Мария антуанетта портрет – Проклятые королевы. Мария-Антуанетта — дама бубновая : lenarudenko

Проклятые королевы. Мария-Антуанетта — дама бубновая : lenarudenko

Продолжаю тему проклятых королев. Следующая карта – бубновая дама Мария Антуанетта. Легкомысленная, гламурная, роскошная. Мне эта королева всегда казалась неприятным историческим персонажем. Хотя мне было ее жаль, смертная казнь – жестокий финал яркой жизни.

Репутация легкомысленной королевы привела к трагедии. Дело об ожерелье, о котором я писала в посте Ожерелье королевы, способствовало усилению недовольства подданных. Марии-Антуанетте приписывают фразу «если у людей нет хлеба, пусть едят пирожные». Это говорила не она, а ее приближенные, но подобное высказывание характеризует королевское окружение.


Казнь королевы (гравюра 19 века)

Внезапные беды начали преследовать королеву накануне революции. «Мой рок – приносить несчастья» — писала Мария-Антуанетта, видя как приближается неотвратимая катастрофа. Знаменитая гадалка мадам Ленорман предсказала королеве смерть на эшафоте.

Мария-Антуанетта всерьез начала опасаться за свою жизнь. Она прекратила посещать публичные мероприятия, театры. Всюду слышалось возмущение подданных «мадам дефицит», «развратная австриячка». Даже художнице Виже-Леббрен пришлось убрать портрет королевы с выставки, опасаясь акта вандализма.


Портрет работы художницы Виже-Леббрен

Почудить королева успела немало, насмехаясь над правилами. Она установила памятник своей обнаженной груди в виде чаши. Ее супруг не возражал. У современных читателей возникает логичный вопрос «Королева дура?». Нет, это была невинная оригинальная шалость эпохи галантного века. Публика оценила. Только расстроенные финансы и дефицит вызвали возмущение подданных подобным бесстыдством.


Грудь королевы — придворный памятник. По легенде, Мария-Антуанетта изобразила своих опальных фаворитов в виде баранов, поддерживающих ее грудь. Этого фавориты ей не простили и перешли на революционную сторону, а потом отомстили за оскорбление.


Карикатура на высокие парики, которые ввела в моду Мария-Антуанетта. В этих париках заводились даже мыши. У самой королевы после таких опытов с прическами начали выпадать свои волосы.

Былые фавориты королевы стали предателями. Один из немногих, кто сохранил верность «своей королеве» — шведский дворянин Аксель Ферзен.
Офицер-иностранец скрывал свои отношения с королевой. Он отвергал светские сплетни, называя себя неудачливым влюбленным. Личная переписка Ферзена с Марией-Антуанеттой была обнаружена лишь в 19 веке.


Парадный портрет Акселя Ферзена

Знакомство королевы и Ферзена произошло на маскараде. Мария-Антуанетта любила подобное времяпровождение, не обращая внимания на рассуждения о «королевской чести». Королева в маске как обычно сама подошла к понравившемуся мужчине и заговорила с ним. Потом графу пришлось уехать в Швецию, он вернулся через несколько лет в 1778 году, и Мария-Антуанетта не забыла его…

«Королева, самая любезная из известных мне государынь, соблаговолила осведомиться обо мне. Она спросила Кройца, почему я не принял участия в ее воскресной карточной игре, а услышав, что я однажды явился в день, когда прием был отменен, выразила сожаление и извинилась передо мной» — писал Ферзен домой родным.
«Каждый раз, когда я свидетельствую свое почтение во время карточной игры, она говорит со мной».

По воспоминаниям современников:
«… по словам многих очевидцев, граф Ферзен, швед, полностью захватил сердце королевы. Королева … была просто сражена его красотой. Это действительно заметная личность: высокий, стройный, прекрасно сложён, с глубоким и мягким взглядом, он на самом деле способен произвести впечатление на женщину, которая сама искала ярких впечатлений».
Ферзену снова пришлось покинуть французский двор, он отправился в Америку и вернулся только в 1783 году.

Из письма шведского посла:
«Я должен уведомить Ваше величество, королева так благоволила к юному Ферзену, что это возбудило у некоторых особ подозрение. Должен сознаться, я сам верю, что она симпатизирует ему; я замечал знаки внимания с ее стороны, слишком очевидные, чтобы в них сомневаться. При этих обстоятельствах юный граф Ферзен вел себя образцово, проявив сдержанность и, в особенности, приняв решение уехать в Америку. Уехав, он избежал всех опасностей; противостоять такому соблазну потребовало решимости, которую трудно ожидать от человека его возраста. Последние дни королева не в состоянии была отвести от него глаз, полных слез. Я прошу, Ваше величество, эту тайну никому, кроме сенатора Ферзена, не сообщать. Фавориты двора, услышав об отъезде графа, пришли в восторг, и герцогиня Фитц-Джеймс сказала ему:
«Как, сударь, вы отступаете от своих трофеев?»
«Будь они у меня, я бы от них не отступился. Я уезжаю свободным, без сожалений».


Королева накануне революции


В годы революции

День расплаты за беспечность королевы наступил…
14 июля 1789 года королю сообщили о взятии Бастилии.
«Это мятеж?» — спросил король.
«Нет, сир, это революция» — ответили ему.

20 июня 1791 года королевская семья пыталась бежать из революционного Парижа. Организатором бегства становится сама королева, ей помогает фаворит Ферзен. Увы, снова череда роковых неудач приводит семью к очередному провалу. Любовь к роскоши и этикету сгубили королеву. Слишком много времени было потрачено на формальности.


Королева с детьми

Писатель Стефан Цвейг описывает эпизод бегства:
«Через Париж, роковым образом через Париж! Ибо аристократ Ферзен привык, чтобы его возили, сам же на козлах он никогда не сидел и потому не знает бесконечных, сложнейших лабиринтов города. Кроме того, из предосторожности — роковая осторожность — вместо того, чтобы сразу же выехать из города, он направляется еще раз на улицу Матиньон, чтобы встретить там большую карету.

Лишь в два часа ночи, а не в полночь он вывозит драгоценный груз к городским воротам — два часа, два невозвратимых часа потеряны.
Карета-корабль должна стоять за таможенным барьером. И вот первая неожиданность: ее там нет. Опять потеря времени. Наконец ее обнаруживают, запряженную четверкой лошадей, с потушенными фарами. Лишь теперь Ферзен может на фиакре подъехать к карете, чтобы члены королевской семьи перебрались в нее, не замарав своей обуви — это было бы ужасно! — грязью французских дорог. И вот лошади запряжены в половине третьего — утром вместо полуночи. Нет, Ферзен не скупится на удары бичом, через полчаса они в Бонди, где их уже ожидает гвардейский офицер с восьмеркой свежих, хорошо отдохнувших курьерских лошадей. Здесь надо прощаться. Это очень нелегко.

Трудно расставаться Марии Антуанетте с единственным надежным человеком, но король заявил категорически, что не желает, чтобы Ферзен сопровождал их далее. По какой причине — неизвестно. Возможно, чтобы не предстать перед верноподданными в обществе этого интимнейшего друга своей жены, возможно — из уважения к ней…»


Неудачный побег

Если верить Цвейгу, начинаешь сомневаться в адекватности и умственных способностях королевы и ее мужа. Они ведут себя так, будто едут на экскурсию.
«…Все располагает к хорошему настроению: дети выспались, король оживлен больше
обычного. Шутят по поводу ролей, которые приходится играть беглецам: госпожа де Турзель теперь знатная дама мадам де Корф, королева — мадам Рошет, гувернантка ее детей, король в ливрее лакея — дворецкий Дюран, Мадам Елизавета — камеристка, дофин превратился в девочку.

В сущности в этой удобной карете семья чувствует себя свободнее, члены семьи — ближе друг другу, нежели дома, во дворце, под неусыпным наблюдением многочисленной прислуги и шестисот национальных гвардейцев.

Вот уже заявляет о себе верный друг Людовика XVI — никогда не покидающий его аппетит. Извлекаются обильные припасы, едят вдоволь, на серебряном сервизе, из окон кареты летят куриные кости, пустые винные бутылки; не забывают и славных лейб-гвардейцев.

Дети в восторге от приключения, играют в карете, королева весело болтает со всеми, король использует этот непредвиденный повод для того, чтобы познакомиться со своим королевством. Он достает карту и с большим интересом следит за маршрутом от села к селу, от деревушки к деревушке. Постепенно у них появляется чувство безопасности…»


Карикатура на прически. До революции остался 1 год

Так, утратив чувство опасности и осторожность, королевская семья была поймана революционными гражданами. Король, выглядывавший из окна кареты, был узнан на почтовой станции. В городе Варенне королевские беглецы были задержаны и отправлены в Париж под усиленной охраной. Судя по карете, в которой они ехали, не хватало только надписи «Король здесь».

О неудачах Людовика XVI и Марии-Антуанетты есть в предсказаниях Нострадамуса:

Король сквозь Реймса лес промчит и канет,
Найдя в Варенне ненадёжный кров.
Пусть в сером он, она — как белый камень,
Нож и мятеж швырнут их платья — в кровь.


Король Луи XVI

Королевская семья была помещена во дворце Тюильри под строгим надзором. В августе 1792 года дворец был захвачен революционными гражданами. Королевские арестанты переведены в знаменитую тюрьму Тампль, которая тоже не сохранилась до наших дней (как и Бастилия).


Захват дворца Тюильри

В январе 1793 года король Людовик XVI был казнен. Эта участь ожидала и его супругу. Оставалось только несколько судебных формальностей. Для обвинения враги королевы использовали памфлеты с клеветой авантюристки Жанны де Ла Мотт (о которой я писала в посте «Ожерелье королевы»). Легкомысленная королева — любительница роскоши предстала в образе чудовища, избавление от которого станет величайшей добродетелью для Франции.

Мария-Антуанетта, ее дети и сестра Елизавета находились в тюрьме Тампль. В августе 1793 года королева была переведена в тюрьму Консьержери, из которой был только один выход – на эшафот. (Об этом месте я писала в посте Мрачный замок Консьержери)


Консьержери в наши дни

По воспоминаниям дочери королевы:
«2-го августа в 2 часа ночи нас разбудили, чтобы прочесть моей матери декрет конвента, предписывающий, согласно требованию прокурора коммуны, чтобы она была доставлена в Консьержери для участия в своём процессе. Она непоколебимо выслушала чтение этого декрета и не сказала им не слова; тётя и я немедленно попросили разрешения последовать за моей матерью, но нам не оказали этой милости.

Пока она складывала свои платья, стражники не покидали её, и ей даже пришлось одеваться в их присутствии. Они потребовали осмотра её карманов, что она и разрешила; они порылись в них и взяли всё, что в них было, хотя это были сущие пустяки. Сделав из всего этого свёрток, они сказали, что перешлют его в революционный трибунал, где свёрток и будет вскрыт у неё на глазах. Ей они оставили только носовой платок и флакон, т.к. боялись, что ей может сделаться дурно. Моя мать, нежно обняв меня, советовала быть мужественной, заботиться хорошенько о моей тёте и повиноваться ей как второй матери, вновь повторила те же советы, что давал мой отец; затем, бросившись в объятия тёти, она поручила её заботам своих детей.

Я не ответила ей ничего настолько я была потрясена мыслью, что вижу её в последний раз; тётя же сказала ей очень тихо несколько слов. Затем моя мать вышла, не глядя на нас, конечно, из опасения, что присутствие духа покинет её. У подножья башни она ещё раз остановилась, так как стражники подписывали там протокол о том, что освобождают привратника от её личности.

Выходя, она ударилась головой о решетку, т.к. не подумала наклониться; её спросили, не сделала ли она себе больно:
«О, нет! — ответила она. — В настоящее время ничто не может причинить мне боль». Она села в повозку вместе со стражниками и двумя жандармами»

Из обвинения, предъявленного королеве: «Национальный конвент, дал великий образчик строгости по отношению к предателям, замышляющим гибель своей страны; но ему остаётся издать еще один важный декрет. Женщина, позорище человечества и своего пола, вдова Капет должна, наконец, искупить свои преступления на эшафоте. Уже всюду печатают, что она была доставлена в Тампль, судима тайно и что революционный трибунал оправдал ее; как будто женщина, пролившая кровь многих тысяч французов, может быть оправдана французским судом! Я прошу революционный трибунал вынести решение о ее судьбе в течение этой недели».

Большинство судей проголосовали за смертный приговор. Председатель огласил решение:
По воспоминаниям адвоката королевы:
«Мы слушали его в страшной тревоге; одна королева выслушала его спокойно, и можно было только заметить, что в ее душе подымается какое-то возмущение, показавшееся мне весьма знаменательным. Она не высказала ни малейших признаков страха, негодования или слабости. Она была словно сражена неожиданностью. Она сошла по ступенькам, не проронив ни слова, не сделав ни одного жеста и прошла через зал заседаний, как бы ничего не видя и не слыша. И только подойдя к решетке, за которой стоял народ, она величественно подняла голову».
«Выражение лица осужденной нисколько не изменилось. В четыре с половиной часа утра её доставили обратно в место заключения при Консьержери»
— вспоминали современники.
«Королева вышла из трибунала поздно ночью. Её мужество не было поколеблено; её поведение по-прежнему было благородно, но скромно и безропотно».

Так невзгоды изменили королеву. Это уже другая Мария-Антуанетта. Жаль, что у нее не было другого шанса всё исправить.

Перед казнью королева написала свое последнее письмо сестре Елизавете:
«16 сего октября, 4 1/2 часа утра. Вам, сестра моя, я пишу в последний раз. Меня только что приговорили не к позорной смерти, она позорна лишь для преступников, а к возможности соединиться с вашим братом: невинная, как и он, я надеюсь проявить ту же твердость духа, какую он проявил в свои последние мгновения. Я спокойна, как бывают спокойны люди, когда совесть ни в чем не упрекает; мне глубоко жаль покинуть моих бедных детей; вы знаете, что жила только для них; а в каком положении я оставляю вас, моя добрая и нежная сестра, вас, пожертвовавшую по своей дружбе всем, чтобы быть с нами! Из речей на процессе я узнала, что мою дочь разлучили с вами; увы! Бедное дитя, я не осмеливаюсь писать ей, так как она не получит моего письма; я не знаю даже, дойдет ли это письмо до вас.

Примите здесь мое благославление для них обоих. Я надеюсь, что когда-нибудь, когда они подрастут, они смогут соединиться с вами и вполне насладиться вашими нежными заботами. Пусть они оба думают о том, что я не переставала им внушать; что первой основой жизни являются принципы и точное выполнение своих обязанностей; что их обоюдная дружба и доверие составят их счастие; пусть моя дочь поймет, что в ее возрасте она должна помогать своему брату советами, какие смогут ей внушить ее больший опыт и дружба.

Пусть мой сын в свою очередь выказывает своей сестре все заботы и оказывает все услуги, какие только может внушить дружба; пусть, наконец, они оба прочувствуют, что в каком бы положении и где бы ни оказались они, только в своем единении они будут действительно счастливы.
Пусть они берут пример с нас! Сколько утешения в наших несчастиях дала нам наша дружба! А в счастии вы наслаждаетесь им вдвойне, когда можете разделить его с другом; и где вы найдете более нежного, более близкого друга, чем в своей собственной семье?
Пусть мой сын никогда не забывает последних слов своего отца, которые я особенно горячо повторяю ему — пусть он никогда не стремится мстить за нашу смерть.
Мне надо сказать вам об одной очень тяжелой для моего сердца вещи. Я знаю, сколько неприятностей вам причинил этот ребенок; простите его, моя дорогая сестра; подумайте о его возрасте и о том, как легко сказать ребенку, что захочется, и даже то, чего он не понимает. Настанет день, я надеюсь, когда он отлично поймет всю величину вашей ласки и вашей нежности к ним обоим.

Мне остается еще доверить вам мои последние мысли; я хотела было записать их с начала процесса, но помимо того, что мне не давали писать, ход процесса был так стремителен, что у меня для этого действительно не было времени.
Я умираю, исповедуя апостолическую римско-католическую религию, религию моих отцов, в которой я была воспитана и которую я всегда исповедывала, — умираю, не ожидая никакого духовного напутствия, не зная даже, сущеществуют ли здесь еще пастыри этой религии; и даже то место, где я нахожусь, подвергло бы их слишком большой опасности, если бы они хоть раз вошли сюда.

Я искренно прошу прощения у Бога во всех грехах, содеянных мною с первого дня моего существования. Я надеюсь, что, по своей благости, Он примет мои последние моления, равно как и те, что я уже давно шлю ему, чтобы он соблаговолил присоединить мою душу к своему милосердию и благости.
Я прошу прощения у всех, кого я знаю, и особенно у вас, моя сестра, за все те обиды, которые, помимо моего желания, я могла нанести.
Всем моим врагам я прощаю зло, которое они мне причинили.

Здесь я прощаюсь со всеми моими тетками и со всеми моими братьями и сестрами.
У меня были друзья; мысль о том, что я разлучаюсь навсегда с ними и с их горестями, вызывает одно из самых глубоких сожалений, которое я уношу с собой в час смерти. Пусть, по крайней мере, они знают, что до последней минуты я думала о них.

Прощайте, моя добрая и нежная сестра; о, если бы это письмо дошло до вас! Думайте всегда обо мне; от всего сердца я обнимаю вас и этих бедных и дорогих детей.
Боже мой! Как мучительно покинуть их навсегда! Прощайте, прощайте! Я хочу заняться только своими духовными обязанностями.
Так как я не свободна в своих действиях, то, может быть, ко мне приведут священника, но я заявляю здесь, что я не скажу ему ни слова и поступлю с ним, как с существом совершенно чуждым для меня»


Сон перед казнью

О последних часах жизни королевы сохранились записи ее верной служанки:
«Около семи часов утра привратник посоветовал мне сойти к королеве и спросить ее, не желает ли она покушать. Войдя в камеру, где горело две свечи, я заметила жандармского офицера, сидевшего в левом углу; приблизившись к государыне, я увидела, что она лежит на постели, одетая во все черное.

Повернувшись лицом к окну, она опиралась головой на руку.
«Государыня, — сказала я ей дрожа, — вы ничего не кушали вчера вечером и почти ничего не ели в течение дня. Что желаете вы скушать сегодня утором?»

Королева сильно плакала; она ответила мне: «дочь моя, мне больше ничего не надо, для меня всё кончено».

Я осмелилась добавить: «государыня, в моей плите сохранились бульон и вермишель; вам нужно подкрепиться, позвольте мне принести вам что-нибудь».

Слезы королевы потекли вдвое сильнее, и она мне сказала: «Розалия, принесите мне бульону». Я сходила за ним, она уселась, но могла проглотить несколько ложек, перед лицом Бога я свидетельствую, что её тело не получало другой пищи, и я могла убедиться, что она совершенно обессилела»


Дорога на эшафот из Консьержери. На заднем фоне знаменитые старинные часы


Часы Консьержери отсчитывали последние минуты заключенных

В парижской газете писали о последних часах жизни королевы. Казнил Марию-Антуанетту революционный палач Сансон, который работал на эшафоте целыми днями.
«В 7 часов утра гражданин Сансон, исполнитель решений суда, явился в камеру королевы. «Вы приходите рано, сударь, — сказала она, — разве вы не могли бы опоздать?» — «Нет, сударыня. У меня приказ явиться. Она была уже совершенно готова, т.е. одета в белое, по примеру своего покойного мужа в день его казни…

В 10 ч. утра многочисленные патрули обходили улицы. В 11 ч. Антуанетта вышла из тюрьмы, одетая в утренний белый пикейный капот. Она очень быстро поднялась на телегу палача; рядом с ней поместился конституционный священник Жене; многочисленные конные и пешие отряды эскортировали телегу.


Так изобразил королеву перед казнью революционный художник Жак-Луи Давид


А так это представил живописец 19 века

Дорогой Антуанетта равнодушно смотрела на войска, образовавшие в количестве более тридцати тысяч человек двойные шпалеры вдоль улиц, по которым она ехала. На её лице не было заметно ни подавленного состояния духа, ни гордости; казалось, она совершенно безразлично относилась к крикам «да здравствует Республика!», которые непрерывно раздавались на её пути. В общем, она мало говорила со своим исповедником, который почти всё время обращался к ней; она же отвечала односложно.

Прибыв в 12 1/2 часов на площадь Революции, она внимательно осмотрела дворец Тюльери, гильотину и статую Свободы. Она мужественно взошла на эшафот; после её смерти палач показал народу её голову при тысячекратно повторенных криках: «да здравствует республика!»

Подымаясь на эшафот, Антуанетта нечаянно наступила на ногу гражданина Сансона, и палачу стало настолько больно, что он вскрикнул: «ай!» Она обернулась к нему со словами: «сударь, я прошу у вас прощения, я сделала это нечаянно». Возможно, что она устроила эту сцену, чтобы возбудить интерес к памяти о себе»

Давний враг королевы Эбер в своей газете «Папаша Дюшен» писал:
«Величайшая радость из радостей Папаши Дюшена, после того, как он увидел собственными глазами голову самки veto, отделенную от её… шеи потаскухи!»

Казненной королеве было 37 лет.


Образы в кино

Жутковатое стихотворение о призраках королевы и ее придворных.

Генрих Гейне
Мария Антуанетта

Как весело окна дворца Тюильри
Играют с солнечным светом!
Но призраки ночи и в утренний час
Скользят по дворцовым паркетам.

В разубранном павильоне de Flor
Мария-Антуанетта
Торжественно совершает обряд
Утреннего туалета.

Придворные дамы стоят вокруг,
Смущенья не обнаружив.
На них — брильянты и жемчуга
Среди атласа и кружев.

Их талии узки, фижмы пышны,
А в ножках — кокетства сколько!
Шуршат волнующие шелка.
Голов не хватает только!

Да, все — без голов!.. Королева сама,
При всем своем царственном лоске,
Стоит перед зеркалом без головы
И, стало быть, без прически.

Она, что носила с башню шиньон
И титул которой так громок,
Самой Марии-Терезии дочь,
Германских монархов потомок, —

Теперь без завивки, без головы
Должна — нет участи хуже! —
Стоять среди фрейлин незавитых
И безголовых к тому же!

Вот — революции горький плод!
Фатальнейшая доктрина!
Во всем виноваты Жан-Жак Руссо,
Вольтер и гильотина!

Но удивительно, странная вещь:
Бедняжки — даю вам слово! —
Не видят, как они мертвы
И до чего безголовы.

Все та же отжившая дребедень!
Здесь все, как во время оно:
Смотрите, как смешны и страшны
Безглавые их поклоны.

Несет с приседаньями дама d’atour1
Сорочку монаршей особе.
Вторая дама сорочку берет,
И приседают обе.

И третья с четвертой, и эта, и та
Знай приседают без лени
И госпоже надевают чулки,
Падая на колени.

Присела пятая — подает
Ей пояс. А шестая
С нижнею юбкой подходит к ней,
Кланяясь и приседая.

С веером гофмейстерина стоит,
Командуя всем парадом,
И, за отсутствием головы,
Она улыбается задом.

Порой любопытное солнце в окно
Посмотрит на все это чудо,
Но, старые призраки увидав,
Спешит убраться отсюда!


Тот самый парк, но об этом подробнее позже

Предыдущая история
Проклятые королевы. Мария Стюарт — дама пик

Оглавление блога
Мой паблик вконтакте
Мой facebook, Мой instagram
Моя группа в Одноклассниках

И еще — Мои мистико-приключенческие детективы


lenarudenko.livejournal.com

Три портрета королевы — А может быть, все было совершенно иначе…

Французская художница Элизабет Виже-Лебрен несколько раз рисовала портрет королевы Марии Антуанетты. Об истории создания трех из них она рассказала в письме княгине Куракиной.

«Впервые я написала портрет королевы в 1779 году. Мария-Антуанетта находилась тогда в расцвете красоты и молодости: высокая, удивительно хорошо сложенная и достаточно полная, но без излишества. У нее была лучшая во всей Франции походка и величественно поднятая голова, что сразу выделяло ее среди придворных, ничуть не умаляя выражения доброты и благожелательности на лице. Однако весьма затруднительно дать представление о соединявшихся в ней изяществе и благородстве. Черты ее нельзя было назвать правильными; она унаследовала от семейства своего присущий австрийской нации длинный и узкий овал лица; глаза, отнюдь не большие, имели почти голубой цвет, взгляд светился умом и мягкостию. Нос у нее был гонкий и красивый, а рот не слишком большой, хотя губы могли бы быть и несколько меньшими.
Более всего обращал на себя внимание цвет ее лица, я никогда не видела такой светящейся и прозрачной кожи, на которую даже не ложились тени, и мне никак не удавалось передать это, как того хотелось бы: для сих слишком тонких оттенков просто недоставало красок. Ничего подобного я не видела ни у одной другой женщины.
Во время первого сеанса величественный вид королевы привел меня в чрезвычайное смущение, но та доброта, с которой она говорила со мной, вскоре рассеяла мою робость. Я изобразила королеву в платье с большими фижмами и розой в руке. Этот портрет был предназначен брату ее, императору Иосифу II. Были заказаны две копии: для российской императрицы и для апартаментов в Версале или Фонтенбло.

Мария-Антуанетта. 1779. Виже-Лебрен. Версаль.


В разное время я сделала еще несколько портретов королевы. На одном, поколенном, она изображена в перламутровом платье перед столом и вазой с цветами. Более всего мне нравилось писать королеву отнюдь не в парадных туалетах, и такие портреты дарились друзьям или посланникам. На одном из них она в соломенной шляпе и белом платье. Когда этот портрет появился в Салоне 1786 года, злые языки говорили, что королева захотела появиться перед публикой в одной рубашке. Уже тогда клевета начала поднимать голову.

Мария-Антуанетта. 1783. Виже-Лебрен.

Тем не менее сей портрет пользовался большим успехом. К концу выставки в театре «Водевиль» поставили пьесу, называвшуюся «Созвездие искусств». Архитектор Броньяр и жена его, которых подговорил сам автор, абонировали ложу на первое представление, чтобы отвезти меня на сию премьеру. Я совершенно ничего не подозревала, и можете вообразить мое удивление, когда актриса, изображавшая Искусство живописи, с совершенной достоверностью показала меня за работой над портретом королевы. При сем весь партер и ложи оборотились в мою сторону и раздался гром рукоплесканий. Я была бесконечно тронута сими изъявлениями признания.
Благодаря неизменно милостивой доброте королевы от моей первоначальной робости не осталось и следа. Когда Ее Величество узнала, что у меня недурной голос, редкие сеансы проходили без наших с нею дуэтов, сочиненных Гретри; она обожала музыку, хотя слух у нее не отличался безупречной верностию. Что касается разговоров, то трудно передать всю любезность и доброжелательство ее ко всем, кто удостаивался сей чести, и они останутся самыми светлыми моими воспоминаниями.

Однажды мне случилось манкировать назначенным сеансом, поелику вторая моя беременность приближалась уже к концу и неожиданно у меня начались сильные боли. На следующий день я поспешила в Версаль принести свои извинения. Королева собиралась на прогулку, и я сразу же приметила ее коляску перед дворцом, но все-таки поднялась, чтобы поговорить с камердинерами. Один из них, некий г-н Кампан, принял меня с демонстративной холодностию и раздраженным голосом громогласно объявил: «Мадам, Ее Величество ожидала вас вчера, и конечно же, сегодня сеанса не будет». На ответ мой, что я приехала лишь за повелениями Ее Величества, он отправился к королеве, которая пригласила меня к себе в кабинет, где заканчивала свой туалет. В руках она держала книгу и повторяла урок для дочери. Сердце у меня беспокойно билось. Королева повернулась ко мне и мягко сказала: «Вчера я все утро прождала вас. Что-нибудь случилось?» — «Увы, Ваше Величество, мне было очень плохо, и я не могла явиться к вашим услугам, а сегодня приехала только за вашими повелениями и сразу же уеду». — «О, нет, не уезжайте, раз уж вы проделали весь путь». Она велела распрячь коляску и позировала мне. От восторга при сих словах я буквально бросилась к своей коробке с красками и перевернула ее; кисти рассыпались по паркету, я стала наклоняться, чтобы собрать их, но королева предупредила меня: «Оставьте, в вашем положении этого нельзя делать». И она сама собрала мои кисти с пола.

Мария-Антуанетта с детьми. 1787. Виже-Лебрен. Версаль.

На картине (кроме королевы) изображены (слева направо):
1. Мария Тереза Шарлота.
2. Луи-Шарль, будущий Людовик XVII.
3. Луи-Жозеф, на тот момент дофин, умерший в 1789 году от костного туберкулеза.
Старший мальчик указывает на колыбель, в которой должна была находиться дочь королевы, София, умершая в 1786 году во время работы Виже-Лебрен над портретом.

Последний мой сеанс у Ее Величества происходил в Трианоне, где я писала ее голову для большой картины, изображавшей королеву вместе с детьми. Присутствовал тогдашний министр барон де Бретейль, который неумолчно злословил по поводу всех придворных дам. Должно быть, он почитал меня или глухой, или слишком деликатной, чтобы передавать его инвективы заинтересованным особам. Конечно, я молчала, но зато и не забыла ни единого из его слов. Завершив голову королевы и этюды первого дофина, madame Royale и герцога Нормандского, я сразу же нанялась картиной, которой придавала большое знамение, и окончила ее к Салону 1788 года. Мне передавали о ней такие разговоры, которые предвещали cамую жестокую критику. Все-таки я отослала картину, но сама не осмеливалась последовать за нею из страха неблагоприятного мнения публики. Опасения мои были настолько велики, что у меня сделался жар, И я заперлась у себя в комнате, где молила Бога об успехе. Наконец, явился брат мой с толпой друзей и с известием, что картина получила всеобщее одобрение.
После Салона король велел привезти картину в Версаль, и министр искусств г-н д’Анжвилье представил меня Его Величеству. Людовик XVI оказал мне честь и долго беседовал со мною, выражая при сем свое удовольствие, и заметил: «До сего времени и не очень понимал живопись, но вы заставили меня полюбить ее».

Картина моя была помещена в один из залов версальского дворца, и королева всякий раз проходила мимо нее, идя к мессе и возвращаясь обратно. После смерти дофина в 1789 году один только вид этой картины вызывал у нее столь живые воспоминания о жестокой сей потере, что она не могла смотреть на нее без слез и в конце концов попросила г-на д’Анжвилье убрать ее. Однако с обычной своей деликатностью королева сразу уведомила меня о сем. Таковой чувствительности обязана я сохранению моей картины, ибо чернь и бандиты, ворвавшиеся в скором времени к Их Величествам, несомненно, разодрали бы ее, как была изодрана в клочья даже постель королевы.»

Интересно: копия первого портрета предназначалась для Екатерины II. И где? Не доехала или впоследствии пропала?

P.S. Картинки кликабельны.

catherine-catty.livejournal.com

Короли и королевы Франции. Мария-Антуанетта


2 ноября 1755, Вена, Австрия — 16 октября 1793, Париж, Франция

Мария-Антуанетта урождённая Мария Антония Йозефа Иоганна Габсбургско-Лотарингская, — королева Франции, младшая дочь императора Франца I и Марии-Терезии. Супруга короля Франции Людовика XVI .


Мария-Антуанетта

Детство и юность прошли при дворе, в основном во дворце Шёнбрунн. Современники отмечали, что принцесса не отличалась большой любовью к знаниям. Девочка предпочитала занятиям игры, а мать до определённого момента не обращала внимания на её образование. Мария-Антуанетта плохо писала и по-немецки, и по-французски, её музыкальное образование оставляло желать лучшего (хотя учителем был сам Глюк), знания по истории и географии были самыми поверхностными.


Портрет Марии Антуанетты, 1783

По рекомендации епископа Орлеанского в качестве воспитателя ей был назначен аббат Вермон. Находя её обаятельной, обладающей превосходным характером и умением держать себя, Вермон отмечал, что:
У неё больше интеллекта, чем можно было предполагать, но, к сожалению, из-за разбросанности в свои двенадцать лет она не привыкла его концентрировать. Немножко лени и много легкомыслия затрудняют занятия с нею. Шесть недель я преподавал ей основы изящной словесности, она хорошо воспринимает предмет, но мне пока не удалось заставить её глубже заинтересоваться преподанным материалом, хотя я и чувствую что способности к этому у неё имеются. Я понял наконец, что хорошо усваивает она лишь то, что одновременно и развлекает её.

По отзывам лиц, знавших Марию-Антуанетту, она не прочла до конца ни одной книги и всегда избегала серьёзных разговоров.


Marie-Antoinette, by Jean-Baptiste Gautier Dagoty

Дофина Франции

Во второй половине XVIII века австрийские и французские дипломаты стремились к союзу двух династий: Бурбонов и Габсбургов. Залогом прочности этого союза должен был стать династический брак. Французская и австрийская стороны рассматривали разные варианты: предполагалось женить Людовика XV на принцессе дома Габсбургов, императора Иосифа II на одной из дочерей французского короля, но остановились на браке дофина (позже короля Людовика XVI) и Марии-Антуанетты. В 1766 году между двумя сторонами было достигнуто предварительное соглашение. Мария-Терезия настойчиво добивалась от французского короля официального предложения. Оно было получено в 1769 году. 19 апреля 1770 года состоялось бракосочетание по доверенности, где жениха представлял эрцгерцог Фердинанд. 21 апреля она покидает Вену. Королевская семья встретила Марию-Антуанетту в Компьенском лесу. 16 мая 1770 года в Версале состоялось второе бракосочетание.


Jean-Étienne Liotard (1702–1789)Мария-Антуанетта, эрцгерцогиня Австрийская, будущая королевы Франции, в возрасте семи лет.1762


Joseph Kreutzinger (1757–1829)Archduchess Maria Antonia of Austria, the later Queen Marie Antoinette of France, at the age of 16 years.1771

Мария-Терезия понимала, что дочь слишком молода и нуждается в руководстве, поэтому направила во Францию своего посланника Мерси. Он следил за каждым шагом дофины и подробнейшим образом обо всём информировал императрицу.


Archduchess Marie Antoinette, Queen of France

Фактически брак не был осуществлён — дофин страдал от фимоза, требовалась хирургическая операция, на которую Людовик долго не мог решиться. Лишь через семь лет, после того, как император Иосиф специально приедет в Париж, чтобы склонить зятя к операции, Людовик даст на неё согласие.


Archduke Maximilian Franz of Austria, son of Empress Maria Theresia of Austria and Holy Roman Emperor Franz I. Stephan of Lorraine, is visiting his sister Queen Marie Antoinette of France and her husband King Louis XVI. of France, 1775-’77, Kunsthistorisches Museum, Vienna. Artist is Josef Hauzinger

Неполноценность мужа, её ненормальный брак сделали Марию-Антуанетту одержимой повышенной активностью. Простая склонность к развлечениям превратилась в бесконечную погоню за удовольствиями, скандализировавшую весь двор.


MarieAntoinette by VigeeLeBrun

За легкомыслием Марии-Антуанетты скрывалась внутренняя разочарованность, осознание недостойного состояния, длящегося много лет. Королевская семья неизбежно находилась в фокусе всеобщего внимания. Неспособность короля была прекрасно известна всему двору и служила темой памфлетов, а поведение Марии-Антуанетты породило слухи о её развращённости, распространившиеся по всей Франции.


Мария-Антуанетта играет на арфе

Восшествие на престол Людовика XVI было встречено с энтузиазмом: все восприняли его как окончание долгой эпохи фаворитизма и ожидали перемен к лучшему. Супруга короля имела репутацию милосердной, щедрой и великодушной женщины.


Marie-Antoinette, 1775 — Musée Antoine Lécuyer

Став королевой, Мария-Антуанетта освободилась от мелочной опеки тёток Людовика XVI и своих гувернанток.


Marie-Antoinette


Приезд королевы в мэрии, 21 января 1782

Я очень всем этим взволнована и ещё более озабочена судьбой моей дочери. Судьба её будет либо блистательной, либо глубоко несчастной. Король, министры находятся в крайне трудном положении, дела государства запутанны и расстроенны, а она так молода! У неё никогда не было и, пожалуй, никогда не будет серьёзных стремлений, — писала Мария-Терезия Мерси.


Guttenbrunn — Marie Antoinette as Erato — 1788.

Мать призывала Марию-Антуанетту вести «спокойную и непредосудительную жизнь» и «прилагать все усилия на благо государства» и надеялась на продолжение дружественных отношений между Францией и Австрией, залога европейского мира.


Мария-Антуанетта на одном из портретов Виже-Лебрен

В окружение Марии-Антуанетты мог попасть лишь тот, кто показал своё умение развлекать её. Те, кто хорошо знал королеву, удивлялись, каких ничтожных людей приблизила она к себе. За редкими исключениями это были интриганы, которые, пользуясь дружбой с королевой, получали выгодные должности, льготы и дорогие подарки для себя и своих родственников.


Queen Marie Antoinette of France, daughter of Empress Maria Theresa of Austria and Holy Roman Emperor Francis I, wife of King Louis XVI of France, 1783, Versailles

Такой была ближайшая подруга королевы — графиня де Полиньяк, происходившая из обнищавшей аристократической семьи. Взлёт Полиньяков был стремительным. Все его члены заняли выгодные должности при дворе.


Auditorium of the Opéra, Versailles. Celebration of the wedding of the dauphin to Marie Antoinette in 1770. Pen and ink drawing with wash by Jean-Michel Moreau..1770

Ежегодно это семейство из королевской казны получало около полумиллиона ливров. Вскоре королева становится послушным орудием недостойных людей из своего окружения. Вопросы о назначении на любой пост решала только Мария-Антуанетта, за спиной которой стояла Полиньяк.


Queen Marie Antoinette of France with her children Princess Marie Therese Charlotte of France and Dauphin Louis Joseph of France, 1785, Museo Nazionale, Stoccolma.


Queen Marie Antoinette of France, daughter of Empress Maria Theresia of Austria and Holy Roman Emperor Franz I. Stephan of Lorraine, 1778, collezione privata, Parigi, oil on canvas.

Мария-Антуанетта увлеклась ролью законодательницы мод. Король увеличил её содержание, но средств на оплату нарядов и украшений всё равно не хватало. Мария-Антуанетта, презрев королевский запрет, обратилась к азартным играм. В салон королевы допускались все, кто был в состоянии вести крупную игру, в том числе люди с дурной репутацией. По сообщению Мерси-Аржанто, в 1778 году королева проиграла 171 344 франка.


Marie Antoinette und ihre Kinder


Louis Joseph of France

Ещё одной дорогой игрушкой для королевы стал Трианон. Мария-Антуанетта сделала его своей резиденцией, куда удалилась от стесняющего её версальского этикета с немногими избранными. И вызвала ненависть тех придворных, которые не были допущены в её общество.


Queen Marie Antoinette of France, daughter of Empress Maria Theresia of Austria and Holy Roman Emperor Franz I. Stephan of Austria, 1786, Istituto d’ arte, Detroit.

Образ жизни молодой неопытной королевы, часто нарушавшей церемониал версальского двора и с самого начала, в качестве «австриячки», имевшей против себя общественное мнение, давал повод к многочисленным клеветническим измышлениям.


Louis-Auguste Brun.Queen Antoinette of France and her husband King Louis XVI. of France are chasing, 1783, collezione privata. Maria Antonietta a caccia con Luigi XVI. sullo sfondo.


Élisabeth Vigée-Lebrun.MarieAntoinette1788

История с ожерельем королевы чрезвычайно повредила репутации Марии Антуанетты и дала повод к самым злостным, охотно принимавшимся на веру сплетням. Ревностно поддерживая распущенную, жадную и фанатически враждебную реформам придворную партию, Мария-Антуанетта в сильной степени содействовала падению Тюрго и Мальзерба; она открыто вмешивалась в политику, поддерживая интересы Австрии по поводу событий в Голландии и Баварии.


Marie Antoinette


Queen Marie Antoinette of France, 1788, Versailles, oil on canvas. Maria Antonietta in abito da caccia


La Fayette and Marie Antoinette 6th october 1789


Alexandre Kucharski.1791.This painting was made at the Tuileries Palace; it was left unfinished. A blow, from a pike, by a revolutionary is visible on the lower part of the work. Some people said that Marie Antoinette had at that age lost her beauty.

С самого начала революции королева стала ожесточенным врагом конституционно-демократического режима. При нападении черни на Версаль (5-6 октября 1789 года) жизни её угрожала серьёзная опасность. Когда она переселилась с королем в Тюильри, она старалась побудить его к решительной деятельности и завязала отношения с Мирабо для спасения монархии; но в решительный момент все планы разбились о ненависть и недоверие Марии к вождю конституционной партии.


Нападение черни на Тюильри. Мария-Антуанетта защищает своих детей

Неудачная попытка бегства 20 июня 1791 года сильно ухудшила положение Марии-Антуанетты и её мужа. Она старалась ускорить австрийско-прусское вторжение, в видах спасения трона и королевской семьи; но на самом деле оно привело к противоположному результату. Когда 10 августа 1792 года тюильрийский дворец был взят, она сохранила спокойствие и достоинство.


Marie Antoinette — Evert A. Duykinck

Последние дни Марии-Антуанетты


Arrest of Louis XVI and his Family, Varennes, 1791

Австрийский император Леопольд II, брат Марии Антуанетты, хотел помочь своей сестре и её мужу и начал войну против охваченной революцией Франции. Это вызвало новую вспышку восстания. Народ ворвался в королевский дворец. Людовика XVI и всю его семью заключили в тюрьму. Власть в стране перешла к Конвенту.


Marie-Antoinette;temple;koningin der Fransen


QueenMarie-AntoinetteRevolutionaryTribunal

Через пять месяцев после казни Людовика XVI революционный Комитет общественного спасения принял решение перевести Марию Антуанетту из донжона замка Тампль в камеры башни Консьержери на парижском острове Сите. Принимая это решение, революционный трибунал рассчитывал на то, что австрийское правительство срочно приступит к переговорам об окончании войны. Однако ни Австрия, ни другие европейские державы никак не отреагировали на это. Зато некоторые ярые роялисты стали разрабатывать план вызволения королевы из тюрьмы.


Marie Antoinette under arrest by Oscar Rex

Мария-Антуанетта была доставлена в Консьенжери 2 августа 1793 года и заключена в камеру, выходящую окнами на так называемый Женский двор. Камера была обставлена мебелью весьма скупо: кровать с ложем из ремней, раковина, небольшой столик с ящиком, табурет и два стула. На королеве было траурное платье, и она имела с собой немного белья — белую ночную рубашку, пару батистовых блузок, платки, шёлковые чулки, несколько ночных чепчиков и ленты. На шее у неё висел портрет сына и его локон, спрятанный в детскую перчатку.


Marie Antoinette

Ни пера, ни бумаги у королевы не было, и последние дни она проводила за чтением и молитвами. Два раза в день ей приносили еду: в девять утра — завтрак (кофе или шоколад с булочкой), а в полдень — обед (суп, овощное блюдо, дичь или телятину и десерт). Ужинала Мария-Антуанетта остатками от обеда.

Обычная ширма отделяла королеву от двух приставленных к ней жандармов. Целыми днями они пили, курили и играли в карты. Маркиз де Ружвиль строил планы по организации побега королевы: задумано было выкрасть её во время импровизированного мятежа. Чтобы предупредить королеву, маркиз «случайно» обронил футляр от очков, в котором лежала записка с изложением плана. Прочитав записку, Мария-Антуанетта разорвала её на кусочки и нацарапала шпилькой на клочке бумаги: «Доверяюсь вам. Сделаю как вы сказали». Эту записку она дала жандарму с просьбой передать её кому надо, но охранник тут же сообщил своему начальству о готовящемся побеге королевы. После этого были ужесточены условия её содержания в камере и ускорены сроки судебного процесса. 14 сентября её перевели в другую камеру.


Marie-Antoinette au Tribunal révolutionnaire by Alphonse François.


Cellule de Marie-Antoinette a la Conciergerie


Jacques-Louis David (1748–1825)Marie Antoinette on her way to the guillotine.16 October 1793.Muzeum Luwr

Процесс над 37-летней Марией Антуанеттой начался в 8 утра 15 октября 1793 года. Вдову Людовика Капета прозвали «австриячкой» из-за её родственных связей: она была дочерью императрицы Марии-Терезии. Защитником Марии-Антуанетты на процессе выступил Клод Шово-Лагард, а обвинителем — весьма грубый на язык Фукье-Тенвиль. Полемист Жак Эбер обвинил Марию Антуанетту в инцесте, но она не стала отвечать ему. Когда один из судей спросил, почему она не отвечает на предъявленные обвинения, Мария-Антуанетта сказала взволнованным голосом: «Если я не отвечаю, то лишь потому, что сама природа отказывается отвечать на подобные гнусные обвинения в адрес матери. Я призываю всех, кто может, явиться сюда». По залу прокатился ропот, и заседание суда было прервано. А вскоре с показаниями выступил сорок один свидетель. В конце концов королеву обвинили в том, что она поддерживала связи с государствами, враждебными Франции, способствовала победе противника и предала интересы страны.


William Hamilton .Marie Antoinette being taken to her Execution, 1794

На следующий день, 16 октября в 4 часа утра, был зачитан единогласно принятый приговор к высшей мере наказания. После чтения приговора палач Шарль Анри Сансон постриг наголо королеву и надел ей оковы на отведённые за спину руки. Мария-Антуанетта в белой пикейной рубашке, с чёрной лентой на запястьях, с платком из белого муслина, наброшенным на плечи, и с чепчиком на голове, в лиловых туфлях, что означало милосердие к народу Франции, села в повозку палача.


Казнь Марии-Антуанетты

В 12 часов 15 минут пополудни королева была обезглавлена на нынешней площади Согласия. В 1815 году её останки перенесены в Сен-Дени. Точное место захоронения в соборе неизвестно.

Короли и королевы Франции
Генрих I и Анна Киевская
Генрих II
Екатерина Медичи .Часть 1.
Екатерина Медичи .Часть 2.
Варфоломеевская ночь
Франциск II
Мария Стюарт
Диана де Пуатье
Карл IX
Елизавета Австрийская
Генрих III
Генрих IV
Мария де Валуа.Королева Марго
Мария Медичи.
Галерея Медичи в Лувре.
Людовиг XIII
Анна Австрийская
Гастон Орлеанский
Филипп I, герцог Орлеанский .
Людовик XIV .Часть 1.
Людовик XIV . Часть 2.
Мария Терезия Австрийская (Испанская)
Франсуаза д’Обинье, маркиза Ментенон
Людовик XV
Мария Лещинская
Маркиза де Помпадур
Людовик Фердинанд, дофин Франции
Людовик XVI

grace-grimaldi.livejournal.com

Мария Антуанетта… — Журнал обо всём

. Это цитата

Мария Антуанетта — жизнь и смерть в полотнах художников

Общительная, очаровательная, легкомысленная, добрая, жизнерадостная и хорошенькая девочка рано поняла, что обаяние и веселый разговор прекрасно могут заменить образованность, развлечения гораздо приятнее серьезных занятий, а милой улыбкой и ласковым словом можно добиться всего, что ей угодно. Такие качества в избалованной девочке казались бы вполне нормальными — если бы этой девочке не была уготована великая судьба.

 

Отец 1762 г. Франц I Стефан Лотарингский  

Мать 1759 г. Мари́я Тере́зия Вальбурга Амалия Кристина

Царская семья в 1756 году.

  

1762 г. Марии Антуанетте семь лет

  

1762 г. портрет кисти Жана-Этьена Лиотара

 

1765 г. Мария-Антуанетта и ее братья, Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете, поставленном по случаю бракосочетания Иосифа II с Марией Баварской.

  

1767 г художник Мартин ван Майтенс

  

1769 г. Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

  

1769 г. Мария-Антуанетта играет на пианино, Художник Франц Ксавер Вагеншен

  

1769 г. Дофин Людовик-Август. Художник из окружения Hall`а.Коньяк-Жэ.

Мария-Антуанетта, эрц-герцогиня.  XVIII в. Шарпантье. Версаль

Свадебная церемония Людовика XVI и Марии Антуанетты.

  

1767 г художник Мартин ван Майтенс

  

1769 г. Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

  

1769 г. Мария-Антуанетта играет на пианино, Художник Франц Ксавер Вагеншен

 

1783 г  Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже

 

1787 г.  Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже

  

1786 г.  Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже

  

1788 г. Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже

  

Малый Трианон

   

1787 г. Мари Виже-Лебрен. «Портрет Марии-Антуанетты с детьми».

  

1785-1786 гг.  Королева Мария-Антуанетта Франции со своими детьми Мария Тереза Шарлотта Франции и Дофин Жозеф Луи Франции, художник Адольф Ульрих Вертмюллер

  

1792 г. Дофин Луи-Шарль. Портрет работы Александра Кушарского.

  

Мария Тереза Французская в 1796 году.

   

Колье Марии-Антуанетты

 

Арест Людовика XVI и его семьи, Варенн, 21 июня 1791

  

Мария-Антуанетта с детьми и мадам Элизабет, когда толпа ворвалась в Тюильри 20 июня 1792 года.

  

Возвращение в Париж королевской семьи, арестованной в Варенне при попытке бегства за границу, 25 июня 1791 года. Раскрашенная гравюра, Париж, музей Карнавале

 

1791 г. Незаконченный портрет Марии-Антуанетты.

 

Марии-Антуанетта на суде

 

Портрет Мария-Антуанетта в Тампле

 

«Мария-Антуанетта перед казнью». Картина английского художника XIX века Джорджа Гамильтона.

 

«Лишь через двадцать с лишним лет король Людовик XVIII — тот самый граф Прованский, что когда-то распространял о королеве лживые пасквили, — повелел отыскать ее прах и захоронить в базилике Сен-Дени, родовой усыпальнице французских королей».

 

Смотрите и читайте так же:

 

Любимый стилист Марии Антуанетты

Парики из бумаги в стиле Марии Антуанетты

Красивые костюмированные фильмы

Интересное о шляпе

Ослепительная роскошь ФОНТЕНБЛО

Королевская мантия

Я ненавижу саму мысль о замужестве

Символ эпохи Marie Antoinette фото из фильма

Символ точности и элегантности Breguet

М О Н А Р Х И Я

 

 

kolybanov.livejournal.com

Истории от Искуссницы: Молодая женщина, освещенная солнцем

    

«Всё, что я пережила в жизни, убеждает  меня в том, что моё счастье заключено в живописи»так писала в своих дневниках Мари Луиза Элизабет Виже-Лебрен. Знаменитая художница, подруга королевы Франции Марии-Антуанетты, член Королевской академии живописи и скульптуры, член Парижской и Болонской академий искусств, почетный вольный общинник Петербургской академии художеств, за свою долгую жизнь,  полную преклонения и успеха, но, увы, по-настоящему не согретую любовью ни одного мужчины, создала 662 портрета, 16 сюжетных картин, 15 пейзажей.  Оставленные художницей мемуары увидели свет в 1835 году, а воспоминания о России переведены на русский язык и опубликованы в нашей стране в 2004.

Автопортрет с палитрой
    Взгляните, до чего хороша молодая художница! Солнечный свет заливает фигурку в кофейном платьице и соломенной шляпе, украшенной белым пером и веселеньким букетом летних цветов. Миловидное лицо смотрит из-под полей шляпки и выглядит немного таинственным, хотя, на деле, женщина совсем не пытается произвести на нас впечатление. Палитра в руке указывает на род её занятий и материальную независимость. Она способна сама о себе позаботиться, заставить себя уважать, она ни в чем не уступит и тому, кому принадлежит мир, в котором  приходится существовать – мужчине. Она – близкая подруга королевы, сама себе муза и госпожа.     В 1755 году в семье живописца Луи Виже родилась дочка. У малышки Мари Луизы Элизабет очень рано проявились способности к рисованию. К счастью, в её просвещенный и куртуазный век, когда отношение к женской эмансипации на деле не менялось, у неё не возникло проблем с выбором  своего места под солнцем. Следует помнить, что тогда для женщин были закрыты двери художественных школ и, уж тем более, Академий живописи. Можно было брать частные уроки, но далеко не каждый художник решился их давать девице, не просто балующейся красками, а желающей посвятить всю себя живописи, без остатка. Стать профессиональной художницей. Приведём любопытный факт из жизни знаменитого Ж.Л. Давида. В 1787 году Давид получил выговор от Академии художеств за то, что обучал в своей студии трёх особ женского пола. Первым учителем Элизабет стал отец, научив её основам рисунка и азам живописи. Именно он передал ей язык рококо. Луи Виже не был большим художником, но замечательно рисовал пастелью и писал маслом картины в стиле Ватто. Затем Элизабет обучалась в мастерских исторических живописцев Г. Дуайена и Г. Биара, хотя  всё дальнейшее творчество художницы сформировалось под влиянием Ж.Б. Грёза, мастера томных девичьих головок. С усердием, копируя картины старых мастеров, Элизабет искала свои пути в живописи и рано стала самостоятельной художницей. Ах, какими хорошенькими выходили из-под её лёгкой кисти лица заказчиц, даже тех, кто только мечтал увидеть себя красивой! Знатные дамы наперебой заказывали свои портреты пятнадцатилетней художнице, она стремительно входила в моду, но, увы, власти закрыли её мастерскую из-за отсутствия у девочки патента. Но она не думала унывать. Изящная манера письма, ясный колорит, живой, светлый взгляд на мир, доброжелательность, способствовали росту популярности мадемуазель Элизабет Виже.     В 1775 году мать убедила двадцатилетнюю Элизабет обвенчаться с Ж.-Б.-П. Лебреном, тоже художником, реставратором и торговцем картинами. Так к её имени добавилось второе, она стала Виже-Лебрен. Дом молодых супругов сразу превратился в один из самых популярных салонов Парижа. Но счастье оказалось недолговечным а, может быть, его не было вовсе, причем, с самого начала? Парадным смотрелся только фасад, тщательно скрывающий семейные неурядицы, долги и измены мужа. Лебрен оказался слабым художником и неудачливым коммерсантом. Он распутничал и существовал за счёт Элизабет, оплачивая свои долги  из её немаленьких гонораров. В сущности, этот брак имел только одно преимущество – Лебрен не притеснял и не ревновал прелестную жену, дав ей свободу творчества. Ничего, кроме денег, его не интересовало. Такой образ жизни мог привести к краху.     Однако – нет! Элизабет выручили её знатные заказчицы, придворные дамы королевы Марии-Антуанетты. В 1778 году королева заказала ей свой портрет, и молодая портретистка сумела ей угодить.

    Ещё бы! Под кистью Виже-Лебрен, французская королева, вполне ординарная женщина, преобразилась в утонченную красавицу. Элизабет стала не только любимой художницей, но и подругой Марии-Антуанетты. 


Портрет Марии Антуанетты
в белой бальной робе

    Королева приглашала её на прогулки, пела с нею дуэтом и обсуждала наряды. Один за другим, словно Венера из морской пены, рождались портреты царственной красавицы. Вот она – «Мария-Антуанетта Габсбургская». Величавая королева тысячи роз в немыслимой красоты белой робе. «Мария-Антуанетта с розой в руке». «Мария-Антуанетта – королева Франции». 


Портрет Марии Антуанетты

Портрет Марии Антуанетты с детьми
    «Портрет Марии-Антуанетты в красном с детьми» — как хороши личики принцесс и наследника престола!     Заказы сыпались как из рога изобилия! В 1783 году королева помогла Элизабет стать членом Академии живописи и скульптуры.     В чем же секрет успеха портретистки? Во все века люди хотели видеть себя красивее, чем на самом деле. Виже-Лебрен, сглаживая резкость черт своих моделей, приближала их лица к модному идеалу последних десятилетий XVIII века. У всех её героинь слегка удлиненный овал лица, томный, или лукавый взгляд, чувственные губы, пышная прическа и богатый наряд. Руки привлекают идеальностью формы. Виже-Лебрен — прекрасная колористка и мастер нежных цветовых оттенков и мягких нюансов, подчеркивающих индивидуальные, самые привлекательные черты дам.

Портрет писательницы мадам де Сталь
в образе Коринны
 

Портрет певицы Анжелики Каталани
    Не исключено, что эти модели втайне завидовали самой портретистке. Элизабет была очень красива и оставила многочисленные автопортреты. На них художница предстаёт, то сама собою, с кистями и палитрой, возле холста, то скромной пастушкой, то любящей матерью. В 1780 году она родила дочь Жюли. Очаровательная малышка стала отдушиной в жизни Элизабет и героиней многих портретов. Мать и дочь везде сплетаются в трогательных объятиях. Виже-Лебрен выступает, как замечательная детская портретистка, другие детские портреты её кисти также относятся к числу лучших в живописи XVIII – начала XIX веков. 

Автопортрет с дочерью
    Автор эпохи сентиментализма, Виже-Лебрен отдаёт дань своему времени, вводя в портретные композиции сельские мотивы. Это и дань моде двора её августейшей патронессы и подруги. Мария-Антуанетта, с детства обожающая коров, завела в Версале «свою деревню». Королева сама доила коров и угощала придворных молоком в фарфоровых чашках. Благородные коровы и тёлки носили драгоценные колокольчики, а молочницы напоминали античных нимф. Первая портретистка королевы Элизабет не ставила перед собой цель дать углубленную характеристику той, или иной модели. Героини её портретов, свежи, точно майский день. Цветущие, полные безмятежности и счастья. В своих дневниках художница пишет: «Я старалась, насколько возможно, дать женщинам, которых изображала, позу и выражение, соответствующие их характеру. Не имеющих характера, я представляла мечтательными, в небрежной позе». Слабее получались мужские портреты. Красивые молодые мужчины на полотнах кисти Виже-Лебрен выглядят слащаво, мечтательно, а  иные – по девичьи нежно. Вельможи французского двора считали подругу королевы достаточно образованной и интересной особой, умеющей поддерживать умную беседу об искусстве и литературе, способной музицировать, играть в любительском театре Марии Антуанетты.    Благодаря многочисленным связям, прославленная портретистка в 1798 году спаслась от революционного террора, покинула Францию и вместе с дочкой нашла приют в Вене. Иначе ей бы пришлось разделить судьбу королевы Марии Антуанетты и погибнуть на гильотине. Долгие скитания по Европе превратились для Виже-Лебрен в приятный вояж. Художницу радушно принимали в Швеции, Италии, Германии, а путешествующие русские  вельможи приглашали ко Двору Екатерины II, покровительницы художеств.     В 1795 году Элизабет, наконец-то прибыла в прекрасную Северную Пальмиру. В Петербурге её приняли при Дворе и завалили заказами. Художница создала в своём доме салон, по примеру парижского. В своих дневниках она писала, что шесть, проведённых в России лет, запомнились ей сказкой тысячи и одной ночи. В Петербурге она делила славу с блестящим портретистом Лампи. Правда, постаревшая императрица не пожелала позировать модной художнице, но зато заказала портрет своих внучек, дочерей Павла Александры и Елены. Прелесть великих княжон вполне соответствовала духу сентиментализма. Художница написала сестёр, тесно прильнувшими друг к другу, но Екатерина осталась недовольна. В письме к философу Гримму императрица написала, что Виже-Лебрен почему то заставляет  царевен «обеих скорчиться на диване, сворачивает шею младшей, придаёт обеим вид мопсов, греющихся на солнце, или, если хотите, двух противных маленьких савоярок, причесанных под вакханок… обе сестры так обезображены… В этой картине нет ни сходства, ни вкуса, ни благородства, и нужно не иметь ни чувств, ни понимания, чтобы так не справиться с сюжетом, особенно когда такой сюжет перед глазами. Нужно было просто копировать госпожу Природу, а не выдумывать обезьяньи ужимки…»

Портрет великих княжон, дочерей Павла I,
так не понравившийся их бабушке.
Екатерина II обрушилась на него с критикой,
но не уменьшила популярность модной портретистки
    Прочтём это и позабудем брюзжание старой Екатерины. Не смотря на её мнение, заказчики осаждали Элизабет. В России художница создала 50 прекрасных портретов представителей знати.

Портрет великой княгини Елизаветы Алексеевны,
жены цесаревича Александра Павловича
 

Автопортрет художницы за работой над портретом
 императрицы Елизаветы Алексеевны
в короне

Портрет княгини Татьяны Васильевны Юсуповой,
урожденной Энгельгардт,
племянницы Г.А. Потёмкина

    

    Как истинная парижанка, Виже-Лебрен стала законодательницей моды и незаменимой советчицей для изящных дам. Именно ей принадлежит идея создания  «целительной» одежды для детей. Сине-белый костюмчик, придуманный художницей – это любимая многими поколениями матроска.

Портрет графини Строгановой с сыном
    В 1800 году Элизабет Виже-Лебрен была избрана почетным вольным общинником Петербургской Академии художеств. Невиданный триумф для женщины! Однако родина призывала Элизабет. Едва стабилизировалась политическая ситуация  во Франции, она вернулась. Только уже одна. Дочка удачно вышла замуж. Прелестная Жюли осталась в Росси, найдя своё счастье с офицером А. Вишневецким.     Всю оставшуюся жизнь Элизабет Виже-Лебрен прожила в Париже. Она писала «Воспоминания» и продолжала писать портреты. Её заказчицы продолжали сиять красотой и всегда оставались лиричными, сентиментально-красивыми и молодыми.

    

   К словам художницы: «Всё, что я пережила в жизни убеждает меня в том, что моё счастье заключено в живописи», хочется добавить — и дарении красоты и радости людям.

biblioiskusstwo.blogspot.com

Мария-Антуанетта – краткая биография — Русская историческая библиотека

Мария-Антуанетта – королева Франции, род. 1755, ум. 1793. Младшая дочь австрийского императора Франца I и Марии Терезии. В 1770 вступила в брак с дофином Франции (впоследствии – король Людовик XVI). Брак, заключенный против взаимного желания, из тяги министров укрепить сложившийся перед Семилетней войной франко-австрийский союз, впоследствии оказался весьма счастливым. Но молодая, неопытная королева, ненавидимая во Франции, как австриячка, вскоре сделалась предметом нелепых сплетен, клеветы и скандалов. Больше всего прогремела в этом смысле знаменитая «история с ожерельем», когда авантюристка Ламот выманила у кардинала Рогана драгоценное ожерелье, обещая доставить ему за это покровительство ни о чём не знавшей Марии-Антуанетты.

Мария-Антуанетта, королева Франции. Портрет работы М. Виже-Лебрён, 1783

 

Однако королева действительно поддерживала при дворе корыстолюбивую и враждебную всему новому в управлении партию двора, чем способствовала падению реформаторов Тюрго и Мальзерба. Она считалась врагом демократической конституционной системы. Поэтому при бунте народа в 1789 жизнь её была уже в опасности.

Революционные страсти свирепели всё больше, а нерешительный Людовик XVI избегал решительных мер с целью наведения порядка. Не могла повлиять на него в этом смысле и Мария-Антуанетта, которую Мирабо называл «единственным мужчиной в окружении короля». Неудавшаяся попытка бегства королевской семьи за границу (21-22 июня 1791) значительно ухудшила её положение.

 

Мария-Антуанетта. Подлинная история

 

Когда 10 августа 1792 дворец Тюильри взяла приступом разнузданная толпа санкюлотов, королева, среди оскорблений из простонародной массы, сумела сохранить достоинство и спокойствие. Вместе с королем, она искала убежища в зале национального собрания, но оттуда ее препроводили в тюрьму Тампль. В декабре она была разлучена с мужем, и только накануне его казни (21 января 1793) её допустили на свидание с ним. В июле ее разлучили с сыном (Людовик XVII) и 1 августа из Тампля перевели в ещё более суровую тюрьму – Консьержри. 14 октября ее потребовали на суд, где обвинили не только в измене и в подстрекательстве к гражданской войне, но и в самой позорной безнравственности. Однако, несмотря на поругания и оскорбления, Мария-Антуанетта сохранила спокойствие и присутствие духа. Смертный приговор свой она выслушала с достоинством и 16 октября 1793 спокойно взошла на эшафот.

 

rushist.com

Мария Антуанетта — жизнь и смерть в полотнах художников

Общительная, очаровательная, легкомысленная, добрая, жизнерадостная и хорошенькая девочка рано поняла, что обаяние и веселый разговор прекрасно могут заменить образованность, развлечения гораздо приятнее серьезных занятий, а милой улыбкой и ласковым словом можно добиться всего, что ей угодно. Такие качества в избалованной девочке казались бы вполне нормальными — если бы этой девочке не была уготована великая судьба.

 

Отец 1762 г. Франц I Стефан Лотарингский  

Мать 1759 г. Мари́я Тере́зия Вальбурга Амалия Кристина

Царская семья в 1756 году.

  

1762 г. Марии Антуанетте семь лет

  

1762 г. портрет кисти Жана-Этьена Лиотара

 

1765 г. Мария-Антуанетта и ее братья, Фердинанд и Максимилиан танцуют в балете, поставленном по случаю бракосочетания Иосифа II с Марией Баварской.

  

1767 г художник Мартин ван Майтенс

  

1769 г. Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

  

1769 г. Мария-Антуанетта играет на пианино, Художник Франц Ксавер Вагеншен

  

1769 г. Дофин Людовик-Август. Художник из окружения Hall`а.Коньяк-Жэ.

Мария-Антуанетта, эрц-герцогиня.  XVIII в. Шарпантье. Версаль

Свадебная церемония Людовика XVI и Марии Антуанетты.

  

1767 г художник Мартин ван Майтенс

  

1769 г. Художник: ФРАНСУА ЖОЗЕФ ДЮКРЕ

  

1769 г. Мария-Антуанетта играет на пианино, Художник Франц Ксавер Вагеншен

 

1783 г  Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже

 

1787 г.  Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже

  

1786 г.  Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже

  

1788 г. Портрет Марии-Антуанетты кисти Элизабет Виже

  

Малый Трианон

   

1787 г. Мари Виже-Лебрен. «Портрет Марии-Антуанетты с детьми».

  

1785-1786 гг.  Королева Мария-Антуанетта Франции со своими детьми Мария Тереза Шарлотта Франции и Дофин Жозеф Луи Франции, художник Адольф Ульрих Вертмюллер

  

1792 г. Дофин Луи-Шарль. Портрет работы Александра Кушарского.

  

Мария Тереза Французская в 1796 году.

   

Колье Марии-Антуанетты

 

Арест Людовика XVI и его семьи, Варенн, 21 июня 1791

  

Мария-Антуанетта с детьми и мадам Элизабет, когда толпа ворвалась в Тюильри 20 июня 1792 года.

  

Возвращение в Париж королевской семьи, арестованной в Варенне при попытке бегства за границу, 25 июня 1791 года. Раскрашенная гравюра, Париж, музей Карнавале

 

1791 г. Незаконченный портрет Марии-Антуанетты.

 

Марии-Антуанетта на суде

 

Портрет Мария-Антуанетта в Тампле

 

«Мария-Антуанетта перед казнью». Картина английского художника XIX века Джорджа Гамильтона.

 

«Лишь через двадцать с лишним лет король Людовик XVIII — тот самый граф Прованский, что когда-то распространял о королеве лживые пасквили, — повелел отыскать ее прах и захоронить в базилике Сен-Дени, родовой усыпальнице французских королей».

 

Смотрите и читайте так же:

 

Любимый стилист Марии Антуанетты

Парики из бумаги в стиле Марии Антуанетты

Красивые костюмированные фильмы

Интересное о шляпе

Ослепительная роскошь ФОНТЕНБЛО

Королевская мантия

Я ненавижу саму мысль о замужестве

Символ эпохи Marie Antoinette фото из фильма

Символ точности и элегантности Breguet

М О Н А Р Х И Я

 

 

Оригинал записи и комментарии на LiveInternet.ru

gellachara.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *