Михаил Ломоносов: биография, фото, личная жизнь
Скрыв свое крестьянское происхождение, Михаил Ломоносов получал образование в лучших университетах XVIII века. Он изучал самые разные науки и сделал множество открытий, писал ученые труды и преподавал в академиях. Ломоносов стал автором многих изобретений и разработал план создания первого в России университета. По его инициативе появился Московский университет, в котором могли учиться представители всех сословий.
«За утверждение наук в отечестве»
Михаил Ломоносов родился в деревне Мишанинской Архангелогородской губернии. Отец владел небольшим судном, на котором перевозил государственные и частные грузы, рыбачил и охотился. С детства Ломоносов помогал отцу и быстро всему учился — он должен был продолжить семейное дело.
Грамоту мальчик начал изучать поздно, в 12 лет. Первым его наставником стал Иван Шубный — отец известного скульптора Федота Шубина (при рождении — Федота Шубного). Потом с Ломоносовым занимался дьяк Семен Сабельников, один из лучших учеников подьяческой и певческой школы при холмогорском архиерейском доме. Учеба давалась Ломоносову легко, и вскоре он стал одним из лучших чтецов в местной церкви.
Алексей Васильев. Юноша Ломоносов в Москве. 1957. Изображение: cultnord.ru
Николай Кисляков. Юноша Ломоносов на пути в Москву. 1951. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Константин Рудаков. Юноша Ломоносов-студент. 1945. Изображение: cultnord.ru
Юный Ломоносов понимал, что «для приобретения большого знания и учености требуется знать язык латинский», которому можно научиться в Москве, Киеве или Петербурге. Поэтому хотел перебраться в один из этих городов. Отец с мачехой не поддерживали его стремления: в то время занятия наукой не приносили ни богатства, ни славы. Они хотели поскорее женить сына, надеясь, что семейные хлопоты выбьют из него «дурь». Но Михаил Ломоносов решил уехать из родного села в Москву — учиться.
В декабре 1730 года Михаил Ломоносов сбежал из дома и отправился вместе с рыбным обозом в Москву. Добрался через три недели и поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Учился прилежно, поэтому уже через полгода его перевели из нижнего класса во второй, и в том же году — в третий.
Занятия в московской академии дали Ломоносову гуманитарное образование. Чтобы изучить естественные науки, он отправился в Киево-Могилянскую академию. Но, пробыв там всего несколько месяцев, молодой ученый вернулся в Москву. Отсюда Ломоносова направили в университет при Академии наук в Петербурге, где он и занялся естественными и техническими науками.
«Европейский ученый» Михаил Ломоносов
Василий Петров. Михаил Ломоносов перед Академией наук. 1959. Изображение: cultnord.ru
Линогравюра Николая Наговицына. Ломоносов в химической лаборатории. 1958. Изображение: cultnord.ru
Христиан-Альберт Вортман, Этьен Фессар. Портрет Михаила Ломоносова. 1757. Изображение: hrono.ru
В 1736 году в числе лучших студентов Михаил Ломоносов отправился в Германию — изучать физику, химию, металлургию, горное дело. Кроме естественных наук, он занимался иностранными языками, танцами, рисованием, литературой и фехтованием. За границей Ломоносов проучился пять лет: здесь он создал несколько научных работ, перевел сочинения иностранных академиков, написал первые стихотворения на русском языке.
В 1740 году ученый решил вернуться в Россию, но по дороге его схватили и завербовали в прусскую армию. Прослужив несколько недель, Ломоносов дезертировал. Возвратиться на родину ему удалось лишь через год.
В Петербурге ученый написал две диссертации. За научные труды он получил должность адъюнкта Физического класса Санкт-Петербургской Академии наук: теперь Ломоносов мог участвовать в работе Академического собрания и самостоятельно заниматься наукой. К 34 годам ученый написал четыре новые диссертации и решил просить о том, чтобы его назначили профессором Академии. Собрание академиков одобрило труды ученого, и он получил звание профессора химии. Ломоносов стал преподавать в университете, печатать научные трактаты на латинском языке, читать публичные лекции по физике. Параллельно он занимался литературным творчеством — писал стихи о государственных событиях. Вскоре финансовое положение ученого улучшилось, он получил дом, а чуть позже на казенные деньги во дворе этого дома возвели первую в России химическую лабораторию.
В 1748 году Михаил Ломоносов начал редактировать переводы книг, которые печатались при Академии наук, и переводы заметок в газете «Санкт-Петербургские ведомости». Ученый уделял внимание не только распространению зарубежных трудов, но и развитию отечественной науки. Он создал «Риторику», которая стала первым учебным пособием мировой литературы на русском языке. В это же время Ломоносов выступил с «Похвальным словом императрице Елизавете Петровне», за которое получил чин коллежского советника.
«Ломоносов, являясь европейским ученым, никогда не переставал быть русским; он был им до мозгу костей, и напротив потому только и занял он такое видное место среди европейских ученых, то есть место самостоятельного деятеля в науке, что был как непосредственно, так и сознательно, вполне русским, что верил неколебимо и безгранично в права русской народности…»
«Он сам был нашим первым университетом»
Леонид Миропольский. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1787. Музей М. В. Ломоносова в Кунсткамере, Санкт-Петербург
Николай Кисляков. Портрет Михаила Ломоносова. 1963. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Франц Рисс. Портрет Михаила Ломоносова. Копия портрета работы Георга Преннера. 1800-е. МГУ имени М.В. Ломоносова
В 1751 году Михаил Ломоносов выступил в Публичном собрании со «Словом о пользе химии», где фактически провозгласил физику и химию единой наукой. Ученый призывал изучать их вместе: «Я не токмо в разных авторах усмотрел, но и собственным искусством удостоверен, что химические эксперименты, будучи соединены с физическими, особливые действия показывают». Он впервые стал читать студентам курс по «истинной физической химии».
В этот же год в своей химической лаборатории Ломоносов разработал технологию изготовления цветных прозрачных и непрозрачных стекол для бусин, бисера и мозаичных картин. Через два года он начал строить фабрику для производства цветного стекла.
Научную деятельность Михаил Ломоносов совмещал с общественной. Он разработал план по созданию университета в Москве, и в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала соответствующий указ о его учреждении. Так начала свое становление система высшего образования в России. Михаил Ломоносов заложил ее основы: доступность, автономность, фундаментальность, междисциплинарность, связь университета со средней школой.
«Ломоносов был великий человек. Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».
Ломоносов продолжал трудиться в Петербургской Академии наук. В 1757 году его назначили советником Академической канцелярии в Петербурге. В этом же году ученый издал свой главный труд по филологии — «Российскую грамматику». В ней Ломоносов впервые разделил русский и церковнославянский языки, изложил законы и формы русского языка, классифицировал диалекты. Годом позже выпустил специальное исследование «О пользе книг церковных в российском языке», посвященное учению о литературных «штилях».
Алексей Кившенко. Михаил Ломоносов показывает Екатерине II в своем рабочем кабинете собственные мозаичные работы. 1880. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
Петр Борель. Посещение Михаила Ломоносова императрицей Екатериной II. Конец XIX в. Изображение: cultnord.ru
Иван Федоров. Императрица Екатерина II у Михаила Ломоносова. 1884. Историко-мемориальный музей М.В. Ломоносова
К началу 1960-х годов ученый управлял Историческим собранием, Географическим департаментом, гимназией и университетом при Академии наук. Одновременно он занимался науками практически: начал составлять Большой атлас Российской империи наук, разработал атомно-корпускулярную теорию строения вещества, объяснил физическую природу цветового зрения и природу космических тел. Также Ломоносов создал «Слово о рождении металлов от трясения земли», в котором предположил, что каменный уголь произошел из торфяника при участии подземного огня, а его классификация землетрясений — до сих пор ведущая в науке. В своей работе «Рассуждение о большей точности морского пути» ученый объяснил, почему нужно создать по всему миру самопишущие метеорологические обсерватории.
В 1764 году он представил «Краткое описание разных путешествий по Северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Ост-Индию», на основе которого был составлен маршрут экспедиции для поиска пути в Индию через северные моря. Сам Ломоносов помогал ее организовать: изобрел «ночезрительную трубу» — большой перископ для обзора местности. Однако и первая, и последующая попытки экспедиций пробиться сквозь льды были безуспешными.
С восшествием на престол Екатерины II положение Михаила Ломоносова пошатнулось: он был слишком предан умершей Елизавете Петровне. Однако позже новая императрица оценила его научные труды и пожаловала Ломоносову чин статского советника.
Михаил Ломоносов умер в 1765 году. Похоронили ученого на Лазаревском кладбище Александро-Невского монастыря.
Виктор Садовничий
2011
26 мин
Виктор Садовничий
2012
44 мин
www.culture.ru
Михаил Васильевич Ломоносов — Циклопедия
Михаил Васильевич Ломоносов Михаил Васильевич Ломоносов // Телепередача «Семь дней истории» [9:29] Михаил Ломоносов. Спаситель человечества. Документальный фильм [46:04]Михаил Васильевич Ломоно́сов
Первый русский член Петербургской Академии наук (1745)[6]. Создатель физической химии. Установил закон сохранения вещества и движения (один из первых вариантов закона сохранения энергии).
С его подачи был открыт Московский университет[7].
В 1761 году Ломоносов впервые установил, что Венера имеет атмосферу[8]. Он также возродил в стране искусство мозаики и занимался отечественной историей[9].
При жизни М. В. Ломоносов был известен современникам прежде всего как поэт, а как естественник был малопризнан, однако со временем восприятие его изменилось до наоборот [10].
«Испытание натуры трудно, однако приятно, полезно, свято»[11].
Родился в зажиточной семье помора беломорского крестьянина-рыбака (однако утверждение о «поморстве» Ломоносова считается сомнительным[12]). С 10 лет Ломоносов ходил с отцом в море.
Обучившись грамоте пристрастился к книгам, что особенно ожесточало к нему мачеху, на которой женился его отец в 1724 году, и которая его невзлюбила[13].Надо переписать это предложение
В 1730 году Ломоносов ушёл в Москву, где вскоре, подделав документы и выдав себя дворянского происхождения, был зачислен учеником в Славяно-греко-латинскую академию — первый в России вуз, существовавший к тому времени уже почти полвека. Приходилось ему в то время претерпевать бедность. В академии в 1935 году Ломоносов попал в число лучших учеников, отобранных для определения в Петербургскую Академию наук, в которой в 1736 году он был представлен и зачислен в существовавший при ней Академический университет. Это был первый российский университет, насчитывавший к тому времени десятилетие своего существования; обучались там тогда лишь немногие. Впоследствии Ломоносов станет ректором Академического университета. Во время непродолжительной учёбы в университете Ломоносов успел выказать особую склонность к экспериментальной физике, химии и минералогии.
В том же 1736 году Ломоносов был направлен на учёбу в Германию, и до 1739 года обучался в Марбургском университете под руководством знаменитого учёного и философа Х. Вольфа, а в 1739-40 гг. учился во Фрайберге. Год он провёл в путешествиях, побывал в Голландии. В Германии он во многом сформировался как учёный[14].
Возвращаясь на родину в 1940 году он попал в прусские рекруты, однако вскоре бежал и на следующий год добрался до Санкт-Петербурга.
В том же 1941 году он был направлен к профессору ботаники и естественной истории И. Амману для изучения естествознания. В 1742 году стал адъюнктом физического класса Академии наук. За недостойное поведение при академических распрях (между «русской» и «немецкой» партиями) попал под домашний арест, освобождён в 1744 году[15]. И в последующем Ломоносов будет выступать против выходцев «немецкой» партии[16].
В 1745 году избран профессором химии (академиком) Петербургской Академии наук. С присвоением профессорского звания он получил дворянский статус. В 1748 году основал химическую лабораторию.
В 1749 году в торжественном собрании Академии наук имеет большой успех его «Слово похвальное императрице Елизавете Петровне», Ломоносов начинает пользоваться вниманием при Дворе, сближается с фаворитом императрицы И. И. Шуваловым[17], будущим основателем Московского университета и Академии художеств.
В 1753 году учреждает фабрику мозаики. В 1754 году оставил кафедру химии и оказался без лаборатории. Из-за чего ему пришлось оборудовать собственную — у себя дома.
Под его влиянием в 1755 году был открыт Московский университет[18], которому в 1940 году будет присвоено его имя.
В 1757 году Ломоносов получил новый статский чин — коллежского советника. В том же году Синод потребовал приостановить научную деятельность Ломоносова, призвавшего «особливо не ругать наук в проповедях».
Также в том году в Типографии Московского университета было издано собрание его сочинений.
В 1758 году назначен главой Географического департамента Петербургской Академии наук.
Скончался у себя дома от воспаления лёгких. Незадолго до кончины его посетила императрица Екатерина[19]. Похоронен на Лазаревском кладбище.
Академик Петербургской Академии наук (1745). Почётный член Королевской Шведской академии наук (1760), петербургской Академии художеств (1763), Академии наук Болонского института (1764).
Женился Ломоносов на немке в 1739 году во время своей учёбы в Германии, в том же году у него появилась дочь, а в 1941 году — сын, в 1749 году — дочь Елена (единственная пережила отца)[20].
- Память
Имя Ломоносова носят МГУ, его именем названы город (бывш. Ораниенбаум), подводный хребет в Северном Ледовитом океане, возвышенность на острове Западный Шпицберген, кратер на обратной стороне Луны и др.
В 1956 году Академия наук СССР учредила Большую золотую медаль им. Ломоносова, присуждаемую за выдающиеся достижения в области естественных и гуманитарных наук.
«Ломоносов страстно любил науку, но хотел служить не чистой науке, а только Отечеству», — писал Н. Чернышевский[21].
А. С. Пушкин писал: «Уважаю в Ломоносове великого человека… Между Петром I и Екатериною II он один является самобытным сподвижником просвещения, он создал первый университет; он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом». «Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшей страстью сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник», — также отмечал Пушкин
Эйлер называл его работы превосходными[23].
- Неусыпный труд препятствия преодолевает.
- Российское могущество прирастать будет Сибирью.
[править] Интересные факты
- Однажды — уже академик — Ломоносов в одиночку скрутил троих напавших на него уличных грабителей[24].
- В своём трактате «О размножении и сохранении российского народа» Ломоносов предлагал мирянам запретить принятие монашества до 45-50 лет[25]. Там же он предлагал устранить вредный обычай крестить младенцев в холодной воде. Также он доказывал, что великий пост у нас приходится «в самое нездоровое время года, что здесь не принята в соображение жестокая природа севера»[26].
cyclowiki.org
Михаил Васильевич Ломоносов — Читать онлайн биографию, фото
В 1731 г. с далекой северной окраины из-под Архангельска прибыл в Москву получать образование сын поморского крестьянина-рыбака Михайло Ломоносов, которому суждено было сыграть колоссальную роль в развитии отечественной науки и литературы. Он заложил основы русского литературного языка, довел до конца и преобразование нашего стихосложения, начатое Тредиаковским. В творчестве Ломоносова наша словесность впервые начала становиться художественной литературой в полном смысле слова. Ломоносов явился основоположником и корифеем высокого «витийственного» классицизма.
Великовозрастный ученик
М.В. Ломоносов. Портрет работы неизвестного художника. 1750-е гг.
Замечательная биография Ломоносова хорошо известна. С детства проявилась в нем страсть к учению. Самоучкой он освоил начала арифметики и церковно-славянской грамматики. В Москве поступил в Славяно-греко-латинскую академию и, невзирая на бедность и насмешки однокашников над двадцатилетним учеником-переростком, который «пришел латине учиться», за год освоил курс трех классов. Затем его отправили в Петербург, в университет при Академии наук, а оттуда — завершать образование в Германию.
За границей Ломоносов изучает философию, иностранные языки, точные науки, в том числе горное дело. Овладев всеми достижениями современной мысли в самых разных областях, он вернулся в Россию, чтобы работать в Академии наук. Он осуществил ряд важнейших открытий в химии, физике, астрономии, занимался историей и филологией, вел обширную переписку с учеными разных стран. В 1755 г. Ломоносов добился открытия Московского университета.
Поэтическая теория и практика
Основной жанр поэзии Ломоносова — торжественная ода; ее главная тема — величие России, вошедшей в семью европейских народов. Произведения этого жанра посвящались важнейшим государственным событиям: «на день восшествия» на престол, рождению наследника или победам в сражениях. Отсюда — возвышенный стиль од Ломоносова, характеризующийся обилием метафор, гипербол, эпитетов, олицетворений обращений и вопросов.
Московский государственный университет им. Ломоносова. Здание на Маховой улице.
Создавая канон русской оды, Ломоносов утверждал господство четырехстопного ямба, десятистрочную строфу, определенный характер рифмовки. Первая ода Ломоносова — «На взятие Хотина» (1739) — была практическим подтверждением провозглашенных в «Письме о правилах российского стихотворства» принципов русского стихосложения. Силлабо-тоническая система объявляется Ломоносовым «природной», а основным признаком русского стиха называется не постоянное количество слогов в строке, а повторение одних и тех же комбинаций ударных и безударных слогов. Основным размером русской поэзии Ломоносов считал ямб.
Разрабатывая систему литературных жанров, Ломоносов в «Предисловии о пользе книг церковных в российском языке» (1757) излагает учение «о трех штилях», согласно которому высокий, средний и низкий «штили» соответствуют существующим в русском языке трем родам «речений». К первому роду относятся церковнославянские и русские слова («Бог, слава, рука»), ко второму — редко употребляющиеся, но понятные «грамотным людям» церковнославянские слова («отверзаю, Господень, насажденный»). К третьему-только русские слова («говорю, ручей, который»). Высокий стиль «составляется» из «речений» как первого, так и второго рода и используется при создании героических поэм, од и «прозаических речей о важных материях». Средний «штиль» «состоять должен» из «речений» первого и третьего рода и применяется при написании трагедий, стихотворных дружеских писем, сатир и элегий. «Низкий штиль принимает речения третьего рода» и используется в комедиях, эпиграммах, песнях и письмах.
Заслуги Ломоносова были высоко оценены его современниками и потомками: «Русский язык обязан ему правилами, стихотворство и красноречие — формами, тот и другие — обзацами» (А.А. Бестужев-Марлинский).
tululu.org