Обыкновенная история гончаров сюжет – Краткое содержание романа «Обыкновенная история» Гончарова: краткий пересказ сюжета, роман в сокращении |LITERATURUS: Мир русской литературы

Содержание

Краткое содержание Обыкновенная история Гончарова за 2 минуты пересказ сюжета

Небогатый помещик Александр Федорович Адуев едет из родной деревни Грачи на службу в Санкт-Петербург. Мать, Анна Павловна, души не чает в единственном сыне и сильно переживает из-за его отъезда. Ее утешает, что Александр будет в столице не один: там живет его родной дядя, Петр Иванович Адуев, который, не имея детей, будет заботиться о племяннике.

Александр – романтически настроенный молодой человек. Он любит стихи, дружеские беседы и изъявления чувств. Он, разумеется, влюблен. Его избранница – дочь соседей Софья, которая перед отъездом дарит Александру памятные подарки. Влюбленные уверены, что их чувства не остынут никогда и торжественно клянутся друг перед другом в этом. Проститься с Александром приезжает его друг Поспелов, проделав для этого длинный путь, что производит огромное впечатление на молодого человека.

Петр Иванович Адуев уже семнадцать лет живет в Петербурге, куда его в свое время отправил отец. Он практически не поддерживает отношения с родственниками из деревни. Это нестарый еще, очень деятельный человек, много работающий и составивший неплохой капитал. Получив письмо о прибытии Александра, Петр Иванович поначалу намеревается отделаться от племянника, ему очень не хочется возиться с молодым человеком, как этого хотела бы Анна Павловна, в том числе крестить во сне и укрывать от мух. Но вспомнив, как невестка заботилась о нем и также провожала в столицу, Петр Иванович смягчается и решает познакомиться с племянником.

Александр ждет, что дядя окажется таким же эмоциональным человеком, как и он, и настроен на радушный прием. Его удивляет спокойствие и рассудительность дяди, который не заключает его в объятия, не предлагает пожить в своем доме и ведет обедать в трактир. Петр Иванович смеется над излишней романтичностью и экзальтированностью Александра и советует ему стать более земным и рациональным. Так, дядя рекомендует племяннику сдерживать свои чувства, говорить проще. Он выкидывает подарки Софьи, оклеивает стену стихами Александра и дает задание переводить научные статьи. Самому Петру Ивановичу, несмотря на его деловой образ жизни, тоже не чуждо искусство: он прекрасно знает литературу, коллекционирует живопись, часто посещает театр.

Под влиянием дяди Александр постепенно начинает меняться, утрачивая излишнюю романтичность и словоохотливость. Он устраивается на службу, которая идет довольно успешно. Александр влюбляется в милую девушку Наденьку Любецкую и начинает жить только этими чувствами, небрежно относясь к службе и витая в облаках от счастья. Петр Иванович предостерегает племянника: любовь – это не только прогулки и сиденье на скамейке, надо понимать психологию женщины, уметь заинтересовывать ее. Кроме того, женитьба – шаг очень серьезный, для содержания семьи нужно прочное положение и состояние, которого в один день не заработаешь. Но Александр отмахивается от советов дяди.

Со временем Наденька устает от Александра и изъявления его чувств. Молодой человек жаждет просить руки девушки, но она уклоняется от решительного объяснения. В ее доме все чаще появляется граф Новинский, который ей интересен, и Наденька признается в этом Александру.

Молодой человек в большом горе. Ночью он отправляется к дяде и просит его быть секундантом на дуэли с графом. Петр Иванович объясняет племяннику его ошибки и доказывает, что стреляться – глупо, ведь Наденька его не любит, а если граф погибнет, так и вовсе возненавидит. Сам Петр Иванович недавно женился и его жена, Лизавета Александровна, от всего сердца старается утешить племянника.

Александр мрачен и обижен на весь мир, он требует к себе повышенного внимания друзей и родственников, полагая, что они обязаны выслушивать его жалобы на несчастливую любовь. Вскоре у него появляется новое увлечение – молодая вдова Юлия Тафаева. Сначала они оба довольны и даже начинают планировать свадьбу. Но постепенно взаимная ревность и нежелание делить объект своей любви с другими разрушают отношения. Александр жаждет свободы и расстается с Юлией.

Молодой человек чувствует себя сломленным. Он не знает, как строить настоящую, реальную жизнь, ведь все его романтические мечтания оказались бесполезными. Александр едет в деревню. Многое изменилось, его первая возлюбленная Софья давно замужем. Проводя время в праздности и осмысляя свою жизнь, Александр вновь собирается в Петербург.

Проходит четыре года. Александр – успешный человек, собирается жениться и получить большое приданое за своей невестой, с которой, правда, толком не знаком. Петр Иванович одобряет его и даже в первый раз в жизни обнимает. Но в семье дяди не все хорошо: Лизавета Александровна больна. Нездоровье во многом связано с тем, что ее ничего в жизни уже не интересует. Она устала от излишней рациональности и неэмоциональности мужа. Петр Иванович начинает показывать жене, что любит ее, он даже готов уйти на покой и уехать с ней путешествовать. Но Лизавете Александровне уже не нужны его жертвы. Она тоже рада за Александра, но ей жаль, что племянник уже не тот бесхитростный и романтичный молодой человек, как раньше.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гончаров. Все произведения

Обыкновенная история. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Саймак Когда в доме одиноко

    В книге рассказывается про старого фермера по имени Моуз Эбрамс. Наутро старик искал своих коров и нашел среди зарослей противоестественное существо. Создание было зеленого оттенка с лиловыми пятнами.

  • Краткое содержание Шварц Голый король

    На заросшей цветами лужайке свинопас Генрих рассказывал своему другу Христиану о своей любви к принцессе. Рассказывал он это уже в сотый раз, оттого Христиан слушал его краем уха и больше дремал.

  • Краткое содержание Тендряков Пара гнедых

    Мои воспоминания начались с лета 1929 года. На тот момент я достиг возраста 5 лет и отчетливо запомнил уже не куски событий, а целый сплошной их поток. Первого пескаря, черные бани изб, запах хлеба и разговоры мужиков о коммунии.

  • Краткое содержание Кабан Чарушин

    Ранним утром зоосад пуст от посетителей, поэтому художнику никто не мешает заниматься любимым делом. Он рисует марала Сережу, у которого совсем недавно сменились рога

  • Краткое содержание Алексин А тем временем где-то…

    Главным героем произведения Алексина, является мальчик, по имени Серёжа, который рассказывает о своей семье, и о том, что у него и у папы одинаковое имя. И как-то раз Серёжа остаётся совершенно один в доме

2minutki.ru

Гончаров, «Обыкновенная история»: краткое содержание, анализ

Представляем вашему вниманию произведение И. А. Гончарова «Обыкновенная история» (краткое содержание). В этой статье описаны основные события романа, опубликованного впервые в 1847 году.

Часть первая

Как-то летом из имения Анны Павловны Адуевой, небогатой помещицы из деревни Грачи, в Петербург на службу отправляют Александра Федоровича, единственного ее сына, светловолосого молодого человека во цвете сил, лет и здоровья. Вместе с ним едет и камердинер Евсей.

Проводы

Анна Павловна горюет и дает сыну последние наставления. Его также провожает строгая и властная женщина, Аграфена, изо всех сил пытаясь сдержать свои эмоции. Соседка Марья Карповна вместе с дочерью Софьей приезжают на проводы. У героя роман с последней, возлюбленная дает ему на прощание прядь отрезанных волос и колечко.

Они клянутся в верности и вечной любви. Появляется и Поспелов, друг Александра, приехавший издалека лишь для того, чтобы обнять своего товарища.

Петр Иванович

Продолжим излагать события романа «Обыкновенная история». Краткое содержание произведения поведает о дальнейшем развитии повествования.

Наконец Александр и Евсей отправляются в путь. Дядя главного героя, Петр Иванович Адуев, отцом Александра в свое время также был послан в Петербург и жил в этом городе уже 17 лет, долгое время не общаясь с родственниками. Он служил чиновником особых поручений при одном важном лице, занимал очень хорошую квартиру, имел нескольких слуг. Дядя, человек сдержанный, считался деловым и деятельным членом общества. Он всегда со вкусом и тщательно одевался, можно даже сказать, щеголевато. Когда Петр Иванович узнал о прибытии племянника, он сначала решил под первым же предлогом отделаться от него. Дядя выбрасывает письма от родственников, даже не прочитав (в том числе от тетки Александра, с которой у него был в юности роман, и которая так и не вышла замуж). Но в письме матери племянника его что-то трогает, он вспоминает, как много лет назад, провожая его в Петербург, плакала Анна Павловна. Петр Иванович ужасается тем, что последняя наказывает заступаться за своего сына перед начальством, на ночь крестить его и прикрывать от мух рот платочком.

Первые трудности

Представляем вам описание первых трудностей, с которыми столкнулся юноша, их краткое содержание. «Обыкновенная история» Гончарова по главам продолжает свое повествование. Первые неприятности у героя были следующие. Дядя не дает ему обнять себя, указывает комнату, которую можно снять, вместо того чтобы пригласить жить к себе. Это нагоняет тоску на эмоционального и экзальтированного Александра, который привык к искренним излияниям и дружескому расположению. Романтическое отношение юноши к жизни в глазах Петра Ивановича совершенно неприемлемо. Он высмеивает манеру племянника выражаться романтическими штампами, выбрасывает волосы и колечко Софьи, а стихами, которыми так гордился молодой человек, обклеивает стену. Петр Иванович постепенно спускает Александра с небес на землю, определяет его на службу. Племянник мечтает о головокружительной карьере, крайне расплывчато представляя себе ее. Он говорит об этом дяде, о своих проектах, которые, по мнению последнего, или уже исполнены, или их вовсе не нужно делать. Зная о том, что молодой человек мечтает стать писателем, дядя подыскивает ему переводы для одного сельскохозяйственного журнала.

Новая жизнь

Начинается новый этап в жизни главного героя произведения «Обыкновенная история». Краткое содержание его составляют следующие события. Через два года Александр уже овладевает изящными манерами, становится более уверенным в себе и уравновешенным. Петр Иванович уж было решает, что тот на правильном пути, как вдруг юноша влюбляется в Наденьку Любецкую и забывает обо всем на свете: о карьере, образовании, обязанностях. Дядя старается растолковать, что жениться ему еще рано, поскольку, чтобы содержать семью, необходимо иметь приличный доход. Кроме того, нужно уметь завоевать женщину своим умом и хитростью, племянник же примитивен. Увлечение Наденькой быстро пройдет, предупреждает его дядя. Александр возмущается, узнав о том, что сам дядя собирается жениться, упрекает того в браке по расчету.

Наденька Любецкая

«Обыкновенная история» Гончарова в кратком содержании продолжает свое развитие. Александр начинает посещать дом Любецких. Его возлюбленная была впечатлительна до крайности, имела непостоянное и своенравное сердце и пылкий ум. Сначала ее устраивают разговоры ни о чем, влюбленные взгляды и прогулки под луной. Александр все реже навещает Петра Ивановича, забрасывает карьеру, вновь начинает писать, однако произведения его не принимают издатели, указывают на их неестественность и незрелость. Постепенно Наденьке наскучивает ее поклонник. Заканчивается назначенный ею Александру год испытательного срока, и она старается избежать объяснения. Одна из причин — посещение графа Новинского, прекрасно образованного и воспитанного юноши, светского льва. Он начинает навещать Наденьку, обучает ее верховой езде. Александр, видя, что его избегают, впадает то в меланхолию, то в панику, то решает исчезнуть на некоторое время с тем, чтобы его стали разыскивать, но этого не происходит. Юноша наконец осмеливается вызвать возлюбленную на решительный разговор. Наденька признается, что ей нравится граф. Александр, выйдя из дома, рыдает.

Краткое содержание книги «Обыкновенная история» продолжается. Среди ночи герой бежит к Петру Ивановичу, чтобы вызвать к себе сочувствие, просит дядю согласиться быть его секундантом во время дуэли с Новинским. Петр Иванович говорит о бессмысленности поединка: Наденьку уже не вернуть, но можно приобрести ее ненависть, если причинить графу вред. Кроме того, в случае убийства его ожидает каторга или ссылка. Взамен он предлагает обыграть соперника, убедить Наденьку в превосходстве над графом, прежде всего, в интеллектуальном. Дядя доказывает, что возлюбленная не виновата, что предпочла Новинского. В конце беседы племянник заливается слезами. Жена Петра Ивановича, Лизавета Александровна, приходит его утешать.

Часть вторая

Мы дошли до второй части романа «Обыкновенная история». Краткое содержание ее следующее.

Прошел еще год. Александр перешел к холодному унынию. Тетушка тратит много времени на его утешение. Племяннику же нравится роль страдальца. На возражение ее о том, что истинная любовь не стремится всем себя продемонстрировать, Александр нескромно замечает, что любовь к жене Петра Ивановича запрятана очень глубоко, так, что ее совершенно не видно. Мысленно тетушка соглашается с ним. Хотя она не имеет права жаловаться на мужа, который всем ее обеспечивает, Лизавете Александровне все же хочется порой большего проявления чувств.

Встреча с другом

Вот как разворачивает дальнейшие события Гончаров И. А. («Обыкновенная история»). Краткое содержание по главам, которое вы читаете, продолжается встречей главного героя со старым приятелем. Однажды Александр приходит к тетушке и рассказывает ей о предательстве друга, которого тот не видел уже много лет. Он повстречал его на Невском проспекте. Тот не ответил на искренние излияния, сухо поинтересовавшись о службе и пригласив зайти к себе на следующий день на ужин, на котором присутствовало около десятка гостей. Здесь он предлагает поиграть в карты, а также денег, если тот нуждается. Александр начинает рассказывать о несчастной любви, но его друг лишь смеется. Племянник зачитывает тете с дядей цитаты французских романистов, определявших дружбу весьма вычурно. Это злит Петра Ивановича, он заявляет, что приятель вел себя порядочно по отношению к нему. Дядя выговаривает юноше, что пора прекратить жаловаться на людей и ныть, когда у него есть друзья, к которым причисляет также и себя с женой.

Повесть Александра

Опишем дальнейшие события, их краткое содержание. «Обыкновенная история» Гончарова продолжает свое развитие. Петр Иванович напоминает племяннику, что тот уже 4 месяца как не писал матери. Александр полностью раздавлен. Чтобы его утешить, тетушка советует вновь заняться литературой. Молодой человек пишет повесть, действие которой происходит в тамбовской деревне, а герои — лжецы, клеветники и изверги. Он читает ее вслух тете с дядей. Петр Иванович пишет знакомому редактору письмо, в котором утверждает, что повесть написана им самим, и он намерен ее опубликовать за вознаграждение. Ответ редактора он зачитывает племяннику. Тот раскусил обман, заметив, что автор — молодой человек, не глупый, но сердитый на весь мир. Причины этого, по его мнению, — мечтательность, самолюбие, преждевременное развитие сердца и неподвижность ума, приводящие к лени. Труд, наука, практическое дело должны помочь этому юноше. По мнению редактора, у автора повести нет таланта.

Отношения с Юлией Тафаевой

Как же дальше сложатся события? Об этом поведает нам их краткое содержание: обыкновенная история. Гончаров И. А. подчеркивает это даже самим названием романа.

После вышеописанных событий Александр сжигает все свои литературные труды. Дядя просит его о помощи: составить конкуренцию Суркову, его компаньону. Тот влюблен (Петр Иванович считает, что он лишь думает, что влюблен) в некую Юлию Тафаеву, молодую вдову. Он намерен ради нее выбрасывать деньги на ветер, а брать их у дяди Александра. Юноша начинает навещать Тафаеву, с которой у них много общего (мрачный взгляд на мир, мечтательность). Скоро он влюбляется, а воспитанная на французской сентиментальной литературе и рано вышедшая замуж за человека многим ее старше Тафаева отвечает ему взаимностью.

Новое разочарование

Героя снова ожидает разочарование при дальнейшем развитии событий. Приводим их краткое содержание. «Обыкновенная история» Гончарова уже приближается к финалу. Идет подготовка к свадьбе. Александр просит тайного от дяди содействия Лизаветы Александровны. Тетя наносит визит Юлии, девушка поражается ее красоте и молодости. Тафаева протестует против общения ее возлюбленного с Адуевыми. Александр ведет себя с Юлией деспотично, требует повиновения и исполнения любой прихоти (отгораживает ее от знакомых мужчин, запрещает выезжать). Юлия сносит это, но через некоторое время им становится скучно, начинаются придирки героя к возлюбленной. Он понимает, что потерял зря целых два года, в очередной раз пострадала его карьера. Он хочет общаться с приятелями, работать, ездить в свет, а она деспотично требует, чтобы Александр принадлежал лишь ей. Юлия унижается, даже умоляет жениться на ней с условием предоставления полной свободы герою. Александр не хочет этого, но не знает, как отказать. Он обращается за советом к дяде. С Юлией происходит нервный припадок, Петр Иванович приезжает к ней и улаживает дело, сказав о том, что Александр не умеет любить. Племянник впадает в апатию. Он ни к чему не стремится, не появляется в гостях у дяди. Юноша замечает, что не осталось ни одной надежды и мечты, перед ним лишь голая действительность, которой он не готов противостоять.

Лиза

Автор, однако, на этом не заканчивает роман «Обыкновенная история». Краткое содержание поведает, чем же все-таки завершится эта история. Главный герой ходит на рыбалку со стариком Костиковым, скрягой и брюзгой.

Они встречаются однажды с неким пожилым дачником и его дочерью Лизой, которая влюбляется в героя. Тот разыгрывает роль дяди, учит ее трезво относиться к любви и жизни. Отец Лизы выгоняет его. Молодой человек помышляет о самоубийстве, но мост, на котором он стоит, в тот момент разводят, и он прыгает на твердую опору. Через некоторое время он получает записку от тети с просьбой сводить ее на концерт, поскольку дядя болен. Музыка производит сильное впечатление на Александра, он прямо в зале плачет, над ним смеются.

Возвращение в деревню

Таковы были основные события до возвращения в деревню (кратко). «Обыкновенная история» Гончарова разворачивается уже в Грачах. Юноша полностью утрачивает веру в человечество, решает возвратиться в деревню. Он говорит дяде, что не упрекает его за то, что тот раскрыл ему глаза, но, увидев вещи в истинном свете, он окончательно разочаровался в жизни. В деревне Александр узнает, что его бывшая возлюбленная Софья уже давно замужем и ждет шестого ребенка. Мать принимается откармливать юношу, позволяет ничего не делать, намекает, что пришло время жениться, но герой отказывается.

Новая поездка в Петербург

Продолжается наша обыкновенная история. Краткое развитие событий выглядит следующим образом. В герое постепенно пробуждается жажда деятельности, и возникает желание вернуться в столицу. Он пишет письма тете и дяде, в которых признается в своем эгоизме. Он также везет улику дяде — письмо тетке из Грачей, в котором тот когда-то рассуждал в романтическом ключе.

Эпилог

Спустя 4 года после следующего приезда юноши в Петербург он объявляет дяде о намерении жениться. Он берет большое приданое, а саму невесту едва помнит. Дядя, однако, не может полностью поддержать племянника, поскольку за то время в нем самом произошли большие перемены. Петр Иванович стал иначе относиться к своей жене. Он пытается показать свои чувства, но уже поздно: ей все равно, она живет, лишь молча подчиняясь мужу, никак не реагируя на эти попытки. Доктор обнаруживает у тети странную болезнь, одна из причин которой, по его мнению, в том, что у нее не было детей. Петр Иванович решает продать завод, выйти в отставку и отправиться с женой в путешествие. Но та не готова принять такие жертвы. Ей не нужна ни запоздалая любовь, ни свобода. Лизавете Александровне жаль прежнего Александра. Петр Иванович обнимает племянника — впервые за все время их знакомства.

Таков сюжет произведения «Обыкновенная история», кратко описанный в данной статье. Надеемся, она поможет вам при изучении этого романа.

Краткий анализ

В этом произведении каждый человек на всех этапах жизни и развития найдет для себя нужный урок. В деловой атмосфере смешны сентиментальность и наивность Александра Адуева. Пафос его фальшив, а представления о жизни и возвышенность речей далеки от реальности. Однако и дядюшку нельзя назвать идеалом: уважаемый человек, заводчик, он боится живого чувства и слишком далеко заходит в своем практицизме. Он оказывается неспособен проявить теплые чувства к жене, что приводит к ее нервному расстройству. В поучениях этого героя много иронии, а племянник, будучи простым, бесхитростным человеком, слишком прямо их принимает.

Александр Адуев, лишившись былых фальшивых идеалов, не приобретает других, подлинных. Он просто-напросто превращается в расчетливого пошляка. Гончаров иронизирует по поводу того, что подобный путь далеко не исключение. Исчезают юношеские идеалы — это обыкновенная история. Мало людей могут противостоять давлению на их душу и разум крупного города и буржуазного общества. В конце произведения циничный дядюшка намного человечнее своего ученика-племянника. Александр стал деловым человеком, для которого имеют значение лишь деньги и карьера. А город поджидает новых жертв — неискушенных и наивных.

fb.ru

Сюжет романа Гончарова «Обыкновенная история». Анализ произведения

«Обыкновенная история», опубликованная в 1847 году в «Современнике», была первым художественным произведением И.А.Гончарова, появившимся в печати. Над «Обыкновенной историей» писатель работал в течение трех лет. В статье автобиографического характера «Необыкновенная история» (1875—1878) он писал: «Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав»

 Гончаров несколько вечеров сряду читал Белинскому свою «Необыкновенную историю». Белинский был в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того, как отдать свое произведение «на суд» Белинскому, Гончаров несколько раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.

Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствования, когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реакцией играла передовая русская литература, Гончаров писал: «Крепостное право, телесное наказание, гнет начальства, ложь предрассудков общественной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе — вот что стояло на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской интеллигенции тридцатых и сороковых годов».

«Обыкновенная история» показала, что Гончаров был чутким к интересам своего времени писателем. В произведении нашли отражение изменения и сдвиги, которые происходили в жизни крепостнической России 1830—1840 гг. Призывая к борьбе с «всероссийским застоем», к труду на благо отчизны, Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.

Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значительной части идеалистически настроенной, оторванной от действительности дворянской интеллигенции 30-х годов, раскрыта Гончаровым в образе основного героя романа — Александра Адуева. Почву, на которой вырастало это явление, художник видел в дворянско-поместном крепостническом строе жизни, в барском помещичьем воспитании.

Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты о славе и подвигах, о необыкновенном, поэтические порывы — кто не проходил в какой-то мере через все это в молодости, в «эпоху юношеских волнений». Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски-крепостническое воспитание.

Молодой Адуев о горе и о бедах знает только «по слуху» — «жизнь от пеленок улыбается ему». Праздность, незнание жизни «преждевременно» развили в Адуеве «сердечные склонности» и чрезмерную мечтательность. Перед нами один из тех «романтических ленивцев», барчуков, которые привыкли беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в «возвышенном существовании». В имении Адуевых царят «тишина… неподвижность… благодатный застой». Но в имении он не находит поприща для себя. И Адуев уезжает «искать счастья», «делать карьеру и искать фортуну — в Петербург». Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в романе уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством племянника — мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Иванычем Адуевым. В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя, только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов — сентиментальности, карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия праздности, семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств, пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона старых нравов с обычными порывами юности к высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах.

Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную, беспочвенную мечтательность Адуева-младшего. «Твоя глупая восторженность никуда не годится», «с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне», «забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу». Но молодой герой не поддается нравоучениям. «А разве любовь не дело?» — отвечает он дядюшке. Характерно, что после первой неудачи в любви Адуев-младший жалуется «на скуку жизни, пустоту души». Страницы романа, посвященные, описанию любовных похождений героя, — разоблачение эгоистического, собственнического отношения к женщине, несмотря на все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца.

Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгодный брак по расчету. От былых «небесных» и «возвышенных» чувств и мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева, показанная в «Обыкновенной истории», являлась «обыкновенной» для части дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо — Петра Ивановича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преобразования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Однако в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, только существовавшие в реальной действительности противоречия, которые несли с собой шедшие на смену «всероссийскому застою» буржуазно-капиталистические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуазного «здравого смысла», эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали адуевых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему «порядочный человек». Но он в высшей степени «безразличен к человеку, к его нуждам, интересам». «Смотрят, что у человека в кармане да в петлице фрака, а до остального и дела нет-, — говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лизавета Александровна о своем супруге: «Что было главной целью его трудов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобрести между людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он разговаривать не любил, называл это бредом, а говорил сухо и просто, что надо дело делать».

Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как провинциальный дворянин-романтик и делец-буржуа, но и как два психологически противоположные типа. «Один восторжен до сумабродства, другой — ледян до ожесточения», —говорит Лизавета Александровна о племяннике и муже.

Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармонии «ума» и «сердца». Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаветы Александровны Адуевой, несмотря на то, что «век» ее «заел», по справедливому замечанию Белинского, Петр Иваныч.

К числу этих замечательных образов, следует отнести не только Лизавету Александровну, но и Наденьку.

Дочь несколькими шагами — впереди матери. Она без спросу полюбила Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для приличия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним миром и самим Адуевым, которым, изучив его хорошо, овладела и командует. Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый, что-то обещающий, но мелко самолюбивый, простой, обыкновенный юноша, каких везде много. И она приняла бы его, вышла бы замуж — и все пошло бы обычным ходом.

Но явилась фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька увидала, что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характере, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о каких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разглядеть только, что она видела тысячу раз во всех других юношах, с которыми танцевала, немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам. Она ждала, что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пишет сносные стихи, но о них никто не знает, да еще дуется про себя на графа за то, что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она перешла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской девушки — безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее авторитета матери.

Страницы: 1 2

www.rlspace.com

Краткое содержание романа «Обыкновенная история» Гончарова по главам: краткий пересказ |LITERATURUS: Мир русской литературы

Краткое содержание романа «Обыкновенная история» Гончарова по главам: краткий пересказ

Действие романа происходит в середине XIX века. 

Глава 1

Молодой дворянин Александр Адуев живет со своей матерью Анной Павловной в имении в глубинке России. Будучи единственным сыном, юноша купается в заботе и ласке матери, но жизнь в деревне кажется ему скучной.

Окончив университет, 20-летний Александр решает ехать в Петербург, чтобы сделать карьеру и т.д. Он пишет стихи и мечтает стать знаменитым писателем. В деревне у него остается возлюбленная Софья, к которой он испытывает тихое, спокойное чувство. Однако юноша надеется встретить другую, более страстную любовь, которая перевернет его жизнь.

Мать со слезами провожает Александра, дает ему наставления и просит не забывать ее. Александр уезжает.

Глава II


В Петербурге Александр отыскивает своего дядю Петра Ивановича Адуева, которого не видел 17 лет. Дядя и племянник оказываются очень разными людьми. Александр — чувствительный, мечтательный, восторженный, открытый и ласковый юноша. Петр Иванович — холодный, сдержанный, рассудительный мужчина, состоятельный чиновник и владелец фарфорового завода. 

Дядя советует Александру бороться с мечтательностью и восторженностью, меньше писать Софье и друзьям. Он критикует стихи Александра, которые тот считал удачными.   

Дядя устраивает юношу на службу мелким чиновником. Также дядя находит Александру подработку в журнале, но там юноше приходится писать не стихи, а статьи про сельское хозяйство.  

Дядя сообщает Александру, что собирается жениться, но делает это не столько по любви, сколько с расчетом, чтобы с женой ему было удобно. Дядя советует Александру не жениться по любви в молодости. Однако молодому человеку советы дяди кажутся дикими. 23-летний Александр готов жениться на Наденьке, но та просит подождать один год.

Каждый день после службы Александр спешит на дачу к Наденьке и ее матери. Девушка ревнует и злится, когда тот приезжает позже. Влюбленные проводят много времени вместе, говорят о любви и т.д. Александр счастлив.

Проходит год, отмеренный Наденькой до свадьбы. Счастливый Александр приезжает делать предложение Наденьке, но ему это не удается: в этот день в гостях у Наденьки находится граф Новинский. Умный и любезный граф нравится Наденьке и становится ее постоянным гостем. 

Три месяца Александр мучается от ревности, наблюдая, как Наденька отдаляется от него и сближается с графом. Наконец девушка признается, что влюблена в графа. Александр уходит, плача от горя. 

Глава VI

В тот же вечер убитый горем Александр приходит к дяде (дядя к этому времени уже женат). Дядя холодно и сдержанно говорит с ним и напоминает, что предупреждал о последствиях.

Петр Иванович дает Александру советы, как обращаться с женщинами. В это время их беседу подслушивает молодая жена дяди, Лизавета Александровна. Петр Иванович жалеет, что супруга услышала его истинное мнение о женщинах и браке.

Эта беседа с дядей не утешает Александра, и молодой человек продолжает рыдать. В дело вмешивается Лизавета Александровна. Она ласково беседует с племянником и даже плачет с ним, после чего тот чувствует долгожданное облегчение. С этого дня Лизавета Александровна становится верным другом Александра. 

Часть 2

Глава I

Год спустя после разрыва с Наденькой (Александр уже 6 лет в Петербурге).
25-летний Александр, когда-то мечтательный и пылкий юноша, теперь бросается в другую крайность: он ненавидит и презирает всех людей, все знакомые кажутся ему подлецами и лицемерами. Он разочарован с старом друге Поспелове, который якобы охладел к нему.

Петр Иванович не согласен с позицией Александра и обвиняет его в неблагодарности по отношению к хорошим людям. Дядя упрекает Александра в том, что тот забыл о матери, которой не пишет уже 4 месяца. Этот нагоняй от дяди отрезвляет Александра. Молодой человек признается, что ненавидит сам себя. Елизавета Александровна советует Александру заняться литературным трудом, Петр Иванович же не верит в успех этой затеи.

Тем временем сама Лизавета Александровна задумывается над тем, счастлива ли она со своим рассудительным мужем.

Глава II

Александр решает написать повесть, чтобы доказать дяде свой писательский талант (Александр давно мечтает стать писателем). Полгода он сочиняет повесть и наконец посылает ее издателю. Однако журнал отказывается ее печатать, объясняя это отсутствием таланта у автора. Александр наконец признает, что у него нет писательского таланта. По совету дяди он сжигает все свои тетради со стихами и повестями.

Тут же Петр Иванович просит Александра об услуге: влюбить в себя молодую вдову Тафаеву, чтобы не допустить ее отношений с господином Сурковым, компаньоном Петра Ивановича. Александр соглашается помочь дяде в его хитром плане, хотя и считает дело сложным.

Глава III

Вскоре дядя знакомит Александра с Тафаевой. Юлия Павловна Тафаева — хорошенькая, мечтательная, нервная женщина 23-24 лет, молодая вдова. Александр часто посещает Юлию и вскоре между ними вспыхивает любовь. Сурков замечает это и отступает, как того и хотел Петр Иванович.

На этот раз чувства к Юлии кажутся Александру крепкими и постоянными. Он делает девушке предложение. При этом Александр страшно ревнует и тиранит Юлию. Та покорно терпит его приступы ревности.

Спустя 2 года отношений Александр вдруг охладевает к Юлии, ему становится с ней скучно. Он перестает у нее бывать. Девушка тяжело переживает разрыв: она то обещает отомстить Александру, то умоляет его жениться на ней. Отношения завершаются. Глава IV

После разрыва с Юлией Александр впадает в апатию и хандрит. На службе он уже в третий раз остается без повышения, но это его не волнует. Он не верит в любовь и дружбу, не ждет счастья и радости.

Однажды на рыбалке Александр знакомится с юной девушкой Лизой. Александр ведет себя с ней холодно и сдержанно, но это лишь подогревает интерес девушки. Вскоре Лиза влюбляется в Александра. Тот чувствует к ней симпатию, но не испытывает возвышенного и чистого чувства.

Однажды Александр целует Лизу. На следующий день он приходит к ней на свидание, но вместо Лизы в беседке застает ее отца. Старик отчитывает Александра за бесчестное поведение и требует, чтобы тот исчез. Эти упреки обижают Александра, но он все же оставляет Лизу в покое. Девушка продолжает ждать его каждый день. Спустя время отец объясняет ей, что Александр больше не придет. 

Глава V

Со временем Александр забывает Лизу. Он ведет жизнь отшельника и не общается даже с любящей его тетей Лизаветой Александровной. Молодой человек охладевает ко всему и чувствует усталость от жизни. Он считает, что дядя научил его многому, но отчасти эти уроки и сделали его несчастным. Дядя, Петр Иванович, не признает свою вину. Он напоминает Александру, что с самого начала советовал ему вернуться в деревню. Теперь дядя дает тот же совет. После 8 лет жизни в Петербурге 29-летний Александр уезжает в имение к матери.

Глава VI

29-летний Александр приезжает в родное имение. Мать с трудом узнает сына в худом и бледном Александре. Тот признается, что за 8 лет много пережил в Петербурге. Тем временем Софья, бывшая возлюбленная Александра, давно замужем и ждет 6-ого ребенка.

Анна Павловна окружает Александра заботой, и спустя 2-3 месяца тот наконец полнеет и обретает прежний румянец. В деревне Александр отдыхает душой, занимается хозяйственными вопросами. Он снова пишет статьи о сельском хозяйстве, но теперь делает это с удовольствием и со знанием практической стороны. 

Проходит 1.5 года. 30-летний Александр начинает скучать в деревне. Вскоре умирает его мать, и Александр снова собирается в Петербург. Он пишет дяде и тете о том, что он изменился и теперь правильно смотрит на жизнь, на себя и т.д.

В письме к дяде Александр также упоминает, что теперь знает его тайну: оказывается, Петр Иванович не всегда был таким холодным и расчетливым и в молодости пылко любил тетку Александра — Марью Горбатову. Об этом Александру рассказала сама тетка, уже пожилая женщина.


Эпилог

4 года спустя после второго приезда Александра в Петербург.

Петр Иванович беспокоится о здоровье жены, Лизаветы Александровны. Она утратила интерес к жизни и людям и страдает упадком сил. Петр Иванович понимает, что сам своей холодностью сделал из жены существо, безразличное ко всему. Он надеется, что поездка в Италию улучшит ее состояние, но сама Лизавета не верит в это, хотя и соглашается ехать.

Тем временем к Петру Ивановичу приходит Александр и сообщает, что женится на хорошенькой богатой девушке. 34-летний Александр не знает, любит ли его невеста, но теперь любовь для него не важна. Лизавета Александровна сожалеет о том, что Александр все-таки стал похож на дядю, а не остался собой.

Тут же Александр показывает дяде письмо, которое привез из деревни как улику. Это пылкое письмо молодого Петра Ивановича к своей возлюбленной Марье Горбатовой (тетке Александра). Александр требует от дяди признаться в том, что и тот когда-то любил. Смущаясь перед женой, Петр Иванович признается и тут же сжигает злополучное письмо.

Узнав, что невеста Александра очень богата, Петр Иванович впервые в жизни обнимает племянника. Александр впервые в жизни просит у дяди денег в долг. 


Конец.

Таково краткое содержание романа «Обыкновенная история» по главам: краткий пересказ произведения.

www.literaturus.ru

«Обыкновенная история», анализ романа Гончарова

История создания

Роман, впервые опубликованный в «Современнике» в 1847 г., автобиографичен: в Саше Адуеве легко узнаётся Иван Гончаров в ту пору, когда всё свободное от службы время он посвящал писанию стихов и прозы. «Кипами исписанной бумаги я топил потом печки», — вспоминал писатель. «Обыкновенная история» – первое произведение, с которым Гончаров решился выйти на публику. В стихах, приписанных Саше, литературоведы узнают подлинные стихи автора (оставшиеся в черновиках). В Сашиных стихах перепеваются «общие места» романтизма: и тоска, и радость беспричинны, с действительностью никак не связаны, «налетают внезапной тучей» и т.д., и т.п.

Литературное направление

Гончаров – яркий представитель того литературного поколения, которое, по выражению современного исследователя В.Г.Щукина, «изо всех сил старалось подчеркнуть свою враждебность к преодоленному ими (в чём они постоянно убеждали самих себя и окружающих) романтическому мироощущению»: для него «антиромантический реализм был в 1840-х гг. чем-то вроде самореабилитации, расчёта с романтическим прошлым».

Жанр

«Обыкновенная история» – типичный роман воспитания, изображающий коренные изменения в мировоззрении и характере главного героя – типичного молодого человека своего поколения – под влиянием перемен в обществе и житейских перипетий.

Проблематика

Проблема неизбежности перемен в человеке под влиянием перемен в обществе – главная в романе, но отношение к ней отнюдь не однозначно: в самом названии есть доля горькой иронии, сожаление о наивных, но чистых идеалах юности. И отсюда вторая немаловажная проблема, состоящая в том, что индивид, прекрасно адаптированный социально, отнюдь не способен гарантировать простых общечеловеческих ценностей (физического здоровья, морального удовлетворения, семейного счастья) ни самому себе, ни своим близким.

Главные действующие лица

Адуев-младший (Александр) – прекраснодушный юноша, с которым по ходу романа происходит «обыкновенная история» возмужания и очерствения.

Адуев-старший (Пётр Иваныч), дядя Александра, – «человек дела».

Лизавета Александровна – молодая жена Петра Иваныча, она любит и уважает мужа, но искренне сочувствует и племяннику.

Стиль, сюжет и композиция

Роман Гончарова – исключительный случай стилистической зрелости, подлинного мастерства дебютного произведения. Ирония, которой пронизано авторское изложение, тонка, подчас неуловима и проявляется задним числом, когда простая, но изящная композиция романа заставляет читателя вернуться к некоторым сюжетным коллизиям. Подобно дирижёру, автор управляет темпом и ритмом чтения, заставляя вчитываться в ту или иную фразу, а то и возвращаться назад.

В начале романа Саша, окончив курс наук, живёт в своей деревне. Мать и дворня молятся на него, соседка Софья в него влюблена, лучший друг Поспелов пишет длинные письма и получает такие же ответы. Саша твёрдо убеждён, что его с нетерпением ожидает столица, а в ней – блестящая карьера.

В Петербурге Саша живёт в соседней с дядей квартире, забывает Сонечку и влюбляется в Наденьку, которой и посвящает романтические стихи. Надя, вскоре позабыв свои клятвы, увлекается более взрослым и интересным человеком. Так жизнь преподаёт Саше первый урок, отмахнуться от которого не так легко, как от неудач в поэзии, на службе. Однако «негативный» любовный опыт Александра ждал своего часа и был востребован, когда ему самому представился случай отбить молодую вдову Юлию Тафаеву у влюблённого в неё дядиного компаньона. Подсознательно Александр жаждал «мести»: Юлии, вскоре им оставленной, надлежало пострадать вместо Нади.

И вот теперь, когда Саша понемногу начинает разбираться в жизни, она ему и опротивела. Работа – хоть на службе, хоть в литературе – требует труда, а не только «вдохновения». И любовь – труд, и у неё есть свои законы, будни, испытания. Саша исповедуется Лизе: «Я изведал всю пустоту и всю ничтожность жизни – и глубоко презираю её».

И тут в разгар Сашиных «страданий» является подлинный страдалец: входит дядюшка, невыносимо страдающий от боли в пояснице. А безжалостный племянник его же ещё и обвиняет в том, что и его жизнь не задалась. У читателя возникает уже второй повод пожалеть Адуева-старшего – в виде подозрения, что у него не только с поясницей, но и с женой не сложилось. А ведь, казалось бы, он-то и достиг успеха: вскоре получит должность директора канцелярии, титул действительного статского советника; он богатый капиталист, «заводчик», в то время как Адуев-младший на самом дне житейской пропасти. Прошло 8 лет со дня его приезда в столицу. 28-летний Александр с позором возвращается в деревню. «Стоило приезжать! Осрамил род Адуевых!» — заключает их спор Пётр Иваныч.

Прожив в деревне года полтора и похоронив мать, Саша пишет умные, ласковые письма дяде и тёте, сообщая им о своем желании вернуться в столицу и прося о дружбе, совете и покровительстве. Этими письмами заканчивается спор, да и сам сюжет романа. Вот вроде бы и вся «обыкновенная история»: дядя оказался прав, племянник взялся за ум… Однако эпилог романа оказывается неожиданным.

…Спустя 4 года после вторичного приезда Александра в Петербург он появляется вновь, 34-летний, пополневший, оплешивевший, но с достоинством носящий «свой крест» – орден на шее. В осанке же его дяди, уже «отпраздновавшего 50-летний юбилей», достоинства и самоуверенности поубавилось: больна, и быть может опасно, жена Лиза. Муж говорит ей, что решил бросить службу, продаёт завод и увозит её в Италию, чтобы посвятить ей «остатки жизни».

Племянник является к дяде с радостной вестью: он присмотрел себе юную и богатую невесту, и отец её уже дал ему свое согласие: «Идите, говорит, только по следам вашего дядюшки!»

«А помните, какое письмо вы написали мне из деревни? – говорит ему Лиза. – Там вы поняли, растолковали себе жизнь…» И читателю невольно приходится вернуться назад: «Не быть причастным страданиям значит не быть причастным всей полноте жизни». Почему Александр сознательно отказался от найденного соответствия жизни и собственного характера? Что заставило его цинично предпочесть карьеру ради карьеры и женитьбу ради богатства и без всякого интереса к чувствам не только богатой, но юной и, видимо, красивой невесты, которой ведь тоже, как и Лизе, «нужно и ещё чего-нибудь немножко, кроме здравого смысла!»?.. Для ответа на все эти вопросы в эпилоге не остается места, и читатель должен просто поверить в такое перерождение поэта-романтика в скучного циника, а о причинах должен догадаться сам.

По произведению: 

goldlit.ru

Сюжет романа Гончарова «Обыкновенная история». Сборник рефератов по литературе

«Обыкновенная история», опубликованная в 1847 году в «Современнике», была первым художественным произведением И.А.Гончарова, появившимся в печати. Над «Обыкновенной историей» писатель работал в течение трех лет. В статье автобиографического характера «Необыкновенная история» (1875—1878) он писал: «Роман задуман был в 1844 году, писался в 1845, и в 1846 мне оставалось дописать несколько глав»

 Гончаров несколько вечеров сряду читал Белинскому свою «Необыкновенную историю». Белинский был в восторге от нового таланта, выступавшего так блистательно. До того, как отдать свое произведение «на суд» Белинскому, Гончаров несколько раз читал его в дружеском литературном кружке Майковых. Прежде чем появиться в печати, роман претерпел много исправлений и переделок.

Вспоминая позднее 40-е годы, мрачную пору николаевского царствования, когда огромную роль в борьбе с феодально-крепостнической реакцией играла передовая русская литература, Гончаров писал: «Крепостное право, телесное наказание, гнет начальства, ложь предрассудков общественной и семейной жизни, грубость, дикость нравов в массе — вот что стояло на очереди в борьбе и на что были устремлены главные силы русской интеллигенции тридцатых и сороковых годов».

«Обыкновенная история» показала, что Гончаров был чутким к интересам своего времени писателем. В произведении нашли отражение изменения и сдвиги, которые происходили в жизни крепостнической России 1830—1840 гг. Призывая к борьбе с «всероссийским застоем», к труду на благо отчизны, Гончаров страстно искал вокруг себя те силы, тех людей которые могли бы осуществить стоящие перед русской жизнью задачи.

Сущность псевдоромантического миросозерцания, присущего значительной части идеалистически настроенной, оторванной от действительности дворянской интеллигенции 30-х годов, раскрыта Гончаровым в образе основного героя романа — Александра Адуева. Почву, на которой вырастало это явление, художник видел в дворянско-поместном крепостническом строе жизни, в барском помещичьем воспитании.

Романтическое восприятие жизни, возвышенные отвлеченные мечты о славе и подвигах, о необыкновенном, поэтические порывы — кто не проходил в какой-то мере через все это в молодости, в «эпоху юношеских волнений». Но заслуга Гончарова как художника в том, что он показал, как извращают и уродуют эти юношеские мечты и иллюзии барски-крепостническое воспитание.

Молодой Адуев о горе и о бедах знает только «по слуху» — «жизнь от пеленок улыбается ему». Праздность, незнание жизни «преждевременно» развили в Адуеве «сердечные склонности» и чрезмерную мечтательность. Перед нами один из тех «романтических ленивцев», барчуков, которые привыкли беспечно жить за счет труда других. Цель и счастье жизни молодой Адуев видит не в труде и творчестве (трудиться казалось ему странным), а в «возвышенном существовании». В имении Адуевых царят «тишина… неподвижность… благодатный застой». Но в имении он не находит поприща для себя. И Адуев уезжает «искать счастья», «делать карьеру и искать фортуну — в Петербург». Вся фальшь житейских понятий Адуева начинает раскрываться в романе уже в первых столкновениях избалованного ленью и барством племянника — мечтателя с практическим и умным дядюшкой, Петром Иванычем Адуевым. В борьбе дяди с племянником отразилась и тогдашняя, только что начинавшаяся ломка старых понятий и нравов — сентиментальности, карикатурного преувеличения чувства дружбы и любви, поэзия праздности, семейная и домашняя ложь напускных, в сущности небывалых чувств, пустая трата времени на визиты, на ненужное гостеприимство и т.д. Словом, вся праздная мечтательная и аффектационная сторона старых нравов с обычными порывами юности к высокому, великому, изящному, к эффектам, с жаждой высказать это в трескучей прозе, всего более в стихах.

Адуев-старший на каждом шагу безжалостно высмеивает напускную, беспочвенную мечтательность Адуева-младшего. «Твоя глупая восторженность никуда не годится», «с твоими идеалами хорошо сидеть в деревне», «забудь эти священные да небесные чувства, а приглядывайся к делу». Но молодой герой не поддается нравоучениям. «А разве любовь не дело?» — отвечает он дядюшке. Характерно, что после первой неудачи в любви Адуев-младший жалуется «на скуку жизни, пустоту души». Страницы романа, посвященные, описанию любовных похождений героя, — разоблачение эгоистического, собственнического отношения к женщине, несмотря на все романтические позы, которые принимает герой перед избранницами своего сердца.

Восемь лет возился с Александром дядюшка. В конце концов племянник его становится деловым человеком, его ждет блестящая карьера и выгодный брак по расчету. От былых «небесных» и «возвышенных» чувств и мечтаний не осталось и следа. Эволюция характера Александра Адуева, показанная в «Обыкновенной истории», являлась «обыкновенной» для части дворянской молодежи того времени. Осудив романтика Александра Адуева, Гончаров противопоставил ему в романе другое, бесспорно по ряду черт более положительное, но отнюдь не идеальное лицо — Петра Ивановича Адуева. Писатель, не бывший сторонником революционного преобразования феодально-крепостнической России, верил в прогресс, основанный на деятельности просвещенных, энергичных и гуманных людей. Однако в произведении нашли отражение не столько эти взгляды писателя, только существовавшие в реальной действительности противоречия, которые несли с собой шедшие на смену «всероссийскому застою» буржуазно-капиталистические отношения. Отвергая романтизм адуевского толка, писатель вместе с тем чувствовал неполноценность философии и практики буржуазного «здравого смысла», эгоизм и бесчеловечность буржуазной морали адуевых-старших. Петр Иваныч умен, деловит и по-своему «порядочный человек». Но он в высшей степени «безразличен к человеку, к его нуждам, интересам». «Смотрят, что у человека в кармане да в петлице фрака, а до остального и дела нет-, — говорит о Петре Иваныче и ему подобных его жена Лизавета Александровна о своем супруге: «Что было главной целью его трудов? Трудился ли он для общей человеческой цели, исполняя заданный ему судьбою урок, или только для мелочных причин, чтобы приобрести между людьми чиновное и денежное значение, для того ли, наконец, чтобы его не гнули в дугу нужда, обстоятельства? Бог его знает. О высоких целях он разговаривать не любил, называл это бредом, а говорил сухо и просто, что надо дело делать».

Александр и Петр Иваныч Адуевы противопоставлены не только как провинциальный дворянин-романтик и делец-буржуа, но и как два психологически противоположные типа. «Один восторжен до сумабродства, другой — ледян до ожесточения», —говорит Лизавета Александровна о племяннике и муже.

Гончаров стремился найти идеал, то есть нормальный тип человека не в Адуеве-старшем и не в Адуеве-младшем, а чем-то ином, третьем, в гармонии «ума» и «сердца». Ясный намек на это содержится уже в образе Лизаветы Александровны Адуевой, несмотря на то, что «век» ее «заел», по справедливому замечанию Белинского, Петр Иваныч.

К числу этих замечательных образов, следует отнести не только Лизавету Александровну, но и Наденьку.

Дочь несколькими шагами — впереди матери. Она без спросу полюбила Адуева и почти не скрывает этого от матери или молчит только для приличия, считая за собою право распоряжаться по-своему своим внутренним миром и самим Адуевым, которым, изучив его хорошо, овладела и командует. Это ее послушный раб, нежный, бесхарактерно-добрый, что-то обещающий, но мелко самолюбивый, простой, обыкновенный юноша, каких везде много. И она приняла бы его, вышла бы замуж — и все пошло бы обычным ходом.

Но явилась фигура графа, сознательно-умная, ловкая, с блеском. Наденька увидала, что Адуев не выдерживает сравнения с ним ни в уме, ни в характере, ни в воспитании. Наденька в своем быту не приобрела сознания ни о каких идеалах мужского достоинства, силы и какой силы? Ее достало разглядеть только, что она видела тысячу раз во всех других юношах, с которыми танцевала, немного кокетничала. Она на минуту прислушалась к его стихам. Она ждала, что сила, талант кроются там. Но оказалось, что он только пишет сносные стихи, но о них никто не знает, да еще дуется про себя на графа за то, что этот прост, умен и держит себя с достоинством. Она перешла на сторону последнего: в этом пока и состоял сознательный шаг русской девушки — безмолвная эмансипация, протест против беспомощного для нее авторитета матери.

Но тут и кончилась эта эмансипация. Она осознала, но в действие своего сознания не обратила, остановилась в неведении, так как и самый момент эпохи был моментом неведения.

«Обыкновенная история» сразу же поставила Гончарова в первый ряд прогрессивных писателей-реалистов. В «Обыкновенной истории» в полной мере сказался сильный и оригинальный талант Гончарова, призванного мастера русского реалистического романа.

 

Больше сочинений по этой теме
Больше рефератов этого автора

www.uznaem-kak.ru

Краткое содержание Гончаров Обыкновенная история для читательского дневника

Действие романа происходит ранним летним утром в семье помещицы Адуевой. Молодой барин, Александр Федорович решается отбыть на службу, и поэтому все дворовые хлопочут чуть свет во всем доме. Вместе с юношей уезжает его слуга Евсей, любимый человек ключницы Аграфены.

Тяжело проходит расставание Анны Павловны с сыном. Она всячески убеждает его не ездить в Петербург, а остаться дома, жениться на Сонюшке, к которой он испытывал самые глубокие чувства и наслаждаться спокойной и сытой жизнью. Александру же хочется блеснуть своими знаниями, полученными в университете в большом городе, сделать карьеру, стать великим человеком. Последние слова его матушки были наполнены мудрыми советами по поводу достойного образа жизни в Петербурге. Молодой человек обещает выполнить все ее наказы.

Александра прибыли проводить священник, Соня со своей матерью и близкий друг Александр Поспелов, который примчался издалека. Возлюбленная девушка Саши дарит на прощание свое колечко и прядь волос.

Приехав в Петербург, Александр навещает своего дядю, Петра Ивановича Адуева, человека состоятельного. Он передает ему три послания из его родных мест и множество подарков. Вначале Петр Иванович не хотел принимать племянника, но, вспомнив заботу своей невестки, начинает учить его петербургской жизни. Он снимает для Александра жилье в этом же доме и рассказывает ему, с какими людьми ему нужно общаться, где лучше обедать и ужинать. Он выбрасывает памятные вещи от Сонюшки, и говорит, что для любви сейчас неподходящее время. Устроившись по рекомендациям дяди на работу переводчиком, юноша начинает жить по тем правилам, которые предначертаны были Петром Ивановичем.

Через два года мы видим вполне продвинувшегося по служебной лестнице Александра. Он уже не только пишет статьи в журнал, но и редактирует чужие работы. Забыл он и Сонюшку. У него появилась другая пассия-Наденька Любецкая. Юноша не может жить без нее ни минуты. Но у него есть конкурент, который тоже влюблен в эту девушку. Это граф Новинский. Петр Иванович пытался наставить на путь истинный своего племянника, но у него никак не получалось. Юноша горел желанием вызвать на дуэль соперника. И возможно бы конфликт разгорелся бы с наибольшей силой, если бы не задушевный разговор жены дяди. После случившихся событий Александр относится ко всему равнодушно. Ничего его не волнует. И в одном из разговоров его дядя упрекает племянника в том, что он совсем стал эгоистом, забыл мать, не уважает их с женой. И молодой человек вновь начал заниматься литературным творчеством. И Петр Иванович даже отправляет произведение под своим именем в журнал своего друга. И когда Александр узнает, что его творения не затрагивают читателя, то он решает покончить со своей работой.

Романтические отношения с вдовой Тафаевой и серьезные потрясения, вся эта безрассудная жизнь в Петербурге заставляет вернуться нашего героя в родную деревню. Но здесь время как-бы остановилось, он увидел те же лица. Лишь Сонюшка вышла замуж. Время, проведенное дома, не изменило Юношу. Он все думал о возвращении в Петербург. Вернувшись к дяде, он подметил, что Елизавета Петровна очень изменилась. Петр Иванович, думая о том, не заболела ли его супруга, даже намеревался увезти ее из этого города. Александр же стремительно начал делать карьеру, и даже нашел себе богатую невесту. В этом и заключается смысл романа. История юноши самая обыкновенная.

Автор через образ своего героя учит нас, как должен жить человек: реально смотреть на мир и достигать своей цели, или же предаваться мечтам, не соответствующим суровой действительности.

Оцените произведение: Голосов: 20

Читать краткое содержание Обыкновенная история. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Гончаров. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Обыкновенная история

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Пена дней Виан

    Главным персонажем произведения является молодой человек по имени Колен. Он красив собой, да к тому же очень богат. У Колена есть свой повар Николя, большой дом. Молодой человек не работает.

  • Краткое содержание сказки Храбрый портняжка Гримм

    Портной намазал вареньем хлеб, собираясь перекусить после работы. Мухи, привлечённые запахом, уселись на кусок. Увидел это портной, и одним ударом убил семь мух. Так ему это понравилось, что он тут же сшил себе пояс, на котором было написано

  • Краткое содержание Королева Марго Дюма

    XVI век, Франция, Париж. В самом разгаре — кровавые столкновения католиков и гугенотов. Лицемерные заявления короля Франции католика Карла IX о желании примирить враждующих приводят к новым погромам и убийствам

  • Краткое содержание Выскочка Пришвина

    Собака Вьюшка — главная героиня рассказа «Выскочка», созданного советским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Она отлично сторожила дом своих хозяев. Внешний вид имела привлекательный: ушки похожие на рожки, хвостик свернут колечком

  • Краткое содержание Гончаров Обыкновенная история

    Действие романа происходит ранним летним утром в семье помещицы Адуевой. Молодой барин, Александр Федорович решается отбыть на службу, и поэтому все дворовые хлопочут чуть свет во всем доме. Вместе с юношей уезжает его слуга Евсей

chitatelskij-dnevnik.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о