Маленькие трагедии пушкин главные герои – «Маленькие трагедии» Пушкина. Анализ каждой из трагедий (2 вариант) / Пушкин А.С.

Содержание

«Маленькие трагедии» Пушкина. Анализ каждой из трагедий (2 вариант) / Пушкин А.С.

После завершения «Бориса Годунова» Пушкин в 1826 — 1827 годах задумывает ряд новых — на этот раз небольших — драматических произведений, которые он сам называл «маленькими трагедиями» (или «драматическими этюдами», «опытами драматических изучений»).

Из сохранившегося в бумагах поэта наброска видно, что он одно время предполагал довести число «маленьких трагедий» до десяти, причем сюжеты одних должны были быть взяты из древней и западной, а других — из русской истории («Курбский», «Павел I», «Димитрий и Марина» — под последним названием мог скрываться и соответствующий отрывок из еще ненапечатанного в это время «Бориса Годунова»). Но из них поэт осуществил лишь четыре,— во время знаменитой «болдинской осени» 1830 года, когда его творческая работа шла особенно быстро. Во всех четырех трагедиях действие происходит на западе, в разных странах, а психологический облик героев и их столкновения искусно выбраны Пушкиным так, что они одновременно и выразительно характеризуют черты быта, культуры и нравов времени и народа и обладают предельно широким и емким «вечным», общечеловеческим содержанием.

По сравнению с «Борисом Годуновым» «маленькие трагедии» ознаменовали качественно новый этап пушкинской драматургии. Широкий, эпический охват действительности, поражающей нас в «Борисе Годунове», сменяется здесь поисками иной — философской — масштабности. Подобно позднейшим романам Достоевского, каждая из «маленьких трагедий» — это как бы пятый акт драмы, четыре акта которой уже успели разыграться до поднятия театрального занавеса. Ограничиваясь в каждой драме небольшим числом персонажей и перенося предшествующие фазы развития действия в ее предысторию, лишь сжато разъясняемую зрителю самими же персонажами — настолько, насколько это нужно для понимания изображаемого конфликта, — Пушкин получает возможность добиться величайшей — невиданной до него в мировой драматургии — концентрированности драматического действия, которое ему удается вместить в несколько небольших сцен, полных огромного напряжения и трагической выразительности.

«Маленькие трагедии» Пушкина можно назвать трагедиями мысли. Их герои — Скупой рыцарь, Сальери, Председатель в «Пире во время чумы» (несколько в меньшей степени — Дон-Гуан) — мыслители, монологи которых представляют своего рода «поэму в поэме», — блестящую, полную глубоких обобщений, интеллектуальную импровизацию, формулирующую жизненную «философию» каждого из этих персонажей, освещающую трагическим светом его характер и окружающую человеческую жизнь.

Существенная черта «маленьких трагедий» Пушкина — насыщенность глубоким лиризмом. Этот лиризм, который в «Борисе Годунове» звучал лишь в отдельных сценах — монологах Пимена, Бориса, Самозванца, репликах Юродивого, плаче Ксении — становится в «маленьких трагедиях» одним из определяющих факторов в обрисовке характеров главных героев и во всем развитии драмы.

Анализ «Скупого рыцаря»

Первая из «маленьких трагедий» — «Скупой рыцарь» — переносит читателя в эпоху средневековья. Ее герои — старый барон и его сын Альбер — рыцари, потомки некогда славного, воинственного рода. Но времена переменились: молодой Альбер полон мыслями не столько о подлинных воинских подвигах, сколько о победах на придворных турнирах и успехе у светских красавиц. Копье и шлем из грозных средств борьбы с внешним врагом превратились в глазах Альбера в блестящие украшения; забота о поддержании своего достоинства при дворе герцога заставляет его мечтать об атласе и бархате, унижаться перед ростовщиком.

По сравнению с пылким и великодушным, но в то же время разделяющим вкусы и предрассудки двора Альбером, его отец — старый барон — человек более цельной, отходящей в прошлое эпохи. Это — сильная, несгибаемая натура, выкроенная как бы из одного куска. Но старый барон — безжалостный ростовщик и скупец, у которого скупость приняла форму своеобразной трагической мании. К грудам золота, растущим в его сундуках, старый барон относится как пылкий юноша-любовник и вместе с тем как поэт, перед глазами которого раскрывается целый мир, неведомый другим людям. Каждый накопленный им дублон не является для барона чем-то безличным, он представляется ему сгустком человеческого пота, людской крови и слез, — а вместе с тем и символом его мрачного и уединенного могущества, основанного на власти денег. В монологе барона, в мрачном подземелье, где он один, при блеске зажженных свечей наслаждается созерцанием своего богатства, Пушкин с исключительной поэтической мощью обрисовал его сильный, несгибаемый характер, сжигающую и иссушающую его уродливую, трагическую страсть.

Анализ трагедии «Моцарт и Сальери»

Во второй трагедии — «Моцарт и Сальери» — Пушкин воспользовался получившей широкое распространение легендой о смерти великого австрийского композитор Моцарта, отделенного будто бы из зависти своим другом, итальянцем Сальери. На основе этого предания Александр Сергеевич построил глубокую философскую драму огромного интеллектуального напряжения. Сальери его трагедии — одаренный музыкант, фанатически уверенный в том, что в мире не существует и не должно существовать ничего такого, против чего были бы бессильны уединенный и постоянный человеческий труд и холодный, математический строгий расчет. Личность Моцарта и его гениальную музыку с ее общедоступностью, красотой и человечностью Сальери воспринимает как своеобразное «чудо», опровергающее все здание его жизни человека и музыканта. Отравляя Моцарта, Сальери приносит его в жертву своим жизненным принципам и стройности своих теоретических построений. Но попытка утвердить их ценой преступления оборачивается нравственным поражением сухого, эгоистичного, рассудочного Сальери, победой глубоко человечного и жизнерадостного, обращенного к миру и людям Моцарта.

Анализируя характер шекспировского Отелло, Пушкин заметил: «Отелло не ревнив; он доверчив». Такому же сложному анализу Пушкин подвергает в своей «маленькой трагедии» характер Сальери. Пушкинский Сальери завидует Моцарту, но не потому, что от природы он завистник. Его чувства к Моцарту вытекают из мучительного сознания ложности того пути в искусстве, во имя которого Сальери стал ремесленником, «умертвив» звуки, разъяв музыку «как труп». Одаренный человек и музыкант, Сальери в душе больше, чем кто-либо другой, сознает превосходство Моцарта над собой, чувствует правду и силу его искусства. Но это-то и заставляет его мучительно страдать, рождая у него зависть и ненависть к более молодому и счастливому сопернику.

В «Моцарте и Сальери» Пушкин выразил свой нравственный идеал: слова духовно сломленного после совершения Сальери: «Гений и злодейство — две вещи несовместные» утверждают мысль о несовместимости искусства и злодеяния, о нравственной чистоте и душевном благородстве как неотъемлемых качествах подлинного человека искусства, без которых он неизбежно осужден на творческое бесплодие.

Анализ «Каменного гостя»

Третья «маленькая трагедия» — «Каменный гость» — написана Пушкиным на сюжет старинной испанской легенды о ловком и искусном обольстителе женщин Дон-Жуане, который был жестоко наказан за свое дьявольское искусство. Легенда эта ко времени создания «Каменного гостя» успела пройти через ряд драматических обработок, из которых Пушкину особенно хорошо известны были комедия Мольера «Дон Жуан» и одноименная опера Моцарта (из ее либретто Пушкин выбрал эпиграф для «Каменного гостя»). Каждая из названных обработок давала свое, оригинальное истолкование характера центрального героя, который в XIX веке, при жизни поэта, засверкал новыми, необычными красками в известной поэме Байрона. Дон Гуан Пушкина также не похож на своих предшественников. Это — поэт любовной страсти. И в любви к Инезе (о которой пушкинский Гуан рассказывает в первой сцене своему слуге Лепорелло), и в дальнейшем — в отношениях с Лаурой и Доной Анной — Гуан чужд притворства, искренен, исполнен подлинного чувства. Дон Гуан смел, отважен, красноречив, его увлекают риск и опасности. Для него характерны острое любопытство к жизни, присущее человеку Возрождения, желание испытать судьбу вопреки обветшавшим церковным и религиозно-нравственным догмам. Но бьющая через край энергия свободной, раскованной личности сочетается в нем с безразличием к нравственным последствиям его поступков.

В отличие от авторов других пьес о Дон-Жуане, Пушкин показывает характер героя в движении. В нем — «покорном ученике» разврата, каким Дон Гуан оставался долго, по собственному признанию,- жил человек с иными, более высокими стремлениями. Любовь к доне Анне заставляет Гуана «переродиться », осознать в себе этого другого человека. Но происходит такое «воскресение» слишком поздно, — убийца командора и дона Карлоса гибнет. Испытав миг чистого, подлинного счастья, он нравственно побежден и должен «безропотно» отдать в качестве расплаты свою жизнь

Анализ «Пира во время чумы»

Последняя из «маленьких трагедий» Пушкина — «Пир во время чумы» — гениальная обработка отрывка из (гораздо более слабой в подлиннике) пьесы английского драматурга-романтика Д. Вильсона. Из Испании (где разворачивается действие «Каменного гостя») поэт переносит читателя в средневековую Англию. На фоне жестоких лишений и бедствий города, пораженного чумой, Пушкин рисует два противоположных характера — мягкой, задумчивой Мери и сильного душой, вдохновенного Вальсингама, который смело, открытыми глазами смотрит в глаза смерти и готов помериться с нею силами. Строй каждого из этих характеров ярко раскрывается в песнях, вложенных Пушкиным в уста Мери и Вальсингама,- грустной и задушевной у первой и грозной, исполненной мощи и бурного напряжения — у второго.

Анализ, представленный выше, основан на следующем источнике.
Источник: Пушкин. Достоевский. Серебряный век. / Фридлендер Г.М. СПб: «Наука», 1995

classlit.ru

Маленькие трагедии (Пушкин) краткое содержание для читательского дневника

Автор: Александр Сергеевич Пушкин
Год написания: 1830
Жанр: цикл пьес

Краткое содержание цикла пьес «Маленькие трагедии» для читательского дневника демонстрирует скорое возмездие провидения за человеческие грехи: скупость, зависть, распущенность, уныние.

Сюжет


Скупой рыцарь


Главные герои: барон, его сын Альберт

Знатный барон настолько поглощен накоплением богатства, что больше ничего в мире его не интересует. Он ненавидит даже собственного сына, на которого нужно тратить деньги. Барон во всем себе отказывает, лишь бы не трогать ни одной монеты из заветных шести сундуков с золотом.
Встретившись с сыном во дворце у герцога, он бросается на него с оружием и умирает от волнения, думая только о своих сокровищах.

Моцарт и Сальери


Главные герои: Моцарт, Сальери — композиторы

Сальери безумно завидует Моцарту, его оптимизму, его таланту, его божественному вдохновению. Моцарт пишет музыку легко, она словно вытекает из его души, а для Сальери творить мелодии – это тяжелый крест, он изучает гармонию как алгебру и высчитывает каждый звук. При этом он понимает, что никогда ему не достичь вершин в творчестве, никогда ему не встать вровень с Моцартом.

Сальери решил отравить своего друга, чтобы спасти его душу от падения и сохранить святое искусство нетронутым. Отравленный Моцарт уходит из трактира, а Сальери понимает, что его зависть не умерла и по-прежнему терзает его.

Каменный гость


Главные герои: дон Жуан, Анна, статуя командора

Дон Жуан, неотразимый любовник и покоритель женских сердец, убивает на дуэли командора, из-за чего вынужден скрываться. Но он возвращается в Мадрид, желая здесь продолжить свои любовные приключения. На погосте он видит донну Анну, жену командора и мгновенно увлекается красивой вдовой.

Анна поневоле прислушивается к его словам, и ее сердце склоняется к незнакомому отшельнику. Наконец она соглашается на вечернее свидание. Торжествующий дон Жуан, предчувствуя любовную победу, приглашает на вечер командора. В ответ каменная статуя кивает.

Вечером после страстного объяснения, дон Жуан открывает свое настоящее имя и признается, что это он убил ее мужа. В этот момент заходит статуя, она жмет руку своему убийце, и оба проваливаются в ад.

Пир во время чумы


Главные герои: Вальсингам, Мэри

Во время великой чумы группа молодых людей поставили столы на главной площади и, скрывая свой страх смерти, стараются веселиться и не думать о повозках с мертвыми, которые постоянно проезжают мимо. На упреки священника Вальсингам отвечает, что горе убивает душу, и после этого уже ничего не страшно.

Вывод (мое мнение)


Каждая маленькая пьеса показывает, как отвратительны людские пороки. Греховная страсть не может быть благородной, она разъедает душу и делает человека нравственным уродом.

ЧИТАТЬ ОПИСАНИЕ…

frigato.ru

«Маленькие трагедии» А. С. Пушкина как «опыты драматических изучений» человека

1. Маленькие трагедии» — произведения, отображающие внутренний конфликт героев.

2. Сальери, терзаемый завистью.

3. Конфликт между сыном и отцом в «Скупом рыцаре».

4. Противостояние Дона Гуана и Командора.

В цикл «Маленькие трагедии» Александра Сергеевича Пушкина входят 4 произведения: «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы», «Моцарт и Сальери». В них изображаются души людей, которые захвачены всепоглощающей и разрушительной страстью. «Маленькими» они были названы, потому что включают всего 3 сцены. Перед читателем открывается сразу действие в кульминационный момент, в который один из героев стоит перед лицом смерти и трагедия заканчивается его гибелью.

Пушкин изображает своих героев — Барона, Сальери, Дон Гуана как незаурядных, мыслящих, сильных натур. Их внутренний конфликт с собой окрашен подлинным трагизмом. Так, Сальери мучается от зависти, скупой рыцарь — от жадности и скупости, Дон Гуан — от чувственности.

Легенда о смерти великого Моцарта стала предметом разных произведений. Пушкин в трагедии «Моцарт и Сальери» наделил ее новым звучанием, особенной страстью и яркостью. Главная завязка сюжета — страшная зависть талантливого композитора гению. Именно Сальери, а не Моцарт, является главным героем.

Моцарт Пушкина — это беззаботный гений, идущий по жизни легко. Он резвится по балам, веселится с прекрасными девушками и пишет музыку. Сальери — человек, которого с одной стороны восхищает музыка Моцарта, с другой — он, мучимый завистью, не может осознать такой несправедливости судьбы.

В произведении фактическая победа достается Сальери. Он остается живым, а Моцарт гибнет. Но Сальери не смог устранить сам источник внутреннего конфликта — зависть. Весь смысл произведения заключается в финальной сцене прощания Сальери с Моцартом. Сальери не может прежде всего жить в гармонии с собой, он обделен даром человечности, беспечной радости бытия, способностью Ценить каждое мгновение.

В произведении «Скупой рыцарь» действие происходит в средневековье, эпоху рыцарских турниров, прекрасных дам сердца, которые вдохновляли на подвиги. Рыцари были олицетворением чести и благородства, независимости и самоотверженности. Но по мере изменения бытия менялись и сами рыцари. Их феодальные поместья не могли обеспечить достойное существование рыцарей. На смену благородным чувствам пришло стяжательство, желание обогащения и приумножения материальных благ.

Герой трагедии — рыцарь Альбер — победитель турнира. Его блестящий удар, выбивший из седла графа Делоржа, славят герольды. Но сам Альбер проклинает своего противника, повредившего ему ударом копья шлем. Ведь у Альбера, несмотря на то что отец его достаточно состоятельный человек, нет денег на новый. В результате он вынужден выпрашивать деньги у ничтожного по происхождению, но богатого еврея.

Альбер мечтает о свободе и независимости. И в его сознание закрадывается ничтожная мысль о скорой кончине отца, трясущегося над своим богатством и не желающего пожертвовать его частью для поддержания достойного образа жизни сына. Это приводит юношу в ярость, появлению внутреннего конфликта между рыцарской честью и невозможностью ее соблюдения. Сам Альбер восклицает:

— О бедность, бедность,

Как унижает сердце нам она.

Барон не простой стяжатель, он настоящий «поэт» золота. Для него каждая монета является символом трагической судьбы реальных людей, которые вынуждены были отдать себя в кабалу к безжалостному ростовщику. Лелеемые сокровища барона — «слезы, кровь и пот, пролитые за все, что здесь хранится». И поэтому они представляют такую ценность для него, ибо потребовали неимоверного напряжения воли, абсолютного подавления человеческих слабостей:

Кто знает, сколько горьких воздержаний,

Обузданных страстей, тяжелых дум,

Дневных забот, ночей бессонных мне

Все это стоило?

Но ради чего Барон терпел все эти лишения? Ради собственной гордыни, могущества, безграничной власти над миром, которую приносит хозяину золото:

Что не подвластно мне? как некий демон

Отселе править миром я могу;

Лишь захочу — воздвигнутся чертоги;

В великолепные мои сады

Сбегутся нимфы резвою толпою;

И музы дань свою мне принесут,

И вольный гений мне поработится…

В финальной сцене, которая происходит в замке герцога, сын противостоит отцу. Рыцарь Альбер забыл о своей благородности и с нескрываемой радостью принимая вызов старого отца. А Барон, далекий от рыцарского кодекса чести, проявляет себя человеком, обладающим обостренным чувством личного достоинства. Внутренний конфликт обоих приводит к бессмысленной жестокости и неизбежной трагедии. С горечью и состраданием говорит герцог: «Ужасный век, ужасные сердца!»

Дон Гуан — главный герой трагедии «Каменный гость». Культ наслаждения, который он исповедует, оказывается равным смерти. Опять же к трагическому финалу приводит внутренний конфликт героя, который возникает тогда, когда Дон Гуан перестает чувствовать себя только «импровизатором любовной песни», а становится личностью, переродившийся под влиянием внезапно нахлынувшего и дотоле неведомого ему чувства. Дон Гуан уже не «ветреный любовник», а человек, отличающийся сдержанным и целомудренным поведением, не подлаживающийся под внешние обстоятельства, под характер вдовы, что «слезы с улыбкою мешает, как апрель». Он стремится к предельной прямоте и честности в отношениях с Донной Анной.

В финальной сцене игра Дон Гуана закончена, он не устоял в схватке с каменным исполином. Статуя Командора казнит «безбожного обольстителя» во имя «супружеского долга», «верности», «нравственности» и «морали». Но Дон Гу- ан погибает как рыцарь с именем Донны Анны на устах.

В своих «Маленьких трагедиях» Пушкин пишет о чувствах, эмоциях, которые свойственны реально существующим людям. Поэтому образы, созданные писателем, остаются актуальными до сих пор.

sochineny.ru

Краткое содержание Пушкин Маленькие трагедии для читательского дневника

Маленькие трагедии состоят из 4 рассказов:

Скупой рыцарь

Сюжет драматического произведения разворачивается в эпоху средневековья. Главные герои трагедии пожилой рыцарь и его сын Альбер. Барон очень скупой, мелочный человек, помешенный на богатстве. Он испытывает необъяснимую радость при виде своих сокровищ. Старик может несколько часов подряд сидеть в подвале и разглядывать сундуки с золотом. Рыцарь нажил такое состояние при помощи обмана и угнетения.

Альбер – юноша лет двадцати, мечтает добиться успеха не только в военном деле, но и покорить сердца светских красавиц. Чтобы добиться этих целей, рыцарю необходимы средства, которые отец ему не дает. Поэтому Альбер вынужден брать взаймы у ростовщика Соломона, хитрого еврея. Последнему, в конце концов, надоедает давать деньги в долг, и он отказывает Альберу в помощи. Соломон дает ему совет, чтобы юноша отравил отца, и забрал все его имущество. Альбер в разъяренном состоянии прогоняет прочь хитреца, но в подсознании понимает, что был бы не против совершить такое деяние.

Во время случайной встречи отца и сына у общего приятеля герцога, взаимная ненависть вспыхивает, и они бросаются в бой. В этой битве погибает скупой барон, у которого перед глазами остались лишь сокровища.

Трагедия учит своего читателя не быть мелочным, безжалостным человеком, любить своих детей и не жалеть на них заработанные средства. Все нажитое богатство с собой в могилу не унесешь. (Подробное краткое содержание)

Моцарт и Сальери

Второе произведение основано на легенде о смерти известного композитора Моцарта. Сальери – знаменитый музыкант, преданный своей теории. Он считает, что все в мире поддается математическим расчетам, в том числе и музыка. Однако, чудесные пьесы Моцарта, жизнерадостного и талантливого музыканта, противоречат концепции Сальери. Он завидует гениальности композитора и поэтому решает отравить конкурента.

В трактире Моцарт рассказывает товарищу, что к нему домой приходил человек в черном одеянии и заказал написать реквием. После выполнения заказа, этот чудак так и не вернулся. Моцарт чувствует, что это произведение написал для самого себя. Сальери неискренне успокаивает друга и воспользовавшись моментом, насыпает яд в его бокал. Моцарт выпивает содержимое бокала и подходит к фортепиано, играет свою новую прекрасную пьесу «Реквием». Он уже обречен на смерть. Сальери шокированный этим великим произведением и своим деянием, он не может сдержать лез. Он еще на долгие годы запомнит последние слова своего конкурента, что гений и преступник – несовместимые вещи. Значит злоумышленник никогда не станет гением в музыке. Достоверность этих слов не дает спокойствия Сальери.

Произведение учит читателя, что зависть – порок, способный затмевать разум и подталкивать человека к совершению необдуманных действий и поступков. (Подробное краткое содержание)

Каменный гость

Главный герой пьесы Дон Гуан – известный дуэлянт, приезжает в Мадрид. Там он отбывал ссылку за разврат и убийства. Дон с нетерпением желает резвиться со светскими барышнями поэтому держит путь к своей приятельнице Лауре.

В это время актриса Лаура ужинает со своими поклонниками. Они любуются ее игрой и с наслаждением слушают ее пение. Актриса признается, что эту песню написал ее бывший ухажер Дон Гуан. Дон Карлос, услышав знакомое имя, вспыхнул от ярости, оскорбил Лауру. Дело в том, что Дон убил его брата на дуэли.

В этот момент приезжает Гуан. Враги начали битву на шпагах. Карлос погибает в этом бою. Дон торжествует, а Лаура быстрее хочет избавиться от трупа.

Гуан скрывается в монастыре под видом монарха. Здесь он обращает внимание на красивую женщину Донну Анну, жену убитого им командора. Она приезжает часто в монастырь к статуе мужа. Дон заводит с ней любезный разговор. После долгого одиночества Анна соглашается на свидание с незнакомцем, но лишь для беседы.

Дон зовет каменную статую прийти посмотреть на свидание с его супругой. Статуя кивает головой, слуга Лепорелло шокирован, а дуэлянту хоть бы что.

Во время встречи, Дон признается Анне, что является убийцей ее мужа, она в ужасе, находится в полуобморочном состоянии. В этот момент входит каменный гость и хватает Гуана и уносит его в ад.

Пьеса учит читателя, что убийство – это очень страшное злодеяние. Никто не вправе отнять жизнь другого человека, кроме Всевышнего. Только он имеет право распоряжаться судьбой людей.

Пир во время чумы

Лондон в 1665 году настигла страшная чума, которая унесла тысячи людей. Горожане в ужасе от происходящих событий, а посреди одной из городских улиц несколько человек устроили пир. Но их радость не настоящая. Люди, затеявшие веселье, стараются забыться, утопить в алкоголе тоску по родным, которых теряют ежедневно.

Председатель этого застолья Вальсингам предлагает блондинке Мери спеть. Красавица запевает очень трогательную, печальную песню о своей Родине. Нет счастья в ее родных краях, не слышно пение птиц, детский смех, кругом лишь слезы и крики по погибшим. Девушка просит возлюбленного, если даже ей суждено умереть, чтобы он не приближался к ее зараженному телу, а быстро уехал в другие края. Приятели смеются над ее сентиментальностью.

Далее Вальсингам сам исполняет гимн чуме. Услышав пение председателя, священник уговаривает его остановить безбожные деяния, а также напоминает Васильгаму, как совсем недавно он потерял мать, а затем и любимую жену. Но юноша признается, что после этих событий, его душа навсегда умерла. Монах молится за душу Васильгама и удаляется прочь. Веселье продолжается, лишь председатель тихонечко притаился, задумался.

Трагедия учит уважать горе свое и других людей, чтить память о погибших родных и близких, молиться за их души, а не поддаваться алкоголю, с целью забыть горе. (Подробное краткое содержание)

Оцените произведение: Голосов: 65

Читать краткое содержание Маленькие трагедии. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений

Пушкин. Краткие содержания произведений

Картинка или рисунок Маленькие трагедии

Другие пересказы для читательского дневника

  • Краткое содержание Под сетью Мёрдока

    Основное действие данного произведения ведется от лица, одно юного молодого человека, которого зовут Джейк Донахью. Быт его не обустроен, постоянного и надеждного жилья он не имеет

  • Краткое содержание Тургенев Свидание

    Начинается история с описания девушки. Охотник залюбовался ей – её красотой и здоровьем, гармоничностью. Простая девушка не выглядит простушкой. Видно, что она кого-то напряженно ждёт, перебирая собранные цветы

  • Краткое содержание Куприн Белый пудель

    Главным действующим лицом является белый пудель по кличке Арто. Он отличался исключительным умом и дрессированостью. Этот пес входил в бродячую трупу циркачей, которой кроме него были еще старый шарманщик Мартын и мальчик-акробат Сережа

  • Краткое содержание Мериме Маттео Фальконе

    В Названии произведения — имя главного героя, необыкновенной, уважаемой на Сицилии личности. Он известен там как гордый и честный человек, гениальный стрелок, хотя Маттео остепенился

  • Краткое содержание Орфей и Эвридика опера Кристофа Глюка

    Знаменитый немецкий композитор Кристоф Глюк является автором одной из самых известных опер «Орфей и Эвридика». Тут автор рассказывает о возвышенных, наземных чувствах

chitatelskij-dnevnik.ru

«Маленькие трагедии» Пушкина: трагедия человеческих пороков

Драматический цикл «Маленькие трагедии» классика русской литературы состоит из четырех произведений – «Моцарт и Сальери», «Пир во время чумы», «Каменный гость» и «Скупой рыцарь», главными героями которых являются личности, живущие своими страстями, приводящими их и близких им людей к гибели.

В числе основных персонажей «Маленьких трагедий» – Дон Гуан, Сальери, Барон… Все они сильные, мыслящие и незаурядные натуры, но внутри каждого из них зреет конфликт, который неизбежно приводит к трагическим последствиям. Дон Гуан оказался слишком чувствительной натурой, Барон – скуп и жаден, а Сальери – завистлив. Именно эта черта характера последнего делает его более важным персонажем, чем талантливого и беспечного везунчика Моцарта, которому написание музыки дается с невероятной легкостью, он пользуется успехом у очаровательных юных дев, любит веселье и балы.

Сальери восхищается его талантом, но в то же время сильно завидует «конкуренту» и решает, что справедливость, в его представлении, должна восторжествовать. В итоге Моцарт гибнет, а Сальери остается жить, но почему-то его зависть не исчезает и лучше ему не становится. Выясняется, что виной тому были не внешние факторы, а внутренние проблемы завистливого композитора. Его жизнь лишена чувства гармонии, он не умеет радоваться успехам других и обречен на вечное страдание.

Персонаж «Скупого рыцаря» Альбер побеждает в турнире над графом Делоржем. Его прославляют вельможи и дарят свои улыбки прекрасные дамы, но победитель недоволен. Его гнетет, что соперник своим копьем повредил ему шлем, а купить новый Альберу не за что. Рыцарю не остается ничего другого, как просить взаймы у состоятельного еврея.

Герой хочет стать независимым и это желание наводит его на мысль о богатом отце, наследство которого перейдет ему после смерти старика.

Барон – страшный скупердяй. Он обделяет своего сына в расходах, так как считает того мотом, из-за чего молодой рыцарь часто злится на жадного родителя, у которого нет никаких отцовских чувств к наследнику. Хоть он и считает себя настоящим рыцарем, но злость и досада на родного человека берут верх над благородством и честью.

Его отец боготворит золото. Оно для него – символ трагедии других людей, отдавших себя в кабалу жестокому ростовщику. Барон долго собирал свое несметное состояние и не собирается расставаться ни с одной монетой. Ради богатства он постепенно убил в себе все человеческие чувства.

В финале происходит открытое противостояние отца и сына, которое приводит к трагическим последствиям.

Главным героем «Каменного гостя» является Дон Гуан, который признан настоящим обольстителем женских сердец, но его жизнь также завершается трагически. Он отрекается от своего беззаботного прошлого ради единственного настоящего чувства в его жизни – любви к Донне Анне. Дон Гуан на глазах превращается в целомудренного и сдержанного мужчину, хотя до этого все знали его как ветреного любовника. Он ждет от Донны Анны взаимности, но его опережает Каменный Командор в виде статуи почившего мужа возлюбленной Дона Гуана, которая наносит прозревшему обольстителю смертельный удар. Умирая, главный герой не отказывается от своей любви.

Главная идея книги

«Маленькие трагедии» Пушкина – произведение актуальное и в наше время. В «Скупом рыцаре» раскрывается суть страсти людей к накопительству, присущая и некоторым современным жителям нашей планеты, для которых деньги стали чем-то священным, смыслом их жизни.

Два композитора Моцарт и Сальери показаны у Пушкина, как две стороны одной «монеты», жизнь и смерть, земля и небо. Чтобы в мире не нарушался баланс добра и зла в нем должны жить гении и злодеи.

Каков он Моцарт? Сумасшедший гений или создатель божественной музыки? А Сальери совершил злодеяние или восстановил справедливость?

В «Каменном госте» Пушкин поразмышлял на тему смерти и любви. Очень часто эти два понятия в жизни людей пересекаются. Как уберечь светлое чувство от тьмы? Как страсть отделить от любви? Что ощущает человек на пике главного человеческого чувства?

В «Пире во время чумы» люди находятся на грани жизни и смерти. В этом состоянии они готовы на безрассудные поступки. Их земной путь может прерваться в любой момент. Старуха с косой где-то совсем близко. Как при этом не потерять свой человеческий облик и жить до конца с высоко поднятой головой?

Анализ произведения

Основным посылом пушкинского «Скупого рыцаря» является формула «деньги – это власть». Главная цель жизни Барона – нажива. Он купается в своем богатстве и не желает делить его ни с кем. Даже с самыми близкими людьми.

Немного другая страсть гложет сердце героя произведения «Каменный гость». Она находится в иной плоскости людской натуры и более человечна. Дон Гуан превратился из опытного любовника в легкоранимого, страдающего рыцаря. Если раньше женщины ложились у его ног, то теперь он сам готов отдать все за улыбку и поцелуй Донны Анны.

В свое время Дон Гуан лгал женщинам, чтобы завоевать их расположение и у него это здорово получалось. Теперь он хочет быть со своей возлюбленной до конца честен.

Было время, когда главный герой «Каменного рыцаря» уничтожал всех соперников на своем пути. И не важно, были ли это любимые мужья или влюбленный юнцы. Ни что не могло стоять на пути Дона Гуана к сердцу его «жертвы». Но когда в его душе родилось настоящее чувство, он сам стал уязвим.

Новоявленный рыцарь приглашает Командора на ужин и там он встречает его супругу Донну Анну. Сердце обольстителя разбито. Он не представляет себе жизни без этой женщины. Теперь внутри Дона Гуана кипит не животная страсть, а настоящее божественное чувство. Но, видимо, прежние грехи не списаны и трагический финал неизбежен.

Другой герой-любовник Пушкина – музыкальный гений Моцарт. Этот композитор творит, как дышит – легко и непринужденно. Ему не свойственны сомнения. Он в плену у своих звуков, которыми готов делиться со всеми вокруг. Моцарт думает, что так будет продолжаться вечно. Но любая жизнь рано или поздно имеет свой конец.

Его визави Сальери обладает рациональным умом. Он пишет музыку, будто рассчитывает математические формулы. Этот композитор знает цену каждой ноте. Музыка для него священна и он не желает подпускать к ней никого. Сальери хочет сохранить всю ее красоту только для себя и наслаждаться ею в одиночку. Его гармонические отношения с музыкой не могут быть нарушены и те, кто не понимает это, должны погибнуть.

Самая страшная цена за величие – убийство. Страсть к единовластию в мире музыки у Сальери велика и он не потерпит, чтобы священнодействие превратилось в балаган. Ради гармонии он готов на разрушения.

В «Пере во время чумы» классик русской литературы тоже пишет об одной из человеческих страстей – отсутствии боязни смерти. Жизнь – это все, но перед смертью и она сдается. Остается прожить каждый отведенный день по разумению самого человека, стоящего на краю пропасти. Именно в этом состоянии оказывается, что сила духа может победить старуху с косой.

Действие «Маленьких трагедий» происходит в Средние века, в эпоху Ренессанса. Именно в то время у людей максимально проявлялись такие чувства как рыцарская честь и бесстрашие, которые абсолютно контрастировали с жадностью, накопительством, завистью и прелюбодеянием.

Анализ “Маленьких трагедий” Александра Пушкина

Оцените страницу

r-book.club

Краткое содержание Маленьких трагедий Пушкина за 2 минуты пересказ сюжета

«Скупой рыцарь»

Трагедия «Скупой рыцарь» была опубликована в журнале «Современник» в 1836 г. Действие происходит в эпоху средневековья. Героями являются барон Филипп и его сын Альбер. Они – благородные рыцари, потомки славного рода. Однако времена изменились, поменялось и мировоззрение людей.

Добрый и душевный юноша Альбер живет мыслями не о великих воинских подвигах, а о победах на придворных турнирах и успехе у светских красавиц. Он не считает копье и шлем грозными средствами борьбы с внешними недругами. Для него – это лишь блестящие украшения. Альбер финансово зависим от отца. Этот факт заставляет юношу унижаться перед собственным отцом и желать заполучить его наследство.

В лице барона Филиппа в «Скупом рыцаре» представлен человек огромной воли. У барона сильный несгибаемый нрав. В тоже время это человек безжалостный и невероятно скупой. Его безумная любовь к деньгам превратилась в чудовищную манию. Это ненормальная зависимость лишила его человеческих качеств, даже отцовские чувства были подавлены этой пагубной страстью к деньгам. Он готов сразиться в поединке с собственным сыном, который представляется ему смертельным врагом. К каждому золотому в своем сундуке барон относится как к предмету, окропленному человеческими потом, кровью и слезами. Он чувствует себя всемогущим и всесильным. Он неустанно верит, что способен купить совершенно все: любовь, доброту, вдохновение, уважение и власть.

Эти две личности – Альбер и барон Филипп совершенно противоположные друг другу герои. Один искренен, наивен и щедр, а другой умен, своенравен и ужасно скуп.

Трагедия «Скупой рыцарь» позволяет понять, как пагубно скупость влияет не только на самого человека, ею охваченного, но и на его ближайшее окружение, нарушая тем самым умиротворенность человеческого существования.

«Моцарт и Сальери»

Трагедия «Моцарт и Сальери» была напечатана в альманахе «Северные цветы». Несмотря на краткость произведения, автор затрагивает психологические вопросы человеческой души. Здесь тесно переплетаются дружба, творчество, талант, отношение к миру и другие аспекты человеческой жизни, на фоне которых возникает драматический конфликт.

Все герои трагедии «Моцарт и Сальери» — вымышленные. А.С.Пушкин воспользовался легендой об отравлении великого композитора, чтобы показать, как зависть может довести человека до преступления.

Основной герой произведения – Сальери. Его путь к славе был долгим и трудным. Сальери посвятил музыке всю свою жизнь. Исключительно благодаря своему усердию и трудолюбию, Сальери удалось подняться на вершину славы. Он создавал произведения, основываясь на гармонии, но его музыка была бездушна и лишена жизни.

Сальери считал, что музыка – это дело избранных. Он презирал простых людей, не относящихся к музыкальной элите. Пока в его окружении находятся люди, подобные ему, добившиеся успеха своим трудолюбием, Сальери спокоен и счастлив. Однако появляется Моцарт, чья музыка легка и свободна, и в Сальери просыпается зависть. Сальери считал несправедливым, что дар создавать такую музыку был дан при рождении. Моцарт был гениальным композитором, которым восхищался и сам Сальери. В тоже время Сальери понимал, что завидует Моцарту. Осознавая всю гнусность этого подлого чувства, Сальери оправдывал себя мыслями о том, что талант Моцарта бесполезен.

Музыка для Моцарта – это воздух, это жизнь. Он создает музыку не ради славы, не ради выгоды, а ради музыки как таковой. Моцарт – открыт и честен. Он считает Сальери своим другом и даже не подозревает о том, какие злобные мысли об его отравлении обитают в голове этого человека.

Данная трагедия позволяет понять, что зависть – плохое человеческое качество, часто приводящее к печальным последствиям.

«Каменный гость»

Трагедия «Каменный гость» была написана в 1830 г. В Болдине. Впервые была напечатана уже после смерти поэта в 1839 г. в сборнике «Сто Русских Литераторов». Поэма была основана на сюжете испанской легенды о развратном Дон Жуане, которого наказала ходящая и говорящая статуя, отправившая его в адское пламя.

Пушкинский Дон Гуан – личность многогранная. Он смел, благороден, но расчетлив. Это поэт любовной страсти. Образ главного героя довольно противоречив, однако он всегда искренен, а может быть просто хочет казаться таким.

В пьесе показаны только 3 женщины Дон Гуана из многочисленных. Инеза, Лаура и Дона Анна раскрывают черты характера главного героя. Первая, Инеза покорила Дон Гуана черными глазами и обворожительным взглядом. К сожалению, она рано умерла и главный герой с грустью и нежностью вспоминает ее.

Вторая женщина Лаура, привлекла Дон Гуана тем, что была похожа на него в своих поступках. Она делала то, что ей нравилось и жила свободной жизнью. Дон Гуан и Лаура не скрывали, что изменяют друг другу. Их странная любовь больше была близка к дружбе.

Третья, Дона Анна, внутренне противоречивая личность. Она хотела быть верна своему мужу, однако Дон Гуан, убивший его, не вызывает у нее ненависть. Наоборот Дона Анна принимает ухаживания этого пылкого мужчины. Хоть она и была скромной и искренней, но так и не смогла устоять против нахлынувших чувств. Дона Анна верит в любовь Дон Гуана, но при этом понимает, что он за человек. Эта женщина пробуждает в главном герое, казалось бы, искренние и глубокие чувства, под влиянием которых Дон Гуан как будто перерождается, переосмысливает свое прошлое. Но, увы, прошлое невозможно уничтожить. Оно пагубно сказалось на судьбе героя.

Трагедия «Каменный гость» призывает ответственно относиться к своим поступкам, которые могут оказать как хорошее, так и плохое влияние на дальнейшую судьбу человека.

«Пир во время чумы»

Трагедия «Пир во время чумы» была написана в 1830 г. в Болдине и напечатана в 1832 г. в альманахе «Альциона». Для написания своей пьесы, А.С.Пушкин заимствовал переведенный им драматический отрывок из поэмы Джона Вильсона «Город чумы». Сюжет был взят из другого произведения, но лучшие части трагедии были написаны самим поэтом.

В пьесе «Пир во время чумы» поэт отчетливо изображает страх смерти. Находясь в одном мгновении от неминуемой смерти, каждый ведет себя по-разному. Кто-то пирует и веселится, как будто бы смерти и нет вовсе. Однако она напоминает о себе в виде телеги с мертвыми, проезжающей по улицам. Кто-то усердно начинает молиться, уповая на волю Всевышнего Господа Бога. Некоторые утешаются с помощью поэзии, переживая собственную боль в песнях и стихах. Другие же пытаются победить страх смерти силой своего внутреннего духа.

Главным героем трагедии «Пир во время чумы» является председатель пира Вальсингам. Этот человек смел, он не привык бежать от опасности, а предпочитает сталкиваться с ней лицом к лицу. Вальсингам далеко не поэт и никогда не был им, но впервые, находясь под впечатлением смертельной болезни, унесшей огромное количество жизней, сочиняет гимн чуме. Председатель учится жить в атмосфере страха, пытается наслаждаться ощущением смертельной опасности. Его силу духа не способны побороть даже мысли о недавней смерти матери и любимой жены.

В произведении председателю противопоставляется священник. Он успокаивает всех тех, кто из-за зловещей болезни потерял родных и близких. Священник противостоит смерти и страху смерти с помощью смиренных молитв. Он верит в то, что на небесах будут соединены все разлученные души. Священник призывает пирующих не очернять память умерших и прекратить пир и веселье.

Трагедия «Пир во время чумы» позволяет понять силу человеческого духа и внутреннюю силу перед страхом неминуемой гибели.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Пушкин. Все произведения

Маленькие трагедии. Картинка к рассказу

Сейчас читают

2minutki.ru

Краткое содержание Пушкин Маленькие трагедии

«Скупой рыцарь». Пожилой рыцарь безумно скупой. Деньги барон зарабатывает обманом. Сын рыцаря его ненавидит, ведь отец не дает ему и монетки. Сын связывается с плохим человеком, который советует ему отравить отца. Однажды рыцарь и сын встретились у знакомого герцога, и их вражда вспыхнула, они взялись за оружие, и престарелый рыцарь погиб.

«Моцарт и Сальери». Сальери знаменитый композитор, который изучил музыку по типу алгебры, но его слава меркнет на фоне молодого Моцарта. Сальери решает отравить Моцарта и подсыпает ему в бокал яд. Когда отравленный Моцарт покинул дом Сальери того стала мучить совесть, он понял, что музыкант и убийца несовместимы и спасает Моцарта.

«Каменный гость». Дуэлянт Дон Гуан приезжает в Мадрид. В дуэли он убивает человека и скрывается в монастыре, в котором похоронен убитый им человек. К надгробию падшего каждый день приезжает жена и Гуан решается ее соблазнить. Его план срабатывает, и с издёвкой молодой человек пригласил покойника посмотреть на свидание. Во время свидания в дом вошла статуя покойного и забрала Гуана в ад.

Пушкин. Краткие пересказы:

Картинка Маленькие трагедии Сейчас читают:
  • Краткое содержание Пушкин Капитанская дочка

    Прапорщик Гринев происходит из дворянской, но бедной семьи, поэтому в детстве не получил ни должного образования, ни светского воспитания. Был отправлен отцом познавать жизнь на службу в Белгородскую крепость.

  • Краткое содержание Алексин Звоните и приезжайте

    В рассказе «Звоните и приезжайте» повествование ведется от первого лица: мальчика-шестиклассника. Это история обычной городской семьи — мама, папа, сын и приходящая по вечерам, помогать по хозяйству, бабушка.

  • Краткое содержание Алексин В стране вечных каникул

    Во время зимних каникул школьник Петя выиграл соревнование и за это Дед Мороз готов исполнить любое его желание. На следующий день у Пети была путевка в вечные каникулы. Пете не нужно было больше ходить в школу, и родители приказали развлекаться весь день

  • Маршалл
  • Краткое содержание Паустовский Растрепанный воробей

    Сказка Растрепанный воробей наполнена атмосферой волшебства. Паустовский показывает, что даже в самой обычной жизни есть место добру и волшебству.

  • Краткое содержание Чехов Каштанка

    Каштанка была смесью дворняжки и таксы. Она никак не могла понять, почему заблудилась. Собачка вспоминала то утро, и своего хозяина, Луку Александровича. Тогда, выходя из дому к заказчикам, он позвал Каштанку с собой.

uchim-klass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *