Основные направления внешней политики горбачева в период перестройки – сформулируйте приоритетные направления внешней политики ссср в годы перестройки

Внешняя политика м.С. Горбачева

Значимой
чертой нового этапа советской дипломатии
стали ежегодные встречи М.С.Горбачева
с президентами США. Заключенные с США
договоры об уничтожении ракет средней
и меньшей дальности (декабрь 1987 г.) и
об ограничении стратегических
наступательных вооружений (июль 1991 г.)
положили начало к сокращению ядерного
оружия в мире. Продвинулись вперед
многолетние переговоры по снижению
уровня обычных вооружений. В ноябре
1990 г. было подписано соглашение об их
значительном сокращении в Европе.
Дополнительно СССР в одностороннем
порядке принял решение об уменьшении
оборонных расходов и численности
собственных Вооруженных Сил на 500 тыс.
человек.

За
май 1988 – февраль 1989 гг. был осуществлен
вывод советских войск из Афганистана,
после чего второй съезд народных
депутатов СССР признал «необъявленную
войну» против соседней, прежде
дру­жественной страны грубой
политической ошибкой. Дипломатия
приложила много усилий к пре­кращению
гражданской войны в Анголе, Камбодже и
Никарагуа, образованию там коалиционных
правительств из представителей
противоборствующих сторон, к преодолению
путем серьезных политических реформ
режима апартеида в Южно-Африканской
Республике, поиску решения палестинской
про­блемы, долгое время омрачавшей
отношения Израиля и арабских государств.

Произошли
изменения в советско-китайских отношениях.
Пекин выдвигал в качестве условий для
этого вывод советских войск из Афганистана
и Монголии, а вьетнамских – из Камбоджи.
После их выполнения весной 1989 г. между
двумя вели­кими державами была
восстановлена приграничная торговля,
подписана серия важных соглашений о
политическом, экономи­ческом и
культурном сотрудничестве.

Этот
же год явился переломным в отношениях
СССР со свои­ми партнерами по
социалистическому содружеству. Начался
форсированный (и социально не обеспеченный)
вывод войск с советских баз в Центральной
и Восточной Европе. На опасения многих
лидеров социалистических стран, что
некоторые конкретные решения, диктуемые
«новым мышлением», могут повлечь за
собой дестаби­лизацию общественно-политической
обстановки, Советское правительство
ответило экономическим давлением,
пригрозив, перевести хозяйственные
взаиморасчеты с союзниками на свободно
конвертируемую валюту (что и было вскоре
сделано). Это обострило отношения между
странами-членами СЭВ и под­толкнуло
к быстрому развалу не только их
экономического, но и военно-политического
союза.

С
лета 1989 г. и до весны 1990 г. в европейских
социалистичес­ких странах происходит
серия народных революций, в результате
которых власть переходит мирным путем
(за исключением Румы­нии, где произошли
кровопролитные столкновения) от
компар­тий к национально-демократическим
силам. В Югославии паде­ние
социалистического строя (как позднее
в СССР) привело к развалу страны.
Вхо­дившие ранее в федерацию Хорватия
и Словения объявили себя независимыми
республиками, Сербия и Черногория
остались в составе Югославии, а в Боснии
и Герцеговине развернулись за­тяжные
военные действия между сербской,
хорватской и мусуль­манской общинами
на почве национально-территориального
раз­межевания.

Руководство
СССР заняло позицию невмешательства в
про­цессы, на глазах кардинально
менявшие политический и социаль­но-экономический
облик социалистических, союзных
государств. Особо наглядно самоустранение
СССР проявилось по самому важнейшему
в послевоенной истории Европы германскому
вопросу. На встрече с канцлером ФРГ Г.
Колем в феврале 1990 г. в Москве М.С. Горба­чев
высказался в том смысле, что «канцлер
может взять дело объединения Герма­нии
в свои собственные руки». Не встретило
принципи­альных возражений у Горбачева
и предложение Коля о вхождении объединенной
Германии в НАТО. В марте 1990 г. в ГДР были
проведены многопартийные выбо­ры.
Победу на них одержал блок
буржуазно-консервативных пар­тий. В
ноябре того же года эта бывшая
социалистическая респуб­лика влилась
в состав ФРГ, сохранившей полноправное
членство в Северо-Атлантическом союзе.

Курс
на отход от СССР и сближе­ние с Западом
взяли и практически все новые правительства
бывших социалистических стран Центральной
и Восточной Европы. Они выразили полную
готов­ность вступить в НАТО и Общий
рынок.

Оставшись
без старых союзников и не приобретя
новых, СССР быстро терял инициативу в
международных делах и вошел в фарватер
внешней политики капиталистических
стран блока НАТО.

Ухудшение
экономического положения Советского
Союза побудило горбачевскую администрацию
обра­титься в 1990 – 1991 гг. за финансовой
и материальной поддержкой к ведущим
державам мира, так называемой «семерке»
(США, Ка­наде, Великобритании, Германии,
Франции, Италии, Японии).

Запад
оказал СССР гуманитарную помощь
продо­вольствием и медикаментами
(правда, она в основном осела в
но­менклатурных кругах или прилипла
к рукам дельцов коррумпиро­ванной
товаропроводящей сети). Серьезной же
финансовой помо­щи не последовало,
хотя «семерка» и Международный валютный
фонд обещали ее М.С. Горбачеву. Они все
больше склонялись к поддержке отдельных
союзных республик, поощряя их сепаратизм.

Распад
Советского Союза и мировой системы
социализма вывели США в разряд
единст­венной сверхдержавы мира. В
декабре 1991 г. американский пре­зидент
поздравил свой народ с победой в «холодной
войне».

studfiles.net

4. Внешняя политика ссср в годы «перестройки» Изменения во внешней политике.

Основные
идеи нового внешнеполитического курса
были сформулированы М. Горбачевым в его
книге «Перестройка и новое мышление
для нашей страны и для всего мира»,
вышедшей в 1987 году. По утверждению М.
Горбачева, все идеологические и
экономические разногласия между мировыми
системами социализма и капитализма
должны отступать перед необходимостью
защиты общечеловеческих ценностей, в
том числе мира. В этом процессе
страны-лидеры должны жертвовать своими
интересами в пользу малых стран и общих
целей мира и разрядки. Для выживания в
ядерный век нужна взаимная добрая воля.
Одностороннее разоружение не является
таковым, так как способствует разрядке
напряженности и снижению уровня
вооружений у противостоящей стороны,
не решавшейся ранее на первый шаг.

Ведущим
внешнеполитическим направлением стало
развитие взаимоотношений с США. С 1985 г.
встречи М. С. Горбачева с президентами
США стали ежегодными. Были подписаны
двусторонние обязательства об уничтожении
ракет средней и меньшей дальности и об
ограничении стратегических наступательных
вооружений (ОСВ-1), правда, в немалой
степени за счет ракетного потенциала
СССР.

«Урожайным»
на внешнеполитические события оказался
1989 г. В феврале был завершен вывод
советского ограниченного контингента
из Афганистана. Начался вывод советских
войск из стран Центральной и Восточной
Европы и ряда стран Азии. Советское
руководство способствовало выводу
вьетнамских войск из Кампучии. Были
нормализованы отношения, налажено
экономическое и культурное сотрудничество
с Китаем.

В
начале 1989 г. СССР осуществил важнейший
внешнеполитический шаг — 15 февраля
1989 г. советские войска были полностью
выведены из Афганистана. СССР перестал
участвовать в войнах на чужой территории
и поддерживать социалистиче­ские
режимы.

В
мае 1989 г., спустя 30 лет после поездки
Н.С. Хрущева, состоялся визит М.С Горбачева
в Китай. Началась нормализация
советско-китайских отношений. Поездка
Горбачева способствовала началу в Китае
массовых антикоммунистических выступлений
молодежи, которые были подавлены
китайской армией 3 июня 1989 г. на площади
Таньаньмэнь. Это был первый случай
массовых народных антикоммунистических
выступлений в соцстранах.

Демократизация и гласность
стали выражениями новой концепции
социализма. Демократизация коснулась
политической системы, но она рассматривалась
так же, как основа для осуществления
радикальных экономических реформ.

На данном этапе «перестройки»
широкое развитие получила гласность,
критика «деформаций социализма» в
экономике, политике, духовной сфере.
Советским людям стали доступны многие
произведения как теоретиков и практиков
большевизма, объявленных в свое время
врагами народа, так и деятелей русской
эмиграции различных поколений. В августе
1990 года были приняты указы Президента
СССР М.С. Горбачева о реабилитации жертв
политических репрессий 1920-х — 1930-х годов
и о возвращении советского гражданства
всем, кто был его лишен с 1966 по 1988 годы.

В рамках демократизации
происходило оформление политического
плюрализма. В марте 1990 года была отменена
6-я статья Конституции, закреплявшая
монопольное положение КПСС в обществе,
что открывало возможность для формирования
легальной многопартийности в СССР. Ее
юридическое обоснование нашло отражение
в Законе об общественных объединениях
(1990).

В
1989—1991 годы были сформированы основные
партийно-политические партии и блоки.
Кризис КПСС привел к идейному расколу
партии и образованию ВКП(б)
(Н.А. Андреева), Российской
коммунистической рабочей партии (В.А.
Тюлькин), движения «Трудовая Россия»
(В.И. Анпилов),
Коммунистической партии РСФСР (И.
Полозков, затем Г.А. Зюганов) и др

studfiles.net

Внешняя политика СССР 1985-1991 годов

С началом перестроечного процесса стали происходить серьезные изменения во внешней политике СССР. С уходом с поста министра иностранных дел А.А. Громыко произошла смена руководства министерства. Во внешнюю политику пришли люди с новым мышлением.

Внешнеполитический курс стал выбираться на основе мнения экспертов.

Горбачев заявил о приоритете общечеловеческих ценностей над классовыми и отказе от основного постулата советской идеологии о расколе мира на две противоборствующие общественно-политические системы. Мир признавался единым и неделимым. Основным инструментом разрешения международных вопросов признавался не баланс сил, а баланс их интересов.

Исходя из этого, были определены основные направления внешней политики:

  • смягчение противостояния между Востоком и Западом посредством переговоров;
  • урегулирование региональных конфликтов;
  • расширение экономических связей с мировым сообществом.

Особое значение придавалось советско-американским отношениям. Ежегодными стали «встречи в верхах», в результате которых были подписаны соглашения об уничтожении ракет средней и меньшей дальности. В июле 1991 г. М.С. Горбачев и Д. Буш подписали договор об ограничении наступательных вооружений. Был достигнут значительный успех в переговорном процессе о снижении количества обычных вооружении в Европе. Подписав этот договор в ноябре 1990 г., СССР выдвинул встречную инициативу и в одностороннем порядке сократил численность сухопутных войск на 500 тыс. человек.

В апреле 1991 г. М.С. Горбачев нанес визит в Японию, чтобы подготовить почву для подписания мирного договора и оживления двухсторонних отношений. Советская делегация официально признала существование территориальных разногласий с Японией, связанных с изменением границ в результате их пересмотра в 1945 г.

В мае 1989 г. в результате визита советской делегации в Пекин произошла нормализация отношений с Китаем, были подписаны долгосрочные соглашения о политическом, экономическом и культурном сотрудничестве.

Был положен конец бессмысленной войне Советского Союза в Афганистане. Процесс урегулирования и вывода войск осуществлялся поэтапно: в феврале 1988 г. было объявлено о выводе войск, который начался 15 мая 1988 г. и завершился в феврале 1989 г.

Политика отказа от применения силы в международных отношениях, в том числе и по отношению к союзникам, ускорила процесс падения коммунистических режимов в странах Восточной Европы. В Чехословакии, Польше, Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти пришли новые демократические силы.

В ноябре 1989 г. прекратила существование Берлинская стена — символ раздела Европы. Лидеры новых государств взяли курс на разрыв связей с СССР и сближение со странами Запада.

1 июля 1991 г. был юридически оформлен роспуск Варшавского договора. К этому времени советские войска покинули Венгрию и Чехословакию.

Была решена самая большая проблема европейской политики — «германский вопрос». В 1990 г. в Москве состоялась встреча канцлера ФРГ Г. Коля с М.С. Горбачевым. В ходе переговоров было достигнуто соглашение об объединении двух германских государств и вхождении единой Германии в состав НАТО. В марте этого же года в ГДР были проведены многопартийные выборы, победу в которых одержал блок буржуазно-консервативных партий.

В ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В период перестройки произошла интеграция СССР в мировое сообщество. Началась работа представителей СССР в международных конференциях и встречах лидеров ведущих стран.

На Западе резкий поворот во внешней политике связывали с именем президента СССР Горбачева. В 1990 г. он был удостоен Нобелевской премии мира. Выросло доверие к СССР.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

10) Внешняя политика ссср 1985

С
началом перестроечного процесса стали
происходить серьезные изменения во
внешней политике СССР. С уходом с поста
министра иностранных дел А.А. Громыко,
произошла смена руководства министерства.
Во внешнюю политику пришли люди с новым
мышлением.

Внешнеполитический
курс стал выбираться на основе мнения
экспертов.

Горбачев
заявил о приоритете общечеловеческих
ценностей над классовыми и отказе от
основного постулата советской идеологии,
о расколе мира на две противоборствующие
общественно-политические системы. Мир
признавался единым и неделимым. Основным
инструментом разрешения международных
вопросов, признавался не баланс сил, а
баланс их интересов.

Исходя
из этого, были определены основные
направления внешней политики:

смягчение
противостояния между Востоком и Западом
посредством переговоров;

урегулирование
региональных конфликтов;

расширение
экономических связей с мировым
сообществом.

Особое
значение придавалось советско-американским
отношениям. Ежегодными стали «встречи
в верхах», в результате были подписаны
соглашения об уничтожении ракет средней
и меньшей дальности. В июле 1991 года М.С.
Горбачев и Д. Буш подписали договор об
ограничении наступательных вооружений.
Достигнут значительный успех в
переговорном процессе о снижении
количества обычных вооружении в Европе.
Подписав этот договор в ноябре 1990 года,
СССР выдвинул встречную инициативу и
в одностороннем порядке сократил
численность сухопутных войск на 500 тыс.
человек.

В
апреле 1991 года М.С. Горбачев нанес визит
в Японию, с целью подготовить почву для
подписания мирного договора и оживления
двухсторонних отношений. Советская
делегация официально признала
существование территориальных разногласий
с Японией, связанных с изменением границ
в результате их пересмотра в 1945 года

В
мае 1989 года в результате визита Советской
делегации в Пекин, произошла нормализация
отношений с Китаем, подписаны долгосрочные
соглашения о политическом, экономическом
и культурном сотрудничестве.

Был
положен конец бессмысленной войне
Советского Союза в Афганистане. Процесс
урегулирования и вывода войск осуществлялся
поэтапно: в феврале 1988 года было объявлено
о выводе войск, который начался 15 мая
1988 года и завершился в феврале 1989 года.

Политика
отказа от применения силы в международных
отношениях, в том числе и по отношению
к союзникам, ускорила процесс падения
коммунистических режимов в странах
восточной Европы. В Чехословакии, Польше,
Болгарии, Румынии, Венгрии, ГДР к власти
пришли новые демократические силы.

В
ноябре 1989 года прекратила существование
Берлинская стена — символ раздела Европы.
Лидеры новых государств взяли курс на
разрыв связей с СССР и сближение со
странами Запада.

1
июля 1991 года юридически оформлен роспуск
Варшавского Договора. К этому времени
советские войска покинули Венгрию и
Чехословакию.

Была
решена самая большая проблема европейской
политики — «германский вопрос». В 1990
году в Москве состоялась встреча канцлера
ФРГ Г. Коля с М.С. Горбачевым. В ходе
переговоров, было достигнуто соглашение
об объединении двух германских государств
и вхождении единой Германии в состав
НАТО. В марте этого же года, в ГДР были
проведены многопартийные выборы, победу
в которых одержал блок буржуазно-консервативных
партии.

В
ноябре ГДР вошла в состав ФРГ.

В
период перестройки произошла интеграция
СССР в мировое сообщество. Началась
работа представителей СССР в международных
конференциях и встречах лидеров ведущих
стран.

На
западе резкий поворот во внешней политике
связывали с именем президента СССР
Горбачева. В 1990 году он был удостоен
Нобелевской премии мира. Выросло доверие
к СССР.

studfiles.net

Вопрос № 48 Внешняя политика в годы перестройки.

Главной задачей внешней политики СССР
в перестройку было обеспечение условий
для реформы власти внутри страны. Причем
по мере нарастания проблем внутри страны
внешняя политика становилась все более
гибкой и податливой. Во внешнеполитическом
курсе страны можно выделить два крупных
этапа: 1985 — 1988 и 1989 — 1991 гг.

Новый политический курс был утвержден
уже на XXVII съезде КПСС. На нем было
официально объявлено об отказе от
принципов социалистического
интернационализма. Впервые за более
чем 70 лет советской власти на первое
место стали выдвигаться общечеловеческие
ценности вместо социалистических. Было
заявлено, что приоритетными отныне
становятся глобальные проблемы:
экономические,социальные, энергетические,
проблемы сохранения мира.

Во взаимоотношениях с развитыми
капиталистическими странами на первом
этапе стояла задача восстановления
уровня взаимоотношений, существовавшего
в первой половине 70-х годов. Эта задача
была выполнена в ходе большого количества
официальных визитов М. С. Горбачева.
Были решены три вопроса: прекращение
гонки вооружений и частичное сокращение
вооружений; вывод советских войск из
Афганистана; расширение контактов между
странами различных социальных
систем.
Проблема разоружения состояла
из двух основных частей: ликвидация
ракет средней и меньшей дальности США
и СССР в Европе и стратегическая оборонная
инициатива СОИ. В ходе интенсивных
дипломатических контактов, а также
целой серии встреч между М. С. Горбачевым
и президентами США Р. Рейганом и Дж.
Бушем в Рейкьявике, на Мальте, в Вашингтоне
и Москве были подписаны соглашения по
вопросам разоружения Это было первое
реальное сокращение целого класса
вооружений, предпринятое со времени
окончания Второй мировой войны
Правительство М. С. Горбачева признало
бесперспективность данной войны и было
заинтересовано в выходе из нее. Но
предпринять конкретные шаги в данном
направлении было непросто. С 1985 г. начался
период интенсивного расширения различного
рода связей и контактов между советскими
организациями и зарубежными частными
лицами. Советское руководство было
заинтересовано прежде всего в развитии
технико-экономических связей, надеясь
получить западные кредиты и технологии
с тем, чтобы облегчить кризисное состояние
экономики. В результате уступок советской
стороны многократно увеличился поток
туристов и деловых людей как в СССР, так
и из СССР.Советская дипломатия, во главе
которой в 1985 г. встал Э. А. Шеварднадзе,
сменивший на этом посту А. А. Громыко,
активно пыталась нормализовать и
поддерживать добрососедские отношения
с максимально большим количеством
государств. Прежде всего это касалось
целого ряда государств, отношения с
которыми у СССР были не доконца
урегулированы.
С 1985 г. постепенно
улучшались отношения СССР с Китайской
Народной Республикой. В мае 1989 г. состоялся
первый за 30 лет официальный визит главы
СССР в КНР. Однако и в 1985-1991 гг. СССР
продолжал оказывать военно-экономическую
помощь арабским и африканским странам,
которые осуществляли ориентацию на
социалистические идеалы. К этим странам
относились Алжир, Ангола, Эфиопия, Ирак,
Сирия и др.В 1985-1988 гг. отношения СССР со
странами социалистического лагеря
строились на тех же основах, что и раньше.
Правительства в этих странах оставались
прежними, созданными еще при Брежневе.
.Среди событий международной жизни, в
которой активное участие принимал СССР,
можно выделить несколько крупных сфер:
1
вывод советских войск из Афганистана;
2 победа оппозиционных сил вевропейских
социалистических странах; 3 объединение
Германии; 4 началовывода советских войск
из Восточной Европы.Согласно женевским
договоренностям 1988 г., весной 1989 г. все
советские войска покинули Афганистан.
Этот шаг советского правительства
вызвал благожелательный отклик во всем
мире и прежде всего в арабских странах
и странах Запада. В то же время женевские
соглашения были нарушены, так как СССР
продолжал оказывать военно-экономическую
помощь афганскому правительству, а США
и ряд арабских страноппозиционным
силам. Несмотря на вывод советских
войск, центральное афганское правительство
сохранило контроль над стратегическими
районами страны и продолжало вести
успешные боевые действия против
душманов.. В результате переговоров
была достигнута договоренность, что
объединенная Германия станет членом
НАТО, советские войска в течение 4 лет
будут выведены из страны, а СССР получит
крупные льготные кредиты от ФРГ, поставки
техники, технологии и товаров широкого
потребления. Общая сумма кредитов и
экономической помощи ФРГ СССР должна
была составить около 10 млрд. марок.
В
этот период практически все развитые
страны и даже Южная Корея, дипломатические
отношения с которой еще не были установлены
в полном объеме, обещали СССР много
миллиардные кредиты и оказывали ему
экономическую помощь. В 1990 г. США
предоставили СССР впервые в истории
режим наибольшего благоприятствования
в торговле. В апреле 1991 г. состоялся
первый в истории советско-японских
отношений визит главы СССР в Японию.
В
целом период с 1985 по 1991 г. характеризовался
кардинальными изменениями в международной
обстановке. За какие-то 5-6 лет исчезла
конфронтация Восток — Запад, перестал
существовать социалистический лагерь.

studfiles.net

Внешняя политика СССР в период перестройки (1985-1991 гг.).




⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 5Следующая ⇒

В годы «перестройки» внешнеполитический курс СССР претерпел серьезные изменения. Причиной этому стало снижение темпов экономического роста и стагнация экономики в первой половине 1980-х годов. Советский Союз был более не в состоянии выдерживать гонку вооружений, навязываемую США. М.С. Горбачев в книге «Перестройка для нашей страны и для всего мира» и своих многочисленных выступлениях предложил концепцию «нового политического мышления», стержнем которой становится приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми. Подчеркивалось, что в мире накоплен огромный ядерный потенциал, способный многократно уничтожить нашу планету, поэтому предлагалось исключить из международных отношений применение силы, а в вооружениях исходить из принципа разумной достаточности. Отмечалось, что все человечество тесно взаимосвязано. В мире существуют глобальные проблемы выживания, решить которые не под силу одной или нескольким странам (экология, здравоохранение, проблема питания и т.п.). Подчеркивалась необходимость широких контактов СССР со всеми станами мира, независимо от их общественного строя. Признавались допущенные ошибки в отношениях с Китаем и некоторыми другими странами.

 

Смена курса вызвала смену руководителя внешнеполитического ведомства. В 1985 г. вместо А.А. Громыко министром иностранных дел стал бывший первый секретарь компартии Грузии Э.А. Шеварднадзе. В рамках «нового политического мышления» были определены три главных направления во внешней политике: преодоление конфронтации между Востоком и Западом и ослабление международной напряженности; мирное урегулирование региональных конфликтов; осуществление тесных контактов со всеми странами мира независимо от идеологических предпочтений. Во внешней политике периода «перестройки» выделяют два этапа: 1985 — 1988 и 1989 — 1991 гг. Первый характеризовался сближением и демонстрацией максимальной открытости между Западом и СССР, налаживанием мостов и достижением первых договоренностей, которые способствовали ослаблению международной напряженности. Второй совпал с распадом социалистической системы, ликвидацией ОВД и СЭВ. Фактически он характеризовался односторонними уступками СССР.


 

Основной формой внешнеполитической деятельности советского руководства стали встречи на высшем уровне. Огромное внимание в них уделялось встречам между М.С. Горбачевым и президентами США Р. Рейганом (Женева, ноябрь 1985 г.; Рейкьявик, октябрь 1986 г.; Вашингтон, декабрь 1986; Москва, июль 1988 г.) и Д. Бушем. В ходе этих встреч была достигнута договоренность о ликвидации в Европе советских и американских ракет средней и малой дальности. Создавалась система взаимного контроля. Уступки Советского Союза были более значительными, чем уступки США. Если США ликвидировали 869 ракет, то СССР — 1752. Советские ракеты малой дальности ликвидировались не только на европейской части страны, но и на советских военных базах в ГДР и Чехословакии, а также на территории Сибири и Дальнего Востока. Правительство СССР в одностороннем порядке объявило мораторий на испытание ядерного оружия. По мере ухудшения экономической ситуации в стране советское руководство рассматривало сокращение вооружений и военных расходов как способ решения финансовых проблем, поэтому не требовало от своих партнеров гарантий и адекватных шагов, теряя при этом свои позиции на международной арене. Весной 1989 г. в СССР было принято решение о сокращении на 500 тыс. человек армии и на 14,2% расходов на оборону. Началась конверсия военного производства, т.е. перевод военных заводов на выпуск мирной продукции.

 

Важное место в ослаблении международной напряженности и прекращении «холодной войны» занимали усилия по разрешению региональных конфликтов, и прежде всего войны в Афганистане. В 1987 г. на переговорах М.С. Горбачева с Р. Рейганом была достигнута договоренность о прекращении американской помощи моджахедам и выводе советских войск из Афганистана. Вывод войск проводился почти в течение года (с мая 1988 по февраль 1989 гг.). 15 февраля 1989 г. мост через Аму-Дарью на границе с Афганистаном последним перешел командующий советскими войсками генерал — лейтенант Б. Громов. В декабре 1989 г. II Съезд народных депутатов осудил афганскую войну и признал участие в ней советских войск грубой политической ошибкой.



 

Советский Союз прекратил также помощь вьетнамским войскам в Камбодже, сократил численность своих войск на советско-китайской границе и начал их вывод с территории Монголии. Это послужило основой для нормализации отношений с Китаем. Они еще более улучшились после визита М.С. Горбачева в Пекин летом 1989 г.

 

Во второй половине 1980-х годов СССР прекращает поддерживать революционные силы в Эфиопии, Анголе, Мозамбике, Никарагуа. Сокращаются объемы помощи странам «третьего мира». Они начинают ориентироваться на помощь Запада, что приводит изменению расстановки сил на международной арене в пользу США.

 

Серьезные перемены происходят в отношениях СССР с социалистическими странами. Он отказывается от вмешательства в дела союзников по ОВД, смешивая идеологические и стратегические приоритеты внешней политики. В 1988 — 1989 годах начинается спешный вывод советских войск с территории этих государств. Лишенное поддержки Советского Союза руководство этих стран не смогло противостоять растущему недовольству. В 1989 г. в ГДР, Болгарии, Румынии, Чехословакии прошли массовые выступления оппозиции за восстановление демократических свобод. Рухнули прежние режимы в Польше, Венгрии, Югославии и Албании. Свержение социалистических правительств в этих странах происходило мирным путем, что дало повод назвать эти события «бархатными революциями». Практически во всех этих странах к власти пришла оппозиция. Создаются демократические органы власти. Начинается переход к рыночной экономике и приватизация предприятий. Во многих странах это приводит к ухудшению экономической ситуации.

 

Политика «невмешательства», которую заняло советское руководство в этих событиях, привело к нарушению стратегического равновесия в Европе и усилению НАТО. Отказ стран Восточной Европы от социалистической модели развития привел к роспуску в 1991 г. СЭВ и ОВД. Советский Союз теряет своих традиционных стратегических партнеров. Его влияние в Европе и мире в целом слабеет. Исчезает биполярная модель мира (Восток — Запад). Меняется политическая карта Европы. Югославия распалась на независимую Словению, Хорватию и Македонию. Сербия и Черногория остались в составе Югославии, в Боснии и Герцеговине началась война на почве межнациональных противоречий. Серьезным политическим просчетом и уступкой Западу со стороны СССР можно считать объединение Германии в 1990 г. Еще в ноябре 1989 г. была разрушена берлинская стена. Во время встречи с канцлером Г. Колем (февраль 1990 г.) М.С. Горбачев предложил ему «взять процесс объединения Германии в свои руки» и согласился на объединение Германии без всяких условий. В результате объединенная Германия стала членом НАТО, что укрепило этот блок. Взамен СССР получил экономическую помощь в размере 10 млрд марок на обустройство выводимых с территории Германии советских войск, которые, кстати, впоследствии осели в коммерческих банках и до военнослужащих так и не дошли.

 

С распадом СЭВ Советский Союз теряет своих торговых партнеров. Доля стран Восточной Европы во внешнеторговом обороте СССР сокращается с 50 до 16%. Не следует забывать, что в рамках СЭВ существовала экономическая интеграция, ликвидация которой тяжело отразилась на народном хозяйстве. В условиях углубления экономического кризиса в СССР в начале 1990-х годов Горбачев был вынужден обратиться к финансовой помощи стран Запада. Активизировались государственные связи Советского Союза и стран Европейского Экономического Сообщества (ЕЭС). Он был принят в Международный валютный фонд. Однако Запад не торопился оказывать эффективную экономическую помощь Советскому государству.

 

В годы «перестройки» советские дипломаты пытаются наладить тесные экономические и политические контакты с большинством стран. Межгосударственные отношения установились с Южной Кореей. Между двумя странами были достигнуты договоренности о совместных работах по освоению природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока. Были заключены дипломатические отношения и расширены экономические контакты с Израилем. Со Швецией, Норвегией и Финляндией были подписаны договоры о совместном освоении природных богатств Кольского полуострова и континентального шельфа Баренцева моря.

 

В заключение следует подчеркнуть, что к началу 1990-х годов в мире произошли серьезные перемены, суть которых заключалась в прекращении «холодной войны», исчезновении социалистического содружества и ослаблении позиций СССР на мировой арене.

Октябрьские события 1993 г.

События 21 сентября

Руководство Верховного совета получило информацию из своих источников, о том что в 18 часов планируется выступление Бориса Ельцина по телевидению, в котором он заявит о роспуске Верховного Совета. Для обсуждения этого вопроса в 14.00 в Доме Советов состоялось чрезвычайное заседание руководства Верховного совета с участием генерального прокурора Валентина Степанкова, начальника Генерального штаба Вооружённых сил РФ Михаила Колесникова, а также генерала Валерия Ачалова. На 17.30 было назначено заседание президиума ВС РФ, а сотрудникам буфетов отдано распоряжение продолжать работу сегодня «до упора», в Белый дом доставлены диваны и постельное бельё[37].

В 17.30 на экстренном заседании президиума ВС РФ, председатель ВС РФ Руслан Хасбулатов заявил, что в стране сложилась критическая ситуация и предупредил народных депутатов и избирателей о том, что «возможны любые события». Он призвал всех парламентариев быть в ближайшее время начеку, связаться со своими избирателями и в случае необходимости «встать на пути антиконституционного переворота»[37].

Депутаты Верховного Совета — сторонники президента («коалиции реформ») провели пресс-конференцию, на которой сообщили о намерении в ближайшее время поставить на голосование вопрос об отставке Руслана Хасбулатова с поста председателя Верховного Совета

21 сентября в 20:00 президент Российской Федерации Б. Н. Ельцин выступил по телевидению с обращением, сообщив, что издал указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», которым предписывал Съезду народных депутатов и Верховному Совету Российской Федерации прекратить свою деятельность. Одновременно в Доме Советов были отключены связь, электричество, водоснабжение и канализация, силы МВД начали оцепление Дома Советов России. Верховный Совет и его сторонники объявили о совершении Ельциным государственного переворота[37] В стране образовалось фактическое двоевластие.

Конституционный Суд Российской Федерации, собравшийся в ночь с 21 на 22 сентября, объявил действия Ельцина неконституционными, а указ № 1400 — основой для отрешения президента от должности. Верховный Совет, по представлению Конституционного суда, объявил о прекращении полномочий президента согласно ст. 121-6 Конституции Российской Федерации и закону «О Президенте РСФСР», и временном переходе президентских полномочий к вице-президенту А. В. Руцкому.

22 сентября – принимает заключеие об отставке президента, к присяге Рудской.

3 октября. В 14:00 состоялся разрешённый Моссоветом митинг в поддержку Верховного Совета на Октябрьской площади. Когда собралось несколько тысяч человек, поступила информация, что в последний момент проведение митинга на Октябрьской площади запрещено мэрией Москвы. ОМОН предпринял попытку заблокировать площадь. Появились призывы перенести митинг на другое место.

Согласно справке ГУК ВВ МВД за 3 октября 1993 года, в 14:35 старшим оперативным начальником (начальником ГУВД Москвы Панкратовым) принято решение направить на Зубовскую площадь резерв из 350 солдат внутренних войск, который в 14:50 прибыл на Зубовскую площадь и выставил войсковую цепочку, которая продержалась 5-7 минут, после чего была смята. Из 12 автомашин 10 было захвачено. Остальной личный состав оттеснён толпой по Садовому кольцу[12].

В 15:00 Александр Руцкой с балкона Дома Советов призвал народ начать штурм мэрии.

Для исполнения указа Ельцина о роспуске парламента, в Москву были введены бронетанковые войска.

4 октября танки Таманской дивизии начали стрелять по Белому дому.…

Мне было 16 лет и я хорошо помню, как по телику показывали проход танков по Кутузовскому проспекту, как танки били кумулятивными зарядами по Белому дому, и как шальными автоматными очередями секло зевак, пришедших специально посмотреть на бесплатное военное шоу в центре Москвы. Мой брат был тогда в добровольном медотряде и выносил раненых из Белого дома и подстреленных вокруг него. Кстати, довольно долго потом ходили подозрительные личности по офисам и предлагали оружие, добытое в те смутные дни.

А в прямом эфире телевидения — националисты захватывали мэрию, скидывая в лестничный колодец милиционеров; макашовцы штурмовали Останкино, грузовик врывался в двери телецентра, и потом ОМОН из калашей стрелял по мародерам…

1993 год наглядно показал, что в борьбе за власть хороши любые методы. От провакаций снайперов, стреляющих по детям, до прямых танковых ударов. И абсолютно равнодушный к военно-политическому противостоянию народ – мешать, в любом случае, не будет. Так как, в своей власти он уже давно разуверился…



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

64. Внешняя политика ссср в эпоху перестройки. Новое политическое мышление.

В
середине 80-х годов руководство СССР
пришло к выводу о необходимости покончить
с пятнадцатилетним “застоем” через
ускорение социально-экономического
развития страны. Началась радикальная
перестройка экономической системы.
Однако ее успех во многом зависел от
политической системы. В первые годы
после прихода к власти администрация
М. С. Горбачева подтвердила традиционные
внешнеполитические приоритеты СССР.
Однако в рамках провозглашенной
внешнеполитической доктрины, получившей
название «нового политического
мышления», эти ориентиры подверглись
существенной корректировке. Помимо
самого М. С. Горбачёва и министра
иностранных дел СССР Э. А. Шеварднадзе,
большую роль в разработке и реализации
концепции «нового мышления» сыграл А.
Н. Яковлев, с сентября 1988 г. занимавший
должность председателя Комиссии ЦК
КПСС по вопросам международной политики.
«Новое политическое мышление»
предусматривало: отказ от вывода о
расколе современного мира на две
противоположные общественно-политические
системы (социалистическую и
капиталистическую), признание его
единым и взаимозависимым; объявление
в качестве универсального способа
решения международных вопросов баланса
интересов различных государств;
признание приоритета общечеловеческих
ценностей над любыми другими (классовыми,
национальными, религиозными).

Внешняя
политика

Придя
к власти, М. С. Горбачёв взял курс на
улучшение отношения с США. Одной из
причин этого было желание снизить
непомерные военные расходы (25 % госбюджета
СССР). Однако его первая встреча с
Президентом США Рональдом Рейганом в
Женеве осенью 1985 г. завершилась мало к
чему обязывающей торжественной
Декларацией о недопустимости ядерной
войны. 15 января 1986 г. было опубликовано
«Заявление Советского правительства»,
содержавшее программу ядерного
разоружения к 2000 г. СССР призывал ведущие
страны мира присоединиться к соблюдавшемуся
Советским Союзом с лета 1985 г. мораторию
на ядерные испытания и поэтапно сократить
различные виды ядерного оружия. Некоторым
коррективам была подвергнута советская
политика в Афганистане, где СССР произвёл
в мае 1986 г. замену руководства страны.
Новый Генеральный секретарь НДПА М.
Наджибулла провозгласил курс на
национальное примирение, принял новую
Конституцию, согласно которой был
избран в 1987 г. Президентом Афганистана.
Советский Союз стремился укрепить
позиции нового руководства, с тем чтобы
впоследствии начать вывод советских
войск из страны. С 1987 года накал
противостояния США и СССР начал резко
снижаться, и к началу нового десятилетия
конфронтация полностью сходит на нет.
Однако ослабление противостояния было
достигнуто во многом за счёт уступчивости
советского руководства. Ведущим
внешнеполитическим направлением стало
развитие взаимоотношений с США. С 1985
г. встречи М. С. Горбачева с президентами
США стали ежегодными. «Урожайным»
на внешнеполитические события оказался
1989 г. В феврале был завершен вывод
советского ограниченного контингента
из Афганистана. Начался вывод советских
войск из стран Центральной и Восточной
Европы и ряда стран Азии. Советское
руководство способствовало выводу
вьетнамских войск из Кампучии. Были
нормализованы отношения, налажено
экономическое и культурное сотрудничество
с Китаем. Существенной корректировке
подверглось и восточное направление
внешней политики. СССР отказался от
прямого вмешательства во внутренние
конфликты в Никарагуа, Эфиопии, Анголе,
Мозамбике, прекратил помощь режимам в
Ливии и Ираке, осудил агрессию Ирака
против Кувейта в 1990 г. Все это способствовало
ослаблению международной напряженности.
Однако осложнились отношения внутри
социалистического лагеря. В результате
вывода войск СССР и «бархатных
революций» в странах Восточной Европы
к власти пришли руководители, которые
во внешней политике ориентировались
на Запад. В 1991 г. официально прекратили
свое существование Совет Экономической
Взаимопомощи и Организация Варшавского
Договора. Оставшись без старых союзников
и не приобретя новых, СССР стремительно
терял инициативу в международных делах.
Прекращение существования СССР сделало
США единственной супердержавой мира.
В декабре 1991 г. американский президент
поздравил свой народ с победой в
«холодной войне».

studfiles.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о