Олег прибил щит к воротам царьграда в каком году – Русско-византийская война (907) — Википедия

«Щит на вратах Царьграда» | Газета «День»

«Эпоха легенд» в истории является, возможно, самой сложной для понимания, постижения и интерпретации. Переводы — красивые, поражающие, красочные — существуют, а точных документов — мало или их вообще нет; и вместо критического анализа источников на основе их сопоставления (а без этого нет качественного труда историка) проблема неизбежно переходит в плоскость «доверия» или «недоверия» к имеющимся полулегендарным историческим рассказам, зафиксированным тем или иным летописцем. Есть случаи, когда эта позитивная или негативная оценка достоверности летописных источников может быть сравнительно «сурово» обоснована путем их сопоставления с имеющимися древнейшими документами, которые чудом сохранились в архивах. Однако такие ситуации, к величайшему сожалению, случаются достаточно редко. Особенно это, пожалуй, касается «Повести временных лет», великого творения Нестора Летописца, киевлянина (как доказали специалисты, как минимум дважды, при правлении Владимира Мономаха, в 1116 и 1118 годах, эта «Повесть» подверглась очень существенной, мировоззренческой переработке, уже не Нестором осуществленной): сюжеты — на уровне поражающего художественного произведения, просто захватывают, а вот историческая достоверность этих сюжетов часто вызывает серьезные сомнения… Но как эту достоверность подтвердить или опровергнуть?

Особенно часто имеем основания для подобных нареканий, когда речь идет о самой яркой, возможно, странице истории Киевской Руси — походах древнеукраинских князей на Византию, прежде всего на столицу этой империи — Царьград. Сколько конкретно можем насчитать таких походов (желательно, засвидетельствованных в источниках), кто именно их возглавлял, какими были их политические, военные и экономические результаты, чего, собственно говоря, хотели достичь киеворусьские князья — инициаторы этих войн? Вопросы действительно интересные; к тому же эти походы — свидетельство средневекового «экспансионизма» наших предков, обычного, впрочем, явления для тех времен, стали уже неотъемлемой составляющей массового сознания. Вспомним хотя бы «щит» князя Олега Вещего, прибитый им в 907 или в 911 году «на вратах Царьграда» (согласно Нестору и пушкинской «Песни о вещем Олеге»), — явно полулегендарное или просто легендарное сказание; в частности, историческая реальность этого щита вызывает определенные обоснованные сомнения (этот перевод, вполне вероятно, имеет северное, скандинавское происхождение, ведь и сам Олег Вещий был варягом). Поэтому единственный конструктивный выход — воспринимать серьезно лишь те походы, которые засвидетельствованы не только в древнерусьских, но и в византийских источниках. Так мы в дальнейшем и поступим.

Следовательно, среди наступательных военных акций князей древней Украины-Руси и их дружины мы можем (с разной степенью изученности и обоснованности) назвать такие:

♦ поход Руси против Византии в 830-е годы, во времена правления императора Феофила (византийские хронографы подают это событие как набег русов на Пафлагонию, одну из провинций империи в Малой Азии), при этом, как пишут царьградские летописцы, наши предки взяли штурмом город Амастрида, получили богатую добычу и отошли;

♦ поход Киевской Руси против Византии около 860 года, весьма вероятно, возглавляемый тогдашними киевскими князьями Аскольдом и Диром. Подвержена опасности была сама столица, Константинополь. Взять ее тогда не удалось, однако этот набег был для киевлян наиболее удачным, не исключено, что за все времена, если судить по размерам полученной добычи и масштабам шума, который поднялся в Царьграде;

♦ походы Вещего Олега в 907 и 911 годах (или, возможно, лишь один его поход на Царьград, или вообще это — красивая историческая притча. Дело в том, что вообще эта акция не отображена в византийских документах, а в наших древнейших летописях — еще до Нестора — приведена в явно легендарном виде). Именно на эти годы приходится знаменитое сказание об Олеговом щите, а также о печально известной змее, укус которой, вскоре после возвращения из похода, предсказанный волхвом-предсказателем, и стал причиной смерти князя. Об этом стоит рассказать немного подробнее.

В древнерусьских летописях Олег присутствует не столько как исторический деятель, как в виде литературного героя (Пушкин тонко почувствовал это), образ которого искусственно «слеплен» из воспоминаний и северных варяжских саг о нем. Варяжская сага «проглядывает» и в сказании об удачном обмане Олегом киевлян (когда он с небольшой дружиной, представившись «купцами», смог проникнуть в город, убить Аскольда и Дира и захватить власть, около 882 года), и в описании редкой для норманнов-мореходов ситуации, когда суда тащили «волоком» по земле, и даже, при благоприятной погоде, натягивали паруса. Именно из саги взят рассказ о предсказанной смерти Олега («но примешь ты смерть от коня своего» — Пушкин).

Об успехе похода Олега на Царьград наш летописец повествует так: «И приде Ольг Кыеву неса злато и паволокы (шелка — И.С.) и овощи и вино, и вьсяко узорочие. И прозъваша Ольга Вещий — бяху бо людие погани и невегласы». Новгородская летопись дает нам также сведения о дальнейшей судьбе Олега: «Иде Олег к Новугороду и оттуда — в Ладогу. Друзии же сказають (другие поют в эпических песнях. — И.С.), яко идущю ему за море и уклюну змиа в ногу и с того умре. Есть могыла его в Ладозе» (вот откуда Пушкин позаимствовал канву своей «Песни»!).

ВЕЛИКИЙ КИЕВСКИЙ КНЯЗЬ ОЛЕГ ВЕЩИЙ ПРИБИВАЕТ ЩИТ НА ВОРОТАХ ЦАРЬГРАДА. ОКОЛО 911 ГОДА

И еще. Поражает неосведомленность людей Киевской Руси о дальнейшей судьбе Олега. Сразу после полулегендарного похода (походов?), который, если верить рассказчикам, сказочно обогатил объединенную дружину всех восточнославянских племен и варягов, возглавляемую Вещим Князем (была якобы взята огромная контрибуция из Царьграда), «великий князь Русьский», как он назван в договоре 911 года (в интерпретации наших летописей), исчезает не только из столицы Руси Киева, но и вообще с киево-русьского горизонта. И умирает он неизвестно где: то ли в Ладоге, где указывает его могилу новгородцы, то ли даже в Швеции, то ли в Киеве (редактор вводит в древнерусьскую киевскую летопись целый рассказ, который завершается плачем киевлян и торжественным захоронением Олега в Киеве на Щекавице). Редакторы «Повести временных лет», которые правили текст Нестора, сознательно стремились подать Олега не варягом-узурпатором, который «упражнялся» в жестоких набегах, а мудрым властителем, который освободил славянские племена от выплаты дани Хазарскому каганату. У Пушкина это подано проще и более категорично: «Отмстить неразумным хазарам»; в действительности каганат был побежден и разгромлен лишь князем Святославом в 964—965 годах, то есть только через полвека.

Однако продолжим наш короткий перечень военных походов наших предков на Византию:

♦ 941 и 944 годы — походы князя Игоря (Старого). Первый рейд потерпел неудачу (из-за неуспешных действий русичей на море), однако второй поход завершился весьма благоприятно для князя и его дружины — был подписан выгодный мир (подробно упомянутый, как и военная акция сына Игоря, Святослава, тридцатью годами позднее, в византийских источниках). С византийцев была взыскана достаточно большая дань;

♦ 970—971 годы — русьско-византийская война (великий князь Святослав против императора Иоанна Цимисхия). Сначала Святослав воевал в союзе с греками против Болгарии, впоследствии — в союзе с болгарским царем Борисом против Византии. Итог боевых действий, несмотря на храбрость и победу, проявленные дружиной Святослава («Мертвые сраму не имут»), был неблагоприятным для князя: русы были изгнаны из Болгарии;

♦ 988 год — прославленная, победная страница в истории русьско-византийских конфликтов: великий князь Владимир, Креститель Руси, берет штурмом крымское владение империи — город Корсунь (Херсонес), и, согласно летописным источникам, крестится там и вступает в брак с византийской принцессой Анной (вынужденная мера императора Василия после поражения). Безусловно, речь идет о большом успехе князя Владимира Святого, его войска и его дипломатии;

♦ неудачный поход на Царьград (преимущественно морской) в 1043 году, осуществленный сыном Ярослава Мудрого, княжичем Владимиром. Флот русов был разгромлен, сухопутное войско — окружено. Лишь небольшая часть войска, во главе с самим Владимиром, вернулась на Русь. Одна из наиболее бесславных военных акций Киева против Царьграда.

Мы назвали лишь наиболее заметные, а главное — документально зафиксированные (хотя бы с нашей стороны) походы Руси против Византийской империи. Те же акции, ход, а тем более детали которых выяснить невозможно, при отсутствии достоверных фактов (все кажется окутано «дымкой легенд»), как, например, древнейший поход восточнославянского объединенного войска на Византию на рубеже V—VI веков (время знаменитых Кия, Щека и Хорива) или же полулегендарный набег «великой рати русов» под предводительством князя Бравлина (нам практически ничего о нем неизвестно) на крымскую колонию византийцев Сурож (Сугдею), это случилось на рубеже VIII—IX веков — мы их касаться не будем. К сожалению, историки очень мало (почти ничего) не могут сказать об этих событиях.

Однако возникает существенный вопрос: какой была цель (мотивы, задачи) всех этих походов — как победных, так и неудачных? Следует учитывать, что все они (самые древние, достоверно подтвержденные — середина ІХ века) осуществлялись в эпоху, когда древнеукраинская (киеворусская) государственность уже сформировалась. А положение государственности с неизбежностью породило и тяготение к территориальной экспансии именно на юг (посмотрим: Олег Вещий перенес столицу из Новгорода в Киев, а князь Святослав вообще покинул город на Днепре и объявил о создании новой столицы, устроившись в Переяславце вблизи Дуная). Причем целью всех походов, войн и «набегов» было не столько поставить под контроль новые земли, как надежно взять в свои руки торговлю с Византией (славный путь «из варягов в греки», и назад, «из греков в варяги»). Вот в чем в наибольшей степени можно увидеть смысл территориальной экспансии наших предков в ту далекую эпоху. Осуществлялась эта экспансия, как видим, с переменным успехом.

Существенным является то, что договоры Руси с Византией Х века заключались (посольством великого князя или же, что часто случалось, при его личном участии) на двух языках — греческом и древнерусьском; не шведском или норвежском, что логично выплывало бы из взглядов адептов «нормандской» теории, если бы они были правы). А вот как Нестор Летописец повествует о легендарном походе князя Кия на Царьград: «Аще бы Кий перевозник был, то не бы ходил Царюгороду. Но се Кий къняжаше в роде своемъ и приходившю ему к цесарю» (очевидно, речь идет об императоре Византии Анастасие, который занимал престол в 491—518 годах. — И.С.), которого не свемы, но тъкмо о семъ веемы, якоже съказають, яко велику честь принял есть от цесаря, при котором приходив цесари. Идущую же ему вспять (от Царьграда до Киева — И.С.), приде к Дунаеви и възлюби место и сруби градок мал и хотяше сести с родом своим, и не даша ему ту близъ живущии. Еже и доныне наречють дунайчи «городище Киевець». Киеви же пришедъшю в свой град Киев, ту живот свой съконьча; и брат его Щек и Хорив и сестра их Лыбедь ту съкончашася. И по сих братьях держати почаша род их княженье в Полях» (то есть в полянской, киевской земле, той, которая стала колыбелью межплеменного единства Полян, — Русь. — И.С.).

И еще тот же Нестор (или, вероятнее, более поздний редактор его «Повести») так подает начало договора Олега с Византией 911 года, возможно, взятого из княжеских архивов (это как раз не похоже на легенду): «Мы от рода (то есть народа — И.С.) русьского (обратите внимание на мякгий знак! — И.С.)… посланы от Ольга великого кънязя русьського и от всех, иже суть под рукой его светьлых и великых кънязь и его великих бояр к вам, Львови и Александру и Константину» (перечислены императоры тех лет; обратите внимание на «звательную форму»: «К вам, Львови…»).

Летопись можно переписать, переделать, «подчистить» из определенных политических соображений (как это было с произведением Нестора). Однако, сопоставленная с другими документами эпохи (если они, конечно, сохранились), она дает возможность почувствовать дух невероятно далекого времени. Понять дух предков. Понять ход самой Истории.

day.kyiv.ua

В каком веку олег прибил щит к воротам царьграда?

В каком веку олег прибил щит к воротам царьграда?

Ответы:

  У историков нет единства во мнениях по многим пунктам, связанным с варяжским правителем нашей страны Олегом. Тем не менее, есть факты, достоверность которых никем под сомнение не ставится. Вторым сентября 911-го года датируется заключённый Олегом договор Руси с Царь градом – этот договор упоминается как в русских летописях, так и в греческих. Договор хороший, выгодный. Сразу видно, что работа была проделана не зря и инвестиции окупились. Собственно говоря, это первый из подтверждённых международных договоров нашего государства, и именно от этого договора может вести отсчёт своего бытия отечественная военная дипломатия. Между прочим, сегодня этому событию исполнилось 1100 лет.

Повесть временных лет» сообщает, что в 907 году, снарядив 2000 ладей по 40 воинов в каждой, Олег выступил в поход на Царьград. Византийский император Лев 6 Философ приказал закрыть ворота города и загородить цепями гавань, предоставив таким образом возможность варягам грабить и разорять пригороды Константинополя. Однако Олег пошёл на необычный штурм: «И повелел Олег своим воинам сделать колёса и поставить на колёса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу» . Испуганные греки предложили Олегу мир и дань. Согласно договору, Олег получил по 12 гривен за каждую уключину, и Византия обещала платить дань на русские города. В знак победы Олег прибил свой щит на вратах Царьграда. Многие историки считают этот поход легендой. О нём нет ни единого упоминания у византийских авторов, достаточно подробно описавших подобные походы в 860 и 941. Бруни показал момент триумфа русских войск. На гравюре изображена городская стена Византии. Олег, окружённый своими воинами, стоит перед её вратами. Двое из его сподвижников прибивают щит победителя. С правой стороны греческие воины спокойно взирают на своё унижение

cwetochki.ru

ЩИТ НА ВОРОТА ЦАРЬГРАДА ПРИБИЛ КНЯЗЬ — в каком году князь олег прибил щит к воротам царьграда

Щит означал примерно то же самое, что ныне государственный флаг. В 1945 знамя Победы водрузили над рейхстагом. Олег бы прибил свой щит к воротам рейхстага.

Вот так, мы нашли Золотые ворота, но Олег прибил щит к другим воротам, а не к этим. В народной легенде ворота названы золотыми символически, зная их особое значение для имперского города. Ну что ж, пойду дальше искать,где это и что означает, когда, Славянский князь прибивает свой щит на Золотых вратах ЦарьГрада. Олег, по преданию, приказал корабли вывести из воды, поставить их на колеса – и поднять паруса! Подул ветер, и корабли покатились прямо к стенам города.

Князь Олег ведь не просто прибил свой щит рядом с иконой или ниже, под иконой. Вскоре, чтобы спасти образ от врагов, его замуровали в стене, а в Vl веке открыли и он стал самой чтимой святыней христианского Востока. Ну, может быть не Спасителя, может быть икона Божьей Матери, но всё равно – икона! И всяк входящий в город снимал шапку, осенял себя крестным знамением и кланялся пресвятомуобразу. Летопись передает, далее, что Олег, возвращаясь домой, велел русским сшить паруса шелковые, а славянам — полотняные, и что воины, в знак победы, повесили свои щиты на вратах Царя-Града.

Все знают, что Вещий Олег прибил свой щит на врата Царьграда (Константинополя), но, мало кому известно, что там было изображено. Тем не менее, описание символики его щита и доспехов можно найти в исторических хрониках. Вещие люди, то есть, обладающие Даром Духовного Предвидения и ведающие Древнюю Мудрость, которую оставили людям Боги и Предки, наделялись волхвами, жрецами многообразными символами.

Википедия сообщает, что “Олег повесил в знак победы щит на воротах Царьграда”. Объяснить, зачем Олег повесил свой щит на ворота Константинополя, долгое время не удавалось.

Кто прибивал щит на врата Царьграда смотреть онлайн видео от SARMAT в хорошем качестве

Сказание о походе князя Олега на Царьград содержит большое количество легенд. Например, повествование указывает на то, что корабли двигались на колесах, на которые они были поставлены Олегом. Византийцы испугались направлявшихся к Константинополю русов и попросили мира. Однако они отнесли отравленные блюда, от которых князь отказался.

Царьград (преимущественно морской) в 1043 году, осуществленный сыном Ярослава Мудрого, княжичем Владимиром. Флот русов был разгромлен, сухопутное войско — окружено. Лишь небольшая часть войска, во главе с самим Владимиром, вернулась на Русь. Одна из наиболее бесславных военных акций Киева против Царьграда. После взаимных клятв Олег повесил в знак победы щит на воротах Царьграда.

В память о блистательной победе князь Олег повесил щит на ворота Царьграда. Так завершилось самое известное сражение.

О золотых воротах Царьграда скупые сведения. Известно, что это самые древние Золотые Ворота, известные человечеству и то, что каждый приличный город имел Золотые ворота, «как в Царьграде». Этой имперской столице, во многом, подражали другие царства, не только в архитектуре.

Известно, что это самые древние Золотые Ворота, известные человечеству и то, что каждый приличный город имел Золотые ворота, «как в Царьграде». Но это нападение русов не было замечено греками и не получило отражения ни в одной византийской хронике. В тексте договора нет указаний на участие в переговорах с греками купцов. Договор с Византией заключило норманнское войско, а точнее – его предводители. Данные летописей и хроник находят подтверждение в тексте договоров Олега и Игоря с греками. В 911 году был заключён новый русско-византийский договор, достоверность которого под сомнение не ставится.

Князь русов, прибивший свой щит на ворота Царьграда и взявший с Византии дань

Прозвание Олега “Вещим” точно не от разграбления Царьграда. Как установили филологи, прозвище Олега – “вещий” – во времена Нестора относилось исключительно к волхвованию. Вещий” – это славянская калька со скандинавского Хельги. Князь сочетал в себе функции древних арийских царей: он был вождём дружины и верховным жрецом в одном лице. Так что Вещий Олег лингвистически – это “масло масляное”.

Цитата : В сем году Юстиниан нарушил мир между римлянами и болгарами и переведя конные отряды во Фракию, и вооруживши флот пошел против болгаров и Тервелия. Прибывши в Анхиалос, флот свой поставил против крепости, а коннице приказал сойти с гор неожиданно и без всякой осторожности. Юстиниан, укрывшись в крепости, с прочими оставшимися, на три дня запер ворота. Но видя упорство Болгар, сам первый подрезал жилы у своей лошади и других заставил то же сделать.

Им был повешен щит на врата столицы Византии Константинополя в качестве победоносного символа. Грекам было отдано приказание – пошить паруса для славянского воинства. Летописи говорят о том, что именно после того, как был завершен поход Олега на Царьград в 907 году, в народе князь стал известным как «Вещий». Летопись так описывает легендарные походы Олега на Царьград.

Русско-византийская война 907 года — легендарный поход древнерусского князя Олега на Константинополь. Сначала Святослав воевал в союзе с греками против Болгарии, впоследствии — в союзе с болгарским царем Борисом против Византии. Известно, что такую же политику хазары проводили в отношении норманнов в Поволжье. С согласия кагана конунги спускались по Волге в Каспийское море и разоряли богатые города Закавказья.

Согласно сведениям Новгородской Первой летописи ряд событий происходили иным образом. При этом походы на Константинополь были совершены под руководством князя Игоря, а «Вещий» при этом – всего лишь воевода. Летопись так описывает легендарные походы Олега на Царьград. Идущую же ему вспять (от Царьграда до Киева — И.С.), приде к Дунаеви и възлюби место и сруби градок мал и хотяше сести с родом своим, и не даша ему ту близъ живущии.

Князь Олег прибивает щит на врата Царьграда « Бодаревский Николай Корнилиевич « Русская живопись « Музей « Воскресный день

Еще одна известная картина по теме: художник Бодаревский Николай Корнилович ” Князь Олег прибивает щит на врата Царьграда” На этой картине как раз место, куда прибивается щит- над вратами. Что значит, Прибить щит на городских воротах. Из источников известно, что традиция вешать щит на ворота крепости или втыкать в них копье существовала у норманнов и не только. Согласно летописной хронике, великий князь киевский приказал поставить корабли на колеса и подкатил к городу на всех парусах, благо ветер был попутный.

В ответ на эту просьбу Христос омыл Своё лицо, приложил к нему полотенце, и лик чудесным образом отпечатлелся на полотенце. Получив нерукотворный портрет Христа, Авгарь выздоровел, после чего прикрепил его к доске и поместил над городскими воротами Эдессы. В этих неясных по контексту словах греков о Димитрии могли заключаться указания на месть от святого Царьграду, который косвенно был виновен в такой участи населения. А несколько десятилетий спустя другой болгарский владыка – хан Крум – домогался в знак победы над византийцами воткнуть копье в ворота Константинополя.

Затем в описании похода начинаются легенды. Олег поставил свои корабли на колёса и при попутном ветре двинулся по полю к Константинополю. Испуганные греки запросили мира, вынесли отравленное вино и пищу, которые Олег не принял. Согласно летописной хронике, великий князь киевский приказал поставить корабли на колеса и подкатил к городу на всех парусах, благо ветер был попутный. Киевские былины, пересказанные летописцем, описывали поход Олега как грандиозное военное предприятие.

Такие слова указывают, по мнению исследователя, на время событий в 904 году – византийцами не была оказана помощь фессалоникийцам. А покровителем ограбленного города считался Димитрий Солунский. В итоге, большое количество жителей Фессалоники вырезали, и лишь некоторых из них смогли освободить от арабских пиратов. Феофан Исповедник (Сигрианский) сообщает, что Юстиниан Ринотмет, внезапно напав на своего друга, зятя и союзника Тервеля, оказался заперт последним в портовой крепости Анхиалос. Поняв бесперспективность сидения в крепости, византийцы прибив к стенам крепости свое оружие, погрузились в корабли и с позором удалились.

ledofernol.ru

Поход Руси на Византию в 907 году — Циклопедия

Поход против Византии

Военный конфликт

Олег Вещий ведёт войска к стенам Царьграда. Миниатюра из Радзивилловской летописи.
КонфликтПоход против Византии
МестоВизантия
ИтогПобеда Руси

Стороны

Командующие

Силы

2000 кораблей

неизвестно

Потери

неизвестно

неизвестно

Поход на Царьград Вещего Олега. Поход Олега в Царьград. Гравюра Ф. А. Бруни, 1839.

Поход Руси на Византию в 907 году — война между русами (норманнами) и Византийской империей.

[править] Возможная роль Хазарии

Согласно данным арабских авторов, русы и хазары были союзниками с 909 года, когда русы совершили поход на Дейлем по 913 год, когда сразу 500 судов русов воевали на Каспии.

Русы находились и на службе в хазарской армии[1].

В 860 году, когда русы напали впервые на Константинополь, хазары одновременно атаковали византийцев в Крыму, осаждая византийские города и захватывая греков в плен[2].

Можно предположить, что между Русью и Хазарским каганатом долгое время существовал торговый и военный союз, который был направлен против Византии.

Так, Византия воевала против Хазарии и натравливала против неё различные народы (см. Война Вениамина с византийской коалицией, Алано-хазарская война).

Поэтому, вполне логично предположить, что Хазария могла участвовать в той или иной степени в войне 907 года. Так среди племён, который Вещий Олег взял в поход, много бывших данников хазар.

Например, упомянуто племя вятичей, которые ещё в 964 году платили дань хазарам[3], и следовательно, их участие в походе доказывает и участие в нём Хазарии.

Арабские авторы, такие как Масуди (умер в 956 году), вообще называют русов вассалами Хазарии:

Русы и саклабы (славяне), которые, как мы уже говорили, язычники, [также] служат в войске (хазарского) царя и являются его слугами (абйд)[4].

Если Масуди прав, то получается, что славяне и русы были либо в подданстве у хазар, либо на службе у них. Если это так, то и поход на Византию в 907 году был частью византийско-хазарской войны.

В то же время, русы, хоть и действовали при союзе с хазарами, имели полную автономию.

Л.Н. Гумилёв датирует «Союз русов-дромитов с Иудео-Хазарией» 905 годом[5].

Согласно «Повести временных лет» Вещий Олег собрал большой флот — 2 тысячи судов по 40 человек на корабле — и направился на Византию, высадился на берегу и учинил там резню, при этом сжигая и церкви (мотив понятный, если поход был санкционирован Хазарией):

Пошёл Олег на греков, оставив Игоря в Киеве; взял же с собою множество варягов, и славян, и чуди, и кривичей, и мерю, и древлян, и радимичей, и полян, и северян, и вятичей, и хорватов, и дулебов, и тиверцев, известных как толмачи: этих всех называли греки «Великая Скифь». И с этими всеми пошел Олег на конях и в кораблях; и было кораблей числом 2000. И пришел к Царьграду: греки же замкнули Суд, а город затворили. И вышел Олег на берег, и начал воевать, и много убийств сотворил в окрестностях города грекам, и разбили множество палат, и церкви пожгли. А тех, кого захватили в плен, одних иссекли, других замучили, иных же застрелили, а некоторых побросали в море, и много другого зла сделали русские грекам, как обычно делают враги.
И повелел Олег своим воинам сделать колеса и поставить на колеса корабли. И когда подул попутный ветер, подняли они в поле паруса и пошли к городу. Греки же, увидев это, испугались и сказали, послав к Олегу: «Не губи города, дадим тебе дань, какую захочешь». И остановил Олег воинов, и вынесли ему пищу и вино, но не принял его, так как было оно отравлено. И испугались греки, и сказали: «Это не Олег, но святой Дмитрий, посланный на нас Богом». И приказал Олег дать дани на 2000 кораблей: по 12 гривен на человека, а было в каждом корабле по 40 мужей.
И согласились на это греки, и стали греки просить мира, чтобы не воевал Греческой земли. Олег же, немного отойдя от столицы, начал переговоры о мире с греческими царями Леоном и Александром и послал к ним в столицу Карла, Фарлафа, Вермуда, Рулава и Стемида со словами: «Платите мне дань». И сказали греки: «Что хочешь, дадим тебе». И приказал Олег дать воинам своим на 2000 кораблей по 12 гривен на уключину, а затем дать дань для русских городов: прежде всего для Киева, затем для Чернигова, для Переяславля, для Полоцка, для Ростова, для Любеча и для других городов: ибо по этим городам сидят великие князья, подвластные Олегу. «Когда приходят русские, пусть берут содержание для послов, сколько хотят; а если придут купцы, пусть берут месячное на 6 месяцев: хлеб, вино, мясо, рыбу и плоды. И пусть устраивают им баню — сколько захотят. Когда же русские отправятся домой, пусть берут у царя на дорогу еду, якоря, канаты, паруса и что им нужно». И обязались греки, и сказали цари и все бояре: «Если русские явятся не для торговли, то пусть не берут месячное; пусть запретит русский князь указом своим приходящим сюда русским творить бесчинства в селах и в стране нашей. Приходящие сюда русские пусть живут у церкви святого Мамонта, и пришлют к ним от нашего царства, и перепишут имена их, тогда возьмут полагающееся им месячное, — сперва те, кто пришли из Киева, затем из Чернигова, и из Переяславля, и из других городов. И пусть входят в город только через одни ворота в сопровождении царского мужа, без оружия, по 50 человек, и торгуют, сколько им нужно, не уплачивая никаких сборов».
Цари же Леон и Александр заключили мир с Олегом, обязались уплачивать дань и присягали друг другу: сами целовали крест, а Олега с мужами его водили присягать по закону русскому, и клялись те своим оружием и Перуном, своим богом, и Волосом, богом скота, и утвердили мир. И сказал Олег: «Сшейте для руси паруса из паволок, а славянам копринные», — и было так. И повесил щит свой на вратах в знак победы, и пошел от Царьграда. И подняла русь паруса из паволок, а славяне копринные, и разодрал их ветер; и сказали славяне: «Возьмем свои толстины, не даны славянам паруса из паволок». И вернулся Олег в Киев, неся золото, и паволоки, и плоды, и вино, и всякое узорочье. И прозвали Олега Вещим, так как были люди язычниками и непросвещенными[6].

Победа Руси, был заключён в 911 году выгодный договор и получена дань. Договор был выгоден и Хазарии, так как русы-торговцы теперь могли свободно посещать Константинополь, а Хазария была тесно торгово связана с русами. Таким образом, договор косвенно открывал Константинополь и для хазарской торговли.

cyclowiki.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *