Невский проспект гоголь вопросы по тексту – Викторина по повести Гоголя Невский проспект — тест онлайн игра — вопросы с ответами

Урок по повести Н.Гоголя «Невский проспект»

Урок литературы в 10 классе по повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Тема: Правда и ложь, реальность и фантастика в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»

Технология: проблемное обучение

Цель: показать учащимся, как в повести Гоголя «Невский проспект» нарисован образ призрачного, обманчивого города, чуждого мечтательному человеку; выяснить суть противопоставления художника Пискарева и поручика Пирогова.

Задачи:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания темы Петербурга в повести Гоголя «Невский проспект»

  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию; формировать речевую культуру

  • Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся

Предварительное домашнее задание:

По вариантам подготовить характеристику художника Пискарева и поручика Пирогова

Всё обман, всё мечта. Всё не то, чем кажется.

Н.В.Гоголь

Ход урока:

1 Слово учителя.

В 1828 году Н.В.Гоголь окончил Нежинскую гимназию. Впереди – свобода, служба, жизнь в Петербурге. В декабре молодой человек отправляется в столицу. Каким представлялся Гоголю Петербург? Вспомним строки из знаменитой повести Гоголя «Ночь перед Рождеством: «Боже мой! Стук, гром, блеск, по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; …мосты дрожали, кареты летели, извозчики, форейторы кричали…» Такой увидел столицу кузнец Вакула. Таким, вероятно, представлял себе Петербург и Гоголь. Но действительность оказалась не похожа на сказку. «Петербург мне показался вовсе не таким, как я думал, — разочарованно писал Гоголь матери 3 января 1829 года. – Я его воображал красивее и великолепнее».

Почему же Гоголь разочаровался в этом городе и все-таки посвятил ему целый цикл «Петербургские повести»? Возможно, на этот вопрос нам поможет ответить «Невский проспект».

В.Г.Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект», могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который знает Петербург не понаслышке.» И действительно, в основу повести легли впечатления петербургской жизни писателя. Город поразил его картинами глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы Гоголь все отчетливее видел бездушие и хищническую бесчеловечность города-спрута, губящего живые души маленьких людей.

2. Беседа по фрагменту начала повести «Всемогущий Невский» . Создание проблемной ситуации.

Учитель: Как изображена главная улица Петербурга? (блеск, красота, многолюдие)

Учитель: В какое время суток показан Невский проспект? (рано утром, в полдень и после обеда)

Учитель: Обратите внимание, что наиболее подробное описание Невского проспекта автором показано в период с 2-х до 3-х часов. Почему? (В это время по проспекту прогуливаются сильные мира сего, представители аристократии – те, кто представляет собой парадную витрину Российской империи)

Учитель.: Как о них сказано в повести? (подчеркнуты внешние атрибуты: бакенбарды, усы, платья, платки, галстуки, шляпки и т.д.) А где же сами люди?

Учитель: Это уже языковой прием – метонимия. С какой целью автор использует этот прием? (это сатира, позволяющая обнажить человеческое самодовольство, чванство, беспечную праздность, заботу о внешней красоте и пренебрежение красотой внутренней. Эти люди здесь не за делом, а от безделья).

Учитель: Как эту мысль выразил Гоголь? («Только взойдешь на Невский, как уже пахнёт одним весельем»)

Учитель: Но существует ведь и другая сторона улицы. Когда мы с ней знакомимся? ( Ее мы видим рано утром. Это мальчишки на посылках, мужики-рабочие, лакеи, нищие)

Вывод 1: Изображая Невский проспект в разное время суток, Гоголь характеризует все социальные слои Петербурга. Поэтому Невский проспект – олицетворение Петербурга, города контрастов.

3. Формулирование темы урока.

Учитель: Рисуя Невский проспект Гоголь пишет: «Какая быстрая совершается в нем фантасмагория в течение одного дня!»

Что такое «фантасмагория»? Каково лексическое значение этого слова? Заглянем в словарь:

ФАНТАСМАГО’РИЯ, -и, ж. «Толковый словарь русского языка» под ред С.И.Ожегова

  1. Причудливое, необычное сочетание или игра света и тени, красок и т.п., причудливое нагромождение, соединение чего-л.

  2. Нечто нереальное, призрачное, создание мечты, воображения.

  3. Причудливые, удивительные изменения, превращения или необыкновенные стечения обстоятельств, событий.

Учитель: В каком значении употребил это слово писатель? (во втором значении). Исходя их определения, сформулируем тему урока: «Правда и ложь, реальность и фантастика в повести «Невский проспект».

Учитель: Как в повести нарисован образ призрачного, обманчивого города, кроме начального описания? (Историями художника Пискарева и поручика Пирогова). Истории, случившиеся с молодыми людьми, — это два главных сюжетных эпизода, две части общей картины Невского проспекта в Петербурге.

  1. Работа по подготовленному домашнему заданию.

Учитель: Рассмотрим историю Пискарева.

— Что является идеалом для Пискарева? (красота в окружающем мире, ведь он художник)

— Что поразило его в облике незнакомки, встретившейся на проспекте? (грация, осанка, волосы, взгляд)

— Кем на самом деле оказалась эта девушка? (обитательница дешевого притона)

— Почему это так болезненно для Пискарева, почему он отказывается в это верить? (это разрушение идеала красоты, для художника это невыносимо тяжело).

— Какова роль снов Пискарева в повести? (во сне он видит свою избранницу такой, какой ему хотелось бы ее видеть: лучше всех одетой, невинной красавицей из привилегированного общества. Лишь просыпаясь, художник понимает, что реальность ужасна, и вновь забывается сном. Он пытается искусственно, принимая наркотик, уйти в мир иллюзий. Однако сны и иллюзии не могут заменить реальную жизнь).

— Почему Пискарев совершает самоубийство? (рухнула мечта, идеал, а без идеала его жизнь невозможна, бессмысленна).

— Как вы относитесь к Пискареву? (его искренне жаль, он романтик, идеалист, мечтатель, такому человеку крайне сложно противостоять страшному и грозному миру реальности).

Учитель: А теперь обратимся к другому герою — поручику Пирогову.

— К какому обществу принадлежит Пирогов? Где его можно часто встретить? (он не аристократ, имеет низший офицерский чин, но вращается среди тех, кто составляет верхушку общества).

— Как и почему это ему удается? (Он обладает многими талантами: умеет поддержать беседу, умеет ухаживать за дамами, остроумен, заядлый театрал, решительный человек, не привыкший к отказу).

— В чем заключалось «смелое предприятие» Пирогова? (он увязался на Невском за блондинкой, а она оказалась женой немца – жестянщика)

— Кто такие Шиллер и Гофман? Случайны ли эти фамилии у героев? (Это тоже сатирический прием. Фамилии известных немецких литераторов носят простые мастеровые люди)

— Как Пирогов повел себя, узнав, что блондинка замужем? (Его это нисколько не смутило. Он нашел повод бывать в этом доме, на глазах у мужа оказывал знаки внимания молодой женщине и чуть было не соблазнил ее, за что был избит пьяным Шиллером и его дружками и с позором выброшен на улицу)

— Как отреагировал Пирогов на оскорбление? (сначала он хотел жаловаться, писать чуть ли не государю, но, проходя мимо кондитерской, соблазнился вкусными пирожками и успокоился, благополучно забыв о случившемся)

— Каково отношение к Пирогову? (он смешон, вызывает больше презрение, чем сочувствие)

Учитель: Что общего у Пискарева и Пирогова? (сходство лишь внешнее – оба оказались на Невском, оба увлеклись хорошенькими женщинами, оба обманулись, но отнеслись к этому по-разному)

Вывод 2: Образы Пирогова и Пискарева связаны с противоположными нравственными началами в характерах героев. Комический образ Пирогова противопоставлен трагическому образу Пискарева.

«Пирогов и Пискарев – какой контраст! Оба они начали в один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих были следствия этих преследований! Один в могиле, другой доволен и счастлив даже после неудачного волокитства и ужасных побоев. О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!» — писал В.Г.Белинский.

5. Обсуждение идейного смысла произведения. Работа над финальным отрывком «О, не верьте этому Невскому проспекту».

Учитель: В конце повести Гоголь вновь возвращается к разговору о Невском проспекте. Для чего это сделано автором? (чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать свое презрение к городу с его продажностью, грубостью, равнодушием к прекрасному и человеку).

Учитель: Гоголь подчеркивает главное противоречие Петербурга – между видимостью и истинной сущностью города – через образ Невского проспекта.

Учитель: Какие слова в финале повести выражают идею произведения? (это эпиграф урока)

Вывод 3: Реальность Петербурга – обман, иллюзорность, призрачность.

6 Рефлексия.

Продолжите предложения:

Петербург Гоголя ….

В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера

Жители города …

Петербург лишил их … , каждый человек — …

Учитель: Что же ценно для нас в повести Гоголя, написанной в 30-е годы 19 века? Какой урок мы извлекаем из произведения великого писателя? (повесть утверждает мысль автора о том, что нельзя жить романтическими иллюзиями, верить в несбыточные мечты. Они неизбежно будут разрушены самой жизнью, ибо в жизни постоянно идет борьба добра и зла, тьмы и света, и нужно учиться их различать, понимать, что очень многое в жизни – это обман, видимость, призрачность).

infourok.ru

Тесты по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект» (10 класс)

Тест № 1 на знание содержания части 1 повести Н.В. Гоголя «Портрет»

  1. Где происходит действие этой повести?

А) в Москве Б) в Петербурге В) в провинциальном городе N Г) в Екатеринбурге

  1. Какая фамилия была у главного героя этой книги? А) Чартков Б) Чиртков В) Чертков Г) Чёртиков

  2. Где главный герой повести впервые увидел необычный, поразивший его портрет?

А) на блошином рынке Б) на вернисаже В) в лавочке, торгующей картинами Г) в монастыре

4. Кто был изображен (изображена) на этом полотне?

А) святая мадонна Б) старик в азиатской одежде В) солдат с наградами Г) измождённый старец

5. На что главный герой потратил внезапно появившиеся деньги?

А) на поездку за границу для повышения уровня мастерства

Б) на помощь таким же нищим собратьям-живописцам, чьи картины плохо продавались

В) на покупку новых холстов, красок и кистей, так нужных художнику

Г) на новую квартиру, модную одежду и развлечения

6. Что в купленном портрете до ужаса пугало главного героя?

А) глаза, пронзительный взгляд  В) сходство изображенного на портрете человека с Христом 
Б) сатанинская ухмылка  Г) запах свечей и ладана, исходящий от картины

7. Кто прославил главного героя? Кто сделал из него модного и дорого художника?

А) богатая клиентка, т.к. он отменно нарисовал портрет её дочери

Б) таинственный портрет

В) дочь богатой заказчицы, которая влюбилась в главного героя и познакомила его с влиятельными людьми

Г) он прославил сам себя, дал журналисту взятку и заказал хвалебную статью

8. Из-за чего главный герой бесславно окончил свою жизнь?

А) из-за зависти Б) ему стало скучно жить В) из-за пьянства Г) из-за скандальной истории

9. Что обнаружили в доме главного героя после его смерти?

А) деньги и драгоценности, равных которым не было во всем мире

Б) незаконченные картины, которые поразили всех своей оригинальностью

В) разрезанные на куски творения великих мастеров

Г) пустой дом бедняка, т.к. художник только прикидывался богатым и пускал всем пыль в глаза

10. Благодаря чему главный герой стал знаменитым?

А) благодаря своему высокому таланту, который он каждодневно оттачивал

Б) благодаря таинственной силе портрета

В) благодаря отступлению от искусства и потаканию капризам заказчиков

Г) благодаря выгодным знакомствам с влиятельными и нужными людьми

Тест № 2 на знание содержания повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

  1. В какое время «делают набеги на Невский проспект гувернеры всех наций с своими питомцами в батистовых воротничках. Английские Джонсы и французские Коки идут под руку с вверенными их родительскому попечению питомцами и с приличною солидностию изъясняют им, что вывески над магазинами делаются для того, чтобы можно было посредством их узнать, что находится в самых магазинах»?

А) в 9 ч утра Б) в 12 часов дня В) после окончания занятий, в 15 ч. Г) вечером, после 18 ч

2. Чей это портрет: «Он превосходно декламировал стихи из «Димитрия Донского» и «Горе от ума», имел особенное искусство пускать из трубки дым кольцами так удачно, что вдруг мог нанизать их около десяти одно на другое. Умел очень приятно рассказать анекдот о том, что пушка сама по себе, а единорог сам по себе»? 

А) Пискарёва Б) Пирогова В) рассказчика этой истории Г) немца, мужа блондинки

3. «Лестница вилась, и вместе с нею вились его быстрые мечты. «Идите осторожнее!» — зазвучал, как арфа, голос. В темной вышине … этажа незнакомка постучала в дверь, — она отворилась, и они вошли вместе». На каком этаже находилась квартира, куда прелестная незнакомка привела художника?

А) на 5-ом Б) на 10-ом В) на 4-ом Г) на 2-ом

4. Какое чувство испытал Пискарёв к девушке, когда узнал, чем ей приходится заниматься?

А) брезгливость Б) отвращение В) равнодушие Г) жалость

5. Что хотел заказать Пирогов у немца, мужа блондинки, чтобы оправдать своё появление в их доме?

А) пирожки с яблоками Б) шпоры В) новую табакерку Г) щёгольские сапоги

6. Что красавица прислала во сне влюблённому Пискарёву?

А) кисти и краски для того, чтобы он написал её портрет Б) карету, чтобы отвезти Пискарёва к ней

В) опиум, чтобы несчастный художник мог окунуться в мир грёз Г) белого голубя с любовным посланием

7. «— Простак! — закричал Пирогов, насильно толкнувши Пискарёва в ту сторону, где развевался яркий плащ красавицы. — Ступай, ……, прозеваешь! а я пойду за блондинкою». А как ещё обозвал Пирогов художника?

А) простофиля Б) дурачок В) наглец Г) развратник

8. «Так погиб жертва безумной страсти, бедный Пискарев, тихий, робкий, скромный, детски простодушный, носивший в себе искру таланта, быть может со временем бы вспыхнувшего широко и ярко…» А как закончил свою несчастную жизнь бедный романтик?

А) он застрелился Б) он утопился В) он перерезал себе горло Г) он отравился

9. Эта деталь во внешности сильно портила настроение немцу Шиллеру, и он мечтал от неё избавиться. Что это?

А) длинный толстый нос Б) лопоухие уши В) бородавка под глазом Г) родимое пятно во всю щёку

10. В конце повести рассказчик призывает не верить… А кому или чему советует он не доверять?

А) людям типа Пирогова Б) немцам-торгашам В) Невскому проспекту Г) красивым женщинам

infourok.ru

Тест по повести «Невский проспект» Н. В. Гоголя. (10 класс)

Гоголь Н.В., «Невский проспект»

вопрос

ответ

1

«Нет ничего лучше /…/, по крайней мере в Петербурге; для него он составляет все. Чем не блестит эта улица — красавица нашей столицы! /…/есть всеобщая коммуникация Петербурга. Всемогущий /…/! Единственное развлечение бедного на гулянье Петербурга!» О чём пишет автор?

Невский проспект

2

Когда « /…/ упадут на домы и улицы и будочник, накрывшись рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь, а из низеньких окошек магазинов выглянут те эстампы, которые не смеют показаться среди дня, тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему какой-то заманчивый, чудесный свет.» ?

сумерки

3

«Знаем мы вас всех», — думал про себя с самодовольною и самонадеянною улыбкою/…/, уверенный, что нет красоты, могшей бы ему противиться.» Назовите персонаж.

Поручик Пирогов

4

Кто был «… молодой человек, /../застенчивый, робкий, но в душе своей носивший искры чувства, готовые при удобном случае превратиться в пламя.» 

художник Пискарев

5

«Она была свежа; ей было только/…/; видно было, что еще недавно настигнул ее ужасный разврат; он еще не смел коснуться к ее щекам, они были свежи и легко оттенены тонким румянцем, — она была прекрасна.» Возраст брюнетки, увлёкшей Пискарёва с Невского проспекта

семнадцать лет

6

«Такое состояние расстроило его силы, и самым ужасным мучением было для него то, что наконец сон начал его оставлять вовсе. Желая спасти это единственное свое богатство, он употреблял все средства восстановить его. Он слышал, что есть средство восстановить сон — для этого нужно принять только /…/.»

опиум

7

«Протекли четыре дня, и его запертая комната ни разу не отворялась; наконец прошла неделя, и комната все так же была заперта. Бросились к дверям, начали звать его, но никакого не было ответа; наконец выломали дверь и нашли бездыханный труп его/…/.»

с перерезанным горлом

8

«.. известный жестяных дел мастер в Мещанской улице» и «… довольно хороший сапожник с Офицерской улицы, большой приятель» жестянщика были однофамильцами классиков немецкой литературы. Назовите их.

Шиллер, Гофман

9

От какой части тела хотел избавиться Шиллер ради экономии?

От носа

10

«Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! …Он лжет во всякое время, этот/…/, но более всего тогда, когда ночь сгущенною массою наляжет на него и отделит белые и палевые стены домов, когда весь город превратится в гром и блеск, мириады карет валятся с мостов, форейторы кричат и прыгают на лошадях и когда сам демон зажигает лампы для того только, чтобы показать все не в настоящем виде

Невский проспект

infourok.ru

17.Гоголь — « гражданин жизни действительной…» ( По повести Н.В.Гоголя «Невский проспект».)

В.Г.Белинский считал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком, который при этом знает Петербург не понаслышке». Не понаслышке знает Н.В.Гоголь столицу Российской империи, которая открылась перед ним как огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь.

 

Сквозная тема повести – изображение яркого контраста: обманчивость внешнего блеска столичной жизни, ее мнимое великолепие и низменная,  пошлая проза жизни петербуржских жителей. Гоголя менее всего интересует красота и великолепие города Петра. Он, «гражданин жизни действительной…», рисует нам петербуржцев, двигающихся по главному проспекту города. Но люди ли это? Нет! По Невскому проспекту шествуют «бакенбарды, шляпки, талии, дамские рукава…». Произошло « овеществление» человека: на детали, на вещи рассыпался бездуховный мир людей. Особо остро это чувствует петербургский мечтатель-романтик, художник Пискарев, которому кажется, что «какой-то демон искрошил весь мир на множество разных кусков», не имеющих смысла…Он же превратил в болезненный призрак мечты художника о прекрасном. Пискарев увлекся женщиной, на его взгляд, ангельской красоты, не разглядев своим чутким взглядом художника жалкую наглость и глупую пошлость продажной женщины. 

Автор, знаток петербуржской жизни, противопоставляет  Пискареву поручика Пирогова , завсегдатая вечеринок и приемов, владеющего искусством общения, умеющего говорить так, “чтобы не было ни слишком умно, ни слишком смешно”. У Пирогова свой внутренний мир, но, по сравнению с Пискарёвым, он чётко соответствует движению к совершенно определённой, материальной цели. Поручик очень гордится недавно полученным званием. Н.В.Гоголь показывает читателю, что Пирогов — проще и примитивнее товарища, оттого так обычно начавшееся и так трагически окончившееся для Пискарёва происшествие, для Пирогова имеет почти обыденный исход. 

Таким образом, могу сделать вывод, что Н.В.Гоголь  поистине был  гражданином «жизни действительной», потому что знал, как блистательная жизнь столицы губит личность, убивает ее, превращает в вещь.

Вика

 

xn—-7sbanj0abzp7jza.xn--p1ai

Проверочная работа по повести Н. В. Гоголя «Невский проспект»

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.

О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

В 7. Как называется повесть, из которой взят отрывок?

В 8. Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.

В 9. Сколько произведений входит в названный цикл?

В 10. Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?

В 11. Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?

В 12. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?

___________________________________________________________________________________________________

Задания с развернутым ответом.

1. Каким создаёт Петербург Гоголь в повести «Невский проспект»?

Петербург Гоголя …

В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера.

Жители города … Петербург лишил их …, каждый человек – …

***В чём разница между гоголевским и пушкинским восприятием города? 2. Какую роль Петербург играет в судьбе «маленького человека»? 3. Почему Гоголю было важно охарактеризовать социальную среду, из которой вышли Пискарев и Порогов? 4. Назовите главные черты характера Пискарева… 5. Назовите главные черты характера Пирогова… 6. Какой прием использует Гоголь, описывая Пискарева и Пирогова?

7. Кого из героев повести «Невский проспект» можно назвать «маленьким человеком», а кого «мелким»?

_____________________________________________________________________________________________________

Творческая работа. С2. Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на вопрос

Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В7 – В12; С2.

О, не верьте этому Невскому проспекту! Я всегда закутываюсь покрепче плащом своим, когда иду по нем, и стараюсь вовсе не глядеть на встречающиеся предметы. Всё обман, всё мечта, всё не то, чем кажется! Вы думаете, что этот господин, который гуляет в отлично сшитом сюртуке, очень богат? – Ничуть не бывало: он весь состоит из своего сюртучка. Вы воображаете, что эти два толстяка, остановившиеся перед строящеюся церковью, судят об архитектуре её? Совсем нет, они говорят о том, как странно сели две вороны одна против другой…

Вы думает, что эти дамы… но дамам меньше всего верьте. Менее заглядывайте в окна магазинов: безделушки, в них выставленные, прекрасны, но пахнут страшным количеством ассигнаций. Но боже вас сохрани заглядывать дамам под шляпки! Как ни развевайся вдали плащ красавицы, я ни за что не пойду за нею любопытствовать. Далее, ради бога далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее проходите мимо. Это счастие ещё, если отделаетесь тем, что он зальёт щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом. Но и кроме фонаря, всё дышит обманом. Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…

В 7. Как называется повесть, из которой взят отрывок?

В 8. Напишите название цикла произведений, в который входит данная повесть.

В 9. Сколько произведений входит в названный цикл?

В 10. Какое лексическое средство использовано в предложении 3 данного фрагмента («Всё обман…».)?

В 11. Какое средство художественной выразительности использует автор, говоря о господине, гуляющем «в отлично сшитом сюртуке» («он весь состоит из своего сюртучка»)?

В 12. Какое изобразительно-выразительное средство использовано в последнем предложении текста?

___________________________________________________________________________________________________

Задания с развернутым ответом.

1. Каким создаёт Петербург Гоголь в повести «Невский проспект»?

Петербург Гоголя …

В нем соседствуют …

В городе царит … атмосфера.

Жители города … Петербург лишил их …, каждый человек – …

***В чём разница между гоголевским и пушкинским восприятием города? 2. Какую роль Петербург играет в судьбе «маленького человека»? 3. Почему Гоголю было важно охарактеризовать социальную среду, из которой вышли Пискарев и Порогов? 4. Назовите главные черты характера Пискарева… 5. Назовите главные черты характера Пирогова… 6. Какой прием использует Гоголь, описывая Пискарева и Пирогова?

7. Кого из героев повести «Невский проспект» можно назвать «маленьким человеком», а кого «мелким»?

_____________________________________________________________________________________________________

Творческая работа. С2. Дайте развёрнутый ответ в объёме 5-8 предложений на вопрос

Как реализуется сочетание лиризма, юмора и сатиры в творчестве Н.В.Гоголя (на примере одной из «петербургских повестей»)?

infourok.ru

Урок литературы по повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»

Разделы: Литература


Цель: формирование коммуникативной и культуроведческой компетенции, развитие  читательской культуры, умения понимать авторскую позицию

Задачи:

  • Образовательные: познакомить обучающихся с особенностями звучания  темы Петербурга в повести Н.В.Гоголя «Невский проспект»
  • Развивающие: развивать навыки самостоятельной работы с прозаическим  текстом, умения выделять главное, определять авторскую позицию
  • Воспитательные: содействовать формированию гражданских и нравственных качеств обучающихся через приобщение их к чтению и осмыслению русской классики

Оборудование: серия рисунков Д. Кордовского(1904),  Л. Подлясской (1951), посвященных «Невскому проспекту», акварели В. Серова (1951)

Ход урока

1. Слово учителя:

В основу «Невского проспекта», как и всего цикла «Петербургские повести», легли впечатления жизни Гоголя. В.Г. Белинский восторженно отзывался почти о каждой из повестей: «Эти новые произведения игривой и оригинальной фантазии г. Гоголя принадлежа к числу самых необыкновенных явления в нашей литературе и вполне заслуживают похвалы, которыми осыпают их восхищенная ими публика».

Писатель обратился к большому современному городу, и ему открылся огромный и страшный мир, который губит личность, убивает ее, превращает в вещь. Таково гоголевское видение северной столицы. Н.В.Гоголь не был первооткрывателем темы Петербурга. Как символ могущества России он был воспет еще поэтами 18 и первой половины 19века. Пушкин изобразил Петербург в романе «Евгений Онегин» и в поэме «Медный всадник» как город русской славы и в то же время город социальных контрастов.

Тема Петербурга, наметившаяся в творчестве Пушкина, была расширена и углублена Гоголем. Белинский писал: «Такие пьесы, как «Невский проспект»… могли быть написаны не только человеком с огромным талантом и гениальным взглядом на вещи, но и человеком,  который при этом знает Петербург не понаслышке».

Шли годы петербургской жизни Гоголя. Город поражал его картинками глубоких общественных противоречий и трагических социальных контрастов. За внешним блеском столицы писатель все отчетливее различал бездушие и хищную бесчеловечность  города-спрута, губящего живые души маленьких, бедных людей, обитателей чердаков и подвалов. И вот столица представилась Гоголю уже не стройной, строгой громадой, а кучей «набросанных один на другой домов, гремящих улиц, кипящей меркантильности, этой безобразной кучей мод, парадов, чиновников, диких северных ночей, блеску и низкой бесцветности». Именно такой Петербург и стал главным героем петербургских повестей Гоголя. Эта запись служит как бы ключом, с помощью которого вскрывается гоголевское понимания самой сущности Петербурга.

Мы с вами читали  знаменитые  «Вечера на хуторе близ Диканьки» и помним, что  образ северной столицы впервые возник в творчестве Гоголя еще в повести «Ночь перед рождеством». Картина Петербурга, увиденная глазами кузнеца Вакулы, отличается  особой выразительностью.  Созданный в «Петербургских повестях» образ города не раз появится  затем в «Мертвых душах» и позволит лучше понять гоголевский «сме5х сквозь слезы» при изучении поэмы.

2. Рассказ специально подготовленного  ученика  о творческой истории «Петербургских повестей».

«Петербургские повести» – термин условный, сам Гоголь не давал им такого названия. Тем не менее, оно верно, точно и оправдано, во-первых, тем, что через повести проходит образ Петербурга, являющегося героем цикла; во-вторых, тем, что почти все повети задуманы и написаны в Петербурге. Кроме того, в III томе своих сочинений Гоголь сам свел воедино эти повести, написанные в разное время на протяжении 10 лет (1831-1842). Повести «Невский проспект», «Портрет», «Записки сумасшедшего» впервые были напечатаны в сборнике «Арабески» в 1835 году. По построению они представляют собой серию сюжетно связанных картин, причем каждая их повестей изображает какую-либо одну или несколько сторон жизни Петербурга 30-х годов.

3.Работа с текстом повести. Класс заранее разбивается на 3 группы, которые к уроку выполняют следующие задания:

Первая группа доказывает мысль о том, что Петербург  с его Невским проспектом – это город, в котором «все обман, все мечта, все не то, чем кажется». Читая текст, объясняет значение словосочетаний и отдельных слов («меркантильный интерес», «всеобщая коммуникация», «Фантасмагория» и др.),  готовит выразительное чтение отрывков, в которых обличается двойственность  Невского проспекта, условно названных: «Всемогущий  Невский проспект!» (со слов: «Нет ничего лучше Невского проспекта…» до слов: «Сколько вытерпит он перемен в течение одних суток»), «Главная выставка всех лучших произведений человека» (со слов: «Все, что ни встретите на Невском проспекте, все исполнено приличия» до слов: «…выставка оканчивается, толпа редеет…»; «Все обман, все мечта, все не то, чем кажется» (со слов: «Как странно, как непостижимо играет нами судьба наша!» до конца повести). 

Вторая группа готовит рассказ о трагедии художника Пискарева, В центре внимания такие проблемы: принадлежность Пискарева к «исключительному  сословию» – «художник Петербурга»; его основные качества; отношение к своей работе;  его влюбленность в красоту; болезненные переживания, связанные с противоречием идеала и действительности. Учащиеся отвечают на вопросы: Чем трогает читателя судьба Пискарева? Как относится автор к российской действительности? Один ученик готовит пересказ сна Пискарева (со слов «Проникнутый разрывающей жалостью, сидел он перед нагоревшею свечою…» до слов «Боже, какой сон!»). Предлагается более подробно рассказать о «многолюдстве залы» и той, которая  «всех блистательнее одета».

Третья группа рассказывает о смешной и смешной и позорной истории Пирогова, продумывая следующий круг вопросов: общество, к которому принадлежит поручик Пирогов; «множество  талантов « поручика; «смелое предприятие» Пирогова; поведение поручика в решающем испытании его чести, гордости, высоких представлений о себе.

На уроке, обращаясь к центральному образу повести, учащиеся первой группы  обращают внимание на то, что улица изображается как живое существо, она – источник всех несчастий и зол. Существенно, что Невский показан в разные часы дня (утром, с 12 часов, от двух до трех часов пополудни). В эти последние часы он являет собой парадную витрину империи Николая I. Все на нем блестит и сверкает.  Важно отметить, что в этот час на Невском появляются не люди, а маски: «превосходные бакенбарды», «бакенбарды бархатные, атласные, черные, как соболь», «усы, повергающие в изумление», платья, платки, дамские рукава, похожие «на два воздухоплавательные шара», галстуки, шляпки, сюртуки, носы, «талии тоненькие и узенькие», «талии, никак не толще бутылочной шейки». Ножки в очаровательных башмачках.  Этот великолепный сатирический прием позволяет Гоголю обнажить человеческое самодовольство и ничтожество. В модных сюртуках, блестящих мундирах, в тысячах фасонов шляпок, платьев, платков выставляются на обозрение читателя дворянская спесь, чванство, тупость и пошлость. Беспечная праздность – основная черта этой улицы: «Если только взойдешь на Невский проспект, как уже пахнет одним гуляньем». Однако существует и иная сторона главной улицы столицы. Она раскрывается в раннее петербургское утро, когда Невский проспект заполняется совершенно другими фигурами: мальчишками, которые бегут «молниями» «с готовыми сапогами в руках», мужиками «в сапогах, запачканных известью»  «толкующими о семи грошах меди» , «швыряющими нищим из дверей кондитерских объедки…» Таким образом, рисуя Невский проспект в разное время суток, Гоголь изображает разные социальные слои Петербурга. Невский проспект для писателя – олицетворение всего Петербурга, тех жизненных контрастов, которые он включает в себя. Интересно, что повесть начинается с восторженного гимна Невскому проспекту («Нет ничего лучше Невского проспекта…»), но чем дальше, тем отчетливее звучат сатирические ноты в этом праздничном описании ложно-призрачного столичного великолепия. Этот сатирический тон не покидает рассказчика даже в самых приподнято-лирических описаниях вечернего Петербурга.   Истории, случившиеся с Пискаревым и  Пироговым – это два главных сюжетных эпизода, две резко выделенные части общей картины Невского проспекта и  Петербурга. Они дают яркое представление о сложности, воспроизведенной в «Невском проспекте» картины жизни Петербурга, о зоркости и остроте художественного зрения писателя.

Следующий этап урока посвящен трагической судьбе художника Пискарева  и похождениям пошляка и обывателя поручика Пирогова. На уроке звучат сообщения учащихся. Приведем фрагмент одного из  сообщений – «Искусство и реальный мир в жизни Пискарева: У художника Пискарева есть идеал– красота. Он страстно влюблен в красоту. Он мечтатель, романтик, его лучшие мечты  слились с образом незнакомки, Художник, заметив на Невском проспекте одно из «тех дивных  созданий», следит за нею. Потрясенный внешностью девушки, он создал в своем воображении идеальный образ. Очаровательная, прекрасная, она как видение, сошедшее с картины великого мастера. Один взгляд или улыбка красавицы пробуждали в его душе противоречивые мысли, мечтания, надежды. Но красавица оказывается обитательницей  «отвратительного притона». «Все не то, чем кажется»!

Если Пискарев как  мечтатель, живший вне действительности, противостоял главной улице, «улице-красавице», с ее светской толпой, чванливо выставляющей свои великолепные сюртуки и бакенбарды, то Пирогов, напротив, был весь от повседневного быта этой улицы, он рядовой участник «выставки» самодовольной пошлости.

Учитель: Существует мнение, что обе эти истории  можно воспринимать как два самостоятельных рассказа. Может быть, Гоголь решил сплести в одну две отдельные повести? Какая связь между этими историями?

Ученики отвечают, что внешнее сходство существует: оба героя оказались на Невском проспекте и оба увлеклись, хотя любовь каждый из них понимал по-своему) Но один из них быстро утешился пирожками в кондитерской (оправдав тем самым свою фамилию), а другой, попытавшись сначала уйти в мир сладостных сновидений, в конце концов кончил самоубийством. В.Г.Белинский писал: «Пискарев и Пирогов, – какой контраст! Оба они начали в  один день, в один час преследования своих красавиц, и как различны для обоих них были следствия  этих преследований! О, какой смысл скрыт в этом контрасте! И какое действие производит этот контраст!  Пискарев и Пирогов, один в могиле, другой доволен и счастлив, даже после неудачного волокитства и ужасных побоев!.. Да, господа, скучно на этом свете!..» Таким образом, Невский проспект и сказка Невского проспекта, которая оказывается грубой реальностью, соединяет несоединимых – поручика Пирогова и художника Пискарева. «Странно играет нами судьба, странные происшествия случаются на Невском проспекте!» – не раз восклицает Гоголь в этой повести.

Подводя итоги урока, еще раз подчеркнем, что в конце повести  Гоголь вновь возвращается к Невскому проспекту, чтобы сорвать с него красивые покровы и высказать всю свою ненависть к капиталистическому городу с его продажностью и равнодушием ко всему прекрасному и человеку. Этот гневный монолог автора подготовлен всем предшествующим рассказом, каждым эпизодом повести. Петербург в повести Гоголя предстает городом двойственным. Писатель подчеркивает противоречие между его видимостью и сущностью. Действительно, лучше Гоголя не скажешь – «все не то, чем кажется». Несомненно, прав был В.Г.Белинский, говоря: «Отличительный характер повестей Н.В.Гоголя – простота вымысла, народность и комическое одушевление, всегда побеждаемое глубоким чувством уныния, Причина всех этих качеств заключается в одном источнике: г. Гоголь – поэт, гражданин жизни действительной…»

Домашнее задание: написать сочинение на тему «Гоголь– гражданин жизни действительной» (по впечатлениям от повести «Невский проспект»)

Использованная литература:

  1. Гиллельсон М.И, Мануйлов В.А., Степанов А.Н. Гоголь в Петербурге. – Л.,1961 9глава «Петербургские повести»;
  2. Басина М. Петербургская повесть.– Л.,1974; Манн Ю.В. Смелость изобретения. М.,1985;
  3. Мочульский К.В. Духовный путь Гоголя. М.,1995

1.08.2013

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Урок внеклассного чтения по литературе в 8-м классе на тему «Похождения двух петербуржцев на Невском, или Столкновение мечты и реальности в повести Н.В. Гоголя «Невский проспект»»

Разделы: Литература


 

Тема урока:

«Похождения двух петербуржцев на Невском или столкновение мечты и реальности в повести Н.В.Гоголя « Невский проспект».

Цели урока:

— раскрыть идейный замысел повести, показать трагизм человека;
— совершенствовать умение работать с эпизодами художественного произведения, самостоятельно анализировать;
-пополнить словарь учащихся лексикой со значением высоких романтических порывов.

Оборудование:

Портрет писателя, иллюстрация к повести, тест для проверки знаний учащихся содержания текста.

 

Гоголь уже не изображает идеала; все
поле его картины заняло теперь искажение
его, гибель поэзии и творчества.

Г. У. Гуковский

Ход урока

1.Тест по повести «Невский проспект».

1.Назовите главных персонажей повести:

а) Гофман;
б) Невский проспект;
в) Пискарёв;
г) Пирогов;
д) Шиллер;

2.Почему повесть начинается и заканчивается описанием Невского проспекта?

а) На Невском проспекте завязались истории Пискарёва и Пирогова.
б) Невский проспект выступает как своеобразный герой повести, соединяющий
все её части.
в) Писатель обращается к Невскому проспекту, как к живому
существу, влияющему на происходящие события.

3.Определите завязку сюжета повести:

а) Встреча героев на проспекте;
б) Встреча героев с прекрасными незнакомками;
в) Знакомство Пирогова с блондинкой.

4.Почему Гоголю важно было подробно характеризовать социальную среду, из которой вышли Пискарёв и Пирогов?

а) чтобы помочь читателю понять причину поступков героев;
б) чтобы дать представление о той среде, окружении, где они росли;
в) чтобы дать больше информации о том или ином герое.

5.Назовите главные черты характера Пискарёва:

а) корысть;
б) отсутствие внутренней стойкости;
в) жадность;
г) чистота души;
д) талантливость.

6.Назовите главные черты характера Пирогова:

а) Отсутствие высоких идеалов;
б) искренность;
в) мечтательность;
г) пошлость мыслей и поступков;
д) примитивные потребности.

7. Какова роль сновидений в рассказе о Пискарёве?

а) Сны предвещают будущие события.
б) Сны помогают раскрыть внутренний мир героя.
в) Сновидения показывают обречённость героя на гибель.

8.Причина гибели и безумия Пискарёва:

а) страстная влюблённость;
б) употребление опиума;
в) излишняя мечтательность.

9.Назовите центральную тему повести:

а) неспособность человека противостоять действительности;
б) столкновение мечты и действительности;
в) романтизм есть самая невинная из форм ослепления людей.

2. Беседа с классом по вопросам домашнего задания:

1. «Он лжёт во всякое время, этот Невский проспект…»Почему Гоголь так поздно произнёс эту фразу?
2.Чем отличаются Пискарёв и Пирогов от обладателей усов, бакенбардов?
3.Анализ эпизода «Встреча Пискарёва и Пирогова на Невском»
4.Как решается тема столкновения мечты, и реальности в повести?

Основная часть.

Учитель.

Ребята, сегодня мы поподробнее остановимся на судьбах двух петербуржцев, которые оказались в час ночной на Невском. Да, Гоголю необходимы были и судьбы обитателей Невского проспекта, особенно тех, кого он отличал от усов, бакенбардов и т.д. К сожалению, то, что произошло с художником Пискарёвым и поручиком Пироговым, сама встреча их, состязание в преследовании очаровавших дам-всё это могло произойти только на Невском.

Скажите, ребята, а как Гоголь относится к своим героям и как вы об этом догадались?

( Рассказывая истории героев и их приключений с незнакомками, ученики сделают вывод о том, что авторское повествование о Пискарёве сопровождается грустью, о Пирогове — иронией, сатирой.)

Учитель.

Почему Гоголь выбрал для своих героев такие профессии? Всё же почему гибнет Пискарёв, а Пирогов легко отделался?

Ответ.

Пискарёв — романтик, и профессия у него свойственная романтическим героям. Он художник, мечтатель. Реальную жизнь он не видит; не желает видеть, что душа женщины, которая кажется ему прекрасной, опошлилась. А офицерский чин Пирогова олицетворяет власть социального статуса, подавляющего личность.

Учитель.

Да, я согласна с вами: так полюбить и так страдать, как Пискарёв, мог только художник, человек тончайшей, возвышенной натуры. Вот тут-то и открывается смысл гоголевского творения: «Он лжёт всякое время, этот Невский проспект». Невский проспект обманул Пискарёва, посмеялся над его мечтами. И та, что обернулась для него чудом совершенства, оказалось вдруг обыкновенной дамой с Невского проспекта.

Но всё же кто виноват в страданиях героя?

(можно предложить диспут по этому вопросу).

Работа в тетрадях

(пополнение словаря учащихся лексикой со значением высоких романтических порывов души и их трагизма:

очарованный, пылкий, околдованный, влюбленный до безумия ,впавший в грезы, крушение мечты, обречённый на страдания…

Заключительная часть.

Итак, ребята мы с вами побывали в гоголевском Петербурге, прошлись по Невскому.… И если, с одной стороны, увидели бездуховность обитателей проспекта, то, с другой стороны, — трагизм положения человека одухотворённого. Вы верно назвали центральную тему произведения — столкновение мечты и реальности. Гоголь показал мечту как горькое явление действительности.

Домашнее задание: ответить письменно

Почему Гоголь дал петербургским ремесленникам имена Шиллера и Гофмана?

28.01.2008

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *