 12 новых биографий древних парней, работает над «Триумфами», где поэтическим словом выложил свои суждения о славе, время, любовь и погибель.

В 1353 году Франческо Петрарка ворачивается в Италию и остается там до конца жизни. Начинается «Миланский период» (1353 — 1361). Поэт взял на себя ответственную обязанность переговоров с царем. У него уже созрело понимание необходимости объединения всей Италии.

Кое-где в мае 1354 года была начата работа над трактатом «О средствах против всякой судьбы», в каком изложены независящие идеологические позиции гуманиста. Сюда было включено несколько диалогов против деспотии, в каких миланские правители имели возможность выяснить средства собственного правления. Самая увлекательная часть этих произведений — защита поэзии, искусства, античности от нападений схоластов.

В 1361 году Петрарка едет из Милана из-за эпидемии чумы и оказывается в Венеции. Весь «венецианский период» (до 1368 года) поэт работает над сборником «Старческих писем». Тамошние философы признавали только Аристотеля и распространяли сплетни о необразованности Петрарки, на что поэт достойно ответил в собственном трактате «О своем и многих других необразованность» (1367), где жарко полемизирует с местными философами.
В протяжении последних лет (1369-1374) Петрарка находился в Арквии, куда его уговорил переехать правитель городка Франческо Каррара, лично навищавший поэта, которому докучали заболевания.

В «Падуанский период» Петрарка торопится окончить свои произведения: трактат «О именитых парней», «Триумфы», «Старческие письма» и известную «Книжку песен» либо «Канцоньере». «Канцоньере» поделены на две части: «При жизни мадонны Лауры» и «После погибели мадонны Лауры». Не считая 317 сонетов и 29 канцон, в ней содержатся эталоны других лирических жанров.
Но истинной славы Петрарка получил, как создатель лирических стихов, посвященных золотоволосой Лауры, (6 апреля 1327 года в церкви св. Клары поэт повстречал свою любовь — молоденькую, очень симпатичную даму, которая вошла в мировую литературу под именованием Лауры. Лаура погибла во время эпидемии чумы в 1348 году). О этот сборник сам создатель писал, как о поэтические «мелочи», как будто извинялся, что написана она не на традиционной латыни, а ежедневной итальянском языке. Но по сути Петрарка значительно дорожил этим вдохновенным произведением, хранил и кропотливо обрабатывал его.

Так появилась «Книга песен», состоящая из 317 сонетов, 29 канцон, также секстин, баллад и мадригалов. Эта книжка также является исповедью Петрарки, лишь на сей раз — лирической исповедью. В ней отразилась любовь поэта к прекрасной замужней дамы, которая происходила из знатной авиньйонськой семьи. Она родилась около 1307 года, в 1325 году вышла замуж и погибла ужасного 1348 года, когда в почти всех странах Европы свирепствовала чума. Встреча с Лаурой заполнила душу Петрарки огромным чувством, что затронули самые нежные, самые мелодичные струны его души. Когда Петрарка вызнал о безвременной кончине собственной любимой, он записал в экземпляре Вергилия: «Лаура, популярная своими добродетелями и длительное время прославленная в моих стихах, в первый раз стала перед моими очами в лета моей ранешней молодости, в 1327 году, днем 6 апреля, в церкви св. Клары в Авиньоне; и в том же городке, такого же месяца и в тот же денек и час 1348 года этот светоч потух, когда я был в Вероне, не ведая собственной судьбы».

На самом деле, «Книжка песен» — это сначала картина разных чистосердечных состояний Петрарки. В течение десятилетий он воспевал даму, которая не произнесла ему ни 1-го нежного слова. В зеркале любви всегда отбивался его непростой внутренний мир. В стихах Лаура воспринимается как вправду жива: у нее легкая походка, ласковый глас, золотые волосы. Новшество Петрарки состоит в том, что он не только лишь делает образ любимой, да и открывает внутренний мир собственного героя, который любит и мучается. Так Петрарка становится творцом новейшей, психической лирики, стала драгоценным вкладом в сокровищницу мировой поэзии.

Поэтический триумф Лауры стал сразу и триумфом Петрарки. Не случаем в «Книжке песен» имя Лаура (Laura) так плотно сплетено со словом лавр (lauro). Временем стирается даже граница, отделяющая Лауру от дерева славы, красивая дама преобразуется в знак земной славы для поэта. Она венчает его чело веткой зеленоватого лавра, и через тысячу лет люди будут держать в голове о певца Лауры.

В России Петрарка был отлично известен уже в XIX веке. Его экзальтированным фанатом был поэт К. Н. Батюшков.

Итальянского поэта высоко ценил Пушкин, который именовал Петрарку из величайших европейских лириков в собственном сонете о сонеты. «С ней обретут уста мои язык Петрарки и любви»,- писал он в первой главе «Евгения Онегина», а стихотворный отрывок из Петрарки поставь эпиграфом к VI главы этого романа.
Столетия отделяют нас от Италии XIV века. Но через пучину лет признательное население земли почтительно пронесет имя Петрарки как 1-го из основоположников гуманизма, поэта, который воспел не так божественное, как удовлетворенность людского бытия, земную любовь к прелестной дамы, его обыкновенные и потому такие высочайшие мысли и чувства.


glavbuk.ru

Петрарка Франческо

Петрарка Франческо родился в Ареццо 20 июня 1304 года. В этот город отец Петрарка, который был флорентийским нотариусом, бежал вследствие политических событий происходящих там. Этот итальянский поэт является признанным литературным арбитром своего времени и предтечей гуманистического движения в Европе. Спустя семь месяцев после бегства отца, мать увезла своего сына в город Анчиза, где они проживали вплоть до 1311 года.

В начале 1312 года мальчик с родителями переехал жить в Авиньон во Франции. Франческо четыре года занимался у частных преподавателей для поступления на юридический факультет, наконец, его старания дали результат и он поступил в юридическую школу в городе Монпель. Для того чтобы продолжить свое обучение юриспруденции, он со своим братом в 1320 году отправился в Болонью. В апреле 1326 г. умер его отец, после чего оба брата вернулись к матери в родной городок.

Уже в те времена Франческо подавал склонность к знаниям в области литературы. В 1327 году в одну из самых «страстных пятниц» в церкви Авиньона он встретил девушку по имени Лаура и сразу влюбился в нее, но о ней больше ничего не известно. Лаура вдохновила Франческо на лучшие свои стихотворения.

Для того чтобы заработать на жизнь, он решил принять сан. Петрарка был рукоположен, но никогда в жизни не проводил богослужения. В 1330 году он получил звание капеллан у кардинала Джованни Колонна, а спустя пять лет получил свой первый бенефиций.

В 1337 году Петрарка удалось на свои заработанные средства приобрести маленькое имение в Воклюзе, долина около Авиньона. Тут он начал писать две книги на латыни — эпическую поэму Африка, в которой повествовалось о победителе Ганнибала Сципионе Африканском, и произведение «О славных мужах», которое представляет собой свод биографий знаменитых жителей античности. В тоже время он начал писать лирические стихотворения на итальянском языке, а также письма и стихи на латыни, начал работы над комедией под названием «Филология», которая теперь уже утрачена.

Где-то к 1340 годам Петрарка стал известен своей литературной деятельностью по всей Европе, благодаря своим связям с папским двором и дальним путешествиям. В апреле 1341 г. он был увенчан лаврами поэта-лауреата по решению сената Рима.

С 1342 по 1343 года Петрарка прожил в Воклюзе, где продолжил работы над биографиями и эпической поэмой, а также, по образцу Исповеди святого Августина, написал книгу-исповедь «Моя тайна», который был повествован в форме диалогов между тремя святыми Августином и Петраркой перед судом Истины. В то же время он написал такие произведения как «Покаянные псалмы» и «О достопамятных событиях» (ставшее трактатом о добродетелях в форме сборника биографий и анекдотов), «Триумф Любви» и «Триумф Целомудрия», который написан терцинами. А также издал первую редакцию книги лирических стихотворений на итальянском языке под названием «Канцоньере».

В декабре 1343 года Петрарка поехал в Парму, где прожил два года. В этом городе он продолжил работать над произведениями «Африка» и «О достопамятных событиях». Но так и не закончил их.

В конце 1345 года писатель опять возвратился в Воклюз. В 1347 году Франческо с воодушевлением принял восстание, которое было поднято Колой ди Риенцо в Риме, но это восстание потом было подавлено. За это время он написал восемь аллегорических эклог Буколических песен, два прозаических трактата: «Об уединенной жизни», который был опубликован в 1346 году, и «О монашеском досуге», изданный в 1347 году (в нем повествовалось о положительном влиянии одинокой жизни), к тому же начал работы над второй частью редакции Канцоньере.

Предполагают, что симпатия к восстанию Колы ди Риенцо, подтолкнула Петрарку принять участие в путешествии 1347 года в Италии. Но он поменял свое мнение, когда узнал о содеянных Колой жестокостях. Он опять поехал в Парм. В 1348 году кардинал Колонны и Лауры умер от чумы. Спустя два года Франческо познакомился с Нелли Франческт и Джованни Боккаччо, и они стали друзьями. Во время проживания в Италии он написал четыре эклоги и поэму «Триумф Смерти», начал работы над поэмой «Триумф Славы», а также написал «Стихотворные послания» и письма в прозе.

С 1351по 353 года Петрарка больше всего времени проводил в Воклюзе и уделял свое внимание лишь общественной жизни, в частности положению дел при дворе Папы. В это время он написал «Инвективы против врачей», в котором критиковал способы врачей папы лечения пациентов. Написанные в это время письма были впоследствии собраны в книге «Без адреса», в которых критиковалась обстановка в Авиньоне.

В 1353 году Петрарка приехал в Милан по приглашению Джованни Висконти, который был архиепископом этого города. Здесь он работал в качестве секретаря, эмиссара, а также оратора. В этом же году он написал произведение «Буколические песни» и сборник «Без адреса», и начал работы над сочинением «О средствах против всякой фортуны», в которое вошли более 200 диалогов о том, как быть удачливым. Тогда же он написал «Путь в Сирию», который представлял собой путеводитель для паломников на Святую Землю.

В 1361 году Петрарку пришлось покинуть этот город, чтобы спастись от чумы. На протяжении одного года он прожил в Падуе, куда его пригласила семья Каррара, у них же он дописал сборник под названием «Стихотворные послания», а также сборник «Письма о делах частной».

В 1362 Петрарке опять пришлось бежать из Венеции, чтобы спастись от чумы. В 1370 году он приобрел небольшую виллу на Евганейских холмах в Арква. Спустя два года вынужден был укрыться из-за военных действий, которые разворачивались между Падуей и Венецией. В этой битве потерпел поражение Падуя. После чего Петрарка вместе с правителем направился в Венецию, чтобы начать мирные переговоры.

В свои последние годы жизни Франческо продолжал работы над произведением «Канцоньере», с последними поправками оно было опубликовано 1373 году и получило название «Отрывки на народном языке». Он также продолжал работу над произведением «Триумфами», в которое в окончательной версии вошли шесть «триумфов»: Любви, Славы, Целомудрия, Смерти, Вечности и Времени.

Петрарка умер 19 июля 1374 году в городе Арква.

Биография Петрарка Франческо насыщена различными фактами из его жизни и деятельности. Он был поэтом, который подверг ревизии культурное наследие античных времен, глубоко анализируя отрывки произведений писателей тех времен, и восстанавливая их первоначальный облик. Он ощущал себя на стыке двух различных эпох. Тот век, в котором он жил, считал порочным и низким, хотя сам отведал одно из его пристрастий, например, предпочтение учений Платона и святого Августина аристотелевскому учению.

Он отказывался признавать светскую поэзию, и активная жизнь для него была препятствием к христианскому спасению. Он поэзию считал высочайшим видом познания и искусства, а также страстно хотел вернуть Риму статус центра всего цивилизованного мира. Франческо терзал конфликт с самим собой, который был вызван столкновением его убеждений и стремлений с требованиями, которые предъявлялись к христианину. Лишь ему произведения Петрарки обязаны своими высокими взлетами.

Большинство из его произведений были написаны, вдохновленные безответной любовью к девушке по имени Лаура. В них он преклонялся доблестью людей древних времен, которые были воплощены в Сципионе Африканском Старшем. Он считал Африку одним из своих достижений, но его лучшим произведением был «Канцоньере», в который вошли более 360 разнообразных итальянских стихотворений, посвященных таинственной Лауре. В этих стихотворениях возвышенный лиризм нельзя объяснить только влиянием на него поэзии провансальских трубадуров, Овидия и Вергилия, а также «сладостного иного стилистического направления». В произведениях, написанных о его любви к Лауре, и в мифе о Дафне он повествует не только о мимолетной любви, но и о красоте поэзии, которая живет вечно. Он вносит в свое произведение новое, личное и лирическое переживание любви, которая отражается в новой художественной форме.

В своих книгах Петрарка преклоняется перед деяниями античных мыслителей и героев, и в то же самое время привносит их подвиги как знак потребности в нравственном искуплении, перерождении и тоски по блаженству вечному. Он считает, что жизнь христиан богаче и интереснее, так как ему понятнее, что лишь Божественный свет может воплотить знания прошлых времен в настоящую мудрость.

В любовной лирике Петрарки больше всего присутствует преломление языческой мифологии со стороны мировосприятия христиан, в которых в конечном итоге написана тема об искуплении. Его любовь Лаура, здесь описана в роли Красоты, Поэзии и Земной Любови, которая достойна преклонения, но не ради искупления души. Одним из выходов из этого конфликта, который вначале кажется неразрешимым, является искупление, состоящее скорее в преодолении Петрарки идеального описания своей любви. Грешная страсть может найти свое оправдание перед Господом, как настоящая поэзия.

Петрарка встретился с Лаурой в первый раз, по словам писателя, в «Страстную Пятницу». Он и в дальнейшем в своих произведениях образ Лауры отождествляет с нравственными, религиозными и философскими идеалами, при этом делает в одно и то же время большой акцент на ее поразительной красоте тела. Таким образом, его истинная любовь становится на одном уровне с вечными идеями Платона, которые ведут человечество к недосягаемому благу.

Несмотря на то, что Петрарка следует поэтическим традициям, которые берут свое начало с Андрея Капеллана и заканчиваются «сладостным иных стилем», для него ни любовь, ни любимая не являются чем-то трансцендентным и неземным.

В то время как Петрарка восхищался авторами античных времен, он выработал свой стиль латыни, который был намного безупречнее латыни тех времен. Своим итальянским сочинениям он не придавал особого значения. Может, поэтому несколько стихотворений из «Канцоньере» являются лишь формальными достоинствами, в которых он увлекается игрой слов, натянутыми метафорами и выразительными контрастами. Но многие подражатели Петрарки приняли именно эти черты в своих произведениях.

Направление петраркизм проявилось во многих странах Европы, пик которого достигнут был в 16-ом столетии, это направление, время от времени, заново возрождалось вплоть до недавних времен. На раннем периоде многие писатели подражали лишь сочинениям Петрарки на латыни, затем начали подражать таким произведениям как «Триумфам», и, наконец, произведению «Канцоньере», повлиявшем на самых стойких подражателей. Среди одних из самых выдающихся и популярных писателей и поэтов времен Возрождения, в какой-то степени испытали воздействие Петрарки, — М.М.Боярдо, Дж. Боккаччо, Т.Тассо и Л.Медичи в Италии; Т.Уайет, Дж.Чосер, Г.Х.Сарри, Э.Спенсер, Т.Лодж, Ф.Сидни и Г.Констебл в Англии; маркиз де Сантильяна, Г.де ла Вега, А.Марк, Ф.де Эррера и Х.Боскан в Испании; Ж.Дю Белле, К.Маро, Ф.Депорт, М.Сев и П.Ронсар во Франции; М.Опиц, П.Флеминг, Г.Веккерлин и Т.Хёк в Германии.

Во время возрождения направления романтизм Петрарка также нашел подражателей и поклонников, самыми примечательны из которых являются следующие писатели: итальянские писатели Дж.Леопарди и У.Фосколо; французские писатели А.Мюссе, А.Ламартин и В.Гюго и американские писатели Дж.Р.Лоуэлл, Г.У.Лонгфелло и В.Ирвине.

 

biblioman.org

Франческо Петрарка кратко о жизни гуманиста

«Книги действуют на людей по-разному: одни становятся от них умнее, другие, наоборот, теряют разум». Эти слова, написанные Франческо ди Петраччо, известным на весь мир как Петрарка, полностью соответствуют его отношению к жизни. Любая книга, любое написанное слово – это выражение внутреннего мира автора, отражение его души, радостей и страданий. Лирика итальянца до сих пор потрясает глубиной чувств, мелодичностью языка и нежным, трепетным отношением к Женщине.

Называя Петрарку первым современным человеком, историки и литературоведы ссылаются на особое видение поэта. Он наблюдал за проявлениями внешней жизни, анализируя свои внутренние импульсы и приходя к новому осознанию жизненных ценностей. Франческо являлся переходным этапом, связующим звеном между веками – миром мрачного, суеверного Средневековья и наполненным ощущениями, чувственным Ренессансом.

Прекрасно владея латынью, читал тексты классиков древности в оригинале. Критически переосмыслив их, Франческо Петрарка кратко выразил суть, состоявшую в эволюции человеческого духа. Такой взгляд поэта на человека и его душу, как на объект пристального изучения, стал стимулом к культурному обновлению, начавшему эпоху Возрождения.

Кратко описывая жизненный путь, поэт писал, что его сопровождал внутренний конфликт – между влечением к радостям земной жизни с ее любовью, славой и стремлением к высоким духовным достижениям. Противоречие Петрарки, внося диссонанс, нарушало гармонию личности. И оно же стало тем источником, из которого черпалось вдохновение как для интимной лирики, так и для трудов на общественно-политические темы.

Городок Ареццо, где Франческо родился 20 июля 1304 г., был местом ссылки для его родителей. Отца, частного нотариуса Петраччо, изгнали по политическим причинам вместе с Данте Алигьери.

Юность Петрарка провел в Пизе, переехав в 1312 г. в резиденцию Папы Римского – Авиньон. Глубокие знания в области права и риторики позволили молодому человеку поступить в Университет Монпелье. Прилежный студент, днем он изучал краткий курс юриспруденции, а по вечерам зачитывался Вергилием и Цицероном. Хитрости казуистической науки были ему не по душе, но будущий поэт принуждал себя к обучению, угождая родителям.

Посещая лекции в Болонье, где он кратко ознакомился с курсом юридической школы, в 1326 г. приходит известие о смерти отца. Авиньон с его насыщенной мирской жизнью давно манил юношу и теперь, свободный от обязательств, оставляет все занятия и переезжает туда.

Встреча с молодой женщиной в местной церкви, через год после приезда, полностью переворачивает жизнь Франческо. Достоверных сведений о Лауре нет, а страсть поэта к ней вдохновенно выражена в Канзоньерах, написанных им сонетах. Не ответив ему взаимностью, краткое знакомство прервалось смертью девушки в 1348 г., оставив Петрарку наедине со своими воспоминаниями и в глубокой меланхолии. Несмотря на выбор пути церковного служения без возможности вступать в брак, у него было двое незаконнорожденных детей.

Лирика, в которой поэт использовал вульгарный, т.е. итальянский, язык вместо общепринятой латыни стала образцом для остальных писателей. Модель Франческо как в форме выражения чувств, так и в тематике стихов, была признана стандартом любовной поэзии.

В его творчестве были разные формы: письма, политические обращения, диалоги со Св. Августином, описание Африки и даже прославление Купидона. Широко известный современникам в Европе, он был приглашен в Рим для коронации в 1341 г. как лучший мастер слова того времени. Лавровый венок, одетый на голову Петрарке, возвысил не только лично его, но признал всех поэтов важными самими по себе, уважаемыми членами общества.

Глубоко изучая тексты классиков, философов Рима и Греции, Франческо Петрарка кратко, но доступным языком пересказывал их в письмах, собирая уникальные произведения по всей Европе. Его увлеченность ввела в моду интерес к древности, античным статуям, искусству и философии. Простой человек со своими обычными эмоциями, мыслями и стремлениями стал центром внимания, а предтеча Возрождения, до самой смерти в 1374 г., строил творчество на принципе гуманизма.


www.istmira.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *