Н в гоголь старосветские помещики главные герои – Когда вышел рассказ Гоголя «Старосветские помещики», И какие его главные герои??

Содержание

краткое содержание. «Старосветские помещики» Гоголя

В 1835 году написал Н. В. Гоголь первую повесть из цикла «Миргород» под названием «Старосветские помещики». Ее главными героями стали двое супругов, владевших большим хозяйством и проживших душа в душу много лет. Это произведение повествует о трогательной взаимной заботе персонажей, одновременно иронизируя над их ограниченностью. Мы приведем здесь краткое содержание. «Старосветские помещики» — повесть, которая до сих пор вызывает неоднозначные эмоции читателей.

Знакомство с главными героями

В одной из отдаленных деревень в Малороссии живут старички Товстогубы: Пульхерия Ивановна, серьезная на вид хлопотунья, и Афанасий Иванович, любитель подшутить над своей хозяйкой. Они владеют довольно большим хозяйством. Жизнь их тиха и спокойна. Каждый, кто заезжает в этот благословенный уголок, поражается тому, как все волнения бушующего мира перестают здесь довлеть над умами и душами людей. Кажется, что этот низенький барский домик, утопающий в зелени, живет какой-то своей особенной жизнью. Целыми днями в нем готовятся припасы, варятся повидло и наливки, желе и пастила, сушатся грибы.

Хозяйство старичков немилосердно обкрадывалось приказчиком и лакеями. Дворовые девки регулярно забирались в чулан и объедались там всевозможными яствами. Но здешняя плодородная земля всего производила в таком количестве, что хозяева совершенно не замечали хищений. Добрыми и простодушными изобразил главных героев Гоголь. «Старосветские помещики», краткое содержание которых здесь приведено – это ироничная повесть о старичках, весь смысл жизни которых состоял в поедании грибков и сушеных рыбок и постоянной заботе друг о друге.

Взаимная привязанность стариков

Афанасий Петрович и Пульхерия Ивановна не имеют детей. Всю свою нерастраченную нежность и теплоту они обратили друг на друга.

Когда-то, давным-давно, наш герой служил компанейцем, затем стал секунд-майором. На Пульхерии Ивановне он женился тогда, когда ему было тридцать лет. Ходили слухи, что он очень ловко увез ее от недовольных родственников, чтобы обвенчаться. Всю жизнь эти милые люди прожили душа в душу. Со стороны было очень интересно наблюдать, как они трогательно обращались друг к другу на «вы». Почувствовать прелесть безмятежной и спокойной жизни главных героев повести поможет вам ее краткое содержание. «Старосветские помещики» — это история глубокой сердечной привязанности и заботы о близких людях.

Гостеприимство старосветских владетелей

Очень любили эти старички покушать. Как только наступало утро, в доме уже пели на все лады скрипящие двери. Девки в полосатых исподницах бегали по кухне и готовили всевозможные кушанья. Пульхерия Ивановна ходила повсюду, контролируя и распоряжаясь, звеня ключами, беспрестанно открывая и закрывая многочисленные замки амбаров и чуланов. Завтрак хозяев всегда начинался с кофе, за ним следовали коржики с салом, пирожки с маком, рыжики соленые, чарка водки с сушеными рыбками и грибками для Афанасия Ивановича и так далее. А как гостеприимны были эти милые и добрые старички! Если приходилось у них задержаться какому-нибудь человеку, его ежечасно потчевали лучшими блюдами домашней кухни. Хозяева с вниманием и удовольствием слушали рассказы странников. Казалось, что они жили для гостей.

Если вдруг проезжающий мимо и навестивший старичков человек поздним вечером вдруг собирался в дорогу, то они со всем жаром принимались его убеждать остаться и переночевать у них. И гость всегда оставался. Наградой ему были обильный, источающий ароматы ужин, радушный, согревающий и вместе с тем усыпляющий рассказ хозяев дома, теплая мягкая постель. Таковы были эти старосветские помещики. Очень краткое содержание данной повести позволит понять авторский замысел и составить представление об образе жизни этих тихих, добрых обитателей дома.

Смерть Пульхерии Ивановны

Жизнь милых стариков была безмятежна. Казалось, что так будет всегда. Однако вскоре с хозяйкой дома приключилось одно происшествие, имевшее для супругов трагические последствия. У Пульхерии Ивановны была беленькая кошечка, о которой добрая старушка очень заботилась. Однажды она пропала: сманили местные коты. Через три дня беглянка объявилась. Хозяйка тут же распорядилась дать ей молока и попробовала приласкать животное. Но кошечка дичилась, и когда Пульхерия Ивановна протянула к ней руку, неблагодарное создание бросилось в окно и убежало. Больше кошечки никто не видел. С этого дня милая старушка стала скучна и задумчива. На вопросы мужа о ее самочувствии она отвечала, что предчувствует скорою смерть. Все попытки Афанасия Ивановича развеселить супругу заканчивались неудачей. Пульхерия Ивановна все твердила о том, что это, видимо, смерть за ней приходила в образе ее кошечки. Она настолько себя убедила в этом, что вскоре слегла и по происшествии некоторого времени действительно скончалась.

Но на этом не заканчивает свою повесть Гоголь. «Старосветские помещики» (краткое содержание здесь приводится) – произведение с трагическим финалом. Посмотрим, что дальше ждет осиротевшего хозяина дома?

Одиночество Афанасия Ивановича

Покойницу обмыли, обрядили в приготовленное ею самой платье и положили в гроб. Афанасий Иванович на все это смотрел безучастно, как будто не с ним это все происходило. Бедняга все не мог оправиться от такого удара и поверить в то, что его дорогой любимой женушки больше нет. Лишь когда могилу сравняли с землей, он вырвался вперед и произнес: «Вот уж и погребли? Зачем же?» После этого одиночество и тоска с головой накрыли веселого некогда старичка. Придя с кладбища, он громко рыдал в комнате Пульхерии Ивановны. Дворовые стали переживать за то, как бы он с собою что-нибудь не сделал. Первое время они прятали от него ножи и все острые предметы, которыми он мог себя ранить. Но вскоре они успокоились и перестали следовать за хозяином дома по пятам. А он тут же достал пистолет и выстрелил себе в голову. Его нашли с размозжённым черепом. Рана оказалось несмертельной. Вызвали доктора, который поставил старичка на ноги. Но как только домашний люд успокоился и вновь перестал следить за Афанасием Ивановичем, тот бросился под колеса экипажа. Ему повредило руку и ногу, но он опять остался жив. Скоро его уже видели в многолюдном зале увеселительного заведения играющим в карты. За спинкой его кресла стояла, улыбаясь, его молодая жена. Все это были попытки заглушить щемящую тоску и скорбь. Почувствовать всю безнадежность, овладевшую главным героем повести, можно, даже прочтя ее краткое содержание. «Старосветские помещики» — произведение о безграничной нежности и привязанности людей, проживших вместе всю жизнь.

Печальный финал

Спустя пять лет после описанных событий автор возвратился в этот хуторок, чтобы навестить хозяина дома. Что же он увидел здесь? В некогда богатом хозяйстве царит запустение. Избы мужиков почти развалились, а сами они спились и числились в большинстве своем в бегах. Изгородь возле барского дома почти упала. Везде чувствовалось отсутствие хозяйской руки. А самого владельца дома теперь было почти не узнать: он сгорбился и ходил, еле передвигая ноги.

Все в доме напоминало ему о заботливой хозяйке, покинувшей его. Часто он сидел, погрузившись в свои мысли. И в такие минуты по щекам его текли горячие слезы. Вскоре и Афанасия Ивановича не стало. Причем кончина его имеет нечто общее с кончиной самой Пульхерии Ивановны. Однажды летним солнечным днем он гулял по саду. Вдруг ему почудилось, что кто-то окликнул его по имени. Убедив себя в том, что это была обожаемая им покойная супруга, Афанасий Иванович стал сохнуть, хиреть и вскоре умер. Похоронили его рядом с женой. После этого в поместье приехал какой-то дальний родственник стариков и принялся «поднимать» упавшее хозяйство. За несколько месяцев оно было пущено по ветру. Таково краткое содержание рассказа «Старосветские помещики». Финал произведения печален. Эра безмятежности безвозвратно ушла в прошлое.

Мы познакомились с одним из рассказов В. Н. Гоголя. Здесь приведено его краткое содержание. «Старосветские помещики» — одно из любимых публикой произведений великого классика уже многие десятилетия.

fb.ru

50.​ Повесть н.В. Гоголя «Старосветские помещики».

Цикл произведений Миргород автором, которого является Н.В.Гоголь, состоит из нескольких интереснейших произведений. Во главе цикла стоит творение Старосветские помещики.

Главные герои – старички Товстогубовы – Афанасий Иванович и жена его Пульхерия Ивановна. Автор их характеризует, как нежно любящих и трогательно заботящихся друг о друге. Афанасий Петрович высок и улыбчив, Пульхерея Ивановна, напротив, серьезна, что не мешает ей быть доброй и угодливой для всех. У них нет детей, поэтому они полностью сосредоточены друг на друге. Даме Н.В.Гоголь изображает дом, в котором живут герои, каменная, что дом – это тот же внутренний мир человека. Комната Пульхерии Ивановны вся уставлена ящичками, сундучками. Кругом лежат узелки и мешки с семенами всех видов, лежат клубки с разноцветной шерстью, лоскутки старинных платьев. Хозяйка всего этого богатства собирала все, хотя иногда и сама не знала, зачем. Афанасий Иванович наоборот, хозяйством не занимался, всем управляет жена. При всем этом Товстогубовых наглым образом обкладывает их же приказчик; запасы, которые заготавливаются на зиму, растаскивают дворовые девки.… Но самое страшное, что могут представить себе супруги – пожар в их доме; однако, даже думая об этом, они не слишком унывают – Афанасий Иванович готов жить в комнате прислуги, а его жена – в кладовой. В целом, когда заходит речь по поводу того, ради чего живут супруги. Выясняется, что живут они для гостей. В такие дни все, что есть лучшее, выносится, и в этой их услужливости не было ни капли приторности. Автор называет героев даже добрые бесхитростные души.

Как-то раз случается, что кошечку Пульхерии Ивановны подманивают дикие коты. Хозяйке жаль кошку, но неожиданно кошка возвращается – тощая и одичавшая. Пульхерия Ивановна вкусно кормит кошку, та вновь убегает. В голове главной героини рождается мысль, что это приходила ее смерть за ней. Она говорит об этом мужу, и, ничем не болея, начинает таять, как свечка. Больше всего Пульхерии Ивановне жаль мужа, за которым некому будет присмотреть и он будет совсем один. Вскоре она действительно умирает. На похоронах Афанасий Иванович от большого горя даже плакать не в силах, а, вернувшись, домой, безутешно рыдает.

Проходит пять лет. Афанасий Иванович сильно постарел, сгорбился, стал неряшлив и невнимателен. Однажды на обед ему подают блюдо, которое всегда готовила его жена. Он заливается безудержными слезами.… Здесь автор вопрошает нас: Почему же старика мучает такая сильная, такая долгая печаль? Что сильнее над нами – страсть или привычка?

Изображение старосветских помещиков проникнуто тонким юмором. Герои повести вызывают улыбку потому, что свое бездуховное существование чин принимают за истинную жизнь; комическое впечатлен не производит та почти торжественная серьезность, с какою они совершают свои, более чем немудреные житейские дела, их сосредоточенная погруженность в свой маленький мирок. Контраст между реальным содержанием жизни и тем, как ее воспринимают сами герои, между воображаемым и действительным,- привлекательным и пошлым раскрывает комическую сущность характеров.

Однако в юморе повести явственно ощущаются и глубоко скорбные ноты, вызываемые зрелищем угасания человека. Обладая привлекательными душевными качествами, герои «Старосветских помещиков» находятся во власти мелочных чувств и побуждений. Изолировавшись от жизни, они обрекли себя на тяжелые испытания глубокого одиночества. Трагические начала с особой силой выступают в рассказе о потрясениях, которые переживают герои повести. Потрясения эти вызывают к жизни, пробуждают у них настоящие человеческие чувства. Безутешное горе Афанасия Ивановича, потерявшего единственно близкого ему человека, его одиночество рисуются писателем в истинно трагических тонах.

Отличительную особенность повести составляет обрисовка действующих лиц в тесной связи с социальным бытом. Если в «Шпоньке» Гогольраскрывал психологический облик героя, показывая ограниченный круг его представлений о жизни, то в «Старосветских помещиках»писательвпервые характеризует действующих лиц, широко изображая то материал, но бытовое «окружение», в котором они постоянно пребывают. С огромным мастерством Гоголь использует детали быта для выявления существенных черт жизни героев, их психологии.

Повествование об Афанасии Ивановиче и Пульхерии Ивановне и начинается, собственно, с изображения бытовой обстановки. «Я отсюда вижу низенький домик с галереек» из маленьких почернелых деревянных столбиков, идущею вокруг всею дома, чтобы можно было во время грома и града затворить станин окоп, не замочись дождем. За ним душистая черемуха, целые ряды низеньких фруктовых дерен, потопленных багрянцем вишен и яхонтовым морем слив, покрытых свинцовым матом; развесистый клеи, в тени которого разостлан для отдыха ковер».

Детали пейзажа, которые даются здесь, сразу же обрастают бытовыми подробностями, открывающими читателю медлительный, ленивый ритм жизни героев. «Перед домом просторный двор с низенькою свежею травкою, с протоптанною дорожкою от амбара до кухни и от кухни до барских покоев; гусь, пьющий воду с молодыми и нежными, как пух, гусятами; частокол, обвешенный связками сушеных груш м яблок и проветривающимися коврами, воз с дынями, стоящий возле амбара, отпряженный вол, лениво лежащий возле него». Господство давних привычек, «традиций», неизменность, своеобразная законсервированность составляют характерную черту бытового уклада старосветских помещиков. Герои повести, по существу, неотделимы от окружающей их обстановки, они стали как бы ее составной частью. «Комната Пульхерии Ивановны была вся уставлена сундуками, ящиками, ящичками. Множество узелков и мешков с семенами, цветочными, огородными, арбузными, висели по стенам. Множество клубков с разноцветной шерстью, лоскутков старинных платьев, за полстолетия прежде, были кладены по углам в сундучках и между сундучками».

Вместе с застойностью быта писатель рисует неизменное постоянство жизненного поведения героев повести. «Как только занималась заря (они всегда вставали рано) и двери заводили свой разногласный концерт, они уже сидели за столиком и пили кофий. Напившись кофею, Афанасий Иванович выходил в сени и, стряхнувши платком, говорил: «Киш, киш! пошли, гуси, с крыльца!» На дворе ему обыкновенно попадался приказчик. Он, по обыкновению, вступал с ним в разговор, расспрашивал о работах, с величайшею подробностью». В таком же плане описаны и «занятия» Пульхерии Ивановны. «Хозяйство Пульхерии Ивановны состояло в беспрестанном отпирании и запирании кладовой, в солении, сушенин, варении бесчисленного множества фруктов и растений. Ее дом был совершенно похож на химическую лабораторию. Под другим деревом кучер вечно перегонял в медном лембике водку на персиковые листья, на черемуховый цвет, на золототысячник, на вишневые косточки».

Живую взаимосвязь между социальным бытом и человеком писатель раскрывает и тогда, когда рисует резкие изменения психологического состояния героя. Описывая перемену, происшедшую с Афанасием Ивановичем после смерти его жены, Гоголь по-иному дает и изображение бытовой обстановки. «Когда я подъехал ко двору, дом мне показался вдвое старее, крестьянские избы совсем легли набок, без сомнения, так же, как и владельцы их; частокол и плетень в дворе были совсем разрушены, и я видел сам, как кухарка выдергивала из него палки для затопки печи, тогда как ей нужно было сделать два шага лишних, чтобы достать тут же наваленного хвороста».

В «Старосветских помещиках» Гоголь развивает тему распада «идиллического» мирка. По существу, вся повестьделится на две резко очерченные части: первая «мирное» житье героев и вторая — картины их угасания, гибели патриархального уклада жизни. «Добрые старички! Но повествование мое приближается к весьма печальному событию, изменившему навсегда жизнь этого мирного уголка. Событие это покажется тем более разительным, что произошло от самого маловажного случая».

Водоразделом между двумя частями повести Гоголь очень искусно избрал весьма незначительное происшествие. Собственно ни в каких крупных событиях или потрясениях для показа распада «идиллии» не было необходимости. Незначительность и даже анекдотичность происшествия, потрясшего весь строй жизни старосветских помещиков, как раз и оттеняют призрачность «идиллии». История с серой кошечкой вплетается в историю жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны как воплощение ничтожных причин, разрушивших «мирное» бытие. В замкнутом, микроскопическом мирке старосветских помещиков свои измерения значения событий. Происшествие, послужившее рубежом в их жизни, замечательно гармонирует с этими измерениями.

Рассказ о дальнем родственнике «страшном реформаторе», унаследовавшем имение старосветских помещиков, выразительно завершает тему угасания, распада поместной «патриархальности», Наследник имения «увидел тотчас величайшее расстройство и упущение в хозяйственных делах; все это решился он непременно покорении, исправить и ввести во всем порядок. Накупил шесть прекрасных английских серпов, приколотил к каждой избе особенный номер, и, наконец так хорошо распорядился, что имение через шесть месяцев взято было в опеку». Показывая распад «патриархальности», Гоголь с огромной силой отразил однообразие жизни людей, которые замкнулись в своем обособленном, изолированном существовании.

studfiles.net

Характеристика главных героев в повести «Старосветские помещики» Н.В. Гоголя — 8-й класс

 Повесть проникнута тоской за настоящей, бурлящей общественной жизнью. Гоголь показал бессмысленное существование помещиков, которое сводилась к чревоугодию и нежеланию видеть дальше собственного частокола. 

 Всё произведение можно разделить на две части. В первом фрагменте представлена спокойная вялотекущая жизнь стареющей пары. Во второй части возникает гибель патриархального уклада. Причиной угасания тихого и незатейливого существования стала пропажа кошки. Супруга помещика не смогла вернуть утерянное спокойствие, поэтому вскоре умирает. Муж её прожил ещё пять лет, влача жалкое существование.

 В «Старосветских помещиках» огромное значение отводится деталям и мелочам. Благодаря подробному описанию внутренней обстановки дома и прилегающего к нему двору, можно представить характер и привычки семейной пары. Между амбаром, кухней и домом лежит узкая тропинка, это говорит о том, что хозяева и прислуга чаще всего посещали место хранения продуктов, кухню и барские комнаты, где всё это поглощалось. Помещики были настолько зациклены на еде, что с каждым прожитым годом духовные потребности угасали. 

 На стенах висит несколько портретов – это единственное напоминание старикам, что есть ещё мир за пределами имения. Супруги стали похожи на растения, жизнь их проходила спокойно без радостных и горестных событий. Единственным развлечением для Афанасия Ивановича было в хорошо натопленной комнате пошутить над своей женой или напугать её.

 Денежный вопрос помещиков не интересовал – хозяйство было в запущенном состоянии. Этим пользовались крестьяне и приказчик со старостой. Они не только воровали у стариков, но и нагло их обманывали. На вопрос о пропавшей дубовой роще, отвечали, что вина в том червей и плохих погодных условий. Поскольку помещики имеют небольшие потребности, у них не возникает желание проверить работу крестьян и приказчика, привести дела в порядок. 

 Афанасий и Пульхерия хоть и были скучными и мелочными людьми, но обладали и положительными качествами. Их знали как бескорыстных гостеприимных хозяев, которые испытывали друг к другу преданную любовь. Эти черты характера примиряют читателя с образом существования помещиков. Поэтому не возникает отвращения к их бессмысленной жизни, а лишь появляется сочувствие к ним. В повести автор призывает пожалеть людей, у которых хорошие качества прячутся под влиянием никчёмного существования.


sochinenija.3dn.ru

Краткое содержание Гоголь Старосветские помещики за 2 минуты пересказ сюжета

Главные герои произведения – супруги Афанасий и Пульхерия Товстогуб. Афанасию Ивановичу – 60 лет, его жене – 50. Живут они в маленькой уединённой малороссийской деревушке. Старики бездетны, живут мирно, всегда улыбчивы, гостеприимны и добры. Изба их низка, окружена зелёными деревьями, темна, но очень уютна. В услужении Товстогубов есть крепостные девки, выполняющие всякую работу по дому. Пульхерия Ивановна – хозяйка на все руки, заготавливающая соленья и варенья впрок. Несмотря на хищения приказчика, подворовывающего у стариков, их хозяйство настолько изобильно, что убытков никто не замечает.

Отсутствие своих детей привело к тому, что вся любовь и забота стариков обращена друг на друга. До сих пор супруги ласковы и участливы, обращаются исключительно на «Вы», стараются удовлетворить все желания второго.

Еда стала одним из главных удовольствий в жизни Товстогубов. Каждый гость, оказавшийся в их избушке, до отвала угощается гостеприимными хозяевами. Пульхерия Ивановна целыми днями ласково зовёт супруга отведать то одно, то второе яство. С удивительной частотой на столе раскрывается скатерть и нагромождаются блюда с закусками. Вот так неторопливо, спокойно и умиротворённо проходит жизнь двух старичков.

В один день в лес сбегает кошка Пульхерии Ивановны. Старушка, пытаясь найти свою любимицу, осматривает все окрестности и вот, наконец, видит несчастное животное. Кошка вернулась диковатой и истощавшей, и вскоре вновь выпрыгнула в окно да и скрылась окончательно в лесу. Пульхерия Ивановна решила, что это знак, и пора готовиться ко смерти. Она стала грустна, беспокоясь за своего супруга: кто же будет заботиться о старике?

Вскоре старушка действительно померла. Афанасий Иванович беспрестанно вспоминал о любимой супруге, ведь куда бы он не глядел – ему везде мерещилось её лицо. Забывшись, он мог произнести по привычке её имя, но потом он вспоминал о её смерти и начинал рыдать, как ребёнок.

Прошло более 5 лет. Гуляя в саду, сгорбленный и безутешный старик слышит родной голос, зовущий его. Он понял: его час настал. Единственное, о чём он распорядился перед смертью – похоронить его рядом с Пульхерией Ивановной. Желание его исполнили. Вскоре приехал наследник, всё имущество и хозяйство было растаскано, изба обветшала.

Произведение нельзя рассматривать лишь как описание жизни и смерти двух деревенских стариков. Это притча, полная иронии и гуманизма, о старости, смерти и любви.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Гоголь. Все произведения

Старосветские помещики. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Толстой Русский характер

    Героем данного рассказа является лейтенант по имени Егор Дремов, который был всячески искалечен на войне. Фронт поразил персонажа не только физически, но и духовно. Дремову довелось сгорать в танке

  • Краткое содержание Браун Код да Винчи

    Доктор Лэнгдон преподает в университете. Он является известным специалистом по религиозным символам, поэтому его привлекают к расследованию странного убийства сотрудника Лувра. Жак Соньер был обнаружен на своем рабочем месте убитым

  • Краткое содержание Антоновские яблоки Бунина

    Рассказчик вспоминает о том, что когда-то в прошлом места детства. Ведь, когда он был маленьким, он жил в деревне, которую тогда считали даже очень богатой деревней, ведь именно в ней много всего росло, продавалось.

  • Краткое содержание Носов Кукла

    Почти все любители порыбачить создают себе определённое место. И используют именно его. Не далёко, возле речной глади, они сооружают укрытие от проливных ливней. В форме крыши.

  • Краткое содержание Дремучий медведь Паустовского

    Петя — главный герой художественного произведения «Дремучий медведь» Константина Георгиевича Паустовского. Он жил вместе со своей бабушкой в деревне. Родители умерли, когда мальчик был маленьким, поэтому он рос молчаливым и задумчивым

2minutki.ru

Н. В. Гоголь, «Старосветские помещики»: краткое содержание :: SYL.ru

Первая повесть Николая Гоголя – «Старосветские помещики». Краткое содержание этого произведения, созданного в 1835 году, изложено в сегодняшней статье. Повесть имеет мало общего с рассказами, вошедшими в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки», которая принесла известность начинающему писателю. Герои этого произведения вполне реалистичны. В повести, по мнению некоторых критиков, содержится острая сатира на помещичий быт.

Бытописание старых чревоугодников

Краткое содержание «Старосветских помещиков» Гоголя можно изложить в двух-трех фразах. В этой книге описана жизнь и смерть двух ничем не примечательных стариков. Пушкин назвал произведение Гоголя «шутливой идиллией». Белинский обнаружил в нём сатиру на бездуховное и пустое существование представителей провинциального дворянства.

Критики и литераторы по-разному восприняли повесть «Старосветские помещики» Н. В. Гоголя. Краткое содержание этого произведения можно изложить следующим образом: в жизни двух стариков нет забот, а потому главным в их жизни становится приём пищи.

Впрочем, в жизни героев Гоголя есть и страдания, и потери, и одиночество. Писатель обличал распространенные людские пороки, но делал это с единственной целью. А именно сделать человечество лучше. Повесть «Старосветские помещики», краткое содержание которой представлено ниже, можно назвать притчей о смерти, любви, старости. Это произведение наполнено грустью и очарованием.

«Старосветские помещики»: краткое содержание по главам

Повесть состоит из двух частей. В первой автор описывает подробно барский дом и образ жизни главных героев. Здесь же писатель дает характеристику Афанасию Ивановичу и Пульхерии Ивановне. Немаловажную роль в повествовании играет и пейзаж, что стоит упомянуть, делая художественный анализ. Краткое содержание «Старосветских помещиков» в этой статье изложено по следующему плану:

  • Барский дом.
  • Хлебосольные хозяева.
  • Исчезновение кошки.
  • Смерть Пульхерии Ивановны.
  • Спустя пять лет.
  • Кончина старого помещика.

Барский дом

Прежде чем приступить к изложению краткого содержания, стоит сказать о важной особенности произведения. С самοгο повествования автор признаётся в любви к Малοрοссии: её прирοде, нравам, οбычаям, людям… Это удивительно красочное и поэтическое произведение, хотя и создано в жанре реализма.

Маленькие комнатки барского дома заставлены разнообразными вещицами. Двери скрипят, «поют на разные лады». Кладовая заполнена яствами, в приготовлении которых задействованы все дворовые. Кулинарным процессом управляет Пульхерия Ивановна. Хозяйство регулярно обворовывается приказчиком, но земля в деревне, в которой обитают герои повести, плодородная. Она производит всё в том же количестве. Афанасий Иванович и его супруга не замечают хищений.

Οчень красивы οписания, с кοтοрых и начинается пοвесть. Пища – практически единственнοе, чтο забοтит старикοв. Вся жизнь пοдчинена ей: утрοм пοкушали, затем закусили, после пообедали… Из двух блюд, чтο предлагает к трапезе старуха, ее муж неизменно выбирает οба варианта. А нοчью в жаркοй кοмнате стοнет – живοт бοлит. Лечение οт любого недуга заключается опять же в принятии пищи: кислοгο мοлοка пοпил и сразу лучше. Наливки используются исключительно в качестве лекарства.

Хлебосольные хозяева

Если приезжают гοсти, тο уж у старикοв пир. Рассказчика, который в этом хлебосольном доме бывал не раз, угοщали, раскрывая все секреты приготовления сοлений, напиткοв. Οн οбъедался, нο не мог себя сдержать. Гοстя всегда οставляли нοчевать, пугая разбοйниками. Кстати, дед любил навести страху и на свοю тихую супругу. К примеру, чтο будет, если их дοм сгοрит? А Пульхерия Иванοвна страсть как бοялась утратить пοкοй.

Запасοв в дοме былο много. Хотя вся двοрня ела дο дурнοты и бессовестно вοрοвала, провизия не переводилась в кладовой. Старики врοде и старались кοнтрοлирοвать хοзяйственные прοцессы, нο делали это очень неумело.

Исчезновение кошки

Οднажды любимица Пульхерии сбежала. Через нескοлькο дней вернулась οдичавшей. Пοела, снοва прοпала. И Пульхерия решила, чтο ее срοк настал. Кошка вернулась исхудавшая, обозленная. Старуха решила, что к ней явилась смерть в образе животного.

Смерть Пульхерии

Старуха начала метοдичнο гοтοвиться к смерти: раздавала указания пο хοзяйству, сοбирала платье, прοщалась сο старикοм. Свοеοбразным было ее представление о загробном мире. Так, οна гοвοрила: «Делайте пο-мοему, а тο я буду рядοм с Христοм, так я ему всё прο вас скажу, если οслушаетесь». Пульхерия слегла и в нескοлькο дней «сгοрела».

Спустя пять лет

Повествования ведется от лица частого гостя стариков. Рассказчик приезжает к Афанасию Ивановичу после смерти Пульхерии лишь спустя пять лет. И видит трагическую перемену в облике старого вдовца. Он сочувствует кончине Пульхерии – доброй и простой женщины, кοтοрοй представилοсь, чтο в οбразе её загулявшей кοшки прихοдила к ней сама смерть.

Афанасий Иванοвич никак не мοг пοверить в её смерть. Ему всё сталο безразлично. В быту он был словно ребенок: не мог пообедать, не измазавшись.

Смерть старого помещика

Без жены старик Афанасий прожил ещё лет десять в запущеннοм дοме, нο никак не смог смириться с печальнοй мыслью. Перед смертью старик будтο слышал, как умершая жена звала егο в саду. Ухοд егο был таким же загадочным, как и смерть Пульхерии.

Для кοнтраста писатель привοдит истοрию ο мοлοдοм челοвеке, у кοтοрοгο вοзлюбленную ранο οтняла смерть. Бοльше егο ничегο не интересοвалο. Егο закрыли дοма рοдные, прятали οт негο οстрые предметы. И всё же пару раз οн пοпытался пοкοнчить с сοбοй… Нο прοшли гοды, герοй женился снοва, οн счастлив, весел. Мοжет быть, и правильнο, чтο юнοша не пοтерял вкус к жизни, нο автοру οт этοгο грустнο. Инοгда прοстые, приземленные люди прοявляют бοлее вοзвышенные чувства.

Первым произведением цикла «Миргород» стали «Старосветские помещики». Кратким содержанием ограничиваться не стоит. Ведь образный, красочный язык Н. Гоголя не передаст ни одно изложение.

Как уже было сказано, главный литературный критик 19-го столетия увидел в произведении сатиру на бездуховный помещичий мир. Возможно, он прав, но повесть пронизана необыкновенной нежностью, любовью к родному краю. Пейзажу здесь отведена более важная роль, чем сатире. К своим героям автор испытывает симпатию, сострадание.

Автор «Старосветских помещиков» заставляет читателя задуматься о смысле жизни и неминуемой старости. Не каждому суждено оставить на этой земле яркий след. Писатель полагал, что в провинциальной затворнической жизни нет ничего предосудительного.

www.syl.ru

Краткая характеристика героев в повести «Старосветские помещики»

Так теплый юмор в описании старосветского быта с его незатейливыми радостями и огорчениями, дневными пампушками и ночными узварами, нарушаемого лишь посещениями гостей, в большинстве, своем также не выходящими в помыслах за пределы своих усадеб, перерастает в тревожное ощущение недолговечности обитателей патриархальных дворянских гнезд, неминуемого разрушения былого уклада жизни и самой жизни, с каждым днем уходящей в песок,, тонущей в вечном потоке меняющегося мира. Конкретные живые образы людей и их обряжения сочетаются с философским раздумьем, сочувственный юмор – с глубоким трагизмом, с ощущением «мировой тайны».

В 1909 г. В. Короленко в статье «Трагедия великого юмориста» высказал мысль о том, что в повести Гоголя трагически окрашены не только кончина Пульхерии Ивановны и душевное угасание Афанасия Ивановича, но и собственное, авторское, «живое, осязательное ощущение» неминуемости смерти, «предчувствие какого-то рокового, бессмысленного, непонятного, беспричинного, то есть чуждого душевной организации, расстройства, которое будет давить на мозг и звать непонятными голосами мировой тайны…»

Гоголевские образы с мифическими сближают присущая им буколическая простота и открытость, теплое радушие и гостеприимство, взаимная привязанность и любовь. Трагикомический характер повести говорил о неминуемой обреченности патриархального мирка, тихой жизни его обитателей с их добродушием, гостеприимством и наивным восприятием действительности. Усадебная идиллия становилась сном, тонула в непрерывном жизненном потоке, распадалась под напором новых событий и людей. Вечными остались лишь образы, навсегда запечатленные кистью великого мастера. И все же теплое сочувствие к «старосветским помещикам» не скрывает легкой и грустной усмешки автора в описаниях их повседневной, однотонной и замкнутой жизни, узости их интересов и желаний, из которых ни одно не «перелетает за частокол усадьбы». «Я очень люблю,- говорит рассказчик в повести Гоголя,- скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, которых и Малороссии обыкновенно называют старосветскими… Я иногда люблю сойти па минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни».

На Афанасия Демьяновича Гоголя и его жену Татьяну Семеновну Лизогуб (деда и бабушку писателя), как на прототипы супружеской четы Товстогубов («Старосветские помещики»), указывал и П. Е. Щеголев. Характеризуя отца писателя, он отмечал, что и «супружеская жизнь Василия Афанасьевича своею безмятежностью напоминает жизнь Филемона и Бавкиды, Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны» В6. Правда, реальная жизнь отца и матери Гоголя далеко не всегда была идиллична, были и потери детей, и материальные трудности, и болезни, и до старости вместе им дожить не довелось, но, действительно, характер их отношений, полных привязанности, любви и нежности, отчасти может быть применим к характеристике «старосветских помещиков».

В «Миргороде» вслед за последней повестью «Вечеров на хуторе близ Диканьки («Старосветские помещики») появляются новые мотивы, углубляется конфликт мечты и действительности.  «Старосветские помещики» имеет сложное трагикомическое звучание. Пушкин видел в этом произведении «шутливую трогательную идиллию, которая заставляет вас смеяться сквозь слезы грусти и умиления». С теплотой и сочувствием Гоголь рисует быт патриархальной усадьбы, взаимную привязанность Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны, их доброту и гостеприимство.

Биограф, таким образом, не сводит типы повести Гоголя только к определенным, реально существовавшим лицам, но подчеркивает тот синтез ранних впечатлений писателя, которые оставили глубокий след в его сознании.

В облике «старосветских помещиков» некоторые исследователи и мемуаристы усматривали черты автобиографические. П. Кулиш находил, что именно дед писателя Афанасии Гоголь был прообразом «идиллического Афанасия Ивановича», что в повести отразились впечатления детства автора, проходившего в атмосфере старосветской усадебной жизни: «Это не кто другой, как он сам вбегал, прозябнув, в сени, хлопал в ладоши и слышал в скрипении двери: «батюшки, я зябну». Это он вперял глаза в сад, из которого глядела сквозь растворенное окно майская темная ночь, когда на столе стоял горячий ужин и мелькала одинокая свеча в старинном подсвечнике. Покрытая зеленою плесенью крыша и крыльцо, лишенное штукатурки, представлялись его глазам, когда он, переехав пажити, лезущие в экипаж, приближался к родному дому, и старосветские помещики были портреты почтенной четы отходящих из нашего мира старичков, которые мирною жизнью, исполненной тихой любви и довольства, лелеяли детское сердце поэта, как теплая, светлая осень лелеет молодые посевы».

В повести эти чувства, осознаваемые как дыхание вечности мира и тревожное ощущение недолговечности индивидуального пребывания на земле, выражены не только в судьбе героев – «старосветских помещиков» (трагизм похорон Пульхерии Ивановны и нерушимость окружающего – «священники были в полном облачении, солнце светило, грудные ребенки плакали на руках матерей, жаворонки пели, дети в рубашонках бегали и резвились по дороге», но и непосредственно в словах автора, говорящего о себе: «Вам, без сомнения, когда-нибудь случалось слышать голос, называющий вас по имени, который простолюдины объясняют тем, что душа стосковалась за человеком и призывает его, после которого следует неминуемо смерть. Признаюсь, мне всегда был страшен этот таинственный зов. Я помню, что в детстве я часто его слышал… Я обыкновенно тогда бежал с величайшим страхом и занимавшимся дыханием из сада, и тогда только успокаивался, когда попадался мне навстречу какой-нибудь человек, вид которого изгонял эту страшную сердечную пустыню».

Мемуаристы называют в качестве прототипов помимо предков И. В. Гоголя и тех помещиков-соседей, которых в детстве и юности он нередко посещал. Так, С. В. Скалой (урожденная Капнист, дочь В. В. Капниста) в своих воспоминаниях рисует живой облик старичков Бровковых, их маленький домик с  простым деревянным  крылечком, низенькую гостиную с каким-то постоянным запахом и «с широкой деревянной дверью, издававшей при всяком входе и выходе ужасный скрип». Добрые Бровковы не только славились своим гостеприимством, но и каждую субботу отправляли в городскую тюрьму для заключенных полную телегу свежеиспеченных калачей, хлебов и пирогов.

Этот контраст, несомненно, наличествует в повести «Старосветские помещики», где Гоголь – комический писатель – сочетает юмор с трагизмом и философским углублением в вечные проблемы человеческого бытия. На фоне вечности в подтексте повести прозвучивает тонко, «как струна в тумане», мысль о краткости, мгновенности жизни и об ущербности замкнутого в себе существования.

Похожие записи

‘; blockSettingArray[2][«minSymbols»] = 0;blockSettingArray[2][«minHeaders»] = 0;blockSettingArray[3] = []; blockSettingArray[3][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[3][«element»] = «p»; blockSettingArray[3][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[3][«elementPlace»] = 25; blockSettingArray[3][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[3][«minSymbols»] = 0;blockSettingArray[3][«minHeaders»] = 0;blockSettingArray[4] = []; blockSettingArray[4][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[4][«element»] = «p»; blockSettingArray[4][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[4][«elementPlace»] = 35; blockSettingArray[4][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[4][«minSymbols»] = 0;blockSettingArray[4][«minHeaders»] = 0;blockSettingArray[5] = []; blockSettingArray[5][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[5][«element»] = «p»; blockSettingArray[5][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[5][«elementPlace»] = 45; blockSettingArray[5][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[5][«minSymbols»] = 0;blockSettingArray[5][«minHeaders»] = 0; var jsInputerLaunch = 15;

www.getsoch.net

Герои повести «Старосветские помещики» Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна

Герои повести Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна добрые и кроткие существа. Они питают друг к другу чувства трогательной привязанности; неизменной заботой друг о друге наполнено все их бытие, не омрачаемое никакими резкими столкновениями. Полные душевного расположения, Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна с искренней приветливостью и радушием встречают тех, кто попадает в замкнутую сферу их жизни. «Но интереснее всего казались для меня старички в то время, когда бывали у них гости. Тогда нее в их доме принимало другой вид. Эти добрые ЛЮДИ, можно сказать, жили для гостей. Все, что у них ни было лучшего, все это выносилось. Они наперерыв старались угостить вас всем, что только производило их хозяйство».

«Старосветские помещики» на первый взгляд представляют собой поэтизацию патриархального быта, его чистоты и непосредственности. Идиллические мотивы даже как бы подчеркнуты и общем тоне повествования, в обрисовке героев. «Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелем отдаленных деревень, которых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими. Я иногда люблю сойти па минуту в сферу этой необыкновенно уединенной жизни, где ни одно желание не перелетает за частокол, окружающий небольшой дворик, за плетень сада, наполненного яблонями и сливами, за деревенские избы». «Неизъяснимую прелесть» имеют и природа, окружающая имение старосветских помещиков, и бытовой уклад их «скромных уголков».

Подчеркивая «идиллические» мотивы, писатель использует их для того, чтобы отчетливее выявить жизненную прозу. Избрав форму «простодушного» рассказа, Гоголь дает не поэтизацию поместной идиллии, а ироническое ее освещение.

Рисуя обитателей усадеб, мелких захолустных городков, Гоголь развенчивал пасторально-идиллическое восприятие действительности. Писатель выступал против норм и канонов того сентиментального изображения жизни, которое широко было распространено в литературе и вело свое начало от Карамзина. Сохраняя в повестях внешние черты сельской «патриархальности», Гоголь раскрывал ее истинный облик.

По мере развития повествования образы кротких, добродушных героев теряют свое идиллическое очарование, приобретая иную психологическую характеристику. Рисуя портрет Афанасия Ивановича, Гоголь отмечает, что он «всегда почти улыбался, хотя бы рассказывал или просто слушал». Возвращаясь через некоторое время вновь к этой черте героя, писатель придает уже другой колорит портретной зарисовке. «Он всегда слушал с приятною улыбкой гостей, приезжавших к нему, иногда и сам говорил, но более расспрашивал… расспрашивая вас, показывал большое любопытство и участие в обстоятельствах вашей собственном жизни, удачах и неудачах». И светлая, оптимистическая настроенность Афанасия Ивановича, и его участие в жизни других людей выявляются не как нечто осмысленное и целеустремленное, а как своего рода автоматические действия и реакции.

Оттеняя чистую и ясную простоту добрых и бесхитростных старичков, писатель противопоставляет их тем «низким малороссиянам», «которые выдираются из дегтярей, торгашей, наполняют, как саранча, палаты и присутственные места, дерут последнюю копенку со своих же земляков, наводняют Петербург ябедниками, наживают, наконец, капитал и торжественно прибавляют к фамилии своей, оканчивающейся на о».

Инертный характер жизни концентрирует весь строй их мыслей и чувств вокруг забот растительного существования. Все самое примечательное и существенное в жизни Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны связано по преимуществу с удовлетворением потребностей этого рода. Здесь источник того несложного комплекса «идей» и эмоций, которые занимают и волнуют старосветских помещиков. То немногое, что вносит разнообразие в их однотонное бытие,- приезд гостей, они превращают прежде всего в приятный повод для демонстрации изделий своей кухни.

Рассказ об Афанасии Ивановиче и Пульхерии Ивановне раскрывает тоскливый прозаизм их уединенного существования. «Идиллия» не только не несет с собой живых и ярких красок, напротив, она обесцвечивает человеческую жизнь, делая ее лишенной подлинных волнений и душевных взлетов.

Крупной победой реалистического искусства явились «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Если «Вий» завершал фольклорную линию «Вечеров», то «Старосветские помещики» и повесть о ссоре продолжали те начала, которые наиболее сильное выражение получили в «Шпонькс». Поэтически-возвышенные образы все более и более уступали место изображению обыденности, жизненной прозы. От воплощения сильных, ярких человеческих страстей, свойственных народным героям, писатель переходил к раскрытию мелочности и пошлости.

Похожие записи

‘; blockSettingArray[2][«minSymbols»] = 0;blockSettingArray[2][«minHeaders»] = 0;blockSettingArray[3] = []; blockSettingArray[3][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[3][«element»] = «p»; blockSettingArray[3][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[3][«elementPlace»] = 25; blockSettingArray[3][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[3][«minSymbols»] = 0;blockSettingArray[3][«minHeaders»] = 0;blockSettingArray[4] = []; blockSettingArray[4][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[4][«element»] = «p»; blockSettingArray[4][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[4][«elementPlace»] = 35; blockSettingArray[4][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[4][«minSymbols»] = 0;blockSettingArray[4][«minHeaders»] = 0;blockSettingArray[5] = []; blockSettingArray[5][«setting_type»] = 1; blockSettingArray[5][«element»] = «p»; blockSettingArray[5][«elementPosition»] = 0; blockSettingArray[5][«elementPlace»] = 45; blockSettingArray[5][«text»] = ‘

‘; blockSettingArray[5][«minSymbols»] = 0;blockSettingArray[5][«minHeaders»] = 0; var jsInputerLaunch = 15;

www.getsoch.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *