Печенеги религия – между Византией, Русью и Хазарией

Содержание

между Византией, Русью и Хазарией

опубликовано: январь 2016

История появления печенегов на территории Крыма,
этнический состав кочевых орд

В степях Восточной Европы первые печенеги были замечены под конец IX в. Известное в наши дни название этого кочевого народа распространялось на несколько племен, которые представляли собой некий конгломерат. Среди них собственно печенегов было не так уж и много, всего три орды. Однако именно они вели кочевников вперед и по численности превышали все остальные народы объединения вместе взятые. Вполне возможно, что название печенеги пошло от имени первого вождя, стоявшего во главе образования, — Бече. Это имя собственное ученые относят к тюркским языкам, что говорит о происхождении кочевого народа. Название печенеги не единственное, которое используется относительно этого этноса. В разных странах о них вспоминали, как о пацинаках, пачинакитах, народах бенджнаке и баджане, кангарах.

Печенеги появились в заволжских степях между VII и IX вв. н. э., но их предки – кангары – существовали уже в I–II вв. до н. э. Они обитали в дельте Сырдарьи. По крайней мере, так повествует одна из китайских хроник. Держава Кангюй некоторое время была независимой, но позже она попала в состав Западного Тюркского каганата. Когда процветал Хазарский каганат, печенеги (или кангары) жили на его просторах. Но ослабление центральной власти Хазарии очень быстро привело к тому, что племена во главе с печенегами решают уйти за пределы державы. 

Спасаясь от гнева бывшего владыки, они двинулись в западном и южном направлениях. Согласно другой теории печенеги вторглись на территорию Хазарского каганата, стараясь захватить его просторы, чтобы иметь места для выпаса скота. 

Третья версия происхождения печенегов говорит о том, что кочевники пришли в Восточную Европу, спасаясь от засухи, предварительно образовав на землях булгар новый государственный организм под названием Падзинакия. Если внимательно изучить имеющиеся на сегодняшний день исторические данные, вырисовывается вполне логичная цепочка. Вначале пропеченеги жили за пределами земель, заселенных хазарами, потом они начали двигаться в поисках плодородных степей, встретив на пути преграду в образе каганата. Жестоко разобравшись с жителями Хазарии, они сумели завладеть территориями, принадлежавшими подданным хакана, но вскоре поняли, что надо двигаться дальше. Оттуда печенеги вроде бы и попали в Крым, который все еще находился под хазарским влиянием.

882 г. называют датой проникновения печенегов на территорию Крымского полуострова. Вместе с тем в источниках часто говорится о том, что эти кочевники массово приходили в Крым только с начала X в. В тот период истории полуостров находился под влиянием двух больших государств – Византии и Хазарии. Есть версия о том, что в Крыму печенегам довелось столкнуться с хазарами. 

Рядом же зарождалась Киевская держава и ее первые князья, вначале Аскольд, а потом Игорь, в головах которых, вполне возможно, уже созревала идея присоединения полуострова, частично реализованная их последователями, также вынуждены были воевать с пришлыми кочевниками. Усердие древнерусских князей вполне объяснимо, ведь печенеги, долго не раздумывая, двинулись в сторону Днепра и в 968 г. взяли в осаду мать городов русских. Им не удалось захватить Киев, а вот другая часть кочевников, которая ранее проникла в Крым, так и осталась на полуострове, вероятно, одержав победу над хазарами.

Еще вначале X в. крымские печенеги заключали договора с Русью и Византией. Парадоксально, но константинопольские власти с печенегами вели себя приблизительно так же, как и с хазарами, ранее влиявшими на судьбу полуострова. Византия старалась поддерживать дружественные добрососедские отношения с кочевым народом, для которого не было ничего хуже спокойной, мирной жизни, и всячески поощряла печенегов, и экономически, и политически. 

Такая тактика империи вполне объяснима. Печенеги стали силой, которая могла противостоять русичам, и ослабляла власть киевского князя. Константин Багрянородный также писал, что пока империя дружит с пачинакитами, на нее не смеют нападать «ни росы, ни турки». Под турками в трактате имелись в виду мадьяры-венгры. Однако советские историки в свое время говорили, что кочевники не только служили Византии и организовывали походы, чтобы угодить императору. Часть набегов они совершали из собственных меркантильных побуждений. 

Некоторые ученые утверждают, что состоялось несколько печенежских набегов на Крым. Как бы там ни было, но ближе к середине XI в., после поражения под Киевом в 1036 году, их орды, кочевавшие в Северном Причерноморье, начали распадаться. Однажды печенеги даже попробовали воссоздать когда-то мощный союз и пойти на Византию, но не смогли устоять перед совместным имперско-половецким войском. Поражение, состоявшееся в 1091г., окончательно пошатнуло этнос, который не так давно наводил страх на турок и жителей Древнерусского государства. Часть печенегов покинула Крымский полуостров и отправилась в южные степи, к реке Рось и  городу Белая Вежа. Вероятно, совсем немного представителей данного народа все же продолжало жить на просторах полуострова. Есть информация, что после разгрома конца XI в. пачинакиты продолжали нести военную службу у византийцев. 

Позже печенежский этнос стал основой формирования гагаузов, а другая его часть вошла в состав башкирского племени юрматы.

 

Развитие сельского хозяйства, ремесел и торговли у печенегов

Кочевники печенеги с самого начала своего существования занимались скотоводством, в основном разведением коней и овец. Скот был для них источником еды и питья, но знали они и особенности охоты. Попав на Крымский полуостров, печенеги увидели совсем другую жизнь, которая вскоре повлияла на социально-экономическое развитие их племен. Постепенно пачинакиты начинают переходить к земледелию. Такая тенденция становилась все более распространенной по мере освоения ими предгорий и степных районов Крыма.

Ремесленничество печенегов носило домашний характер. Они изготавливали глиняную кухонную утварь, умели обрабатывать кожу и шить из нее одежду, для того, чтобы делать бытовой инвентарь, кочевники научились справляться с деревом и камнем. Кроме того, у них существовала собственноручно сделанная конская сбруя. 

На Крымском полуострове постепенно зарождался новый тип купцов, печенежских. Многие из них обитали в портовых городах и влияли на транзитную торговлю. Печенеги контролировали товаропотоки между Херсоном и Византией, выступали посредниками в древнерусско-хазарских экономических отношениях. Среди историков находятся такие, которые доказывают, что печенеги постепенно оттеснили постоянных жителей Херсонеса, заняв их место в торговле с Востоком. Кочевники продавали херсонеситам шкуры и воск, которые реализовывались в Константинополе. На тот момент истории Крыма это был единственный способ существования жителей когда-то процветающего Херсонеса Таврического. В свою очередь, печенеги приобретали заморские шелка, бархат, другие изысканные ткани, специи, красную кожу.

 

Печенеги: быт, религия и культура

К XI веку печенеги представляли собой тринадцать кочующих племен. Встречается информация о том, что ранее их было восемь. Их власть находилась на переходной стадии, которую принято называть военной демократией. Собственного государства печенеги не имели, но это уже был и не первобытно-общинный строй. Язык пачинакитов относят к тюркской группе, но источники утверждают, что своим внешним видом они почти не отличались от жителей того же Киева. Печенеги были европеоидами с темными волосами, брили бороды, имели небольшой рост и неширокие лица. Обычные печенеги жили в войлочных кибитках, с двух лет до старости ездили верхом на коне. Во время стоянки они создавали своеобразный круглый лагерь, окруженный связанными телегами. Несколько семей варили еду в общем походном казане. Питались они мясом и молочными продуктами, кашей, приготовленной из зерен дикорастущих злаков.

Печенеги не представляли своей жизни без постоянных военных противостояний, а их набеги отождествляли с ударом молнии. С опустошенных земель они уходили, захватив с собой многочисленное чужое имущество, жен и детей покоренного народа. Еще со школьной скамьи многие помнят историю о том, что из черепа древнерусского князя Святослава враги сделали ритуальную чашу. Этот чудовищный обычай, ранее замеченный у скифов, существовал и в среде печенегов. Именно их князь Кури велел поступить так с головой вельможи Киевской Руси. Чтобы понять печенежскую натуру, достаточно вспомнить о том, что за два года до смерти князя Святослава Игоревича кочевники выступали его союзниками в битве под крепостью Аркадиополь.

Своих покойников печенеги часто хоронили в уже существующих курганах, известных в истории Крыма начиная с медно-каменного века. Сравнительно с подобными захоронениями других этносов, обитавших в Северном Причерноморье, настоящие печенежские курганы были не очень большими. Тело клали головой на запад. В местах погребений археологи обнаружили останки отдельных частей лошадиных туш – ноги и головы. Рядом с конскими костями лежали элементы сбруи, оружие, украшения, иногда монеты, кувшины. Анализируя такие находки, историки приходят к мысли о том, что уровень культуры печенегов значительно отличается от существовавшего у многих других кочевых народов. Пышные орнаменты, похожая на современную конская сбруя и остальные элементы артефактов позволяют осознать, что у пачинакитов начинала формироваться культура, отдаленно напоминающая ту, которая существовала в соседних, развитых на то время державах.

Что качается культурного влияния печенегов на жителей Крыма, то оно не отмечено. В сравнении с постоянными обитателями полуострова кочевники были менее развитыми. Их образ жизни и ценности не могли конкурировать с византийскими, на то время надежно укоренившимися в Крыму. Лашков Ф.Ф. писал о том, что печенеги не стали рушить древности Тавриды и со временем даже ценили их, стремясь к оседлой жизни.

Вопрос о религии печенегов все еще остается открытым. Есть предположение, что они поклонялись богу неба Танры, но отдельные племена знали, что такое буддизм и зороастризм. Попав в Восточную Европу и в Крым, кочевники познакомились с новой религией – христианством. Вполне вероятно, что часть новых жителей полуострова приняла наиболее распространенное на том момент верование местных обитателей. 

В начале XI в. в среде печенегов произошел раскол. В результате этого люди, которые пошли за Тирахом приняли ислам, а приверженцами христианства стали задунайские кочевые племена во главе с Кегеном.

Итак, печенеги появились в Крыму в 882 году и почти полностью ушли с полуострова после поражения 1091 года. 

В конце IX – и в X веках крымские земли пытались разделить между собой Киевская Русь, Византия и Хазария. Печенеги, которые попали на полуостров, вначале, вероятно, отвоевали часть земель, ранее подконтрольных хазарам. При этом в Крыму им не удалось разгромить только Херсон и Керченский полуостров. 

В X веке печенеги установили добрососедские отношения с Византией, кочевники ходили в походы, выполняя ее поручения. Таким образом, империя старалась ослабить власть русских князей и проучить мадьяр-венгров. В конце 30-х годов XI века печенежские орды стали ослабевать, но, набравшись сил, они выступили против Византии. 

Победа была на стороне византийско-половецких войск и с тех пор печенеги начали покидать Крым. Они принесли с собой много горя: сжигали, убивали, уводили в рабство, — но так и не смогли повлиять на культуру более развитых территорий. Попав в Крым, печенеги начали заниматься торговлей, иногда даже земледелием, однако, постоянные военные походы оставались основой их существования. 

INLIGHT 

krymkrymkrym.ru

Печенеги – История России

Печенеги – это союз древних кочевых племен, сложившийся приблизительно в VII-IX веках и кочевавший по территории Средней Азии. Печенеги имели собственный язык, занимались, в основном скотоводством.
Название “печенег” происодит, от “бече” – предводитель объединенных племен. Потомки печенегов разделились на две линии:
– одна часть отделилась и составила основу тюркского народа гагаузов,проживающих на территории современной Молдавии, Украины и России;
– другая часть ушла на Правобережную Украину и поселилась там.
Печенеги описываются в арабских, византийских, русских и западноевропейских источников. Этот народ описывают, как представителей европеоидной расы с темными волосами, узкими лицами и небольшим ростом. Печенеги обычно сбривали бороды и одевались подобно другим кочующим народам. Согласно древним хроникам, внешне печенеги походили на других европеоидов и русский человек вполне мог бы среди них затеряться.

История печенегов.

В истории Древней Руси племена печенегов  описывались, как варвары и разорители. Печенеги имели достаточно четкую структуру управления. Печенеги принадлежали к тюркоязычным племенам, как хазары, авары и другие, поэтому титул главы у них назывался “каган“. Под предводительством кагана печенеги кочевали по территории Средней Азии, занимались скотоводством, охотой и воевали с соседними племенами. В конце IX века под давлением своих соседей – огузов и хазар – печенеги вынуждены были покинуть свои привычные территории и направиться в сторону Восточной Европы. На новом месте печенеги вытеснили живущих здесь венгров и заняли их территорию, расселивших от Дуная до Волги.

Борьба Руси с печенегами.

К началу X века печенеги разделились на две основные ветви – восточную и западную, которые состояли из восьми племен. К концу Х века печенеги  дошли до Крымского полуострова, где впервые столкнулись с живущими там славянскими племенами. В этот же период начинаются первые контакты печенегов с жителями Древней Руси. С этого момента печенеги будут периодически идти против русских князей и отвоевывать территории, а иногда выступать на стороне Руси во внутренних и внешних военных конфликтах.
В 915 – 920 годах возникают постоянные конфликты между печенегами и Киевским князем Игорем Рюриковичем из-за частых набегов кочевников на русские земли. Чуть позднее, в 965 году, после распада Хазарского Каганата печенеги занимают его территории, и в итоге эти племена к концу Х века растянулись на многие километры на территории от Руси до Византии. Печенеги постоянно конфликтовали с русскими князьями и даже пытались взять Киев в 968 году, но их набег окончился неудачей. После этого проигрыша они ненадолго стали союзниками русского князя Святослава Игоревича и участвовали вместе с ним в походе на Византию, однако сразу же после того, как им удалось расселиться на близлежащих территориях снова стали противниками Киевской Руси и повторяли свои нападения.
В 972 году князь Святослав Игоревич предпринимает поход против своих недавних союзников, однако печенеги не только разбивают русское войско, но и убивают самого князя, Святослава Игоревича, недалеко от берегов Днепра. После этого события разгорается новый период войны между Русью и кочевыми племенами печенегов. В 993 году князь Владимир Святославич пытается уничтожить своих воинственных соседей и ему это удается – войска печенегов разбиты, а сами воины убиты – однако уже в 996 году печенеги предпринимают ответный поход против Владимира Святославича и убивают его под селом Васильевым.
Однако и внутри самого племени не всегда царил мир. В 1010 году в стане печенегов начинается неразбериха, а затем и междоусобная война по религиозным соображениям. Часть из племени принимает ислам, как было принято в Средней Азии, а оставшиеся – христианство и окончательно переходят житиё на византийские территории.
После междоусобных войн печенеги снова встают на сторону Руси и вместе с князем Святополком Изяславичем участвуют в войне с другим великим князем – Ярославом Владимировичем Мудрым. Однако после того, как междоусобица на Руси заканчивается, печенеги снова возобновляют свои походы против русских князей. Однако на этот раз достигнуть успеха и завоевать территории им не удается – Ярослав Владимирович Мудрый одерживает окончательную победу над печенегами, разгромив последних под Киевом.

Конец племени печенегов. Гибель народа.

В XI веке печенеги разделяются на несколько частей, окончательно их союз разваливается лишь к XIV веку, когда печенеги делятся на большое количество отдельных племен, каждое из которых уходит на новую территорию, сливается с местными жителями и меняет религию и культурные обычаи. Некогда сильное племя, доставившее немало проблем русским князьям, постепенно кануло в Лету.

Гибель народа печенегов.

В 1091 году в битве при Левунионе византийско-половецкое войско нанесло  поражение вторгшимся из-за Дуная печенегам, после чего были убиты не только воины-мужчины, но весь остальной народ, включая женщин и детей. По словам византийской хронистки Анны Комнины, погиб весь народ печенегов целиком:

Можно было видеть необычайное зрелище: целый народ, считавшийся не десятками тысяч, но превышавший всякое число, с жёнами и детьми, целиком погиб в этот день.

В то же время, слова Анны Комнины об истребление печенегов стоит воспринимать только как фигуру речи, потому-что, по сообщениям хронистов, печенеги продолжали служить в византийских войсках и после Левуниона.

Потомки печенегов.

В 1036 году князь Ярослав Владимирович Мудрый нанёс поражение западному объединению печенегов. В конце XI века, под давлением половцев, они передвинулись на Балканский полуостров или в Большую Венгрию. Одна часть печенегов составила основу народностей гагаузов и каракалпаков. Другая часть влилась в объединение юрматы. У киргизов есть крупный род Бечен (Бичине), ведущий свою родословную от печенегов.

russian-history.info

ПЕЧЕНЕГИ — информация на портале Энциклопедия Всемирная история

ПЕЧЕНЕГИ — древний тюркоязычный народ.

Сфор­ми­ро­вал­ся, ве­ро­ят­но, в VII-VIII веках в бас­сей­не реки Сыр­дарья и в При­ара­лье. Воз­мож­но, из­на­чаль­но печенеги яв­ля­лись под­раз­де­ле­ни­ем огу­зов. В трак­та­те ви­зантийского императора Кон­стан­ти­на VII Баг­ря­но­род­но­го «Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей» есть све­де­ния, что преж­нее на­име­но­ва­ние час­ти печенегов — кан­га­ры. Й. Мар­кварт со­пос­та­вил эт­но­ним «кан­гар» с названием ниж­не­го те­че­ния р. Сыр­дарья (Канг) и эт­но­ни­мом «кен­ге­рес» тюркских ру­нических ор­хо­но-ени­сей­ских над­пи­сей. Ги­по­те­за Мар­квар­та, под­дер­жан­ная В.В. Бар­толь­дом (с ого­вор­ка­ми лин­гвис­тического ха­рак­те­ра) и А.М. Щер­ба­ком, по­зво­ля­ет ло­ка­ли­зо­вать ме­сто из­на­чаль­но­го рас­се­ле­ния печенегов в ни­зовь­ях Сыр­да­рьи и на тер­ри­то­ри­ях, при­мы­каю­щих с се­ве­ра к Араль­ско­му мо­рю. С.Г. Кляш­тор­ный ото­жде­ст­в­ля­ет «ре­ку Канг» с зем­ля­ми оа­зи­сов средней Сыр­да­рьи, ко­то­рые на­хо­ди­лись под про­тек­то­ра­том по­лу­ко­че­вых огуз­ских и пе­че­неж­ских пле­мён. Со­глас­но его на­блю­де­ни­ям, в начале VIII века пе­че­неж­ские пле­ме­на (кен­ге­ре­сы/кан­га­ры) уже пред­став­ля­ли со­бой са­мо­сто­ятельный на­род, вхо­див­ший в по­ли­тическую кон­фе­де­ра­цию с осед­лым на­се­ле­ни­ем оа­зи­сов.

Эт­но­ним «печенеги», ско­рее все­го, яв­ля­ет­ся де­ми­ну­ти­вом (умень­шительной фор­мой) от име­ни Бе­че (древнетюркское имя соб­ст­вен­ное Be ̌ce; ви­ди­мо ле­ген­дар­но­го ге­роя-эпо­ни­ма). Воз­мож­но так­же, что эт­но­ним вос­хо­дит к тюркскому сло­ву *ba ̌canak (умень­ши­тель­ное от badža — «сво­як; муж стар­шей се­ст­ры; стар­ший ро­дич»). О язы­ке печенегов све­де­ний не­мно­го. Воз­мож­но, он за­фик­си­ро­ван в ря­де эпи­гра­фических па­мят­ни­ков древ­не­тюрк­ско­го ру­ни­че­ско­го пись­ма. Из ви­зантийских и других письменных ис­точ­ни­ков из­вест­но несколько де­сят­ков пе­че­неж­ских слов (главным образом лич­ные име­на, то­по­ни­мы, эт­но­ни­мы). Точ­ное по­ло­же­ние пе­че­неж­ско­го языка внут­ри тюрк­ских язы­ков ос­та­ёт­ся не­яс­ным. По дан­ным «По­вес­ти вре­мен­ных лет», язык печенегов был из­вес­тен жи­те­лям Кие­ва в X веке.

В конце IX века печенеги бы­ли вы­тес­не­ны из При­ара­лья огу­за­ми и пе­ре­ко­че­ва­ли к Вол­ге. В свою оче­редь печенеги вы­ну­ди­ли уй­ти на за­пад ко­че­вые пле­ме­на мадь­я­ров (венг­ров). Не­смот­ря на по­ра­же­ние от огу­зов и ха­зар, пле­ме­на печенегов рас­се­ли­лись в сте­пях, кон­тро­ли­ро­вав­ших­ся Ха­зар­ским ка­га­на­том, часть по­се­ле­ний ха­зар бы­ли раз­ру­ше­ны. Во 2-й половине IX века печенеги поя­ви­лись в Северном При­чер­но­мо­рье (впер­вые об этом со­об­ща­ет латинская Хро­ни­ка Ре­ги­но­на Прюм­ско­го под 889 годом), в 990-е годы пол­но­стью вы­тес­ни­ли от­ту­да венг­ров. На ру­бе­же IX и X веков печенеги рас­се­ли­лись в Ниж­нем Поду­на­вье. В X веке печенеги ко­че­ва­ли ме­ж­ду Вол­гой и ни­зовь­я­ми Ду­ная. Сло­жи­лась круп­ная эт­но­по­ли­тическая общ­ность, по­лу­чив­шая в ис­то­рио­гра­фии названием «Пе­че­не­гия», ко­то­рая во мно­гом оп­ре­де­ля­ла гео­по­ли­тическую си­туа­цию в Восточной Ев­ро­пе. Она де­ли­лась на 2 боль­ших объ­е­ди­не­ния, гра­ни­ца ме­ж­ду ко­то­ры­ми про­ле­га­ла по Днеп­ру. Восточное (ле­во­бе­реж­ное) объ­е­ди­не­ние име­ло кон­так­ты с Хер­со­не­сом и Ха­зар­ским ка­га­на­том, за­пад­ное бы­ло свя­за­но с Пер­вым Бол­гар­ским цар­ст­вом и Ви­зан­ти­ей. В это вре­мя печенеги фак­ти­че­ски кон­тро­ли­ро­ва­ли са­мый слож­ный уча­сток пу­ти «из ва­ряг в гре­ки» — ни­зо­вья Днеп­ра и Днеп­ров­ские по­ро­ги. Пе­че­неж­ские во­ин­ские кон­тин­ген­ты не­од­но­крат­но при­вле­ка­лись как на­ём­ни­ки им­пе­ра­то­ра­ми Ви­зан­тии в борь­бе про­тив Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва и Древнерусского государства а так­же пра­ви­те­ля­ми Древнерусского государства про­тив Ви­зан­тии и Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва. Часть печенегов на­хо­ди­лась в за­ви­си­мо­сти от Ха­зар­ско­го ка­га­на­та, ещё од­на миг­ри­ро­ва­ла в За­вол­жье, где их при­сут­ст­вие в X веке от­ме­тил арабский пу­те­ше­ст­вен­ник Ибн Фад­лан.

Прак­ти­че­ски все средневековые ав­то­ры от­ме­ча­ли слож­ное по­ли­тическое уст­рой­ст­во пе­че­неж­ско­го эт­но­по­ли­тического объ­е­ди­не­ния в X-XI веках. Со­глас­но Кон­стан­ти­ну VII Баг­ря­но­род­но­му, Печенеги де­ли­лись на 8 «фем», со свои­ми пред­во­ди­те­ля­ми, а ка­ж­дая фе­ма — на пять мень­ших объ­е­ди­не­ний (ско­рее все­го, «кла­нов» или «ро­дов»). Власть у печенегов при­над­ле­жа­ла пред­ста­ви­те­лям од­но­го ро­да и пе­ре­да­ва­лась, по дан­ным трак­та­та «Об управ­ле­нии им­пе­рией», от пра­ви­те­ля к его двою­род­но­му бра­ту (ве­ро­ят­но, так ис­ка­зил­ся в ви­зантийском вос­при­ятии об­ще­тюрк­ский обы­чай пе­ре­да­вать власть не от от­ца к сы­ну, а сле­дую­ще­му по стар­шин­ст­ву по­сле пра­ви­те­ля муж­чи­не в ро­де). Ис­точ­ни­ки от­ме­ча­ют су­ще­ст­во­ва­ние у печенегов «на­род­но­го со­б­ра­ния» или «ари­сто­кра­ти­че­ско­го со­ве­та», а так­же рост вла­сти во­ж­дей-ха­нов и «ста­рей­шин». «Пе­че­не­гия», таким образом, пред­став­ля­ла со­бой слож­ное во­ж­де­ст­во (кон­фе­де­ра­цию пле­мён), ко­то­рое мог­ло пе­ре­рас­ти в ко­че­вую им­пе­рию, но бы­ло по­сте­пен­но унич­то­же­но в вой­нах (А.В. Ма­рей, П. Гол­ден).

В ис­точ­ни­ках за­фик­си­ро­ва­ны обы­чаи печенегов: бри­тьё бо­ро­ды, но­ше­ние уко­ро­чен­ной без­ру­кав­ной оде­ж­ды, со­жже­ние по­кой­ни­ков (этот обы­чай фик­си­ру­ет­ся толь­ко письменными ис­точ­ни­ка­ми и не под­твер­жда­ет­ся ар­хео­ло­ги­че­ски), ве­ра в кон­та­ги­оз­ную пе­ре­да­чу лич­ной уда­чи, воз­мож­но, ри­ту­аль­ный кан­ни­ба­лизм. Ар­хео­ло­гические дан­ные сви­де­тель­ст­ву­ют, что печенеги прак­ти­ко­ва­ли по­гре­бе­ния в ви­де тру­по­по­ло­же­ний с ко­нём, час­то — с ору­жи­ем (лу­ки, стре­лы, саб­ли) и ук­ра­ше­ния­ми. По­гре­бе­ния печенегов не име­ют прин­ци­пи­аль­ных от­ли­чий в об­ря­де сре­ди мас­сы син­хрон­ных ко­чев­ни­че­ских за­хо­ро­не­ний, вы­де­ля­ют­ся в основном хро­но­ло­ги­че­ски и тер­ри­то­ри­аль­но. Над мо­ги­ла­ми ли­бо на­сы­па­лись не­боль­шие кур­га­ны, ли­бо де­ла­лось впу­ск­ное по­гре­бе­ние в на­сы­пи бо­лее ран­не­го вре­ме­ни. Час­то в мо­гиль­ной яме со­ору­жа­лась де­ревянная ка­ме­ра или ящик (С.А.Плет­нёва, Е.В. Круг­лов). В 1108 году немецкий мис­сио­нер Бру­но Квер­фурт­ский ез­дил к печенегам с це­лью об­ра­тить их в хри­сти­ан­ст­во, но его ини­циа­ти­ва ока­за­лась ма­ло­ус­пеш­ной. Восточные ав­то­ры со­об­ща­ют о рас­про­стра­не­нии сре­ди печенегов ис­ла­ма, так­же к печенегам про­ни­ка­ли про­по­вед­ни­ки ма­ни­хей­ст­ва.

Печенеги не­од­но­крат­но фи­гу­ри­ру­ют на стра­ни­цах ран­не­го древнерусского ле­то­пи­са­ния. Пер­вое ис­то­рическое со­об­ще­ние о печенегах в нём ус­лов­но да­ти­ру­ет­ся 915 годом, ко­гда они за­клю­чи­ли мир с ки­ев­ским князем Иго­рем. В 920 году он вое­вал с печенегами, а в 944 году на­ни­мал их для по­хо­да на Ви­зан­тию. В 968 году печенеги оса­ж­да­ли Ки­ев, их на­па­де­ние, ви­ди­мо, бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но ви­зантийскими ди­пло­ма­та­ми для то­го, что­бы за­ста­вить вое­вав­ше­го на тер­ри­то­рии Пер­во­го Бол­гар­ско­го цар­ст­ва ки­ев­ско­го князя Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча вер­нуть­ся на ро­ди­ну. В «По­вес­ти вре­мен­ных лет» опи­са­ны пе­ре­го­во­ры древнерусские вое­во­ды Пре­ти­ча и «пе­че­неж­ско­го кня­зя», ко­то­рые в знак ми­ра об­ме­ня­лись ору­жи­ем. Вес­ной 972 года пе­че­неж­ский хан Ку­ря по нау­ще­нию ви­зан­тий­цев убил князя Свя­то­сла­ва Иго­ре­ви­ча; по пре­да­нию, из че­ре­па кня­зя бы­ла сде­ла­на ча­ша для ха­на. Во вре­мя прав­ле­ния его сы­на, ки­ев­ско­го князя Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча, печенеги не­од­но­крат­но на­па­да­ли на Древнерусское государство (992, 996, 997, 1015 годы — все ле­то­пис­ные да­ты ус­лов­ны, ско­рее все­го, печенеги, как позд­нее по­лов­цы, осу­ще­ст­в­ля­ли на­бе­ги ка­ж­дый год). Для обо­ро­ны от них ки­ев­ский князь ор­га­ни­зо­вал строи­тель­ст­во обо­ро­нительных ли­ний на южных гра­ни­цах Древнерусского государства («бе бо рать отъ пе­че­негъ»). Они строи­лись вдоль рек Дес­на, Ос­тёр, Тру­беж, Су­ла, Стуг­на. По­сто­ян­ные вой­ны с печенегами от­ра­зи­лись в древнерусской эпи­чес­кой тра­ди­ции, став­шей ис­точ­ни­ком для ле­то­пис­цев (по­еди­нок юно­ши-ко­же­мя­ки с пе­че­неж­ским бо­га­ты­рём; об­ман го­ро­жа­на­ми печенегов во вре­мя оса­ды Бел­го­ро­да; ис­то­рия как князь Вла­ди­мир Свя­то­сла­вич пря­тал­ся от них под мос­том). Печенеги уча­ст­во­ва­ли в меж­до­усоб­ной вой­не сы­но­вей Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча на сто­ро­не Свя­то­пол­ка Ока­ян­но­го про­тив Яро­сла­ва Вла­ди­ми­ро­ви­ча Муд­ро­го.

В 1036 году ки­ев­ский князь Яро­слав Муд­рый на­нёс печенегам со­кру­шительное по­ра­же­ние, по­сле ко­то­ро­го основная часть печенегов под на­по­ром по­лов­цев (смотри в статье Кип­ча­ки) от­ко­че­ва­ла к гра­ни­цам Ви­зан­тии и Венг­рии. В XI веке печенеги соз­да­ва­ли по­сто­ян­ную уг­ро­зу Ви­зантии, в конце 1040-х годов (ско­рее все­го, в 1048 году) под пред­во­ди­тель­ст­вом ха­на Ти­ра­ха фор­си­ро­ва­ли по льду Ду­най, од­на­ко ви­зан­тий­цам уда­лось ос­та­но­вить их на­сту­п­ле­ние. В то же вре­мя чуть ра­нее со­пер­ник ха­на Ти­ра­ха Ке­ген пе­ре­шёл на служ­бу к ви­зантийскимим­пе­ра­то­рам, часть печенегов рас­се­ли­лась на тер­ри­то­рии Бол­га­рии. Император Алек­сей I Ком­нин по­сле шес­ти­лет­ней вой­ны с печенегами в 1091 году су­мел одер­жать над ни­ми по­бе­ду. Его ус­пех за­кре­пил император Ио­анн II Ком­нин, по­сле по­бе­ды ко­то­ро­го в 1122 году пе­че­неж­ская уг­ро­за бы­ла ли­к­ви­ди­ро­ва­на.

С середины XI века про­ис­хо­ди­ло мас­со­вое пере­се­ле­ние печенегов в Венг­рию (их пер­вые про­ник­но­ве­ния ту­да от­но­сят­ся к X веку). По­хо­ды и ми­гра­ция печенегов в эту стра­ну про­дол­жа­лись до 1-й четверти XII века. Упо­ми­на­ния «слу­жи­лых» печенегов в венгерских ис­точ­ни­ках встре­ча­ют­ся вплоть до 2-й половине XIII века.

Часть печенегов со 2-й половины XI века ста­но­вят­ся фе­де­ра­та­ми ки­ев­ских кня­зей, вой­дя в со­став чёр­ных кло­бу­ков. В 1116 году со­стоя­лось сра­же­ние печенегов и тор­ков с по­лов­ца­ми у реки Дон, в ко­то­ром со­юз­ни­ки по­тер­пе­ли по­ра­же­ние. Ве­ро­ят­но, печенеги и тор­ки по­пы­та­лись вос­поль­зо­вать­ся ос­лаб­ле­ни­ем по­лов­цев в ре­зуль­та­те по­ло­вец­ких по­хо­дов русских кня­зей 1100-1110-х годов. В русских ле­то­пи­сях печенеги в по­след­ний раз упо­ми­на­ют­ся в 1169 году в со­ста­ве чёр­ных кло­бу­ков. Из­вес­тия позд­них ле­то­пи­сей (XVI века) о по­бе­де над печенегами Ас­коль­да и Ди­ра в 867 году, кре­ще­нии пе­че­неж­ских кня­зей, по­бе­дах русских бо­га­ты­рей над печенегами и до­го­во­рах с различными пе­че­неж­ски­ми князь­я­ми, ско­рее все­го, не­дос­то­вер­ны и яв­ля­ют­ся пло­дом литературного твор­че­ст­ва позд­не­го Сред­не­ве­ко­вья.

Све­де­ния о печенегах ис­че­за­ют из ис­точ­ни­ков к концу XIII века.

Ис­точники: 

Кон­стан­тин Баг­ря­но­род­ный. Об управ­ле­нии им­пе­ри­ей. Текст, пе­ре­вод, ком­мен­та­рий / Под ред. Г.Г. Ли­тав­ри­на, А.П. Но­во­сель­це­ва. М., 1991;

Древ­няя Русь в све­те за­ру­беж­ных ис­точ­ни­ков. Хре­сто­ма­тия. М., 2009. Т. 3: Вос­точ­ные ис­точ­ни­ки / Сост. Т.М. Ка­ли­ни­на. М., 2010. Т. 4:

За­пад­но­ев­ро­пей­ские ис­точ­ни­ки / Сост., пер. и ком­мент. А.В. На­за­рен­ко.

Дополнительная литература: 

Го­лу­бов­ский П.В. Пе­че­не­ги, тор­ки и по­лов­цы до на­ше­ст­вия та­тар: ис­то­рия юж­но­рус­ских сте­пей IX–XIII вв. К., 1884; 

Prit­sak O. The Pečenegs: a case of social and economic transformation // Archivum Eurasiae medii aevi. Lisse, 1975; 

Плет­не­ва С.А. Пе­че­не­ги, тор­ки, по­лов­цы // Сте­пи Ев­ра­зии в эпо­ху Сред­не­ве­ковья. М., 1981; 

Mo­ravcsik G. Byzantino­tur­cica. I. Die by­zan­ti­nischen Quellen der Geschichte der Türkvöl­ker. II. Sprachreste der Türkvölker in den by­zan­tinischen Quellen. B., 1983; 

Pá­lóczi-Hor­váth A. Pechenegs, Cumans, Iasians. Steppe peoples in medieval Hungary. Bdpst, 1989; 

Golden P. Pečenegs // The Encyclopedia of Islam. Leiden, 1995. Vol. 8; 

Щер­бак А.М. Пе­че­неж­ский язык // Язы­ки ми­ра. Тюрк­ские язы­ки. М., 1997; 

Ма­рей А.В. Осо­бен­но­сти со­ци­аль­но-по­ли­ти­че­ской ор­га­ни­за­ции пе­че­не­гов // Аль­тер­на­тив­ные пу­ти к ци­ви­ли­за­ции. М., 2000; 

Га­ру­сто­вич Т.Н., Ива­нов В.А. Огу­зы и пе­че­не­ги в Ев­ра­зий­ских сте­пях. Уфа, 2001; 

Круг­лов Е.В. Пе­че­не­ги и огу­зы: не­ко­то­рые про­бле­мы ар­хео­ло­ги­че­ских ис­точ­ни­ков // Сте­пи Ев­ро­пы в эпо­ху сред­не­ве­ко­вья. До­нецк, 2003. Т. 3

© Большая Российская Энциклопедия (БРЭ) 

w.histrf.ru

Печенеги



Печенеги

  ПЕЧЕНЕГИ — союз тюркских кочевых племен, образовавшийся в VIII-IX вв. в степях между Аральским морем и Волгой.

  В кон. IX в. печенежские племена перешли Волгу, оттеснили на запад кочевавшие между Доном и Днепром угорские племена и заняли огромное пространство от Волги до Дуная.

  В X в. печенеги делились на 8 племен («колен»), каждое из которых состояло из 5 родов. Во главе племен стояли «великие князья», а роды возглавляли «малые князья». Печенеги занимались кочевым скотоводством, а также совершали грабительские набеги на Русь, Византию, Венгрию. Византийские императоры часто использовали печенегов для борьбы с Русью. В свою очередь, во время усобиц русские князья привлекали отряды печенегов к сражениям со своими соперниками.

  По сообщению «Повести временных лет», впервые печенеги пришли на Русь в 915 г. Заключив мирное соглашение с князем Игорем, они ушли к Дунаю. В 968 г. печенеги осадили Киев. Киевский князь Святослав жил в это время в Переяславце на Дунае, а в Киеве оставалась Ольга с внуками. Только хитрость отрока, сумевшего вызвать подмогу, позволила снять осаду с Киева. В 972 г. Святослав был убит в сражении с печенежским ханом Курей. Набеги печенегов неоднократно отражал и князь Владимир Святославич. В 1036 г. печенеги вновь осадили Киев, но были разгромлены князем Ярославом Владимировичем Мудрым и навсегда покинули Русь.

  В XI в. печенегов оттеснили к Карпатам и Дунаю половцы и торки. Часть печенегов ушла в Венгрию и Болгарию и смешалась с местным населением. Другие печенежские племена подчинились половцам. Оставшиеся осели на южных границах Руси и слились со славянами.


Для более детального просмотра карты дважды «щелкните» по ней мышкой

автор статьи Е. Галкина

www.othist.ru

Печенеги — черная слава и разгром печенегов

В русских, украинских сказаниях и былинах встречается название печенеги, которое обычно связано с историями о грабеже, набегах на мирные поселения. Ну, короче, не хорошую память о себе оставили печенеги. Но какими они были на самом деле, откуда взялись и как исчезли?

Кто назвал из печенегами?

Название «печенеги» по своему звучанию определенно славянского происхождения: что-то типа нежиться на печи. И тут надо вспомнить средневековье, когда существовало графство Пешт в Венгрии, между Тиссой и Дунаем. Столицей Пешта был город Буда-Пешт — знакомое название, не так ли. Само название Пешт слегка искажено немецкой фонетикой, а вообще это славянское «пещь». Об этом свидетельствует и немецкое название города Пешта Ofen, которое также означает «печь».

Название Пешта произошло от особых башнеобразных сооружений, применявшихся для выплавки железа из руды. Их и теперь называют домнами, но названы они так не потому, что похожи на дома, а потому, что дымят вечно.

Тем не менее считается, что печенеги это смесь европейских племен и тюркских племен, кочевавших в степях Средней Азии. Основу положили именно кочевники. Язык печенегов также тюркского происхождения.



Миграции печенегов

В точности неизвестно, когда печенеги переселились из Азии в Европу. В VIII-IX веках они населяли пространство между Уралом и Волгой, но ушли откуда на запад под напором огузов, кипчаков и хазар. Печенеги разгромили венгров в IX веке, которые также кочевали тогда в причерноморских степях и заняли огромную территорию от нижней Волги до устья Дуная.

Видимо и до Пешта добрались. Действительно ли они при этом заимствовали свое название из Пешта или это мирные жители тех областей, где появлялись печенеги, прозвали их так, например, за то, что те очень любили спать не печи, не известно (во всяком случае мне).

Устои и занятия

Печенеги — это сообщество племен, в X веке таковых было восемь, в XI — тринадцать. В каждом племени был хан, выбиравшийся, как правило из одного рода. Как военная сила печенеги представляли собой мощное формирование. В боевом построении использовали всё тот же клин, состоявший из отдельных отрядов, между отрядами устанавливались телеги, за телегами стоял резерв.

Тем не менее, исследователи пишут, что основным занятием для печенегов было кочевое скотоводство. Жили родовым строем. Но не прочь были повоевать в качестве наемников.

Киевская Русь подвергалась набегам печенегов в 915 г, 920 г, 968 г. А вот уже в 944 и 971 годах киевские князья Игорь и Святослав Игоревич ходили на Византию с отрядами печенегов. Византийцы подкопили деньжат и в 972 году отряды печенегов, под предводительством хана Курея разбили дружину Святослава Игоревича у порогов на Днепре.

Закат

Следующие лет 50 Русь постоянно и беспрестанно боролась с печенегами. Русь старалась оградить себя от них, для чего строились укрепления и города. Князь Владимир строил укрепленную динию по реке Стугне, Ярослав Мудрый делал тоже самое по реке Росе (южнее). А в 1036 году Ярослав Мудрый разгромил печенегов под Киевом и пресек конец их набегам на Русь.

С другой стороны на печенегов, почувствовав их ослабление, двинулись торки, сместившие печенегов на Запад до Дуная, и далее на Балканский полуостров. В южнорусских степях в это время уже хозяйничали половцы, вытеснившие оттуда и торков.

История печенегов неизменно связана с боевыми походами, точнее набегами. Похоже они не создали мощного государственного образования, не сильно вникали в мораль и предпочитали служить интересам других. Так в XI-XII веках много печенегов были расселены на юге Киевской Руси для защиты её рубежей. В X-XI веках как и писалось выше византийские императоры использовали печенегов как союзников в борьбе с Русью и Дунайской Болгарией. В X-XII веках племена печенегов проникли в Венгрию, где местные правители расселили их как по границам, так и внутри своих земель.

Так в XIII-XIV веках печенеги постепенно растворились, ассимилировались с торками, половцами, венграми, русскими, византийцами, монголам и перестали существовать как единый народ.

Похожее

xn--e1adcaacuhnujm.xn--p1ai

кто это? Хазары, печенеги и половцы

Как говорится, «сбирается Вещий Олег отмстить неразумным хазарам». Действительно ли они были по уровню развития ниже славян? Что мы вообще знаем об этом народе?

Давайте вместе получим ответы на эти вопросы.

Тайна исчезнувшего народа

Благодаря упоминаниям в письменных источниках периода Киевской Руси, мы знаем, что князь Святослав разрушил основные города Хазарского каганата.

Саркел, Семендер и Итиль были уничтожены, а положение государства подорвано. После 12 века о них вообще ничего не говорится. Последняя существующая информация свидетельствует, что они были захвачены и покорены монголами.

До этого же времени — с 7 столетия — о Хазарии говорится в арабских, персидских, христианских источниках. Ее цари имеют огромное влияние на территориях Северного Кавказа и прикаспийских степей в районе устья Волги. Многие соседи платили дань хазарам.

До настоящего момента этот народ окутан тайной, а многие сведения не сходятся. Исследователи с трудом пробираются через национальную специфику свидетельств очевидцев.

У арабов одни меры расстояния и времени, у тюрок — совершенно другие, прибавьте сюда еще византийские, иудейские, славянские и собственно хазарские понятия. Названия городов часто приводятся в одном абзаце в исламской манере, в другом – на иврите или тюркском языке. То есть вполне возможно, что городов было больше или меньше, так как полностью сопоставить этнонимы пока не удалось. Равно как и обнаружить остатки всех крупных поселений.

Судя по переписке, получается совершеннейшая путаница и бессмыслица. В описаниях царя города – громадные, по 500 километров, а провинции малюсенькие. Возможно, опять же, это особенность кочевнической меры расстояний. Хазары, печенеги, половцы считали как днями путь, так и различали длину дороги в горах и на равнине.
Как же на самом деле все было? Давайте разбираться постепенно.

Гипотезы о происхождении

В середине 7 века на просторах равнинного Дагестана, в Восточном Предкавказье, появляется неведомый доселе, но очень сильный народ — хазары. Кто это?

Сами себя они называют «казары». Слово, по мнению большинства исследователей, происходит от общетюркского корня «каз», обозначающим процесс «кочевания». То есть они могут себя именовать просто кочевниками.

Другие теории касаются персидского («хазар» — «тысяча»), латинского (кесарь) и тюркского («порабощать») языков. На самом деле доподлинно не известно, поэтому добавляем этот вопрос к списку открытых.

Происхождение самого народа тоже находится под покровом тайны. Сегодня большинство считает его все-таки тюркским. Какие же племена претендуют на роль прародителей?

Согласно первой теории – это наследники племени акациров, одной части некогда великой империи гуннов.

Второй вариант заключается в том, что их считают переселенцами из Хорасана.
Эти гипотезы имеют мало подтверждений.

Зато две следующие достаточно сильны и подтверждаются некоторыми фактами. Вопрос только в том, какие источники более точны.

Итак, третья теория относит хазар к потомкам уйгуров. Китайцы в своих хрониках упоминают их как «народ ко-са». В ходе распада гуннской империи, пользуясь ослаблением авар, часть огузов ушла на запад. Самоназвания групп переводятся как «10 племен», «30 племен», «белые племена», и так далее.

Были ли среди них хазары? Кто это может подтвердить? Считается, что этот народ был в их числе.

В процессе переселения они оказываются в Северном Прикаспие и Кубани. Позже, с ростом влияния, расселяются в Крыму и возле устья Волги.

Крымский полуостров очень долго в средневековых источниках именовался не иначе, как «Гузария». Кроме этого, даже в Киеве стоял отряд наемников из этой страны. О подобном факте можно судить, благодаря сохранившемуся топониму «урочище Козары».

Политический строй

Изначально кочевой народ в процессе оседания завоевывал все большее влияние и подчинял новые племена. Устанавливается иерархия, принятая в тюркских империях.
Во главе государства стоял «каган», в еврейских упоминаниях – «мелех», в арабских –«малик» или «халиф». Он был ставленником Бога на земле и объединял духовные и светские функции. Фактически этот титул давал возможность править, но не управлять. Чем-то схоже с современным положением Британской королевы.

При восхождении на престол у хазар была интересная традиция. В комнате с высшим советом племен нового кагана душили шелковым шнурком до полусмерти. Далее спрашивали, сколько лет он намерен править. По истечении срока, кстати, его убивали.

Если претендент хитрил и называл большое число, все равно с ним расправлялись после того, как царю исполнялось сорок лет.

«Земной» властью обладал бек. В нашем понимании – это исполнительная ветвь правления. В его распоряжении была армия, чиновники. Фактически, каганатом управлял он.

Высшим сословием была хазарская аристократия – тарханы, на ступеньку ниже находилась знать порабощенных народов – эльтеберы.

Провинции управлялись наместниками – тудунами, в обязанности которых входили налоговые сборы, пошлины и сохранения порядка на вверенной территории.

Экономика

Типичное восточное средневековое государство, со всеми традициями и жизненным укладом. Единственное отличие в том, что оно проходило стадии от кочевой жизни к оседлой.

Основой хозяйства было скотоводство, согласно древним традициям предков. Но к нему добавляется разведение виноградников и производство алкогольных напитков, выращивание злаковых и бахчевых культур.

С появлением городов развиваются ремесла. Ювелиры, кузнецы, гончары, кожевники и прочие мастера формируют основу для внутреннего товарооборота.

Знать и правящая верхушка, а также армия, жили за счет грабежей и дани с покоренных соседей.

Кроме этого, значительную статью дохода составляли пошлины и налоги с товаров, которые провозили по территории каганата. В виду того, что история хазар неразрывно связана с перекрестком «восток-запад», они просто не могли не воспользоваться возможностями.

В руках каганата оказался путь из Китая в Европу, под контролем государства было судоходство по Волге и северной части Каспийского моря. Дербент стал стеной, отделяющей две враждующих религии – православие и ислам. Что дало беспрецедентную возможность возникновения посреднической торговли.

Одни называют подобное поведение страны «паразитическим», другие настаивают на единственно возможном и логичном способе существования и процветания в реалиях той ситуации.

Кроме того, Хазария стала крупнейшим перевалочным пунктом в работорговле. Плененные северяне отлично раскупались персами и арабами. Девушки — как наложницы для гаремов и прислуга, мужчины – как воины, работники по хозяйству и для прочего тяжелого труда.

Также государство в 10-11 веках чеканило собственную монету. Хотя она и была подражанием арабским деньгам, но примечательным моментом является то, что в надписи «Мухаммед — пророк», на хазарских монетах, стояло имя «Моисей».

Культура и религия

Главные сведения о народе исследователи получают из оригинальных письменных источников. С кочевыми племенами, такими как хазары, печенеги, половцы, дела обстоят сложнее. Упорядоченного свода каких-либо документов просто не существует.
А разрозненные надписи религиозного или бытового характера не несут большой смысловой нагрузки. Из них получают лишь крупицы информации.

Много ли мы узнаем о культуре племени из надписи на горшке «сделано Иосифом»? Здесь получится понять только то, что было распространено гончарство и некоторые языковые традиции, например принадлежность имен к разным народам. Хотя и это не совсем верно. Этот сосуд могли просто купить и привезти, допустим, из той же Византии или Хорезма.

Фактически известно лишь одно. «Неразумные хазары» включали в себя несколько народностей и племен, которые говорили на славянских, арабских, тюркских и еврейских наречиях. Элита государства общалась и вела документацию на иврите, а простой люд пользовался руническим письмом, что подводит к гипотезе о его тюркских корнях.

Современные исследователи считают, что наиболее близким к хазарскому языку из ныне существующих является чувашский.

Религии в государстве также были разные. Однако, к эпохе заката каганата, иудаизм становился все более преобладающим и главенствующим. История хазар основательно связана с ним. В 10-11 веках «мирное сожительство вер» пришло к концу.

Начинались даже непорядки среди еврейских и мусульманских кварталов крупных городов. Но громили в этом случае последователей пророка Мухаммеда.

О положении вещей в низах общества мы можем судить с трудом ввиду отсутствия каких-либо источников, кроме нескольких кратеньких упоминаний. Но об этом далее.

Хазарские документы

Потрясающие источники о положении дел в государстве, его истории и устройстве пришли к нам, благодаря одному испанскому еврею. Кордовский придворный, по имени Хасдай ибн Шафрут, написал письмо царю хазар с просьбой рассказать о каганате.

Подобный поступок был вызван его удивлением. Будучи сам евреем, причем высокообразованным, он знал о рассеянности своих соплеменников. А тут приезжие с востока купцы рассказывают о существовании централизованного, мощного и высокоразвитого государства, в котором главенствует иудаизм.

Поскольку в числе обязанностей Хасдая была и дипломатия, он на правах посла и обратился к кагану за правдивыми сведениями.

Ответ он все-таки получил. Причем написал (скорее продиктовал) его сам лично «мелех Иосиф, сын Аарона», каган хазарской империи.

В письме он сообщает много интересной информации. В приветствии говорится, что его предки имели дипломатические связи с Омейядами. Далее он повествует об истории и укладе государства.

По его словам, предком хазар является библейский Яфет, сын Ноя. Также царь рассказывает легенду о принятии иудаизма в роли государственной религии. Согласно ей, было принято решение заменить язычество, которое раньше исповедовали хазары. Кто это мог сделать наилучшим образом? Конечно же священники. Были приглашены христианин, мусульманин и иудей. Последний оказался самым красноречивым и переспорил остальных.

По второй версии (не из письма), испытание для жрецов состояло в расшифровке неизвестных свитков, которые по «счастливой случайности» оказались Торой.
Далее каган повествует о географии своей страны, ее главных городах и быте народа. Они весну и лето проводят в кочевье, а на холодное время года возвращаются в поселения.

Заканчивается письмо хвастливой репликой о положении Хазарского каганата в роли главного сдерживающего фактора, который спасает мусульман от нашествия северных варваров. Русь и хазары, оказывается, сильно враждовали в 10 веке, что привело к гибели прикаспийского государства.

Куда пропал целый народ?

И все же, не могли же уничтожить весь народ под корень русские князья, такие как Святослав, Олег Вещий. Хазары должны были остаться и ассимилировать с захватчиками или соседями.

Кроме того, армия наемников каганата тоже не была маленькой, поскольку государство вынуждено сохранять мир на всех захваченных территориях и противостоять арабам со славянами.

На сегодняшний день наиболее правдоподобной версией признана следующая. Своим исчезновением империя обязана стечению нескольких обстоятельств.

Во-первых, подъем уровня Каспийского моря. Более чем половина страны оказалась на дне водоема. Пастбища и виноградники, жилища и прочие вещи просто перестали существовать.

Таким образом, теснимые природной катастрофой, люди начали спасаться и перемещаться на север и запад, где столкнулись с противостоянием соседей. Вот и появилась у киевских князей возможность «отмстить неразумным хазарам». Повод был давно – увод людей в рабство, пошлины на волжском торговом пути.

Третья причиной, послужившей контрольным выстрелом, стал разброд в покоренных племенах. Они почувствовали слабость положения угнетателей и восстали. Постепенно терялись провинции одна за другой.

Как сумма всех этих факторов, обессиленное государство пало в результате похода русичей, который разрушил три главных города, включая столицу. Князя звали Святослав. Хазары не смогли противопоставить северному напору достойных противников. Наемники не всегда сражаются до конца. Своя жизнь дороже.

Наиболее правдоподобная версия того, кто является выжившими потомками, состоит в следующем. В ходе ассимиляции, хазары слились с калмыками, и сегодня являются частью этого народа.

Упоминания в литературе

В виду маленького количества сохранившейся информации, произведения о хазарах делятся на несколько групп.

Первая – это исторические документы или религиозная полемика.
Вторая – художественный вымысел на мотив поисков пропавшей страны.
Третья – псевдоисторические произведения.

Основные действующие лица – каган (часто как отдельный персонаж), царь или бек Иосиф, Шафрут, Святослав и Олег.

Главная тема – легенда о принятии иудаизма и отношения между такими народами, как славяне и хазары.

Война с арабами

Всего историки выделяют два вооруженных конфликта в 7-8 столетиях. Первая война длилась около десяти лет, вторая – более двадцати пяти.

Противостояние было каганата с тремя халифатами, которые в процессе исторического развития сменяли друг друга.

В 642 году первый конфликт был спровоцирован арабами. Они вторглись через Кавказ на территорию Хазарского каганата. С этого периода сохранилось несколько изображений на сосудах. Благодаря им, мы можем понять какие были хазары. Внешность, оружие, доспехи.

Через десять лет бессистемных стычек и локальных конфликтов, мусульмане решились на массированную атаку, во время которой потерпели разгромное поражение при Беленджере.

Вторая война была более долгой и подготовленной. Началась она в первых десятилетиях восьмого века, и продолжалась до 737 года. В ходе этого военного конфликта хазарские войска дошли до стен Мосула. Но в ответ арабские войска захватили Семендер и ставку кагана.

Подобные столкновения продолжались вплоть до 9 века. После этого был заключен мир в виду укрепления позиций христианских государств. Граница проходила за стеной Дербента, который был хазарским. Все южнее принадлежало арабам.

Русь и хазары

Киевским князем Святославом были повержены хазары. Кто это будет отрицать? Однако факт отражает только финал отношений. Что же было в течение пары веков, предшествовавших завоеванию?

Славяне в летописях упоминаются отдельными племенами (радимичи, вятичи и прочие), которые были в подчинение у Хазарского каганата, пока их не захватил Вещий Олег.

Говорится, что он их обложил более легкой данью с единственным условием, что хазарам они теперь платить не будут. Такой поворот событий, несомненно, вызвал соответствующую реакцию империи. Но о войне не упоминается ни в одном источнике. Мы о ней можем догадываться только по тому, что был заключен мир и русы, хазары и печенеги ходили в совместные походы.

Вот такая интересная и сложная судьба оказалась у этого народа.

fb.ru

Печенеги / Политическая антропология / ПИОСС


Печенеги — так называли их русские летописцы, пацинаки — западноевропейские и византийские хроники, баджнак — арабоязычные авторы. По-тюркски их звали беченегами. Это этническое имя появилось на страницах исторических, географических и политических сочинений только в IX в. По-видимому, тогда же в европейских степях образовался новый кочевнический союз печенегов, возглавленный выходцами из давно распавшегося политического объединения Кангюй, или Кангар, как их называли в позднейших источниках, считая наиболее благородными в союзе. Новое объединение получило и новое имя. Происхождение имен народов — вопрос сложный, подчиненный своим закономерностям. Его вряд ли можно решить на одном примере. Скорее всего, беченеги-печенеги пошли от Бече — вождя печенежского союза: в степях иногда род назывался именем его первого главы. Как и все кочевнические союзы, печенеги были, вероятно, разнолики и разноязыки: в него помимо тюркоязычных племен могли входить и какие-то угорские группировки.

В первые десятилетия своего существования орды печенежского союза кочевали в заволжских степях. Очевидно, именно там началось не только формирование политического объединения, но и печенежского этноса и в какой-то мере общей для него материальной культуры. О характерных признаках этой культуры свидетельствуют раскопки печенежских подкурганных погребений, в которых археологи находили наборные серебряные пояса, серединные тяжелые костяные накладки на тяжелые луки, прямолезвийные сабли, интересные «пышные» и причудливые формы массивных колотушек и поясных подвесок (амулетов), глиняные сосуды, украшенные «роскошным» орнаментом.

В могилах рядом с покойником лежали его вещи. Вместе с ним хоронили и чучело его коня, положенного на брюхо, взнузданного и оседланного. Его шкура, как правило, отпечатана на глинистом дне могилы, сохранены череп, отчлененные конечности, хвостовые позвонки. От сбруи, как правило, сохраняются вставленные в рот жесткие удила с трензельным железом «без перегиба», стремена и подпружные пряжки седел. Если воин погибал в походе, вдали от родового кладбища, то печенеги по возвращении домой сооружали поминальное погребение — кенотаф, в который укладывали чучело коня и вещи покойника: лук, колчан со стрелами, саблю и пр. Такой обряд захоронения в X-XI вв. распространился по всей европейской степи.


В конце IX в. Хазарский каганат, раздираемый внутренними противоречиями и религиозными смутами, потерял свое могущество и славу непобедимой державы, и из хазарской конфедерации один за другим стали выходить многие племена и племенные союзы, платившие ранее дань кагану. Одним из таких народов были печенеги, которые двинулись к западным рубежам своих кочевий. Каганат попытался остановить движение печенежских орд, заключив союз с племенем узов, надеясь разгромить печенегов совместными силами. Но результат этого соглашения оказался совершенно иным. Не хазары, а узы, по словам византийского историка, императора Константина Багрянородного, «вступив в войну с печенегами, одержали верх, изгнали их из собственной страны и заняли ее…» «Печенеги же, — пишет он, — бежав оттуда, стали бродить по разным странам, нащупывая себе место для поселения»

О продвижении печенегов на запад говорится и в персидском географическом труде «Границы мира», который был составлен неизвестным автором Х в. Там говорится о двух ветвях печенегов: тюркской и хазарской. <…>

Название «тюркские» печенеги получили от наиболее страшного и опасного для них в те десятилетия соседа — гузов, тюрков (недаром позднее на Руси стали называть гузов торками). На запад от них лежали владения мадьяр — венгров — и Руси. Последняя находилась севернее основного направления печенежского удара, направленного на захват степных пастбищ. Поэтому печенеги столкнулись с нею позднее. Вначале же они сражались с венграми, жившими тогда в Ателькузе. Чтобы обеспечить себе победу, они заключили военный союз с болгарским царем Симеоном, который тоже желал уничтожить опасных соседей. Воспользовавшись тем, что основные силы венгров отправились в поход, печенеги с войсками Симеона ворвались в их страну, «истребили, — как пишет Константин Багрянородный, — и их семьи и прогнали всех, оставленных для охраны кочевий». Вернувшиеся из похода венгры нашли свою землю «пустою и разграбленною», занятою к тому же врагами. Убедившись, что им здесь не удержаться, они повернули на запад, пытаясь захватить ближайшие к Ателькузе территории — южные степные и лесостепные земли на русском пограничье. Случилось это в 898 г. <…>

Вторая ветвь печенегов, названная персидским Анонимом «хазарской», кочевала на землях, которые с востока окаймляли «Хазарские горы, с юга — аланы, с запада — море Gurz, а с севера — мирваты». Как видим, это слишком неопределенные данные. Единственно ясный ориентир — это аланы, обитавшие в предгорьях Кавказа. Море, — видимо, Азовское (и часть Черного), а горы — холмы, тянувшиеся вдоль Кума-Манычской впадины. Кого называл Аноним мирватами, остается невыясненным. Тем не менее примерное местоположение хазарских печенегов — это степное междуречье Нижнего Дона и Кубани. Археологические исследования ряда приморских поселений свидетельствуют о гибели многих из них, в частности такого большого города, как Фанагория, в конце IX — начала Х в. <…>

Впервые русские воины столкнулись с печенегами в 915 г., когда «приидоша печенези первое на Русскую землю и створивше мир с Игорем, идоша к Дунаю»: расселяясь по степи, захватывая степные просторы, печенеги попытались освоить и лесостепные области. Натолкнувшись на сопротивление, они — для обеспечения себе спокойного тыла — заключили мир с Русью и откочевали к границам Болгарии и Венгрии.

С Русью печенеги продолжали поддерживать самые разнообращные и оживленные сношения. Византия, обеспокоенная возвышением Руси, постоянно стравливала обоих союзников, поскольку «русы не могут даже выступать на заграничные войны, если не живут в мире с печенегами…». Русские же, наоборот, старались «быть в союзе с ними и получать от них помощь». Заключивший с печенегами в 915 г. мирный договор князь Игорь в 944 г. (почти через 30 лет) привлекает их к совместному походу на Византию: «Совокури вся многи варяги, и русь, и поляны, и словены, и кривичи, и печенеги ная… поиде на греки в лодьях и на конех», — писал русский летописец. Мирными договорами отнюдь не ограничивалась деятельность русского князя в отношении печенегов. В 920 г. князь Игорь ходил на них походом — летописец коротко отметил: «воеваша на печенегы». О том, кто победил в этом походе и куда был направлен удар русских войск, неизвестно. Других сообщений о походах русских на степняков не сохранилось. Да вряд ли организация их была бы оправдана. Печенеги, расселившись на огромных пространствах южнорусских степей, практически были неуловимы в них, поскольку кочевали круглый год и были необычайно подвижны, проводя все свое время в повозках и на конях.

Со слов Константина Багрянородного мы знаем, что печенеги делились на восемь округов, которые, очевидно, можно считать ордами. Во главе орд стояли «великие» князья. Во всех ордах было 40 частей, видимо, родов, т.е. в каждую орду входило 5 родов. Роды возглавлялись «меньшими» князьями — родовой аристократией. Русский летописец называет их «лучшие мужи в родах». Роль племенных и родовых князей сводилась в тех условиях к роли военоначальников. <…>

Каждая орда действовала, вероятно, в значительной степени самостоятельно. Во время грабительских и завоевательных походов и войн некоторые из них особенно разбогатели и выделились. Об этом нам опять-таки повествует византийский император (Константин Багрянородный) в своем трактате: «Должно знать, что печенеги именуются кангар не все, а только народ трех округов — Иавдииртим, Кцарципура и Хавуксингила — как храбрейший и благороднейший из других, ибо это обозначает прозвище „Кангар“. <…>

В середине XI в. четыре округа (орды) печенегов, кочевавшие между Днестром и Днепром, распались, и самой крупной административной единицей стал считаться „род“. По сообщению византийсца Кедрина, писавшего в Х1 в., 13 печенежских родов обитали на берегу Черного моря, между Днепром и Дунаем, т.е. примерно на землях, принадлежавших фемам Гиазихопон и Хавуксингил. Верховным военачальником у них был некий Тирах, слабый и безынициативный человек, не имевший популярности у своих единоплеменников. На борьбу с Русью у печенегов уже не было сил, отдельные приднепровские роды — аилы — отражали натиск напиравших с востока новых кочевников — торков и половцев. В схватках с ними выделился новый вождь — Кеген. Он сделал попытку объединить все 13 родов под своей властью, но богачи и знать, видимо, воспротивились этому и поддержали Тираха. Кеген бежал от преследований в Византию, туда же направился вместе с несколькими родами и Тирах. Печенеги были частично уничтожены византийскими войсками, оставшиемя же во главе с Тирахом были поселены Византией в пограничье — в степях между Балканами и Дунаем. <…>

В конце ХI в. печенеги, немного окрепнув, вновь решили „попытать счастья“ в Византии. Они широкой волной хлынули в империю, беря и разрушая небольшие городки, поселения и вытаптывая пашни. Об этом сохранился подробный рассказ Анны Комнин, дочери царствовавшего тогда Алексея Комнина.

Святослав двинулся в 971 г. на завоевание Подунавья. Вначале все складывалось для него блигоприятно, потом начались неудачи, и тогда он вспомнил, что, уходя из Киева, не заключил нового союза с печенегами: „печенеги с нами ратни“. Когда Святослав возвращался через враждебные степи по Днепру домой в Киев, то болгары и византийцы сообщили печенегам, что князь идет из Доростола с пологом „бещислен“ и с „малой дружиной“. Печенеги засели на днепровских порогах, поджидая Святослава. Князь, узнав об этом, решил перезимовать в Белобережье. Зимовка была голодной и холодной. Весной ослабевшие воины не смогли прорваться сквозь печенежское окружение, и когда Святослав подошел к порогам, „нападе на Куря: князь печенежский и убища Святослава“. Куря приказал затем отрубить голову Святослава и из черепных костей сделать окованную золотом чашу (см. 41-42). <…>

После смерти Святославв наступательная деятельность печенегов усилилась. В ответ на это новый князь — Владимир Святославович — занялся активным укреплением южных границ своего государства: „нача ставити городы по Десне и по Устрьи, по Трубешеви, и по Суле, и по Стугне“. В построенные городки он селил воинов со всех концов Руси (с. 42). <…>

Однако, несмотря на укрепление русских границ и постепенное расширение территории, печенеги тяжелой тучей нависали над Русью. В 993 г. они перешли Сулу и встали на левом берегу Трубежа. На другом берегу выстроил свою дружину Владимир. Поскольку начать битву обе стороны затруднялись, печенежский хан предложил Владимиру единоборство богатырей. В случае победы печенежина его единоплеменники по договору могли три лета подряд беспрепятственно грабить Русь, победа русского обусловливала три спокойных года — печенеги в течение этих лет обязывались не ходить на пограничные русские земли. Русский богатырь победил и спас Русь от разорения. Печенеги побежали, русские, преследуя их, и многих посекли мечами и саблями. Владимир на месте победы поставил город и назвал его Переяславлем.

Три года печенеги действительно не приходили на Русь, а в 996 г. вновь началась изнурительная борьба русских со степью. (с. 43) <…>

В первые годы XI в. уже упоминаемый нами епископ Бруно, проследовавший через Русь в землю печенегов, „от лица русского князя заключил с печенегами мир“. (с. 43) <…>

В 1019 г. Святополк последний раз пришел с печенегами „в силе тяжьце“. Ярослав Мудрый, утвердившийся уже на киевском столе, собрал свои дружины и вышел навстречу. „К вечеру же одоле Ярослав, а Святополк бежа…“ Поражение печенегов в этой битве было настолько серьезным, что в начале княжения Ярослава напор печенегов значительно ослабел. Русские не замедлили воспользоваться передышкой, и в 1032 г. „Ярослав поча ставити городы по Руси“. Таким образом, Русь заняла территорию, долгое время остававшуюся нейтральной зоной, отделявшей ее границы от кочевий степи. Пытаясь сохранить славу непобедимых и страшных врагов, печенеги предприняли отчаянную попытку сокрушить или хотя бы временно ослабить Русь. Для этого и был организован ими поход на Киев в 1036 г. Ярослав, бывший тогда в Новгороде, поспешил вернуться в свой город с сильной варяго-словенской дружиной. Очевидно, понимая все значение предстоящей битвы, Ярослав тщательно подготовился к ней. Выйдя с тремя полками из города, русские войска „сшиблись“ с печенегами на месте, где сейчас стоит Софийский собор, „бе бо тогда поле вне града,“ — как о том пишет летописец. „И бе сеча зла и одва одолев к вечеру Ярослав. И побегоша печенезе роздно и не ведахуся камо бежаче и овии бегающе тоняху в Ситомли, инеи же во инех реках и тако погибаша и до сего дня“. Блестящая и полная победа Ярослава фактически уничтожила печенежскую опасность. <…>

Исчезнувшие народы. Сборник статей (по материалам журнала „Природа“)/ Под ред. докт. ист. наук П.И. Пучкова. М., „Наука“, 1988 (С.А.Плетнева. Печенеги. Откуда пошли печенеги. С. 35-36).

www.upelsinka.com/Russian/religion_pecheneg.htm

pioss.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *