Мушкенум и авилум – 2. Правовое положение населения

Авилум - это... Что такое Авилум?

  • Хаммурапи законы —         свод законов Вавилонии (См. Вавилония), созданный в конце царствования Хаммурапи около 1760 до н. э.; важнейший памятник древневосточного рабовладельческого права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле,… …   Большая советская энциклопедия

  • МУШКЕНУ — мушкенум, социальный термин, к рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставляются в законах из Эшнунны (18 в.? до н. э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н. э …   Советская историческая энциклопедия

  • ХАММУРАПИ ЗАКОНЫ — свод законов Вавилонии, созданный в коя. царствования Хаммурапи, ок. 1760 до н. э.; важнейший памятник древневост. права. Оригинальный текст законов, начертанный клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы древнего… …   Советская историческая энциклопедия

  • КОДЕКС ХАММУРАПИ — КОДЕКС ХАММУРАПИ, древнейший из сохранившихся сборников законов, составленный в правление царя Вавилонии Хаммурапи (см. ХАММУРАПИ). Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей права. Текст Кодекса… …   Энциклопедический словарь

  • Хаммурапи кодекс — древнейший в мире из дошедших до нас сборников законов, составленный в правление царя Вавилонии Хаммурапи. Кодекс Хаммурапи представляет собой фундаментальный свод законов различных областей права. Текст Кодекса сохранился на стеле из черного… …   Политология. Словарь.

  • Законы из Эшнунны — – один из древнейших законодательных памятников Древнего Востока, датируемый XIX веком до н.э. Свод законов также иногда называют «Законы Билаламы» по имени царя, с чьим правлением связывают их появление. Памятник имеет огромное культурное и… …   Википедия

  • Мушкену —          мушкенум соц. термин, к рым в клинописных текстах обозначался довольно обширный слой свободного, но неполноправного населения Др. Вавилонии. М. противопоставл. в законах из Эшнунны (18 в. до н.э.) и в законах Хаммурапи (18 в. до н.э.)… …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • Хаммурапи законы —          свод законов Вавилонии, созданный в кон. царствования Хаммурапи, ок. 1760 до н.э.; важнейший памятник др. вост. права. Оригинал. текст законов, начерт. клинописью на диоритовой стеле, был найден при раскопках на месте столицы Др. Элама г …   Древний мир. Энциклопедический словарь

  • law_foreign_countries.academic.ru

    Социальная структура и правовое положение основных групп населения Древнего Вавилона.

    Законы Хаммурапи исходили из того, что люди неодинаковы по своим правам и обязанностям, по отношению к государству и друг к другу. Такое различие или подразумевалось в праве или закреплялось по какому либо поводу. Правовой строй общества был сословным. Для Вавилона характерно неравенство различных слоев формально свободного населения. Оно проявлялось в наличие двух социальных групп:

    1. «Авилум» (в переводе – «человек» или «сын человека»).

    2. «Мушкенум»

      (в переводе – «покорный»).

    «Авилум» – это свободный человек-общинник, права которого защищались в полном объеме. Среди авилумов с ростом имущественной дифференциации выделяются два социальных полюса:

    1. Царь, жрецы, высшие чиновники, ростовщики и купцы, то есть те, кто не принимал непосредственного участия в производстве.

    2. Широкий слой крестьян-общинников, обрабатывающих свои мелкие участки практически без применения рабского труда. Большая часть продукта, производимого этой группой, присваивалась эксплуататорской верхушкой.

    «Мушкенум» – это свободный человек, но утративший связь с общиной, следовательно, не имевший ни земли, ни собственности. Землю он получал за службу в условное владение и был ограничен в правах. Законы Хаммурапи ставят мушкенума в приниженное положение по сравнению с авилумом. Например авилум, за телесные повреждения другому авилуму, отвечал по принципу талиона, что значит «равное за равное», но если авилум нанес телесные повреждения мушкенуму, то наказание ограничивалось лишь штрафом. Вместе с тем законы Хаммурапи строго охраняли имущество мушкенума, например, если авилум украл у мушкенума имущество, то платил штраф в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, то его казнили. Кража раба мушкенума каралась смертной казнью. Таким образом, фиксируя приниженное положение мушкенума, законы Хаммурапи гарантировали защиту их имущества.

    В самом низу социальной лестницы находились рабы, которые назывались «Вардум». Рабство было патриархальным либо дворцовым. В законах Хаммурапи выделяются царские рабы, принадлежащие общине, и частновладельческие рабы. Раб мог иметь небольшое имущество, но после смерти оно становилось собственностью хозяина. Труд рабов, влияя на всю систему общественных отношений, не являлся преобладающим, так как основная масса земли обрабатывалась свободными общинниками.

    В законах Хаммурапи выделяется две категории воинов:

    Тяжеловооруженные воины, которые назывались «Редум».

    Легковооруженные воины, которые назывались «Баирум».

    Воины получали за службу у государства неотчуждаемые наделы, которые назывались «Илку». Законы защищали воинов от произвола командиров, предусматривали выкуп из плена. Воин был обязан исправно нести службу, за уклонение от которой его могли казнить.

    1. Государственный строй Древнего Вавилона.

    Междуречье двух рек – Тигра и Евфрата (Месопотамия или Междуречье) – это регион, где одним из первых появились государства и правовые системы. Первые города-государства появились в этом регионе на рубеже третьего-второго тысячелетия до н.э. Ко времени возникновения Старовавилонского царства (20-17 века до н.э.) в Месопотамии сменилось немало государств-гегемонов, но объединить всю Месопотамию удалось только царь города Вавилон («Врата Бога») – Хаммурапи, который правил с 1792 по 1750 до н.э. Он создал обширную державу, которая простиралась от Персидского залива до Сирии. Распад единого государства в Месопотамии произошел в 1595 году до н.э., а в 538 году до н.э. его завоевывают персы.

    Верховная власть принадлежала правителю (царю). Его власть имела государственный и религиозный характер. Он был также верховным военоначальником. Со старовавилонского царства власть стала передаваться по наследству. Правитель дворца и первый помощник царя был «Мубанда»

    , который выполнял важные общегосударственные функции. Он организовывал и контролировал общественные работы, управлял дворцовым хозяйством, ведал сбором налогов, участвовал в организации проведения военных походов. Страна делилась на области, которыми управляли царские чиновники – «Шуканакум». Их главными задачами были: сбор налогов, организация государственного хозяйства и суда. Они контролировали деятельность главных городских и сельских общин, которые назывались «Рабианум». В это время сохранялись общинные собрания, которые были урезаны неограниченной царской властью, но обладали следующими функциями:

    1. Административная (управление общинной землей).

    2. Полицейская (поддержание порядка под страхом коллективной ответственности перед царем).

    3. Финансовая (совершение денежных операций в интересах общины).

    4. Судебная (суд общины).

    Вавилон, являясь деспотичным государством, имел ряд особенностей:

    1. Царская власть не была абсолютно деспотичной, так как:

    • центральной власти не удалось подчинить ряд племен, поэтому она шла на компромиссы, и предоставляла племенам особые привилегии;

    • хотя царская власть обожествлялась, сам царь не приравнивался к Богам и даже не был верховным жрецом;

    Царская власть опиралась на армию. При Хаммурапи была создана централизованная судебная система.

    studfiles.net

    правовое положение различных социальных групп.

    Законник Хаммурапи дает возможность представить общественную структуру, классовый характер древневавилонского государства, правовое положение населения. Две основные группы: авилум и мушкенум. Общество состояло из двух основных классов-сословий: рабовладельцев и рабов.

    В состав господствующего класса-сословия входила верхушка знати: царь и его приближенные, жрецы, военачальники, тамкары и другие чиновники. В общинах – старосты, члены совета старейшин, в городах – начальники кварталов. Авилум, по ЗХ, «сын мужа» – это полноправный человек. Охране жизни, здоровья, защите его имущественных интересов посвящена значительная часть законника. Общинники-земледельцы являлись основной массой производителей материальных благ.

    К угнетенному классу-сословию относились рабы, рядовые общинники, мушкенумы. Последние – это бедняки, состоящие на службе царя, государства, от которого они получали средства производства и жилье, изгои. Мушкенум – свободный человек, он имел какие-то права, но только до тех пор, пока состоял на государственной службе и выполнял свои обязанности. ЗХ ставит мушкенума в приниженное положение, по сравнению с авилумом, в охране его жизни, защите имущества и др. Авилум за телесные повреждения другому авилуму отвечал по признаку талиона (равное за равное). Но если авилум выколол глаз мушкенуму, ударил его по щеке, сломал ему кость, выбил зуб, причинил в результате побоев выкидыш его дочери, то подвергался штрафу (ст. ст. 200, 201, 211). Если же авилум ударил дочь другого авилума и причинил ей выкидыш, то платил штраф. Если она умерла, полагалось убить дочь виновного – (ст. ст. 209, 210). Если мушкенум погиб в драке от неосторожного удара, то штраф был меньше, чем за гибель авилума. Мушкенум меньше платил врачу за лечение.

    Закон строго охранял имущество мушкенумов. Если авилум украл у мушкенума домашних животных, лодку, то платил компенсацию в десятикратном размере. Если вор не мог уплатить штраф, его казнили (ст. 8). Раб мушкенума приравнен по положению к дворцовым рабам. Он мог вступить в брак со свободной (ст. 176). Кража и укрывательство рабов мушкенума карались смертью, преступление приравнивалось к хищению невольников дворца (ст. ст. 15, 16).

    Поле, дом, сад «плательщиков налога», в число которых, вероятно, входили и мушкенумы, запрещалось продавать. Сделка такого рода отменялась (ст. ст. 36, 37). Трудовая повинность мушкенумов по уходу за каналами не могла превысить 48 дней в году. Следовательно, фиксируя приниженное положение мушкенумов, закон одновременно гарантирует защиту их имущества. Мушкенум, вероятно, состоял на службе дворцового хозяйства, считался частью его обслуги.

    Самое приниженное положение занимали рабы (вардум). По ЗХ, их имелось несколько видов: царские, принадлежащие общине, частновладельческие – рабы авилум и мушкенум. Дворцовый раб мог жениться на свободной, дети от такого брака считались свободными (ст. 175).

    Раб имел небольшое имущество, мог им распоряжаться, но после его смерти оно становилось собственностью его хозяина. Господин, отдавая в услужение своего раба по найму, мог требовать часть платы и давать ее невольнику. Имелась в виду заитересованность раба в результатах его труда. Рабов разрешалось отпускать на волю. Во времена шумеров раб мог оспаривать свое рабское состояние через суд. Но проигрыш в таком деле грозил ему наказанием. В судебном порядке раб мог протестовать против своей продажи или дарения другому лицу. В ЗХ такого указания уже не было. Свободнорожденный вавилонянин не мог быть обращен в рабство, кроме временного пребывания (до 3 лет) в долговой кабале.

    Рабов разрешалось держать в оковах. Если их везли для продажи на рынок или другое место, хозяин должен был надеть на них кандалы, шейную колодку и проверить наличие «рабского знака» – на тыльной стороне ладони выжигалось имя хозяина. Такие меры предпринимались для предотвращения бегства от рабовладельца.

    Основную массу тяглового населения составляли общинники-земледельцы, которых эксплуатировало деспотическое государство. Хаммурапи не произвел коренных перемен в организации управления сельских общин, которые по-прежнему самостоятельно решали вопросы землепользования, орошения, сбора податей, обеспечения общественного порядка и т. д. Эти общины сохранили свои реликтовые органы: народные собрания (сходку всех полноправных граждан), совет старейшин – глав самых уважаемых и почтенных фамилий (семейно-родственных объединений).

    studfiles.net

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *