Неохристианское течение в русской культуре определение – что такое неохристианское течение в русской литературе?

Содержание

3 .Неохристианские течения.

Для них характерны следующие общие черты:

— преобладают группы харизматической направленности;

— руководитель наделяется статусом посланника божьего;

— признают Библию главным источником вероучения, а Иисуса Христа – центральной фигурой доктрины;

-лидеры заявляют о новом прочтении христианства, полученном ими в результате божественного откровения;

— делается акцент на приближающемся конце света.

В современной России неохристианские культы получили широкое распространение. К ним относятся следующие организации: «Новоапостолская церковь», «Церковь Христа», «Церковь Последнего Завета», «Богородичный Центр» и др.

«Богородичный центр» отделился от Русской Православной Церкви в 1990 г. Он был основан бывшим священником Вениамином Береславским, называющим себя пророком. Он опубликовал сборники пророчеств, которые якобы были ниспосланы ему Девой Марией.

Лидеры этой секты утверждают, что выступают за возрождение истинного благочестия, основанного на Библии и свидетельствах о явлениях Богоматери в 20 в. Основная идея вероучения – почитание Богородицы, призывающей всех к покаянию и поддержки своей церкви. Сторонникам этой неохристианской организации обещают спасение перед лицом близящегося конца света.

«Церковь Последнего Завета» основал в г. Минусинске Сергей Тороп, называющий себя Виссарионом. Он объявил себя новым мессией и заявил, что истинное учение открылось только ему, а Русская Православная Церковь исказила догматы христианства.

Согласно вероучению «Церкви Последнего Завета» заканчивается эпоха Ветхого и Нового Заветов, на смену им приходит Последний Завет перед Страшным Судом. Миссией Виссариона является утвердить новое христианство на всей земле и спасти человечество.

4.Неоориенталистские объединения.

Объединения этого направления модернизируют различные варианты восточных религий, прежде всего буддизма и индуизма. К ним относятся «Международное общество сознания Кришны», «Миссия божественного света», «Брахма Кумарис» и др.

На территории РФ наиболее известным является «Международное общество сознания Кришны». Оно было основано в 1966 г. в Нью-Йорке уроженцем Калькутты Свами Прабхупадой. Последователи кришнаизма считают своё учение продолжением вишнуизма. Кришна, как одно из воплощений бога Вишну является Парабрахманом и представляет собой верховную личность божества.

Кришнаиты большое значение придают учению о двойной природе мира: духовного и материального. Человек должен освободиться от всего материального, развить в себе сознание Кришны.

Шрила Прабхупа выделил четыре основных принципа «Международного Общества сознания Кришны»:

1.проповедь – это сущность;

2.чистота – сила;

3. книги – основа;

4. практичность – принцип.

Основу культовой деятельности кришнаитов составляет бхакти-йога. Ритуалы предусматривают коллективные молитвы, чтение особой молитвы-мантры «Харе Кришна» 1728 раз в день, медитации.

Важное место занимает самоограничение человека, отречение от мирской жизни и всех благ, собственности. Большая роль отводится ритуалу омовения.

Много внимания уделяется пищевым ограничениям: запрещается употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца. Нельзя употреблять алкоголь, кофе, табак и наркотики. Кришнаиты носят одежду по индийскому образцу, мужчины бреют голову наголо, оставляя на затылке косичку (чтобы Кришна мог взять верующего на небо).

Для руководства движением был создан Управляющий совет, в который входят более сорока членов, каждый из них отвечает за определённое направление деятельности и конкретный регион. Главное звено местных организационных структур – община (храм). Для принятия решений, затрагивающих интересы более чем одной общины, действует Региональный совет.

Деятельность Общества сознания Кришны на территории России началась в 1971 г. В настоящее время насчитывается около 100 тысяч последователей и около 10 тысяч постоянных членов, живущих в храмах. В деятельности этой организации нет действий нарушающих законы, противоречащих нормам морали.

studfiles.net

Неоориенталистские объединения.

Религия Неоориенталистские объединения.

просмотров — 302

Неохристианские течения.

Стоит сказать, что для них характерны следующие общие черты:

— преобладают группы харизматической направленности;

— руководитель наделяется статусом посланника божьего;

— признают Библию главным источником вероучения, а Иисуса Христа – центральной фигурой доктрины;

-лидеры заявляют о новом прочтении христианства, полученном ими в результате божественного откровения;

— делается акцент на приближающемся конце света.

В современной России неохристианские культы получили широкое распространение. К ним относятся следующие организации: «Новоапостолская церковь», «Церковь Христа», «Церковь Последнего Завета», «Богородичный Центр» и др.

«Богородичный центр» отделился от Русской Православной Церкви в 1990 ᴦ. Он был основан бывшим священником Вениамином Береславским, называющим себя пророком. Он опубликовал сборники пророчеств, которые якобы были ниспосланы ему Девой Марией.

Лидеры этой секты утверждают, что выступают за возрождение истинного благочестия, основанного на Библии и свидетельствах о явлениях Богоматери в 20 в. Основная идея вероучения – почитание Богородицы, призывающей всœех к покаянию и поддержки своей церкви. Сторонникам этой неохристианской организации обещают спасение перед лицом близящегося конца света.

«Церковь Последнего Завета» основал в ᴦ. Минусинске Сергей Тороп, называющий себя Виссарионом. Он объявил себя новым мессией и заявил, что истинное учение открылось только ему, а Русская Православная Церковь исказила догматы христианства.

Согласно вероучению «Церкви Последнего Завета» заканчивается эпоха Ветхого и Нового Заветов, на смену им приходит Последний Завет перед Страшным Судом. Миссией Виссариона является утвердить новое христианство на всœей земле и спасти человечество.

Объединœения этого направления модернизируют различные варианты восточных религий, прежде всœего буддизма и индуизма. К ним относятся «Международное общество сознания Кришны», «Миссия божественного света», «Брахма Кумарис» и др.

На территории РФ наиболее известным является «Международное общество сознания Кришны». Оно было основано в 1966 ᴦ. в Нью-Йорке уроженцем Калькутты Свами Прабхупадой. Последователи кришнаизма считают своё учение продолжением вишнуизма. Кришна, как одно из воплощений бога Вишну является Парабрахманом и представляет собой верховную личность божества.

Кришнаиты большое значение придают учению о двойной природе мира: духовного и материального. Человек должен освободиться от всœего материального, развить в себе сознание Кришны.

Шрила Прабхупа выделил четыре базовых принципа «Международного Общества сознания Кришны»:

1.проповедь — ϶ᴛᴏ сущность;

2.чистота – сила;

3. книги – основа;

4. практичность – принцип.

Основу культовой деятельности кришнаитов составляет бхакти-йога. Ритуалы предусматривают коллективные молитвы, чтение особой молитвы-мантры «Харе Кришна» 1728 раз в день, медитации.

Важное место занимает самоограничение человека, отречение от мирской жизни и всœех благ, собственности. Большая роль отводится ритуалу омовения.

Много внимания уделяется пищевым ограничениям: запрещается употреблять в пищу мясо, рыбу, яйца. Нельзя употреблять алкоголь, кофе, табак и наркотики. Кришнаиты носят одежду по индийскому образцу, мужчины бреют голову наголо, оставляя на затылке косичку (чтобы Кришна мог взять верующего на небо).

Для руководства движением был создан Управляющий совет, в который входят более сорока членов, каждый из них отвечает за определённое направление деятельности и конкретный регион. Главное звено местных организационных структур – община (храм). Для принятия решений, затрагивающих интересы более чем одной общины, действует Региональный совет.

Деятельность Общества сознания Кришны на территории России началась в 1971 ᴦ. Сегодня насчитывается около 100 тысяч последователœей и около 10 тысяч постоянных членов, живущих в храмах. В деятельности этой организации нет действий нарушающих законы, противоречащих нормам морали.


Читайте также


  • — Неоориенталистские объединения.

    Неохристианские течения. Для них характерны следующие общие черты: — преобладают группы харизматической направленности; — руководитель наделяется статусом посланника божьего; — признают Библию главным источником вероучения, а Иисуса Христа – центральной… [читать подробенее]


  • oplib.ru

    Новые религиозные культы ХХ — XXI века

    Общая характеристика

    Определение 1

    Новые религиозные движения – это нетрадиционные религии и религиозные верования, которые существуют в настоящее время, беря своё начало во второй половине $20$-го века.

    В современном мире и массовом сознании новые религиозные движения воспринимаются в качестве сект. Секта, в религиозном понимании, полагается в качестве оппозиционного течения для тех или иных религиозных направлений.

    У новых религиозных движений имеется своеобразная характеристика:

    • Молодой возраст последователей, от $19$ до $27$ лет.
    • Наличие харизматического лидера с особыми качествами
    • Активный образ деятельности
    • Интенсивное погружение в религиозный опыт
    • Большая степень вовлеченности в общинную жизнь
    • Новые религиозные движения имеют разнообразные истоки происхождения.

    Первыми по количеству выступают восточные религии, такие как индуизм и буддизм, приспосабливаясь в новых культурах. Ещё одним источником выступает западная оккультная традиция, которая претендует на глубокую древность, оформившись лишь в $18-19$ веке:

    • масоны,
    • теософы,
    • розенкрейцеры.

    Другим основным источником новых религиозных движений является дробление христианской традиции, нашедшее свой апогей в протестантизме: мормоны, свидетели Иеговы, адвентисты.

    Язычество и его культурная реабилитация в эпоху романтизма является источником неоязыческих течений.

    Самым перспективным источником новых религиозных движений можно считать синкретизм или смешивание, объединение уже упомянутых источников в различных соотношениях.

    Неохристианские течения

    Замечание 1

    Большую долю новых религиозных течений составляют неохристианские движения, протестантского направления. Протестантизм включает в себя два основных значения:

    1. историческое течение, выступающее за обновление религиозного учения католицизма,
    2. течение, которое выступает за свободное истолкование Священного писания, за либерализацию иерархии.

    Разветвлением протестантизма явились такие религиозные движения, как:

    • Евангельские христиане
    • Баптисты
    • Адвентисты
    • Пятидесятники

    • Неоязычество:

      Распадается на большое количество маленьких групп, которые, как правило, не создают постоянную организационную структуру. Их целью является реконструкция различных форм языческого наследства, в Англии это кельтское язычество «Викка», в немецкой культуре – германское язычество и в России – славянское язычество.

      Неоязыческие движения организовываются по этническим принципам, имеют склонность к национализму.

    • Оккультно-мистические учения и школы Нового века:

      Движения, которые возникли в $70$$$-е годы $20$-го века в Европе. Нью Эйдж включает в себя учения йоги, оккультизма, пантеизма, теософии. Всё внимание в этих движениях уделяется личностному переживанию индивида. Цель данных движения заключается в поиске и достижении духовного становления с помощью познания божественной природы и спиритуалистических техник.-го века в Европе. Нью Эйдж включает в себя учения йоги, оккультизма, пантеизма, теософии. Всё внимание в этих движениях уделяется личностному переживанию индивида. Цель данных движения заключается в поиске и достижении духовного становления с помощью познания божественной природы и спиритуалистических техник.

    • Универсальные, синкретические движения:

      Процесс религиозного творчества $20$-го $21$-го веков, набирающий большую силу. Образуется значительное количество эклектических сект, религий, конфессий, объединённых различными элементами. К ним относятся

      Великое белое братство ЮСМАЛОС (Юоанн Свами Мария Логос) – развилось в $80-90$-е гг $20$ века, своё название получило от основателей: Юоанна Свами и Марии Дэви Христос, движение включает в себя гностицизм, теософию и христианство.

    Церковь унификации

    Бахаи – иракское религиозное движение, основателем которого был Сейд Али Мухаммад – Баб, который объявил о себе как о посланнике Бога. Согласно учению бахаев Бог является непознаваемым, ключевое место занимает всеобщее равенство религий, единство человечества.

    Международная саентологическая церковь – движение, которое стремится изучить дух человека и практику работы с ним. Основатель движения – Лафайет Рональд Хаббард.

    spravochnick.ru

    ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — Направления — Религия — Новые религиозные движения (обзор)

    Автор — Воробьева М.В. Христианское разномыслие: Словарь. – СПб., Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2004.

    Церковь Христа

    Церковь Христа (Бостонское движение) — новое религиозное движение, возникшее в 1979 г. в г. Бостоне (США). Основатель движения — протестантский пастор Кип Маккин.

    С 1981 г. и до настоящего времени основной целью Церковь Христа является евангелизация населения всего мира в кратчайшие сроки. Церковь Христа учит о необходимости крещения как непременного условия для спасения каждого члена Церкви. Другим важным моментом учения Церковь Христа является практика ученичества (послушание своему наставнику, как Богу). Церковь Христа имеет строгую иерархию. Не придерживается какой-то определенной богослужебной традиции.

    Церковь Христа в России была официально зарегистрирована в 1992 г. Наиболее крупная община в России — Московская Церковь Христа, ведущая активную миссионерскую работу и обучение последователей движения в Библейской школе.

    наверх

    Новоапостольская церковь

    Новоапостольская церковь — была основана в 1826 г. в Англии; принадлежит к протестантскому направлению.

    Учение Новоапостольская Церковь изначально было построено на эсхатологическом ожидании конца света, который, по мнению основателей движения, должен был произойти еще при их жизни. С 1835 г. «двенадцать апостолов нового времени» стали проповедовать в христианском мире. К 1855 г. первые апостолы умерли, и надежда на Второе пришествие Христа стала исчезать. Тогда Генрих Гайер (1818—1896) призвал новых апостолов, что послужило началом раскола в рядах членов Новоапостольской Церкви. В результате образовалось несколько независимых общин в Германии, Голландии, Бельгии, принадлежавших к т. наз. Общей христианской апостольской миссии.

    В 1896 г. произошел новый раскол по причине утверждения Фридриха Кребса основным апостолом. В результате возникает название «Свободные Апостольские общины», которое в 1930 г. сменяется названием «Новоапостольская церковь».

    Основные положения Новоапостольской Церкви содержатся в «Новоапостольском Символе веры». Основой вероучения является Библия. Новоапостольская Церковь имеет свои таинства — крещение, причастие и таинство печати Святым Духом.

    Новоапостольская Церковь подчиняется строгой иерархии. Во главе церкви стоит «первоапостол» как представитель Бога на Земле (в настоящее время — Рихард Фер), которому подчиняется коллегиум. В коллегиумы входят т. наз. окружные апостолы, руководящие апостольскими округами (их восемнадцать). Ниже по иерархической лестнице стоят подокруга, которыми управляют настоятели округов или епископы. Подокруга делятся на общины, которыми руководят настоятели общин. Помимо главного и окружных апостолов в церкви служат окружные евангелисты, пастыри, евангелисты общины, священники, диаконы и протодиаконы. Все должности занимают только мужчины.

    В настоящее время наибольшее количество членов учения Новоапостольская Церковь находится в Африке и в Азии. Оплотом Н. Ц. является Церковь в Германии. В России учение Новоапостольская Церковь имеет свои общины в Москве, Тольятти, Архангельске, Калининграде, Хабаровске, Владивостоке и других городах. Н. Ц. выпускает периодические издания, среди которых — «Наша семья», «Глас стража», «Добрый пастырь», «Друг молодежи» и др.

    наверх

    Церковь последнего завета

    Церковь последнего завета — новое религиозное движение, возникшее в 1991 г. в России. Первоначальное название — «Община Единой Веры». Основатель движения — Виссарион (Сергей Тороп) (род. в 1961 г.).

    Виссарион называет себя вторым воплощением Христа на Земле, пришедшим дать миру Последний Завет от Бога, и проповедует о необходимости слияния всех существующих религий и создании единой объединяющей веры. Для воссоединения с Богом необходимо принять Откровение, полученное Виссарионом и являющееся, согласно его учению, единственно подлинным.

    «Последний Завет» Виссариона содержит 61 заповедь. Согласно учению Виссариона, Создатель всех душ, источник Духа Жизни — Отец Небесный, при слиянии с энергией Сердца Земли-Матушки породил Сына Божия. Дьявол существует, как носитель зла, но обитает он только на Земле, среди людей. Виссарион говорит, что существуют рай и ад. В рай попадают души, которые развились духовно и тем самым выполнили свое предназначение. Возможность для духовного роста дается человеку до десяти раз. Те души, которые не смогли реализовать себя в течение этого времени, отправляются в ад. Т.о., имеется возможность переселения душ.

    Учение Виссариона носит синкретичный характер. Несмотря на то что центральное значение в нем отведено христианству (которое, впрочем, предстает здесь в совершенно ином, искаженном свете), в учении также присутствуют элементы языческих религий (почитание Земли-Матушки) и восточных учений (возможности реинкарнаций и т. п.)

    Главой Церкви выступает Виссарион, который избирает Устроителя Церкви (отвечает за административно-управленческую часть) и Церковный Совет (решает материально-финансовые вопросы).

    Основное местонахождение общины — Курагинский район, Красноярский край. «Земля обетованная» — деревня Черемшанка — является центром паломничества для каждого последователя учения Виссариона. Здесь проходят обряды крещения и приобщение к жизни общины. Все члены общины придерживаются строгого вегетарианства, используя в пищу только растительные продукты.

    В настоящее время общины последователей Виссариона существуют как в России (Москва, Петербург, Нижний Новгород, Саратов, Липецк, Белгород, Пермь, Челябинск и др.), так и в других странах (Белоруссия, Латвия, Болгария, Австралия и др.). Численность Церкви Последнего Завета в России составляет, по разным данным, от 10 до 50 тыс. человек.

    наверх

    Семья

    Семья (Дети бога, Семья любви) – религиозное движение, основанное в 1968 г. в Южной Калифорнии (первоначальное название – «Дети Бога»). В настоящее время движение распространено во многих странах мира.

    Основатель движения Дэвид Брандт Берг (1919–1994), называвший себя Моисеем Давидом (впоследствии – Отцом Давидом) и оставивший после себя многочисленные «Письма Мо», которые он писал для своих последователей.

    Основные положения учения С. во многом схожи с христианством. Полагаясь на Библию как на Слово Бога, последователи учения верят в Святую Троицу и чудесное воплощение Иисуса Христа в образе человеческом. Последователи учения полагают, что мы живем накануне событий, описанных в Библии, и ожидают скорого конца света и второго Пришествия Христа. Для спасения необходимо принять Христа, как Спасителя.

    Главное отступление от христианской доктрины заключается в узаконенных половых отношениях между членами движения и «внешними» членами. В 1976 г. в серии «Писем Мо» под названием «Ночи короля Артура» Берг говорит о новом методе вербовки, которую он называет «кокетливой рыбалкой» (привлечение в движение молодых людей благодаря флирту, а порой и физических отношений с членами движения).

    На протяжении нескольких лет  (приблизительно с 1977 по 1987 гг.) последователи Д. Берга активно практиковали подобный метод, в результате чего, по самым приблизительным подсчетам, в движение было привлечено более 1 млн. человек. Лишь в 1987 г. «кокетливая рыбалка» была официально отменена из-за опасностей болезней.

    В 1977–1978 гг. движение претерпело кризис. Прежняя иерархическая структура, неофициально имевшая место («директора», «региональные пастухи», «пастухи») была разрушена. Многие из тех, кто прежде занимал авторитетные посты, были потрясены изменениями и покинули группу, вследствие чего в 1978 г. последовал официальный роспуск организации. В том же году движение было возрождено под названием «Семья Любви» (последнее название – «Семья»). В 1981 г. внутри движения была создана новая иерархия.

    После смерти Д. Берга движение возглавила его жена – Мария (Карен Зерби). Административные функции движения выполняет Совет, состоящий из 3–4 человек, который избирается на шесть месяцев.

    В 1995 г. С. выработала официальный документ под названием «Устав Любви», состоящий из двух частей: 1. Обязанности и Права, 2. Фундаментальные Семейные Правила. Этот документ письменно подтверждает индивидуальные права членов, семей и детей. В документе закреплены отдельные положения, защищающие структуру и идеалы движения. Согласно «Уставу Любви» все члены движения имеют полную свободу выбора места работы, сервисного и медицинского обслуживания.

    С 1991 г. С. существует на территории России (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Иркутск и др. города).

    www.openreality.ru

    ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — Направления — Религия

    Термином «Новые Религиозные Движения» (НРД) принято называть нетрадиционные религии и религиозные верования, существующие в современном мире начиная со второй половины 20 века. В массовом сознании НРД больше известны как «секты». В религиоведении термином «секта» обозначается оппозиционное течение по отношению к тем или иным религиозным направлениям (1).

    Поскольку в современной публицистике термин «секта» обладает неоднозначной оценкой (чаще всего – негативной), мы постараемся исключить употребление этого термина, используя понятие «новые религиозные движения». Это, на наш взгляд, позволит избежать каких-либо оценок по отношению к описываемым нами движениям, и более точно сфокусироваться на их описании.

    Новые религиозные движения обладают рядом характеристик. Исследователи отмечают относительно молодой возраст последователей НРД (19-27 лет), хотя, безусловно, это не является всеобщим показателем. Многие последователи новых религиозных движений значительно старше, поэтому зачастую возраст – отнюдь не определяющий фактор для принятия того или иного религиозного учения. Скорее, можно говорить о совокупности факторов, включающей в себя социальный статус человека, психологическую атмосферу в его семье, образовательный уровень и многое другое.

    Часто говорится о наличии в НРД харизматической личности и безусловной вере последователей в то, что их лидер обладает совершенно особыми качествами, – а значит, должен быть наделен и особой властью. С этим можно согласиться, но лишь отчасти – ведь НРД христианского толка не нуждаются в этом.

    Можно согласиться с тем, что деятельность последователей НРД с целью широкого распространения проповедуемых ими учений более активна. Спасение, о котором говорят в новых религиозных движениях, достигается  интенсивным погружением в религиозный опыт. Степень вовлеченности в жизнь общины также намного выше, нежели в «старых» религиях, где, зачастую, человек соприкасается с религией несколько раз в год, в силу необходимости следования определенным религиозным традициям.

    Истоки происхождения современных НРД крайне разнообразны. Прежде всего, это восточные религии (индуизм, буддизм и т.д.). Новизна движений этого типа заключается в том, что древние религии действуют в новых для них культурах и соответствующим образом приспосабливаются к ним. Другим источником возникновения НРД является западная оккультная традиция, претендующая на глубокую древность, но организационно оформившаяся лишь в 18 —19-м столетиях (масоны, розенкрейцеры, теософы).

    Третий источник — процесс дробления собственно христианской традиции, который достиг своего апогея в протестантизме. Мормоны, адвентисты, свидетели Иеговы и т.д. — плоды этого явления. Еще один немаловажный источник — язычество, культурная реабилитация которого, начатая романтиками в прошлом столетии, привела к созданию разнообразных неоязыческих групп в столетии нынешнем. И, наконец, последний, но, вероятно, самый перспективный источник происхождения НРД — синкретизм, т.е. смешение всех вышеперечисленных элементов в самых разнообразных пропорциях.

    Классификация новых религиозных движений чрезвычайно трудна. Это связано, прежде всего, с тем, что одна и та же религия может объединять в себе черты нескольких религиозных учений (например, рейки, у которых силен момент христианства и китайских народных верований). Некоторые движения, напротив, могут оспаривать статус «новых» — например, Бахаи, появившиеся на свет еще в 19 в., но получившие широкое распространение на Западе лишь во второй половине 20 в.

    На нашем сайте мы будем придерживаться следующей классификации:

    Неохристианские течения

    Большая доля НРД – это неохристианские движения, в основном протестантского толка. Под протестантизмом (от protestas лат. – возрождающий) понимают, во-первых, историческое движении за обновление учения и практики католицизма, инициированное М.Лютером (1483), а во-вторых, христианские учения, имеющие такие признаки, как: свободное толкование священного текста; либерализация церковной иерархии; упразднение ряда таинств (миропомазания, исповеди и рукоположения).

    Со второй половины 19 — начала 20 в. в России получили широкое  распространение такие ветви протестантизма, как евангельские христиане, баптисты, адвентисты, пятидесятники и многие другие. Число протестантских организаций исчисляется сотнями и постоянно увеличивается в силу того, что протестантизм предполагает большую свободу в интерпретации Слова Божьего.   Подробнее

    Неоориенталистские объединения

    Неорентализм заключается в попытке адаптации восточных традиций к западным культурным реалиям. Особенно ярко эти процессы проявляются в неоиндуизме. Среди таких неоиндуистских движений оказываются часто несхожие между собой “Брахмосамадж”, “Миссия Рамакришны”, “Международное общество сознания Кришны”, “Общество божественной жизни”, а также такие представители, как Ошо Раджниш, М.М.Йоги, Ш.Ш.Анандамурти, Нирмала Дэви, Саи Баба, Шри Чинмой, Свами Вивекананда, Ауробиндо Гхош.   Подробнее

    Синкретические и универсальные движения

    В 20 веке процессы религиозного творчества продолжились еще с большей силой. Все увеличивается число эклектических конфессий, религий, в которых соединены разные элементы вероисповедальных практик. Среди них – Великое Белое Братство ЮСМАЛОС, Церковь унификации, Бахаи, Международная саентологическая церковь и т.д.   Подробнее

    Оккультно-мистические учения и школы Нью Эйдж (Нового века)

    Духовное движение, возникшее в 70-е гг. 20 в. в Европе. Учение Нью Эйдж – это синтез йоги, оккультизма, теософии, пантеизма и различных религиозных верований. Большое внимание придается личностным переживаниям человека. Основная цель Нью Эйдж – достижение духовной зрелости посредством становления осознания божественной природы и овладения спиритуальными техниками.

    Последователи Нью Эйдж верят, что переход от астрологического века Рыб, в котором мы живем, к веку Водолея приведет к изменению мира и человека. Мировая культура века Рыб имеет антропоцентричный, аналитичный, рациональный, патриархальный и европоцентричный характер. Век Водолея будет строиться на космоцентричном, синтетичном, мистичном, феминистичном и полицентричном мировоззрении.

    На смену таким религиям, как буддизм, индуизм, ислам, иудаизм, христианство и др., которые несут человечеству только часть Истины, придет синтетичная духовность – основная характеристика качественно новой эры, эры Водолея. В настоящее время в мире существует более 5 тыс. религиозных групп Нью Эйдж, которые представляют учения различной направленности (2).   Подробнее

    Неоязычество

    Неоязычество распадается на множество небольших групп, многие из которых принципиально отказываются от создания постоянно действующих организационных структур. В разных культурах они пытаются реконструировать разные формы языческого наследия: в странах английского языка это, по преимуществу, кельтское язычество “Викка” (колдовство), в немецкой культуре — германское, у нас в России — славянское (4).

    Впервые интерес к язычеству, например, в России возникает в начале 20 в. Именно в это время была найдена «Велесова книга» – главный источник славянской культуры, который, по мнению многих исследователей, относится к дохристианскому периоду. Первые организованные движения славянского язычества возникли в 70-е гг. 2 в. Свое первое легальное богослужение неоязычники совершили в 1989 году, а с 1993 г. последователи Неоязычества проводят всероссийские съезды на территории России.

    Все движения Неоязычества организованы по этническому признаку, многие из них склонны к национализму. Некоторые, такие как «Русское Национально-Освободительное Движение» или «Русская Партия России», имеют политическую окраску. В целом же, язычество многообразно и представляет разнородный конгломерат.

    Неоязычества распространено на территории России, Украины, Канады, США и др. стран. Последователи Неоязычества имеют свои издания, среди которых – газеты «За Русь», «Народная воля», «Русская правда», «Славянский вестник» и др., журналы «Волхв», «Наследие предков», «Сварог» и др.

    Наиболее известные религиозные движения, относящиеся к направлению Неоязычество – Веда, Джива – Храм Инглии, Славянский Круг, Схорон еж словен, Триглав, Троянова Тропа и др. (3)   Подробнее

    Сатанинские группы

    В центре традиционного сатанизма находится поклонение личности дьявола. В сатанизме все перевернуто: дьявол христианства становится богом сатанистов, христианские добродетели рассматриваются как пороки, а пороки как добродетели. Жизнь понимается как непрерывная борьба между силами света и тьмы, причем сатанист сражается на стороне тьмы, искренне веря в то, что, в конце концов, она одержит победу.

    Сатанинские культы особенно распространены в США и Западной Европе, Мировые центры сатанизма в настоящее время находятся в США и Англии.

    Из наиболее известных религиозных объединений сатанинского толка можно упомянуть “Церковь Сатаны,” “Международную ассоциацию люцеферистов кельтско-восточного обряда,” “Зеленый орден,” “Черный ангел,” “Южный крест”.   Подробнее

    www.openreality.ru

    НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО, неохристианство — это… Что такое НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО, неохристианство?

    
    НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО, неохристианство
    — религ.-обновленч. направление в рус. обществ, мысли нач. 20 в., ориентированное на поиски средств приспособления христианства к существованию в условиях кризиса самодержавия и связанных с ним границ, форм обществ.-политич. жизни. Возникло как реакция на неспособность традиц. рус. православия эффективно противостоять развитию ре-волюц. событий в России и распространению в массах идей марксизма-ленинизма. Наиболее известными представителями Н. х. в церк. кругах были епископ Сергий (позже — патриарх), протоиерей С. А. Соллертинский, протопресвитер И. Л. Янышев, архимандрит Антоний и др. Идеи Н. х. широко пропагандировали Н. А. Бердяев, Д. С. Мережковский, С. Н. Булгаков, С. Л. Франк и др. Взяв за основу рус. православие, они пытались так реформировать его, чтобы образовалась динамичная религ. идеология, способная подчинить своему влиянию не только либеральную буржуазию и бурж.-дворянскую интеллигенцию, но и широкие народные массы. Политич. идеалом неохристиан была заимствованная у Вл. Соловьева идея «свободной теократии», а религ. кредо — т. н. динамич. догматизм, не отбрасывающий христ. догматы, а лишь предусматривающий новое истолкование их в соответствии с духом времени. Религ. реформизм неохристиан близок модернизму цсрк. обновленцев. После Великого Октября многие идеологи Н. х. оказались в лагере контрреволюции. Их гюпитич. воззрения взяты на вооружение совр. антикоммунизмом. В наст. вр. рслиг. принципы Н. х. используются сторонниками модернизации совр. рус.православия.

    Атеистический словарь.— М.: Политиздат. Под общ. ред. М. П. Новикова. 1986.

    • НОВГОРОДЦЕВ Павел Иванович
    • НОВЫЙ ЗАВЕТ

    Смотреть что такое «НОВОЕ ХРИСТИАНСТВО, неохристианство» в других словарях:

    • НЕОХРИСТИАНСТВО — см. Новое христианство …   Атеистический словарь

    • БОГОИСКАТЕЛЬСТВО —         религ. филос. течение в среде рус. либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюц. период обществ. перемен и получило широкое распространение после поражения Революции 1905 07. Б. предлагало перестроить совр.… …   Философская энциклопедия

    • Русская литература — I.ВВЕДЕНИЕ II.РУССКАЯ УСТНАЯ ПОЭЗИЯ А.Периодизация истории устной поэзии Б.Развитие старинной устной поэзии 1.Древнейшие истоки устной поэзии. Устнопоэтическое творчество древней Руси с X до середины XVIв. 2.Устная поэзия с середины XVI до конца… …   Литературная энциклопедия

    ateism.academic.ru

    смена философской, научной, эстетической парадигмы. — МегаЛекции

    Сперва определение СВ связывалось только с поэзией, а в дальнейшем стало синонимом РЛ XX века дооктябрьского периода. Егорова подчеркивает: СВ – понятие не хронологическое, а оценочное. Определение«поэзия CВ» может быть соотнесено лишь с произ-ями S, A, эгофутуриста И. Северянина или реалиста Бунина, т. е. выборочно. Понятие«СВ» может считаться лит. термином, но больше — это метафора, условность. Хронология спорная: 1890- 1910е.На рубеже столетий произошла смена парадигм во всех областях знаний: теория относительности, открытие делимости атома, идея преодоления земного притяжения. Отход от философии позитивизма, поиски новой мифологии, отражающей параметры мышления человека 20 века. От иск-ва ждали прорыва в новые миры с помощью поэтич. слова. Место в духовной жизни: богоискательство – широкое неохристианское течение в среде либеральной интеллигенции. Не удовлетворенные догматами офиц церкви, русские философы, начиная с Вл. Соловьева, стремились к примирениюрелигии и разума, к глубокой теоретич разработке вопросов теологии, к изменению и совершенствованию жизни на основах христианства.Первый том «Капитала»Маркса был переведен в России в 1872 г. и привлек своей убедительностью. Идея борьбы классов, которая якобы приведет путем революции к соц. справедливости, к бесклассовому обществу падала на благоприятную почву, подготовленную другими соц. утопиями. Марксизм как идеология оказал влияние на таких пис-лей, как В. Вересаев, и особенно на пролетарскую лит-ру (М. Горький, А. Серафимович, Д. Бедный и др.).Основным в рус ренессансе начала века, по словам Н. Бердяева, было влияние Ницшe. Стимул к сущ-ию:волю к власти – тягу к самоутверждению, подчинение чужой воли своей. Идея сверхчеловека влекла за собой отрицание общепринятой морали вплоть до ошеломляющего тезиса «Бог умер». Ницше воспринимался, как пророк крушения традиционных ценностей и утраты прежних авторитетов, при советской власти был запрещен как вдохновитель немецкого фашизма. Как диалог с Ницше воспринимался философский трактат «Оправдание добра» Вл Соловьева, который видел «ложь и правду этой удивительной доктрины». Вяч Иванов уже в 1904 г. писал о Ницше как «властителе наших дум»: людей искусства привлекали два начала бытия культуры – дионисийское (торжество всякого рода страстей и темных извращенных инстинктов) и аполлоническое (гармоничное). Идея сильной личности питала горьковский романтизм. Она прослеживается и в прозе Куприна: в рассказах о рисковых людях со здоровым телом ( «Люди-птицы», «Штатс-капитан Рыбников»). Русское ницшеанство имело и отечественные корни. Они- не только в традиционном обращении писателей к деклассированному типу личности, свободной от условностей и общепринятой морали (Ницше свидетельствовал о влиянии на него героев «Записок мертвого дома» Достоевского), но и в теоретической концепция героя и толпы у народников. Влияние оказал и создатель психоанализа австрийский врач-психиатр З. Фрейди его идеи о доминирующей роли бессознательного в жизни человека, о бессознательных процессах, мотивациях и влечениях – в основном сексуального характера. По Ф, культура с ее идеалами подавляет желание бессознательного и строится на сублимации – перемещении стимулов внутренней природной энергии от непосредственного назначения на цели социального, морального и эстетического порядка. К 1914 г. психоанализ были распространен, встречал сопротивление со стороны тех, кто осуждал Фрейда за пансексуализм, противостоящий русскому Эросу: факт раскола литературного символистского движения на сторонников рационалистического психоанализа и мистической антропософии, которую исповедовал А. Белый. Н. Бердяев видел в психоанализе «бесстыдство современной эпохи», но также и обогащение знаний о человеке («Смысл творчества»). Антифрейдистски настроенный Белый трактовал подсознание как котел разрушительных по преимуществу страстей.Неофрейдизм:идея коллективного бессознательного и теория архетипов (К. Юнг). Космизм (Н. Федоров, К. Циолковский, А. Чижевский, В. Вернадский): идея «активной эволюции» как нового сознательного этапа развития мира, когда человечество, руководимое разумом и нравственным чувством, воздействует на эволюцию. Интерес культурной элиты к ересям и оккультизму. Рус. Ренессанс (Возрождение), хотя это касалось небольшой прослойки интеллигенции. Русские люди того времени жили в разных веках, и культурный ренессанс не имел сколько-нибудь широкого звучания, но оказал большое влияние на худ культуру.



    2. Русская литература первой трети XX века: общая характеристика. Философские основы литературы модернизма: идеи и образы В. Соловьева, Ф. Ницше, З. Фрейда, К. Маркса и др. и их художественная трансформация в творчестве русских пис-лей и поэтов.

    На рубеже веков, начиная с 1890-х формируется новый тип худ. сознания – модернизм. Наряду с традиционным реализмом возникают новые лит течения – S, A, F, «пролетарская литература» (соцреализм). Для многих классиков это был период, в котором определился или завершился творческий путь (у Блока, Есенина, Маяковского, фактически – у Горького и Белого). Новая генерация пис-лей 1920х (Булгаков, Платонов, Шолохов, Фадеев, Паустовский, Зощенко, Леонов), рус.зарубежье (Бунин, Зайцев, Шмелев, Цветаева, Г. Иванов и др.).На рубеже столетий произошла смена парадигм во всех областях знаний: теория относительности, открытие делимости атома, идея преодоления земного притяжения. Отход от философии позитивизма, поиски новой мифологии, отражающей параметры мышления человека 20 века. От иск-ва ждали прорыва в новые миры с помощью поэтич. слова. Не удовлетворенные догматами офиц церкви, русские философы, начиная с Вл. Соловьева, стремились к примирению религии и разума, к глубокой теоретич разработке вопросов теологии, к изменению и совершенствованию жизни на основах христианства. Ф. Соловьева — исток концептуальных построений S. Им создано учение о всеединстве, суть которого, по определению Лосева, «основывается на том, что единство бытия охватывает каждый отдельный момент и присутствует в каждом таком моменте», а бытие понимается как нерушимая целостность. Богочеловечество обретает смысл сущ-я через единение Мировой Души – единого свободного начала природной жизни – с божественным Логосом (Абсолютом, Богом). Более высокой ступенью в иерархии всеединства было понятие Софии – Премудрости Божией, как своеобразную проекцию Мировой души на сферу Абсолюта. София — воплощение Вечно Женственного божественного начала. Синтез: Благо (добро), Истина и Красота. Признание бессмертия души подводило к «оправданию добра», к признанию значимости моральных переживаний, как сострадание, жалость, стыд, благоговение перед высш ценностями, воплощенными в Абсолюте. Соловьев вступал в диалог с Ницше, был его оппонентом. Первый том «Капитала» Маркса был переведен в России в 1872 г. и привлек своей убедительностью. Идея борьбы классов, которая якобы приведет путем революции к соц. справедливости, к бесклассовому обществу падала на благоприятную почву, подготовленную другими соц. утопиями. Марксизм оказал влияние на пролетарскую лит-ру (М. Горький, А. Серафимович, Д. Бедный и др.). Основным в рус ренессансе начала века, по словам Н. Бердяева, было влияние Ницшe. Стимул к сущ-ию: волю к власти – тягу к самоутверждению, подчинение чужой воли своей. Идея сверхчеловека влекла за собой отрицание общепринятой морали вплоть до ошеломляющего тезиса «Бог умер». Ницше воспринимался, как пророк крушения традиционных ценностей и утраты прежних авторитетов, при советской власти был запрещен как вдохновитель немецкого фашизма. Вяч Иванов уже в 1904 г. писал о Ницше как «властителе наших дум»: людей искусства привлекали два начала бытия культуры – дионисийское (торжество всякого рода страстей и темных извращенных инстинктов) и аполлоническое (гармоничное). Влияние оказал и создатель психоанализа австрийский врач-психиатр З. Фрейд и его идеи о доминирующей роли бессознательного в жизни человека, о бессознательных процессах, мотивациях и влечениях – в основном сексуального характера. Н. Бердяев видел в психоанализе «бесстыдство современной эпохи», но также и обогащение знаний о человеке («Смысл творчества»). Белый трактовал подсознание как котел разрушительных по преимуществу страстей. Неофрейдизм: идея коллективного бессознательного и теория архетипов (К. Юнг). Космизм(Федоров,Циолковский,Чижевский,Вернадский): идея «активной эволюции» как нового сознательного этапа развития мира, когда человечество, руководимое разумом и нравственным чувством, воздействует на эволюцию. Интерес к ересям и оккультизму. Рус. Ренессанс (Возрождение), хотя это касалось небольшой прослойки интеллигенции.

     

     


    Рекомендуемые страницы:


    Воспользуйтесь поиском по сайту:

    megalektsii.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *