Народы древней греции – Народы древней Греции кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Народы Древней Греции — не только древние греки

Может показаться, что на вопрос «Кто жил в Древней Греции?» правильным ответом будет: «Древние греки». Но, во-первых, древние греки были разными. Они делились на несколько племен. Во-вторых, в Древней Греции жили и другие народы.

Древние греки
Древние греки называли себя эллинами. Изначально это было название племени родом из Фессалии. Упоминание о нем можно найти уже у Гомера. Общим названием для всех греков оно стало лишь в эпоху классической греческой цивилизации, то есть в первом тысячелетии до нашей эры. Происхождение названия «эллины» вызывает горячие споры среди современных языковедов, но для самих греков ничего загадочного в нем не было. Они полагали, что названия народов происходят от общего предка. Соответственно, все эллины происходили от царя по имени Эллин.
Греки выделяли себя из числа других народов по языку и обычаям. Всех, кто не был греком, они называли варварами. Слово «варвар» имело явный негативный оттенок, хотя не означало дикарей. Например, греки знали, что пеласги, о которых речь пойдет ниже, египтяне или финикийцы были более древними и культурными народами, но все равно называли их варварами.
Древние греки не были единым народом. Они делились на несколько племен, каждый из которых разговаривал на собственном диалекте. Давайте рассмотрим, что же это за племена.

Ахейцы, они же Данайцы
Первым известным племенем древних греков были ахейцы. Именно они осаждали Древнюю Трою, поэтому в «Илиаде» Гомера так называли всех греков. Гомер также использовал название «данайцы», поскольку происхождение ахейцев велось от Даная, мифического царя Египта, бежавшего от своих родственников на Пелопонесский полуостров.
На самом же деле, предки ахейцев пришли на Пелопоннес не из Египта, а откуда-то с севера в начале второго тысячелетия до нашей эры. Здесь они создали микенскую цивилизацию, открытую и названную так в девятнадцатом веке Генрихом Шлиманом. Ахейцы вели обширную торговлю по всему Средиземному морю, так что их колонии находят на Кипре, западном побережье Малой Азии, Сицилии и Липарских островах. Когда в середине второго тысячелетия до нашей эры на Крите погибла минойская цивилизация, ахейцы переселились на этот остров.
Но в конце второго тысячелетия до нашей эры воинственные ахейцы сами стали жертвами пришельцев с севера. Микенская цивилизация погибла. В эпоху классической Древней Греции, самостоятельного ахейского диалекта уже не существовало. Ахейское происхождение приписывалось лишь жителям Аркадии, маленькой горной области на Пелопоннесе, и грекам Кипра.

Дорийцы
Уже на глиняных дисках эпохи микенской цивилизации встречается личное имя Дорий. Однако древнегреческая традиция связывала происхождение дорийцев с маленькой областью Дорида около горы Эта на севере Древней Греции. Считалось, что дорийцы происходят от Дора, сына Эллина. В конце второго тысячелетия до нашей эры Гераклиды, потомки мифического героя Геракла, привели дорийцев на юг Греции, где они заселили Пелопоннес, Крит, ряд островов Эгейского моря. Дорийские колонии встречались на Сицилии, у пролива Босфор и в Малой Азии.
Миф о переселении дорийцев на юг породил у историков девятнадцатого века такое понятие, как «дорийское завоевание». Первым его ввел в оборот британский историк Вильям Митфорд (1744 — 1827) . Он полагал, что именно дорийцы сокрушили ахейские города-государства. Понятие «дорийское завоевание» кочевало из одной книги в другую и все еще встречается в некоторых учебниках по истории. Между тем, современные археологи полагают, что уничтожение микенской цивилизации – дело рук других, куда более грозных противников. Тех, кого древние египтяне назвали «народами моря». Если дорийцы действительно произошли из Дориды, то появились на Пелопоннесе немного позже.
В наше время самым известным дорийским государством можно считать Спарту. После реформ Ликурга в 884 году до нашей эры Спарта превратилась из обычного греческого полиса в военизированное сообщество, победившее в конце концов более богатые и населенные Афины. Дорийцам принадлежал также город Коринф. Он был даже богаче и населеннее Афин. Из малоазиатского дорийского города Галикарнаса происходил создатель истории как жанра литературы, писатель Геродот. В дорийском городе Сиракузы на Сицилии жил известный изобретатель Архимед.

Ионийцы
Ионийцы, – пожалуй, были самым многочисленным и культурно развитым племенем классической Древней Греции. Древние греки считали общим предком ионийцев Иона, внука Эллина. Впервые их название встречается на микенской табличке Xd. До конца второго тысячелетия они жили вместе с ахейцами на Пелопоннесе, откуда были вытеснены дорийцами. Страбон писал, что на Коринфском перешейке был установлен столб. С одной стороны на нем было написано: «Тут не Пелопоннес уже, а Иония», а на другой стороне «Тут не Иония уже, а Пелопоннес». Единственным ионийским племенем, что сохранялось на Пелопоннесе, были кинурии, обитавшие в области Аргос. Уже во времена Геродота, то есть к середине первого тысячелетия до нашей эры, кинурии говорили на дорийском диалекте и мало отличались от соседей-дорийцев.
Покинув Пелопоннес, ионийцы заняли несколько областей центральной Древней Греции, в том числе Аттику, а затем начали колонизацию островов Эгейского моря. На западном побережье Малой Азии они основали семь городов, самым большим из которых стал Милет. Область семи городов получила название Ионии. Именно в малоазиатской Ионии зародилось искусство классической Древней Греции. Милет стал центром первой школы натурофилософии, в нем жили и работали математик Фалес, писатель Анаксимандр, физик-материалист Анаксимен.
Ионийцы были настоящим народом-колонизатором. Плиний Старший писал, что только жители Милета основали 90 колоний. В 546 году до нашей эры самый северный ионийский город Фокея был завоеван персами. Но фокейцы не покорились захватчикам. Собрав свое имущество, они погрузились на корабли и покинули город. Фокейские греки открыли побережье Испании и создали множество колоний в западной части Средиземного моря.
Думаю, не стоит много рассказывать о золотом веке другого города, населенного ионийцами, — Афин. Афины – родина демократии, важный политический и культурный центр. Афинский ионийский диалект стал основой общегреческого литературного языка койне. На нем писали в классическую эпоху, во времена эллинизма, и даже византийские писатели старались использовать древний афинский диалект.

Эолийцы
Древние греки считали, что эолийцы происходят от Эола, сына Эллина, и первоначальным местом их расселения была северная аграрная область Фессалия. Позже они появились в Беотии. На западном побережье Малой Азии, севернее малоазиатской Ионии, возникла колонизированная эолийцами область Эолия. В ее состав входил остров Лесбос.
В Древней Греции как-то не особо ценили вклад эолийцев в общегреческую культуру. Платон даже называл эолийский диалект варварским. Между тем, именно эолийцы донесли и пересказали большинство древнегреческих мифов. Эолийцами были древнегреческие поэты Гесиод и Алкей, прозаик Гелланик и первая известная женщина-поэтесса Сафо.
Самым знаменитым эолийским городом были Фивы. Они вели весьма независимую политику от Афин и Спарты. В 378 году до нашей эры Фивы нанесли жестокое поражение Спарте и вплоть до македонского завоевания оставались городом-гегемоном всей балканской Греции.

Странный народ македонцы
На карте современной Европы есть маленькая страна Македония. Ее жители говорят на македонском славянском языке, очень похожем на болгарский. Но современные македонцы не имеют ничего общего с древними македонцами, завоевателями Древней Греции, а затем Персидской империи, Средней Азии и даже части Индии. Кем же были древние македонцы?
Македонцы или македоняне жили на севере от территорий, которые мы обычно включаем в балканскую Древнюю Грецию. Древние греки не считали македонцев греками, а знаменитый афинский оратор Демосфен открыто называл их варварами. Но сами македонцы думали иначе. Они полагали, что являются родственниками дорийцев и происходят из области Аргос на Пелопоннесе. Геродот рассказывал историю македонского царя Александра (далекого предка другого царя Александра Великого), который пожелал участвовать в Олимпийских играх. Грекам это не понравилось. «Эти игры, — говорили они, — для эллинов, а не для варваров». Александру пришлось доказывать, что он по происхождению аргосец. В конце концов, его допустили.
Многие современные исследователи считают македонцев родственниками фракийцев – более северного народа, обитавшего на Балканском полуострове. Им мог бы возразить афинский историк Фукидид. Он сам был наполовину фракийцем и после изгнания из Афин жил во Фракии. Он явно отделял македонцев от фракийцев, зато не отделял от греков. Проблема происхождения македонцев сложна потому, что Македония как близкая область Греции была эллинизирована уже к середине первого тысячелетия до нашей эры. Надписи на настоящем македонском языке до нас не дошли. Мы также не знаем имен богов македонского происхождения.
Археологи выявили то, что на македонских надгробиях встречаются надписи на греческом языке. Но это не общелитературный язык койне, а самостоятельный диалект. Если македонцы приняли чужой греческий язык, то должны были принимать литературный. Например, белорусы разговаривают на литературном русском, а не каком-то диалекте русского. Ирландцы – на литературном английском, а не диалекте английского. То, что иногда называется ирландским диалектом, — это смесь английского с собственно ирландским. Греческий македонский язык не был смесью. Отдельных македонских слов в нем не было. Следовательно, можно предположить, что никакого принятия греческого языка и религии тоже не было. Македонцы изначально являлись греками. Вот только почему остальные греки считали их варварами – вопрос, на который ответить очень трудно.

Афаманты
Маленький народ афаманты жил на северо-западе Древней Греции. Авторы эллинистической эпохи считали афамантов варварами или, по крайней мере, потомками варваров, но сами афаманты относили себя к грекам. В 272 году до нашей эры они были завоеваны эпирским царем Пирром, спустя примерно столетие освободились и даже имели собственных царей. Конец независимости афамантов положили римляне, разрушившие в 168 году до нашей эры их крепости. Многие афаманты покинули место своего обитания и слились с другими греками.

Негреки в Греции
Предки древних греков появились на юге Балканского полуострова лишь в начале второго тысячелетия до нашей эры. До них здесь жили другие народы, и древние греки отлично помнили об этом. Расширяя свои владения, греки колонизировали острова Эгейского моря и Малую Азию. Там тоже кто-то жил до древних греков и даже вместе с древними греками.

Минойцы
Минойцы – древние жители острова Крит, создатели самой древней европейской цивилизации. Сами себя минойцами они не называли. Это название было придумано в девятнадцатом веке Генрихом Шлиманом, и в научный оборот вошло благодаря сэру Артуру Эвансу (читайте о нем в этой статье). О минойцах мы знаем лишь то, что они не были родственниками древних греков. К сожалению, диски с надписями типа А на месте раскопок минойских «дворцов» до сих пор не расшифрованы, и их настоящий язык не определен.
В классической Древней Греции о временах минойцев помнили очень мало. В основном, легенды о царе Миносе и его уродливом сыне Минотавре. В первом тысячелетии до нашей эры жители Крита говорили на дорийском диалекте. Но в произведениях Гомера упоминались некие этеокриты, то есть истинные жители Крита. На западе острова жил еще один народ – кидоны, а на окраинах – загадочные куреты. К куретам также относили некоторых жителей западной части Древней Греции и Холкиды – области чуть севернее Афин. В Холкиду они пришли с запада, и от греков отличались обычаем брить переднюю часть головы. На греческом языке «курет» значит буквально «постриженный». Этот обычай был заимствован абантами – ионийцами с острова Эвбея. В греческой мифологии куретами также называли слуг Реи, матери Зевса, и спутников бога виноделия Диониса. На острове Самофракия на севере Эгейского моря издавна существовал культ Диониса, там практиковались мистерии, посвященные куретам.

Пеласги
Пеласги – сборное название всех жителей Древней Греции, населявших эту страну до прихода греков. Греки верили, что мифический Пеласг, прародитель всех пеласгов, правил когда-то в Аркадии. Ему приписывались изобретение хижин и одежды. Главным центром балканских пеласгов был город Ларисса на севере. Еще одним важным центром обитания пеласгов считалась область Аргос на Пелопоннесе. Долгое время пеласги составляли значительную часть жителей древних Афин. Но в Афинах они были пришлым народом, переселились с острова Самофракия. Географические названия, связанные с пеласгами, находят на всей территории Древней Греции. В начале классического периода пеласги даже принимали участие в колонизации эгейских островов, северо-запада Малой Азии и Сицилии.
Геродот, рассказывая о событиях конца второго тысячелетия, замечал: «Тогда Эллада называлась еще Пеласгией». Но уже в его время в балканской Греции пеласгов не было. Он полагал, что они растворились среди греков. Остатки пеласгов жили лишь в Италии, где-то чуть севернее этрусков. Писатели эллинистической поры и вовсе путались, пытаясь вывести родословную этого древнего народа.
Большинство современных ученых считают, что пеласги не были индоевропейским народом. В конце второго – начале первого тысячелетия до нашей эры в разных частях Греции сохранялись лишь остатки местного населения догреческой эпохи. Скорее всего, Геродот был прав. Они постепенно растворились среди греков.

Молоссы
Молоссами называли жителей северо-западной области Эпир, обитавших там до греческого завоевания. Молоссов часто путали с пеласгами или приписывали последним достижения молоссов. Ничего удивительного в этом нет. Ведь, как говорилось выше, пеласги – это сборное название. Следовательно, молоссы могли считаться одними из пеласгов.
В эпирском городе Додона был расположен храм Зевса с собственным оракулом. Древние греки считали, что храм и культ Зевса Додонского был основан молоссами.

Кавконы
Страбон называл кавконами народ, живший на малоазиатском побережье Черного моря. Гомер упоминал их как союзников троянцев в войне с греками. Некоторые ученые полагают, что кавконы происходили из Кавказа и были дальними родственниками современных адыгейцев и абхазов. Кавконы также упоминались наряду с пеласгами, что жили в греческой Аркадии. Впрочем, для греков классической эпохи балканские кавконы были народом седой древости.

Лелеги
Лелеги – еще один догреческий народ, который называют в числе или рядом с пеласгами. Геродот полагал, что они происходят с Кикладских островов на юге Эгейского моря. В древности лелеги подчинялись царям Крита и платили им дань гребцами. Критяне переселили часть лелегов в Малую Азию, где те поселились среди карийцев. Лелегов также упоминали среди жителей древней Беотии.
В хеттских табличках второго тысячелетия до нашей эры упоминаются жители запада Малой Азии – лулахи. Вполне возможно, что греческие лелеги и хеттские лулахи – один и тот же народ.

Карийцы
В Эгейском море есть остров Делос. Он занимает всего три с половиной квадратных километра, но согласно древнегреческим мифам на Делосе родились боги Аполлон и Артемида. В классическую эпоху Делос стал важным религиозным центром. Многие греки считали делом чести не просто посетить святилище на Делосе, но и умереть там. Постепенно маленький островок превратился в огромное кладбище. В 425 году до нашей эры афиняне взяли шефство над святилищем и запретили умирать или рождаться на Делосе. Более того, они устроили чистку уже существовавших могил и перезахоронение. К их удивлению, более половины захоронений принадлежало не грекам, а карийцам. «Их опознали по оружию, погребенному вместе с ними, и по способу захоронения, существующему у них и поныне», — поясняет Фукидид.
Фукидид считал карийцев коренными жителями Кикладских островов, откуда их изгнал критский царь Минос. Они поселились в Малой Азии, в приморской области, которую называли Карией. Геродот со ссылкой на самих карийцев утверждал, что они всегда жили на материке. Часть Карии была захвачена ионийцами и дорийцами. Геродот как раз происходил из города Галикарнаса, построенного дорийцами на карийских землях. Более того, у отца Геродота было карийское имя.
К середине второго тысячелетия карийцы приняли многие обычаи эллинов, но продолжали сохранять родной язык и религию. Они разработали собственный буквенный алфавит на основе финикийского. Природные условия Карии не позволяли жить только благодаря земледелию, поэтому многие местные жители занимались мореплаванием, пиратством или служили в других странах наемниками. Памятники на карийском языке находили даже в Египте и Иране. Язык карийцев позволяет отнести их к индоевропейцам. Очевидно, они появились в Малой Азии примерно тогда же, когда греки – в Греции, но пришли не с Кикладских островов, а со стороны Босфора.
Расцвет древней Карии пришелся на четвертое столетие до нашей эры, когда вся Малая Азия была завоевана персами. Персы создали автономную сатрапию Карию, где правила династия Гекатомнидов местного происхождения. Самым известным ее представителем был сатрап Мавзол, строитель первого мавзолея. В 325 году до нашей эры Кария была завоевана македонцами, и ее население постепенно приняло греческий язык и религию.

Финикийцы
Знаете ли вы семитский народ из Ближнего Востока, первым покинувший свою родину и расселившийся по всему миру? Если вы думаете, что это евреи, то сильно ошибаетесь. Первыми великими путешественниками были их близкие родственники – финикийцы. Они жили на узкой полосе суше между Ливанскими горами и Средиземным морем. Расцвет финикийских городов-государств пришелся на конец второго – начало первого тысячелетия до нашей эры. Научившись строить огромные корабли с закрытой палубой, они занялись колонизацией Средиземного моря, плавали в Атлантику и, если верить Геродоту, обогнули Африку. Самая известная финикийская колония – Карфаген.
Финикийцы столкнулись с греками уже во втором тысячелетии до нашей эры, так как одновременно с ахейцами начали колонизацию Кипра. Упадок микенской цивилизации на некоторое время сделал греков неконкурентными, и финикийцы воспользовались этим, чтобы захватить торговые пути. Они активно торговали с самими греками, о чем писал Гомер. Впрочем, торговлей дела не ограничивались. Финикийцы селились в Греции.
В первую очередь, финикийцев интересовали острова Эгейского моря. Они колонизировали Санторин, Самофракию, Серифос, Родос, основали на Крите город Итан. Отсюда финикийцы вывозили руды редких металлов и полудрагоценные камни. Финикийские поселения возникали и на материке. Легендарным основателем города Фивы был Кадм, сын финикийского царя Агенора. Имя его сестры Европы, похищенной Зевсом, теперь носит весь континент Европа.
К седьмому веку до нашей эры следы финикийского присутствия постепенно исчезают из Греции. Но греки успели многое заимствовать у восточных колонистов. Прежде всего, алфавит. Ведь именно финикийцы были первыми изобретателями буквенного алфавита.

Автор текста: Дмитрий Самохвалов

Понравился материал? Буду благодарен за репост в социальных сетях
Если у вас есть, что добавить по теме, не стесняйтесь комментировать

Поделиться ссылкой:

dzsarea.com

Народы Греции: культура и традиции

На Балканском полуострове и близлежащих островах расположена Греция. Она граничит со многими странами и Республиками, например: Албанией, Болгарией, Турцией и Республикой Македонией. Просторы Греции омываются Эгейским, Фракийским, Ионическим, Средиземным и Критским морями.

Слово «грек» появилось во времена Римской империи. Так называли греческих колонистов Южной Италии. Позже так стали называть всех жителей Греции, на тот момент — эллинов. До средних веков греки жили по своим правилам и устоям, оказав большое влияние на развитие Европейской культуры. Но с переселением влахов, славян, албанцев их жизнь несколько изменилась.

Народы, населяющие Грецию

На сегодняшний день Греция является этнически однородно страной — жители говорят на общем языке, но также знают английский. По численности людей, проживающих на территории страны, Греция занимает 74 место в мире. Что касается веры, то практически все греки исповедуют православие.

Самыми заселенными городами Греции являются: Афины, Салоники, Патры, Волос и Ираклион. Горных и холмистых районов в этих городах достаточно, но люди предпочитают жить на побережье.

Смешение кровей началось в начале нашей эры. В 6-7 вв. н. э. славяне заняли большую часть греческих территорий, с этого момента, они стали частью греческой народности.

В Средние века Грецию заполонили албанцы. Несмотря на то, что Греция в этот момент была подвластна османской Турции, влияние этого народа на этническую составляющую было невелико.

(греческий танец Сиртаки)

А в середине 20 в. Грецию заполонили турки, македонцы, болгары, цыгане и армяне.

Огромное количество греков живут за границей, но все же сохранились народные греческие общины. Они находятся в Стамбуле и Александрии.

Нужно отметить, что на сегодняшний день 96% населения Греции — греки. Лишь на границах можно встретить представителей других народов — славянское, валашское, турецкое и албанское населения.

Культура и быт народов Греции

На Греческую культуру и быт повлияло много факторов, но есть вещи, которые остались неизменными со времен Древней Греции.

Дома Древней Греции делились на мужскую и женскую половину. Женская часть была доступна только для близких родственников, а в мужской части находились гостиные.

Греки никогда не придавали особого значения одежде. Она всегда была простой и неприглядной. Лишь по праздникам можно одеть праздничный костюм, украшенный узорами или сшитый из благородной ткани.

(Греки за столом)

Греки испокон веков были очень гостеприимным народом. Они всегда были рады нежданным гостям и незнакомым путешественникам. Как и во времена Древней Греции, сейчас не принято садится за стол в одиночестве, поэтому люди приглашают друг друга на завтраки, обеды и ужины.

Греки очень любят детей и тратят много сил и времени на то, чтобы их воспитать, дать хорошее образование и сделать их физически сильными.

Что касается отношений в семье, то мужчина — добытчик, а жена — хранительница домашнего очага. В Древней Греции не имело значения — есть ли рабы в семье, женщина все равно принимала участие в домашних делах.

(Греческая бабушка)

Но условия современности вносят свою лепту в жизнь греков. И все равно, они стараются чтить культуру, соблюдать религиозные традиции и по возможности носить национальную одежду. В обычном мире это простые европейские люди, носящие деловые костюмы или профессиональную форму.

Несмотря на то, что жители Греции слушают западную музыку, смотрят кассовые фильмы и живут, как многие, им все равно удается придерживаться своей культуры. Каждый вечер на улицах, в тавернах проходят праздники с вином и национальными песнями.

Традиции и обычаи народов Греции

У каждой национальности есть свои обычаи и традиции. Греки не являются исключением. Начать стоит с того, что в Греции ежегодно отмечают 12 праздников на уровне государства.

Одним из этих праздников является Греческая Пасха. В этот день люди устраивают масштабные гуляния. День Независимости и Благовещение сопровождаются военными парадами во всех городах Греции. Также греческой традицией стал рок-фестиваль Rockwave. Мировые рок-группы съезжаются в эту страну, чтобы дать уличный концерт. Стоит посетить Винные и Лунные Фестивали, которые проходят летом.

Большая часть обычаев связано, конечно, с религией. Например, если грек болеет или ему нужна Божья помощь, он дает обет, заключающийся в том, что он отблагодарит святого.

Также есть обычай подносить святым малую модель того, что они просили уберечь от зла или сохранить — фотографии или рисунки машин, домов близких людей и т.п.

Каждый город, регион, поселок Греции имеет свои традиции и обычаи. Они очень похожи между собой. Но главное то, что каждый житель этой страны считает должным и правильным их соблюдать.

xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai

Мифы Древней Греции: История Древней Греции

Древнейшие времена Древней Греции


Территорию Древней Греции принято условно делить на три части: Южную, Среднюю и Северную. В Южной части располагалась Лаконика, более известная как Спарта. Афины – главный город Греции – находился в Средней части государства, наряду с такими областями, как Аттика, Этолия и Фокида. Эта часть была отделена от Северной практически непроходимыми горами и разделяла Афины и Фессалию, которая на сегодняшний день сама по себе является крупным историческим центром.
О населении Древней Греции можно судить по многочисленным примерам искусства, которые сохранились практически в первозданном виде – это скульптуры, фрески и элементы живописи. В любом музее мира Вы найдете зал древнегреческого искусства, где Вы увидите множество изображений высоких, стройных людей с идеальным телосложением, со светлой кожей и темными вьющимися волосами. Античные историки называют их пеласгами – народом, населявшим острова Эгейского моря в III тысячелетии до н.э. Несмотря на то, что их занятия ничем не отличались от занятий других древних народов и включали в себя скотоводство и земледелие, нужно отметить, что их земля была сложной для обработки и требовала использования особых навыков.

Народы Греции и их развитие

Пеласги, населявшие Грецию почти пять тысяч лет назад, были изгнаны из своих земель ровно в том же тысячелетии, в котором появились. Причиной тому стали вторгнувшиеся с севера ахейцы, чье государство было также расположено на острове Пелопонесс со столицей в Микенах. Это завоевание носило эпохальный характер, так как ознаменовало начало ахейской цивилизации, которую, постигла та же печальная судьба – в конце XIII века до н.э., так же, как в свое время вторглись в греческие земли ахейцы, на эту территорию пришли дорийцы. К сожалению, завоеватели уничтожили практически все города и все ахийское население, хотя сами, при этом, находились на более низкой ступени развития цивилизации. Этот факт не мог не отразиться на культуре Древней Греции. Была забыта древнейшая письменность, созданная еще пеласгами, не говоря уже о том, что прекратилось строительство и развитие орудий труда. Этот период, который принято заслуженно называть «темным» продлился ни много, ни мало с XII по IX вв н.э. Среди городов все так же выделялись Афины и Спарта, где находились два антагонистических общества.
Так, в Лаконике (Спарте) наместниками были два царя, которые правили, передавая свою власть по наследству. Тем не менее, несмотря на это, реальная власть была в руках старейшин, которые принимали законы и занимались судейством. Любовь к роскоши в Спарте сурово преследовалась, а главной задачей старейшин было не допустить классового расслоения общества, для чего каждая греческая семья получала от государства надел земли, который должна была обрабатывать без права получения дополнительных территорий. Вскоре спартанцам было запрещено заниматься торговлей, земледелием и ремеслами, был провозглашен лозунг, что «занятием каждого спартанца является война», которая и должна была полностью обеспечивать население Лаконики всем необходимым для жизни. О нравах спартанцев красноречиво говорит тот факт, что воинов могли изгнать из отрядов только потому, что он не до конца съел свою порцию еды на общей трапезе, что говорило о том, что он пообедал на стороне. Более того, раненный спартанец должен был умирать на поле боя молча, не показывая нестерпимой боли.
Главным соперником Спарты была нынешняя столица Греции – Афины. Этот город был центром искусств, а люди, населявшие его, были полной противоположностью грубых и жестких спартанцев. Тем не менее, несмотря на легкость и беззаботность жизни, именно здесь появилось слово «тиран». Изначально оно имело значение «властитель», но когда власти Афин начали заниматься откровенным грабежом населения, это слово приобрело тот оттенок, которое имеет по сей день. Мир в разоренный город внес царь Солон – мудрый и добрый правитель, который сделал очень много для улучшения жизни горожан.


VI век принес жителям Греции новые испытания – опасность исходила от персов, которые достаточно быстро покорили Египет, Мидию и Вавилонию. Перед лицом Персидской державы народы Греции объединились, позабыв о вековых распрях. Конечно, центр армии составляли спартанцы, посвятившие свои жизни военному делу. Афиняне же, в свою очередь, занялись строительством флотилии. Дарий недооценил мощь греков и проиграв первое же сражение, которые увековечено в истории тем, что радостный гонец пробежал из Марафона в Афины, чтобы сообщить радостную весть о победе, и, преодолев 40 км, упал замертво. Именно памятуя о том событии, спортсмены бегут «марафонскую дистанцию». Ксеркс, сын Дария, заручившись поддержкой и помощью завоеванных государств, темнее менее, проиграл ряд важнейших сражений, и отказался от любых попыток завоевать Грецию. Таким образом, Греция стала самым влиятельным государство, что дало ей ряд привилегий, особенно Афинам, которые стали столицей торговли в Восточной Средиземноморье.
Объединилась Спарта с Афинами в следующий раз перед лицом македонского завоевателя Филиппа II, который, в отличие от Дария, быстро сломил сопротивление греков, установив власть над всеми областями государства, кроме Спарты, которая отказалась подчиняться. Таким образом, закончился Классический периода развития эллинских государств и начался расцвет Греции в составе Македонии. Благодаря Александру Македонскому, греки и македоняне к 400 году до н.э. стали полновластными хозяевами всей Передней Азии. Эллинистическая эпоха закончилась в 168 г до н.э., когда начались масштабные завоевания Римской Империи.

Роль греческой цивилизации в истории развития мира

Историки сходятся во мнении, что культурное мировое развитие было бы невозможно без того наследия, которое оставила нам Древняя Греция. Именно здесь были заложены те фундаментальные знания о мироздании, которыми пользуется современная наука. Первые философские понятия были сформулированы именно здесь, определив основу развития духовных ценностей всего человечества. Греческий философ Аристотель заложил основы представлений о материальном и нематериальном мире, греческие спортсмены стали первыми чемпионами первых Олимпийских Игр. Любая наука или сфера искусства так или иначе связана с этим великим Древний государством – будь то театр, литература , живопись или скульптура. «Илиада» — главное произведение, дошедшее до наших дней, очень ярко и красочно рассказывает об исторических событий тех времен, об укладе жизни древних элейцев, и, что более важно, посвящено реальным событиям. Вклад в развитие истории внес известный греческий мыслитель Геродот, чьи труды были посвящены греко-персидским войнам. Вклад Пифагора и Архимеда в развитие математики невозможно переоценить. Более того, древние греки были авторами многочисленных изобретений, которые использовались, в первую очередь, в ходе военных действий.
Отдельного внимания заслуживает греческий театр, который представлял собой открытую площадку с круглым сооружением для хора и сценой для артистов. Такая архитектура предполагала создание отличной акустики, а зрители, сидящие даже на дальних рядах, могли слышать все реплики. Примечательно, что актеры скрывали свои лица под масками, которые делились на комические и трагические. Трепетно почитая своих богов, греки создавали их статуи и скульптуры, которые до сих пор удивляют своей красотой и совершенством.
Особое место Древней Греции в мировой античной истории делает ее одним из самых загадочных и удивительных государств в древнем мире. Прародительница наук и искусства Греция по сей день приковывает в себя внимание всех, кто увлекается мировой историей.

godchronos.blogspot.com

Народы древней Греции кратко — Краткое содержание истории древнего мира, средневековья, нового и новейшего времени

Народы Греции легко различимы между собой. Несмотря на то что в целом все жители Греции описываются обычно, как высокие люди, со светлой кожей, вьющимися волосами и подтянутой фигурой, все же есть что-то, что отличает, к примеру, жителей Северной части от тех, что проживают на юге. Отличаются они в основном образом жизни и привычками.

Смена народов Греции проходила стремительно. Так, пеласги были изгнаны с территории Греции в том же тысячелетии, в котором они там и появились. Всему виной ахейцы, которые тоже продержались совсем недолго, лишь до конца XIII века до нашей эры. Их сместили дорийцы. Несмотря на то что последние существенно уступали по уровню развития ахейцам, они все же сумели уничтожить основную часть населения и множество городов. Это пагубно сказалось на культуре Греции, так как были забыты все древние письмена, сожжено огромное количество книг, бесследно исчезли прекраснейшие памятники древней культуры.

В период господства дорийцев, с XII по IX века нашей эры в Древне Греции складывается два явных центра, которые противопоставлены друг другу, это Афины и Спарта. Жизнь в этих городах имела ряд принципиальных отличий. К примеру, В Спарте было два короля, и власть передавалась по наследству. Хотя в действительности все решения принимались старейшинами, они владели сразу двумя ветвями власти: исполнительной и судебной. Спарта был городом недружелюбным, его жителям были чужды богатство и роскошь, все это преследовалось по закону. Каждая семья получала от старейшин земельный участок, на котором ей надлежало постоянно трудиться. Вскоре все мужское население Спарты было переориентированы на ведение военных действий, так как конфликты в Древней Греции были не редкостью.
Афины же являли собой совсем иное. Город был культурным центром, и жить здесь была куда легче, чем в жесткой Спарте.

Однако, когда в VI веке на Грецию обрушилась очередная беда в виде персов, народы страны объединились, чтобы иметь больше шансов защититься от нападений. Центром греческой армии стали спартанцы. Те, кто жил в Афинах занимались преимущественно строительством кораблей и поставкой боеприпасов для армии. В итоге персы были повержены, а Греция непросто сумела отстоять свои интересы, но и стала одной из могущественных стран. Это, в свою очередь, способствовало развитию торговых отношений.

После успешной битвы Афиняне и Спартанцы вновь разделились, но были вынуждены сойтись, для боя с македонским завоевателем Филиппом II. Отразить эту атаку не удалось, и македонцы установили свою власть над всеми территориями Греции, кроме Спарты.

antiquehistory.ru

Какие народы родственники древних греков?

В представлении ныне живущих людей древние греки воспринимаются едва ли не как образцовый этнос, у которого было всё гармонично — и дух, и тело. А какие народы могут похвастаться родственными связями с жителями Эллады?

Журнал: История Русская Семёрка №8, август 2018 год
Рубрика: Народы
Текст: Тарас Репин

Сам вопрос о происхождении древних греков не так прост. Земли античной Греции были плавильным котлом для множества народностей. Пеласги, карийцы, минойцы, микенцы — все эти представители догреческого субстрата оставили свой след в эллинах классического периода. Последовавшие в конце II тысячелетия до нашей эры ахейское и дорийское вторжения довершили генетический портрет древнего грека.
Ещё на рубеже XIX и XX столетия научный мир был уверен, что древние греки являлись народом, родственным европейцам. Так в Британской энциклопедии за 1911 год сообщалось, что светлые волосы, кожа и глаза у знати целого ряда греческих городов свидетельствуют о том, что этот тип проник в Грецию ещё до начала классической эпохи с территории северо-западной Европы. А британский философ Бертран Рассел был даже убеждён, что захватчики с Севера (их нередко называют «нордиками») принесли с собой на юг Балкан и греческий язык.
Имеет ли подобное мнение под собой основание? В некоторой степени да. К примеру, в TV веке нашей эры александрийский врач и учёный Адаман-тий отмечал, что из всех знакомых ему народов греки — самые светлоглазые и светловолосые. Кроме того, по словам учёного, чистокровных эллинов отличал высокий рост, широкий размах плеч и статная осанка — выглядит как описание скандинава или германца.
Слова Адамантия могут подтвердить и античные статуи, в которых волосы изображаемого персонажа были окрашены в светлые тона. Так, при изучении римских копий знаменитой Афродиты Книдской, созданной Праксителем, учёные обнаружили, что сохранившиеся на них следы красок соответствовали оттенкам золотисто-русого цвета.
Остатки красок сохранились и на греческих терракотовых статуэтках, датированных IV веком до н.э. На них отчётливо просматриваются либо светлые, либо рыжие волосы и голубые глаза. Но самое примечательное, практически все древнегреческие скульптурные портреты имеют ярко выраженные европейские, фактически англо-саксонские черты.
Историки предполагают, что «светлые», «европейские гены» в Грецию принесло сначала ахейское, а затем дорийское вторжение. Национальный тип захватчиков, по мнению директора института исследования классической древности при Гарварде Вернера Йегера, в самом чистом виде сохранился в Спарте.
Существует мнение, что в настоящее время носителями антропологического типа, связанного с дорийским и ахейским субстратами, являются современные понтийцы — греки Северного Причерноморья. Ведь именно Северное Причерноморье, по одной из гипотез, — прародина ахейцев.
Однако классический древнегреческий тип имел и другие расовые признаки: это более смуглые и тёмноволосые южане — потомки представителей минойской и микенской цивилизаций. Раньше считалось, что они либо исчезли, либо были ассимилированы северными племенами. Не так давно учёные из Института Макса Планка установили, что ДНК современных греков в большей степени указывают на то, что их предками были микенцы, а не выходцы из центральных и северных областей Европы. Ведь не даром ещё со времён Гомера греки воспевали свои микенские корни. Ещё более интересным является установление родословной прародителей греков.
Для этого генетики расшифровали образцы ДНК минойцев с острова Крит и микенцев из археологических раскопок на Пелопоннесе, относящихся к периоду с 2900 года до н.э. По 1700 год до н.э. По словам руководителя исследований Иосифа Лазаридиса, «минойцы, микенцы, как и современные греки, имеют генетический вклад предков с Кавказа, Армении и Ирана. Это говорит о существовании миграции с востока в эгейский регион и в Анатолию уже после появления первых земледельцев».
Учёные установили, что предки основоположников минойской и микенской культур мигрировали на территорию Крита и материковой Греции около 4 тысяч, лет назад и позднее смешались с другими пришлыми племенами, которые заселили земли будущей Эллады. Так что можно смело утверждать, что греки являются генетическими родственниками жителей Закавказья и Ирана.
Однако в настоящее время на Среднем Востоке существует народ, который, по собственному убеждению, ведёт непрерывную родословную от древних греков. Это калаши, проживающие в труднодоступных горных районах Пакистана. Сами они себя считают потомками воинов Александра Македонского, которые вторглись в Персию в IV веке до н.э.
Есть много факторов, указывающих на связи калашей с классической Элладой: они чтут Афродиту и поклоняются Аполлону, которого задабривают жертвоприношениями. Здесь так же, как и в Древней Греции, посредниками между людьми и богами выступают оракулы. Язык калашей во многом напоминает древнегреческий, а сами они светлокожие, голубоглазые и имеют вполне европейские черты лица — прямо как в классических древнегреческих скульптурных портретах.

  • < Назад
  • Вперёд >

www.bagira.guru

Open Library — открытая библиотека учебной информации. Народы древней греции

Происхождение греческого народа. Повседневная жизнь Греции во времена Троянской войны

Происхождение греческого народа

Откуда же он явился, этот народ, который ни на микенских табличках, ни в гомеровских поэмах не называл себя «греками», потому что не он сам, а италийцы, вступив в конфликт с жителями Эпира, распространили на весь Греческий архипелаг прозвище малоизвестного племени, в IV веке до н. э. жившего в окрестностях Додоны. Автор «Каталога кораблей» («Илиада», II, 530) использует термин панэллины для обозначения всех жителей Эллады, то есть небольшого региона к югу от Фессалии, а также долины Сперхея. Чаще всего воины, собравшиеся под Троей, именуются ахейцами (akhaios), аргивянами (argeios) или данайцами (danaoi), это явно не самоназвание. Историки указывают на присутствие ахейских племен в полудюжине регионов Греции — от Фессалии до Крита. Имя Аргос («Белый город») носили восемь городов или поселений от среднего бассейна Гелиакмона (Вистрица) и северной Фессалии до острова Нисирос. Имя данайцев связывают не только с подданными мифического царя Даная из Арголиды, отца Данаид, но и с названием крупной реки в Фессалии — Апиданоса. Значит, скорее всего, четыре названия, которыми наиболее древние известные нам письменные источники обозначают греков, — эллины, ахейцы, аргивяне, данайцы — принадлежали племенам, населявшим богатую Фессалийскую равнину. Но откуда они туда пришли?

Существуют три варианта решения этого вопроса. Первый из них, литературный, не хуже и не лучше двух прочих. Он заключается в том, чтобы учесть мнение греческих историков, ведь кому, как не им, знать происхождение собственных предков. Древние считали Эллина, героя-эпонима своей расы, сыном северянина Прометея, или Девкалиона («Белого») и Пирры («Рыжей»). Последних после Великого потопа прибило к горам Фессалии. Следовательно, они явились откуда-то с севера от Олимпа и, согласно традиции, было это приблизительно в 1600 году до н. э., Эллин женился на нимфе Орсее, дав тем самым жизнь четырем родоначальникам эллинских племен.

Лингвистическое решение подсказано поиском среди наиболее древних топонимов полуостровной Греции и Крита серии названий, предшествовавших, безусловно, греческим, и попыткой найти для них соответствия в Европе и Азии. Между тем среди доэллинских имен собственных встречаются два типа: те, что не поддаются объяснению по законам индоевропейских языков, как, например, названия некоторых гор (Мала, Парна, Пинд) и рек (Арна, Таврос), и другие, повсеместно встречаемые на берегах Эгейского моря, с корнями и суффиксами, сравнимыми с имеющимися в индоевропейских языках, хотя их фонетика и нарушает законы греческого: скажем, Коринф и Куриванда, Педас и Педасса, Пергам и Ларисса. В результате напрашивается вывод, что до появления эллинов в Фессалии на Греческом архипелаге обитали по меньшей мере два разных народа: первый — доиндоевропейский, а второй сложился из различных индоевропейских элементов, и его носители употребляли слова с окончаниями на — eus, — тпа, — nthos, — ssos-ssa и т. д. Такие слова широко представлены на наших картах, от берегов Мраморного моря до Крита, в том числе во Фракии, Восточной Греции и на Пелопоннесе.

Что касается собственно протоэллинского региона, то лингвисты, изучающие названия рек и гор, располагают его в Пиерии, к северу от Эпира, то есть приблизительно на территории нынешней северозападной Греции: здесь все топонимы древнегреческого происхождения. Ученые делают вывод, что предки мифического Эллина кочевали между массивом Граммос, медными рудниками у Гревены и бассейном реки Ион. Во время своих миграций к юго-востоку, перегоняя стада или подгоняемые ими, голодные и слишком многочисленные, чтобы прокормиться, они столкнулись со смешанным населением, носителем более высокой культуры, чем их собственная, и назвали их пеласгами. Замечено, что во времена Троянской войны лишь восточные части Греции, Балканский полуостров и прилежащие острова рассматривались как эллинские, словно народ Эллина растворился среди пастухов Пинда и Парнаса и эгейских мореходов. По всей вероятности, название «ахейцы», akhaios, — пеласгическое, то есть доэллинского происхождения, и означает мужи-воины, «товарищи».

Однако нынче в моде археологический подход к решению этого вопроса. После раскопок Орхомены, минойской столицы Беотии, открытия множества городов Арголиды, и в том числе Лерны, а главное — после сравнительного изучения погребальных холмов в южной России, называемых курганами, и аналогичных им могильников в Средиземноморье, от Албании до Малой Азии, большинство археологов допускают возможность вторжения на Балканы нескольких следовавших друг за другом волн индоевропейских пришельцев с начала бронзового века, то есть примерно с 2500 года до н. э. Не стоит думать, что они валили валом: вероятно, их было не более нескольких десятков тысяч человек, кочевавших со своими стадами в поисках пастбищ, жизненного пространства и места под солнцем. По пути они вызвали немало катастроф, зато принесли с собой кое-что новое как на землю самой Греции, так и в район Трои. Поселения более древних обитателей тех мест наверняка не раз горели дотла между 2500 и 1900 годами до н. э.: пожарища характерны для Трои, городков Фессалии, Этреси и Лерны, а в 2300–2200 годах та же судьба постигла многие поселения на критских берегах.

Степняки несли с собой черты совершенно иной цивилизации: захоронения под курганами, оригинальную керамику с плетеным орнаментом, весьма гладкую и имитирующую металл, умение соединять медь со многими другими элементами — мышьяком, цинком, свинцом, серебром, оловом, — изготовлять боевые топоры, кинжалы и мечи, становившиеся все более длинными и прочными, копья с наконечниками и своеобразные доспехи, покрывавшие все тело, а также феодальную систему разделения общества на три или четыре класса и среди последних — касту профессиональных воителей, способных запрячь лошадь в боевую колесницу.

Наиболее древние останки одомашненной лошади, обнаруженные в Македонии, датируются эпохой ранней бронзы. В конце XVII века до н. э. знатные воины-завоеватели требовали, чтобы и в Греции их хоронили под огромными курганами вместе с лошадьми — этот факт доказан раскопками в Марафоне. Нетрудно вообразить, какой ужас охватил мирных земледельцев и пастухов, живших на равнинах Фессалии, Беотии и Аттики, при виде боевых колесниц, этих страшных военных машин, на которых мчались бьющие без промаха лучники и копейщики. Местным жителям, вернее, тем, кто пришел сюда прежде, — пеласгам, лелегам, лапифам или аонам, — оставалось только бежать или покориться.

А еще археологи подтверждают то, что смутно вырисовывалось и из литературоведческого анализа, а также из сравнительного изучения географических названий: с 1600 по 1200 год микенский мир переживал фазу впечатляющей экономической и демографической экспансии. Повсеместно появлялись новые поселения и строились города. Наконец, нестабильности раннего и среднего бронзового веков противопоставляется постоянство обычаев периода поздней бронзы. Ни в Марафоне, ни в Арханах на Крите (древние Аканан) на протяжении XVI–XIII веков в погребальных обрядах не наблюдается никаких изменений. Все эти соображения сводятся к нескольким датам и символичным фактам:

1600–1500: Сооружение в Микенах круга царских гробниц В, затем круга А Появление аналогичных погребений от Левкады до Марафона.

1500–1400: Закладка наиболее древних дворцов в Микенах, Тиринфе и Фивах. Появление царских купольных гробниц, толосов.

1400–1300: Строительство циклопических укреплений и новых дворцов в двадцати городах Греции и на берегах Азии.

1300–1200: Наращивание и совершенствование средств обороны. Массовая колонизация островов и отдаленных побережий.

Не стоит воображать, будто феномен нашествий и слияния захватчиков с местными жителями свойственен исключительно Греции, а главное — что все это прекратилось в 1200 году до н. э. С того времени каждый век был свидетелем того, как по Балканам, не страшась ни Темпейского ущелья, ни Фермопил, маршируют, а порой и обосновываются на полуострове орды завоевателей из самых дальних уголков Европы. Дорийцы, фракийцы, македоняне, кел

religionpeace.ru

60-66 — Народы древнегреческого мира

60. Эллины и их соседи

Балканский полуостров, равно как и ближайшие к нему части Малой Азии были заселены народами арийского происхождения, между которыми главное место по историческому значению принадлежит грекам, или, как они сами себя называли, эллинам[1]. К сознанию своего национального единства эллины пришли сравнительно поздно (в VIII в. до Р. X.), когда они окончательно стали представлять себя, как единую народность и противополагать ее другим народам, которых безразлично называли варварами. Ближайшими соседями греков на Балканском полуострове были фракийцы, иллирийцы, македоняне и эпироты. Первые два из этих народов говорили на языках, совершенно не похожих на греческий, но два последние, – хотя эллины и причисляли их к варварам, – по языку были тоже греческими племенами, но только сильно отставшими по своему развитию от остальных своих единоплеменников. В Малой Азии, когда греки стали переселяться на её берега, соседями их оказались тоже разные, большею частью арийские же народы, среди которых особенно выдвинулись фригийцы, занимавшие все центральное плоскогорье полуострова[2], и лидяне, господствовавшие при Крезе над большею частью Малой Азии. Эллины были народом, который природа наделила телесною красотою, сметливым умом и сильно развитым эстетическим чувством. Благодаря разнообразию физических условий, среди которых им приходилось жить, и замкнутости отдельных областей, разные племена эллинов и по характеру, и по образу жизни сильно отличались друг от друга, и в общем приморские греки в духовном и общественном своем развитии шли всегда впереди остальной нации.

61. Племенное деление греков

Греческий язык тоже дробился на множество наречий, или диалектов, из которых каждый имел свои, более или менее резкие особенности. В те времена, когда греки уже имели ясное представление о своей стране и о диалектических различиях своего языка, ими было принято делить весь народ на четыре большие этнографические группы – ахеян, дорян, ионян и эолян[3]. В поэмах Гомера, древнейшем литературном памятнике Греции, еще все греки называются ахеянами, но в исторические времена такое имя носили лишь жители северной части Пелопоннеса. По представлению греков, ахеянам принадлежал первоначально весь полуостров, впоследствии его завоевали доряне, которые занимали сначала маленькую область на севере Средней Греции, и их соседи этоляне, поделившие полуостров между собою таким образом, что дорянам досталась восточная его часть, а юго-западная – этолянам, север же ахеяне удержали за собою (Ахея). Третью группу составляли ионяне на востоке Средней Греции. Что касается до эолян, что значит «пестрые», то под этим собирательным именем греки разумели все остальным племена (между прочим и этолян).

62. Предания о происхождении греков

Сознав свое национальное единство и установив племенные обозначения отдельных групп населения своей страны, греки сочинили целую историю о своем происхождении и расселении. Они объяснили имена племен тем, будто последние происходили от отдельных родоначальников, которые назывались Эолом, Дором, Ахеем и Ионом. С другой стороны, этих всех родоначальников они сделали близкими родными: Дор и Эол были братьями, а Ахей и Ион их племянниками, сыновьями третьего брата (Ксуфа), отец же трех братьев был Эллин. По другим сказаниям, эллинам в Греции предшествовали пеласги, в которых некоторые видели негреческий народ, другие – тех же эллинов, только под другим названием. Греки рассказывали немало и о первоначальные передвижениях племен, но во всем этом было тоже много вымыслов. Самым важным из таких событий считалось переселение дорян из Дориды в Пелопоннес, которое приурочивалось приблизительно к 1100 г. и называлось возвращением Гераклидов. Гераклиды, т.е. потомки героя Геракла (Геркулеса) были изгнаны из своей родины (в Арголиде) и нашли убежище у дорян, живших в маленькой области на севере Средней Греции. Здесь они нашли сочувствие своим притязаниям на господство в Арголиде, и вот доряне помогли им завоевать эту область вместе с другими частями Пелопоннеса. По сказанию, доряне пришли сюда под начальством трех братьев (Темена, Кресфонта и Аристодема), которые и поделили между собою почти весь Пелопоннес. Новейшие ученые в возвращении Гераклидов видели лишь извращенное представление действительного исторического факта – постепенного завоевания дорянами Пелопоннеса, но некоторые историки в настоящее время готовы признавать весь рассказ за простой вымысел.

63. Греки в Малой Азии и на островах

Племенные названия дорян, ионян и эолян встречаются не только в самой Греции, но и на островах Архипелага (другое название Эгейского моря) и на малоазиатском берегу[4]. Порядок, в каком эти племена сидели на островах и на противоположном берегу моря, вполне соответствовал их порядку в самой Греции: южнее жили доряне (на Крите, Родосе и южной части западного берега Малой Азии), севернее – эоляне (на Лесбосе и по берегу южнее Геллеспонта), середину занимали ионяне, область расселения которых (Эвбея, Киклады, Хиос, Самос и противоположный берег Малой Азии) прямо носила название Ионии. Распространение греков по островам и по западному берегу Малой Азии (равно как и появление их на о‑ве Кипре) относится к очень древнему времени – за тысячу и более лет до Р. X., задолго до того времени, когда греки начали колонизировать более отдаленные берега Средиземного моря. В Малой Азии эллины, однако, считали себя пришельцами, да и понятно, так как здесь они не были господами страны, держась не дальше тридцати‑сорока верст от берега и живя по соседству с исконными жителями страны – лидянами, фригийцами и др. малоазиатскими племенами.

64. Восточное влияние на греков

Культура у азиатских эллинов развилась ранее, нежели у их европейских соплеменников. Греков с их родины заставлял выселяться недостаток в земле, из-за которой в самой Элладе велась постоянная борьба между отдельными племенами. Заселяя постепенно острова и западный берег Малой Азии, греческие выходцы приходили здесь в соприкосновение с народами, стоявшими на высшем уровне культуры: у этих народов они и заимствовали начатки своей образованности. На родине эллины занимались первоначально главным образом скотоводством и земледелием, здесь же впервые стали переходить к промышленности и торговле. В Малой Азии и на острове Кипре, когда сюда пришли греки, уже существовала довольно высокая культура, находившаяся под сильным влиянием Вавилона и Египта. В Малой Азии она распространялась посредством сухопутной торговли, на Кипре и островах Эгейского моря – мореплавателями‑финикийцами (на Кипре имевшими и свои колонии). В этой второй своей родине греки познакомились со всем тем, что только было выработано важного Востоком в культурном отношении. Более непосредственное, а потому особенно широкое и сильное влияние должны были оказывать на греков их ближайшие малоазиатские соседи, у которых они заимствовали очень многое в своей материальной культуре – в жилище, домашней утвари, одежде, вооружении и т. п. Сначала греки пользовались продуктами иноземной промышленности (ткани, сосуды, оружие и т. п.), но потом стали изготовлять разные вещи сами, хотя и по иностранным образцам и лишь позднее выработали самостоятельную технику[5]. С Востока через Лидию пришла к грекам чеканка монеты, да и торговые меры греков были также восточного (вавилонского) происхождения. Греческий алфавит, далее, есть не что иное, как измененный алфавит сирийских семитов, перешедший к эллинам или через Малую Азию, или при посредстве финикийцев. Греки только придали некоторым знакам значение гласных (которых не было у семитов) и прибавили еще несколько букв, но название букв (альфа, бета, гамма, дельта и т. д.) и их порядок сохранились те же, что и в финикийской азбуке. Храмы и статуи богов в Греции равным образом носили на себе первоначально следы влияния восточных религиозных верований и искусства. Непосредственно на мифологии и культе греков не сказалось влияния семитов, но у своих малоазиатских соседей они и в религиозном отношении кое‑что заимствовали. Из Малой Азии и с островов Эгейского моря все эти культурные заимствования переходили и к населению коренной Греции и прежде всего, конечно, к населению восточных областей страны.

65. Сказания о восточных переселенцах

Греки сами сознавали, что начатками своей культуры были обязаны Востоку. Это они и прямо заявляли, и та же мысль лежала в основе их рассказов о том, будто в очень далекие времена к ним приходили и поселялись у них выходцы из чужих стран, которые приносили с собою первые начатки ремесл, искусств и разных знаний. Таковы были переселенцы из Египта Кекропс и Данай: первый из них, по преданию, женился на дочери царя Аттики, сам сделался после него царем и построил крепость Кекропию, около которой и возникли Афины; второй играл подобную же роль в Арголиде. В Беотию, по аналогичному сказанию, переселился финикиец Кадм, построивший крепость Кадмею, цитадель будущих Фив, и научивший население искусству письма и обработке металлов. Наконец, самое название Пелопоннеса выводили из имени фригийского переселенца Пелопса, который тоже женился на царской дочери (в Элиде) и сам потом был царем. Все это – позднейшие легенды, не имеющие никакой реальной исторической основы, но в них зато ясно выразилось сознание греков, что их искусства и знания пришли к ним из Египта, Финикии и Фригии.

66. Троянская и микенская культура

Новейшие ученые стараются осветить вопрос о древнейших культурных влияниях на греков путем раскопок и изучения найденных таким образом предметов. В настоящее время пришли к тому выводу, что еще в самые ранние времена заселения греками берегов и островов Эгейского моря весьма сильно были распространены здесь разнообразные изделия, образцы которых в наибольшем количестве были найдены при раскопках на месте древней Трои (в северо-западном углу Малой Азии между Геллеспонтом и р. Скамандром), а в меньшем – на островах, в самой Греции и на Кипре. Троянская культура,как ее называют, принадлежит эпохе, когда пользовались только каменными и бронзовыми орудиями, делали глиняные сосуды просто руками без гончарного станка, высекали из камня или же лепили из глины грубые изображения богов, но уже довольно далеко ушли в строительном искусстве. Полагают, что культура эта была фригийского происхождения. Предметы другой, более поздней и развитой, уже чисто греческой культуры были найдены преимущественно при раскопках на месте Микен (в Арголиде), откуда она и получила название микенской, хотя такие же вещи были находимы почти на всем протяжении древнейшего эллинского мира. Каменные орудия уже исчезают; бронзовые и медные совершеннее прежних; глиняные сосуды сделаны при помощи гончарного станка и т. п. Нахождение среди этих вещей произведений египетской художественной промышленности дозволяет отнести время процветания микенской культуры к XV – XII вв. до Р. X. Это было как раз то время, когда финикийские купцы охотно посещали берега Эгейского моря; лишь в XII в. они были вытеснены отсюда греками. Таким образом эпоха микенской культуры, на которой сказывается восточное влияние, относится еще к доисторическим временам, если даже считать возвращение Гераклидов, т.е. переселение дорян, около 1100 г. действительно историческим событием.



[1] Греками эллинов называли италийские народы.

[2] Эта страна и называлась Фригией, но то же название носила область и у Геллеспонта.

[5] Это доказано новейшими раскопками на месте древней Трои, в Микенах (в Арголиде) и в Орхомене (в Беотии), где найдено много вещей, сделанных по восточным образцам. 

rushist.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о