Особенности изображения человека в поэмах гомера – 8 Вопрос — Боги и люди в гомеровских поэмах

8 Вопрос — Боги и люди в гомеровских поэмах

Действие гомеровских поэм развертывается среди людей и богов. Первые живут на земле, плавают по морям, к ним с вершины Олимпа спускаются боги. Изредка боги появляются в своем древнем зооморфном облике, как, например, превратившаяся в птицу Афина. Обычно же боги антропоморфны и наделены человеческими страстями и пороками, но в масштабах несоизмеримо великих по сравнению с человеческими. Боги дерутся (Афина дерется с Афродитой, бросает камни в Ареса), ссорятся (Афина, Гера, Афродита, Артемида на поле боя), ревнуют, обманывают друг друга, им чужды нравственные нормы, и во всем они считаются лишь со своими прихотями. Возможно, что в образах богов, в описании их жилищ и отношений между собой нашли отражение воспоминания о жизни и нравах древних микенских правителей.

Боги диктуют свою волю героям. Те видят сны, следят за полетом птиц, наблюдают за знамениями при жертвоприношениях, видя в этом проявление воли богов. Участь Гектора решает Зевс. Он кладет на весы два жребия, и жребий Гектора падает вниз. Власть судьбы параллельна власти богов, но бывают случаи, когда судьба властвует над богами и те бессильны перед ней. Так, Зевс не может спасти от смерти своего сына Сарпедона и в каплях кровавой росы, падающей с неба на землю, выражает свое горе.

Главным героем «Илиады» является Ахилл. Вспыльчивость и неукротимость в гневе становятся данью молодости Ахилла, привыкшего подчиняться чувствам без контроля рассудка. Однако никто из героев не сравнится с Ахиллом в преданности другу, никто не отнесется с таким вниманием к горю другого человека, как Ахилл. Поэт с такой убедительностью раскрывает характер своего героя, что слушателей нисколько не удивляют поступки Ахилла. Они понимают, что подобный герой мог безжалостно надругаться над телом поверженного врага и он же мог обнимать и утешать отца своего противника, отдав тело для достойного погребения.

Поэт представил их образы как идеалы нового времени, новые гуманные отношения между людьми. «Гектор — предвестник мира городов, человеческих коллективов, отстаивающих свою землю и свое право. Он являет мудрость соглашений, он являет семейные привязанности, предвосхищающие более обширное братство людей между собой».

Среди ахейцев одному лишь Ахиллу уступает в отваге и мужестве Аякс, для которого воинская честь и слава — единственное содержание жизни. Мудрая старость с ее богатым жизненным опытом воплощена в Несторе. предводитель ахейцев Агамемнон сдержан, надменен и преисполнен сознания собственного величия. Его брат Менелай малоинициативен, иногда даже нерешителен, но доблестен, как все прочие ахейцы. Его полной противоположностью оказывается Одиссей, герой сметливый и энергичный. Только благодаря находчивости и хитрости он живым и невредимым возвращается на родину. на остров Итаку. Отдельные черты Одиссея могут показаться современному читателю малопривлекательными и даже противоречащими нашим этическим нормам, но они о вабусловлены временем создания поэмы. Безымянный фольклорный герой, преодолевающий многочисленные препятствия, был хитрым и предприимчивым уже в сказке. В эпоху же освоения новых земель и первого знакомства греков с западным Средиземноморьем мужество и отвага ценились уже много ниже, чем ловкость, находчивость и умение приспособиться к любой обстановке.

В «Одиссее» описывается мирная жизнь, значительно более яркая, сложная и содержательная. Вместо идеализированных героев «Илиады», в характерах которых все же преобладали черты древних ахейских завоевателей, прошедших по земле огнем и мечом, в «Одиссее» живут и действуют мирные люди. Даже боги «Одиссеи», за исключением Посейдона, спокойны и умиротворенны. Герои «Одиссеи» словно списаны со знакомых и близких поэту современников, любознательных, наивных и общительных людей, жизнь и время которых, по словам Маркса, были детством человеческого общества «там, где оно развилось всего прекраснее…»17 Разнообразны даже немногочисленные женские образы: преданная старушка няня, верная и добродетельная Пенелопа, радушная заботливая Елена, мудрая Арета, обаятельная юная Навсикая, мечтающая по-девически о замужестве и даже, вопреки традиции, о замужестве по своему выбору.

Божественное вмешательство помогало поэту и его слушателям объяснить происхождение хорошо известных им эмоций, порождающих определенные действия. Ссылкой на божественную волю и на непосредственное божественное вмешательство древний человек объяснял все, что представлялось ему загадочным. Но сила художественной правды способствовала тому, что современному читателю понятны и без участия богов переживания гомеровских героев и различные мотивы их поведения.

  1. билет — Гомеровский мир в «Илиаде» и «Одиссее» (отражение в поэмах Гомера черт родоплеменного строя и эпохи восхождения рабовладельческой цивилизации)(смотреть 7 билет)

Гомеровский эпос содержит явные указания на общинно-родовую организацию общества. Однако тот социально-исторический период, который изображен в гомеровских поэмах, далек от наивного и примитивного общинно-родового коллективизма, он отличается признаками весьма развитой частной собственности и частной инициативы в рамках родовых организаций.

В эпосе есть сведения о существовании умелых мастеров, о гадалках, врачах, плотниках и певцах (Од., XVII, 382-385). По этим текстам уже можно судить о значительном разделении труда.

а) Сословия.

Гомеровское общество разделено на сословия, поскольку сословие есть не что иное, как общность людей, объединенных по тому или иному общественному, профессиональному признаку на основе либо юридических узаконений, либо обычного права.

У Гомера мы находим постоянно генеалогию героев, происходящих от Зевса, и взывание к родовой чести (например, обращение Одиссея к Телемаху в Од., XXIV, 504-526). Вождь окружается у Гомера обычно своей дружиной, которая относится к нему с благоговением. Власть вождя связана с крупным землевладением (например, рассказ Одиссея под видом странника о его богатствах на Крите, Од., XIV, 208 и след.). Частые войны и всякого рода предпринимательства тоже вели к обогащению наиболее имущей части родовой общины. У Гомера мы находим описание великолепных вещей и дворцов. Его герои умеют прекрасно говорить. Они похваляются богатством, железом и медью, золотом и серебром, любят обильные пиршества.

б) Торговля, ремесло и земельная собственность.

Старинная родовая община, основанная на натуральном хозяйстве, конечно, не торговала, а обмен был настолько примитивен, что не играл ведущей экономической роли. В поэмах Гомера же намечается совершенно другая ситуация.

Здесь весьма часто делают взаимные богатые дары, которые иной раз приближаются к тому, что в экономике носит название обмена. Настоящая торговля упоминается в эпосе крайне редко. Однако она уже существует. С торговлей развиваются и ремесла. Ремесленников в поэмах Гомера очень много: кузнецы, плотники, кожевники, горшечники, ткачи, золотых и серебряных дел мастера, а также прорицатели, певцы, лекари и глашатаи. Уровень ремесла здесь чрезвычайно высок. Как мы увидим ниже, поэтическое изложение буквально пересыпано упоминаниями разного рода добротных изделий, художественно сработанного оружия, одежды, украшений и домашней утвари.

В эпосе Гомера мы встречаем прослойку нищих, которая уже совсем немыслима в родовой общине, где все являются своими и родными. Об их жалком, ничтожном и унизительном положении можно судить по Иру, который стоял на пороге перед пирующими женихами и выпрашивал себе подаяния и с которым Одиссей, тоже в виде подобного нищего, затеял драку.

studfiles.net

Образ человека в произведениях Гомера

Доброго времени суток, Алексей!

Человек и его место в мире — на протяжении всей истории людей всегда интересовал этот вопрос. Гомеровский эпос — не исключение. Каково место человека в мире, которым правят боги, каким изображен человек и какие бывают люди?

Представления древних греков о мироздании

Как мы знаем из гомеровского повествования, изначально эпический мир представлялся сказителю единым: живым, говорящим, сущим вне времени в молодости и радости. Последующее обособление в пределах изначального единообразия проходит по рядам: существа живые и неживые, живые существа говорящие и неговорящие, живые говорящие существа счастливые и несчастные. Живые существа — это смертные, люди и животные; на уровне гомеровского эпоса смертный по отношению к предметам выступает лишь как реминисценция далекого прошлого. Живые — также и боги, они бессмертные. Живые смертные существа причастны смерти и подвержены старости. Бессмертные — смерти не причастны и нестареющие.

Среди смертных есть говорящие (обладающие речью). Это — люди в их отличии от животных, дара речи лишенных, и богов, говорящих, видимо, в принципе как-то по-иному, на каком-то ином языке.

Несомненно, боги стоят выше людей, но они склонны совершать такие же поступки и ошибки, как и люди. Они обладают всеми человеческими качествами: как достоинствами, так и недостатками. Они злопамятны, они бранятся, мстительны, они дерутся, они ревнуют, они соблазняют и любят так же, как и люди. Но в то же время они стоят выше либо благодаря им держится мировой порядок, они несут закон в мир людей, им поклоняются, им приносят дары и совершают жертвоприношения и их воспевают в песнях. Они несут людям свое слово и, так же как и люди, повинуются самой могучей силе — судьбе, которая способна дарить и счастье, и трагизм.

Особенности гомеровских произведений

Поэмы Гомера пропитаны предопределенностью и трагизмом человеческого бытия, что говорит нам о том, что человеческая жизнь бессмысленна и бренна. Он сравнивает человека с деревьями, которые, произрастая, расцветают, производят новую жизнь и погибают. Наилучшее, что человек получает, — это различные дары от Богов, которые могу по-разному повлиять на жизнь человека. Но чаще всего человека ждет только горе. Гомер в этом случае говорит: «Из тварей, которые дышат и ползают в прахе, Истинно в целой Вселенной несчастнее нет человека».

Несчастной представлена жизнь человека и после смерти. Душа человека ведет жалкое существование в загробном мире Аида. Но и здесь существует небольшой сдвиг – идея воздаяния. В царстве умерших существует судья Минос, который решает, будет ли человек нести муки или же удостоится помилования после смерти. Избранные герои и достойные воздаяния попадают на Елисейские поля – страну счастья и блаженства. Это показывает заметную тенденцию Гомера в усилении морально-этнических принципов.

Это наводит на мысль, что ценное в человеческой жизни находилось в период жизни на земле. Гомеровские герои пытаются «взять от жизни все». Их характеры сложны и очень живописны. Они мужественны и величественны. Они не знают страха перед врагом. И греки, и троянцы изображены с большим уважением и любовью.

Однако гомеровские знания о человеке как о чем-то цельном, состоящем из единства тела и души, очень размыты. Он считает, что тело человека – это механическое множество или сумма различных членов и функций. Считается, что это представление уходит далеко к первобытной магии. Эта концепция человека тесно связана с проблемой моральной ответственности. Все поступки гомеровских героев происходят от внутренних импульсов человека, которые внушают боги свыше.

Но не стоит думать, что человек в гомеровском видении всего лишь оружие или марионетка в руках богов. Античные герои обладали и своей волей, которая может идти в разрез с волей божества. Боги не всегда внушают поступки, герои сами делают свой выбор и принимают решения. В этом проявляется осознание ответственности в своих поступках, и наиболее полно эта идея представлена в «Одиссее». В «Иллиаде» война с Троей произошла из-за спора богов, хотя в «Одиссее» боги всю ответственность уже возлагают на людей, а также прослеживается мотив, связанный с нарушением моральной ответственности, нравственных норм, которые караются божеством. Гомер делает акцент на этику и мораль. Также тема антропоцентризма свойственна Гомеру.

Человек и судьба в представлении Гомера

Важнейшей моральной силой в «темные века» был не страх перед гневом богов, а стыд перед общественным мнением. Когда же человек задумывался о вопросах смысла всего происходящего и основ бытия, то ответ всегда был один: «так суждено» или «такова воля Зевса». На все события, на все живое и сущее на земле имеется своя судьба, и поэтому все происходящее трактуется как необходимое и абсолютное. Эта всеобщая определенность приобретает силу мировой закономерности, которая правит всем миром, и благодаря ей в мире существует порядок. Не боги создали этот порядок, и не они им управляют, а всемогущая судьба, которую не может никто ни обмануть, ни противиться ей. Человек и общество являются частью мирового целого, вписанной в общую структуру мироздания, а ею управляет непреложный закон судьбы, который не вправе нарушить даже боги.

Характеры гомеровских героев очень сложны и разнообразны. Гомер наделил их таким чертами, как стремление к цели, верность, храбрость; их чувства остро и ярко показаны в поэмах, и порой с безысходностью.

Сочинения Гомера помогают воспитывать будущие поколения и являются примерами классического образца описания воина, человека, семьи, ценностей, религиозных верований и точных исторических данных, которые нашли свое подтверждение в реальности, и будем надеяться, что подтвердятся еще.

С наилучшими пожеланиями, Юлия.

www.domotvetov.ru

Особенности восприятия мира и человека в поэмах Гомера. Тело и душа — КиберПедия

Микенская культура и искусство

Индоевропейский народ – ахейцы. Не являются изначальными обитателями Греции.

В отличие от критян, греки боялись мира. Они воспринимают мироздание, как источник опасности находятся с ним в состоянии постоянной войны. Греки защищаются от окружающего мира тем, что строят свои здания на возвышенностях и окружают их циклопическими стенами.

Гармонические отношения с миром отсутствуют.

Аристократия Микенской Греции – воины. Война – смысл жизни. В искусстве главенствуют 2 темы – кровавые сцены истязаний и убийств и секс.

Само искусство является статичным. Нет никакой динамики.

Присутствует «боязнь пустоты». Пытаются максимально насытить первый план произведения искусства, дабы взгляд не мог пробиться на второй план.

Крит и Греция повернуты полярно в разные стороны. Почти во всем.

Особенности восприятия мира и человека в поэмах Гомера. Тело и душа

Мы ничего не знаем о Гомере. Античная традиция изображает его слепым. Существует легенда, что боги забрали внешнее зрение Гомера, дав ему взамен внутреннее зрение.

Гомер не является единым автором своих поэм. Скорее всего, он обработал и свел чужие маленькие поэмы.

«Илиада» — это повествование о Трое, начинается с 10 года Троянской войны и повествует лишь о 51 дне войны. Фактически, вся «Илиада» — это грандиозный мальчишник.

Существует теория о том, что олимпийские боги решили с помощью Троянской войны уничтожить всё непокорное геройское племя.

Феномен гомеровской метафоры. Он сравнивал человека, чувства, которые в нем преобладают, со стихиями, дикими животными. В природе не ищется «человеческое». Природное и стихийное, по Гомеру ищется в человеке. Именно благодаря этому стихийному человек и становится героем. Совсем не благодаря человеческой составляющей.

Осознание человеческой судьбы в античности. Для всех происходит слепая и безудержная жеребьевка 3 мойр. Жеребьевка – это режим существования космоса. Как результат:

1) Никого не надо благодарить;

2) Твоё житиё-бытиё принадлежит только тебе;

3) Ни перед кем не нужно оправдываться;

4) У бытия нет смысла.

 

 

«Псюхе» — душа перелетающая в Аиду (ад). У нее нет памяти, сознания, перспектив, будущего. Память и сознание возвращаются лишь при вкушении кровавой жертвы. Но лишь на короткий срок.

А вот греческая слава дает душе свободу. Первый шаг к героизму – оставить страх, жалость и надежду. Самоубийство рассматривалось, как распоряжение собственной смертью и было очень уважаемо.



Тело – «сома», а душа – «псюхе».

Человек, для античности, — это его тело.

Где бы «псюхе» не обитала в человеке, себя она никак не проявляет. И, по Гомеру, проявляется лишь при смерти или малой смерти (обмороку).

При обращении героев к самому себе, они обращаются не к душе или своему внутреннему миру, а к определенному органу (сердце, легкие).

Тело – есть сущность. Тело связанное с космосом, которое тоже есть тело.

 

Лестница мироздания

РОК (нечто абсолютно безразличное, пребывающее над всем и вся)

Боги (воплощение энергии)

Цари и Герои

Свободные (нет индивидуальности)

Рабы (говорящие орудия)

 

Микенская культура и искусство

Индоевропейский народ – ахейцы. Не являются изначальными обитателями Греции.

В отличие от критян, греки боялись мира. Они воспринимают мироздание, как источник опасности находятся с ним в состоянии постоянной войны. Греки защищаются от окружающего мира тем, что строят свои здания на возвышенностях и окружают их циклопическими стенами.

Гармонические отношения с миром отсутствуют.

Аристократия Микенской Греции – воины. Война – смысл жизни. В искусстве главенствуют 2 темы – кровавые сцены истязаний и убийств и секс.

Само искусство является статичным. Нет никакой динамики.

Присутствует «боязнь пустоты». Пытаются максимально насытить первый план произведения искусства, дабы взгляд не мог пробиться на второй план.

Крит и Греция повернуты полярно в разные стороны. Почти во всем.

Особенности восприятия мира и человека в поэмах Гомера. Тело и душа

Мы ничего не знаем о Гомере. Античная традиция изображает его слепым. Существует легенда, что боги забрали внешнее зрение Гомера, дав ему взамен внутреннее зрение.

Гомер не является единым автором своих поэм. Скорее всего, он обработал и свел чужие маленькие поэмы.

«Илиада» — это повествование о Трое, начинается с 10 года Троянской войны и повествует лишь о 51 дне войны. Фактически, вся «Илиада» — это грандиозный мальчишник.



Существует теория о том, что олимпийские боги решили с помощью Троянской войны уничтожить всё непокорное геройское племя.

Феномен гомеровской метафоры. Он сравнивал человека, чувства, которые в нем преобладают, со стихиями, дикими животными. В природе не ищется «человеческое». Природное и стихийное, по Гомеру ищется в человеке. Именно благодаря этому стихийному человек и становится героем. Совсем не благодаря человеческой составляющей.

Осознание человеческой судьбы в античности. Для всех происходит слепая и безудержная жеребьевка 3 мойр. Жеребьевка – это режим существования космоса. Как результат:

1) Никого не надо благодарить;

2) Твоё житиё-бытиё принадлежит только тебе;

3) Ни перед кем не нужно оправдываться;

4) У бытия нет смысла.

 

 

«Псюхе» — душа перелетающая в Аиду (ад). У нее нет памяти, сознания, перспектив, будущего. Память и сознание возвращаются лишь при вкушении кровавой жертвы. Но лишь на короткий срок.

А вот греческая слава дает душе свободу. Первый шаг к героизму – оставить страх, жалость и надежду. Самоубийство рассматривалось, как распоряжение собственной смертью и было очень уважаемо.

Тело – «сома», а душа – «псюхе».

Человек, для античности, — это его тело.

Где бы «псюхе» не обитала в человеке, себя она никак не проявляет. И, по Гомеру, проявляется лишь при смерти или малой смерти (обмороку).

При обращении героев к самому себе, они обращаются не к душе или своему внутреннему миру, а к определенному органу (сердце, легкие).

cyberpedia.su

«человеческое» в богах и «божественное» в героях.


⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 17Следующая ⇒

 

С переходом от матриархата к патриархату развивается новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс, патриархальная община появляется теперь и на горе Олимпе. Зевс- главный бог дальновержец, который по сути дела решает все самые важные вопросы, а также борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон, например, убивает Пфийского дракона и основывает на его месте святилище. Он же убивает двух сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой, и вероятно царством самого Зевса. Персей убивает медузу. 12 подвигов совершает Геракл (1.Как Геракл задушил змей. 2.Битва с Лернейской гидрой.3.Геракл у кентавров 4.Как Геракл ловил Керинейскую лань. 5. Геракл изгоняет стимфальских птиц. 6. Как Геракл в один день очистил стойла царя Авгия. 7ой и 8 ой подвиг Геракла. 9.Геракл в царстве амазонок. 10. Быки Гериона и хитрый великан Какос. 11. Путешествие Геракла за золотыми яблоками Гесперид. 12. Пеление трёхглавого пса Кербера.) Тезей убивает минотавра. Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера, главная богиня на Олимпе, жена и сестра Зевса, Гера совоокая, она становится покровительницей брака и семьи. Деметра, покровительница земледелия, с ней будут связаны Элисифнские мистерии. Афина, богиня честной, открытой войны ( в отличие от Ареса), Афродита- богиня любви и красоты, Гестия – домашнего очага, Артемида – приобрела красивый стройный вид, и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя бога –Гефеста. Богами специального патриархвального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. Гермес из прежнего примитивного существа стал покровителем торговли, скотоводства, искусства, в общем всякго рода человеческого мероприятия. Теперь всем правит Зевс, все стихийные силы в его подчинении, теперь он не только гром и молния, которых так боятся люди, теперь к нему также можно обратиться за помощью В принципе как во всей древне Греческой, так и отдельно в гомеровском эпосе существует изображения множество богов, но образы их меняются переходя из произведения в произведения. Роль божественного вмешательства (бог из машины), играет тут так же немаловажную роль. О божественном вмешательстве можного говорить на примере Илиады. Там оно происходит повсеместно. Влияние богов на жизнь человека или даже целой страны — как например боги старались помочь троянцам или ахейцам. А люди по прежнему верят в бога и каждый из низ молится своему богу.

Хочу привести мнение А.Ф. Лосева о мифологии в «Илиаде» и «Одиссее» : «можно сказать, у Гомера нет никакой мифологии. Правда, вера в богов и демонов здесь не отрицается, но они даны в такой форме, которая имеет мало общего и с примитивной народной религией. Гера, Кирка и Калипсо — это женщины в роскошных одеждах, утопающие в наслаждениях, Привлечение образов богов ничем не отличается от использования им всех прочих ресурсов. Это совершенно такие же персонажи его художественного произведения, как и самые обыкновенные герои и люди.»

Мифологический момент создает то единство в картине мира, которое эпос не в состоянии охватить рационально. Для гомеровской трактовки богов характерны два обстоятельства : боги Гомера очеловечены: им приписан не только человеческий облик, но и человеческие страсти, эпос индивидуализирует божественные характеры так же ярко, как человеческие. Затем, боги наделены многочисленными отрицательными чертами : они мелочны, капризны, жестоки, несправедливы. В обращении между собой боги зачастую даже грубы: на Олимпе происходит постоянная перебранка, и Зевс нередко угрожает побоями Гере и прочим строптивым богам.

Олимпийские боги являются скорее героическими, но и хтоническое начало сильно в большинстве из них. Под хтонизмом понимают ту мифологию, которая строится по типу стихийных и беспорядочных явлений природы, беспринципных и анархических, иногда просто звериных, а зачастую дисгармонических (керы, эринии, доолимпийские божества). Прим: «волоокая Гера».

Действие «Илиады» протекает параллельно на Олимпе и на Земле. Боги разделены на два враждебных лагеря. Мать Ахилла Фетида получает от Зевса обещание, что ахейцы будут терпеть поражения, пока не загладят обиду, нанесенную ее сыну. Исполняя это обещание, Зевс посылает Агамемнону обманчивый сон, предвещающий близкое падение Трои, и Агамемнон решается дать бой троянцам.

Далее богипостоянно вмешиваются в жизнь героев. Когда Менелай уже почти оказывается победителем, но покровительствующая Парису Афродита похищает его с поля боя, Афина наущает союзника троянцев Пандара пустить стрелу в Менелая. В пятой книге Диомед ранит Ареса и Афродиту, следовательно, иногда люди и боги показаны сражающимися как равные — очеловечивание богов и обожествление героев.

В обеих поэмах много религиозно — мифологических противоречий. Зевс — верховный бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить; и в конце концов невозможно понять, кого он защищает, греков или троянцев. Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс — весьма колеблющийся правитель мира, иногда даже глуповатый. В «Илиаде» Зевс в прямой речи посылает Аполлона привести в сознание Гектора, лежащего на поле сражения в бессознательном состоянии, а далее сам поэт говорит, что Гектора пробудил разум Зевса.

Боги постоянно вздорят между собой, вредят друг другу, обманывают друг друга; одни из них почему-то стоят за троянцев, другие за греков. Не видно, чтобы Зевс имел какой-либо моральный авторитет. Внешний облик богов изображается также противоречиво. Афина в пятой песни «Илиады» такая огромная, что от нее трещит колесница Диомеда, на которую она вступила, а в «Одиссее» это какая-то заботливая тетушка для Одиссея, с которой он сам обращается без особого почтения.

Зевс — тучеводец, громовержец. Светлоокая Афина, Арес меднобронный, Дерзославная Гера, Феб/Апполон сребролукий.

  1. Эпоха Возрождения как переворот в дух.жизни человека

Италия – родна Возрождения, т.к. там сохранилось больше всего памятников античного искусства и итальянский язык ближе всего к латыни. Другая причина – Италия самая развитая страна 14-15 веков. Там было больше, чем в других странах городов и итальянские купцы отличались деловитостью, энергией и совершали далекие путешествия по странам Европы, по Средиземному морю и в восточные страны. Человек формировался во время путешествий, обладал деятельным характером, честолюбивым, умеющим преодолевать различные препятствия, всегда был готов к опасностям.

Человек эпохи Возрождения. Изменяется сознание человека – прежде всего человек созидает собственную личность, становится творцом самого себя. Если в Средние века человек был создан Богом и ему предстояло выполнить все, что предначертано ему свыше, то в эпоху Возрождения человек себя формировал, стремился к знаниям, счастью, успеху.

Для эпохи Возрождения характерен философский принцип антропоцентризм –если в Средние века в центре была идея Бога (теоцентризм),то сейчас все сосредоточено на интересах личности. Поэты и писатели эпохи возрождения именуются обычно гуманисты. Здесь гуманизм – не снисходительность и склонность прощать, а имеет другой смысл: гуманисты делали предметом изображения человека, все человечество. И образ человека в произведениях эпохи Возрождения всегда связан с природой. Характерно – передать внутренний мир человека через внешние проявления; показать прекрасного человека. Чрезвычайно ценилась красота человека, также как и в античности полагали, что красота и доброта представляют собой единство.

В эпоху Возрождения верили, что прекрасный человек – добрый человек, и более того, доблестная, героическая личность. Искусство было устремлено к идеалу и идеальному. Человек изображается в единстве с природой и как часть природы.

Последним поэтом Средневековья и первым поэтом Нового времени является Данте Алигьери.

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Некоторые особенности мировоззрения Гомера и принципы изображения человека в гомеровском эпосе.

Напрасно стали бы мы искать у Гомера связное описание мирового устройства: этого нигде нет. Только косвенные упоминания позволяют нам делать некоторые приблизительные выводы на этот счет. Самое общее представление можно угадать в знаменитом описании щита Ахилла, на котором сам бог ремесла Гефест поместил такую сжатую модель мира. …Множество дивного бог по замыслам творческим сделал.

«…Там представил он землю, представил и небо, и море,

Солнце, в пути неистомное, полный серебряный месяц.

Все прекрасные звёзды, какими венчается небо…»

Далее следуют изображения человеческой жизни, открываемые образами двух городов: один изображен в мирное время, а другой — в военное. Затем следуют картины пахотного поля, жатвы, пасущихся стад, сцены хоровода, танцев и игр, а завершает все изображение могучей реки Океан, текущей по краям щита, вдоль обода. Бросается в глаза, что все внимание художника сосредоточено на земной, человеческой жизни, типичнейшие сцены которой описываются весьма тщательно и обстоятельно, в то время как космологические элементы — небо, светила и Океан играют явно второстепенную, чисто символическую роль. Примечательно, что даже общий набросок мироздания, помещенный в центре щита, Гомер начинает с описания не неба, а земли.

Гомеровская картина мироздания восстанавливается учеными лишь гипотетически, умозрительно, путем логического соединения всех элементов. Согласно этой модели, в центре мира на воде плавает плоская и круглая земля. Над ней находится небо, которое где-то выше облаков становится уже эфиром. Землю с эфиром соединяет гора Олимп, находившаяся на границе Фессалии и Македонии. Олимп имеет черты мировой горы и становится символом светлой небесной страны, в которой обитают небесные боги-олимпийцы. Верхнему полушарию противостоит нижнее, представленное Аидом и Тартаром. Аид является обиталищем теней умерших и находится внутри Земли, а Тартар есть местопребывание повергнутых Зевсом титанов; он находится ниже Аида и представляет собой как бы нижнее небо. Таким образом, верхнее и нижнее полушария вместе придают космосу форму сферы. Кроме того, существуют две космические противоположности — Олимп и Тартар, содержащие в себе все начала и концы существующего. Они представляют собой светлые и темные силы и тождественны по своему значению для всего мироздания.

Гомеровские поэмы развертывают обширную галерею индивидуальных характеров. «Люди несходны», — говорится в «Одиссее», — «те любят одно, а другие другое» (кн. 14, ст. 228). Гомеровские характеры, несмотря на многочисленность выведенных фигур, не повторяют друг друга. Надменный Агамемнон, прямодушный и смелый Аякс, несколько нерешительный Менелай, пылкий Диомед, умудренный опытом Нестор, хитроумный Одиссей, глубоко и остро чувствующий и осененный трагизмом своей «кратковечности» Ахилл, легкомысленный красавец Парис, стойкий защитник родного города и нежный семьянин Гектор, отягощенный летами и невзгодами добрый старец Приам, каждый из этих героев «Илиады» имеет свой выпукло очерченный облик. Такое же разнообразие наблюдается в «Одиссее», где даже буйные «женихи» получают индивидуализованные характеристики. Индивидуализация распространяется и на женские фигуры: образ жены представлен, в «Илиаде» Гекубой, Андромахой и Еленой, в «Одиссее» Пенелопой, Еленой и Аретой, — и все эти образы совершенно различны; однако при всем разнообразии индивидуальных характеров, персонажи греческого эпоса не противопоставляют себя обществу, остаются в рамках коллективной этики. Воинская доблесть, доставляющая славу и богатство, стойкость и самообладание, мудрость в советах и искусство в речах, воспитанность в отношениях с людьми и почтение к богам, — все эти идеалы родовой знати стоят незыблемо для гомеровских героев, вызывая между ними постоянное соревнование. Индивид уже выделился внутри родового коллектива, но еще не оторвался от него, и это пробуждение индивида получило у Гомера свежее, реалистическое изображение.

Еще Гегель заметил, что гомеровский индивид свободен, и над ним не тяготеет аппарат государственного принуждения. «Все то, что позднее становится твердой религиозной догмой или гражданским и моральным законом, остается еще вполне живым умонастроением, неотделимым от отдельного индивидуума, как такового». В изображаемом у Гомера обществе, по словам Энгельса, «не существовало еще отделенной от народа общественной власти», и герой чувствует себя самостоятельным даже тогда, когда он следует нормам родовой морали. Личность и общество не находятся в противоречии друг с другом, и это придает гомеровским фигурам цельность и яркость индивидуального облика.

 

Однако при всей жизненности и человечности гомеровских образов, они статичны, и им недоступно внутреннее развитие. Характер героя твердо зафиксирован в немногих основных чертах и показан в действии, но в ходе этого действия он не меняется. Анализа внутренних переживаний в греческом эпосе мы не находим. Когда герой охвачен противоречивыми чувствами и, наконец, принимает решение, поэт еще не умеет мотивировать это решение. Характерным образцом этого может служить сцена в 1-й книге «Илиады», когда разгневанный Ахилл колеблется, вынуть ли ему меч и убить Агамемнона или сдержаться. Он уже извлекает меч, но затем опускает его обратно в ножны. Для того чтобы мотивировать эту смену настроений, поэту понадобилось «божественное» вмешательство: к Ахиллу незримо является богиня Афина и побуждает его к спокойствию. Переживания героев просты и наивны как по содержанию, так и по способу своего выражения, и художественная яркость гомеровских образов неразрывно связана с их примитивными чертами. Позднейший читатель легко заполняет своим внутренним содержанием эти переживания, не раскрытые древним художником, но правильно зафиксированные в их внешних проявлениях.

Композиция «Илиады»

Композиция: чередование земной и небесной линии сюжета, которые к концу смешиваются. Гомер свою поэму на песни не разбивал. Впервые ее разбили александрийские ученые в 3 в до н э. (на 24 песни). Главы нумеруются по буквам греческого алфавита. Она написала гекзаметром и в ней около 15 700 стихов. Гомер показывает, что родовая коллективность уходит в прошлое, начинает формироваться новая нравственность, где на первый план выходит представление о ценности собственной жизни. События в «Илиаде» развиваются поступательно и последовательно. Гомер впервые дает нам опыт сравнительной характеристики. (III песнь «Илиады»: Елена рассказывает о героях. В расспросах Приама и ответах Елены встает ряд образов -величавый Агамемнон, «многоумный» Одиссей, могучий Аякс (Аянт)) Боевые картины «Илиады» чередуются с трогательными сценами в стенах осажденной Трои и несколько комическими пререканиями на Олимпе. Длинным перечнем кораблей, племен и вождей греческого войска («каталог кораблей»), а также троянских сил, выступающих из города под предводительством своего храбрейшего витязя Гектора, сына царя Приама, заканчивается II книга. 3-я книга знакомит с виновниками войны — Парисом, Менелаем, Еленой. Парис «перед началом сражения вызывает храбрейшего из ахейцев на единоборство, но в страхе отступает перед оскорбленным мужем Елены; лишь упреки Гектора заставляют его вернуться обратно; В единоборстве Менелай уже почти оказывается победителем, но Афродита похищает Париса с поля сражения. Смотр со стены. Центральное место в описании первого дня боя занимает 5-я книга, «подвиги Диомеда». Диомед убивает Пандара и ранит покровительствующих троянцам богов Ареса (Арея) и Афродиту. Эта книга имеет очень архаический характер и заключает в себе ряд сказочных» черт, обычно чуждых повествованию «Илиады» (мотив шапки-невидимки). Боги и люди представлены здесь сражающимися как равные. Совершенно иной характер имеет 6-я книга, действие которой развертывается главным образом в стенах осажденной Трои. Обреченность города показана в двух сценах: шествие Троянских женщин к храму Афины-градодержицы с мольбой о спасении. Вторая — прощание Гектора с его женой Андромахой и сыном. Безрезультатным единоборством Аякса и Гектора (кн. 7) кончается первый день боя. С 8-й книги вступает в силу решение Зевса помогать троянцам, и они начинают одолевать ахейцев. Тогда Агамемнон снаряжает посольство к Ахиллу (9-я книга). Особняком в общем ходе повествования «Илиады» стоит 10-я книга — рассказ о ночной экспедиции Одиссея и Диомеда в троянский стая, три которой они захватывают в плен троянского лазутчика и производят резню в лагере вновь прибывшего союзника Трои, фракийца Реса. Книга 11-я и последующие — новые успехи троянцев. Описание боя разбито на ряд эпизодов, посвященных «подвигам» различных ахейских героев, и перемежается с действием в «олимпийском» плане, где дружественные ахейцам боги пытаются помочь им, обманув бдительность Зевса. Особенно интересна сцена «обольщениям Зевса» в 14-й книге: Гера отвлекает Зевса с помощью любовных чар и усыпляет его. Проснувшись, Зевс заставляет богов прекратить всякую помощь ахейцам. К концу 15-й книги положение греков почти безнадежно: они оттеснены к берегу моря, и Гектор уже готовится зажечь их корабли и отрезать таким образом путь к возвращению домой. С 16-й книги начинается поворот в ходе событий. Ахилл дает согласие на то, чтобы его друг Патрокл одел его доспехи и отразил непосредственную опасность. Обезоруженный Аполлоном, он гибнет от руки Гектора. Вокруг тела Патрокла возгорается ожесточенный бой, но Гектор уже завладел доспехами, и ахейцы, не надеясь отстоять тело, посылают к Ахиллу сообщить о случившемся (кн. 17). Ахилл потрясен гибелью друга; «гнев» сменяется жаждой мести. 19-я книга приносит «отречение от гнева». Ахилл возвращается к военным действиям. Запруженный трупами поток Ксанф тщетно убеждает Ахилла ослабить рвение и даже обрушивается на него своими волнами, но на помощь Ахиллу приходит Гефест, обратив против вод огонь (кн. 21). Наибольшей напряженности повествование достигает в 22-й книге («умерщвление Гектора»). 23-я книга, очень интересная для истории греческих религиозных представлений, посвящена похоронам Патрокла. Душа Патрокла является к Ахиллу в виде призрачной тени и требует скорейшего погребения. Описывается погребальный обряд и состязания, устроенные по этому случаю Ахиллом. Примиряющую ноту вносит в поэму последняя, 24-я книга. Приам у ног Ахилла, и Ахилл, держа Приама за руку, — оба плачут о горестях человеческого существования. Ахилл соглашается принять выкуп и вернуть тело. Описанием погребения Гектора заканчивается «Илиада»


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

7. Основные черты эпического стиля. Принципы создания образов в поэмах Гомера.

Эпический стиль есть такой художественный стиль, который рисует нам жизнь того или иного человеческого коллектива, подчиняющей себе своими закономерностями решительно всякую личную жизнь. Примат общего над индивидуальным. Подлинное место эпоса — восходящий патриархат, когда человек настолько овладевает силами природы, что может с ними героически бороться и героически их себе подчинять. В эту эпоху родовая община становилась оседлой, она начинает осознавать себя как единое целое, начинает помнить свою историю и великих героев, которые ее создавали.

Если общее становится на место личного, то ясно, что личное выступает в неразвитом и примитивном виде.

1. Объективность эпоса (эпический художник как бы не пользуется своей фантазией. не только реальные вещи, но и все сказочное, мифическое, мыслится им как нечто объективное и невыдуманное)

2. Обстоятельная деловитость эпоса( «Каталог кораблей» занимает 300 строк, щит Ахилла — 132 строки)

3. Живописность и пластика изображений (любовное рассматривание вещей, хронологическая несовместимость или закон плоскостного изображения, отсутсвует способность трехмерного восприятия мира,перед нами не рельефное, но плоскостное восприятие мира, геометрический стиль, пластика — даны не только ранения, но и их последствия, как Патрокл тащил троянца, поддетого копьем)

4. Антипсихологизм и чисто вещественное изображение всякого внутреннего переживания(отсутствие анализа внутренних переживаний человека,отсутствие внутренней мотивировки его событий.Пример: Парис любит Елену,но как именно, об этом ничего не известно; Одиссей и Пенелопа) Но личность, в которой еще не проснулось ее «я» подчинена своему родоплеменному коллективу.Отсюда вытекает преданность всему тому, что получено от предков,т.е. всему великому и значительному.К числу основных принципов эпоса обязательно относятся

5. Традиционность(то, что изображается в эпосе для всех важно . Все уверены, что так оно и было всегда и будет.Все рассказывается медленно и степенно,как будто бы речь идет о вечной истине.Повторения или постоянные эпитеты)

6. Монументальность(эпическое произведение всегда будит высокие, благородные чувства,воспитывает героическую волю,не терпит ничего низменного) 7. Отсутствие в нем мелочей (они присутствуют, но всякая мелочь изображена в свете общего,дана в окружении героической жизни, несет печать великих событий) 8. Уравновешенно — созерцательное спокойствие свободно — героического духа.

Все эти принципы художественного стиля эпоса концентрируются в одном, который одинаково относится к стилю, к образу жизни эпического человека. Это принцип эпического героизма. Реальным носителем всех этих особенностей эпического стиля является герой, понимаемый как продукт общинно — родовой формации периода патриархата, то есть как индивидуальное воплощение самой же патриархальной общины.

Свободный эпический стиль у Гомера — это такое оформление художественного творчества, которое рассматривает всю общинно-родовую формацию, часто смешивая в одном образе самые разнообразные ее эпохи и давая изображение этих эпох в добродушном иронически — юмористическом и снисходительном, но в то же время и в наивно — серьезном и часто даже трагическом плане.Изображаемые здесь герои, натуры, умеющие сильно любить и сильно ненавидеть, чувствуют себя свободно и независимо, страстно любя жизнь во всех ее проявлениях и никогда не унывая, несмотря на постоянные страдания и катастрофы.Противоречивость в гомеровском стиле как раз и говорит о переходности эпохи или о движении и становлении эпохи, об ее бурном развитии.

studfiles.net

Образы богов в поэмах Гомера

Образы богов в поэмах Гомера

Происхождение греческой трагедии

Вопрос о происхождении древнегреческой трагедии принадлежит к числу наиболее сложных вопросов в истории античной литературы. Одна из причин этого состоит в том, что сочинения античных ученых, живших в V в. до н. э. и, вероятно, располагавших какими-то еще более древними документами, в частности произведениями первых трагических поэтов, до нас не дошли. Наиболее раннее свидетельство принадлежит Аристотелю и содержится в главе IV его «Поэтики».

Греки считали, что эпические поэмы «Илиада» и «Одиссея» были сложены слепым поэтом Гомером. Семь греческих городов претендовали на то, чтобы считаться родиной поэта. В то же время не существует никаких достоверных свидетельств о Гомере, и вообще нельзя считать доказанным, что обе поэмы были созданы одним и тем же человеком. В обеих поэмах собраны древние легенды, «рассказы путников» и свидетельства микенской эпохи, и в то же время четкость сюжета и рельефность характеров героев делает «Илиаду» и «Одиссею» непохожими на устные эпические поэмы. Во времена Писистрата обе поэмы были уже известны в своем окончательном виде. По-видимому, автор «Илиады» был ионийцем и написал поэму около 700 года до н.э. на богатом материале троянских сражений. Все события «Илиады» происходят в течение нескольких недель, однако предполагается, что читатель знает всю предысторию троянской войны. Возможно, что «Одиссея» была написана позднее тем же автором. Отношения героев «Одиссеи» более запутанные, их характеры менее «героические» и более утонченные; автор показывает свое глубокое знание стран восточного Средиземноморья. Между поэмами весьма тесная логическая связь, и возможно, что «Одиссея» была задумана как продолжение «Илиады».

Запись поэм Гомера была произведена не позднее VI века до н.э. и имела государственное значение. Для всех древних греков «Илиада» и «Одиссея» являлись не только излюбленным чтением. По ним велось обучение в школах. Подростки и юноши учились в доблести на примерах героев древних сказаний. Насколько широко были известны стихи Гомера, можно судить по интересной находке, сделанной в Северном Причерноморье, где в античную эпоху находились процветающие греческие колонии. Это обломок камня, на котором вырезано начало гомеровского стиха из «Илиады» – «Продвинулись звезды…». Поскольку надпись не закончена и сделана с ошибками, то ученые предполагают, что высекал ее либо начинающий камнерез, либо ученик резчика, выполнявший упражнение. Но этот обломок камня с незаконченным стихом, вырезанным во II веке до н.э., ценен как свидетельство того, сколь велика была слава Гомера.

Поэмы «Илиада» и «Одиссея», приписываемые слепому старцу Гомеру, оказали огромнейшее, ни с чем несравнимое влияние на всю историю античной культуры, а позже и на культуру нового времени. Долгое время события, описываемые в поэмах Гомера, считались вымыслом, красивыми легендами, облеченными в прекрасные стихи, не имеющие под собой никакой реальной основы. Однако археологу любителю Генриху Шлиману посчастливилось после многих неудач раскрыть напластования древних городов на холме Гиссарлык в Малой Азии (на территории современной Турции), где некогда стояла «Священная Троя» Гомера. После этого успеха Шлиман приступил к раскопкам Микен и Тиринфа, древних городов, упоминавшихся в поэмах Гомера.

По-видимому, героический эпос древних греков складывался постепенно. На основе исторической реальности нескольких эпох и окончательно оформился в VIII веке до н.э. Среди многочисленных литературных произведений древности, дошедших до нашего времени, ни одно из них не оказало такого сильного влияния на дальнейшее развитие общечеловеческой культуры, как «Илиада» и «Одиссея».

Обе поэмы принадлежат к жанру героического эпоса, где рядом с известными историческими фигурами обрисован легендарный и мифологический герой, полубоги и боги. Почтительное отношение к богам, любовь и уважение к родителям, защита отчизны – вот основные заповеди греков, воспроизведенные в поэмах Гомера. Поэма «Илиада» является непревзойденной энциклопедией социальной жизни Давней Греции, моральных устоев, обычаев, культуры античного мира. Поэмы состояли из песен, каждую из которых можно было исполнять отдельно, как самостоятельный рассказ о том или ином событии из жизни ее героев. Все они, так или иначе, участвуют в троянской войне. Как в «Илиаде» для повествования выбран только один эпизод, «гнев Ахилла», так и в «Одиссее» — только самый конец его странствий, последние два перегона, с дальнего западного края земли дородной Итаки.

Огромное мастерство слагателя этих поэм, их эпохальность, красочность, колорит привлекает читателя и поныне, несмотря на огромную временную пропасть, лежащую между ними.

Гомэровский эпос – черты жанра и его становление

Миф рождается стихией самой первобытной жизни, обоснованной через самое себя. Мифология всегда играла в культуре античности огромную роль. Ее понимание менялось, она по-разному трактовалась, но все же оставалась проявлением античного мировоззрения.

Греческая мифология существовала в далеких тысячелетиях до новой эры и закончила свое развитие с концом общинно-родового строя. Она существенно отличается от ранних форм устного народного творчества, где всегда ощущается стремление к фантазии и поучению. В мифе живут особой жизнью и природа, и сами общественные формы, переработанные художественным образом, наделенные эстетической направленностью, отражающие мифологическую картину всего космоса, богов, героев, которая принимает законченно-систематический вид. В греческих мифах действуют боги, герои (потомки богов и смертных), гиганты (мифологические чудовища), обычные земные люди, персонифицированные образы судьбы (Мойра), мудрости (Мать-Земля), времени (Кронос), добра, радости (Грации) и т. д., определяются стихии (огонь, вода, воздух) и духи стихии (Океаниды, Гарпии, Нимфы, Нереиды, Дриады, Сирены), подземное и надземное царства (Олимп и Тартар). Греческая мифология — это красота героических подвигов, поэтическое определение мирового порядка, Космоса, его внутренняя жизнь, описание мироустройства, сложных взаимоотношений, освоение духовного опыта. Поэмы Гомера представляют целую галерею индивидуально обрисованных типических образов. Люди и боги в поэмах Гомера: «человеческое» в богах и «божественное» в героях. В обеих поэмах много религиозно – мифологических противоречий. Образы гомеровских поэм отличаются цельностью, простотой, во многих случаях даже наивностью, которая характерна для эпохи «детства человеческого общества». Они обрисованы с замечательной силой и жизненностью и отмечены глубочайшей человеческой правдой. Олимпийские, до олимпийские боги были для древнего грека мифом. Каждое существо имело свою священную биографию, своё развернутое магическое имя, силой которого оно повелевало и совершало чудеса. Миф оказывался чудом и реальным предметом веры.

Зевс – верховный бог, но он многого не знает, что творится в его царстве, его легко обмануть; в решительные моменты он не знает, как поступить. Порой невозможно понять, кого он защищает, греков или троянцев. Вокруг него ведется постоянная интрига, причем часто совсем не принципиального характера, какие-то домашние и семейные ссоры. Зевс – весьма колеблющийся правитель мира, иногда даже глуповатый. Вот типичное обращение к Зевсу:

Ты не обетам богов, а ширяющим в воздухе птицам

Верить велишь? Презираю я птиц и о том не забочусь,

Вправо ли птицы несутся, к востоку денницы и солнца,

Или налево пернатые к мрачному западу мчатся.

Верить должны мы единому, Зевса великого воле,

Зевса, который и смертных и вечных богов повелитель!

С переходом от матриархата к патриархату развивается новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс, патриархальная община появляется теперь и на горе Олимпе. Зевс – главный бог «дальновержец», который по сути дела решает все самые важные вопросы, а также борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в Тартар. Каждое божество в греческом пантеоне выполняло строго определенные функции:

Зевс — главный бог, властитель неба, громовержец, олицетворял силу и власть.

Гера — жена Зевса, богиня брака, покровительница семьи.

Посейдон — бог моря, брат Зевса.

Афина — богиня мудрости, справедливой войны.

Афродита — богиня любви и красоты, рожденная из морской пены.

Арес — бог войны.

Артемида — богиня охоты.

Аполлон — бог солнечного света, светлого начала, покровитель искусств.

Гермес — бог красноречия, торговли и воровства, вестник богов, проводник душ умерших в царство Аида — бога подземного царства.

Гефест — бог огня, покровитель ремесленников и особенно кузнецов.

Деметра — богиня плодородия, покровительница земледелия.

Гестия — богиня домашнего очага.

Древнегреческие боги жили на заснеженной горе Олимп.

Теперь всем правит Зевс, все стихийные силы в его подчинении, теперь он не только гром и молния, которых так боятся люди, теперь к нему также можно обратиться за помощью В принципе как во всей древне Греческой, так и отдельно в гомеровском эпосе существует изображения множество богов, но образы их меняются переходя из произведения в произведения. Роль божественного вмешательства (бог из машины), играет тут так же немаловажную роль. О божественном вмешательстве можного говорить на примере Илиады. Там оно происходит повсеместно.

Ты не обетам богов, а ширяющим в воздухе птицам

Верить велишь? Презираю я птиц и о том не забочусь,

Вправо ли птицы несутся, к востоку денницы и солнца,

Или налево пернатые к мрачному западу мчатся.

Верить должны мы единому, Зевса великого воле,

Зевса, который и смертных и вечных богов повелитель!

mirznanii.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *