Недоросль примерка кафтана – фонвизин «недоросль» смешны ли сцены примерки кафтана митрофана к маменьке ?

Композиция "Недоросли" Фонвизина. Реализм в "Недоросли" / Фонвизин Д.И.

Какова же композиция "Недоросли"? Прежде всего, стоит сказать, что все события комедии группируются вокруг одной основной интриги: борьбы за Софью трех претендентов на ее руку - Скотинина, Митрофанушки и Милона.

Композиция "Недоросли"

Действие комедии развивается четко и стройно. В начале пьесы, в сцене с примеркой кафтана, автор искусно вводит зрителя в бытовую обстановку провинциальной усадьбы. Эпизод этот сразу позволяет автору познакомить зрителя с большинством основных персонажей пьесы. Это — экспозиция пьесы.

В шестом-седьмом явлениях первого действия, вокруг сцены с письмом Стародума, завязывается узел комедии. Появляются новые действующие лица: Софья и Правдин. Это— завязка комедии.

Во втором и третьем действиях события развиваются и нарастают. На сцене все действующие лица комедии. В борьбу за Софью вступают все три претендента. Раскрываются и характеры действующих лиц.
Высший момент напряженности действия падает на конец четвертого действия, когда Простакова решает похитить Софью и насильно выдать замуж за Митрофанушку.

В пятом акте, когда обнаруживается неудача попытки Простаковой, начинается снижение действия. В четвертом явлении наступает развязка: имение Простаковой поступает в опеку. Последнее явление — финал пьесы. Восклицание Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»— подводит итог всей жизни Простаковой и в то же время объясняет идею комедии. Такова композиция "Недоросли". Перейдем теперь к рассмотрению реализма в этом произведении.

Реализм в "Недоросли"

Несмотря на наличие в "Недоросли" особенностей господствовавшего литературного стиля — классицизма (единство места, времени, действия, деление персонажей на положительные и отрицательные, «знаменательные» имена и фамилии, которые раскрывают основные черты героев), «Недоросль» — комедия новой литературной школы, в ней явные отступления от классицизма. Правила классицизма не допускали смешения в драме элементов комического и трагического.

Между тем в комедии Фонвизина мы водим и смешные сцены, и зарисовки тяжелых, отвратительных сторон крепостнического быта. Далее, обращает на себя внимание в комедии широта и разносторонность в характеристиках персонажей. Простакова — и жестокая помещица, и невежественная женщина, и лживый до цинизма человек, и любящая мать; Митрофанушка — и тупица, и обжора, и невежа, и хитрец, и неблагодарный сын. Это не отвлеченные образы классицизма, а настоящие, живые люди. Принцип деления героев на «положительных» и «отрицательных» не помешал, следовательно, Фонвизину дать реалистическую трактовку образов. В комедии "Недоросль" даже резонеры превратились в живых людей. Имена некоторых действующих лиц произведения (Митрофанушки, Простаковой, Скотинина) потому и стали нарицательными, что самые образы героев отличаются жизненностью и правдивостью. В этих образах Фонвизин достиг замечательной художественной типизации. А это говорит о безусловном реализме образов комедии.

Реалистическим является и язык "Недоросли". Яркость речевых характеристик действующих лиц мы уже отмечали. Об остроте, меткости языка комедии говорит то, что многие выражения ее вошли в русскую разговорную речь и превратились в своего рода пословицы, например: «Не хочу учиться, хочу жениться», «Да извозчики-то на што ж?», «Скотинины все родом крепколобы», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Вот злонравия достойные плоды» и др. Даже галлицизмы комедии («Радуюсь, сделав ваше знакомство», «Я делал мою должность» и др.) отражают подлинный язык отдельных слоев русского общества эпохи Фонвизина.

Наконец, и идейный пафос пьесы выходит за рамки обычных задач классической комедии—только смешить публику.

Таким образом, комедия превратилась в первое по времени реалистическое произведение русской литературы. Вот почему Горький назвал Фонвизина «основоположником реализма» в русской литературе.

Источник: Пишем сочинения по комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль". М.: "Грамотей", 2006

classlit.ru

Краткое содержание пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль», план (Первый вариант) | сочинение, анализ, биография, характеристика, тест, отзыв, статья, реферат, ГДЗ, книга, пересказ, сообщение, доклад, литература | Читать онлайн

План

  1. Примерка кафтана.
  2. Софья получает письмо от Стародума.
  3. Новая встреча Софьи с Милоном после разлуки.
  4. Желание Простаковой женить Митрофана на Софье. Него­дование Скотинина.
  5. Приезд Стародума к Простаковой.
  6. Милон просит руки Софьи у Стародума.
  7. Попытка похищения Софьи Простаковыми.
  8. Опека над имением Простаковых. Материал с сайта //iEssay.ru
Действующие лица:
Простаков.
Госпожа Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама (т. е. кормилица) Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.

Действие происходит в доме Простаковых. Комедия начина­ется со сцены примерки кафтана. Простакова ругает портного Гришку за то, что он сшил кафтан для Митрофана слишком узким.

Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти ма­тери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников, и они управляют ее имением, как своим собственным. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж.

Затем появляется Софья. Девушка сообщает, что ее дядя Ста­родум, который когда-то уехал в Сибирь и в течение несколь­ких лет не подавал о себе никаких известий, так что его уже считали умершим, оказывается, жив и в настоящее время нахо­дится в Москве. Кроме того, он накопил состояние в десять ты­сяч и делает ее своей наследницей. Все это она узнала из пись­ма, которое Стародум прислал ей. Услышав такую новость, Про­стакова сразу же начинает более благосклонно относиться к Софье, так как задумала женить своего сына Митрофанушку на богатой невесте.

В деревне, принадлежащей Простаковым, останавливаются на постой солдаты, которых ведет в Москву офицер Милон. Милон встречает своего друга Правдина, который живет тут уже три дня, потому что определен членом наместничества. Правдин объез­жает округ для того, чтобы найти «злонравных» господ, бесчело­вечно использующих свою власть. Милон же, в свою очередь, рас­сказывает, что разыскивает свою любимую девушку, которую не видел больше полугода. Ее увезли дальние родственники в свои деревни после смерти матери. Выясняется, что речь идет о Со­фье. Происходит встреча влюбленных.

В это время Скотинин изъявляет желание жениться на Со­фье, ведь на те деньги, что завещал ей дядя, он сможет выку­пить свиней со всего белого света и для каждой построить хлев. Правдин сообщает Скотинину, что Простакова прочит Софью за своего сына. Скотинин затевает ссору с племянником и набрасы­вается на него с кулаками.

Приезжает из Москвы Стародум. Разговаривая с Правдиным, он рассуждает о воспитании и службе Отечеству, вспоминая ис­тории и приводя примеры из собственной жизни. Затем знакомит­ся с хозяевами, которые изо всех сил пытаются ему понравить­ся, надеясь стать его родственниками. После этого Стародум от­правляется отдохнуть с дороги, а Митрофан садится за урок, во время которого показывает себя полным невеждой.

После отдыха Стародум разговаривает с Софьей, рассуждая о различных добродетелях и нравственных качествах человека. Далее Правдин представляет ему Милона, который просит руки его племянницы. Молодые получают благословение дяди. Затем к Софье сватаются Скотинин и Митрофанушка, но Стародум отка­зывает им, сообщая, что она уже сговорена. Тогда Простакова решает похитить Софью, чтобы насильно отвезти ее обвенчаться с сыном. Но попытка эта заканчивается неудачей, так как девуш­ку спасает Милон. Правдин принимает под опеку дом и деревни Простаковых. Помещица, желая найти поддержку у сына, броса­ется к нему с объятиями, но тот грубо отталкивает мать. Проста­кова падает в обморок. Стародум, Софья и Милон собираются ехать в Москву. Заканчивается пьеса словами Стародума, указывающе­го на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!»

На этой странице материал по темам:
  • сочинение с планом на тему недоросль фонвизин
  • фонвизин недоросль краткое содержание в виде плана
  • план сочинения недоросль фонвизина
  • краткий план по произведению фонвизин недоросль
  • план сочинения фонвизин недоросль

iessay.ru

👍Лучшее сочинение – «Фонвизин Недоросль Краткое содержание» Недоросль

План

1. Примерка кафтана.

2. Софья получает письмо от Стародума.

3. Новая встреча Софьи с Милоном после разлуки.

4. Желание Простаковой женить Митрофана на Софье. Него­дование Скотинина.

5. Приезд Стародума к Простаковой.

6. Милон просит руки Софьи у Стародума.

7. Попытка похищения Софьи Простаковыми.

8. Опека над имением Простаковых.

 Краткое содержание

Действующие лица:

Простаков.

Госпожа Простакова, жена его.

Митрофан, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама (т. е. кормилица) Митрофанова.

Правдин.

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие происходит в доме Простаковых. Комедия начина­ется со сцены примерки кафтана. Простакова ругает портного Гришку за то, что он сшил кафтан для Митрофана слишком узким.

Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти ма­тери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников, и они управляют ее имением, как своим собственным. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж.

Затем появляется Софья. Девушка сообщает, что ее дядя Ста­родум, который когда-то уехал в Сибирь и в течение несколь­ких лет не подавал о себе никаких известий, так что его уже считали умершим, оказывается, жив и в настоящее время нахо­дится в Москве. Кроме того, он накопил состояние в десять ты­сяч и делает ее своей наследницей. Все это она узнала из пись­ма, которое Стародум прислал ей. Услышав такую новость, Про­стакова сразу же начинает более благосклонно относиться к Софье, так как задумала женить своего сына Митрофанушку на богатой невесте.

В деревне, принадлежащей Простаковым, останавливаются на постой солдаты, которых ведет в Москву офицер Милон. Милон встречает своего друга Правдина, который живет тут уже три дня, потому что определен членом наместничества. Правдин объез­жает округ для того, чтобы найти «злонравных» господ, бесчело­вечно использующих свою власть. Милон же, в свою очередь, рас­сказывает, что разыскивает свою любимую девушку, которую не видел больше полугода. Ее увезли дальние родственники в свои деревни после смерти матери. Выясняется, что речь идет о Со­фье. Происходит встреча влюбленных.

В это время Скотинин изъявляет желание жениться на Со­фье, ведь на те деньги, что завещал ей дядя, он сможет выку­пить свиней со всего белого света и для каждой построить хлев. Правдин сообщает Скотинину, что Простакова прочит Софью за своего сына. Скотинин затевает ссору с племянником и набрасы­вается на него с кулаками.

Приезжает из Москвы Стародум. Разговаривая с Правдиным, он рассуждает о воспитании и службе Отечеству, вспоминая ис­тории и приводя примеры из собственной жизни. Затем знакомит­ся с хозяевами, которые изо всех сил пытаются ему понравить­ся, надеясь стать его родственниками. После этого Стародум от­правляется отдохнуть с дороги, а Митрофан садится за урок, во время которого показывает себя полным невеждой.

После отдыха Стародум разговаривает с Софьей, рассуждая о различных добродетелях и нравственных качествах человека. Далее Правдин представляет ему Милона, который просит руки его племянницы. Молодые получают благословение дяди. Затем к Софье сватаются Скотинин и Митрофанушка, но Стародум отка­зывает им, сообщая, что она уже сговорена. Тогда Простакова решает похитить Софью, чтобы насильно отвезти ее обвенчаться с сыном. Но попытка эта заканчивается неудачей, так как девуш­ку спасает Милон. Правдин принимает под опеку дом и деревни Простаковых. Помещица, желая найти поддержку у сына, броса­ется к нему с объятиями, но тот грубо отталкивает мать. Проста­кова падает в обморок. Стародум, Софья и Милон собираются ехать в Москву. Заканчивается пьеса словами Стародума, указывающе­го на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!»



У нас большая база и мы ее постоянно пополняем, и поэтому если вы не нашли, то пользуйтесь поиском
В нашей базе свыше 15 тысяч сочинений
Сохранить сочинение:

sochineniepro.ru

Краткое содержание пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль»



План

Примерка кафтана. Софья получает письмо от Стародума. Новая встреча Софьи с Милоном после разлуки. Желание Простаковой женить Митрофана на Софье. Негодование Скотинина. Приезд Стародума к Простаковой. Милон просит руки Софьи у Стародума. Попытка похищения Софьи Простаковыми. Опека над имением Простаковых. Действующие лица:
Простаков.
Госпожа Простакова, жена его.
Митрофан, сын их, недоросль.
Еремеевна, мама Митрофанова.
Правдин.
Стародум.
Софья, племянница Стародума.
Кутейкин, семинарист.
Цыфиркин, отставной сержант.
Вральман, учитель.
Тришка, портной.
Слуга Простакова.
Камердинер Стародума.

Действие происходит в доме Простаковых. Комедия начинается со сцены примерки кафтана. Простакова ругает портного Гришку за то, что он сшил кафтан для Митрофана слишком узким.

Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти матери живет в доме Простаковых,


своих дальних родственников, и они управляют ее имением, как своим собственным. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж.

Затем появляется Софья. Девушка сообщает, что ее дядя Стародум, который когда-то уехал в Сибирь и в течение нескольких лет не подавал о себе никаких известий, так что его уже считали умершим, оказывается, жив и в настоящее время находится в Москве. Кроме того, он накопил состояние в десять тысяч и делает ее своей наследницей. Все это она узнала из письма, которое Стародум прислал ей. Услышав такую новость, Простакова сразу же начинает более благосклонно относиться к Софье, так как задумала женить своего сына Митрофанушку на богатой невесте.

В деревне, принадлежащей Простаковым, останавливаются на постой солдаты, которых ведет в Москву офицер Милон. Милон встречает своего друга Правдина, который живет тут уже три дня, потому что определен членом наместничества. Правдин объезжает округ для того, чтобы найти «злонравных» господ, бесчеловечно использующих свою власть. Милон же, в свою очередь, рассказывает, что разыскивает свою любимую девушку, которую не видел больше полугода. Ее увезли дальние родственники в свои деревни после смерти матери. Выясняется, что речь идет о Софье. Происходит встреча влюбленных.

В это время Скотинин изъявляет желание жениться на Софье, ведь на те деньги, что завещал ей дядя, он сможет выкупить свиней со всего белого света и для каждой построить хлев. Правдин сообщает Скотинину, что Простакова прочит Софью за своего сына. Скотинин затевает ссору с племянником и набрасывается на него с кулаками.

Приезжает из Москвы Стародум. Разговаривая с Правдиным, он рассуждает о воспитании и службе Отечеству, вспоминая истории и приводя примеры из собственной жизни. Затем знакомится с хозяевами, которые изо всех сил пытаются ему понравиться, надеясь стать его родственниками. После этого Стародум отправляется отдохнуть с дороги, а Митрофан садится за урок, во время которого показывает себя полным невеждой.

После отдыха Стародум разговаривает с Софьей, рассуждая о различных добродетелях и нравственных качествах человека. Далее Правдин представляет ему Милона, который просит руки его племянницы. Молодые получают благословение дяди. Затем к Софье сватаются Скотинин и Митрофанушка, но Стародум отказывает им, сообщая, что она уже сговорена. Тогда Простакова решает похитить Софью, чтобы насильно отвезти ее обвенчаться с сыном. Но попытка эта заканчивается неудачей, так как девушку спасает Милон. Правдин принимает под опеку дом и деревни Простаковых. Помещица, желая найти поддержку у сына, бросается к нему с объятиями, но тот грубо отталкивает мать. Простакова падает в обморок. Стародум, Софья и Милон собираются ехать в Москву. Заканчивается пьеса словами Стародума, указывающего на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!»


home-task.com

Фонвизин Недоросль Краткое содержание | ВСЕ Сочинения.RU

План

1. Примерка кафтана.

2. Софья получает письмо от Стародума.

3. Новая встреча Софьи с Милоном после разлуки.

4. Желание Простаковой женить Митрофана на Софье. Него­дование Скотинина.

5. Приезд Стародума к Простаковой.

6. Милон просит руки Софьи у Стародума.

7. Попытка похищения Софьи Простаковыми.

8. Опека над имением Простаковых.

 Краткое содержание

Действующие лица:

Простаков.

Госпожа Простакова, жена его.

Митрофан, сын их, недоросль.

Еремеевна, мама (т. е. кормилица) Митрофанова.

Правдин.

Стародум.

Софья, племянница Стародума.

Кутейкин, семинарист.

Цыфиркин, отставной сержант.

Вральман, учитель.

Тришка, портной.

Слуга Простакова.

Камердинер Стародума.

Действие происходит в доме Простаковых. Комедия начина­ется со сцены примерки кафтана. Простакова ругает портного Гришку за то, что он сшил кафтан для Митрофана слишком узким.

Появляется Скотинин в веселом расположении духа: на вечер назначен сговор между ним и Софьей, которая после смерти ма­тери живет в доме Простаковых, своих дальних родственников, и они управляют ее имением, как своим собственным. Она еще не знает, что ее собираются выдать замуж.

Затем появляется Софья. Девушка сообщает, что ее дядя Ста­родум, который когда-то уехал в Сибирь и в течение несколь­ких лет не подавал о себе никаких известий, так что его уже считали умершим, оказывается, жив и в настоящее время нахо­дится в Москве. Кроме того, он накопил состояние в десять ты­сяч и делает ее своей наследницей. Все это она узнала из пись­ма, которое Стародум прислал ей. Услышав такую новость, Про­стакова сразу же начинает более благосклонно относиться к Софье, так как задумала женить своего сына Митрофанушку на богатой невесте.

В деревне, принадлежащей Простаковым, останавливаются на постой солдаты, которых ведет в Москву офицер Милон. Милон встречает своего друга Правдина, который живет тут уже три дня, потому что определен членом наместничества. Правдин объез­жает округ для того, чтобы найти «злонравных» господ, бесчело­вечно использующих свою власть. Милон же, в свою очередь, рас­сказывает, что разыскивает свою любимую девушку, которую не видел больше полугода. Ее увезли дальние родственники в свои деревни после смерти матери. Выясняется, что речь идет о Со­фье. Происходит встреча влюбленных.

В это время Скотинин изъявляет желание жениться на Со­фье, ведь на те деньги, что завещал ей дядя, он сможет выку­пить свиней со всего белого света и для каждой построить хлев. Правдин сообщает Скотинину, что Простакова прочит Софью за своего сына. Скотинин затевает ссору с племянником и набрасы­вается на него с кулаками.

Приезжает из Москвы Стародум. Разговаривая с Правдиным, он рассуждает о воспитании и службе Отечеству, вспоминая ис­тории и приводя примеры из собственной жизни. Затем знакомит­ся с хозяевами, которые изо всех сил пытаются ему понравить­ся, надеясь стать его родственниками. После этого Стародум от­правляется отдохнуть с дороги, а Митрофан садится за урок, во время которого показывает себя полным невеждой.

После отдыха Стародум разговаривает с Софьей, рассуждая о различных добродетелях и нравственных качествах человека. Далее Правдин представляет ему Милона, который просит руки его племянницы. Молодые получают благословение дяди. Затем к Софье сватаются Скотинин и Митрофанушка, но Стародум отка­зывает им, сообщая, что она уже сговорена. Тогда Простакова решает похитить Софью, чтобы насильно отвезти ее обвенчаться с сыном. Но попытка эта заканчивается неудачей, так как девуш­ку спасает Милон. Правдин принимает под опеку дом и деревни Простаковых. Помещица, желая найти поддержку у сына, броса­ется к нему с объятиями, но тот грубо отталкивает мать. Проста­кова падает в обморок. Стародум, Софья и Милон собираются ехать в Москву. Заканчивается пьеса словами Стародума, указывающе­го на Простакову: «Вот злонравия достойные плоды!»

Фонвизин Недоросль Краткое содержание

5 (100%) 1 vote
На этой странице искали :
  • краткое сочинение недоросль
  • краткое сочинение на тему недоросль
  • недоросль краткое содержание
  • недоросль очень краткое содержание
  • фонвизин недоросль краткое содержание

Сохрани к себе на стену!

vsesochineniya.ru

Денис Иванович Фонвизин (1745-1792)

Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы,
И переимчивый Княжнин.
А.С. Пушкин

Д.И. Фонвизин

Д.И. Фонвизин (Von Wisin) родился в Москве, в семье обрусевших немцев. Его далёкие предки – барон Пётр и его сын – попали в плен к русским в 16 веке во время войны Руси с Ливонским Орденом. С четырёх лет Фонвизин обучался грамоте на дому, а с десяти лет продолжил обучение в гимназии при Московском университете. В 1760 году в числе лучших студентов был привезён в Санкт-Петербург для представления графу И.И. Шувалову, попечителю Московского университета, и М.В. Ломоносову, создателю университета. Сильнейшее впечатление на юного Фонвизина произвело посещение театра, что и определило во многом его дальнейшую судьбу: «Действия, произведённого во мне театром, почти описать невозможно…».

В семнадцатилетнем возрасте Фонвизин становится переводчиком в Коллегии иностранных дел. Его покровителем в это время являлся граф Никита Иванович Панин. Через два года к Фонвизину пришла литературная слава благодаря написанному стихотворению «Послание к слугам моим. Шумилову, Ваньке и Петрушке», которое проложило путь его комедиям.

 

Первая комедия Фонвизина – «Бригадир» – была написана в 1769 году. В центре её вопрос, который не разрешён и поныне: почему в России есть люди, готовые молиться на всё иностранное? Таков сын Бригадира Иванушка, однажды побывавший в Париже и с тех пор убеждённый, что дух его «принадлежит короне французской». Интрига комедии состоит в любовном многоугольнике: отец хочет женить Ивана на Софии, но тот волочится за Советницей; София любит дворянина Добролюбова; Советник влюблён в Бригадиршу, а Бригадир – в Советницу. Эта ситуация благополучно разрешается только для Софии и Добролюбова, чьи достоинства соответствуют их именам.
Граф Панин, которому Фонвизин читал свою комедию, заметил, что наиболее удачным персонажем пьесы является Бригадирша: «Я удивляюсь Вашему искусству, как Вы, заставя говорить такую дурищу во все пять актов, сделали, однако, её роль столько интересною, что всё хочется её слушать». Действительно, Бригадирша простодушна, невежественна, но её глупость иногда оборачивается наивной мудростью. С каждой новой сценой становится ясно, что Бригадирша – страдающий человек, которой выпало на долю терпеть недалёкого мужа и ещё более глупого сына. Она – единственный, кроме Софьи и Добролюбова, персонаж, чуждый супружеским изменам.

Сцена из спектакля "Недоросль" в постановке Малого театра

Конфликт иного плана лежит в основе второй комедии Фонвизина – «Недоросль», написанной в 1782 году. На первый взгляд, сюжет «Недоросля» напоминает сюжет комедии «Бригадир». Здесь тоже в центре – история несостоявшегося брака по расчёту и состоявшегося по любви. Но если в «Бригадире» события движутся логично и их легко предвидеть, то в «Недоросле» множество неожиданностей, действие развивается стремительно и непредсказуемо. Уже с первой сцены – примерки кафтана Митрофанушки – читатель и зритель могут увидеть разные стороны характеров героев: глупость, самовластие и вздорность Простаковой, забитость её супруга, способность даже крепостного Тришки вступить в спор с барыней и т.д. Многоцветен характер Митрофана, который, на первый взгляд, кажется всего лишь обжорой и болваном, но по ходу действия комедии выясняется, что он сметлив и увёртлив, склонен к предательству не только своей няньки, но и родной матери, совершившей из любви к сыну множество злых поступков. Несомненное достоинство комедии – сочетание драматического и комического, что не вполне соответствовало канонам классицизма. Комедия «Недоросль» стала одним из первых произведений так называемого «просветительского реализма».

Комедия «Недоросль», а затем и сатира «Всеобщая придворная грамматика» не понравились Екатерине Второй. Фонвизину был закрыт путь в печать. В возрасте сорока лет он тяжело заболел. Разбитый параличом, Фонвизин с трудом двигался и говорил, а через семь лет умер. Воспоминания о Фонвизине оставил баснописец 18 века И.И. Дмитриев.

Советский литературовед Станислав Рассадин в работе «Сатиры смелый властелин» отмечал: «Рождение писателя Фонвизина – это рождение русской литературы. Юность Фонвизина совпала с младенчеством нашей литературы… Умрёт Денис Иванович, и всего через два года родится его преемник в комедии А.С. Грибоедов. Началась непрерывная цепь, и начальное звено – Державин и Фонвизин, первые гении русской словесности».

Задания по комедии Фонвизина "Недоросль" 

Литература о Фонвизине:
1. Вяземский П.А. Фон-Визин. М., 1984
2. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990
3. Кочеткова Н.Д. Фонвизин в Петербурге. Л., 1984
4. Моров А.Г. Три века русской сцены. М., 1978
5. Рассадин С.Б. Сатиры смелый властелин. М., 1985
6. Русский драматический театр. Под редакцией Б.Н. Асеева, А.Г. Образцовой. М., 1976

 

mosliter.ru

Д.И. Фонвизин и его время. Традиционные элементы классицизма в комедии «Недоросль».(Анализ I действия комедии) » Мир учителя

Россия, ЯНАО, Пуровский район, г. Тарко-Сале

МКООУ санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении

«Санаторная школа-интернат»

Учитель русского языка и литературы

Камаева Гузяль Райсиновна

Цели урока:

  1.      Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.
  2.      Повторить роды литературы и особенности драмы.
  3.      Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.
  4.      Создать условия для выявлениятрадиционных элементов классицизма и новаторства в комедии  Д.И. Фонвизина «Недоросль».

5.    Выявить читательское восприятие комедии учащимися.

Вступительное слово учителя.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

           А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит  выяснить нам сегодня.

Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина

Денис Иванович Фонвизин родился в 1745 году. Русский поэт – сатирик. Служил переводчиком в Иностранной коллегии, затем при кабинет-министре «у приема челобитных». Он смело и гневно обличал самодержавно-крепостнический режим Екатерины II. Фонвизин принадлежал к прогрессивному и образованному кругу дворянской интеллигенции. Его литературная и общественная деятельность относится к 60 – 80 годам восемнадцатого столетия, когда исстрадавшееся крепостное крестьянство подняло под руководством Емельяна Пугачева восстание против поработителей.

Имя Фонвизина стало известно широкой публике после создания им комедии «Бригадир». Затем более десяти лет писатель занимался государственными делами. И только в 1781 г. им была завершена новая комедия — «Недоросль». Фонвизин не оставил свидетельств о создании «Недоросля». Единственный рассказ, посвященный созданию комедии, был записан много позже Вяземским. Речь идет о сцене, в которой Еремеевна защищает Митрофанушку от Скотинина. «Пересказывают со слов самого автора, что, приступая к упомянутому явлению, пошел он гулять, чтобы в прогулке обдумать его. У Мясницких Ворот набрел он на драку двух баб. Остановился и начал сторожить природу. Возвратясь домой с добычею наблюдений, начертал он явление свое и вместил в него слово зацепы, подслушанное им на поле битвы».

Связь творчества драматурга с исторической обстановкой, с общественной и художественной мыслью 70–80-х годов.

Правительство Екатерины, напуганное первой комедией Фонвизина, долгое время противилось постановке новой комедии писателя. Лишь в 1782 г. другу и покровителю Фонвизина Н.И. Панину через наследника престола, будущего Павла I, с большим трудом все же удалось добиться постановки «Недоросля». Комедия была разыграна в деревянном театре на Царицыном лугу силами актеров придворного театра. Фонвизин сам принимал участие в разучивании актерами ролей, входил во все детали постановки. И хотя успех спектакля был полный, вскоре после премьеры театр, на сцене которого впервые был поставлен «Недоросль», закрыли и расформировали. Отношение императрицы и правящих кругов к Фонвизину резко изменилось: до конца своей жизни автор «Недоросля» ощущал себя с этой поры опальным, гонимым писателем.

Что касается названия комедии, то само слово «недоросль» воспринимается сегодня не так, как задумано автором комедии. Во времена Фонвизина это было совершенно определенное понятие: так назывались дворяне, не получившие должного образования, которым поэтому запрещено было вступать в службу и жениться. Так что недорослю могло быть и двадцать с лишним лет, Митрофанушке же в комедии Фонвизина — шестнадцать лет. С появлением этого персонажа термин «недоросль» приобрел новое значение — «балбес, тупица, подросток с ограниченно порочными наклонностями». В комедии «Недоросль» Фонвизин одним из первых затронул тему крепостничества — основы современного ему социального строя. Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести дворянское государство «на самый край конечного разрушения и гибели».

Повторение пройденного материала.

Давайте вспомним особенности драматических произведений.

(Выяснение особенностей драматических произведений и их композиции (фронтальная беседа)).

– Какое произведение называется драматическим и что можно рассматривать в качестве его эпизода?

(Драматическое произведение предназначено для постановки на сцене, поэтому особенностью его композиции является деление на действия, которые, в свою очередь, состоят из сцен (или явлений). Их-то и нужно рассматривать как эпизоды драматического произведения).

– Каким бы ни было анализируемое вами произведение, в нем обязательно будут такие элементы композиции, которые записаны на доске. Расставьте их в порядке следования в произведении.

(Экспозиция, завязка действия, развитие действия, кульминация, развязка).

Каковы особенности драматического произведения эпохи классицизма?

(Особенности композиции пьес XVIII века — подчинение композиции сценического произведения правилу трёх единств).

Изучение нового материала.

Мы начнём с вами беседу, в которой, я надеюсь, вы примите активное участие. В процессе беседы вы будете работать на листах. На этих листах - таблица, которая будет вами заполняться в течение нескольких уроков в связи с поставленной целью. В конце урока сделанные вами записи помогут нам обобщить материал, о котором будет идти речь. Итак, начнём.

(Данная таблица помогает учащимся понять строение драматического произведения, дает возможность проверить выполнение домашнего задания (каждое явление необходимо озаглавить). Учащиеся могут по таблице определить  экспозицию, завязку действия, развитие действия, кульминацию, развязку драматического произведения. С этой целью учитель заранее готовит для каждого ученика специальный лист. Лист-распечатка выглядит следующим образом:

 

 

Действующие лица

Действие

Действие

Явления

Явления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отрица      тельные герои

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Положи тельные герои

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

      Слуги

 

 

            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учите ля

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Озаглавить сцены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Эвристическая беседа.

Что такое классицистическая комедия? Каким требованиям она должна была соответствовать?

КОМЕДИЯ — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.

Заполнение таблицы (Деление действия на явления)

Работа с афишей.

Комментированное чтение афиши. Говорящие фамилии.

Фонвизин использует "говорящие" фамилии, фразы-саморазоблачения. Давайте определим положительных и отрицательных героев комедии.

Заполнение таблицы

( Отрицательные – красным цветом, положительные герои – зеленым цветом, учителя и слуги – желтым цветом).

Где происходит действие комедии?

(События происходят в течение одних суток и в одном месте — захолустной барской усадьбе, в доме помещицы Простаковой.

Какими способами автор раскрывает характер тех, кто оказывается предметом " его беспощадной иронии", чьи недостатки, говоря словами Н.В. Гоголя, «выставлены в очевидности беспощадной»?

Какова расстановка сил в пьесе?

Как и положено, комедия классицизма должна была не просто смешить, но и просвещать, поучать, утверждая разумное, положительное, выражать авторский идеал. Поэтому отрицательным героям обязательно противопоставлялись герои положительные. Приём прямого соотнесения характеров – одна из особенностей русской комедии классицизма. В комедии “Недоросль” четыре героя с одной стороны противопоставлены четырём с другой. Положительные герои лишь проясняли авторское отношение к происходящему. Они выдвигали разумный идеал в различных сферах человеческой жизни, жизни общества. Именно поэтому так близко было современникам Фонвизина всё то, о чём говорили Стародум, Милон, Правдин, Софья.

Каким, исходя из этого, вы представляете возникший между ними конфликт?

Комментированное чтение и анализ первого действия. ( Заполняется таблица по ходу анализа произведения)

Как раскрываются в первых сценах характеры супругов Простаковых, Митрофана, Скотинина? Как они ведут себя, какова их речь? Как можно озаглавить первое явление?

(«Примерка кафтана».  Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм.)

Запишите название явления в таблицу. ( Аналогичная работа над 2-3 явлениями комедии).

Почему столько внимания уделено примерке кафтана и почему именно этой сценой начинается комедия?

Главная тема комедии обозначена писателем уже в первом действии. Первая реплика Простаковой: “Кафтан весь испорчен. Еремеевна, веди сюда мошенника Тришку. Он, вор, везде его обузил” - вводит нас в атмосферу произвола помещичьей власти. Все дальнейшие пять явлений посвящены именно показу этого произвола.

Сцена с кафтаном имеет иносказательное значение, связанное со сказкой Екатерины II о мужике, который вырос из кафтана. Императрица ставила своей целью при помощи аллегории раскрыть роль Комиссии 1767 года, бесплодно работающей над сводом законов. Д.И. Фонвизин же сатирически обыгрывает эту сказку: кафтан (свод законов), сшитый Тришкой  (Комиссия), никак не подходит Митрофану (народу).)

Тема барского произвола — главная в пьесе.

«Митрофанушка... матушкин сынок, а не батюшкин» (явление 4).

Каким предстает Митрофанушка в 4 явлении?

Митрофанушка — избалованный и бессовестный «маменькин сынок».  Он ни во что не ставит своего отца. Митрофан груб и жесток

«Замыслы Простаковой и Скотинина» (явление 5).

Что вы можете сказать о Скотинине?

Вырос в семье, крайне враждебно относившейся к просвещению: «Не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь научиться захочет». Невежественен, умственно не развит, жаден. Это свирепый крепостник, который умеет «содрать» оброк со своих крепостных крестьян, и в этом занятии для него не существует препятствий. Главный интерес в жизни -  скотный двор, разведение свиней. Только свиньи вызывают в нем расположение и теплые чувства, только к ним он проявляет теплоту и заботу. Речь Скотинина - речь необразованного человека, часто употребляет грубые выражения,  встречаются слова, заимствованные у дворовых. Это типичный представитель мелких помещиков-крепостников со всеми их недостатками.

Диалог Простаковой и Скотинина характеризует их как жестоких крепостников. «С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!» (Простакова жалуется братцу.)

Корысть, стяжательство, нажива — им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.

Крепостное право, считает Фонвизин, не только крестьян доводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет.

Почему хочет жениться Скотинин? Ради возможности выгодно жениться (нужны её «деревеньки», в которых водятся свиньи: Скотинину до них «смертная охота»), он готов уничтожить своего соперника - родного племянника Митрофана.

Итак, ЭКСПОЗИЦИЯ пьесы — знакомство с героями состоялось.

Почему Простакова вначале ничего не имела против женитьбы брата на Софье? (Считала её бесприданницей.)

Письмо Стародума (явление 6)

Почему она меняет свои планы? (Узнаёт, что та наследница богатого дяди, Стародума.)

В чём комизм её поведения? (Несоответствие: свой вымысел желает считать правдой, правду представляет вымыслом.)

Что интересное узнаем мы о Простаковой в 7 явлении? Как можно озаглавить? (Простакова не умеет читать.) «Чтение письма».

Именно с этого события начинает развиваться драматический конфликт — это ЗАВЯЗКА пьесы. И кажется, что ничего уже не поможет Софье.

Какое событие помешало планам Простаковых–Скотинина? (явление 8).

(В деревню на постой пришли солдаты, во главе их офицер Милон, жених Софьи. Он приятель и единомышленник Правдина, убеждённого противника “злонравных невежд”.)

Сегодня мы познакомились с Д.И. Фонвизиным, сделали первую попытку проникнуть в тайны его бессмертной комедии «Недоросль». Разговор о её героях, о проблемах, поднятых автором, мы продолжим на следующих уроках. Ибо это произведение, высоко оцененное русской критикой, требует внимательного прочтения.

Как вы думаете, можно ли применить эту таблицу при изучении произведений, не относящихся к эпохе классицизма?

Нет. Классическая комедия строилась по определённым канонам. Человеческие характеры обрисовывались односторонне, действующие лица обычно являлись носителями какой-либо одной черты (чёткое деление на положительных и отрицательных героев). Действующие лица четко подразделялись на носителей добра или зла. Драматические произведения подчинялись правилам трех единств. События происходили в течение одних суток, в одном месте, сюжет не осложнялся побочными эпизодами. Одна идея и единство действия    (в основе комедии должен лежать один конфликт).

 

Заключительное слово учителя

   «Русская комедия начиналась задолго ещё до Фонвизина, но началась только с Фонвизина. Его «Недоросль» и «Бригадир» наделали страшного шума при своем появлении и навсегда останутся в истории русской литературы, если не искусства, как одно из примечательнейших явлений. В самом деле. Эти комедии суть произведения ума сильного. Человека даровитого». Так высоко оценил творчество Фонвизина   В.Г. Белинский в статье «Горе от ума». Попробуем постичь тайну бессмертного произведения Д.И. Фонвизина.

Домашнее задание. Читать второе действие, озаглавить каждое явление. 

скачать dle 12.1

worldofteacher.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о