Пересказ былины садко краткое содержание – Былина «Садко» краткое содержание | Kratkoe.com

Краткое содержание былины «Садко» Помощь по литературе

Былины издревле воспевали мужество и храбрость воинов, патриотизм и любовь к родине. Это устное народное творчество отражало жизнь Древней Руси IX-XIII веков. Мы подходим вплотную к теме «Былина «Садко»: краткое содержание, главные герои». Здесь гусляр выступает как настоящий патриот своей земли, глубоко верующий человек, душу которого не обмануть и не купить ни за какие коврижки. Царь морей будет именно тем искусителем, который готов все свои сокровища отдать за такого талантливого молодца.

Былина «Садко»: краткое содержание для детей

В Великом Новгороде жил молодой гусляр Садко. Так начинается былина «Садко». Краткое содержание повествует о том, что он был очень красивым, но бедным, натурой гордой и самолюбивой. Он зарабатывал себе на жизнь очень живой и проникновенной игрой на гуслях. С одного веселого пира он попадал на другой. Но однажды наступил тот переломный момент, когда его перестали звать.

Прошел один день, потом второй, третий, и тогда всеми покинутый молодец отправился к Ильмень-озеру, возле берега нашел бел-горюч камень, сел на него, достл гусли и заиграл так, словно душа его плачет в тоске и одиночестве. От такой игры вода в озере стала сильно колыхаться, но музыкант не обратил на это никого внимания и вернулся обратно в город.

Царь морской

Теперь каждый день он стал приходить на берег и играть на своем инструменте. И однажды Садко увидел, как от его музыки разволновались и раздвинулись воды Ильмень-озера. На его поверхности появился сам Царь морской, который обратился к музыканту с хвалебными словами.

За такие прекрасные звуки он захотел наградить его бессчетной золотой казной. Царь подсказывает Садко, чтобы тот поспорил с местными купцами, что выловит рыбу с золотыми перьями, и пообещал подкинуть ее ему в невод.

Этот диалог очень интересно описывает былина «Садко». Краткое содержание, однако, продолжается тем, что когда развеселился купеческий народ на одном из пиров, то Садко, воспользовавшись моментом, предложил спор и похвастался, что поймает в озере чудо-чудное, рыбу «золотые перья».

Но никто этим сказкам не поверил, поэтому трое купцов с легкостью согласились биться об заклад. Спорщик трижды закидывал невод и вытаскивал по одной золотой рыбке. Обескураженные купцы отдали проспоренные три лавки самого лучшего товара. Со временем Садко сделался настоящим богачом и стал получать «великие барыши».

Садко обещает выкупить весь товар

Его жизнь сильно изменилась, он баловался настоящей роскошью и воплощал в жизнь любые свои фантазии. У него появились белокаменные палаты, он стал закатывать роскошные пиры и приглашать всю именитую новгородскую знать. Охмелевшие купцы каждый раз начинали хвалиться, у кого добрый конь, у кого жена красавица, а у кого бессчетная казна.

Садко, однако, всегда молчал, но до определенного времени, а вот потом, когда ему предложили чем-нибудь похвалиться, он сказал, что слишком богат и что может купить все товары в лавках Новгорода. Только купец Садко вымолвил эти слова, гости, оскорбленные эдакой непомерной гордыней, сразу ударили с ним об заклад.

Вот так набирает свой интригующий оборот былина «Садко». Краткое содержание продолжается тем, что на следующий день Садко распоряжается, чтобы его дружине выдали кучу денег и отправляет ее во все торговые лавки города скупать подряд весь товар. А сам пошел в гостиный ряд, чтобы тоже скупить все без разбору.

Садко проспорил

Однако на следующее утро купцы опять навезли товару, только в два раза больше. И дружина опять все скупила. И так каждое утро лавки пополнялись товаром больше прежнего. Тогда-то заядлый спорщик и получил хороший урок и признался, что за товарами московскими и заморскими они не поспевают, и что купец новгородский действительно побогаче любого будет.

Но на этом не заканчивается былина «Садко», краткое содержание дальше повествует о том, что Садко проспорил торговцам тридцать тысяч, а вот на остальные оставшиеся у него деньги решил построить тридцать кораблей и отплыть в путешествие, чтобы мир своими глазами посмотреть. Он плывет через Волхов, Ладогу и Неву, а потом входит в открытое море и через некоторое время прибывает в Золотую орду. Там он за хорошую…

цену продает свой товар, и опять у него в казне много денег. Золотом и серебром он наполняет бочки и оправляется домой в Новгород.
Дальнее путешествие и шторм

Но на обратном пути разбушевался невиданный шторм, и корабли вот-вот пойдут на дно. Мачты гнутся, паруса рвутся. Садко начинает соображать, кто чинит ему такие козни, ведь он понимает, кому уже так давно он не платил дань. Тогда он берет бочку с серебром и кидает в море, но стихия не унимается, и корабли не двигаются с места из-за сильного ветра. Тогда Садко приказывает скинуть бочку с золотом, но и тогда буря не утихает. И тут он понимает, что морской Царь хочет получить «живую голову». На корабле был кинут жребий, который дважды пал на самого Садко. И тогда он отдает свои последние распоряжения. Все свое наследство он завещает церквям Божиим, жене молодой, нищей братии и храбрым дружинникам.

В царстве морском

И вот, попрощавшись со всеми, взяв свои родные гусли, он отправляется в море на плоту. Шторм сразу утих, и корабль отправились на своему пути. Садко задремал и проснулся уже в морских владениях в хоромах белокаменных Царя морского, который не скрывал своей радости и сказал, что давненько гусляр ему дани не платил, поэтому и сам в подарочек пошел.

Святой Никола Можайский

Царь морей сразу попросил сыграть ему на гуслях, и музыкант, взмахнув рукой, ударил по звонким струнам. Понеслась веселая плясовая музыка. На дне морском начались настоящие пляски. Трое суток купец играл без перерыва, за это время потонуло огромное количество кораблей, затопились берега и села.

Бедный земной народ взмолился святому Николе Можайскому (Николаю Чудотворцу). И тут возле гусляра появляется святой старец. Он ткнул его в плечо и строго, но по-доброму объяснил, что пора заканчивать пляски. Садко ответил ему, что у него приказ и что он не в силах ослушаться Царя морей. Тогда святой Никола подсказал ему, чтобы тот порвал струны. А еще предупредил, что если Царь предложит жениться, то пусть из сотен предложенных невест он выбирает себе самую последнюю, Чернавушку, и в брачную не ложится с ней в постель, иначе навсегда останется на дне морском.

Родные края

Садко так и сделал, одним взмахом он порвал струны и поломал гусли. Буря сразу стихла. Задобренный Царь в благодарность предложил ему выбрать себе любую невесту из его дочерей. Утром гусляр приходит на смотрины и видит триста необыкновенных красавиц, но помнит слова святого старца и выбирает девицу Чернавушку. После свадебного пира он называет ее своею суженою и уходит с ней в опочивальню. К ней он даже пальцем не прикоснулся, заснул на брачном ложе крепким сном, а когда проснулся, был уже на родном берегу реки Чернавы в Новгороде. На Волхове-реке он увидел свои целые и невредимые корабли, тихо подплывающие к берегу. Там находились его жена с детьми и друзья, которые слезно поминали Садко, и тут, увидев его живого и невредимого, они не поверили своим глазам. Все стали обниматься и целоваться. Садко выгрузил все богатства с кораблей. И первым делом взялся за строительство соборной церкви в честь святого Николы Можайского. Исполнилась воля святого.

Так закончила былина «Садко» очень краткое содержание всего сюжета. После этого уже не плавал по морям гусляр, а стал мирно поживать в своем Новгороде.

Былина «Садко»: краткое содержание и автор

У былины этой могут быть разные интерпретации. По гипотезе некоторых историков, основой этой древнейшей былины стала песня о новгородском купце по имени Содко Сытинець, который упоминается в летописном издании от 1167 года как строитель церкви Бориса и Глеба в Новгороде. Наверняка образ Садко со временем перетрансформировался в индоевропейский образ мифического жениха дочери владыки морей и океанов.

Раскрывяа тему «Садко»: краткое содержание, автор», нужно отметить, что автором былин и песен является народ. Однако по этому произведению была создана знаменитая опера «Садко» Римского-Корсакова (1897 г.). А в 1952 году была снята великолепная сказка «Садко» режиссера А. Птушко.


Прислал: Макарова Анна . 2017-10-14 20:37:25

pomosh-po-literatyre.imysite.ru

Краткое содержание “Садко” — Краткие содержания

Былина “Садко” считается самым древним примером русского народного эпоса, дошедшего до наших дней. Произведение относится к Новгородскому циклу былин, повествующих о быте, жизни и верованиях жителей Великого Новгорода. Центральным персонажем былины является гусляр Садко, который благодаря своей удачливости и предприимчивости становится почитаемым человеком в Новгороде.

Представленный краткий пересказ былины подойдет для читательского дневника в 7 классе.

Главные герои

Гусляр Садко – был бедным музыкантом, играющим на пирах, но воспользовался советом морского царя, стал успешным купцом, а затем одним из самых богатых людей Новгорода.

Другие герои

Микола Можайский – седой старик, который помог Садко выбраться из плена морского царя.

Морской царь – Правитель подводного мира, помог Садко выиграть в споре с новгородскими купцами и получить три лавки с товаром.

Краткое содержание

В Новгороде жил гусельщик Садко, у которого кроме яровчатых гуслей ничего не было. Занимался он тем, что играл музыку на пирах, развлекая купцов и бояр.

Но вдруг перестали его звать на пиры – день не зовут, второй, третий. Расстроенный Садко приходит к Ильмень-озеру, садится на “бел-горюч” и до самого вечера наигрывает на гуслях. Поздно вечером герой замечает, что “в озере вода всколыбалася” и, испугавшись, возвращается в город.

Однако следующие три дня гусляра снова никто не звал на пиры, он вновь пошел к озеру и, снова испугавшись волнения на воде, вернулся в город. Когда герой пришел к Ильмень-озеру в третий раз, неожиданно из озера появился морской царь. Правитель решил поблагодарить героя за его “великие утехи” и “нежную игру”, и сказал гусляру, чтобы тот отправлялся в Новгород и поспорил с купцами на то, что в Ильмень-озере водится “рыба – золоты перья”. По совету морского царя, Садко должен был заложить в споре свою “буйну голову”, а с купцов попросить “лавки товара красного”. Сам же морской царь выделит ему на это дело три золотых рыбы.

Как только вернулся гусляр в Новгород, позвали его на пир. В разгар веселья захмелевший Садко начал хвалиться купцам, что знает “чудо-чудное” – в Ильмень-озере водится “рыба – золоты перья”. Купцы не поверили гусляру, и тогда он предложил купцам, как советовал морской царь, поспорить. Тут же “связали невод шелковой и поехали ловить в Ильмень-озеро”.

Три раза они забрасывали в озеро “тоню” и поймали три рыбы с “золотыми перьями”. Признали купцы победу Садко в споре и отдали ему три лавки с товаром.

Так стал гусляр новгородским купцом, начал торговать в Новгороде и других городах, быстро разбогател, “выстроил палаты белокаменны”, в которых “обделал все по-небесному”.

Созвал Садко к себе богатых купцов, настоятелей и мужиков на богатый пир. Насытившись, гости начали хвалиться кто чем: золотом, лошадьми, отечеством, силой-удачей, умные – родителями, безумные – молодой женой. Решили и у Садко спросить, почему все хвалятся, а он нет. Купец ответил:

“Чем мне, Садку, пахвалятися?”
“А похвастать – не похвастать бессчетной золотой казной:
На свою бессчетну золоту казну
Повыкуплю товары новогородские,
Худые товары и добрые!”

Не успел Садко договорить, как настоятели, возмущенные его самоуверенностью, решили поспорить с купцом на тридцать тысяч, что он не сможет этого сделать.

Рано утром Садко приказал своей дружине выкупить все товары в городе – “худые и добрые”. Но на следующий день купец обнаружил, что лавки Новгорода снова полны – за ночь товаров привезли вдвое больше. И снова Садко приказал все выкупить. На третий день пришел купец на “торговые улицы” и обнаружил, что товаров втрое увеличилось – “подоспели товары московские”. Задумался Садко, что если он эти выкупит, то скоро все равно привезут заморские – “не выкупить товара со всего бела света”. Решив, что так будет разумней, купец отдал настоятелям проспоренных тридцать тысяч.

“На бессчетную золоту казну” построил Садко тридцать черных кораблей и, загрузив их новгородскими товарами, поехал через Волхову, Ладогу и Неву, а затем по синему морю в Золотую Орду. Торговля была прибыльной, и он возвращался с бочками-сороковками набитыми красным золотом и чистым серебром.

Однако по дороге домой корабли попадают в сильный шторм:

“А волной-то бьет, паруса рвет,
Ломает кораблики черленые;
А корабли нейдут с места на синем море”.

Садко понял, что это морской царь требует дани, ведь они долго по морю ездили, а ничего ему не платили. Выбросили по приказу купца в море “бочку чиста серебра”, но ничего не изменилось. Спустили в море еще “бочку-сороковку красна золота”, но корабли продолжали стоять на месте.

Ясно стало Садко, что морской царь требует “живой головы”. Дважды купец с дружиной бросали в море жребии с написанными на них именами, и оба раза у людей “жеребья гоголем по воде плывут”, а у Садко “ключом на дно”.

Понял герой, что именно его “требует” царь морской. Купец быстро составил завещание, в котором вспомнил и о церквах, и о “нищей братии”, и о молодой жене, и о “хороброей дружине”. Прощаясь, попросил Садко подать ему гусли и дубовую доску, чтобы не так страшно было “принять смерть во синем море”. Как только купца спустили на воду, так сразу корабли поплыли, “полетели, как черные вороны”.

Оставшись в море, Садко вскоре заснул и проснулся, когда уже очутился на самом дне. В белокаменном дворце герой встречает морского царя, и тот просит его сыграть на гуслях. Только начал Садко играть, начал морской царь плясать. Гусляр три дня играет – три дня морской царь пляшет. А в это время на море началась страшная буря – много кораблей разбилось и людей погибло.

Взмолился народ к Миколе Можайскому, чтобы он спас их от стихии. Святой в образе седого старика явился к Садко и тронул за правое плечо, прося прекратить игру. Ответил Миколе гусляр, что в море он подневольный и выполняет приказы морского царя. Старик посоветовал Садко “повырывать струночки” и “повыломать шпенечки”, сказав морскому царю, что других струн и шпенечек и у него нет, поэтому играть он больше не может.

Помимо того, старичок поведал, что морской царь предложит Садко жениться на красной девушке и гусляр должен согласиться. Утром Морской царь будет ему показывать невест, и если купец хочет вернуться домой, ему нужно пропустить триста первых и триста вторых девиц, а выбрать последнюю в третьей сотне – Чернавушку. А чтобы отблагодарить старца за помощь Садко должен будет по приезду домой построить соборную церковь Миколы Можайского.

Сделал Садко все так, как старец ему посоветовал. После свадебного пира купец сразу заснул и проснулся уже в Новгороде – у реки Чернавы “на крутом кряжу”. Увидел Садко, что как раз его корабли по Волхову подплывают. Обнаружив купца живым и невредимым, люди не могли поверить своим глазам. Поздоровался купец со своей дружиной, а после, зайдя в палаты, и со своей молодой женой.

Выгрузив с кораблей все свои богатства, построил Садко “церковь соборную Миколе Можайскому”.

“Не стал больше ездить Садко на сине море,
Стал поживать Садко во Нове-граде”.

Заключение

Былина “Садко” является единственным произведением русского эпоса, в котором главный герой не только отправляется в другую страну, но и попадает в иной, потусторонний мир – во владения морского царя. Указанная деталь сближает былину со сказочной народной традицией, при этом купеческий быт Новгорода изображен со значительной исторической точностью. Именно поэтому стиль произведения двойственен и соединяет в себе как сказочно-фантастические, так и ярко реалистические элементы.

Рекомендуем не ограничиваться чтением краткого пересказа “Садко”, а ознакомиться с полным вариантом былины.

home-task.com

Краткое содержание былины Садко | Экзаменационные сочинения по ЕГЭ

В Великом Новгороде жил-был молодой гусельщик по имени Садко. В городе все его называли Садко-гусляр. Богатства у него несметного не было. Жил бобылем, ни кола ни двора, ел хлеб, да запивал квасом. Одно было у него достояние – гусли яровчатые. Слава о его таланте ходила по всему городу, потому приглашали Садко на все пиршества в боярские терема, да в купеческие хоромы. Играл он от души, да так, что все бояре заслушивались. Тем он и жил, что по пирам ходил.

Однажды, вышло так, что весь день его никуда не приглашали. Он не стал переживать, пораньше лег спать и ждал, что назавтра пригласят. Но и следующие дня два его на пиры не звали. Пригорюнился тогда Садко, взял свои гусли яровчатые и пошел к Ильмень-озеру. Присел он на камень и ударил в струны звонкие, завел свою песню. Так играл он до вечера, пока красно солнышко не стало садиться. Тогда Ильмень-озеро взволновалось, поднялась высокая волна, а из нее вышел сам царь водяной. От неожиданности гусляр оторопел, а водяной ему и говорит: “Ай же ты, Садко Новгородский!/ Не знаю, чем буде тебя пожаловать”.

Как оказалось, у него на дне озера

было пиршество, а гусляр молодой своей игрой повеселил и потешил вдоволь гостей. За это водяной хотел отблагодарить его и открыл тайну озера. Он сказал, что завтра в городе будет пир у первостатейного купца. Во время того застолья подвыпившие гости станут хвалиться и хвастаться своими богатствами. Один будет хвастать несчетной золотой казной, второй – товарами заморскими, третий – добрым конем, глупый – молодой женой, а умный – своими родителями. Когда спросят купцы, чем он сам может похвастать, Садко должен ответ держать так, как водяной его научит. Тогда и сам он станет богатым.

На следующий день, действительно, позвали Садко на пиршество в белокаменные палаты одного именитого купца. Там он играл на своих гуслях и веселил народ. Когда купцы подвыпили, как и обещал водяной, все они стали хвастать да похваляться. Затем они принялись у молодого гусляра спрашивать, чем он может похвастать. На это Садко отвечал: “Ай же вы, купцы богатые новгородские!/ А и как чем мне, Садку, хвастать?” Ведь не было у него ни злата, ни серебра. Единственное, чем он мог похвастать, так это тайной Ильмень-озера. Тогда поведал Садко об этом чуде-чудном и диве-дивном купцам.

В этом озере водилась рыба – золотое перо. Никто ее пока еще не вылавливал. Кто эту рыбку выловит, да ухи из нее отведает, тот из старого в молодого

превратится. Зашумели купцы, заспорили, не поверили ему вначале. Тогда, Садко стал об заклад биться, что такая рыба в озере есть. Купцы именья свои прозакладывали, а в чудо верить не хотели. Садко в ответ свою буйную голову заложил. На том спор и закончили рукобитьем об заклад. Вскоре Садко выиграл спор, так как купцам удалось три раза к ряду рыбу чудную словить. За это гусляра наградили лавками дорогих товаров, после чего он стремительно стал богатеть.

Вскоре Садко превратился из бедного сироты в одного из самых именитых купцов Новгорода. Его приказчики торговали товарами не только у себя в городе, но и в иных местах. Множилось его богатство не по дням, а по часам. Он и палаты белокаменные выстроил с горницей из заморского дерева и златыми комнатами, и жену молодую привел, и стал часто проводить пиры для местных бояр. Гости, захмелев, часто спорили и похвалялись, как обычно. Во время одного из таких пиров, Садко признался гостям, что может скупить все товары новгородские и все еще богатым остаться.

Не поверили в его заносчивую речь бояре и даже обиделись. Тогда, Садко стал об заклад биться. На том столованье и закончилось. А на следующее утро, заранее отсыпав золота из казны, он отправился со своей дружиной и помощниками скупать все товары в городе, дорогие и не очень. С утра до вечера все скупали, к закату ничего не осталось на прилавках. На следующий день еще больше товаров в Великий Новгород навезли, но Садко с помощниками скупил все, не оставив и медного гроша. И на третий день Садко послал помощников с золотой казной, а сам пошел в гостиный ряд посмотреть товары. А там за ночь еще больше товаров навезли из Москвы, Твери и других городов.

Увидев это, призадумался Садко и понял, что не осилить ему всего Великого Новгорода. Видно, он не настолько богат, как город. Решил он отдать тридцать тысяч, проигранных в споре, а сам построил тридцать кораблей, нагрузил скупленным товаром и поплыл в страны заморские торговать. В путешествии он успешно распродал новгородские товары и с большой прибылью возвращался по синему морю домой. Но на обратном пути приключилось странное: все корабли остановились, будто к месту приросли и дальше двигаться не могли. Все сорок кораблей, словно на якоря встали. Ветер мачты гнет, волны морские плещутся, а корабли с места не трогаются.

Садко призадумался и решил, что царь морской требует у них выкупа, ведь давно ему дань не плачивали. Приказал он своим ребятушкам бочку золота метать в синее море. Сделали, как сказано, а корабли все не сдвигаются. Тогда он понял, что царю морскому нужна живая душа и решили метать жребий. Как не метали, а все на Садко падал жребий. Набрался он смелости и приказал опускать лодку на воду. Перед тем, как спуститься в море он попросил принести ему бумагу да перья, чтобы отписать свое наследство. Добрую часть отписал монастырям, своим помощникам, дружине и приказчикам. Много казны отписал нищим, вдовам и сиротам, ну и про свою молодую жену не забыл.

После этого он приказал ребятам спускать его на воду. Садко с собой прихватил гусли звонкие, чтобы сыграть на них в последний раз. На дубовой доске он поплыл по синему морю. Все корабли тотчас с места тронулись и поплыли своим путем. Пока играл он на гуслях и тужил о своей судьбинушке, не заметил, как уснул на плоту. Проснулся он уже во владениях морского царя. Морской царь обрадовался гостю и говорит: “Век ты, Садко, по морю езживал,/ Мне, царю, дани не плачивал”. Попросил его царь сыграть на гуслях, а сам пустился в неуемный пляс. Так Садко играл, сутки, вторые, третьи. А царь все не унимался. От его плясок взбушевалось море, поднялась страшная буря, разбила и потопила множество кораблей.

Народ стал молиться святому Миколе Можайскому. Именно он подсказал гусляру остановить музыку. Однако Садко никак не мог, ведь ему сам царь приказал играть. Тогда Микола Можайский научил его порвать все струны. Он дал ему еще один совет. Если царь прикажет выбрать жену в морском царстве, то не надо с ним спорить, а надо выбирать самую последнюю, ту, что Чернавушкой зовут. Самое главное с ней в первую ночь не ложиться в постель, а то навсегда он застрянет в море. Так Садко и поступил. Одним взмахом руки порвал он струны на гуслях. Вмиг утихла буря, а благодарный царь предложил ему выбрать себе жену.

Рано утром отвели гусляра на смотрины. Триста невест повидал он, но выбрал самую последнюю, как и советовал святой. Чернавушку он назвал своей суженой, а после пира, когда они остались одни, он не стал к ней прикасаться. На следующее утро он проснулся в Новгороде на крутом берегу реки. С берега он увидал свои сорок кораблей, все целые и невредимые. На кораблях его жена с дружиной поминают его и поверить не могут своим глазам, что Садко вернулся живой и невредимый. На вырученные богатства он решил построить в Новгороде соборную церковь в честь Миколы Можайского. Об этом его попросил святой. С тех пор, Садко больше не выходил в синее море, а жил себе поживал в славном Нове-Граде.

.

ege-essay.ru

Садко Краткое содержание – avosya.ru

Садко Краткое содержание для читательского дневника

Жил когда-то в Новгороде Садко, у которого были только «гусельки яровчаты», с которыми он по пирам ходил. Вот пошел он однажды к Ильмень-озеру на гуслях играть. Взволновалось тут озеро, испугался Садко и ушел с озера. Три раза так ходил Садко, на третий раз из воды выходит царь морской. Царю понравилась игра музыканта, и хочет он отблагодарить Садко. Предлагает: А не то ступай во Новгород И ударь о велик заклад…

И спорь, что в Ильмень-озере Есть рыба — золоты перья. Садко так и сделал. Он поспорил с купцами и с неводом пошел на озеро. Три раза закидывали невод и три раза вытаскивали «рыбку — золоты перья». Отдали купцы новгородские свои лавки, и стал Садко торговать. Разбогател Садко неслыханно. Однажды он ударяет «о велик заклад» с настоятелями, что выкупит все товары в Новгороде. Три дня скупает Садко с дружиной товары в городе, а взамен проданных новые привозят. Проиграл Садко заклад, а со скупленным товаром поплыл за море торговать. Удачно продав все, отправляется Садко в обратный путь, но в море настигает его корабли шторм. Садко понимает, что царь морской требует дань. Тянут жребий, и выпадает Садко оставаться в море в качестве жертвы. Он попадает на дно моря. В «палате белокаменной» сидит царь морской и просит Садко играть на гуслях.

Садко играет, а царь морской пускается в пляс, отчего на море начинается сильнейший шторм. Как стал народ молиться Миколе Можайскому, Как тронуло Садка в плечо во правое: — Ай, же ты, Садко новагородский! Полно играть в гуселышки яровчаты! Микола Можайский подсказывает Садко, как ему царя морского перехитрить. Нужно сломать гусли. Тогда царь предложит Садко выбрать «девицу-краса- вицу». Выбрать нужно будет последнюю — Чернавушку, только ночью, как пойдут спать, нельзя будет творить «блуда во синем море». И проснется тогда Садко в Новгороде. Садко так и сделал. Оказался он «на крутом кряжу», видит, как возвращаются его корабли в Новгород. Вместе с ними и вошел в город к молодой жене.

Нашли ошибку?
Ctrl+Enter

avosya.ru

Краткое содержание пересказ изложение сюжет оперы былина садко


Волхова, царевна прекрасная, его дочь молодшая, любимая

Видение: Старчище могуч-богатырь во образе калики перехожего

бас

сопрано

баритон

ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ

Об опере на сюжет новгородской былины о Садко Римский-Корсаков думал еще в 1880-х годах, но к работе над ней приступил лишь летом 1894 года.

Своим замыслом Римский-Корсаков поделился с В. В. Стасовым — выдающимся ученым-демократом и музыкальным критиком, с которым его связывала многолетняя творческая дружба.
Лишь в самом конце былины сказители ввели образ Святителя Николая, святого Николая-угодника, одного из самых почитаемых на Руси святых, который вызволяет Садко из плена. Как пишет В.Г. Мирзоев в своем исследовании, «Сочная, красочная былина «Садко», обнаруживая полнокровную жизнь Древнего Новгорода, сохранила нам дохристианские верования его населения (в другом варианте спасительницей Садко была русалка Чернавка. — М.Г.), а также ясно обрисовала детали местной жизни, психологию средневекового новгородского купца. Былина о Садко — живая картина с натуры, живой рассказ о жизни древнего города».
Стасов откликнулся большим письмом, в котором, ссылаясь на многочисленные варианты былины, советовал композитору шире показать картины реальной народной жизни и быта древнего Новгорода.

Опера по первоначальному плану, в котором много места уделялось сказочно-фантастическим сценам, была закончена к осени 1895 года.

Однако со временем Римский-Корсаков принял стасовские предложения и летом следующего года подверг произведение серьезной переработке, воспользовавшись при этом помощью В. И. Бельского (1866—1946) — будущего либреттиста «Сказки о царе Салтане», «Сказания о граде Китеже» и «Золотого петушка».

Так проходит много праздников, но вскоре его перестают звать на пиры. Так заканчивается первый пир, второй и третий. Угрюмый гусляр уходит к Ильмень-озеру, на котором садится играть в свои гусли и погружается он в свою музыку с головой, не замечая, как вода в озере начинает колыхаться. Вскоре он возвращается домой.

Благодаря переделкам, рядом с образом народного певца, гусляра Садко, возник образ его жены Любавы — преданной, верно любящей русской женщины; народные сцены были значительно развиты и обогащены новыми эпизодами.

Опера приобрела характер полнокровного, правдивого повествования о могучей и самобытной жизни народа, заняв место среди наиболее ярких и значительных произведений русской оперной классики.

Осенью 1896 года опера была предложена дирекции Мариинского театра, но встретила холодный прием; Николай II собственноручно вычеркнул ее из репертуара.

Впервые «Садко» был поставлен на сцене московской частной оперы С. И. Мамонтова. Премьера состоялась 26 декабря 1897 года (7 января 1898 года) и прошла с большим успехом.
В центре былины — новгородский купец Садко, талантливый гусляр. По его имени и названо произведение русского фольклора. Образ Садко жизненно достоверен и многогранен, очень неоднозначен. «Садко, — пишет известный исследователь В.Г. Мирзоев, — истинный представитель Великого Новгорода, воплотивший его характерные черты».

СЮЖЕТ

В богатых хоромах пируют новгородские купцы. С ними молодой гусляр Нежата из Киева, скоморохи Дуда и Сопель, городские настоятели Фома Назарьич и Лука Зиновьич. Гости торговые похваляются своим богатством и властью.

Садко «зазывал к себе на почестен пир знатных гостей», которые на пиру наедалися, напивалися и похвальбами все похвалялися». Похвалился Садко скупить все товары в в Новгороде, поспорил в богатстве с ним. Но спор проиграл: сколько он ни скупал товаров в новгородских лавках, на утро в них появлялись привезенные со всей Руси все новые и новые. И понял Садко, что не он купец богатый новгородский — побогаче его славный Новгород. И если в начале былины народное сознание на стороне бедного гусляра, то Садко-купец, возомнивший, что он богаче и сильнее целого торгового города, лишен сочувствия народа. Былина заставляет его признать победу Новгорода. В ней со всей определенностью выражена мысль о торговой мощи великого города северной Руси.
Нежата поет былину о могучем Волхе Всеславиче. Но Садко корит купцов за пустую похвальбу. Он мечтает о странствиях, чтобы далеко по просторам земли разнести славу Новгорода. Не понравились дерзкие речи богатым настоятелям и купцам, и прогнали они Садко.
Жил когда-то в Новгороде Садко, у которого были только «гусельки яровчаты», с которыми он по пирам ходил. Вот пошел он однажды к Ильмень-озеру на гуслях играть. Взволновалось тут озеро, испугался Садко и ушел с озера. Три раза так ходил Садко, на третий раз из воды выходит царь морской. Царю понравилась игра музыканта, и хочет он отблагодарить Садко. Предлагает: А не то ступай во Новгород И ударь о велик заклад… И спорь, что в Ильмень-озере Есть рыба — золоты перья. Садко так и сделал. Он поспорил с купцами и с неводом пошел на озеро. Три раза закидывали невод и три раза вытаскивали «рыбку — золоты перья». Отдали купцы новгородские свои лавки, и стал Садко торговать. Разбогател Садко неслыханно. Однажды он ударяет «о велик заклад» с настоятелями, что выкупит все товары в Новгороде. Три дня скупает Садко с дружиной товары в городе, а взамен проданных новые привозят. Проиграл Садко заклад, а со скупленным товаром поплыл за море торговать. Удачно продав все, отправляется Садко в обратный путь, но в море настигает его корабли шторм. Садко понимает, что царь морской требует дань. Тянут жребий, и выпадает Садко оставаться в море в качестве жертвы. Он попадает на дно моря. В «палате белокаменной» сидит царь морской и просит Садко играть на гуслях. Садко играет, а царь морской пускается в пляс, отчего на море начинается сильнейший шторм. Как стал народ молиться Миколе Можайскому, Как тронуло Садка в плечо во правое: — Ай, же ты, Садко новагородский! Полно играть в гуселышки яровчаты! Микола Можайский подсказывает Садко, как ему царя морского перехитрить. Нужно сломать гусли. Тогда царь предложит Садко выбрать «девицу-краса- вицу». Выбрать нужно будет последнюю — Чернавушку, только ночью, как пойдут спать, нельзя будет творить «блуда во синем море». И проснется тогда Садко в Новгороде. Садко так и сделал. Оказался он «на крутом кряжу», видит, как возвращаются его корабли в Новгород. Вместе с ними и вошел в город к молодой жене.

Садко пришел на пустынный берег Ильмень-озера и запел печальную песню. Услыхало его Ильмень-озеро; легкий ветерок всколыхнул воду, тростниками прошелестел, и увидел Садко, что плывет к берегу стадо лебедей.

Однако наступает день, а за ним другой, третий, когда Садко не зовут на честной пир. Гордость богатыря задета, но он никому не показывает обиды. Он в одиночестве идёт к Ильмень-озеру, садится на бел-горюч камень на берегу и достаёт заветные гусли. Садко играет, отводя в музыке душу. От его игры вода в озере «всколыхалася». Не обратив внимание на это, Садко возвращается назад в город.


Вышли они на берег и обернулись девицами, а среди них прекрасная царевна Волхова, любимая дочь царя Морского. Полонили ее чудные песни Садко, и пообещала она гусляру на прощание три рыбки золото-перо, что водятся в Ильмень-озере, предсказала богатство и счастье.

Садко — молодой гусляр из Великого Новгорода. В начале рассказа он беден, горд и самолюбив. Его единственное достояние — яровчатые гусли, на которых он играет, переходя с одного весёлого застолья к другому.


Близится рассвет, из озерной глубины послышался голос Морского царя, зовущего своих дочерей. Царевна Волхова и ее сестры, вновь обернувшись лебедями, уплыли вдаль от берега.

Ждет не дождется Любава своего беспокойного мужа.

Она не понимает его мечтаний и горько сетует на судьбу. Пришел Садко; с любовью и заботой она бросилась к нему, а он ее и слушать не хочет: его околдовала своей красотой царевна Волхова.
В результате своей предприимчивости, ловкости и удачи Садко становится купцом и вскоре бросает вызов всему купечеству Великого Новгорода. Однако в этом поединке Садко терпит поражение, — иначе в былинах и быть не могло: победа одного человека, Садко, была бы принижением второго по могуществу города Древней Руси — Господина Великого Новгорода. Вскоре после этого Садко отправляется в путь. Это был долгий и сложный путь. Волхов, Ладожское озеро, Нева, сине море, Золотая Орда — вот вехи этого пути (интересно, что в этой былине о Садко Золотая Орда рисуется неизвестным автором не как враждебная сила; Садко получает там даже большие барыши).
Услышал Садко колокольный звон, вспомнилось ему обещание Морской царевны, и решил он пойти на люди, попытать своего счастья.

На новгородской пристани у Ильмень-озера вокруг заморских торговых гостей толпится народ.

Сюда пришел Садко со своей заветной думой.
Былины о Садко, как и былины о Василии Буслаеве, уводят нас из княжеского стольного Киева, из южных степей, где происходили богатырские сражения, на север — в средневековый Новгород, республику бояр и купцов, связанную торговыми узами с Европой. У Новгорода были свои герои и свои социальные конфликты. И хотя Садко — персонаж полностью вымышленный и ни о каком историческом его прототипе говорить не приходится, в образе его запечатлелись характерные черты новгородского общества XII—XV ве-ков. В Древней Руси правда жизни нередко раскрывалась через фантастические ситуации и через необыкновенные дела героев.
Купцы и настоятели со скоморохами смеются над рассказом гусляра о рыбе чудной золото-перо, что водится в Ильмень-озере; Садко предложил им биться об заклад. Забросил он сеть в озеро и вытащил ее с тремя рыбами золото-перо, а мелкая рыбешка превратилась в слитки золота. Садко стал самым богатым человеком в Новгороде.
Главные герои былин — богатыри, люди исключительные, наделенные чертами, которыми не обладает обычный человек: невиданной силой, безграничной храбростью, особенным умением или талантом. Так, если Илья Муромец знаменит своей силой, то Садко — своим непревзойденным искусством играть на гуслях.
Он собрал дружину, накупил товаров, снарядил тридцать кораблей и один корабль. Заморские купцы — варяжский, индийский и веденецкий — рассказывают о далеких странах, чтобы Садко знал, куда держать путь. Он простился с женой, с новгородским людом, и корабли отплыли в дальние неведомые края.

Двенадцать лет плавал Садко, и однажды остановился его корабль среди моря.

Поняли новгородцы, что Морской царь требует дани.
По наиболее полному варианту, записанному от Андрея Сорокина и приобретшему значение канонической версии (Рыбников, 1910, том II, № 134), Садко был сначала бедным гусляром, который зарабатывал на хлеб насущный игрой на пирах. Однажды девять дней подряд Садко не был зван ни на один пир. Тогда он пошел к Ильмень-озеру и стал играть на пустом берегу. Неожиданно из озера показался сам царь морской, который объявил, что «утешен» игрой гусляра и хочет его наградить. Получив наставление морского царя, Садко отправился в Новгород и побился о заклад с тремя богатыми купцами, утверждая, что в Ильмень-озере есть чудесная «рыба-золоты перья». Выиграв заклад, Садко стал торговать и разбогател.
Корабельщики бросали в море бочки с золотом, серебром, жемчугом — все стоит корабль с поникшими парусами. Они стали метать жребий: кого из них требует к себе царь Морской, и жребий выпал Садко. Бросили на воду дубовую доску, и только Садко ступил на нее, как поднялся ветер, паруса наполнились, и корабль скрылся вдали.

Садко (Богатый гость) — герой былин новгородского цикла; из девяти известных вариантов, записанных исключительно в Олонецкой губернии, полных только два (сказители — Андрей Сорокин и Василий Щеголёнок).

Садко остался один среди синего моря. Он ударил по струнам своих гуслей, и, словно в ответ, донеслись голоса дочерей царя Морского и царевны Волховы. Вода заволновалась, расступилась, и гусляр опустился в пучину моря.

Он оказался в лазоревом подводном тереме перед царем Морским и царицей Водяницей.

Царь приказал Садко петь величальную песню, и так ему понравилось чудное пение, что он предложил гусляру остаться и взять себе в жены царевну Волхову.

В начале былины Садко предстает перед нами как обыкновенный гусельщик (играющий на гуслях — старинном русском музыкальном инструменте), без знатного происхождения, богатства, достатка, «несчетной золотой казны». Однажды он встречается с морским царем, который награждает его за искусную игру на гуслях богатством.


Подводные жители встречают молодых веселыми танцами. Вот и сам Садко взялся за гусли, и все царство пустилось в неистовую пляску. На море поднялась буря, стали тонуть корабли, но появился Старчище могуч-богатырь и тяжкой палицей выбил гусли из рук Садко.
Былины издавна вызывали к себе интерес. Но записывать их начали только тогда, когда появились люди или целые сословия, для которых истории о богатырях стали экзотикой, чем-то необычным, фантастическим. Первые записи относятся к середине XVII в. Они включались в рукописные сборники. Позднее их стали публиковать, но при этом былины подвергались обработке соответственно вкусам читающей публики того времени. Такие записи были очень далеки от подлинных текстов, как правило, перелагались прозой и имели характерные названия, начинавшиеся словами «Повесть о…», «История о…» и т.д.
Он возвестил конец власти царя Морского, а дочери его назначил стать рекой. Царство подводное погрузилось в морские глубины и пропало, а Садко с Волховой в раковине, запряженной касатками, устремился на волю, к Новгороду.

Опять про него все забывают… Но в этот раз на Ильмень-озере происходит чудо, из недавно тихих и мирных вод из самой глубины вод появляется глубоководный царь. Он обещает Садко, что поможет ему, за то, что тот так прекрасно играл. Царь предлагает поспорить с купцами, что тот сможет в озере поймать золотых рыбок, а царь морской ему в этом поможет.

Садко уснул на зеленом берегу Ильмень-озера, убаюканный пением Волховы. И, лишь уснул, рассеялась морская царевна алым утренним туманом по зеленому лугу. Садко пробудился, услыхав горестные жалобы своей жены — Любавы Буслаевны.

На обратном пути Садко ожидают большие испытания: в море царь Морской потребовал у него жертвоприношения. И вот в этой ситуации раскрывается непростой характер Садко: он эгоистичен и расчетлив, недобр и несправедлив. Садко готов пожертвовать своей дружиной ради собственного спасения. Садко предлагает выбрать жертву — «живую голову» — в результате жеребьевки. Вот здесь и проявляются такие черты его личности, как хитрость, коварство, непорядочность. Садко делает жребий себе из тяжелого металла — золота, а дружине — из дерева: он понимает, что золото тяжелее и сразу пойдет на дно, а это означает спасение — не он будет выбран в качестве жертвы.


Пока они беседовали после долгой разлуки, взошло солнце, туман растаял, и открылась их взорам река Волхова, а по ней уже бегут к Ильмень-озеру корабли с дружиной Садко. Навстречу им высыпал народ. Все дивятся нежданному возвращению Садко с кораблями, а больше всего — широкой реке Волхове, которая пролегла от Ильмень-озера до самого синего моря.

Новгородские былины носят несколько иной характер. В них нет «могучих богатырей», «полениц удалых», сражающихся с вражьей силой. Герои этих песен — Садко и Василий Буслаевич, как и киевские богатыри, обладают яркими и особенными чертами: Садко прекрасно играет на гуслях. Садко отличается от обычных людей и тем, что путешествует на дно морское и удачно возвращается.


Садко поведал о своих чудесных странствиях, и народ восславил гусляра, Волхову-реку и великий Новгород.

МУЗЫКА

«Садко» — яркий образец эпической оперы, для которой характерно замедленное, плавное течение действия, воскрешающее дух старинных былинных сказов. Музыкальные портреты главных действующих лиц даются в широко развитых вокальных номерах, картины народной жизни и быта — в монументальных хоровых сценах.

Народные представления о жизни, о прекрасном, о добре и зле, выраженные в былине, вдохновили спустя много веков замечательного русского композитора XIX века H.A. Римско — го-Корсакова на создание оперы с одноименным названием по мотивам известного памятника русского эпоса — былины «Садко».
Музыка оперы насыщена яркими, выпуклыми контрастами.

Образы сказочного подводного царства, воплощаемые средствами гибкой, прихотливой мелодики и необычных гармоний, противопоставлены картинам реальной народной жизни и образам русских людей, в обрисовке которых главным выразительным средством является русская народная песенность.

Опера открывается величавым оркестровым вступлением «Океан-море синее».

Картина первая — большая хоровая сцена, насыщенная буйным весельем.

Ее среднюю часть составляют два эпизода: степенная, неторопливая былина Нежаты и сцена Садко с хором, в центре которой его певучий речитатив «Кабы была у меня золота казна», незаметно переходящий в арию.
В детстве все узнают об Илье Муромце и других богатырях, которые скоро перемешиваются с персонажами сказок, а с возрастом просто забываются как «детские». А между тем былины вовсе не принадлежали к детскому фольклору. Напротив, эти песни исполнялись взрослыми серьезными людьми для таких же взрослых серьезных людей. Переходя от поколения к поколению, они служили способом передачи древних верований, представлений о мире, сведений из истории. А все, о чем рассказывается в былинах, воспринималось как правда, как реально происходившие когда-то в далеком прошлом события.
Картина завершается насмешливой и задорной пляской скоморохов, которая сплетается с музыкой начального хора.

Картина вторая чередует фантастические и лирические сцены. Краткое оркестровое вступление рисует тихий вечер на берегу Ильмень-озера и подгатавливает начало задумчиво-печальной песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Хор девиц подводного царства с колоратурным пением морской царевны выдержан в прозрачных светлых тонах и полон безмятежного покоя. Оживленная хороводная песня Садко сменяется мечтательным и чистым любовным дуэтом, в который временами вплетаются доносящиеся издали отголоски хороводной песни.

Садко вначале — гусляр, певец, который живет тем, что его приглашают на богатые пиры. Он беден.


Прощание Садко и Волховы прерывается таинственными сигналами труб и призывами Морского царя.

Небольшое оркестровое вступление к третьей картине предшествует речитативу и арии Любавы, проникнутым глубокой грустью и тоской; при появлении Садко печаль сменяется радостным оживлением.

В следующей затем сцене взволнованным, полным любви и озабоченности репликам Любавы противопоставлены мечтательные фразы Садко; в оркестре звучат мелодии царевны Волховы.

Почему-то его перестают звать на пиры, и он идет к Ильмень-озеру и здесь играет на своих гуслях. Бытовая ситуация сменяется ситуацией фантастической: игру Садко слышит морской царь, «хозяин» озера, и решает наградить певца. Садко должен побиться с купцами «о велик заклад», что в озере живет чудесная рыба с золотыми перьями. В споре с гусляром несколько купцов закладывают свои лавки с товарами, а бедный Садко закладывает свою голову. С помощью морского царя Садко трижды вылавливает рыбок с золотыми перьями и становится богатым «гостем» — купцом.


Решительный речитатив Садко и страстная молитва покинутой Любавы завершают картину.

Четвертая картина занимает центральное место в композиции оперы. Она состоит из двух больших частей: монументальной хоровой сцены (торжище у пристани) и ряда сцен, связанных с Садко. В первой части могучие хоры народа, монотонное пение калик перехожих, озорные скоморошьи припевки и наигрыши, таинственные пророчества волхвов, голоса настоятелей и Нежаты тесно переплетаются, объединяясь в развернутый ансамбль, подготавливающий появление Садко.

Сюжеты былин часто связаны с нарушением героем какого-либо запрета. Нарушение запрета или просто дерзость сулят героям беду. Это связано с тем, что все происходящее в песне, все, что приходится выполнять ее персонажам, предопределено. Какая-то высшая сила — Бог, судьба — решает, что должно случиться. В жизнь героев былин часто вмешиваются Святой Николай, калики перехожие (странники, бродяги), старичище-перегрюмище. Они вызволяют богатырей из беды, ставят невыполнимую задачу или выдвигают какой-то запрет.
Следует ряд речитативных эпизодов (спор с купцами, ловля рыбы), которые венчаются торжественным хором «Слава, слава тебе, молодой гусляр» и сверкающим фанфарным лейтмотивом золота. Обращение Садко к дружине и хоры дружинников, выдержанные в духе привольной русской песни, обрамляют величавое пение Нежаты «Как на озере на Ильмене».

Вскоре история повторяется. Садко опять не зовут на пир — раз, другой, третий. Он вновь идёт к Ильмень-озеру, вновь садится на горюч камень и начинает играть. И опять вода в озере колышется, что-то предвещая.


Суровая, мужественная песня Варяжского (скандинавского) гостя сменяется созерцательно-лиричной песней Индийского гостя и светлой, льющейся широким мелодическим потоком песней Веденецкого (итальянского; город Веденец — Венеция) гостя. Садко запевает раздольную русскую песню «Высота ль, высота поднебесная», которую подхватывают дружина и народ; поддержанная оркестром, она ширится и крепнет, приводя к ликующему, могучему заключению.

Оркестровое вступление к пятой картине рисует морской пейзаж (музыка та же, что и во вступлении к опере).

В хоровой сцене Садко с корабельщиками, передавая их недобрые предчувствия, мелодия песни «Высота ль, высота» приобретает печальную окраску. Ария Садко (прощание с дружиной) близка к скорбным протяжным народным напевам. Широкий оркестровый эпизод, построенный на темах моря, золотых рыбок и Морского царя, изображает погружение Садко в морскую пучину (переход к следующей картине).

Трое из купцов соглашаются. Спор заканчивается полной победой Садко. Трижды закинув невод, он вытаскивает трёх золотых рыбок. Купцы отдают ему по три лавки дорогих товаров.

Картина шестая начинается хором девиц подводного царства с участием Волховы. К светлой величальной песне Садко «Синее море грозно, широко» присоединяются голоса Волховы, царя Морского и его дочерей. Яркими оркестровыми красками переливается «шествие чуд морских». Радостная свадебная песня сменяется колоритными танцами речек и ручейков, золотоперых и сереброчешуйных рыбок. Плясовая песня Садко, вначале спокойная, постепенно оживляется, превращаясь в неистовую общую пляску. Звучит грозный речитатив Старчища на фоне могучих аккордов органа. Симфоническое развитие музыкальных тем моря, в которое вплетаются голоса Садко и Волховы, приводит к последней, заключительной картине оперы.

Картина седьмая открывается проникновенной, лирически теплой колыбельной песней Волховы.

Ярким контрастом ей звучат тоскливые причитания Любавы, переходящие в радостный любовный дуэт. Вновь слышна мужественная мелодия песни «Высота ль, высота» (появление кораблей), которая служит основой монументального ансамбля с хором, венчающего оперу мощным, ликующим гимном.

unit.photogdz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *