Определите особенности культуры киевской руси – Культура Киевской Руси, Общая характеристика периода Киевской Руси, Особенности развития культуры Киевской Руси

Культура Киевской Руси.

Особенность культуры Киевской Руси определяется тем, что она представляла собой синтез славянской языческой культуры с византийской христианской. Взаимопроникновение этих несхожих культурных слоев определило своеобразие культуры Киевской Руси, входившей в рамки христианской цивилизации средневековой Европы. Мощнейшим толчком к развитию культурных контактов со временем (между поколениями) и в пространстве (между странами) стало появление в Х в. письменности, разработанной для славян Кириллом и Мефодием (конец IX — начало Х в.).

К XI в. относятся первые дошедшие до нас русские рукописные книги — «Избраники» 1073 и 1076 г. В XI в. возникает древнерусская литература. Гимн русской земле звучит в «Слове о законе и благодати» митрополита Иллариона. Древнейшая дошедшая до нас русская летопись «Повесть временных лет» была написана к 1113 г. монахом Киево-Печерского монастыря Нестором. Об успехах древнерусского ремесла свидетельствует распространение за пределами Руси изделий русских мастеров — мечей.

3. Образование монгольской державы.

Огромное воздействие на судьбу Руси, как и многих других стран Европы и Азии, оказало образование в XIII в. в степях Центральной Азии сильного Монгольского государства. К концу XII — началу XII вв. монголы занимали обширную территорию от Байкала и Амура на востоке до верховьев Иртыша и Енисея на западе от Великой Китайской стены на юге до границ Южной Сибири на севере.

Преобладающим занятием монголов было экстенсивное кочевое скотоводство, в северных районах — охота; земледелие и ремесла были развиты слабо. Монгольское общество переживало период разложения патриархальных отношений. Монгольская держава складывалась как раннефеодальное государство с сильными пережитками первобытнообщинных и рабовладельческих отношений. В процессе становления государственности выделился слой знати (нойонов), рядовых воинов-дружинников (нукеров), простых кочевников (карачу). Как и в других раннеклассовых обществах, большое значение в жизни монголов занимало стремление к захвату добычи, пленных, а также необходимых для ведения кочевого скотоводства новых земель. В походы была вовлечена подавляющая часть населения. Это обстоятельство сыграло роковую роль не только в судьбе подвергнувшихся завоеванию народов Азии и Европы, но и в судьбе самого монгольского народа.

В 1206 г. на всеобщем курултае (съезде) монгольской знати могущественный нойон Темучин был провозглашен великим ханом с имением Чингисхан. Он обладал способностями жестокого и властолюбивого правителя и незаурядного организатора. Главной задачей жизни нового государства была объявлена завоевательная война, весь народ — войском. Стремясь упрочить свою власть, Чингисхан беспощадно расправлялся с непокорными.

Держава Чингисхана была поделена по десятичному принципу. Десятки, сотни, тысячи и «тумены» (тьмы) считались не только военными подразделениями, но и административными единицами, могущими выставлять определенное количество воинов. Войско было сковано жестокой системой круговой поруки; за нарушение дисциплины, трусость в бою одного казнился десяток, десяти — сотня и т. д. В ходе уже первых походов монголам удалось захватить в плен иноземных мастеров, которые вооружили войско Чингисхана отсутствующей у кочевников осадной техникой.

В ходе непрерывных войн Чингисхану удалось подчинить и повести за собой в походы, наряду с монголами, значительное число других кочевых народов Евразии. Железная дисциплина, организация и исключительная подвижность конницы, оснащенной трофейной военной техникой, давали войскам Чингисхана значительное преимущество по сравнению с малоподвижными ополчениями других народов. Решающее значение имело, однако, то, что хотя по своему экономическому и культурному уровню завоеванные монголами государства находились зачастую на более высоком уровне развития, они, как правило, переживали стадию раздробленности, и в них не было единства. Известную роль в успехе монголов сыграл исповедуемый ими принцип веротерпимости по отношению к покоренным народам. Последнее обстоятельство стимулировало лояльность по отношению к завоевателям со стороны большинства духовенства и религиозных учреждений и организации.

В 1227 г. Чингисхан умер. В соответствии с его завещанием, обширные владения монголов были разделены на области (улусы) во главе с его сыновьями и внуками. Одному из внуков Чингисхана, Батыю, досталась часть земель от Иртыша и далее на запад до тех пределов, «до которых доходили копыта монгольских коней».

Покорив половцев и волжских болгар, завоеватели зимой 1237 г. двинулись против Руси. К сожалению, из поражения на Калке не было извлечено необходимых выводов, русские по-прежнему плохо представляли характер грозного противника.

Первым из русских земель подверглось опустошению Рязанское княжество. Рязанские князья отказались подчиниться монголам. В то же время их просьба о помощи, обращения к великому владимирскому князю Юрию Всеволодовичу, осталась без ответа. Рязанское княжество было опустошено и разорено. Столица княжества Рязань после нескольких дней непрерывного штурма взята и разграблена, ее население вырезано.

Опустошив Рязанскую землю, войска Батыя двинулись на Владимиро-Суздальское княжество. Монголы разорили и сожгли Коломну, Москву. В феврале 1238 г. они подошли к столице княжества — Владимиру. В это время великий князь Юрий Всеволодович находился вне столицы, собирая необходимое для сопротивления войско. После ожесточенного штурма Владимир был взят и подвергнут полному разрушению.

Разорив Владимирскую землю, монголы двинулись на Новгород, но примерно в 100 км от Новгорода Батый повернул на юг. Потери в людях и конном составе заставили монголов прервать на время поход и направиться для отдыха в половецкие степи. Примерно через полтора года завоеватели обрушились на южнорусские земли. Ими были разорены Переяславль, Чернигов. Зимой 1240 г. войска Батыя взяли и разграбили Киев.

studfiles.net

Trojden | Культура Киевской Руси: Борисов Н. С. — 10 класс

Проблема. Почему христианство смогло стать фактором, определившим особенности российской цивилизации?

Вспомните значения понятий: культура, фольклор, изборник, летопись, житие, крестово-купольный храм, икона, мозаика, фреска. Ответьте на вопросы. Какие свидетельства о жизни Киевской Руси (занятиях населения, обществе, ценностях) нашли отражение в устном народном творчестве? Как взаимодействовали христианство и язычество после принятия христианства?

Культура и культ. Чтобы понять и по достоинству оценить культуру далёкого прошлого, необходимо время и терпение. Культура Киевской Руси (как и всего допетровского периода нашей истории) многим отличается от современной. Отметим важнейшие различия.

Первое — неразрывная связь красоты с поклонением. Почти все сохранившиеся до нашего времени памятники архитектуры, живописи, литературы так или иначе связаны с церковью и пронизаны христианской идеологией. Они говорят с нами на языке христианской символики, который для большинства современных людей является «тайной за семью печатями». Главная цель произведений искусства — перекинуть мост от земного к небесному, от суетного и тленного к вечному и нетленному.

Из тесной связи с культом естественным образом вытекала вторая отличительная особенность древнерусской культуры — анонимность большинства её памятников. Согласно христианским представлениям, художник не должен был оставлять своё имя на произведении. Ведь оно создано во славу Всевышнего, который и так знает всё о делах каждого. А желание мастера прославиться среди людей, заслужить их похвалы — это проявление честолюбия, гордыни и иных греховных страстей.

Третьей характерной чертой древнерусской культуры была её слабая связь с культурой Западной Европы. Впрочем, здесь были свои этапы и рубежи. Первым серьёзным препятствием для культурного обмена стало разделение христианской церкви на восточную (константинопольский патриархат) и западную (римский папа) в 1054 г. Положение ухудшилось после установления монголо-татарского ига. Между Русью и Западом опустился «войлочный занавес». Завоеватели очень подозрительно относились к любым контактам своих русских подданных с независимыми от Орды странами Запада.

До принятия христианства на Руси господствовало язычество. Мы почти не знаем подробностей языческого мировоззрения и ритуалов культа. Все эти сведения тщательно уничтожались церковными летописцами и книжниками. Известны лишь имена главных языческих богов: громовержец Перун, «скотий бог» Велес, дающий земле плодородие Даждьбог, бог солнца Хоре. Материальных памятников древней языческой культуры почти не сохранилось. Крещение Руси поначалу затронуло лишь правящие слои и жителей больших городов. Наряду с христианской культурой в Киевской Руси повсюду, особенно в сельской местности, сохранялись языческие по своей сути обряды поклонения земле, воде, солнцу. Это и понятно: от капризов переменчивой природы всецело зависело благополучие, а иногда и сама жизнь русского крестьянина.

Фольклор. Устное народное творчество гораздо старше письменности и литературы. Некоторыми своими корнями оно уходит в ту далёкую эпоху, когда люди собирались у костра, чтобы отпраздновать удачную охоту на мамонта. Легенды, сказки, песни, пословицы, загадки много веков передавались из уст в уста, из поколения в поколение. И каждая эпоха, перебирая старину, вносила в этот бесценный фонд что-то новое.

Отдельные фрагменты древнего фольклора (легенды, пословицы, заговоры и заклинания) сохранились в «Повести временных лет» и других литературных произведениях. Однако первые систематические записи устного народного творчества появились лишь в XVIII—XIX вв. Отсюда возникает сложнейшая проблема «расслоения» фольклора, выявления отдельных хронологических пластов.

Среди всего богатства русского фольклора особое место занимают былины. Это своеобразные поэтические воспоминания народа о различных эпохах в его истории. Собранные воедино, они образуют важнейшую часть русского народного эпоса.

Главный герой былины — богатырь — всегда отличается необычайной силой и жаждой подвигов. Однако и по внешнему виду, и по манере поведения богатыри не похожи друг на друга. Исследователи разделяют их на «старших» и «младших». Первые (Святогор, Волх Всеславьевич и Михайло Потык) олицетворяют стихийную силу природы и словно вырастают из мира языческих представлений; вторые (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович) представляют образ русского воина времён Владимира Святого и Владимира Мономаха.

Исторической основой былин о «младших» богатырях послужила героическая борьба русского народа с хищными ордами печенегов и половцев. Центральной фигурой в этой борьбе выступал отважный воин, стороживший границы Руси. Ему случалось вступать в неравный бой с «погаными», уходить от погони, одному или с двумя-тремя спутниками подолгу блуждать по степи, наблюдая за передвижением кочевников. Эта бродячая жизнь, полная опасностей и приключений, возвышалась до подвига идеей верного служения родной земле. Ведь за плечами богатырей открывалась сама святая Русь — великая христианская страна, стоящая на пути степного варварства.

Почётное место в былинах занимает образ князя Владимира Красное Солнышко. В нём угадываются черты сразу двух исторических личностей — Владимира Святого и Владимира Мономаха. Князь Владимир собирает богатырей, отправляет их на подвиги, воздаёт им должное, когда они с победой возвращаются в Киев. И хотя многие былины возникли гораздо позже, их создатели переносили своих персонажей в «золотые времена» князя Владимира, когда молодое государство только расправляло плечи и пробовало силы в борьбе со Степью.

Среди сказаний богатырского цикла особняком стоит былина о Микуле Селяниновиче. Она воспевает могучего крестьянина-пахаря, черпающего свою силу от самой «матушки сырой земли». В состязании с ним слабым и беспомощным оказывается высокомерный князь Вольга Святославович.

Письменность и книги. Появление письменности у славян обычно относят ко второй половине IX в. Её создателями были братья Кирилл (около 827—869 гг.) и Мефодий (около 815—885 гг.). Уроженцы греческого города Солуни, они прославились своей успешной миссионерской деятельностью среди хазар, а позднее среди западных и южных славян. Для перевода богослужебных книг на славянский язык ими была составлена азбука, которой мы пользуемся и поныне. По имени одного из братьев эта азбука получила название «кириллица». В основу кириллицы было положено греческое письмо, дополненное некоторыми новыми буквами. Благодаря трудам Кирилла и Мефодия славяне получили возможность совершать богослужение на своём родном языке. Это сильно ускорило процесс их приобщения к христианству. Прославляя братьев-миссионеров, церковь и поныне именует их равноапостольными, т. е. равными по своим заслугам первым ученикам Христа — апостолам.

Древнейшая письменность славян, возможно, существовала ещё до Кирилла и Мефодия. Косвенные подтверждения этому находят в некоторых древних источниках. Например, в житии Кирилла рассказывается о том, что во время пребывания в Корсуне в 860—861 гг. он видел там Евангелие и Псалтирь, написанные загадочными «русскими письменами». Однако нет никакой уверенности в том, что под русами здесь скрываются славяне. Народов с таким или схожим названием было много в тогдашней Европе.

Некоторые историки считают первой славянской письменностью так называемую глаголицу. Создание глаголицы связывают с именем Мефодия. Это древнее письмо не получило широкого распространения и использовалось главным образом для тайнописи.

С принятием христианства на Русь хлынул широкий поток книг. Поначалу это были книги, предназначенные для богослужения (Евангелие, Апостол, Служебник, Псалтирь, Триодь и др.). В каждом храме необходимо было иметь около десятка богослужебных книг. Некоторые из них выделялись своим нарядным оформлением и красивыми миниатюрами.

Подлинным произведением искусства является знаменитое Остромирово Евангелие — древнейшая из сохранившихся русских книг. Оно было написано на пергамене (тщательно выделанной телячьей коже) в 1056—1057 гг. дьяконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира. Это роскошная рукопись, украшенная изображениями евангелистов, орнаментальными заставками перед разделами текста и причудливыми буквами-инициалами.

Другое знаменитое Евангелие было изготовлено в Новгороде около 1115 г. по заказу великого князя Мстислава, старшего сына Владимира Мономаха. Как и Остромирово, Мстиславово Евангелие написано красивым чётким почерком (уставом) и украшено замечательными миниатюрами.

Вслед за «обязательными» богослужебными книгами на Руси появились «дополнительные» — переводы житий святых, творений отцов церкви. Не остались без внимания и исторические сочинения: «Александрия», «Хроника Георгия Амартола», «Повесть о разорении Иерусалима» Иосифа Флавия и др.

Преклоняясь перед мудростью веков, любознательные русские люди любили перелистывать сборники (изборники) изречений, выписанных из Библии и иных книг. Два таких сборника были изготовлены для сына Ярослава Мудрого — киевского князя Святослава Ярославича. Первый из них — Изборник 1073 г. — украшен миниатюрами, заставками, инициалами и представляет собой шедевр книжного искусства Киевской Руси.

Наряду с переводами стали появляться и оригинальные произведения древнерусских авторов — летописи, жития святых, послания и поучения. Росло и количество читателей (или слушателей) книг. Особенно плодотворной была в этом отношении эпоха Ярослава Мудрого, при котором на Руси произошёл своего рода «информационный взрыв». Сам большой любитель книг и знаний, Ярослав сделал очень много для их распространения. С его именем связано устройство в Киеве первых школ и библиотек.

Со времён Ярослава Мудрого в Киеве существовали школы, где обучали грамоте. Но чаще детей учил на дому за небольшую плату священник или дьякон приходского храма, а то и книжник-монах из соседнего монастыря. Главным орудием обучения была цера — небольшая деревянная дощечка, покрытая воском. Буквы и слова писали на воске острым стержнем. Потом воск разглаживали и делали новую запись.

В 2000 г. археологи нашли в Новгороде несколько таких дощечек, соединённых вместе. На их восковой поверхности сохранились тексты из Псалтири. Прежде учёным не попадались дощечки с уцелевшими текстами. Но главный сюрприз преподнесла хронология. Глубина раскопа, на которой была найдена эта своего рода «деревянная книга», соответствует 20-м гг. XI столетия. Таким образом, новгородская цера — древнейший из датированных памятников не только древнерусской, но и всей славянской письменности.

Литература. Девять десятых всех наших знаний об истории Киевской Руси дают летописи. Уже первое знакомство с византийскими историческими хрониками подало русским книжникам мысль создать нечто подобное для своей страны. Они стали собирать древние предания и вести ежегодные записи о текущих событиях. Этот первичный материал соединялся и редактировался в обобщающих трудах — летописных сводах.

Составление нового летописного свода всегда было связано с каким-нибудь важным событием политической или церковной жизни — началом правления великого князя, приходом на кафедру нового митрополита или епископа, постройкой храма. Полагают, что побуждением для начала русского летописания — составления Древнейшего свода — стало освящение Софийского собора в Киеве. При соборе разместилась резиденция главы Русской православной церкви — митрополита Киевского.

Перемены в политической обстановке, а также перипетии внутрицерковной борьбы подталкивали к созданию новых крупных памятников летописания — Свода игумена Никона (70-е гг. XI в.) и Начального свода (1093—1095). Наконец, за дело принялся монах Киево-Печерского монастыря Нестор. Около 1113 г. он закончил свой знаменитый труд — «Повесть временных лет». Название Несторовой летописи происходит от первых слов текста: «Се повесть временных лет, откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити, и откуда Русская земля стала есть». Слова «Се повесть временных лет…» в переводе с древнерусского языка означают примерно следующее: «Вот рассказ о прошедших годах…»

Творчески переработав труды предшественников и дополнив их своими собственными материалами (ежегодными записями о событиях последних лет, сведениями из византийских хроник, договорами Руси с греками, народными преданиями о первых киевских правителях и т. п.), Нестор создал целостное и увлекательное литературное произведение. Он представил широкую панораму всемирной (библейской) истории, на фоне которой начинается историческое бытие восточных славян и формируется Киевское государство. Поздние летописцы с огромным уважением относились к труду Нестора. Обычно они помещали его в начальной части своих летописных сводов.

Почти все сохранившиеся до наших дней памятники литературы Киевской Руси проникнуты живым религиозным чувством и наполнены молитвенным обращением к Богу и святым. Некоторые отличаются оригинальностью мыслей и яркой художественной формой. Среди такого рода произведений — знаменитое «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона.

«Слово о Законе и Благодати» — первое известное нам авторское произведение древнерусской литературы. В основе своей это пасхальная проповедь, произнесённая Иларионом, по-видимому, в 1049 г. Отсюда и праздничная приподнятость тона, и особое, восторженное настроение, пронизывающее всё произведение. Он настойчиво проводит мысль о духовной самостоятельности Руси, «что ведома и слышима всеми четырьмя концами земли».

Полной противоположностью громогласной риторике «Слова о Законе и Благодати» стало глубоко личное по характеру, исполненное религиозно-философских размышлений «Поучение детям» Владимира Мономаха. Оно сохранилось в единственном экземпляре в составе Лаврентьевской летописи в записи 1096 г.

Стремление к утверждению духовной самостоятельности Руси, явно заметное в «Слове о Законе и Благодати» Илариона, проявилось и в почитании первых русских святых — князя Владимира Святославича, его сыновей Бориса и Глеба, основателей Киево-Печерского монастыря Антония и Феодосия. Согласно церковным правилам той эпохи, для посмертного причисления к лику святых необходимы были три условия: чудеса у гроба, нетленность мощей и наличие жития — рассказа о жизни и подвигах святого, о совершённых им чудесах.

Архитектура. До наших дней в том или ином виде сохранилось около двух сотен каменных храмов X—XIII вв. Однако большинство из них всего лишь остатки фундаментов. И только единицы представляют собой целое здание, с древними стенами, сводами и главами.

Сразу после крещения приглашённые князем Владимиром византийские мастера начали строить в Киеве огромную 25-главую церковь Успения Богородицы (Десятинную). Её торжественное освящение состоялось 12 мая 996 г. До постройки Софийского собора она служила главным храмом стольного Киева.

Судьба первого каменного храма оказалась трагичной. Осенью 1240 г., когда монголы штурмом захватили город, уцелевшие жители закрылись в Десятинной церкви. Одни пытались выкопать подземный ход и по нему уйти из осаждённой церкви. Другие по лестницам поднялись на своды. Между тем татары принялись таранами бить в двери и по стенам здания. От этих ударов, а также от тяжести скопившегося наверху народа своды рухнули. Церковь превратилась в братскую могилу последних защитников Киева.

Десятинная церковь. X в. Реконструкция Н. В. Холостенко.

В ходе археологических раскопок были обнаружены фундамент древней Десятинной церкви и некоторые фрагменты её внешней отделки. Однако о её архитектуре можно строить лишь самые общие предположения. Полагают, что и по конструкции, и по отделке она напоминала современные ей храмы Византии.

Другой знаменитый храм древнего Киева — Софийский собор, заложенный в 1037 г. Своим посвящением храм напоминает о главной святыне Константинополя — храме Святой Софии Премудрости Божией. Олицетворением Божественной Премудрости считался Иисус Христос.

Киевская София со времени своей постройки и до конца XIII в. служила кафедральным храмом главы всей Русской православной церкви — митрополита Киевского. Немало повидав за свой долгий век и едва избежав полного разрушения в период, когда Киев находился под властью Речи Посполитой, Софийский собор всё же дошёл до наших дней. И хотя вся его верхняя часть перестроена в XVII столетии, в основе своей это всё тот же древний собор Ярослава Мудрого.

Софийский собор в Киеве. IX в. Реконструкция первоначального вида. Сравните его с современным видом собора (см. вклейку).

Конструктивное ядро Софии имеет 5 продольных проходов (нефов) и 12 крестообразных в плане столбов, на которые опираются своды. Восточная часть основного здания снаружи представляет собой 5 полукруглых выступов (апсид). Это огромный городской собор, способный вместить несколько тысяч молящихся.

Ритмично уходящие ввысь своды киевской Софии были увенчаны 13 главами. Могучий барабан центральной главы прорезан 12 высокими окнами. Их внушительные размеры обеспечивают хорошее освещение богатого внутреннего убранства собора. Центральная глава расположена над пересечением двух главных нефов — продольного и поперечного. На плане здания они образуют фигуру креста, над центром которого возносится большой купол. Такая конструкция храмов, характерная для Византии и Древней Руси, получила название крестово-купольной.

Как снаружи, так и внутри Софийский собор поражал воображение, служил наглядным свидетельством величия новой религии и могущества Руси. Он призван был стать усыпальницей киевских великих князей и митрополитов. Первым здесь был похоронен строитель храма князь Ярослав Мудрый.

Местный патриотизм, столь свойственный древнерусской аристократии, проявлялся и в стремлении украсить свой город великолепными зданиями, не уступающими прославленным образцам. В то время как стольный Киев, «мать городов русских», равнялся на Константинополь, вторая столица «империи Рюриковичей», Великий Новгород, тянулась за Киевом. Постройка великолепной киевской Софии подтолкнула новгородцев к созданию своего собственного каменного Софийского собора. Его строительство началось в 1045 г. и закончилось в 1050 г. Главным заказчиком выступал сын Ярослава Мудрого Владимир, правивший тогда в Новгороде в качестве наместника. (Примерно в те же годы огромный Софийский собор был выстроен и в Полоцке, где правил энергичный и честолюбивый внук Владимира Святого князь Всеслав. Однако до наших дней от этого древнего храма сохранились лишь фрагменты.)

Новгородская София в целом воспроизводит тип киевской, однако уступает ей как по размеру, так и по богатству архитектурных форм. В отличие от киевской она имеет лишь три апсиды и пять глав. И всё же она оставляет незабываемое впечатление, возвышаясь как снежная гора над низкими берегами Волхова.

Софийский собор в Полоцке.

Третьим в ряду гигантов архитектурного наследия Киевской Руси является Спасский собор в Чернигове. Его заказчиком был брат Ярослава Мудрого князь Мстислав Владимирович. Известно, что в год кончины Мстислава (1036) строительство собора было в самом разгаре. Однако дату его завершения летопись не сообщает. Спасский собор — сильно вытянутый по оси восток — запад пятиглавы

trojden.com

Особенности культуры Киевской Руси.

ТОП 10:

Культура, сложившаяся в Киевской Руси, отличалась своеобразием от предшествующей ей эпох.

Прежде всего, это культура цивилизации, отличающаяся от культур варварских. Все попытки заложить основы прочной цивилизации, добиться самостоятельности оказывались до сих пор безуспешными: Русь занимала пограничное, промежуточное положение между земледельческими цивилизациями Европы и кочевыми, скотоводческими, варварскими по сути культурами Азии. Сарматы, гунны, авары, позднее печенеги и половцы оставались варварскими народами. Поэтому Русь выступала в определённой степени щитом, ограждавшим Европу от натиска с востока, принимая на себя первый удар. Культура Руси — это культура «пограничья», форпоста.

В этот период родоплеменные отношения находятся в упадке, падает власть племенных вождей, растет социальная дифференциация. Складываются новые формы собственности на землю, что требовало оформления в правовой, юридической регламентации и идеологического оправдания. На Руси, как и в Европе, возникает феодализм, но этот феодализм отличался своеобразием.

На Руси не было рабовладения, или, вернее, рабство не имело производственного характера, оно оставалось патриархальным, домашним. Поэтому переход к феодализму отличался от аналогичных процессов, происходивших в Римской империи. Но феодализм на Руси отличался и от аналогичного уклада, складывавшегося в Европе. На Руси не сформировалось, в отличие от Западной Европы, системы вассальных отношений.

Земля не являлась объектом купли-продажи. Она выступала как «вотчина» — общая, коллективная собственность рода, а не князя лично. Наследование вотчинных земель определялось по старшинству внутри рода Рюриковичей. Главная функция князя — «держать вотчину до последнего вздоха», так определил её съезд князей в Любече в 1097 г.

Наряду с вотчинной землей существовали и другие коллективные формы землепользования — общинная крестьянская (вервь) и церковная, монастырская. В частной собственности земли не было.

Зависимость крестьян от князей была небольшой, сохранялась относительная самостоятельность крестьянства, так как во владении крестьянской общины оставалась своя, общинная, земля. Отсюда медленное развитие феодальных отношений, их сочетание с общинными. Не было и жёсткого обособления феодального сословия.

Общинная собственность на землю и семейное пользование ею привели к тому, что в крестьянском хозяйстве огромную роль играла семья (семейственность как форма коллективизма) и её глава — патриарх. Патриархальность проникла глубоко в поры народной культуры, где последнее слово оставалось за главой рода, патриархом. Поэтому огромную роль играло старшинство, господство старших.

Для Руси характерен был пёстрый этнический состав населения, полиэтнизм. Здесь в политических рамках объединились славяне, угро-финские, германские, иранские, тюркские этносы, что приводило к полиэтнизму культуры. Многообразные по этническим характеристикам культуры объединила, сплотила культура Руси, придала им основные характеристики.

Политические распри князей не затрагивали низы общества, которые были к ним равнодушны. Поэтому идеи сепаратизма, автономии не получили распространения в народе, где господствовали идеи единства, общего исторического корня. Но низы оставались равнодушными и к большинству сфер государственной деятельности, что приводило к антиэтатизму. Поэтому реформы, предпринимаемые верхушкой общества, не встречали понимания в массах, вызывали скрытое и явное неприятие. Так, недовольство вызвали как языческая реформа князя Владимира, так и последовавшее в 988 г. крещение Руси и принятие православия. Это привело к тому, что христианство насаждалось «сверху». Оно долго не пользовалось авторитетом, оставаясь чуждой религией. Христианство распространялось «сверху» — в социальные низы, из города — в деревню, из центра — на периферию.

Принятие христианства — это первая попытка «модернизации» культуры Руси, при которой была воспринята та духовная, идеологическая культура, которая в наибольшей степени соответствовала требованиям новой цивилизации. Но, в то же время, это была и первая попытка применения модели «догоняющего» развития. У многих соседних народов — греков, германцев, хазар — уже имелся опыт развития цивилизации и государственности. Развитие славянских племён в пределах конфедерации, временных, неустойчивых союзов грозило потерей самостоятельности. Необходимо было найти формы политического объединения, и такие формы были найдены в виде создания единого централизованного государства. Отсюда огромнейшее влияние, которое оказывали на Русь политика и государство, играющее конструктивную, созидательную роль. Особенности формационных отношений феодализма наложили свой отпечаток и на все другие формы культурных связей.

Самобытность культуры России проявляется в ряде факторов.

Это прежде всего аграрная, земледельческая культура, причём расположенная в зоне рискованного земледелия. Здесь периодически, раз в 4-5 лет, из-за погодных условий урожай погибал почти полностью: причиной были ранние морозы, затяжные дожди, на юге — засуха, нашествия саранчи. Это порождало необеспеченность существования, угрозу постоянного голода, сопровождающие всю историю Руси, России.

Длительность трудового цикла, его огромная энергозатратность. Если в Исландии среднегодовая температура воздуха равна 0,9оС и на каждого жителя необходимо примерно 9 тонн условного топлива (ТУТ) в год, а в среднем по миру, соответственно 5,5оС и 3 ТУТ в год. Россия — самая холодная страна в мире. На одного жителя расходуется 8 ТУТ в год, то есть в 3 раза выше общемирового уровня. Но Исландия не занимается земледелием! Для достижения при наших морозах среднеевропейских показателей нам надо тратить 19 ТУТ на жителя в год, то есть поднять энергопотребление в два с лишним раза! Отсюда проистекает особая старательность, трудолюбие, терпеливость русского крестьянина. Ему чужды вспыльчивость, неуживчивость степняка, готовность «к перемене мест». Для русского характера любовь к Родине, патриотизм, начинается с любви к той территории, на которой он родился и где прошли его детские и юношеские годы. В основе русского патриотизма лежит связь с землёй.

Своеобразием отличалась и городская система. Русь в скандинавском эпосе называлась Гардарик — «страна городов». Во время похода Олега Вещего на Царьград князь потребовал «дати уклады» на русские грады: первое на Киев, так же на Чернигов, на Переяславль, на Полоцк, на Ростов, на Любечь и на прочие города, потому что «по тем бо городам седяху велиции князи под Олгом сущи», — свидетельствует «Повесть временных лет».

Таким образом, города — центры, где сидели «великие князья», то есть князья союза племён. Эти князья подчинялись центральной власти, но могли проводить и самостоятельную политику, их города были самостоятельными государствами, городами-государствами. И. Я. Фроянов отмечает наличие полисной системы в Древней Руси. Город являлся самостоятельным политическим и культурным целым, который «сожал» своего князя, то есть выбирал его, нанимал, а мог и прогнать. Русские города возникали в результате развития села или группы сёл. Они вырастали вокруг капищ, кладбищ, мест вечевых собраний — «городских концов», возле сакральных мест. В Древней Руси происходило «нечто похожее» на синойкизм античности. Так, Новгород возник в результате слияния совокупности родовых поселков, так называемых «концов», которые долго ещё сохраняли самостоятельность.

Города первоначально складывались на родоплеменной основе, они выступали как политические, культурные центры племён, или союзов племён: Киев — полян, Новгород — славян, Ростов — мери и, вероятно, кривичей, Любечь — северов (северян), Полоцк — кривичей, Искоростень — древлян.

На первых порах города имели аграрный характер и лишь со временем превращались в центр ремесла и торговли. В города входили и земли, административно им подчинённые. Летописи постоянно упоминают как единое целое «города и веси». Наряду с главным городом племени, где сидел «великий князь», имелись и другие города, которые постепенно попадали под влияние киевского князя. Политическая культура на Руси в IX-X вв. включала в себя трёхступенчатую систему управления:

Князь, вождь, военный предводитель, наделённый религиозными (Олег Вещий — князь-жрец) и судебными функциями («Правда Ярослава») — верхний уровень управления.

Совет племенной знати, главы родов — «старцы градские» — средний уровень.

Народное собрание, «вече» — нижний уровень управления, самоуправление.

Но такая же структура была характерна и для политической культуры Древнего мира. Например, у Гомера мы также встречаем совет «старцев». Таким образом, существует определённая стадиальная близость развития культуры в цивилизациях Древнего Востока, Античности и Киевской Руси.

Особенностью Руси этого периода было то обстоятельство, что «князья», «нарочитые люди», то есть племенная верхушка, ещё находились под общественным контролем; «вече», народное собрание, ещё играло роль важнейшего инструмента влияния на государство, хотя племенная власть уже «держала землю».

Приоритет политического начала в период становления культуры Киевской Руси опирался на развитое нравственное сознание народа, опирающегося на прочные традиции. В культуре Руси нравственное начало играло самодостаточную роль.

Все случаи трагической гибели правителей в распрях: истории Бориса и Глеба, князя Василька, Василия Тёмного, как и нравственное смятение Ивана Грозного, тщательно запоминались, описывались в летописях. Они служили объектом порицания, знаком памяти, нравственного осуждения. На Западе всё было иначе. «История Франков» Григория Турского полна описания трагических событий: убийств членов королевского рода, интриг, предательства. Это — естественный фон истории. И воспринимается он с фатальной обречённостью, как необходимое следствие греховности человека. Трагедия — не осуждается. Зло — неизбывно, но лишь ограничено — кругом христианского, формального, запрета.

Таким образом, формальное христианское осуждение подавляет естественное нравственное борение против несправедливости и зла. Культура перепоручила христианству функцию осуждения и освободила самого человека от поиска справедливости и добра. Христианство сублимировало, сняло необходимость индивидуальных поисков, личной борьбы, возвело всё в готовые формы.

Рассматривая особенности культуры Древней Руси, или, как её ещё называют, Киевской Руси, мы можем отметить ряд этапов в её становлении и развитии.

Первый этап связан со складыванием предпосылок к её возникновению. Он характеризуется возникновением нескольких культурных, политических центров городской культуры: Киева, Новгорода, Любеча (у северян), Изборска и др. Этот период охватывает V-IX вв. и завершается объединением славянских земель по инициативе новгородцев, превращением Киева в политический и культурный центр.

Второй этап охватывает IX-XII вв. — время развития культуры Киевской Руси, достижения ею современных культурных форм. В конце XII — начале XIII вв. культура Киевской Руси переживает кризис: исчерпала свои производительные возможности система подсечно-огневого земледелия. Переход к пашне требовал изменения севооборота (введения трёхполья), а значит, резервного фонда пахотной земли, а также интенсивного ведения скотоводства, как источника удобрений, что в лесной зоне упиралось в неразвитую кормовую базу. Кризис аграрной культуры обусловил кризис экономический и политический. Начинают проявляться местнические настроения, растёт сепаратизм, усиливается феодальная раздробленность. Культура Руси стояла перед новым Вызовом, на который необходимо было дать Ответ. Но Ответ — запоздал.

Третий этап в развитии культуры определяется во многом внешними факторами. В начале XIII в. Русь подверглась татаро-монгольскому нашествию, что привело к разрушению, уничтожению культурных ценностей, потере огромнейшего культурного наследия и политической независимости. Начался новый период развития культуры, культуры Московской Руси, её превращения в культуру России.

 




infopedia.su

Культура Киевской Руси

Первый цивилизационный цикл в развитии русской культуры связан с формированием древнерусской народности и охватывает период с момента выделения восточных славян из единой славянской общности в VI в. до времени заката Киевской Руси — периода феодальной раздробленности в конце XII—XIII в. Начало эпохи Киевской Руси принято относить либо к летописному рассказу о призвании на княжение в Новгород в 862 г. варяжских князей Рюрика, Синеуса и Трувора, либо определять временем киевского похода легендарного вещего Олега в 882 г. Завершают период Киевской Руси княжением в Киеве Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.) или доводят до времени Владимира Мономаха (1113-1125 гг.). Таким образом, хронологические рамки эпохи Киевской Руси: середина IX в. — начало XII в.

Во второй половине IX в. на территории Восточной Европы в результате объединения союзов славянских племен сложилось Древнерусское государство со столицей в городе Киеве. Культура Киевской Руси — самая молодая в Европе.

Языческая религия не способствовала созданию единого государства, поэтому понадобилась религия с единым абстрактным, лишенным этнических признаков Богом. Эта религия уравнивала прежние родоплеменные традиции и утверждала принцип единения людей исключительно по вероисповедальному принципу.

Поэтому в 988 г. князь Владимир официально принял христианство.

Христианизация Руси — это сложный длительный процесс, в котором можно выделить три периода:

1. Предфеодальный, когда христианство начало проникать к славянам, жившим еще в условиях патриархально — общинного строя.

2. Период становления и развития феодализма, когда в конце X в. христианство стало государственной религией.

3. Дальнейшего укрепления феодальных отношений, когда в XIII в. была закончена христианизация Руси.

Для Владимира Святого было очень важно, чтобы Русь была независима от Византии, несмотря на то, что православную церковь возглавлял византийский патриарх и император. Русь оставалась дружественным по отношению к Византии, но суверенным государством.

С введением христианства создается особая форма принятия княжеской власти — обряд возведения на престол князя, соответствующий византийскому обряду венчания на царство. Если раньше князь просто избирался и был главой племенного союза, то теперь власть князя была освящена Богом.

Если раньше на Русь смотрели как на страну варваров, то теперь русские люди стали уважаемыми единоверцами. Они были включены во вселенскую историю, и эта реформа позволила устанавливать более тесные экономические, политические, социальные контакты с Европой.

Христианство создавало основу для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов. Церковь была основным институтом культуры Древней Руси.

Но христианство не уничтожило язычество, складывалось двоеверие, или православно-языческий синкретизм. Мифологическое мировоззрение продолжало жить под покровом православных христианских обрядов. На стенах храмов эпохи «двоеверия» изображались не только лики святых и Христа, но и использовали языческую символику, орнаментальные узоры — переплетения, отголоски узелковой письменности древних славян. Православие стало вытеснять древнюю культуру и веру славян не ранее XI в. — много позднее, чем у других европейских народов.  .

Человек Древней Руси ощущал себя в большом мире ничтожной частицей, но не случайной: он сам творение бога и участник мировой истории.

Во второй половине IX в. братья Кирилл и Мефодий, прибывшие из Византии, создали славянскую письменность на основе греческого письма с добавлением нескольких букв. Кириллица —. логически совершенная система письма, быстро распространилась на ‘Руси (о чем свидетельствуют новгородские берестяные грамоты, относящиеся к XI в.).

С принятием христианства культура приобретает церковный характер, что продолжается до Петровских времен. Особенно ярко это проявилось в живописи. Кроме икон были распространены фрески, изображавшие святых и сцены из Священного писания.

В Киевской Руси сложились школы живописи, архитектуры, литературные школы, начал формироваться национальный эпос. Его героями были Илья Муромец, Алеша Попович и Добрыня Никитич, а также Минула Селянинович, олицетворявший мощь и упорство древнерусского крестьянина.

В Древней Руси ведущую роль в литературном процессе играла церковь.

В древнерусской литературе киевского периода оформились следующие жанры: летопись, житие или повесть о святых, их подвигах и жизни, слово (поучение).

Материалом для письма служил пергамент — телячья кожа особой выделки. Бумага вытесняет пергамент только в ХV-ХVI в. Древнеруская книга — это объемистая рукопись, составленная из тетрадей, сшитых в деревянный переплет, обтянутый тисненой кожей или окованный золотом. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» дошла до нас в рукописных копиях не старше XIV в., авторство «Повести» приписывают монаху Киево-Печерской лавры Нестору, создавшему ее около 1113 г.

От Киевской Руси до нас дошли только памятники церковной архитектуры: церкви, монастыри. Одним из первых монастырей был Киево-Печерский, основанный в середине XI в. Явление пещерного затворничества пришло на Русь вместе с христианством, это явление христианской духовной культуры — психия — путь преображения человеческого духа через аскетизм, молчальничество, уход от мира, концентрацию на молитвах.

Каменное строительство христианских храмов началось сразу после принятия христианства: в 989 г. — в Киеве построена Десятинная церковь Успения Богородицы, Собор киевской Софии возведен во времена Ярослава Мудрого.

Духовным образцом Киевской Руси считался идеал святости. В славянском язычестве это понятие было связано с избытком жизненных сил, а в христианстве понятие святости указывало на тесную связь земного человека с богом. Человек, именуемый святым, нес печать иного мира, воплощая в мире земном духовно-нравственный идеал христианства (таким святым в описании Нестора был Феодосии Печерский). На Руси было распространено именно почитание святых, юродивых (люди, добровольно отказавшиеся от удовольствий мира и говорящие правду независимо от звания).

Русское православие ориентировало человека на духовное преобразование, стимулировало стремление к самосовершенствованию, приближению к христианским идеалам. Поэтому русский человек стремился не к преобразованию внешнего мира, а к его одухотворению. Таким образом, православие не давало стимулов для социального и общественного прогресса, для преобразования реальной жизни личности.

Очень распространены на Руси были былины, притчи, а также летописания. Притчи входили в состав сочинений для проповедников, в произведения самих проповедников христианства, они повествовали о вечном. Одна сторона притч — это то, что произошло, а другая — это извечная борьба зла с добром, это стремление Бога исправить людей, наказывая их за грехи.

В литературных произведениях древнерусские книжники показывали важность временного, сегодняшнего дня. Вечное событий не имеет, оно может быть только пояснено, раскрыто через события, а эти события всегда красочны и ярки («Повесть временных лет» Нестора — 1113 г., «Слово о законе и благодати» метрополита Иллариона, «Слово о полку Игореве», «Сказания о Мамаевом побоище», «Задонщина», «Житие Бориса и Глеба», распространены были переводные библейские произведения, а также исторические многотомные «Великие четьи-минеи», т. е. чтения, расположенные по месяцам года, летописные своды, прологи, златоусты, хронографы, отдельные сборники, повествующие, поучающие, как надо жить и что делать).

Русская литература родилась в первой половине XI в. в среде господствующего класса. Русская культура средневековья была элитарной.

Литература на Руси взяла на себя роль объединителя в сложившемся и укореняющемся двоеверии и «Двоекультурии», так как она глубоко усвоила народную традицию и главную задачу видела в просвещении, проповеди святой жизни, введении русской культуры в мировую христианскую культуру доступными литературе средствами.

Наивысшего расцвета культура Киевской Руси достигает в XII—XIII вв. Особенно много для ее развития было сделано во время правления Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.):массовое обучение детей грамоте, развитие школ в монастырях для подготовки церковнослужителей и школ высшего типа (давали знания по философии, риторике, грамматике), создание библиотек, перевод греческих книг на славянский язык, создание русских .рукописных книг с миниатюрами, строительство многих русских монастырей, формирование первого свода законов Древнерусского государства — «Русская Правда».

Киевская Русь в домонгольское время превратилась в страну высокоразвитой культуры. Уже в XII в. она достигла уровня передовых стран Европы и насчитывала два столетия своей государственности. Под скипетром князей Рюриковичей в единую державу были объединены (на площади около 7000 кв. км) восточнославянские, летто-литовские прибалтийские и финно-угорские племена. Складывается общность древнерусского народа, вырабатываются литературный язык и общая культура, национальное самоощущение единства своего народа.

В целом цивилизационное развитие Руси киевского периода мало отличалось от развития раннефеодальной Западной Европы. Их сближали преобладающие технологии материального производства, городской характер культуры, общность ценностных ориентации. Однако православный характер русского христианства и его тесные экономические, политические и культурные связи с Византией определили специфические особенности цивилизации Древней Руси.

studfiles.net

Тема 7: Культура Киевской Руси.

План

1. Пути формирования и развития древнерусской культуры.

2. Духовная культура Киевской Руси.

3. Особенности культурного развития русских земель в период феодальной раздробленности. Культура Галицко-Волынского княжества.

1. Пути формирования и развития древнерусской культуры.

Культура Киевской Руси уходит своими корнями в глубины народной культуры восточных славян. В древней Руси издавна существовало богатое устное народное творчество – фольклор. Особое распространение на Руси получили праздничные и будничные песни, сказки, загадки, предания и легенды, магические заклинания и заговоры. Много традиционного было в свадебном и похоронном обрядах, которые сопровождались песнями и плачами-причитаниями. Древние обычаи, традиции и народное творчество оказали огромное влияние на древнерусскую культуру, в частности на литературу.

Правовые нормы восточных славян вначале также существовали в виде неписаных законов — племенных обычаев. Через некоторое время на основе обычного права сложились феодальные юридические нормы, зафиксированные в своде русских законов — «Русская правда».

При Владимире Святославовиче в 988 г. на Руси в качестве государственной религии было введено христианство. Принятие христианства открыло широкие возможности для развития древнерусской культуры и приобщило Русь к передовой в то время культуре Византии. После принятия христианства на Руси открываются школы, распространяется книгописание, развивается искусство. Древние языческие верования на Руси сказались очень стойкими и продолжали существовать рядом с новой христианской религией.

Древнерусская культура развивалась преимущественно в рамках суровых канонов (правил), выработанных христианской церковью.

Определенное значение для развития древнерусской культуры имели экономические и политические связи с соседними народами. Особую роль для развития культуры Руси имело тесное общение с Византийской империей. Из Византии пришла православная религия, многие элементы культуры. Древнерусская архитектура формировалась под влиянием византийского и частично романского искусства. Однако древнерусские мастера не просто копировали византийские образцы, в ходе творческого процесса они вносили в них новые черты, соответствующие культурным запросам, вкусам и традициям. Заметное влияние на древнерусскую культуру, особенно ее литературу, искусство, а также общественную мысль имела идеологическая борьба с Византией в XI — XII вв.

2. Духовная культура Киевской Руси.

Происхождение славянской письменности до сих пор еще не полностью выяснено

. Вероятно, первое знакомство со славянской письменностью на Руси относится к 60 — 70 гг. IX века. С введением христианства вместе с богослужебными книгами из Болгарии пришло совершенное славянское письмо — кириллица.

Началось обучение детей в школах. В XI веке на территории Киево-Печерского монастыря возник своеобразный центр подготовки образованных людей. Здесь работали летописцы, был составлен в XII столетии «Киево-Печерский патерик».

Развивалось книжное дело

Для искусства Киевской Руси до монгольской эпохи характерна одна отличительная черта — монументальность. Особое место занимает в нем по праву архитектура. До нас дошло незначительное число архитектурных памятников того времени, некоторые сохранились в искаженном виде, о большинстве их мы знали лишь по археологическим раскопкам или письменным источникам. Но те, что сохранились, преимущественно имели культовое значение.

С христианством на Русь пришла крестово-купольная форма храма

Первый известный нам каменный храм Киевской Руси — это храм Успения Богородицы, так называемая Десятинная церковь (был построен в 989 – 996). От следующего XI века в Киеве сохранилось несколько памятников, и самый известный из них — София Киевская — главный собор, где происходили церемонии венчания на княжеский престол. Был построен Ярославом Мудрым в 1037 г.

В архитектуре второй половине XI в. влияние церкви сказывается в усилении аскетизма в облике храма. Господствующее положение занимает теперь одноглавый храм. Именно таким были не дошедшие до нас Успенский собор Киево-Печерского монастыря (1073 — 1077), разрушенный во время Великой Отечественной войны и др.

В ряду изобразительных искусств Киевской Руси первое место принадлежит монументальной живописи — мозаике и фреске. После принятием христианства развивается иконопись. Икона в переводе с греческого языка означает изображение, образ – изображение бога, святого. Особым разделом древнерусской живописи является искусство миниатюры рукописных книг, которые сами по себе представляли сложную и изысканную форму искусства.

Огромную роль в жизни Киевской Руси играло прикладное, декоративное искусство, в котором особенно оказались живучи образы языческой мифологии. Разнообразные источники свидетельствуют о высоком развитии в Киевской Руси музыки. Древнейший жанр русской музыки — это эпические сказания («старины»), обрядовые песни и т. д. Они близки речитативу. Эти напевы величаво и спокойно исполнялись певунами — «баянами». От них отличаются свадебные и похоронные песни, так называемые «плачи».

Календарные и сезонные обрядовые песни построены на интонации «призывов и выкликаний». Наиболее древними являются трудовые песни. В народном быту видное место занимало искусство скоморохов, в котором были представлены пение и инструментальная музыка.

Жители Руси пользовались различными музыкальными инструментами: ударными, духовыми и струнными.

Наряду с различными видами народного творчества важную роль играла военная и церемониальная музыка. После принятия христианства широкое развитие получила церковная музыка. С ней связано появление церковного песнопения и нотной письменности. Основы были заимствованы из Византии, но постепенно появился самостоятельный певческий стиль (знаменитый распев).

Таким образом, Киевская Русь создала свое самобытное искусство, что предопределило пути дальнейшего развития искусства отдельных княжеств в период феодальной раздробленности.

К концу X в. относится возникновение нового эпического жанра — героического былинного эпоса, явившегося вершиной устного народного творчества. Устные поэтические произведения о прошлом — это былины.В Киевской Руси былины пелись часто в сопровождении гусляров, еще и еще раз закрепляя в памяти народа наиболее яркие события, имена героев, их подвиги.

Устная поэзия существовала и в княжеско-дружинной среде. В дружинных песнях прославлялись князья, их подвиги. В заключение следует сказать, что устное народное творчество продолжало жить и развиваться и после появления письменной литературы, оставаясь важным элементом культуры средневековья.

Литература Киевской Руси характеризуется, с одной стороны влиянием литературы Византии, с другой стороны, своей самобытностью, что и позволяет говорить о рождении собственно древнерусской литературы.

Прежде всего следует отметить рукописный характер литературы периода Киевской Руси. По определению Д. С. Лихачева, «авторское начало в древнерусской литературе было приглушено». Нам известны имена отдельных авторов, а также переписчиков книг, которые скромно ставят свое имя в конце рукописи, либо на ее полях, либо в заглавии произведения, что гораздо реже. Как правило, авторские тексты произведений до нас не дошли, а сохранились более поздние списки, подчас отстоящие от времени написания оригинала на сто, двести и более лет. Для литературы Киевской Руси было характерно разнообразие жанров. Уже в самый ранний период в литературе представлен целый жанровый букет. Это и летописи, и шедевры ораторского красноречия. В числе других жанров представлены житийная литература и 6) притчи

В Киевской Руси постепенно накапливались знания. Хорошо были известны четыре действия арифметики, дроби, начала геометрии, астрономии. Весьма обширны были познания русских людей в области географии, добытые из книг и путешествий. Они включали в себя всю Европу, Малую Азию, Индию, Северную Африку, Эфиопию. Хорошо знали Северный Урал и побережье Белого моря. Русских людей интересовали фауна, флора, обычаи народов разных стран, причем истина зачастую перемешивалась с фантастикой.

studfiles.net

кратко об основных тенденциях развития

История культуры Киевской Руси охватывает несколько веков. Восточные славяне состояли в политическом союзе чуть меньше трехсот лет. Однако именно за этот период была сформирована их духовная общность. Эта общность и сегодня оказывает немалое влияние на восточнославянские народы, стоящие особняком от других славян и традиционно считающиеся весьма близкими друг другу. Культура средневекового Киевского государства дошла до нас в материальных и нематериальных свидетельствах IX-XVI веков: археологических артефактах, бесценных фресках и иконах монастырей, самих архитектурных формах, важнейших письменных источниках, народных былинах, проливающих свет на духовные ориентиры средневековых славян, и так далее. Когда говорят о древнерусской цивилизации, обычно имеют в виду период, который длился от начала собственно государственности в IX веке до окончательного укрепления Московского царства уже в XVI веке.

Культура Киевской Руси: кратко о литературе

Письменность сама по себе является отличной категорией от культуры. Однако она связана с ней весьма тесно. Ведь именно через научные, религиозные, дипломатические и политико-правовые тексты проявляет себя культура. Возникновение у восточных славян письменности связано в первую очередь с деятельностью греческих православных миссионеров, Кирилла и Мефодия. И именно с проникновением христианства связано интенсивное развитие культуры Киевской Руси. Славяне получили возможность уже не эпизодически (конечно, были отдельные образованные люди здесь и до этого), а широко приобщиться к книгам и самой прогрессивной на тот момент цивилизации, коей являлась христианская Византия.

Неудивительно, что самые важные письменные памятники культуры Древней Руси созданы на глаголице: это и Изборник Святослава, и Остромирово Евангелие, и Поучение детям Мономаха, и Русская Правда Ярослава, и множество других важнейших документов того времени. Крайне важное место в литературе занимают художественно-исторические сказания: Повесть временных лет, Слово о полку Игоревом, Повесть о взятии Батыем Рязани и другие. Вместе с тем большая часть средневекового русского письменного творчества так и не дошла до современников, будучи сожженной в пожарах монгольского вторжения.

Культура Киевской Руси: кратко об архитектуре

До самого X века у восточных славян архитектура в значительной степени была представлена деревянными строениями. Лишь в период правления Владимира происходит близкое знакомство с православной Византией, и как результат русские мастера перенимают греческие традиции в архитектуре. Возникают первые на Руси монументальные каменные строения. Конечно, это изначально были монастыри и церкви, которые во многом унаследовали черты греческих прототипов.

Культура Киевской Руси: кратко об изобразительном искусстве

Среди прочего православие еще и стимулировало развитие художественных навыков местных умельцев. Проявлялось это прежде всего во фресках и мозаиках, которыми были щедро усыпаны стены храмов. Важной составляющей художественного искусства стала роспись икон. Интересно, что влияние византийских канонов на иконопись прослеживалось в дальнейшей культуре русских земель еще более длительный период, чем в архитектуре.

Культура Киевской Руси: кратко о музыке

Музыкальная культура тесно связана была с местным фольклором. Последний выражался в основном через культовые песни, поэзию, былины и так далее. Кстати, в этой области влияние православия и византийской культуры было существенно меньшим. Былины и сказания уходили корнями в языческое прошлое славян.

fb.ru

Культура Киевской Руси, Общая характеристика периода Киевской Руси, Особенности развития культуры Киевской Руси

41 Общая характеристика периода Киевской Руси

В IX веке в результате длительного внутреннего развития восточнославянских племен, обогащенного влияниями соседних народов, образовалась одна из крупнейших государств средневековой. Европы -. Русь ее историческим м ядром было. Среднее. Поднепровье, где традиции политической жизни достигали еще скифо-античных времен. Центром новой восточнославянского государства стал. Киев, поэтому в исторической литературе появилось название. Киевская. Руссь.

Занимая территорию от. Балтики и. Ледовитого океана до. Черного моря и от. Волги до. Карпат,. Русь представляла собой исторически важную территорию для налаживания контактов между. Арабским. Востоком и. Западной. Евр рассолом,. Византией и. Скандинавией. Это обусловило быстрое ее вхождения в общеевропейскую историко-культурную общностьь.

О великий и могучий восточнославянское государство знали в разных частях. Старого. Света. Сведения арабских авторов, свидетельство скандинавских саг, французские эпические произведения, рисующие. Русь как большую края ину, занимавшая важное место в системе европейских политических, экономических и культурных связейв.

Одновременно с международным признанием, на. Руси росло и укреплялось осознание собственной принадлежности к мировой истории. Киевской. Руси принадлежит особое место в. Восточной. Европе, аналогичное тому, которое занимала империя. Карла. Великого в истории. Западной. Европы. Процесс формирования государства, этническое развитие восточнославянских племен, способствовал созданию единой русской народности, в основе которой лежали совместной на территория, единый язык, родственный культура, относительно тесные экономические связи протяжении всего периода существования. Киевской. Руси древнерусская этнокультурная общность, стала этнической основой украи нцив, россиян и белорусов, развивалась путем консолидацииції.

Киевская. Русь имела большое историческое значение и для многих неславянских народов II достижения в области общественно-политического, экономического и культурного развития становились достоянием литвы, латышей, е эстов, керелы, веси, мери, муромы, мордвы, тюркских кочевых племен южнорусских степей. Часть этих народов этнически и политически интегрировалась в состав. Руссі.

Сначала. Русь имела преимущественно династический характер, который определял ее историческое развитие. Она была единственным государством, обеспечивалась единством княжеского рода, который совместно и в согласии владел страной. Позже в XII-XIII вв принцип старшинства был нарушен, что и привело к бесконечным уособиць в борьбе за властейаду.

Существование. Киевской. Руси охватывает период с IX по 40-е годы XIII в. Этническую основу государства составляли восточные славяне, были объединены в крупные межплеменные союзы. В древнерусской летописи»Повесть временных бедствий лет»указывается, что таких союзов насчитывалось четырнадцать. Южную группу славян составляли поляне, древляне, северяне, волыняне, дулебы, уличи, бужане, тиверцы, белые хорваты; вятичи. Кроме восточных славян, в пределах. Киевской. Руси проживали карелы, весь, меря, мурома, мордва, печенеги, черные клобуки и балтские племенлтські племена.

На первом этапе развития, политической формой государства была раннефеодальное монархия с элементами федерализма. В 30-е годы XII в. Русь вступила в период феодальной раздробленности, который характеризовался по одальшим развитием производительных сил и производственных отношений, выделением отдельных княжеств. Киевская. Русь просуществовала до 40-х годов XIII в и пала под ударами монголо-татарских завоевателейиків.

42 Особенности развития культуры Киевской Руси

Культура. Киевской. Руси IX-XIII вв отмечалась поступательным развитием, имела давние вековые традиции. Искусство русичей представляло собой не только органическую потребность быта, стремление украсить разнообразный мир вещей, которые окружали человека, но и отражало ее мировосприятия и идеологииію.

Феномен необычного взлета культуры. Киевской. Руси часто объясняется тесными контактами ее с. Византией,. Хозарией, странами. Центральной и. Западной. Европы их влияние на культурный прогресс. Руси был очень вел ликим, но не решающим. Чтобы зерна передовых культур, прежде византийской, проросли в новой среде, они должны были попасть в хорошо подготовленную почву. Именно таким был культурный грунт восточных с ловьян, вобравший многовековые традиции местного развития, обогащенного влияниями соседудів.

Традиции, которые достигают глубины веков, прослеживаются и в технике изготовления керамики и вещей быта, и в характере обработки древесины, и в строительстве сооружений, и в застройке городов и поселений

Антропоморфные и зооморфные фибулы. Среднего. Поднепровья VI-VII вв, танцующие человечки в вышитых рубашках на серебряных бляшках мартеновской сокровища VII-VIII вв, резьба идола. Свитовида VIII-IX вв со сбруей уча, изображения фантастических зверей и птиц на оковке рогов тура X в с. Черной. Могилы в. Чернигове, был свой сакральный смысл в системе языческих верований. Сцены. Збручского идола отражают представлений ления восточных славян не только о земной мир, но и о небесном и подземный. Как показали археологические исследования,. Збручский идол стоял в центре святилища на каменном круглом пьедестале, имел близь ко восьми метров в диаметре. Подобные»храмы идольские»обнаружены в. Киеве на. Старокиевской горе, в. Бакоте на. Днестре, на. Житомирщине. Кроме четырехликого. Збручского идола известны и однолики — каменные и д. вянут. Как правило, все они человекообразные, во многих относительно хорошо моделированы голова, лицо, руки и ногличчя, руки та ноги.

На керамических вазах IV в черняховской культуры из сел. Лепесовка и. Ромашки изображена календарная символика. Плоские широкие венчики лепесивських ваз разделены на 12 секторов-месяцев, каждый из которых имеет свою ю орнаментальную символику земледельческого содержания. Сосуды эти использовали в различных обрядовых действиеіях.

Исследование изделий славянского и древнерусского художественного ремесла обнаруживают у них много таких традиций, которые берут свое начало еще в скифский период. Знаменитый скифский звериный стиль прикладной ого искусства территории Украины VI-III вв до не, развившийся под влиянием культур. Греции и. Переднего. Востока, заметно проступает в киевских фибулах, змеевиках, браслетах-наручах, галицких керами их плитках, черниговской резьбе по каменменю.

Искусство играло большую роль в идеологии восточных славян: почти все его произведения — от орнамента на рубашке до изображение языческого бога — имели определенный смысл в системе верований, которые сложились как г результат практического опыта жизни и фантастических представлений о природных явлениях, которых люди тех времен не могли объяснить. Каждый орнамент, узор или изображение»оберегали»человека от разного бедствия,»помо. Магали»в жизни и работе. Распространен у славян орнамент — розетка — символизировал солнце, волнистая линия — воду. Изображение фантастических животных и существ отражали языческие верования. Так, в изображении жен ки с руками-ветвями видели»Великую богиню»земли тощuot;Велику богиню» землі тощо.

Близкий к древнеиранского и мифологический мир восточных славян. Отдельные восточнославянские и древнерусские языческие боги обнаруживают сходство к иранским не только функционально или изобразительно, а так каждого и в именах. Так,. Симаргл из пантеона. Владимира. Святославича напоминает иранского. Сенмурв. Сходство эта могла появиться в скифскую эпоху, которая характеризовалась тесными контактами местного праславян ского и пришлого иранского населенияння.

Важным элементом культуры народа является государственность. Именно она выступает основным двигателем этнической и культурной интеграции населения. Первым государством восточных славян была. Киевская. Русь, которая сформировалась в ки. Инке VIII — в IX в на базе ряда союзов племен. На ранней стадии, как и в процессе дальнейшего развития, она подвергалась воздействию со стороны своих соседей, в частности. Хазарского каганата и. Византии. От них. Русь причинить желали отдельные элементы государственной структуры и титулатуры. Вместе с тем следует помнить, что государственно процесс восточных славян имел и собственные традиции. В пределах территории Украины достигают VI — V вв до н е. Это греческие города-государства в. Северном. Причерноморье и скифское государство с центром в. Нижнем. Днепре. Хотя скифская и античная государственность составляли по коренного населения Украины явления генетически зов нишни, в своем развитии они органично входили в его жизненно його життя.

Изучение славянских культур периода первой половины I тыс. не (зарубинецкой и черняховской), развитие которых происходило в тесном взаимодействии с римской цивилизацией, показывает, что ряд их элементов от дродились и получили дальнейшее развитие в период. Киевской. Руси. К ним относятся высокая культура плужного земледелия, керамическое и эмалевое производство, традиции домостроенийцтва.

Древние традиции прослеживаются также в народном творчестве, литературе, музыке. Языческие песни и танцы, фольклор, свадебные и погребальные обряды, эпические легенды и предания производили огромное влияние на ро азвитие древнерусской духовной культуры, составляли ее неотъемлемую составную часть. Эхо языческих верований хорошо чувствуется в»Слове о полку. Игореве»и других литературных произведенийурних творах.

Археологические и письменные источники свидетельствуют, что древнее население Украины не было этнически и культурно однородным протяжении тысячелетий. Миграции были обычным явлением. Но они никогда не

1. Толочко. Петр. Киевская. Русь -. К:»Абрис», 1996 — с 12

приводили к полной смены населения. Значительная его часть продолжала жить на своих исконных местах, особенно это касается земледельцев. Лесостепи не прерывалась историческая память региона, культурное ный генофонд его органически передавался в наследство новым поколенияям.

Очевидно, в древнерусской культуре нет отрасли, развитие которой бы не опирался на многовековые, иногда тысячелетние, народные традиции

uchebnikirus.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *