Одна из причин крещения руси ответ – 1) интересы развивающегося государства; 2) стремление оградить Русь от набегов

Содержание

Причины крещения Руси

Крещение – это одно из знаменательных событий в истории Киевской Руси. Оно навсегда изменило ход дальнейших событий и определило вектор развития государства, находящегося на этих землях. Ситуация в стране, предшествовавшая Крещению, способствовала выбору Владимира Великого в пользу христианства, а также ускорила события 988 года.

Ситуация в стране


Чтобы понять основные причины введения христианства на Руси, нужно изучить ситуацию в стране на тот момент. Религиозные верования и социально-политическая ситуация в государстве значительно ускорили внедрения единой религии и повлияли на выбор Владимира в пользу православия.

Религия дохристианской Руси


До 988 года в стране не было единой религии. Имело место язычество, со своим пантеоном богов. Такая вера называлась ведической. Важно понимать, что, как и во многих других языческих религиях, в Киевской Руси каждый бог имел свое определенное место в иерархии. Иначе говоря, выполнял конкретные функции и почитался в зависимости от важности его деяний. Среди наиболее почитаемых богов выделяют богов-создателей: Род, Сварог, Лада. Однако учитывая тот факт, что племена, живущие на территории Киевской Руси, поклонялись одному определенному богу из этого пантеона, этот языческий политеизм разобщал население.
Стоит отметить, что христианство еще до 988 года, медленно, но непрерывно входило в жизнь населения. По преданию, оно проповедовалось еще апостолом Андреем Первозванным – учеником Иисуса. Он добрался до Киева и Новгорода по Днепру, обращая язычников в христианскую веру. Несмотря на то, что это легенда возникла только ХІІ столетие, христианизация Руси проводилась еще во время правления киевских князей Аскольда и Дира.
Одной из первых приняла христианство княгиня Ольга во время своего посещения Византии. При ней начали строиться первые киевские храмы. Считается, что она настаивала на крещении своего сына Святослава. Однако следующим крестился только ее внук Владимир «Красное Солнышко».
Владимир в период своего правления проводил несколько масштабных реформ, касающихся религии. Широко известно, что киевский князь был ярым язычником. В 980 году он пытался объединить племена Киевской Руси, внедряя единый культ бога Перуна для всех славян и разрушая православные храмы, воздвигнутые в период правления его бабушки Ольги. Племена такие изменения восприняли враждебно, ведь назначение Перуна верховным божеством прямо противоречило первоначальным племенным верованиям. В итоге народ стал еще более разобщенным, а страна погрузилась в хаос. Требовался скорейший переход к новой общественно-экономической формации.

Социально-политическая ситуация


Обстоятельства социального порядка не давали массово развиться христианству в период правления князей Аскольда и Дира, княгини Ольги, а также ее сына Святослава. Родоплеменные отношения больше всего способствовали процветанию многобожия. Дело в том, что языческие верования близлежащих племен были схожими и могли легко ассимилировать. Племена приспосабливали верования собственных соседей к своим нуждам. Христианство могло прийти только в тот момент, когда феодальные отношения достаточно окрепли. Оно представляло собой религию классового общества. Родоплеменные отношения значительно тормозили распространение христианства, и оно охватило только отдельные социальные группы в основном знать или образованное население.
Соседние государства, с которыми Киевская Русь находилась в тесных контактах, уже исповедовали те или иные мировые религии: иудаизм в Хазарском Каганате, ислам в соседствующих мусульманских странах и христианство в католической Европе и православной Византии. Среди всех вышеперечисленных держав наиболее тесными были связи Киевской Руси с Хазарским Каганатом и Византией. Они были не только политическими, а и экономическими, и культурными. Процесс христианизации славян начался еще в VІІІ ст. К X ст. уже были крещенными сербские, хорватские, болгарские князья. Польский князь Мешко принял крещение в 966 году.
Таким образом, языческая Русь казалась отсталой на фоне соседних государств, что не давало возможности тесно сотрудничать с соседними государствами.

Причины введения единой религии


Можно выделить несколько основных причин отказа от язычества на Руси в пользу одной из мировых религий.
1. Сплочение народа Руси. Как уже было сказано, духовная разобщенность Киевской Руси не соответствовала государственным потребностям державы. Была крайне необходима общая духовная основа для славян, угро-финнов, руссов и прочих. Попытка Владимира объединить все племена, установив культ бога Перуна на всей территории государства, не увенчалась успехом. Люди продолжали поклоняться тем богам, которые импонировали их роду деятельности, например, гончары – Сварогу, моряки – Стрибогу, земледельцы – Ярилу. Принятие христианства дало возможность народу Руси объединиться вокруг единого бога и единой веры.
2. Укрепление княжеской власти. С появлением христианства власть князя укрепилась. К этому и стремился Владимир. Выбранная им вера утверждала, что подчинение князю должно быть беспрекословным. Греческое христианство подчеркивало важность власти императора, а в Византии активно практиковалось подчинение ему духовенства. Этот факт и послужил причиной отказа киевского князя от язычества, ярым приверженцем которого он являлся долгие годы. Становление государства по Византийскому образцу поспособствовало установлению тесных связей между духовенством и светской властью.
3. Укрепление международных отношений. В связи с тем, что многие соседние государства уже приняли одну из мировых религий, Киевская Русь позиционировалась как варварская отсталая держава. Чтобы иметь возможность быть на равных с другими славянскими князьями, а также императорами Византии, Владимиру пришлось самому принять крещение, а также крестить своих бояр. Считается, что он это сделал тайно еще до событий 988 года. Христианская вера давала возможность для киевского князя заключать династические браки, а соответственно налаживать более тесные контакты с другими могущественными государствами. Одним из таких браков является союз Владимира и византийской принцессы Анны. Она должна была стать женой киевского князя еще в 987 году, когда Владимир по просьбе византийских братьев-императоров помог придушить восстание в Херсонесе. Однако императоры Василий и Константин не спешили выполнять свои обязательства. Одной из причин их медлительности была языческая вера Великого князя. По преданию, Анна, сестра византийских правителей, узнав о предстоящем браке с варваром, проплакала 8 дней и ночей. Безусловно, это не была основная причина принятия единой религии, но в тандеме с другими мотивами отказ от язычества был неизбежен.

Причины выбора православия


Существует несколько легенд о том, как Владимир решал, какой религии отдать предпочтение. По одной из них он отправлял посланников, чтобы те изучили религии близлежащих государств. По возвращении все они сошлись на том, что православие впечатлило их больше всего пышностью своих храмов и душевным подъемом который они испытали. Отказ же от ислама мотивировался запретом на алкоголь, а от иудейства тем, что народ был разбросан по всему миру и не имел своей страны.
На самом деле принятию греческого христианства способствовали и отношения с Византией, и уже присутствующее на территории Руси православие, и удобство самой религии для светской власти. Есть вероятность, что Владимир даже не рассматривал возможность принятия любой другой религии, ведь культурное влияние Византии на славянские народы было огромно.

www.istmira.com

7) Крещение Руси: причины и последствия

В

7

ажнейшим этапом развития Руси явилось принятие христианства. Согласно исторической традиции это событие датируется 988 годом и связано с именем князя Владимира Святославовича. Летопись рисует Владимира, как типичного языческого князя, проводившего время в военных походах, любителя пиров и «наслаждений чувственных». У Владимира было 300 наложниц в Вышеграде, 300 в Белгороде, 200 в селе Берестове. Н.М. Но именно ему Русь обязана принятием христианства.
Основной причиной принятия христианства
была задача объединения славянских народов в единое государство. Единое государство требовало единой идеологии. Однако каждое славянское племя поклонялось своему богу. Первоначально Владимир пытался преодолеть это противоречие в рамках старой религии. В 980 г. он провёл церковную реформу. Он поставил в Киеве близ княжеского двора кумиров всех языческих идолов, которым киевляне приносили жертвы. Тем самым он пытался превратить Киев в идеологический центр русских земель. Однако реформа закончилась неудачей — единой религии создать не удалось, каждый народ продолжал поклоняться своему богу. Тогда Владимир решил заимствовать религию у соседей. Владимир послал послов в Рим и в Константинополь с тем, чтобы они лично присутствовали на богослужении. Наибольшее впечатление на послов произвело богослужение в Константинопольском Соборе Святой Софии. Выслушав послов, Владимир принял решение принять христианство из Византии. Но крещение Руси растянулось на долгие годы. Принятие христианства имело для Руси исключительное значение. Во-первых, единая религия способствовала объединению русских земель, выработке единого национального самосознания. Во-вторых. Принятие христианства сделало Русь полноправным членом мирового сообщества христианских государств, включило её в систему политических культурных связей. Отношения между государствами в средние века укреплялись с помощью династических браков, что было возможно лишь при условии единой веры. В-третьих, исключительно важным было культурное влияние христианства. Византия сохранила в неприкосновенности античную культуру - греческую и римскую. На русский язык переводились книги не только духовного, но и светского содержания - научные трактаты, исторические сочинения, литературные произведения. При монастырях создавались школы, библиотеки, велись летописи. Церковь положила начало русскому искусству и архитектуре. Русская иконопись, известная во всём мире, первоначально создавалась по византийским образцам. Русские церкви строились по образцу византийских. Церковь воздействовала на мораль народа, осуждая языческие пережитки - многоженство, кровную месть и др. В то же время принятие христианства из Византии впоследствии действительно способствовало определённой изоляции Руси (уже Московской) от Запада. После разделения церквей и падения Византийской империи Московская Русь осталась единственным православным государством, что обусловило специфику её развития.

8) Политическая раздробленность русских земель. Основные центры раздробленности

Ф

8

еодальная раздробленность Руси: причины, сущность, последствия.

Можно выделить две группы причин упадка Киевской Руси - внешние и внутренние. К внешним причинам следует отнести, в первую очередь, перемещение торговых путей. Во-вторых, после того, как князь Святослав разбил хазар и разрушил их столицу Итиль набеги кочевников из Азии возобновились. В результате набегов кочевников жизнь в южных русских землях становилась опасной. Началась миграция славян на запад в предгорье Карпат и на Северо-восток под защиту лесов. Но главную роль в ослаблении Киевской Руси сыграли внутренние причины. Русь вступила в период феодальной раздробленности. Единое государство превращалось в своеобразную федерацию княжеств во главе с великим князем, причём его власть постоянно слабела и была фактически номинальной. Феодальная раздробленность - объективный процесс, которого не избежала практически ни одна страна, это закономерный этап перехода от раннефеодального государства к централизованному, но созданному уже на ином социально-экономическом фундаменте. Именно в это время происходит созревание феодальных отношений, усугубляется общественное разделение труда, развиваются земледелие, города, ремёсла. В раннефеодальном государстве власть князя сводилась практически лишь к сбору дани с зависимого населения. Причины перехода к феодальной раздробленности лежат, прежде всего, в появлении и распространении феодального землевладения. Основой экономической мощи господствующего класса становится не дань, а эксплуатация феодально-зависимого крестьянства внутри боярских вотчин. Другой важнейшей причиной становится рост городов и развитие отдельных земель. Рост производительности труда в земледелии ведёт к повышению его товарности, к производству товаров на рынок. В городах ремесленники производили на продажу свои изделия. Постепенно складываются местные рынки вокруг городов, что так же способствовало децентрализации. Для эпохи феодальной раздробленности были характерны длительные, кровопролитные междоусобные войны между князьями за расширение земельных владений, за крестьян. Однако нельзя рассматривать период феодальной раздробленности как время регресса, движения вспять. Местные князья уделяли основное внимание развитию хозяйства в своих землях. Наблюдался подъём земледелия. Росли быстрыми темпами города. Развивались ремёсла, торговля, наблюдался расцвет культуры. В целом развитие экономики ускорилось по сравнению с периодом раннефеодального государства. По мнению историков, в период раздробленности появились разные модели государственного развития русских земель. Варианты различных политических систем прослеживаются в истории Владимиро-Суздальского, Галицко-Волынского и Новгородского княжеств

. Владимиро-Суздальские князья вели завоевательную политику, активно колонизировали новые земли на востоке. Это обстоятельство обусловило определенную специфику государственного устройства Севере - Восточной Руси. Княжеская власть была здесь сильнее, чем в других княжествах. Они рассматривали все завоеванные земли, как свою вотчину, а всех, кто селился на этих землях, как зависимых людей. Князь считался собственником всех земель. Наследники старшего князя получали в полную собственность "удел" земли и становились удельными князьями. Основной формой феодального землевладения оставались боярские вотчины. Их хозяйство было почти полностью натуральным, все основные потребности удовлетворялись за счет продукции, производимой внутри вотчины. Наряду с вотчинами князей и бояр огромными земельными угодьями владели монастыри. Их владения по размерам не уступали боярским вотчинам. Появляется и новая форма феодального землевладения поместье. Постепенно формируются новое сословие "служилых людей" или дворян По отношению к крестьянам дворяне имели такие же права, как и бояре, в частности получали право кормления, сбора налога с крестьян. Особенностью Владимиро-Суздальской Руси было то, что городов там было значительно меньше, чем в Киевских землях и представляли они из себя в основном небольшие укреплённые поселения на завоёванных землях. Галицко-Волынская земля располагалась на крайнем юго-западе Древней Руси. Специфика юго-западной Руси состояла в складывании здесь мощного, противостоящего князю боярства. Первоначально Галицкое и Волынское княжества были самостоятельны, но в 1199 г. они объединились под властью Романа Мстиславовича. Именно ему удалось прекратить антикняжеекие выступления бояр, а затем занять Киев и стать великим князем. Своеобразным развитием отличалась и Новгородская земля. В своей внешней политике новгородцы ориентировались на укрепление отношений с Западом. Политическое устройство Новгорода резко отличалось от устройства других русских княжеств, но имело много общего с торговыми городами Западной Европы - Генуей, Венецией Новгород представлял из себя «феодальную республику». Высшим органом власти было народное собрание и вече. Полновластными же правителями Новгородской земли были наследственные бояре - «300 золотых поясов». На вече избирались основные городские власти: посадник (ведал делами внешней политики, заключал соглашения с князьями), тысяцкий (отвечал за сбор налогов) и архиепископ (глава новгородской церкви). Функции князя сводились к функциям наёмного военачальника. Он приглашался вечем с дружиной для защиты Новгорода от врагов. Князь не имел права владеть землями на территории Новгорода. В случае недовольства его деятельностью он мог быть изгнан вечем. С 1095 по 1304 гг. смена княжеской власти происходила 58 раз. Новгород был старейшим и богатейшим городом Руси. Но он не стал центром объединения русских земель, так как ориентировался на торговлю с Западом, и вопросы объединения его не интересовали. Политическая раздробленность ослабляла способность Руси противостоять внешним врагам. Особенно разрушительно сказалось это в XIIIв., когда на русские земли обрушились орды Батыя.

8

studfiles.net

Причины, условия и последствия крещения Руси

Причины, условия и последствия крещения Руси.

Владимир, как и его предки, продолжал расширять территорию Древней Руси. По мере территориального роста и усложнения этнического состава острее ощущалась проблема духовного единства.

Недостатки язычества:

  1. Я. культы требуют жертвоприношений

  2. Я. мешало активному развитию отношений с Европой (политика, торговля)

  3. Я. сдерживало проход миссионеров и паломников их христианства.

  4. Я. затрудняло объединение страны, т. к. у всех свои боги.

Попытки Владимира упрочить духовное единство в рамках язычества церковная реформа 980 года. В Киеве перед теремом князя было создано капище, которое представляло официальные языческий пантеон с верховным божеством в виде Перуна.

Три цели Владимира, когда он выстраивал пантеон:

  1. Подчеркивание суверенности молодого русского государства по отношению к Византии

  2. Пантеон укреплял положение князя как главного военачальника. (Ко времени правления Владимира часть дружинников становятся христианами под давлением Ольги и византийских представителей)

  3. Реформа расширила религиозно-идеологическое воздействие богов, которые были назначены в пантеон (Боги верхнего уровня: Перун (ритуально-юридическая, военная, хозяйственно-природная функции), Хорс, Даждьбог (бог летнего солнца и благополучия), Стрибог (бог ветра), Симаргл (покровитель семян и корней, охранитель растительности — но вообще неизвестно до сих пор, какие были его функции), Мокошь (женские дела, домашние очаг)

Перун был в основном богом северян и полян, поэтому остальные не особо признавали его. Следовательно, реформа не удалась.

Что побудило Владимира и его окружение отказаться от язычества?

    1. Несоответствие новому строю государства. С образованием Древнерусского государства произвошли серьезные перемены в социально-политической жизни общества, а духовная жизнь строилась на языческих установках, что не соответствовало потребностям власти. Поклонение родоплеменным богам характерно для родового стоя. Язычество воспроизводило: племенной сепаратизм, порождало коллективную ответственность за все поступки, оправдывало кровную месть. Новый условия предполагали личную ответственность за совершенные поступки.

    2. Политические причины.

Новая религия должна была: духовно упрочить государства, дать законные и священные основания княжеской власти. Язычество с его политеизмом (многобожием) уступало христианскому монотеизу (единобожию). Единый бог и единый правитель содействубт политическому укреплению державы.

    1. Социальные причины. Язычество было лишено универсализма. Людям необходимы были ответы на все жизненно важные вопросы.

    2. Территориальные причины. Соседние государства — христианские (или монотеистические).

Христианство — Византия, Германия, Моравия, Дунайская Болгария. Ислам — Арабский халифат, Волжская Булгария. Иудаизм — Хазария. В течение 10 века все пытались навязать свою религию. Владимир понял, что если не создать собственный этноч, то русские просто растворятся в остальных религиях. (скандинавы, из которых вошли рюриковичи, тоже были язычниками, поэтому воссоединение прошло мирно)

Исторические предпосылки религиозного выбора Древней Руси:

  1. Геополитическое положение – нахождение между Западом и Востоком и связанная с этим постоянная подверженность перекрестному влиянию различных цивилизаций

  2. Географический фактор: это нахождение между лесами и болотами северо-запада и бескрайним открытым пространством юго-востока; в основном обмен идеями и людьми на протяжении веков шел в южном и северном направлениях следуя течениям рек

  3. Государственно-политический и этнический факторы: Необходимо было достичь национального сплочения разрозненных восточнославянских племен и самоопределиться в координатах «Запад-Восток» и Север-Юг, выбрать наиболее естественных союзников.

  4. Менталитет русской культуры: восточнославянская мифология, культурные традиции. На нас оказывали влияние зороастрийцы, ислам, иудаизм.

  5. Толчком к принятию христианства послужили события, происшедшие в Византии. В конце 90-х годов 10 века В. Переживала трудные времени. Центральная власть была ослаблена мятежами. Император Василий Второй обратился за помощью к Владимиру. Тот согласился помочь лишь при условии женитьбы с сестрой Василия — Анной. Они вынуждены были ответить согласием, но при условии крещении Владимира. (там греки сначала не выполнили соглашение, но потом Владимир вернулся в Крым и захватил Херсонес (Корсунь), короче с угрозой женился). + дружина тоже приняла христианство

Факторы, привлекавшие славян в восточных религиях:

  1. Обе эти восточные религии являлись действенным и эффективным выходом народов из состояния первобытного язычества кочевнического быта

  2. Это были идеологии, способствовавшие становлению единого сплоченного народа и сильной централизованно государственности.

  3. Это были религии изначально ориентированные на преодоление локальных связей и стягивание воедино огромных территорий и различных традиций, создание духовной общности из весьма разнородных и разобщенных компонентов.

  4. В обеих религиях средством такого единения и сплочения людей и народностей выступало сакрализированное Слово, священные тексты.

  5. Общим элементом этих религий было стремление обнаружить связь людей через национальную историю.

Ислам – пространственный характер религиозной общности, требовалась покорность божественной воле.

Иудаизм – божественное избранничество конкретного народа, претерпевающего на своем историческом пути к спасению различные коллизии и испытания, подъемы и спады.

Что не устраивало в этих религиях:

  1. Ислам постоянно вел войну за веру.

  2. У Киевской Руси было стремление к надплеменному строению. Иудаизм этого не предусматривал. Связка между национальностью и идеологией.

  3. Запрет на свинину и алкоголь (ислам).

  4. Молитва с оружием на поясе (ислам).

  5. То, что иудеи рассеяны по миру, так как не смогли спасти свою землю.

В конце концов, Владимир останавливает свой выбор на христианстве. Но выбран был не западный, а восточный вариант христианства. Потому что, когда Русь выбирала религию, уже появился Папа Римский и он хотел получить власть над Европой. Владимира же категорически не устраивало, что кто-то будет иметь над ним власть. Поэтому он выбрал не католичество, а цезарепапизм (?), что значит, что царь (исторически сократилось от цезаря) выше папы.

Причины выбора (?):

  1. Большая активность православных миссионеров на территории восточных славян.

  2. Пример славян-соседей (Болгария, Сербия).

  3. Языковой барьер отсутствовал в православии.

Культурное содержание и значение крещения Руси:

  1. Это религиозная форма, в которой шли социально-экономические и политические процессы образование Киевского государства.

  2. Это приобщение Руси к культуре и миросозерцанию христианизированных стран Европы. В связи с этим произошел рост международного авторитета, дипломатических, торговых, политических и культурных связей Киева

  3. Образование единого феодального государства, объединенного новой, передовой по тому времени культурой, писаными законами и развитой религией. В результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром.

  4. Это предопределило важнейшие факторы будущей культуры.

  5. Начали выстраиваться церковь и церковная иерархия; строительство храмов.

Выбором религии Русь связала себя с Западом, впитывала его культурные достижения, Вскоре стало понятно, что принятие христианство в восточном византийском варианте имело свои особенности для России.

Католицизм

Православие

  1. Отразились особенности римской цивилизации

  2. Римская цивилизации была, по мнению Данилевского, была политической, поэтому религия римлян получила рациональный характер.

  3. Римская церковь бдительно следила за земным устройством и порядком в церкви, вырабатывала железную организацию и иерархию церкви

  4. Во главе католической церкви стоит Папа – непогрешимый глава, обладающий светской и церковной власть.

  5. На Западе – движение ума к истине шло через цепь логических понятий, так родилась схоластика (scola - школа). На Западе – университеты.

  1. Отразились особенности греческой цивилизации

  2. Греческая цивилизация, по мнению Данилевского, была художественно-культурной, поэтому религия греков получила эстетический характер

  3. Греческая церковь вела споры с еретиками по поводу великих идей, наполняющих христианство

  4. Православная церковь не приписывает непогрешимости ни одному человеку, непогрешима вся православная церковь. За несколькими исключениями православная церковь не стремилась к политической власти, она сосредоточие на душах людей.

  5. На Востоке – стремление постичь истину через духовное возвышение, через жертвенность. На Востоке (в России) - монастыри

988 год — год крещения Руси, утверждение христианства в качестве государственной религии.

Новая религия утвердилась не сразу. Язычество входило в быт населения и остается до сих пор частью культуры. Следовательно, существовало своеобразное двоеверие как историко-культурный феномен народной жизни средневековой Руси.

До середины пятнадцатого века Русь находилась под влиянием Византии. Нам постоянно присылали митрополитов, однако это помогало впитывать культурный опыт Запада. Русская церковь становится в середине пятнадцатого века автокефальной (собственная голова – греч.). В конце шестнадцатого века это приведет к тому, что у нас появится собственный патриарх

studfiles.net

Крещение Руси: Причины и последствия.

 

О времени и обстоятельствах принятия Русью христианства ученые спорят до сих пор. Христианская религия была известна уже в самом начале существования древнерусского государства. По мнению ряда ученых, первые попытки крестить киевлян предпринимались еще в IX веке князьями Аскольдом и Диром. Но христианизация Руси не может быть объяснена только личными качествами правителя.

Распространение христианства среди восточных славян стало частью более широкого процесса христианизация стран Северной, Центральной и Восточной Европы (IX-XI века). Все эти страны объединяла одна черта: в это время в них происходит образование государства и начинает развиваться классовое неравенство. Т.о., принятие христианства теснейшим образом связано с этими процессами.

Языческие верования были тесным образом связаны с родоплеменным строем, они не могли объяснить и идеологически обосновать возникшее социальное и политическое равенство. Поэтому они уступали монотеистическим религиям, которые имелись у соседних народов. Через торговые и военные контакты Русь знакомилась с этими религиями.

В свою очередь, укреплявшаяся княжеская власть искала способы усиления государственного единства и идеологическую поддержку в религии. С этой целью князь Владимир Святославович (980-1015 гг.) предпринял попытку реформировать языческий культ. Он создал главное капище, посвященное богу Перуну. Перун объявлялся главным богом, которому подчинялись все остальные. Первая религиозная реформа князя Владимира оказалась неудачной, и он обратился к другим религиям. В 988 г. он сделал государственной религией Руси православие.

Главной причиной такого выбора были тесные связи между Византией и Русью, благодаря чему православие было хорошо известно на Руси. 2-я причина – активная миссионерская деятельность православной церкви, которая допускала богослужение на славянских языках. 3-я причина – православие не настаивало на подчинении княжеской власти церкви. 4-я причина – возможность династического брака с сестрой византийского императора.

Последствия:

Во-первых, укрепление государственного единства и княжеской власти; во-вторых, развитие феодального строя; в-третьих, повышение международного авторитета Руси; в-четвёртых, развитие права и духовной культуры, развитие письменности и знакомство с греческой культурой. Церковь заняла в русском обществе привилегированное положение. Она получила право на владение землёй и церковную десятину. Церковь освобождалась от княжеского суда. Она регулировала брачно-семейные и другие общественные отношения, контролировала идеологическую жизнь общества.

 

histor-ru.ru

Крещение Руси: предпосылки и результаты

Почему древние цивилизации возникали в долинах великих рек? Благодаря плодородию почвы, которое натолкнуло наших предков на мысль заняться земледелием. Примерно так нам объясняли этот факт в школе на уроках истории. Но это всего лишь одна из теорий. Существует много других, некоторые из которых не менее правдоподобны. Согласно одной из гипотез, именно там пролегали древние тропы, настоящие магистрали, по которым задолго до нашей эры передвигались огромные стада животных. Если в привычных для них местах обитания наступала засуха, они вынуждены были искать спасения, перемещаясь зачастую за тысячи километров. Существовало множество причин для такой миграции. Землетрясения, наводнения, извержения вулканов. И были места, где скопления животных были такими массовыми, что люди основали там постоянные охотничьи стойбища. В междуречьях, например, как между Тигром и Евфратом. А чтобы полностью не зависеть от направления миграции своей добычи, они начали создавать запасы пищи, осваивая земледелие и скотоводство.

Таких трансконтинентальных магистралей было несколько. Одна из них вела на север, в приарктические области и обратно. Днепр, Дунай, Волга и великие сибирские реки были для древних охотников не менее привлекательны, чем Нил или Янцзы. Особенно если в Заполярье тогда был намного более тёплый климат, а в этом сейчас сходится большинство учёных. Именно эти реки и стали позднее родиной русской цивилизации. Суровый климат надолго задержал её развитие, но он же вырабатывал навыки выживания в условиях, которые стали бы для жителей Месопотамии неприемлемыми.

С Карпат на Оку

Возможно, первые жители Руси двигались с Карпат и Днепра, постепенно заселяя северные и восточные земли. Часть племён избрала северный сухопутный путь. Здесь, почти в центре будущего русского государства, этот путь пересекался с дорогой от Валдая к Арарату и дальше, в Западную Азию и Африку. Поворот в Скандинавию тоже оказался в пределах Руси. Когда на этой территории возникли первые очаги цивилизации?

В конце XIX века в верховьях рек Ока, Москва и Днепр были найдены сосуды с нанесёнными на них неизвестными письменами. Возможно, это первые, ещё праславянские письмена. Но материальные памятники существовавших там культур в сыром и влажном климате быстро разрушались. Кроме того, основным строительным материалом жителей этих территорий всегда было дерево. Таким образом, крещение Древней Руси, при всём огромном значении этого факта, не стало основной причиной появления государства, сейчас именуемого Россией. А какое значение имело это событие? Предпосылки, причины и последствия крещения Руси будут рассмотрены далее.

Варяги и булгары

Вряд ли его могли создать из ничего и варяги, что до недавнего времени считалось исторической реальностью. Хотя бы потому, что они оказались неспособны к созданию государства даже у себя на Родине, в Скандинавии. Рюрик с дружиной захватил Ладогу и Новгород в 862 году. Вряд ли эти же люди угрожали Константинополю в рядах дружины Олега в 911 году. Там могли быть их потомки, ассимилировавшиеся в многочисленных племенах славян, осваивавших земли на севере. До этого здесь жили разрозненные финно-угорские племена. Но территория была настолько большой, что никаких значительных военных столкновений между пришельцами и уже осевшими на северо-востоке людьми не произошло. Первые города на этой территории были построены восточными славянами. Известно только одно государство, которое мешало продвижению Руси на восток. Это Волжско-Камская Булгария. Столкновения с ней в X веке не привели к победе ни одной из сторон.

Русь при Ярославе

До сих пор не стихают споры насчёт географической принадлежности России. Известный историк Арнольд Тойнби считал нашу страну одной из двух христианских цивилизаций, братом-близнецом западной, европейской. Но западные братья до сих пор понимают Россию не больше, чем во времена Киевской Руси, а может даже меньше. Тогда Киевская Русь, занимая большую часть Восточной Европы, играла очень большое значение в этом регионе.

Три дочери Ярослава Мудрого стали супругами европейских королей: французского, норвежского и венгерского. Его сестра была замужем за королём Польши, а женой самого Великого князя стала принцесса из Швеции. При дворе Ярослава Мудрого нашли убежище два принца из Англии. Такой была эпоха наивысшего могущества уже ставшего православным древнерусского государства с центром на берегах Днепра. Но и до крещения русичи были хорошо известны западным государствам. Итак, каковы предпосылки крещения Руси? Кратко об этом будет поведано далее.

Три князя и святая княгиня

Говоря о Киевской Руси (предпосылки и последствия крещения будут рассмотрены далее) до принятия христианства, обычно упоминают трёх князей: Олега, Игоря и Святослава. Помимо укрепления своей власти на уже освоенной территории, для них были характерны попытки распространить влияние недавно возникшей державы на юг. Здесь неизбежны были столкновения с Византией. Всем известен поход князя Олега, когда он прибил свой щит к воротам Царьграда. Его сын был больше озабочен подчинением соседних славянских племён, а вот Святославу чуть не удалось отодвинуть границы Руси на Дунай. Новгородский, а позднее и Киевский князь, он стал самостоятельно править державой примерно в 961 году. До этого, по малолетству сына, полновластной правительницей была княгиня Ольга. Да и позднее делами внутри государства он интересовался мало.

Святослав и его походы

В 955-957 годах произошло значительное для Руси событие: княгиня Ольга крестилась. Но уговорить сына отступиться от языческих верований ей так и не удалось. Он был занят другими делами. В начале 60-х годов X века он предпринял свой первый значительный поход в долины Оки и Волги, где обложил данью племена вятичей. Согласно некоторым источникам, у него были серьёзные столкновения и с Волжской Булгарией. Но это не совсем достоверные сведения.

Главной целью Святослава был могущественный Хазарский каганат. По одной из известных версий, первым был взят Саркел, хазарский город на берегу Дона. Затем пала и столица каганата, город Итиль в устье Волги. Последней жертвой князя стал Семендер, находившийся на побережье Каспийского моря. Вполне возможно, что именно тогда русской стала и легендарная Тмутаракань на Таманском полуострове.

Но на этом Святослав не остановился. Его тянуло на берега Дуная, где было неизбежно столкновение с Первым Болгарским царством. Оно, в свою очередь, находилось в состоянии войны с Византией. Всё это было далеко от интересов собственно Руси. Основание столицы государства в устье Дуная тоже было вряд ли возможно. В конце концов, граница на западе осталась неизменной. Попытки овладеть низовьями Волги и торговым путём, идущим через Каспийское море в Иран и Индию, тоже оказались безуспешными. А вот движение на север и северо-восток продолжалось.

Христиане до крещения

Если, рассуждая о русской цивилизации до X века, можно не затрагивать вопросы религии, то после 988 года речь уже надо вести о православном государстве, хотя стало таким оно, конечно, не в мгновение ока. Но представления о поголовно языческой Киевской Руси до обращения князя Владимира тоже исторически неверны.

Так, с 945 по 969 годы государством правила христианка, княгиня Ольга. Сына обратить в истинную веру она не смогла, а вот внуков Ярополка и Владимира воспитать в правильном духе наверняка успела. Они находились на её попечении до 12-13 лет, возраста по тем временам уже вполне дееспособного. Ярополк, став на короткое время правителем страны, покровительствовал христианам, хотя и неизвестно, крестился ли он сам.

Православие к тому времени просто не могло быть совершенно неизвестным на Руси. Она расположилась вдоль знаменитого караванного пути. Экономические и социокультурные связи приводили и к многообразию религиозных представлений. Этим сведениям нельзя доверять на сто процентов, но, судя по всему, христианином мог быть и князь Аскольд, погибший в 882 году.

Первые достоверные сведения о том, что в Киеве существовала община христиан, относятся к середине X века. Во время подписания договора с Византией князем Игорем упоминается соборная церковь святого пророка Илии. Именно ей клялись в верности слову прибывшие с князем приверженцы правой веры. Остальные приносили клятву на оружии именем Перуна. Таким образом, в Киеве мирно сосуществовали две общины: языческая и христианская.

Есть указания на два крещения русов ещё в IX веке. Таинство свершилось над теми, кто принимал участие в нападении на Константинополь, и об этом упоминает в послании патриарх Фотий. Говорится об этом и в византийских хрониках. Но митрополия «Росия» не относилась к Киеву. Вполне возможно, что это была территория Восточного Крыма и Таманского полуострова, то есть Тмутаракани. Такова первая причина и предпосылка крещения Руси. В любом случае, христианство на Руси к X веку уже не было чем-то неведомым, а это облегчало общую христианизацию государства.

Где крестился Владимир?

Что еще относится к предпосылкам крещения Руси? Об этом пойдет речь далее. Религиозные представления славян, особенно племён, центром притяжения для которых стал Киев, были следствием наблюдений за природой, а затем и поклонения наиболее грозным проявлениям стихии. Богоищущей можно назвать религию античных народов, но отнюдь не славян. Не было у них и даже намёков на веру в Единого Бога. Кроме того, в большинстве племён наших предков жрецы не обладали какой-то особой властью. Жреческая каста попросту ещё не сложилась. Княжеская власть была намного более ощутимой. Значит, решение правителя о смене религии целым народом вполне могло найти поддержку, а выступления против этого возглавить было некому. Такой факт можно считать следующей причиной и предпосылкой крещения Руси (в 10 классе ученики более подробно изучают эту тему). Первые века Киевская Русь не боролась с языческими верованиями на государственном уровне. Напротив, «природоведческие» представления народа адаптировались христианством без особого ущерба для себя.

Крещение Руси относится к совсем другим таинствам, не тем, которые свершаются с человеком. Событие тысячелетней давности - это прежде всего политическое утверждение христианства. Здесь утвердилась поместная церковь. Она, в свою очередь, управлялась епископатом.

Достоверно неизвестно, как это происходило. Каноническая версия основана на «Повести временных лет». Князь отправил послов, которым больше всего понравилось богослужение в Константинополе. Даже на первый взгляд такая версия кажется наивной. Да и обращение самого Владимира в Херсонесе многими подвергается сомнению. Его могла крестить ещё святая равноапостольная княгиня Ольга в раннем детстве. Кроме того, таинство могли свершить над ним в Киеве или в княжеской резиденции в Василеве.

Тем не менее византийская версия и до сих пор считается основной. Она подтверждается давними и прочными связями Киева и Константинополя. С другой стороны, не менее тесные связи были у Руси с Болгарией. Но политические причины вхождения в число христианских стран, конечно, тоже были.

Выбор православия

Существовали летописи и до «Повести временных лет». Сведения о них сохранились в «Памяти и похвале князю русскому Владимиру» Иакова мниха (монаха). Крещение Великого князя он относит к 987 году, а поход на Корсунь (Херсонес) к 989. То есть поход был предпринят через три года после главного события русской истории. Дело тут может быть в следующем. «Повесть» отстает от описываемых в ней событий почти на 100 лет. Поэтому летописец вполне мог объединить несколько событий в одно. Зная о колебаниях русского князя, к нему вполне могли направлять посольства булгары, бывшие магометанами, иудеи хазары и «немцы», как называли ещё долгие столетия у нас представителей всех католических стран. Известен факт прибытия в Киев послов из Рима. Но их миссия успехом не увенчалась. Предлагали свою веру и восточные христиане. Были ими, скорее всего, болгары. Стоит упомянуть и проблемы князя со зрением и всё тот же поход в Крым. Совершён он был в отместку за нарушение византийцами клятвы: за военную помощь они обязывались отдать Владимиру в жёны царевну Анну. С помощью такого выгодного брачного союза он мог бы встать в один ряд со всеми европейскими монархами. Что, собственно, произошло и после крещения. Поэтому к предпосылкам крещения Руси относится и политика.

Почему тогда выбор великого князя церковь почитает, как одно из проявлений Промысла Божия? Ведь это было выгодно как с политической, так и с экономической точки зрения. Кроме того, обращение Владимира можно считать одним из этапов последовательной христианизации владык других стран Центральной Европы. В X веке крещение приняли правители Польши, Дании, Норвегии, Венгрии. Но союзниками Руси гораздо чаще бывали её степные соседи, а экономическими партнёрами и конкурентами – булгары на Волге. Поэтому версия «подражания» малоубедительна. Хотя одной из побудительных причин, предпосылок образования Древнерусского государства и крещения Руси это вполне могло стать. Интереснее, почему не был выбран «латинский» вариант. Ведь ещё княгиня Ольга отправляла послов к германскому королю Отону I. И просила прислать проповедников. Однако прибывшие в Киев миссионеры встретили там очень неласковый приём. Проще говоря, едва унесли ноги. Просьба княгини была, возможно, вызвана какими-то политическими притязаниями Византии. Но подчинение Папе Римскому показалось ещё более неприемлемым, что подтвердилось дальнейшим ходом истории.

Постулатам христианства надо было обучать. Греческое священство было немногочисленным, да и знание русского языка у них оставляло желать лучшего. Первый греческий митрополит, прибывший от Константинопольского патриарха, возглавил Киевскую кафедру только в 1037 году. Болгария была крещена почти на сто лет раньше Руси, и там имелась богатая библиотека свято-отеческих трудов на славянском языке. Вполне естественно, что братское государство сыграло огромную роль в деле крещения северо-восточного соседа. В этом и состоит ещё один секрет той относительной лёгкости, с какой языческие племена приняли веру в единого бога. Люди приняли и усвоили религию, о которой им говорили на родном языке. Литература тоже была доступна после трудов Кирилла и Мефодия. В Западной Европе с этим были большие трудности, поскольку латынь знали немногие, и приходилось верить священникам на слово. Потому в 990 году князь Владимир и не побоялся призвать киевлян к крещению уже почти в приказном тоне.

Русь языческая

К тому времени пантеон языческих божеств в Киеве возглавлял Перун. Это был «пришлый» бог. После ссоры с братьями и гибели Олега, Владимир бежал к варягам. Видимо, побывал и у балтийских славян. Оттуда он и привёз культ бога войны, грома и молнии. Назрела необходимость укрепить вертикаль власти не только в государстве, но и в потустороннем мире. Особенно после захвата власти, в результате которого был убит Ярополк. При этом Владимир, скорее всего, опирался на поддержку тех, кто был недоволен проправославной политикой прежнего князя. Верования русов были весьма разнообразны. Больше всего почитались Даждь-бог, податель света, и Велес, покровитель стад. Стрибог олицетворял ветер. Отцом солнца считали Сварога, хотя никаких определённых функций у него не было. Но Даждь-бога называли Сварожичем, следовательно, сыном Сварога, которого можно считать верховным божеством. Ещё известно женское божество Мокош. Ну и, конечно, почиталась Мать Сыра-Земля. Никаких культовых зданий не существовало, ограничивались примитивными деревянными идолами. Почитались и предки. Роду (Щуру) приносились растительные жертвы. Человеческие жертвоприношения широкого распространения на Руси не нашли.

Перун был более кровожаден. С продвижением «громовержца» на первое место в пантеоне связана история гибели первых христианских мучеников на Руси. Победа над литовским племенем ятвягов, по мнению князя, требовала принесения жертвы. Жребий пал на сына христианина. Они заперлись дома, и были растерзаны толпой. Таков был первый православный князь Киевской Руси. Святостью жизни он не отличался. Тем более удивительно, как мог такой человек избрать веру, где на первом месте – покаяние и смирение.

Значение крещения Руси

Предпосылки этого события мы уже рассмотрели. А к чему это привело? Именно православие подарило нашей стране столь долгую историю. Говоря современным языком, с ним Русь обрела свою национальную идею. Католицизм менялся и трансформировался, делился на множество течений и конфессий, что порождало множество религиозных войн. Православие, в своей основе, осталось неизменным. Что же оно дало Руси в светском смысле слова? У древних славян были не очень благочестивые нравы. К примеру, кровная месть считалась долгом чести и заменяла собой закон. Каких-либо судебных функций у государства не было вплоть до правления Ярослава Мудрого.

Существовала и торговля людьми. Такого широкого распространения, как у норманнов, она не получила, но и большой редкостью не была. Если для тех же балтийских славян христианизация означала порабощение, то у нас крещение Руси (предпосылки принятия христианства рассмотренны в статье) произошло почти естественным путём. Крестовых походов на непокорные племена русские князья не организовывали. В Западной Европе, уже начиная с раннего средневековья, стали пылать костры. На Руси такое письменно зафиксировано в 1227 году, а потом уже только в XV веке. К языческим пережиткам духовенство относилось терпимо.

Неоспорима положительная роль крещения Руси (предпосылки и результаты стали предметом нашего обзора) в деле укрепления государственности. Новые экономические условия требовали и новых форм управления. Возникала напряжённость между разными слоями населения. Общинное самоуправление снять её уже не могло.

Сфера светской культуры тоже претерпела изменения. Многие путешественники из Европы удивлялись грамотности «варваров» на востоке. Обучение ей началось уже при Владимире. В более широком масштабе его дело продолжил Ярослав. Новгород и Киев были крупнейшими городами для своего времени и удивляли красотой каменных строений. Между тем ещё недавно этот материал в строительстве почти не применялся.

Создание вертикали власти способствовало укреплению государства. Тесные связи с Византией стали не только политическими, но и духовными. Поддержка Константинополем Киева сыграла немалую роль в ранней истории нашего государства. Если раньше с Русью считались, как правило, из-за военной мощи «варварской» державы, то после крещения она на равных входит в число цивилизованных стран, начинает развивать торговые отношения со многими азиатскими и европейскими государствами. Вот и все предпосылки и значение крещения Руси.

fb.ru

Причина принятия христианства на руси князем владимиром

все цивилизованные страны к этому времени уже приняли христианство, поэтому Владимир решил не отставать от них

Знаменитое “крещение Руси”, положившее начало становлению российской православной цивилизации, было вызвано целым комплексом факторов. Среди них стремление Владимира укрепить государство и его территориальное единство. Попытка достичь этих целей с помощью создания единого пантеона языческих богов во главе с Перуном не привела к преодолению племенного сепаратизма и усилению княжеской власти. Только единобожие могло сплотить страну и осветить авторитет единоличной княжеской власти. Следует учитывать и то обстоятельство, что принятие христианства вводило Русь в семью европейских народов, а язычество обрекало на изоляцию и враждебность со стороны христианизированных соседей, относящихся к язычникам как к нелюдям. При этом надо иметь в виду, что окончательный раскол христианства на католическую и православную ветви произошел лишь в 1054 г. Вероятно, сказались и какие-то личные соображения Владимира и некоторые эпизоды его жизни. Он, наверное, принимал во внимание крещение своей бабки Ольги, оставившей по себе добрую память. Не исключено, что его греховное языческое прошлое, например, братоубийство во время борьбы за власть, насилие, многоженство, в итоге, заставили задуматься о духовном очищении, которое могло бы оставить о нем добрую память. Но, скорее всего, он действовал, исходя из прагматических соображений. Дело в том, что принятие им христианства было обусловлено женитьбой на сестре византийского императора. Это необычайно поднимало его авторитет, а следовательно, укрепляло и княжескую власть. Важной представляется и т. н. проблема “выбора веры”, от решения которой во многом зависел весь ход русской истории.

На сегодня современные историки называют три основные причины этого: 1. Усиление роли государства, возвышение его над народом, что вступало в непримиримое противоречие с общинными языческими представлениями древних славян. 2. Несовместимость установившегося государственного единства разнородных языческих культов отдельных восточнославянских племен, а также неславянских народов. Это противоречие необходимо было преодолеть: единому государству должен был соответствовать и единый религиозный культ. 3. Языческая Русь не могла входить, как полноценный член ни в какие международные союзы и была обречена на политическую изоляцию, прежде всего в Европе, где не хотели заключать династических браков, а также торговать с язычниками. Здесь уже затрагивались экономические вопросы жизни государства, вопросы дальнейшего развития и сохранения Руси как единого и могучего, способного защитить себя государства.

предположений много, но ведь представители ислама на русь пришли первыми, почему не ислам? потому, что был владимиром красным солнышком. лицо было красным уж очень любил хмельные напитки. а ислам запрещает алкоголь и наркотики, а у греков в их христианской религии, алкоголь входит в ритуал, вот и принято решение за свой народ на долгие века. а всё остальное поповские мифы для слабоверных.

Ислам, христианство, католичество это всё - иудаизм, приспособленный для конкретного народа. При Владимире ислама не было. И не Русь он крестил, а часть славян, и не по доброй воле. Иначе сильный, дружный народ славян было не победить.

Есть христианская апостольская Вера как духовная опора народа, и есть христианская религия, как одна из главных опор власти. Вера была принята добровольно от апостольского Слова в третьем Веке и распространялась от побережья в глубь Европейского континента. Понадобилась семь веков, чтобы Киевская элита поняла Силу Веры и приняла ее. А Христианство в Киеве от Ольги, а не от Владимира. Тысяча семьсот лет Веры и тысячелетие насильственного крещения языческой Руси!

touch.otvet.mail.ru

3. Назовите главную причину крещения Руси:

Все - начиная с В. Плюс конфликт с языческим духовенством, не одобрившим как известно этот брак.

зарождение на Руси раннего феодализма и образование государства, Киевской Руси, которое не могло существовать без сильной и обоснованной идеологии.

•Утверждение нравственных норм. Христианству присущи нравственные нормы. Оно укрепляло семью и общество. Главное в христианстве не богатство и власть, а совершенствование души. •Расширение международных связей. Так как практически весь европейский мир уже перешёл к христианству, Русь не могла более оставаться языческой окраиной. Необходимо было расширять международные связи. Этому способствовали международные браки.

Я надеюсь можно свой вариант ответа сказать: Он принял крещение по следующим причинам: 1) Русов называли дикими, то есть стадом. 2) Что бы жениться на принцессе Византии Анне, по уговору с ее братьями он должен принять крещение, что и сделал.

Одна из главных причин крещения князя Владимира 1: Выберите один ответ: решение вечевого собрания Руси выполнение завещания княгини Ольги давление Византийской империи легитимация власти в глазах населения

touch.otvet.mail.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о