Ордынское восстание в твери – Антиордынское восстание в Твери в 1327 году

Содержание

ПОДАВЛЕНИЕ ВОССТАНИЯ В ТВЕРИ — Что такое Тверское восстание

Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов.

Осенью 1326 года тверской князьАлександр Михайлович получил от ордынского хана Узбекаярлык на великое княжение Владимирское. К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. Согласно летописи, за год до Тверского восстания, тверской князь Александр Михайлович был выгнан из княжеского дворца переехавшим двоюродным братом монгольского хана Узбека – Чолханом (Шевкалом).

Впоследствии, в 1328 году хан Узбек разделил великое княжение между Иваном (ему достались Великий Новгород и Кострома) и Александром Суздальским (получил Владимир, Нижний Новгород и Городец). После смерти Александра Суздальского, Иван Калита стал единым князем в Северо-Восточной Руси. Благодаря Тверскому восстанию, Тверь перестала быть угрозой для Москвы. После подчинение Руси монголами и образованию Золотой Орды, русские князья должны были получать ханские ярлыки на свои княжения.

Русские князья с войском, по требованию хана, обязаны были участвовать в ордынских походах. Им противостояли войска великого князя и тверского воеводы Жирослава, которого прислал Ярослав Ярославич Тверской. Великий князь сбежал в Швецию. Сын Даниила Московского, Юрий начал борьбу за великокняжеский ярлык. Главным соперником Москвы в этом деле, стала Тверь князь которой, в 1304 году получил у хана ярлык на великое княжение. Борьба Юрия Даниловича Московского и Михаила Ярославича Тверского продолжалась с переменным успехом до самой смерти Михаила.

Князь уговаривал тверичей не оказывать сопротивление и терпеть, однако горожане не выдержали ордынского своеволия и подняли восстания. Татары пустили в ход мечи, это вызвало еще большую ожесточенную борьбу. В Тверь отправляется татарское войско, которое возглавил сам Иван Калита.

Только в 1375 годутверской князь окончательно признал главенство Москвы и более не предпринимал попыток его оспорить. Подавление Тверского восстания и разорение города, значительно помогло Москве добиться гегемонии среди русских княжеств. Вспомните что из 33 академиков истории русских было только 3. И вспомните за что Ломоносов в Петропавловке сидел. А еще в середине 18-го века ходила не просто так карта с Великой Тартарией.

Здравствуйте! В восторге от Вашего сайта! Какая огромная проделана работа! Надо было терпеть и помалкивать? Тверской князь Александр Михайлович, также как и Вы, велел своим людям терпеть произвол татар, хотя тверичи просили у него защиты. Даже без восстания, Московское княжество не позволило Твери быть столицей. Есть в этом слове твердость и спокойная сила и уверенность.

Тверские жители неоднократно жаловались своему князю Александру Михайловичу и просили защитить их, а тот призывал народ к смирению. Волнения в городе начались ранним утром по ничтожному, казалось бы, поводу.

Восставшие горожане подожгли терем, в котором укрылся Чол-хан и где сгорел заживо. Эти события были использованы московским князем Иваном I Калитой для устранения своего соперника тверского князя Александра Михайловича. Обязанность сбора дани и доставка ее в Орду перешла к Ивану Калите.

Вы сможете вносить в этот список свои персональные даты, добавлять к событиям комментарии, фото и видео, установить напоминания о событиях по e-mail и многое другое. С этого самого дня традиционный символ старшинства в Северо-Восточной Руси навсегда, за исключением краткого периода 1359-1363 годов, перешел к московской ветви Рюриковичей.

С именем Калиты связан рост стольного города, его укрепление и украшение. В правление Ивана Даниловича также значительно пополнилась и казна – отсюда прозвище князя, означавшее «кошель» или «сумка». До начала 1950-х годов единственно возможным способом записи видеоизображения и его последующей демонстрации была кинопленка. Но в этот период телевидение начало бурно развиваться, потому кинопленка совершенно не соответствовала его потребностям….

Якоб ван Рейсдаль родился предположительно в 1628-1629 году. Точная дата рождения неизвестна. Джордж Истмен родился 12 июля 1854 года в небольшом американском городе Уотервилл.

Антиордынское восстание в Твери

Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть». Основное соперничество шло с князьями Суздальско-Нижегородскими.

Тверское восстание в 1327 году

Центр Т. к. Тверь (1246 1485). В Т. к. находились города Кашин, Кснятин, Зубцов, Старица, Холм, Микулин, Дорогобуж. Картина С. В. Иванова, 1909 Баскак (тюркск.) представитель монгольского хана в завоёванных землях. Антиордынские настроения среди простых горожан были настолько накалены, что достаточно было какого-нибудь незначительного повода, чтобы разгорелся пожар. Именно с такого пустяка и началось восстание.

Смотреть что такое «Тверское восстание» в других словарях:

Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!». И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. Вскоре весть о тверском погроме достигла Сарая. Узбек был взбешен и решил жестоко покарать тверичей.

Были взяты и разорены Тверь и Кашин. Видимо, «по пути» была разорена Рязанская земля. Каратели отправились и на Новгород, но его жители сумели откупиться серебром. Жестокая расправа тверичей с татарами оставила глубокий след в народной памяти.

Тверское княжество — феодальное государство Северо восточной Руси 13 15 вв. Занимало территорию по верхнему течению р. Волги и её притокам. Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». В 1252 году, в связи с неповиновением великого князя Андрея Ярославича, на Русь вторгается так называемая «Неврюевая рать», под командованием царевича Неврюя. В 1337 г. тверской князь Александр решился помириться с ордынцами и попытаться заполучить обратно свое княжество.

Еще интересное:

  • Твоя Библия Есть в Библии и другие отрывки, которые, на первый взгляд, могут подвести к мысли, что умеренное потребление перебродившего вина по […]
  • Домашний французский багет Отличный рецепт! Так что спасибо за рецепт! Этот рецепт приготовления багета с чесноком гениален, как и все простое! Долго я ходила вокруг […]
  • Терминология Bi-RADS при УЗИ молочных желез Выявляемые при МРТ в молочных железах контрастируемые структуры разделяют на очаги, образования и зоны контрастирования. […]

labudnu.ru

Тверское восстание 1327 г. - Мои статьи - Каталог статей

 

15 августа 1327 г. в Твери поднялось восстание против татар, пришедших туда с послом Шевкалом (Чолханом, двоюродным братом, по другой версии – шурином ордынского хана Узбека). Как пишет летопись, «татары придя в Тверь погна князя великого со двора его, а сами ста на великого князя дворе со многою гордостию. И воздвиже гонение велико на христиане насильством и граблением и биением и поруганием» . Дело тут было, видимо, не в том, что татары таким образом хотели «разорить христианство» и даже, по свидетельству многих летописей, собирались «привести христиан в бесерменскую веру», а все русские города раздать ордынским князьям. Такая задача для посла Чолхана была просто невыполнима. Однако характерно, что тверской, а затем другие летописцы приписывали эти намерения ордынскому послу и его свите, оправдывая, таким образом, восстание тверичей.

На самом деле посол, скорее всего, просто чувствовал себя «над законом», прекрасно понимая, что родственные отношения с ханом защитят его от любых жалоб, с которыми бы обратились к своему князю и даже к хану жители Твери, и потому не стеснялся всячески притеснять людей, над которыми хан дал ему власть. Но кроме вызывающего поведения посла свою роль, несомненно, сыграли и многочисленные культурные различия и недопонимание между монголами и русскими.
Так, например, у монголов нормальным явлением было иметь столько жен, сколько муж в состоянии содержать. Причем, монголы не делали особого различия между женами и наложницами. Сын от наложницы имел те же самые права, что и сын от жены. Поэтому быть наложницей знатного царевича вовсе не считалось для монгольской женщины бесчестием. У мусульман тоже было принято многоженство. Как раз при хане Узбеке государственной религией Орды стало мусульманство. Но отношение ордынцев к женщинам это принципиально не изменило.

Таким образом, предлагая понравившейся ему свободной девице стать одной из его жен или наложниц, или даже похищая девицу, монгольский сановник, или кто-то из его приближенных, как ему казалось, оказывал ей великую честь. Однако с точки зрения русских, одно такое предложение уже бесчестило и оскорбляло саму девушку и ее род. В «песне о Щелкане» – фольклорном произведении, описывающем события тверского восстания 1327 г., сообщается, что Щелкан (фольклорный аналог ордынского посла Чолхана) в Твери «сидел судьей». Но недолго ему было «вдовы-то бесчестити, красны девицы позорити, надо всеми наругатися, над домами насмехатися». «Бесчестное» отношение Щелкана к женщинам, судя по «песне» является одной из основных причин восстания в Твери.

Во время приветствий, благопожеланий, испробования угощений у монгол полагалось надевать шапку, чтобы выразить почтение хозяевам. У русских же, наоборот, в таких случаях полагалось шапку снимать. Жест уважения кочевника казался русским людям оскорблением. «Чести не воздал им», «зачванелся он, загорденелся» – так описывается поведение ордынского посла в «Песне о Шелкане».

Итак, тверичи неоднократно жаловались своему князю – Александру Михайловичу – на притеснения и оскорбления Чолхана и его слуг. Но князь, недавно прибывший из Орды, видимо, прекрасно понимал, сколь велика милость хана Узбека к своему родственнику и «не мог их оборонити, терпети им веляше» . Возможно, что и сам князь был чем-то обязан Чолхану. Ведь Александр Михайлович только что был утвержден на тверском княжеском столе и на Владимирском великокняжеском столе ханским решением. Александр Михайлович прибыл из Орды в Тверь в качестве тверского князя либо незадолго до Чолхана, либо одновременно с ним. И тогда, вероятно, что именно Чолхан был послан ханом для того, чтобы проследить за исполнением ханской воли – вокняжением в Твери пожалованного Узбеком Александра Михайловича.

Восстание тверичей было закономерным итогом культурных различий монголов и русских и вызывающего, «самовластного» поведения Чолхана и его свиты. Но князь, Михаил Александрович Тверской был явно не заинтересован в организации этого восстания.

Восстание началось внезапно, по случайному поводу. В день Успения Богородицы, 15 августа, дьякон Дюдько повел рано утром молодую и здоровую кобылицу на водопой. Увидев красивую лошадь, татары кинулись ее отнимать. Дюдько защищая свою собственность, начал драку с татарами, за него вступились прохожие тверичи. Ордынцы, надеясь на «самовластие, начаша сечи» – то есть перешли от обычной драки к убийству тверичей холодным оружием. В ответ на такое применение силы и вспыхнуло повсеместное восстание. Все татары, в том числе и Чолхан были перебиты возмущенными горожанами. Князь Александр Михайлович, по версии Тверской летописи, не принимал участия в восстании. До восстания он уговаривает своих подданных терпеть, а во время восстания вовсе не упоминается. Вся его вина перед Ордынским царем была в том, что он не смог предотвратить восстания и помешать ему. Однако по версии Новгородской первой летописи, которую затем повторили с разными вариациями и дополнениями большинство других летописных сводов, Александр Михайлович Тверской сам был инициатором восстания.

«И прислал князь Александр послы к новгородцам, хотя бежати в Новгород, и не прияша его» . В летописи отказ новгородцев выглядит логичным. Если Александр Михайлович действительно инициатор восстания, то принимать его у себя, значит нарушать закон и навлекать на себя гнев ордынского «царя». Непонятно только, почему инициировавший восстание князь вдруг бежит из города, вместо того, чтобы оборонять его вместе с восставшими горожанами от татар. И непонятно, почему он надеется, что новгородцы его примут. Мотивацию действий Александра Михайловича, исходя из сведений Новгородской первой летописи объяснить невозможно. Однако если предположить, что достовернее сведения непосредственных очевидцев событий, т.е. сведения Тверской летописи, то тогда действия тверского князя становятся понятными.

Несмотря на победу восставших, Александр Михайлович Тверской потерял власть над городом. Ведь он никак не защитил народ от произвола ордынского посла. Узнав о том, что татары «начаша сечи», тверичи ударили в колокол и собрались всем городом на вече, а уж на вече «бысть в них замятня» . Термином «замятня» в летописях обычно называют военные действия, столкновения внутри одной земли, страны, в том числе и столкновение, войну горожан с князем. Но нигде не встречается термин «замятня» в контексте войны с иноземцами. Видимо и здесь применение слова «замятня» говорит о том, что бунт тверичей был направлен не только против ордынцев, но и против князя Александра Михайловича, не сумевшего защитить горожан от произвола татар. Тогда объяснимым становится то, что в ходе восстания были сожжены княжеские хоромы. Если бы сам Александр Михайлович выступал организатором восстания, то он, наверное, не стал бы сжигать собственный дом, а нашел бы какой-нибудь другой способ уничтожить ордынского посла и его людей. Тогда понятным становится и то, почему еще до прихода ордынских карательных войск Александр Михайлович вынужден был искать убежища в другом городе, а не в Твери.

Чолхан и его слуги могли быть тысячу раз не правы не только по русским обычаям и законам, но и с точки зрения ордынских законов и обычаев, но после убийства посла и ханского родственника, после избиения восставшим народом всего посольства и пришедших с ним купцов, правитель Золотой Орды обязан был подавить восстание и примерно наказать всех участников. Зимой 1327-28 гг. хан Узбек отправил на Тверь большое войско. Этот карательный поход в русских летописях называется Федорчукова рать, по имени ордынского военачальника – христианина, Федорчука. К походу против Твери присоединились также князья Иван Данилович Калита Московский и Александр Васильевич Суздальский со своими войсками. Тверские пригороды и сама Тверь были разграблены. Было разграблено и совместное владение Новгорода и великого Владимирского князя – Торжок. Ведь великим владимирским князем на тот момент был именно Александр Михайлович Тверской. Новгородская первая летопись, а за ней и другие описывают федорчукову рать не как карательный поход именно на Тверь, а как карательный поход на всю Русь. Репрессий и разгрома избежало, видимо только Московское княжество и его союзники – то есть те, кто поспешил присоединиться к карательному походу. Даже Новгороду пришлось откупаться от федорчуковой рати, задабривая послов и уверяя, что они уже никакой связи не имеют с провинившейся Тверью и великим князем Александром Михайловичем. И действительно новгородцы не только отказали Александру Михайловичу в прибежище, но и приняли у себя наместника от московского князя – Ивана Даниловича Калиты. Таким образом, они, еще до решения хана признали Ивана Калиту Великим князем Владимирским.

А тем временем «князь Александр вбежа в Псков; а Консантин, брат его, и Василий в Ладогу; и в Новъгород прислаша послы татарове, и даша им новгородцы 2000 серебра, и свои послы послаша с ними к воеводам с множеством даров» . В Пскове же князя Александра приняли с почестями, псковичи целовали ему крест на верность, а Александр присягнул на верность Пскову. Таким образом, он стал псковским князем.

Иван Калита был ловким интриганом и верным слугой хана Узбека. Ни он, ни его войска, видимо, не испытывали особой жалости и родственных чувств к восставшим против татар тверичам. Разгром и дискредитация Твери были желанной целью московского князя. Ведь Тверь была в этот период главным противником Москвы в борьбе за Владимирский великокняжеский стол, а, стало быть, и за гегемонию в северо-восточной Руси. И в предыдущие годы между Тверью и Москвой уже происходили кровопролитные столкновения. Тверь, сама по себе, была в начале XIV в. немного сильнее, чем Москва. А ордынский хан признавался во всей северо-восточной Руси легитимным правителем. Поэтому Иван Калита просто не мог не воспользоваться такой политической удачей, как восстание в Твери. Великий князь Александр Михайлович был оклеветан перед ханом и выставлен как виновник и организатор восстания. В результате хан отнял у него титул великого владимирского князя и титул тверского князя, а самого Александра Михайловича потребовал доставить в Орду для суда. Для того чтобы выполнить волю хана и схватить бывшего тверского, а ныне псковского князя Александра Михайловича, Иван Калита стал собирать войска.

А тем временем Тверское княжество получил брат Александра – Константин Михайлович, а Великое Владимирское княжение было, решением хана, поделено между Иваном Даниловичем Московским (ему достались Новгород и Кострома) и суздальским князем Александром Васильевичем (ему достались в управление город Владимир и Поволжье).

В 1329 г. Иван Калита двинулся в поход на Псков. Вместе с московским князем в походе участвовали Александр Суздальский, тверские князья Константин и Василий и многие другие русские князья. Кроме того, для моральной поддержки похода в Новгород приехал митрополит Киевский и всея Руси Феогност. В Новгороде к походу на Псков присоединилось и новгородское ополчение.

Однако войска союзников не торопились вторгаться в псковские земли. Они остановились, немного не доходя до границы псковских владений, у городка Опоки. Начинать братоубийственную войну ради дела, в справедливости которого сомневались, видимо, очень многие, никто не спешил. В то же время, не выполнить волю хана значило снова навлечь его гнев на всю Русь.

Великий князь Иван Данилович Калита отправил во Псков своего посла – боярина Луку Протасьева. И Новгород отправил своих послов: архиепископа Моисея, посадника Федора и тысяцкого Авраама. Послы заявили Александру Михайловичу: «пойди в Орду, а не погуби христиан от поганых» .

В ответ на требования послов, оглашенные, видимо, на вече, Александр Михайлович сказал, обращаясь к псковичам: «Это ли им нравится, что поганые Тверь взяли, а людей одних пленили, других мечом иссекли, а иных ножами изрезали?» Далее он показал, что готов идти в Орду, говоря: «Один я да умру за всех христиан» .
Отправить одного невиновного на расправу во имя спасения многих были способны прагматичные политики, но на это не могло пойти вече вольного Пскова. Псковичи ответили князю: «Не езди в Орду, что будет нам, то и тебе. Умрем с тобою в одном месте» . Это не было восстанием Пскова против владычества Орды. Это был возмущение простых людей против клеветы и несправедливой расправы.

«И виде князь Иван что не выняти князя Александра, ни выгнати ратию, и намолви митрополита Феогноста; и послал митрополит проклятие и отлучение на князя Александра и на весь Псков». Грек по происхождению, митрополит всея Руси Феогност, видя в упорстве псковичей неповиновение законному царю, и желая предотвратить кровопролитие среди христиан, предал проклятию и отлучению от церкви и князя Александра и всех псковичей. Таким образом, он поставил Александра Михайловича в очень тяжелое положение. Ведь псковичи понимали, что отлучение и проклятие на них обрушилось из-за князя. Псковичи из лучших побуждений, из любви к справедливости, были готовы воевать с огромным войском, собранным со всей Руси. Но были ли они готовы ради всего этого оказаться вне христианской церкви, вне Руси? Александр Михайлович решил этого не проверять. Он заявил псковичам: «Братья, друзья, не будет на вас проклятия из-за меня» , отказался от княжения во Пскове и уехал в Литву.

Таким образом Александр Михайлович устранил сам повод для войны собравшейся коалиции со Псковом. Псков теперь не за что было наказывать, а Литва находилась вне юрисдикции великого князя Владимирского. Для того чтобы преследовать Александра Михайловича в Литве Ивану Калите пришлось бы начать войну с Великим Княжеством Литовским.

Псковичи тут же прислали в Опоку своих послов с челобитием к Великому князю, сообщили ему о том что Александр Михайлович уехал, и они теперь готовы подчиниться Ивану Калите. Митрополит Феогност и архиепископ Моисей, находившиеся тут же, в Опоке, сняли со псковичей проклятие и отлучение, и дали им свое благословение.

Но на этом история не закончилась. В этот же год новгородский архиепископ Моисей «ушел в отставку» – отказался от власти архиепископа и постригся в схиму в одном из монастырей. Для новгородцев этот уход был большой потерей. Они считали Моисея хорошим архиепископом и, видимо, долго надеялись, что он передумает, уговаривали его вернуться на свой пост. Новгородцы избрали нового владыку только спустя 8 месяцев после отречения Моисея.

Моисей принимал монашеский постриг в тверском монастыре. Возможно он был лично знаком со многими тверичами, поэтому в душе был на стороне восставших тверичей. Но восстание было направлено против законной власти хана. И, кроме того, Моисей наверняка знал, что князь Александр Михайлович не устраивал восстания и оказался жертвой обстоятельств и интриг Ивана Калиты. Но, в то же время, Моисею пришлось, ради спасения Новгорода от царского гнева, ходить в посольство, требуя выдать на расправу в Орду невиновного. А затем ему пришлось участвовать в проклятии, отлучении от церкви невиновного князя и целого города из своей епархии, города, который осмелился за этого невиновного вступиться. Воспротивиться воле митрополита владыка не мог, поскольку был глубоко религиозным человеком, поэтому он вынужден был поступить против своей совести. Возможно, эти обстоятельства и послужили причиной добровольного ухода Моисей с поста архиепископа.

Через два года Александр Михайлович вернулся во Псков из Литвы. Псковичи, помнившие о его благородном поступке, с радостью приняли его, и он остался у них княжить. В 1335 г. Александр Михайлович послал в Орду сына Федора: узнать, нельзя ли как-нибудь умилостивить хана и, узнав, что есть надежда на успех, в 1337 г. сам отправился к Узбеку. Хан Узбек помиловал его и вернул Александру тверское княжение. Вряд ли хан оставил бы его в живых и вернул бы ему княжение, если бы за эти годы не выяснилось, что Александр Михайлович не организовывал тверского восстания и не действовал сознательно во вред ордынской власти.

Правда, из-за интриг Ивана Калиты, еще через два года Александр Михайлович Тверской и его сын Федор были вызваны в Орду и казнены. Но это произошло уж не из-за тверского восстания 1327 г.

histor1pro.my1.ru

ТВЕРСКОЕ ВОССТАНИЕ 1327 • Большая российская энциклопедия

Авторы: Е. Л. Конявская

ТВЕРСКО́Е ВОССТА́НИЕ 1327, ан­ти­ор­дын­ское вы­сту­п­ле­ние жи­те­лей г. Тверь. При­быв­ший в 1327 в Тверь хан­ский по­сол – эмир Чол-хан (в рус. ис­точ­ни­ках Шев­кал, Щел­кан) за­нял кня­же­скую ре­зи­ден­цию, из­гнав от­ту­да твер­ско­го кн. Алек­сан­д­ра Ми­хай­ло­ви­ча, а при­шед­ший с ним от­ряд ор­дын­цев осу­ще­ст­в­лял на­си­лия и гра­бе­жи тве­ри­чей. В не­за­ви­си­мых друг от дру­га рус. ис­точ­ни­ках (две по­вес­ти о Шев­ка­ле, ис­то­рич. пес­ня о Щел­ка­не) оди­на­ко­во фор­му­ли­ро­ва­лись це­ли Чол-ха­на: он шёл на Русь, что­бы кня­зя «из­бить», ис­тре­бить хри­сти­ан­ст­во и са­мо­му сесть на кня­же­ние. Т. о. при­ход эми­ра с воо­руж. от­ря­дом вос­при­ни­мал­ся тве­ри­ча­ми как пря­мая уг­ро­за кня­же­ской вла­сти, с пер­спек­ти­вой не­по­средств. за­хва­та Тве­ри Чол-ха­ном.

Ве­ро­ят­но, Т. в. бы­ло спла­ни­ро­ва­но, т. к. его воз­гла­вил лич­но кн. Алек­сандр Ми­хай­ло­вич, со­брав­ший воо­руж. от­ряд («со­зва тве­ри­чи» – т. е. не толь­ко свою дру­жи­ну), а по­гро­мы ор­дын­цев со­стоя­лись и в др. го­ро­дах Твер­ско­го кня­жест­ва. Не­по­средств. сиг­на­лом к Т. в. послу­жи­ла по­пыт­ка ор­дын­цев 15 авг. ото­брать на тор­гу ко­бы­ли­цу у дья­ко­на Дуд­ко, при­звав­ше­го на по­мощь «му­жей твер­ских». От­ряд твер­ско­го кня­зя на­нёс по­ра­же­ние от­ря­ду Чол-ха­на, ко­то­рый по­пы­тал­ся ук­рыть­ся в кня­же­ском двор­це. Од­на­ко кн. Алек­сандр Ми­хай­ло­вич под­жёг се­ни двор­ца, где эмир, «сго­рев, про­па­де». Тве­ри­чи же ис­треб­ля­ли всех по­па­дав­ших­ся им ор­дын­цев (в т. ч. и куп­цов).

От­ве­том на Т. в. стал ка­ра­тель­ный по­ход (т. н. Фе­дор­чу­ко­ва рать), ор­га­ни­зо­ван­ный зи­мой 1327/28 ха­ном Уз­бе­ком, в ко­то­ром при­ня­ли уча­стие 5 «тем­ни­ков ве­ли­ких» и ряд рус. кня­зей во гла­ве с моск. кня­зем Ива­ном I Да­ни­ло­ви­чем Ка­ли­той. В ре­зуль­та­те по­хо­да пол­ней­ше­му опус­то­ше­нию под­верг­лись Тверь, Ка­шин, др. го­ро­да Твер­ско­го кн-ва, Но­во­торж­ская вол.; твер­ские Рю­ри­ко­ви­чи бы­ли вы­ну­ж­де­ны бе­жать за пре­де­лы сво­их вла­де­ний.

bigenc.ru

Тверское восстание - это... Что такое Тверское восстание?

Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено совместными усилиями Золотой Орды, Москвы и Суздаля. Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце.

Щелкановщина

Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от монгольского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Шевкал (Чолхан или Щелкан), двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух (сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения), будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть».

Однако 15 августа спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи (за пределами Твери) выставляют Александра застрельщиком этих волнений; но по мнению современных историков, Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы[1][2][3][4].

Федорчукова рать

Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться бедствием в Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и вызвался помочь монголам восстановить власть над Русью. Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников[1] и велел идти на Александра Михайловича. К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси этот поход стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука (христианина).

Началось бедствие. Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

Последствия

Основная статья: Московско-ордынский союз

Шапка Мономаха — символ альянса Москвы с татарами. Предположительно, дар Узбека своему вассалу Ивану Калите.

Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. В 1328 году хан поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским, который получил сам Владимир и Поволжье (видимо, Нижний Новгород и Городец). Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом «разделяй и властвуй».

После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло с князьями Суздальско-Нижегородскими.

Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных ордынско-московских действий по подавлению антиордынского мятежа политика московско-татарского союза привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского (1360-63 гг.) его будущим тестем Дмитрием Константиновичем Суздальским.

В литературе

  • Сохранилась древнерусская народная песнь о Щелкане Дудентьевиче, довольно точно передающая события тех лет.
  • Дмитрий Балашов описывает Тверское восстание в романе «Великий стол».

См. также

  • Смоленское восстание (1340) — ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами

Примечания

dikc.academic.ru

Тверское восстание - это... Что такое Тверское восстание?

Тверское восстание 1327 года — первое крупное восстание русских против монголо-татарского ига. Жестоко подавлено совместными усилиями Золотой Орды, Москвы и Суздаля. Фактически привело к перераспределению сил в пользу Москвы, подведя черту под четвертью века соперничества Москвы и Твери за верховенство в Северо-Восточной Руси. Наиболее подробное изложение событий 1327 года содержится в Тверском сборнике и Рогожском летописце.

Щелкановщина

Осенью 1326 года тверской князь Александр Михайлович получил от монгольского хана Узбека ярлык на великое княжение Владимирское. Приблизительно через год в Тверь с большой свитой приехал Шевкал (Чолхан или Щелкан), двоюродный брат Узбека. Он поселился в княжеском дворце, выгнав оттуда Александра, после чего «сотворил великое гонение на христиан — насилие, грабёж, избиение и поругание». Пошёл даже слух (сам по себе фантастический, но характерный для умонастроения), будто Щелкан собирался перебить князей и сам сесть на тверском престоле, а русский народ обратить в ислам; якобы, это должно было случиться на праздник Успения. Согласно летописному рассказу, тверичи обращались к Александру, предлагая расправиться с татарами, но тот уговаривал их «терпеть».

Однако 15 августа спонтанно вспыхнуло восстание, начавшееся с попытки татар из свиты Чолхана отнять кобылу у некоего дьякона Дудко; возмущённый народ вступился за дьякона, после чего кинулся громить татар по всему городу. Чолхан со свитой пытался защищаться в своей резиденции, княжеском дворце — и был сожжён заживо вместе с дворцом; были перебиты все татары, находившиеся в Твери, включая «бесермен» — ордынских купцов. Некоторые летописи (за пределами Твери) выставляют Александра застрельщиком этих волнений; но по мнению современных историков, Александр никак не мог быть инициатором явно самоубийственного восстания; тем не менее он не предпринял мер для успокоения толпы[1][2][3][4].

Федорчукова рать

Московский князь Иван Калита — давний соперник Твери в борьбе за владимирский великокняжеский стол — поспешил воспользоваться бедствием в Твери, чтобы утвердить своё главенство на Руси. Он отправился в Орду и вызвался помочь монголам восстановить власть над Русью. Узбек обещал сделать Ивана великим князем, дал ему 50 000 воинов под началом пяти темников[1] и велел идти на Александра Михайловича. К ордынско-московскому войску присоединились ещё силы Александра Васильевича Суздальского. На Руси этот поход стал известен как «Федорчукова рать», по имени татарского командующего Федорчука (христианина).

Началось бедствие. Москвичи и ордынцы пожгли города и сёла, людей повели в плен и, как сообщает летопись, «положили пусту всю землю Русскую». Тверской князь Александр бежал в Новгород, потом в Псков. Новгород откупился, дав ордынцам 2000 гривен серебра и множество даров. Иван и его союзники требовали выдачи Александра, митрополит Феогност отлучил Александра и псковичей от церкви. Отводя от Пскова угрозу вторжения, Александр в 1329 году уехал в Литву (на полтора года).

Последствия

Основная статья: Московско-ордынский союз

Шапка Мономаха — символ альянса Москвы с татарами. Предположительно, дар Узбека своему вассалу Ивану Калите.

Восстание подорвало могущество Твери и привело к перераспределению политического баланса на северо-востоке Руси. В 1328 году хан поделил великое княжение между Иваном, получившим Великий Новгород и Кострому, и Александром Васильевичем Суздальским, который получил сам Владимир и Поволжье (видимо, Нижний Новгород и Городец). Отдавая великокняжеский ярлык более слабому из двух князей, хан мог руководствоваться принципом «разделяй и властвуй».

После смерти Александра Васильевича в 1331 или 1332 году Нижний и Городец примерно на десятилетие вернулись в состав великого княжения, а Иван Калита стал единоличным правителем Северо-Восточной Руси. Политика централизации с опорой на хана привела к быстрому возвышению Москвы за счёт Твери. Тверское княжение отныне не представляло для Москвы реальной угрозы. Основное соперничество шло с князьями Суздальско-Нижегородскими.

Федорчукова рать — последний случай, когда хан силой добился смещения неугодного ему великого князя. После успеха совместных ордынско-московских действий по подавлению антиордынского мятежа политика московско-татарского союза привела к ослаблению междоусобной борьбы и принесла на Русь определённое спокойствие. Нахождение московских правителей на великокняжеском столе было прервано лишь в годы малолетства Дмитрия Донского (1360-63 гг.) его будущим тестем Дмитрием Константиновичем Суздальским.

В литературе

  • Сохранилась древнерусская народная песнь о Щелкане Дудентьевиче, довольно точно передающая события тех лет.
  • Дмитрий Балашов описывает Тверское восстание в романе «Великий стол».

См. также

  • Смоленское восстание (1340) — ещё одно антиордынское восстание, совместно подавленное москвичами и татарами

Примечания

dal.academic.ru

Восстание в Твери против Чол-хана, 1327 год Повесть о Щелкане |  Читать онлайн, без регистрации

Восстание в Твери против Чол-хана, 1327 год Повесть о Щелкане

В начале 1320-х годов на великое княжество претендовали князь московский Иван Данилович и князь тверской Александр Михайлович. В 1325 году хан отдал ярлык Твери, но Иван выжидал своего часа. Это час пробил, когда два года спустя Тверь восстала.

В том же году Александру Михайловичу было дано княжение, и он пришел из Орды и сел на великокняжеский престол. Потом, немного дней спустя, из-за умножения наших грехов, когда Бог позволил дьяволу вложить в сердце безбожных татар злую мысль, сказали они своему беззаконному царю: «Если не погубишь князя Александра и всех князей русских, то не получишь власти над ними». Тогда беззаконный и проклятый зачинатель всего зла Шевкал, разоритель христианства, отверз свои скверные уста и начал говорить, наученный дьяволом: «Государь царь, если ты мне велишь, я пойду на Русь, разорю христианство, убью их князя, а княгиню и детей приведу к тебе». И царь велел ему так сотворить.

Беззаконный же Шевкал, разоритель христианства, пошел на Русь со многими татарами, и пришел в Тверь, и выгнал великого князя с его двора, а сам поселился на великокняжеском дворе, исполненный гордости и ярости. И сотворил великое гонение на христиан – насилие, грабеж, избиение и поругание. Люди же городские, постоянно оскорбляемые нехристями, много раз жаловались великому князю, прося оборонить их. Он же, видя озлобление своих людей и не имея возможности их оборонить, велел им терпеть. Но тверичи не терпели, а ждали удобного времени.

И случилось так, что 15 августа, ранним утром, когда собирается торг, некий диакон-тверянин – прозвище ему Дудко – повел кобылицу, молодую и очень тучную, напоить водой в Волге. Татары же, увидев ее, отняли. Диакон же очень огорчился и стал вопить: «Люди тверские, не выдавайте!»

И началась между ними драка. Татары же, надеясь на свою власть, пустили в ход мечи, и тотчас сбежались люди, и началось возмущение. И ударили во все колокола, стали вечем, и восстал город, и сразу же собрался весь народ. И возник мятеж, и кликнули тверичи, и стали избивать татар, где кого поймают, пока не убили самого Шевкала. Убивали же всех подряд, не оставили и вестника, кроме пастухов, пасших на поле стада коней. Те взяли лучших жеребцов и быстро бежали в Москву, а оттуда в Орду и там возвестили о кончине Шевкала. <...>

Убит же был Шевкал в 1327 году. И, услышав об этом, беззаконный царь зимой послал рать на Русскую землю – пять темников, а воевода у них Федорчук, и убили они множество людей, а иных взяли в плен; а Тверь и все тверские города предали огню. Великий же князь Александр, чтобы не терпеть безбожных преследований, оставив русский великокняжеский престол и все свои наследственные владения, ушел во Псков с княгиней и детьми и остался в Пскове.

Князь Иван отправился в Орду вслед за Чол-ханом и вернулся с монгольским отрядом, который и подавил восстание. А Ивану достался ярлык на княжение в Новгороде и Костроме; через три года, когда умер очередной великий князь, Иван получил в управление остальные русские земли, подвластные монголам.

В народе Ивану дали прозвище Калита – «Кошелек»; скорее всего, прозвище объясняется тем, что князь оставлял себе часть дани, которую собирал для монгольского хана. При нем состоялся перенос из Владимира в Москву престола митрополита (1328 год). Иван также построил в Москве храм Успения Божьей Матери, ставший главным храмом Руси вместо владимирского Успенского собора.

После смерти Ивана Калиты в 1340 году ему наследовал сын Симеон Гордый, которому подчинялись все прочие князья. Влияние Москвы крепло с каждым годом; в 1363 году ярлык на великое княжение стараниями московских бояр получил 11-летний мальчик Дмитрий, племянник Симеона Гордого. При Дмитрии в 1367 году в Москве возвели каменный кремль вместо прежнего деревянного, уничтоженного пожаром, а в 1375 году Московскому княжеству покорилась продолжавшая с ним соперничать Тверь – тверской князь признал старшинство князя московского.

velib.com

Монголо-татарское иго на Руси — Энциклопедия Коммунист.Ru

Монголо-татарское иго – период ордынского владычества на Руси с 1240 по 1480 год.

Александр Невский

Ещё в XII-XIII веках народы западной Европы (немцы, шведы) вторглись в Прибалтику, с целью насадить там свою веру и установить феодальное рабство над проживающими там племенами. Русские князья, собирающие дань с этих племён, вступились за свои владения. Ещё в 1234 году новгородский князь Ярослав Всеволодович разбил их на реке Эльбе. А в 1237 году, крестоносцы потерпели поражение от Даниил Галицкого. Однако немцам удалось утвердится в Прибалтике, а шведам в Финляндии.

  • 15 июля 1240 года – Невская битва. Узнав о приближении шведов к Руси, новгородский князь Александр Невский собрал дружину и внезапно победоносно разбил шведский лагерь на Неве.
  • 5 апреля 1241 года – Ледовое побоище. Немецкие рыцари построились «свиньёй» и шли по Чудскому озеру. Александр Невский выставил вперёд ополчение из простых мужиков. По бокам располагались конницы вооружённые копьями и крюками, чтобы стаскивать рыцарей с лошадей. А в тылу стояли мощные полки. Битва была успешно выиграна.

Ордынское владычество

  • Владимирская земля: После Юрия Всеволодовича во главу княжества встал его брат Ярослав. В 1243 году он получил от Батыя добро на княжение.
  • Черниговское княжество: не желавший покорится врагу князь Михаил Всеволодович был убит. Ему на смену пришёл покорный Даниил Галицкий.

Власть над Русью Золотая Орда осуществляла через русских князей. Суть манголо-татарского ига заключалась в том, что баскаки (их посланники) собирали дань с каждого двора, часто беспредельничали. Дань брали чем угодно урожаем, шкурами, не редко и людьми.

Восстания против Орды

  • В 1257 году пошёл слух о том, что ордынце хотят провести перепись населения в Новгороде. Этому пытались безуспешно противостоять простые люди, однако восстание было подавлено. В этом сыграло не малую роль боярство.
  • В 1254 году владимирский князь Даниил избавил от ордынского владычества почти всю Владимиро-Суздальскую землю, однако спустя пять лет всё вернулось на круги своя.
  • В 1262 году жители Ростова, Владимира, Ярославля и Устюга Великого выгнали из города баскаков. Не обошлось без жертв.
  • В 1263 году умер Александр Невский. Начались новые усобицы между его сыновьями: переяславским князем Дмитрием и Городецким князем Андреем. Андрей использовал татарские отряды, чтоб утвердится на суздальском престоле.
  • В 1289 году куряне разгромили хана слободу местного баскака, а ярославцы не пустили в город ханского посла.
  • В 1293 году князь Андрей используя вражеские войска опустошил несколько русских городов. После этого наш народ ещё сильнее стал противостоять Орде.

Экономика

Война с монголо-татарами сильно отразилась на хозяйстве Руси. Однако уже во время ордынского владычества наш народ стал успешно поднимать Русь с колен. Строились новые избы, восстанавливались города и сёла. Появлялись и новые деревни на чистых полях. Засеявались новые поля, использовали такие методы как подсека (при которой вырубается лес, а остатки деревьев сжигают, и пепел используют, как удобрение) и перелог (при котором определённый участок земли засевают раз в несколько лет). Росла численность скота, посевные площади. Процветало бортничество, охота, рыбная ловля. Ремесло тоже не стояло на месте. Возрождались кузницы, производящие оружие и доспехи. Становилось больше литейщиков, колокольщиков, гончаров, каменщиков, плотников. Русь стала отливать пушки, чеканить серебряные монеты. Города сохраняли торговые функции, торговцам приходилось закупать товары в более отдалённых волостях. Появилось немало монастырей.

Сословия общества

Во время монголо-татарского ига, великие князья включили себе в собственность немало сёл. Иван Калита имел 50 деревень, а Василий Тёмный уже 125. На Руси в то время преобладала вотчина и феодальная собственность, переходившая им по наследству. Крестьяне имели, как правило, от пяти до пятнадцати десятин. Более богатые крестьяне брали себе в наём бедных (подворников, захребетников). Крестьяне работавшие на феодалов работали на барщине, уплачивали оброк. С XV века прикреплённый к барской земле крестьянин имел право перейти к другому владельцу. Холопы, как и прежде, не имели ничего. Они в то время делились на три категории: «дворня» (прислужники по дому), «страдники» (работавшие на полях), «приказные люди» (ключники, посольские) и военные холопы, ходившие с барином в поход. Некоторые холопы служили по договору, другим могли дать немного земли, были те, кто передавались по наследству. Крестьяне не редко совершали побеги и саботажи, феодалы усиленно боролись с этим. Основную массу городских ремесленников составляли мелкие торговцы. Более успешные имели большой достаток, жили в хоромах. Были те кто сводили концы с концами, порой даже опускались до холопов. Ремесленники старались объединяться в корпорации, жили на одной улице, равно как и купцы. Ремесленников порой селили за чертой города, так пошло название посадские люди. Не редко громили боярские владения из-за жесткого налогообложения. Купцы занимались строительством церквей.

Русские княжества

В результате ордынского владычества отдельные княжества стали по одиночке интенсивно развиваться. В XIV-XV веках Смоленское, Полоцкое и Туруво-Пинское княжества вошли в состав Великого княжества Литовского. Юго-Восточная Русь, находившаяся некогда во владениях Даниила Галицкого, были также разделены между Литвой и Польшей. А Северная Русь сохраняла зависимость от Золотой Орды, там выделялись такие могущественные центры, как Москва, Тверь, Суздаль, Нижний Новгород, Рязань. Золотоордынский хан назначил столицу – Владимир-на-Клязьме. На Западе приоритетом обладали Великий Новгород и Псков. Княжества поддерживали отношения, с целью взаимопомощи в поисках беглых крестьян. Однако усобицы и споры были в порядке вещей. Княжества состояли из городов. Во главе каждого города стояли наместники и волостели, боярская дума. Князья вели борьбу за первенство на Руси. Самым могущественным в то время являлось Тверское княжество. Его правитель Михаил Ярославович получил добро от хана на владимирский престол в 1304 году. Однако на арену борьбы выдвинулась Москва. После смерти Александра Невского она перешла в руки его сына Даниила. При нём она стала одним из самых слабых княжеств на Руси. Одн

kommynist.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *