Младшая эдда краткое содержание – Младшая Эдда, содержание, пролог, видение гюльви (gylfaginning), язык поэзии (skáldskaparmál), перечень стихотворных размеров (háttatal)

Содержание

Младшая Эдда – сборник древнескандинавских саг

Содержание статьи

Младшая Эдда: наследие эпохи

Младшая Эдда, которую также принято называть Снорровой или Прозаической Эддой, является одним из величайших памятников древнескандинавской (а если точнее – древнеисландской) культуры. Младшая Эдда, читать которую порой не так уж просто из-за обилия труднопереводимых эпитетов и метафор, была написана в первой четверти XIII века (по всей видимости, в период с 1222 по 1225 год) Снорри Стурлусоном, писателем, исследователем германо-скандинавской мифологии. И здесь важно отметить, что Стурлусон был христианином, что наложило существенный отпечаток на содержание Младшей Эдды.

  

Структурно Младшая Эдда (скачать полный текст в различных переводах сегодня не составляет большого труда) состоит из двух частей, это «Видение Гюльви» и «Язык поэзии». «Видение Гюльви» из Младшей Эдды Стурлусона повторяет содержание многих раннесредневековых мифов. Фактически это сборник саг и легенд Древней Скандинавии. Но нужно понимать, что нет единого, общепринятого, эталонного содержания Младшей Эдды. То есть текст, созданный Снорри, обнаружен в семи разных списках, которые датируются различными периодами, самый ранний – 1300 годом, самый поздний – 1600. И беда в том, что содержание этих списков различается, порой – достаточно кардинально. В более ранних «вариантах» Младшей Эдды (скачать эти варианты на просторах Рунета невозможно, просто потому, что они никогда не переводились на русский язык) могут присутствовать саги и мифы, которые не вошли в поздние манускрипты. Это, в частности, «Песнь о Риге», «Сны Бальдра» и многие другие тексты, частично присутствующие в Старшей Эдде.

Часть Младшей Эдды (читать ее значительно проще), которая называется «Язык поэзии», по задумке Стурлусона должна была стать своеобразным учебником для средневековых скальдов. Именно эта часть особенно интересна с точки зрения филологии и лингвистики, потому что здесь Снорри анализирует стихотворные размеры и приемы, которые использовали скандинавские поэты в Раннем Средневековье и, по всей видимости, еще раньше.

Старшая и Младшая Эдда: все точки над «i»

Старшая и Младшая Эдды отличаются достаточно кардинальным образом. Во-первых, Старшая Эдда практически полностью поэтическая, тогда как Младшая Эдда Стурлусона – по большей части прозаическая. Во-вторых, Старшая Эдда – это собрание мифов, вероятно, у ее гипотетических составителей не было конкретной цели, они просто записывали саги, которые им удалось найти (именно поэтому содержание Поэтической Эдды также отличается в разных списках). Младшая Эдда Снорри создавалась с конкретной целью: первая часть («Видение Гюльви») была призвана сохранить известные на тот момент мифологические сюжеты германо-скандинавского эпоса. Вторая часть («Язык поэзии»), как уже было сказано, представляет собой учебник, пусть и весьма своеобразный.

Также Старшая и Младшая Эдда различаются по содержанию, в том числе – имеются расхождения в одних и тех же мифах (примером может послужить описание Рагнарека). Вероятно, тому есть множество причин, и одна из них – необычайная религиозность Стурлусона. Как исследователь он пытался быть объективен, но ему это не всегда удавалось как раз из-за его почти фанатичной приверженности христианским канонам. К примеру, в Старшей Эдде мы не встретим мифа о том, как Фрейя отдалась Брисингам за золотое ожерелье (хотя в «Перебранке Локи» бог огня обвиняет богиню в разврате). А вот в Младшей Эдде Стурлусона этот сюжет присутствует. Многие исследователи полагают, что подобные мифы, появившиеся гораздо позднее, являются попыткой христиан очернить скандинавских богов.

Младшая Эдда – от этимологии к содержанию

Изначально Младшую Эдду (читать ее лучше в переводе А.И. Корсуна, но к этому вопросу мы еще вернемся) называли просто Эддой, вероятно для того, чтобы отличать ее от Старшей Эдды. При этом перевод искомого слова («эдда») неизвестен. Есть гипотезы о том, что «эдда» означает «прабабушка» или «поэзия» (либо «поэтика»), но ни одна из этих версий до сих пор не получила подтверждения. Также одна из лингвистических теорий говорит о том, что «эдда» является производной от топонима «Одди», так назывался поселок, в котором вырос Снорри Стурлусон.

Первая часть Младшей Эдды (скачать ее или купить сегодня совсем нетрудно) повествует о том, как некий конунг Гюльви отправляется в Асгард. Асы рассказывают ему о происхождении и устройстве Мироздания, а также о его будущем (в частности – о том, почему и как будет уничтожен мир, и как позже он вновь возродится, это и есть сюжет Рагнарека). Позже читатель понимает, что Гюльви – тот же Один, но к повествованию это не имеет никакого отношения.

«Язык поэзии» (вторая часть Младшей Эдды) также наполнен мифологическими сюжетами, но здесь их воспроизведение не является самоцелью. Снорри рассказывает о популярных кеннингах (метафорических оборотах) и вынужден пояснять их происхождение. Так, в частности, мы узнаем о саге «Сигурд и Брюнхильда», хотя Стурлусон всего лишь разъясняет происхождение метафоры «выкуп за выдру» (так скальды поэтически называли золото).

Важно отметить, что Младшая Эдда также имеет Пролог, написанный самим Снорри Стурлусоном. Там исландский исследователь пишет о том, как, по его мнению, появились германо-скандинавские мифы и какова их ценность для мировой культуры. Тем не менее, очевидна его точка зрения в отношении того, что «язычество» Древней Скандинавии закономерно уступает место христианству, единственно возможной, истиной религии.

Также некоторые списки Младшей Эдды выделают перечень стихотворных размеров в отдельный структурный элемент сборника. Хотя чаще этот самый перечень просто входит в «Язык поэзии», не обосабливаясь. Здесь Снорри приводит свои собственные поэтические тексты и на их примере рассказывает о том, какие методы стихосложения использовали древнескандинавские поэты.

Такова Младшая Эдда, краткое содержание произведения позволяет в общих чертах оценить его масштабность и значимость, но лишь прочтение полного оригинального текста даст возможность в полной мере погрузиться в мир германо-скандинавской мифологии. Как было отмечено выше, русский перевод Младшей Эдды А.И. Корсуна считается каноническим, он был произведен в 1970 году, а комментарии к оригинальному изданию написал выдающийся филолог, доктор наук М.И. Стеблин-Каменский. В частности, благодаря этому изданию можно узнать о том, что Биврест (мост, соединяющий Асгард с другими мирами) в переводе с древнескандинавского означает вовсе не «радужный мост», как думают многие. «Биврест» значит «дрожащий путь», и в этом смысле этимология слова в полной мере отвечает исконному образу.

Относительно Младшей Эдды существует множество заблуждений, появившихся совсем недавно. Но изучение оригинальных, либо репринтных изданий позволяет без труда вычленить зерна из плевел. И это важно, ведь ценность подобного знания в его (пусть и относительной) «чистоте».

Советуем почитать:

runarium.ru

Младшая Эдда — это… Что такое Младшая Эдда?

Младшая Эдда, Сноррова Эдда, Эдда в Прозе или просто Эдда — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написаное в 1222—1225 годах и задуманое как учебник скальдической поэзии. Состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.

Начинается Эдда с эвгемеристического пролога и трех отдельных книг: Gylfaginning (ок. 20’000 слов), Skáldskaparmál (ок. 50’000 слов) и Háttatal (ок. 20’000 слов). Эдда сохранилась в семи различных манускриптах, датируемых от 1300 до 1600 года, с независимым друг от друга текстовым содержанием.

Целью произведения было донести до современных Снорри читателей всю утонченность аллитерационных стихов и уловить значения слов, скрытых под множеством кеннингов.

Изначально Младшая Эдда была известна просто как Эдда, но позже получила свое название, чтобы отличать ее от Старшей Эдды. Со Старшей Эддой Младшую связывает множество стихов, цитируемых обеими.

Содержание

Пролог

Пролог содержит эвгемеристическую христианскую точку зрения на происхождение германо-скандинавской мифологии: скандинавские боги описаны как троянские воины, покинувшие Трою после падения города (аналогичную версию в 12-м веке выбрал Гальфрид Монмутский для объяснения происхождения британской нации). Согласно Эдде эти воины поселились в Северной Европе, где были восприняты местным населением как неземные короли в силу высокой культуры и знания превосходящих технологий. Поминальные ритуалы на местах их захоронений позже превратились в языческие культы, превратив их в богов.

Видение Гюльви (Gylfaginning)

Конунг Гюльви инкогнито отправился в Асгард за знаниями. Там он встречается с асами, представшими под именами Высокий, Равновысокий и Третий, от которых узнаёт о прошлом и будущем мира. Так же рассказывается о жизни богов, их подвигах и сражениях. Содержит основные космогонические представления древних скандинавов о рождении мира, создании тверди, небес, богов и людей. Описывается устройство мира, в частности высшие (мировой ясень Иггдрасиль, связывающий все миры между собой) и низшие (Тартар — мир расположенный ниже царства мёртвых) его пределы.

Один из самых интересных рассказов это Рагнарёк — гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Язык поэзии (Skáldskaparmál)

Описываются общие принципы скальдической поэзии. Вводятся понятия хейти (замены имён) и кеннинга (буквально, обозначения). Большая часть Языка поэзии построена как примеры кённингов с мифологическими разъяснениями.

Поэзия зовется «морем либо влагой карлов», ибо кровь Квасира была налита в Одрёрир прежде, чем был приготовлен мёд, и там, в этом сосуде, он и был приготовлен. Потому его называют «жидкостью котла Одина», как сказал Эйвинд и как уже было написано.

Перечень стихотворных размеров (Háttatal)

Используя, в основном, свои собственные произведения, Снорри наглядно иллюстрирует различные варианты скальдических стансов. В повествовании применяется как предписывающий, так и описательный подходы. При этом Снорри часто напоминает, что «старые мастера поэзии не всегда следовали» указанным правилам.

Приложения

Списки имён
Перечень скальдов

См. также

Ссылки

dic.academic.ru

Младшая Эдда Википедия

«Мла́дшая Э́дда», «Сно́ррова Э́дда», «Э́дда в про́зе» или просто «Э́дда» — произведение средневекового исландского писателя Снорри Стурлусона, написанное в 1222—1225 годах и задуманное как учебник скальдической поэзии. Состоит из четырех частей, содержащих большое количество цитат из древних поэм, основанных на сюжетах из германо-скандинавской мифологии.

Начинается Эдда с эвгемеристического пролога и трёх отдельных книг: Gylfaginning (ок. 20 000 слов), Skáldskaparmál (ок. 50 000 слов) и Háttatal (ок. 20 000 слов). Эдда сохранилась в семи различных манускриптах, датируемых от 1300 до 1600 годов, с независимым друг от друга текстовым содержанием.

Целью произведения было донести до современных Снорри читателей всю утончённость аллитерационных стихов и уловить значения слов, скрытых под множеством кеннингов.

Изначально «Младшая Эдда» была известна просто как «Эдда», но позже получила своё название, чтобы отличать её от «Старшей Эдды». Со «Старшей Эддой» «Младшую» связывает множество стихов, цитируемых обеими.

Содержание

Пролог

Пролог содержит эвгемеристическую христианскую точку зрения на происхождение германо-скандинавской мифологии: скандинавские боги описаны как троянские воины, покинувшие Трою после падения города (аналогичную версию в 12-м веке выбрал Гальфрид Монмутский для объяснения происхождения британской нации). Согласно «Эдде», эти воины поселились в Северной Европе, где были восприняты местным населением как неземные короли в силу высокой культуры и знания превосходящих технологий. Поминальные ритуалы на местах их захоронений позже превратились в языческие культы, превратив их в богов.

Видение Гюльви (Gylfaginning)

Конунг Гюльви инкогнито отправился в Асгард за знаниями. Там он встречается с асами, представшими под именами Высокий, Равновысокий и Третий, от которых узнаёт о прошлом и будущем мира. Также рассказывается о жизни богов, их подвигах и сражениях. Содержит основные космогонические представления древних скандинавов о рождении мира, создании тверди, небес, богов и людей. Описывается устройство мира, в частности высшие (мировой ясень Иггдрасиль, связывающий все миры между собой) и низшие (Хель — мир, расположенный ниже царства мёртвых) его пределы.

Один из самых интересных рассказов — Рагнарёк, гибель богов (судьба богов) и всего мира, следующая за последней битвой между богами и хтоническими чудовищами.

Язык поэзии (Skáldskaparmál)

Описываются общие принципы скальдической поэзии. Вводятся понятия хейти (замены имён) и кеннинга (буквально, «обозначения»). Большая часть «Языка поэзии» построена как примеры кённингов с мифологическими разъяснениями.

Поэзия зовется «морем либо влагой карлов», ибо кровь Квасира была налита в Одрёрир прежде, чем был приготовлен мёд, и там, в этом сосуде, он и был приготовлен. Потому его называют «жидкостью котла Одина», как сказал Эйвинд и как уже было написано.

Перечень стихотворных размеров (Háttatal)

Используя, в основном, свои собственные произведения, Снорри наглядно иллюстрирует различные варианты скальдических стансов. В повествовании применяется как предписывающий, так и описательный подходы. При этом Снорри часто напоминает, что старые мастера поэзии не всегда следовали указанным правилам.

Приложения

Списки имён
Перечень скальдов

См. также

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Снорри Стурлусон Младшая Эдда

Библиотека Альдебаран: http://lib.aldebaran.ru

http://norse.ulver.com/

«Младшая Эдда»: Наука / Ленинградское отделение; Ленинград; 1970

Аннотация

В сокровищнице мировой литературы «Младшая Эдда» – произведение единственное в своем роде. Ни в одном другом произведении не нашла такого полного отражения мифология, которую не только все скандинавские народы, но и все народы, говорящие на германских языках, считают своим ценнейшим культурно‑историческим и художественным наследием. Поэтому «Младшая Эдда», наряду со «Старшей Эддой», сборником древнеисландских песен о богах и героях, пользуется немеркнущей славой во всем германском мире.

/М.И.Стеблин‑Каменский/

Снорри Стурлусон Младшая Эдда

I. Пролог

1. Развитие представления о боге

Всемогущий господь вначале создал небо и землю, и все, что к ним относится, а последними он создал двух человек, Адама и Еву, от которых пошли все народы. И умножилось их потомство и расселилось по всему свету. Но с течением времени возникло в людях несходство. Некоторые среди них были хорошие и праведные, но гораздо более было таких, которые склонились к мирским страстям и презрели слово бога. И потому бог затопил в разлившемся море весь мир и все живое, что было в мире, кроме тех, кто спасся с Ноем в ковчеге. После Ноева потопа остались в живых восемь человек, и от них происходят все народы. И случилось также, как и прежде: стоило лишь умножиться роду людскому и заселить весь мир, как многие люди с жадностью устремились к богатству и почестям и позабыли чтить бога. И дошло до того, что люди эти не захотели произносить божьего имени. И кто бы смог тогда поведать их сынам о творимых богом чудесах? В конце концов они забыли имя бога, и в целом мире не сыскалось бы человека, хоть что‑нибудь разумевшего о своем творце. Но ничуть не меньше, чем прежде, наделял их бог земными дарами, богатством и счастьем, в которых нуждались они на земле. Наделил он их и разумом, дабы они могли распознать все, что есть на земле, и все зримые части земли и воздуха.

Люди размышляли и дивились тому, что земля, и звери, и птицы, имея во многом одно естество, все же так по‑разному ведут себя. Одно естество было в том, что если копать землю на высоких горных вершинах, там забьет вода, и нужно там рыть до воды не дольше, чем в глубоких долинах. Так же и звери и птицы: в голове и в лапах у них кровь течет на одинаковой глубине. Другое свойство земли в том, что каждый год растут из нее трава и цветы, и в тот же год все это никнет и вянет. Так же и у зверей и птиц: и у них растут шерсть и перья и каждый год выпадают. Вот третье свойство земли: когда она взрыта и вскопана, трава растет в самом верхнем слое почвы. Люди думали, что скалы и камни‑это зубы и кости живых существ. И по всему этому они рассудили, что земля живая и некиим образом наделена жизнью, и они думали, что она очень стара годами и могуча в своем естестве. Она питала все живое и завладевала всеми умершими. Поэтому они дали ей имя и возводили к ней свой род.

И узнали люди от своих предков, что уже много сотен лет земля, солнце и небесные светила такие же, но пути у небесных светил неодинаковы: у одних путь длиннее, чем у других. И многое в этом роде заронило в них подозрение, что есть некто, управляющий небесными светилами, соразмеряя по своей воле их пути. И думали, что, верно, он обладает большой властью и могуществом. И люди верили, что это он правит стихиями и он существовал еще до того, как появились небесные светила. И видели они, что если он направляет ход небесных светил, то, верно, ему подчиняются солнечный свет, и небесная роса, и плоды земные, которые от них родятся, и ветры, а значит, и морские бури. Они не ведали, где его государство, но верили, что ему подчиняется все, что ни есть на земле и в воздухе: небо и небесные светила, море и ветры. И чтобы рассказать обо всем этом и сохранить в памяти, они сами придумали всему имена. И эта вера претерпела немало изменений, ибо народы делились и расходились их языки. Но они разумели все земным разуменьем, ибо им не была дана духовная мудрость. Поэтому они думали, что все сделано из некоего вещества.

studfiles.net

Характеристика сборника «Эдда» («Старшая Эдда», «Младшая Эдда», «Сны Бальдра») / Другие авторы

Основные произведения древнеисландской художественной литературы делятся на три группы: песни «Эдды», поэзия скальдов и прозаические саги.

«Эдда» — сборник песен, частично мифологического и морально-поучительного (дидактического), а частично — героического содержания. Сборник составлен в XIII в. из песен разных времен. Свое название он получила от первого издателя в XVII в., который увидел в ней источник прозаического трактата по поэтике Снорри Стурлусона. Первоначально произведение имело название «Эдда».

«Старшая Эдда» — это 19 героических песен, наиболее популярными из которых являются три песни о Хельги. «Младшая Эдда» состояла из шести песен мифологического характера, которые содержали рассказы о богах и учили жизненной мудрости. Наиболее значительной стала песня «Сны Бальдра». Краткое содержание ее следующее.

Светлом богу Бальдру, сын Одина, снились плохие сны, которые предсказывали смерть. Чтобы спасти сына, мать Фригг взяла клятву со всех живых существ и предметов не вредить ему, забыв при этом опасное растение омелу, которое паразитирует на дубе. Радуясь тому, что Бальдр остается неуязвимым, боги бросали в него различное оружие. Локи сделал копье из омелы и вручил слепому богу. Тот стал, сам того не желая, убийцей Бальдра.

Большое отчаяние охватило асов. С почестями перенесли плоть Бальдра на корабль, составили погребальный костер и отправили его в море. Один, наблюдая, как все тосковали по Бальдру, решил послать гонца к Хеле с предложением выкупа сына из царства мертвых. 9 дней и ночей скакал гонец, пока не достиг реки, отделявшей миры мертвых и живых. Хеле внимательно выслушала гонца и пообещала выполнить просьбу при условии, если все живое действительно будет скучать по Бальдру. Однако светлый бог навсегда остался в царстве мертвых, поскольку нашелся злобный Локи, который превратился в образ богатырши Текке и заверил, что Бальдр никому не нужен ни живым, ни мертвым.

Итак, хотя боги и были могучими, им не удалось избежать человеческих страданий, стать бессмертными. Как и люди, они были разными. Одни несли добро, свет, радость, как Один (отец и родоначальник богов, бог войны, мудрости), Тор (бог грозы, покровитель земли), Фригг (жена Одина, богиня любви, покровительница брака), а другие, как Локи (бог огня), — зло.

Надземному миру богов противопоставлен мир людей — подземное царство мертвых. В нем находились все умершие, кроме героев. Житейская мудрость мифологической песни утверждала: судьба каждого зависит от умения воспринимать жизнь такой, какая она есть, не искушать судьбу даже тогда, когда она благосклонна к человеку. Перед смертью все равны.

Поэзия скальдов пришла в упадок в конце XIII в. В то время в скандинавских землях, особенно в Исландии, расцветала проза — национальная историография и сага. Таким образом, лучшие сказания средневековой Европы получили общечеловеческое значение и стали основой для многих произведений мирового искусства в качестве вечных сюжетов поиска красоты и истины, верности и большой любви, борьбы за независимость.

Источник (в переводе): Давыденко Г.Й., Акуленко В.Л. История зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения. — К.: Центр учебной литературы, 2007

classlit.ru

Краткое содержание Старшая Эдда за 2 минуты пересказ сюжета

Песнь о Хюмире

Однажды после удачной охоты боги захотели устроить грандиозный пир. Но нет у богов такого огромного котла, чтобы хватило всем. Вспомнил Тир, что где-то живет мудрец и великан Хюмир, и есть у него котел, «глубиной в версту». И вот отправляются в дальние страны боги Тор и Тир.

Хюмир принимает их в своих палатах, поит и кормит, но не спешит отдавать котел. Сначала он хочет проверить, насколько силен Тор. Сначала Тор бьется с огромным змеем, потом вылавливает в море пару китов и приносит их Хюмиру во дворец. Но тому все мало. Просит Хюмир Тора расколоть кубок. Тор с такой силой кидает кубок о каменный столб, что столб рассыпается на части, а кубок остается невредим. И тут Тору приходит на ум, что голова великана прочнее любого камня, и швыряет кубом в голову хозяина дворца. Кубок разлетается на куски, Хьюмиру не куда деваться, надо выполнять обещание. Но он придумывает новое условие: гости должны без чьей-либо подмоги унести подарок. Тир не может даже чуть-чуть подвинуть котел, такой он тяжелый. Но Тор котел все-таки поднял, надел на голову, и смельчаки двинулись в обратный путь.

Но приключения еще не закончились. Коварный Хьюмир идет следом за Тиром и Тором во главе огромного войска. Тор снимает с головы котел, достает свой могучий молот Мьёлльнир и разбивает войско Хьюмира. Смельчаки благополучно возвращаются к себе домой.

Песнь о Трюме

Однажды у бога Тора пропал его могучий молот Мьёлльнир. Выяснилось, что это дело рук великана Трюма. Тор очень разозлился и рассказал о краже богу Локи. Посоветовавшись, они пошли к красавице Фрейи, чтобы просить у нее наряд из птичьих перьев. В этом облачении Локи летит в страну великанов Ётунхейм, узнать о судьбе молота.

Великан Трюм подтверждает, что молот у него, но вернет он его, только если прекрасная Фрейя станет его женой. Локи возвращается домой. Вместе с Тором они тщетно пытаются уговорить Фрейю  выйти замуж за Трюма. Но девушка категорически против этого брака.

Боги собирают совет, чтобы обсудить, как вернуть Тору его могучий молот. Принято решение вместо Фрейи отправить жениху наряженного в свадебный наряд Тора. А Локи нарядить служанкой.

Хитрость удалась, Трюм встретил невесту, ни о чем не подозревая.. За столом на свадебном пиру Трюм хотел поближе рассмотреть невесту, отодвинул накидку, скрывающую лицо и увидел такие горящие глаза, что застыл в изумлении. Служанка вовремя подсказала, что невеста так спешила к жениху, что не спала несколько ночей, потому у нее такой огненный взгляд. Тогда Трюм приказал скорее принести и отдать молот, чтобы полностью завладеть «девушкой». Едва только могучий молот оказался в руках Тора, он скинул женский наряд и убил всех великанов, в том числе и Трюма. Так вор был наказан, а Трюм вернул себе свое любимое оружие.

Песнь о Вёлунде

Жили-были три брата. Однажды встретили они трех прекрасных валькирий и решили взять их в себе в жены. Семь лет прожили они счастливо со своими женами, но валькирии заскучали и улетели воевать. Больше они не вернулись. Двое братьев отправились искать своих жен, а один дома остался. Звали его Вёлунд и был он искусным мастером. Он ковал великолепные украшения из золота и серебра и делал кольца с драгоценными камнями.

О том, что он остался дома один, узнал король Нидуд. У Нидуда было два сына и дочь Бедвильд. Решил Нидуд завладеть драгоценностями мастера, а самого Вёлунда заставить работать на себя. И послал своих сыновей во главе отряда воинов. Сыновья все выполнили, что приказал им отец. Вёлунда сонного связали и отвезли его на остров, где заставили работать в кузне. Драгоценности забрали, а самое красивое кольцо Нидуд отдал дочери Бельвильд. Коварная жена Нидуда придумала подрезать сухожилия на ногах Вёлулнда, чтобы он не мог сбежать.

Вёлунд сделал вид, что смирился со своей участью, и работал, не покладая рук. Но он готовился отомстить своим обидчикам. И его час настал. Однажды сыновья Нидуда приехали на остров посмотреть на искусные работы мастера, открыли крышку сундука, а Вёлунд ухитрился и отрубил им обоим головы. Черепа покрыл золотом и серебром и сделал из них чаши, из кожи – меха, а из зубов – пряжки. Все это он послал Нидуду и его жене. А когда к нему пришла Бельвильд, чтобы починить то самое кольцо, он напоил ее пивом и обесчестил.

Так Вёлунд отомстил коварному королю с его женой. А сам научился летать и улетел от них.

Вторая песнь о Хельги, убийце Хундинга

Враждовали два соседа, два короля, Сигмунд и Хундинг. Отправил Сигмунд своего сына Хельги на разведку во вражеские земли. Хундинг хотел схватить его, но Хельги переоделся в женскую одежду и стал молоть зерно. Чудом спасся Хельги, собрал войско и убил Хундинга и всех его сыновей. Тогда и прозвали его Хельги — убийца Хундинга.

О подвигах Хельги узнала Сигрун, дочь короля Хёгни, и полюбила его, хотя уже была просватана за Хёдбродда, сына короля Гранмара. Сигрун была валькирией и полетела к любимому, Он тоже полюбил ее и решил на ней жениться. Но ее отец, король Хёгни, король Гранмар и все их сыновья были против этого брака. Они стали сражаться с Хельги, но победил и убил и своего тестя, и всех сыновей Гранмара.

Хельги женился на Сигрун, у них родились дети. Но брат Сигрун, Даг, не успокоился и решил отомстить Хельги за убийство отца. Заручившись поддержкой верховного бога Одина, Даг приводит в исполнение план мести и убивает Хельги. А затем сам едет к Сигрун и признается в содеянном. Сигрун горько плачет и проклинает брата. Он предлагает ей денежное вознаграждние за потерю мужа, но Сигрун отвергает его преложение и посылает на голову брата новые проклятья.

Однажды мертвый Хельги приходит к Сигрун, и она, живая, делит с ним ложе, потому что не может забыть его и чувствует отчасти свою вину в его смерти. Вскоре Сигрун тоже умирает от горя.

Ходят слухи, что Хельги и Сигрун возродились и получили вторую жизнь.

Пророчество Грипира

Однажды к мудрейшему королю Грипиру, который славился своими пророчествами, приехал племянник, молодой князь Сигурд, и попросил рассказать, что ждет его в будущем. Грипир радушно принял сына своей сестры и поведал, что ждут его ратные подвиги и слава. Победит он всех врагов своих, поквитается за отца, привезет домой много золота. И еще встретит он красивую и разумную девушку и полюбит ее. Но дальше юности ничего не может Грипир разглядеть в будущем Сигрурда.

Почувствовал Сигурд, что дядя что-то скрывает от него, и ждет его в конце концов печальная участь. После небольших уговоров Грипир все-таки соглашается рассказать племяннику всю правду, как он ее видит. Много счастья, уважения и славы выпадет на долю Сигурда. Ни капли позора или бесчестия не омрачит его имя. Но видит дядя, какой смертью умрет племянник, и готов рассказать ему об этом.

Полюбит Сигурд прекрасную деву Брюнхильд, но обманом женят его на беловолосой Гудрун, дочери Гуннара и Гримхильд. А Гуннар захочет сам жениться на молодой Брюнхильд. И попросит он Сигурда поменяться внешностью и посвататься к Брюнхильд. Обман удался, отыграли сразу две свадьбы: Сигурда с Гудрун и Гуннара с Брюнхильд. И пока Сигурд и Гуннар не вернули назад свои облики, Сигурд, выполняя договор, не тронул Брюнхильд. И все были счастливы, кроме обманутой Брюнхильд. Она решает отмстить, и заявляет мужу, что Сигурд не сдержал данного ему обещания и обесчестил ее. Об этом становится известно жене Сигурда, Гудрун, и она подговаривает своих братьев убить неверного мужа.

Вот такая судьба ждет Сигурда. Но молодой князь не очень-то печалится, он доволен, что много счастья и побед ожидают его впереди.

Скандинавские народные поэмы «Старшая Эдда» воспевают людей смелых и благородных, не склоняющихся перед трудностями и даже преодолевающих саму смерть ради счастья и любви.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Старшая Эдда. Картинка к рассказу

Сейчас читают

  • Краткое содержание Толстой Кавказский пленник

    Офицер Жилин, который служил на Кавказе, в старой крепости, получил из дома печальную весть о болезни матери. Полковник дал ему отпуск. На одиноких путников часто нападали местные горцы

  • Краткое содержание Искандер Мальчик и война

    Время, о котором повествуется в рассказе, это Абхазская война. Тогда повествователь рассказа вместе с отцом жил в Гаграх у дяди. В гости к дяде главного героя пришел Валико. Ему было двадцать пять лет

  • Краткое содержание Оруэлл 1984 кратко и по частям

    В первой части книги читатель знакомится с главным героем — Уинстоном. Ему 39 лет, он партийный работник, живет в Лондоне, в Океании — в стране, где все находится под постоянным контролем и вниманием Старшего брата

  • Краткое содержание Стругацкие Отель «У погибшего альпиниста»

    В повести «Отель «У погибшего альпиниста», написанного братьями Стругацкими, детектив переплетается с фантастикой. Полицейский Петер Глебски (занимающийся преступлениями, связанными с экономикой) приехал отдохнуть в отель

  • Краткое содержание На Западном фронте без перемен Ремарка

    I мировая война в самом разгаре. Немецкие войска уже ведут военные действия против русской, английской, французской и американской армии. Главный герой романа Пауль Боймер – школьник, который вместе с другими одноклассниками отправляется на фронт

2minutki.ru

«Младшая Эдда» от Снорри Стурлусона. booksonline.com.ua

В эпоху, когда окончательно победило христианство, огнём и мечом выжигая последние воспоминания о величественной культуре языческой Европы, на далёком острове, затерянном в ледяных водах Северной Атлантики, ещё была жива память о старых героях и богах.

В Исландии, благодаря её географической отдалённости от континента и довольно изолированному существованию, продолжали бытовать древние эпические предания и легенды. Правда, смысл их был давно утерян и мало кто понимал их истинное значение.

В XIII века на этом острове было создано произведение, которую именуют «Младшей Эддой», «Эддой в прозе» или просто «Эддой». Книга эта, видимо, изначально задумывалась как учебник аллитерационной поэзии. Она изобилует цитатами и обрывками преданий из германо-скандинавской мифологии.

Автор этого произведения доподлинно неизвестен, но в современной науке принято считать, что «Эдду составил» исландский писатель и исследователь древностей Снорри Стурлусон.

Кто такой Снорри Стурлусон?

Снорри происходил из знатного и богатого рода Стурлунгов. С раннего детства он попал на воспитание к Йону Лофтссону, который был связан родством с норвежской королевской семьёй. Именно поэтому Стурлусон получил отличное образование и обзавёлся влиятельными покровителями.

Благодаря своей начитанности, Снорри начал писать стихи. Он также изучал право, благодаря чему его два раза избирали на пост законоговорителя в исландский парламент Альтинг.

Стурлусон путешествовал по Швеции и Норвегии, собирая информацию о скандинавской истории и культуре. Он стал близким соратником норвежского короля. Последний надеялся на его содействие в деле присоединения Исландии к Норвежскому королевству. Но позже, вследствии политических интриг и собственного честолюбия был убит по приказу самого короля Хокона.

Снорри Стурлусона считают наиболее вероятным автором «Младшей Эдды» («Сноррова Эдда») — учебному пособию, взявшему за основу языческий эпос Скандинавии. Его также считают вероятным создателем «Хеймскринглы» («Круга земного») — повествования об истории Норвегии, саг об Эгиле и Олаве Святом.

Поэзия скальдов

В Скандинавии языческой эпохи и во время начального периода христианизации было распространено создание стихов придворными поэтам — скальдами. Сочинённые ими произведения передавались устно из поколения в поколение. Скальды повествовали, как правило, о подвигах героев и королей, битвах, восхваляли и проклинали тех или иных людей.

Главной особенностью поэзии скальдов является чрезвычайно сложная, витиеватая форма стихов. Именно на такую форму были направлены основные творческие усилия авторов. Поэзия эта подчинялось целому ряду строгих правил.

Ещё одной характерной чертой скальдической поэзии является наличие в ней кеннингов — очень сложных и образных метафор, которые, как правило, основывались на скандинавских мифологических мотивах.

О «Младшей Эдде»

Книга дошла до нас в семи разных списках, каждый из которых значительно расширен и дополнен по сравнению с первоначальным вариантом. «Эдда» — очень разнородная и пёстрая по своему составу.

В начале произведения говорится, что оно создано с целью познакомить читателей с некогда очень популярной и изысканной скальдической поэзией, основанной на аллитерации. Здесь поясняется значение самых распространённых кеннингов, которые связаны с древней мифологией.

«Эдда в прозе» состоит из четырёх частей:

  •  Пролог. Содержит христианскую версию того, кто такие скандинавские боги и как они появились. Они представлялись великими воинами и правителями, после смерти которых возник божественный культ.
  •  «Видение Гюльви». Конунг Гюльви тайно отправляется в город асов, где встречается с тремя его правителями. От них он узнаёт все мифологические скандинавские сюжеты от сотворения мира до Рагнарёка.
  •  «Язык поэзии». Здесь описываются основы поэзии скальдов, приводятся примеры кеннингов, а также поясняется их значение.
  •  «Перечень стихотворных размеров». На примере собственных стихов автор рассказывает обо всех разновидностях и типах скальдической поэзии.

У нас на сайте вы сможете ознакомиться с кратким содержанием лучших образцов старинной литературы, а также читать онлайн одно из известнейших средневековых европейских произведений — «Младшую Эдду».

booksonline.com.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *