Основной смысл мифа об исиде и осирисе – Каков основной смысл мифа об Осирисе и Исиде?

Напишите "Миф об Осирисе и Исиде", пожалуйста!

Миф об Осирисе и Исиде

Миф описывается Плутархом в сочинении "Об Исиде и Осирисе", написанном в I веке н. э.

Из пяти божеств, рожденных Реей и Кроносом, - братьев и сестер - особенно близкими были Исида и Осирис, полюбившие друг друга еще во чреве матери. Взойдя на престол, Осирис стал заботиться о своем народе. Именно он приобщил народ к культуре, очаровал и подчинил себе людей своей музыкой.

Осирис заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни, освобождая их от тьмы варварства. Во время странствований Осириса его возлюбленная жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие.

Но тайная смута против благодетельного и доброго Осириса все же возникла; ее возглавил родной брат Осириса Тифон, завидовавший его авторитету и популярности. Однажды Тифон (Сетх) и 72 его единомышленника устроили вернувшемуся из очередного странствия Осирису торжественную встречу.

Было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказался как бы специально сделанным для него (сундук и в самом деле был изготовлен по росту Осириса) . Тифон (Сетх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили сундук с Осирисом в море.

Море выбросило сундук на берегу финикийского города Библа, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Прибывшая Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор.

Но неугомонный и злобный Тифон (Сетх) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту.

Так закончилась жизнь царя-бога Осириса на земле. Это произошло на двадцать восьмом году его царствования. Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению.

Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона (Сетха) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца.

Таково содержание мифа, по Плутарху. Версия Плутарха совпадает в основном с мифологическими и религиозными представлениями египтян об Исиде и Осирисе, отраженными в подлинных египетских текстах; правда, тексты эти много богаче, в них представлено большее разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа, оставшихся неизвестными Плутарху или опущенных в его скупом повествовании. Так, например, в рассказе Плутарха нет ни слова о том, что Исида зачала своего сына "Хора-дитя" от уже умершего Осириса, отсутствуют подробности, порой очень интересные, о смертельной схватке между Хором и Сетхом, об оживлении умершего Осириса Исидой, о его мумификации и т. п.

otvet.mail.ru

О чём рассказывается в мифе об Осирисе и Исиде

Из пяти божеств, рожденных Реей и Кроносом, - братьев и сестер - особенно близкими были Исида и Осирис, полюбившие друг друга еще во чреве матери._______________ Взойдя на престол, Осирис стал заботиться о своем народе. Осирис заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни. Его жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие во время его странствий. ______________ Но возникла тайная смута против Осириса, которую возглавил его родной брат Тифон (Сетх) , завидовавший ему. _________________ Когда Осирис вернулся, Тифон и 72 его сподвижника устроили торжественную встречу. Во время праздника было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказался как бы специально сделанным для него (сундук и в самом деле был изготовлен для него). Тифон (Сетх) и его шайка захлопнули крышку, забили ее гвоздями и бросили в Нил, откуда сундук с Осирисом попал в море.______________ Сундук выбросило на берег финикийского города Библа, и здесь произошло чудо: из сундука выросло великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор. ________________________ Но злобный Тифон (Сетх) добрался и туда. Он достал из сундука тело Осириса и разрезал его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа и хоронила ее там, где находила. (Отсюда в Египте множество погребений Осириса) ______________________ Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению. Хор начал длительную войну против Тифона (Сетха) и в конце концов победил всех, завладев троном отца. ____________________ Вот такая история. :))

Оцени ответ

nebotan.com

Миф об Осирисе и Исиде

Нам из­вестен древнеегипетский миф о боге Осирисе и богине Исиде.

Бог Осирис научил людей пахать землю, сеять яч­мень, разводить сады. Прекрасен был бог Осирис — выше всех людей, с воло­сами чёрными, как нильская земля. Ему завидовал младший брат — бог пустыни Сет с ярко-рыжими, словно красноватые пески, волосами.

Сет решил убить Осириса и завла­деть Египтом. Однажды ночью, когда Осирис спал, слуги Сета незаметно сня­ли с него мерку и по ней изготовили де­ревянный гроб. Вскоре Осирис вернул­ся из азиатского похода и устроил пир. Во время застолья слуги Сета внесли драгоценный гроб.

— Дарю его тому, кому он подойдёт по росту! — воскликнул коварный Сет.

Гости начали по очереди примерять гроб, но каждому он ока­зывался велик. Осирис тоже улёгся в деревянный ящик. И тут по знаку Сета слуги быстро опустили тяжёлую крышку. Гроб с телом Осириса бросили в Нил, и его унесло далеко в море. Долго искала Осириса его жена — богиня Исида. Маленькие дети, игравшие на берегу, рассказали ей, что гроб унесло в море. Исида отправилась в чужие края.

Осирис, Исида и Гор. Древ­неегипетские статуэтки

Гроб с телом Осириса море выбросило на берег в Финикии, возле древнего города Библа. Прибрежный куст оплёл гроб вет­вями и превратился в могучее дерево, внутри которого оказался гроб. Царь Библа приказал изготовить из ствола колонну для дворца. Здесь и нашла богиня Исида гроб с телом Осириса.

Вернувшись в Египет, она оставила гроб среди зарослей тростника в дельте Нила, а сама пошла к своему маленькому сыну Гору. Но в это время в зарослях охотился Сет, теперь уже правитель Египта. Он вытащил тело Осириса из гроба, разрубил его на 14 кусков и разбросал по всему Египту. Материал с сайта http://doklad-referat.ru

Исида отыскала и собрала части тела Осириса. А Гор, когда вырос, отомстил злому Сету, победив его на поединке. И тогда воскрес Осирис. Но не захотел он править Египтом, а отдал трон Гору. Сам же правил в подземном царстве мёртвых.

Миф об умершем и ожившем боге сохранил представление древних египтян о том, почему времена года сменяют друг дру­га. Египтяне верили, что, когда в Египте наступало время засухи и дул ветер с пустыни, Осирис умирал, а когда после разлива Ни­ла вновь зеленели поля, он оживал.

Вопросы по этому материалу:
  • Почему в Египте возник миф о воскресшем боге?

  • Как в мифе отражены представления египтян о временах года?

  • Какие особенности природы и жизни египтян воплотились в образах главных ге­роев, их взаимоотношениях и судьбах?

doklad-referat.ru

Краткое содержание “Мифа об Осирисе”

Среди главных богов египтяне особо выделяли семейную пару – Осириса и Исиде. Осириса почитали за то, что он научил египтян различным ремеслам, лечению, показал, как строить города и дома, выращивать злаки и виноград. Исида была богиней плодородия. К ней обращались женщины с помощью при рождении ребенка.

Древние египтяне верили, что Осирис и Исида в старину правили Египтом. Они были добрыми и заботливыми правителями, но их брат Сет был ревнивым и завистливым. Однажды он пригласил Осириса на праздник. Сет изготовил очень хороший гроб (саркофаг) и объявил, что подарит его тому, кому он подойдет по размеру – не будет ничуть, ни слишком большим.

Гроб было тайно изготовлено по меркам Осириса, поэтому она подошла ему по размеру. Как только брат поместился в похоронном ящике, коварный Сет захлопнул крышку и бросил гроб в воды Нила. Течение подхватило Осириса, понесла в Средиземное море и далее в город Библ. Здесь волны выбросили гроб на берег, где над ним выросло огромное дерево. После множества приключений Исида смогла найти тело Осириса и вернуть его в Египет.

Сет, злой бог пустыни, бурь и непогоды, всегда завидовал своему брату Осирису и хотел погубить его, чтобы отобрать власть над землей. Многие египетские мифы рассказывают о злых


поступках коварного Сета к своему брату.

Она спрятала тело, но Сет нашел его и разрубил на 14 частей, которые разбросал по всей земле Египетской. Однако Исида и ее пасынок Анубис вновь бросились на поиски. Там, где Исида находила части тела, она сводила святилища в честь Осириса. Позже эти 14 святилищ стали священными центрами Египта. Миф сообщает, что богиня соединила части своего мужа и смогла вернуть его к жизни.

Сет попытался убить Гора, сына и наследника Осириса и Исиды. Гор вступил с ним в борьбу, но потерпел поражение. В битве Гор потерял глаз. Зато боги дали ему Уджат – глаз ясновидения. С помощью уджат ему удалось одержать победу. Он стал царем Египта, а Осирис – владыкой царства мертвых.

Исида в древнейших мифах выступает как злая волшебница. Она создает и насылает на бога солнца ядовитую змею. Он молит о пощаде, но Исида отзывает змею только после того, как Ра открывает ей свое настоящее имя. Узнав это имя, волшебница получает магическую власть над царем богов – великим богом солнца Ра.

С самых древних мифов до нас доходит образ Исиды, поддерживает не своего сына Гора, а своего брата Сета. Образ Исиды – любящей жены и заботливой матери, которая защищает мужа и сына. Культ Исиды распространялся не только в Египте, но и во многих странах.

schoolessay.ru

Миф об Осирисе и Изиде

Миф описывается Плутархом в сочинении "Об Исиде и Осирисе", написанном в I веке н.э.

Из пяти божеств, рожденных Реей и Кроносом, - братьев и сестер - особенно близкими были Исида и Осирис, полюбившие друг друга еще во чреве матери. Взойдя на престол, Осирис стал заботиться о своем народе. Именно он приобщил народ к культуре, очаровал и подчинил себе людей своей музыкой.

Осирис заботился не только об египтянах, он странствовал по всей земле, неся людям блага культурной жизни, освобождая их от тьмы варварства. Во время странствований Осириса его возлюбленная жена и сестра Исида обеспечивала в Египте порядок и спокойствие.

Но тайная смута против благодетельного и доброго Осириса все же возникла; ее возглавил родной брат Осириса Тифон, завидовавший его авторитету и популярности. Однажды Тифон (Сетх) и 72 его единомышленника устроили вернувшемуся из очередного странствия Осирису торжественную встречу.
Было объявлено, что великолепный, очень ценной работы сундук достанется тому, кому он придется по росту. Желающие получить подарок ложились в сундук, но он не приходился им по росту. Но вот в него лег Осирис, и, ко всеобщему изумлению, сундук оказался как бы специально сделанным для него (сундук и в самом деле был изготовлен по росту Осириса). Тифон (Сетх) и его шайка злодеев немедленно захлопнули крышку, забили ее гвоздями и по Танитскому рукаву Нила спустили сундук с Осирисом в море.

Море выбросило сундук на берегу финикийского города Библа, и здесь произошло чудо: из сундука выросло вдруг великолепное дерево, скрыв его своими корнями. Прибывшая Исида освободила сундук с останками Осириса от корней и доставила его в Дельту, укрыв в болотах близ города Буто, где находился сын Осириса Хор.

Но неугомонный и злобный Тифон (Сетх) добрался и сюда. Он извлек из сундука тело Осириса и рассек его на 14 частей, которые разбросал по всему Египту. Неутешная Исида разыскала все части тела мужа, за исключением фаллоса, проглоченного нильской рыбой. Каждую часть тела она хоронила там, где находила ее - отсюда множество погребений Осириса по всему Египту.

Так закончилась жизнь царя-бога Осириса на земле. Это произошло на двадцать восьмом году его царствования. Однако Осирис вернулся из преисподней и подготовил своего сына Хора к отмщению. Хор начал неутомимую и длительную войну против Тифона (Сетха) и его союзников и в конце концов победил их всех, завладев троном отца.

Таково содержание мифа, по Плутарху. Версия Плутарха совпадает в основном с мифологическими и религиозными представлениями египтян об Исиде и Осирисе, отраженными в подлинных египетских текстах; правда, тексты эти много богаче, в них представлено большее разнообразие мифологических эпизодов и, может быть, вариантов мифа, оставшихся неизвестными Плутарху или опущенных в его скупом повествовании. Так, например, в рассказе Плутарха нет ни слова о том, что Исида зачала своего сына "Хора-дитя" от уже умершего Осириса, отсутствуют подробности, порой очень интересные, о смертельной схватке между Хором и Сетхом, об оживлении умершего Осириса Исидой, о его мумификации и т. п.

www.astrostar.ru

Мифы об Осирисе. Мифология Ближнего Востока [litres]

Мифы об Осирисе

В основе сложной системы ритуалов и мифов, центральной фигурой которых является Осирис, лежат три основные темы. Первая тема – политическая. Миф о конфликте между Осирисом и его братом Сетом отражает борьбу, в результате которой Нижний и Верхний Египет объединились в одно царство.

Вторая тема – сельское хозяйство. Осирис – бог растительного мира. Подобно Таммузу, он умирает вместе с увяданием природы и возрождается с ее пробуждением весной.

Третьей темой является эсхатологический элемент. Осирис – правитель подземного царства. Он председательствует на суде, который определяет судьбу душ умерших, и в этом смысле он неразрывно связан со сложным обрядом мумификации.

Основной сюжет мифа об Осирисе содержится в трактате Плутарха «Об Исиде». Принято считать, что Плутарх использовал ранние египетские источники, такие, как «Тексты пирамид». Согласно версии Плутарха, Осирис был героем, который научил египтян искусству обработки металла, земли и многим другим вещам. Осирис был сыном Геба, бога земли. Его сестрой (и одновременно женой) была богиня Исида, которая вместе с ним правила Египтом и помогала в его деятельности на благо людей. На двадцать восьмом году своего правления Осирис был убит богом Тифоном (так Плутарх называет бога Сета). На празднике Сет вместе с другими заговорщиками уговорил Осириса на спор дать запереть себя в сундуке. Этот сундук был брошен в Нил. Он поплыл вниз по течению прямо в Средиземное море и был принесен волнами в Библос. Поэтому «Тексты пирамид» называют его «утопленником».

Исида бросилась на поиски мужа, нашла в Библосе сундук и принесла тело Осириса в гробу в Буто. Как пишет Плутарх, когда сундук с телом Осириса приплыл в Библос, вокруг него выросло прекрасное дерево и закрыло его от посторонних глаз. Царь Библоса пришел в восхищение от размера и красоты дерева, приказал срубить его и сделать из него колонну для своего дворца. Исида догадалась, что находится внутри этой колонны, и упросила царя подарить ее. Далее миф рассказывает о том, как Сет нашел сундук с телом Осириса, разрубил тело на мелкие кусочки и разбросал их по всему Египту. Исида нашла его разбросанные повсюду останки, за исключением детородного члена, который был съеден рыбой. Она соединила части тела Осириса, с помощью своей сестры, богини Нефтиды, совершила над телом магическую церемонию и вернула его к жизни. Однако воскресший Осирис не остался на земле, а стал царем «Западной страны», места, где обитают души умерших. Следующая часть мифа посвящена тому, как сын Осириса Гор отомстил за своего отца. Исида зачала Гора от умершего мужа при помощи волшебства. Молодой Гор, которого в искусстве Египта чаще всего изображают ребенком, сидящим на бутоне лотоса, посвятил всего себя мести за отца и утверждению законности своих прав.

В «Текстах пирамид» мы встречаем пространные описания, посвященные борьбе Гора и его сторонников с Сетом и его помощниками. В этой битве Гор потерял глаз, что является астральным элементом мифа, символизирующим лунное затмение. Далее описывается победа Гора над Сетом:

«О Осирис, вот идет Гор, и он обнимает тебя. Он заставит Тота повернуть вспять помощников Сета, и он привел их к тебе в оковах. Он заставил сердце Сета дрогнуть, потому что твое искусство выше, чем его, ты был рожден раньше него, и добродетель твоя превосходит его. Геб увидел твои достоинства и поместил тебя на законное место. Гор заставил богов объединиться с тобой и стать твоими друзьями. Он заставил богов отомстить за тебя. Геб водрузил свою сандалию на голову твоего врага, который обитает далеко от тебя. Твой сын Гор нанес по нему удар, он отнял у него глаз и отдал его тебе; твоя душа вся внутри; и сила твоя внутри. Гор заставил тебя схватить твоих врагов, чтобы они не могли убежать от тебя. Гор схватил Сета и поместил его ниже тебя, чтобы он мог слышать тебя и трепетать перед тобой.

О Осирис, Гор отомстил за тебя!»

Еще один отрывок того же мифа описывает, как Осирис предстал перед судом богов, где председательствовал Геб, и как Гор был объявлен его законным наследником, которому власть над Верхним и Нижним Египтом дарована богами. Такова в общих чертах сюжетная линия мифа о Горе-Осирисе. Он нигде не представлен в виде целостного повествования, подобно аккадскому мифу о творении. Его приходится собирать по крупицам из разных источников. Миф отражает остроту борьбы за первенство между Верхним и Нижним Египтом, которая завершилась объединением двух земель в одно царство. Первоначальное деление на два государства сохранилось в своде законов Египта и нашло свое символическое отражение в том, что фараоны по торжественным случаям надевали «двойную» корону, состоявшую из красной и белой частей. Эти цвета были символами Верхнего и Нижнего Египта. Этиологический аспект мифа объясняет традиционный для царских династий обычай заключать браки между братьями и сестрами, который сохранился в Египте вплоть до эпохи Птолемеев и окончания монархического правления. Следует также отметить, что многие элементы мифа нашли свое отражение в ритуалах. Воскрешение Осириса воплощалось в церемонии выращивания дерева. Также в месяц Афир женщины делали глиняные фигурки Осириса и бросали их в Нил, символизируя тем самым тонущего в реке Осириса.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

religion.wikireading.ru

Осирис и Исида

Сказание, известное, как Осирис и Исида возникло, вероятно, в период Древнего царства (III тыс. до н.э.). Различные его варианты содержатся в магических надписях на стенах пирамид и саркофагов. Наиболее полное его изложение было сделано в начале нашей эры греческим писателем Плутархом.

Осирис - бог Египта

Древние египтяне отмечали, что образ Осириса довольно сложен. В одном из египетских гимнов, посвященных Осирису, говорится: "Природа твоя темнее, чем у других богов".

Бог Осирис был сыном бога земли Геба и богини неба Нут. Он стал первым царем Египта. Осирис научил древних египтян обрабатывать землю, печь хлеб, делать вино, добывать из-под земли руду, строить города, лечить болезни, играть на музыкальных инструментах и др.  читать

Осирис и Сет

Однажды, злой брат Осириса, Сет, решил его погубить. Тайком он измерил рост Осириса и приказал сделать по мерке короб с красивой отделкой. Потом он пригласил Осириса к себе на пир. Гости на пиру были сообщниками Сета. По его приказу они стали восхищаться коробом, и Сет сказал, что подарит его тому, кому он придется по росту. Все по очереди начали ложиться в короб, но никому он не был впору. Когда пришел черед Осириса и он лег в короб, сделаный по его мерке, Сет захлопнул крышку и запер замок, а его сообщники сбросили короб в Нил. читать

Богиня Исида и царица Астарта

Женой Осириса была его сестра Исида, они полюбили друг друга еще во чреве матери. В Древнем Египте брак между кровными родственниками не был редкостью, и египтяне почитали Исиду как воплощение верной жены.

Узнав о гибели мужа, Исида отправилась на поиски его тела, чтобы достойным образом похоронить. Волны вынесли короб с телом Осириса на берег недалеко от города Библ. Над ним выросло могучее дерево, которое скрыло короб внутри своего ствола. Местный царь приказал срубить дерево и сделать из него для своего дворца колонну.

Исида достигла города Библ, извлекла из колонны тело Осириса и увезла его на лодке в Дельту Нила. Там в уединении, среди болот, стала она оплакивать мужа. Плач Исиды по Осирису перевела Анна Ахматова:

"...Тьма вокруг нас, хотя Ра в небесах, Небо смешалось с землей, тень легла на землю. Сердце мое горит от злой разлуки. Сердце мое горит, потому что стеною отгородился ты от меня..." Существует египетское поверье, что разлив Нила происходит оттого, что его переполняют слезы Исиды. читать

Бог Гор - чудесное рождение

Ночью, когда Исида уснула, злобный Сет выехал поохотиться при лунном свете, и на берегу увидел тело своего брата. Сет рассек тело Осириса на четырнадцать частей и разбросал по всему свету. Бедная Исида снова отправилась на поиски тела своего мужа. В ее странствиях ей помогали люди и звери: крокодилы не причинили ей вреда, когда плыла она по болотам. Египтяне верили, что в память о великой богине крокодилы никогда не тронут того, кто плывет на лодке, сделанной из папируса.

В одном варианте мифа Исида похоронила найденные части тела Осириса в разных местах. Этим объясняют то, что в Египте было несколько гробниц Осириса. В другом - она собрала его тело воедино и сказала: "О, светлый Осирис! Собраны твои кости, собрано твое тело, отдано сердце твое телу твоему!"

Бог Анубис набальзамировал тело Осириса и сделал первую в мире мумию. С тех пор у египтян появился обычай мумифицировать умерших.

Осирис и Исида вновь оказались вместе, и чудесным образом Исида зачала от умершего Осириса сына - Гора. Возмужав, Гор отомстил за своего отца, победил Сета и стал царем Египта. Осирис же стал владыкой загробного мира и небесным судьей. Кроме того, он считался богом растительности и сил природы.

В храмах Осириса, устанавливали деревянную раму, повторяющую контуры его тела, засыпали плодородной землей и зерном. Весной "тело Осириса" прорастало молодыми всходами.

Сложной для понимания является роль Осириса, как владыки загробного мира. Египтяне верили, что каждый умерший не просто уподобляется Осирису, а как бы превращается в него. Миф об Осирисе и Исиде - один из наиболее интересных в египетской мифологии. читать


Это интересно

Как правильно высаживать рассаду капусты в открытый грунт

Белокочанная капуста относится к тем овощным культурам, которые очень болезненно переносят пересадку в открытый грунт, поэтому прежде ...


Яблоки Гесперид. Часть2

Когда Геракл победил Трою, это дея­ние не было отнесено к подвигам, а вот обладание золотым яблоком Гесперид принесло ...


Боги Древнего Египта

Всем известны фотографии одного из чудес света — грандиозные конусы египетских пирамид, усыпальниц фараонов и каменное изваяние ...


Зеркальные небоскребы Японии

Япония - это небольшое островное государство – вот уже несколько веков является одним из лидеров на мировой арене. ...


Самые длинные яхты

Яхта «Аззам», купленная королевской семьей из Объединенных Арабских Эмиратов является самым длинным судном такого типа в мире. ...


Ворота дома - это его лицо

Ворота дома - это его лицо, с него начинается узнавание, отличие от соседей, уникальность. Если Дом находится ...


Опричнина

Опричниной называют промежуток в летописи России (примерно с 1565 вплоть до 1572 годы), знаменующийся муниципальным террором и концепцией ...


objective-news.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *