Гроза в двух словах – В двух словах напомните сюжет Грозы Островского! пожалуйста! я ток помню что Катерина с обрыва сиганула….а что было?

Содержание

Смысл названия и образная символика драмы «Гроза» А.Н. Островского

В 1859 году на сцене одного из столичных театров состоялась премьера. Зрители увидели драму, созданную молодым писателем – Островским Александром Николаевичем. Это произведение считается уникальным в своём роде. Драма не повторяет многих законов жанра.

«Гроза» была написана в эпоху реализма. А это значит, что произведение наполнено символами и образами. Следовательно, в нашей статье вы узнаете про смысл названия и образную символику драмы «Гроза» Островского.

Первый образ грозы

Образ грозы в данном произведении многогранен. Это природное явление одновременно идея и действующее лицо драмы. Как вы думаете, почему Островский использовал именно образ грозы? Давайте об этом порассуждаем.

Обратите внимание на то, что данное явление природы в произведении предстает перед читателем в нескольких ипостасях. Во-первых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» заключается в том, что изначально читатель видит явление природы. Город Калинов, описываемый в произведении, а также его жители живут в предвкушении и ожидании грозы. Все происходящее в пьесе длится около двух недель. То и дело на улицах городка слышны разговоры о том, что надвигается буря.

В композиционном плане гроза является еще и кульминацией! Именно мощные раскаты грома вынуждают Катерину признаться в обмане и измене. Внимательные читатели заметят, что 4 действие сопровождается раскатами. Складывается впечатление, что писатель готовил читателя и зрителя к апогею. Но и это ещё не всё. Во-вторых, смысл названия и образная символика драмы «Гроза» имеет в себе ещё одно ядро. Давайте рассмотрим и его.

Второй образ грозы

Оказывается, каждый персонаж произведения понимает грозу по-разному, то есть по-своему:

  • Изобретатель Кулигин не страшится ее, так как не видит в этом явлении природы ничего мистического.
  • Грозу как наказание воспринимает Дикой, он считает ее поводом вспомнить о Всевышнем.
  • Несчастная Екатерина увидела в грозе символику судьбы и рока. Так, после самого страшного раската грома барышня призналась в чувствах к Борису. Она страшится грозы, потому что считает ее Божьим судом. На этом поиски смысла названия пьесы «Гроза» А.Н. Островского не заканчиваются. Данное природное явление помогает Катерине пойти на отчаянный шаг. Благодаря ей она сама себе признается, становится честной.
  • Кабанов, ее муж, видит в грозе иной смысл. Читатель это узнает в самом начале пьесы. Ему нужно уехать ненадолго, благодаря этому он избавится от излишнего материнского контроля, а также от ее невыносимых приказов. Он говорит о том, что над ним не будет никакой грозы и никаких кандалов. В этих словах заключается сравнение стихийного бедствия с бесконечными истериками Кабанихи.

Авторская трактовка смысла названия и образной символики драмы «Гроза»

Выше мы уже говорили о том, что образ грозы является символичным, многогранным, а также многозначным. Это говорит о том, что в названии пьесы заключено много смыслов, которые дополняют и сочетаются друг с другом. Все это позволяет понять читателю проблему всесторонне.

Стоит отметить, что у читателя возникает огромное количество ассоциаций с названием. Примечательно то, что авторская трактовка произведения не ограничивает читателя, поэтому мы не знаем, как именно нужно расшифровывать интересующий нас образ-символ.

Тем не менее смысл названия и образная символика драмы «Гроза» автором понимается как явление природы, начало которого читатель наблюдает в первом действии. А в четвёртом гроза импульсивно набирает силу.

Город живёт в страхе пришествия грозы. Ее не боится только Кулигин. Ведь он один ведет праведную жизнь – зарабатывает на жизнь честным трудом и так далее. Он не понимает первобытный страх горожан.

Складывается впечатление, что образ грозы несет в себе отрицательную символику. Однако это не так. Роль этого природного явления в пьесе заключается в том, чтобы расшевелить и освежить общественную жизнь и людей. Ведь не зря литературный критик Добролюбов написал, что город Калинов – это глухое царство, в котором обитает дух пороков и застоя. Человек стал глупцом, потому что не знает и не понимает собственной культуры, а значит, он не умеет быть Человеком.

Явление грозы пытается разрушить капкан и проникнуть в город. Но одной такой грозы будет недостаточно, как и смерти Катерины. Гибель барышни привела к тому, что нерешительный супруг впервые поступает так, как ему велит совесть.

Образ реки

Как вы уже догадались, образ грозы в данном произведении сквозной. То есть он воплощается и предстаёт перед читателем в разных ипостасях. Однако в драме есть еще один не менее важный образ, в котором также заключена образная символика драмы «Гроза».

Мы с вами переходим к рассмотрению образа реки Волги. Островский изобразил ее в виде границы, которая разделяет противоположные миры – жестокое царство города Калинова и мир идеальный, выдуманный каждым героем произведения. Барыня несколько раз повторяла, что река затягивает любую красоту, так как это омут. Предполагаемый символ свободы в представлении Кабанихи оказывается символом смерти.

Заключение

Мы с вами рассмотрели произведение Александра Николаевича Островского – «Гроза». Драма написана в эпоху реализма, а значит, она наполнена множеством смыслов и образов.

Мы увидели, что смысл названия и образная символика драмы «Гроза» актуальна даже сегодня. Мастерство автора заключается в том, что он сумел изобразить образ грозы в разных явлениях. С помощью природного явления он показал все стороны русского общества начала XIX века, начиная от диких нравов и заканчивая личной драмой каждого из героев.

fb.ru

в чём смысл названия пьесы островского гроза

Пьеса «Гроза» А. Островского – одно из его лучших произведений, которое как было, так и осталось актуальным спустя многие годы после выхода в свет. Но почему пьеса называется именно «Гроза» , а не «Катерина» или же «Самоубийство» ? В чём смысл названия драмы?

Я считаю, что в данном случае гроза – это не просто природное явление, а символ протеста, вызова старым порядкам не только в Калинове, но и в России того времени в целом.

Пьеса была написана в 1859 году. Тогда главными темами произведений писателей были крепостное право, появление разночинной интеллигенции и положение женщины в стране. Островский же поставил перед собой задачу обличения тирании в купеческом быту, но при этом он работал глубже и показал возникновение протеста против вековых традиций в купечестве (да и не только там) и начало их разрушений под влиянием меняющейся жизни.

В «Грозе» главным обличителем быта и нравов Калинина является Кулигин, который говорит следующее: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, в ничего, кроме грубости да бедности нагольной не увидите» . Часовщик-самоучка рассказывает о грубости богатых, о том, как они грабят «сирот, родственников, племянников» и заколачивают домашних. Примером может послужить Кабанова – символ старых порядков и устоев в обществе. Она вечно поучает Тихона в том, что он должен делать, как он должен это делать, и Катерину тоже. «Что на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он тебе муж, глава! Аль порядку не знаешь? В ноги кланяйся! » Таким образом, можно понять, что город Калинов полностью охвачен властью отживших устоев.

Катерина – единственная героиня, нашедшая в себе силы бороться против несправедливости. «А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь! » Вот она та самая гроза, вот тот самый вызов «тёмному царству» ! В Катерине виден протест против кабановских понятий о нравственности. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за живую душу, и поэтому бросается в Волгу-реку с крутого берега. Примечательно, что самоубийство происходит во время грозы, это апогей, кульминация всего, что нарастало против старого, отжившего в обществе города Калинова.

Итак, в чём смысл названия пьесы Островского? «Гроза» — это олицетворение переломного момента в жизни общества всей России, заключающегося в возникновении недовольства и вызова существующим порядкам, не только социальным. Ведь не даром уже через два года после написания драмы в стране была проведена Крестьянская реформа. Люди того времени жаждали перемен. Вот почему пьеса и названа именно «Гроза».

otvet.mail.ru

Смысл названия пьесы ‘Гроза’ А.Н. Островского

Немаловажную роль в раскрытии идейного содержания пьес Островского играют их названия. «…Мы не подберем названия — что это значит? Это значит, что идея пьесы неясна, что сюжет не освещен, как следует, что в нем трудно разобраться, что самое существование пьесы не оправдано: зачем она написана, что нового хочет сказать автор?», — писал Островский.


Несомненно, и название «Гроза» также указывает нам на идейный замысел драматурга. Сложность этого вопроса заключается в том, что слово «Гроза» неоднократно упоминается в тексте пьесы и в прямом и переносном значении. А именно: в первом действии раздаются удары грома, в связи с этим происходит разговор между Катериной и Варварой, характеризующий и ту и другую. В четвертом действии разыгравшаяся гроза является одним из основных толчков, заставивших Катерину покаяться. В этом же действии в разговоре Кулигина и Дикого появляются две противоположных точки зрения на грозу, выражающих два различных мировоззрения. Если Кулигин на вопрос Дикого: «Да гроза-то что такое, по-твоему?»… отвечает: «электричество», то Дикой дает совершенно иное объяснение: «Какое еще там елестричество!.. Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали…»


В явлении этого действия Кулигин, обращаясь к испугавшимся грозы калиновцам, говорит: «Не гроза это, а благодать! Да, благодать! У вас все гроза! Северное сияние загорится, любоваться бы надо да дивиться премудрости: «с полночных стран встает заря!» А вы ужасаетесь, да придумываете, к войне это или к мору…» и т.д.
Так, внося различные смысловые оттенки в понятие грозы, автор сосредотачивает на ней внимание зрителя, как бы заставляя его задуматься над тем, почему драма названа «Гроза». Всей логикой развития действия пьесы и поражением Кабанихи и самоубийством Катерины, потрясшим «законность» темного царства, Островский подводит зрителя к выводу о неизбежности и близости сокрушительной грозы над миром Диких и Кабаних.

biblioman.org

Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»

    “Гроза” — одно из ярчайших произведений А. Н. Островского. Оно было написано в 1859 году, во время коренных перемен, происходивших в русском обществе. И не случайно Островский избрал именно такое название для своей пьесы.
    В слове “гроза” заключен огромный смысл. Гроза— это не только природное явление, но это и символ перемен в “темном царстве”, в том жизненном укладе, который существовал в течение нескольких веков в русской жизни.

    В центре пьесы — конфликт представителей “темного царства” с их жертвами. На фоне прекрасной спокойной природы рисуется невыносимая жизнь людей. И главная героиня — Катерина — не выдерживает гнета, унижения ее человеческого достоинства. Об этом свидетельствуют и изменения в природе: краски сгущаются, надвигается гроза, небо темнеет. Чувствуется приближение грозы. Все это является предвестием каких-то грозных событий.
    Впервые слово “гроза” звучит в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: “…Недели две никакой грозы надо мной не будет”. Тихону очень хочется хоть ненадолго вырваться из затхлой атмосферы родительского дома, вырваться из-под власти своей маменьки Кабанихи, почувствовать себя свободным, так сказать, “на весь год отгуляться”. Под “грозой” он понимает гнет матери, ее всевластие, страх перед ней, а также страх перед возмездием за совершенные грехи. “Гроза нам в наказание посылается”, — говорит Дикой Кулигину. И эта боязнь возмездия присуща всем героям пьесы, даже Катерине. Она ведь религиозна и считает свою любовь к Борису большим грехом, но поделать с собой ничего не может.
    Единственный, кто не стал бояться грозы, — так это механик-самоучка Кулигин. Он даже пытался противостоять этому природному явлению, соорудив громоотвод. Кулигин видел в грозе лишь величественное и прекрасное зрелище, проявление силы и мощи природы, а не опасность для человека. Он говорит всем: “Ну чего вы боитесь, скажите на милость? Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!.. У вас все гроза!.. Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь”.
    Итак, в природе гроза уже началась. А что же происходит в обществе? В обществе тоже не все спокойно — назревают какие-то перемены. Гроза в этом случае является предзнаменованием грядущего конфликта, его разрешения. Катерина уже не в состоянии жить по домостроевским правилам, она хочет воли, но у нее уже нет сил бороться с окружающими. Не случайно, кстати, появление сумасшедшей барыни на сцене, которое сопровождается ударами грома. Она предсказывает главной героине близкую гибель.
    Таким образом, гроза является толчком к развязке конфликта. Катерина очень испугалась слов барыни, ударов грома, приняв их за знак “свыше”. Она была очень эмоциональной и верующей натурой, поэтому просто не смогла жить с грехом на душе — грехом любви к чужому человеку. Катерина бросилась в пучину Волги, не выдержав страшного, тяжелого, подневольного существования, которое сковывало порывы горячего сердца, не смирившись с лицемерной моралью самодуров “темного царства”. Вот такие последствия имела гроза для Катерины.
    Надо отметить, что гроза является еще и символом любви Катерины к Борису, племяннику Дикого, потому что в их отношениях есть что-то стихийное, как и в грозе. Так же, как и гроза, эта любовь не приносит радости ни героине, ни ее возлюбленному. Катерина — замужняя женщина, она не имеет права изменять своему мужу, потому что дала клятву верности перед Богом. Но брак был совершен, и как ни старалась героиня, она не могла полюбить своего законного мужа, который не был способен ни защитить свою жену от нападок свекрови, ни понять ее. Но Катерина жаждала любви, и эти порывы ее сердца нашли выход в привязанности к Борису. Он был единственным обитателем города Калинова, который не вырос в нем. Борис был образованнее других, обучался в Москве. Он единственный, кто понимал Катерину, но помочь ей не мог, так как ему не хватало решимости. А любил ли Борис Катерину на самом деле? Скорее всего, нет. Очевидно, это было не столь сильное чувство, ради которого можно было пожертвовать всем. Об этом говорит и тот факт, что он оставляет Катерину совсем одну в городе, советует ей покориться судьбе, предчувствуя, что она погибнет. Свою любовь Борис променял на наследство Дикого, которого он никогда не получит. Тем самым Борис также является плоть от плоти калиновского мира, он взят этим городом в плен.
    Островский в своем произведении сумел показать изменения, происходившие в русском обществе в середине и второй половине XIX века. Об этом свидетельствует и название пьесы “Гроза”. Но если в природе после грозы воздух становится чище, происходит разрядка, то в жизни после “грозы” вряд ли что изменится, скорее всего, все останется на своих местах.



/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»


Смотрите также по произведению «Гроза»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза» Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»

    Пьеса «Гроза» появилась в печати в 1859 году, когда вся Россия ожидала отмены крепостного права. Современники произведения увидели в нем некий призыв к обновлению жизни. В своей пьесе А.Н. Островский выступил новатором в выборе сюжета и героев произведения. Он одним из первых обратился к проблемам патриархального «темного царства». Добролюбов так говорил о драме Островского: «…Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского… В «Грозе» есть что-то освежающее и ободряющее. Это «что-то и есть, по нашему мнению, фон пьесы, указанный нами и обнаруживающий шаткость и близкий конец самодурства…» Центральное место в произведении занимает конфликт представителей «темного царства» и их жертв.

    Название пьесы — «Гроза» — безусловно, очень символично. Этому природному явлению посвящено практически все четвертое действие произведения. Впервые слово «гроза» мелькнуло в сцене прощания с Тихоном. Он говорит: « …Недели две никакой грозы надо мной не будет». Тихон, уезжая на ярмарку, стремится избавиться от страха, бессилия и зависимости.

    Гроза, обычное природное явление, вызывает у жителей Калинова природный, дикий ужас. Это страх, нагоняемый самодурами, страх возмездия за грехи. Калиновцы считают грозу нечто сверхъестественным, данное им как наказание. И лишь один механик-самоучка Кулигин не боится грозы. Он пытается вразумить толпу, говорит, что в этом явлении нет ничего сверхъестественного: «Ну, чего вы боитесь, скажите на милость! Каждая теперь травка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!…У вас все гроза!…Изо всего-то вы себе пугал наделали. Эх, народ. Я вот не боюсь». Во избежание несчастных случаев Кулигин предлагает горожанам сделать громоотвод. Но сам он прекрасно понимает, что жители Калинова просто не услышат его — они слишком привыкли бояться и во всем искать угрозу и опасность для себя. Дикой выражает мнение всех жителей города: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли?»

    У каждого в городе есть своя гроза. И Катерина панически боится грозы, ожидая ее как справедливого наказания от Бога. По ее мнению, гроза была предвестником высшего возмездия за ее грехи: «Всякий должен бояться. Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть вдруг застанет, какая ты есть, со всеми твоими грехами…»

    Полюбив Бориса и изменив мужу, Катерина, как человек глубоко религиозный, не может найти успокоения. Не выдержав давления собственной совести и гнета окружающих, она решается на самый тяжкий грех – самоубийство.

    Борис, племянник Дикого, искренне полюбил Катерину. В нем, как и в его возлюбленной, есть душевная чистота. Но, как человек, смирившийся со своим духовным рабством, этот герой не способен на активные действия. А Катерина, как светлая, мечтательная душа, не может существовать в чуждом ей, удушливом, темном обществе. На мой взгляд, даже если бы Борис увез Катерину из Калинова, судьба ее сложилась бы трагично. Она не смогла бы жить под тяжестью груза своего греха.

    Гроза присутствует и в жизни других жителей города. Для Кабановой и Дикого гроза появляется в лице Кулигина и Катерины. Эти герои свидетельствуют о том, что близятся перемены, которые косные люди Калинова отказываются принимать. Дикой и Кабаниха не знают, как укрыться от грозы, подсознательно боясь грядущих перемен. Кабаниха — это воплощение деспотизма и ханжества. Она поедом ест своих ближних, докучает им жалобами и подозрениями.
    Кабаниха и не скрывает, что хочет иметь неограниченную и полную власть над ними. Все старое для нее хорошо, все молодое и новое для нее плохо. Марфе Кабановой кажется, что если рухнут старые устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
    Дикой в пьесе изображен ограниченным самодуром, который бросается на всех, как собака. Постоянная брань этого героя – форма его самоутверждения, а, кроме того, оборона от всего враждебного и непонятного.

    Я думаю, что невозможно долго существовать на земле с такими представлениями о мире, какие были у калиновцев. Только в невежественном, темном, необразованном обществе могла пользоваться уважением и почетом странница Феклуша со своими байками про чудные страны на свете, «где все люди с песьими головами…за неверность…»
    Эта героиня является заступницей «темного царства». Феклуша угадывает желание сильных и с лестью утверждает: «Нет, матушка, — говорит Феклуша Кабанихе, — оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хотя бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно».

    В жизни Тихона Кабанова — своя гроза: сильное давление и страх перед матерью, измена и смерть жены. Любовь, сыновнее и материнское чувство не существуют в «темном царстве» Калинова, они вытравлены произволом и ханжеством, бездушием. И только у трупа Катерины Тихон осмеливается перечить матери и даже обвиняет ее в смерти жены.

    Я считаю, что для понимания трагической природы «Грозы» многое дает название этой пьесы. Гроза символически выражает идею произведения и непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы. У каждого героя пьесы своя нравственная «гроза». Грядут перемены. Они неизбежны, потому что их требует время и новые люди, которым стало тесно в душном «темном царстве» самодуров.


0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Смысл названия пьесы А. Н. Островского «Гроза»


Смотрите также по произведению «Гроза»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Островский пьеса Гроза — краткое содержание по действиям

e2c420d928d4bf8ce0ff2ec19b371514

e2c420d928d4bf8ce0ff2ec19b371514

Начало XIX века. Город Калинов, стоящий на крутом берегу Волги.

 

   В первом действии пьесы читатель видит общественный городской сад. Здесь беседуют между собой приказчик купца Дикого Кудряш, механик-самоучка Кулигин и мещанин Шапкин. Речь идет  о характере Дикого – своенравном, жестоком и беспощадном. Тут же появляется Борис, приехавший в Калинов из Москвы. Его родители умерли, и он прибыл к Дикому, чтобы получить от того свою долю наследства, оставленного бабушкой Бориса. Только у завещания есть одно условие – наследство достанется Борису, если он будет почтительно вести себя по отношению к Дикому. Кудряш, Кулигин и Шапкин говорят Борису, что в этом случае он никакого наследства никогда не получит. 

   В саду появляется странница Феклуша, которая хвалит Калинов и особенно дом Кабановых. Кулигин объясняет ему, что Кабанова – это богатая купчиха, которая никогда не забывает подать нищим, а вот своим домашним никакой жизни не дает. В это время входит и сама Кабанова. Вместе с ней ее сын Тихон, дочь Варвара и жена Тихона Катерина. Она за что-то ругает их, а потом уходит, позволив им погулять на берегу реки. Варвара  разрешает Тихону отправиться в гости, а сама остается с Катериной и заводит разговор про ее отношения с Тихоном. Катерина открывает ей свою тайну, говорит, что она чувствует себя как-то странно, ей хочется раскинуть руки и полететь. Варвара догадывается, что Катерина влюблена, и предмет ее любви вовсе не муж. Зная, что Тихон на днях должен уехать, Варвара обещает Катерине устроить ей свидание с ее любимым. Катерина в ужасе, а тут еще входит безумная барыня, которая грозит Катерине адскими мучениями. Катерина зовет Варвару пойти скорее домой и помолится перед образами.

Во втором действии перед читателями предстает дом Кабановых. Тихон собирается в дорогу. Катерина просит Тихона не оставлять ее дома, клянется ему в верности, но Тихон не прислушивается к ее словам и уезжает. Варвара идет на прогулку, передает Катерине привет от Бориса и говорит, чтобы Катерина сказала, что будет спать вместе с Варварой в саду в беседке. Она дает Катерине ключ от садовой калитки и та, поколебавшись, убирает его в карман.

 

   В следующем действии мы видим скамейку около дома Кабановых. Варвара встречается со своим возлюбленным — Кудряшом и, видя Бориса, велит тому ждать у калитки сада. К Борису выходит Катерина. Она не в силах противостоять тем чувствам, которые они испытывает к Борису

   Четвертое действие показывает улицы Калинова. Все действие собирается гроза, которая и начинается ближе к концу действия. На галерее сталкиваются Варвара и Борис. Варвара сообщает Борису, что вернулся Тихон, и Катерина может признаться ему в своей измене. Борис испуган и просит Варвару удержать Катерину от этого шага. Тут же входит и сама Катерина вместе с мужем и свекровью. В галерее собирается народ – на улице началась гроза. Катерина ждет, что ее за измену ударит молния. Вновь входит безумная барыня, грозящая ей страшными муками. Катерина не выдерживает и признается мужу и свекрови в своих отношениях с Борисом.

 

   Пятое действие вновь приводит читателя на высокий берег Волги. Тихон рассказывает Кулигину о том, что случилось в его семье. Кулигин говорит ему о том, что он мог бы простить жену, но Тихон  не считает это возможным, и не потому, что сам Тихон этого не хочет, он на самом деле очень трепетно относится к Катерине, не может и думать о наказании для нее – на этом  настаивает его мать, а ее слово для Тихона – закон. Входит горничная Кабановой Глаша и сообщает, что Катерину не могут найти. Тихон идет ее искать. Входит Катерина. Она говорит о своих страданиях и зовет Бориса. Появляется Борис. Он говорит Катерине, что Дикой отправляет его в Сибирь. Катерина умоляет его не оставлять ее в Калинове, взять с собой, но он отказывает – да она и сама понимает, что это невозможно. Они прощаются. Катерина с ужасом говорит  о том, что ее жизнь продолжается. Она уходит, а на сцене появляется много народу, среди них и Тихон, и его мать. Разносится крик о том, что женщина бросилась в Волгу. Тихон хочет бежать, но мать его не отпускает. Входит Кулигин, он несет на руках тело Катерины. Тихон со слезами бросается к Катерине. Он уже не слушает мать, обвиняет именно ей во всем, что произошло. Пьеса заканчивается его словами: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

szhato.ru

Смысл названия драмы «Гроза» Гроза Островский А.Н. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения




Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!


/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Смысл названия драмы «Гроза»

    Название драмы Островского “Гроза” играет большую роль в понимании этой пьесы. Образ грозы в драме Островского необычайно сложен и многозначен. С одной стороны, гроза — непосредственный участник действия пьесы, с другой стороны — символ идеи этого произведения. Кроме того, образ грозы имеет столько значений, что освещает почти все грани трагической коллизии в пьесе.
    Гроза играет важную роль в композиции драмы. В первом действии — завязка произведения: Катерина говорит Варваре о своих мечтах и намекает на свою тайную любовь. Почти сразу после этого надвигается гроза: “… вон никак гроза заходит…”
    В начале четвертого действия тоже собирается греза, предвещая трагедию: “Уж ты помяни мои слова, что эта гроза даром не пройдет…”
    А разражается гроза только в сцене признания Катерины — в кульминации пьесы, когда героиня говорит о своем грехе мужу и свекрови, не стыдясь присутствия других горожан.
    Гроза непосредственно участвует в действии как реальное явление природы. Она влияет на поведение персонажей: ведь именно во время грозы Катерина признается в своем грехе. Даже говорят о грозе, как о живой (“Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?”, “А так на нас и ползет, так и ползет, как живая!”).
    Но гроза в пьесе имеет и переносное значение. Например, Тихон называет грозой ругань, брань и выходки своей матери: “Да как знаю я теперича, что недели две никакой грозы надо мной не будет, кандалов этих на ногах нет, так до жены ли мне?”
    Примечателен и такой факт: Кулигин — сторонник мирного искоренения пороков (он хочет высмеять дурные нравы в книге: “Я было хотел все это стихами изобразить…”). И именно он предлагает Дикому сделать громоотвод (“дощечку медную”), который служит здесь аллегорией, ведь мягкое и мирное противостояние порокам путем их обличения в книгах — это своеобразный громоотвод.
    Кроме того, воспринимается гроза всеми персонажами по-разному. Так, Дикой говорит: “Гроза-то нам в наказание посылается”. Дикой заявляет о том, что люди должны бояться грозы, а ведь его власть и самодурство основаны именно на страхе людей перед ним. Свидетельство тому — судьба Бориса. Он боится не получить наследство и поэтому покоряется Дикому. Значит, Дикому выгоден этот страх. Он хочет, чтобы все боялись грозы, как и его самого.
    А вот Кулигин относится к грозе иначе: “Каждая теперь травинка, каждый цветок радуется, а мы прячемся, боимся, точно напасти какой!” Он видит в грозе живительную силу. Интересно, что не только отношение к грозе, но и принципы Дикого и Кулигина разные. Кулигин осуждает образ жизни Дикого, Кабановой и их нравы: “Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!..”
    Так образ грозы оказывается связан с раскрытием характеров персонажей драмы.
    Катерина тоже боится грозы, но не так, как Дикой. Она искренно верит в то, что гроза является карой божьей. Катерина не рассуждает о пользе грозы, она боится не наказания, а грехов. Ее страх связан с глубокой, сильной верой и высокими нравственными идеалами. Поэтому в ее словах о боязни грозы звучит не самодовольство, как у Дикого, а скорее раскаяние: “Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми…”
    Сама героиня тоже напоминает грозу. Во-первых, тема грозы связана с переживаниями, душевным состоянием Катерины. В первом действии собирается гроза, будто предвестие трагедии и как выражение смятенной души героини. Именно тогда Катерина признается Варваре, что любит другого — не мужа.
    Гроза не потревожила Катерину во время свидания с Борисом, когда она почувствовала вдруг себя счастливой. Гроза появляется всякий раз, когда бури бушуют в душе самой героини: сказаны слова “С Борисом Григорьевичем!” (в сцене признания Катерины) — и вновь по ремарке автора раздается “удар грома”.
    Во-вторых, признание Катерины и ее самоубийство было вызовом силам “темного царства” и его принципам (“шито-крыто”). Сама любовь, которую Катерина не стала скрывать,
    ее стремление к свободе — это тоже протест, вызов, прогремевший над силами “темного царства”, словно гроза. Победа Катерины в том, что пойдут слухи о Кабанихе, о роли ее в самоубийстве невестки, не удастся скрыть правду. Даже Тихон начинает слабо протестовать. “Вы ее погубили! Вы! Вы!” — кричит он матери.
    Итак, “Гроза” Островского производит, несмотря на свою трагичность, освежающее, ободряющее впечатление, о котором говорил Добролюбов: “…конец (пьесы)… кажется нам отрадным, легко понять почему: в нем дан страшный вызов самодурной силе…”
    Катерина не приспосабливается к принципам Кабановой, она не захотела лгать и слушать чужую ложь: “Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь…”
    Гроза тоже не подчиняется ничему и никому — она бывает и летом, и весной, не ограничиваясь временем года, как осадки. Недаром во многих языческих религиях главным богом является громовержец, повелитель грома и молнии (грозы).
    Как и в природе, гроза в пьесе Островского соединяет в себе разрушительную и созидательную силу: “Гроза убьет!”, “Не гроза это, а благодать!”
    Итак, образ грозы в драме Островского многозначен и неодносторонен: он, символически выражая идею произведения, вместе с тем непосредственно участвует в действии. Образ грозы освещает практически все грани трагической коллизии пьесы, поэтому смысл названия становится так важен для понимания пьесы читателями.



/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Смысл названия драмы «Гроза»


Смотрите также по произведению «Гроза»:


Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *