Очерк жизни и творчества и гончарова – Биография Гончарова кратко – самое главное и интересные факты из жизни и творчества Иван Александровича

И.А.Гончаров: краткий очерк жизни и творчества

Рождение будущего русского писателя Ивана Александровича Гончарова  произошло 6 июня 1812 года в семье симбирского торговцев хлебом. В возрасте  7 лет мальчик лишился отца. Все торговые дела перешли к матери. Она была женщиной умной и энергичной. Заботы о воспитании детей – братьев и сестер будущего светила русской литературы – легли на плечи отставного моряка Трегубова, который поселился в доме Гончаровых и был крестным мальчика. По его настоянию Ивана отдали в частный пансион для детей дворян, в котором он изучал иностранные языки и литературу.

10 лет от роду мальчика отправляют в Москву для продолжения образования в коммерческом училище. Годы в училище стали для Гончарова тяжкими и вспоминал он о них неохотно. Единственным светлым моментом тех лет для него стало знакомство с произведениями А.С.Пушкина. Через восемь лет Гончаров окончил училище и поступил в Московский университет. Встреча с Пушкиным, который посетил университет в сентябре 1832 года, оставила в душе писателя воспоминания на всю жизнь.

Гончаров выехал в Петербург, где стал вхож в семью художника Майкова, в которой занимался латинским языком и русской словесностью с отпрысками художника. Семья была своего рода литературным салоном, издававшим рукописные альманахи и журналы. Здесь собирались живописцы, писатели и известные люди Петербурга. И Гончаров разместил в двух из них повести

«Лихая болесть» и «Счастливая ошибка». По словам В.Г. Белинского повести произвели на петербургскую общественность благоприятное впечатление.

«Обыкновенная история» появилась, когда Гончарову исполнилось 35 лет. Роман стал произведением созревшего писателя.

Через 14 лет  после отъезда из Симбирска, Гончаров посещает родной город. Под гнетом грустных воспоминаний рождается замысел романа «Обрыв». Создание произведения отодвигает на второй план работу над романом «Обломов». А в 1852 году спокойное течение жизни писателя нарушает кругосветное плавание с экспедицией русских кораблей к берегам Японии, Америки. Гончаров был прикомандирован к экспедиции в качестве секретаря.

В начале 1855 года Гончаров вернулся в Петербург. Итогом этого путешествия стало написание двухтомника «Фрегат «Паллада».

Через семь лет Гончаров вернулся к службе. Он работает редактором газеты «северная почта», затем становится членом управления печати. После тридцатилетней службы, в 1867 году Гончаров выходит в отставку. Теперь он мог свободно заниматься творчеством. Писатель возвращается к задуманному в 1849г. Роману «Обрыв» и публикует его в 1869 году. Вокруг имени писателя оживают противоречивые толки, которые наносят удар по мнительной натуре Гончарова.

Болезнь отравляет его не очень сильный организм, одышка мучает его все сильнее. Гончаров становится замкнутым и подозрительно относится к людям. Он одиноко живет в петербургской квартире. Иногда выезжает за границу. Иногда в печати появляются его воспоминания, небольшие статьи : «В университете», «На родине», «Заметки о личности Белинского», «Мильон терзаний»и т.д.  Последняя из названных статей посвящена комедии Грибоедова «Горе от ума». Гончаров сделал тонкий и точный анализ постановки, что еще ни один историк литературы не обделил вниманием его статью.

Писатель болезненно реагировал на свое творческое молчание последнего периода. В его письмах виден одинокий и замкнутый человек, отличающийся тонкой наблюдательностью, но сторонившейся жизни, одновременно страдающий от своего одиночества.

Однажды он простудился, болезнь осложнилась воспалением легких и 15 сентября 1891г. 79-летнего писателя не стало. Иван Александрович Гончаров был похоронен на Никольском кладбище Александро-Невской лавры, спутя 50 лет его прах перенесли на Волково кладбище.

Материал подготовила Лариса Геннадьевна Довгомеля

 


на Ваш сайт.

samarus-school.ru

И.А.Гончаров. очерк жизни и творчества.(1812- 1891) Общая характеристика романа «Обломов».

ТЕМА: И.А.Гончаров. очерк жизни и творчества.(1812- 1891) Общая характеристика романа «Обломов».

ЦЕЛИ УРОКА: 1. Познакомить учеников с личностью И.А.Гончарова, его биографией.

2. Показать роль патриархального уклада в родительском доме.

3. Выявить его взаимосвязь его творчества и судьбы.

4. Рассказать о первых литературных опытах.

5. Рассказать о последних годах жизни Гончарова.

6. Дать общую характеристику романа «Обломов».

ХОД УРОКА:

Организационный момент. (Приветствие класса).

Проверка домашнего задания. (По ходу урока).

Объяснение нового материала.

Сведения по биографии писателя.

  1. Слово о писателе.

Сегодня на уроке мы познакомимся с новым для вас писателем И.А. Гончаровым. О чем говорит вам имя Ивана Александровича Гончарова? Кто-нибудь слышал и может назвать произведения, написанные им? («Обломов», «Обыкновенная история»). Что вы знаете о нем? (Ничего). Итак, тема нашего урока «Очерк жизни и творчества Гончарова».

  1. Среда воспитания. Образование.

И.А.Гончаров родился в 1812 году в семье богатого симбирского купца. Отец рано умер, оставив семье крупное состояние. Мать, Авдотья Матвеевна, любила детей, но, не обладая достаточной культурой, доверила образование всех четверых детей другу семьи Николаю Николаевичу Трегубову, который был дворянином, и ввел семью Гончаровых в круг местного дворянства.

В Гончарове рано пробудилась страсть к чтению. «Залезет, бывало, в библиотеку и торчит там до тех пор, пока насильно его вытащат есть или пить»,- вспоминал впоследствии о своём питомце Трегубов. Об этом писал и Гончаров: «Любовь к чтению родилась во мне в детстве, восьми-девяти лет отроду я перечитал всю маленькую библиотеку в деревне, где я начал учиться. За мной никто не следил, что я делаю в свободное от уроков время, а я любил забивать в угол и читал всё, что попадалось под руку».

Начальное образование получил в частном пансионе священника Троицкого, а в 1822г поступил в Московское коммерческое училище. Восьмилетнее пребывание в училище мало дало юноше познаний в области экономических и точных наук, но не усыпило его стремлений к знаниям, воспитало в нем протест против унижения человеческой личности. Гончаров самостоятельно усиленно занимался науками, стремясь получить гуманитарное образование. В АВГУСТЕ 1831 г. Успешно сдал экзамены на филологический факультет Московского университета. Молодой студент увлекался театром, в студенческих кружках шли горячие споры о критических статьях современных критиков, в это время Гончаров также опубликовал в журнале «Телескоп» перевод нескольких глав романа французского писателя. В 1834г, переехав в Петербург, поступил на службу в Министерство финансов переводчиком иностранной переписки.

3.Первые литературные опыты.

Литературная деятельность Гончарова началась в эпоху царствования Николая1.

В 1838 и 1839 г в литературно- художественном кружке живописца Майкова появились романтические стихи Гончарова и первые повести «Лихая болесть» и «Счастливая ошибка».

Известность приходит к писателю только в 1847 г, когда в ж. «Современник» был опубликован 1йроман «Обыкновенная история». Далее в печати появляется роман «Обломов», который закрепляет за писателем славу крупнейшего писателя-реалиста. После того, как Гончаров вышел в отставку он опубликовал третий роман «Обрыв».

Осенью 1852 г отправился в путешествие к берегам Японии на русском военном корабле «Паллада» в качестве секретаря начальника экспедиции. За 2,5 года побывал в Англии, Южной Африке, Китае. В 1855г вернулся в Петербург. Впечатления от путешествия составили 2 тома очерков, изданных под названием «Фрегат Паллада».

4.Личная жизнь.
Критики отмечали, что Гончарову прекрасно удавались женские образы. Чувствовалось, что он был тонким знатоком и ценителем женщин. Поговаривали, что какая-то дама чуть не покончила с собой из-за неразделенной любви к писателю. Но о частной жизни Гончарова известно немногое — он тщательно оберегал ее от посторонних глаз. А перед смертью сжег весь свой архив. В огонь попала та часть личной переписки, которая была адресована писателю, а его письма частично сохранились.

Такова судьба любовной переписки Гончарова и Елизаветы Васильевны Толстой (в замужестве Мусиной-Пушкиной), которой писатель увлекся так серьезно, что до женитьбы оставался один шаг.
Они познакомились в Петербурге у Майковых, близких друзей писателя, когда Толстая, состоявшая с ними в родстве, приехала погостить из провинции в столицу. Ивану Александровичу было тогда 43 года, Елизавете Васильевне — 30.. Толстая блистала красотой, была прекрасно воспитана и умна. Майковы считали их прекрасной парой, тактично подталкивали к женитьбе.
Они обмениваются исповедальными сочинениями: Толстая передает Гончарову свой дневник, а он ей — раннюю, неопубликованную повесть «Папиньерка». Прочитав дневник, Гончаров не удерживается от укора: «Во всех Ваших выражениях мелькает только страсть в виде болезни, а не сознательное и неизменное чувство...» Но спохватывается и посылает вслед еще одно послание: «Спешу, извините отсутствие всякого ума в записке и присутствие неумолимого желания видеть Вас, где и когда возможно. Преданный Гончаров».

Проходит два месяца. Елизавета Васильевна ждет признания. Нерешительность Гончарова, видимо, уязвляет ее настолько, что у нее срывается упрек. Он отвечает с вежливой сдержанностью: «Нет ни умыслов, ни сетей птицеловства, о которых Вы не постыдились намекнуть мне вчера, а есть только неодолимое желание заслужить Ваше доброе мнение и никогда не терять его, приобрести Вашу дружбу и быть ею счастливым. У меня хандра, хандра. Я Вас не узнал вчера и не понял...»
Толстая уезжает в Москву. И тут страсть охватывает Гончарова. Он пишет ей вдогонку длинные письма, в которых выражает свои чувства не напрямую, а в иносказательной форме — в виде разговора писателя с другом. Друг писателя влюблен в Толстую, но его одолевают сомнения: примет ли Елизавета Васильевна его любовь, сумеют ли они счастливо жить в браке, не наскучит ли молодой жене его образ жизни? Толстая отвечает все реже и реже.

До отъезда Елизаветы Васильевны из Петербурга известный Сергей Левицкий сделал ее фотопортрет. Гончаров завладел снимком Толстой и заявил Майковым, что лучше расстанется с жизнью, чем с изображением Елизаветы Васильевны. Его стыдили, Майков говорил, что снимок нужен ему для живописного портрета. В конце концов Левицкий сделал репродукцию с фотографии.

Между тем по поручению Толстой за снимком явился молодой поручик. Это вызвало у Гончарова муки ревности, он стал осыпать возлюбленную упреками. Но Елизавета Васильевна была уже помолвлена с Мусиным-Пушкиным, и весь этот шум мог ее скомпрометировать. Кончилось тем, что вмешался Мусин-Пушкин: он попросил Гончарова прекратить переписку и вернуть портрет своей невесты.

Иван Александрович так и остался холостяком. Дослужился до генеральского чина, стал членом Цензурного комитета, некоторое время был наставником старшего сына Александра II, наследника престола, рано умершего от туберкулеза. В конце жизни всю нерастраченную любовь он посвятил осиротевшим детям своего камердинера Трейгута. Дочери его выделил приданое, выдал ее замуж.

5. Значение творчества Гончарова в русской литературе.

«Обрыв»,написанный в 1868 стал последним крупным художественным произведением Гончарова. Но после работы над произведением жизнь его сложилась очень трудно. Больной, одинокий Гончаров часто поддавался душевной депрессии. Одно время ему мечталось даже взяться за новый роман, но так к написанию его он и не приступил. В эти годы он пишет несколько очерков: «Литературный вечер», «Слуги старого века», «Поездка по Волге», «Май месяц в Петербурге». Некоторые из них были опубликованы посмертно. Следует отметить еще ряд замечательных выступлений Гончарова в области критики. Такие, например, его этюды, как «Мильон терзаний», «Заметки о личности Белинского», давно и прочно вошли в историю русской критики в качестве классических образцов литературно-эстетической мысли.

Итак, в русскую и мировую литературы Гончаров вошёл тремя романами: «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв».

Что касается романа «Обломов», то замысел романа возник в 1847 году, но лишь одну главу романа «Сон Обломова» писатель опубликовал в ж. «Современник» в 1849г. Круглосветное путешествие и создание книги очерков «Фрегат Паллада» надолго прервали работу над романом, который был напечатан только в 1859г.

Сейчас мы с вами начнем знакомиться с романом «Обломов».

infourok.ru

Очерк о жизни и творчестве И. А. Гончарова (Гончаров)

Гончаров, как и любой другой писатель, старается быть лояльным по отношению к описываемому, и вследствие этого мы не можем найти конкретных слов, выражающих его авторскую позицию. Но ее можно узнать через мнения персонажей, через ситуации, в которых они оказываются. В романе Гончаров не только проводит глубокий анализ характеров людей и их убеждений, но и продолжает заниматься поиском той настоящей красоты, которую искали еще в древние века. Эта красота — любовь в разных ее проявлениях: либо в искусстве, либо человеческая любовь и даже любовь к Богу. Не случайно все главные герои, как и герои Тургенева, проходят проверку любовью. А на протяжении романа автор пытается выяснить, какой же должна быть любовь. Как главному герою, Райскому и его переживаниям уделяется основное месте в «Обрыве», и именно им проводится оценка остальных персонажей романа. Райский — человек эстетического мировоззрения, и цель его жизни — найти, а главное — передать найденную красоту или в полотнах, или в музыке, или на страницах романа. Как цельная натура, Райский анализирует себя довольно часто на протяжении всей книги, и вот тут-то и звучит голос автора, говорящий, что «священный огнь» есть у Райского, но отобразить и показать его другим людям он не может.

Именно поэтому Марк Волохов называет его неудачником. Автор любит Райского и сочувствует ему, он пытается его спасти, проводя через сложные жизненные препятствия, но и это не помогает. Райского уже нельзя изменить. Райского неправильно воспитывали в детстве, не приучили к труду. Очень часто при раскрытии характеров автор показывает детство и воспитание героя. Гончаров считает, что это одна из причин характера героя, его дальнейшей судьбы.

В некоторых моментах повести можно увидеть и авторский совет. Когда герой размышляет, что он делает неправильно, ему кто-то шепчет: «Не внеси искусства в жизнь, а внеси жизнь в искусство».

Но так как только лишь друзья могут хорошо узнать человека, то скорее всего автор думает так же, как они: «честнейшее сердце, благородная натура, но нервная, страстная, огненная и раздражительная». Впоследствии через различные ситуации автор доказывает эту характеристику. Несмотря на непонятность артистической натуры, Райский остается благородным, отзывчивым и добрым человеком, что видно из его отношений с сестрами и бабушкой.

В противоположность Райскому автор приводит Марка. Его нельзя назвать добрым, честным, благородным, он сильный, умный, но одновременно с тем ограниченный человек, принимает на веру только свои собственные убеждения. Внешне Марк выглядит как настоящий разбойник. Вера очень часто называет его волком. По своим атеистическим убеждениям он напоминает Базарова. Сам автор считает Марка «заблудшей овцой; в христианском смысле», возможно, Гончаров пытается вместе с Верой вернуть его на верную тропу.

Для выражения своих мыслей автор часто прибегает к портрету. Почти для всех персонажей можно найти описание их внутренних качеств, внешнего облика. Единственная характеристика, которая держится лишь на внешнем облике, — , это портрет Софьи — холодная мраморная статуя, что соответствует ее характеру: холодная и безразличная, она не способна по-настоящему любить, в ней нет духовного содержания, она пуста, как статуя. Это скоро понимает и Райский и забывает ее; идеал Райского должен обладать некой внутренней силой, духовным содержанием, именно эту нравственную красоту увидит Райский в бабушке и Вере. В этом вопросе Гончаров солидарен с позицией своего героя.

Для обрисовки еще одного персонажа автор использует прием вставной повести. Это повесть Райского о Наташе, которая является полной противоположностью Софьи. Будучи не очень красивой физически, она обладает огромной духовной красотой. Нельзя не заметить сходство судьбы Наташи с судьбой главной героини «Бедной Лизы» Карамзина, на это намекает и сам автор: Райский называет ее бедной Наташей. Эта женщина являет собой пример чистой и бескорыстной любви, они никогда ничего не требовала от Райского. Для Наташи любить — значит дышать. Но Гончаров ищет другую любовь, не тихую, где один безвозмездно предан другому, а равную.

В деревне Райский встречает Марфеньку, самое доброе и беззаботное существо, которое он когда-либо встречал. Образ Марфеньки Гончаров раскрывает через окружающий ее пейзаж: «то смеялась, то хмурилась, глядела так свежо и бодро, как это утро». Этим приемом автор показывает, что Марфенька является неотъемлемой частью природы, и сам Райский сравнивает ее с птичками, которых она кормила. Марфенька ближе всех героев «Обрыва» находится к природе. Может быть, поэтому в любви ей везет больше, к тому же она не требует от своего избранника слишком многого. Викентьев — такое же предоброе существо, как и она. Они показали нам вид особенной любви, ангельской. К сожалению, не все могут любить так, а более сильным и глубоким натурам, таким, как Вера, Райский, нужна любовь сильная, человеческая.

В «Обрыве» мы можем найти любовь из далеких рыцарских романов. Это любовь Крицкой. Одновременно эта любовь является пародией на светскую.
Татьяна Марковна была для Райского загадкой с самого начала, и практически до конца его пребывания в деревне Райский был очень удивлен большой нравственной силой и житейской мудростью бабушки. Райский в данном случае выражает позицию автора, считая, что такая сила может прийти только после очень сильной любви. Что автор и подтверждает с помощью старой, но правдивой сплетни о Тите Никоныче и Татьяне Марковне. Будучи уже в преклонном возрасте, Татьяна Марковна находит в себе силы помочь Вере, хотя драма внучки причиняет ей страдания, так как напоминает свою.

Родился Иван Александрович Гончаров в Симбирске в богатой семье купца. Родители отдали его в коммерческое училище, когда он окончил пансион. Но мальчика интересовала больше всего литература. В 1831 году И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После университета служит чиновником в Симбирске, а с 1835 года— в Петербурге. Быт и нравы провинциального чиновничества дали богатый материал для его будущих произведений. В 1847 году журнал «Современник» опубликовал первый роман Гончарова — «Обыкновенная история», который сразу принес известность молодому автору. В «Обыкновенной истории» Гончаров изображает Россию 30-х годов. Следующий роман Гончарова— «Обломов». Гончаров умело, тонко, описывает образы романа

. Гончаров в своем новом романе «Обрыв» описывает молодежь 60-х годов. Во всех трех романах — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» — отмечено одно и то же явление: зарождение русского капитализма. Гончаров разоблачает неприспособленность дворянства к труду, он пытается увидеть в образе своего героя дельца-предпринимателя, делового человека. Замечательны и образы женщин, созданные Гончаровым, писатель проводит мысль, что женщина играет важную роль в общественной жизни. Гончаров написал книгу «Фрегат \"Паллада\"«. Писал Гончаров и критические статьи. Его статья «Миллион терзаний» — замечательная характеристика «Горе от ума» А. С. Грибоедова. Темой творчества поэта всегда была Россия, ее неотложные вопросы, которые выдвигались русской жизнью.

www.allsoch.ru

Краткая хроника жизни и творчества И. А. Гончарова

1812, 6(18) июня

В семье симбирского купца Александра Ивановича Гончарова и его жены Авдотьи Матвеевны родился сын Иван.

1819

Смерть отца, воспитанием семилетнего Вани занялся его крестный Николай Николаевич Трегубов, дворянин, бывший морской офицер.

1820-1822

Обучение в частном пансионе священника Федора Степановича Троицкого.

1822, август

Поступает в Московское коммерческое училище.

1830

Завершает обучение в коммерческом училище, без окончания курса по прошению матери.

Август

Указ Симбирского городского магистрата об увольнении Ивана Гончарова из купеческого звания, дающий право поступления в университет.

1831-1834

Обучение на словесном отделении Московского университета.

1832

Публикация в журнале «Телескоп» перевода двух глав из романа Э. Сю «Атар-Гюль» (первый литературный опыт Гончарова).

1834-1835

Служба в канцелярии симбирского губернатора А. М. Загряжского.

1835

Приезд в Петербург; служба переводчиком в Департаменте внешней торговли Министерства финансов; знакомство с семьей художника Николая Аполлоновича Майкова.

1838

Повесть «Лихая болесть» появляется в рукописном журнале «Подснежник» литературно-художественного кружка Майковых, членом которого был Гончаров.

1839

Повесть «Счастливая ошибка», которую Майков помещает в рукописный альманах «Лунные ночи».

1842

Написан очерк «Иван Савич Поджабрин», опубликованный в 1848 г. в первом номере журнала «Современник».

1844

Задуман роман «Обыкновенная история».

1847, март

Первая часть «Обыкновенной истории», опубликованная в мартовском номере журнала «Современник», вызвала восторженные отклики критиков и литераторов.

Апрель

Завершение публикации «Обыкновенной истории» в журнале «Современник».

1849, март

«Сон Обломова» опубликован в «Литературном сборнике с иллюстрациями».

Июнь-октябрь

Поездка в Симбирск, задуман «Обрыв» («Художник»).

1852-1854

Кругосветное путешествие на фрегате «Пал-лада» в качестве секретаря адмирала Е. В. Путятина.

1855

Принят на должность цензора Петербургского цензурного комитета.

1856, июль-август

Работа над романом «Обломов» в Мариенбаде.

1858, май

Опубликован «Фрегат «Паллада».

1859

Роман «Обломов» публикуется в четырех номерах «Отечественных записок».

1862, осень

Вступает на должность редактора официальной правительственной газеты «Северная почта».

1863

Пожалован в действительные статские советники, назначен членом Совета по делам книгопечатания.

1867

Выходит в отставку.

1869

Роман «Обрыв» печатается с января по май в журнале «Вестник Европы».

1872

«Мильон терзаний», критический этюд о комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

1884

Первое Собрание сочинений в восьми томах выходит в Петербурге.

1891, 15(27) сентября

Умер Иван Александрович Гончаров (похоронен на Новом Никольском кладбище Александро-Невской лавры).

www.testsoch.com

И.А.Гончаров. Жизнь и творчество

Он был одним из создателей великого русского реалистического романа. Современник Герцена и Тургенева, Островского и Салтыкова-Щедрина, Достоевского и Льва Толстого, Гончаров вместе с ними на протяжении ряда десятилетий привлекал к себе внимание передовой, демократической критики и широких кругов читателей.

Иван Александрович Гончаров родился в Симбирске, образование получил в пансионе, затем в коммерческом училище и Московском университете (там он учился одновременно с Белинским, Лермонтовым, Герценом). Гончаров много читал, переводил, затем стал писать – в духе осмеянных им впоследствии романтических повестей и стихотворений молодого Адуева из романа "Обыкновенная история". Свои произведения 30-х годов сам писатель не признал достойными для издания. Но только пройдя трудную десятилетнюю школу поисков и литературного мастерства, Гончаров выступил как художник-реалист.

Первый же его роман – "Обыкновенная история" (1847) – принес писателю громкую известность и всеобщее признание. В нем на­рисована широкая картина русской действительности, дана галерея ярких, правдивых образов. С большой силой художественного обобщения Гончаров показал крушение старого, патриархального уклада жизни. Белинский назвал "Обыкновенную историю" "страшным ударом романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму".

"Обыкновенная история" – первая часть трилогии Гончарова, запечатлевшей жизнь русского общества на разных стадиях его развития. В 1859 г. вышел роман "Обломов", справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Спустя еще десять лет был напечатан "Обрыв".

"Обломов" появился в то время, когда в России складывалась революционная ситуация, и имел большое прогрессивное значение. С потрясающей убедительностью Гончаров показал условия, которые привели его героя к духовному краху. Уже в "Сне Обломова" автор рассказал, как в резвом и живом мальчике Илюше постепенно подавлялись всякие попытки деятельности. С детских лет его окружала сонная, праздная жизнь дворянина-помещика. Обитатели Обломовки настоящее благополучие понимали "не иначе, как ... покой и бездействие". Даже чтение считали тягостным трудом, «таким делом, без которого легко и обойтись». Обломов вырос человеком, не способным ни к какому труду. В нем развилась лишь болезненная мечтательность. Он то воображал себя непобедимым полководцем, то мыслителем, ве­ликим художником. Медленно умирали в Обломове духовные потребности, становились бесплодными его гуманные порывы, здравые суждения.

Невеста Обломова – Ольга в тоске спрашивает: «Кто проклял тебя, Илья? Что сгубило тебя? Нет имени этому злу...» И сам Обломов подсказал ей ответ. «Есть, – сказал он чуть слышно, – обломовщина!..»

«Обломовщина» стала нарицательным поня­тием косности и застоя, выражением глубокого кризиса крепостнического хозяйства и порожденной им идеологии. Сам Гончаров подчеркнул в романе, что «обломовщина» сложилась и выросла на почве крепостнических отношений, на почве владения «тремястами Захаров».

В замечательной статье "Что такое обломовщина?" (1859), содержавшей глубокую характеристику идейно-художественного богатства творчества Гончарова, Добролюбов раскрыл исторический смысл общественного содержания его романа, силу художественного обобщения образов. Критик высоко оценил произведение Гончарова за то, что в нем показана борьба старого и нового в жизни предреформенной России. Добролюбов подчеркнул величайшую типиче­скую силу самого образа "обломовщины": история нравственной гибели одного помещика, по его мнению, прозвучала у Гончарова ярким об­винением "обломовщины" в целом.

Подлинно положительного героя романа Добролюбов видел в невесте Обломова – Ольге Ильинской. В ней он усмотрел "намек на новую русскую жизнь": "... от нее можно ожидать слов, которые сожгут и развеют обломовщину". Величие Гончарова как художника-реалиста, глубокого знатока русской действительности ярко проявилось в том, что, осудив "обломовщину", он сумел показать и буржуазную ограниченность трезвого дельца Штольца.

В 1852–1854 гг. Гончаров совершил круго­светное плавание на русском военном фрегате "Паллада". Путевые очерки, заметки, письма с дороги он впоследствии переработал и объединил в книге "Фрегат "Паллада" (1858). Очерки Гончарова пронизаны критикой буржуазной цивилизации. Писатель рисует резкие проти­воречия капиталистической действительности, с негодованием говорит о последствиях колони­заторской политики правящих кругов буржуазных стран, и прежде всего Англии и Соединенных Штатов Америки. Под их владычеством "гибнут не только отдельные лица, семьи, но целые страны"; местных жителей "они не признают за людей, а за какой-то рабочий скот". Здесь "каждый шаг выжженной солнцем почвы, – пишет Гончаров, – омывался кровью".

Впечатления от буржуазных порядков в странах Западной Европы и особенно в их колониальных владениях повлияли на отношение Гончарова и к русскому капитализму. Развитие нового уклада в жизни России и революционная борьба разночинной интеллигенции не вызывали у него радужных иллюзий. В результате реакции, последовавшей вслед за проведением крестьянской реформы 1861 г. и поражением польского национально-освободительного движения в 1863 г., развились консервативные тенденции в мировоззрении писателя. В последнем своем романе "Обрыв" Гончаров пытается в искаженных, мрачных красках представить революционную борьбу разночинной интеллигенции. Но художественная ценность "Обрыва" определяется не выдуманным, фальшивым обра­зом нигилиста Марка Волохова. Подлинным героем романа выступает Вера – один из самых положительных женских образов, созданных Гончаровым, воплощение лучших душевных качеств русской женщины, свидетельство глубокой веры писателя в родной народ, в его будущее. Роман Гончарова содержит правдивые картины и образы русской жизни. По мастерству композиции, яркости портретных зарисовок, глубине и драматизму психологического проникновения в образы "Обрыв" – значительное художественное достижение в творчестве Гончарова. Его отличает та верность действительности, которая приводила писателя к конфликту с его собственным, порой весьма ограниченным пониманием событий и направления их развития. В конечном счете читатель ясна ощущал, что перед веяниями новых идей, воплощенных в лучших чертах Веры, не в силах устоять ни патриархальная "правда" бабушки, ни надуманные буржуазные добродетели Тушина.

Среди мемуарных очерков, статей и набросков, написанных Гончаровым в последние годы жизни, наибольший интерес представляют его воспоминания о Белинском, а также известная статья о "Горе от ума" Грибоедова – "Мильон терзаний", не утратившая своего значения до наших дней. Гончаров – художник больших социальных обобщений. Созданные им образы надолго пережили свое время. Обращаясь к замечательным произведениям Гончарова, мы всегда восхищаемся его образной русской речью. Еще Белинский писал о "чистом, правильном, легком, свободно льющемся" языке писателя.

Автор "Обломова" и "Обрыва" по праву занял достойное место в блестящей плеяде русских писателей-реалистов прошлого века, ближайших наследников великих пушкинских традиций.

literatura5.narod.ru

ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И А ГОНЧАРОВА

ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И. А. ГОНЧАРОВА.

Гончаров Иван Александрович 18 июня 1812 года – 27 сентября 1891 года

Зимой 1859 г. в редакции журнала “Отечественные записки” литераторы делились впечатлениями о новом романе И. А. Гончарова “Обломов”. - Художественная отделка произведения безукоризненно хороша. Мельчайшие подробности нарисованы автором с такой любовью и необыкновенным мастерством. Вы совершенно переноситесь в мир героев, и перед вами открывается душа каждого лица. 1 -й критик: - Вы правы. Герои романа – живые люди. Очевидно, что господин Гончаров знает такие приёмы изображения, секрет которых доступен не каждому. 2 -й критик:

Роман «Обломов» в восприятии современников автора Называя роман “Обломов” «капитальнейшей вещью, какой давно, давно не было» , Л. Н. Толстой писал А. В. Дружинину: «Скажите Гончарову что я в восторге от “Обломова” и перечитываю его ещё раз» .

Тема романа Главная тема романа – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, в обществе, но не сумевшего найти верный путь. В квартире у Обломова

Опорная схема композиции романа

Сюжет романа Две точки зрения на сюжет: v две сюжетные линии: Ø Обломов – Ольга Ø Штольц – Ольга v превращение Обломова в «мёртвую душу»

В О С Х О Ж Д Е Н И Е К Д И В А Н У ДИВАН «Но цвет жизни распустился и не дал плодов» ОТСТАВКА Увлечение книгами, 1 -1, 5 года, охлаждение УВЛЕЧЕНИЕ СВЕТОМ «Радовался пустякам и от пустяков же страдал» СЛУЖБА «Жизнь разделялась на 2 половины: скука и труд – синонимы, покой и мирное веселье» (философия Обломова) ПОДГОТОВКА К СЛУЖБЕ «Высокие мечты о роли в обществе»

Илья Ильич Обломов Психологический портрет героя «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмносерыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности…

Илья Ильич Обломов

• “Это был человек лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. … Иногда взгляд его помрачался выражением будто усталости или скуки; но ни усталость, ни скука не могли ни на минуту согнать с лица мягкость, которая была господствующим и основным выражением не лица только, а всей души; а душа так открыто и ясно светилась в глазах, в улыбке, в каждом движении головы, рук. … Цвет лица у Ильича не был ни румяный, ни смуглый, ни положительно бледный, а безразличный. … тело его, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины. … Движения его, когда он был даже встревожен, сдерживались также мягкостью и не лишенною своего рода грации ленью”.

Нормальное состояние На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него… Лежанье у Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…»

Отношение к жизни Обломов безвыездно живёт двенадцатый год в Петербурге. Раньше он был «ещё молод, и если нельзя сказать, чтоб он был жив, то по крайней мере живее, чем теперь; ещё он был полон разных стремлений, всё чего-то надеялся, ждал многого и от судьбы, и от самого себя; всё готовился к поприщу, к роли – прежде всего, разумеется, в службе, что и было целью его приезда в Петербург. Потом он думал и о роли в обществе; наконец, в отдалённой перспективе, на повороте юности к зрелым летам, воображению его мелькало и улыбалось семейное счастье. Но дни шли за днями… а он ни на шаг не продвинулся ни на каком поприще и всё ещё стоял у порога своей арены, там же, где был десять лет назад. Но он всё сбирался и всё готовился начать жизнь, всё рисовал в уме узор своей будущности; но с каждым мелькавшим над головой его годом должен был что-нибудь изменять и отбрасывать в этом узоре. Жизнь в его глазах разделялась на две половины: одна состояла из труда и скуки – это у него были синонимы; другая – из покоя и мирного веселья…

Отношение к службе Будущая служба представлялась ему в виде какого-то семейного занятия, вроде, например, ленивого записывания в тетрадку прихода и расхода, как делывал его отец. Он полагал, что чиновники одного места составляли между собою дружную, тесную семью, неусыпно пекущуюся о взаимном спокойствии и удовольствиях, что посещение присутственного места отнюдь не есть обязательная привычка, которой надо придерживаться ежедневно, и что слякоть, жара или просто нерасположение всегда будут служить достаточными и законными предлогами к нехождению в должность. Но как огорчился он, когда увидел, что надо быть по крайней мере землетрясению, чтобы не прийти здоровому чиновнику на службу… Всё это навело на него страх и скуку великую. «Когда же жить? Когда жить? » - твердил он» . Обломов прослужил кое-как два года, потом отправил депешу вместо Астрахани в Архангельск. Боясь ответственности, Обломов ушёл домой и прислал медицинское свидетельство о болезни. Понимая, что рано или поздно придётся «выздороветь» , подаёт в отставку.

Деградация героя «Его почти ничто не влекло из дома, и он с каждым днём всё крепче и постояннее водворялся в своей квартире. Сначала ему стало тяжело пробыть целый день одетым, потом он ленился обедать в гостях, кроме коротко знакомых, больше холостых домов, где можно снять галстук, расстегнуть жилет и где можно даже «поваляться» или соснуть часок. Вскоре и вечера надоели ему: надо надевать фрак, каждый день бриться…»

Гости Ильича Обломова • 2. Кто приходил в гости к Обломову в этот день? • 3. Опишите их внешность. Как в ней отражены жизненные цели этих героев? • 4. Как Обломов относится к каждому из посетителей? Как это его характеризует? • 5. Какую роль играет эта глава в всём произведении?

Посетители Обломова • • • Волков Судьбинский Пенкин Алексеев Тарантьев

Изящная цепочка, с множеством мельчайших брелоков Тончайший батистовый платок, пропитанный ароматами Востока Глянцевитая шляпа Лакированные сапоги …в Екатерингоф!. . . у князя Тюменева!… к Муссинским!. . . Мездровы!. . . Не нужно бывать в должности!… …надо быть au courant всего, знать новости… Боже мой, что за веселье на этом свете! Где же тут человек? На что он раздробляется и рассыпается? . . . несчастный!

п у г о в и ц ы г е р б о в ы е …дьявольская служба… К четвергу надо приготовить доклад – адская работа… …много кое – чего… …меня ценят… А что ж бы я стал делать, если б не служил!

эспаньолка Две статьи в газету каждую неделю Разборы беллетристов «Любовь взяточника к падшей женщине» Нам нужна одна голая физиология общества, не до песен нам теперь…

Волков Судьбинский Пенкин бурная, но пустая светская жизнь успешная карьера легкий литературный труд

Два "лица" Обломова Честность, совестливость, добросердечие, кротость, стремление к идеалам, мечтательность, "золотое сердце". Инфантильность, безволие, неспособность к действию, апатичность, медлительность, "русская лень".

Приезд Штольца

Обломов и Штольц

“Штольц ровесник Обломову: и ему уже за тридцать лет. Он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щек у него почти вовсе нет, то есть кость да мускул, но ни признака жирной округлости; цвет лица ровный, смугловатый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные. Движений лишних у него не было. Если он сидел, то сидел покойно, если же действовал, то употреблял столько мимики, сколько было нужно”.

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа» .

Штольц Энергичен, активен, умен, расчетлив, благоразумен, рационалист, честен, благороден, целеустремлен, волевой, резок, бесстрастен, всегда весел, оптимистичен, предусмотрителен, сдержан, экономен, “от него веяло какойто свежестью и силой”, тверд, физически и духовно силен.

• Обломов: ленив, чист, “добряк”, умен, честен, романтичен, чуток, “голубинно” нежен, открыт, чувствителен, потенциально способен на многое, нерешителен, быстро “загорается” и быстро “потухает”, боязлив, отчужден, безволен, доверчив, иногда наивен, не разбирается в делах, физически и духовно слабый.

Обломов Добрый, мягкий, гостеприимный, чувствительный, чуткий. Ленивый Штольц Откровенный, холодный, активный, разумный, сдержанный. Деятельный

Илья Обломов Описание внешности Происхождение Воспитание и образование Цели приезда в Петербург Образ жизни Идеал (норма) жизни Испытание любовью Итог жизни Андрей Штольц

Часть II, глава 4. “Продолжай же дорисовывать мне идеал твоей жизни…” 1. Какие слова выбирает Илья Ильич для выражения своего идеала жизни? 2. Есть ли взаимосвязь между речью и чувствами героя?

– «Не нравится мне эта ваша петербургская жизнь!» – «Где же тут человек? Где его целость? Куда он скрылся, как разменялся на всякую мелочь? » – «Под этой всеобъемлемостью кроется пустота, отсутствие симпатии ко всему!» – «Я их не трогаю, ничего не ищу; я только не вижу нормальной жизни в этом» – «Да я ли один? Смотри: Михайлов, Петров, Семенов, Алексеев, Степанов… не пересчитаешь: наше имя легион!»

Отношение к обществу

Детство Обломова

В семье Обломова

Илюша Обломов с няней

«Сон Обломова» (9 глава I части) Глава, из которой родился роман. «Сон Обломова» - сердцевина романа, занимает центральное место в идейном отношении, так как показывает, что такое «обломовщина» . Во сне показана обстановка, в которой проходило детство главного героя.

Почему Илья Ильич стал таким, каким он показан в начале романа? «Бесплодные сожаления о минувшем, жгучие упреки совести язвили его, как иглы, и он всеми силами старался свергнуть с себя бремя этих упреков, найти виноватого вне себя и на него обратить жало их. Но на кого? …. -Отчего же я такой? – почти со слезами спросил себя Обломов и спрятал опять голову под одеяло, - право… -И я бы тоже…хотел…что-нибудь такое…разве природа уж так обидела меня…да нет, слава богу…жаловаться нельзя…» . И. А. Гончаров

present5.com

План-конспект урока "Очерк жизни и творчества И.А. Гончарова"

ОЧЕРК ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВА И.А. ГОНЧАРОВА.

ТРИ РОМАНА – «ОБЫКНОВЕННАЯ ИСТОРИЯ», «ОБЛОМОВ», «ОБРЫВ»

Цели: познакомить учащихся с судьбой писателя; дать общее представление о его романах, в которых писатель исследует один и тот же конфликт – конфликт между старой и новой Россией, между патриархальным и буржуазным укладом жизни.

Наглядные пособия: презентация

Ход урока

Эпиграф к уроку:

…То, что не выросло и не созрело во мне самом, что я не видел, не наблюдал, чем не жил, – то недоступно моему перу!

…Я писал только то, что переживал, что мыслил, чувствовал, что любил, что близко видел и знал, – словом, писал и свою жизнь и то, что к ней пристало.

И. А. Гончаров

I. Вступительное слово учителя.

Жизнь и творчество И. А. Гончарова

Иван Александрович Гончаров (1812–1891) – талантливый русский писатель и критик, творческая деятельность которого продолжалась несколько десятилетий. Гончаров – автор трех романов: «Обыкновенная история», «Обломов», «Обрыв». Сам писатель указывал, что видит «не три романа, а один… Все они связаны одной общей нитью, одной последовательной идеей – перехода от одной эпохи русской жизни… к другой». В этом смысле произведения Гончарова можно назвать трилогией.

Лучшим романом критики считают роман «Обломов».

«Если бы Гончаров написал лишь одного «Обломова», то и этого было бы достаточно, чтобы признать за ним непререкаемое право на одно из самых выдающихся мест в первом ряду русских писателей», – отметил А. Ф. Кони.

Одновременно с Гончаровым жили и писали Н. Гоголь, И. Тургенев, Н. Некрасов, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов, В. Белинский, А. Островский, Л. Толстой, А. Чехов. Какие имена в русской литературе!

И. Гончаров, свободно владея английским, немецким и французским языками, хорошо знал произведения зарубежных писателей: Бальзака, Диккенса, Флобера.

Но лучшим среди всех Гончаров считал А. С. Пушкина. В сентябре 1832 года Пушкин посетил Московский университет, и Гончаров воочию увидел любимого поэта. Впоследствии он вспоминал: «…для меня точно солнце озарило всю аудиторию: я в то время был в чаду обаяния от его поэзии; я питался ею, как молоком матери; стих его приводил меня в дрожь восторга. На меня, как благотворный дождь, падали строфы его созданий. Его гению я и все тогдашние юноши, увлекавшиеся поэзией, обязаны непосредственным влиянием на наше эстетическое образование». На всю жизнь Гончаров сохранил восторженное отношение к великому поэту.

II. Рассказы учащихся о жизни и творчестве И. А. Гончарова.

Хронологический план:

1812 г. – дата рождения писателя. Родился в г. Симбирске в купеческой семье.

1821 г. – смерть отца. Заботу о детях взял на себя Н. Н. Трегубов, бывший морской офицер, поселившийся в доме Гончаровых. Мать Авдотья Матвеевна вела торговые дела семьи.

1822–1830 гг. – учеба Гончарова в Московском коммерческом училище. Восьмилетняя учеба оставила у юного Гончарова неблагоприятное впечатление.

1831–1834 гг. – студент Московского университета словесного отделения. Его интересовали вопросы истории литературы, изобразительных искусств, архитектуры. Самое яркое впечатление – посещение университета Пушкиным. «Как велико было наше наслаждение – видеть и слышать нашего кумира», – писал Гончаров.

1835 г. – начало службы в Петербурге в качестве переводчика в министерстве финансов.

1844–1847 гг. – работа над романом «Обыкновенная история». Отзыв В. Г. Белинского: «Повесть Гончарова произвела в Питере фурор – успех неслыханный!»

(Главный герой Александр Адуев – романтик и мечтатель. В деловом Петербурге под влиянием расчетливого дяди Петра Адуева разрушаются романтические иллюзии Александра. Он становится преуспевающим дельцом. По словам Белинского, «Обыкновенная история» – страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментализму, провинциализму.)

1852–1854 гг. – кругосветное путешествие на фрегате «Паллада» под начальством вице-адмирала Е. В. Путятина. (Гончаров во время путешествия вел записи, характеризуя в них все увиденное в Европе, Африке, Азии. Результат – двухтомная книга «Фрегат «Паллада».)

1856–1860 гг. – работа в должности цензора.

1859 г. – появление в печати романа «Обломов». Успех выдающийся!

1869 г. – выход в свет романа «Обрыв», над которым Гончаров трудился около двадцати лет.

(Гончаров: «Этот роман была моя жизнь: я вложил в него часть самого себя, близких мне лиц, родину, Волгу, родные места, всю, можно сказать, родную и близкую мне жизнь». Первоначальное название романа «Художник». Произведение не имело шумного успеха.)

1870–1891 гг. – замкнутая жизнь Гончарова в Петербурге. Появление в печати небольших статей и очерков: «В университете», «На родине», «Лучше поздно, чем никогда», «Слуги старого времени». Лучшая критическая статья о комедии Грибоедова «Горе от ума» – «Мильон терзаний» (1872).

Умер И.А. Гончаров в Петербурге, похоронен на кладбище Александро-Невской лавры на краю обрыва. Один из друзей писателя оставил воспоминания: «…Когда почил Иван Александрович Гончаров, когда с ним произошла всем нам неизбежная обыкновенная история, его друзья… выбрали место на краю этого крутого берега, и там покоится теперь автор Обломова… на краю обрыва…»

III. Краткий пересказ содержания романа «Обыкновенная история».

Проблемы, поднятые в романе. Основные черты характера главного героя – Александра Адуева.

Домашнее задание.

1. Чтение романа «Обломов». Содержание. Сопоставление образов Обломова и его посетителей.

2. Пересказ главы «Сон Обломова».

3. Сочинение-миниатюра «Каким я представляю себе Обломова?» («Портрет Обломова», «День Обломова»)

infourok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о