Лягушка и вол мораль – Вулкан Автомат Игровые автоматы Гаминаторы 100% играть Гейминатор (Gaminator slots) бесплатно онлайниграть бесплатно

Мораль басни «Лягушка и Вол» Крылова (анализ, суть, смысл) |LITERATURUS: Мир русской литературы

«Лягушка и вол».
Иллюстрация
А. Н. Комарова

Басня «Лягушка и Вол» Крылова была впервые опубликована в «Драматическом вестнике» в 1808 г.

«Лягушка и Вол» представляет собой переработку басни французского баснописца Лафонтена «Лягушка, хотевшая сделать себя такой же большой, как бык» («La Grenouille qui veut se faire aussi grosse que le Boeuf»). Лафонтен в свою очередь заимствовал сюжет басни у Федра и Горация.

В этой статье представлена мораль басни «Лягушка и Вол» Крылова: анализ, суть, смысл произведения и т.д.

Смотрите: Все материалы по басням Крылова

Мораль басни «Лягушка и Вол» Крылова (анализ, суть, смысл)

Рисунок неизвестного художника.
(«Басни Крылова», М, 1926 г.)

Мораль басни «Лягушка и Вол» заключается в том, что не стоит завидовать и подражать более богатым и знатным людям, так как это может кончиться плохо. В частности, своей басней Крылов высмеял мещан и мелких сошек, которые изо всех сил стремились стать именитыми гражданами и знатными дворянами.  

Сам Крылов поясняет мораль басни в ее последних строках:

«И диво ли, когда жить хочет мещанин, 

Как именитый гражданин, 

А сошка мелкая, как знатный дворянин.»

По мнению Г. К. Дорофеева, мораль басни состоит в следующем:

«…[Мораль] басни «Лягушка и Вол»: «не будь завистлив, потому что это причинит тебе вред или даже погубит тебя». «(Г. К. Дорофеев, «Воспитательное значение басен И.А. Крылова», Тифлис, 1895 г.)

И. В. Сергеев комментирует сюжет басни так:

Рисунок А. Бубнова

«В известной басне «Лягушка и Вол», где в тринадцати строчках рассказана вечно живая история о завистниках и честолюбцах, пытающихся, подобно лягушке, сравниться в дородстве с волом, Иван Андреевич делает вынужденную приписку. Басня в ней совершенно не нуждается. 

Мораль басни гораздо шире и глубже этого рассудочного четырехстрочного довеска, но Крылов делает уступку Оленину [своему высокопоставленному покровителю].» (И. В. Сергеев, книга «И. А. Крылов», Москва, «Молодая гвардия», 1945 г., серия «Великие русские люди»)

Поэт И. И. Хемницер поясняет суть и смысл басни таким образом:

«Здесь под Волом дородным, то есть большим, толстым, должно разуметь человека богатого или по крайней мере зажиточного, а под лягушкой — завистливого, хвастливого бедняка, который во что бы то ни стало хочет сравняться с богачом.» (Хемницер И. И., «Басни, избранные из Хемницера и Крылова, с применением смысла каждой басни к быту простого народа…», ред. В. Золотов, СПб, т-во «Обществ. польза», 1878 г.)

«Лягушка и Вол».
Иллюстрация
А. П. Сапожникова

Педагог Д. И. Тихомиров считает, что мораль басни заключается в следующем:

«Желание быть и казаться не тем, что есть… нередко кончается неудачей, а иногда и гибелью… («Скворец»)… («Щука и Кот»)…  <…> …Кончает гибелью и всякий малый и бессильный, кто не по средствам затеет тянуться в меру большого («Лягушка и Вол»).» (Д. И. Тихомиров, «Избранные басни И. А. Крылова для школ и народа», Москва, тип. М. Г. Волчанинова, 1895 г.)

www.literaturus.ru

И.А.Крылов в музыке

И.А.Крылов в музыке

 

На тексты басен Крылова написаны следующие оперы:

— «Лисица и виноград» , «Свинья под дубом» В.Орлова;

— «Стрекоза и муравей» В. Купрявичюса;

— «Американцы» Е.Фомина;

— «Илья-богатырь» К.Кавоса;

— «Стрекоза»В.Герчик;

Также его басни положены на музыкуД.Шостаковичем «Две басни Крылова» для меццо-сопрано, хора и оркестра, соч. 4 («Стрекоза и муравей», «Осёл и соловей»1922г.).

И.Дородновым – «Ворона и Лисица» (хор с сопр. ф-но на текст И.Крылова).

А.Гречаниновым —«Лебедь, рак и щука» (хор без сопр. на басню И.Крылова),

Вокальные произведения для голоса с ф-но на слова И.А.Крылова:

А.Гречанинов — «Крестьянин и овца», «Орёл и пчела», «Обед у медведя», «Музыканты»;

Ц.Кюи – «Волк и мышонок», «Прохожие и собаки»;

А.Рубинштейн – «Осёл и соловей», «Квартет».

А такжеВ.Ребиковсоздалромансы«Басни Крылова в лицах».

 



АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРНОГО ТЕКСТА

 



Содержание литературного текста


Лягушка и вол

Лягушка, на лугу увидевши Вола,

Затеяла сама в дородстве с ним сравняться:

Она завистлива была.

И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.

«Смотри-ка, квакушка, что, буду ль я с него?» —

Подруге говорит. «Нет, кумушка, далеко!» —

«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.

Ну, каково?

Пополнилась ли я?» — «Почти что ничего». –

«Ну, как теперь?» — «Все то ж». Пыхтела да пыхтела

И кончила моя затейница на том,

Что, не сравнявшися с Волом,

С натуги лопнула и – околела.

 

Пример такой на свете не один:

И диво ли, когда жить хочет мещанин,

Как именитый гражданин,

А сошка мелкая, как знатный дворянин.

 

 

Произведение «Лягушка и вол» создано композитором на основе басни И.А.Крылова.

Перечитывая его басни, можно подчеркнуть тот факт, что автор писал их с очень глубоким смыслом. В качестве персонажей он использовал животных, пресмыкающихся, птиц и т. д, наделяя их человеческими характерами. Тем самым, И.Крылов хотел донести до нас смысл плохого отношения между людьми, их подлые поступки, мысли, похоть, зависть и хитрость. Обязательно либо в начале, либо в конце басни представлена мораль, которая отражает суть всего басенного рассказа.

Следует добавить, что звери в баснях И.А.Крылова не просто олицетворяют людей, они (что самое главное!) являются носителями качеств определённых социальных групп. Так, Львы, Медведи, Лисы, Волки – наделены чертами господствующих классов; Пчёлы, Овцы – представители трудового народа. В некоторых баснях действуют крестьяне, нищие, ремесленники, дворяне, чиновники, что ещё более усиливает реалистичность, социальную заострённость, целенаправленность произведений великого баснописца.

Так и в басне «Лягушка и Вол». Здесь, Вол как большой, независимый, значимый герой басни. А Лягушка – маленький, незаметный (в сравнении с Волом) персонаж.

В басне говорится: «Она завистлива была». Зависть – это один из самых страшных людских грехов. Так и в здесь, Лягушка хотела из-за своей зависти сравняться с Волом, быть такой как он: «большой, величественной». В подтверждение этого можно привести в пример строчки: «И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.» Я думаю, что здесь показана не только человеческая зависть, но и гордость. Тоже не из хороших качеств людей. И, если посмотреть на это повествование, хорошо вдуматься в него, можно сказать, что И.Крылов смотрел в будущее. Ведь и сейчас нам встречаются такие люди, в которых отражается этот завистливый персонаж.

Далее автор показывает заключение этой истории, напрасные старания Лягушки. Как не пыталась она, как не напрягалась, все равно не смогла даже приблизиться до состояния Вола. Конец стараний маленького персонажа, автор показал словами: «И кончила моя затейница на том, что, не сравнявшися с Волом, с натуги лопнула и – околела». Здесь показывается глубокий смысл, где И.Крылов и раскрывает ту зависть и плохие качества в людях. Показывает неприятный конец истории, если человек обладает такими недостатками. Ведь как можно брать в сравнение этих героев? Кто такой Вол и кто такая лягушка…

И, исходя из морали басни «Лягушка и Вол» можно сказать, что, к сожалению, в наши дни очень много таких случаев. Многие люди стараются и добиваются своих целей. И в тоже время, некоторые из них хотят легко и без каких-нибудь усилий сравниться с недосягаемым. Зависть движет ими и говорит:« Чем я хуже?!!Я даже лучше!!!»

Рассуждения на эту тему я хочу завершить афоризмом: «Рожденный ползать – летать не может!!!»( из стихотворения в прозе «Песня о Соколе» М. Горького).

И.А.Крылов удачно выразил через басню проблемы взаимоотношений нашего общества, а А.Т.Гречанинов создал с помощью музыкальных красок произведение «Лягушка и вол».

 


Дата добавления: 2015-11-04; просмотров: 472 | Нарушение авторских прав


ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О ПРОИЗВЕДЕНИИ И ЕГО АВТОРАХ | Общие сведения об авторе музыки | Характеристика хорового творчества | Анализ темпа и динамики |


mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.007 сек.)

mybiblioteka.su

Басня «Лягушка и вол»



(6 голосов:
4.33 из 5)

Прослушать басню «Лягушка и вол»

Лягушка, на лугу увидевши Вола,
Затеяла сама в дородстве[1] с ним сравняться:
Она завистлива была.
И ну топорщиться, пыхтеть и надуваться.
«Смотри-ка, квакушка, что́, буду ль я с него?»
Подруге говорит. «Нет, кумушка[2], далеко!» –
«Гляди же, как теперь раздуюсь я широко.
Ну, каково?
Пополнилась ли я?» – «Почти что ничего».–
«Ну, как теперь?» – «Всё то ж». Пыхтела да пыхтела
И кончила моя затейница на том,
Что, не сравнявшися с Волом,
С натуги лопнула и – околела.

Пример такой на свете не один:
И диво ли, когда жить хочет мещанин[3],
Как именитый гражданин,
А сошка мелкая[4], как знатный дворянин.

Примечания

[1] Доро́дство – откормленность, упитанность.
[2] Кума́ – крестная мать по отношению к родителям крестника и к крестному отцу; мать ребенка по отношению к крестному отцу и крестной матери.
[3] Мещани́н – человек, принадлежавший к городскому ремесленно-торговому слою населения. С 1775 г. официальное название лиц, главным образом из городской мелкой буржуазии, составлявших в дореволюционной России особое сословие, ниже купеческого.
[4] Мелкая со́шка – в старину термин «соха» обозначал единицу измерения земельного надела, а также размер податей, которые требовалось платить в казну с этого участка. Соха не имела фиксированного измерения, ее размер колебался от 400 до 600 десятин земли. Мелкопоместные дворяне владели небольшими наделами, отсюда и пошло выражение – мелкая сошка как характеристика их общественного положения.
 


Время написания: не позднее конца 1807 г.
Первая публикация: журнал «Драматический вестник», 1808 г. Последнее четверостишье добавлено в более поздних изданиях.

Источник: И.А. Крылов. Полное собрание сочинений в 3-х томах. Т. 3: Басни, стихотворения, письма и деловые бумаги. Книга первая. М.: ОГИЗ. Гос. изд-во худ. литературы. 1946

azbyka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о