Норны – богини судеб
Содержание статьи
- Норны – Сестры Вюрда – Богини Судьбы
- Норны в эддических текстах
Норны – Сестры Вюрда – Богини Судьбы
В мифологической системе древних скандинавов норны – это богини-воплощения судьбы. Вопреки расхожему мнению норн не три, а гораздо больше, хотя наиболее известными из них являются те, что упомянуты в «Младшей Эдде» как хранительницы одного из корней мирового древа Иггдрасиль – Урд, Верданди и Скульд.
В части «Видение Гюльви» Стурлусоновой Эдды сказано, что норн – великое множество, своя норна приходит к каждому человеку, как только он рождается на свет, «наделяя его судьбой». При этом норны не являются представителями особой расы или вида, согласно эддическому тексту многие из них ведут свой род «от богов» (если здесь подразумеваются жители Асгарда, то это не только собственно асы, но и ваны, и йотуны), другие – от людей, третьи – от темных альвов. Более того, некоторые норны, вероятно, могут совмещать несколько функций, как это делает Скульд, являющаяся одновременно и норной, и валькирией (этот момент Ганглери поясняет в части «Видение Гюльви», рассказывая о богинях и валькириях).
О происхождении слова «норны» («nornir» на древнескандинавском) нет единого мнения. Оно может происходить от диалектной шведской словоформы «nyrna», что значит «сообщать по секрету», либо восходит к индоевропейскому глаголу «ner» (в переводе – «вращать» или «вить», здесь может подразумеваться метафора о том, что норны вьют судьбы людей). На закате англосаксонского периода норн часто называли Сестрами Вюрда, здесь германское слово «wyrd» (или «würd») переводится как «судьба» и, очевидно, связано с древнескандинавской формой «urd», имеющей аналогичное значение.
Вероятно, образ норн гораздо древнее их названия. Для европейских культур этот образ универсален, трех богинь, воплощающих судьбу, можно встретить в мифологии Древнего Рима (Парки), Древней Греции (Мойры), Древней Руси (Мокошь, Доля и Недоля). Однако в отличие от, к примеру, славянских богинь, между норнами нет «разделения обязанностей», каждая из них отвечает за судьбу как таковую. При этом норны лишь создают судьбы, но не влияют на них (в отличие от Парок и Мойр).
Примечательно, что норны не были созданы Одином, Вили и Вё в тот момент, когда первые асы творили мир. Более того, деятельность норн универсальна – механизму судьбы, которым они управляют, подчиняются все – смертные и боги. Даже Один неоднократно посещает норн, прося у них совета (в одно из таких посещений Урд предсказывает, что Всеотец погибнет в пасти Фенрира).
Норны в эддических текстах
Согласно тексту «Младшей Эдды», норны Урд, Верданди и Скульд живут в блистательном дворце, который расположен у источника Урд («Urðarbrunnr» на древнескандинавском, что переводится как «источник судьбы»). Сам источник находится под одним из трех корней Иггдрасиля, под тем корнем, который уходит в Асгард. Ганглери в «Ведении Гюльви» говорит о том, что эти норны «судят судьбы людей». Вероятно, это верховные норны, каждая из которых не отвечает за судьбу отдельного человека, но контролирует судьбу мира в целом («вюрд» как принцип).
В части «Прорицание вельвы» из «Старшей Эдды» говорится о том, что Урд, Верданди и Скульд возникли из источника Урд, они «резали руны, судьбы судили, детям людей жребий готовя». Там же указано, что эти норны помнят «первую войну», то есть изначальное противостояние асов и ванов. Это говорит о том, что Урд, Верданди и Скульд, вероятно, являются одними из древнейших существ в скандинавской космогонии.
Три норны следят за тем, чтобы мировой ясень Иггдрасиль не засох, они каждый день поливают дерево водой, которую собирают с берегов Урда (в Эдде подмечено, что они черпают воду вместе с грязью, что скапливается у берегов источника). В том же эпизоде указано, что вода из Урда настолько священна, что все, попадающее в нее, становится светлым и прозрачным.
В саге «Речи Фафнира» из «Старшей Эдды» Сигурд указывает дракону на то, что норны приходят к людям в момент их рождения («кто эти норны, что могут прийти к женам рожающим?»). Эти слова подтверждаются в другой эддической саге, «Первая песнь о Хельги убийце Хундинга», где говорится, что норны явились к Богхильд, родившей Хельги, и предрекли ее сыну судьбу великого полководца. На основании этих фрагментов некоторые исследователи сближают образ норн с образом фюльгья (в древнескандинавской традиции так именуются женские духи-хранители, близкие к образу валькирий, но восходящие, очевидно, к архетипу праматери).
Норна Урд
Как уже отмечалось, имя этой норны («urd» на древнескандинавском) переводится как «судьба». Это самая старая из норн, живущих у корней Иггдрасиля, обычно ее изображают старухой и соотносят с понятием «прошлое». Предположительно норна Урд может быть самым непосредственным образом связана с уже упомянутым понятием «вюрд» («wyrd»), которое у северогерманских племен использовалось в двух значениях – «судьба» и «смерть». Именно норну Урд принято считать персонификацией рока, именно она предрекает Одину гибель.
Норна Верданди
С древнескандинавского языка имя этой норны можно перевести как «становление» («Verðandi» или «Werdandi»). По старшинству это средняя из трех норн, ее изображают женщиной умеренного возраста, традиционно соотнося с понятием «настоящее». Также является воплощением принципа «вюрд», но уже в контексте активной деятельности, то есть речь идет о судьбе, которую человек определяет себе сам, совершая те или иные действия.
Норна Скульд
С древнескандинавского «Skuld» традиционно переводят как «долг», хотя Франсуа-Хавьер Дилманн и ряд других скандинавоведов приводят еще два варианта перевода – «возможное будущее» и «чувство вины». Все три перевода близки в своих семантических аспектах, но Дилманн сомневается в том, что образ Скульд – изначальный, как образы Урд и Верданди.
Исследователь предполагает, что имя Скульд и соответствующий ей персонаж (самая молодая из трех норн, традиционно изображается как юная дева) могли появиться в сагах под влиянием тройственной концепции «прошлое-настоящее-будущее», которая была привнесена в скандинавскую традицию извне. С другой стороны, данное предположение может касаться лишь имени норны, но не ее образа. Кроме того, это единственная из трех норн, которая в эддических текстах встречается в обличии валькирии (и это не одноименный персонаж, а именно та самая норна, в соответствующем фрагменте «Младшей Эдды» Снорри целенаправленно указывает на это).
Важно отметить и то, что традиционно норна Скульд воспринимается не как будущее в понятии неизбежности. Это именно «возможное будущее», то есть один из его вариантов, который может и не произойти, если не будут совершены определенные действия.
Таким образом, норны являются самобытным, но не оригинальным элементом древнескандинавской космогонии. Подобные персонажи встречаются в мифологиях практически всех древних культур. То же касается трех норн Иггдрасиля – Урд, Верданди и Скульд. Однако объединяющая их концепция «вюрда», тесно связанная с шаманической традицией европейского севера, выступает явлением уникальным. Вероятно, его ближайшим аналогом может являться представление о совести в этической традиции каббалы.
Советуем почитать:
runarium.ru
Норны, богини Судьбы — Мастер Vegtam
Древние северяне всегда говорили о том, что законы богов выше человеческих. И я с ними полностью согласен. Однако есть те законы, которые выше самих богов. Сегодня мы поговорим о богинях, чью волю не могли нарушить сами боги Асгарда.
В северной традиции их называют Норны. Норны — это общее имя трех северных богинь, которые являются ткачихами судеб богов. Знание о богинях, которые ткут нить судьбы было и у других народов. Так греки знали их под именем мойры, а римляне называли их парки.
Основа всей северной традиции строится на том, что существует вечный вселенский закон, который назывался Орлег. Именно этот закон определял судьбу богов. Норны же, являлись проводниками Орлега. Норны никогда не плели ткань судьбы по своей воле, они лишь слепо подчинялись вселенскому разуму. И даже сам Один, не мог изменить приговор Норн, узнав от них, что его любимый сын Бальдр окажется в Хель.
Здесь следует также отметить, что у Норн не было родителей в нашем привычном понимании, ибо они вышли из Хаоса. И именно эта энергия дала им такую огромную силу.
Норны обитают у источника Урд, у самых корней Древа Иггдрасиль. Они ежедневно орошают водой из источника корни древа, давая постоянную жизнь Иггдрасилю. Они ревностно охраняют свой источник, ибо он — ключ к знанию о рунах, богах, вселенной. Именно к этому источнику в древние времена пришел сам Один, попросив у Норн сделать глоток мудрости из источника Судьбы.
Имена Норн — Урд, Верданди и Скульд. Они предстают перед нами как сестры разного характера и возраста.
Первая норна — Урд, чье имя переводится как «судьба», предстает перед нами в образе пожилой женщины, которая читает свиток прошлого. Она постоянно оглядывается назад, размышляя об ушедшем и утраченном в судьбах богов. Именно Урд отвечает за прошлое богов и людей. В системе Футарка ей соответствует руна Хагалас, здесь Хагалас как правило означает утраченное, разрушенное, то, что невозможно уже исправить.
Вторая норна — Верданди. Ее имя означает «становление». Она выглядит зрелой, прекрасной женщиной, которая полна сил и энергии. Она всегда прямо смотрит перед собой, и ее сердце не ведает страха. Верданди означает настоящее. То, что происходит здесь и сейчас. В системе Футарка к ней относится руна Наутис. В этом контексте Наутис выступает как сила ограничения, то, что мы преодолеть не в силах. Ведь дух человека облечен в физическое тело, о котором он должен заботиться, желает он этого или нет.
И третья сестра носила имя Скульд. Ее имя переводится как «долг». Она выглядит совсем юной девушкой, покрытой белой вуалью. Скульд богиня будущего. Лица этой норны не видел никто из богов или ныне живущих, ибо никому не дано знать свое будущее. В Старшем Футарке ей принадлежит руна Иса. Стихия этой руны говорит нам о том, что ткань судьбы давно сплетена норнами, и никто не вправе изменить это.
Урд и Верданди ткали нить судьбы, Скульд же безжалостно ее обрезала. Когда рождался человек или бог, его нить судьбы была еще очень небольшой. Впоследствии нить жизни становилась длиннее. И лишь когда приходил срок уйти, нить судьбы обрывалась. Норны всегда находились далеко друг от друга. Урд стояла на высокой горе, на востоке, Верданди находилась в морских владениях, на западе. Богиня Скульд, пребывала в северной части, но все они держали в своих руках единую нить вселенной. Норны являются олицетворением времени, которому нет начала и нет конца.
Канал Норн открывает в человеке знание вселенского закона Орлег. Это также получение информации о судьбе каждого человека. Это умение работать с нитями Норн, в частности человек может избрать себе более лучшую судьбу работая в канале. Это и магия времени. Мы можем корректировать свое прошлое, дабы изменить свое настоящее и будущее при помощи Норн. Свойство канала Норн весьма разнообразное, на своих семинарах я даю подробные и конкретные практики для работы с нитями судьбы. Удачных вам практик!
www.magic-north.com
Норны | …Мистика рун — таинственный шёпот рун…
Слово «норны» (nornir, мн. ч. от norn, «судьба»), встречающееся в старинных источниках, в различных случаях может относиться к разным сущностям. С одной стороны, этим словом обозначаются всевозможные служанки Судьбы, связанные по происхождению с различными расами — и с асами, и с альвами, и с двергами, и с людьми. По-видимому, это просто дисы разных народов, племен и родов — духи предков, которым приписывается женский пол и защитные функции; они оберегают женщину во время родов и прозревают судьбу новорожденного ребенка. Из этого следует, что у каждого рода и семейства есть свои норны, относящиеся в подавляющем большинстве случаев к той же расе, что и сам этот род (хотя людям с примесью нечеловеческой крови могут покровительствовать норны иных рас).
С другой стороны, в северных пантеонах существуют три великие Норны, надзирающие, по-видимому, за всем механизмом Судьбы. Они обитают у Источника Вирда, рядом с первым из трех корней Мирового Древа, в Асгарде. Их имена — Урд (То, Что Есть), Верданди (То, Что Становится) и Скульд (То, Чему Следует Быть). Их называют «могучими девами из Турсенхейма», то есть Нифльхейма, родного мира инеистых турсов. Урд прядет нити, Верданди — ткет, а Скульд — перерезает. Иногда они предстают совершенно одинаковыми, иногда — как как женщины трех возрастов. Возрасты распределяются между ними иначе, чем мойр, греческих богинь судьбы: Урд — самая старшая, а Скулд иногда принимает облик девы в черных доспехах, скачущей среди валькирий. При этом они не красавицы: по словам большинства из тех, кто встречался с ними в иных мирах, норны — невзрачные и даже почти неряшливые женщины, полностью сосредоточенные на своей работе.
То обстоятельство, что норны принадлежат к роду инеистых великанов, лишний раз подтверждает гипотезу о том, что для наших предков йотуны олицетворяли не только враждебные силы, но и силы древние и неизменные. Сила, которая истребляла огнем людские жилища, насылала на путников снежные бураны и топила лодки в море, воспринималась одновременно и как сила неумолимой судьбы. Фактически, судьба относилась к той же категории, что и природные катаклизмы. Всё это были тайны, непостижимые и не поддающиеся управлению; все они в равной мере внушали уважение и страх; и всем им приписывалась мудрость, за которой обращались к ним даже боги — более «человечные», чем эти стихийные силы.
Норны очень стары; говорят, что они — одни из древнейших божеств, возникшие задолго до убийства Имира и всемирного потопа. Согласно одному любопытному, но непроверенному НЛГ, Урд, старшая из норн, чье имя родственно названию самой Земли, вообще может быть самой древней из всех инеистых великанш, а именно — дочерью Имира, родившейся из его подмышки. Если это правда, то она — в самом буквальном смысле мать половины всего великанского рода. Предполагалось также, что Верданди — ее старшая дочь, а Скульд — старшая внучка.
Этимология слова «норна» не вполне ясна. Некоторые утверждают, что оно связано с диалектным шведским словом nyrna, означающим «сообщать по секрету»; другие возводят его к индоевропейскому корню ner со значением «вращать» или «вить» (подразумевается, что норны свивают нити судьбы). В англосаксонском языке слово «Урд» (Urd) превратилось, собственно, в «Вирд» (Wyrd), и норн стали называть Сестрами Вирда, подразумевая под последним непреложную судьбу человека.
Высказывалось предположение, что норны могут происходить от трех саамских богинь судьбы — Сарахкки, Юоксаахкки и Уксаахкки. В скандинавских сагах утверждается, что норны существовали еще до появления асов: с древнейших времен они определяли судьбы всех живущих, сплетая сети Вирда. (Если так, то они определенно должны принадлежать к числу инеистых турсов, родившихся в Нифльхейме, — возможно, ко второму поколению после Имира, возникшему еще до появления Бури.) Как и саамские ахкка, норны тесно связывались с беременностью, рождением и перерождением. По обычаю саамов, первой пищей, которую женщина получает после родов, должна быть «каша Сарахкки»; у древних скандинавов такую же функцию выполняла «норнагретур» — «каша норн». Но не исключено, что саамы заимствовали этот обычай у скандинавов в результате многочисленных перекрестных браков. Возможно, смешение коренных скандинавских племен с саамами началось еще до прихода инодевропейских завоевателей: в саамском языке есть несколько слов с раннеиндоевропейскими корнями. В какой момент индоевропейцы впервые встретились с саамами, точно неизвестно, но племена завоевателей, двигавшиеся через Северную Европу на запад, сначала должны были вступить в контакт с населением Лапландии и уж затем — с коренным скандинавским населением.
Так или иначе, к норнам часто обращаются за помощью мастера сейта и все, кто желает прочесть Нити Судьбы или изменить их тем или иным образом. Это называется Работой с Нитями. У каждого человека есть своя Нить в Вирде, заключающая в себе все, что он сделал в своей жизни, и сложным образом переплетенная и связанная с Нитями других людей. Узлы и переплетения с другими Нитями возникают всякий раз, когда вы приносите кому-либо клятву верности, проявляете или принимаете глубокие чувства в отношениях с другими людьми, дарите подарки, берете на себя или возлагаете на кого-то обязательства, а также когда вы причиняете другим людям вред безо всякого возмещения (или сами несете от кого-то ущерб, не получая компенсации). Кроме того, ваша Нить может запутаться или завязаться узлами под влиянием «удачи» (доброй или дурной), накопленной вследствие ваших предыдущих поступков (в том числе, иногда, и поступков, совершенных в прошлых воплощениях). Опытный духовидец при определенных условиях может проследить Нить человека в полотне Вирда, выявить причины узлов и переплетений, создающих проблемы, и выяснить (обычно — путем обращения к норнам или другим божествам), что следует сделать, чтобы распутать Нить. Особенно это может быть полезно людям, потерявшим или повредившим свою удачу. Работа с Нитями — это сложная шаманская практика, доступная лишь тем, кто уже много лет работал с духами, и допустимая лишь с разрешения норн. Если вы не установили с ними хороших деловых отношений, в Работе с Нитями вы далеко не продвинетесь. Норны, таксказать, будутпростоотклонятьвсевашизаявки.
Шаманы, работающие с норнами, — редкость. Хотя в принципе норны и не против того, чтобы учить некоторых смертных, они (в отличие, пожалуй, от всех остальных богов), выбирают себе в служители очень и очень немногих людей-духовидцев и не нуждаются в почитателях. Вероятно, одна из причин — в том, что все мы для них — просто нити, которые рано или поздно будут перерезаны (да, как и большинство инеистых турсов, норны бессердечны), а другая — в том, что люди им попросту не нужны. Они неумолимы, как и любое божество смерти, и даже еще более безличны. Но им ведомо все, что только может знать Судьба, и у них есть чему научить нас — если только они сами этого пожелают. Традиционные подношения норнам — изделия из нитей ручной работы, изготовленные вами самостоятельно или, если вы этого не умеете, купленные за большие деньги. Если вы хотите установить с норнами связь и, особенно, мечтаете когда-нибудь освоить Работу с Нитями, очень полезно научиться прясть с помощью стеатитового веретена, какими пользовались в эпоху викингов,
Работа с норнами, или Жизнь в доме Великих Матерей
Лин Скадидоттир
Настало время, когда я поняла, что в моем духовном обучении должны произойти какие-то перемены. Последние несколько лет я занималась в основном дианической Виккой и даосизмом, но чувствовала, что чего-то не хватает. Не хватало богини в ипостаси Старухи и горной богини. И вот однажды на Самайн я решила обратиться за советом к духу моей бабки по отцу. Я зажгла единственную белую свечу, выставила за дверь стакан с водой (на каком-то вебсайте сантерии я прочла, что это может помочь разыскать своих предков), и шепнула ветру свое желание, послав его в мир. И уже через месяц я получила указание работать со Скади, норнами, Хелой и ее родичами. Я была молодой энтузиасткой и очертя голову бросилась в работу со Скади и норнами. И норны, в особенности Урд, сразу же навалили на меня кучу заданий.
Алтарь у меня был маленький и невзрачный. Такой он и до сих пор. Занимаясь йогой и медитациями для очищения сознания, я часто попадала в жилище норн — не в ту знаменитую их обитель у подножия Иггдрасиля, а в маленький домик посреди поля, но в пешей доступности от леса. Я путешествовала туда в своих медитациях и каждую ночь сидела там у очага за вышивкой. В конце концов меня попросили отложить иглу и навести порядок в доме. На протяжении следующих четырех лет я приходила к норнам и делала у них уборку. Интуитивно я чувствовала, что с их стороны это — особая милость, и долгое время я оставалась их единственной служанкой. Но однажды, придя к норнам, я неожиданно застала у них другого человека, и очень огорчилась: я решила, что мне нашли замену. Понадобилось еще два года, чтобы понять, что на самом деле меня повысили в должности.
Пока этого не случилось, я чувствовала себя какой-то бесхозной: казалось, я не принадлежу никому из богов или великанов, вообще никому, кроме самой себя. Да, я выполняла поручения, которые мне давали в духовных путешествиях, и в награду получала в этом мире способность точно гадать, подавать советы и выводить других людей на предначертанный им духовный путь. Однако все это было для меня не ново: мне и раньше почему-то всегда удавалось помогать людям советом, ясно показывая доступные им возможности. Но сделать что-то подобное для самой себя никогда не получалось. Я не знала наверняка, кто мое главное божество. Божества приходили и уходили, но ни с одним не возникало чувства, что я принадлежу именно ему, а всякий раз, как мне казалось, что я все же могу посвятить себя одному из них, в голове непременно раздавался голос: «Хочешь — давай, но первые свои клятвы ты уже принесла нам. Мы пустили тебя сидеть у нашего огня, мы позволили тебе прикоснуться к нашему ткацкому станку, и мы знаем, куда ведет твой нынешний путь».
Время шло, и вот меня отпустили на обучение к Хеле. Это, скажу я вам, — одна из самых важных вещей, какие только со мной случались. Ничего похожего на обучение у любого другого божества или духа! И, как всегда бывает с норнами, разобраться, что от меня требуется и почему, удалось далеко не сразу.
Но все-таки — что это значит: работать с норнами и служить им? Да чего это только не значит! Есть целые группы, которые много с ними работают; есть люди, которые утверждают, что у них есть с ними связь; есть разные способы получить доступ к их знаниям и войти с ними в контакт. Норны непохожи на других богов и великанов, и зачастую они кажутся совершенно неприступными, отчужденными и не поддающимися никакому пониманию. Восновномтакиесть. Они— своегородакосмическиеоракулы. Мы воспринимаем их как троицу сущностей, надзирающих за тем, что было, что есть и что должно последовать из первого и второго. У норн — своя особая логика, и работа с сущностями, у которых нет другой цели, кроме как запечатлевать и поддерживать ход вещей, иногда может ужасно раздражать и доводить буквально до белого каления. Первая из их тайн — движение космоса: они и есть та сила, которая поддерживает все сущее в движении. Если это движение остановится, погибнет все: и люди, и боги, и великаны, и даже звезды. Без движения нет жизни. Даже внутри нашего организма, на клеточном уровне, все безостановочно движется, развивается, возрождается и умирает. Ивэтом— первая, главнаятайнанорн.
Кроме того, от тех, кто работает с ними, они требуют абсолютной независимости. Вы должны четко сознавать, что в конечном счете отвечаете лишь перед самим собой и зависите только от своих собственных решений; и вы обязательно должны уметь работать в одиночку, по собственной доброй воле и без посторонней помощи. Призвать на помощь норн в час нужды на самом деле невозможно. Можете взывать к ним сколько угодно, но они ничего не дадут вам, кроме совета о путях, которые для вас существуют и могут — или не могут — открыться в будущем. Некоторых это знание поддержит и ободрит, но все-таки это — совсем не то же самое, что молиться какому-нибудь богу и надеяться на исполнение ваших просьб. Норны — это вам не валькирии, они не вмешиваются напрямую в жизни и судьбы смертных. Поэтому с ними может быть нелегко. Если, допустим, у вас за плечами есть опыт общения с божеством, которому можно было молиться, очень неприятно сознавать, что, как бы усердно вы ни молились, вам не помогут. Вам придется искать других помощников для изменения ситуации или самому попытаться произвести желаемые перемены (что я и посоветовала бы сделать в первую очередь).
Обсуждая с Рейвеном эту статью, я узнала, что с информацией о норнах приходит не так уж много людей. Это и не удивительно: даже просто говорить или писать о них может быть невероятно тяжело. Возникает такое чувство, будто отрываешь какую-то бесценную часть от собственной души или ставишь под угрозу безопасность всего мироздания. Не последнюю роль играет и чисто эгоистическое желание сохранить их только для себя. Работать с ними и знать, что тебе разрешено работать с ними и впредь, — самый драгоценный и священный дар, о каком только может мечтать духовидец. Лично мне трудно писать о них именно из-за собственнических чувств. Но я должна сказать, что все, кто работает с ними и служит им, — счастливцы. То, как работают с норнами люди, не посвятившие себя исключительно им, совсем непохоже на то, как живем мы, немногие, избранные служить в их святилищах и оберегать их земли.
Многие обращаются к норнам им в стремлении узнать историю своего личного вирда, понять устройство и функции Вирда вообще или научиться им управлять. Начнемссамогопростого— систорииличноговирда.
Получить доступ к информации о чьем-либо личном вирде можно разными способами. Чаще всего прибегают к гаданию — например, на рунах или картах Таро, — и к астрологии. Подобные методы, пожалуй, наиболее просты в освоении и наименее опасны как в физическом, так и в эмоциональном плане. Предания гласят, что Один обрел руны у подножия Иггдрасиля, когда был уже на волосок от смерти; он подобрал их, крича от нестерпимой боли. В этот миг обретения рун Один вошел в то состояние, которое я для себя называю урдическим сознанием, — состояние, в котором просыпается способность читать летописи, хранящиеся в источнике норн, на Древе и в нитях, при помощи которых норны запечатлевают все происходящие. Своим подвигом Один открыл людям и другим живым существам канал доступа к рунам и даровал им письменность — принципиально новый способ хранения информации. Разумеется, Один — не единственный, кто может научить работе с рунами, и путей к их пониманию существует великое множество, но этот миф важно понять как следует, если вы хотите знать, каково это — работать так тесно с тайнами Урд и ее помощниц. Можно действовать через посредника (кого-либо из богов, великанов, духов-проводников), и, по правде сказать, именно это я и рекомендую: это гораздо легче, чем пытаться освоить руны по методу Одина или полагаясь лишь на собственную Волю (в конечном счете вы должны стремиться именно к последнему, но начинать с этого не годится). Овладев этими ключами, вы сможете использовать их самыми разнообразными способами — в том числе и для гадания. Существуют также другие инструменты, гораздо более доступные для понимания, — например, Таро, скраинг, астрология и так далее.
Другой метод, которыми пользуются различные сейтовые группы (в особенности «Храфнар»), — это предсказательный сейт. Традиционная работа сейтконы — путешествия в Хельхейм, однако в коллективном предсказательном сейте возможно обращаться и к норнам. Этот метод подробно описан в книге Дженни Блейн «Девять миров магии сейта: экстаз и неошаманизм в язычестве Северной Европы»; однако существует схожий метод для одиночной работы. Подойдите к самому краю Источника Вирда, наклонитесь, загляните в него и смотрите, что вам откроется. Как и все прочие разовидности скраинга, этот метод непрост, но эффективен, если уловить принцип.
Кроме того, я обнаружила, что работать с норнами исключительно полезно, когда необходимо принять трудное решение, а также когда вы пытаетесь примириться с болезненными переходными периодами или смертью. Норны не дают никакого утешения, но могут помочь понять, почему происходят те или иные события. Это — одна из тайн Скульд. Ее имя иногда переводят как «Долг», и это ей очень подходит, поскольку даже смерть в какой-то момент становится для нас долгом: рано или поздно мы должны умереть; всякая нить должна где-то закончиться.
Управление Вирдом слишком часто привлекает людей, нечистых на руку и жадных до власти, — конечно, не все, но многие из тех, кто стремится освоить это умение, играют в силовые игры. Чтобы понять это, вспомните мифы об Одине: если вы ищете норн, чтобы манипулировать Вирдом, в конце концов вы только сильнее сомнете его ткань и запутаете нити. Пытаясь управлять Вирдом, вы связываете свою нить с нитями многих других людей, а это не всегда хорошо. Это тяжело и для вас, и для них, а в отдаленной перспективе создает тяжелейшие проблемы и для самих норн. Они не станут мешать вам делать глупости, но помните, что Скульд всегда готова безжалостно укоротить вашу нить. Если вы хотите управлять Вирдом, вам придется принять основную ответственность на себя — независимо от того, делаете ли вы это только для себя или ради общего блага (а именно в этой дилемме — корень всех осложнений).
Самым большим почтением из трех норн пользуется Урд. Именно в ней мы обретаем силу, опору и понимание того, что с нами произошло. Все человечество как вид нуждается в том, чтобы понимать свое прошлое. Мы тратим многие часы, а иногда и целую жизнь на изучение истории нашего мира, нашей религии и своей собственной личности. Мы тратим сотни долларов на психотерапию, вглядываясь в глубины своего личного прошлого, чтобы обрести внутренний покой в настоящем. Мы тратим тысячи долларов на исторические исследования, удовлетворяющие самые разнообразные наши потребности — от духовных до рекреационных. Сила Урд — в знании всего, что осталось в прошлом, и в этом отношении она сходна с богиней смерти. Все, что уходит в прошлое, отправляется к ней.
Но этим ее сущность далеко не исчерпывается. Изначально Урд была единственной норной, объединявшей в себе все три ипостаси, но со временем, по мере того как миры становились больше и старше, ей понадобилась помощь — и так появились Верданди и Скульд. Эти две норны — тоже могущественные великанши, к которым мы обращаемся за помощью ежедневно, хотя, как правило, этого даже не осознаём. Но в конце концов все мы вернемся с Урд.
С моей точки зрения, Урд — исключительно сложное божество. Она не просто богиня, надзирающая за прошлым, какой ее представляют традиционные предания. Выше в этой статье я употребила термин «урдический». Я использую его потому, что для меня все тайны норн по природе своей урдические, то есть основанные на Урд и ее функциях. У нее есть власть над всеми гранями Вирда; она — хранительница всего сущего; и поэтому мне кажется, что ее путь (самая чистая, с моей точки зрения, разновидность пути, проложенного Одином) заслуживает отдельного собственного названия. Многе из тех, кто работает исключительно с Хелой, называют свой путь хельским; вот так же и я называю свой урдическим.
Верданди — пожалуй, наименее обсуждаемая и наименее понятная из норн. Она не обладает ни могуществом Урд, ни таинственностью Скульд. Как хранительницу того, что есть, — того, что происходит в настоящий момент, — ее действительно очень трудно понять. Однако тот самый момент, в котором мы живем, мы наблюдаем буквально ежесекундно в течение жизни, и именно в этой обыденности и кроется правда Верданди. Фактически, это та «доля мгновения», тот «миг настоящего», которым призывают жить буддисты. Этот момент невозможно измерить и взвесить, невозможно закупорить в бутылке, невозможно понять. И это и есть сознание Верданди. Воспринимать миг настоящего, не заглядывая вперед и не оглядываясь назад, — поистине великий дар. Именно в этом мгновении скрыта способность творить перемены, переписывать собстенный вирд по-своему и прокладывать себе собственную дорогу в жизни. Если мы слишком глубоко уходим корнями в прошлое или, напротив, заглядываем в будущее чересчур далеко, это создает предопределенность, лишает нас выбора. Но если мы можем принять настоящее и жить одним мгновением, то перед нами открывается путь, свободный от ограничений того, что было, и того, что будет.
Это не значит, что мы должны игнорировать прошлое и будущее, не думая о последствиях, которые могут повлечь за собой наши поступки. Наоборот, если вы полностью погружены в настоящее, последствия будут ощущаться мгновенно. Что я хочу этим сказать? Если мы решаем поесть прямо сейчас и выполняем свое решение, то прямо сейчас ощущается и воздействие пищи на наш организм. Если мы решаем перейти через дорогу, то сразу же и ощущаем состояние перехода через дорогу. Понимаю, что это не так просто понять и что вне контекста подобный подход может показаться глупым, безответственным или нигилистическим. И он действительно может выродиться в нечто подобное, но если понимать других норн и то, что они олицетворяют, можно выстроить для себя совершенно осознанный и ответственный образ жизни. Работать с Верданди — значит, работать с парадоксом вечности. Живя в сознании этого парадокса, можно обрести доступ к силе настоящего мгновения, а это, как показывает мой опыт, исключительно важно как в обыденной, повседневной жизни, так и в магической практике. Без ясного представления о настоящем невозможно действовать, невозможно делать следующий шаг на пути. Именно настоящее и приводит нас к следующему шагу в понимании Вирда — к принципу долга. Только ясное понимание настоящего дает нам возможность решить, следует ли предпринимать то или иное действие — неважно, физическое, психическое или магическое. Например, если у вас возникло желание оказать какое-нибудь магическое воздействие на свою работу, чтобы вас повысили в должности или стали больше платить, вы прежде всего должны четко уяснить, как это отразится на всех обстоятельствах вашей настоящей, нынешней жизни. И когда вы присмотритесь к ситуации внимательно и оцените все обстоятельства, в которых находитесь вы сами и другие люди, на которых тоже может отразиться эта перемена, может обнаружиться, что никакого магического вмешательства не требуется: возможно, вы и так вскоре получите желаемое повышение или прибавку к зарплате, не внося изменений в структуры Вирда, — или, возможно, вы поймете, что от вашего вмешательства может пострадать какой-нибудь менее удачливый или более квалифицированный из ваших коллег. Здесь-то и начинается самое сложное: чтобы принять четкое решение о дальнейших действиях или подать кому-либо совет, необходимо объединить в себе все три сознания, личности всех трех норн.
Скульд — самая грозная из норн. Сквозь призму греческой мифологии она видится как жестокая богиня, перерезающая нити наших жизней, но в действительности ее работа гораздо более сложна. Скульд управляет долгом и обязательствами, и она не только перерезает, но и помечает нити, которым надлежит измениться или оборваться. Она ведает не только временем смерти, но и другими поворотными точками — такими, как рождение ребенка, смена профессии, знакомства и расставания с любимыми людьми. Хотя со многими подобными ситуациями чаще ассоциируется Верданди, во все такие моменты присутствует и Скульд. Верданди лишь показывает нам путь, на котором мы сейчас находимся, а Скульд отмечает точки перехода, уничтожая старый образ жизни и создавая новый. Итак, в ведении Скульд находятся понятия долга и перехода. Она изучает летописи Урд, хранительницы прошлого, и рассматривает работу Верданди, владычицы настоящего, а затем отмечает на ее полотне те места, где должны измениться узор или цвет и где должна окончиться одна нить и начаться другая. Мы так боимся ее потому, что именно она изучает структуры Вирда и диктует необходимые перемены — а мы, как правило, не любим резких перемен. Скульд — это путь неизбежности и та, что властвует над окончанием любого пути.
Работа с ней приносит удивительные дары. Подобно Скади, третья норна интересуется не столько тем, что настанет после смерти, сколько самим актом умирания. Отмечая на полотне судеб точку смерти, она тем самым возвещает перемену и переход, ибо, по закону сохранения энергии, энергия вечна: она никуда не исчезает и ниоткуда не возникает. Она непрерывна, и Скульд — часть этой непрерывности. Преображая энергию окончания в новое начало, Скульд привносит свою собственную сущность в непрерывно творящийся мир. В этом — ее парадокс.
Проработав с норнами много лет, я внезапно поняла, что уже какое-то время постепенно создаю для них святилище — своего рода астральный храм. Храмы норн непохожи на святилища других божеств: они не предназначены для массового поклонения. Скорее, их можно сравнить с буддийскими монастырями — местами, в которых можно обрести внутреннюю трансформацию и понимание. Для работы в таких местах необходимы ясный ум и как можно более полная беспристрастность, а также способность принимать происходящее и неизбежность страданий и смерти. Жрецы в подобных святилищах могут выполнять различные функции, но все они, в большей или меньшей степени, служат зеркалами или призмами тех самых мистерий, которые они стремятся постичь. Подобно самим норнам, они — увеличительные стекла, через которые можно рассматривать все миры и все тайны. И здесь мы возвращаемся к принципу передачи на обучение. Норны посылают своих служителей на обучения в другие места и к другим богам. Тот, кто выучил назначенный урок, становится своего рода средоточием тайны божества-наставника — как для самих норн, так и для последователей пути, с которым связана эта тайна. Для меня это путь рёкков. Чем ближе я становлюсь к рёккам, тем теснее сближаюсь с норнами и тем больше мне приходится на них работать.
Если вас все еще интересует работа с норнами, то, научившись поддерживать ясное и открытое сознание, займитесь вышиванием или шитьем — или, лучше всего, прядением и ткачеством, если у вас есть такая возможность. Войдя в медитацию, откройте свое сознание и впустите в него ответ на вопрос, над каким узором вам следует работать; это — очень важный момент, потому что данный вам узор научит вас многому.
Что касается исследовательской работы, я бы посоветовала обратить внимание на культ Матрон. Множество упоминаний о нем вы найдете у Хильды Эллис-Дэвидсон. Изучение связанных с ним обычаев, а также природы лесных духов-хульдр может привести вас прямиком к двери норн. Это не единственный путь, но я выбрала именно его. Кроме того, норн без труда можно отыскать на дороге в Вальхаллу, но если вы пойдете этим путем, учтите: они предстанут вам совершенно в ином виде. Они подобны призмам: свет, который из них выходит, во многом зависит от того, какой именно свет в них вошел. Я предпочитаю, чтобы норны представали мне в том виде, в каком они сами желают явиться, — и они с удовольствием этим пользуются. (Советую вам оказывать такую же любезность всем йотунам и прочим существам, с которыми вы встречаетесь в духовных путешествиях: так вы сможете учиться гораздо быстрее, легко завоюете их уважение и, вдобавок, отбросите все чужеродные напластования, накопленные за тысячи лет под влиянием господствующих культур.)
Из подношений норнам, по моему опыту, очень эффективны зеленый чай, молоко и свежий хлеб. Ржаной хлеб и любая выпечка с тмином нравятся им меньше. Из молока норны, похоже, предпочитают козье, но и натуральное цельное коровье молоко тоже подойдет. Пиво и другие алкогольные напитки не настолько действенны, но можете попробовать — вдруг получится! Медитируйте ежедневно, в одно и то же время (лично я предпочитаю по вечерам), и поддерживайте ясность сознания, чтобы в ваш дом и в ваш разум вошла объективность энергии норн. На это может уйти не один день, но рано или поздно вы откроетесь и узнаете, каким образом вам лучше действовать, чтобы установить с ними связь. Я не могу дать вам четких указаний, поскольку ваш личный путь к норнам зависит только от вас, а не от того, как действовали до вас другие.
Удачи, вытирайте ноги и следите за тем, чтобы в вашем доме — вашем святилище — всегда было чисто!
Призывание Судеб
Пряди из истины речи,
Пряди из речей судьбу,
Пряди из судьбы удачу,
Пряди из удачи жизнь.
Спряди моей жизни нить, тонкую, крепкую нить,
Хозяйка веретена,
Твоя нить — мой исток и начало!
Тки из истины зренье,
Тки из зрения разум,
Тки из разума дух
Тки из духа полотнище жизни,
Сотки моей жизни узор, разноцветный и яркий,
О Госпожа челнока,
Твой ковер — сама моя жизнь!
Режь: правду — от лжи,
Режь: ложь — от обличий,
Режь: обличья — от плоти,
Режь: плоть — от живого,
Отрежь мою плоть от жизни,
Когда подойдет мой срок,
О Владычица ножниц,
В мудрой твоей руке —
Рок мой
И правда моя.
Источник: Книга Рейвена Кальдеры «Книга йотунов: работа с великанами Северной традиции» в переводе Анны Блейз http://www.weavenworld.ru/books/C42/I178#%D0%9D%D0%BE%D1%80%D0%BD%D1%8B
mystic-run.ru
Норны и эволюция божеств судьбы
Норны и эволюция
божеств судьбы
Картина мира прихотлива и переменчива в скандинавских мифах. Как бы то ни было, четкой структуры в ней нет, одна схема сменяется другой, и обе существуют одновременно. Так и бывает с первоначальным мистическим и религиозным опытом, до того, как за дело возьмутся официальные и признанные теологи, мифологи своего времени. Потому нам придется иметь дело с многосторонней, не совсем ясной системой миропорядка. В большой степени это касается Древа Миров Иггдрасиля и, в некоторой степени, божеств судьбы — норн.
Дисы: родовспомогательницы и богини судьбы
В скандинавской мифологии существуют три типа женских божеств, имеющих отношение к судьбе. Это дисы — помогающие при родах и, соответственно, определяющие, родится человек живым или нет, останется роженица живой, или нет. Норны, определяющие дальнейшую судьбу родившегося человека
И валькирии — определяющие победу или поражение, жизни или смерть воина. Иногда просто выполняют те, или иные поручения Одина. (В «Саге о Вольсунгах» Один посылает валькирию, дочь Хримни-йотуна, чтобы та дала яблоко конунгу Рери и у того бы родился ребенок. Заметим, что здесь речь идет опять о рождении ребенка, о судьбе рода. То есть, о том, что находится в ведении дис.) Все три категории в целом относят к дисам.
К норнам, приходящим к новорожденному, относится этот отрывок из «Видения Гюльви» (Младшая Эдда):
«Есть еще и другие норны, те, что приходят ко всякому младенцу, родившемуся на свет, и наделяют его судьбою. Некоторые из них ведут свой род от богов, другие от альвов и третьи — от карлов. Так здесь об этом сказано:
Различны рожденьем
норны, я знаю —
их род не единый:
одни от асов
от альвов иные,
другие от Двалина»
Молвил тогда Ганглери: «Если норны раздают судьбы, то очень неравно они их делят: у одних жизнь в довольстве да почете, а у других — ни доли, ни воли; у одних жизнь долга, а других — коротка». Высокий отвечает: «Добрые норны и славного рода наделяют доброю судьбой. Если же человеку выпали на долю несчастья, так судили злые норны».
Вот как это, например, делалось:
Ночью в хоромах
норны явились,
младу владыке
жребий судили…
(Первая Песнь о Хельги Убийце Хундинга, Старшая Эдда, пер. В. Тихомирова)
Было еще то, что называлось фюльгья (или хамингья) — «спутница», дух-хранитель, незримо сопровождающий человека. Увидеть ее — было знаком близкой смерти. По сути, это то, что в более поздние времена называли «двойником» человека, появление и существование которого было животрепещущей темой романтической литературы 19-20 веков. Это не отдельный тип существ, и к женским божествам «низшей мифологии», вроде дис и норн, они прямого отношения не имеют.
Эволюция богинь судьбы
Но были и другие норны. Их было трое, и звали их Урд, Верданди и Скульд. Часто их имена переводят как «Прошлое, Настоящее и Будущее», что не является точным переводом. Более точным считается «Судьба, Становление, Долг». При первом переводе подчеркивается линейность времени, существующего и происходящего. При втором — соответственно, такая четкая линейность снимается.
Естественно, три богини судьбы скандинавского пантеона сравнивались с классическими греческими мойрами, тоже троицей женских божеств судьбы, а также с римскими парками, будто бы аналогичными всем предыдущим. Рассмотрим происхождение и историю других богинь судьбы, чтобы найти аналогии и различия, понять, как это происходит.
Первоначально мойры греков считались просто участью, долей каждого человека, роком и судьбой. То есть, у каждого человека была своя мойра. Темная невидимая сила, не имеющая антропоморфного облика. И только затем уже появляются именно три мойры — Лахесис (Дающая, Отмеряющая жребий), Клото (Прядущая) и Атропос (Неотвратимая). Первая — назначает жребий человека еще до рождения, вторая прядет нить его жизни, а третья неотвратимо приближает к будущему. Боги не могут пойти супротив мойр, и лишь позже Зевс становится над ними главным. Потом Платон вводит Ананке — неотвратимость, мать мойр, вращающую мировое веретено. А в эллинистическом мире появляется Тихе (Тиха) — богиня счастливого случая.
Римские парки тоже имеют свою историю. Считается, что вначале была одна Парка, сходная с богиней Карментой — родовспомогательницей. Таким образом, опять мы видим первоначальную связь безымянных богинь или богини судьбы с божеством, помогающим роженице и ребенку остаться в живых. Затем выделились три парки — Нона, Децима (помогающая ребенку родиться в положенный срок) и Морта (смерть). Они были родственны римским фатам. Вдобавок, Кармента — родовспомогательница имела трех помощниц или сестер — Прорсу и Постворсу (названных так от двух положений ребенка при родах). Кармента предсказывает судьбу новорожденным в своей песне и предрекает события. А ее сестры видят прошлое и будущее. Таким образом, скорее Кармента со своими сестрами сходна с норнами (но с норнами — дисами, а не вещими девами Урд, Верданди и Скульд), а не парки.
В латышской мифологии тоже есть троица богинь судьбы. Это Карта (от слов «вешать», «предназначать», или «слой»), Декла (неясно, что означает это слово) и Лайма (счастье и судьба). Лайма — родовспомогательница и помощница девушек при выборе жениха (естественно, это тоже выбор судьбы). Декла связана именно с младенцами, но также помогает девушкам выбирать женихов. Но временами Лайма, как счастливая судьба, ходит в паре с Гильтиной — несчастьем и смертью.
У восточных славян тоже есть пара подобных женских божеств. Это Доля и Недоля (или Встреча и Невстреча). Они даже могут сопровождать человека всю жизнь. Была у славян и троица богинь судьбы. Это Суденицы или Орисницы. Они приходят в полночь на третий день жизни ребенка, и нарекают ему судьбу. По сербским представлениям старшая из судениц предвещала смерть, средняя — физические недостатки, и лишь самая младшая — что-то хорошее, сколько жить ребенку, когда идти к венцу и каким счастьем обладать. А славянская богиня Макошь сочетала покровительство изобилию с влиянием на случайности человеческой судьбы. (Как римская Фортуна или греческая Тихе.)
Таким образом, мы видим, что первоначально богини судьбы тесно связаны с женскими божествами, помогающими разродиться роженице и дать жизнь ее ребенку. Это дисы и норны — дисы скандинавов, римские парки и Кармента с сестрами.
Затем выделяются богини судьбы, приходящие к младенцу после рождения: это добрые и злые норны, Доля и Недоля, суденицы. Они предрекают хорошее и плохое. У них нет собственных имен, они часто либо злые (Недоля, Гильтина), либо добрые (Доля, Лайма).
Потом же появляются три богини судьбы, властные и над людьми, и над богами, и над судьбой мира. У них есть свои имена, они определяют миропорядок в целом. Это мойры Лахесис, Клото, Атропос, это норны Урд, Верданди, Скульд. О них нельзя сказать, приносят они определенно добро или зло. Они просто есть.
И по ходу дела, естественно, могут появляться богини случайного или выбранного в течение жизни жребия — Макошь, Тихе, Фортуна, отчасти Лайма и Декла. У скандинавов такой отдельной богини нет. Ее косвенно могут замещать валькирии — дарующие или отнимающие победу в битве, под предводительством Одина.
Впоследствии, при развитии религиозной системы, три надличностные богини судьбы могут стать под начало верховного бога. Так произошло в Древней Греции, когда Зевс в результате стал называться «водителем судеб». Так могло бы (а может, и нет) произойти в скандинавской мифологии: Одину это «сделать» было бы еще легче — он «божество скрещенных дорог и путей» и по своим качествам ближе к богиням судьбы, чем когда-то Зевс. И в том, и в другом случае это означает некий шаг к если не «единобожию», то «главнобожию». (Ведь, например, современный католический и православный монотеизм уже с трудом можно считать «единобожием» при таком обилии святых и покровителей различных видов деятельности.)
Предтечи норн и появление судеб мира
Вот здесь мы приближаемся к одному таинственному для нас месту Старшей Эдды. Поскольку, похоже, речь идет о недошедшем до нас мифе. Это миф о предтечах норн, вещих девах-великаншах, изменивших облик мира.
8
играли в тавлеи,
весело жили,
злата имели
всегда в достатке
доколе три девы
три великанши,
к ним не явились
из Ётунхейма.
(Прорицание вельвы, Старшая Эдда, пер. В. Тихомирова)
Таким образом, «золотой век» существовал до тех пор, пока не явились три владычицы судеб. После этого сразу рассказывается о первой войне в мире, между асами и ванами. Есть и еще один отрывок в «Речах Вафтруднира» о тех же девах:
48
Один сказал:
«Все видел,
Все слышал,
Всех богов переспорил —
Ответь мне: какие
Над морем, над миром
Провидцы-девы летают?»
49
Вафтруднир сказал:
«Над морем, над миром
три девы летают,
дочери Мёгтрасира:
благо людям
они приносят,
хоть и родом они из йотунов».
(Речи Вафтруднира, Старшая Эдда, пер. В. Тихомирова)
Таким образом, известно, что они провидицы с одной стороны, что-то дают людям и богам — с другой. Возможно, ту или иную судьбу. Но не каждому существу по отдельности, а миру в целом — неслучайно же они летают над всем миром, а не ходят по нему.
Норны как хозяйки Дерева
Женские божества, ухаживающие за священным деревом, или отождествляющиеся с ним, бытуют во многих религиях. Изображения дерева и женщины встречаются в древнейших изображениях и сохранились до сих пор в этнических орнаментах. Таким образом, сама идея (образ) является как бы архетипической, свойственной человечеству в целом.
Хозяйки Мирового Дерева, ухаживающие за ним, встречаются в мифологии сибирских народов. Греческие граи и геспериды, за неимением Мирового Древа, соответственно, охраняли и ухаживали за садом гесперид. Идунн в скандинавской мифологии — хозяйка чудесной яблони (или даже нескольких, неизвестно), дающей золотые яблоки.
Так и норны сидят под деревом Иггдрасилем, у источника Урд, и поливают этой водой ясень время от времени. Мировое Дерево это и Книга Судеб, и Книга Познания одновременно. С ним связаны судьбы мира. Потому богини судьбы там и сидят. Там же они режут руны, определяющие судьбы мира, как бы ход истории. И, возможно, прядут нити судьбы.
19
Ясень я знаю
по имени Иггдрасиль,
большой, омываемый
млечной влагой,
росы нисходят
с него на землю,
вечно он зелен
над источником Урд;
20
там же явились
три девы-провидицы,
там поселились
под древом они:
первая Урд,
Верданди тоже
(резали жребья),
а третья — Скульд:
судьбы судили,
жизни рядили,
всем, кто родится,
узел нарекали…
(Пророчество Вельвы, Старшая Эдда, пер. В. Тихомирова)
В источнике Урд также плавают два лебедя. Лебеди тоже птицы судьбы — неслучайно легенды о лебедях включают в себя истории о любви на всю жизнь и смерти без возлюбленной, истории о девах — лебедях, теряющих свое крылатое оперение, а потом возвращающих его себе и покидающих людей. Пара лебедей в этом случае напоминает мне и эти истории о «парной судьбе» различных существ. А также пару божеств судьбы, вроде Доли и Недоли. Впрочем, черные дебеди до открытия Австралии казались нонсенсом, потому парой лебедей белого и черного цвета они быть немогут.
Урд, Верданди, Скульд в современной магической практике
В современном скандинавском неоязычестве дается довольно продуманное толкование трех норн, сидящих у источника Урд. Я предложу один из вариантов в рамках этой традиции.
Урд, как известно, это имя и источника (или колодца), и норны, сидящей возле него. На русский язык это слово переводится как «судьба». Слово «Урд» однокоренное с «Wyrd» — англосаксонским словом для невидимых влияний, происходящих над событиями. Но это только часть основного значения. Колодец, или источник, Урд это первоначальный источник всего существующего (неслучайно источник находится под одним из корней Мирового Дерева) и представляет собой скрытый потенциал, всегда возникающий из непроявленного и возвращающийся туда. Все возможное существует в этом месте. А норна Урд изображается как охранница бездонного колодца.
Э. Торссон, впрочем, считает, что Урд это «прошлое»: «все, что произошло в прошлом и существует в объективной вселенной. Оно не подвластно изменениям и лежит в основе любой ситуации.» Но это определение объясняет только существование норны Урд. Непонятно тогда, что означает сам источник Урд. Неужели, «источник Прошлого»?
Естественно, можно успешно работать и в рамках системы Торссона, коль уж она соответствует современному представлению о времени и причинно-следственных связях. Но для магических практик (в отличие от гадательных) это определение ничего не дает.
Верданди отмечает что-то, что начинается или выражается в настоящий момент. Ее имя на русский язык обычно переводится как «Становление». Верданди представляет некий динамический процесс, который мы осознаем как проявленный мир.
Скульд переводится как выражение возможного долженствования, вроде английского should. (По большому счету — это «близнецы — братья».) На русский язык это слово переводится как «Долг». И эта норна представляет или то, что, как подразумевается, произойдет. То есть то, что было вызвано действиями участников события. Или то, что, скорее всего, произойдет в любом случае, делали что-либо сами участники событий, их родители, или начальник ЖЭКа с поварихой из местной столовой — неважно. Иногда это то, что должно было бы произойти. То, для чего есть причины.
Все три норны соотносятся с понятием Истинного Желания (True Will), истинного желания Вселенной (по А. Кроули). Урд — само это Желание, Намерение. Верданди — соответствие или несоответствие ему поступков людей, Скульд — результат того, насколько успешно они ему соответствовали, или наоборот, противодействовали.
Контакт с источником Урд современные практики находят в медитациях. Визуализируют и смотрят в колодец, в непроявленное, и когда мысли заканчиваются или останавливаются, можно увидеть связь с общим целым, источником Истинного Желания, индивидуальности и реальной силы.
Урд, Верданди, Скульд в гадании
Традиционно «гаданием трех норн» называется вытаскивание поочередно одной руне, на каждую норну, разумеется. Иногда при любом раскладе рекомендуется взывать к ним перед самим гаданием и говорить «спасибочки» после.
Я не думаю, что призывание норн имеет большой смысл. Норны мало антропоморфны, в отличие от богов и богинь пантеона. Богини судьбы стоят «над» богами. Это силы мирового порядка, они просто есть, как Время. Именно эти три норны (как и три мойры) это силы времени, когда что-то начинается, другое продолжается, а третье умирает. Или в нашем случае, когда есть некая причина; есть то, что можно видеть и изменить; и есть то, что все равно должно быть исполнено.
Если все-таки спрашивать совета в гадании то лучше у «своей норны», той, что присутствовала при рождении. У норн судьбы каждого человека вообще. Скажите «Пусть норны, знающие все прошедшее, существующее и будущее дадут мне верный ответ», или «ответ, который я смогу понять» — они же не обязаны говорить вам правду, с одной стороны, а с другой — их ответ вы не всегда можете понять. (Вообще-то, это хорошее дело — найти связь со своей собственной норной.)
Безусловно, если бы гадание проводилось в рамках латышской культурной традиции, то можно было бы спрашивать конкретно Лайму или Деклу — о женихах и невестах. В римской традиции можно было бы спрашивать Карменту о судьбе младенца. Или о том, жив или умер человек можно спрашивать другую часть пары божеств судьбы — Недолю (в славянской культуре), Морту (в римской), Гильтину (в латышской).
Но скандинавская культура нам такой возможности не дает. Ее три «именные» норны далеки от мира. Какие они, что именно дают, какие сферы жизни определяют — неизвестно. Это надличностные, великие силы. Потому к ним обращаться полезнее в медитациях, желая прозрения, а не в гадании, ожидая ответа.
www.reiki-rodniksveta.com
Три Норны — богини судьбы
Беззаботно и счастливо жили люди в золотом веке, но недолго он продолжался. Однажды с востока, из страны великанов, в Митгард пришли три женщины. Одна из них была уже стара и дряхла и звалась Урд — Прошедшее, другая была средних лет и ее звали Верданди — Настоящее, третья же была еще совсем юна и носила имя Скульд — Будущее.
http://амулет.ru.com/product/tri-norny-bogini-sudby
Эти три женщины были вещие норны, волшебницы, наделенные чудесным даром определять судьбы мира, людей и даже богов. — Скоро, очень скоро жажда золота, жажда наживы проникнет в сердца людей, и тогда золотой век окончится, — сказала старшая норна. — Люди будут убивать и обманывать друг друга ради золота. Много славных героев ослепит оно своим блеском, и они погибнут в борьбе за него, — произнесла средняя из них. — Да, все будет так, как вы сказали, — подтвердила младшая норна. — Но придет время, когда золото потеряет свою власть над людьми, и тогда они снова будут счастливы, — добавила она. — Жажда золота овладеет не только людьми, но и богами, и они тоже будут проливать кровь и нарушать свои клятвы, — вновь заговорила старшая. Великаны начнут войну с богами. Эта война будет продолжаться много лет и закончится гибелью и богов и великанов, — сказала средняя. — Да, будет так, как вы сказали, но не все боги погибнут Их дети и те из них, кто не повинен в убийствах и клятвопреступлениях, останутся в живых и будут править новым миром, который возникнет после гибели старого, — возразила младшая. И вот все в мире стало происходить так, как предопределили норны. Постепенно в сердца людей закралась алчность, жажда наживы. Многие из них оставили свой мирный труд и сменили сохи и лопаты на мечи и копья, чтобы воевать, друг с другом, а вместе с войнами на землю пришли нужда и преступления. Солнце на небе продолжало светить по-прежнему, но никто под ним уже не был так счастлив, как прежде. Сбылось и другое предсказание норн: между богами и великанами началась жестокая борьба, которая продолжается и по сей день. Бессильные достигнуть Асгарда и победить Асов, Гримтурсены обрушили весь свой гнев на людей. Потомкам Имира, рожденного изо льда и огня, подвластны все враждебные человеку стихии. Великаны посылают на землю мороз и засуху, бури и град, а порой сбрасывают с гор огромные лавины, под которыми исчезают целые селения. Что бы защитить Митгард от их нападения, боги окружили его высоким кольцом гор, которые они сделали из бровей Имира, но великанам часто удается перебраться через них, и горе тому, кто попадется им на пути. Желая погубить мир, Гримтурсены натравили на луну и солнце двух огромных волков: Скеля и Гети. С тех пор Скель гоняется за солнцем, а Гети — за луной, и Суль и Мани вынуждены убегать от них до тех пор, пока не скроются за горами. Лишь одного из Асов боятся великаны, и этот Ас — бог грома Тор. После того как закончился золотой век и грех прокрался даже в божественные дома в Асгарде, норны явились под ясенем Иггдрасилем и поселились у источника Урд. Их главное занятие состояло в прядении нити судьбы. Кроме того, они должны поливать корни священного дерева водой из источника Урд и подсыпать свежую землю, чтобы дерево оставалось вечно зеленым. Там же явились три девы-провидицы, там поселились под древом они: первая Урд, Верданди тоже (резали жребья), а третья Скульд: судьбы судили, жизни рядили, всем, кто родится, узел нарекали… (Старшая Эйда. Прорицание вёльвы. Перевод В. Тихомирова) Порой норны плели настолько длинные нити судьбы, что, когда одна из них стояла на высокой горе на дальнем востоке, другая в это время находилась далеко в море на западе. Нити, которые они пряли, напоминали веревки и отличались по цвету, в зависимости от характера предстоящих событий. Черная нить, протянутая с севера на юг, непременно считалась предзнаменованием смерти. И когда сестры работали челноком, они пели торжественную песню. Они не пряли в соответствии со своими желаниями, но слепо подчинялись желаниям Орлог, вечному закону вселенной, старше, нежели они, и высшей силе, у которой не было ни начала, ни конца. Две норны. Урд и Верданди, плели нити, в то время как третья безжалостно разрывала их, очень часто, почти законченные, разбрасывая остатки по ветру. Как олицетворение времени норны представлены как сестры разного возраста и характера. Урд (Вурд, то есть «судьба», «прошедшее») предстает очень старой и немошной, постоянно оглядывающейся назад, поглощенной размышлениями о прошедших событиях и ушедших людях. Верданди (становление, настоящее), вторая сестра, молодая, активная и бесстрашная, прямо смотрит перед собой. В то время как Скульд (долг, будущее) представляется окутанной в плотную вуаль, с головой, повернутой в сторону противоположную той, куда смотрит Урд, держащей в руках нераскрытую книгу или неразвернутый свиток. Ежедневно норн навещали боги, любившие советоваться с ними, и даже Один часто спускался к источнику Урд, чтобы обратиться к ним за помощью. Они отвечали на его вопросы, но обходили молчанием лишь те, которые касались его судьбы или судьбы других богов. Ехал верхом он долго и быстро К истокам великого Древа жизни. К священному источнику искал он дорогу, К трем сестрам — вещуньям. Первая — Урд, норна прошедшего, Взгляд устремлен ее назад. Не может она рассказать настоящего, и Будущего поведать. Верданди держит книгу с раскрытой страницей, Темные тени на ней, скорбь предвещающие, Тени, что бродят над Асгардом — Зло приносящие. Но не на этой странице секрет, Что Вальхаллу может спасти. Третья сестра — самая юная, Скульд — Будущее предсказывающая, стоит, глядя в сторону, И, как ни просят ее, сохраняет молчание, Смахивая при этом слезу.
Ролик взят из интернета.
xn--80akrd6ad.ru.com
Богини Судьбы
VN:F [1.9.22_1171]
Rating: 5.0/5 (2 votes cast)
Во все времена человек желал знать, как сложится его жизнь. Обретет ли он богатство, славу, любовь или же сгинет в безвестности. В наши дни принято обращаться к различным колдунам и экстрасенсам, которые зачастую просто говорят человеку то, что он хочет услышать.
Мировые же религии относятся к предсказаниям отрицательно, видя в этом грех. Но во времена античности и раннего средневековья, когда еще было сильно языческое мировоззрение, люди верили, что их жизнями управляют богини судьбы. У каждого народа они были разные, но деятельность их была на удивление схожа — определять границы пребывания человека в нашем мире.
Нити СудьбыЖизнь в представлениях наших предков была подобна нитям, проходящим через все бытие. Нить надо было спрясть. А кто лучше женщины справится с этим. Посему в большинстве своем судьбоносные божества принадлежат к прекрасному полу.
Норны
Богини судьбы Скандинаво-Германского эпоса назывались норнами. Три женщины находились около корней мирового ясеня Иггдрасиля, поливая их из колодца Урд. Пока корни древа получают живительную влагу источника, древо продолжало расти, а вместе с ним и весь существующий мир.
Норн звали:
- Урд (одно имя с источником жизни) — самая старшая из богинь. Предстает в образе дряхлой и немощной старухи. Ее вотчина — прошлое людей и богов.
- Верданди — дама средних лет. Отвечает за настоящее, за становление, созидание и трансформацию жизни.
- Скульд — совсем юная девушка. Она определяет будущее, а также отвечает за долги и клятвы.
Происхождение их туманно. Богини, отвечающие за судьбы как людей, так и богов не имеют родителей. Они вечны как и сама жизнь. Мертвая ведьма Вельва, описывая богу Одину, прошлое и будущее мира, говорит, что Норны возникли из самого источника Урд.
Мойры и Парки
В мифологии древней Греции и Рима богинь судьбы называли Мойрами (Греция) и Парками (Рим). В отличии от северных норн, у Мойр по разным версиям были родители из числа богов олимпийцев. Более ранние источники причисляют их к дочерям богини Ночи Нюкты. В более поздних мифах их родителями становятся Зевс и Фемида.
МойрыОбязанности Мойр были распределены следующим образом:
- Клото — прядет нить судьбы.
- Лахесис — определяет судьбу.
- Атропос — обрезает нить, даруя смерть.
Первоначально мойр было гораздо больше, чем три. Они были приставлены к каждому живущему человеку. Этакие античные аналоги христианских ангелов-хранителей.
Макошь, Доля и Недоля
В славянской мифологии нити судьбы плела Макошь. Помимо всего, она также являлась богиней плодородия и урожая. Макошь воплощала в себе саму суть женской природы — вынашивание и рождение новой жизни. Имеет помощниц-прях, коих зовут Доля и Недоля. Доля отвечает за то, чтобы связать человека нитями судьбы со всеми его благими делами. Недоля, наоборот, дает обрести связь со всеми злыми и лихими делами, совершенными человеком.
С приходом христианства на Русь, образ богини Макоши трансформировался в святую Параскеву-пятницу. Также некоторые сходства с Макошью имеет такой важный женский персонаж славянского фольклора, как Баба-Яга.
Богини Судьбы, 5.0 out of 5 based on 2 ratingsСмотрите также:
paranormal-blog.ru
НОРНЫ — это… Что такое НОРНЫ?
НОРНЫ — (сканд. norn). Три скандинавская богини судьбы, духи покровители людей; предсказательницы, чародейки. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. НОРНЫ девы судьбы в скандинавской мифологии, то же, что греч.… … Словарь иностранных слов русского языка
НОРНЫ — в скандинавской мифологии богини судьбы; в Старшей Эдде ( Речи Фафнира ) говорится о многих норнах, определяющих судьбу ребенка при рождении. В Прорицании Вельвы и в Младшей Эдде упоминаются три норны, олицетворяющие прошлое (Урд), настоящее… … Большой Энциклопедический словарь
НОРНЫ — НОРНЫ, в скандинавской мифологии богини судьбы; в «Старшей Эдде» («Речи Фафнира») говорится о многих норнах, определяющих судьбу ребенка при рождении. В «Прорицании Вельвы» и в «Младшей Эдде» упоминаются три норны, олицетворяющие прошлое (Урд),… … Энциклопедический словарь
Норны — Норны в германо скандинавской мифологии три женщины, волшебницы, н … Википедия
НОРНЫ — в скандинавской мифологии низшие женские божества, определяющие судьбу людей при рождении и, вероятно, помогающие при родах. Отчасти они сродни валькириям, которые, в отличие от норн, участвуют только в определении судеб воинов в битвах и… … Символы, знаки, эмблемы. Энциклопедия
Норны — в скандинавской мифологии девы судьбы; соответствуют греч. мойрам и паркам, славян. роженицам и судицам. Н. три нестареющие красавицы девицы Урдр (прошлое), Верданди (настоящее) и Скульд (будущность). Живут они под громадным ясенем Игдразилем,… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Норны — (Сканд.) Три сестры богини в Эдде , возвещающие людям веления Орлога или Судьбы. Они явлены как выходящие из неизвестных далей, укутанные в темное покрывало, к Ясеню Иггдрасилу (см.), и ежедневно поливают его водой из Источника Урд, чтобы он… … Религиозные термины
норны — н орны, норн, ед. ч. н орна, ы (мифол.) … Русский орфографический словарь
Норны — в сканд. миф. низшие жен. божества, определяющие судьбу людей при рожд. (по более ранним миф. представлениям, вероятно, и помогающие при родах). Отчасти родственны валькириям (к рые, в отличие от Н., участвуют в определении только судьбы … Древний мир. Энциклопедический словарь
НОРНЫ — (Сканд.) Три сестры богини в Эдде , возвещающие людям веления Орлога или Судьбы. Они явлены как выходящие из неизвестных далей, укутанные в темное покрывало, к Ясеню Иггдрасилу (см.), и ежедневно поливают его водой из Источника Урд, чтобы он не… … Теософский словарь
dic.academic.ru