Период феодальной раздробленности характеризуется – Общая характеристика периода раздробленности

Содержание

Общая характеристика периода раздробленности

С утверждением феодальной раздробленности на Руси окончательно восторжествовал удельный порядок. (Удел — княжеское владение.) «Князья правили свободным населением своих княжеств как государи и владели их территориями как частные собственники, со всеми правами распоряжения, вытекающими из такой собственности» (В.О. Ключевский). С прекращением перемещений князей по княжениям в порядке старшинства общерусские интересы заменяются интересами частными: увеличение своего княжества за счет соседей, раздел его между своими сыновьями по воле отца.

С изменением положения князя изменяется и положение остальных слоев населения. Служба у князя для свободного человека всегда была делом добровольным. Теперь бояре и дети боярские получают возможность выбирать, какому князю служить, что было зафиксировано в так называемом праве отъезда. Сохраняя свои земельные владения, они должны были платить дань тому князю, в княжестве которого находились их вотчины.

Феодальная раздробленность как закономерный этап исторического развития человеческого общества характеризуется следующими факторами:

Положительные:

  • Рост городов, ремесла и торговли;

  • Культурное и хозяйственное развитие отдельных земель.

Отрицательные:

  • Слабая центральная власть;

  • Самостоятельность местных князей и боярства;

  • Распад государства на отдельные княжества и земли;

  • Уязвимость для внешних врагов.

С XV века появляется новая форма службы — поместная. Поместье — земля, держатель которой должен был нести обязательную службу в пользу князя и не пользовался правом отъезда. Такое владение называется условным, так как владелец поместья не являлся его собственником в полном объеме. Он владел им, только пока длилась его служба. Князь мог передать поместье другому, отобрать совсем, сохранить владение под условием службы сыновей помещика..

Вся земля княжества делилась на государственную («черную»), дворцовую (принадлежащую лично князю), боярскую (вотчины) и церковную.

На земле проживали свободные общинники, имевшие, так же как и бояре, право перехода от одного землевладельца к другому. Этим правом не пользовались только лично зависимые люди — пашенные холопы, закупы, челядь.

Политическая история Киевской Руси периода феодальной раздробленности

Благодаря общепризнанному авторитету Мономаха после его смерти в 1125 году киевский стол занял его старший сын, Мстислав (1125-1132), хотя он и не был старшим среди оставшихся князей. Родился он около 1075 года и долгое время был князем в Новгороде, вел войны с чудью и оборонял Суздальскую землю от князей Олега и Ярослава Святославичей. Став великим князем, Мстислав продолжал политику своего отца: держал в строгом повиновении удельных князей и не позволял им начинать междоусобные войны. В 1128 году Мстислав завладел Полоцким княжеством и отдал его своему сыну Изяславу. Полоцкие князья вынуждены были отправиться в Византию в изгнание. В 1132 году Мстислав воевал с Литвой и в том же году умер.

Мстиславу наследовал его брат Ярополк (1132-1139). При Владимире Мономахе и его старшем сыне, Мстиславе, единство Древнерусского государства было восстановлено. Однако при Ярополке Владимировиче между наследниками Мономаха снова начались раздоры. В борьбу за Киев включились и сыновья Олега Святославича. Полоцкие князья тоже использовали усобицы и снова заняли Полоцк.

После смерти Ярополка старший сын Олега Святославича, Всеволод, выгнал из Киева сына Владимира Мономаха Вячеслава и стал великим князем (1139 — 1146). Всеволоду хотел наследовать его брат Игорь. Но киевляне не любили Олеговичей и призвали к себе князем Изяслава Мстиславича (1146-1154), а Игоря убили. Заняв Киев, Изяслав нарушил право старшинства своего дяди Юрия Долгорукого — сына Владимира Мономаха. Между ними началась война, в которой принимали участие другие русские князья, а также венгры и половцы. Война шла с переменным успехом. Юрий два раза выгонял Изяслава из Киева, но в 1151 году потерпел от него поражение и занял киевский стол только в 1154 году, после смерти Изяслава. Юрий Долгорукий (1154-1157) был младшим сыном Владимира Мономаха от его второй жены. Родился около 1090 году. С детства безвыездно жил в отцовских местах — Ростове Великом, Суздале, Владимире. Мономах отдал ему этот удел с умыслом — пусть, и младший сын крепит здесь Русь и наживает свое богатство. Юрий оправдал надежды отца.

«Князь Юрий «Долгие руки»,- повествует Д. И. Еремин,- год за годом, любым путем расширял свои земли… Он как бы лег на них от Мурома до Торжка, от Вологды до Москвы-реки и все подгребал, подгребал под себя соседние и ничейные земли, губя слабейших, дружа и торгуясь с теми, кто был сильнее. Тайные думы и крепкие руки князя тянулись далеко: на Киев, к Рязани, за Унжу, Сухонь, Ветлугу. Они тянулись в богатое Заволочье, и к мордве, и к булгарам за Волгу, и к мирным народам мари, и к новгородским богатствам. Недаром он прозван был Долгоруким… В ряде безвестных мест, на всякий случай, ставил он и крепил города, называя их именами своих детей. В городах тех он строил большие дома и церкви. Его называли «градостроитель». И он поставил церковь близ устья Нерли, Его старанием выросли Юрьев, Можайск, Конятин и Кострома, Переяславль и Димитров, а вслед за ними — Москва…».

Сам факт основания Москвы Юрием Долгоруким не вызывает каких-либо сомнений хотя бы потому, что в те годы, когда впервые упоминается Москва, никто, кроме князя Юрия, не мог владеть той землей. Однако об отдельных деталях этого события историки пишут по-разному. Поскольку речь идет о нашей столице, приведем наиболее интересные высказывания из трех различных источников. Сергей Михайлович Соловьев в своей «Истории России с древнейших времен» сообщает: «…в первый раз Москва упоминается в 1147 году, по случаю свидания Долгорукого со Святославом северским. Москва лежит на реке того же имени, которая течет между Волгою, Окою и Верхним Днепром. Москва-река впадает в Оку, так же как и Клязьма, с тем, однако, различием, что Клязьма впадает в Оку там, где она принадлежала финскому северо-востоку, тогда как Москва впадает именно в том месте, где Ока, обращаясь к востоку, передавала Москве обязанность служить соединением для северных и южных русских областей…Область Москвы-реки была первоначальною областью Московского княжества, и в первой деятельности московских князей мы замечаем стремление, получить в свою власть все течение реки. Верховье и устье ее находились в чужих руках, следовательно, область Московского княжества была заперта с двух концов: верховье реки находилось во власти князей можайских и смоленских, устье — во власти князей рязанских — здесь их был город Коломна. Отсюда понятно, почему первыми завоеваниями Москвы были Можайск и Коломна…».

В «Курсе русской истории» Василия Осиповича Ключевского читаем: «Любопытно, что городок этот (Москва) впервые является в летописном рассказе со значением пограничного пункта между северным Суздальским и южным Чернигово-Северским краем. Сюда в 1147 году Юрий Долгорукий пригласил на свидание своего союзника князя новгород-северского Святослава Ольговича, послав сказать ему: «Приде ко мне, брате, в Москов»… Из рассказа этой же летописи видно, что Москва носила и другое, более раннее название — Куцкова. Название это она получила от местного вотчинника, боярина и, по преданию, суздальского тысяцкого Степана Куцка или Кучка, которому принадлежали окрестные села и деревни…».

Наибольшее внимание историков привлекли те предания о начале Москвы, согласно которым Москва до Юрия Долгорукого принадлежала «боярину некому, богату сущу, имянем Кучко Стефану Иванову». Что же заставило исследователей выделить из других- сказаний о начале Москвы именно эту легенду? Дело в том, что летописи, повествуя об убийстве в 1174 году сына Юрия Долгорукого Андрея Боголюбского, утверждают, что во главе заговора бояр против Андрея стояли Яким Кучкович и Петр, зять Кучков. В другом месте летописец называет Москву Кучковом. Для русских людей в XII в. и еще два-три столетия позже Кучка был вполне реальной личностью. Если письменные источники и не упоминают самого Кучку, то им известны его дети и его зять, его поле и даже его владение — Кучково, т. е. Москва. Все эти факты, вместе взятые, устанавливают связь народных сказаний с реальной действительностью.

Последнее по времени и наиболее полное по содержанию сообщение об основании Москвы читаем в «Истории Москвы»: «…легенда, бытовавшая в первой половине XVII века, могла показаться современникам более вероятной. В этой легенде, записанной в «Повести о начале Москвы», рассказывается следующее. Некогда князь Юрий Владимирович Долгорукий, возвращаясь из Киева во Владимир, остановился в местечке, где находились села, принадлежавшие боярину Кучке Ивановичу. Чванливый боярин не оказал подобающей чести князю, за что был им казнен. На дочери Кучки Юрий Долгорукий женил своего сына Андрея, а его сыновей взял к себе ко двору. На месте полюбившихся ему сел, принадлежавших Кучке, Юрий Долгорукий велел «соделати мал древян град. И прозва (его) званием Москва-град по имени реки, текущия под ним»». «Повесть», облеченная в романтическую форму, привлекла к себе внимание читателей.

Известно, что в XII в. у Москвы было второе название — Кучково, а район у современных Чистых прудов и Сретенских ворот в XV в. назывался Кучковым полем. Сам боярин Кучка — лицо, не известное древним источникам, но его зять Петр и дети (Кучковичи) действительно в 1174 году составили заговор и убили князя Андрея Боголюбского. Наконец, согласно летописи, именно князь Юрий Долгорукий построил в Москве Кремль (слово «кремль», по мнению академика М. Н. Тихомирова, означало укрепление). Легенда XVII в. имела, следовательно, в своей основе какие-то достоверные факты. Но можно ли считать, что Москва была создана на месте «красных сел» полумифического Кучки и что Юрий Долгорукий был ее создателем?

Уже на рубеже XI-XII вв. на территории будущего Кремля существовало поселение. Возможно, это был замок местного феодала, сооруженный там, где ранее селились вятичи. Поселение занимало юго-западный угол современного Кремля (до Большого Кремлевского дворца) и первоначально было обнесено невысоким валом. На валу был построен частокол, а перед внешним краем вала вырыт ров. Итак, еще до того, как о Москве упомянули известные нам письменные источники, на ее месте существовало поселение, близкое к городскому типу.

В середине XII в. энергичный и дальновидный суздальский князь Юрий Долгорукий для защиты западных границ своего княжества основал ряд городов-крепостей. В 1156 году он, по летописи, «заложи Москву на устий же Неглинны, выше реки Яузы», т. е. речь шла о сооружении новых деревянных городских укреплений.

Устремляя свои взоры больше всего к Киеву, Долгорукий одновременно выступал с притязаниями на Новгород и имел из-за этого ряд столкновений с новгородцами (1134-1135 гг.). Юрий Долгорукий был трижды женат. В частности, второй его брак относится к 1107 году. В то время в степи между Русью и Сурожским морем выросло сильное половецкое царство Дешт-и-Кипчак. Великий князь Мономах сам выбрал сыну невесту — дочь половецкого хана Аепы. Половчанка родила Юрию дочь и трех сыновей — Андрея, Ростислава и Глеба. Сама она погибла на охоте в результате нападения дикой кабанихи. В последний год своей жизни Мономах в третий раз женил Юрия, на дочери византийского императора. Суздальскому уделу во всех отношениях было выгодно породниться с императорским домом Византии. Там сидел патриарх православной церкви, там находился центр науки и культуры, а также торговли. Учитывая все это, дальновидный Мономах послал сына в Царьград за невестой. Юрий прибыл с принцессой Еленой сначала в Киев, потом в Суздаль. Он прожил со своей третьей женой более 20 лет. По сравнению с половчанкой Елена была более спокойной, но и более хитрой — мысли ее все время стремились из русских лесов в Царьград. Недаром сын Юрия Андрей, более властный по характеру, выслал мачеху Елену в Византию, как только стал великим князем.

Юрий Долгорукий занимал киевский стол всего лишь три года. Он умер в возрасте 66 лет. Не исключено, что его отравили в результате заговора бояр. После смерти Юрия Долгорукого Киев не раз переходил из рук одного князя в руки другого. Наконец в 1169 году его взял приступом и разграбил сын Долгорукого Андрей Боголюбский. С этого времени Киев уступил первенство в Русской земле Владимиру-на-Клязьме.

После 1169 года уже не приходится говорить об истории Киевской Руси как единого государства. С этого времени можно говорить об истории отдельных русских земель.

studfiles.net

Общая характеристика периода феодальной раздробленности XII-XV вв.


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

 

Первый раздел земель произошел при Владимире Святославиче, с его правления начинают разгораться княжеские распри, пик которых пришелся на 1015-1024гг, когда из двенадцати сыновей Владимира в живых остались только трое. Разделы земель между князьями, усобицы лишь сопутствовали развитию Руси, но не определяли ту или иную политическую форму государственной организации. Они не создавали нового явления в политической жизни Руси. Экономической основой и главной причиной феодальной раздробленности часто считают натуральное хозяйство, следствием которого было отсутствие экономических связей. Натуральное хозяйство — сумма экономически самостоятельных, замкнутых хозяйственных единиц, в которых продукт проходит путь от его изготовления до потребления. Ссылка на натуральное хозяйство лишь верная констатация имевшего место факта. Однако его господство, что для феодализма характерно, еще не объясняет причин распада Руси, так как натуральное хозяйство господствовало и в единой Руси, и в XIV-XV веках, когда в русских землях шел процесс образования единого государства на базе политической централизации.

Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой государственно-политической организации общества. Именно такая форма соответствовала комплексу сравнительно небольших феодальных мирков не связанных друг с другом и государственно-политическому сепаратизму местных боярских союзов.

Феодальная раздробленность — прогрессивное явление в развитии феодальных отношений. Распад раннефеодальных империй на самостоятельные княжества-королевства был неизбежным этапом в развитии феодального общества, касалось ли это Руси в Восточной Европе, Франции в Западной Европе или Золотой Орды на Востоке.

Феодальная раздробленность прогрессивна была потому, что она была следствием развития феодальных отношений, углубления общественного разделения труда, результатом чего был подъем земледелия, расцвет ремесла, рост городов. Для развития феодализма нужны были уже иные масштабы и структура государства, приспособленная к нуждам и чаяниям феодалов, прежде всего боярства.

Первой причиной феодальной раздробленности был рост боярских вотчин, числа зависимых в них смердов. XII-начало XIII века характеризовались дальнейшим развитием боярского землевладения в различных княжествах Руси. Бояре расширяли свое владение за счет захватов земель свободных смердов-общинников, закабаляли их, покупали земли. Стремясь получить больший прибавочный продукт они увеличивали натуральный оброк и отработки, которые выполняли зависимые смерды. Увеличение за счет этого получаемого боярами прибавочного продукта делало их экономически мощными и самостоятельными. В различных землях Руси стали складываться экономически мощные боярские корпорации стремившиеся стать полновластными хозяевами на землях, где были расположены их вотчины. Они хотели сами вершить суд над своими крестьянами, получать с них штрафы-виры. Многие бояре обладали феодальным иммунитетом, «Русская правда» определяла права боярства. Однако великий князь (и такова природа княжеской власти) стремился сохранить в своих руках всю полноту власти. Он вмешивался в дела боярских вотчин, стремился сохранить за собой право суда над крестьянами и получения с них вир во всех землях Руси. Великий князь, считаясь верховным собственником всех земель Руси, и их верховным правителем продолжал рассматривать всех князей и бояр как своих служилых людей, а потому заставлял их участвовать в организуемых им многочисленных походах. Эти походы часто не совпадали с интересами бояр, отрывали их от своих вотчин. Бояре начинали тяготиться службой великому князю, стремились увильнуть от нее, что приводило к многочисленным конфликтам. Противоречия между боярством на местах и великим киевским князем вело к усилению стремления первых к политической самостоятельности. К этому также толкала боярство необходимость своей, близкой княжеской власти, которая могла бы быстро претворить в жизнь нормы «Русской правды»,так как сила великокняжеских вирников, воевод, дружинников не могла оказать быструю реальную помощь боярам удаленных от Киева земель. Сильная власть местного князя была необходима боярам и в связи с ростом сопротивления горожан, смердов захватам их земель, закабалению, увеличению поборов.

Рост столкновений смердов и горожан с боярством стал второй причиной феодальной раздробленности. Необходимость княжеской власти на местах, создание государственного аппарата вынудили местных бояр приглашать в свои земли князя с дружиной. Но, приглашая князя, бояре были склонны видеть в нем лишь полицейскую и военную силу, не вмешивающуюся в боярские дела. Князьям и дружине такое приглашение тоже было выгодно. Князь получал постоянное княжение, свою земельную вотчину, переставал метаться с одного княжеского стола на другой. Довольна была и дружина, которой тоже надоело следовать со стола на стол с князем. Князья и дружинники имели возможность получать устойчивую ренту-налог. В тоже время князь обосновавшись в той или иной земле, как правило не удовлетворялся той ролью, которую отводило ему боярство, а стремился сосредоточить в своих руках всю полноту власти, ограничивая права и привилегии бояр. Это неизбежно вело к борьбе между князем и боярами.

Третьей причиной феодальной раздробленности был рост и усиление городов, как новых политических и культурных центров. В период феодальной раздробленности количество городов в русских землях достигло цифры 224. Возрастала их экономическая и политическая роль, как центров той или иной земли. Именно на города опиралось местное боярство и князь в борьбе против великого киевского князя. Возрастание роли боярства и местных князей вело к оживлению городских вечевых собраний. Вече, своеобразная форма феодальной демократии, было органом политическим. Фактически оно находилось в руках боярства, что исключало реальное решающее участие в управлении простых горожан. Бояре, контролируя вече, пытались использовать политическую активность горожан в своих интересах. Очень часто вече использовалось, как инструмент давления не только на великого, но и на местного князя, принуждения его действовать в интересах местной знати. Таким образом города, как локальные политические и экономические центры, тяготевшие к своим землям, были оплотом децентрализаторских устремлений местных князей и знати.

К причинам феодальной раздробленности следует отнести также упадок Киевской земли от постоянных половецких набегов и упадок власти великого князя, земельная вотчина которого в XII веке уменьшилась.

Русь распалась на 14 княжеств, в Новгороде была установлена республиканская форма правления. В каждом княжестве князья совместно с боярами «думали о строе земельном и ратех». Князья объявляли войны, заключали мир и различные союзы. Великий князь был первым (старшим) среди равных князей. Сохранились княжеские съезды, где обсуждались вопросы общерусской политики. Князья были связаны системой вассальных отношений. Нужно отметить, что при всей прогрессивности феодальной раздробленности она имела один существенный отрицательный момент. Постоянные то стихавшие, то вспыхивавшие с новой силой усобицы между князьями, истощали силы русских земель, ослабляли их обороноспособность перед лицом внешней опасности. Распад Руси не привел однако к распаду древнерусской народности, исторически сложившейся языковой, территориальной, экономической и культурной общности. В русских землях продолжало существовать единое понятие Руси, Русской земли. «О, Русская земля, ты уже за холмом возглашал автор «Слово о полку Игореве». В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика.

 

studopedya.ru

Период феодальной раздробленности, Общая характеристика периода

Общая характеристика периода

Период феодальной раздробленности (30-е годы XII — 40-е годы XIII в) характеризуется углублением процесса феодализации древнерусских земель. Становилась все ощутимее необходимость повышения уровня производства, укрепление экономических и других связей между отдельными территориями. Формирование относительно независимых княжеств не привело к полному политического расстройства государства. Спецификой древнерусского феодализма было то, что представители господствующего рода. Рюрикович и в нередко претендовали на новый княжеский стол, который мог находиться на достаточно большом расстоянии от старого. Поэтому они и их ближайших че окружения перемещались из одного центра к другому и чувствовали себя наследниками крупных восточноевропейских. Володинодінь.

Укрепление феодального способа производства вызвало к жизни не только иммунные права, но и чрезвычайно разветвленную систему вассальных связей. Социальная верхушка древнерусского общества XII-ХШ вв явля яла собой сложную феодальную иерархию, верхние ступени которой заняли представители упомянутого княжеского рода, а ниже — бояре, дружинная знать, дворянни.

Князья — основатели местных династий, быстро укрепив свое положение в отдельных землях, вошли в тесный контакт с земским боярством, большим земельным знатью, очень заинтересованным в мирном господ дарювання в своих вотчинах!. Со временем, однако, между князьями и местным родовым боярством возникли серьезные разногласия, нередко перерастали в вооруженные конфликты. Поэтому в этой борьбе обладатели земель имели с пиратися на постоянную жену, расположенную поблизости от столицы княжества и готовую ежесекундно отправиться в поход на противника. Так в XII в в каждой из земель начинает формироваться низшая прослойка феодалов — мелкое дворянствоство.

Неотъемлемым элементом государственного развития. Руси была православная церковь, ее организация во многом напоминала светскую власть. Во главе церкви стоял митрополит»Киевский и всея. Руси»епархия, в XII I-XIII вв территориально приближенными к княжеств, управляли епископы (преимущественно выходцы из киевского духовенства) поставляли митрополит вместе с великим князем киевским. Важной составляющей церковно х организаций были монастыри, расположенные как в крупных городах, так и вне их. Нередко они становились и загородными резиденциями представителей древнерусского княжеского роднязівського роду.

Политическая история XII-XIII вв с ее сложной и запутанной системой междукняжеских взаимоотношений, бесконечными междоусобицами и объединительный съезд, постоянной половецкой угрозой и походами русских дру ужин в. Степь свидетельствует федеративную форму управления на. Руси, где ведущую роль играл киевский стол. Традиционная роль. Киева — главного города страны, ее культурного и религиозного центра, экономическая могущество, честь и право старшинства великокняжеской власти, высокий авторитет»матери городов русских»и в XII-XIII вв делали его заветной мечтой многих честолюбивых князей. А политическое соперничество отдельных княжеских династий около середины XII в вызвало к жизни систему дуумвирата: одновременного правления в. Киеве князей из двух сильнейших княжеских линийзівських ліній;

протяжении XI-XII вв на. Руси появилось почти полтора десятка крупных земель-княжеств, из которых пять -. Киевское,. Черниговское,. Переяславское,. Владимир-Волынское и. Галицкое — розмишувалися преимущественно в пределах территории современной Украины. Да удельные княжества также не были монолитными и самостоятельными государствами: во второй половине XII — первой половине XIII в процесс политико-административного дробления за хопив и их. Возникло множество малых княжеств-вассалов, а каждая земля в миниатюре повторяла политическую систему всей. Киевской. РусРусі.

Важное место в политической структуре. Руси периода феодальной раздробленности занимали. Киев и. Киевская земля. Потеряв реальную политическую силу,. Киев, однако, оставался церковным центром всех древнерусских х земель, организатором борьбы против внешних врагов. Вплоть до конца 60-х годов XII в необходимым условием достижения князьями политического старшинства было обладание киевским столом (рис 15 15).

. Рис 15. Древний. Киев (реконструкция ее. П. Иголочка)

А сама. Киевская земля — ??древнее политическое и территориальное ядро ??Руси, по мнению. ЧП. Толочко, в отличие от большинства территорий, не превратилась в наследственную вотчину какой-либо из княжеских ветвей, а на протяжении же всего периода феодальной раздробленности считалась загальнодинастичною наследием древнерусского княжеского родду.

Формирование территории этой земли в основном завершилось во второй половине XI в, когда старую»Русскую землю»были разделены между. Киевом,. Черниговом и. Переяславом. Географически. Киевская земля занимала части ини двух ландшафтных зон -. Полесье и. Лесостепи, что положительно сказалось на ее экономическом развитии. Одновременно с формированием основной территории определились ее пределы. На. Днепровском. Левобережье. Киев в олодив лишь узкой полосой шириной 10-15 км, а основным регионом стало. Правобережья. Днепрбережжя. Дніпра.

В период феодальной раздробленности. Киевская земля была одной из самых и густонаселенных областей. Здесь, согласно письменным и археологическим источникам, насчитывалось около 80 городов. Крупнейшими и из них (кроме самого. Киева) были. Вышгород,. Белгород (ныне с. Белогородка),. Васильев (ныне г. Васильков),. Юрьев (ныне г. Белая. Церковь),. ОвруОвруч.

Наибольшим по площади княжеством. Южной. Руси было. Черниговское. Процесс его формирования завершился в XI в, когда. Ярослав. Мудрый передал. Чернигову бывшие земли северян, радимичей, вятичей, а также. Му уромську волость и. Тмутаракань на. Таманском полуострове. Основателем местной династии стал сын великого князя киевского. Святослав. К этой земле в начале XII в входили земли до. Оки. Летописный. По. Семьи с центром в. Курске занимало промежуточное положение между. Черниговщине и. Переяславщинывщиною.

Географическое расположение. Черниговской земли способствовало тому, что здесь рано начали оседать выходцы из иранского и тюркского миров, а позже половцы. В экономическом плане. Черниговское княжество было одни им из самых развитых. Среди его центров выделялись. Чернигов,. Новгород-Северский,. Путивль,. Брянск,. Стародуб. Политическое развитие этих территорий в XII-XIII в был тесно связан с деятельностью. Ольга вичив и. Давыдовичей. В период феодальной раздробленности здесь возникло более полутора десятка небольших уделеділів.

Переяславское княжество сложилось как одна из трех частей древней»Русской земли»еще до ее разделения между сыновьями. Ярослава. Однако в XII-XIII вв оно, в отличие от других княжеств, фактически потеряло полити ичну самостоятельность и полностью зависело от. Киева. На его территории, граничащей со. Степью, оседали многочисленные группы тюркоязычных племен. Вокруг самого. Переяслава размещались княжеские феодальные дворы, села и замки. Других крупных городов на этой территории существовало. Сами переяславские князья активно участвовали, а нередко и возглавляли походы на половцев. Смерть местного князя. Владимира. Глебовича, что с. Таласе во время похода на степняков в 1187 p, откликнулась тоской по всей. Переяславщине»И плакашася по нем вси. Персяславцы о нем же. Оукраина много постонать», — отмечал летописецона», — зазначав літописець.

Волынское княжество представляло собой относительно небольшую территорию на окраинных землях. Киеворусского государства (граничило с землями западнославянских»ляхов»). Зависимость. Волыни от. Киева, а затем. Галича зум сказала определенную неопределенность ее политических границ. Территории между. Западным. Бугом и. Вислой неоднократно становились предметом разногласий между. Русью и. Польшей. Земля получила название от своего старого центра — городов а. Волынь на. Буге. Однако уже в начале XI в он уступил место новой столицы -. Владимиру, основанном князем. Владимиром. Святославичем. Среди других городов в этой земле отличались. Луцк,. Холм (современные и. Хелм),. Белз,. Дорогобуж,. Пересопницабуж,. Пересопниця.

К середине XII в. Волынское княжество не имело собственной династии: оно либо непосредственно управлялось из. Киева, или же на местном столе сидели князья — ставленники. Только за княжение. Изяслава. Мстиславича а. Волынь получила статус наследственной вотчины и надолго закрепилась за его родоом.

Еще одно западнорусских княжество -. Галицкое — начало формироваться в конце XI в. Окончательно этот процесс завершился лишь в 40-е годы следующего века. Как и. Волынь,. Галичина была относительно небольшим по а размерами княжеством. Основные центры -. Перемышль (современный. Пшемысль),. Звенигород,. Теребовль и, конечно,. Галич (современное с. Крылос). Быстрое возвышение последнего обусловлено удобным географическим рас ашуванням на. Днестре, а также тем, что в окрестностях города добывалась»стратегическая»сырье средневековой эпохи — каменный сел — кам’яна сіль.

конце XII в. Галичина и. Волынь объединились. Так возникло. Галицко-Волынское княжество, правителем которого стал. Роман. Мстиславич. Овладев затем. Киевом, он, по сути, сконсолидував всю. Южную. Русь ь в одной государственной структуре. Достойным наследником этого князя на галицком столе стал. Даниил. Романович. Галицкий, который достиг заметных успехов в политической стабилизации западнорусских земельмель.

С перипетиями бытия в данный исторический период связана еще одна научная проблема: наличие или отсутствие единой восточнославянской этнической общности — так называемой древнерусской народности. Некоторые испы лидникы отстаивают ее существование, другие — отрицают. И те, и другие прибегают к архитектурно-археологической аргументации. Но и это не помогает решить проблему. С одной стороны — общие черты в церковном бу стройки в разных районах. Руси, а с другой — различия в особенностях керамических изделий даже. Галицко-Волынской. Руси (т.е. на территории одного объединения). Возможно, истину надо искать где-то пос. Середино. На уровне рода. Рюриковичей и их окружения (носителей элитарной культуры), вероятно, существовало ощущение некоего единства, ведь они нередко переходили из одного княжеского стола на другой. А среди массы сельского люда перемещений и контактов практически не было — их»миры»были намного меньше. Вряд ли крестьянин где-то под. Галичем ощущал свое единство с»коллегой»под. Псковоot;колегою» під. Псковом.

Но все политические, экономические, этнические, культурные процессы в значительной степени прекратились в первой половине XIII в. Катастрофа была вызвана монголо-татарским нашествием. Впервые отряды новых завоевателей появления илися в северо-причерноморских степях в 20-х годах XIII в. На киевском съезде князей (1223 г.) было решено не ждать, пока грозный враг появится на границах страны, а встретить его на чужой то ритории том же году произошло трагическое для русских жен битва на р. Калка. Однако после этой победы монголо-татары дошли только до. Новгорода-Святополч на. Среднем. Днепре, после чего вернули назад. В 1237 г они снова отправились в поход на. Русь (сначала на ее северные земли). В 1239 г захватчики получили. Переяслав и. Чернигов, в 1240 г -. Киев, в 1241 г -. Владимир-Волынский и. Галич. Несколько позже хан. Батый прекратил свой поход на территории, размещены западнее. Руси. А еще позже было создано государство. Золотая. Орда, которая повлияла и на дальнейшую судьбу восточных словьясхідних слов’ян.

uchebnikirus.com

ИОГП / Общая характеристика государства и права Руси в период феодальной раздробленности

Общая характеристика государства и права Руси в период феодальной раздробленности.

Причины, вызвавшие распад Киевской Руси, разнообразны. Среди экономических главной можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства. При данной системе отдельные хозяйственные единицы, такие как семья, община, княжество и др., изолировались друг от друга. Каждая из них была самообеспечивающейся, потреблявшей весь произведенный продукт. Вследствие этого товарный обмен не получил широкого распространения.

Наряду с экономическими причинами можно выделить и социально-политические. Представители феодальной верхушки, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю.

В этот период происходят изменения в системе государственного управления — на смену десятичной системе приходит дворцово-вотчинная. Формируются два центра управления — дворец и вотчина.

В процессе распада Киевского государства существенную роль играли и внешнеполитические причины. Главными из них были: вторжение монголо-татар и исчезновение торгового пути «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию), объединявшего вокруг себя славянские племена.

В XIII в. Киевское княжество окончательно утратило свое значение славянского государственного центра. Сформировался конгломерат феодальных государств: Ростово-Суздальское, Смоленское, Рязанское, Муромское, Галицко-Волынское, Переяславское, Черниговское, Полоцко-Минское, Турово-Пинское, Тмутараканское, Киевское, Новгородская земля. Внутри этих княжеств происходил процесс дробления на еще более мелкие феодальные образования.

Ростово-Суздальское княжество вышло из состава Киевского государства в 30-е гг. XII в. Во второй половине XII в. столицей княжества стал Владимир, куда впоследствии переместилась и резиденция великого князя. Власть Владимирского князя распространялась на большую часть территории Северо-Восточной Руси. Характерными особенностями этого княжества являлись сильная власть князя и большое количество объединенных княжеством городов.

Общественный строй Владимиро-Суздальского княжества был типичен для этого периода.

Господствующим классом являлся класс феодалов, в который включались бояре, дети боярские и слуги вольные. Большую роль играло духовенство, имевшее крупные земельные владения. В документах XII в. упоминаются и дворяне, которыми назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования.

Так как на территории Владимиро-Суздальского княжества находилось много крупных городов, городское население имело значительное политическое влияние.

Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших князьям, боярам и другим феодалам.

Возглавлял Владимиро-Суздальское княжество великий князь, обладавший большим политическим влиянием. В своей деятельности он опирался на совет, состоявший из бояр и духовенства, княжескую дружину и феодальные съезды. Для решения важных вопросов могло созываться народное собрание — вече.

Во Владимиро-Суздальском княжестве существовала дворцово-вотчинная система управления. Она характеризуется следующими чертами: во главе системы стоял дворецкий; на местах представителями княжеской власти были посадники (наместники) и волостели, осуществлявшие функции управления и суда; вместо жалованья за службу они получали «корм» — часть собранного с населения.

Во Владимирской земле действовала Русская Правда. В конце XIII — начале XIV в. было составлено Правосудие митрополичье, включавшее ряд норм Русской Правды и новые положения.

В XIII в. Владимиро-Суздальское княжество и другие русские земли были завоеваны монголо-татарскими племенами. Результаты экономического и политического развития русских земель в этот период не пропали — именно на земле бывшего Владимирского княжества возник новый политический центр — Москва, которому принадлежала ведущая роль в создании единого Русского государства.

Новгородская и Псковская земли были расположены на северо-западе Руси. До XII в. Новгородская земля входила в состав Киевской Руси. В начале XII в., предположительно в 1136г., бояре Новгорода, воспользовавшись восстанием городских низов и крестьянства против князя, захватили власть и установили свое политическое господство. В Новгороде сложился республиканский (феодальный) строй.

Псковская земля была частью Новгородской республики до середины XIV в. В 1348 г. Псков, выросший в крупный торговый и ремесленный центр, отделился от Новгорода и также стал феодальной республикой.

Особенности общественной и политической систем Новгорода и Пскова определялись своеобразием их экономического развития. Господствующее положение занимали бояре — феодалы, крупные землевладельцы. Новгородское (псковское) боярство было тесно связано с торговлей с западными и русскими княжествами, ремеслом, эксплуатацией населения зависимых земель.

Интенсивное развитие ремесел и торговли привело к появлению широкого среднего класса новгородско-псковского общества, в который входили «житьи люди», «своеземцы» и купечество. К «житьим людям» относились средние феодалы, также занимавшиеся торговлей и ростовщичеством. «Своеземцами» назывались мелкие землевладельцы, обрабатывавшие землю самостоятельно или сдававшие ее в аренду. Купечество объединялось в сотни (гильдии) и торговало с русскими княжествами и с заграницей.

Городское население состояло из купцов и ремесленников — «старейших» и «черных людей».

Новгородское (псковское) крестьянство состояло из смердов-общинников, половников — зависимых крестьян, работающих за часть продукта на господской земле, закладников и холопов.

В Новгороде и Пскове сложилась необычная для средневековой Руси форма государственного правления — феодальная республика.

Государственное управление Новгородом и Псковом осуществлялось вечемсобранием полноправных жителей мужского пола. Формально вече было высшим органом власти, решавшим все важнейшие экономические, политические, военные, судебные и административные вопросы. В полномочия веча входило избрание князя. Решения на собраниях должны были приниматься единогласно. Имелась вечевая администрация — вечевые дьяки, вечевая изба.

Реальная власть в Новгороде и Пскове принадлежала боярскому совету, включавшему знатных бояр и представителей городской администрации. Председательствовал в совете архиепископ. Боярский совет являлся организационным и подготовительным органом. К его компетенции относились: подготовка законопроектов, вечевых решений, контрольная деятельность, созыв вече, подготовка повестки дня, подбор кандидатур избираемых на вече должностных лиц и др.

Вооруженные силы включали княжескую дружину, владыческий полк и городское ополчение.

Высшими должностными лицами Великого Новгорода были посадник, тысяцкий, архиепископ и князь.

Посадник избирался вечем на один-два года из знатных бояр. Он председательствовал на вече, руководил боярским советом, ведал администрацией, внешнеполитическими делами; вместе с князем осуществлял вопросы управления, суда и командования вооруженными силами.

Тысяцкий избирался на вече из знатных представителей аристократии. Он занимался вопросами торговли и торгового суда, возглавлял народное ополчение и решал другие вопросы управления, помогая посаднику.

Архиепископ избирался из монахов, выходцев из боярской среды. Он был хранителем государственной казны, контролером торговых мер и весов. Основная же роль архиепископа сводилась к главенству в церковной иерархии.

Князь приглашался на княжение гражданами. Предварительно его кандидатура обсуждалась на боярском совете и затем вносилась на утверждение в вече. Главной целью князя была организация защиты республики от внешних врагов. Военную, судебную и административную деятельность князь осуществлял вместе с посадником.

Территория Новгородского государства делилась на пятины, управление в которых строилось на началах местной автономии. Каждая пятина была приписана к одному из пяти концов Новгорода: Плотницкому, Словенскому, Загородскому, Неревскому или Гончарскому. Пятины делились на волости, волости — на погосты. Центром самоуправления пятины являлся пригород.

Одним из пригородов был Псков, выросший в самостоятельный политический центр, вокруг которого сложилось Псковское государство. Государственная организация Пскова была похожей на новгородскую: вечевая система, выборный князь, два степенных посадника; шесть «концов», двенадцать пригородов.

Большое влияние на развитие права Новгородской и Псковской республик оказала Русская Правда. Важными правовыми документами были княжеские уставы и грамоты. Среди других источников следует отметить договоры города с князьями, судебную практику и иностранное законодательство.

Новгородская и Псковская судные грамоты появились в результате кодификации в XV в.

От Новгородской судной грамоты XV в. сохранился отрывок, содержащий нормы судоустройства и процессуального права.

Псковская судная грамота XV в. сохранилась полностью. Грамота представляет собой кодификацию псковского законодательства, принятую вечем в 1467 г. На ее содержание существенное влияние оказало законодательство Новгорода, так как до середины XIV в. Псков был городом Новгородского государства. Псковская судная грамота состоит из 120 статей, регламентирующих гражданско-правовые отношения, судоустройство и судебный процесс, уголовное право.

Новгородская и Псковская судные грамоты отражают более высокую ступень в развитии права по сравнению с законодательством Древнерусского (Киевского) государства. Содержание грамот характеризуется большой системностью в изложении норм; законодатель дает определение некоторый общих положений и понятий. В целом Новгородская и Псковская судные грамоты представляют собой кодексы феодального права, закреплявшие привилегии господствующего класса и неравное положение зависимых сословий.

Вещное право разделяло имущество на «отчину» и «живот», т. е. недвижимое и движимое имущество соответственно. К способам приобретения права собственности относились: переход по договору купли-продажи, истечение срока давности владения, получение по наследству, пожалование и др.

Обязательственное право регламентировало следующие виды договоров: купля-продажа, дарение, залог, займ, мена, поклажа, имущественный и личный наем.

Договор мог заключаться как в устной, так и в письменной форме. Его оформление осуществлялось в присутствии священника или свидетелей. Для заключения некоторых договоров требовался заклад, поручительство или обязательное письменное оформление.

Право Новгорода и Пскова знает наследование по закону и по завещанию. К наследникам по закону относились: переживший супруг, дети, родители, братья и сестры. Необходимо отметить, что сын лишался наследства, если отказывался содержать родителей и уходил из дому.

Для оформления завещания требовалось составить «запись» — письменный документ, который передавался на хранение в Софийский собор в Новгороде или Троицкий собор в Пскове.

Преступлением в соответствии с Псковской судной грамотой являлось причинение ущерба не только частным лицам, но и государству. Таким образом, складывалось понятие преступления как общественно опасного деяния.

Субъектом преступления признавались все лица независимо от социального происхождения. В случае совершения преступления несколькими лицами соучастники несли одинаковую ответственность.

Система преступлений выглядит следующим образом:

против государства: измена, «перевет»;

против судебных органов: тайный посул судье, насильственное вторжение в судебное помещение, оскорбление судебного должностного лица;

имущественные: татьба — простая, квалифицированная или неоднократная; грабеж, разбой, кража, поджог, конокрадство;

против личности: убийство, нанесение побоев, оскорбление действием.

За совершение государственных и иных наиболее опасных преступлений устанавливалось наказание в виде смертной казни. Совершение других преступлений чаще всего каралось штрафом, размер которого зависел от тяжести преступления.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер. Судопроизводство Новгорода и Пскова регламентировалось более подробно и четко, чем в Русской Правде.

В соответствии с судными грамотами возрастала роль суда и судебных должностных лиц. Ответчик вызывался на суд повесткой. В случае сопротивления к нему применялся привод. Свидетели вызывались в суд при помощи судебных агентов.

Изменилась система доказательств. К упомянутым в Русской Правде судебным доказательствам (свидетельские показания, вещественные доказательства, ордалии, присяги) добавились новые: судебный поединок и письменные доказательства («доски» — частные расписки и «записи» — официально заверенные документы).

Возникает институт судебного представительства для защиты интересов женщин, монахов, стариков и детей.

Судебное делопроизводство возлагалось на дьяков. Решение суда оформлялось судной грамотой. Сторона, выигравшая дело, получала «правую» грамоту. Разрешенные судом дела не подлежали пересмотру.

studfiles.net

Общая характеристика государства и права Руси периода феодальной раздробленности

По мере становления феодальных общественных отношений, выравнивался уровень социально-политической, и военной организации русских земель, вследствие чего все более и более ослабевала власть политического центра — Киева. Усобицы между князьями за обладание новыми землями со второй половины XI в. обострялись. Особенно ускорил процесс «суверенизации» княжеств-отчин съезд князей в г. Любече (1097 г.), на котором решение: «Каждый да держит свою отчину» фактически устанавливало право князей на самостоятельную, независимую от Киева, власть. В результате на исходе столетия из-под власти Великого князя Киевского вышли Черниговское и Переяславльское княжества.

В первые десятилетия XII в. Киеву ещё удавалось поддерживать свой авторитет и влияние в восточнославянском мире. Но это достигалось путем максимального напряжения сил и незаурядных личных качеств Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) и Мстислава Великого (1125-1132 гг.).

Древнерусское централизованное государство расчленяется на множество удельных княжеств и возникают новые центры политической власти: Владимиро-Суздальское княжество в Северо-восточной Руси, Новгородская и Псковская феодальные республики в Северо-Западной Руси и Галицко-Волынское княжество в Южной и Юго-Западной Руси. Вместе с тем, идет дальнейшие развитие производительных сил, что подтверждается ростом городов, развитием внутренней и внешней торговли. В ХII в. на Руси возникло 119 новых городов, а к середине XIII в. насчитывалось уже более 350 городов.

«Землями» называли наиболее крупные из независимых княжеств. В те времена так обозначали суверенные государства: «Русская земля», «Лядская земля» (Польша), «Угорская земля» (Венгрия), «Греческая земля» (Византия) и т.д. Феодальные владения, входившие в состав земель, назывались «волостями»[1]. Волости складывались в Х в. как территории племён, входящих в племенные союзы, но теперь, к концу XII века их границы сильно изменились. Границы феодальных княжеств-земель чаще всего тоже не совпадали с границами славянских союзов племён догосударственного периода. Это говорит о завершении процесса формирования государственности на Руси к этому времени.

Причины, вызвавшие раздробление Киевского государства, были разнообразны. Среди экономических предпосылок главными можно назвать сложившуюся к этому времени систему натурального хозяйства, формирование и развитие вотчинной собственности, в первую очередь княжеских доменов. Отдельные хозяйственные единицы, такие, как община, волость, княжество, всё более отделялись друг от друга. Каждая из них обеспечивала себя необходимыми продуктами, потребляя при этом почти весь произведенный продукт. Вследствие этого товарное производство и обмен сокращались. К тому же, в связи с трудностями преодоления многочисленных новых границ, потерял своё значение торговый путь «из варяг в греки» (из Скандинавии в Византию).

Наряду с экономическими причинами феодального раздробления можно выделить и социально-политические. Бывшие дружинники, превратившись из военной элиты в землевладельцев, добивались политической независимости. Начался процесс оседания дружины на землю, князья и другие вотчинники постоянно соперничали друг с другом, добиваясь расширения своих владений. В этот период утверждается дворцово-вотчинная система государственного управления. Формируются два центра управления — великокняжеский дворец и вотчина, между которыми также возникают острые противоречия. Местные князья и бояре создавали свой аппарат управления и не нуждались в помощи великокняжеской власти.

Феодальная раздробленность вызывалась также и духовными причинами. Христианство на Руси распространялось с огромными трудностями: оно пришло извне и было навязано языческой народной массе княжеской властью. Русская православная церковь только создавала свою организацию. После крещения жителей Киева за весь период существования Киевского княжества (более 200 лет) только два раза на митрополичий престол занимали русские епископы. Все остальные киевские митрополиты, как и большинство священников на Руси, были греками. Церковная служба проводилась на греческом языке и была непонятна большинству прихожан. Двоеверие сохранялось на протяжении столетий не только среди простых людей, но и многими представителями княжеской власти, а иногда и самими князьями. Княжеская власть была сильнее церковной, и князья часто не слушали священников, которые пытались унять княжеские «усобицы».

К началу XIII века сложился следующий конгломерат русских земель. Левобережье Днепра в бассейнах рек Десны и Сейма и верхнее течение Оки занимала Черниговская земля. Она располагалась на бывших землях северян, вятичей, частично радимичей и дреговичей. На Черниговщине княжили потомки Олега Святославича (ум. 1115 г.), внука Владимира Мономаха.

По своему общественному и государственному строю русские земли-княжества существенно отличались друг от друга. Мы рассмотрим лишь наиболее значимые из них.

Ростово-Суздальское княжество вышло из состава Киевской Руси в 30-е гг. XII в. и стало наиболее крупным и влиятельным центром государственной жизни на Руси. Владимиро-Суздальское княжество, занимало территорию между реками Ока и верхней Волгой. Древнейшими городами княжества были Ростов и Суздаль. Поэтому вначале эту часть Киевской Руси называли Ростово-Суздальской землей. Затем, с перемещением центра политической власти во Владимир-на-Клязьме, она получила название Владимиро-Суздальское княжество. По решению феодального съезда 1097 г. Суздальская земля была отдана во владение Великому князю Владимиру Мономаху, который передал ее в управление своему сыну Юрию Долгорукому, чья деятельность приходится на 1125-1157 гг.

Юрий Долгорукий стал, по сути, первым независимым от Киева князем этой земли. Столицей княжества он сделал Суздаль. В годы своего правления он основал немало городов и монастырей. В 1147 г. летописец впервые упоминает основанную им Москву. В 1156 г. на месте современного кремлевского холма по его приказу были воздвигнуты деревянные укрепления и небольшой городок стал крепостью.

После смерти Юрия Долгорукого князем Ростово-Суздальской земли стал его сын Андрей Боголюбский (1157-1174 гг.). Он перенес столицу княжества во Владимир. Летописи характеризуют Андрея Боголюбского как «самовластца».

«Самовластие» Андрея Боголюбского основывалось не только на том, что он был крупнейшим феодалом-землевладельцем, но и на том, что он прогнал своих братьев, отстранил от себя наиболее авторитетных бояр, перестал считаться с вечевыми собраниями Ростова и Суздаля. Это привело к заговору против него бояр, закончившийся убийством князя.

После длительной междоусобицы князем Владимирской земли становится младший брат Андрея – Всеволод Юрьевич, впоследствии прозванный Большое Гнездо (1176-1212 гг.). Он полностью оправдал свое прозвище, т.к. при нем Владимирская земля достигла своего наибольшего расцвета и могущества. Продолжая политику брата, Всеволод всячески стремился укрепить свою личную власть и ослабить власть бояр, расправляясь в первую очередь с теми из них, кто участвовал в убийстве Андрея. Запуганные репрессиями Всеволода бояре вынуждены были отказаться от притязаний на политическую самостоятельность и признать власть великого князя.

В результате неоднократных походов против соседних народов Всеволоду удалось подчинить себе многие русские княжества, однако после его смерти все они и даже вотчины вновь начали борьбу за свою самостоятельность.

Значительная часть земель княжества была освоена в процессе колонизации, новые земли становились собственностью князя. Он не испытывал сильной экономической конкуренции со стороны боярских семейств (в княжестве отсутствовала старая боярская аристократия и крупные земельные вотчины). Основной формой феодального землевладения становилось поместное землевладение.

Характерными особенностями Владимиро-Суздальское княжества являлись сильная власть князя и маловлиятельное вече. Социальной опорой князя были вновь образованные города (Владимир, Переяславль, Ярославль, Москва, Дмитров и др.).

Перенос во Владимир из Киева великокняжеского престола, а также главы русской православной церкви киевского митрополита Максима (1299 г.) способствовал усилению влияния этого княжества на остальные русские земли. Владимиро-Суздальское княжество поддерживало и международные отношения, как со странами Запада, так и Востока. Во взаимоотношениях с русскими княжествами следует отметить тесные экономические и политические связи с Новгородом.

Наибольшего расцвета Ростово-Суздальское (Владимиро-Суздальское) княжество достигло в XII — первой половине XIII в.

Общественный строй Ростово-Суздальского княжества был типичен для этого периода и почти не отличался от строя Киевской Руси.

Господствующим классом являлся класс феодалов, в который включались бояре, дети боярские и слуги вольные. Большую роль играло духовенство, имевшее крупные земельные владения. В документах XII в. упоминаются и дворяне, которыми назывались княжеские слуги, получавшие за свою службу вознаграждение в виде денежного или земельного пожалования. Важное место занимала старшая княжеская дружина. Низшие дружинники занимали различные судебные и административные должности. Все феодалы, за исключением дворян, имели право поступать на службу к другим князьям.

Так как на территории княжества находилось много крупных городов, городское население (купцы и ремесленники) имело значительное политическое влияние.

Феодально-зависимое население состояло из крестьян, живших на землях, принадлежавших князьям, боярам и другим феодалам. В отличие от Киевской Руси крестьяне-общинники назывались не смердами, а сиротами. Были в хозяйствах феодалов и холопы.

Политический строй Ростово-Суздальского княжества в XII-начале XIII века представлял собой типичную раннефеодальную (сеньориальную) монархию. Во главе её стоял великий князь, обладавший большой властью. В своей деятельности он опирался на совет, состоявший из бояр наиболее влиятельных дружинников и духовенства, княжескую дружину и феодальные съезды. Съезды феодальной знати решали наиболее важные вопросы государственного управления.

В городах функционировали народные вече. Особенностью народных вечевых собраний, которые иногда созывались для обсуждения важных экономических и политических вопросов, было то, что они на великокняжескую власть большого влияния не оказывали. Это объяснялось тем, что Ростово-Суздальские князья колонизировали большое количество земель на Северо-Востоке и помещали на них людей. Новые поселенцы таким образом становились зависимыми от княжеской власти и на вечевых собраниях полностью её поддерживали.

Система управления, как и в Киевской Руси, была Дворцово-вотчинная. Она характеризуется следующими чертами: во главе княжеского двора стоял дворецкий или дворский; Он был первым помощником великого князя не только по хозяйственным, но и по государственным делам. На второе месте стоял воевода, ведавший военными вопросами. Далее шли конюший, стольник и др. Им помогали тиуны. На местах представителями княжеской власти были посадники (наместники) и волостели, которые осуществляли функции управления и суда; вместо жалованья за службу они получали «корм» — часть собранных у населения продуктов.

Вооруженные силы княжества состояли из дружин великого князя, а в военное время к ней присоединялись отряды феодалов и народное ополчение. Часто на службу принимались наемники из мордвы, булгар и пр.

Во Владимирской земле действовали нормы «Русской Правды» и княжеские установления. В конце XIII-начале XIV вв. было составлено «Правосудие митрополичье», включавшее ряд норм «Русской Правды» и новые положения.

В XIII в. Владимиро-Суздальское княжество, как и большинство других русских княжеств, было завоевано Монголольской империей Чингизидов. Многие города, в том числе Владимир, захватчики разрушили. Но результаты экономического и политического развития русских земель в предшествующий период не пропали. Именно на земле Владимиро-Суздальского княжества возник новый политический центр — Москва, которая стала его столицей и выполнила ведущую роль в освобождении всех русских земель от монголо-татарского ига, в создании единого Русского государства.

Галицко-Волынское княжество – раннефеодальное государство на территории западных русских земель, объединившее в конце Х в. племена дулебов, тиверцев, хорватов, бужан, и вошедшее затем в состав Киевской Руси. Вначале возникли самостоятельные Галицкое и Волынское княжества.

Особенностью Галича было раннее и интенсивное развитие феодальных отношений, что вызывалось как географическими, так и общественно-политическими причинами. На галицких землях образовалась сильная боярская верхушка, сумевшая захватить обширные земли и крестьян. Бояре имели, кроме земель, свои торгово-ремесленные центры, замки. Большого княжеского домена там не возникло.

Волынский князь, напротив, обладая крупным доменом, сплотил вокруг себя бояр земельными пожалованиями. В 1199 г. произошло объединение в единое Галицко-Волынское княжество. Его столицей стал Галич, затем — Холм, а в конце XIII в. — Львов. Хотя расцвет этого русского государства приходится на вторую половину XII в., оно не было достаточно прочным. Боярство противопоставляло княжеской власти свои интересы, а иногда открыто выступало против великого князя, опираясь на соседние государства — Венгрию, Польшу. В 1214 г. венгерский король и польский князь заключили договор о разделе Галицко-Волынского княжества. В XIII в. Западная Русь попала под власть монгольских завоевателей. Позднее ее земли оказались поделенными между Венгрией, Польшей и Литвой.

Общественный строй Галицко-Волынского княжества характерен наличием крупных феодалов-бояр («мужей галицких»). Другую группу феодалов составляли служилые дворяне, чаще всего получавшие земли за службу и на время службы. Земельные владения имели и церковные приходы, монастыри. Крестьяне, жившие на землях светских и духовных феодалов, находились в различных формах зависимости. Важную роль играли города Галич, Львов, Холм, Луцк и др., но городское население было немногочисленным.

Для политического строя Галицко-Волынского княжества характерно сильное влияние боярства, а в связи с этим — боярского совета при князе. Экономически и политически крупные феодалы мало зависели от княжеской власти, что и обусловило её слабость. Боярская олигархия стремилась подчинить княжескую власть своим интересам. Был даже случай, когда на княжеский стол был посажен боярин, который не принадлежал к рюриковичам.

В Галицко-Волынском княжестве сохранялась дворцово-вотчинная организация управления и установилась система кормлений[2]. В города князья посылали посадников, на места — воевод и волостелей, выполнявших административные и судебные функции.

Признав свою зависимость от монгольской Орды в 1250 г., Галицкий князь Даниил пытался с помощью Запада организовать крестовый поход против захватчиков. Он предлагал даже римскому папе объединение православной церкви с католической. Папа прислал Даниилу знаки королевского достоинства — корону и скипетр, после чего Даниил в 1255 г. был коронован. Однако никакой другой реальной помощи он не получил. После его смерти снова начались боярские интриги, усобицы и смуты, чем воспользовались соседи: в середине XIV века Литва захватила Волынь, а Польша — Галицию.

Новгород — один из древнейших центров Руси. После образования Древнерусского государства новгородские земли управлялись обычно князем присылаемым из Киева. Однако примерно с начала XII в. управлении Новгородом приобретает своеобразный характер. Дальнейшее укрепление феодального землевладения, отсутствие княжеского домена, превращение Новгорода в центр торговли с Западной Европой сделали Новгородскую землю сильной, экономически не зависимой от Киева. Известно, что еще княживший в Новгороде в начале XI в Ярослав Мудрый пытался прекратить выплаты дани Киеву. Новгород добивается права избирать себе посадника (до этого посадник назначался князем) и архиепископа (ранее новгородский архиепископ назначался киевским митрополитом). В середине XII в. Новгород становится республикой. Европейскому феодализму была известна республиканская форма правления, но случай, когда республика по площади равнялась бы территории целой Франции, исключителен. Новгородская республика существо вала до 1478 г., когда Новгород окончательно вошел в состав Московской государства.

Поначалу земли Пскова входили в состав Новгородской республики, Псков считался пригородом Новгорода, т.е. зависимым от него городом, xot! с XIII в. Псков имел отдельный княжеский стол. В следующем столетии Псковская республика получила самостоятельность, и Новгород с этим был вынужден смириться в обмен на военную помощь Пскова против шведов Псковская феодальная республика, хотя и отпочковалась от Новгородской не была точной ее копией. Близость агрессивных соседей обусловила более сильную власть князя, а скудость земельных угодий — отсутствие крупного боярского землевладения, что в свою очередь определило меньшую роль боярства в политической жизни Пскова. В 1510 г. земли Пскова были присоединены к Московскому государству.

Общественный строй. В Новгороде, как и в других русских землях существовали светские и духовные феодалы. К духовным относились монастыри и высшие церковные иерархи. Монастырское землевладение росло быстро. Монастыри редко отчуждали свои владения, исключалось и дробление церковных земель. Обширные земельные владения давали Новгородской епархии богатые доходы, которые пускались в торговый оборот. Как в Новгороде, так и в Пскове церковь объявила себя покровительницей торговли, хранительницей эталонов мер и весов, скрепляла международные торговые договоры. Все это делало церковь и высшее духовенство влиятельной силой в обеих феодальных республиках.

К светским феодалам принадлежали бояре, житьи (т.е. зажиточные) люди, а также своеземцы (земцы в Пскове). Особенностью Новгорода и Пскова было отсутствие княжеского и наличие городского землевладения.

Наиболее влиятельную группу феодалов составляли бояре — потомки родоплеменной знати. Первоначально бояре пользовались доходами от общест­венных земель Новгорода, выступавшего в качестве коллективного феодала. Индивидуальное землевладение боярства сложилось поздно — к XIV в. Кроме того, новгородские бояре занимались торговлей и ростовщичеством. Они ревностно охраняли свое исключительное право на занятие высших выборных должностей в республике — посадника, кончанского старосты. Житьим людям, даже если они имели большие состояния, путь к этим должностям был закрыт. Следует учитывать, однако, что в Пскове (в отличие от Новгорода) крупное боярское землевладение широкого распространения не получило.

Житьи люди упоминаются в Новгородской судной грамоте рядом с боярами. Они тоже имели земли, населенные крестьянами, оставаясь при этом так же, как и бояре, горожанами. Землевладение — главное, что определяло их статус, хотя они занимались и торговлей, и ростовщическими операциями. Тем не менее житьи люди имели ограниченные права по сравнению с боярством. Они не могли избираться на высшие государственные должности; до XIV в. из их числа избирали тысяцкого, но затем эта должность была узурпирована боярами.

Известна и такая категория землевладельцев, как своеземцы или земцы, которые владели мелкими вотчинами, порою соразмерными с крестьянскими наделами. Одни из них обрабатывали участки своим трудом, другие отдавали свои владения в пользование крестьянам. В сельскую общинную организацию они не входили, а пользовались привилегиями членов городской общины. Скорее всего это были измельчавшие бояре или житьи люди.

Характерной чертой землевладения в Новгородской и Псковской республиках являлось то, что основной землевладельческой группой здесь были горожане. Они имели исключительное право на приобретение вотчин из числа земель, тяготеющих к городу. Режим этих земель определяло вече. Запрещалась передача их иногородним, в том числе даже князю. Тем самым проявлялась особенность феодальных вотчин вечевого города: это было землевладение, свободное от отношений сюзеренитета-вассалитета.

Основным занятием купцов в Новгороде и Пскове была внутренняя и внешняя торговля, хотя они как горожане могли быть и землевладельцами. Купечество объединялось в корпорации, центрами которых обычно выступали церкви. Уставы таких корпораций устанавливали размер вступительного взноса, определяли порядок управления организацией. Поскольку купцы объединялись вокруг церкви, то, как и положено прихожанам, избирали старост, которые разрешали церковные дела, а также споры, возникающие между купцами различных корпораций. Высшие должностные лица в дела купеческих корпораций, как правило, не вмешивались.

В Новгороде существовали также и так называемые черные, «малодшие» люди, к которым относились мастера, ученики, ремесленники, наемные рабочие. Как члены городской общины, они пользовались некоторыми привилегиями, например, при покупке земли, принимали участие в местном самоуправлении, обладали податным иммунитетом.

Зависимое население республик включало крестьян, половников и холопов. Зависимые крестьяне в документах именуются смердами. Они должны были выполнять повинности в пользу государства, платить налоги. Беглого смерда надлежало возвращать «в свой погост».

Большое место в Псковской судной грамоте уделено половникам, т.е. людям, работающим из половины урожая. Среди них выделялись изорники (пахари, огородники), жившие на земле «государя» (хозяина), которые могли один раз в году, поздней осенью и при условии выплаты всех долгов сменить господина. Поземельная зависимость изорника не делала его лицом недееспособным. В литературе высказывалось мнение, что степень зависимости изорника от господина определялась тем, к какой группе феодалов принадлежал хозяин земли.

Были в Новгороде и Пскове и холопы. Новгородская судная грамота говорит об ответственности господина за своего холопа в случае совершения им преступления. Холопы использовались для обработки земли в феодальных вотчинах. Беглых холопов надлежало возвращать их хозяевам.

Государственный строй. В знак независимости от княжеской власти, в связи с установлением республиканского строя Новгород стал именоваться Господин Великий Новгород. С достижением независимости Псков также стал называться Господин Псков. Высшим органом власти в обеих республиках считалось вече главных городов, т.е. собрание членов городских общин. Участие крестьян в вече не допускалось. Не имели решающего голоса и жители других городов, хотя их присутствие на вечевых собраниях Новгорода и Пскова допускалось.

По звону вечевого колокола сходилось все свободное мужское население города. Нередкими были стычки между участниками вечевого собрания. Иногда разногласия были столь велики, что собирались два вече, готовые сцепиться врукопашную, чтобы выяснить, кто же прав. Лишь вмешательством духовенства удавалось иногда предотвратить кровопролитие. На начальной стадии существования Новгородской республики вече, выражавшее интересы всех слоев городской общины, проводило политику, направленную на ограничение княжеской власти, но по мере усиления позиций боярства оно все больше превращалось в орган, через который боярской олигархии удавалось проводить свои решения.

Функции веча как высшего органа власти в республиках были весьма многообразны. Оно решало вопросы войны и мира, избирало высших должностных лиц, архиепископа. Выборы происходили путем жеребьевки. На вече решался вопрос о призвании князя, оно же «указывало ему путь». Есть сведения и о том, что на вече вершился суд.

Вечевые собрания проходили нерегулярно. Созывались они по инициативе высших должностных лиц, которые и готовили повестку дня. Коллегия, готовившая вечевые собрания, называлась Советом господ в Новгороде и Господой в Пскове. В нее входили посадники (в том числе отслужившие свой срок), тысяцкие, кончанские старосты, соцкие. В Новгороде Совет господ насчитывал не более 50 человек, в Пскове в него входил князь (помимо посадников и сотских).

Большую роль в новгородском и псковском республиканском управлении играли должностные лица, избираемые на вече. Высшими должностными лицами в обеих республиках были посадники. Вторым лицом в Новгороде был тысяцкий (в Пскове вместо него избирали еще одного посадника). Должность тысяцкого, происходившая от древней численной системы управления, предполагала наличие в городе 10 сотен. В Пскове же, где население было поменьше, 10 сотен не набиралось.

Посадник избирался из знатных боярских фамилий и служил «пока люб». Будучи, по сути дела, главой республики, он председательствовал на вече, вел международные переговоры, контролировал действия князя, а во время войны руководил народным ополчением. Тысяцкий ведал прежде всего военными вопросами, возглавлял торговый суд. В пользу посадника и тысяцкого шел поземельный налог — поралье.

Своеобразным должностным лицом в Новгороде был архиепископ. Новгородцы добились, чтобы он назначался не митрополитом, а на вече (вече избирало трех кандидатов, какой из них займет должность — решала жеребьевка). Архиепископ (владыка) не только руководил новгородской епархией, но и выполнял светские обязанности: хранил казну и архив, вел дипломатические переговоры.

Особое место в феодальных республиках занимал князь. Его приглашали по договору, в котором устанавливались условия службы. Князь стоял во главе управления и суда, но действовал под контролем посадника. Он не мог смещать или назначать на должности, считавшиеся выборными. В договоре предусматривались и размеры вознаграждения князей, в частности дары от волостей, судные и проезжие пошлины. Князю, его жене и дружинникам запрещалось приобретать села в Новгородской земле, вести заграничную торговлю, не прибегая к посредничеству новгородских купцов. Несколько иным было положение князя в Пскове, где он мог назначать своих наместников в пригороды.

Новгородская республика была огромной страной. Ее территория прости­ралась от Белого моря до уральских гор. Сам Новгород был густонаселенным городом, возникшим в результате слияния нескольких поселений. Он имел внутреннее административно-территориальное устройство — делился на концы, т.е. на районы. В каждом районе было по две сотни, которые имели свой сход и избирали сотских. В военное время они составляли основу народного ополчения.

Управление остальной территорией государства осуществлялось из Новгорода. Она делилась на земли (позднее «пятины»). Кроме столичных, в обеих республиках были и другие города, называвшиеся пригородами, где было свое вечевое устройство, функционировавшее, однако, под контролем присылаемых из Новгорода наместников.

Для судебных систем Новгорода и Пскова характерно широкое участие в правосудии веча, которое осуществляло суд по наиболее опасным для государства делам. Известны случаи, когда на вече производилось и дознание. Ни в Новгороде, ни в Пскове князья не имели право судить единолично -только вместе с посадниками или представителями бояр и житьих людей. На местах дела также рассматривались коллегиально княжьими людьми вместе с представителями городских общин. Тысяцкий и два купеческих старосты председательствовали в торговом суде. Споры между духовенством, церковными людьми, — а также дела, подлежащие церковной юрисдикции, решались церковным судом. Дела, в которых одна сторона подлежала церковной юрисдикции, а другая — светской, рассматривались судом со смешанным составом (совместно представителями духовенства и городских властей). Был в ходу и суд братчины — суд соседской территориальной общины сельчан и уличан, совпадающей с церковным приходом. Суду братчины подлежали мелкие ссоры, кражи на пиру.

Выводы по вопросу. Распад государственного единства, экономическое и политическое обособление отдельных княжеств и земель – закономерный этап в развитии феодального строя. Но, с другой стороны, переход к феодальной раздробленности, расчленение Древнерусского государства ослабили сопротивляемость внешнему давлению и облегчили (в дальнейшем) завоевание Руси татаро-монголами.

После распада Древнерусского государства для экономического и политического развития отдельных его частей большое значение имело местоположение княжества, уровень феодализации его хозяйственной жизни. Политические формы отечественной государственности в период удельного правления были многообразными – от сильной княжеской власти до республиканского строя. Основные варианты связаны с историей Владимиро-Суздальского (Ростово-Суздальского) и Галицко-Волынского княжеств, Новгородской и Псковской феодальных республик.

[1]«Волость» — буквально — власть, владение, отсюда «володеть» — владеть, властвовать.

[2] Кормление — содержание должностных лиц (наместников, волостелей и др.) за счёт местного населения.

magref.ru

Феодальная раздробленность

Феодальная раздробленность на Руси

 

Феодальная раздробленность на Руси — это большой по историческим рамкам период. Официально принято считать, что она началась после смерти Мстислава Великого в 1132 году. Однако началась раздробленность задолго  до этого.

Уже в 1054 году, после смерти Ярослава Мудрого , появились первые признаки раздробленности: вспыхнули междоусобицы между 5-ю сыновьями Мудрого, между которыми он разделил власть. Постепенно складывалась удельная система власти, когда каждый удельный князь обладал большой силой, стремился к самостоятельности от власти Киева.

Русь слабеет, теряет политическое единство. В 1061 году появилась ещё одна беда- стали нападать половцы. Борьба с ними шла с переменным успехом. Тогда в 1097 в Любече, по инициативе В.Мономаха, был созван съезд князей, чтобы положить конец междоусобицам, дать совместный отпор половцам. Однако решение съезда «Каждый держит отчину свою» не остановило, а усилило процесс разъединения.

 

 

Владимир Мономах и его сын Мстислав Великий смогли на время приостановить раздробленность. Однако после их смерти этот процесс стал уже необратим.

Определение феодальной раздробленности

Феодальная раздробленность – это исторический период в истории Руси, который характеризовался  децентрализацией власти, усилением власти в уездных княжествах, стремлением князей к самостоятельной политике.

Исторические рамки феодальной раздробленности на Руси

  1. Начальный этап, формирование раздробленности : 1054-1113 . Это период феодальных войн между князьями. В.Мономах и Мстислав Великий на время приостановили данный процесс.

  2. 1132- 40-е годы 13 века ( со смерти Мстислава Великого до захвата монголо-татарами Руси). Характеризовался наиболее сильными тенденциями князей к обособлению, хотя и делались попытки объединиться перед лицом врага. Установились  границы между удельными княжествами.

  3. 1238- начало 16 века. Период монголо- татарского ига, собирания земель вокруг Москвы, формирование единого государства.

 

Предпосылки феодальной раздробленности

  • Рост вотчинной собственной, принадлежавшей верхушке знати. Собственность данная передавалась по наследству и закрепляла территорию Руси за представителями различных ветвей Рюриковичей.

  • Одновременно росло  число военно- служилых людей- дворян, кормившихся за счёт господатей.

 

Причины феодальной раздробленности

 

  • Натуральное хозяйство. При нём отдельное княжество производило всё необходимое для потребления, экономические связи с другими княжествами было не нужны. Появилась экономическая самостоятельность и замкнутость одновременно.

  • Наличие крупного вотчинного землевладения (боярской вотчины),

  • Усиление политического влияния боярства, стремление бояр к самостоятельности. Усиление местного аппарата управления.

  • Изменился источник обогащения уездных князей. Если раньше это была военная добыча, то со времён Владимира Святого она была незначительным источником обогащения. Появился другой источник — эксплуатация вотчин, развитие сельского хозяйства и ремёсел в них. А это уменьшало зависимость от киевского князя.

  • Ослабление власти Киева, то есть центральной власти.

  • Развитие городов как центров политической и экономической жизни удельных княжеств.

 

Нужно помнить, что даже в период раздробленности полностью связи между княжествами не были утеряны: князья осознавали себя частью рода Рюриковичей, была единая культура, религия, язык, традиции.Киев оставался столицей Руси.

Если в начальный период раздробленности выделилось 15 княжеств, то в 13 веке их стало 50, а к 14 веку — уже 250.

Как  осуществлялась власть в уездных княжествах в период феодальной раздробленности

Можно выделить  три типа осуществления власти, которые характерны для трёх, наиболее влиятельных центров  Руси того периода .( Подробно об органах власти в данных княжествах готовится статья. Следите за публикациями)

  1. Владимиро-Суздальское княжество

Для Владимиро-Суздальского княжества  характерна сильная княжеская власть, разрушение вечевых традиций, борьба с непокорным боярством. Именно здесь формировался тип правления, который станет на долгие столетия основным на Руси- авторитарное правление. В будущем именно отсюда начнётся процесс объединения государства. Яркие личности: Юрий Долгорукий(1125-1157), Андрей Боголюбский  (1157-1174), Всеволод Большое Гнездо(1176-1212).

  1. Галицко-Волынское княжество

Галицко-Волынское княжество отличалось тем, что власть в нём попеременно была в руках то князей, то бояр. Борьба между ними не утихала. Возможно, это и привело к ослаблению и  полному исчезновению княжества в период нашествия Батыя (часть земель вообще перешла к Литве и Польше, а Киев престал иметь статус столицы).Яркие личности княжества: Ярослав Осмомысл(1153-1187), Роман Мстиславович(1199-1205), Даниил Романович  (1221-1264)

  1. Новгородская республика

Новгородская республика долгое время осталась независимой от власти князя. Князь здесь избирался на вече, и мог в любой момент быть переизбран. Полномочия его в основном сводились к военной защите княжества. Просуществовала  Новгородская республика довольно долго: с 1136 до 1478 , когда Иван 3 окончательно присоединил Новгород к Московскому княжеству и была прекращена новгородская вольница.

 

Последствия феодальной раздробленности

  1. Отрицательные

  • Политическое ослабление Руси, её военной мощи из-за отсутствия единства, что привело к уязвимости страны пред лицом врагом.

  • Междоусобицы ослабляли экономическую и военную мощь страны.

  • Разорение и обнищание населения из-за бесконечных усобиц.

  • Утратил своё значение Киев , хотя и продолжал оставаться столицей. Постоянная смена власти в нём, стремление занять великокняжеский престол полностью ослабили его.

  1. Положительные

  • Появление новых городов — центров ремесла и торговли, дальнейшее развитие старых городов.

  • Образование крупных и сильных княжеств, в которых формировались новые династии. Власть в них переходила старшему сыну.

  • Дальнейшее развитие   сельского хозяйства,  освоенные новых пахотных земель.

  • Появление новых торговых путей.

  • Развитие культуры. В период раздробленности созданы величайшие памятки архитектуры Возникали местные центры книжности, иконописания.

 

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

 

 

 

 

poznaemvmeste.ru

9. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ. Отечественная история: Шпаргалка

9. ПОНЯТИЕ, ПРИЧИНЫ И ПОСЛЕДСТВИЯ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ

Под феодальной раздробленностью понимают форму организации общества, характеризующуюся экономическим усилением вотчинных владений и политической децентрализацией государства.

Период феодальной раздробленности на Руси охватывает время со второй половины XII до нач. XIV в. Процесс этот начался после смерти великого князя Мстислава (1125–1132), когда княжества и земли Руси стали выходить из повиновения центральной власти. Для наступившей новой эпохи были характерны длительные кровопролитные междоусобицы князей, войны за расширение земельных владений.

Наиболее важные причины раздробленности

1. Раздел единой территории государства между наследниками в условиях отсутствия юридически обоснованного права престолонаследия. Формально начало «удельного периода» относится ко времени завещания Ярослава Мудрого в 1054 г., по которому он посадил своих сыновей для управления страной в разных русских областях. Разделы княжеских земель между наследниками, ставшие особенно ощутимыми к XIII в., усугубляли дробление княжеств-государств.

2. Господство натурального хозяйства. Феодальное хозяйство в это время в основном носило натуральный характер, было замкнутым. Экономические связи с центром были слабы, а военно-политическое могущество местной власти неуклонно усиливалось, поэтому города постепенно превратились прежде всего в ремесленно-торговые центры для окрестных земель.

3. Укрепление собственности феодалов на землю. Многие города представляли собой феодальные усадьбы, крепости князей. В городах создавались местные аппараты власти, их главной задачей было поддержание авторитета власти местного князя.

4. Ослабление внешней угрозы – половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава.

5. Падение престижа Киева, связанное с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море. Кроме того, Киев был практически разрушен в 1240 г. во время монголо-татарского нашествия.

Последствия феодальной раздробленности. Нельзя однозначно судить о времени раздробленности как периоде упадка. В это время растут старые города, появляются новые (Москва, Тверь, Дмитров и др.). Складываются местные аппараты власти, которые помогают в управлении, выполняют полицейские функции, собирают средства для проведения самостоятельной политики отдельных княжеств. На основе «Русской Правды» складываются местные законодательства. Таким образом, можно говорить об общем подъеме русских княжеств в XII – нач. XIII в. С другой стороны, падение военного потенциала Руси привело к тому, что процесс внутреннего социально-экономического и политического развития был прерван внешней интервенцией. Она шла тремя потоками: с востока – монголо-татарское нашествие, с северо-запада – шведско-датско-немецкая агрессия, с юго-запада – военные нападения поляков и венгров.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *