О чем свидетельствовал щит на вратах царьграда – И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда. Вопрос 3. ГДЗ Литература 4 класс Климанова. О чём должен был свидетельствовать щит?

Содержание

Что означал щит на вратах Царьграда?

Читал несколько версий, объясняющих каким образом щит Олега, согласно легенде, утвержденный им на вратах Царьграда, мог свидетельствовать о его победе. С одной стороны в символическом размещении щита видят неясный древний обычай (предлагаются аналогии с обещанием болгарского хана Крума воткнуть копье в ворота Константинополя, выражением "взять город копьем" и т.д.). С другой - в щите видят символ мира и союза с греками (знак защиты Олегом города) . 

Обращение к летописи дает на мой взгляд возможность более конкретно определить смысл поступка Олега (вернее конструкцию автора летописного предания). 

Несомненно вывешиванию щита следует сопоставить устойчивое выражение "взять город на щит". Общий смысл его раскрывается в конкретных ситуациях междукняжеских усобиц 11 - 12 века.  Он подразумевает передачу города  князю и войску в качестве военной добычи. Характерное описание "взятия города на щит" в НПЛ:

Въ лЂто 6711 [1203]. Рюрикъ съ Ольговици и съ погаными Половци, Концякъ и Данила Бяковиць, възяша град Кыевъ на щитъ въ 1 день генваря, на святого Василия; а кого доидеть рука, цьрньця ли, церницЂ ли, попа ли, попадье ли, а ты вЂдоша въ поганыя; а что гости, иноземьця вьсякого языка, затворишася въ церквахъ, и въдаша имъ животъ, а товаръ съ ними роздЂлиша на полы; а что по мана стыремъ и по всЂмъ церквама, вся узорочья и иконы одраша и везоша погании въ землю свою; а град пожгоша.

Однако важны конкретные детали.

Выражение "взять город на щит" четко противопоставляется уплате выкупа (например серебром):

"Изѧславъ ... възвратисѧ в Галичь . и рече Мичаномъ  даите ми серебро что въı азъ хочю  . пакъı ли я възму въı на щитъ"


"Брали на щит"  ("даша на щит", "взяша на щит") не только город, но и жен и детей. При этом "отдать на щит" в нестрогом смысле противопоставлялось истреблению ("иссекоша") и связыванию пленных ("повязоша"). Хотя передача города на щит (на разграбление) не исключало несомненно резню и убийства. 

Не совсем понятно было однако происхождение "взять на щит" особенно в сравнении с выражением "взять копьем". Так как щит - оружие оборонительное. Еще более затемняет на первый взгляд понимание его смысла выражение "седоша на щит" (переяславцы в 1149 г.) в смысле "сдались" (или в другом месте летописи горожане "не дася на щит", то есть не сдались).

Семантика возможно разъясняется статьей Новгородской первой летописи (1209), в которой "избыток" разделили прилюдно "по 3 гривнЂ по всему городу, и на щитъ". Этот раздел противопоставляется тому, что было взято "тайно" ("кто потаи похватил").  

Щит в данном случае видимо выступает как единица исчисления при разделе добычи. И в целом соответсвует другой летописной единице - ключу (уключине). То есть ИМХО выражение "дать на щит", "взять на щит" равнозначны древнему "дать на ключ", "взять на ключ".

При этом щит, судя по сообщению о переяславцах, был видимо не только абстрактной, но и конкретной счетной единицей. Так как выращение "седоша на щит" несоменно происходит из более древней эпохи дружинных походов, во время которых раздел добычи мог видимо сопровождаться раскладыванием по щитам воинов, положенным на землю. У каждого щита при разделе думается полагалась доля имущества и становились или усаживались пленники-рабы (седоша на щит).  

Щит Олега на вратах Царьграда таким образом символизировал, что город - доля (добыча) князя Олега. Что все его защитники греки, испугавшись русь сдались на милость победителя, то есть "седоша на шит".

nickfilin.livejournal.com

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда, с. 9 — 11

Ответы к стр. 9 — 11

  • Что значит повесить щит? Можно ли утверждать, что это означает победить; потерпеть поражение; отпраздновать победу?

Повесить щит — победить.

  • Восстанови текст.

В данной летописи рассказывается об историческом событии, произошедшем в начале Х века. Населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей — хазар. Киевские князья совершали военные походы против врагов, в том числе и против богатейшего государства — Византии. Столицей Византии был город Константинополь, или, как на Руси называли его, Царьград.
После смерти варяжского князя Рюрика наследником престола стал его родственник Олег (хотя законным приемником должен был стать его сын Игорь, но он был ещё маленький). 

Олег в то время княжил в Новгороде, но позднее подчинил своей власти и Киев.
Князь Олег с большим войском пошёл на Константинополь и захватил его. Византийцы были вынуждены принять условия русов, и в 911 году Русь и Византия заключили договор. Русские купцы получили право приезжать в Константинополь и торговать там беспошлинно.
В знак победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.

  • Слова для справок: Х век, хазары, Византия, Константинополь, Царьград, Рюрик, Олег, византийцы, 911.
  • Прочитай, как об этом событии рассказывается в летописи. Всё ли тебе понятно? Выпиши устаревшие слова. Найди их значения в толковом словаре.

Гривна – денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Паволока – дорогая шёлковая ткань.
Узорочье – драгоценные узорчатые ткани, украшения.

  • О каких важных исторических событиях ты прочитал? С помощью текста летописи укажи важные моменты.

Дата 911 год.
Место Царьград (Константинополь).
Событие Русско-византийская война.
Значение Торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

  • Составь план текста. Запиши его.

1. Историческое события Х века.
2. Поход князя Олега на Константинополь.
3. Русь и Византия заключили договор.
4. Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.

  • Используя план, составь конспект (краткое письменное изложение) текста.

В Х веке населению Древней Руси угрожали воинственные соседи — хазары. После смерти основателя княжеской династии Рюрика Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Олег выступил в поход на Царьград. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда

Ответы по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда, с. 9 — 11

3.8 (75.71%) 84 votes [email protected]

volzsky-klass.ru

«И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда»: сожет и особенности произведения

 

Урывок из летописи «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда» переносит нас далекие времена начала 10 века. В то время населению Киевской Руси регулярно доводилось отражать посягательства на их территорию со стороны воинственных соседей – печенегов, хазар и варягов.

О произведении «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»  

Киевские князья также совершали походы на близлежащие территории. Однако против самого богатого и могущественного государства – Византии, никто идти не осмеливался. Император Византии стремился захватить Русь, а ее жителей превратить в своих подданных. Столицей Византии был красивейший город Константинополь, но на Руси его называли Царьградом.

В тот период Киевской Русью правил варяжский князь Рюрик. После его смерти власть перешла приемнику – князю новгородскому Олегу, так как сын Рюрика, Игорь, был очень маленьким и не мог управлять государством. Князь Олег сумел не только преобразить государство, но и осмелился на героический поступок – пойти войной на Византию.

Об этом знаменитом походе, который увенчался победой, и рассказывает нам урывок из «Повести временных лет» - «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».

Сюжет «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Повествование начинается с описания того, как Олег, оставив в Киеве своего приемного сына Игоря, собрался в великий поход на Византию. Войско Олега было многочисленным, вся армия разместилась на двух тысячах кораблях. Византийцы испугались такого количества вооруженных славян, и заперли ворота своей столицы.

Прежде чем Олег со своим войском дошел до Царьграда он убил и захватил в плен большое количество жителей империи. Весть о том, что Олег убивает мирных жителей, быстро долетела до Царьграда, и византийцы решили пойти на примирение. Они вышли навстречу Олегу и вынесли на подносе множество разной еды и вино.

Однако Олег не стал кушать эту еду, так как подозревал, что она была отравленной ядом. Испуганные греки удивились такой прозорливости, и дали Олегу имя «Вещий». Византийцы не ступили в борьбу с киевским князем, и согласились на условия, которые он им выставил.

В знак того, что поход удался, и торговые соглашения с Византией были достигнуты, Олег повесил свой щит на врата столицы, и не стал разрушать ее. После этого похода, между Киевской Русью и Византией возникли прочные торговые связи: византийцы продавали русинам свои корабли, а жители Киевской Руси направляли в Византию на продажу золото и дорогие меха.

Особенности произведения «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»

Этот урывок является частью «Повести временных лет» Нестора Летописца. В его основе – реальные исторические события, которые происходили в Киевской Руси в 907 году. Читая это произведение, мы можем ознакомиться с традициями, особенностями быта и верованиями византийцев и жителей Киевской Руси.

Так христиане – византийцы поклялись богом Перуном и Велесом в верности языческому князю Олегу. Мы видим, что на то время правители Киевской Руси еще не были христианами. Также в произведение описывается город Царьград. Как все города раннего Средневековья, он был окружен глубокими рвами. Главный вход в город представлял собой массивные ворота, которые закрывались в момент опасности. 

Нужна помощь в учебе?



Предыдущая тема: «Ильины три поездочки»: былина о герое славянского эпоса
Следующая тема:&nbsp&nbsp&nbsp«И вспомнил Олег коня своего»: что мы знаем о Вещем Олеге

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда стр 8

1. О каких важных событиях рассказывается в летописи?

В этом историческом источнике повествуется о военной кампании древнерусского государства. В тексте написано о походе на Царьград.

2. Велико ли было войско Олега? Как ты представляешь себе корабли, поставленные на колёса? Что поразило и испугало греков?

Очень большим было русское войско - кораблей только две тысячи, которые поставили колеса, чтобы они ехали по суше.

Когда подул попутный ветер и корабли на колесах покатились по греческой земле, греки очень испугались и сразу приняли предложения, которые высказал им князь.

3. О чём должен был свидетельствовать щит, повешенный Олегом на вратах Царь града? Найди подтверждение своим мыслям в тексте.

Когда Олег приколотил свой щит перед воротами города он показал народу, что победил в бою и завоевал этот город и теперь греки будут платить ему дань.

4. Обсудите с другом, что получила Русь в результате победы над греками? Найдите информацию об этом в энциклопедии.

Победа князя дала очень много серебра для древнерусского государства.

Каждый воин на корабле получил по двенадцать гривен, а в корабле было около 40 человек.

Да и кораблей у князя Олега было две тысячи.

Если посчитать, то всего они получили 480 гривен на каждый корабль, а на все корабли - 960000 гривен.

Это были огромные деньги для тех времен.

Представьте: за одну серебряную гривну можно было купить целый хутор с 5-7 домами людей.

5. Почему народ прозвал Олега Вещим?

Когда князь Олег с войском зашли в Царьград, греки хотели его отравить и поэтому предложили отравленное вино.

Князь предвидел такой поворот событий и указал грекам на их обман.

Тогда народ назвал Олега Вещим, что значит "предвидящий будущее".

Так говорят о людях, которые могут предусмотреть опасность.

6.  Как ты думаешь, что ещё (кроме самого факта удачного похода) мы можем узнать из текста летописи о жизни наших предков?

Существовали ли на Руси города? Какой веры придерживались русичи?

Из текста мы можем узнать, что в то время было много очень важных городов, таких как Чернигов, Любец,Ростов и Полоцк.

А столицей Древней Руси был город Киев.

Даже сейчас говорят, что Киев - это мать городов русских.

Наши предки русичи на тот момент верили во множество богов.

Это были боги Ветра, Воды, Солнца и других природных явлений.

Такие верования называются Многобожием.

7. Как по-другому можно озаглавить прочитанный фрагмент летописи? Почему?

Если попробовать придумать другое название для летописи о победе над греками, то я бы ее назвала: "Князь Руси победивший греков" или "Победа русского князя в Царьграде".

Переход к ответам рабочей тетради "И повесил Олег щит на воротах Царьграда" стр. 9 - 11

Ответы на вопросы учебника литературное чтение Климанова, Горецкий 4 класс 1 часть. И повесил Олег щит свой на воротах Царьграда стр. 8

Читательский дневник по летописи "И повесил Олег щит на ворота Царьграда"

gdz-gramota.ru

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда, с. 9 — 11

Ответы к стр. 9 - 11

  • Что значит повесить щит? Можно ли утверждать, что это означает победить; потерпеть поражение; отпраздновать победу?

Повесить щит - победить.

  • Восстанови текст.

В данной летописи рассказывается об историческом событии, произошедшем в начале Х века. Населению Древней Руси не раз приходилось отражать нападения воинственных соседей — хазар. Киевские князья совершали военные походы против врагов, в том числе и против богатейшего государства — Византии. Столицей Византии был город Константинополь, или, как на Руси называли его, Царьград.
После смерти варяжского князя Рюрика наследником престола стал его родственник Олег (хотя законным приемником должен был стать его сын Игорь, но он был ещё маленький). Олег в то время княжил в Новгороде, но позднее подчинил своей власти и Киев.
Князь Олег с большим войском пошёл на Константинополь и захватил его. Византийцы были вынуждены принять условия русов, и в 911 году Русь и Византия заключили договор. Русские купцы получили право приезжать в Константинополь и торговать там беспошлинно.
В знак победы Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.

  • Слова для справок: Х век, хазары, Византия, Константинополь, Царьград, Рюрик, Олег, византийцы, 911.
  • Прочитай, как об этом событии рассказывается в летописи. Всё ли тебе понятно? Выпиши устаревшие слова. Найди их значения в толковом словаре.

Гривна – денежная единица в Древней Руси в виде серебряного слитка.
Паволока – дорогая шёлковая ткань.
Узорочье – драгоценные узорчатые ткани, украшения.

  • О каких важных исторических событиях ты прочитал? С помощью текста летописи укажи важные моменты.

Дата 911 год.
Место Царьград (Константинополь).
Событие Русско-византийская война.
Значение Торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии.

  • Составь план текста. Запиши его.

1. Историческое события Х века.
2. Поход князя Олега на Константинополь.
3. Русь и Византия заключили договор.
4. Олег прибил к вратам Царьграда свой щит.

  • Используя план, составь конспект (краткое письменное изложение) текста.

В Х веке населению Древней Руси угрожали воинственные соседи — хазары. После смерти основателя княжеской династии Рюрика Олег стал княжить в Новгороде как опекун малолетнего сына Рюрика Игоря. Олег выступил в поход на Царьград. Главным результатом похода стал торговый договор о беспошлинной торговле Руси в Византии. В знак победы Олег прибил свой щит к вратам Царьграда

ГДЗ по литературному чтению. 4 класс. Рабочая тетрадь. Бойкина М.В., Виноградская Л.А.

И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда, с. 9 — 11

4.5 (89.71%) от 408 голосующих

razviwaika.ru

Зачем Олег прибил щит на врата Цареграда?

Песня Владимира Высоцкого про Вещего Олега начинается со слов:

"Как ныне сбирается вещий Олег
Щита прибивать на ворота..."

Википедия сообщает, что "Олег повесил в знак победы щит на воротах Царьграда". Наверно, и другие русы прибили к воротам свои щиты, рядом со щитом Олега.

Но, спращивается, зачем они это сделали? - Обычно говорят, что "в знак победы".

А теперь посмотрим на парадные ворота московского Кремля.

Что мы там видим над воротами? Не видно? Посмотрим поближе.

О, так это же икона Спасителя!

А разве кто-то сомневается в том, что над парадными воротами православного Царьграда также висела икона Спасителя? Ну, может быть не Спасителя, может быть икона Божьей Матери, но всё равно - икона! И всяк входящий в город снимал шапку, осенял себя крестным знамением и кланялся пресвятому
образу.

Князь Олег ведь не просто прибил свой щит рядом с иконой или ниже, под иконой. Наверняка он прежде сбил икону на землю и на месте поверженного образа прибил свой щит. Точно так же как советские солдаты-победители сбивали со стен немецкую свастику и на её месте вешали красное знамя Победы.

А что же было изображено на щите Олега? Ведь известно, что средневековые щиты князей имели геральдические изображения. Скорее всего, мы никогда точно не сможем ответить на этот вопрос. Хотя мы и знаем, что на средневековых щитах чаще всего изображались хищные звери - львы, медведи, волки, орлы и пр.  Вот, например, слева миниатюра Федоровского Евангелия, рубеж XIII-XIV столетий. На ней нарисован святой Федор Стратилат. Создано оно было, очевидно, в Ярославле, там и хранится по сей день. Справа — ещё одна резьба Юрьев-Польского храма Георгия Победоносца. Он, собственно, на ней и изображён.

Видно, что на щитах у святых воинов нарисованы вздыбленные звери. Давайте рассмотрим покрупнее щит св. Федора Стратилата с яростным барсом:

Вот примерно какого-то такого зверя и повесил Олег на врата Цареграда вместо иконы Спасителя. Тем самым Олег как бы говорил православным  цареградцам: ему теперь кланяйтесь при входе и выходе из города, ибо он теперь над вами хозяин и господин!

Ну а цареградцы, наверно, в ужасе и страхе читали Откровеие Иоанна Богослова (13:1-8):

"Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него - как у медведя, а пасть у него - как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть.
И дивилась вся земля, следя за зверем, и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?
И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.
И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе.
И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.
И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира
".

ltraditionalist.livejournal.com

Максим Руссо: Щит на вратах Царьграда

20–22 июня 2016 года в Санкт-Петербурге уже в двадцатый раз прошла конференция «Индоевропейское языкознание и классическая филология», посвященная памяти профессора И. М. Тронского. В одном из докладов этой конференции Сергей Кулланда (Институт востоковедения РАН) и Александр Солька (Институт восточных культур и античности РГГУ) предложили новую интерпретацию знаменитого рассказа «Повести временных лет» о щите князя Олега, который он водрузил на воротах Константинополя в ходе похода 907 года.

Как сказано в летописи, Олег сделал это «показоуа побѣду», но если обратиться к сведениям об обычаях викингов, можно узнать, что водружение щита у них действительно практиковалось, но служило знаком перемирия, готовности к переговорам или мирной торговле. Первым сопоставил летописное известие о щите Олега с обычаями викингов известный историк Август Людвиг Шлёцер еще в 1805 году. Он привел в качестве примера случай, когда знак перемирия оказался хитрой уловкой ютландских викингов:

«Император [Карл III Толстый], подобно Ахаву, принял его [вождя викингов Готфрида] как друга и заключил с ним мир; от обеих сторон были выданы заложники. Норманны сочли это добрым предзнаменованием, и чтобы не было сомнений, что мир их незыблем, по своему обычаю высоко вывесили щит и отворили ворота крепости. Наши же, не зная об их коварстве, вошли в крепость, одни ради торговли, другие же осмотреть укрепления. Норманны же, вернувшись к своему обычному коварству, спустили щит мира, затворили ворота и всех наших, вошедших внутрь, либо убили, либо связали железными цепями для последующего выкупа» («Фульдские анналы»).

В 1925 году такое сопоставление сделал А. И. Ляшенко в статье «Летописные сказания о смерти Олега Вещего». Но эти предположения не были приняты другими историками, поэтому авторы нынешнего доклада собрали новые аргументы в их пользу.

Дальние походы викингов в различные страны Европы осуществлялись как с военно-грабительскими, так и с торговыми целями. Связь войны и торговли, если мы обратимся к древней истории, оказывается куда более тесной, чем можно было ожидать. И морская торговля, и пиратские набеги в древности принесли славу финикийцам. Отражается эта связь и в языке. Например, к одному индоевропейскому корню относятся хеттское слово laḫḫ- ‘военный поход, путешествие’, древнеирландское láech ‘воин’, санскритское lotra ‘добыча, награбленное добро’, латинское lucrum ‘выгода, прибыль’, готское laun ‘вознаграждение, оплата’. В одном из заклинаний Атхарваведы бог Индра назван «торговцем», близкий по функциям к Индре Рудра имел эпитеты «господин воров» (stenānām pati) и «торговец» (vāṇija).

Германский бог Один (Вотан), который был богом мужских союзов и воинских инициации, также считался покровителем торговли, поэтому латинские авторы отождествляли его с Меркурием. Тацит в труде «О происхождении германцев» писал: «Из богов они больше всего чтят Меркурия и считают должным приносить ему по известным дням в жертву также людей» (пер. А. С. Бобовича). Показательно, что день бога Меркурия – среда (франц. mercredi), в германских языках стал называться днем Вотана (нидерл. woensdag, англ. Wednesday).

Знаменитый торговый союз северонемецких городов носил название Ганза (Hanse). В средневерхненемецком языке это слово было нарицательным и обозначало торговую гильдию. Если же мы обратимся к памятникам готского языка, то обнаружим, что в нем слово готского hansa изспользовалось для передачи греческого σπεῖρα и латинского cohors ‘воинское подразделение, когорта’.

Раз викинги были и воинами, и купцами, им было необходимо каким-то образом начинать общение с местными жителями, чтобы приступить к торговле, но жители, не понаслышке знающие о грабительских повадках викингов, вряд ли проявляли большую готовность к коммуникации. Поэтому сложился обычай использовать знаки, сообщавшие о намерениях прибывших скандинавов. Если на мачте корабля поднимали белый щит, он означал мирные намерения, желание торговать. Если же викинги хотели бросить вызов, он водружали красный щит.

Например, в саге об Эйрике Рыжим есть описания двух встреч викингов и скрелингов (индейцев или эскимосов), во время одной из которых был поднят белый щит: «И однажды рано поутру, оглядевшись, они увидели множество кожаных каяков, и с кораблей махали палками, шумевшими подобно цепам, крутя их посолонь. Тогда сказал Карлсефни: «Что бы это значило?». Снорри Торбрандссон ответил ему: «Возможно, это знак мира; возьмем белый щит и двинемся им навстречу». Так они и сделали…» (Глава 10). В следующие главе говорится, что при нападении скрелингов викинги вышли им навстречу уже с красным щитом. В современном норвежском языке есть устойчивое выражение det røde skjold «вызов, брошенная перчатка», в буквальном переводе «красный щит».

Так как целью похода Олега на Константинополь было заключение договора о торговле (чего в итоге он успешно добился), вполне ожидаемо, что Олег мог поднять белый щит на мачте. Позднее же, когда обычаи викингов забылись, это действие получило у летописцев другую интерпретацию и стало трактоваться как демонстрация воинской силы. То, что в летописях щит поднят не на мачте корабля, а на воротах, возможно, объясняется влиянием ветхозаветного текста о городе Тире: «Перс и Лидиянин и Ливиец находились в войске твоем и были у тебя ратниками, вешали на тебе щит и шлем; они придавали тебе величие» (книга пророка Иезекииля 27, 10).

polit.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *