Отметьте итоги и последствия столыпинской аграрной реформы – Помогите с историей! Столыпинская аграрная реформа,последствия?

Содержание

причины и последствия неудач Столыпинскрй реформы

Причины: 1) Острая борьба между крестьянской общиной и государством. Господствовали административные принципы проведения реформы. 2) Не было у государства социальной опоры в лице инициативных и квалифицированных слоев населения. 3) Реформы были не координальными, а половинчатыми. 4) Убийство Столыпина и начало Первой мировой войны. Столыпин считал, что для успеха его начинаний потребуется 15-20 лет. 5) Государство начало Столыпинские реформы с большим опозданием (только в 1906, такую реформу надо было провести еще 1961 году) . 6) На крестьянский двор давали 2-4 десятины земли, при норме 7-8 десятин. 7) Государство не обеспечивало или не давало субсидии под низкие проценты на приобретение с/х техники, орудий труда, до сих пор основное с/х орудие была соха (8 млн. штук) , 58% хозяйств не имели даже плугов. 8) Минеральные удобрения применялись на 2% посевных площадей, из-за того что государство не проводило политики разъяснения. 9) Голод из-за неурожая в 1911 году, население восприняло голод как итог реформы. Последствия: 1) Государство нажило врагов в лице крестьян. 2) Возвращение из Сибири около 1 миллиона человек назад в Центральную Россию (где им соответственно землю ни кто не дарил) . 3) от 70% до 90% вышедших из общины крестьян так или иначе сохранили связи с общиной, основную массу крестьян составляли трудовые хозяйства общинников. 4) «Свободные» крестьянские землевладения составили лишь 15% общей площади обрабатываемой земли. Едва ли половине работавших на этих землях крестьян (1,2 млн. ) достались отруба и хутора, закрепленные за ними постоянно, в частную собственность. Собственниками смогли стать лишь 8% общего числа тружеников, но они терялись в масштабах страны. 5) Высокие цены и большие платежи, налагаемые банком на заемщиков, вели к разорению массы хуторян и отрубников. 6) Экономический рост происходил не на основе интенсификации производства, а за счет повышения интенсивности ручного крестьянского труда.

Итоги столыпинской аграрной реформы выражаются в следующих цифрах. К 1 января 1916 года из общины в чересполосное укрепление вышло 2 миллиона домохозяев. Им принадлежало 14,1 миллиона десятин земли. 499 тысяч домохозяев, живших в беспередельных общинах, получили удостоверительные акты на 2,8 миллиона десятин. 1,3 миллиона домохозяев перешли к хуторскому и отрубному владению (12,7 миллиона десятин) . Кроме того, как уже говорилось, на банковских землях образовалось 280 тысяч хуторских и отрубных хозяйств – это особый счёт. Из общинного оборота было изъято 22% земель. Около половины их пошло на продажу. Какая-то часть вернулась в общинный котёл. В конечном итоге властям не удалось ни разрушить общину, ни создать устойчивый и достаточно массовый слой крестьян-собственников. Так что можно говорить об общей неудаче столыпинской аграрной реформы. Причины — агрессивное насаждение реформ, смерть Столыпина, начало Первой мировой войны.

touch.otvet.mail.ru

Результаты Столыпинской аграрной реформы

Результаты Столыпинской аграрной реформы

«Главное, что необходимо, когда мы пишем закон для всей страны — это иметь ввиду разумных и сильных, а не пьющих и слабых. Это изречение принадлежит одному из самых видных экономических и политических деятелей начала 20-го века — Петру Аркадьевичу Столыпину. Ни в коей мере нельзя уменьшать значение его реформ в историческом развитии России и, в частности, появлении российского фермерства. Но все познается в сравнении, поэтому не стоит закрывать глаза и на отрицательные последствия реформ Столыпина. Прежде всего, стоит рассмотреть саму личность реформатора.

Столыпин происходил из знатного дворянского рода, в его характере органично совмещаются как монархические взгляды, так и ярко выраженный патриотизм. Его гражданскую позицию можно заключить в следующую формулу: «Успокоение и реформы». Многие исторические личности говорили о Столыпине, как о человеке волевом, добродушном, хозяине своего слова. «Родина требует себе служения настолько жертвенно чистого, что малейшая мысль о личной выгоде омрачает душу,» — говорил Столыпин.

На рубеже 19-20-го веков потребность в ускорении капиталистического развития стала проявляться особенно отчетливо. После 60-х годов буржуазные отношения развивались до того необходимого уровня, чтобы дело дошло до открытого противостояния феодальной и капиталистической систем. Столыпин выступал с изложением правительственной концепции решения аграрного вопроса. Это изложение и последовавший за ней указ трактовали как выбор между крестьянином — хозяином и крестьянином-бездельником в пользу первого. Основными направлениями реформы являлись: разрешения выхода крестьян из общины, поощрение образования хуторов и отрубов, проведение переселенческой политики.

Я придерживаюсь мнения, что по своему экономическому содержанию это была либеральная буржуазная реформа, способствующая развитию капитализма в деревне. Опираясь на создающийся слой мелких собственников, власть пыталась подтолкнуть развитие всей экономики страны в целом. По всей видимости, за основу министр брал аргумент, что крестьяне, отделяясь из общины, превращаются в потребителей отечественной сельхоз продукции, стимулируя тем самым, развитие России, как индустриальной и модернизированной страны. По существу Петр Аркадьевич пытался соединить американский путь развития экономики капитализма с сохранением аппарата бюрократии самодержавия. Оценивая объективно принцип Столыпина, я частично соглашаюсь с распространенным мнением, что это была одна из самых блистательных идей той власти, в плане развития именно капитализма. Аграрная реформа так же была призвана отвлечь внимание от идей о захвате и разделении помещичьих земель, помешать революционерам в решении их основной задачи — организации народа на борьбу против своих эксплуататоров.

Каковы же результаты аграрного курса? К сожалению тогдашнего правительства, лишь чуть больше 10% крестьянских хозяйств можно было назвать фермерскими. Небольшие успехи новоявленных фермеров часто становились причиной ненависти, и завести крестьян — общинников, которые всячески пытались помешать развитию более удачливых соседей. Известны случаи, когда из общины выходили более зажиточные крестьяне и получали при этом лучшие земельные наделы из бывших общинных земель. В результате происходила прямая борьба между общинниками и фермерами. Переселенческая политика наглядно продемонстрировала итоги и методы самой реформы. На мой взгляд, проведение переселенческой политики в случае удачного исполнения этого замысла, несло за собой весомое значение в развитии не так фермерства, как в развитии новых еще плохо освоенных земель. Но переселенческое ведомство, как я считаю, плохо подготовилось к перевозке и устройству огромной массы крестьян. Переселенцы пытались обосновываться в уже обжитых местах, нежели заниматься освоением безлюдных зон. За 7 лет 3,5 миллиона человек были переселены, и 1 миллион вернулся обратно в европейскую часть страны, но уже без денег и надежды.

Были и положительные итоги. Увеличился объём производства зерновых, экспорт продукции заграницу, выросло количество закупаемой сельхозтехники, объем валового продукта. Но русский крестьянин так и не стал «американским фермером». Я считаю, что Столыпинская аграрная реформа имеет весьма низкий, я бы назвал КПД. Большинство крестьян так и продолжали жить в общине. Столыпин совершал огромную ошибку, руша насильственным путем общинные традиции. Своей аграрной реформой он довел русскую деревню до состояния кипения, и это, предопределило развитие событий в 1917 году, то есть и во всей дальнейшей отечественной истории. Но крестьяне пытались найти свой, более рациональный, путь к капитализму, создавая кооперативы и артели, взяв за основу один из главных принципов коммунизма, как коллективная деятельность. Именно в коллективе, я думаю (особенно если под коллективом подразумевается все русское крестьянство) возможно создать великую индустриальную державу. Не смотря на то, что в истории не бывает сослагательных наклонений, я все же позволю себе выразить свое мнение относительно развития капитализма в российской империи. Я не думаю, что капитализм в нашей стране привел бы к всеобщему благосостоянию народа. Ведь царская Россия оставалась страной с бюрократическим управленческим аппаратом, в которой царил чиновнический произвол и коррупция. Не случись революционных потрясений, в стране сложился бы узкий слой крупных собственников, являвшихся главной опорой императора, в руках которых находилось большинство природных богатств и большая часть денежных капиталов.

В наше время личность П.А. Столыпина набирает популярность в обществе, особенно в высших кругах российской власти. По ее мнению, реформатору удалось сформировать основы социальной политики, произвести переустройство государственных механизмов, обеспечить впечатляющий рост промышленности. А по моему мнению, власть нашла в Столыпине определенную точку опоры из истории, чтобы выглядеть более патриотически. Тем ни менее, лично в моем сознании, П.А. Столыпин все-таки остается важной фигурой в отечественной истории, но не таким лицом, которое способно изменить ход самой истории, в отличие от многих других реформаторов.

столыпин аграрный капиталистический политический


diplomba.ru

Аграрная реформа П. А. Столыпина и её последствия.


⇐ ПредыдущаяСтр 23 из 46Следующая ⇒

Решение аграрного вопроса.Замысел Столыпина заключался в том, чтобы стимулировать развитие аграрного предпринимательства, создать фермерские хозяйства. Он делал ставку на зажиточное, трудолюбивое, самостоятельное крестьянство – кулаков;хотел сделать кулачество социальной опорой самодержавия в деревне.

Основные направления аграрной реформы:

1. Разрушение общины «сверху» и вывод крестьян на отруба и хутора.Отруба состояли из нескольких участков земли, соединенных по просьбе их хозяина в одном месте. Если крестьянин переносил на отруб свою усадьбу, то получался хутор. Крестьяне получили право покупать землю, расширять хозяйство.

2. Помощь крестьянам в приобретении земли через крестьянский банк.В стране был создан фонд земель из императорских и части казенных земель. Крестьянский банк выдавал денежные ссуды для покупки этих земель. Также Крестьянский банк скупал помещичьи земли, а затем продавал крестьянам на льготных условиях.

3. Поощрение переселения малоземельных и безземельных крестьян из Центральной России на окраины (в Сибирь, на Дальний Восток, на Алтай).После постройки Транссибирской железной дороги в концеXIXвека началось переселение крестьян из перенаселенной Центральной России в Сибирь, на Алтай, Среднюю Азию, на Дальний Восток. С 1907 по 1914 гг. из Европейской России за Урал переселилось 3,3 млн. человек. Переселенцам выдавалась денежная ссуда. С 1910 года начался выпуск так называемых «столыпинских вагонов», приспособленных для перевозки крестьянского инвентаря и скота.

Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро.

Итоги аграрной реформывызывают споры современников и историков.С одной стороны, были достигнуты впечатляющие результаты:

· К 1916 году выделилось из общины до 25% крестьян.

· Хуторское хозяйство завели более 10% крестьян. Возникли крепкие фермерского типа хозяйства.

· Крестьяне купили почти 10 млн. десятин земли у помещиков (1 десятина = 1,009 га).

· Увеличились посевные площади, и выросла урожайность. Накануне первой мировой войны сельское хозяйство переживало полосу подъема. Средний ежегодный сбор всех хлебов, вместо обычных в предыдущие десятилетия 2 – 2,5 миллиарда пудов, достиг в 1909-1913 годах 4 миллиарда пудов.

· Увеличилось применение тракторов, с/х машин.

· Большая часть (примерно 80%) крестьян-переселенцев прижилась на новом месте. Там стали создаваться кооперативы.

· Реформа ускорила расслоение крестьянства – необходимое условие для создания рынка наемной силы.

С другой стороны:

1. До 20% крестьян-переселенцев не прижились на новом месте и вернулись в родные места.

2. Крестьяне, у которых было мало земли, сопротивлялись переходу на хутора и отруба, так как:

· Земледелие зависело от капризов погоды. Получив надел в одном отрубе, крестьянин оказывался во власти стихии. Он разорялся в первый же засушливый год, если его отруб был на высоком месте, или в дождливый год, если отруб был в низине. Только большой отруб, расположенный в разных уровнях мог гарантировать ежегодный средний урожай.

· В южных и юго-восточных губерниях широкому распространению хуторов препятствовали трудности с водой.

· В центрально-черноземных губерниях главным препятствием к созданию хуторов было крестьянское малоземелье. Хутор в 2-3 десятины не открывал никаких хозяйственных перспектив, кроме неминуемого полного разорения.

3. Многие крестьяне не хотели уходить из общины, боялись лишиться помощи общины в борьбе за выживание. Общинная психология оказалась у крестьянства сильнее, чем полагали власти.

4. Крестьяне-общинники устраивали погромы хуторян-фермеров: поджигали фермерские хозяйства, травили скот, уничтожали посевы, ломали инвентарь. Только за 1909-1910 гг. зафиксировано 11 тысяч фактов поджога хуторских хозяйств.

В целом «земельный голод» не был преодолен. Не удалось создать прочную социальную опору правительства в деревне.

Столыпиным были все недовольны:

· Помещики были возмущены тем, что Столыпин решил расширить права кулаков и сделать их опорой самодержавия.

· Крестьяне были недовольны малоземельем, и что им не отдали помещичьи земли.

· Либералы не могли простить Столыпину военно-полевых судов. Для революционных партий Столыпин навсегда остался душителем революции.

· Рабочие были недовольны тем, что Столыпин увлекся аграрными преобразованиями и упустил проблему социального обеспечения рабочих.

· Промышленные круги видели в правительственной политике перекос в сторону сельского хозяйства.

· Курс Столыпина перестал поддерживать Николай II.

Все ждали отставки Столыпина. 1 сентября 1911 года он был смертельно ранен агентом охранки, анархистом Д.Г. Богровым. В стране не оказалось лидера, способного продолжать реформы Столыпина или предложить свой пакет реформ. Правительство отказалось от попыток модернизировать страну.

В целом, столыпинская аграрная реформа носила прогрессивный характер, значительно развивая капитализм в сельском хозяйстве.

25. Влияние революции 1905-1907 гг. на государственный строй Российской империи. Манифест от 17 октября 1905 г. Представительные учреждения, созданные в 1906 году. Их отношения с императорской властью по Основным Законам Российской империи (в редакции от 23 апреля 1906 года).

Влияние революции 1905-1907 гг. на государственный строй Российской империи.

Вариант 1

Русская революция 1905 года (также Первая Русская Революция) — термин историографии, описывающий волну забастовок, массовых беспорядков, восстаний в армии и на флоте, политических убийств в Российской империи в 1905—1907 годы.

Толчком к началу массовых выступлений под политическими лозунгами послужил расстрел демонстрации в Санкт-Петербурге 9 января 1905 известный как «Кровавое воскресенье». Итогом выступлений стала октроированная конституция — Манифест 17 октября 1905 года, даровавший гражданские свободы на началах неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов. Был учрежден Парламент, состоящий из Государственного Совета и Государственной Думы.

За революцией последовала реакция: так называемый «Третьеиюньский переворот».

Манифест 17 октября 1905 года

Историческое значение Манифеста заключалось в распределении единоличного права Российского Императора законодательствовать, между, собственно, монархом и законодательным (представительным) органом — Государственной Думой.

Манифест, вкупе с Манифестом Николая II 6 августа 1905 [2], учреждал парламент, без одобрения которого не мог вступать в силу ни один закон. В то же время за Императором сохранялось право распускать Думу и блокировать её решения своим правом вето. Впоследствии Николай II не раз пользовался этими правами.

Также, Манифест провозглашал и предоставлял гражданские права и свободы, как то: свобода совести, свобода слова, свобода собрания и свобода формирования объединений.

Таким образом, манифест был предшественником российской конституции.

Либеральная общественность встретила манифест ликованием. Цель революции считалась достигнутой, завершилось оформление партии кадетов, возник «Союз 17 октября» и другие партии.

20 февраля 1906 г. императором был утвержден Акт об учреждении Государственной Думы и Положение о Государственном Совете.

Компетенция Думы (нижней палаты):

· предварительная разработка и обсуждение законопроектов;

· утверждение государственного бюджета и заслушивание государственного контролера по исполнению бюджета;

· обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и утверждении акционерных обществ;

· Дума избиралась на 5 лет;

· депутаты неподотчетны избирателям, могли отстраняться Сенатом;

· Дума могла распускаться досрочно по решению императора;

· с законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный Совет.

Компетенция Государственного Совета (верхняя палата):

· имел равные права с Думой;

· рассматривал, утверждал и передавал императору законопроекты утвержденные Думой;

· по составу: 1/2 состава Совета были выборными членами (98 мест — от духовенство, Академии Наук, университетов, земских собраний, дворянских обществ, торговли, про-мышленности; 1/2 — назначенные императором (98 мест) — из числа высших государст-венных чиновников;

· председатель и вице-председатель ежегодно назначались императором;

 

Кроме того в 1905-906 гг. императором был утвержден ряд Временных правил: «О повременных изданиях», «Для непериодической печати», «Об обществах и союзах», «О собраниях», которые действовали до 1917 г.

23 апреля 1906 г. Николаем II (до избрания Думы) были утверждены Основные государственные законы (своего рода дарованная Конституция).

Вариант 2

Подъем революционного движения заставил самодержавие идти на уступки. Февраль 1905 – совещание при царском дворе . Царь на всякий случай сказал мин внутр дел – Булыгину, подумать над новым зак органом.

Июнь 1905 – восстание на броненосце Потемкин

Август 1095 – Булыгин подготовил проект Гос Думы ( Сперанский): Дума собирается царем по мере необходимости. Император же и определяет круг вопросов. Депутатов предполагалось изьирать на основе куриатной системы (земское самоуправление). К этому времени этот проект уже никого не устраивал – Долой самодержавие !

Сентябрь 1905 – в Москве забастовка рабочих типографии.(низкая з/п, дл рабдень

Через несколько дней бастуют уже все предприятия города. В т.ч. ж/д-ов(!) Волна прошла по всей стране. Всероссийская Октябрьская стачка: Долой самодержавие! Созыв учередит собрания! Демократические пр и Св! 8ми часовой раб день!

17.10.1905 Ник 2 Подписал Манифест «об усовершенствования гос порядка» царь заявил, что собирается создать постоянный правит-ый орган.

1) Даровать населения гр права и свободы( слова, собраний, союзов, печати и т.д.)

2) Изменение избир закона ( Допущение к быбоорам рабочих (4я курия)

3) ГД – законодательный орган.

Либеральное направление в восторге – свершилось. Революционное движение раскололось. Пошло на спад. Это не конституционная монархия, т.к. нет конституции и нет гарантии законности (Монарх выше законов) Были только акты конституционного характера.

19.10.1905. указ «о мерах укрепления единства в деят-ти мин-ва и управления».

Создаются Либеральные партии – кадеты (левые), союз 17 октября. Правые – черносотенцы – (защита царской власти любой ценой, интересы дворянства, и части чиновников)объед Совет объединенного дворянства. Поддержка созд-ся иск-но-Союз Русского народа, Союз Михаила Архангела.

Указ от 11.12.05. :

1) все квартиронаниматели, часть чиновников и др получили право голоса, снижен имущественный ценз.

2) Добавлена рабочая курия (право голоса только у мужчин, на предприятиях, с числом рабочих не менее 50 человек. Выборы как и у крестьян многостепенные – с каждой тысячи рабочих 1 уполномоченный, уполномоченные избирают губернских выборщиков, которые выбирают депутатов(

3) 32% — землевладельцы 43% — крестьяне 22% — горожане 3% — рабочая курия.

Витте: Император может не справиться с ГД, надо в обход манифеста создать 2ю палату указы : «о переустройстве учреждений гос совета» «учреждение гос думы»

1) Император может досрочно распустить Думу с обязанностью назначить новую (срок 5 лет)


— Сессии и перерывы устанавливает царь

— обязаны дать слово министру

2) В Велении ГД : — вопросы, требующие принятия законов и штаты гот учреждений

— роспись бюджета (какому министру сколько дать), отчеты по исполнению росписи

— постройка ж/д

— рассмотрение постановленных царем законов

3) — Если дума не утвердила бюджет, он все равно расходуется в размерах прошлого года, т.е. Дума не может отказать в финансировании

— отчитывается не министр, а госконролёр, т.е. без ответственности

4) Гос совет: — депутаты по назначению

— депутаты по выбору (9лет) дворянскими собраниями, земствами , торгово-промышленными съездами, академией наук и университетами. Каждые 3 года переибирется. у него такие же зак-е права: может не одобрить проект.

Т.е. 2 равные палаты

5) Абсолютное Вето императора
Получилась новая редакция ОЗРИ:

— ст 4: Самодержавие (абсолютизм) но нигде не указано о неограниченности

— ст 11: Акты верховного управления император издает единолично ( а чем закон отл от АВУ?)

— ст 86: зак-я власть совместно с ГД и ГС

— ст 87: Во время переавов ГД, Совет министров должен подать императору на подпись законопроект непосредственною При этом з-н будет действовать менее 2х месяцев с момента созыва ГД, если Дума за 2 месяца не одобрила, теряет смысл. Кроме того в таком чрезвычайном порядке нельзя менять ОЗРИ, ИП, об организации ГД и ГС
01.06.07 Столыпин проводит тайное совещание. Подговорил кого-то подкинуть в ГД листовку, будто РСДРП готовит захват власти. Депутатов от РСДРП хотели лишить неприкосновенности. Все депутаты проявили солидарность и отказались выдовать. Отказ = РОСПУСК.

Царь издает указ о новом порядке выборов. В нарушение ст 87 . Т,О, ОЗРИ – не КРИ, Ник 2 действект в соотв со ст 4- так что все норм. Создание ОЗРИ не отменяет абсолютного характера власти.


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Реформы Столыпина. Направление, итоги и значение аграрной реформы

С аграрной реформой этого периода русской истории тесно связано имя Петра Аркадьевича Столыпина, который и был, по существу, главным руководителем, организатором и исполнителем всех преобразований в области сельского хозяйства и землепользования.
 Так, Ерофеев Б.В. считает, что по своей глубине, масштабности, системности, содержательности и последствиям проект реформы, осуществленный Столыпиным, стоит в одном ряду с начинаниями Петра I, Александра II, Октябрьской революцией 1917 года.  


ПОЛИТИЧЕСКИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ СТОЛЫПИНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

1. Альтернативы общественного развития России в 1906 году

В начале 90-х гг. XIX в. в России начался промышленный подъем, который продолжался несколько лет и шел очень интенсивно. Особенно высокими темпами развивалась тяжелая промышленность, которая к концу века давала почти половину всей промышленной продукции в ее стоимостном выражении. По общему объему продукции тяжелой   промышленности  Россия  вошла в число первых стран мира. Промышленный подъем был подкреплен хорошими урожаями в течение ряда лет.
 Основной причиной промышленного подъема в XIX веке стала экономическая политика правительства, одной из составных частей которой было установление таможенных пошлин на ввозимые в Россию товары и одновременно устранение препятствий на пути проникновения в страну иностранный капиталов. Эти меры, по замыслу их инициаторов, должны были избавить молодую отечественную промышленность от губительной конкуренции и тем самым способствовать ее развитию, которому помогали заграничные деньги.
В экономической политике царизма конца XIX – начала XX века было немало сильных сторон. В те годы Россия уверенно завоевала позиции на рынках Дальнего и Среднего Востока, тесня там своих соперников.
Однако социально-экономическое развитие России было и весьма противоречивым. Ее население насчитывало около 130 миллионов человек, но размещено по территории страны было крайне неравномерно. Почти 90 процентов населения проживало в европейской части, За Уралом проживало всего 13,5 миллионов человек, из них 7 миллионов в Казахстане и Средней Азии. Страна оставалась преимущественно аграрной. В городах проживало всего 14,7 миллиона человек.
Крестьянство составляло 4/5 населения страны и продолжало расти, прирост населения составлял во второй половине XIX века 1,8%. К рубежу века сельское хозяйство, особенно в черноземной зоне, оказалось в глубоком кризисе. Экономическое положение русского крестьянина после 1861 года резко ухудшилось и в 1900 году он в целом жил беднее, чем в 1800 году. Причин у этого кризиса было множество. Прежде всего, крестьяне с большим трудом справлялись с выплатой выкупных платежей. Для покупки или аренды земли им приходилось занимать у ростовщиков, а после в Крестьянском банке, задолженности росли и, в конце концов, после революции 1905-1907 гг. власть была вынуждена отменить в 1907 г. выкупные платежи и простить недоимки. Но нанесенного ущерба было уже не исправить.
Несбалансированность сельского хозяйства стала одной из причин   экономического кризиса в начале XX столетия, который затем сменился  длительной  «депрессией»  1904-1908 годов. 

а) Думские аграрные проекты

История признает, что основой политики Столыпина, единственным его делом, стала земельная реформа, которая должна была создать в России класс мелких собственников – новую «прочную опору порядка», опору государства. Как говорил П.А.Столыпин, «Мы призваны освободить народ от нищенства, от невежества, от бесправия». И путь к этим целям он видел, прежде всего, в укреплении государственности.
Однако не все были с ним согласны. Так, кадеты старались найти «средний путь». Они предлагали передать часть земли крестьянам – но не бесплатно, а за выкуп. Речь шла не только о помещичьих, но и о казенных, церковных и иных землях. В то же время кадеты подчеркивали, что надо сохранить «культурные помещичьи хозяйства».
Предложения кадетов жестко критиковались с обеих сторон. Правые депутаты видели в них покушение на право собственности. Левые считали, что землю надо передать крестьянам без выкупа – даром. Правительство также категорически отвергало кадетский проект.
До революции 1905-1907 годов  в русской деревне уживались две различные формы владения землей: с одной стороны, частная собственность помещиков, с другой – общинная собственность крестьян. При этом у дворянства и крестьян сложились два противоположных взгляда на землю, два устойчивых мировоззрения.
Помещики считали, что земля – такая же собственность, как и любая другая. Они не видели никакого греха в том, чтобы ее продавать и покупать. Крестьяне думали иначе. Они твердо верили, что земля «ничья», Божья, а право пользоваться ею дает только труд. Этому вековому представлению отвечала сельская община. Вся земля в ней делилась между семьями «по числу едоков». Если численность семьи сокращалась, уменьшался и ее земельный надел.
До 1905 года государство поддерживало общину. С нее было гораздо проще взимать различные повинности, чем с множества отдельных крестьянских хозяйств. С.Витте замечал по этому поводу: «Легче пасти стадо, нежели каждого члена стада в отдельности». Община считалась самой надежной опорой самодержавия в деревне, одним из «китов», на которых держался государственный строй.
Но напряжение между общиной и частной собственностью постепенно нарастало, население увеличивалось, участки крестьян становились все меньше и меньше. Этот жгучий недостаток земли называли малоземельем. Невольно взгляды крестьян обращались на дворянские имения, где земли было много. К тому же эту собственность крестьяне считали изначально несправедливой, незаконной.
В 1905 году эти противоречия вылились в настоящую «войну за землю». Крестьяне «всем миром», то есть всей общиной, шли громить дворянские усадьбы. Власти подавляли волнения, посылая в места беспорядков военные экспедиции, производя массовые порки и аресты. Из «исконного устоя самодержавия» община неожиданно превратилась в очаг бунта.
В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно. Общинная и частная собственность на землю не могли дольше уживаться рядом. В связи с этим появилась идея о ликвидации общины, переходе земли в частную собственность.
Предполагалось, что зажиточные крестьяне превратятся из общинников в частновладельцев земли. То есть, борьба между общиной и частной собственностью завершится победой последней. В стране возникнет новый слой крепких собственников – «прочная опора порядка».
Фактически земельная реформа началась с правительственного указа от 9 ноября 1906 года, принятого в чрезвычайном порядке, минуя Государственную думу. Согласно этому указу крестьяне получали право выйти из общины со своей землей. Они могли также продать ее. Столыпин считал, что эта мера в скором времени разрушит общину. Он говорил, что указом «заложено основание нового крестьянского строя».
В феврале 1907 года была созвана II Государственная дума. В ней, как и в I Думе, земельный вопрос оставался в центре внимания. Отличие состояло в том, что теперь «дворянская сторона» не только защищалась, но и наступала. Причем такая позиция II Думы в земельном вопросе и стала основной причиной ее роспуска 3 июня 1907 года.
Создание третьеиюньской системы,  которую олицетворяла третья Дума, наряду с аграрной реформой было вторым шагом превращения России  в буржуазную монархию.
Выступая на заседании Думы, Столыпин выделил в качестве приоритетных две задачи: борьбу с революцией и проведение аграрного закона от 9 ноября 1906 года.
Однако обсуждение аграрного закона от 9  ноября  1906 года началось в Думе только 23 октября 1908 года, и продолжалось более полугода.
После принятия указа 9 ноября Думой он с внесенными  поправками поступил на  обсуждение  Государственного  Совета и так же был принят, после чего по дате его утверждения царем стал именоваться  законом  14 июня 1910 года. По своему содержанию это был либеральный буржуазный закон,  способствующий развитию капитализма в деревне и, следовательно, прогрессивный.
Этот Указ вводил чрезвычайно важные изменения в землевладении  крестьян. Все крестьяне получали право выхода из общины, которая в этом случае выделяла выходящему землю в собственное владение.  При  этом  указ предусматривал привилегии  для зажиточных крестьян с целью побудить их к выходу из общины. В частности, вышедшие из общины получали «в собственность отдельных домохозяев» все земли, «состоящие в его постоянном пользовании». Это означало, что выходцы из общины получали и  излишки сверх душевой нормы. При этом если в данной общине в течение последних 24 лет не производились переделы, то излишки домохозяин получал бесплатно, если же переделы были, то он платил общине за излишки по выкупным ценам 1861 года. Поскольку за 40 лет цены выросли в несколько раз, то и это было выгодно зажиточным выходцам.
Общины, в которых с момента перехода крестьян на  выкуп  не  было переделов, признавались механически перешедшими к частной собственности отдельных домохозяев. Для юридического оформления права  собственности на  свой  участок  крестьянам таких общин достаточно было подать заявление в землеустроительную комиссию,  которая оформляла  документы на фактически находившийся в их владении участок в собственность домохозяина. Кроме этого положения, закон отличался от указа некоторым  упрощением процедуры выхода из общины.
В 1906 году были приняты и «Временные правила» о землеустройстве крестьян, ставшие законом после утверждения Думой 29 мая 1911 года. Землеустроительным комиссиям, созданным на основе этого закона,  предоставлялось право в ходе общего землеустройства общин выделять отдельных домохозяев без согласия схода, по своему усмотрению, если комиссия считала, что такое выделение не затрагивает интересов общины. Комиссиям принадлежало также решающее слово в определении земельных споров.


б) Личность П.А.Столыпина и его правительственная программа


Петр Аркадьевич Столыпин (1862-1911) был представителем старинного дворянского рода, известного с XVI века. Среди его родственников – князь Горчаков, главнокомандующий времен крымской войны, и М.Ю.Лермонтов. Военной карьерой, как было принято в его семье, он заниматься не мог – у него была повреждена правая рука.
П.А.Столыпин блестяще закончил физико-математический факультет Петербургского университета. После университета с 1885 г. служил в статистическом отделе Министерства государственных имуществ. В 1889 году перешел в Министерство внутренних дел.
Столыпин рано женился, оказавшись чуть ли не единственным женатым студентом в университете. Ольга Борисовна, жена П.А.Столыпина, прежде была невестой его старшего брата, убитого на дуэли. А поскольку в семье Столыпиных строго хранились традиции дворянской чести, то с убийцей своего брата стрелялся и сам Петр Аркадьевич, получив ранение в правую руку, которая с тех пор плохо работала. Существует, впрочем, и другая версия, которой придерживался, в частности, С.Н.Сыромятников, близко знавший П.А.Столыпина по службе: «Рука у него начала сохнуть еще в гимназические годы. Ему сделали несколько хирургических операций. В конце концов, это и определило его решение идти в университет,  а не на военную службу по примеру деда, отца и старшего брата».
Внешне П.А.Столыпин сильно походил на отца. Он был так же высок, подтянут и подвижен. Но его привычки и жизненный уклад были совсем другими. П.А.Столыпин не курил, почти не употреблял спиртного и редко играл в карты. Рознило его с отцом и отсутствие музыкального слуха. Но литературу и живопись П.А.Столыпин любил, «отличаясь, правда, несколько старомодными для своего времени вкусами». Ему нравилась проза И.С.Тургенева, поэзия А.К.Толстого. Сам П.А.Столыпин тоже был неплохим рассказчиком и сочинителем.
В литературе тех лет часто противопоставлялись мятежное поколение, сформировавшееся в 60-е годы,  и  законопослушное, практичное поколение 80-х годов. П.А.Столыпин был типичным «восьмидесятником». Он никогда не имел недоразумений с полицией. В 1884 году, еще до окончания университета, его зачислили на службу в Министерство внутренних дел (МВД). Вслед за этим, правда, последовал полугодовой отпуск, в течение которого П.А.Столыпин, по-видимому, завершал дипломную работу. Вернувшись на службу, он подал прошение о переводе в Министерство государственных имуществ. 1887-1889 г.г. П.А.Столыпин служил в Департаменте земледелия и сельскохозяйственной промышленности на скромной должности помощника столоначальника, имея чин коллежского секретаря. Однако, как оказалось, скромный чиновник имел неплохие связи в верхах, так как в 1888 году он получил придворное звание камер-юнкера. В Министерстве государственных имуществ положение П.А.Столыпина было рутинным, и в 1889 году он опять перешел в МВД. Его назначили Ковенским уездным предводителем дворянства. О деятельности П.А.Столыпина на посту уездного предводителя мало что известно. Вспоминая те годы, П.А.Столыпин писал, что он «служил себе просто, исполнял свои обязанности, не мудрил». По его инициативе и под его наблюдением уездное попечительство о народной трезвости построило в Ковно «Народный Дом». Первый этаж занимала «чайная трезвости», на втором этаже располагался просторный зрительный зал, в котором предполагалось устраивать народные чтения, спектакли и концерты. Строительство было окончено в 1899 году – в тот год, когда П.А.Столыпин оставил пост уездного предводителя.
 П.А.Столыпину удалось превратить свои имения в образцовые хозяйства с многопольным севооборотом и развитым животноводством. Но дети не хотели знать никаких других имений, кроме Колноберже. Поэтому самые малодоходные из имений были проданы, а другие свои владения П.А.Столыпин объезжал один раз в год. К 1902 году общая площадь имений составляла 7450 десятин земли, но, несмотря на это, П.А.Столыпин не входил в разряд крупнейших латифундистов, зато занимал видное место в среде российского поместного дворянства.
 В 1899 году П.А.Столыпин был назначен на должность Ковенского губернского предводителя дворянства, которая в губернской иерархии стояла на первом месте после губернаторской. В 1902 году – новое назначение — губернатором Гродненской губернии. Но полной самостоятельности на этом посту он не получил: Гродненский губернатор подчинялся Виленскому генерал-губернатору. Уже в марте 1903 года П.А.Столыпин был назначен губернатором Саратовской губернии, большей по размерам и не подчинявшейся генерал-губернатору. С 1905 г. Саратовская губерния стала одним из очагов революционного движения, где происходили массовые крестьянские бунты. По воспоминаниям дочери Столыпина, он не желал использовать армию при подавлении бунтов, а старался появиться там сам и убедить людей разойтись по-хорошему. Столыпин стремился объединить всех противников революции. Были собраны средства; организована контрпропаганда революционных идей; были открыты народные клубы и библиотеки, кассы взаимопомощи; оказывалась бесплатная медицинская помощь. Кроме того, для борьбы с революционерами Столыпин привлекал черносотенные организации. В конце 1905 года, в момент наивысшего подъема революции, все же пришлось применять и армию. Уже тогда в Саратове на него было совершено несколько покушений.
 В апреле 1906 года Столыпин был назначен министром внутренних дел в кабинет И.Л.Горемыкина. Сразу же после выборов между достаточно левой Думой (из 450 депутатов – 170 кадеты, 100 трудовиков и всего 30 умеренных и правых) и реакционным правительством Горемыкина возник конфликт. И Дума, и правительство выдвигали друг к другу требования, которые не могли быть выполнены. Горемыкин просто игнорировал Думу, никогда не показывался на заседаниях и призывал других министров следовать его примеру. Его кабинет не приготовил ни одного серьезного законопроекта для рассмотрения в Думе.
 Основная борьба между Думой и правительством сосредоточилась на аграрном вопросе и проблеме смертной казни. Дума, подогреваемая предвыборными обещаниями и желаниями избирателей, настаивала сначала на принятии амнистии, потом на отмене смертной казни. А за неимением внесенного правительством проекта аграрной реформы, разрабатывала и обсуждала собственные проекты, которые предусматривали насильственное отчуждение земель у помещиков. Окончательным поводом к роспуску стало постановление 4 июля, в котором Государственная Дума заявила, что «от принудительного отчуждения частновладельческих земель не отступит, отклоняя все предложения с этим не согласованные». Правительство, в свою очередь, опубликовало сообщение, отвергавшее принцип насильственного отчуждения земли у помещиков с отговоркой – сначала «необходимо придти к бесповоротному убеждению в полной невозможности достигнуть тех же результатов без насильственной ломки существующих правоотношений».
 9 июля 1906 года Первая Государственная Дума была распущена. Окончательное решение принимал император, с участием И.Л.Горемыкина и П.А.Столыпина.
 После роспуска Думы был отправлен в отставку и кабинет Горемыкина. Председателем Совета Министров с сохранением поста Министра внутренних дел был назначен Петр Аркадьевич  Столыпин.

2. Суть аграрной реформы

а) Цели и задачи реформы

Если вкратце охарактеризовать сущность столыпинской аграрной реформы, то можно сказать, что она заключалась в том, чтобы, отменив оставшиеся выкупные платежи, дать возможность всем крестьянам право свободно выходить из общины и закреплять за собой надельную землю в наследуемую частную собственность. При этом имелось в виду, что только экономическими методами можно побудить помещиков продавать свою землю крестьянам, а также использовать государственные и иные земли для наделения ими крестьян.
 Подразумевалось, что постепенно число крестьянских собственников и площадь земли в их руках будут возрастать, а община и помещики будут ослабевать. В результате должен был быть решен извечный для России аграрный вопрос, причем мирно и эволюционно. Так оно и было, многие помещики уже продавали земли, а Крестьянский банк их покупал и продавал на условиях льготного кредитования желающим крестьянам.
 Задача состояла в том, правильно ли было уповать на эволюционность этого процесса (в результате Первой мировой войны и революции реформу завершить не успели), или надо было действовать более решительно. Для решения этого вопроса существовало три пути: отнять землю у помещиков; ничего не делать; подтолкнуть помещиков и крестьян к реформе без нарушения права частной собственности.
 Именно третий вариант и выбрал П.А.Столыпин. Он прекрасно понимал, что грубая, агрессивная политика не только не даст положительных результатов, но и может еще больше усугубить и без того напряженную обстановку.
 Столыпин видел решение имеющегося кризиса в том, чтобы дать возможность крестьянам получить сначала временно, а затем закрепить за ним отдельный участок, вырезанный из государственных земель или из земельного фонда Крестьянского банка. Основными «донорами» для формирования земельного фонда Крестьянского банка стали разоренные помещики, не желающие или не способные эффективно вести  хозяйство в условиях складывания капиталистической конкуренции.
 Столыпинская аграрная реформа в корне отличалась от идеи левых политиков конфисковать землю у помещиков и просто раздать ее. Во-первых, такой подход был неприемлем с точки зрения норм цивилизованной частной собственности. Во-вторых, то, что дается даром, в России редко используется эффективно. Традиционный в более позднее советское время «отнять и поделить» никогда никому не приносил пользы. Нельзя создать ответственного собственника, нарушая права собственности других.
Таким образом, Столыпин придерживался чисто экономических принципов реформирования экономики, хотя и полагал, что невежественных крестьян для их же пользы следует всячески подталкивать к выходу из общины, в том числе иногда и административными методами.
Естественно, существование общины и доминирование помещиков было отражением политической системы тогдашней России. В этом смысле против Петра Столыпина выступали не только левые, которые хотели насильственной экспроприации земли для передачи крестьянам, но и правые, которые видели в реформе прямую угрозу существующему политическому строю. Петру Аркадьевичу приходилось бороться с собственным классом, со своими коллегами по правящей верхушке.

б) Составные части реформы

В марте 1906 г. вышел указ о землеустроительных комиссиях, и временные правила о них были внесены в Думу. Но законом они стали лишь 29 марта 1911г. (это не сдержало работу по землеустройству). Двенадцатого августа 1906 г. Крестьянскому поземельному банку передали для продажи малоземельным крестьянам удельные земли и затем 27 августа 1906 г. – казенные земли (правда, значительная их часть уже была в аренде у крестьян).
Восприняв идеи В.И.Гурко и других специалистов, 10 октября 1906 г. Столыпин докладывал и самостоятельно защищал проект реформы на заседании Совета министров. Однако все члены правительства находили, что «община не заслуживает далее покровительства закона». Разногласия были лишь по вопросу: проводить законопроект о реформе указом царя или дождаться созыва Государственной думы? Меньшинство министров – В.Н.Коковцов, Б.А.Васильчиков, Н.Д.Оболенский – считали необходимым опереться на народное представите

www.historicus.ru

Итоги и последствия столыпинской земельной реформы. П.А. Столыпин — русский реформатор и политик

Похожие главы из других работ:

Аграрная политика П.А. Столыпина

4. Замысел земельной реформы

В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно. В конце 1905 года власти всерьез рассматривали возможность пойти навстречу крестьянским требованиям…

Аграрная политика Столыпина

4. Замысел земельной реформы.

В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно. В конце 1905 года власти всерьез рассматривали возможность пойти навстречу крестьянским требованиям…

Блокада в Ленинграде и Англии

1.5 Итоги и последствия

Часть вывезенных людей, вывезенных из города, так и не удалось спасти. Несколько тысяч человек умерли от последствий голода уже после того, как их переправили на «Большую землю». Врачи далеко не сразу научились выхаживать за голодавшими людьми…

Историография Столыпинской аграрной реформы в Беларуси

Историография столыпинской реформы на белорусских землях в дореволюционный период

Историография, посвященная развитию сельского хозяйства страны в начале XX в. и в том числе столыпинской аграрной реформе, довольно обширна. Оценки реформы широки «по разбросу» и часто носят противоречивый характер…

Историография Столыпинской аграрной реформы в Беларуси

Советский период в историографии столыпинской реформы

В исторической литературе предметом научных дискуссий стали различные аспекты изучения столыпинских реформ, начиная с неоднозначных трактовок характера и направленности реформаторской деятельности П.А…

Историография Столыпинской аграрной реформы в Беларуси

Изучение столыпинской реформы на современном этапе

С 1991 г. в белорусской исторической науке активно развернулась работа по изучению и пересмотру ряда вопросов истории аграрных отношений. Тем или иным вопросам посвятили свои работы белорусские историки В.Ф. Батяев, П.И. Бригадин, В.М. Бусько, У.П…

Итоги и последствия крестьянской реформы 19 февраля 1861 года

Глава 3. Итоги и последствия крестьянской реформы 19 февраля 1861 года

Главным итогом реформы 1861 года явилось освобождение более чем 30 млн. крепостных крестьян. Но это в свою очередь повлекло за собой становление новых буржуазных и капиталистических отношений в экономике страны и её модернизации…

Крестьянская война под предводительством Е. Пугачева

Итоги и последствия

крестьянская война восстание пугачев Действия властей нельзя однозначно назвать послаблением или ужесточением государственной политики. Были ускорены процессы перехода казачества в статус регулярных войск…

Отмена крепостного права в России

4. Итоги и последствия реформы

Главным итогом реформы 1861 года явилось освобождение более чем 30 млн. крепостных крестьян. Но это в свою очередь повлекло за собой становление новых буржуазных и капиталистических отношений в экономике страны и её модернизации…

П.А. Столыпин — русский реформатор и политик

2.1 Замысел земельной реформы

В ходе крестьянских волнений 1905 года стало ясно, что сохранять прежнее положение в деревне невозможно. Общинная и частная собственность на землю не могли дольше уживаться рядом…

П.А. Столыпин — русский реформатор и политик

Глава 3. Основные направления столыпинской земельной реформы

Процесс коллективизации в Сибири

4. Итоги и последствия коллективизации

Коллективизация нанесла тяжелейший удар сельскому хозяйству страны. Валовое производство зерна по стране снизилось в 1932 г. до 69,9 млн тонн против 78,3 млн тонн в 1928 г…

Реформы Столыпинского кабинета как альтернатива революции

1.4 Крестьянский банк — орудие столыпинской «реформы»

Одним из важнейших рычагов столыпинской аграрной политики стал Крестьянский поземельный банк. Созданный еще в 80-х годах для перепродажи крестьянам помещичьих земель…

Сущность Столыпинской аграрной реформы

1. Содержание Столыпинской аграрной реформы

Конкретные меры аграрной реформы Столыпина достаточно хорошо известны. Согласно 1 статьи закона 14 июня 1910 года «каждый домохозяин, владеющий надельной землею на общинном праве…

Сущность Столыпинской аграрной реформы

2. Сущность Столыпинской аграрной реформы

Во главу угла своих преобразований Столыпин ставил изменения в сфере экономики. С чего начать в ней? Премьер был убежден, и его выступления свидетельствуют об этом, что начинать необходимо с аграрной реформы. И сам Столыпин…

hist.bobrodobro.ru

Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия

Политика Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия

Количество просмотров публикации Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия — 155

 Наименование параметра  Значение
Тема статьи:Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия
Рубрика (тематическая категория) Политика


Конспект по истории

П.А Столыпин (1862-1911). В 1906-1911 гᴦ. Столыпин — председатель совета министров и министр внутренних дел. Принципы деятельности: успокоение и реформы, — ʼʼДайте государству 20 лет внутреннего и внешнего мира, и вы не узнаете нынешней Россииʼʼ, ʼʼВам нужны великие потрясения, а нам нужна великая Россияʼʼ. Делал ставку на низы. Столыпина не понимало ни правительство, ни двор.
Размещено на реф.рф
В 1911 ᴦ. он был убит на спектакле в киевской опере, где был государь (убийца — Багров: сын юриста͵ землевладельца; был связан с социал-демократами, эсерами, анархо-коммунистами, но работал на охранку; был повешен).

Реформа 1861 года — первый этап перехода к индивидуализации землевладения и землепользования. Но отмена крепостного права не привела к прогрессу частной собственности. В 80-90-е годы правительство стремилось к насаждению общинных структур в деревне, что противоречило, в будущем, свободной крестьянской собственности. Преодолеть данные трудности могли реформы, начатые П.А.Столыпиным. Его концепция предлагала путь развития смешанной, многоукладной экономики, где государственные формы хозяйства должны были конкурировать с коллективными и частными.

Составные элементы его программы — переход к хуторам, использование кооперации, развитие мелиорации, введение трехступенчатого сельскохозяйственного образования, организации дешевого кредита для крестьян, образования земледельческой партии, которая реально представляла бы интересы мелкого землевладельца.

Столыпин выдвигает либеральную доктрину управления сельской общиной, развития частной собственности на селœе и достижения, на этой основе, экономического роста. По мере прогресса крестьянского хозяйства фермерского типа, ориентированного на рынок, в ходе развития отношений купли-продажи земли, должно было произойти естественное сокращение помещичьего фонда земли. Будущий аграрный строй России представлялся премьеру в виде системы мелких и средних фермерских хозяйств, объединœенных местными самоуправляемыми и немногочисленными по размерам дворянскими усадьбами. На данной базе должна была произойти интеграция двух культур — дворянской и крестьянской.

Столыпин делает ставку на «крепких и сильных» крестьян. При этом он не требует повсœеместного единообразия, унификации форм землевладения и землепользования. Там, где в силу местных условий община экономически жизнеспособна, «крайне важно самому крестьянину избрать тот способ пользования землей, который наиболее его устраивает».

Аграрная реформа состояла из комплекса последовательно проводимых и связанных между собой мероприятий.


Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Столыпинская аграрная реформа, ее итоги и последствия» 2014, 2015.

referatwork.ru

Сущность и итоги реформы Столыпина в аграрной сфере

К началу XX века Российская империя все сильнее отставала от западных конкурентов в своем техническом, экономическом и социальном развитии. Так называемая «догоняющая» модернизация, начавшаяся еще в середине XIX века, так и не помогла ликвидировать этот разрыв. Не принесли желаемых результатов и масштабные реформы 1860-70-х годов. Государству были просто необходимы новые преобразования, которые бы перестроили экономику и общественное развитие на капиталистический лад.

Начало реформы

Такой попыткой стал комплекс реформ главы правительства Петра Аркадьевича Столыпина. В первую очередь, это касалось преобразований в аграрной сфере. Ожидалось, что итоги реформы Столыпина дадут мощный толчок развитию всех значимых сфер в стране. Их основным планом было создание мощной прослойки зажиточного, независимого и предприимчивого крестьянства, которое бы оживило товарные отношения и превратило бы Россию в еще более важного экспортера продуктов сельского хозяйства. Конечные итоги реформы Столыпина виделись ее вдохновителю в возникновении класса крепких хозяйственников, подобных американским фермерам. Для этих целей государственный кредитный банк по указу правительства развернул массовую кампанию по выдаче кредитов крестьянам на покупку земли. Вместе с тем невозврат долга достаточно сурово карался – конфискацией купленного участка. Это, по замыслам реформаторов, должно было подстегивать частную инициативу. Второй важной частью аграрной реформы стала программа освоения земель в Сибири. Участки в этом регионе раздавались и вовсе бесплатно желающим крестьянам в пользование. А правительство всячески поощряло и способствовало переезду крестьянских семей за Урал. Для этих целей были созданы специальные составы, известные позже как «столыпинские вагоны». Кроме того, в Сибири в этот период активно создается инфраструктура.

Итоги аграрной реформы Столыпина

Замыслы, без сомнения, значительного в российской истории политика так и не были доведены до логического завершения. Их реализация сначала была прервана его смертью в 1911 году, а позже окончательно отложена в связи с континентальной войной. Таким образом, едва ли можно говорить о том, что итоги реформ Столыпина были сколько-нибудь достаточными. Однако же ряд тенденций в период их проведения все же наметился, потому можно подвести некоторые итоги.

Положительные итоги реформы Столыпина в аграрной сфере

Результатом правительственных действий стало то, что из крестьянской общины выделилось от 10% до 20% населения. Последние начали самостоятельное хозяйствование. В несколько последующих лет успешные крестьяне стали давать до половины всего хлеба, появлявшегося на рынке. Частично были осуществлены планы по освоению Сибири, так как за время реформы туда переселилось более 3 миллионов хозяйств. Как следствие, новые регионы были вовлечены в товарно-рыночные отношения. В стране существенно расширилась площадь пахотных земель.

Отрицательные итоги реформы Столыпина

Расслоение независимой деревни привело к тому, что наряду с успешными появились и бедствующие крестьяне. Даже вышедшие из общины хозяйства все еще сохраняли тесные отношения с ней. В этом плане реформа оказалась половинчатой. Она также не оказала ощутимого влияния на технологическое развитие сельского хозяйства. К 1911 году главным орудием русского крестьянина все еще оставалась архаичная соха.

fb.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *