Пушкин в михайловском кратко – Михайловское — Александр Пушкин

Михайловское — Александр Пушкин

 

…Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия как ангел утешитель
Спасла меня, и я воскрес душой.

(Из стихотворения » …Вновь я посетил…»)

 

В селе Михайловском Псковской губернии располагалась родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, где Александр Сергеевич неоднократно бывал в разные годы своей яркой, творчески плодотворной жизни и затем обрел свой последний приют. В настоящее время здесь действует Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А.С. Пушкина «Михайловское».

 

 

                                В разны годы 
Под вашу сень, Михайловские рощи, 
Являлся я; когда вы в первый раз 
Увидели меня, тогда я был 

Веселым юношей, беспечно, жадно 
Я приступал лишь только к жизни; годы 
Промчалися, и вы во мне прияли 
Усталого пришельца.

(Из стихотворения » …Вновь я посетил…»)

 

В июле 1817 г., после окончания Царскосельского лицея, юный поэт впервые посещает Михайловское, в те годы принадлежавшее его матери – Надежде Осиповне. Он был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.», как напишет потом в одной из своих автобиографий.

 

В 1819 г. Пушкин провел здесь лето, восстанавливаясь после болезни. В это время было написано антикрепостническое стихотворение «Деревня».

 

В августе 1824 г. Александр Сергеевич Пушкин был сослан в Михайловское по указанию императора Александра I за увлечение «атеистическими учениями» под надзор местных властей и духовенства.  В ссылке Пушкин провел более двух лет, жизнь поэта-изгнанника скрашивали народные сказки, множество которых знала няня Пушкина – Арина Родионовна, их сюжеты были использованы в дальнейшем для написания собственных сказок в стихах. В Михайловском поэта навещали лицейские друзья – Дельвиг, Пущин, Горчаков. Также Пушкин общался с Осиповыми-Вульф, хозяевами соседского имения Тригорское. Здесь же произошла встреча с племянницей Осиповой — Анной Керн, которой поэт посвятил стихотворение «Я помню чудное мгновенье…».

 

Несмотря на душевные переживания, период ссылки в Михайловском был плодотворным для Пушкина, он много работал, читал, размышлял, и после окончания ссылки в сентябре 1826 г., поэт часто приезжал сюда, в «обитель дальнюю трудов и чистых нег» в поисках уединения и творческого вдохновения.

 

Именно в Михайловском Пушкин создал более ста лирических стихотворений, поэму «Граф Нулин», драму «Борис Годунов», основную часть романа в стихах «Евгений Онегин».

 

Поэт много общался с местными крестьянами и помещиками, впитывал народное творчество, что помогало ему находить новые образы и сюжеты. Он любил дальние прогулки, иногда путь его лежал к стенам расположенного в пяти километрах от Михайловского Святогорскому монастырю, где находится некрополь Ганнибалов. Здесь в 1836 году была похоронена его мать Надежда Осиповна Пушкина, а менее чем через год — и сам поэт, погибший на дуэли …

 

После смерти А.С. Пушкина судьба Михайловского имения была непростой. Оно неоднократно перестраивалось потомками поэта, почти полностью уничтожалось в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, но затем было вновь восстановлено. Сейчас Михайловское и его окрестности — это историко-литературный мемориальный комплекс и природно-ландшафтный музей-заповедник.

 

Михайловское на карте

Добраться до музея-заповедника можно на автотранспорте. До поселка «Пушкинские горы», где находится администрация музея, ходят рейсовые автобусы из г. Пскова, г. Москвы и г. Санкт-Петербурга. Удаленность от г. Пскова — около 120 км.

alexanderpushkin.ru

Доклад Пушкин в селе Михайловском 4 класс кратко сообщение

Изгнание поэта в родовое поместье его матери в село Михайловское последовало сразу же по возвращении с южной ссылки. Пребывая в изгнании в Одессе, Пушкин написал оду «Вольность», которая не понравилась императору. И если бы не защита друзей, Александра выслали бы в Сибирь. Изгоняя поэта из Петербурга, царское правительство предостерегало прочих свободомыслящих, что не собирается сносить от подданных свободных суждений. Депортация продолжалась с 1824 по1826 гг.

На первых порах Пушкину в селе было скучно, но затем поэт пришел к выводу, что более удачного времени для творческого процесса может и не быть, и принялся творить. Он дописывает повествовательное произведение «Цыганы». Воспоминания о Кавказе еще свежи в памяти и являются источником вдохновения. Александр переносит на бумагу все, что было задумано еще в изгнании на юг: «Евгений Онегин», «Граф Нулин», «Бахчисарайский фонтан».

Пребывая в изгнании в поместье матери, Пушкин получает возможность ознакомиться с летописями Святогорского монастыря. Александр исследует хроники из жизни Карамзина и с присущей ему пунктуальностью пишет историческую повесть в стихах «Борис Годунов». За время пребывания Пушкина в ссылке его творческие способности упрочились, у него появился свой стиль. Стихотворения, написанные поэтом в изгнании в Михайловское, являются следствием эмоционально-возвышенного мироощущения и пронизаны лирикой.

Свои литературно-художественные произведения Пушкин пишет, попав под обаяние  творений Байрона, он был околдован его творчеством в юные годы. Александр активно переписывается с друзьями из Петербурга, печется, чтобы написанные им литературные произведения увидели свет и беспрестанно и без устали творит. Коммуникация с товарищами провоцирует особый стиль иронический, время от времени Пушкин пишет сатиричные изречения, которые с быстротой молнии распространяются по Петербургу.

В часы отдыха от творческого процесса Александр предпринимает прогулки на лошади, поддерживает знакомства с соседями-землевладельцами, отслеживает уклад жизни сельских жителей. Бездну времени поэт отводит на посещение села Тригорского, которое принадлежит Осиповой Прасковье.

Ссылка в село сблизила Александра и его няню Арину Родионовну. Она рассказывает ему народные сказки, а Пушкин их обрабатывает и создает дивные сказки для детей в стихах.

В сочинениях, написанных поэтом в ссылке, становится заметным жизненное направление литературного роста Александра. Поэт начинает обгонять письменность своего времени.

Ссылка в село Михайловское послужила оберегом для Пушкина во время восстания декабристов, случившегося в 1825 г. от еще более жесткой репрессии. Не составит большого труда догадаться, что в глубине души Александр Сергеевич считал себя декабристом. И если бы во время восстания он находился в Петербурге, поэт не стоял бы в сторонке.

Доклад №2

Два года, проведенных Пушкиным в ссылке в селе Михайловском, были для него тяжелыми и тоскливыми. Его держали практически в заточении. За Александром Сергеевичем следили полицейские, не разрешалось выезжать из села. Поэта спасало творчество. Только благодаря ему и чтению книг Пушкин смог пережить эту ссылку.

Самым близким человеком в Михайловском для поэта была любимая няня Арина Родионовна. Уединенная жизнь Пушкина подтолкнула его на изучение традиций, обычаев и народного фольклора. Во всем этом помогала няня. Жизнь текла размеренно.

Однако, даже в ссылке Александр Сергеевич следит за тем, как развиваются культура и литература в России. Он получает журналы и книги.  И творчество поэта в эти годы переживает золотое время. Все свои мысли, чувства, эмоции Пушкин отдает поэзии. Во время ссылки созданы его бессмертные произведения. Здесь он заканчивает романтичную поэму «Цыгане», пишет трагедию «Борис Годунов». Несколько глав легендарного «Евгения Онегина» так же написаны в Михайловском. Стихотворение «Я помню чудное мгновение…» муза принесла поэту тоже во время этой ссылки.

Трагедия «Борис Годунов» одно из самых значимых произведений Пушкина. В ней он передает события того времени максимально достоверно. А образ царя создан великолепно. Сложный, многогранный, сильный. Он поистине главный герой произведения. Вторым главным героем выступает народ. Пушкин показывает противостояние народа и власти. Рискованная в те времена тема.

Пушкин жил в Михайловском с 1824 по 1826 год. В это время в Санкт-Петербурге было жестоко подавлено восстание декабристов. Поэт воспринял это событие близко к сердцу. Ведь в нем принимали участие его близкие друзья. Шестеро из них были повешены, многие сосланы в Сибирь. Александр Сергеевич очень переживал и о своей судьбе. В документах, переписках участников восстания повсеместно находили стихи, написанные им. Но царствовавший тогда Николай I решил освободить Пушкина из ссылки. Хотел сделать поэта своим союзником. Но эта свобода оказалась обманчивой. За Пушкиным тайно следили и его письма просматривались. Цензуре подверглось и его творчество. Поэму «Борис Годунов» долго издавать не разрешалось.

Ссылка в Михайловском стала временем, когда гений Александра Сергеевича Пушкина расцвел. Эти несколько лет сделали его лирику особенной. Здесь Пушкин обрел вдохновение, которое не покидало его потом многие годы.

4 класс кратко

Пушкин в селе Михайловском

Популярные доклады

  • Доклад Таблицы менделеева (история и создания) сообщение

    Один из обязательных предметов в школе является химия. Большинство знаний, полученных по этой дисциплине, в жизни не применяются. Но знаменитую таблицу Менделеева знает каждый человек. Мало кто догадывается, как она была создана.

  • Национальные парки Танзании 7 класс

    Танзания – это страна с очень богатым и разнообразным животным миром. Танзания – государство в Восточной Африке и считается самым лучшим для проведения экотуризма. На территории государства есть много национальных заповедников.

  • Доклад Школа Древнего Египта сообщение

    В Древнем Египте образование играло огромную роль в жизни человека. Тот, кто умел читать, писать и считать, всегда мог рассчитывать на безбедное существование.

more-dokladov.ru

Ссылка Пушкина в Михайловском в 1824-26 гг.

Михайловская ссылка Пушкина вовсе не стала первым наказанием молодого поэта. Еще в 1820 году за свои вольные стихи и эпиграммы он отправлялся в южную ссылку. По существу, молодого чиновника просто отправили на службу подальше от Москвы. За четыре года он жил в нескольких городах: Одессе, Екатеринославе, Кишиневе. В этот период было написано несколько известных поэм: «Бахчисарайский фонтан», «Кавказский пленник», «Братья разбойники». Тогда же была начата работа над поэтическим романом «Евгений Онегин».

Ссылка Пушкина в Михайловском

В период пребывания на юге литературная слава молодого поэта неслыханно возрастает. Вместе со славой к нему вновь обращаются внимательные взгляды представителей государственной цензуры во главе с Алексеем Аракчеевым. В 1824 году над поэтом вновь сгущаются тучи. Полиция перехватывает одно из его частных посланий к другу. В этом письме Пушкин высказывает собственные атеистические взгляды. 8 июля того же года поэт отстраняется от службы и отправляется в имение своей матери, располагавшееся в районе Пскова. Собственно, ссылка Пушкина в Михайловском не была для него чем-то слишком уж строгим. Она не была подобна заключению декабристов или ряда других деятелей того времени. Однако этот своеобразный арест, нахождение вдали от литературных друзей и политических единомышленников тяготили поэта. Он сам считал ссылку заточением.

Ссылка Пушкина в Михайловском продолжалась с лета 1824 года до сентября 1826 года. Вместе с тем именно здесь ему впервые в жизни пришлось непосредственно столкнуться с народом, с крестьянством, что дало поэту новое вдохновение и нашло отражение в его последующем творчестве. Сегодня сохранилось немало воспоминаний очевидцев, которые рассказывали впоследствии о том, как Пушкин проникся жизнью крестьян, с огромным энтузиазмом посещая ярмарки, общаясь с местными мужиками. Весь период ссылки Пушкина в Михайловское рядом с ним находилась его состарившаяся к тому времени няня Арина Родионовна. В своих стихах и письмах он называет ее единственной подругой. Также его периодически навещали старые лицейские товарищи: Пущин и Дельвиг, что являлось для классика большой радостью. Летом 1826 года неподалеку от Пушкинского имения поселился молодой поэт Н. Языков. В нем Александр Сергеевич нашел близкого друга. Немало вечеров провели они вместе.

Ссылка Пушкина в Михайловском ярким светом отразилась на его творчестве. На духовную жизнь поэта, как уже отмечалось,

огромное влияние оказало общение с народным людом, приобщение к фольклору. То, что было создано в этот период, пожалуй, составляет одну из самых ярких и блистательных страниц творческой биографии величайшего поэта. Здесь дописывается большая часть поэмы «Цыгане», создаются три главы «Евгения Онегина», из-под пера поэта в Михайловском имении выходят «Борис Годунов», «Сцена Фауста», «Граф Нулин» и множество менее известных стихотворений, набросков и критических статей. Интересно, что уехав в Петербург осенью 1825 г., через месяц после окончания срока ссылки Пушкин вновь возвращается в Михайловское. В этот раз он проводит там около месяца. Однако позднее поэт нередко возвращается сюда, черпая новое вдохновение и творческие силы.

fb.ru

Пушкин в Михайловском (жизнь и творчество поэта) / Пушкин А.С.

Михайловское (август 1824 — декабрь 1825). В Михайловское Пушкин приехал в августе 1824 года и застал там всю свою семью. Поначалу он был всеми встречен весьма радушно. Но как только Сергей Львович понял, что Александр прибыл в родительское гнездо на положении ссыльного, отношение к сыну резко изменилось. Дурное мнение властей об их опальном сыне было, по словам Анненкова, принято родителями поэта за указание, как следует им самим думать о нём, — явление не редкое в русских семьях того времени.

С момента прибытия в Михайловское Пушкин решительно избегал встреч и общения с соседями-помещиками. Исключение было сделано только дня обитателей имения Тригорское. Оно находилось в трёх верстах от Михайловского и принадлежало сорокатрёхлетней вдове Прасковье Александровне Осиповой, по первому мужу Вульф. Эта семья спасала Пушкина от тяжёлой атмосферы родительского дома. Первое время после своего приезда он проводил там большую часть времени.

Находясь в Михайловском, Пушкин по распоряжению властей попал под постоянную слежку. Узнав о приезде Александра Сергеевича, губернатор Пскова Б.А. Адеркас вытребовал его в губернский город, и с поэта была взята подписка, что он «обязуется жить безотлучно в поместье родителя своего…».

Духовный надзор за Пушкиным был поручен игумену Святогорского монастыря. Гражданский надзор входил в обязанность «уездного предводителя дворянства» А.Н. Пещурова. Непосредственное шпионство за поэтом предложили соседнему помещику И.М. Рокотову, но тот отказался. Тогда обратились к Сергею Львовичу, отцу опального поэта. Для А.С. Пушкина это было одним из самых тяжёлых нравственных потрясений.

Как ни мучила и ни угнетала его ссылка, творческое здоровье Пушкина было так велико, что и в этих тяжёлых условиях он чувствовал в себе силы творить то великое, к чему он был призван историей. Почти все произведения первых месяцев в Михайловском связаны с воспоминанием о только что покинутом юге.

Главным мотивом стихотворения «К морю» является переход от «свободной стихии» южного моря «в тень лесов сосновых». Море не просто одушевлено поэтом. Оно максимально к нему приближено. «Свободная стихия» для поэта — это «ропот друга», «зов его в прощальный час», «души предел желанный». Море не только предмет восхищения, но и самый задушевный собеседник, в разговор с которым становятся значимыми, имеющими особый символический смысл «Глухие звуки, бездны глас». Поэт чутко улавливает перемены в настроении этого собеседника «И тишину в вечерний час / И своенравные порывы!».

Стихотворение по многом автобиографично, но эта автобиографичность определяется в первую очередь не какими-то конкретными фактами и деталями, а прежде всего образом морской стихии и навеянными воспоминаниями. Море, его изменчивый, своенравный характер, его величие и красота воскрешают для Пушкина образы двух кумиров, двух гениев. Один из них Наполеон, другой — Байрон, увлечение которым Пушкин пережил на юге. Поэт посвятил ему две строфы стихотворения. Чувство горечи, пронизывающее стихотворение, вызвано тяжёлыми переживаниями, связанными с первыми впечатлениями от пребывания в Михайловском.

С отъездом родителей Пушкин остался в Михайловском с няней. Была уже зима. Арина Родионовна из экономии решила топить только две комнаты: одну — для Пушкина и другую — для себя. С тех пор как её воспитанники выросли, Арина Родионовна была более экономкой, чем няней: смотрела за всем домашним хозяйством Михайловского и заведовала крепостными девушками, которые работали в её комнате.

Пушкин с упоением слушал сказки няни. Сказки Арины Родионовны впоследствии легли в основу сказок самого Пушкина и послужили материалом для пролога к «Руслану и Людмиле», написанного в Михайловском. Произведения устного народного творчества Александр Сергеевич записывал и посещая ярмарки, проводимые в Святых горах.

Освоение фольклора не ограничивалось сказками. К Михайловским годам относятся «Песни о Стеньке Разине», первое произведение русской «литературной» поэзии, в котором живут подлинный дух и форма русской народной песни. И в главном создании Михайловского периода — трагедии «Борис Годунов» — очень сильна фольклорная стихия.

Одиночество ссыльного поэта нарушил лицейский друг И.И. Пущин, навестивший Пушкина в Михайловском 11 января 1825 года. Для Пушкина Пущин был первым вестником из мира, покинутого в 1820 году, мира лицейских братьев, столичной жизни.

В Михайловском поэт продолжал думать о том, как вырваться за границу, при этом считая достаточно веским предлогом ссылку на болезнь. Поэт отправил через Жуковского царю письмо, но тот не передал его по назначению, а лишь хлопотал за друга-поэта. Ничего не зная о судьбе своего прошения, Пушкин был полон надежд. Он посвятил П.А. Осиповом стихи «Быть может, уж недолго мне…», в которых говорит о скором отъезде.

Через три дня он получил извещение от губернатора о том, что ему разрешено ехать лечиться в Псков. Александр Сергеевич был в бешенстве, и в тот же день написал Жуковскому письмо, полное злого сарказма.

Друзья были сконфужены. Положение Пушкина только ухудшилось. О нём напоминали царю, но царь приказал и впредь держать его на привязи.

Тягостное гнетущее состояние скрашивалось встречами поэта с обитателями Тригорского. Среди них особое место занимала Анна Петровна Керн.

Однажды все тригорские жительницы поехали с Пушкиным в Михайловское. Пушкин взялся показать Анне Петровне сад. Он быстро подал ей руку и побежал «скоро, скоро, как ученик, неожиданно получивший позволение прогуляться», и увлекательно и восторженно вспоминал первую встречу у Олениных. На другой день он принёс в Тригорское экземпляр первой главы «Евгения Онегина», между листами которого она нашла стихи. Это было знаменитое «Я помню чудное мгновенье…».

Стихотворение стало подлинным гимном любви, высокому чувству, навеянному встречей поэта с А.П. Керн. Центральный образ — «гений чистой красоты…» взят из стихотворения «Лалла Рук» В.Л. Жуковского. В стихотворении Пушкина образ мелькнул среди «мрака заточенья», когда для поэта в его михайловские недели и месяцы дни тянулись «без слёз, без жизни, без любви». В душе воскрешаются ярчайшие мгновения минувшего, недавно пережитого, высокого и прочувствованного: «и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слёзы, и любовь». Эти строки о пробуждении души, о встрече, дающей полноту внутренней жизни и творческие силы. Это стихотворение о самом главном для поэта, его самой большой возлюбленной — Музе, Лире, о его Творчестве.

Чувства, пережитые в Тригорском, позволяют объединить прошлое и настоящее: «душе настало пробужденье». Наверное, именно поэтому в стихотворении нет деталей, создающих какие-то знакомые, конкретные черты героини. Образный строй предельно обобщён, и если есть персонификация, то она связывается прежде всего с образом самого Пушкина, миром его переживаний, его поэтическим огнем, то слегка затухающим, то ярко разгорающимся вновь и вновь.

Важнейшим для Александра Сергеевича и всей русской культуры произведением стала трагедия «Борис Годунов», написанная в годы михайловской ссылки.

С окончанием трагедии михайловское одиночество делалось ещё невыносимее, а мысль о свободе — неотступнее. И поэту снова пришла мысль о письме к царю. В начале ноября он набросал подлинно драматическое обращение к Александру I, в котором рассказывал о сплетне 1820 года и признавался в намерении убить себя или клеветника. При этом он объяснял своё поведение перед ссылкой желанием спровоцировать репрессии, которые могли бы очистить его от позорящего слуха. Пушкин обращался к великодушию царя и снова просил о разрешении въезда в столицу или выезда за границу.

Письмо осталось неотосланным, а 19 ноября 1825 года Александр I умер. Смерть Александра I давала Пушкину надежду на скорое освобождение. Новый царь Константин не имел личных оснований его не любить. Но скоро Пушкин узнал, что Константин не будет царствовать, что наступило междуцарствие и что готовится выступление тайного общества, решившего воспользоваться временной неразберихой в правительственном лагере.

10 или 11 декабря Александр Сергеевич выехал из Михайловского с намерением в Петербурге явиться прямо на квартиру к Рылееву. Выехав, он был, очевидно, полон внутренних колебаний. Проехав всего несколько вёрст, поэт вернулся в Михайловское, где «в два утра» начал писать «Графа Нулина».

20 декабря в Михайловское пришло известие о выступлении и поражении декабристов и о восшествии на престол Николая I. Первым делом Пушкин сжёг свои записи, которые могли «замешать многих и, может быть, увеличить число жертв».

В полной неизвестности о своей судьбе, медленно и по частям узнавая о том, что произошло в Петербурге, поэт усиленно и плодотворно работал. Закончив «Графа Нулина», он принялся за недоконченную четвёртую главу «Евгения Онегина» и закончил её 3 января, в день второго поражения декабристов — разгрома Черниговского полка при Трилесах. На следующий день он начал пятую. В это время стали приходить первые списки «государственных преступников». В них значились имена лучших друзей поэта, виднейших товарищей по литературе — Пущина, Кюхельбекера, Рылеева, Бестужева.

На полях первых листов пятой главы он рисовал профили декабристов — Плетнёва, Рылеева, Пущина, деятелей французской революции Мирабо и Робеспьера.

Через две недели после поражения декабристов в Петербурге вышла книга «Стихотворения Александра Пушкина». Получив эту часть самого себя из самого центра грозы и не тронутую грозой, Александр Сергеевич впервые почувствовал себя Арионом, уцелевшим в крушении всего своего поколения (стихотворение «Арион», 1827).

Жуковский и Карамзин повторяли, что Пушкин — великий поэт, гордость страны, но Николай I был практически не знаком с творчеством поэта. Что значит имя Пушкина в России, царь узнал во время следствия над декабристами, обнаружившего огромную популярность и действенность «возмутительных» стихов поэта. Один за другим обвиняемые на стандартный вопрос: «Откуда заимствовали вы свободный образ мыслей?» — называли стихи Пушкина. Некоторые прямо указывали на стихотворение «Кинжал» как на мощное средство вербовки цареубийц. Пушкин подвергался опасности быть привлечённым к следствию. Однако прямых показаний против него декабристы не дали. Бестужев-Рюмин отвечал, что не знает, принадлежал ли Пушкин к обществу. Муравьёв-Апостол категорически отрицал эту принадлежность.

Одним из секретарей Следственной комиссии был бывший член общества «Арзамас», и Жуковский был, по-видимому, осведомлён о том, насколько близко следствие подходило к Пушкину. Когда 12 апреля он наконец написал поэту, его письмо открыло Александру Сергеевичу глаза на действительное положение дел.

24 июля Пушкин наконец узнал о приговоре Верховного уголовного суда. На листке с элегией «Под небом голубым страны своей родной…» он написал: «Услышал о смерти Р., П., М., К., Б. », то есть услышал о смерти Рылеева, Пестеля, Муравьёва-Апостола, Каховского, Бестужева-Рюмина. Всех казнённых Пушкин знал лично. В числе осуждённых по первому разряду, к вечной каторге, были лицейские друзья Пущин и Кюхельбекер, товарищи по «Арзамасу» Тургенев, Муравьёв, литературный товарищ Бестужев, товарищ по «Зелёной лампе» Трубецкой, Якубович, которого Пушкин называл героем своего воображения.

Мысль о смерти друзей не давала Александру Сергеевичу покоя. Он рисовал виселицу с пятью повешенными на черновиках «Онегина», переходил к другим рисункам и снова возвращался к виселице с пятью повешенными.

28 августа было «высочайше повелено» Пушкина «призвать» в Москву на аудиенцию к царю. В ночь на 5 сентября Пушкин выехал из Пскова. Скакали с фельдъегерской скоростью. Утром 8 сентября поэт был доставлен в Москву. В дорожном костюме, усталый с дороги, он был тотчас принят царём.

Вполне достоверного рассказа о разговоре поэта с Николаем нет. Но кое-что можно считать установленным. Царь спросил Пушкина, что бы он сделал, если бы был 14 декабря в Петербурге, и Пушкин ответил: «Неизбежно, государь, все мои друзья были в заговоре, и я был бы в невозможности отстать от них».

Царь, добившись от поэта обещания не употреблять против него страшного и таинственного оружия поэзии, даровал ему прощение, по крайней мере, так показалось Пушкину. Выслушав жалобу поэта на цензурный гнёт, Николай ответил, что отныне он освобождается от цензуры: цензором поэта будет лично император. Отпуская его, царь сказал: «Ну, теперь ты не прежний Пушкин, а мой Пушкин».

Николай, однако, преувеличивал своё влияние. Каким бы выгодным ни было впечатление, которое он произвел на поэта, Пушкин не стал «его» Пушкиным. Только присущий ему ранее оптимистический голос после 14 декабря стал преимущественно трагическим.

Источник: Меркин Г.С., Меркин Б.Г. Литература, 9 класс: уч. пособие: в 2 ч. Ч.1 — М.: «ТИД «Русское слово — РС», 2011

classlit.ru

Пушкин в Михайловском — Поверь мне — счастье только там, Где любят нас, где верят нам! Михаил Юрьевич Лермонтов — LiveJournal


Михайловское… С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 г.г.

    Под вашу сень, Михайловские рощи,
    Являлся я — когда вы в первый раз
    Увидели меня, тогда я был —
    Веселым юношей, беспечно, жадно
    Я приступал лишь только к жизни; — годы
    Промчалися — и вы во мне прияли
    Усталого пришельца.

В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия «Борис Годунов», с конца 3-й и по начало 7-й главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие другие.

При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать, однако устраивалось имение еще в XVIII веке его дедом О.А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.». «Запущенный сад» с. Михайловского, зеленые дубравы, «беспечный мир полей» и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское — увозит поэт в душе своей, покидая эти места.

Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому»:


    Поместья мирного незримый покровитель,
    Тебя молю, мой добрый домовой,
    Храни селенье, лес и дикий садик мой
    И скромную семьи моей обитель…

Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском — годы ссылки с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.

«Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», — пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с. Михайловского даже на любую из крепостей.



Василий Андреевич Жуковский
Портрет К.П. Брюллова

Друзья стараются успокоить его. «На все, что с тобою случилось и что ты сам на себя навлек, у меня один ответ: поэзия, — писал В.А. Жуковский из Петербурга. — Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство.»

Тем временем Пушкин и сам заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман» («Евгений Онегин»).

Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:


    Здесь меня таинственным щитом
    Святое провиденье осенило,
    Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
    И я воскрес душой.



Святогорский монастырь и могила Пушкина.
Литография по рис. И.Иванова. 1838 г.

«Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще.

Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.

На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и бытовой колорит драмы «Борис Годунов», которую сам автор считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только 25 лет), и особенно «смиренный и величавый» образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы.» ( Митрополит Анастасий ( Грибановский ). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви.// А.С. Пушкин: Путь к православию. — М.: Отчий дом, 1996. — С. 80)

Благодаря переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и в ссылке ведет деятельную жизнь: хлопочет об издании своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и находится в курсе живого литературного процесса.

Краткие встречи с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным, А.П. Дельвигом,и А.М. Горчаковым, — новое знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта



И.И. Пущин
Ф. Верне. 1817г.


Анна Петровна Керн
1800-1879г.


А.М. Горчаков
Неизв. худ. 1810-е г.


А.П. Дельвиг
В.П. Лангер. 1830г.

«Знаешь ли мои занятия? — писал он брату Льву, — до обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верьхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания.»

Настоящей поэмой была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Многие ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок ( в стихах).

Почти все свободное от поэтических трудов время он проводил в Тригорском, где «находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста».



Тригорское

Роман «Евгений Онегин» «почти весь был написан в моих глазах, — вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. — Так я, студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского. Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна их них.»

Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А.И. Тургенев).

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею — «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа.



Вяземский Петр Андреевич
Неизвестный худ.
Около 1920. Литография.

Талант Пушкина окреп и освоеобразился в годы ссылки. Познакомившись с трагедией «Борис Годунов», П.А. Вяземский писал: «… ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал.»

В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через месяц он возвратился «вольным в покинутую тюрьму» и провел в Михайловском около месяца.



Алексей Николаевич Вульф
А.И. Григорьев.
Акварель 1828г.

В 1827 г. вновь приезжал Пушкин туда из Петербурга отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навести Алексей Вульф из Тригорского: «По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом. … Он показал мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал.» Речь здесь о первом прозаическом произведении поэта Пушкина — романа «Арап Петра Великого».

Именно в Михайловском углубились и оформились исторические интересы Пушкина. От художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе «Арап Петра Великого» Пушкин в конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над «Историей Петра Великого». В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.



Петровское

Родовое имение А.П. Ганнибала сельцо Петровское расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал «про стародавних бар рассказы» от старых слуг Ганнибала.

Впервые в жизни постоянное пребывание на отчинной земле, вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе.

Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.

Именно в Михайловском в первый и последний раз в своей жизни Пушкин со всей открытостью признался: «Je sens que mon ame s’ est tout-a-fait developpee, je puis creer.»

Это — творческая мощь во всей ее полноте, вопреки положению ссыльного и поднадзорного. Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как художникатворца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина.

В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.

Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.

Смерть и похороны Пушкина стали началом величайшей посмертной славы русского гения.


    Живу, пишу не для похвал
    Но я бы, кажется, желал
    Печальный жребий мой прославить,
    Чтоб обо мне, как верный друг,
    Напомнил хоть единый звук …

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в экскурсиях.

Места, которым знакомо Пушкинское вдохновенье, с 1922 г. являются заповедником «Михайловское», овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

viardo-polina.livejournal.com

Пушкин о Михайловском и Тригорском. Здесь Русью пахнет

Продолжение историко-поэтического повествования о поездке по Пушкинским местам от нашего друга Александра aka ПРОДУКТ.

Михайловское — дворянское имение в Псковской области. Известно с ХVIII века, как часть владений царской семьи — Михайловская губа. Предположительно название происходит от находившегося на расположенной поблизости Савкиной горке «Михайловского монастыря с Городища».
Михайловское – родовое имение матери А.С. Пушкина, его поэтическая родина, место духовного становления поэта. Здесь он жил и творил в 1817, 1819, 1824-1826, 1827, 1835 и 1836 годы.12 января 1742 года большая часть земель (41 деревня на 5 000 десятинах земли), составлявших Михайловскую губу псковского пригорода Воронича, именным указом императрицы Елизаветы Петровны были пожалованы в вечное владение прадеду А.С. Пушкина Абраму Петровичу Ганнибалу – “арапу Петра Великого”.

После смерти Абрама Петровича в 1781 году сельцо Михайловское досталось по раздельному акту между его сыновьями Осипу Абрамовичу, который построил в нем господский дом и усадьбу, разбил парк с куртинами, аллеями и цветниками.

В 1806 году после смерти Осипа Абрамовича Михайловское перешло к его жене Марии Алексеевне, урожденной Пушкиной, а затем в 1818 году досталось Надежде Осиповне, матери поэта. С 1836 года отошло ее детям – Ольге, Льву и Александру. После смерти А.С. Пушкина опека выкупает имение у наследников детям поэта. В 1866 году в родовом имении поселился младший сын поэта Григорий Александрович. Сохранились две каменные постройки Г.А. Пушкина, одна из которых (большой каменный амбар) сейчас используется как выставочная галерея.

В Михайловском Григорий Александрович живет до 1899 г., когда в связи со 100-летием со дня рождения А.С. Пушкина имение у него было выкуплено на народные пожертвования и поступило в государственную собственность. В память о поэте в Михайловском была устроена колония для престарелых литераторов, а в июне 1911 г. состоялось открытие первого пушкинского музея.

В феврале 1918 г. Михайловское было сожжено. Из усадебных построек уцелел только «домик няни», разрушенный позже в годы немецкой оккупации. Постановлением Совета народных комиссаров от 17 марта 1922 года Михайловское вошло в состав Пушкинского заповедника.

В 1937 г. к 100-летней годовщине со дня гибели Пушкина дом был вновь восстановлен. С 12 июля 1941 г. до 12 июля 1944 г. музей-заповедник был оккупирован немецкими войсками. В 1944 г. дом-музей А.С. Пушкина был уничтожен.

Вновь дом поэта восстановлен на старом фундаменте к 1949 году. Тогда же был восстановлен «домик няни», несколько позднее были восстановлены «кухня-людская», «контора управляющего», «дом управляющего». В здании «колонии литераторов», построенном в 1911 году по проекту архитектора Щуко, до 1992 года размещалась администрация Пушкинского заповедника.

В 1998-1999 годы в Михайловском были проведены реставрационно-восcтановительные работы, что позволило создать условия для дальнейшего сохранения музея-усадьбы, хранения экспонатов, представленных в музейных экспозициях, удобства для посетителей.

Если и есть где на Руси место, претендующее быть «духовной родиной» Пушкина, – к Михайловскому это относится прежде всего. Этот уголок земли на протяжении всей жизни являлся для поэта источником душевной силы и тепла: «от вас беру воспоминанье, а сердце оставляю вам..» Впервые попав в родовые ганнибаловские вотчины «веселым юношей», здесь он испытывал себя вынужденным затворничеством «изгнанником два года незаметных», каждый раз приезжая в свой край и на свое место.

«Как счастлив я, когда могу покинуть
Докучный шум столицы и двора
И убежать в пустынные дубровы,
На берега сих молчаливых вод.»

«Я твой – люблю сей темный сад
С его прохладой и цветами,
Сей луг, уставленный душистыми скирдами,
Где светлые ручьи в кустарниках шумят…»

“Недавно черных туч грядой
Свод неба глухо облекался,
Недавно дуб над высотой
В красе надменной величался…”

“…неужели
Разросся он кудрявой этой рощей?”

“В своей коляске выписной
Оставьте град неугомонный,
Где веселились вы зимой;
С моею музой своенравной
Пойдемте слушать шум дубравный”

«В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без Божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.

Душе настало пробужденье:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты»

«Цветы, любовь, деревня праздность,
Поля! Я предан вам душой.»

«…тотчас беседа
Заводит слово стороной
О скуке жизни холостой.
Зовут соседа к самовару..»

«…Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь,
Всё это – мужа не спросясь”

“Татьяна, по совету няни
Сбираясь ночью ворожить,
Тихонько приказала в бане
На два прибора стол накрыть…”

“Пушки с берега палят
Кораблю пристать велят.”

«…Грибы солить, кормить гусей,
Заказывать обед и ужин,
В анбар и погреб заглянуть.
Хозяйке глаз повсюду нужен…»

Его здесь кресла
Стоят пустые, будто ожидая..”

«И ныне здесь, в забытой сей глуши,
В обители пустынных вьюг и хлада,
Мне сладкая готовилась отрада:
Троих из вас, друзей моей души,
Здесь обнял я. Поэта дом опальный,
О Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.»

“Вот опальный домик
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых ,
Ни кропотливого ее дозора.”

«Все было просто: пол дубовый,
Два шкафа, стол, диван пуховый,
Нигде ни пятнышка чернил..»

«…шкафы отворил:
В одном нашел тетрадь расхода,
В другом наливок целый строй,
Кувшины с яблочной водой…»

«Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит…»

“Известно буди всем, кто только ходит к нам:
Ногами не топтать парчового дивана,
Который получил мой праотец Фатам
В дар от персидского султана.”

“Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.
Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках”

«…Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц..»

«..Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре…»

“На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят – одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, – здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал.”

“По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох…”

“Вдруг осветился взор прекрасный;
К устам она прижала перст;
Казалось, умысел ужасный
Рождался… Страшный путь отверст:
Высокий мостик над потоком
Пред ней висит на двух скалах”

«Простите, верные дубравы!
Прости, беспечный мир полей,
И легкокрылые забавы
Столь быстро улетевших дней!
Прости, Тригорское, где радость
Меня встречала столько раз!
На то ль узнал я вашу сладость,
Чтоб навсегда покинуть вас?
От вас беру воспоминанье,
А сердце оставляю вам.
Быть может (сладкое мечтанье!),
Я к вашим возвращусь полям,
Приду под липовые своды,
На скат тригорского холма,
Поклонник дружеской свободы,
Веселья, граций и ума.»

“Здравствуй, Вульф, приятель мой!
Приезжай сюда зимой,
Да Языкова поэта
Затащи ко мне с собой
Погулять верхом порой,
Пострелять из пистолета.
Лайон, мой курчавый брат
(Не Михайловской приказчик),
Привезет нам, право, клад…
Что? – бутылок полный ящик.
Запируем уж, молчи!
Чудо – жизнь анахорета!
В Троегорском до ночи,
А в Михайловском до света:
Дни любви посвящены,
Ночью царствуют стаканы,
Мы же – то смертельно пьяны
То мертвецки влюблены.”

«Но прежде юношу ведут
К великолепной русской бане.
Уж волны дымные текут
В ее серебряные чаны,
И брызжут хладные фонтаны;
Разостлан роскошью ковер..
…Потупя неги полный взор,
Прелестные, полунагие,
В заботе нежной и немой,
Вкруг хана девы молодые
Теснятся резвою толпой.
…Над рыцарем иная машет
Ветвями молодых берез,
И жар от них душистый пашет;
Другая соком вешних роз
Усталы члены прохлаждает..

Но вот выходит он из бани.
Одетый в бархатные ткани..»

“Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов”.

“Быть может, уж недолго мне
В изгнаньи мирном оставаться,
Вздыхать о милой старине
И сельской музе в тишине
Душой беспечной предаваться.
Но и в дали, в краю чужом
Я буду мыслию всегдашней
Бродить Тригорского кругом,
В лугах, у речки, над холмом,
В саду под сенью лип домашней”.

“Когда померкнет ясный день,
Одна из глубины могильной
Так иногда в родную сень
Летит тоскующая тень
На милых бросить взор умильный”.

«..Кончаю! Страшно перечесть…
С стыдом и страхом замираю…»

Закончился день, а вместе с ним и наше пребывание в столь прекрасных местах. Мы направились во Псков…

 

 

kraeved1147.ru

Пушкин в Михайловском

С имением своей матери сельцом Михайловским в Псковской губернии Александр Сергеевич Пушкин был связан на протяжении всей своей зрелой жизни — с 1817 по 1836 гг.

…В разны годы
Под вашу сень, Михайловские рощи,
Являлся я; когда вы в первый раз
Увидели меня, тогда я был
Веселым юношей, беспечно, жадно
Я приступал лишь только к жизни; годы
Промчалися, и вы во мне прияли
Усталого пришельца.

В Михайловском создано около ста произведений поэта: трагедия «Борис Годунов», центральные главы романа «Евгений Онегин», поэма «Граф Нулин», окончена поэма «Цыганы», задуманы «маленькие трагедии», написаны такие стихотворения, как «Деревня», «Пророк», «Я помню чудное мгновенье», «Вновь я посетил» и многие другие.

При жизни поэта владелицей с. Михайловского была его мать. Однако устраива-лось имение еще в XVIII веке его дедом О.А. Ганнибалом. Приехав сюда из Петербурга впервые на лето в 1817 г., юный поэт был очарован «сельской жизнью, русской баней, клубникой и проч.». «Запущенный сад» с. Михайловского, зеленые дубравы, «беспечный мир полей» и вспоминание о милых обитателях соседнего имения Тригорское — увозит поэт в душе своей, покидая эти места.

Спустя два года, он вновь провел здесь лето, отдыхая после тяжелой болезни. В этот приезд 1819 г. были написаны стихотворения «Деревня» и «Домовому»:

Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель…

Самое продолжительное время пребывания Пушкина в Михайловском — годы ссылки: с августа 1824 по сентябрь 1826 г. По распоряжению высочайших властей, будучи замечен в интересе к атеизму, неугодный одесскому начальству, он был исключен со службы у графа Воронцова и сослан в имение своей матери под надзор духовенства и местных властей.

«Бешенство скуки пожирает мое глупое существование», — пишет он, приехав в Михайловское. Дважды пытался бежать из ссылки, хлопотал о перемене с.Михайловского даже на любую из крепостей.

Друзья стараются успокоить его. «На все, что с тобою случилось и что ты сам на себянавлек, у меня один ответ: поэзия, — писал В.А.Жуковский из Петербурга. — Ты имеешь не дарование, а гений. Ты богач, у тебя есть неотъемлемое средство быть выше незаслуженного несчастия, и обратить в добро заслуженное; ты более, нежели кто-нибудь можешь и обязан иметь нравственное достоинство».

Тем временем Пушкин и сам заметил: «Я нахожусь в наилучшем положении, чтобы окончить мой поэтический роман» («Евгений Онегин»). Уединение в глуши псковской деревни способствовало интенсивному творчеству. Через 10 лет, вспомнив об этом, Пушкин сказал:

Здесь меня таинственным щитом
Святое провиденье осенило,
Поэзия, как Ангел-утешитель, спасла меня
И я воскрес душой.

«Особенно ценно было для Пушкина постоянное соприкосновение с Святогорским монастырем как хранителем заветов старого русского благочестия, духовно питавшим множество людей, черпавших от него не только живую воду веры, но и духовную культуру вообще. Наблюдая воочию эту тесную нравственную связь народа с монастырем и углубляясь в изучение истории Карамзина и летописей, где развертывались перед ним картины древней аскетической Святой Руси, Пушкин со свойственной ему добросовестностью не мог не оценить неизмеримого нравственного влияния, какое оказывала на наш народ и государство наша Церковь, бывшая их вековой воспитательницей и строительницей.

На почве расширенного духовного опыта поэта и углубленных исторических познаний родился весь несравненный по красоте духовный и бытовой колорит драмы «Борис Годунов», которую сам автор считал наиболее зрелым плодом его гения (хотя ему было в то время только 25 лет), и особенно «смиренный и величавый» образ Пимена, которого не могут затмить другие действующие лица драмы.» (Митрополит Анастасий (Грибановский). Пушкин в его отношении к религии и Православной Церкви.// А.С. Пушкин: Путь к православию. — М.: Отчий дом, 1996. — С. 80)

Благодаря переписке с петербургскими и московскими друзьями, Пушкин и в ссылке ведет деятельную жизнь: хлопочет об издании своих сочинений, делится новыми замыслами, пишет критические статьи и находится в курсе живого литературного процесса.

Краткие встречи с лицейскими друзьями: И.И. Пущиным, А.А. Дельвигом, и А.М. Горчаковым, — новое знакомство с Анной Керн, гостившей в соседнем селе Тригорском, скрасили изгнанничество поэта.

«Знаешь ли мои занятия? — писал он брату Льву, — до обеда пишу мои записки, обедаю поздно, после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания.»

Настоящей поэмой была для Пушкина каждая сказка его доброй и самобытно талантливой няни Арины Родионовны. «Он все с ней, коли дома», — вспоминали дворовые люди с. Михайловского. Ее сказки Пушкин использовал впоследствии как сюжеты собственных сказок в стихах.

Тяжело пережил ссыльный Пушкин известие о событии в Петербурге 14 декабря 1825 г. — восстание против царя, в котором участвовали друзья поэта, расплатившиеся за это кто жизнью, кто — каторгой.

Почти все свободное от поэтических трудов время он проводил в Тригорском, где «находил и строгий ум, и расцветающую молодость, и резвость детского возраста».

«Роман «Евгений Онегин» «почти весь был написан в моих глазах, — вспоминал тригорский приятель поэта Алексей Вульф. — Так я, студент Дерптский, явился в виде геттингенского под названием Ленского. Сестрицы мои суть образцы его деревенских барышень, и чуть ли не Татьяна одна их них».

Общение с тригорскими друзьями, наблюдения за жизнью других окрестных помещиков давали поэту «краски и материалы для вымыслов, столь натуральных, верных и согласных с прозою и с поэзиею сельской жизни России» (А.И.Тургенев).

Впечатления русской природы, обаяние древней псковской земли с ее «благородными курганами» и городищами, общение с крестьянами, с крепостной крестьянкой нянею — «все волновало нежный ум» Пушкина, способствовало постижению души русского народа.

Талант Пушкина окреп и освоеобразился в годы ссылки. Познакомившись с трагедией «Борис Годунов», П.А. Вяземский писал: «… ум Пушкина развернулся не на шутку, мысли его созрели, душа прояснилась, он в этом творении вознесся до высоты, которой еще не достигал».

В сентябре 1826 г. окончилась ссылка Пушкина, но уже через месяц он возвратился «вольным в покинутую тюрьму» и провел в Михайловском около месяца.

В 1827 г. вновь приезжал Пушкин туда из Петербурга отдохнуть от рассеянной жизни и чтобы писать на свободе. Его навестил Алексей Вульф из Тригорского: «По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского. В молдаванской красной шапочке и халате увидел я его за рабочим столом. … Он показал мне только что написанные первые две главы романа в прозе, где главное лицо представляет его прадед Ганнибал. «Пушкин начал писать первое свое произведение в прозе — роман» «Арап Петра Великого».

Именно в Михайловском углубились и оформились исторические интересы Пушкина. От художественного изображения русского общества в царствование Петра I в романе «Арап Петра Великого» Пушкин в конце жизни обратился к эпохе Петра Великого уже как историограф: смерть прервала его работу над «Историей Петра Великого». В этом труде Пушкин также упоминает своего прадеда Абрама Петровича Ганнибала.

Родовое имение А.П. Ганнибала сельцо Петровское расположено вблизи с. Михайловского, на противоположной стороне озера. Пушкин бывал в гостях у своих родственников, слышал «про стародавних бар рассказы» от старых слуг Ганнибала.

Впервые в жизни постоянное пребывание на отчинной земле вблизи ганнибаловского родового гнезда дало Пушкину возможность явственно почувствовать тени прошлого и вдохновляло его на творчество в стихах и в прозе.

Поэт настолько сроднился с этими местами, что будучи уже женатым, хлопотал о приобретении кусочка земли в Савкине, вблизи Михайловского и Тригорского. Но неудачно.

Именно в Михайловском в первый и последний раз в своей жизни Пушкин со всей открытостью признался: «Je sens que mon ame s’ est tout-a-fait developpee, je puis creer.» (Чувствую, что духовные силы мои достигл полного развития, я могу творить).

Это — творческая мощь во всей ее полноте, вопреки положению ссыльного и поднадзорного. Духовное перерождение, испытанное Пушкиным в Михайловском, обогатившее его как человека и как художника-творца, дало импульс всему творчеству в дальнейшем. Неслучайно Михайловское называли и называют поэтической родиной Пушкина. «Опять на родине»- так озаглавил В.А. Жуковский при публикации стихотворения Пушкина «…Вновь я посетил…», написанное им во время пребывания в Михайловском осенью 1835г.

В последний раз поэт приехал сюда в апреле 1836 г. на несколько дней по печальным обстоятельствам: хоронил в Святогорском монастыре умершую в Петербурге мать Надежду Осиповну Пушкину.

Через несколько месяцев 6 февраля 1837 г. друзья хоронили рядом с матерью тело погибшего на дуэли Пушкина.

Смерть и похороны Пушкина стали началом величайшей посмертной славы русского гения.

Живу, пишу не для похвал
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий мой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук

Все напоминает ныне в Михайловском о Пушкине: природа, воспетая его стихами, и сами стихи, звучащие в благодарной памяти людей.

Места, которым знакомо пушкинское вдохновенье, с 1922 г. являются заповедником «Михайловское», овеяны народной любовью и вызывают интерес не только у русских любителей поэзии, но и во всем мире.

 

osen.pskovlib.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *