Милетская школа философии основные идеи кратко – Милетская школа философии (кратко). Первые философские школы Античности :: SYL.ru

милетская шк

Часть 2: ФАЛЕС, АНАКСИМАНДР, ГЕРАКЛИТ, АНАКСИМЕН. МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА.

Философия доклассического периода

Милетская школа

Первая философская школа возникла в г. Милете — прибрежный город, один из центров торговли (7-6 в до н.э.). Представители: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Основная идея милетской школы — единство всего бытия.Эта идея выступала в форме тождественной всем вещам единой материальной основы — первопричины «архе».

Фалессчитал первоосновой воду — «все происходит из воды и все в нее возвращается». Вода в понимании Фалеса — это «физис» (жидкое состояние вещества). Фалес известен не только как философ, но и как ученый — объяснил причину солнечного затмения, разделил год ни 365 дней, измерил высоту пирамид Хеопса. Самый известный тезис Фалеса — «познай самого себя».

Анаксимандр — ученик Фалеса. Написал трактат «О природе». В качестве «архе» Анаксимандр считал «оперон» — «то, что помимо элементов», абстрактное, нечто среднее, промежуточное, беспредельное. Оперон содержит в себе противоположности  — горячее и холодное, сухое и влажное и т.д. Наличие в нем противоположностей позволяет ему порождать различные вещи. Оперон нельзя увидеть. Оперон является вечным (не имеет ни начала ни конца во времени).

Анаксимандр первым предложил немифологическую теорию о возникновении Вселенной и примитивную эволюционную теорию происхождения жизни из воды. В начале всего было Бесконечное начало, которое включало в себя все элементы в смешанном виде. Затем из Бесконечного начала образовались первоэлементы — огонь, вода, земля, воздух.

Анаксимен— ученик Анаксимандра. Считал, что все вещи возникли из воздуха и представляют его модификации благодаря сгущению и разрежению. Воздух — это вещество с противоположными качествами. Он родственен душе человека. «Душа приводит в движение тело человека, а воздух — Вселенную».

Мыслители милетской школы рассматривали в качестве первоначала природу и были монистами(считали что все возникло из одного начала).

Милетская школа относиться к Ионийской философии. К ней относится также Гераклит Эфесский.

Гераклит Эфесский— был натурофилософом. Первоосновой всего считал огонь, который «не создан ни людьми, ни богами».

Основные идеи Гераклита:

1. всеобщей изменчивости «все течет, все изменяется». Мир динамичен — «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», 2. «постоянство в изменении, тождество в перемене, вечность в преходящем», 3. источником движения, изменения является борьба противоположностей, 4. идея меры — обобщена у Гераклита в понятие о логосе, т.е. объективном законе мироздания (разум, порядок, слово), 5. идея релятивности (относительности свойств и качеств вещей). «Прекраснейшая обезьяна безобразна, если ее сравнить с человеком».

studfiles.net

основные представители и их идеи.

В Милете была создана милетская школа философии, основателем которой являлся Фалес, а его последователями и учениками были Анаксимандр и Анаксимен.

Основоположник милетской натурфилософии Фалес (6125—547 гг. до н. э.). Чрезвычайно широкий круг вопросов, над которыми размышлял Фалес, охватывает явления природные и социальные, а завершается проблемами собственно философскими (устройства всего мироздания).

Собственно философские положения Фалеса содержатся в немногочисленных сообщениях Аристотеля. Первое — «все — из воды», второе — «все одушевлено и полно демонов». Исследователи отмечают, что Аристотель, интерпретировав воду Фалеса в терминах «субстрат» и «элемент», модернизирует его учение, приписывает неадекватную его содержанию терминологию. Действительно, Аристотель считает, что милетские мыслители не пошли дальше отыскания материальной причины, но он же сообщает важные сведения, что материальное первооснование милетцев, в частности, вода — начало живое и одушевленное. В соответствии с этим и можно заключить, что вода — начало не только субстанциональное, но и дающее жизнь, генетическое.

Последователю и ученику Фалеса Анакснмандру (610— 546 гг. до н. э.) принадлежит ряд фундаментальных для философского миропонимания идей о начале мироздания («апейроне»), о миропорядке как саморегулирующемся социопорядке.

«Апейрон», то есть «беспредельное, безграничное, бесконечное». Апейрон Анаксимандра материален, «не знает старости», «бессмертен и неуничтожим» и находится в вечном движении. Беспредельность апейрона позволяет ему «не иссякать», то есть быть вечным генетическим началом Космоса, а также позволяет ему лежать в основе взаимопревращений четырех стихий: а ведь если они превращаются друг в друга, значит, у них есть нечто общее, что само по себе не является ни землей, ни водой, ни воздухом, ни огнем. Анаксимандр утверждал, что апейрон — единственная причина рождения и гибели всего сущего; апейрон все из себя производит сам: находясь во вращательном движении, апейрон выделяет противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое; их парные комбинации образуют землю (сухое и холодное), воду (влажное и холодное), воздух (влажное и горячее), огонь (сухое и горячее).

В этой картине мира фактически представляющей собой космогонию, полностью отсутствуют боги и божественные силы, то есть Анаксимандр попытался объяснить происхождение и устройство мира из его внутренних причин и из одного материально-вещественного начала.

Учение Анаксимена (588 — 525 гг. до н. э.) развивается в русле традиционной для милетской натурфилософии направленности. В центре находится Земля. Солнце обращается вокруг нее, подобно тому, «как вокруг нашей головы вращается шапочка». Солнце плоское, «как лист дерева», поэтому, видимо, оно способно парить в воздухе. Оно — единственный источник света: Луна и звезды его отражают. При этом Луна уподобляется «висящему диску», звезды же, «как гвозди», вбиты в небесный свод.

Воздух, занимающий в космологии Анаксимена важное место, находится в центре его космогонической и философской концепций. Воздух Анаксимена — это тот воздух, которым дышит человек. Анаксимен превращает его в естественную среду, окружающую человека, и одновременно в субстанцию, из которой возникают все противоположности, в том числе света и тьмы.

Учение о воздухе как о первооснове (первосубстанции) мироздания, о возникновения из него всего существующего посредством процессов сгущения в разряжения составляет суть философии Анаксимена, включая и космогонию.

  1. Философская значимость воззрений Пифагора и пифагореизма.

Философия Пифагора (2-я пол. VI — нач. V вв. до н. э.) развивалась как эзотерическое знание. Пифагорейские кружки были братствами, причем тайными, связанными с многочисленными табу и предписаниями. Основные положения этой философии приписывались самому Учителю. Хотя до сих пор трудно установить, что принадлежит Пифагору, а что его ученикам. Что позволяет отнести Пифагора к первым философам? Это, несомненно, его учение о числе как о субстанции всех вещей. Число имеет вещественный и субстанциональный характер, оно обозримо, пространственно, телесно и в то же время сохраняет все свойства умопостигаемых принципов.

Числа пифагорейской традиции — это и математические величины, и физические тела, и живые существа. Каждое число — это суть субстанция нашего реального мира. Каждое число что-то вносит в мир: монада (единица) вносит порядок, определенность, диада (двоица) — неопределенность, раздвоение.

Главное значение чисел состоит в том, что они находятся в человеческой душе. Число сохраняет объективность мира, это сам мир и то, что составляет основу нашего разума, наших мыслительных способностей. В пифагореизме на первый план выступает не внешний мир, хотя он неизбежно присутствует, а внутренний мир человеческой души. Число — это прежде всего состояние души. Число — это то, что рождается и живет в душе. Отсюда вытекает интерес к числовому обоснованиювнешнего мира, к космологии и космогонии, но с этим же связано учение о душе.

Эта сторона учения берет начало в орфизме. Признается наличие в человеке двух начал: светлого и темного. Светлое начало — это душа, темное — это само человеческое тело. Тело — темница души. Именно оно, тело, препятствует естественному состоянию души, по учению Пифагора, путь к спасению души лежит через достижение гармонии, которая присуща всему миру и должна быть восстановлена в индивидуальной душе человека. Поэтому необходимо добиваться устранения аффектов гнева, уныния, ярости и учиться овладевать своими чувствами, отдавая предпочтение разуму.

studfiles.net

Милетская школа философии

Рассматривая милетской школы философии вспоминают три Личности — Талес (Фалес), Анаксимандр и Анаксимен. Происхождение философии связывают с ионийским городом Милет VI в. до Р.Х. Именно творчество первых философов отличается прозаическим письмом, в противовес поэтическом или эпическом стиля, в котором творили представители мифологии.

Талес из Милета (625-547) общепризнанно считается «первым» философом. Талес происходил из знатного рода. Он известен своей политической и общественной деятельностью — принадлежал к известной группы «семи мудрецов». По Геродоту, Талес предлагал создать одну центральную ионийскую совет, чтобы совместно защищаться от завоеваний со стороны Азии.

Известна и его естественнонаучная практика. Талес много путешествовал, был в Египте, где изучал ежегодные разливы Нила и осуществил обмеры высоты пирамид с помощью отвергнутой ими тени. Всеобщего признания получил тем, что удачно предсказал солнечное затмение 28 мая 585 г. до Р.Х., пользуясь методом наблюдения за природными явлениями и анализом их представительства в хронологиях и истории.

Классическим образцом изложения философии Фалес является отрывок из «Метафизики» Аристотеля: «С первых философов наибольшая часть была мнения, что только в виде материи… существуют начала… всего. Но не все они считают то же размера и вид такого начала, но Талес, который был основателем того рода философии, считал им воду (из-за того заявил, что земля является из воды). А взял этот вывод предположительно из того, что видел и то, что еда всего влага, и именно тепло из того происходит и тем живет (а с чего-то происходит, то то есть начало всего)… и что семена всего имеет влажную природу. А вода является началом поставання влажного» (11 А 3) (М. С, С 538).

Большинство исследователей древнегреческого языка и философии едины в выводу, что ни слова, ни понятия материи философы раннему времени не применяли. Это и есть образец того наслоения собственных философских интересов Аристотеля согласно собственным понятием задач философии, которые накладываются тогда, когда происходит историческая рецепция (восприятие и интерпретация) философии, предшественников (хотя нечто подобное происходит и в рецепции идей современников), и о чем уже было отмечено ранее.

Однако не вызывает сомнения утверждение, что Фалес пытался для «всего» отыскать единое и однинних начало, принцип, который бы объяснял целостность и однородность бытия. Таким началом он признавал то, что является одновременно максимально приближено к естественного бытия — воду, и, как время Талес, могло бы быть изображено предельно отстраненным, со значительной степенью абстракции естественным и чувственным началом.

В показаниях о мнениях Талес по поводу мироздания опять же воспользуемся Аристотелем. Он полемизирует с точкой зрения Талес, который располагал Землю, которая покоится на воде.

Определяя движущие силы бытия Талес высказывал предположение о ведущее значение души: «На основе воспоминаний о Талес кажется, что и он считал душу чем-то движущим, если сказал, что камень имеет душу, ибо нарушает железо» (А 2) (М. С, С 538). Во фрагменте Аристотеля речь шла о камень — магнит. Однако, находим и свидетельство признания Талес духовной основы мира богов: «Талес думал, что все есть полное богов» (А 5) (М. С, С 539). О соотношении креативно! роли богов за традиционными взглядами и такой же креативной роли воды — все происходит из воды, — в философских взглядах Талес никаких известий не найдено.

Анаксимандр (ок. 610-546). В литературе преобладает мнение о том, что Анаксимандр был «учеником» Талес. Этот вывод обосновывается тем, что ионийский философ хронологически был несколько моложе Талес. Однако характер его мысли свидетельствует о практически самостоятельное творческое источник. С произведениями Анаксимандра были знакомы Аристотель, Теофраст, Аполлодор. Значительное количество отрывков из произведений Анаксимандра подает Симпликий.

Решая одинаковую с талесовою задачу — поиск первоэлемента (праелемента) бытия, — Анаксимандр создал понятие «алейрон», которое этимологически с древнегреческого удерживает два смежных содержания: «безграничное» («а — Пейрон» — «а» отрицает корневое значение слов «предел», «конец») и «неопределенное». Философский смысл понятия «апейрон» существенно преобладает содержание понятия «воды» Талес «Апейрон» как космотворчий первоэлемент не имеет осязания как «вода» соответствия (космотворчий, но не естественный в современном картенизованому понимании природы как физического противоположности всего, что мы называем мышлением), однако является сугубо мифологемой или абстрактным понятием разума. «Апейрон» не имеет начала и окончания. Значение «алейрон» с определенными оговорками сочетается со значением «ар — хе» — «начатой), срок, который по Симпликия, ввел именно Анаксимандр.

Значение первоначала определяется еще и тем, что именно из него выделяются все последующие контрасты, которые становятся составными уже осязания мира, так что «апейрон» становится своеобразным генетическим понятием предшественником понятия потенциальности у Аристотеля: «С одной отделяются существующие в нем контрасты, как говорит Анаксимандр»(М. С, С 540). «Апейрон» выступает и как принцип однородности во всех внешне отличных событиях. Ничто не может встать, появиться вне его, и отойти, исчезнуть, не поворачиваясь к нему. Его бесконечность охватывает все проявления продолжительности и становится для них нормотворческим законом различия и, главное, наказанием за желание выделиться истоку: «А с чего является поставання всему сущему, тому есть и гибель по необходимости. Потому платит друг другу казнь и искупление за несправедливость по норме времени» (М. С, С 540).

Анаксимандр относится и переосмысления уходов на природу вечного. Вопреки мифологическом и космогоническом мировоззрения, в которых даже первые боги бессмертными, космологический направление мышления философа признает исток вечным. В мифологии и космогонии боги бессмертны, потому что не имеют завершения, но они не вечны, поскольку имеют начало, причину поставання. Космологический философский взгляд признавал вечным то, что не только не имеет завершения, но и не имеет начала. Такая позиция созвучна с аргументацией Ксенофана по обоснованию существования только одного и одного Божества, которое существенно впоследствии повлияло на стратегическое учение о вечном и неизменное бытие Парменида.

Космологические взгляды Анаксимандра также отличаются эвристичность. Именно философские размышления философа позволили высказать предположение о существовании не одного, видимого и кажущегося для людей мира, а множества «миров» и «небес». Он возникает благодаря выделению из первичного вечного «апейрон» двух контрастов, двух противоположностей — теплого и холодного, света и тьмы. Все остальные составляющие образа мира, подобного вавилонских образцов, возникают благодаря силу противоположностей. Мир Анаксимандра построен на симметрии, и Земля в нем напоминает ривновид — Дален от всех других подвижных небесных тел непреложный цилиндр. Люди живут на верхней поверхности цилиндра Земли, следовательно важно заселенной, очеловеченной Земли — «Экумена».

Признаки нового мировоззрения Анаксимандра находим и в показаниях доксографив о технологических намерения применения выводов о природе «апейрон» — объяснение явлений природы и зарождения жизни на Земле из воды.

Безусловное признание мировоззрения Анаксимандра монистически материалистическим не согласуется со словами Аристотеля, в которых «алейрон» придается значение действенной и творческой силы: «Поэтому, как говорим, оно (т.е. апейрон) не имеет начала, но именно является началом всего. И оно окутывает все и управляет всем, как говорят те, кто кроме апейрон — бесконечного не принимают других причин, как от ума (т.е. Анаксагор) или любви (т.е. Эмпедокл). И это божество…, потому что оно бессмертно и неистребимое, как говорит Анаксимандер и большинство философов природы»(М. С, С 542).

Существенное значение для осознания эволюции философских учений досократиков имеет филологический уход Вернера Егера, в котором объясняется видоизменение значение слова «божество», которая повлияла на формирование оснований учение Ксенофана о едином божестве как чисто мифологического существа: «Известный ученый Вернер Егерь в своем труде о теологии ранних греческих мыслителей (Werner Jaeger. Die Theologie der fruhen griechischen Denker. — Stuttgart, 1953.) полагает, что именно Анаксимандр первый употребил здесь видприкметникових существительного… на философское понятие «божество» для отличия от мифического богов. Это слово впоследствии вошло в нормальный словарь литературного языка: этого слова очень часто употребляли в V в. Геродот и трагические поэты. Егерь думает тоже, что… оригинальная цитата о вине и казнь человека — это первая философская теодицея»(М. С, С 543).

Анаксимен (ок. 588-525). Анаксимен является самым молодым из упоминавшихся в литературе представителей Милетской школы философии. Считается учеником Анаксимандра. Известный астрономическими и метеорологическими исследованиями. В космологической теории следовал с определенными коррективами основные установки своего учителя Анаксимандра. Исследовал явления природы, в частности природу града, землетрясений, молнии.

В философском контексте Анаксимен не создал принципиально отличного от основателей школы учения. Но предоставил их мыслям своеобразного развития. В определении первоэлементу мира Анаксимен предпочел «воздуху», которое сплошь сочетает безперечнишу чувственного указанную качество «воды» Талес свойство «безграничности» Анаксимандра. Философ одновременно отвергал в определении силу «воздух» как лишнее перенасыщение видчуттевистю талесового первоэлемента, так и свойство «неопределенной» анаксимандрового апейрона.

Согласно взглядам философа вещи возникают путем квалитативной (качественных) изменений воздуха. Эти качественные изменения вызываются сгущением и разрежением воздуха. Однако сгущения и разрежения, в свою очередь, как средство образования вещей, является не внешним к воздуху факторами, а скорее имманентным состоянием существования воздуха. Именно поэтому Анаксимен тесно связывает определение свойств воздуха со свойствами человеческой души, воздух наиболее одуховленим из всех природных элементов: «Как наша душа говорит (Анаксимен), — что является воздухом, держит вместе нас, так весь мир окутывает дух… и воздух» (М. С., С 545). Даже боги, за Анаксимен, появляются из воздуха: «… св. Августин говорит, что Анаксимен «не возражал богов и не промовчував; однако он верил, что не они создали воздуха, но сами происходят из воздуха»(М. С., С 545).

Теги: выдающиеся философы, проблемы философии, развитие философии, течения в философии, Философия реферат, школы философии

bagazhznaniy.ru

ОТКРЫТАЯ РЕАЛЬНОСТЬ — Направления — Философия — Античная философия — Досократический период

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем.

На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму.

Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Стихийный материализм ионических философов был преодолением старых религиозно-мифологических представлений о мире. На основной вопрос предшествующей космогонии о первопричине, или первопринципе, мира они давали, в отличие от всех мифологических концепций, вполне материалистический ответ, хотя еще и наивный.

Фалес

Первый из ионических философов — Фалес из Милета — жил приблизительно в 640—562 гг. до н. э.  Он происходил из богатой семьи и помимо теоретических исследований занимался торговлей и политической деятельностью. Приобрел огромные знания и множество сведений в различных теоретических и практических областях человеческой деятельности.

Это стало возможным благодаря развитию Милета, а также его выгодному положению и торговым контактам. Милет поддерживал торговые связи с Египтом, Персией и Индией. Сам Фалес очень много путешествовал и собирал все доступные сведения, и знания. Интересовался, в частности, астрономией, геометрией и арифметикой. Вавилонское образование дало ему возможность познакомиться с работами халдейских ученых. Традиция гласит, что Фалес предсказал затмение солнца, которое произошло 28 мая 585 г. до н. э.

Интересной является мысль, относящаяся к разделению «небесной сферы». Согласно Фалесу, она делится на пять полос, из которых одна называется арктической (она постоянно видима), вторая полоса — летняя тропическая, третья — равноденствия, четвертая — зимняя тропическая и пятая — антарктическая (постоянно невидимая).

Во время своих странствий в Вавилон и Египет он знакомится с местным сравнительно развитым земледелием, которое способствовало формированию определенных геометрических знаний. Фалес, с чем согласно большинство античных авторов, знания не только перенимал, но и попытался упорядочить их в определенную систему.

Он сформулировал ряд положений, касающихся, в частности, особых случаев треугольника, например в случае равнобедренного треугольника углы при основании равны. До сих пор известна так называемая формула Фалеса: «Все углы над гипотенузой (в случае вписанного в окружность треугольника, гипотенуза которого проходит через центр окружности) являются прямыми».

Значительны и его знания, касающиеся отношений прямоугольных треугольников. Он определил условия подобия треугольников, имеющих общую сторону и два угла, прилегающие к ней. Ему приписывается также положение о подобных углах при пересечении двух прямых.

Разносторонние интересы Фалеса имели определенное влияние на развитие его философского мышления. Так, геометрия в то время была настолько развитой наукой, что являлась определенной основой научной абстракции. Именно это и повлияло на взгляды Фалеса, направленные на постижение сущности мира.

Основой всего сущего Фалес считал воду. Эта мысль, как говорилось ранее, появляется уже в до-философской космогонии. Однако подход Фалеса полностью от нее отличен. Воду он понимал не как конкретную форму или персонификацию мифологической силы, а как аморфное, текущее сосредоточение материи. К определению воды как основы всего сущего Фалес подошел, исходя из «материального разнообразия путем метода абстракции».

Для обозначения первоосновы, первопринципа, из которого возникает все остальное, в греческой философии употреблялись два термина: стойхейон, означающий элемент, ядро, основу в логическом смысле слова, и архэ, означающий первоматерию, праматерию, исходное состояние вещей, древнейшую форму в историческом смысле слова. «Вода» Фалеса, таким образом, означает основополагающий принцип как в смысле стойхейон, так и в смысле архэ.

В праоснове Фалеса, в «бесконечной воде», содержится и потенция дальнейшего развития. Все остальное возникает путем «сгущения» или «разрежения» этой первоматерии. В этом противоречивом понимании развития можно увидеть определенную тягу к диалектической интерпретации действительности.

С философскими и астрономическими взглядами Фалеса тесно связаны его мысли, которые в наше время называют геологическими и географическими. О Земле Фалес полагал, что она имеет форму диска. С пониманием воды как первоосновы связан его взгляд на то, что Земля плавает в бесконечной воде. Она имеет поры и отверстия. Землетрясения он объяснял как колебания Земли на взволнованной воде. Рационалистическому подходу Фалеса отвечает и его мысль о том, что причиной наводнений на Ниле являются пассатные ветры, которые «встречным напором преграждают ему течение».

Как видно, стихийно-материалистические взгляды Фалеса были тесно связаны с развитием античной науки, в частности математики и астрономии. Фалес, однако, не избегал и практической жизни. Как мы увидим далее, использование связи науки и практики характерно не только для Фалеса и милетской школы, но и для всего дальнейшего античного материализма (и не только античного).

Анаксимандр

Другим выдающимся милетским философом был Анаксимандр (611—546 до н. э.). Подобно Фалесу, он стихийно тяготел к материализму. Судя по всему, был он учеником Фалеса. По сохранившимся фрагментам можно судить, что, подобно Фалесу, он прежде всего изучал природу. У него можно найти мысли, которые углубляют и развивают взгляды Фалеса, в частности в области астрономии.

В отличие от Фалеса он не уделял большого внимания геометрии. Некоторое время Анаксимандр жил на острове Самос, где определенную часть жизни провел и Пифагор. Диоген Лаэртский о нем пишет, что «суждения свои он изложил по пунктам в сочинении, которое было еще в руках Аполлодора Афинского». Это говорит о том, что свои взгляды он, видимо, объединил в цельную систему, в виде которой их и излагал.

Наиболее интересным из его астрономических взглядов является мысль о том, что «Земля свободно возносится, не будучи ничем связана, и удерживается, так как отовсюду она одинаково отдалена». Здесь заключен зародыш геоцентрического, воззрения на вселенную. Он также говорит о том, что Земля находится в постоянном вечном вращательном движении, которое служит источником тепла и холода.

У Анаксимандра встречается проблематика, которую Фалес лишь абстрактно обозначает, — проблематика возникновения и формирования жизни: «Первые животные зародились во влажном и имели на себе покров с шипами. Но когда они вырастали, выходили на сушу и, когда покров ломался, жили еще краткое время». Способность жизни приписывается здесь непосредственно определенному виду материи.

Это воззрение, характерное для представителей милетской школы, можно определить как гилозоизм (от греч. hyle — материя, dzoe — жизнь). Согласно ему, вся материя живая. Следующим проявлением стихийного материализма является тот факт, что Анаксимандр к естественному ряду развития животных относит и человека. «Говорит он также, что вначале человек родился от животных другого вида».

Анаксимандр признал единым и постоянным источником рождения всех вещей уже не «воду» и вообще не какое-либо отдельное вещество, а первовещество, из которого обособляются противоположности теплого и холодного, дающие начало всем веществам. Это первоначало, отличное от остальных веществ (и в этом смысле неопределенное), не имеет границ и потому есть «беспредельное», оно бескачественное.

В понимании Анаксимандра  это начало материальное, но вместе с тем неопределенное – есть апейрон.  Апейрон означает «беспредельное», «безграничное». Само это прилагательное соотносится с существительным περας, или «предел», «граница», и частицей α, которая означает отрицание (тут — отрицание границы). По обособлении из него теплого и холодного возникла огненная оболочка, облекшая воздух над землей. Притекающий воздух прорвал огненную оболочку и образовал три кольца, внутри которых оказалось заключенным некоторое количество прорвавшегося наружу огня.

Так произошли три круга: круг звезд, Солнца и Луны. Земля, по форме подобная срезу колонны, занимает середину мира и неподвижна; животные и люди образовались из отложений высохшего морского дна и изменили формы при переходе на сушу. Все обособившееся от беспредельного должно за свою «вину» вернуться в него. Поэтому мир не вечен, но по разрушении его из беспредельного выделяется новый мир, и этой смене миров нет конца.

Античная философия четко представляет различие между двумя состояниями. Одно отмечено рождением и смертью. То, что есть, когда-то возникло и когда-то погибнет — оно преходяще. Преходящи каждый человек, каждая вещь. Преходящи состояния, которые мы наблюдаем. Преходящее многообразно. Значит, есть множественное, и оно же — преходящее. Первоначалом, по логике этого рассуждения, не может стать то, что само является преходящим — ибо тогда оно не было бы первоначалом для другого преходящего.

В отличие от тел, состояний, людей, отдельных миров, первоначало не погибает, как погибают те или иные вещи и миры. Так рождается и становится одной из самых важных для философии идея бесконечности, как бы составленная и из идеи беспредельности (отсутствия пространственных границ) и из идеи вечного, непреходящего (отсутствия временных границ).

Анаксимен

Третьим выдающимся милетским философом является Анаксимен (585—524 до н. э.). Он был учеником и последователем Анаксимандра. Подобно Фалесу и Анаксимандру, Анаксимен изучал астрономические явления, которые, как и другие природные явления, он стремился объяснить естественным образом. В определенном смысле он укрепил и завершил тенденцию стихийного древнегреческого материализма поисков естественных причин явлений и вещей.

С этой точки зрения Анаксимен, как ранее Фалес и Анаксимандр, выдвигает и решает вопрос об основной, первоисходной причине бытия и действия, о том, что является основой мира. Он, как и его предшественники, первоосновой мира полагает определенный вид материи. Такой материей он считает неограниченный, бесконечный, имеющий неопределенную форму воздух. «Анаксимен… провозглашает воздух началом сущего, ибо из него все возникает и к нему все возвращается». Из воздуха затем возникает все остальное.

Разряжение воздуха приводит к возникновению огня, а сгущение вызывает ветры — тучи — воду — землю — камни. Сгущение и разряжение понимаются здесь как основные, взаимно противоположные процессы, участвующие в образовании различных состояний материи. Естественное объяснение возникновения и развития мира Анаксимен распространяет и на объяснение происхождения богов. «Анаксимен… говорил, что началом является неограниченный воздух и что из него возникает все, что есть, что было, что будет, божьи и божественные вещи и что все последующее возникнет из потомства воздуха».

Анаксимен впервые вводит понятие взаимного отношения праматерии и движения Воздух как прамате-рия, согласно его взглядам, «постоянно колеблется, ибо если бы он не двигался, то и не менялся бы настолько, насколько он изменяется».

С утратой Милетом (в начале 5 в. до н. э.) политической самостоятельности, отнятой персами, прекращается цветущий период жизни Милета и замирает развитие здесь философии. Однако в других городах Греции учения милетцев не только продолжали оказывать действие, но и нашли продолжателей. Таковы были Гиппон из Самоса, примыкавший к учению Фалеса, а также прославившийся Диоген из Аполлонии (5 в. до н.э.), выводивший вслед за Анаксименом все из воздуха. Диоген развил мысль о множественности самих изменений.

www.openreality.ru

Милетская школа философии

 /   /   /  Милетская школа философии

Милетская философская школа относится к числу школ натурфилософии, т.е. философии природы. Философские учения представителей милетской школы принято соотносить с наблюдениями за живой и неживой природой, как основой для построения умозаключений при ответе на вопрос о первичных элементах мироздания, о системе мироздания (т.е. космогонии), о взаимодействии человека и природы, человека и богов.

Фалес (милетская школа философии)

Основоположником милетской натурфилософской школы называют Фалеса, человека, оставившего своей след не только в философии, но и во всех областях знания того времени (астрономии, географии, геометрии, изучении природных явлений). Он первым в истории человечества сумел предсказать солнечное затмение.

Первичным физическим элементом природы и человека Фалес считал воду, полагая ее в качестве живой, одушевленной субстанции. Мирозданье, по мысли Фалеса, является результатом работы Бога, который присутствует в каждом предмете (пантеизм). Душа человека – бессмертна и тоже является частью божественного мирозданья. Через свою душу человек сливается воедино с природой.

Анаксимандр (милетская школа философии)

Последователь и ученик Фалеса Анаксимандр выдвинул свое учение об апейроне – некоем сверхприродном начале всего мирозданья, всего процесса возникновения и развития мира, от которого отделяются первичные и противоположные друг другу элементы всей живой и неживой природы (земля, вода, воздух, огонь), складывающие собой мир.

Анаксимен (милетская школа философии)

К милетской школе натурфилософии принадлежит также Анаксимен, полагавший первичным элементом всего мирозданья воздух, сгущения и разряжения которого образуют все предметы живой и неживой природы. Причем, воздух Анаксимена – божественен, он не является просто атмосферой, но исключительно активен. Он – начало и душа всего мира, его дыхание.


Интересное:

www.student-pravo.ru

НОУ ИНТУИТ | Лекция | Возникновение древнегреческой философии. Милетская школа

Аннотация: В данной лекции будут рассмотрены основные этапы античной философии, первые философские концепции стихийного материализма, диалектика Гераклита, элиатская школа. Учение Парменида. Апории Зенона.

Цель лекции: ознакомить студента со спецификой философских течений раннего античного периода.

С эпохой античности связан не только ранний этап формирования философии, но и зарождение европейской философии. Европейская философия зародилась в Древней Греции в начале VI века до н.э. Это было связано с определенными социально — экономическими условиями. В конце VII-начале VI вв. до н.э в Древней Греции бурно развивались торговля и мореходство, происходила колонизация земель. Греки достигли западных границ Средиземного моря (пролива между Европой и Африкой). Все это приводило к расширению их географического мировосприятия.

Античная философия имеет свои временные и пространственные границы. Время ее существования — с VI в. до н.э. и до VI в. н.э., когда император Юстиниан закрыл в 529 г. н.э. последнюю философскую школу — Платоновскую Академию.

Милетская философская школа

(к. 7- сер.6 вв.до н.э.)

Милетская школа — это первая философская школа Древней Греции. В Древней Греции большое внимание уделяли рациональному способу мышления. Разум стал основой научного познания. Это было связано с эпохой географических открытий, приходившихся на тот период. Греция перестала быть центром мироздания в представлении ее жителей. Развивались новые области науки — мореплавание, география, медицина. Приходилось анализировать и систематизировать огромный материал, что было бы невозможно без рационального анализа. Рацио в переводе с греческого — это разум.

Первой философской школой в античной Греции является милетская школа. Традиционно считается, что создателями древнегреческой философии являются три мыслителя, жившие в Милете в VII-VI в. до н. э.,- Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Основной философской проблематикой для них стал вопрос о первооснове мира. Это являлось основной проблематикой первых философских учений Древней Греции. Окружающий мир не является совокупностью отдельно взятых вещей, как думали мыслители предыдущих веков. Явления и предметы, думали милетцы, обладают некой первоосновой. Этой основой чаще всего считали материальную субстанцию. Однако эти первоэлементы у разных мыслителей были разные.

Рассмотрим основные философские концепции этих греческих философов.

Фалес (624-547 до н. э.)

Основное произведение Фалеса — » Начала «, не дошедшее до наших дней. Идеи этого произведения были развиты в последующих философских учениях. Он был великим мыслителем энциклопедистом, знал учения стран Древнего Египта, Сирии, Вавилона. Был знаком с философскими концепциями Древней Индии и Китая. Он прекрасно разбирался в геометрии и астрономии и был первоклассный изобретатель военной техники, сооружений и военных конструкций. Он знал и основные экономические принципы, вел торговлю, чтобы преумножить свое состояние. Познания в астрономии и астрологии помогли мыслителю прогнозировать солнечное затмение, наблюдавшееся в Греции в 585 г. до н. э. Большое научное наследие он оставил и в философии.

Онтология. Первоэлементом в его учении была вода. Это было не просто стихийное, но и одухотворенное начало — разумное, чисто ментальное. Стоит отметить, что воззрения первой философской школы были все еще под сильным влиянием мифологии. Именно в мифологии, как мы помним, обожествляли и одухотворяли различные стихии. Но Фалес все-таки хотел другого. Это была не попытка создать очередной миф. Это была научная попытка найти первооснову миру.

Фалес полагал, что космос полон Богов, т.е. был политеистом.

Онтологической характеристикой учения Фалеса являются 3 главные идеи:

  • Вода как основа мира
  • Одушевленность первоэлемента — воды
  • Множество богов

Гносеология. Гносеологической характеристикой учения Фалеса является — гносеологический монизм. Т.е. подобно тому, как Фалес хотел найти первооснову мира он хотел найти гносеологический базис теории познания. Все знания надо сводить к единой основе. Многословие Фалес не считал показателем ума и большого развития. Суть можно выразить и несколькими словами. Пустословие Фалес считал синонимом глупости.

Анаксимандр (ок. 610-546 до н. э.)

Ученик Фалеса. Как и Фалес, был человеком широких знаний, что было весьма характерно для того времени. Был учеником и последователем Фалеса. Он был осведомлен о всех достижениях современной ему науки и прекрасно разбирался во всех отраслях зарождающейся науки. Он был изобретателем и весьма плодовитым. Он изобрел первый глобус, солнечные часы, циркуль.

Главный труд философа — «О природе». Такое название указывает на натурофилософскую проблематику, которой занимался Анаксимандр. Философия Анаксимандра, как Фалеса и других первых древнегреческих философов была космоцентрична — т.е. вопросы устройства космоса, мироздания, окружающего мира имели первостепенное значение для философов.

Пик творчества Анаксимандра пришелся на конец VI в. до н.э. Анаксимандр продолжал идею Фалеса о первооснове мира.

Онтология. Анаксимандр ввел понятие апейрон (греч. apeiron — беспредельное, бесконечное, безмерное). Это субстанциональное начало, из которого состоит мир. Это более тонкая субстанция, чем материя. Анаксимандр не считал, что отдельное вещество — огонь или вода, не могут быть началом мира.

Есть несколько вариантов интерпретации, что такое апейрон. Согласно одним взглядам, апейрон — это смесь всех четырех стихий (огонь, вода, земля, воздух). Анаксимандр считал, что это бесконечное сверх-материальное начало. Апейрон выступает как первооснова всех четырех стихий — воды, земли, воздуха и огня. Анаксимандр считал, что материю нельзя сводить к конкретным стихиям, как это делал Фалес и его предшественники. Он был первый, кто предположил существование именно материальной субстанции в основе мира, а не отдельного вещества. Апейрон в философии Анаксимандра был активным деятельным началом. Апейрон не может умереть или исчезнуть. Это вечная, подвижная, активная материальная субстанция -первооснова бытия. Все, что есть в мире, рождается из апейрона.

Космогония. Апейрон пребывал изначально во вращении вокруг своей оси, в результате этого образовались 4 стихии. После того как сформировались четыре стихийные первоэлемента, в центре мироздания сконцентрировалось много материи (апейрона), из которого получилась земля. Вокруг земли находились три сферы — огненная, водная, воздушная. Под воздействием огненной сферы вода на земле стала испаряться и возникла суша. Огненная сфера вокруг земли состояла из четырех колец или оводов. Отверстие в этих оводах есть солнце, луна, звезды.

После того как образовалась суша, стала образовываться жизнь на земле на границе воды и земли. Вначале они жили в воде. Затем выползли на сушу некоторые виды и стали сухопутными. Человек также произошел из водных существ. Хочется отметить, насколько перспективной была его концепция. Идеи Анаксимандра схожи с идеями Дарвина и его теорией эволюции.

Интересной философской идеей Анаксимандра была идея о рождении мира в начале времен, а затем переходе всего сущего снова в первоначало апейрон. Учение о конце света называется в философии — эсхатология. Из апейрона все произошло и на последнем этапе бытия — вновь станет апейроном.

Анаксимен. (6 в. до н.э.)

Анаксимен — ученик Анаксимандра. Его основное сочинение — «О природе «.

Анаксимен первоосновой бытия считал воздух. Это первоэлемент его философии. Воздух был и материальной субстанцией (апейроном), а также и конкретной вещественной субстанцией, из которой потом получались все элементы. Из воздуха образуется все остальное материальное чувственное бытие. Из воздуха получаются облака, облака сгущаются и начинается дождь (вода), вода выпадает как осадок и возникает земля, а из земли формируются минералы и другие камни.

В отличие от Анаксимандра Анаксимен считал, что генетическим и субстанциональным началом всего сущего является воздух, из которого все произошло путем процессов разрежения и сгущения. Анаксимен приписал воздуху свойства бесконечности, беспредельности, безмерности (апейрон). То есть, если у Анаксимандра апейрон — это генетически-субстанциональное начало, то у Анаксимена апейрон — это свойство этого начала (воздуха). Учение о воздухе включает в себя важную новую идею о процессах разрежения и сгущения, в результате которых из первоосновы образуются все конкретные вещества. Ряд состояний первоосновы мира-воздуха Анаксимен выстраивает так: огонь-воздух (как конкретное, чувственно воспринимаемое вещество)-ветры-облака-вода-земля-камни. Чтобы выстроить такую философскую систему Анаксимен ввел понятие сгущения или концентрации, что характерно для воздуха. За счет сгущения воздуха получаются облака и т.д. Душа также состоит из воздуха и боги также воздушны. Но воздух — это материальное начало. Следовательно, душа и боги могут умереть, т.е. смертны.

Основная концептуальная идея милетской школы — это попытка найти первооснову мира. При чем такую первооснову, которая не была бы персонифицированным божеством или одухотворенной стихией. Это именно попытка научно освоить мир, понять его структуру и первооснову. Милетцы хотели установить и первичную основу бытия и законы, по которым развивается мироздание. Одной из основных проблем, которая встала перед древнегреческими философами, стал вопрос о движении и изменчивости мира. Это дихотомия СТАТИКА-ДИНАМИКА, ИЗМЕНЧИВОСТЬ — НЕИЗМЕННОСТЬ, оказалась в центре внимания древнегреческих философов. Здесь сформировались два основных направления: диалектика и метафизика. В рамках первого направления считалось, что мир постоянно меняется и все в мире подвержено движению и изменению. В метафизике считалось, что движения нет — это абсурд восприятия, а истинное начало мира подлинно и неподвижно, неизменчиво и недвижимо. Эти вопросы до сих пор решает современная физика. Представителями диалектики была школа Гераклита Эфесского. Метафизическое мышление воплощалось в элейской школе.

www.intuit.ru

4. Зарождение философии в Древней Греции. Досократики (Милетская школа, Италийская философия, элеаты, атомисты).

Первые элементы философского мышления проявились уже в произведениях древнегреческих историков — Гомера, Геродота, Гесиоида и Фукидида. Ими ставились и подвергались осмыслению вопросы о происхождении мира и его развитии, о человеке и его судьбе, развитии общества во времени.

Самой первой философской школой Древней Греции принято считать Милетскут. В которой чаще всего звучало имя мудреца Фалеса, который обычно признается первым древнегреческим философом. На первом месте стоял вопрос о поиске гармонии в этом мире. Это была нутурфилософия или философия природы.

Фалес исходил из предположения о том, что все существующее в мире возникло из воды.`Все из воды и все в воду`, так звучал основой тезис философа. Вода в философской концепции Фалеса является как бы основополагающим принципом. Фалес был известен также и как географ, астроном, математик.

В число милестких философов входил также Анаксимандр, ученик и последователь Фалеса, автор философской прозы. Он ставил и решал вопросы о основе мира. Апейрон являлся как нечто беспредельное и вечное. Он не знает старости, бессмертен и неуничтожим, всегда активен и пребывает в движении. Апейрон выделяет из себя противоположности — влажное и сухое, холодное и теплое. Их комбинации дают в итоге землю (сухое и холодное), воду(влажное и холодное), воздух (влажное и горячее) и огонь (сухое и горячее).Он полагал, что жизнь зародилась на границе моря и суши из ила под воздействием небесного огня.

Последователем Анаксимандра был третий известный представитель Милетской школы — Анаксимен, философ, астроном и метролог. Началом всего сущего он считал воздух. При разряжении воздух становится сначала огнем а потом эфиром, а сгущаясь,- ветром, облаками и водой, землей и камнем. По мнению Анаксимена, душа человека тоже состоит из воздуха.

В рамках ранней греческой философии заметную роль играла школа, связанная с именем Гераклита из Эфеса. Он связывал все сущее с огнем, который рассматривался как наиболее изменчивое из всех стихий мира — воды, земли и других. Мир был, есть и всегда будет представлять из себя живой огонь. Для греческого философа огонь не только исток, но и символ динамичности и незавершенности всего сущего. Огонь разумная нравственная сила.

Душа человека тоже огненная, сухая (огненная) душа — мудрейшая и наилучшая. Гераклит выдвинул также идею Логоса. В его понимании логос — это некий объективный и неуничтожимый закон мироздания. Быть мудрым — означает жить по Логосу.

Гераклит в простейшей форме изложил основы диалектики как учения о развитии всего сущего. Он полагал что все в этом мире взаимосвязано, и это делает мир гармоничным. Во-вторых, все в мироздании противоречиво. Столкновение и борьба этих начал является главным законом мироздания. В-третьих, все изменчиво, даже солнце каждый день светит по новому. Окружающий мир это река в которую невозможно войти дважды. Логос открывает свои тайны лишь тем, кто умеет размышлять о нем.

Пифагор основал собственную философскую школу. Он поставил вопрос о числовой структуре мироздания. Пифагор учил, что основой мира является число: `Число владеет вещами`. Особую роль пифагорейцы отводили единице, двойке, тройке и четверке. Сумма этих чисел дает число `десять`, которое философы считали идеальным.

В школе элеатов ( Ксенофан, Парменид, Зенон) было обращено внимание на проблему бытия и его движения. Парменид утверждал, что бытие `неподвижно лежит в пределах оков величайших`. Для Парменида бытие не есть порок, а представляет собой застывший лед, нечто завершенное.

Идею неподвижности мира высказывал также и Ксенофан. По его мнению, в окружающем человека Космосе пребывает Бог. Богокосмос един, вечен и неизменен.

Зенон из Элеи отстаивал тезис о единстве и неизменности всего сущего. В своих апориях он старался обосновать отсутствие движения.

Раняя греческая философия была представлена также творчеством Эмпледокла и Анаксагора. Первый из них выдвинул положение о четырех стилях всего сущего — огонь, воздух, земля и вода. Движущими силами мира он считал Любовь и Вражду, которые соединяют или же разъединяют эти стихии. Мир не сотворим и неуничтожим, все вещи постоянно меняются местами. Анаксагор основой всего сущего считал некие гомемерии, которые обусловливают единство и разнообразие мира. Миром движет некий нус — разум как источник гармонии единства.

Значительное место в ранней греческой философии заняло творчество атомистов (Левкипп, Демокрит).

Демокрит считал, что единичные вещи тленны и распадаются. Сам же человек, как утверждал Демокрит, произошел естественным путем, без участия Творца.

Демокрит был по оценке К. Маркса, первым энциклопедическим умом среди греков. Его не без оснований принято считать родоначальником материализма в истории философии. Философия все более и более обретала признаки системы рационального знания, дополненного мудростью как осмыслением жизненного опыта людей.

Милетская школа

Основатель милетской философской школы Фалес.

Милетская школа известна как первая философская школа. В ней впервые сознательно был поставлен вопрос о первоосновах всего сущего. И хотя философия в этот период представляет, собственно, совокупность всех видов и форм познания (как теоретического, так и практического), главный интерес всех представителей милетской школы охватывает определенный круг проблем. На первом месте здесь стоит вопрос о сущности мира. И хотя отдельные представители милетской школы этот вопрос решают по-разному, их взгляды имеют общий знаменатель: основу мира они видят в определенном материальном принципе. Можно сказать, что эта первая греческая философская школа стихийно тяготеет к материализму. Вообще вопрос о взаимном отношении материального и духовного принципов, естественно, еще не ставился, он был сформулирован позже. Представители этой школы интуитивно понимали мир как материальный. Вместе со стихийным материализмом в мышлении этих философов проявляется и «наивная» диалектика, с помощью понятийных средств которой они стремятся постичь мир в динамике его развития и перемен.

Италийская философия

Под италийской областью понимается «Великая Греция», т.е. греческие колонии в Южной Италии и на Сицилии {греч. Тринакрия). Собственно, судьба этих колоний всегда зависела от сложных отношении с Карфагеном. Решающий поворот произошел ок. 481 г. до н.э., когда греки под стенами Гимеры (на Сицилии) разбили крупный карфагенский экспедиционный корпус. Эта великая победа составила целую эпоху в истории Сицилии. Греки сопоставляли битву при Гимере со сражением у Саламина, утверждая с наивным преувеличением, будто оба события произошли в один и тот же день.

Досократики — условное название древнегреческих философов раннего периода (VI—V века до н. э.), а также их преемников IV в. до н. э., творивших вне русла аттической сократической и софистической традиций.

Впервые термин «досократики» был введен в 1903 году, когда немецкий филолог Герман Дильс собрал в своей книге «Фрагменты досократиков» («Die Fragmente der Vorsokratiker») тексты философов, живших до Сократа. Книга включала более 400 имён вместе с фрагментами орфических и других дофилософских теокосмогоний.

[править]Учение

Основным предметом философствования у досократиков был космос. Он представлялся им состоящим из обыкновенных чувственных стихий: земли, воды, воздуха, огня и эфира, взаимно переходящих друг в друга в результате сгущения и разрежения. Человек и сфера социального, как правило, не вычленялись досократиками из общекосмической жизни. Индивид, общество, космос у досократиков подчинялись действию одних и тех же закономерностей.

Элеа́ты, элейцы, Элейская школа — древнегреческая школа философов-досократиков раннего периода, существовавшая в конце VI − первой половине V вв. до н.э., в городе Элее, в Великой Греции. В отличие от большинства досократиков, элейцы не занимались вопросами естествознания, но разрабатывали теоретическое учение о бытии (предложив впервые сам этот термин), заложив фундамент классической греческой онтологии.

Характеристика философского учения

Для Элейской школы был характерен строгий монизм в учении о бытии и рационализм в учении о познании. В центре учения всех трёх элейских философов находилось учение о бытии: Парменид впервые сделал понятие «бытия» предметом анализа в своей философской поэме «О природе». Зенон с помощью логических апорий показал абсурдность учений, исходящих из иных предпосылок, кроме как использованных Парменидом (т.е. из допущения движения и множества).

Мелисс суммировал школьную догматику в трактате «О природе», или «О бытии». Согласно Пармениду, «то что есть» (бытие) — есть, и это следует из самого понятия «быть», а «того, чего нет» (небытия) — нет, что также следует из содержания самого понятия. Отсюда выводится единство и неподвижность бытия, которому невозможно делиться на части и некуда двигаться, а из этого выводится описание мыслимого бытия как нерасчлененного на части и не стареющего во времени континуума, данного лишь мысли, но не чувствам. Пустота отождествляется с небытием, – так что пустоты нет. Предметом мышления может быть только нечто (бытие), небытие не мыслимо (тезис «мыслить и быть одно и то же»). Истина о бытии познается разумом, чувства формируют лишь мнение, неадекватно отражающее истину. Мнение, «докса», фиксируется в языке и представляет мир противоречивым, существующим в борьбе физических противоположностей, а на самом деле ни множества, ни противоположностей нет. За условными именами стоит безусловное единство («глыба») бытия.

***********************************************************************************

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *