Манифест 17 октября 1905 г – Манифест 17 октября 1905 года — Википедия

26. Манифест 17 октября 1905 г. “Основные законы” 1906 г.

Система представительных учреждений в России вводилась рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая “Основными государственными законами” 23 апреля 1906 г.

26.1. Манифест 17 октября 1905 г.

Обострение политической ситуации в 1905 г. вынудило царизм принять ряд мер, дабы изменить систему представительных учреждений.

Таким образом, 17 октября 1905 г. принимается “Манифест об усовершенствовании государственного порядка”, провозглашавший:

  1. дарование свободы слова, совести, собраний и союзов;

  2. привлечение к выборам широких слоев населения;

  3. обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

Таким образом, в стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формирующие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, “Союз 17 октября”, Союз русского народа и др.

Для осуществления второго пункта манифеста 11 октября 1905 г. издаются указ “Об изменении положения о выборах в Государственную думу”, которым значительно расширился круг избирателей. По новому закону предусматривались 4 избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Это было практически все мужское население страны (женщины не имели права избираться во всех курьях) в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников.

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков из губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем—на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым. Причем, избирательное право получали те рабочие предприятия, где насчитывалось не менее 50 человек мужского пола.

20 февраля 1906 г. вышло “Учреждение Государственной думы”, в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обобщение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императора. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину—члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице–председатель ежегодно назначались императором.

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). И такое же число членов ежегодно назначалось императором из высших государственных сановников.

studfiles.net

Манифест 17 октября 1905 г.

После долгих колебаний, вызванных тем, что фактически нарушалась присяга, данная им при вступле­нии на престол, Николай II поставил свою подпись под Манифестом, подготовленным СЮ. Витте и обнародованным 17 октября 1905 г. Манифест сводился, по сути, к трем основным элементам: 1) дарование народу гражданских свобод на основе буржуазно-демократических принципов — неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и организаций; 2) обеспечение участия в выборах тех слоев населения, которые по указу от 6 августа 1905 г. были лишены права голоса на основании нового избирательного закона; 3) введение как непременного правила, что ни один закон не может вступить в силу без одобрения его Государственной думой, — способ контроля за законностью действий императора.

Манифест был шагом вперед по сравнению с законодательными актами от 18 февраля и 6 августа 1905 г. Однако многие важные вопросы он оставлял нерешенными: о роли и месте самодержавия в новой политической системе, о полномочиях Государственной думы, о сути конституционного порядка.

Революция продолжалась. Высшей точкой революции стало Декабрьское вооруженное восстание 1905 г. в Москве. Царское правительство сумело сыграть на расколе оппозиционных сил и не сдержало большинства обещаний, содержащихся в Манифесте 17 октября 1905 г. Поражение восстания стало поражением социальной революции.

Закон о выборах, принятый 11 декабря 1905 г., смягчил избирательный ценз, но оставлял выборы многоступенчатыми, а права избирателей — неравными и невсеобщими. Все избиратели делились на четыре курии: помещики, городские собственники, рабочие и крестьяне. Каждая из них выбирала своих выборщиков в избирательные округа. Закон о выборах, очень сложный и запутанный, в первую очередь обеспечивал права помещиков. Полномочия Думы заранее сильно ограничивались.

Накануне предвыборной кампании правительство провело реформу Государственного совета, который превращался из законосовещательного органа, все члены которого ранее назначались царем, в верхнюю палату будущего парламента, имеющую равные с Думой законодательные полномочия. Изменен был и состав Государственного совета. Число членов увеличивалось втрое, половина из них по-прежнему назначалась царем, другая же избиралась на основе высокого имущественного ценза. Таким образом, в составе госсовета преобладали поместное дворянство и крупная буржуазия. 19 октября 1905 г. было учреждено объединенное правительство — преобразованный СЮ. Витте высший исполнительный орган страны — Совет министров. Как и прежде, император назначал и смещал министров, ответственных только перед ним, а не перед Думой.

Избирательный закон делал ставку на монархические и национа­листические чувства крестьянской массы. Но в действительности же крестьяне поддержали оппозиционные партии. Большинство крестьян, вместо того чтобы, как предполагалось, поддержать на выборах помещике или местных государственных служащих, проголосовали за своих собственных кандидатов или за кандидатов оппозиции. Выборы нанесли жестокий удар по основному догмату самодержавия — нерушимому единству царя и народа. Конфликт между оппозиционно настроенной Думой и императором, претендующим на роль носителя исторической и монархической законности, стал неизбежен.

Одним из важных результатов революции 1905—1907 гг. стало образование политических партий. Право объединяться в союзы было одной из важнейших свобод, введенных Манифестом. В ходе революции возникло около 50 партий, отстаивавших различные пути развития страны. Заметно увеличилась численность радикальных социалистических партий, ранее находившихся в глубоком подполье. Отчетливо проявилось расхождение между ветвями социал-демократии: большевики провозгласили главным союзником пролетариата в революции крестьянство и предполагали после свержения самодержавия утверждение «революционно-демократической диктатуры» рабочего класса и крестьянства; меньшевики же, видевшие своим союзником массы либералов, выступали за переход власти после революции к буржуазному правительству.

histerl.ru

50 Манифест 17 октября 1905 г

Манифест 17 октября 1905 г.

К началу XX в. в России обострились национальные и национально-религиозные противоречия. Нарастала социальная напряженность. Поражение России в русско-японской войне 1904—1905 гг. способствовало нарастанию революционных настроений.

На пути конституционного строительства в России важнейшими документами стали Манифест от 6 августа 1905 г. «Об учреждении Государственной думы» и Положение о выборах в нее, Манифест 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» и Основные законы от 23 апреля 1906 г.

Согласно августовским Манифесту и Положению Государственная дума была представительным органом, избираемым на пять лет на основе цензового и сословного избирательного права. К компетенции Думы относились: разработка и обсуждение законов, обсуждение государственного бюджета и др. Революционные события 1905 г. сорвали созыв Государственной думы.

17 октября 1905 г. манифестом «Об усовершенствовании государственного порядка» объявлялся переход страны к новому строю — конституционной монархии. Манифест провозглашал основные гражданские права и свободы, предоставил избирательные права широким слоям населения, а также расширял права Госдумы, объявляя ее органом, ограничивавшим монархическую власть.

Основные законы устанавливали двухпалатную парламентарную систему и сохраняли достаточно широкие полномочия императорской власти.

Сделанные правительством конституционные уступки были обусловлены усилением революционного движения, а не воздействием либеральных идей и программ.

Основные государственные законы были утверждены императором Николаем II 23 апреля 1906 г.

Из Основных законов была устранена характеристика власти императора как власти неограниченной, но все основные прерогативы императорской власти сохранились: «Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть». Власть управления принадлежала императору во всем ее объеме. В соответствии со ст. 7 законодательную власть император осуществлял «в единении с Госсоветом и Госдумой». В целом Основные законы закрепляли

принцип разделения властей.

Основные законы предоставили Госдуме и Госсовету право законодательной инициативы, они получили право утверждать, отклонять или перерабатывать законопроекты.

Царь имел право абсолютного вето. Однако Дума могла повторно рассматривать вопрос, отклоненный царем, и тем самым оказывать на него давление.

В 1906 г. было принято новое положение о Госудуме. Этим актом определялась ее компетенция: предварительная разработка и обсуждение законодательных предложений, утверждение госбюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Законопроекты, принятые Думой, подлежали утверждению Госсоветом и императором.

Дума избиралась сроком на пять лет. Император своим указом мог досрочно распустить Думу.

В 1906 г., одновременно с учреждением Госдумы, было утверждено новое Положение о Госсовете.

Госсовет становился верхней палатой, обладавшей такими же правами, как и Госдума. Законопроекты, принятые Госдумой, поступали через Госсовет на утверждение императора.

Состав Совета формировался следующим образом: половина членов назначалась императором, другая половина избиралась дворянскими обществами, губернскими и земскими собраниями, крупными промышленниками и торговцами, синодом, Академией наук и университетов. Члены Совета избирались на 9 лет, причем каждые три года обновлялась 1/3 состава. Возглавляли Государственный совет председатель и вице-председатель, назначаемые императором.

studfiles.net

Манифест об усовершенствовании государственного порядка 17 октября 1905 года

Манифест 1905 г. об усовершенствовании государственного порядка был издан императором Николаем II 17 октября 1905 г. под давлением нарастающего народного волнения: всеобщей политической забастовки и вооруженных восстаний в Москве и во многих других городах. Этот манифест удовлетворил некоторую часть бастующих, так как был реальным шагом к ограниченной конституционной монархии.

Манифест стал первым либерально настроенным законодательным актом царской России.

Основные положения Манифеста: закрепление свободы совести, слова, собраний и сходов; привлечение к выборам широких слоев населения; обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

В этих условиях российская буржуазия не только не возглавила революционную борьбу за буржуазно-демократические преобразования, но стремилась не допустить дальнейшего развития революции.

Манифест изменил систему государственного уп­равления — появились Советы рабочих депутатов. Они первоначально представляли собой стачечные комитеты, но постепенно превратились в органы политической борьбы.

Принципы организации и деятельности Советов:

— представительный характер;

— демократические выборы путем тайного или открытого голосования;

— в них могли входить женщины;

— в их составе формировались исполнительные комитеты (президиумы) и комиссии по отдельным вопросам;

— отчетность депутатов перед избирателями;

— возможность замены депутатов, не оправдавших доверие избирателей;

— работа согласно наказам избирателей;

— широкое привлечение рабочих к заседаниям.

В 1905—1907 гг. сформировались 55 Советов, из которых 44 были большевистские настроенными, поэтому они стали зачаточными органами новой революционной власти.

Советы имели право применять меры революционно-демократического характера: формировать боевые дружины, рабочую милицию. Советы открывали и захватывали типографии, имели собственные печатные издания, распространяли революционные идеи, тем самым вводя фактическую свободу печати.

Манифест сохранил сословное неравенство буржуазии с дворянством и ограничение первой в праве занимать высшие должности в государственном аппарате.

Основные государственные законы были подписаны Николаем II 23 апреля 1906 г. Они являлись актом самодержавия, на который Николай II решился уже после подавления наиболее крупных восстаний. Эти законы могли быть изменены только императором.

Содержание основных законов: верховная самодержавная власть и власть управления принадлежат только всероссийскому императору; законодательная — совместно императору, Думе и Совету министров; исключительная компетенция императора в области законодательства; вопросы платежей по государственным долгам и кредитам — Министерству двора, государственных займов.

Основные государственные законы 1906 г. запрещали царю единолично изменять избирательное право, но Николай II нарушил это положение и принял закон, который ограничил избирательные права трудящихся, нерусских народов и некоторых других групп населения.

Население в России делилось на дворянство, духовенство, городских и сельских обывателей.

histerl.ru

Манифест 17 октября 1905 г. “Основные законы” 1906 г. — Студопедия.Нет

Система представительных учреждений в России вводилась рядом государственных актов, начиная с Манифеста 6 августа 1905 г. и кончая “Основными государственными законами” 23 апреля 1906 г.

Манифест 17 октября 1905 г.

Обострение политической ситуации в 1905 г. вынудило царизм принять ряд мер, дабы изменить систему представительных учреждений.

Таким образом, 17 октября 1905 г. принимается “Манифест об усовершенствовании государственного порядка”, провозглашавший:

1) дарование свободы слова, совести, собраний и союзов;

2) привлечение к выборам широких слоев населения;

3) обязательный порядок утверждения Государственной думой всех издаваемых законов.

Таким образом, в стране возникают и легализуются многочисленные политические партии, в своих программах формирующие требования и пути политического преобразования строя: РСДРП, Радикальная партия, Партия свободомыслящих, Конституционных демократов, “Союз 17 октября”, Союз русского народа и др.

Для осуществления второго пункта манифеста 11 октября 1905 г. издаются указ “Об изменении положения о выборах в Государственную думу”, которым значительно расширился круг избирателей. По новому закону предусматривались 4 избирательные курии (от землевладельцев, городского населения, крестьян и рабочих). Это было практически все мужское население страны (женщины не имели права избираться во всех курьях) в возрасте старше 25 лет, кроме солдат, студентов, поденных рабочих и части кочевников.

Депутаты избирались избирательными собраниями, состоящими из выборщиков от каждой губернии и ряда крупных городов.

Землевладельцы с полным земельным цензом (150 десятин) непосредственно участвовали в уездных съездах землевладельцев, голосовавших за выборщиков из губернии. Мелкие землевладельцы выбирали уполномоченных в уездный съезд по одному на каждый полный ценз.

Городское население малых городов голосовало за выборщиков в губернские избирательные собрания, наравне с губернскими.

Крестьянские выборы были четырехступенчатыми: сначала выбирали представителей на волостной сход, затем—на уездный съезд уполномоченных от волостей, на съезде избирались выборщики в губернское избирательное собрание.

Рабочие выбирали съезд своих уполномоченных, на котором избирались выборщики на избирательное собрание губерний или крупного города.

Представительство от горожан и рабочих было трехступенчатым. Причем, избирательное право получали те рабочие предприятия, где насчитывалось не менее 50 человек мужского пола.

20 февраля 1906 г. вышло “Учреждение Государственной думы”, в котором определялась ее компетенция: предварительная разработка и обобщение законодательных предложений, утверждение государственного бюджета, обсуждение вопросов о строительстве железных дорог и учреждении акционерных обществ. Дума избиралась на 5 лет. Депутаты Думы были неподотчетны избирателям, их отстранение могло осуществляться Сенатом, Дума могла распускаться досрочно решением императора. С законодательной инициативой в Думу могли входить министры, комиссии депутатов и Государственный совет.

Одновременно с “Учреждением” было принято новое Положение о Государственном совете, который был реформирован и стал верхней палатой, обладающей теми же правами, что и Дума. Все законопроекты, принятые Думой, должны были затем поступать в Государственный совет и лишь в случае принятия их Советом представляться на утверждение императора. Половину реформированного Государственного совета составляли выборные члены, половину—члены “по высочайшему назначению”, председатель и вице–председатель ежегодно назначались императором.

В избираемую часть Совета входили представители от духовенства, Академии наук и университетов, от земских собраний, от дворянских обществ, от торговли и промышленности (всего 98 членов). И такое же число членов ежегодно назначалось императором из высших государственных сановников.

Основные государственные законы”. Государственная дума в России.

23 апреля 1906 г. были изданы “Основные государственные законы”, изменение которых могло осуществляться только по инициативе императора, но не Думы или Совета. «“Императору Всероссийскому принадлежит верховная самодержавная власть”,—так формулировалась верховная власть в 1 главе “Основных законов”. Власть управления принадлежала императору, а законодательную власть он разделял с Государственным советом и Государственной думой: новый закон не принимался без их одобрения, но не вступал в силу без одобрения императора. Но статья 87 “Основных законов” давала императору возможность по представлению Совета министров принимать указы законодательного характера в случаях, когда это было необходимо, а сессия Думы и Совета прерывалась. Но закон должен был вноситься на одобрение Думы, иначе он автоматически прекращал свое действие.

Но был ряд вопросов, которые не подлежали обсуждению Государственной думой и Государственным советом (о кредитах Министерству двора, о государственных займах и некоторые другие).

Весной 1906 г. Дума начала работу. но, так как Государственный совет имел одинаковые права с Думой и был консервативным органом, он постоянно сдерживал либеральные порывы Государственной думы.

Наиболее острым был конфликт между Думой и Советом при обсуждении аграрного вопроса. Правительство доказывало, что разрушение помещичьих хозяйств приведет к большим убыткам. Дума же настаивала на этом. Правительство усмотрело в этом “незаконность” и в июне 1906 г. распустило Думу, просуществовавшую 72 дня.

В феврале 1907 г. начала работу вторая Дума, в которой представителей левых партий было еще больше, чем в первой. Но она пыталась сотрудничать с правительством.

Премьер–министр П.А. Столыпин изложил программу будущих реформ: крестьянское равноправие и крестьянское землеустройство, бессословная самоуправляющая волость в качестве мелкой земской единицы, реформа местного суда и управления, передача судебной власти мировым судьям, избираемым населением, легализация профсоюзов, наказуемость экономических стачек, сокращение рабочего времени, школьная реформа, финансовая реформа, введение подоходного налога.

Думская оппозиция критически встретила программу правительства. Проведение аграрного закона правительством натолкнулось на жесткую оппозицию, и оно, чтобы преодолеть это сопротивление и изменить порядок формирования Государственной думы, пошло на меры, которые были расценены как “государственный переворот”. Дума была распущена, просуществовав 102 дня, на основании спорного дела о сближении думской фракции социал-демократов с “военной организацией РСДРП”, которое готовило вооруженное восстание в войсках (3 июня 1907 г.).

Одновременно было опубликовано новое Положение о выборах. И выборы, проведенные на основании этого положения, дали большинство в Думе “Союзу 17 октября”,консервативным политическим элементам. Такой состав Думы позволил правительству с ней сотрудничать и провести ряд важных преобразований.

Наиболее существенным оставался аграрный вопрос. 14 июня 1910 г. был издан закон “Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении”, а 29 мая 1911 г. было издано “Положение о землеустройстве”, регулировавшее работу землеустроительных комиссий.

В июне 1912 г. Государственная дума и Государственный совет одобрили законопроект “О преобразовании суда в сельских местностях” (судебная власть передавалась мировым судьям, избираемым уездными собраниями). В июне 1910 г. правительство поводит закон “О порядке издания касающихся Финляндии законов и постановлений общего значения”, открывающий возможности вмешательства в финские внутренние дела. В 1912 г. Дума проводит закон о выделение из состава Польши новой территории, это усилило русское вмешательство во внутренние дела Польши.

В сентябре 1911 г. П.А. Столыпин был убит анархистом. Осенью 1912 г. истек срок полномочий третьей “столыпинской” Думы, была выбрана четвертая Государственная дума (председатель—М.В. Родзянко). Но трудности первой мировой войны расстроили единство Думы и правительства. В августе 1915 г. в Думе образовался Прогрессивный блок, в который вошли три четверти ее депутатов. Они требовали проведения ряда реформ и политической амнистии.

В 1916 г. несколько раз сменяются председатели Совета Министров. В конце концов оппозиция потребовала ухода этого правительства в отставку.

25 февраля 1917 г. император издает указ о роспуске Государственной думы, ее депутаты создают 27 февраля Временный комитет Государственной думы, на основе которого будет создано Временное правительство.

 

 

studopedia.net

Манифест 17 октября. Доклад Сергея Витте

110 лет назад император Николай II подписал Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», разработанный председателем Комитета министров Российской империи Сергеем Витте (1849-1915). Этот документ, вместе с ранее принятым Манифестом 6 августа о созыве Государственной Думы (и сохранявшим, при этом, неограниченное самодержавие) и с последовавшими в 1906 году поправками в Основные государственные законы Российской империи, создал возможности для политического выхода страны из революционных волнений 1905 года.

Манифест не решил и не мог решить всех проблем государства. Недовольный результатами выборов в Первую (апрель-июль 1906 г.) и Вторую (февраль-июнь 1907 г.) Государственные Думы, император 3 июня 1907 года совершил так называемый «третьеиюньский переворот», изменив избирательное законодательство и тем самым ослабив в глазах большинства населения авторитет парламента и его значение как выразителя мнения всего общества, а не одних только привилегированных кругов.

К этому времени Сергея Витте уже не было в правительстве. Николай II его всегда недолюбливал и 23 апреля 1906 года, в день вступления в силу новой редакции Основных законов (по сути — конституции Российской империи), Витте, выполнив важнейшую для страны работу, вышел в отставку по собственному желанию.

Подготовленный им Манифест 17 октября открыл России путь к конституционной монархии и ответственному правительству, подарил империи не только 12 лет жизни, с парламентом, партийной системой и выборами — но и возможность совершенно другого хода истории. Возможность, которой император и его окружение не воспользовались в должной мере, воспринимая конституционные начала лишь как вынужденные и досадные уступки. А между тем, это была возможность поворота России к стабильному и устойчивому государственному устройству, в котором власть опирается на поддержку граждан.

The Smart Power Journal предлагает вниманию читателей текст Манифеста 17 октября «Об усовершенствовании государственного порядка» и связанный с ним доклад Сергея Витте.



Манифест 17 октября 1905 года об усовершенствовании государственного порядка

Смуты и волнения в столицах и во многих местностях Империи Нашей великой и тяжкой скорбью преисполняют сердце наше. Благо Российского Государя неразрывно с благом народным и печаль народная — его печаль. От волнений, ныне возникших, может явиться глубокое нестроение народное и угроза целости и единству Державы Нашей.

Великий обет Царского служения повелевает Нам всеми силами разума и власти Нашей стремиться к скорейшему прекращению столь опасной для государства смуты. Повелев подлежащим властям принять меры к устранению прямых проявлений беспорядка, бесчинств и насилий, в охрану людей мирных, стремящихся к спокойному выполнению лежащего на каждом долга, Мы, для успешного выполнения общих преднамечаемых Нами к умиротворению государственной жизни мер, признали необходимым объединить деятельность высшего Правительства.

На обязанность правительства возлагаем Мы выполнение непреклонной Нашей воли:

1. Даровать населению незыблемые основы гражданской свободы на началах действительной неприкосновенности личности, свободы совести, слова, собраний и союзов.

2. Не останавливая предназначенных выборов в Государственную Думу, привлечь теперь же к участию в Думе, в мере возможности, соответствующей кратности остающегося до созыва Думы срока, те классы населения, которые ныне совсем лишены избирательных прав, предоставив за сим дальнейшее развитие начала общего избирательного права вновь установленному законодательному порядку, и

3. Установить как незыблемое правило, чтобы никакой закон не мог восприять силу без одобрения Государственной Думы и чтобы выборным от народа обеспечена была возможность действительного участия в надзоре за закономерностью действий поставленных от Нас властей.

Призываем всех верных сынов России вспомнить долг свой перед Родиною, помочь прекращению сей неслыханной смуты и вместе с Нами напрячь все силы к восстановлению тишины и мира на родной земле.


Сергей Юльевич Витте. Художник А. Левченков, 2008 (по фотографии нач. ХХ в.) 


Всеподданнейший доклад статс-секретаря графа Витте

Вашему Императорскому Величеству благоугодно было передать мне высочайшие Вашего Величества указания относительно направления, по которому должно следовать Правительство в связи с соображениями о современном состоянии России и приказать соответственно сему представить всеподданнейший доклад.

Вследствие сего приемлю долг всеподданнейше представить нижеследующее:

Волнение, охватившее разнообразные слои русского общества, не может быть рассматриваемо как следствие частичных несовершенств государственного и социального устроения или только как результат организованных действий крайних партий. Корни этого волнения несомненно лежат глубже. Они — в нарушенном равновесии между идейными стремлениями русского мыслящего общества и внешними формами его жизни. Россия переросла форму существующего строя. Она стремится к строю правовому на основе гражданской свободы.

В уровень с одушевляющей благоразумное большинство общества идеей должны быть поставлены и внешние формы русской жизни. Первую задачу правительства должно составлять стремление к осуществлению теперь же, впредь до законодательной санкции через Государственную Думу, основных элементов правового строя: свободы печати, совести, собраний, союзов и личной неприкосновенности. Укрепление этих важнейших сторон политической жизни общества должно проследовать путем нормальной законодательной разработки, наравне с вопросами, касающимися уравнения перед законом всех подданных вашего императорского величества, независимо от вероисповедания и национальности. Само собою разумеется, что предоставление населению прав гражданской свободы должно сопутствоваться законным ограничением ее для твердого ограждения прав третьих лиц, спокойствия и безопасности Государства.

Следующей задачей Правительства является установление таких учреждений и таких законодательных норм, которые соответствовали бы выяснившейся политической идее большинства русского общества и давали положительную гарантию в неотъемлемости дарованных благ гражданской свободы. Задача эта сводится к устроению правового порядка. Соответственно целям водворения в государстве спокойствия и безопасности, экономическая политика правительства должна быть направлена к благу широких народных масс, разумеется, с ограждением имущественных и гражданских прав, признанных во всех культурных странах.

Намеченные здесь в нескольких словах основания правительственной деятельности для полного осуществления своего требуют значительной законодательной работы и последовательного административного устроительства. Между выраженным с наибольшей искренностью принципом и осуществлением его в законодательных нормах, а в особенности проведением этих норм в нравы общества и приемы правительственных агентов, не может не пройти некоторое время. Принципы правового порядка воплощаются лишь постольку, поскольку население получает к ним привычку — гражданский навык. Сразу приготовить страну с 135-миллионным разнородным населением и обширнейшей администрацией, воспитанными на иных началах, к восприятию и усвоению норм правового порядка не по силам никакому правительству. Вот почему далеко недостаточно власти выступить с лозунгом гражданской свободы. Чтобы водворить в стране порядок, нужны труд, неослабевающая твердость и последовательность.

Для осуществления сего необходимым условием является однородность состава Правительства и единство преследуемой им цели. Но и Министерство, составленное по возможности из лиц одинаковых политических убеждений, должно еще приложить все старания, чтобы одушевляющая его работу идея стала идеей всех агентов власти от высших до низших. Заботой Правительства должно быть практическое водворение в жизнь главных стимулов гражданской свободы. Положение дела требует от власти приемов, свидетельствующих об искренности и прямоте ее намерений. С этой целью Правительство должно поставить себе непоколебимым принципом полное невмешательство в выборы в Государственную Думу и, между прочим, искреннее стремление к осуществлению мер, предрешенных указом 12 декабря.

В отношении к будущей Государственной Думе заботой Правительства должно быть поддержание ее престижа, доверия к ее работам и обеспечение подобающего сему учреждению значения. Правительство не должно явиться элементом противодействия решениям Думы, поскольку эти решения не будут, что невероятно, коренным образом расходиться с величием России, достигнутым тысячелетней ее историей. Правительство должно следовать мысли, высказанной Вашим Императорским Величеством в Манифесте об образовании Государственной Думы, что положение о Думе подлежит дальнейшему развитию в зависимости от выяснившихся несовершенств и запросов времени. Правительству надлежит выяснить и установить эти запросы, руководствуясь, конечно, господствующей в большинстве общества идеей, а не отголосками хотя бы и резко выраженных требований отдельных кружков, удовлетворение которых невозможно уже потому, что они постоянно меняются. Но удовлетворение желаний широких слоев общества путем той или иной формулировки гарантий гражданского правопорядка необходимо.

Весьма важно сделать реформу Государственного Совета на началах видного участия в нем выборного элемента, ибо только при этом условии можно ожидать нормальных отношений между этим учреждением и Государственной Думой.

Не перечисляя дальнейших мероприятий, которые, должны находиться в зависимости от обстоятельств, я полагаю, что деятельность власти на всех ступенях должна быть, охвачена следующими руководящими принципами:

1. Прямота и искренность в утверждении на всех поприщах даруемых населению благ гражданской свободы и установление гарантий сей свободы.

2. Стремление к устранению исключительных законоположений.

3. Согласование действий всех органов Правительства.

4. Устранение репрессивных мер против действий, явно не угрожающих обществу и государству, и

5. Противодействие действиям, явно угрожающим обществу и Государству, опираясь на закон и в духовном единении с благоразумным большинством общества.

Само собою разумеется, что осуществление поставленных выше задач возможно лишь при широком и деятельном содействии общества и при соответствующем спокойствии, которое позволило бы направить силы к плодотворной работе. Следует верить в политический такт русского общества. Не может быть, чтобы русское общество желало анархии, угрожающей помимо всех ужасов борьбы расчленением Государства.


Заглавная иллюстрация: картина Ильи Репина «17 октября 1905 года»,  1907, 1911. Русский музей.

smartpowerjournal.ru

Манифест 17 октября 1905 г.

В ходе революционных событий 1905 г. Николаю II становилось ясно, что только силой не усмирить народное недовольство. С другой стороны, ему претила мысль идти на поводу у «разбушевавшейся черни», и уж ни в коем случае император не собирался отступать от своего священного долга сохранения неограниченной монархии. Поэтому на начальном этапе революции попытки власти прекратить антиправительственные настроения в обществе носили характер мелких уступок. Так, 18 февраля 1905 г. Николай II издал рескрипт, подготовленный министром внутренних дел А.Г. Булыгиным, в котором предлагал привлекать «избранных от населения людей к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений». Тогда же вышел указ, разрешающий частным лицам и организациям подавать петиции на высочайшее имя и доводить до сведения властей свои предложения по улучшению государственной деятельности. Однако в этих же документах сообщалось, что реформы не должны затронуть основные законы страны и, в первую очередь, принцип самодержавной власти. Но если в 1894 г. именно этого и просили у нового императора представители либеральной общественности, то в 1905 г. такие расплывчатые обещания уже не удовлетворяли народные чаяния.

Игнорируя этот факт, царь продолжал видеть в данном проекте средство остановить революцию. 6 августа 1905 г. Николай II подписал указ об учреждении Государственной Думы. Эта Дума, прозванная «булыгинской», являлась совещательным органом, лишенным законодательной инициативы, не имея права голоса по вопросам бюджета и по основным законам. Выборы в нее проходили по системе, учитывавший имущественный и сословный ценз, что полностью лишало избирательных прав пролетариат и крайне ограничивало участие в выборах представителей небогатого городского населения, служащих и т.д. Указ вызвал в стране не спад оппозиционных настроений, а всеобщее возмущение. Большинство политических сил бойкотировало выборы.

В начале октября 1905 г. политическая стачка, начавшаяся в Москве, приняла всероссийский характер. На несколько дней по всей стране встали заводы, фабрики, железные дороги, закрылись магазины, перестали выходить газеты. Бастовали не только рабочие, но и студенты, аптекари, чиновники и.д. На улицах бушевали митинги с требованием политических свобод и созыва Учредительного собрания. В этих условиях Николай II, наконец, осознал, что полумеры не спасут ситуацию, а только разожгут гнев народа. Он обратился за помощью к председателю Комитета министров, графу С.Ю. Витте. Царь не любил Витте, но не мог не учитывать его успех на тяжелейших русско-японских переговорах в Портсмуте и то, что среди высших сановников председатель Комитета министров был на тот момент практически единственным, кто разделял либеральные взгляды.

9 октября 1905 г. С.Ю. Витте подал императору меморандум с программой реформ, называя меры от 18 февраля и 6 августа недостаточными и устаревшими и предлагая установить настоящий конституционный порядок. Император колебался, но масштабы всероссийской политической стачки заставили его 17 октября 1905 г. подписать основанный на меморандуме Витте «Манифест об усовершенствовании государственного порядка».

Манифест 17 октября давал населению «незыблемые основы гражданской свободы» – неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов. К выборам в Думу привлекались «те классы населения, которые ныне (по избирательному закону 6 августа) совсем лишены избирательных прав». Государственная Дума получала законодательные полномочия – «никакой закон не мог воспринять силу без одобрения Государственной Думы» и право осуществлять надзор за закономерностью действий властей.

Если большинством оппозиции этот манифест был воспринят как первый шаг на пути к созданию в России конституционной монархии, то для Николая II это была максимальная уступка общественному мнению, на которую он мог пойти, и от которой он намерен был по возможности скоро отказаться.

19 октября 1905 г. Комитет министров был преобразован в Совет министров, и его председателем стал С.Ю. Витте. На Витте были возложены задачи: обеспечить провозглашенные Манифестом свободы, подготовить выборы в Думу и навести порядок. Чтобы навести порядок, в первые же месяцы после принятия Манифеста пришлось урезать все данные им населению гражданские права – арестовывались подозреваемые в революционной деятельности, закрывались газеты и т. д. 11 декабря 1905 г. был принят новый избирательный закон, представлявший явный прогресс по сравнению с законом 6 августа – избирательные права получили еще 25 млн. человек. Но выборы остались многоступенчатыми, а права избирателей неравными. Тогда же проведена реформа Государственного совета, который превращался в верхнюю палату парламента, имеющую законодательные полномочия. Наконец, серьезным ударом по надеждам общественности, связанным с Манифестом 17 октября, стало принятие 24 апреля 1906 г. новых «Основных государственных законов», сильно ограничивавших законодательные, бюджетные и политические права Думы. Государь сохранял высшую самодержавную власть, право созыва и роспуска Думы, а в перерыве между сессиями – право провозглашать и отменять законы, объявлять чрезвычайное положение и т.д., об ответственности правительства перед Думой не шло и речи.

Таким образом, уже к началу работы I Государственной Думы власть начала отказываться от обещаний, данных в манифесте 17 октября.

 


Похожие статьи:

poznayka.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *