Метод и философия гегеля – Метод и система в философии Гегеля. Философия Гегеля как классика первой половины XIX столетия

11. Система и метод философии Гегеля. Основные законы диалектики

11. Система и метод философии Гегеля.
Основные законы диалектики.

Георг Гегель (1770-1831, немецкий философ)
утверждал абсолютное главенство
рационального, а не бессознательного
элемента познания. Его основные труды:
«Феноменология духа» (1807), «Наука логики»
(1812), «Энциклопедия философских наук»
(1817), «Философия права» (1821) и др.

Система философии Гегелясостоит из трех основных частей. В первой
части своей системы — в «Науке логики»
— Гегель изображает мировой дух (называемый
им здесь «абсолютной идеей») таким,
каким он был до возникновения природы,
т.е. признает дух первичным.

Учение о природе изложено им во второй
части системы — в «Философии природы».
Природу Гегель как идеалист считает
вторичной, производной от абсолютной
идеи.

Гегелевская теория общественной жизни
составляет третью часть его системы —
«Философию духа». Здесь «абсолютная
идея» становится по Гегелю «абсолютным
духом».

Философская система делится Гегелем
на три части:

Гегель называл свою философскую систему
«абсолютным идеализмом». Творческой
силой Гегель признает лишь мысль, дух,
идеальное. Он утверждал в основе
действительности лежит «мировой разум»,
«абсолютная идея», «мировой дух».

«Абсолютная идея» («мировой разум») —
это деятельное начало, давшее импульс
к возникновению и развитию природного
и духовного мира. Деятельность «абсолютной
идеи» заключается в мышлении, цель — в
самопознании.

Процесс самопознания «абсолютной идеи»
включает три этапа:

  1. Пребывание «абсолютной идеи» в самой
    себе, в стихии чистого мышления (логика,
    в которой «абсолютная идея» находится
    сама в себе и через законы диалектики
    раскрывает свое содержание; логика как
    наука о себе и для себя).

  2. Развитие природы как иного бытия
    «абсолютной идеи» (природа
    — «окаменевший дух» представляет собой
    внешнюю реальность «абсолютной идеи»,
    ее проявление; философия природы —
    наука об идее иного бытия «абсолютной
    идеи»).

  3. Развитие общества и человеческого
    сознания (духа) (снятие
    природного проявления— «окаменевшего
    духа», возвращение идеи к самой себе,
    познание «мировым духом» самого себя
    через достижение абсолютной истины,
    после чего развитие заканчивается;
    философия духа как наука об идее,
    возвращающейся в самое себя из своего
    инобытия – «абсолютный дух»).

Абсолютная идея не стоит на месте. Она
непрерывно развивается, переходя из
одной ступени к другой, более конкретной
и содержательной.

Восхождение от абсолютного к конкретному
– общий принцип развития.

Высшая ступень развития – «абсолютный
дух». На этой ступени абсолютная идея
проявляется в сфере человеческой истории
и делает предметом мышления само себя.

Движение «абсолютной идеи», а,
следовательно, и всего предметного мира
имеет свое начало и конец, замкнуто в
определенный круг.

У Гегеля получалось, что высшей формой
и концом развития «абсолютной идеи»,
где она осознает самое себя и весь
пройденный ею путь и становится
«абсолютным духом», является философская
система самого Гегеля. Восходящее
движение «абсолютной идеи» прекращается,
и дальнейший процесс движения мыслится
только как замкнутый круг, простое
повторение ею пройденного пути.

Метод философии Гегеля – диалектика.

Диалектика(греч. διαλεκτική —
искусство спорить, вести рассуждение)
— метод (способ мышления) в философии,
имеющий своим предметом противоречие.
Рассматривает явления во всеобщей связи
и развитии. Противоречие рассматривалось
в учении Гегеля как движущий принцип
всякого развития и как центральный
пункт всей его философии.

Гегель считал, что невозможно понять
явление, не уяснив всего пути, который
оно совершило в своем развитии, что
развитие происходит не по замкнутому
кругу, а поступательно, от низших форм
к высшим, что в этом процессе действуют
три закона диалектики.

Основные законы диалектики:

  • ЗАКОН ПРЕВРАЩЕНИЯ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ
    ИЗМЕНЕНИЙ В КАЧЕСТВЕННЫЕ и КАЧЕСТВЕННЫХ
    ИЗМЕНЕНИЙ В КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ. Эти
    взаимопереходы он рассматривал как
    бесконечный процесс. Любая
    вещь отличается от других благодаря
    присущему ей качеству. В силу качественной
    определенности вещи отличаются друг
    от друга. Категория качества предшествует
    в логике Гегеля категории количества.
    Синтезом качественной и количественной
    определенности выступает мера. Каждая
    вещь, поскольку она качественно
    определена, есть мера. Нарушение меры
    меняет качество и превращает одну вещь
    в другую. Происходит перерыв постепенности,
    или качественный скачок.Те
    пункты, в которых происходит качественный
    скачок, т.е. переход к новой мере, Гегель
    называет узлами. Все вещи взаимосвязаны
    узловыми линиями, или цепью перехода
    от одной меры к другой.

  • ЗАКОН ВЗАИМОПРОНИКНОВЕНИЯ
    ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ, который вскрывает
    противоречия как внутренний источник,
    побудительную силу всякого самодвижения.
    «Противоречие
    есть корень всякого движения и
    жизненности». Противоречие ведет
    вперед, оно является принципом всякого
    самодвижения. Даже самый простой вид
    движения — перемещение тела в пространстве
    — представляет собой постоянно возникающее
    и тут же разрешающееся противоречие.
    Что то движется не только потому, что
    оно теперь здесь, а в другой момент там,
    но и потому, что оно в один и тот же
    момент и здесь и не здесь, т.е. и находится
    и не находится в данной точке траектории.

  • ЗАКОН ОТРИЦАНИЯ ОТРИЦАНИЯ, который
    означает не просто уничтожение старого
    качества новым, а представляет собой
    единство трех основных моментов: 1)
    преодоление старого, 2) преемственность
    в развитии и З) утверждение нового. В
    мире ничто не погибает бесследно, а
    служит материалом, исходной ступенью
    для появления нового. Новое отрицает
    старое, но отрицает диалектически: не
    просто отбрасывает его в сторону и
    уничтожает, а сохраняет в переработанном
    виде, используя жизнеспособные элементы
    старого для созидания нового.

Отрицание для Гегеля не однократный, а
по сути дела бесконечный процесс. И в
этом процессе он всюду находит связку
из трех элементов: тезис – антитезис –
синтез.

В результате отрицания какого либо
положения, принимаемого за тезис,
возникает противоположение (антитезис).
Антитезис необходимостью подвергается
отрицанию. Возникает двойное отрицание,
или отрицание отрицания, что ведет к
возникновению третьего звена, синтеза.
Оно на более высоком уровне воспроизводит
некоторые черты первого, исходного
звена.

Все эта конструкция называется триадой.

Общий вывод гегелевской философии
состоят в признании разумности мира:
«Все действительное — разумно, все
разумное — действительно».

Неразумное должно быть преодолено
разумом. Перед нами не только
рационалистическая, но благодаря своему
последовательному рационализму —
оптимистическая философия.

studfiles.net

Система и методы философии Гегеля

Содержание: 1

Система и метод философии Гегеля. 2

Философская система. 3

Философия природы. 10

Философия духа. 11

Диалектический метод. 13

Список литературы. 14

Георг Вильгельм Фридрих Гегель
(1770—1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологическом институте. Некоторое время работал домашним учителем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. преподавал в Иенском университете. В это время он вместе с Шеллингом издает «Критический философский журнал». С 1816 г.

Гегель — профессор Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского. Некоторое время был его ректором.

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, выдвинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значительно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике. Соглашаясь с необходимостью исследования предпосылок познания, на чем настаивал Кант, Гегель справедливо упрекал его в том, что он пытался представить их вне истории познания, в отрыве от мыслительной деятельности человека. Кант, как известно, выдвигал требование: познай способности познания до того, как начнешь что-то познавать. Это похоже на анекдот, который рассказывают о схоластике, не желавшем войти в воду раньше, чем он научиться плавать, иронизирует Гегель.

Гегель — противник кантовского агностицизма и априоризма. Он не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением, на чем настаивал Кант. Явление, по Гегелю, не менее объективно, чем сущность. Сущность является, т.е. обнаруживается, в явлении, а явление выступает носителем сущности. Это единство противоположностей, которые не могут существовать друг без друга. Поэтому несостоятельны утверждения Канта о принципиальной непознаваемости вещей в себе. Вещь в себе, учит Гегель — это лишь первоначальный момент, лишь ступень в развитии вещи. «Так, например, человек в себе есть ребенок, росток — растение в себе… Все вещи суть сначала в себе, но на этом дело не останавливается»[1]
.

Вопреки Канту, вещь в себе, во-первых, развивается, вступая в многообразные отношения, и, во-вторых, познаваема, поскольку обнаруживает себя в явлениях.

Критикуя кантовский субъективизм и агностицизм, Гегель признает возможность адекватного познания мира на базе тождества мышления и бытия. Несостоятельна, считает Гегель, и попытка Фихте вывести всю природу и общество из «Я», т.е. из индивидуального сознания. Шеллинга он критиковал за склонность к интуитивизму, за недооценку роли разума и логики. Однако общим для Гегеля и его предшественников было идеалистическое решение вопроса о соотношении сознания и природы материи. Различия между ними в этом вопросе — это различия между объективным и субъективным идеализмом.

Философия Гегеля — максимально рационализированный и логизированный объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы мышления, т.е. законы логики. Но логики не формальной, а совпадающей с диалектикой — диалектической логика. На вопрос о том, откуда взялись эти законы, Гегель отвечает просто: это мысли Бога до сотворения мира. Логика есть «изображение Бога, каков он есть в своей вечной сущности до сотворения природы и какого бы то ни было конечного духа»[2]
.

Философская система делится Гегелем на три части:

1) логика,

2) философия природы,

3) философия духа.

Логика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда бы Гегель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказательств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, а из великой книги самой природы и общественного развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии — логика — опирается на огромный естественнонаучный, исторический материал, который был в распоряжении энциклопедически образованного мыслителя.

«Мыслями Бога» оказываются наиболее общие законы развития природы, общества и мышления. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм. Дело, разумеется, нельзя сводить к простому «переворачиванию». Между идеалистической диалектикой Гегеля и материалистической диалектикой имеются существенные различия, о чем будет сказано ниже.

Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают поэтому мышление в своих имманентных определениях и истинная природа вещей — это одно и то же.

Логика

. Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие — единство противоположностей. Абсолютное тождество, как у Шеллинга, исключает саму возможность развития. Мышление и бытие подчинены одним и тем же законам, в этом рациональный смысл гегелевского положения о конкретном тождестве.

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея
.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретному — общий принцип развития.

Высшая ступень развития — «абсолютный дух
». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой истории и делает предметом мышления самое себя.

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм
. Божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм
. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика
.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Гегеля вывод: все действительное разумно, все разумное действительно
. Многие ошибались, истолковывая тезис о разумности всего действительного как апологию всего существующего. На самом деле существующее, полагал Гегель, разумно лишь в определенном смысле, а именно, когда оно выражает какую-то необходимость, закономерность. Только тогда существующее можно квалифицировать как нечто разумное. Но коль скоро исчезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжившие формы жизни непременно уступают место новому, таков истинный смысл формулы Гегеля.

Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

С чего же начинается движение этой идеи? После долгого обсуждения этой нелегкой проблемы Гегель приходит к выводу, что началом служит категория чистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно возникнуть. Но из чего? Очевидно, из небытия, из ничто. «Есть пока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чистое ничто, а такое ничто, из которого должно произойти нечто, бытие, стало быть, уже содержится также и в начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то и другое, бытие и ничто; оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе, оно есть небытие, которое есть вместе с тем бытие, и бытие, которое есть вместе с тем небытие»[3]
.

Может сложиться впечатление, что перед нами словесная эквилибристика, лишенная смысла. Ход мысли Гегеля кажется искусственным, если исходить из естественнонаучных, детерминистских предпосылок. Действительно, из небытия, из ничто не может возникнуть какое-то нечто. Но ведь у Гегеля речь идет не о реальном мире, а о мыслях Бога до сотворения мира.

Если отвлечься от мистических сюжетов божественного творения мира, бытия из ничего, то в рассуждениях философа мы найдем разумное содержание, или, как принято говорить, рациональное зерно. Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением
. «Становление есть нераздельность бытия и ничто… иначе говоря, такое единство, в котором есть как бытие, так и ничто»[4]
. Становление это диалектический процесс возникновения, который уместно называть становлением, представляет собой переломное состояние когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще нет. И в этом смысле становление можно считать единством небытия и бытия. «Становление есть неустойчивое беспокойство
, которое оседает, переходит в некий спокойный результат
»[5]

.

Синтез категорий чистое бытие
и ничто
дает категорию становление, а от нее возможен переход к наличному, т.е. какому-то определенному бытию. Такова схема, предлагаемая Гегелем.

Если диалектический процесс возникновения Гегель стремится выразить при помощи категории становления, то процесс исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. Необходимо иметь в виду, что немецкий глагол aufheben — снимать — имеет много значений, в том числе негативных: прекращать, отменять, упразднять, ликвидировать. Но одновременно он имеет и ряд позитивных значений: сберегать, сохранять, обеспечивать. Соответственно существительное Aufheben означает и отмену и сохранение. Гегель ссылается и на латинский язык, где глагол tollere имеет два значения:

mirznanii.com

Философский метод и Система Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) родился в семье значительного чиновника в Штутгарте. Он окончил богословский факультет Тюбингенского теологического института, но священником стать не захотел. Гегель при жизни

написал значительное количество фундаментальных философских трудов, ряд курсов его лекций было обработано и напечатано учениками.

Гегель был первым мыслителем, который рассматривал свое учение как закономерное продолжение и завершение всего предшествующего развития теоретической мысли. Философию его можно определить как систему диалектического объективного идеализма. Именно диалектика сделала его философию выдающимся явлением века. Гегель указал что философствование должно быть системным чтобы претендовать на научность. Философия только через проникновение в разумное может постичь наличное и действительное:

 

«Что разумно, то действительно;

 

и действительно, то разумно «.

 

Именно с этого убеждения философия исходит в своем рассмотрении, как духовного, так и естественного универсумов. Задача философии — постичь то, что есть, а то, что есть и есть ум. Гегель уверен, что каждый человек — дитя своего времени, а философия — это время, постигнут в уме. Философия не может выйти за пределы современного ей мира. Так же бессмысленно считать, что индивид способен перескочить через свою эпоху. Конечно, в теории можно построить воображаемый мир, который может существовать в мыслях индивида, но такой мир можно построить только в этом податливом материале. Как мысль о мире философия появляется только после того, как действительность закончила процесс своего формирования. Отсюда образ совы Минервы, которая начинает свой полет с наступлением темноты.

 

Философский материализм для Гегеля — это эмпиризм, для которого внешний и составляет истинное. Сама материя, по мнению Гегеля, — это лишь абстракция, которая не может быть непосредственно воспринята нами. Но он также не признает, что за понятием материи стоит объективная реальность. Материализм для него — учение несвободы, ибо свобода состоит в том, что мне не противостоит никакое абсолютно другое, но я завишу от содержания, которым являюсь я сам.

 

Гегель считал, что именно философия и является учением, которое должно освободить человека от бесконечного множества конечных целей и намерений, и сделать ее равнодушной к ним. Он считал, что философский метод столь же аналитический, насколько и синтетический. Метод следует признать не терпит ограничений, всеобщее, что является бесконечной силой, независимой от чего внешнего, далекого от ума. Поэтому наше понятие о любой предмет истинно лишь постольку, поскольку оно вполне подлежит метода.

 

Диалектика Гегеля отправляется от решения Кантом проблемы отношения познания к вещи в себе, от идей Фихте об активности субъекта, от Шеллинговои постановки вопроса о тождестве субъекта и объекта. Сам Гегель глубоко обосновал принцип тождества мышления и бытия. Он показал диалектическое (относительную) тождество бытия и мысли о бытии. Вместо понятия отражения объективного в субъективном, Гегель следует принципу преобразования одного в другое. Так материальное оказывается лишь «преобразованием», инобытием и поверхностным явлением духа. Дух признается Гегелем за первичное, а природа считается духом.

 

Диалектическое Гегель рассматривает как вообще принцип всякого движения, всякой жизни и всякой деятельности, как душа всякого истинно научного метода. Диалектика есть имманентный переход одного определения в другое, в свою противоположность. Обыденное сознание обычно признает как определение вещей одно, а также и другое. Но основательный взгляд на вещи показывает, что конечное ограничено не только извне, но снимается с помощью своей собственной природы и само собой переходит в другое. Так, человек смертен, но это не означает, что существуют две обособленные свойства человека: быть живым и быть смертным. Истина как раз в том, что жизнь несет в себе зародыш смерти.

 

Все конечные вещи, то есть такие, которые имеют конец, меняются и проходят. Все то, что существует, в конце концов должно выйти за пределы своего непосредственного бытия и перейти в свою противоположность. А потому в диалектике Гегель видел универсальную непреодолимую власть, перед которой ничто не может устоять, сколь бы оно ни представляло себя крепким и обеспеченным. Диалектика проявляется во всех областях и образованиях мира природы и духа.

 

В своей философской системе Гегель значительную внимание уделяет диалектическому исследованию начала. Таким можно считать единство бытия и ничто. Гегель показал, что различие между бытием и ничто трудно определить, поэтому их различение возможно через становление, через нечто третье. Становление есть существованием бытие в той же мере, что и существование небытия, ничто.

 

Гегель считал, что бытие заключает в себе три ступени: качество, количество и меру. Качество — это в первую очередь тождественная с бытием определенность. Что-то перестает быть тем, что оно есть, если оно теряет свое качество. Количество, наоборот, — внешняя бытию, безразличная для него определенность. Так, дом остается тем, что он есть, независимо от величины его. Красное остается красным независимо от оттенков его. Мера — это единство первых двух, качественное количество. Все вещи имеют свою меру, свое завершенное бытие, количественную определенность. При увеличении или уменьшении до известного предела, вещи перестают быть тем, что они были. Здесь происходит переход количественных изменений в качественные. Например, в морали мера легкомыслия легко нарушается и переходит в совершенно другое — в преступление.

 

Отрицание Гегель рассматривал как отрицание диалектическое, как снятие, в котором что-то одновременно и отменяется и сохраняется. Поэтому остается возможность для дальнейшего отрицания, которое возвращается в начало, но на более высоком уровне. Например, прорастание ячменного зерна.

 

Противоречие Гегель рассматривал как корень всякого движения и жизненности, как закономерность, неотъемлемую от действительности. Поэтому тождество, различие, противоположность, противоречие — важнейшие категории гегелевской диалектики. Здесь господствует идея раздвоения единого на противоположности. Именно в такой последовательности возможно показать развертывания процесса развития и его источник.

 

Суть в видимости является лишь отношение с собой, но не непосредственное отношение, а рефлектоване. Рефлексию следует понимать как свечение одного понятия в другом, диалектически связанном с первым понятием, как диалектическое взаимопроникновение понятий, присущее каждому понятию сути, что имеет свое парное понятие. В таком случае а в видимости тождественность с собой. Тождество, как осознание самого себя, то, чем отличается человек от природы вообще, и от животного в частности; животное не может понять себя как «я», то есть чистая единство себя в самом себе.

 

Тождество есть вместе с тем отношение, а именно отрицательное отношение с собой или различия (отличие) себя от самого себя. Различие в себе есть существенное различие положительного и отрицательного. Поскольку положительное и отрицательное самостоятельные, поскольку они не другое, то каждое из них светится видимостью в другом, и есть лишь постольку, поскольку есть другое. Отличие сути поэтому есть противопоставление. Каждое из разрозненных имеет свое определение только в своем отношении с другим, то есть каждое разрозненное, противоположное находится в тесной неразрывной связи со своим другим. Гегель приводит ряд доказательств. Обыденное сознание рассматривает разрозненные как равнодушны друг к другу. Говорят: я — человек, а вокруг меня — воздух, вода, животные и вообще — другое. Но философия имеет целью показать иное как то, что противостоит своему другому. Неорганическая природа — не просто что-то другое, чем органический мир. Неорганическая природа — необходимо другое органического мира. Так же природа не существует без духа, и дух — без природы. Гегель подчеркнул, что мы делаем большой шаг вперед, рассматривая действительное мышление как мышление о необходимом.

 

Противоположности в свою очередь находятся в состоянии беспокойства, стремятся к тому, чтобы положить себя как то, что они в себе. Отсюда они вступают в противодействие, стремятся преодолеть одна другую. Единство противоположностей предполагает их противодействие, борьбу. Этим определяется конечная природа вещей. Противоречие (противоречия) — вот что действительно движет миром. Гегель отметил, что противоречия обычно устраняют из вещей, из сущего и истинного вообще, утверждают, что нет ничего противоречивого. Но повседневный опыт показывает нам, что существует множество противоречивых вещей, противоречивых утверждений. Противоречие их не только внешняя, но и в них самих. Противоречивостью однако дело закончиться не может и она снимает себя через самого себя. Ближайшим результатом разрешения противоречия есть основа. Стороны противоречия погружаются в основу, тонут в ней, растворяются и тем самым взаимно отождествляются. Движение возвращается в «тождества» на более высоком уровне.




worldofscience.ru

Система и метод философии Гегеля.

Подробности











Категория: Ответы к вступительному экзамену по философии















Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770- 1831) пытался показать, что происхождение многого из единого может быть предметом рационального познания, инструментом которого является логическое мышление, а основной формой — понятие. Но это — рациональное познание особого рода: в основе его лежит диалектическая, а не формальная логика, и движущим мотором ее является противоречие. Гегель требует переосмыслить природу понятия. В понятии до сих пор, говорит Гегель, видели некоторое субъективное образование, тогда как в действительности «абсолютное понятие» есть абсолютное тождество субъекта и объекта.

Гегель, как видим, отождествляет «чистое понятие» («Понятие» с большой буквы) с самой сущностью вещей, отличая его от субъективно данных понятий, которые существуют в человеческой голове. Поскольку понятие с самого начала предстает как тождество противоположностей, то саморазвитие понятия подчиняется законам диалектики. Логика, таким образом, совпадает у Гегеля с диалектикой, а последняя мыслится как теория развития, в основе которой лежит единство и борьба противоположностей. Диалектика развития «чистого понятия» составляет общий закон развития как природы, так и человеческого мышления.

Всякое развитие протекает, согласно Гегелю, по определенной схеме: утверждение, или полагание (тезис), отрицание этого утверждения (антитезис) и, наконец, отрицание отрицания, снятие противоположностей (синтез). В синтезе как бы примиряются между собой тезис и антитезис, из которых возникает новое качественное состояние.

В основе диалектики Гегеля лежит идеалистическое представление о том, что источник всякого развития — как природы, так и общества, и человеческого мышления — заключен в саморазвитии понятия, а значит, имеет логическую, духовную природу. Диалектика понятий определяет собой диалектику вещей — процессов в природе и обществе.

Достигнув абсолютного тождества, философия покидает точку зрения обыденного сознания и только теперь попадает в свою подлинную стихию — стихию чистого мышления, где, по Гегелю, все определения мысли развертываются из нее самой. Это — сфера логики, где протекает ничем субъективно не замутненная жизнь понятия.

В философской системе Гегеля действительность представлена как цепь диалектических переходов. Весь процесс самодвижения понятия осуществляется диалектическим путем. Заключенная в каждом понятии «отрицательность», которая как раз и составляет его ограниченность, односторонность, оказывается пружиной саморазвития этого понятия. Пока понятие не достигнет высшего пункта — абсолютной идеи, до тех пор каждая из ступеней его развития дает только относительную, но не окончательную, не полную истину.

Диалектический метод Гегеля, ориентированный на бесконечное развитие, вступает, таким образом, в противоречие с требованием системы, которая обязательно должна быть завершена, а это значит, что абсолютная истина должна быть в конце концов достигнута. Гегель рассматривал свою систему как философию, венчающую собой развитие всего человечества, поскольку в ней обретена абсолютная истина; тем самым и история как бы приобретала свое завершение и достигнутое ею состояние, то есть состояние современной Гегелю Германии, объявлялось высшей точкой исторического движения человечества.

 

studfilosed.ru

СИСТЕМА И МЕТОД В ФИЛОСОФИИ Г. ГЕГЕЛЯ.





ТОП 10:







Георг Вильгельм Фридрих Гегель(1770—1831) родился в семье крупного чиновника. Учился в Тюбингенском теологи­ческом институте. Некоторое время работал домашним учите­лем. Служил директором гимназии в Нюренберге. С 1801 г. пре­подавал в Иенском университете

Творчество Гегеля считается вершиной классической немецкой философии. В нем нашли продолжение диалектические идеи, вы­двинутые Кантом, Фихте, Шеллингом. Но Гегель пошел значи­тельно дальше своих великих предшественников. Он первым представил весь естественный, исторический и духовный мир в беспрерывном развитии. Он открыл и обосновал с позиций объ­ективного идеализма основные законы и категории диалектики. Он сознательно противопоставил диалектику как метод познания ее антиподу — метафизике

Философская система

философская система делится Гегелем на три части: 1) ло­гика, 2) философия природы, 3) философия духа. Ло­гика, с его точки зрения, есть система «чистого разума», совпадающего с божественным разумом. Однако откуда бы Ге­гель смог узнать мысли Бога, да еще до сотворения мира? Этот тезис философ просто постулирует, т.е. вводит без доказа­тельств. Фактически же свою систему логики Гегель черпает не из священных книг, а из великой книги самой природы и обще­ственного развития. Поэтому самая, казалось бы, мистическая часть его философии — логика — опирается на огромный есте­ственнонаучный, исторический материал, который был в распо­ряжении энциклопедически образованного мыслителя

«Мыслями Бога» оказываются наиболее общие законы разви­тия природы, общества и мышления. Диалектический идеализм Гегеля именно в логике ближе всего стоит к диалектическому материализму. По сути дела это перевернутый и поставленный с ног на голову материализм. Дело, разумеется, нельзя сводить к простому «переворачиванию».

Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают, поэтому мышление в своих имманентных определениях и истин­ная природа вещей — это одно и то же.



логика.Тождество бытия и мышления, с точки зрения Гегеля, представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество не абстрактное, а конкретное, т.е. такое, которое предполагает и различие. Тождество и различие — единство про­тивоположностей. Абсолютное тождество, как у Шеллинга, ис­ключает саму возможность развития. Мышление и бытие подчи­нены одним и тем же законам, в этом рациональный смысл ге­гелевского положения о конкретном тождестве.

Объективное абсолютное мышление, полагает Гегель, есть не только первоначало, но и движущая сила развития всего сущего. Проявляясь во всем многообразии явлений, оно выступает как абсолютная идея.

Абсолютная идея не стоит на месте. Она непрерывно разви­вается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретно­му — общий принцип развития.

Высшая ступень развития — «абсолютный дух». На этой ступени абсолютная идея проявляется в сфере человеческой ис­тории и делает предметом мышления самое себя.

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, пантеизм. Боже­ственная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, панлогизм. Объективное божественное мышление строго логично. И, в-третьих, диалектика.

Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в по­знаваемости мира. Субъективный дух, человеческое сознание, постигая вещи, обнаруживает в них проявление абсолютного духа, божественного мышления. Отсюда следует важный для Ге­геля вывод: все действительное разумно, все разумное дейс

вительно. Многие ошибались, истолковывая тезис о разумности всего действительного как апологию всего существующего. На самом деле существующее, полагал Гегель, разумно лишь в оп­ределенном смысле, а именно, когда оно выражает какую-то не­обходимость, закономерность. Только тогда существующее можно квалифицировать как нечто разумное. Но коль скоро ис­чезает необходимость существования чего-то, оно теряет статус действительного и должно с необходимостью исчезнуть. Отжив­шие формы жизни непременно уступают место новому, таков истинный смысл формулы Гегеля.




Итак, логика представляет собой закономерное движение по­нятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития.

С чего же начинается движение этой идеи? После долгого обсуждения этой нелегкой проблемы Гегель приходит к выводу, что началом служит категория чистого бытия. Бытие, по его мнению, не обладает извечным существованием и должно воз­никнуть. Но из чего? Очевидно, из небытия, из ничто. «Есть пока что ничто и должно возникнуть нечто. Начало есть не чис­тое ничто, а такое ничто, из которого должно произойти нечто, бытие, стало быть, уже содержится также и в начале. Начало, следовательно, содержит в себе и то и другое, бытие и ничто; оно есть единство бытия и ничто или, говоря иначе, оно есть небытие, которое есть вместе с тем бытие, и бытие, которое есть вместе с тем небытие»1.

Синтез категорий чистое бытие и ничто дает категорию ста­новление, а от нее возможен переход к наличному, т.е. какому-то определенному бытию. Такова схема, предлагаемая Гегелем.

Если диалектический процесс возникновения Гегель стремится выразить при помощи категории становления, то процесс Исчез­новения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. Необходимо иметь в виду, что немецкий глагол аиШе-Ьеп — снимать — имеет много значений, в том числе негатив­ных: прекращать, отменять, упразднять, ликвидировать. Но одновременно он имеет и ряд позитивных значений: сберегать, сохранять, обеспечивать. Соответственно существительное Аиг-ЬеЬеп означает и отмену и сохранение. Гегель ссылается и на латинский язык, где глагол г.о11еге имеет два значения: 1) унич­тожать, отрицать, убирать и 2) возвеличивать. Философ не слу­чайно использует языковую полисемию. В ней в данном случае выражается стихийная диалектика и ее главная черта: тождест­во противоположностей. В мире ничего не погибает бесследно, а служит материалом, исходной ступенью для появления нового. Эта закономерность отражается категорией снятие, а также ка­тегорией отрицание, которую Гегель широко применяет в своей философской системе. Каждая категория выражает один какой-либо момент, аспект процесса развития и служит одновременно исходным пунктом для следующей категории, которая отрицает, снимает предшествующую категорию. Новое отрицает старое, но отрицает диалектически: не просто отбрасывает его в сторону и уничтожает, а сохраняет и в переработанном виде использует

жизнеспособные элементы старого для созидания нового. Такое отрицание Гегель называет конкретным.

Отрицание для Гегеля не одноактный, а по сути дела беско­нечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис — антитезис синтез. В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, воз­никает противоположение (антитезис). Последний с необходи­мостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Оно на более высоком уровне воспроизводит не­которые черты первого, исходного звена. Вся эта конструкция называется триадой.

В философии Гегеля триада выполняет не только методологи­ческую функцию, но и функцию системосозидающую. Это не толь­ко содержательный принцип, или закон диалектики, но и способ построения системы. Вся архитектоника, структура гегелевской фи­лософии подчиняется тройственному ритму, строится в соответст­вии с требованиями триады. В целом философия Гегеля делится на три части: — логику, философию природы и философию духа. Это не рядоположенные части, которые можно поменять места­ми. Это триада, где каждая часть выражает закономерный этап диалектического развития. По крайней мере так считает сам Ге-гельГЛЪгику он делит тоже на три части: учение о бытии, учение о сущности и учение о понятии. Каждая из указанных частей также является триадой. Учение о бытии, например, включает в себя: 1) определенность (качество), 2) величина (количество), 3) мера. Качество состоит из трех частей: 1) бытие, 2) наличное бытие, 3) для-себя-бытие. Бытие, о чем мы уже говорили, это триада: чистое бытие — ничто — становление. Здесь достигнут предел деления, или триада, состоящая из категорий, каждая из которых не может быть разложена на триады.

Нет ни возможности, ни необходимости

Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Такой порядок в общем соответствует истории че­ловеческого познания. Дикари (как и дети) различают вещи по их качественной определенности, хотя не умеют считать, т.е. не знают количественных соотношений.

Синтезом качественной и количественной определенности вы­ступает мера. Каждая вещь, поскольку она качественно опреде­лена, есть мера. Нарушение меры меняет качество и превращает одну вещь в другую. Происходит перерыв постепенности, или качественный скачок.

Гегель убедительно обосновывает то, что позднее получило название закона о переходе количественных изменений в каче­ственные и наоборот путем скачков. Развитие науки и общест­венной практики подтвердило правильность открытого Гегелем этого диалектического закона.

Диалектика перехода количества в качество отвечает на во­прос о форме развития всех природных и духовных вещей. Но остается еще более важный вопрос о движущей силе, импульсе этого развития. И здесь Гегель ищет ответа не в потустороннем мире, а в самой действительности. Формулирует он этот ответ в учении о сущности. «Одним лишь блужданием из одного каче­ства в другое и одним лишь переходом из качественного в ко­личественное и наоборот дело еще не окончено, а имеется в вещах нечто пребывающее, это пребывающее есть прежде всего сущность»1.

Качество, количество, мера — все это, как уже говорилось, категории-бытия. Это формы, в которых мы воспринимаем дей­ствительность, и воспринимаем эмпирически, опытным путем. Но опытным путем невозможно постичь сущность вещей. Сущ­ность есть внутренняя основа бытия, а бытие — внешняя форма сущности. Нет чистых сущностей, они выражаются, проявляются в формах бытия. Сущность есть то же бытие, но на более вы­сокой ступени. Сущность, как внутренняя причина бытия, не тождественна с последним, она отлична от него. Иными словами, сущность познается из противоположности непосредственному бытию. Значит, познание должно идти вглубь, вскрывать в яв­лениях их сущность.

В чем же, по Гегелю, заключается эта потаенная сущность бытия? Кратко говоря, в его внутренней противоречивости. Все существующее содержит в себе противоречие, единство про­тивоположных моментов.

Тождество, единство противоположностей — ключевое понятие логики Гегеля.

Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения. Даже самый простой вид движения — перемеще­ние тела в пространстве — представляет собой постоянно возни­кающее и тут же разрешающееся противоречие. Нечто движется не только потому, что оно теперь здесь, а в другой момент там, но и потому, что оно в один и тот же момент и здесь, и не здесь, т.е. и находится, и не находится в данной точке траектории. Гегель предлагает «вместе с древними мыслителями» признать противоречия, обнаруженные ими в движении. Но отсюда не следует, что движения нет, а, напротив, следует, что движение есть существующее противоречие.

«Древние диалектики», а это философы элейской школы и прежде всего Зенон, вскрыли в своих апориях объективные про­тиворечия, присущие движению, пространству, времени

Учение о понятии — третья, завершающая часть логики Ге­геля. Здесь он наиболее резко выражает точку зрения абсолют­ного идеализма. С этих позиций философ критикует формаль­ную логику, которая видит в понятии «пустую и абстрактную форму». «На самом^Деле все обстоит наоборот: понятие есть начало всякой жизни, оно всецело конкретно. Это является вы­водом из всего проделанного до сих пор логического движения и не требует поэтому здесь доказательства»2. А почему, собст­венно, не требует? Формальная логика формулирует закон до­статочного основания: всякая мысль должна быть доказана либо опытными данными, фактами, либо при помощи научных и иных логических выводов из уже доказанных положений. Следова­тельно, доказательство может быть либо индуктивным, либо де­дуктивным. Но Гегелю ничего этого не требуется. Понятие и другие логические формы не являются, как он считает, отраже­нием вещей. Наоборот, вещи вторичны, они представляют собой отражения понятий, должны им соответствовать.

следовательно, осознать его понятие.

илософия природы.Второй ступенью развития абсолют­ной идеи Гегель считает природу. Природа есть порож­дение абсолютной идеи, ее инобытие. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем основной вопрос философии, хотя само это выражение им не употребляется. При этом Гегель пытается отмежеваться от традиционного религиозного представления о сотворении мира. Абсолютная идея на ступени логики существу­ет, по его словам, вне времени и пространства.

Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходи­мый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух вы­ходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего.

Предвзятая философская схема не позволила Гегелю понять как следует диалектику природы. Как ни странно, великий диа­лектик не принял передовых для его времени эволюционных идей в геологии, органической химии, эмбриологии, физиологии растений и животных. Он-называл бессодержательным эволюци­онное учение о происхождении более развитых организмов из низших. По его мнению, все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота. Поэтому «ничто не ново под луной», а многообразная игра форм природы «вызы­вает скуку». Лишь в изменениях, которые происходят в духов­ной сфере, проявляется новое.

Порой в рассуждениях Гегеля по поводу природы отсутствует всякая логика, будь то диалектическая или формальная. Энгельс справедливо называет бессмыслицей заявление философа о том, будто природа развивается в пространстве, но не во времени. Ведь именно время есть основное условие всякого развития.

илософиядуха. Это третья ступень гегелевской систе­мы, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобож­дается от природных уз и находит свое выражение в абсолют­ном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. «Для нас дух имеет своей предпо­сылкой природу, он является ее истиной, и тем самым абсо­лютно первым в отношении ее. В этой истине природа исчезла, и дух обнаружился в ней как идея, достигшая для-себя-бытия»1. Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъ­ективный дух»- — индивидуальное человеческое сознание, под­разделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человечес­кое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — вклю­чает искусство, религию, философию.

Проблемы, ^поднятые Гегелем в «Философии духа», более по­дробно рассматриваются им в цикле сочинений: «Феноменология духа», «Философия истории», «Философия права», «Эстетика», «Философия религии», «Лекции по истории философии».

«Философия духа» — труд, посвященный главным образом индивидуальному и общественному сознанию, а также диалекти­ке исторического развития.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой раз­вития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта

и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. «Субстанция духа есть свобода, т.е. независимость от другого, отношение к самому себе»1. Действительная свобода, по Гегелю, состоит не в отрица­нии необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержа­ния, которое имеет идеальный характер. История человечества есть прогресс в сознании свободы, но опять-таки свободы духа, мысли. Безусловно, понимание Гегелем свободы носило прогрес­сивный характер, так как было направлено против феодальных пережитков.

Что же касается философии истории, то она у Гегеля носит телеологический характер, т.е. развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что каса­ется германских народов, в первуюЧ>чередь немцев, то они уже достигли стадии свободы. Искусственный характер и предвзя­тость такой схемы совершенно очевидны. Сословный строй, мо­нархия (правда, конституционная) вполне вписываются, по Ге­гелю, в категорию свободы. Государство он считал не только воплощением свободы, но и шествием Бога по земле. Пределом развития человеческого общества и его политических институтов выступает конституционная монархия, сохраняющая сословные черты, но способствующая преобразованиям в буржуазно-либе­ральном духе.

События всемирной истории являют собой диалектику отдель­ных «народных духов». Каждый народ с присущим ему «духом» представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. А всемирная история осуществляет «абсолютную цель мира»2. Однако подавляющее число народов остаются за преде­лами прогресса, объявляются не’историческими. Они не смогли выразить какие-то моменты абсолютного духа. Особенно не по­везло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Если всемирная история берет начало на Востоке, то финиш ее на Западе

истории. Здесь она «прекращает течение свое».

Еще выше государства стоят в системе Гегеля искусство, ре­лигия и философия. И не какая-нибудь, а философия самого Гегеля. Именно в ней нашла свое полное воплощение абсолютная идея. Гегель полагал, что сущность мира такова, как она изо­бражена в его философии, особенно в «Логике». Его филосо­фия — «единственная», «абсолютная», «философия вообще».

Иронизируя по поводу подобных притязаний, Л.Фейербах за­мечал: «Но как бы остроумен ни был этот автор, он все же с места в карьер действует некритически, не ставя себе вопроса: возможно ли вообще, чтобы род абсолютного осуществился в одном художнике, а философия в одном философе»

Диалектический метод

как уже говорилось, в философии Гегеля необходимо раз­личать метод исследования и систему, в соответствии с которой не только излагается, но и структурируется мате­риал. Метод, по словам Гегеля, «есть движение самой сути дела», сознание «внутреннего самодвижения содержания»2. Он у Гегеля носит диалектический характер, являясь наиболее общим выражением противоречивого развития мира. Диалекти­ческий метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом пд*рядок изложения материала, связь логических ка­тегорий, общее построение всего философского здания. В отли­чие от метода, который определяется главным образом объектив­ным содержанием мира, система во многом несет черты автор­ского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада, в чем мы могли убедиться. В ней есть раци­ональный смысл (выражение диалектического закона отрицания отрицания). Однако Гегель формализует этот принцип и нередко использует как шаблон, которому вынужден подчиняться кон-

кретный материал. Поэтому многие переходы категорий носят произвольный, искусственный характер. Например, последняя триада в системе: искусство — религия — философия. Обосновать логическую связь между ними, показать, что философия есть синтез, единство искусства и религии — эта задача осталась неразрешенной. Гегель просто декларирует, но не обосновывает эту конструкцию.

Фейербах, Герцен, Энгельс и другие мыслители обратили внимание на противоречие между методом и системой в философии Гегеля.Сам дух диалектического методапротиворе­чит формализованной консервативной системе. Это противоре­чие нельзя отнести к числу диалектических, это противоречие доктрины, которое запрещается как формальной, так и диа­лектической логикой. У Гегеля получается парадоксальная картина: диалектика с ее борьбой противоположностей, духов­ный и исторический прогресс фактически обращены в про­шлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «аб­солютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысле­ния и преобразования действительности. Чтобы он стал тако­вым, надо отбросить консервативную систему гегелевской фи­лософии. И это было сделано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Идеалистическая диалектика была заменена диалектикой мате­риалистической.










infopedia.su

Система и метод философии Гегеля

Наиболее полное завершение немецкая классическая философия получила у Георга Вильгельма Фридриха Гегеля (1770 – 1831). Он отверг кантовское учение о непознаваемости «вещи в себе». Рисуя картину мира, Гегель полагал, что ни материя, ни сознание человека не могут рассматриваться как первичное, ибо сознание невозможно логически вывести из материи, а последняя также не выводима из человеческого сознания, которое само должно быть понято как результат всего предшествующего развития некоего абсолютного первоначала.

Субстанциональную основу мира, по Гегелю, образует тождество бытия и мышления, т.е. понимание реального мира как проявления идеи, понятия, духа. Это тождество Гегель рассматривал как исторически развивающийся процесс самопознания идеи самой себя. В основе всех явлений природы и общества лежит абсолют, духовное и разумное начало – «абсолютная идея», «мировой разум» или «мировой дух». Это начало активно и деятельно, причём деятельность его состоит в самопознании. Абсолютная идея проходит в своём развитии 3 этапа:

  • Развитие идеи в её собственном лоне, в «стихии чистого мышления». Идея раскрывает своё содержание в системе связанных и переходящих друг в друга логических категорий. Закономерное движение категорий, выражающих содержание абсолютной идеи, представлено в Логике.
  • Развитие идеи в форме «инобытия» как акт отчуждения, отпадения от самой себя, т.е. деградация. Это означает порождение природы. Природа не развивается, а служит лишь внешним проявлением саморазвития логических категорий, составляющих её духовную сущность. Проявлениями абсолютной идеи в природе Гегель считал механику, физику, органику.
  • Переход от чуждой для идеи природы в область развития духа, развитие идеи в мышлении и истории. На этом этапе абсолютная идея как бы пробуждается и находит свое выражение в абсолютном духе и постигает своё содержание в различных видах человеческого сознания и деятельности, в различных формах отношений людей. С достижением этой стадии развитие прекращается.

Философские взгляды Гегеля пронизаны идеей развития. Он считал, что невозможно понять явление, не уяснив всего пути, который оно совершило в своем развитии, что развитие происходит не по замкнутому кругу, а поступательно от низших форм к высшим, что в этом процессе совершается переход количественных изменений в качественные, что источником развития являются противоречия: противоречие движет миром, оно есть «корень всякого движения и жизненности», составляет принцип всякого самодвижения. Тем самым были сформулированы три закона диалектики: 1) закон перехода количественных отношений в качественные; 2) закон направления развития; 3) закон единства и борьбы противоположностей.

Философской системе гегелевского идеализма присущи некоторые особенности. Во-первых, божественная мысль витает не где-то в небесах, она пронизывает весь мир, составляя сущность каждой, даже самой малой вещи. Во-вторых, объективное божественное мышление строго логично. В-третьих, разрабатывая свою систему и показывая, как абсолютная идея порождает своё содержание, а затем и материальный мир – природу и общество, тем самым, представив мир в развитии и раскрыв содержание основных законов диалектики.

В диалектике понятий, в их взаимосвязи, взаимопереходах Гегель выразил, диалектику вещей. Однако он был непоследователен в проведении того или иного диалектического принципа, так как диалектика разрабатывалась в рамках идеалистической системы. Удовлетворяя требованиям своей объективно-идеалистической системы, Гегель вынужден был изменять диалектическому методу. Его метод был направлен на бесконечность познания, а идеалистическая система его ограничивала. Противоречие между методом и системой Гегеля – это противоречие между конечным и бесконечным. Тем не менее, Гегель поднял на новый уровень разработку диалектического метода и осуществлял с его помощью анализ познания, исторического процесса, человеческой деятельности. Общим выводом философии Гегеля является признание разумности мира.

 

filosofedu.ru

Философия Гегеля: система и метод.




Поиск Лекций




Философия Гегеля: система и метод.
Значение философии Гегеля состоит в том, что она положила конец старому метафизическому представлению о финальном характере результатов человеческого сознания и практики.

Гегель считал, что познание это процесс, и истина это не сумма положений, а истина тоже процесс, завершение которого невозможно.
Гегель был мастером афоризмов. Истина не отчеканенная монета, которую можно в случае необходимости можно положить в карман.
Гегель считал, что процесс познания состоит в историческом расширении знания.
В науке важен не результат, а результат вместе со своим становлением.

Философское учение гегеля представляет собой систему.

Первый раздел — логика — учение о мышлении, его формах и законах. Здесь он проводит различие в виде трех разделов — антологическая логика (бытие, сущность, действительность), учение о понятии (понятие, суждение, умозаключение), учение об идеях (идея жизни, познания, абсолютная идея).

Второй раздел — философия природы. Природа — инобытие духа. Сущностью природы является дух. Здесь есть три раздела — механика (пространство и время, материя и движение, конечная механика, абсолютная механика), физика (всеобщая индивидуальность, тотальная индивидуальность, особенная индивидуальность), органическая физика (геологическая природа, растительная природа, животный организм)

Третий раздел — философия духа — состоит из трех разделов — субъективный дух (душа, сознание, дух теоретический, практический, свободный) объективный дух (абстрактное право — собственностью, договор, моральность, нравственность — семья, гражданское общество, государство) абсолютный дух (искусство, религия откровения, философия).

Основополагающими принципами гегелевской системы — принцип тождества мышления и бытия — мышление является первичным, мышление субстанция всего, что существует, и бытие связано с мышлением — объективный идеализм. И поэтому Гегель начинает свою систему с мышления.
Второй принцип — принцип развития на основе тождества мышления и бытия. Развитие мышления происходит по определенной схеме — тезис — отрицание тезиса (антитезис) — отрицание отрицания (синтез).

Недостатки этого учения.
Недостаток — его идеализм.
Для гегеля, как для идеалиста было характерно то, что развитие начинается с мышлением с понятием. Понятие — то, что мы сейчас знаем о каком-то предмете.
Противоречие между методом, который носит диалектический характер, и системой — метафизической.
Диалектика — развитие не заканчивается.
Сам считал, что создал систему, лучше которой никто не создать, то есть она метафизическая, исключает дальнейшее развитие.



Гегель считал свой метод спекулятивным, в котором противоположности раздваиваются, а не обращаются в ноль.
В старой философии считалось, что противоположные стороны обнуляют друг друга.

 

26.Формирование и развитие марксистской философии.
Возникает как прямое продолжение материалистической философии 18-19 веков и положительной диалектики (идейно связанной с философией Гегеля)
Карл Маркс и Энгельс — основоположники
Идейные источники — какой комплекс идей лежит в основе.
Ленин в двух работах анализирует идейные источники марксизма. Первая работа определяет, что источники — все лучшее что есть в английской политической экономии, немецкой философии, французском социализме.
Во второй работе Ленин считает источники — маркс — великий продолжатель трех течений — классическая немецкая философия, классическая английская экономия, французского социализма в связи с французскими революционными учениями. Классическая немецкая философия — Гегель, Фиербах. Классик англ политэкономия — Смит, Рикардо.
Франц соц-изм — Сен-Симон, Фурье, Оуэн. Франц революционные учения — Бобев, везами.
Класс нем философия — диалектика Гегеля (развитие на противоречиях) — идейный источник — и антропологический материализм Фейербаха ( те части мировоззрения, которые были связаны с борьбой против религии, с метафизикой)
Англ политэкономия — идея трудовой теории стоимости. На основе этой идеи развивает идею прибавочной стоимости. Ее источником является неоплаченный труд работника.
Риккардо — теоретической обоснование противоположностей интересов буржуазного предпринимателя и рабочего. Франц социализм (утопический социализм). Франц революционные учения — тесно связаны с французским социализмом, но с точки зрения практики.
У Бобева родилась основная коммунистическая теория — уничтожение частной собственности — коммунисты.
Социалисты — за ограничение частной собственности.
Идея революционного насилия, как главного средства изменения существующего общественного строя.
Революции — локомотивы истории — Маркс.
Насилие — повивальная бабка истории — Маркс.
Насилие от того, что человек несовершенен, а не отдельная личность.
Идея революционной диктатуры как переходной формы к новому общественному строю. Диктатура — сильная власть, которая опирается не на законы, а на силу. Маркс считал, что в переходный период власть должна быть сильной.
Маркс считал, что должна быть диктатура не просто отдельного лица, а диктатура пролетариата — он называл демократической диктатурой. Маркс и Энгельс будучи свидетелями диктатуры якобинского дали оценку тому, что происходило в это время. И оценка террора — террор бесполезная жестокость людей, которые сами испугались.
В результате развития этих идей — марксистская философия слагается из двух частей — диалектический материализм и исторический материализм.
Диалектический материализм — синтез материалистической теории и диалектики. Принципы диалектического материализма — принцип материального единства мира, в соответствии с которым, всякое бытие — вещь, либо свойство материальной вещи, либо отношение материальных вещей — в основе лежит материя, принцип развития — материальный мир не прибывает в статичном состоянии, пребывает всегда в развитии,
Источником и движущей силой развития является противоречие.
Исторический материализм — материализм связанный с пониманием истории развития человека и человеческого общества. В его основе лежит принцип — общественное бытие определяет общественное сознание. Прежде чем творить что-то возвышенное, человек должен произвести все необходимое ему для жизни. Материальное — первично.
Маркс считается основоположником материалистического материализма, раньше понималась история как идеализм.




 

27.Философское учение о бытии. Формы бытия.
Категория бытия — одна из важнейших философской категорией, так как учение о бытии — онтология — является частью любой философской системы. В философии в широком смысле под бытием понимают как существование вообще в любой форме.
Иногда понимают существование в конкретной форме.
Обладать бытием — значит существовать.
Небытие — все, что не существует, что существовало и прекратило, что не существовало, но будет.
Что является критерием бытия и небытия.
Критерием существования у одних мысль, практика, опыт.
Беркли — существовать, значит быть воспринимаемым.
Формы бытия — абсолютное бытие.
Относительное бытие — обусловленное, конечное.
Реальное бытие — нереальное бытие.
Реальное — все, что существует в действительности, а не только в моем представлении. Нереальное — существует в представлении, но нет в действительности.
Объективное бытие — все, что существует как объект, независимо от воли, желания сознания субъекта.
Субъективное — зависит от субъекта.
Материальное бытие — материя, как объективная реальность.
Все категории рассматриваем с материалистического мировоззрения.
Материя — объективное бытие, объективная реальность — то, что существует независимо от сознания.
Критерии материальности — существовать независимо от сознания и вне сознания. Впервые такое определение материи дал Ленин.

 





Рекомендуемые страницы:







poisk-ru.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о