Платон афинская школа – Афинская школа — Википедия

Фреска «Афинская школа» (1509)

До Станца делла Сеньятура Рафаэлю редко приходилось иметь дело с фресками, однако он на удивление уверенно сумел справиться со своей задачей и написал свою знаменитую ватиканскую фреску «Афинскую школу» (1509), ставшую одним из величайших шедевров не только Рафаэля, но и всей живописи Ренессанса. Эту монументальную фреску Рафаэль создал, когда ему было всего 25 лет, и она стала одним из шедевров эпохи Высокого Возрождения. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными цилиндрическими сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Именно такие беседы способствовали развитию философской мысли.

«Афинская школа», как начали называть эту фреску спустя много лет после написания, изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в IV веке до н. э. Рафаэлю, как и его современникам, было хорошо известно, что собрания этой Академии проходили под открытым небом, в оливковой роще. Но тем не менее художник избирает фоном величественное здание, выдержанное в классическом стиле. Возможно, Рафаэль пришел к такому решению потому, что подобное строение казалось ему более подобающим местом для рождения высоких идей Золотого века, чем любой природный пейзаж. А то, что изображенное на фреске здание по своей архитектуре ближе к классическому римскому, чем к греческому стилю, подчеркивает слияние двух культур, которое произошло в итальянском Ренессансе под влиянием философских идей Древней Греции. При взгляде на фреску, основание которой расположено над дверью, изображенные на ней своды кажутся уходящими в бесконечность, хотя на самом деле высота фрески лишь вчетверо превышает человеческий рост. Рафаэль выстраивает архитектуру изображенного на фреске здания по законам театра, и на этих подмостках, как на сцене, эффектно и гармонично располагает человеческие фигуры.

 

В изображении большей по размеру, чем человеческие фигуры, и расположенной над ними мраморной скульптуре греческого бога Аполлона применен контрапост, что часто встречается в работах Микеланджело. Воплощение мужской красоты и разума, Аполлон был также богом музыки, что символизирует лира, которую он держит в руках. В противоположном нефе в стенной нише стоит симметрично расположенная статуя Минервы, богини войны и мудрости, покровительницы всех учебных заведений. В своих работах Пифагор (ок. 580-ок. 500 гг. до н.э.) пытался связать математику и музыку, поэтому глубоко символично то, что его фигура изображена под статуей Аполлона. На табличке в его руках начертаны математические формулы, с помощью которых он стремился описать музыкальную гармонию, что должно было стать ключом к познанию гармонии мира. Платон использовал эти формулы для расчета гармонических пропорций души, и эта идея подробно изложена им в трактате «Тимей», с которым он и изображен на фреске.

На этой фреске Рафаэль также нарисовал свой автопортрет, а за своей спиной, возможно, портрет своего учителя, Перуджино. В этой же группе мы видим Птолемея, держащего в руке земную сферу (Птолемей жил во II веке до н.э., был астрономом и утверждал, что Земля является центром Вселенной). Полагают, что фигура, держащая в руке небесную сферу, принадлежит персидскому пророку Зороастру. Полуобнаженная, сидящая на ступенях в крайне неудобной позе фигура — это греческий киник Диоген (ок. 400-325 гг. до н.э.), философия которого была основана на принятии аскетического образа жизни как единственного способа достичь истинной независимости и свободы. Сам Диоген полностью отрицал все удобства и жил на окраине Афин в бочке из обожженной глины. Лысый математик Евклид (Вазари утверждает, что это портрет товарища Рафаэля, архитектора Браманте) демонстрирует начертанные на дощечке чертежи, которые должны подтвердить его геометрическую идею. Студенты Евклида изображены, так, что по их жестам и выражению лиц мы можем проследить, на какой, стадии понимания мысли учителя находится каждый из них.

Не все фигуры на фреске можно идентифицировать со стопроцентной уверенностью, однако великих греческих философовПлатона (427-347 гг. до н.э.) и его ученика Аристотеля (384-322 гг. до н.э.) легко узнать по названиям книг, которые они держат в руках. Рука Платона обращена вверх, а рука Аристотеля — вниз, раскрытой ладонью к земле. В этих жестах сконцентрированы их философские идеи — у Платона более абстрактные, у Аристотеля более практичные и логически обоснованные. Аристотель и Платон стоят рядом на верхней ступени лестницы. Три свода, следующие один за другим, обрамляют их. Внимание зрителя сразу же сосредоточивается на их фигурах. Они — центр композиции. Левой рукой Аристотель держит свою «Этику», движением правой он как бы успокаивает вдохновенный пафос Платона. Его фигура выступает легко и свободно. Благородство движений, мягкие изгибы плеч, рук и складок одежды, темные и светлые чередующиеся тона придают ей плавную размеренность, грацию и гармонию. Мягкость контура и раскрепощенность движений не умаляют величественности Аристотеля. Они подчеркивают еще более могучую вертикаль фигуры Платона и в то же время придают образу Аристотеля больше человечности и необыкновенную живописность. Старец Платон с лицом Леонардо озарен вдохновением. Он похож на библейского пророка. Перстом указывая на небо, он вещает о мире идей. Молодой еще, крепкий, Аристотель — прекраснейшее творение земли. Его лицо, повернутое в сторону Платона на фоне плывущих облаков, светится разумом и добротой. Спокойствие, умеренность, подлинная сила, повелевающая человеческими страстями, запечатлены в его образе. Возносящий жест Платона и приземляющий — Аристотеля свидетельствуют о непрекращающемся споре. Что есть истина? О том же размышляют Сократ, Гераклит, Эзоп, Пифагор…

Но зачем сам Рафаэль в этом сонме мудрецов? Повернул к нам свое красивое, трогательно-доверчивое лицо, грусть в лице… Бесстрастно наблюдает, не желая участвовать в жарком разговоре, сшибке гигантских умов или принимает чью-то сторону…? «Живопись является философией»,- говорил Леонардо да Винчи. Для Рафаэля живопись была философией красоты. В живописи он — великий идеалист и великий реалист одновременно. Потому так равноправно шествуют в «Афинской школе» Платон и Аристотель.

В искусстве Рафаэля вполне конкретное выражение обрел образ совершенного человека. Это — Аристотель в феске «Афинская школа».

В этой фреске Рафаэля чувствуется влияние целого ряда более ранних работ других великих художников. Одним из них был «Запрестольный образ Монтефельтро» работы Пьеро делла Франческа, который Рафаэль видел в родном Урбино, на котором Мадонна, младенец, святые, ангелы и донатор (заказчик) изображены в нефе классической церкви на фоне искусно расписанного свода. Учитель Рафаэля Пьетро Перуджино использовал классический городской пейзаж в качестве фона при написании картины для Сикстинской капеллы «Христос вручает ключи апостолу Петру» точно так же, как делает это Сандро Боттичелли в своем «Поклонении волхвов». Однако в своей работе Рафаэль идет дальше и усиливает внутреннюю гармоническую связь между архитектурой и человеческими фигурами, создавая для этого группы фигур, повторяющиеся в ритме архитектурного ансамбля. Центральные арки здания усиливают и подчеркивают основные фигуры — Платона и Аристотеля, и одновременно создают пустое пространство перед ними. Без арок общее впечатление от фрески было бы иным.

Гобелены по эскизам Рафаэля (1515)

Одной из самых значительных работ Рафаэля стал папский заказ на десять гобеленов, иллюстрирующих евангельские сцены из жизни апостолов Петра и Павла и предназначенных для Сикстинской Капеллы. Они стали непревзойденными образцами монументального повествования в изобразительном искусстве как станцы Ватикана.

Желая завершить Сикстинскую капеллу, где Микеланджело расписал потолок эпизодами из «Книги Бытия», «Сивиллами», «Пророками» и «Праотцами», Лев Х в 1514 году заказал Санцио картоны для гобеленов на тему «Деяния апостолов». Они должны были располагаться под росписями XV века, изображающими сцены из жизни Моисея и Христа, и стать их сюжетно-историческим продолжением. В важные дни, в церковные праздники, на стенах, в первом уровне Сикстинской капеллы, вывешивались гобелены, изображающие сцены из жизни апостолов, с гербами Дела Роверов(пап Сикста IV и Юлия II), и, согласно одной легенде, они прибыли первоначально из Иерусалима.

По мнению папы Льва X, они стали слишком изношенными и неприглядными и должны были быть заменены. Идея была превосходная, поскольку эта замена дала Льву X возможность показать свой герб в наиболее важной капелле христианского мира. Герб Льва X, исполненный по рисунку Рафаэля, украшает края новых гобеленов.

Первоначально художнику, возможно, заказали цикл гобеленов, и оговорили, выбор сцены, которые согласуются с ключевыми особенностями духовной политики нового римского папы, при сохранении стиля уже имевшегося интерьера. Лев X ожидал, что Рафаэль интерпретирует эти темы мастерски. Возможно, это было в конце 1514 или в начале 1515. Рисунки были закончены в конце 1516 г, так как имеется документальное свидетельство, что конечная оплата была сделана 20 декабря 1516г.

Рафаэль сделал рисунки для этих гобеленов в их полную величину (так называемые картоны). Затем они были отосланы в Брюссель, в ткацкую мастерскую известного мастера Питера Ян Алеста (ван Элста), самой лучшей в то время. Один гобелен был закончен 1517 г., и семь гобеленов были готовы к Рождественским праздникам 1519 г. Три другие, должно быть, прибыли вскоре, перед смертью Льва Х, в 1521. Очевидно, Рафаэль мог их видеть до своей смерти выставленными в Сикстинской Капелле. Папа Лев X видел эти гобелены наверняка, поскольку умер годом позже Рафаэля. В списке, сделанном после смерти Льва Х, числится 10 рисунков гобеленов. В 1527, эти работы были украдены, и не были возвращены до 1550-ых. В настоящее время гобелены находятся в Ватиканском музее. Уцелело семь оригинальных картонов Рафаэля, и все они хранятся в коллекции Музея Виктории и Альберта в Лондоне, куда поступили из Британского королевского собрания (картоны были куплены в 1623 году принцем Уэльским, будущим королем Карлом I).

При исполнении этой работы Рафаэль столкнулся с двойным вызовом своему самолюбию человека и художника. С одной стороны, он знал, как важен этот проект для Льва Х и как он надеется на него. С другой стороны, он чувстовал что из-за потолка Микеланжело он, известный художник, отодвинут в тень, пусть знаменитым, но скульптором, и их работы будут сравниваться, не по объёму, а по качеству исполнения. Он справился с этой трудной задачей, и гобелены имели огромный успех, когда были показаны в Сикстинской капелле в 1519г.

Как пишет Вельфлин, «эти картоны были сокровищницей, из которой художники черпали формы для выражения движений человеческой души. Удивление, испуг, страдание, величие и достоинство воплощены здесь с таким совершенством, что иных форм для них Запад не мог и представить себе».

 

Самые известные Ватиканские гобелены:  «Чудесный лов рыбы»«Cв. Павел проповедует в Афинах»«Паси овцы мои», или «Призвание Св. Петра к апостольству»«Смерть Анании».

Гобелен «Чудесный лов рыбы» изображает сюжет Библейского повествования, который описывает одно из чудес Иисуса. Когда рыбаки, среди которых было и несколько Его последователей, не удалось выловить стоящего улова, трудясь всю ночь, следуя повелению Господа, еще раз заплыли на глубину и забросили сети, улов превзошел их самые смелые ожидания. Под весом рыбы начали рваться сети, утлые лодки начали тонуть. И тогда прозрели рыбаки, а Симон, которого Иисус назвал Петром (Камнем), осознал случившееся как Божье чудо, вместе с чем пришло также и осознание собственной греховности.

Чудесный изобильный лов рыбы был прообразом Божьего призвания для Апостолов. Отныне они перестали заниматься рыбной ловлей, но стали на путь служения Господу — «ловцами человеков» для Царства Божьего.

Гобелен «Паси овцы мои» изображает момент призвания Святого Петра к апостольскому служению. Распятый, воскресший Спаситель призвал Петра быть пастырем. Когда распинали Христа, три раза отрекся от Него Петр. Три раза подтвердил Петр согласие следовать Божьему призванию — отныне и до самой мученической смерти. На гобелене ученики Христа, многие из которых, в том числе и Петр, были прежде рыбаками, повернулись к Иисусу с стадом кротких овечек, отвернувшись от своих прежних занятий, прежней жизни, от озера и лодок.

studfiles.net

2.3. Афинская школа

Греческая биология, как и вся эллинская культура в целом, достигла высшего этапа своего развития при Аристотеле (384—322 гг. до н. э.). Аристотель, уро­женец Северной Греции, был одно время воспитате­лем Александра Македонского. Расцвет его творче­ской деятельности относится к тому времени, когда он преподавал в созданной им знаменитой школе в Афи­нах. Аристотель принадлежит к числу самых разно­сторонних и глубоких древнегреческих философов. Его сочинения охватывают все области знания того вре­мени— от физики до литературы и от политики до биологии. Наибольшую известность получили его тру­ды по физике, относящиеся главным образом к строе­нию неодушевленной природы и происходящим в ней процессам, однако, как выяснилось позднее, почти все они оказались неверными.

Наряду с физикой, философией и другими нау­ками Аристотель очень увлекался биологией, в част­ности, много времени посвятил изучению морских ор­ганизмов,— как утверждают, это было одно из люби­мейших его занятий. Труды Аристотеля по биологии относятся к лучшим в его наследии, однако впослед­ствии они были почти забыты.

Античные знания (идеи Сократа, Платона и Аристотеля) до европейского читателя преимущественно дошли благодаря трудам, уцелевшим после пожара в Александрийской библиотеке. Среди них наиболее интересны специальные ра­боты Аристотеля по животным. С учётом их содержания, Аристотеля считают отцом биологии как науки.

Основателем афинской школы философии был Сократ. Девиз Сокра­та — «познай самого себя». Он отдавал предпочтение научному ме­тоду, четкости определений и терминов в противовес туманным из­речениям прежних натурфилософов. Сократ всегда стремился к объективности в познании мира, он говорил: «Платон, ты мне друг, но истина – дороже».

У Сократа учился Платон, который в своих изысканиях, не сле­дуя девизу учителя, пытался все объяснить умозрительно. Идеи Платона, названного Цицероном «богом философии», были противоположными взглядам Демокрита. Платон — объективный идеалист, искатель абсолютной истины рассматривал окружающий мир (совокупность вещей) как трудно постижимый разумом. Мир идеи для него — ос­нова материального мира.

В диалоге «Тимей» появление жизни на Земле у него совпадает по времени с возникновением человека. Из «бесформенной сущности» Творец («демиург») создает «тело мира», затем «…создатель вложил ра­зум в душу, а душу вселил в тело». Так вещественный мир превращается в «живое существо» с разумом и душою.

Творец создал человека с бессмертной душой как наиболее совершенное существо по своему образу и подобию, а все остальные существа возникают как его модификации. Платон высказал мысль о мозге как о высшем органе, где находится бессмертная часть души.

Аристотель — ученик Платона. Однако идеи Аристотеля не во всем соответствовали взглядам Платона. Стремление к поиску ис­тины для него оказалось дороже, чем авторитет своего друга и до­рогого учителя. Так, Аристотель исходил из материальности мира и постоянства его движения. В основе философии Аристотеля лежат четыре начала: материя, форма, движение и цель. Движение обу­словлено механическими и конечными причинами (телеология). Вместе с тем он разработал учение о формах движения, ощущениях и разуме, как источниках положительных знаний. Однако развитие материально­го мира (как пассивного начала) ставил он в зависимость от высшей воли — «первый толчок». Он выделил три вида души: расти­тельная (питающая), чувственная (бескровные животные) и разум­ная. Низшие формы, по его мнению, входят в высшие.

При объяснении явлений живой природы он проявлял двойст­венность (дуализм): пассивная материя и активная форма. Материя зависит от формы; последняя выступает как причина и цель превра­щений материи.

В образовании зародыша он допускал участие мужского и женского начал, более активной все же считал форму, заключен­ную в мужском начале в виде души. Проявлением активности души Аристотель объяснял целесообразность в живой природе. Однако он допускал возможность участия в этом процессе и материи, что приводит к уклонениям от целесообразности в виде уродств.

При описании развития цыпленка он проследил посте­пенное его становление от неопределенных очертаний к строгой форме. Для этого он ежедневно брал яйца из-под наседки. Полу­ченные данные на птицах он сравнивал с развитием человека, чем способствовал возникновению идеи о «сходстве путей эмбриоге­неза животных и человека».

Аристотель рассматривал онто­генез как реализацию предначертанных «конечных при­чин». Оригинальна попытка Аристотеля связать представления о душе с явлением рекапитуляции. В этой связи он доказывает присутствие питающей души уже в за­родыше и различных видов души на всех стадиях развития, а так­же постепенное приобретение зародышем облика взрос­лого животного.

В работах Аристотеля можно проследить и идею борьбы за существование в природе. Так, например, он подчеркивает, что жи­вотные, обитающие вместе и употребляющие сходную пищу, всту­пают между собой в борьбу при нехватке последней. Он допускал напряженность борьбы между одинаковыми животными.

Много внимания он уделял образу жизни животных. В работах «О частях животных», «О возникновении животных», «Учение о растениях» и других он подмечает явление аналогии и гомологии, корреляции органов, интересуется вопросами зародышевого разви­тия и наследования признаков в потомстве у человека, а также раз­витием ощущений, умственной деятельности, связи души и тела (работа «О душе»). Много внимания он уделяет размножению организмов, регенерации — восстановлению целого организма из части. В явлении регенерации он усматривал сходство несовершенных животных и растений.

Аристотель пер­вый по времени натуралист, поставивший научно — исследователь­скую работу на небывалую до него высоту. Разнообразны были его научные интересы, в том числе касающиеся живой природы. Здесь следует упомянуть прежде всего попытки классифицировать животных по комплексу признаков, что позволило ему (впервые!) отделить дельфинов от рыб.

Так, у дельфинов есть легкие, и дышат они воздухом. В отличие от рыбы дельфина можно утопить, если долго держать под водой. Кроме того, дельфины — животные теплокровные, а не холодно­кровные. И, что самое важное, они рожают живых детенышей, которые еще в утробе матери питаются через плаценту. Во всем этом дельфины сходны с по­крытыми шерстью теплокровными животными суши. По мнению Аристотеля, этих сходных признаков было вполне достаточно, чтобы объединить китообразных (киты, дельфины и морские свиньи) с сухопутными животными, а не морскими рыбами, — в этом он на два тысячелетия опередил свое время, ибо все антич­ные и средневековые ученые продолжали объединять китообразных с рыбами. Заслугой Аристотеля следует считать и другой его вывод: он разделил покрытых чешуей рыб на две группы — рыбы с костным и рыбы с хрящевым, как у акулы, скелетом.

Всех животных он разделил на животных с кровью (энайма) и без крови (анайма). Животных с кровью, в свою очередь, делил на живородящих, яйцеродных, а без крови — размножаю­щихся яйцами (они также неоднородны) и возникающих самопро­извольно. Млекопитающих делил он на парно- и непарнокопыт­ных, рыб — на хрящевых и костистых. Он подметил различия крупных и мелких животных по плодовитости. Это положение рас­пространял и на растения.

В «Истории животных» встречаются описа­ния в области сравнительной анатомии и морфологии, предвосхи­тившие последующие идеи Ж.Кювье и Ж.Сент-Илера. Это дает право назвать Аристотеля основателем сравнительной анатомии. Аристотель замечает, что одни «органы сходны по положению и функциям, а по существу различной природы, другие одной и той же природы, но различны по форме» (т.е. это аналогичные и гомологичные органы).

В итоге пришел он к форму­лировке «Закона корреляций органов». Так, обратив внимание на связь формы и функций органа, Аристотель ставит вопрос: «Ради чего существует орган?» Отвечает: для выполнения предначертаний цели. Тело существует ради души, «части тела — ради выполнения предначерта­ний цели». Например, язык существует ради вкусовых ощущений и речи. Более ценное природа помещает в более ценном месте. Отсю­да сердце лежит «посередине существенно необходимой для жизни части тела». В этом смысле Аристотеля следует считать основопо­ложником учения «о конечных причинах или целях природы» (те­леология), продолжавшего господствовать в биологии до середины XIX в. Его преодоление — одна из заслуг теории Ч.Дарвина .

Реализацию цели пытался он изобразить в виде лестницы ве­ществ и существ с усложнением ее ступеней, включая и человека. Так, Аристотель замечает, что «природа без перерывов идет от тел неодушевленных к животным через живые, но не заслуживающие названия животных» и поэтому «трудно вскрыть, где собствен­ные границы и где середина этого последовательного ряда…, за те­лами неодушевленными идут сперва растения…».

При этом живые существа отличаются наличием энтелехии («жизненной силы»), в чем проявляется витализм Аристотеля в подходе к явлениям жизни. Проникновением энтелехии он объяснял возможность самопроизвольного зарождения не только низших животных, даже рыб, лягушек и мышей. Отсюда вся природа якобы в той или иной степени одушевлена, так как «все наделено… душой».

Таблица — Лестница существ (по Аристотелю)

Ступени лестницы

Характеристика

Человек

Душа питающая, чувствующая, движущая и разум­ная

Животные с кровью

Душа питающая, чувствующая и движущая

Переходные формы

(«зоо­фиты»)

Душа питающая и чувствующая

Растения

Душа питающая

Минералы

Без души

Земля, воздух, вода

и огонь

Основа всего

Эта схема была далека от представлений об историческом раз­витии природы. Однако она сыграла и положительную роль как первая попытка познания закономерностей градации природы и на­долго завладела умами мыслителей. Правда, у Аристотеля мы нигде не находим упо­минания о том, что формы жизни постепенно пре­вращаются в другие и что вышестоящее существо про­изошло от существа, стоящего на более низкой сту­пени развития. Как известно, именно эта концепция является ведущей в современной эволюционной тео­рии, а Аристотель никогда не был эволюционистом. Однако созданная им «лестница жизни» неизбежно наталкивала ученых на такой ход мысли, который должен был привести к представлению об эволюции.

При всех недостатках идеи «лестницы существ» ей нельзя отказать в постановке вопроса о свя­зи между неживой и живой природой, а также в изображении по­следней в виде восходящего и совершенствующего ряда. В силу ог­раниченности фактов все это представлялось мистически. В прин­ципе же важна сама постановка вопроса, что способствовало в дальнейшем поиску возможностей перехода от одной ступени к другой.

Аристотель создал и «учение о растениях». Растения облада­ют низшей ступенью развития души (сила питания и роста), жи­вотные—более высшей (стремление и чувствования). Аристо­тель отмечал у растений и животных и некоторые общие свойст­ва. Они состоят из сходных элементов. Строение органа у растений проще, чем у животных. Питатель­ные вещества земли образуют тело растения. Возобновление, воспроизведение — характерные черты растений.

У растений он выделял разнообразные формы размножения. Он различал и пол у растений, хотя мужское и женское у растений скрыто, возника­ет в семени. Усматривал сходство между яйцом животных и се­менем растений в образовании зародыша из части плода, другая часть служит ему пищей.

В заслуги Аристотеля следует также ставить введение понятия «вид» для обозначения группы животных (предметов) одинаковой сущности в отличие от других групп животных (предметов). Хотя Аристотель употреблял понятие «вид» и применитель­но к животным, оно скорее всего для него имело только логический смысл. Тем не менее введенное им понятие «вид» в последующем сыграло положительную роль в формулировке морфологической концепции вида и стало одним из важнейших в биологии .

Из сказанного видно, насколько всеобъемлющими были интере­сы Аристотеля и его стремление подкрепить их наблюдениями. Не случайно Аристотель назван «учителем учителей» (А.Данте). По этой причине работы Аристотеля и его учеников до сих пор привлекают внимание историков науки.

Идеи Аристотеля применительно к растениям получили разви­тие в работах его любимого ученика Теофраста (372—287 гг. до н. э.), который после смерти учителя возглавил созданную им афинскую школу философов. В его труде «Исследования о растениях» содержатся сведения о классификации, использовании, строении и размножении, способах прорастания семян растений. При описа­нии растений он ввел такие ботанические понятия как плод, око­лоплодник и сердцевина, различал способы их размножения. От­личал злаки и бобовые по семядолям, корням и стеблям, а также мужские и женские растения у финиковой пальмы (нередко отнеся их даже к разным видам). Считал, что «дерево самца» отличается наличием цветочной пыли, попадающей на соцветия «дерева сам­ки».

Теофраст— «отец ботаники» — выделил ее как са­мостоятельную науку. Он рассматривал строение и физиологию растений, географическое распространение, влияние усло­вий на них. Он систематизировал более 500 растений, клас­сифицировал их по жизненным формам: деревья, кустарники, по­лукустарники и травы, выделяя их характерные черты. Написал 10-томную «Естественную историю растений» и 8-томную исто­рию «О причинах растений». Выделял дикие и культурные, вечно­зеленые и с опадающей листвой, растения суши и воды, хвойные. Описание растений он сопровождал сведениями об их использова­нии и распространении, выделял одно- и двудомные. Листья делил на простые и сложные, кору, древесину и сердцевину выделял как части растений. Касаясь проблемы роста и размножения, происхо­ждения растений, описал явление геотропизма, движений листьев, приемы прививок.

Он пытался выделить фитогеографические зоны. Из более тонких его наблюдений следует упомянуть описания явлений воз­растной мозаики листьев (плющ), изменения формы листьев и корней со старением деревьев (тополь, клещевина), различий долговечности растений в разных условиях произрастания, движений растений (мимоза и лазающие формы), расщепление вегетативно размножаемых растений при переводе на семенное возобновление (плодовые, виноград и др.) и проявления материнских признаков при вегетативном воспроизведении, полярности органообразования, рудиментов и переразвитых частей тела у растений. Так, на примере отрезков побега ивы и винограда он предостерегал от не­удач при посадке их морфологически верхними концами. Он вы­ступает против возможностей самопроизвольного возникновения сложных растений.

В той же работе Теофраста содержатся другие сведения о расте­ниях (листопад, созревание плодов, опыление и т.д.), которые ха­рактеризуют его как оригинального исследователя-экспериментато­ра, сумевшего критически обобщить и существенно дополнить на­блюдения предшественников над растениями. Он прожил более 100 лет и весьма плодотворно изучал особенности жизнедеятельности растений, в отличие от других древних натурфилософов, что следует поставить ему в заслугу.

studfiles.net

РАФАЭЛЬ САНТИ. «АФИНСКАЯ ШКОЛА» — The Art Story


КАТАЛОГ



| Италия | Рафаэль Санти | 1483-1520 | «Афинская школа» | 1509 | фреска | Станца делла Сеньятура, Ватикан, Рим


1 — Леонардо да Винчи в образе Платона и Аристотель
2 — Пифагор
3 — Диоген Синопский
4 — Микеланджело в образе Гераклита
5 — автопортрет
6 — Эпикур
7 — Александр Македонский
8 — Сократ
9 — Евклид

Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются аттрибутации, насчет некоторых нет единой точки зрения)

Станцы Ватикана расписывались Рафаэлем с 1508 по 1518 год, но сам художник принимал непосредственное участие в их росписи в 1508 — 1512 годах. Это случайно, но показательно, что время работы Рафаэля над росписями Станц в точности совпадает со временем работы Микеланджело над Сикстинским потолком, — четыре года.
В «Станца делла Сеньятура» воплощена квинтэссенция гуманизма, прославление достижений человеческой мысли в разных сферах деятельности: творческий гений человека, гений науки и искусства – науки философской, как царицы земных наук, и искусства с фигурами поэтов от Гомера до Данте и, возможно, современника Рафаэля Ариосто.
Название фрески «Афинская школа» дано не самим Рафаэлем. Первоначально она, видимо, называлась просто «Философия». «Афинская школа» — название не вполне соответствующее изображенному, потому что здесь кроме афинских философов много и тех, кто никогда не бывал в Афинах. И кроме того, здесь собраны, как вы понимаете, изображения тех мыслителей прошлого, которые жили в разное время и физически никак не могли встречаться друг с другом.
Рафаэль создает некий идеальный образ идеального собрания идеальных мыслителей. Некое идеальное царство философии, так же, как художники позднего Кватроченто создавали неоплатонические идеальные Сады Эроса – например «Весна» Боттичелли — философический сад философского эроса. Так и у Рафаэля — некий идеальный Град, где сосуществуют и прекрасно уживаются самые разные направления человеческой мысли. В старом искусствоведении иногда предпринимались попытки вычленить из этой композиции личные философические предпочтения Рафаэля, выяснить, чему он отдает преимущество – идеализму Платона, в образе Леонардо да Винчи, указующему на небеса, или мощной конкретике Аристотеля, низвергающего свою длань к земле. Искать на чьей стороне Рафаэль — дело совершенно напрасное. Точно так же, как психологически исследовать улыбку «Моны Лизы». Рафаэль занят другим. Не доказательством, а демонстрацией того, как разнообразна человеческая мысль, какие разнообразные величественные системы она может создавать, на какие разные высоты духа она может подниматься, какие разные сферы она может обнимать. Потому что в этой фреске представлена и геометрия Эвклида, и математика Пифагора, и пифагорейское учение о музыке, и астрономические представления древних. Видимо, Рафаэля консультировали гуманисты папского двора, ученые, которых в Риме в начале XVI в. было достаточно много.
Иконологические изыскания показали, что едва ли не каждая фигура, во всяком случае с большой степенью вероятности, символизирует если не отдельного философа, то какое-то свойство человеческой натуры и человеческого знания, какое-то определенное человеческое достоинство. Будь то энергичность или умеренность. Совершеннейшее чудо, что центральные персонажи, безусловно господствующие над почти пятидесятифигурной композицией, фигуры Платона и Аристотеля, вроде бы не выделяются среди остальных ни размером, ни тем, что помещены на переднем плане. И в то же время они абсолютно сразу же, без всякой заминки, отыскиваются и воспринимаются нами и как оптический, и как смысловой, и как духовный центр изображения.
В композиции этой фрески создана целая система многократно повторяющихся арочных линий по нисходящей, которая неизбежно подводит наш взгляд к этой дополняющей друг друга жестами, смыслом и состоянием паре мылителей. Изображение величественной архитектуры разработано с такой убедительностью, что она кажется не столько выдуманной, сколько реально существующей, вернее написанной с реально существующей. Здесь есть явная перекличка с архитектурными идеями Браманте, с архитектурными идеями Высокого Возрождения. Даже какая-то кажущаяся центричность этого величественного храма философии связана именно с брамантовскими идеями центрического храма как наиболее совершенной формы ренессансной архитектуры. Вспомним о колоссальном плане Браманте, плане постройки собора св.Петра и о его маленьком центрическом храме, единственной постройке, которую он реально сумел осуществить.

В группе заднего плана, в центре которой торжествуют Аристотель и Платон, находится и Сократ, и, по всей видимости, Алкивиад, к которому Сократ обращается. Этой группе противостоят группы переднего плана, причем они ведь не симметричны – левая группа ученых и их учеников немного ближе продвинулась к центру, чем правая. Пространственно они занимают очень разное место. И в то же время здесь начисто отсутствует ощущение неуравновешенности правого и левого. Мы совершенно не замечаем того, что часть фрески выпадает, поскольку начинается дверной проем, нас это зрительно абсолютно не коробит. А уравновешивает эти неравные и в то же время идеально гармоничные группы фигура пресловутого Диогена, наиболее известного философа кинической школы, который разлегся по диагонали на ступенях лестницы. Эта фигура, как бы промежуточная между двумя группами переднего плана, и в то же время она ведет наш глаз в глубину. Она заполняет пустоту лестницы. Кроме того, Диоген расположен так, что воспринимается нами в движении изнутри наружу, из глубины к переднему плану, а в противоположном движении, тоже связывая передний и задний планы, дана со спины фигура поднимающегося по ступеням юноши. Вот так ненавязчиво и в то же время ритмически, пластически-пространственно, абсолютно убедительно связываются им и группы, и планы в некую единую и совершенно неразрывную цельность.


В. Клеваев. «Лекции по истории искусства.Высокое Возрождение. Рафаэль Санти»

manon-gabrielle.livejournal.com

История одного шедевра: «Афинская школа» Рафаэля Санти: vakin — LiveJournal


Рафаэль Санти. Афинская школа
1511
Scuola di Atene
500 × 770 см
Апостольский дворец, Ватикан. Викисклад

Кликабельно — 3200px × 2037px

Афинская школа (итал. Scuola di Atene) — фреска работы Рафаэля в станце делла Сеньятура Ватиканского дворца.

Список персонажей

1. Зенон Китийский или Зенон Элейский
2. Эпикур
3. Фредерико II, герцог Мантуи
4. Аниций Манлий Торкват Северин Боэций или Анаксимандр или Эмпедокл Акрагантский
5. Аверроэс
6. Пифагор
7. Алкивиад или Александр Македонский
8. Антисфен или Ксенофонт
9. Гипатия (черты лица возлюбленной Рафаэля, Маргериты)
10. Эсхин или Ксенофонт
11. Парменид
12. Сократ
13. Гераклит Эфесский (портретное сходство с Микеланджело)
14. Платон (портрет Леонардо да Винчи) с трактатом «Тимей» в левой руке.
15. Аристотель, держащий Никомахову этику
16. Диоген
17. Плотин
18. Евклид (или Архимед) с учениками (портретное сходство с архитектором Браманте)
19. Скорее всего, Гиппарх, по другим версиям Страбон или Заратустра
20. Клавдий Птолемей
21. Протоген
R — Апеллес (черты лица самого Рафаэля)

Фреска «Афинская школа» изображает не реальную группу афинян – здесь находятся не только афиняне (к примеру, философы Парменид и его ученик Зенон не были гражданами Афин) и даже не только современники, но также мыслители, жившие в другое время и в других странах (например, персидский философ-мистик Зороастр, живший за несколько веков до Платона, или мусульманский переводчик и комментатор Аристотеля Аверроэс, живший на много веков позже). Таким образом «Афинская школа» представляет идеальное сообщество мыслителей классической эпохи, сообщество учителей и учеников. Однако изображая этих выдающихся людей прошлого, Рафаэль придает им черты своих выдающихся современников. Всего на фреске представлено свыше 50 фигур (многие из них не поддаются атрибуции, насчет некоторых нет единой точки зрения).

— с бородой, в коричневой тоге – Спевсипп, философ, племянник Платона
— в синей тоге – Менексен, философ, ученик Сократа
— в белой тоге – Ксенократ, философ, ученик Платона
— в желтовато-зеленоватой – философ Сократ
— в синеватой – предположительно Александр Македонский, ученик Аристотеля
— в темном головном уборе, низенький – Ксенофонт, философ, ученик Сократа
— в шлеме – Алкивиад, полководец и политик, ученик Сократа
— с вытянутой рукой – Есхин, философ, ученик Сократа
— в розовом – Критий, философ, оратор, писатель, дядя Платона
— с обнаженным торсом – Диагор Мелосский, поэт по прозвищу «Безбожник»
— рядом с амуром – философ Зенон, ученик Парменида
— следующий за Зеноном – Навсифан, философ, последователь Демокрита, учитель Эпикура
— в венке – философ Демокрит (по другой версии – Эпикур)
— мальчик за его спиной – Диоген Лаэртский, историк философии
— в белом тюрбане – Аверроэс, арабский философ
— лысый, в желтоватом одеянии на первом плане – Анаксимандр, философ, ученик Фалеса
— в белом одеянии, с книгой – Пифагор, философ и математик
— с длинными волосами – Анаксагор, философ, математик и астроном
— стоит в белом – Гипатия, женщина-математик, астроном и философ
— стоит и держит книгу – философ Парменид
— сидит опершись на куб – философ Гераклит
— лежит на ступенях – философ Диоген
— сидят на коленях и стоят согнувшись – ученики Евклида
— с циркулем – Евклид, математик (по другой версии – Архимед)
— в белой одежде с небесным глобусом – Зороастр, астроном и философ-мистик
— спиной к зрителю, с земным шаром – Птолемей, астроном и географ
— в белом берете – Иль Содома, художник, друг Рафаэля (по другой версии – Перуджино, учитель Рафаэля)
— в темном берете – Рафаэль
— в темной тоге – философ Аркесилай (по другой версии – Плотин)
— опершись рукой о стену – философ Пиррон
— на одной ноге – ?
— в голубом и розовом, спускается – Аристипп, философ, друг Сократа
— всходит по ступеням – философ Эпикур
— спиной, в розовом – ?
— с бородой, в желтоватом плаще – Теофраст, философ и ученый, ученик Платона и Аристотеля
— вплотную к Теофрасту стоит – Евдем, философ, ученик Аристотеля


Зенон Китийский или Зенон Элейский


Эпикур


Аверроэс и Пифагор


Пифагор


Алкивиад или Александр Македонский и Антисфен или Ксенофонт


Франческо Мария I делла Ровере или возлюбленная Рафаэля в образе Гипатии и Парменид


Парменид


Эсхин и Сократ


Микеланджело в образе Гераклита Эфесского


Леонардо да Винчи в образе Платона


Аристотель


Диоген


Донато Браманте в образе Евклида или Архимеда


Страбон или Заратустра, Клавдий Птолемей, Рафаэль в образе Апеллеса и Пьетро Перуджино или Тимотео Вити в образе Протогена

В 1508 году по приглашению папы Юлия II Рафаэль отправляется в Рим. Папа поручает художнику роспись парадных залов (станц) Ватиканского дворца. В Станца делла Сеньятура (1509—11) Рафаэль представил четыре области человеческой деятельности: богословие («Диспута»), философию («Афинская школа»), поэзию («Парнас»), юриспруденцию («Мудрость, Мера, Сила»), а также соответствующие главным композициям аллегорические, библейские и мифологические сцены на плафоне.

Фреска «Афинская школа» воплощает величие философии и науки. Ее основная идея — возможность гармонического согласия между различными направлениями философии и науки — принадлежит к числу важнейших идей гуманистов. Под сводами величественного здания расположились группами древнегреческие философы и ученые.

В центре композиции находятся Платон и Аристотель, олицетворяющие античную мудрость и представляющие две школы философии. Платон указывает пальцем на небо, Аристотель простирает руку над землей. Воин в шлеме — Александр Македонский, он внимательно слушает Сократа, который, что-то доказывая, загибает пальцы. Слева, у подножия лестницы, Пифагор, в окружении учеников, занят разработкой математических проблем. Человек в венке из виноградных листьев — Эпикур. Человек, сидящий в задумчивой позе, опершись на куб, — Микеланджело в образе Гераклита. На ступеньках лестницы расположился Диоген. Справа Евклид, склонясь над доской, измеряет циркулем геометрический чертеж. Ступени лестницы символизируют этапы овладения истиной. Рядом с Евклидом стоят Птолемей (держит в руках земной шар) и, вероятно, пророк Зороастр (держит небесный глобус). Чуть правее стоит сам художник (смотрит прямо на зрителя). Хотя на фреске представлено свыше 50 фигур, свойственное Рафаэлю чувство пропорций и ритма создает впечатление удивительной легкости и простора.

Художник поставил перед собой задачу невероятной сложности. И гений его проявился уже в самом подходе к ее решению. Он разделил философов на несколько обособленных групп. Одни осматривают два глобуса — Земли и неба — последний, по-видимому, находится в руках Птолемея. Рядом другие увлечены решением геометрической задачи. Напротив — уединенный мечтатель. Возле него почтенный мыслитель вносит исправления в солидный фолиант под восхищенными взглядами одних и напряженным подглядыванием плагиатора, старающегося схватить чужую мысль налету. От этих людей отходит юноша, еще не избравший себе учителя, готовый к поискам истины. Сзади — Сократ, на пальцах объясняющий слушателям ход своих рассуждений.

Совершенно замечательна фигура юноши в левом дальнем углу фрески. Он стремительно входит в это скопление мудрецов, держа в руке свиток и книгу; развеваются складки его плаща и кудри на голове. Стоящий рядом указывает ему дорогу, а некто из кружка Сократа приветствует его. Возможно, так олицетворена новая смелая мысль, которая вызовет новые споры, подвигнет на новые искания.

Словно нищий на ступенях храма — одинокий Диоген, отстраненный от мирской суеты и дискуссий. Кто-то, проходя мимо, указывает на него, словно спрашивая спутника: не таков ли удел подлинного философа? Но тот обращает его внимание (и наше) на две фигуры, которые находятся в центре композиции. Это убеленный сединами Платон и молодой Аристотель. Они ведут диалог — спокойный спор, в котором освобождается от оков догм и предрассудков истина. Платон указывает на небо, где царят гармония, величие и высший разум. Аристотель простирает руку к земле, окружающему людей миру. В этом споре не может быть победителя, ибо для человека одинаково необходимы и безмерный космос, и родная Земля, познание которых будет длиться вечно.

Несмотря на обособление групп философов, картина тяготеет к двум центральным фигурам, отчетливо выдающимся на фоне неба. Их единство подчеркивает система арочных сводов, последний из которых образует подобие рамы, в которой находятся Платон и Аристотель.

Единство философий — в разнообразии отдельных школ и личных мнений. Так складывается великая симфония человеческого познания. Этому не мешает разобщенность мыслителей в пространстве и времени. Напротив, познание объединяет всех, кто искренне к нему стремится. И не случайно, конечно, в картине присутствуют люди всех возрастов, включая младенцев, а на их лицах не только сосредоточенность и задумчивость, но и светлые улыбки.

В своих четырех великих композициях Рафаэль показал четыре основания, на которых должно покоиться человеческое общество: разум (философия, наука), доброта и любовь (религия), красота (искусство), справедливость (правосудие).

Современному человеку может показаться невероятным, что Рафаэль, не достигший тридцатилетия, мог создавать такие грандиозные фрески. Поражает одно уже величие замысла и способность выразить глубокие идеи (а прежде — осознать их) в форме живописных композиций. А сколько для этого требовалось сделать набросков, эскизов! Трудно усомниться, что над фресками работали группы художников. Но общий замысел, структура картин, конкретные фигуры и обработка многих деталей — дело рук и мысли великого мастера.

Источники — Википедия и Энциклопедия людей и идей 2017

vakin.livejournal.com

Афинская школа / Cмотреть все выпуски онлайн / tvkultura.ru

Документальный фильм (Россия, 2009 — 2010). 8 серий.

Над фильмом работали: Владимир Дубровский, Мария Гусева, Ольга Жукова, Сергей Игнатьев, Елена Китаева, Всеволод Кузнецов, Александр Кундрюцков, Вера Кундрюцкова, Дмитрий Менделеев, Наталья Меньшикова и др.

Гераклит
История потомка царского рода, который добровольно оставил свой трон и стал философом, выбрав путь бедности и размышлений. Эфесцы, считавшие его чудаком, вспомнили о Гераклите-мудреце в связи с серьезными для города обстоятельствами, признав его одним из выдающихся мудрецов.

Сократ
Прямотой суждений и критикой современников Сократ нажил себе много врагов. Приговоренный к смерти, он мужественно и спокойно ее принял, хотя мог избежать…

Платон
О полной испытаний и приключений судьбе лучшего ученика Сократа, о его трех поездках на Сицилию. О произведениях Платона «Государство», «Тимей», в которых Платон говорит о сотворении мира и о том, почему философ обязан идти дорогой мучеников.

Аристотель
О жизни Аристотеля – лучшего ученика Платона, который стал учителем Александра Македонского. Результатом бесконечных поисков путей между единовластием и демократией стала золотая середина – его знаменитый труд «Этика».

Цицерон
В программе рассказывается о судьбе мыслителя, его портрет на фоне эпохи и образ самой эпохи на фоне его главных произведений. Цицерон — это золотая нить, связавшая Рим с Афинами Платона. Ученик афинских ораторов, и в тоже время — та основа, на которой строится мысль римских философов — Сенеки, Марка Аврелия, блаженных Иеронима и Августина, Петрарки. Судьба Цицерона — это история падения Республики, триумф и убийство Цезаря; его смерть — позорнейшая в летописи человечества торговля между Марком Антонием и Октавианом.

Сенека
Сенека — воспитатель Нерона. Количество кровавых интриг, в которых ему пришлось участвовать, казалось бы, должно было навсегда поставить его на одну ступень с его учеником. Но — нет. В глазах потомков, один — тиран, второй — великий мудрец и мученик… А что думали об этом современники.

Марк Аврелий
Римский император, прославленный «философ на троне». Сочинение «Размышление», или «К самому себе» написано на древнегреческом языке (12 книг) и является уникальным памятником античной литературы, где автор обращается к философии и обсуждает основополагающие для жизни вопросы: об интересах целого, общей пользе, общественной природе человека; о мироустройстве, о жизни и смерти.

Блаженный Августин
Блаженный Августин. «Исповедь». Величественная и, в то же время, близкая многим история обращения благородной, ищущей, мятущейся души ко Христу.

tvkultura.ru

Платон — bubligum9000



Платон (слева) и Аристотель.  Рафаэль «Афинская школа» (деталь)
Платон, Πλατων (греч.), Plato родился в 428 или 427 г. до н.э. в Афинах умер в 348 или 347 г. до н.э. там же в возрасте восьмидесяти лет, до конца жизни сохранив всю полноту своего могучего ума. — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Из аристократической семьи, при рождении получил имя Аристокл; Платон — прозвище-(широкий).


Plato’s Symposium (Anselm Feuerbach, 1873)

В юности писал стихи. Однажды нес в театр только что написанную трагедию, но встретил Сократа, под впечатлением разговора с ним бросил свою трагедию в огонь и занялся философией. Создатель идеалистической философской школы, утверждающей, что существует мир идей, параллельный доступному нам материальному миру.


Эта гипотеза вызвала дискуссию между философами, не прекращающуюся по сей день. Как заметил философ Альфред Уайтхед, «вся европейская философия на самом деле — ряд примечаний к Платону». Нужно добавить, что Платон оказал большое влияние также на философию мусульманского Востока.


Дельвиль Жан.Школа Платона.
Платоновская Академия — религиозно-философский союз, основанный Платоном приблизительно в 387 году до н. э. близ Афин в садах, посвященных мифическому герою Академу. В Академии разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие.
Особая роль математики подчеркнута в девизе Академии: «Негеометр да не войдет!».


Смерть Сократа. Жак-Луи Давид  1787 год.
Обучении в Академии Платон соединил учение Сократа и учение пифагорейцев, с которым познакомился во время своего первого путешествия в Сицилию. От Сократа он воспринял диалектический метод, иронию, интерес к этическим проблемам; от Пифагора — унаследовал идеал совместной жизни философов и идею образования при помощи символов, основанного на математике, а также возможность применения этой науки к познанию природы.


Во всех произведениях Платона  стремление к идеалу к высшей красоте и вечной полноте бытия.

Политическая направленность. Платон подразумевал под политикой не только воспитание способных государственных деятелей, но и просто благородных и справедливых людей, потому что обязанность философа заключается в том, чтобы действовать. А для подобного воспитания была необходима интеллектуальная и духовная общность, на которую возлагалась задача формировать новых людей, сколько бы времени это ни потребовало. Члены Академии составляли сообщество людей свободных и равных, ибо они равно стремились к добродетели и к совместным исследованиям.

Убежденный в том, что достойную жизнь можно вести только в совершенном государстве, Платон создает для своих учеников условия идеального государства, чтобы пока — за неимением возможности управлять каким-либо реальным государством — они управляли согласно нормам идеального государства самими собой.

«Справедливость столь же хранит государство, сколь и человеческую душу, поэтому раз невозможно всегда сохранять правильное государственное устройство, необходимо построить его внутри себя».


В 529 году указом христианского императора Юстиниана были закрыты все философские школы в Афинах

  

Афинская школа.Рафаэль.1511.   


Афоризмы-Платона

В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не самих себя.

Глупца можно узнать по двум приметам: он много говорит о вещах, для него бесполезных, и высказывается о том, про что его не спрашивают.

Любимое часто ослепляет любящего.

Надежды — сны бодрствующих.

Никто не становится хорошим человеком случайно.

Круглое невежество — не самое большое зло: накопление плохо усвоенных знаний еще хуже.

Стараясь о счастье других, мы находим свое собственное.

Основа всякой мудрости есть терпение.
  
источники;
www.newacropol.ru/Alexandria/philosophy/Philosofs/Plato/
ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%BB%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%BD
      www.lecoindelenigme.com/symbole-perdu-dan-brown-suite-6.htm

bubligum9000.livejournal.com

Афинская школа


Афинская школа — направление в философии Древней Греции объединяющее последователей Платона, начиная с IV в. до н.э. и дислоцирующиеся в основном в Академии, основанной все тем же Платоном, близ Афин.

В 380-х гг. до н.э. Платон основал свою знаменитую Академию близ Афин. В ней разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика, астрономия, естествознание и другие. Внутри Академии было разделение на старших и младших; основным методом обучения была диалектика (диалог). Представители этой школы были последователями непосредственно Платона; находились под влиянием пифагореизма и способствовали развитию математики и астрономии.

Среди членов Древней Академии известны:

  • Крантор,
  • Аристотель,
  • Гераклид Понтийский,
  • Евдокс Книдский,
  • Менехм,
  • Динострат,
  • Филипп Опунтский,
  • Амикл из Гераклеи,
  • Феудий из Магнезии,
  • Афиней из Кизика,
  • Филипп из Менде и др.

Все эти философы и объеденены в так называемую Афинскую школу.

После того как Аркесилай в 266 г. до н.э. стал сколархом, в Академии начал доминировать скептицизм, острие которого направляется против стоицизма.

Вслед за «скептическим» платонизмом 2-й (266-155 гг. до н.э.) и 3-й Академии (155-87 гг. до н.э.) приходит «эклектический» платонизм, основателем которой является Антиох из Аскалона. В 87 г. до н.э. Академия была закрыта.

Отличительной особенностью 4-й Академии (I в. до н.э. — III в. н.э.) является синтез с аристотелизмом и стоицизмом. Этот платонизм лишь наследует традиции Академии, но развивается в разных центрах: Александрия, Афины, Рим. Его представителями были Апулей, Гален, Нумений, Плутарх, Филон Александрийский. В этике центральный пункт — это уподобление божеству, а в физике — различие Бога-творца и благого Бога, предвосхитившее философию гностицизма.

В 176 г. римский император Марк Аврелий восстанавливает академию в Афинах. Сколархом новой школы становится Аттик — ученик Кальвена Тавра.

Основателем неоплатонизма (начиная с III в.) является Плотин. Центром этого направления становится Египет, однако при Ямвлихе и Прокле неоплатонизм проникает и в Афинскую Академию. В 529 г. декретом императора Юстиниана Платоновская академия была закрыта. Сколарх последней афинской Академии Дамаский перебирается в Персию.

Афинская школа работы Рафаэля Санти. Фреска в Ватиканском дворце, 1509-1511 гг. Размер 700х500 см. На фреске изображены представители Афинской школы, включая Платона, Аристотеля, Диогена, Плотина Евклида (Архимеда), Пифагора и др.

Расскажи друзьям:

Оцени:

Загрузка…

civilka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *